Задания сказка о царе салтане 3 класс школа россии

Конспект урока по литературному чтению на тему: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
3 класс. УМК «Школа России»

Тип урока:

открытие нового знания

Цель урока:

— познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта;

Планируемые достижения:

— умение пробудить интерес к чтению художественных произведений;
— умение выразительного чтения и поэтического слуха учащихся;

Формирование УУД:

Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные: Способность к самооценке.

Оборудование урока:

— портрет А.С. Пушкина;
выставка книг А.С. Пушкина;
рисунки учащихся к любимым героям сказок А.С. Пушкина.

Организация работы:

фронтальная, групповая, индивидуальная. 

План урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Постановка учебной задачи

4. «Открытие» нового знания

5. Физ. минутка

6. Первичное закрепление

7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

8. Итог (рефлексия учебной деятельности)

Список использованных источников:

— Литературное чтение. 3 класс, Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

— Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. – Ярославль, 1997.

— Ладченко А.Л. Использование пословиц на уроках // Начальная школа, 1997- №7.

— Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент (3 мин)

Цель:

— мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

— Встали красиво, выровнялись. Садитесь.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

— Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое?    ☺.

                У меня тоже такое настроение. Начнём наш урок.

         Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен                 уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: ☺. А теперь, вот такое: ☹. А сейчас, вот такое: 😐. (Дети несколько раз тренируются)

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Личностные: Самоопределение

(мотивация учения)

2. Актуализация знаний (5 мин)

Цель: 

— актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;

Игра «Собери сказку»
Задание по группам: из отдельных слов сложить полное название сказки
(слова написаны на отдельных карточках)Сказка 
о царе
Салтане
о сыне
его
славном
и могучем
богатыре
князе
Гвидоне
Салтановиче
и о прекрасной 
И
царевне
Лебеди

— Выразительное чтение отрывка несколькими учениками. Оценивают члены жюри (с каждого ряда).
— Докажите, что прочитанное произведение – сказка.

Назовите (прочитайте) повторы

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
А как речь- то говорит,
Словно реченька журчит.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана…

Задание по группам

Выразительное чтение отрывка несколькими учениками

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

3. Постановка учебной задачи

(4 мин)

Цель:        

— постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;

— уточнение и согласование темы урока;

— определение средства (алгоритм);

— формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;

— Ребята, вы любите путешествовать? А читать сказки?

— Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся со сказкой, которая называется «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

— Я хотела бы взять у вас интервью и узнать, что вы знаете об А.С. Пушкине и, что я ещё могу рассказать и показать вам.

— В каком городе родился А.С. Пушкин?

(А.С. Пушкин родился в Москве.)

— К какому роду принадлежала семья Пушкиных?

(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)

— Чем больше всего интересовались в этой семье?

(В этой семье интересовались литературой и театром.)

— На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?

(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.)

— Какую литературу любил Сергей Львович — отец Саши?

(Сергей Львович любил французскую литературу.)

— Что вы ещё знаете о Сергее Львовиче?

(Он собрал большую библиотеку, сочинял стихи на французском языке.)

— Кем был дядя А.С. Пушкина — Василий Львович?

(Дядя Пушкина был известным поэтом того времени.)

— Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей?

(Воспитанием и образованием занимались иностранцы — гувернёры.)

— Что вы знаете о маленьком Саше?

(Саша рано научился читать и делал это с большим удовольствием. Своё первое стихотворение сочинил он на французском языке.)

— Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа?

(Его бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна и крестьяне семьи Пушкиных.)

— Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет?

(В Царскосельский лицей.)

Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразили воображение мальчика.

Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных: дядька Никита, няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки, которые остались на всю жизнь в его памяти.

— Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и семье А.С. Пушкина.

Фронтальная беседе (интервью)

Регулятивные УУД:

Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей).

Прогнозирование.

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. «Открытие» нового знания

(10 мин)

Цель:

— реализация построенного проекта в соответствии с планом;

— фиксация нового способа действия в речи;

— фиксация преодоления затруднения;

— уточнение общего характера нового знания;

— В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи.

— Как они называются? (Устаревшие)

— На какие две группы, можно разделить эти слова? (Историзмы и архаизмы)

— В чём их различие? Приведите примеры слов.

— Значения некоторых слов нам понятны, а с другими значениями слов нам помогут разобраться словари.

(Толковый словарь Ожегова, этимологический словарь и словарь устаревших слов, на доске карточки со словами.)

Слова из первого отрывка сказки.

Молвить (говорить)

Крещёный мир (в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения)

Позадь забора (за забором)

К исходу сентября (к концу сентября)

Светлица (см. словарь Ожегова)

Сени (см. словарь Ожегова)

Красная девица (красивая)

— Почему слово «красный» обозначало «красивый»? На этот вопрос нам поможет ответить этимологический словарь.

Слова из второго отрывка сказки.

Аршин (см. учебник)

Гонец (см. словарь Ожегова)

Слова из третьего отрывка.

Сума (см. словарь устаревших слов)

Бояре (см. учебник)

— Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к сказкам?

(Иллюстрации помогают лучше представить то время, в котором жили сказочные герои Пушкина).

— Сейчас мы будем отвечать на вопросы по содержанию сказки и рассматривать иллюстрации.

Беседа по содержанию сказки

  • Как относится царь к жене, сыну? Почему вы так считаете?
  • Что заставило Гвидона превратиться в комары?
  • Как наказал свою тетку Гвидон?
  • Осуждает ли автор своего героя?
  • Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку?
  • В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?
  • О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз?
  • Как оказался князь Гвидоне у царя к третий раз?
  • О каком чуде рассказала повариха?
  • О каком чуде рассказала ткачиха?

Работа с устаревшими словами

Работа со словарями

Чтение первого отрывка

Чтение второго отрывка

Чтение третьего отрывка

Ответы на вопросы и рассматривание иллюстраций к сказке

Регулятивные УУД:

Целеполагание.

Планирование. Прогнозирование.

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5. Физ. минутка.

(2 мин)

О чем-то скрипнет половица,
И спице опять не спится;
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка…

6. Первичное закрепление

(5 мин)

Цель:

—  организовать закрепление знаний о видах одежды, составление таблицы;

1. Какие  выражения встречаются в сказке?

2. Кто и как был наказан в этой сказке? Прочтите строки.

3. Простил ли их автор? А вы бы простили? Или вам хочется изменить конец сказки?

Характеристика основных героев сказки

Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный. Его настроение меняется.


Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице.

— Как относится автор к царю?

  • Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать. (Отношение автора)
  • Царевна Лебедь – добрая, скромная, щедрая. (Отношение автора)

Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. (Отношение автора)

Характеристика основных героев сказки

Регулятивные УУД:

Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

(10 мин)

Цель:

 организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

— организовать фронтальную проверку и исправление ошибок;

Игра «Сказки перепутались»


Задание: найти строчки к подходящей сказке.

А

Князь Гвидон ей отвечает:

«Грусть-тоска меня съедает
Пуще прежнего старуха вздурилась
Не дает старику мне покою»
Князю Лебедь отвечает:
«Не печалься, ступай себе с богом…»

Б

В ноги он к старухе поклонился,

Молвил: «Государыня родная!
Выбрал я жену себе»
Старуха сидит под окошком
На чем свет стоит мужа ругает:
«Распроклятая ты, мошка!»В

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате
В дорогой собольей душегрейке,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотне перстни,
На ногах красные сапожки
На престоле и в венце
С грустной думой на лице.Г

Князь Гвидон тогда вскочил,

Громогласно возопил:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство»

1. Какой эпизод из сказки вам особенно понравился?

2. Есть ли у вас любимый герой?

3. Кто он? Почему он понравился?       (дети получили домашнее задание: сделать аппликацию к сказке/любимый герой, понравившийся эпизод. Показывают и рассказывают).

Каждая команда получает карточку

Регулятивные УУД:

Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном)

Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)

8. Итог

(рефлексия учебной деятельности)

(6 мин)

Цель:

— фиксация нового содержания, изученного на уроке;                                              — оценивание учащимися собственной  деятельности на уроке;

Дидактический материал
За островом Буяном.

Вспомни сказку А.С. Пушкина.

  1. Из трех девиц одна стала царицей, вторая – ткачихой. А третья?
  2. Молва о каких чудесах привела царя Салтана в царство его сына Гвидона?
  3. Наказал ли царь Салтан сватью бабу Бабариху и завистливых сестёр царицы?

Аннотация к сказкам «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде»— Итог, награждение грамотами «За активное участие»

Чему учит сказка?

— Какие чувства остались у вас после чтения сказки?

— Домашнее задание: Продолжить чтение сказки до стр. 266. Найти и выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя в работе словари.

— За работу на уроке оценки получают:

— Вы очень хорошо поработали, все молодцы!

 — Ребята, какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне на ваших смайликах.

Организация фиксирования нового знания

Награждение грамотами

Запись домашнего задания

Выставление оценок

РегулятивныеУУД:

Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном).

Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)

Технологическая
карта открытого  урока литературного чтения 3 класс УМК Школа России

(Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.)

  Выполнила:
учитель начальных классов  Доля Светлана Геннадьевна МОБУ СОШ 15

Тема урока:   А.С. Пушкин «Сказка
о царе Салтане,
, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче
и о прекрасной Царевне Лебеди».

Тип урока: «открытие» нового знания (изучение нового материала).

Образовательная технология : технология продуктивного чтения.

Цель урока: познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе
Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта.

Задачи:

— пробудить интерес к чтению художественных произведений;

— развивать умение выразительного чтения и поэтического слуха
учащихся;

 — учить учащихся наблюдать,
думать, выразительно и осмысленно  читать,  передавать мысль словом.

Оборудование урока: портрет А.С. Пушкина; выставка книг А.С. Пушкина; рисунки
учащихся к любимым героям сказок А.С. Пушкина, презентация

Этапы урока

Методы, реализуемые на этапе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент 

Цель:

— мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством
создания благоприятной эмоциональной обстановки;

Метод стимулирования отношений долга и
ответственности

— Ребята! Встали красиво, выровнялись. Тихо садитесь.

              Прозвенел уже звонок.
              Начинается урок.
              В путешествие пойдём.
              В страну сказок попадём.
              Слушай, думай, наблюдай,
              Сказку нашу отгадай.
              Глазки дружно закрывайте.
              Сказку в душу пропускайте
.

-Давайте
улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт всем радость общения
друг с другом.

   -Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен
уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам
потренироваться. Покажите мне такое настроение: . А теперь, вот такое: . А
сейчас, вот такое: . (Дети несколько раз тренируются)

Проговаривают стихотворение– правила поведения на уроке,
объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Личностные:Самоопределение

(мотивация учения)

2. Актуализация знаний 

Цель:

— актуализировать мыслительные операции необходимые и
достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;

Метод стимулирования положительной самооценки перспектив
включения в УД

Игра «Собери сказку»

 Задание по группам: Из отдельных слов сложить полное
название сказки
(слова написаны на отдельных карточках) «Сказка о
царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче
и о прекрасной Царевне Лебеди».

— Выразительное чтение отрывка несколькими учениками. Оценивают
члены жюри (с каждого ряда).

— Докажите, что прочитанное произведение – сказка.

— Назовите (прочитайте) повторы.

***

 Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

***

А сама-то величава,

Выступает, будто пава,

А как речь- то говорит,

Словно реченька журчи

***

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна

В царство славного Салтана…

Задание по группам

Выразительное чтение отрывка несколькими учениками

КоммуникативныеУУД: выражение своих
мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

3. Постановка учебной задачи

Цель:

— постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;

— уточнение и согласование темы урока;

— определение средства (алгоритм);

— формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации
поставленной цели;

Метод самоопределения
в целях
по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися.

— Ребята, вы любите путешествовать? А читать сказки?

— Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы
отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся со сказкой, которая
называется “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди”.

— Я хотела бы взять у вас интервью и узнать, что вы знаете об
А.С. Пушкине и что я ещё могу рассказать и показать вам.

— В каком городе родился А.С. Пушкин?

(А.С. Пушкин родился в Москве.)

— К какому роду принадлежала семья Пушкиных?

(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)

— Чем больше всего интересовались в этой семье?

(В этой семье интересовались литературой и театром.)

— На каком языке, в то время, было принято разговаривать в
дворянском обществе?

(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском
языке.)

— Какую литературу любил Сергей Львович – отец Саши?

(Сергей Львович любил французскую литературу.)

— Что вы ещё знаете о Сергее Львовиче?

(Он собрал большую библиотеку, сочинял стихи на французском
языке.)

— Кем был дядя А.С. Пушкина – Василий Львович?

(Дядя Пушкина был известным поэтом того времени.)

— Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей?

(Воспитанием и образованием занимались иностранцы – гувернёры.)

— Что вы знаете о маленьком Саше?

(Саша рано научился читать и делал это с большим удовольствием.
Своё первое стихотворение сочинил он на французском языке.)

— Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы,
силу простого русского народа?

(Его бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна и крестьяне
семьи Пушкиных.)

— Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет?

(В Царскосельский лицей.)

-Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в
имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразили
воображение мальчика.

 -Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать по-русски.
Крестьяне семьи Пушкиных: дядька Никита, няня Арина Родионовна рассказывали
Саше сказки, которые остались на всю жизнь в его памяти.

— Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и семье А.С.
Пушкина.

Фронтальная беседа (интервью)

Регулятивные УУД:

Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что
известно и не известно).

Планирование (определение последовательности промежуточных
целей).

Прогнозирование.

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу
(составлять план).

4.«Открытие» нового знания»

Цель:

— реализация построенного проекта в соответствии с планом;

— фиксация нового способа действия в речи;

— фиксация преодоления затруднения;

— уточнение общего характера нового знания;

Беседа с учащимися

— В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в
нашей речи.

— Как они называются? (Устаревшие)

— На какие две группы, можно разделить эти слова? (Историзмы и
архаизмы)

— В чём их различие? Приведите примеры слов.

— Значения некоторых слов нам понятны, а с другими значениями
слов нам помогут разобраться словари.

(Толковый словарь Ожегова, этимологический словарь и словарь
устаревших слов, на доске карточки со словами.)

  — Слова из первого отрывка сказки.

*Молвить — (говорить)

 *Крещёный мир- (в то время все люди верили в бога и принимали
обряд крещения)

 *Позадь забора — (за забором)

 *К исходу сентября (к концу сентября)

 *Светлица (см. словарь Ожегова)

 *Сени (см. словарь Ожегова)

 *Красная девица (красивая)

— Почему слово “красный” обозначало “красивый”? На этот вопрос
нам поможет ответить этимологический словарь.

  Слова из второго отрывка сказки.

 *Аршин (см. учебник)

 *Гонец (см. словарь Ожегова)

  Слова из третьего отрывка.

 *Сума (см. словарь устаревших слов)

 *Бояре (см. учебник)

— Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные
иллюстрации к сказкам?

(Иллюстрации помогают лучше представить то время, в котором жили
сказочные герои Пушкина).

— Сейчас мы будем отвечать на вопросы по содержанию сказки и
рассматривать иллюстрации.

  Беседа по содержанию сказки

 — Как относится царь к жене, сыну? Почему вы так считаете?

 —  Что заставило Гвидона превратиться в комары?

  — Как наказал свою тетку Гвидон?

  — Осуждает ли автор своего героя?

 — Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку?

 — В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?

 — О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз?

 — Как оказался князь Гвидоне у царя к третий раз?

— О каком чуде рассказала повариха?

— О каком чуде рассказала ткачиха?

Работа с устаревшими словами.

Работа со словарями.

Чтение первого отрывка.

Чтение второго отрывка.

Чтение третьего отрывка.

Ответы на вопросы и рассматривание иллюстраций к сказке.

Регулятивные УУД:

Целеполагание.

Планирование. Прогнозирование.

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную
рефлексию.

5. Физ. минутка.

       Тихо играет музыка. Под музыку спокойным голосом учитель
говорит:

                              Корабли по морю плыли,
                              К чудо- острову спешили.
                              Ждали там давно гостей
                              Распрекрасных малышей.

Морской ветер гладит вам щеки и волосы. Ласковое солнышко
улыбается и посылает свои яркие лучи. Галдят летящие над кормой чайки,
указывают путь к острову. Им тихонько вторят дельфины. Морская прохлада
помогла нам восстановить силы. Мы подплыли к острову сказок.

6. Первичное закрепление

Цель:

— организовать закрепление знаний о видах одежды, составление
таблицы;

Самостоятельная работа с самопроверкой

1. Какие выражения встречаются в сказке?

2. Кто и как был наказан в этой сказке? Прочтите строки.

3. Простил ли их автор? А вы бы простили? Или вам хочется
изменить конец сказки?

    Характеристика основных героев сказки

 * Царь Салтан
– добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый,
гневный. Его настроение меняется.

* Царь Салтан сидит в палатеНа престоле и в венцеС грустной
думой на лице.

    — Как относится автор к царю?

* Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый,
мужественный, умеет прощать. (Отношение автора)

 *Царевна Лебедь – добрая, скромная, щедрая. (Отношение автора)

*Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные,
завистливые. (Отношение автора)

Характеристика основных героев сказки

Регулятивные УУД:

Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае
расхождения эталона)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

Цель:

— организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

-организовать фронтальную проверку и исправление ошибок;

Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону

  Игра «Сказки перепутались»

Задание: Найти строчки к
подходящей сказке.

  А.  Князь Гвидон ей отвечает:

 1) «Грусть-тоска меня съедает…»

 2) «Пуще прежнего старуха вздурилась,

     Не дает старику мне покою»

 3) Князю Лебедь отвечает:«Не печалься, ступай себе с богом…»

     Б.  В ноги он к старухе поклонился, молвил:..

 1) «Государыня родная!Выбрал я жену себе»

 2) Старуха сидит под окошком ,

  На чем свет стоит мужа ругает:

 3) «Распроклятая ты, мошка!»

    В.  Видит: весь сияя в злате,

  1) Царь Салтан сидит в палате

  2) В дорогой собольей душегрейке,

  Жемчуги огрузили шею,

 На руках золотне перстни,

 На ногах красные сапожки,

 3)На престоле и в венце,

С грустной думой на лице.

   Г.   Князь Гвидон тогда вскочил,

     Громогласно возопил:

  «Что ты, баба, белены объелась?

   Ни ступить, ни молвить не умеешь,

 Насмешишь ты целое царство»

Каждая команда получает карточку

Регулятивные УУД:

Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном)

Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае
расхождения эталона)

8. Итог

(рефлексия учебной деятельности)

Цель:

— фиксация нового содержания, изученного на уроке;- оценивание
учащимися собственной деятельности на уроке;

9.Домашнее
задание

1. Какой эпизод из сказки вам особенно понравился?

2. Есть ли у вас любимый герой?

3. Кто он? Почему он понравился?

(Дети получили домашнее задание: сделать аппликацию к
сказке/любимый герой, понравившийся эпизод. Показывают и рассказывают).

Вспомни сказку А.С. Пушкина:

— Из трех девиц одна стала царицей, вторая – ткачихой. А третья?

 — Молва о каких чудесах привела царя Салтана в царство его сына
Гвидона?

 — Наказал ли царь Салтан сватью бабу Бабариху и завистливых
сестёр царицы?

— Чему учит сказка?

— Какие чувства остались у вас после чтения сказки?

— За работу на уроке оценки получают:

— Вы очень хорошо поработали, все молодцы!

– Ребята, какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне на
ваших смайликах.

Домашнее задание: Продолжить чтение сказки до стр. 266.
Найти и выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов,
используя в работе словари.

Организация фиксирования нового знания

Выставление оценок.

Продолжают фразы:

•  Я почувствовал,
что…

•  Было интересно…

•  Меня удивило…

•  Своей работой на
уроке я…

•  Материал урока мне
был…

•  Мне захотелось…

•  Мне больше всего
удалось…

•  Мое настроение…

•  Заставил
задуматься…

•  Навел на
размышления…

•  Могу похвалить своих одноклассников…

Запись домашнего задания

РегулятивныеУУД:

Контроль (сличение способа действия и результата с заданным
эталоном).

Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и
уровня усвоения)

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

1. Что хотела сделать первая девица, если станет царицей?

А) на весь мир наткать полотна

Б) устроить пир на весь крещённый мир

В) во всём слушаться царя

Г) родить богатыря

2. Кем сделал царь Салтан младшую сестру?

А) царицей В) ткачихой

Б) поварихой Г) нянькой

3. Куда уехал царь Салтан?

А) на охоту Б) в путешествие В) на войну

4. О чём хотела царица сообщить мужу в своём письме?

А) что у неё всё по-прежнему

Б) что она родила богатыря

В) что она родила неведому зверюшку

Г) что её обижают сёстры

5. Каким посланием было заменено её письмо?

А) что царица болеет

Б) что у царицы всё хорошо

В) что царица родила неведому зверюшку

Г) что царица злая и неблагодарная

6. Какой ответ отправил царь Салтан?

А) бросить царицу и ребёнка в воду

Б) ждать его возвращения

В) наказать ткачиху и повариху

7. Что произошло с царским посланием?

А) оно было заменено на другое

Б) вообще не было доставлено никакого послания

В) оно было доставлено по назначению

8. Куда волна вынесла царицу и сына?

А) на берег соседней страны

Б) принесла обратно

В) на необитаемый остров

Г) на остров, где был большой город

9. Кого увидел юноша на острове?

А) чайку и ворона В) лебедь и коршуна

Б) лебедь и ястреба Г) утку и орла

10. Что сказала царевичу лебедь?

А) зря ты убил чародея

Б) ты убил чародея и спас девицу

В) ты убил очень злую птицу

11.Запиши, как звали героев сказки:

Царь ____________________________

Князь ___________________________

Дядька __________________________

Царевна _________________________

Сватья баба ______________________

12.Нужно узнать героев по описанию портрета:

а) Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, словно пава… ________________________

б) Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор. ________________________

в) Весь сияя в злате,

Сидит в палате

На престоле и венце

С грустной думой на лице. _________________________

13.В кого превратила лебедь князя Гвидона для пути к царству славного Салтана?

А) В шмеля

Б) В комара

В) В ласточку

14. Как поступил комар с поварихой, пытавшейся наврать царю про город?

А) Впился ей в нос

Б) Впился ей в ухо

В) Впился ей в правый глаз

15. В кого лебедь оборотила князя, когда тот направился к царю Салтану во второй раз?

А) В муху

Б) В стрекозу

В) В бабочку

16. В кого царевна-лебедь превратила князя Гвидона, когда тот отправился к царю Салтану в третий раз?

А) В шмеля

Б) В комара

В) В голубя

17. Чего так сильно желал князь, вернувшись в своё царство в очередной раз?

А) Чтобы царь Салтан помиловал царевну и вернул её к себе

Б) Чтобы царь Салтан всё-таки навестил его

В) Стать женатым

18.В кого обернулась лебедь, рассказав князю, что она и есть его царевна?

А) В колдунью

Б) В царевну

В) В лягушку

19. Сколько богатырей увидел царь Салтан в царстве князя Гвидона, которые стояли у ворот?

А) Тридцать три

Б) Тридцать

В) Три

20.Соедини слово с его значением.

Светлица мера длины

Грамота мясо дикой птицы

Аршин важное письмо

Дичь стали мужем и женой

Обвенчались комната

21. Кто написал «Сказку о царе Салтане»?

А) Корней Чуковский

Б) Василий Жуковский

В) Александр Пушкин

ОТВЕТЫ:

  1. Б

  2. А

  3. В

  4. Б

  5. В

  6. Б

  7. А

  8. В

  9. В

  10. Б

Литературное чтение, 3 класс

Урок 16.А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Часть 2

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. План художественного произведения. Виды.
  2. Характеристика героев сказки.
  3. Нравственный смысл сказки.

Тезаурус

Сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Литературная сказка – жанр литературного произведения, в котором в волшебно-фантастическом или аллегорическом развитии событий и, как правило, в оригинальных сюжетах и образах в прозе, стихах и драматургии решаются морально-этические или эстетические проблемы.

Волшебная сказка – это сказка, в которой происходят события, не имеющие места в реальной жизни.

Автор – создатель художественного произведения.

Художественный образ – способ автора отобразить действительность.

Сюжет – ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих литературное произведение.

Иллюстрация – рисунок в тексте к.н. издания, поясняющий рассказ или описание.

План произведения – это ряд событий, которые имеют определенную последовательность.

Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Эпитет – образное, художественное определение.

Ключевые слова

План художественного произведения; события сказочного текста; тема и главная мысль; нравственный смысл.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс– М.: Просвещение, 2017.
  2. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : « Просвещение», 2013
  3. Детская энциклопедия, т. 10, изд. Академия пед. наук., 1961
  4. А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001

Обозначение ожидаемых результатов

На уроке мы узнаем о сказке, познакомимся с биографией и творчеством А.С. Пушкина.

Научимся классифицировать сказки, называть отличительные особенности волшебной сказки, познакомиться с творчеством А.С. Пушкина, анализировать сказку, выделяя нравственный смысл, соотносить иллюстрацию с текстом.

Сможем понаблюдать за поступками главных героев сказки.

Основное содержание урока

1.План произведения – это ряд событий, которые имеют определенную последовательность.

Нас на уроке интересует последнее значение слова. Выделяют несколько способов составления плана произведения: картинный, цитатный, назывной, вопросный.

Существует алгоритм составления плана.

Сначала прочитать текст, разделить его на смысловые части, озаглавить каждую часть текста и расположить названия частей последовательно.

Если мы называем части, значит, мы составляем назывной план. Картинный план составляется с помощью иллюстраций. Вопросный план составляется с помощью вопросов.

2. Царь Салтан – добрый, справедливый, мягкий и незлопамятный, очень доверчивый человек. Он искренне прощает лживых женщин. Это говорит о том, что он милосердный и великодушный.

Князь Гвидон – сын царя Салтана, которого злые завистники обрекли на смерть вместе с матерью в бочке посреди моря. Но младенец очень быстро рос и стал прекрасным, сильным, отважным юношей, который смог защитить лебедь от хищника. Он справедливо правит городом, которым наградила его волшебная лебедь, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За его доброту был он вознагражден чудесной белкой, дружиной из 33 богатырей и прекрасной невестой.

Царевна-лебедь – прекрасная и мудрая волшебница. Спасённая Гвидоном от коршуна, она помогает князю советом и волшебством: возводит красивейший город, где он становится владыкой. По желанию князя превращает его в комара, муху, шмеля, чтобы тот смог побывать у отца и понять, почему тот не едет к нему на чудо-остров.

Волна. Когда бочка плывёт по морю, Гвидон просит волну, вынести их на берег, подарив жизнь. Волна исполняет его желание. Это говорит о том, что А.С. Пушкин олицетворяет в образе волны милосердие, отзывчивость, добросердечность.

Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха обманули царя из-за зависти, не пускали к сыну на остров, но были наказаны. Князь Гвидон, перевоплощаясь в насекомых, кусает каждую женщину по очереди за их враньё.

Коршун нападает на лебедь, пытаясь убить её. Коршун оказывается злым чародеем. Его убивает из лука сын царицы, оказавшийся после спасения на берегу. Образ коршуна олицетворяет жизненные трудности, злость, опасность, неудачи.

3.Главная мысль сказки заключается в том, что любая ложь раскроется и зачинщики будут наказаны за злые поступки. Что добро победит зло. Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим.

Добро и любовь побеждает зависть и зло.

Разбор типового тренировочного задания

Определите, какие записи относятся к назывному плану, а какие к вопросному. Перенесите карточки с записями в соответствующие столбцы.

Назывной план

Вопросный план

Карточки с названиями:

Мать и сын

Что случилось с царицей и её новорождённым сыном?

С кем встретился князь Гвидон на берегу?

Встреча с царевной Лебедью

Правильный ответ:

Назывной

Вопросный

Мать и сын

Встреча с царевной Лебедью

Что случилось с царицей и её новорожденным сыном?

С кем встретился князь Гвидон на берегу?

Разбор типового контрольного задания

Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали слова по теме урока.

1 вариант

1. Драгоценный камень, который представляет собой ядро ореха в сказке.

2. Один из подарков князю Гвидону.

3. Кто сообщил Салтану о чудесах на острове Буяне? (ответ в ед. числе)

4. Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

5. Начало сказки.

6. Что разлучило царя Салтана с женой?

2 вариант

1. Месяц, в котором по просьбе царя, должен был родиться богатырь?

2.Создатель художественного произведения.

3. Один из подарков князю Гвидону.

4. Образное, художественное определение.

5. Окончание сказки?

Ответ:

1 вариант

1. Изумруд

2. Город

3. Корабельщик

4. Сравнение

5. Зачин

2 вариант

1. Сентябрь

2. Автор

3. Белка

4. Эпитет

5. Концовка

Слайд 1. Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Задачи урока:

  • используя литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция» продолжить тренировать навык работы с языковыми особенностями сказки;
  • развивать образное мышление, речь, способствовать обогащению словаря;
  • воспитывать нравственные качества.

Ход урока

1. Организационный момент

Ну, ребята, подтянитесь!
И тихонечко садитесь!
Улыбнитесь! Не ленитесь!
За работу все возьмитесь!

2. Сообщение темы и задач урока

Сегодня мы продолжаем развивать навык работы с языковыми особенностями сказки, заниматься изучением «пушкинского языка» в сказке о царе Салтане.

3. Работа над сказкой

— Прочитайте полное название сказки. («Сказка о царе Салтане…»).

— Назовите жанр этого литературного произведения. (Сказка.)

— Что такое жанр произведения?

Слайд 2. Жанр – это вид литературного произведения.

— Из чего же ясно, что это сказка? (Из заголовка. Автор сам назвал произведение сказкой.)

— Какая это сказка, народная или авторская? (Авторская.)

— Что еще мы узнали из заголовка? (Узнали о героях сказки.)

— Кто иллюстрировал сказку в ваших учебниках? (Иван Яковлевич Билибин.)

Давайте попробуем кратко восстановить последовательность событий сказки, используя иллюстрации:

  • Слайд 3. Торг. (Три девицы ведут торг и прядут пряжу.)
  • Слайд 4. Царь подслушивает под окном и выбирает себе невесту.
  • Слайд 5. Ткачиха с Поварихой хотят невесту царя извести.
  • Слайд 6. Обман царя.
  • Слайд 7. Спасение матери с младенцем.
  • Слайд 8. Спасение лебеди от злого коршуна.
  • Слайд 9. Карабельщики увидели первое чудо на знакомом острове.
  • Слайд 10. Князь Гвидон узнал о втором чуде.
  • Слайд 11. Третье чудо князя Гвидона.
  • Слайд 12. Царевна Лебедь – четвертое чудо.
  • Слайд 13. Встреча с отцом.

— Что мы сейчас услышали в вашем исполнении? (Сюжет сказки.)

— Что такое сюжет?

Слайд 14. Сюжет – это последовательность событий, которые происходят в сказке.

— А теперь попробуйте сформулировать определение термина «композиция» сказки.

Композиция – это построение произведения, зачин, троекратность повторения, волшебство, концовка.

Слайд 15. — Приведите примеры зачина сказки. (Жили-были…, в тридевятом царстве…)

— Есть ли зачин в сказке А.С.Пушкина? (Нет.)

— О чем говорит отсутствие зачина? (Герои и события существуют не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле.)

— Что еще необычного в начале сказки? С чего начинается действие сказки? (Три девицы-сестрицы прядут пряжу и ведут между собой своеобразный торг.)

Слайд 16. Прочитайте об этом.

С торгов начинаются и другие сказки А. С. Пушкина. Назовите эти сказки. Слайд 17. («Сказка о попе и его работнике Балде», Слайд 18. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

Прочитайте о чем говорится во второй части сказки. (Об обмане царя.) Прочитайте об этом.

Слайд 19. Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю.

— С какой интонацией нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)

— А каково же пришлось героям в этом путешествии? (Царица плачет. А ребенок растет не по дням, а по часам.)

— Как вы понимаете эти слова? (Растет очень быстро.)

— Какую фигуру речи использовал автор в этой фразе? (Гиперболу.)

Гипербола – это преувеличение.

Слайд 20. — Где же оказались мать и сын. (На воле, на острове.)

— О чем подумал сын, выйдя на волю? (О хорошем ужине.)

— Как делал для охоты Гвидон лук? Прочитайте об этом.

-Похожа ли эта сцена больше на сказку или на реальность? (На реальность.)

— Почему вы так решили? (Он делал все как в жизни. Шелковый шнурок взял с креста, который висел на шее. Здесь нет ни скатерти-самобранки, ни яств заморских. Ужин добыть он должен сам.)

— А какая сцена напоминает волшебную сказку? (Сцена спасения царевны-Лебеди от злого коршуна.)

Слайд 21. А теперь прочитаем наизусть отрывок о том, что же поведала царевна-Лебедь князю.

Слайд 22. Найдите и прочитайте отрывок о превращении царевны-Лебеди в прекрасную царевну.

Слайд 23. Физкультминутка.

Беседа по репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».

Слайд 24. Многие художники иллюстрировали сказки А.С.Пушкина. Одна из самых известных картин Врубеля Михаила Александровича «Царевна-Лебедь».

А знаете ли вы, что художник Врубель написал портрет царевны-Лебедь, копируя ее с образа своей жены, то есть царевна из сказки, о которой пишет А.С.Пушкин, очень похожа на жену художника.

Слайд 25. А прототипом царевны-Лебеди из сказки о царе Салтане стала красавица-жена А.С.Пушкина – Наталья Гончарова, которую поэт очень любил.

Прототип — лицо, послужившее автору оригиналом для создания литературного образа.

Итак, продолжаем работу над нашим призведением.

— Почему не сразу призналась царевна-Лебедь, что она и есть прекрасная царевна? (Она хотела, чтобы князь Гвидон сначала все обдумал, чтобы потом не раскаяться.) Прочитайте об этом.

Слайд 26. Прочитайте, как обращалась царевна-Лебедь к князю.

— Какую особенность языка вы отметили в этой фразе? (Обращение.) Прочитайте еще примеы обращения. («Бог вас, дети, наградит…», «Государыня родная…»)

— Как называтся остров Гвидона? (Буян.) Объясните смысл названия острова. (От слов «буйный», «сильный», «непокорный», «шумный». Это не тихое сонное уединение, а край переживаний, страстей.

— Какими вы представили себе корабельщиков? (Это гордые, смелые люди, объехавшие «весь свет».)

— Каким предстает в сценах встречи с коробельщиками царь Салтан? (Гостеприимным, но не веселым, с грустной думой на лице, тоскует по своей семье.)
— А каким предстает в сценах встречи князь Гвидон? (Добрым, гостеприимным, смелым.)

— А какое желание появляется у Гвидона после встречи с коробельщиками? (Он захотел увидеть отца.)

Слайд 27. В кого превратился первый раз князь Гвидон? ( В комара.)

— Почему Повариха рассказала Салтану о чудесной белочке? (Она не хочет отпускать Салтана, чтобы он навестил чудный остров.)

— А чего же боятся сестры? (Что обман раскроется.)

— Как наказал свою тетку Гвидон? (Впился тетке в правый глаз.)

— Осуждает ли автор своего героя? (Нет. Он его понимает и оправдывает.)

Слайд 28. Почему так захотелось Гвидону «чудо-чудное завесть»? На что он надеялся? (Он надеялся, что отец узнает об этом чуде и навестит его.)

— Получил ли князь это чудо? Прочитайте выразительно описание чудесной белочки.

— Что больше всего удивило князя Гвидона? (Белочка умеет петь.)

— Что нового мы узнаем о чудесной белочке из рассказов корабельщиков? Прочитайте.

— Почему они приукрашают чудо, выдумывают? (Тоже хотят, чтобы царь Салтан навестил чудный остров.)

— Как ведет себя Ткачиха. В чем ее реакция на желание Салтана поехать на чудный остров, похожа на реакцию Поварихи? А в чем нет?

— В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? (Превратился в муху.)

Прочитайте, каким предстал перед ним царь и Ткачиха с Поварихой? (Царь снова грустит а родственники «злыми жабами глядят».)

Слайд 29. А как наказал князь Гвидон другую свою тетку? (Впился тетке в левый глаз.) Прочитайте об этом.

— О каком чуде узнал князь Гвидон в этот раз? Слайд 30. (О 33 богатырях, с ними дядька Черномор.)

— Трудно ли оказалось завести это чудо у себя? (Нет. 33 богатыря оказались родными братьями царевны-Лебедь.)

— Как оказался царь Гвидон у царя в третий раз? (Он превратился в шмеля.)

Слайд 31. Как была наказана сватья баба Бабариха?

— Какая грусть-тоска съедала Гвидона, когда он возвратился с царства славного Салтана в последний раз? Прочитайте об этом.

Слайд 32. Прочитайте слова-характеристики, назовите слова, которые можно отнести к царю Салтану, что – к князю Гвидону.

заботливый сын
добрый
справедливый
милосердный
царь Салтан благородный князь Гвидон
энергичный
простой
вспыльчивый
любящий
сильный
внимательный

Слайд 33.

— Сделайте вывод: что объединяет отца и сына? (Они оба были очень хорошими людьми.)

Сказка близится к развязке.

— Счастливый ли финал этой сказки? Слайд 34.

— Как были наказаны виновницы всех бед в сказке? Прочитайте об этом.

— Кто считает, что Ткачиха с Поварихой уже наказаны? Только ли укусами Гвидона? Почему? (Рядом не будет самых близких людей.)

— Прощает ли их Салтан? Гвидон? Автор?

— А мы, читатели, прощаем их? (Да.)

— Кого из персонажей можно отнести к миру добра?

— Кого – к миру зла?

— Каких героев в сказке больше?

— Какая концовка сказки? (Добро побеждает зло.)

— Чему учит нас сказка? (Учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать, любить своих близких, не завидовать, учиться радоваться за других.)

Слайд 35. Давайте посмотрим, чем отличается сказка А.С.Пушкина от волшебных народных сказок.

«Сказка о царе Салтане…»

Волшебные сказки

1. Нет зачина.

1. Начинается с зачина.

2. Троекратный повтор событий.

2. Троекратный повтор событий.

3. Волшебные события, герои.

3. Волшебные события, герои, предметы.

4. Сказочный язык.

4. Сказочный язык.

5. Зло прощено.

5. Зло наказано.

6. Сказочная концовка.

6. Сказочная концовка.

Слайд 36. Игра «Это правда, это неправда».

Отвечая на мои утверждения, вы должны сказать «Это правда», если вы со мной согласны, и «Это неправда», если вы со мной не согласны.

  • Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон. (Это неправда. Указ.)
  • Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (Это правда.)
  • Над лебедью носился в море орел. (Это неправда. Коршун.)
  • Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян. (Это неправда. Буян.)
  • Гвидон сам построил город на острове. (Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.)
  • О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от сватьи Бабарихи. (Это неправда. От корабельщиков.)
  • Гвидон трижды летал к царю Салтану. (Это правда.)
  • Лебедь стала женой князя Гвидона. (Это правда.

4. Заключительная часть

Слайд 37. Заканчиваем наш урок замечательными стихами.

Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений,
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветов, в них злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо,
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем,
Как он писал – без перевода.

5. Домашнее задание

Выучить понравившийся отрывок наизусть.

Слайд 38. Спасибо за урок!

  • Задания по сказке сивка бурка
  • Задания по сказке пушкина о царе салтане 3 класс
  • Задание не выполнено как пишется слитно или раздельно
  • Задание написать рассказ на якутском языке по картине озаглавьте рассказ 150 слов
  • Задание надом как пишется