Задания по сказке иван царевич и серый волк 3 класс

Тест №2 по сказке «Иван-царевич и серый волк». 3 класс

Ф.И. _________________________________________________________________

Вариант 1

1. Назови имя царя, у которого было 3 сына.

а) Балдуин б) Берендей в) Бердибек

2. Что росло в саду у этого царя?

а) яблоня с красными яблоками  

б) яблоня с золотыми яблоками

в) яблоня с волшебными яблоками

3. В каком порядке сыновья караулили сад?

а) младший, средний, старший

б) старший, средний, младший

в) старший, младший, средний

4. Как поступил Иван-царевич с Жар-птицей?

а) Поймал, но та встрепенулась и улетела.

б) Проследил за её действиями.

в) Хотел поймать её, да не успел опомниться.

5. Кто съел коня Ивана – царевича?

а) серый волк    

б) хитрая лиса    

в) лесной медведь

6. Установи соответствие (соедини линиями): кто из царей имел такие блага?

Далмат Жар-птица

Кусман златогривый конь

Афрон Елена Прекрасная

7. О чём сговорились старшие братья?

а) разбудить брата    

б) утопить брата    

в) убить брата

8. Кого попросил серый волк слетать за живой и мёртвой водой?

а) ворона

б) грача  

в) сороку

9. Что сделал серый волк с братьями  после того, как оживил Ивана – царевича?

а) забрал всё и привязал их к дереву

б) растерзал и клочки по полю разметал     

в) простил их и отпустил

10. Как поступил Иван-царевич с приобретениями?

а) всё отцу отдал

б) всё себе оставил

в) себе – невесту, отцу – Жар-птицу

Тест №2 по сказке «Иван-царевич и серый волк». 3 класс

Ф.И. ___________________________________________________________________

Вариант 2

1. Сколько сыновей было у царя?

а) один б) трое в) четверо

2. Что стало происходить в саду у царя?

а) Стали портиться и засыхать яблони.

б) Кто-то стал воровать апельсины.

в) Кто-то стал воровать яблоки.

3. Как удавалось не уснуть младшему сыну во время ночного караула?

а) Он периодически попивал чай.

б) Он умывался росой с травы.

в) Он пел песенки.

4. Кто воровал яблоки из царского сада?

а) Единорог

б) Сивка – Бурка          

в) Жар – птица

5. Какое задание дал царь своим сыновьям?

а) Найти и поймать Жар-птицу, наказав её.

б) Продолжать караулить сад в надежде на возвращение Жар-птицы.

в) Поездить по белу свету в поисках Жар-птицы.

6. Что стало с конём Ивана, когда братья поехали выполнять задания?

а) Он утонул в болоте.

б) Остались одни кости.

в) Он пропал и не нашёлся.

7. Что нельзя было делать Ивану, взяв с собой Жар-птицу?

а) дотрагиваться до клетки

б) доставлять Жар-птице боль

в) издавать шум

8. Что нельзя было делать Ивану при краже коня?

а) рвать уздечку

б) трогать уздечку

в) упускать коня из рук

9. Как звали дочь царя Далмата?

а) Елена Прекрасная

б) Василиса Прекрасная

в) Мария Прекрасная

10. Как поступил Иван-царевич с приобретениями?

а) всё отцу отдал

б) всё себе оставил

в) себе – невесту, отцу – Жар-птицу

Ответы:

1 вариант

1-б

2-б

3-б

4-а

5-а

6 Далмат- Елена Прекрасная

Кусман- златогривый конь

Афрон- Жар-птица

7-в

8-а

9-б

10-в

2 вариант

1-б

2-в

3-б

4-в

5-в

6-б

7-а

8-б

9-а

10-в

Литературное чтение, 3 класс

Урок 5. Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
  2. Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова к сказке.

Тезаурус

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет — это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Волшебный помощник – это сказочный персонаж, призванный помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.

Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

Художник-иллюстратор —  это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;

Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.

Лубо́к (лубочная картинка) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества.

Ключевые слова

Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. 1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.28-38
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 22-24
  3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
  4. Музыкальная фантазия. Виктор Васнецов. Сказка о сказочнике [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа : http://music-fantasy.ru/materials/viktor-vasnecov-skazka-o-skazochnike, свободный. — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем  об особенностях волшебной сказки; о художниках-иллюстраторах русских народных сказок;

Научимся  характеризовать героев сказки; соотносить иллюстрацию и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;

Сможем  рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Основное содержание урока.

  1. Перед нами замечательная русская народная волшебная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Почему волшебная? Давайте прочитаем её и найдем признаки волшебной сказки.

Волшебная сказка   всегда начинается с зачина.  Из зачина сказки об Иване–царевиче мы узнаем, что Иван-царевич был младшим из трёх сыновей царя Берендея. И у этого царя было сокровище – яблоня с золотыми яблоками.

Действие сказки начинается с того, что кто-то похищает золотые яблоки из сада царя.

Трое братьев по очереди стерегут сад, а потом отправляются на поиски похитителя яблок – Жар-птицы. Так начинаются волшебные испытания, которые необходимо пройти главному  герою.  Это – признак волшебной сказки.

 Троекратный повтор  — важный признак волшебной сказки. В нашей сказке этот приём встречается довольно часто: три сына у царя Берендея, три ночи караулят сыновья волшебную яблоню, три испытания проходит главный герой – Иван-царевич, три награды получает он в конце пути. Серый волк трижды меняет свой облик.

В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке положительный герой, конечно, Иван-царевич, ответственный, решительный, уважающий волю отца,  готовый признавать свои ошибки. Отрицательные герои – его  старшие братья, ленивые и завистливые обманщики, убили брата ради его добычи.

В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» происходят волшебные события.

Серый волк превращается  то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную.

Убитого братьями Ивана–царевича волк оживляет при помощи живой и мёртвой воды.

Большую роль в волшебных сказках часто играют волшебные помощники. Таким помощником для Ивана–царевича стал Серый волк, который  съел его коня. Узнав, зачем Иван-царевич отправился в путь, Серый волк пожалел его и стал помогать во всех испытаниях.

В волшебных сказках часто говорится о необыкновенных волшебных предметах. В нашей сказке это яблоня с золотыми яблоками,  Жар-птица, златогривый конь, живая и мёртвая вода.

Последовательность событий в сказке такова.

  — Жар-птица ворует яблоки из сада Берендея;

— Сыновья отправляются в путь на поиски Жар–птицы;

 — Коня Ивана съедает Волк,  который становится помощником Ивана;

 — Иван не смог украсть Жар-птицу, его послали за конём;

 — Иван не мог украсть коня, его послали за Еленой Прекрасной;

 — Волк помогает добыть Елену Прекрасную;

 — Волк помогает Ивану-царевичу оставить у себя всю добычу;

 — Братья убивают Ивана, Волк его оживляет и наказывает братьев.

 — Иван возвращается к отцу с невестой Еленой Прекрасной, златогривым конём и Жар-птицей.

В сказке  «Иван-царевич и Серый Волк» встречаются устаревшие слова и выражения, которые переносят нас в стародавние времена. Чтобы узнать их значение необходимо обратиться к словарю.

Мы видим и слова, характерные для русских народных сказок.  Например: жил–был; синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает; глаз не смыкал; пустился наутёк; долго ли коротко ли; служить верой и правдой; по белу свету  и другие. 

Концовка сказки ставит точку во всех происходящих событиях. Иван-царевич возвращается к отцу, выполнив его волю. Царь получает Жар-птицу, а Иван-царевич Елену Прекрасную в жёны: «… и стали они жить-поживать и горя не знать».

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» учит уважать волю родителей.  Учит, что добро всегда возвращается добром, а зло возвращается злом. Учит не быть жадным и слушаться мудрых советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не верить завистникам. Учит не быть ленивым. Учит, что  иногда необходимо уметь проявить хитрость, чтоб достичь цели.

Лучше понять смысл сказки помогают пословицы.  Например:

Долг платежом красен.

Без друга сирота, а с другом семьянин.

Дорога помощь вовремя.

Главная мысль сказки: благодаря мудрому другу можно добиться даже самой трудной цели.

Подведём итоги.

«Иван-царевич и Серый Волк» — волшебная сказка, поскольку  в ней с героями происходят волшебные события и испытания.

Налицо и признаки волшебной сказки:

1) зачин;

2) волшебные предметы;

3 волшебный помощник;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

  1. Волшебные сказки всегда привлекали художников–иллюстраторов своей яркостью и фантастичностью. Одним из наиболее известных иллюстраторов сказок является Иван Яковлевич Билибин. В 1899 году вышла книжка «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» с иллюстрациями И.Билибина.

Приступая к работе над иллюстрациями, художник поставил перед собой задачу, описать всё, как в сказке. Он тщательно изучал лубочное искусство, народную одежду, поэтому   рисунок  похож на лубочную картинку.

Давайте вглядимся в картину. Здесь изображён эпизод, когда главный герой садится на Волка, вернувшегося от царя Афона, где верный слуга Ивана-царевича был в образе королевны Елены Прекрасной. Мы видим, что Волк от усталости высунул язык, но готов продолжить путь для спасения своего хозяина и его возлюбленной.

Иллюстрация выполнена в пастельных тонах: бежевый, серый, коричневый, жёлтый. Яркими пятнами лишь выделяются красные сапоги царевича да колчан со стрелами. На заднем плане сквозь чащу спешит уж златогривый конь с Еленой Прекрасной.   Автор сочувствует волку, позы героев передают напряженность момента – ведь за ними возможна погоня.

Похожий фрагмент сказки изображён на картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке», написанной в 1889 году.

В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.

  По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг.        Измученная скачкой Елена Прекрасная   безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.

Серый волк быстро мчится вперёд.   Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.

Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. 

На примере иллюстраций И.Я. Билибина и В.М. Васнецова мы видим, как по-разному художники видят события и героев сказки.

 Несмотря на то что на картинах изображён сюжет из одного и того же произведения, они очень отличаются: цветами, насыщенностью, тоном, тенями, способом отражения действительности.

 Иллюстрация Ивана Билибина  более  сказочная и яркая.  Именно на этой картине можно найти отголоски народных традиций. Картина Виктора Васнецова   более реалистичная, не такая сказочная. Тона преобладают темные. Образы прорисованы тщательно и фотографически.

Разбор типового тренировочного задания

 Выбор элемента из выпадающего списка.

Вставьте пропущенные слова.

Стал кто-то золотые _______________(яблоки, груши, апельсины) воровать. Царь послал в сад_____________(караулы, наряды, армии). Никто не может уследить___________(молодца, девицу, похитника).

Ответ:

Стал кто-то золотые яблоки воровать. Царь послал в сад караулы. Никто не может уследить похитника.

Разбор типового контрольного задания

Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.

Расположите пункты плана сказки «Иван-царевич и Серый волк» в правильной последовательности.

1 вариант

Серый волк помогает Ивану-царевичу.

Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы.

Иван-царевич возвращается домой с добычей.

Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню.

Иван-царевич  встречает Серого волка.

2 вариант

Воскрешение Ивана и смерть его братьев.

Испытания Ивана–царевича.

Счастливое возвращение домой.

Похищение золотых яблок.

План волка и смерть Ивана–царевича.

Ответ

1 вариант

  1. Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню
  2. Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы
  3. Иван-царевич встречает Серого волка
  4. Серый волк помогает Ивану-царевичу
  5. Иван-царевич возвращается домой с добычей

2 вариант

  1. Похищение золотых яблок
  2. Испытания Ивана-царевича
  3. План волка и смерть Ивана-царевича
  4. Воскрешение Ивана и смерть его братьев
  5. Счастливое возвращение домой.

Урок по литературному чтению в 3 классе в МБОУ ООШ п.Алханчурт

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

«ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК»

Подготовила и провела:

учитель Бестаева Н. А.

24. 09. 2016 г.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК»

Цель: продолжить знакомить учащихся с русскими народными сказками. Задачи:

дать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста;

— развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;

— наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;

— развивать навыки осмысленного, выразительного чтения;

— воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку.

Оборудование: презентация с иллюстрациями к произведению, тесты

Ход урока

  1. Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

II. Самоопределение к деятельности. Сообщение темы и цели

— Вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если справитесь с загадкой:

Легенда, приданье народное,

Ребята её обожают,

Родители, если свободные,

Её тебе на ночь читают. (Сказка)

Звучит музыка «В гостях у сказки»

Сказка, сказка, прибаутка,

Рассказать ее не шутка,

Чтобы сказочка сначала,

Словно реченька, журчала,

Чтоб к концу ни стар, ни мал

От нее не задремал.

— На уроке мы познакомимся и проанализируем замечательную сказку «Иван-царевич и Серый волк». (Презентация прилагается)

III. Актуализация знаний

  1. — Докажите, что литературное произведение — это сказка. Что такое сказка?

Сказка это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

  1. — К какому виду относится эта сказка?

  1. — Почему она волшебная?

Признаки волшебной сказки

1. волшебный помощник (Серый волк, жар-птица)

2.предмет из золота (яблоки, клетка, уздечка)

3.Наличие числа 3 (3 испытания, 3 сына)

4) – Вспомните главных героев нашей сказки.

В сказках, и авторских, и народных, очень часто главным героем выступает волк. Попробуем вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою:

1.» Красная Шапочка»

-Кто автор сказки? Дать характеристику волку. ( Ш.Перро, волк злой, хитрый).

2.»Три поросёнка»… ( Ш.Перро, волк злой, хитрый).

3.»Волк и семеро козлят» (Русская народная сказка, волк злой, хитрый)

4.»Волк и лиса» (Русская народная сказка, волк добрый, отзывчивый)

— Вы обратили внимание, что только в одной сказке волк положительный герой? Как вы думаете, почему? – Можно ли волка заменить другим сказочным животным?

5) — Во многих русских народных сказках главного героя звали Иваном. Вспомним сказки с участием Иванушек:

1. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Русская народная сказка, Иванушка добрый, ласковый, непослушный)

2.»Иван Крестьянский сын и чудо-юдо» (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)

3.»Сивка — Бурка» (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)

— Что общего у героев сказок? (они добрые, помогают людям)

6) — Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях? (Серый волк помогает Ивану царевичу)

— Как вы думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом? (Хорошее отношение).

— Какие пословицы о хорошем отношении вы знаете? (Ответы детей, пример : Доброе слово и камень точит.

Плохо тому, кто добра не делает никому.

Физкультминутка.

IV. Проверка домашнего задания.

Учащиеся показывают выполненные ими рисунки и зачитывают отрывки из сказки, соответствующие рисункам.

V. Изучение нового материала.

  1. Работа над сказкой.

Вопросы на с.49 —

  1. Дополнительная работа.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию картины В. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке». (Презентация, слайд 1.)

– Знакома ли вам эта картина?

– Знаете ли вы, как называется картина, кто написал ее, кто на ней изображен?

– Каким изображен Иван?

– Какова Елена Прекрасная?

– Какие чувства испытываете вы, глядя на картину? ( Природа неотделима от судьбы героев. В одной картине призадумался густой лес, притих; а в другой лес дремучий, сказочный.)

– А вот как другой художник – И. Билибин – изобразил эти же события.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию картины И. Билибина «Иван-царевич и Серый Волк».

– Чем похожи обе картины?

– Каким настроением они проникнуты?

– Почему мы испытываем тревогу, когда смотрим на картины?

  1. Тест к сказке (Приложение1)

VI. Рефлексия..

— Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. (слайд 21)

— Чему научила вас эта сказка?

Рефлексия со смайликами.

Домашнее задание: перечитать сказку (с. 40-49), вопросы на с. 49 – 51.

Приложение 1.

Тест по сказке «Иван-царевич и Серый волк».

1. Назовите имя царя _____________________

2. По какой причине старший и средний сыновья не заметили похитников? __________________________________________________________________

3. Что делал младший сын, чтобы не уснуть? ________________________________________________________________

4. Что осталось в руке у Ивана от Жар-птицы в первый раз? ___________________________

5. Что случилось с конём Ивана-Царевича? _________________________________________

6. Кто говорит следующие слова: «Ай, срам, какой! Царский сын да пошёл воровать!»

___________________________________________

7. Каким образом Иван-Царевич оставил себе Елену Прекрасную?

_____________________________________________________________________

8. Как поступили старшие братья с Иваном-царевичем? ______________________________

9. Какая вода помогла Серому волку оживить Иван-царевича?

______________________________________________________

10. Как отблагодарил Иван волка за помощь? _____________________________________________________________

11. Вспомните конец сказки. _____________________________________________________________________

  • Задания по рассказу чехова мальчики
  • Задания по рассказу телеграмма паустовского
  • Задания по рассказу господин из сан франциско
  • Задания к сказке теремок 1 класс
  • Задания к сказке сестрица аленушка и братец иванушка