Задания сказка о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс

Игра по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (5 класс)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Звучит музыка. Идёт показ слайдов с иллюстрациями к сказке. Слайд №1-14

Смотрят иллюстрации.

Познавательные

II. Актуализация знаний

Цель этапа: закрепление изученного материала

— Узнали ли вы сказку по иллюстрациям?

— Что это за сказка?

— Когда впервые вы познакомились с ней?

— Кто из героев вам больше всего понравился?

— У кого из них нет имен собственных?

— Сформулируйте тему нашего урока. .

Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Ход игры:

Учащиеся делятся на 4 команды, в составе которых и выполняют задания.

  1. Разминка : каждая команда получает по очереди вопросы, на которые дает ответ. Если команда не ответила, ответ переходит к той команде, члены которой первыми подняли руки.

  1. Назовите год рождения поэта (1799)

  2. Как звали няню Пушкина (Арина Родионовна)

  3. Назовите имя и отчество отца А.С.Пушкина (Сергей Львович)

  4. Как звали мать поэта? (Надежда Осиповна)

  5. Кем приходился Пушкину Абрам Петрович Ганнибал? (Пра-пра-пра-пра-дедушкой)

  6. Сколько братьев и сестер было у Пушкина? Назовите их. (1 брат Лев, 1 сестра Ольга)

  7. Как звали дядю поэта? (Василий Львович)

  8. Назовите дядьку Пушкина. (Никита Козлов)

  9. Какой русский поэт, прочитав поэму «Руслан и Людмила», подарил юному Пушкину свой портрет с надписью «Победителю – ученику от побежденного учителя»? (В.А.Жуковский)

  10. Назовите учебное заведение, которое закончил поэт. (Царскосельский Лицей)

  11. Назовите речку в Санкт-Петербурге, на берегу которой состоялась дуэль Пушкина в 1836 году. (Черная речка)

  12. Как звали жену поэта? (Наталья Николаевна Гончарова)

  13. Назовите имя сына французского посла, с которым стрелялся поэт. (Жорж Дантес)

  1. Угадайте героя по описанию

  1. Девять месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит (Царица – мать царевны)

2) Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя. (Месяц)

    1. Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит. (Царевна – лебедь из «Сказки о царе Салтане»)

4) Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла. (Царица – мачеха)

5) Выезжают погулять,

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сарачина в поле спешить,

Иль башку с широких плеч

У татарина отсечь. (Семь богатырей)

6) И кого не спросит он,

Всем вопрос его мудрен. (Королевич Елисей)

7) Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого. (Царевна)

8) С ним одним она была

Добродушна, весела. (Царица – мачеха)

9) … ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой. (Солнце)

10) …царица,

Вся сияя как заря,

Тихо встретила царя.

11) Не боишься никого,

Кроме бога одного. (Ветер)

12) Весть царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам. (Царица Чернавке)

3.Кроссворд (Приложение № 1)

Вопросы к кроссворду

  1. Эта героиня охарактеризована разными эпитетами, последний «злая». (Мачеха)

  2. Именно по его мнению царевна была «всех милее, всех румяней и белее» (Зеркальце)

  3. Именно он смог помочь королевичу Елисею. (Ветер)

  4. Он пытался помешать царевне поймать отравленное яблоко. (Соколко, пес)

  5. Любя царевну в душе, она «не убила, не связала». (Чернавка)

  6. Кто из героев, «помолясь усердно богу, отправляется в дорогу»?

  7. Этот фрукт стал причиной временной гибели царевны. (Яблоко)

4.Кто внимательнее?

Команды по очереди отвечают на вопросы по «Сказке о мертвой царевне».

1) На что глядела царица, ожидая возвращения мужа? (Снег)

2) Каким было приданое царевны? (Семь торговых городов да сто сорок теремов)

3) Что делает Елисей перед тем, как отправиться в дорогу? (Молится)

4) Кто первым встретил царевну на дворе у семь богатырей? (Пес Соколко)

5) Как называлось жилище семи богатырей? (Терем)

6) Чем занимались семь богатырей? (Охота, война)

7) Чем угрожала царица чернавке, узнав что царевна не погибла? (Рогаткой)

8) Что дала царевна чернице, пришедшей к ней во двор? (Хлеб)

9) Чем занялась царевна, ожидая богатырей, перед тем, как попробовала яблоко? (Пряла)

10) Из чего был сделан гроб, в который семь богатырей положили царевну? (хрусталь)

11) Куда семь богатырей отнесли гроб со спящей царевной? (В нору в горе)

12) Какими были первые слова проснувшейся царевны? («Как же долго я спала!»)

5. Конкурс «Подбери определение»: в цитате из сказки пропущены прилагательные, они даны отдельно в начальной форме. Нужно вставить прилагательное на место, изменив, если требуется, форму слова. (Приложение № 2)

Дверь тихонько отворилась

Перед … зарею

И царевна очутилась

Братья…толпою

В … горнице, кругом

Выезжают погулять,

Лавки, крытые ковром,

…уток пострелять,

Под святыми стол …,

Руку … потешить,

Печь с лежанкой ….

Сорочина в поле спешить,

Видит девица, что тут

Иль башку с … плеч

Люди … живут.

У татарина отсечь,

Или вытравить из леса

… пятигорского черкеса.

Светлый, дубовый, изразцовый, добрый

Утренний, дружный, серый, правый, широкий, пятигорский

6. Конкурс «Составь предложение»: из данных отдельных слов, стоящих в начальной форме, составить предложение так, как оно звучит в сказке (Приложение 3).

Королевич Елисей,

Помолясь усердно богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей-душой,

За невестой молодой.

7.Логическая цепочка. (Презентация)

8. Тесты ( если останется время).

9. Д/З Говорится ли о православии в сказке?

Приложение 2

4.светлый 2.дубовый 3.изразцовый 1.добрый

5.утренний 2. дружный 6.серый 1.правый 4.широкий 3.пятигорский

Приложение 3

помолиться усердно Бог королевич Елисей отправиться в дорога за красавица душа невеста молодой

4.светлый 2.дубовый 3.изразцовый 1.добрый

5.утренний 2. дружный 6.серый 1.правый 4.широкий 3.пятигорский

4.светлый 2.дубовый 3.изразцовый 1.добрый

5.утренний 2. дружный 6.серый 1.правый 4.широкий 3.пятигорский

4.светлый 2.дубовый 3.изразцовый 1.добрый

5.утренний 2. дружный 6.серый 1.правый 4.широкий 3.пятигорский

4.светлый 2.дубовый 3.изразцовый 1.добрый

5.утренний 2. дружный 6.серый 1.правый 4.широкий 3.пятигорский

Дверь тихонько отворилась

Перед … зарею

И царевна очутилась

Братья…толпою

В … горнице, кругом

Выезжают погулять,

Лавки, крытые ковром,

…уток пострелять,

Под святыми стол …,

Руку … потешить,

Печь с лежанкой ….

Сорочина в поле спешить,

Видит девица, что тут

Иль башку с … плеч

Люди … живут.

У татарина отсечь,

Или вытравить из леса

… черкеса.

Дверь тихонько отворилась

Перед … зарею

И царевна очутилась

Братья…толпою

В … горнице, кругом

Выезжают погулять,

Лавки, крытые ковром,

…уток пострелять,

Под святыми стол …,

Руку … потешить,

Печь с лежанкой ….

Сорочина в поле спешить,

Видит девица, что тут

Иль башку с … плеч

Люди … живут.

У татарина отсечь,

Или вытравить из леса

… черкеса.

Дверь тихонько отворилась

Перед … зарею

И царевна очутилась

Братья…толпою

В … горнице, кругом

Выезжают погулять,

Лавки, крытые ковром,

…уток пострелять,

Под святыми стол …,

Руку … потешить,

Печь с лежанкой ….

Сорочина в поле спешить,

Видит девица, что тут

Иль башку с … плеч

Люди … живут.

У татарина отсечь,

Или вытравить из леса

… черкеса.

Дверь тихонько отворилась

Перед … зарею

И царевна очутилась

Братья…толпою

В … горнице, кругом

Выезжают погулять,

Лавки, крытые ковром,

…уток пострелять,

Под святыми стол …,

Руку … потешить,

Печь с лежанкой ….

Сорочина в поле спешить,

Видит девица, что тут

Иль башку с … плеч

Люди … живут.

У татарина отсечь,

Или вытравить из леса

… черкеса.

Вопросы к кроссворду

1) Эта героиня охарактеризована разными эпитетами, последний «злая».

2) Именно по его мнению царевна была «всех милее, всех румяней и белее»

3) Именно он смог помочь королевичу Елисею.

4) Он пытался помешать царевне поймать отравленное яблоко.

5) Любя царевну в душе, она «не убила, не связала».

6) Кто из героев, «помолясь усердно богу, отправляется в дорогу»?

7) Этот фрукт стал причиной временной гибели царевны.

Вопросы к кроссворду

1) Эта героиня охарактеризована разными эпитетами, последний «злая».

2) Именно по его мнению царевна была «всех милее, всех румяней и белее»

3) Именно он смог помочь королевичу Елисею.

4) Он пытался помешать царевне поймать отравленное яблоко.

5) Любя царевну в душе, она «не убила, не связала».

6) Кто из героев, «помолясь усердно богу, отправляется в дорогу»?

7) Этот фрукт стал причиной временной гибели царевны.

Вопросы к кроссворду

1) Эта героиня охарактеризована разными эпитетами, последний «злая».

2) Именно по его мнению царевна была «всех милее, всех румяней и белее»

3) Именно он смог помочь королевичу Елисею.

4) Он пытался помешать царевне поймать отравленное яблоко.

5) Любя царевну в душе, она «не убила, не связала».

6) Кто из героев, «помолясь усердно богу, отправляется в дорогу»?

7) Этот фрукт стал причиной временной гибели царевны.

Вопросы к кроссворду

1) Эта героиня охарактеризована разными эпитетами, последний «злая».

2) Именно по его мнению царевна была «всех милее, всех румяней и белее»

3) Именно он смог помочь королевичу Елисею.

4) Он пытался помешать царевне поймать отравленное яблоко.

5) Любя царевну в душе, она «не убила, не связала» царскую дочь.

6) Кто из героев, «помолясь усердно богу, отправляется в дорогу»?

7) Этот фрукт стал причиной временной гибели царевны.

Тесты по произведению А.С.Пушкина

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Тесты по произведению А.С.Пушкина

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1. Как называется сказка А.С.Пушкина?

1) Сказка о мёртвой царице и о семи богатырях

2) Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

3) Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

4) Сказка о мёртвой принцессе и о семи богатырях.

2. «Смотрит в поле, инда очи разболелись…». Слово «инда» обозначает

1) очень

2) сильно

3) даже

4) немного

3. Царица родила дочь

1) в рождество

2) в сочельник

3) на пасху

4) в масленицу

4. Царица умерла, потому что

1) роды были трудны,

2) не вынесла горя

3) не снесла восхищенья

4) не снесла радости

5. Царь женился второй раз

1) через год

2) через полтора года

3) через два года

4) через три года

6. У царицы было

1) трюмо

2) зеркальце

3) прожектор

4) зеркало

7. Жениха царевны звали

1) Елисей

2) Енисей

3) Моисей

4) Алексей

8. Приданое царевны – это

1) полцарства

2) семь торговых городов да сто сорок теремов

3) три губернии

4) сто хоромов невысоких, тьма полей, лесов широких

9. Как обзывает царица своё зеркало?

1) Ах ты, гадкое стекло!

2) Ах ты, мерзкое стекло!

3) Ах ты, грязная стекляшка!

4) Ты не зеркальце – свинья!

10. Какое слово пропущено в строке «Мать … сидела Да на снег лишь и глядела»?

1) весёлая

2) брюхатая

3) пузатая

4) сонливая

11. Рассердившись, царица бросила зеркальце

1) под лавку

2) под печку

3) под скамейку

4) под стол

12. Служанку злой царицы звали

1) Чернавка

2) Белавка

3) Синявка

4) Булавка

13. Служанка оставила царевну

1) в глубоком ущелье

2) в незнакомом городе

3) у разбойников

4) в далёком лесу

14. Хозяева терема, вернувшись домой, никого не увидели, но невидимый кто-то им уже понравился. Почему?

1) В избе пахло женскими духами.

2) Всё было прибрано.

3) На столе был приготовленный обед.

4) На полу стояла корзина с душистыми яблоками.

15. «И царевна к ним сошла, … хозяям отдала». Что отдала царевна?

1) честь

2) хлеб

3) жбан

4) соль.

16. В избе жили

1) разбойники

2) богатыри

3) рыцари

4) бомжи

17. Как догадались хозяева дома, что это была царевна?

1) по речи

2) по осанке

3) по одежде

4) по перстню

18. От какого угощения отказалась царевна?

1) от вина

2) от водки

3) от сигареты

4) от медовухи

19. Царевна жила у хозяев терема

1) в светлице

2) в темнице

3) в горнице

4) в передней комнате

20. Хозяева терема – это

1) семеро чужих людей

2) семеро хазарских охотников

3) семеро беглецов

4) семеро братьев

21. Хозяева терема

1) грабили на калужской дороге

2) занимались торговлей

3) ловили красную рыбу

4) стреляли уток

22. Царевна не вышла замуж за одного из богатырей, так как

1) все они были уродливые

2) каждый день пьянствовали

3) она уже была невестой

4) она дала слово выйти за царевича

23. Когда царевна не согласилась выйти замуж, богатыри

1) извинились

2) чуть не убили её

3) перестали её кормить

4) выгнали из дома

24. Как узнала злая царица о том, что царевна жива?

1) Рассказала служанка.

2) Рассказали придворные шпионы.

3) Рассказало зеркальце.

4) Ц арица сама догадалась.

25. Что здесь лишнее? Царевна умела

1) убирать дом

2) готовить еду

3) прясть

4) шить платье

26. Кто пришёл к царевне?

1) монахиня

2) нищая черница

3) колдунья

4) подруга

27. «И кой-что тебе снесу», – говорит царевна. Она снесёт

1) яичко

2) яблоко

3) хлеб

4) молока

28. Старушонка отдала царевне

1) грушу

2) апельсин

3) яблоко

4) орехи

29. Верного пса звали

1) Соколко

2) Соколка

3) Соколик

4) Осколок

30. Пёс издох, так как

1) его волки задрали

2) отравился ядовитым яблоком

3) охотник застрелил

4) провалился в погреб

31. Гроб с царевной привинтили

1) к столбам

2) к скале

3) к огромному дубу

4) к мраморным колоннам

32. Мёртвая царевна досталась

1) одному гробу

2) сырой земле

3) могильным червям

4) гробовщику

33. Жених ищет царицу-невесту и обращается

1) к солнцу, луне, ветру

2) к месяцу, ветру, солнцу

3) к луне, туче. солнцу

4) к ветру, реке, лесу

34. Злая мачеха

1) разбила зеркальце

2) бросила его в колодец

3) швырнула в морскую пучину

4) спрятала до лучших времён

35. Злая царица умерла от

1) злости

2) тоски

3) гриппа

4) СПИДа

Ответы-ключи

1)3, 2)3, 3)2, 4)3, 5)1, 6)2, 7)1, 8)2, 9)2, 10)2, 11)1, 12)1, 13)4, 14)2, 15)1, 16)2, 17)1, 18)1, 19)1, 20)4, 21)4, 22)3, 23)1, 24)3, 25)4, 26)2, 27)3, 28)3, 29)1, 30)2, 31)1, 32)1, 33)2, 34)1, 35)2

РЕФЛЕКСИЯ: СКАЗКА ЛОЖЬ , да в ней …………

1.

Ответы-ключи

1)3, 2)3, 3)2, 4)3, 5)1, 6)2, 7)1, 8)2, 9)2, 10)2, 11)1, 12)1, 13)4, 14)2, 15)1, 16)2, 17)1, 18)1, 19)1, 20)4, 21)4, 22)3, 23)1, 24)3, 25)4, 26)2, 27)3, 28)3, 29)1, 30)2, 31)1, 32)1, 33)2, 34)1, 35)2

Игра — зачет по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях» (5 класс)

Ход игры

Учащиеся делятся на 4 команды, в составе которых и выполняют
задания.

  1. Разминка : каждая команда получает по очереди вопросы, на
    которые дает ответ. Если команда не ответила, ответ переходит к той
    команде, члены которой первыми подняли руки.

1)      Назовите
год рождения поэта (1799)

2)      Как
звали няню Пушкина (Арина Родионовна)

3)      Назовите
имя и отчество отца А.С.Пушкина (Сергей Львович)

4)      Как
звали мать поэта? (Надежда Осиповна)

5)      Кем
приходился Пушкину Абрам Петрович Ганнибал? (Пра-пра-пра-пра-дедушкой)

6)      Сколько
братьев и сестер было у Пушкина? Назовите их. (1 брат Лев, 1 сестра Ольга)

7)      Как
звали дядю поэта? (Василий Львович)

8)       Назовите
дядьку Пушкина. (Никита Козлов)

9)      Какой
русский поэт, прочитав поэму «Руслан и Людмила», подарил юному Пушкину свой
портрет с надписью «Победителю – ученику от побежденного учителя»?
(В.А.Жуковский)

10)  Назовите учебное заведение,
которое закончил поэт. (Царскосельский Лицей)

11)  Назовите речку в
Санкт-Петербурге, на берегу которой состоялась дуэль Пушкина в 1836 году.
(Черная речка)

12)  Как звали жену поэта?
(Наталья Николаевна Гончарова)

13)  Назовите имя сына
французского посла, с которым стрелялся поэт. (Жорж Дантес)

  1. Угадайте героя по описанию

1)      Девять
месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит (Царица
– мать царевны)

       2) Ты встаешь во тьме глубокой,

             Круглолицый, светлоокий,

             И, обычай твой любя,

             Звезды смотрят на тебя. (Месяц)

3)     Месяц под
косой блестит,

А во лбу звезда горит. (Царевна –
лебедь из «Сказки о царе Салтане»)

4) Высока, стройна, бела,

     И умом и всем взяла. (Царица
– мачеха)

5) Выезжают погулять,

    Серых уток пострелять,

    Руку правую потешить,

    Сарачина в поле спешить,

    Иль башку с широких плеч

    У татарина отсечь.  (Семь
богатырей)

6) И кого не спросит он,

    Всем вопрос его мудрен.
(Королевич Елисей)

7) Белолица, черноброва,

     Нраву кроткого такого.
(Царевна)

8) С ним одним она была

    Добродушна, весела.  (Царица
– мачеха)

9)    …        ты ходишь

     Круглый год по небу, сводишь

     Зиму с теплою весной,

     Всех нас видишь под собой.
(Солнце)

10) …царица,

      Вся сияя как заря,

      Тихо встретила царя.

11) Не боишься никого,

      Кроме бога одного. (Ветер)

12) Весть царевну в глушь лесную

      И, связав ее, живую

      Под сосной оставить там

      На съедение волкам.  
(Царица Чернавке)

3.Кроссворд (Приложение № 1)

Вопросы к кроссворду

1)      Эта
героиня охарактеризована разными эпитетами, последний «злая». (Мачеха)

2)      Именно
по его мнению царевна была «всех милее, всех румяней и белее»  (Зеркальце)

3)      Именно
он смог помочь королевичу Елисею. (Ветер)

4)      Он
пытался помешать царевне поймать отравленное яблоко. (Соколко, пес)

5)      Любя
царевну в душе, она «не убила, не связала». (Чернавка)

6)      Кто
из героев, «помолясь усердно богу, отправляется в дорогу»?

7)      Этот
фрукт стал причиной временной гибели царевны. (Яблоко)

4.Кто внимательнее?

Команды по очереди отвечают на
вопросы по «Сказке о мертвой царевне».

1) На что глядела царица, ожидая
возвращения мужа?  (Снег)

2) Каким было приданое царевны?
(Семь торговых городов да сто сорок теремов)

3) Что делает Елисей перед тем,
как отправиться в дорогу? (Молится)

4) Кто первым встретил царевну на
дворе у семь богатырей? (Пес Соколко)

5) Как называлось жилище семи
богатырей? (Терем)

6) Чем занимались семь богатырей?
(Охота, война)

7) Чем угрожала царица чернавке,
узнав что царевна не погибла? (Рогаткой)

8) Что дала царевна чернице,
пришедшей к ней во двор? (Хлеб)

9) Чем занялась царевна, ожидая
богатырей, перед тем, как попробовала яблоко? (Пряла)

10) Из чего был сделан гроб, в
который семь богатырей положили царевну? (хрусталь)

11) Куда семь богатырей отнесли
гроб со спящей царевной? (В нору в горе)

12) Какими были первые слова
проснувшейся царевны? («Как же долго я спала!»)

5. Конкурс «Подбери определение»: в цитате из сказки
пропущены прилагательные, они даны отдельно в начальной форме. Нужно вставить
прилагательное на место, изменив, если требуется, форму слова. (Приложение № 2)

Дверь тихонько отворилась

Перед … зарею

И царевна очутилась

Братья…толпою

В … горнице, кругом

Выезжают погулять,

Лавки, крытые ковром,

…уток пострелять,

Под святыми стол …,

Руку … потешить,

Печь с лежанкой ….

Сорочина в поле спешить,

Видит девица, что тут

Иль башку с … плеч

Люди … живут.

У татарина отсечь,

Или вытравить из леса

… пятигорского черкеса.

Светлый, дубовый, изразцовый, добрый

Утренний, дружный, серый, правый, широкий, пятигорский

6.  Конкурс «Составь предложение»:из данных отдельных слов,
стоящих в начальной форме, составить предложение так, как оно звучит в сказке .

Королевич Елисей,

Помолясь усердно богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей-душой,

За невестой молодой.

Приложение 2

4.светлый    2.дубовый
3.изразцовый  1.добрый

5.утренний   2. дружный
6.серый    1.правый 4.широкий   3.пятигорский

Приложение 3

помолиться   усердно Бог    королевич
Елисей     отправиться в    дорога    за красавица    душа невеста        молодой

помолиться   усердно Бог    королевич
Елисей     отправиться в    дорога    за красавица    душа невеста        молодой

помолиться   усердно Бог    королевич
Елисей     отправиться в    дорога    за красавица    душа невеста        молодой

4.светлый    2.дубовый
3.изразцовый  1.добрый

5.утренний   2. дружный
6.серый    1.правый 4.широкий   3.пятигорский

4.светлый    2.дубовый
3.изразцовый  1.добрый

5.утренний   2. дружный
6.серый    1.правый 4.широкий   3.пятигорский

4.светлый    2.дубовый
3.изразцовый  1.добрый

5.утренний   2. дружный
6.серый    1.правый 4.широкий   3.пятигорский

4.светлый    2.дубовый
3.изразцовый  1.добрый

5.утренний   2. дружный
6.серый    1.правый 4.широкий   3.пятигорский

Дверь тихонько отворилась

Перед … зарею

И царевна очутилась

Братья…толпою

В … горнице, кругом

Выезжают погулять,

Лавки, крытые ковром,

…уток пострелять,

Под святыми стол …,

Руку … потешить,

Печь с лежанкой ….

Сорочина в поле спешить,

Видит девица, что тут

Иль башку с … плеч

Люди … живут.

У татарина отсечь,

Или вытравить из леса

…                   
черкеса.

Дверь тихонько отворилась

Перед … зарею

И царевна очутилась

Братья…толпою

В … горнице, кругом

Выезжают погулять,

Лавки, крытые ковром,

…уток пострелять,

Под святыми стол …,

Руку … потешить,

Печь с лежанкой ….

Сорочина в поле спешить,

Видит девица, что тут

Иль башку с … плеч

Люди … живут.

У татарина отсечь,

Или вытравить из леса

…                   
черкеса.

Дверь тихонько отворилась

Перед … зарею

И царевна очутилась

Братья…толпою

В … горнице, кругом

Выезжают погулять,

Лавки, крытые ковром,

…уток пострелять,

Под святыми стол …,

Руку … потешить,

Печь с лежанкой ….

Сорочина в поле спешить,

Видит девица, что тут

Иль башку с … плеч

Люди … живут.

У татарина отсечь,

Или вытравить из леса

…                   
черкеса.

Дверь тихонько отворилась

Перед … зарею

И царевна очутилась

Братья…толпою

В … горнице, кругом

Выезжают погулять,

Лавки, крытые ковром,

…уток пострелять,

Под святыми стол …,

Руку … потешить,

Печь с лежанкой ….

Сорочина в поле спешить,

Видит девица, что тут

Иль башку с … плеч

Люди … живут.

У татарина отсечь,

Или вытравить из леса

…                   
черкеса.

Вопросы к кроссворду

1) Эта героиня охарактеризована
разными эпитетами, последний «злая».

2) Именно по его мнению царевна
была «всех милее, всех румяней и белее»

3) Именно он смог помочь
королевичу Елисею.

4) Он пытался помешать царевне
поймать отравленное яблоко.

5) Любя царевну в душе, она «не
убила, не связала».

6) Кто из героев, «помолясь
усердно богу, отправляется в дорогу»?

             7) Этот фрукт стал причиной временной гибели
царевны.

Вопросы к кроссворду

1) Эта героиня охарактеризована
разными эпитетами, последний «злая».

2) Именно по его мнению царевна
была «всех милее, всех румяней и белее»

3) Именно он смог помочь
королевичу Елисею.

4) Он пытался помешать царевне
поймать отравленное яблоко.

5) Любя царевну в душе, она «не
убила, не связала».

6) Кто из героев, «помолясь
усердно богу, отправляется в дорогу»?

             7) Этот фрукт стал причиной временной гибели
царевны.

Вопросы к кроссворду

1) Эта героиня охарактеризована
разными эпитетами, последний «злая».

2) Именно по его мнению царевна
была «всех милее, всех румяней и белее»

3) Именно он смог помочь
королевичу Елисею.

4) Он пытался помешать царевне
поймать отравленное яблоко.

5) Любя царевну в душе, она «не
убила, не связала».

6) Кто из героев, «помолясь
усердно богу, отправляется в дорогу»?

             7) Этот фрукт стал причиной временной гибели
царевны.

Вопросы к кроссворду

1) Эта героиня охарактеризована
разными эпитетами, последний «злая».

2) Именно по его мнению царевна
была «всех милее, всех румяней и белее»

3) Именно он смог помочь
королевичу Елисею.

4) Он пытался помешать царевне
поймать отравленное яблоко.

5) Любя царевну в душе, она «не
убила, не связала» царскую дочь.

6) Кто из героев, «помолясь
усердно богу, отправляется в дорогу»?

             7) Этот фрукт стал причиной временной гибели
царевны.

Литература. 5 класс.

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Противоборство добрых и злых сил в сказке.

Урок – исследование

Цели урока.

  1. Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.
  2. Деятельностная.  Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

Планируемые результаты.

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Метапредметные УУД.

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)  необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Портрет А.С.Пушкина.

Ход урока.

1-ый этап.  Самоопределение к деятельности.

Вступительное слово учителя.

Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться  в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.

                                                                                                                            Слайд 1.

Девиз нашего урока: « Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать.»

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы  меня слушать и слышать.

2-ой этап.  Постановка учебной задачи.

Учитель рассказывает притчу.  

— Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли  два сосуда. Один  сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть  вовнутрь и узнать, что же такое  Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое.  Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает,  так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

— Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Ученики отвечают, что мы  будем говорить о добрых и злых героях  в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их.

— Правильно, молодцы.  Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение  терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

                                                                                                               Слайд 2

Работа с эпиграфом к уроку.

                                                Лишь добро одно бессмертно.

                                                 Зло подолгу не живет.

                                                                                 Шота Руставели.

— Как вы думаете, так ли это?

— Отвечают.

— Сразу тяжело ответить  на этот вопрос.  Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.

3-ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия.

Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро  всегда  побеждает Зло».

Работа в парах. Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.

— Хорошо, ребята, молодцы.  Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.

                                                                                                      Слайд 3

4-ый этап.  Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.

— Образы каких героев в сказке, по – вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?

— Царевны и царицы.                                                                        Слайд 4.

— Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.

— Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям?  ( Царицу – мачеху).

Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.

                                                                                                         Слайд 5.

— А кто эти героини? Почему иллюстрация с изображением царицы – матери обведена жёлтым, а царицы – мачехи – чёрным. Как вы думаете, почему?

( Царица-мать – положительный герой, она олицетворяет нежное материнское начало. Царица-мачеха – отрицательный герой, олицетворяющий злые силы).

Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.

Составление небольшого монологического высказывания.

— Как  разворачиваются события дальше?

— Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица умна, красива, но очень злая и любит только себя. Проходит время, подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей.

5-ый этап. Первичное закрепление

Работа над образом царевны.                                                 Слайд 6 .

Работа в группах по заданному плану.

План.

  1. Представление сказочного персонажа.
  2. Описание внешности.
  3. Черты характера.
  4. Отношение к окружающим.
  5. Отношение окружающих к героине
  6. Кому героиня противопоставлена в сказке?

Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают.

Работа над образом царицы-мачехи.

Ученик подготовил мини – проект по образу царицы – мачехи. Выступает только с выводами.

Составление сравнительной характеристики. Заполнение таблицы.

                                                                                                    Слайд 7.

Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой.

Чтение по ролям эпизода, в котором волшебное зеркало сообщает царице – мачехе о том, что падчерица «милее» и «белее», чем она.

Учащиеся делают выводы.                                                      Слайд 8

Снятие утомления с глаз.                                                      Слайд 9

6-ой этап.  Самостоятельная работа с проверкой.

1.Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».

Работа в парах. Составить вопросы по эпизоду и ответить на них.

2   Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы избавиться от царевны?

Прослушивание фонограммы.  Черница дарит царевне наливное отравленное яблочко.

Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. В сказках у добра много помощников. Добро побеждает зло. Царица умирает.

Составление КЛАСТЕРА  «Царевна и её помощники» из открыток – иллюстраций худ. Л.Присекиной.

7-ой этап.  Рефлексия деятельности.

— Какой урок мы извлекли из  «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?

Какими нельзя быть?

Итог урока.                                                                  Слайд 10

Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице.  Выставляют себе оценки, учитель контролирует.

Покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению в конце урока.

На  «Золотых» рыбках, подаренных учителем учащимся, дети пишут добрые пожелания близким, одноклассникам, учителям … и озвучивают их.

Д/З    На выбор: 1. Написать поздравление Королевичу и Царевне.

         2  Выучить понравившийся отрывок  наизусть.

Цели:

  1. Отработать навык анализа произведения, работы в группе.
  2. Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина, выявить,
    насколько усвоена сказка.
  3. Сформировать у детей умения выразительно читать отрывки из сказки.
  4. Инсценировать эпизоды, развивать артистические способности.
  5. Воспитать чувство дружбы, коллективизма и любви к русской поэзии.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

А.С. Пушкин…

Мы знакомы с его сказками с раннего детства. Трудно найти человека, который
не знал бы замечательные произведения русского писателя. Прошло много лет, как
погиб поэт, а наша любовь к нему все не ослабевает. А стихи и сказки становятся
все ближе, дороже и нужнее.


Рис. 1 – фото Пушкина.

Мы чтить тебя привыкли с детских лет.
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк, но в памяти народной.
Ты не умрёшь возлюбленный поэт!

3. Задания различного уровня сложности.

Для нас А.С. Пушкин, прежде всего, поэт-сказочник. Сегодня нам предстоит
выяснить, насколько понята “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”. В
качестве эпиграфа взяты слова из пушкинской сказки “О золотом петушке”:

Сказка – ложь, да в ней намек:
Добрым молодцам урок.

Урок наш необычный, т.к. мы будем работать в группах, использовать задания с
различным уровнем сложности. Сначала выберем задания из I уровня, затем из II и
т.д. Задания распределяются согласно жеребьевке, проведенной на перемене. В
процессе работы используется презентация к уроку (см.
Приложение
).

I-й уровень сложности.

1. Чей это портрет?

Белолица, черноброва
Нраву кроткого такого. (Царевна.)


Рис. 2 – портрет царевны.

2. Чей это портрет?

Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива. (Царица.)


Рис. 3 – портрет царицы.

3. Кто и к кому обращается со словами?

Жизнь моя! В чем, скажи, виновна?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя. (Царевна к Чернавке.)

4. Кто и к кому обращается со словами?

Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал.
Да хозяев поджидал. (Старший богатырь к царевне.)

5. Кто и к кому обращается со словами?

Не видал я девы красной,
На стороже я стою
Только в очередь мою. (Месяц к Королевичу Елисею.)

II-й уровень сложности

1. Найдите в тексте сказки эпизоды, изображенные на рисунках (см.
Приложение
, Слайд 9–13)?

III-й уровень сложности.

1. Какие пословицы, по-вашему мнению, могут быть отнесены к царице-мачехе, а
какие – к царевне?

  1. При солнышке тепло, а при матери добро. (Царевна.)
  2. Злой человек – как уголь: если не жжет, то чернеет. (Царица.)
  3. На языке мед, а на сердце – лед. (Царица.)
  4. Терпенье и труд все перетрут. (Царевна.)
  5. Белые руки чужие труды любят.
  6. Берут завидки на чужие пожитки.
  7. Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.
  8. Не всё то золото, что блестит.

2. Какой персонаж видит такую картину?

Только видит: вьется вьюга.
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля. (1-ая Царица.)

3. Какому эпизоду соответствует данное описание природы:

Там речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора…

4. Восстановите полный текст пушкинских строк:

Позвала к себе … (Чернавку)
И наказывает ей,
… девушке своей, (сенной)
Весть царевну … лесную (в глушь)
И, связав ее, живую
… оставить там (под сосной)
На съедение … (волкам).

IV-й уровень сложности.

1. Найдите эпитеты в отрывке:

Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий
,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.

2. Найдите эпитеты в отрывке:

Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.

3. Назовите встречающиеся в сказке повторы:

Путь – дорогу
Ждет – пождет
Царь – отец
Красавица – девица
Елисей обращался к силам природы – 3 раза
Царица обращается к зеркалу – 3 раза

4. Объясните значения слов:

“издалеча”
“приданое”
“клюка”
“кручиниться”
“светлица”
“мачеха”

5. Объясните значения выражений:

“Молва трезвонить стала”
“Аль товар не по купцам”
“Тихоструйная речка”

4. Инсценировки понравившихся отрывков из сказки.

5. Творческая работа (мини-сочинение “О чём заставила задуматься меня
сказка?” или “Чем особенно изумила меня сказка “О мертвой царевне и семи
богатырях?”).

Итог урока.

Заключительное слово учителя.

В сказках все бывает,
В сказках чудеса:
Спящая царевна,
Девица – краса,
Золушки и принцы,
Ведьмы, короли.
Чудо совершится, если
Веришь ты.
Мертвая царевна
Проснулась не спроста,
Ей людская верность
Счастье принесла,
Потому что миром
Правит доброта,
Людям помогает
Светлая мечта.
Сказка нас научит,
Зло как победить,
Как с врагами сладить,
Счастье как добыть,
Нам всегда помогут
Добрые друзья.
Будут рядом биться
Верные сердца.

По итогам урока учитель обращается к учащимся. Что понравилось или не
понравилось на уроке? Что показалось сложным (легким)? (Ответ необходимо
аргументировать.)

Сюжет сказки

Из предложенных вариантов выберите верный.

К кому обращается с этими словами царица:

«…скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»»

Царь

Служанка

Царевна

Зеркало

Персонажи «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Выберите правильный вариант.

К кому НЕ обращался королевич Елисей в поисках царевны?

Характеристика персонажа

Выберите несколько слов, которыми автор описывает царицу-мачеху

Сварлива

Горда

Мила

Своенравна

Добра

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Найдите соответствия между героями и обращением к ним королевича Елисея.

Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе…

Ты встаёшь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звёзды смотрят на тебя.

………………Ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с теплою весной, Всех нас видишь под собой.

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Установите соответствие между цитатой из сказки и иллюстрацией

Сотворив обряд печальный, Вот они во гроб хрустальный Труп царевны молодой Положили — и толпой Понесли в пустую гору…

И царевна очутилась В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой…

В руки он ее берет И на свет из тьмы несет, И, беседуя приятно, В путь пускаются обратно…

Сюжет «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Подчеркните верные варианты.

Царица отравила царевну при помощи

Текст «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Впечатайте в текст пропущенные слова.

И царица хохотать,

И


пожимать,

И подмигивать


,

И прищёлкивать


,

И вертеться, подбочась,

Гордо в


глядясь.

Сюжет произведения

Выделите цветом верный вариант.

Как царица велела чернавке поступить с царевной?

Увести её в лес и связать

Запереть в подвале

Отправить в другое государство

Ничего не делать

«Характеристика персонажей»

На месте пропуска в таблице поставьте соответствующие слова из предложенного списка

Царица

Царевна

Королевич Елисей

Доброта

Жестокость

Настойчивость

Зависть

Милосердие

Верность

Своенравие

Смелость

Кротость

Цель сказки

Выберите верный вариант.

Цель «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»

утвердить победу добра над злом

высмеять злую мачеху

рассказать о жизни царской семьи

Сюжет

Выделите цветом верный вариант.

Чернавка не выполнила указаний царицы и отпустила царевну, потому что…

В душе любила царевну и пожалела её

Забыла, что наказала ей царица

Спешила вернуться из леса во дворец

Царевна откупилась от чернавки

Детали сказки

Выберите верный вариант из списка.

Богатыри положили царевну в гроб

Композиция

Соотнесите фрагмент сказки А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и элемент композиции сказки.

Вдруг она, моя душа, Пошатнулась, не дыша, Белы руки опустила, Плод румяный уронила, Закатилися глаза, И она под образа Головой на лавку пала И тиха, недвижна стала…

Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна.

И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мёд, пиво пил, Да усы лишь обмочил.

Герои сказки

Распределите предложенные ниже варианты по следующим категориям: положительные герои, отрицательные герои, герои-помощники

Положительные герои

Отрицательные герои

Герои-помощники


Королевич Елисей


Царевна


Царица


Месяц


Солнце


Ветер


Зеркало

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Вариант 1

Часть А. 1. В какое время года начинается сказка?

а) лето

б) зима

в) осень

г) весна

2. От чего умирает царица?

а) от горя

б) от радости

в) от болезни

3. Что было дано в приданое царице:

а) говорящее зеркало

б) драгоценные камни

в) говорящий попугай

г) золото и серебро

4. Какое приданое было готово для дочери царя:

а) золото и серебро

б) 25 кораблей

в) 7 торговых городов и 140 теремов

5. Почему царица приказывает служанке отвести царевну в лес и оставить на съедение волкам:

а) она была жестока

б) от зависти

в) от безделья

6. Сколько богатырей встретила царевна

а) 6

б) 7

в) 8

7. От чего царевна заснула мертвым сном?

а) хлеб

б) яблоко

в) вино

8. У кого царевич Елисей спрашивает помощи:

а) солнце

б) месяц

в) река

г) ветер

9. Как очнулась царевна?

а) поцелуй жениха

б) гроб разбился и она проснулась

в) выпила противоядие

10. Какие слова пропущены?

Я там был, …, … пил

Да усы лишь обмочил.

а) мед, пиво

б) квас, морс

в) чай, кофе

Часть Б

1. Назовите признаки литературной сказки.

2. Напишите 4-5 рифм из сказки.

3. Выпишите 4-5 эпитетов из сказки, укажите из них цветовые.

4. Выпишите несколько олицетворений из сказки.

Часть В.

Напишите, понравились ли вам произведения А.С.Пушкина. Чем? Почему? Запишите свой ответ, помня о правилах грамматики. И чему она по вашему мнению учит?

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Вариант 2

Часть А. 1. Кого родила царица?

а) дочь

б) сына

2. Через какое время царь женился на другой?

а) через полгода

б) через год

в) через 2 года

3. Королевич Елисей. Кто это?

а) сын царя

б) жених дочери

в) гость королевства

4. Чернавка. Кто это?

а) дочь царя

б) служанка царицы

в) гостья королевства

5. Как царевна оказалась в темном лесу?

а) она заблудилась

б) по приказу царицы

в) она искала подснежники

6. К чьему терему вышла царевна?

а) гномов

б) богатырей

в) королей

7. Что отведала царевна и заснула мертвым сном?

а) яблоко

б) хлеб

в) вино

8. Кто помог найти царевичу Елисею царевну?

а) солнце

б) месяц

в) река

г) ветер

9. Как очнулась царевна?

а) гроб разбился и она проснулась

б) поцелуй жениха

в) выпила противоядие

10. Какие слова пропущены?

Я там был, …, … пил

Да усы лишь обмочил.

а) чай, кофе

б) мед, пиво

в) квас, морс

Часть Б

1. Назовите признаки литературной сказки.

2. Напишите 4-5 рифм из сказки.

3. Выпишите 4-5 эпитетов из сказки, укажите из них цветовые.

4. Выпишите несколько олицетворений из сказки.

Часть В.

Напишите, понравились ли вам произведения А.С.Пушкина. Чем? Почему? Запишите свой ответ, помня о правилах грамматики. И чему она по вашему мнению учит?

Ключи:

Ответы на вопросы части А

Вариант 1

1. б

2. б

3. а

4. в

5. б.

6. б

7. б

8. а, б, г

9. б

10. а

Оценивание:

За ответы части А по 1 баллу за каждый верный

По 2 балла за безошибочные ответы в части Б

За часть В – 3 балла при

— раскрытии темы,

— аргументации ответа,

— верном абзацном членении.

11+8+3=22 балла – максимум

«5» — 18 – 22 верных ответов

«4» — 15-17 верных ответов

«3» — 11- 14 верных ответов

«2» — менее 11 верных ответов

Вариант 2

1. а

2. б

3. б

4. б

5. б

6. б

7. а

8. а, б, г

9. а

10. б

Контрольно-оценочный материал к уроку литературы в 5 классе по произведению А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

1.Начните сказку первыми четырьмя строками. (Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна.)

2. В канун какого православного праздника Бог даёт царице дочь? ( В Сочельник накануне Рождества)

3. Почему царь женился на другой? (Царица, после долгой разлуки, увидев царя, «в восхищенье» умерла)

4. Назовите черты характера молодой жены царя. (Горда, капризна, своенравна, ревнива)

5. Какой вопрос задавала царица волшебному зеркальцу? ( Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?)

6. Что отвечало зеркальце в ответ? (Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее…»)

7. За что рассердилась на зеркальце царица? (Зеркальце ответило, что … Царевна всех милее, Всех румяней и белее.)

8. Какая черта характера заставила царицу погубить молодую царевну? (Зависть)

9. Закончите наказ царицы сенной девушке:

…Весть царевну в глушь лесную

И, связав её, живую… (Под сосной оставить там На съедение волкам.)

10. Почему Чернавка не привязала к сосне царевну? (Добрая была и любила её)

11. Кто отправился искать царскую дочь?(Королевич Елисей)

12. Что помогло царевне спастись в лесу?(Терем, на который она набрела)

13. Закончите мысль старшего богатыря: Коли красная девица… (Будь нам старшая сестрица)

14. Что делала царевна, живя у богатырей?(Убиралась, готовила еду, топила печь)

15. С какой целью отправлялись богатыри в лес до утренней зари? (Пострелять уток, врагов: татар и черкесов спешить, выгнать из леса)

16. Что ответила царевна на предложение богатырей стать одному женой? ( Мне всех милей Королевич Елисей )

17. Какие черты характера проявились у царевны? (Трудолюбие, надёжность, доброта, верность, честность)

18. Как мачеха-царица узнала о том, что падчерица жива? ( Зеркальце сказало)

19. В кого облачилась Чернавка, придя в лес к царевне? (В старушку-нищенку)

20. От чего заснула мёртвым сном царевна?( От наливного яблочка гостьи-нищенки)

21. Как зовут пса богатырей? (Соколко)

22. Как богатыри поняли, что царевна отравилась яблоком? ( Пёс проглотил яблоко и издох)

23. Почему царевну богатыри не похоронили? (Раздумали: свежа лежала, будто спала)

24. Куда поместили царицу богатыри? (В хрустальный гроб, который подвесили на чугунных цепях к шести столбам, в горе)

25. К кому в поисках своей невесты обращается Королевич Елисей? ( К Солнцу, Месяцу и Ветру)

26. Как звучит вопрос Елисея? ( Не видал (о) ли где на свете ты царевны молодой?)

27. Как обращается Елисей к Ветру? (Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме Бога одного.)

28. Кто помог Елисею отыскать невесту?(Ветер)

29. От чего ожила спящая царевна? ( Елисей ударился о гроб всей силой, и тот разбился.)

30. Закончите строки:

Ожила. Глядит вокруг

Изумлёнными глазами,

И, качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла: (Как же долго я спала!)

31. Какие черты характера помогли Елисею отыскать невесту? ( Настойчивость, целеустремлённость, отпимизм)

32. От чего умерла мачеха-царица? (От злости и зависти)

33. Завершите сказку: И никто с начала мира… (Не видал такого пира; Я там был, мёд, пиво пил, Да усы лишь обмочил.)

34. Назовите сказку, похожую на эту. («Спящая царевна». А. С. Пушкин)

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/381135-kontrolno-ocenochnyj-material-k-uroku-literat

  • Задания по сказке по щучьему велению 3 класс
  • Задания по сказке петушок и бобовое зернышко
  • Задания по сказке о царе салтане с ответами 3 класс
  • Задания по сказке о рыбаке и рыбке с ответами
  • Задания по сказке летучий корабль 3 класс