Загадки пословицы поговорки сказки это произведения фольклора

Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество.

В более широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают всё народное творчество, проявления духовной (а иногда и материальной) культуры народа — язык, верования, обряды, ремёсла.

Фольклор — это наша генетика

Он обобщил представления о литературных и музыкальных произведениях (песнях, танцах), созданных коллективом неизвестных авторов из народа на протяжении нескольких десятков (или сотен) лет в отдалённом историческом прошлом.

Говоря проще, фольклор – это устное народное творчество. В настоящее время понятие активно используется в музыкальном и литературном смысле.

Мы собрали некоторые малые жанры фольклора, такие как:

Народные приметы на каждый день

Пословицы и поговорки

Народные приметы

Загадки

В дальнейшем раздел будет пополняться другими интересными жанрами.

Особенности фольклорных произведений

Внимательно вчитавшись в определение, можно выделить несколько важных признаков фольклора:

  1. Историчность. Произведения народного творчества рождаются в глубине веков и постепенно отшлифовываются, обретая новые варианты, формы и оттенки значений.
  2. Коллективность. Рождение новой песни или сказки (что это такое?) нельзя считать состоявшимся, если она не была воспринята множеством слушателей-исполнителей. Её создают и рассказывают многократно, передавая из уст в уста. Окончательная оценка и последующая обработка фольклорного произведения возможна лишь в коллективе.
  3. Анонимность. Фольклорные произведения рождаются общими усилиями – выделить одного автора невозможно. Имя того, в чьей голове впервые созрела та или иная выдумка, скрыто. Оно не имеет значения, так как мысли и образы общедоступны и всенародны.
  4. Вариативность. Любое народное творение имеет несколько вариантов исполнения. Например, у сказки «Царевна-лягушка» насчитывается более 20 вариантов. В одном из них у царевны появляется неизвестный Жених, к которому она улетает, в другом действует Кощей. Есть версия с участием Елены Прекрасной, есть такая, в которой действуют сразу 3 бабы-Яги (прямо вселенная Marvel какая-то).
  5. Повторяемость (цикличность). Модель фольклорного времени – это круг, колесо. События сменяют друг друга в строго определённой последовательности, начало сходится с концом, сиюминутность сливается с вечностью.
  6. Кумулятивность. Это непривычное для слуха слово означает, что фольклор вбирает в себя лучшее, чем живёт душа народа, нации. Он сохраняет традиции, воспевает идеалы, передаёт ценнейшую информацию о прошлом и будущем через особые культурные коды.

Русский фольклор

Произведения русского литературного фольклора изучаются с первых ступеней школы. Это русские народные сказки, пословицы, загадки. Дети постарше знакомятся с былинами о русских богатырях.

В старших классах школы изучаются фольклорные источники произведений классической литературы: повестей и поэм А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. Не зная народных сюжетов и персонажей, в каком-то смысле ставших азбукой национальной образности, нельзя до конца понять многообразный мир отечественной культуры.

Многие думают, что кроме «Курочки Рябы», «Колобка» и «Репки» русскому народу нечего рассказать. Это не так. Откройте сборник волшебных сказок — захватывающее чтение вам обеспечено!

В минуту лирической тоски перелистайте собрание народных песен, а лучше послушайте их в музыкальном сопровождении. То, о чём в них поётся, касается каждого, задевает самые тайные струны, вызывает и улыбки, и слёзы. Это наша звучащая жизнь, наша знающая, что всё на свете повторимо.

В чём смысл фольклорных произведений

Народное творчество всегда функционально, оно не рождается из ниоткуда и всегда имеет чёткую цель. Учёные предлагают разделять произведения фольклора на следующие типы:

  1. Обрядовые;
  2. Необрядовые.

В первом типе описывается повторение ритуальных действий, значимые для многих поколений жизненные события. Обрядовый фольклор делится на семейный и календарный. Первый касается вех семейной жизни: сватовства и свадьбы, рождения детей, смерти родственников. Он широко представлен венчальными и погребальными песнями, причитаниями, заговорами.

Отдельно стоит детский фольклор с его колыбельными, потешками, пестушками.

Необрядовый фольклор приурочен к календарному кругу крестьянской жизни: смене времён года и хозяйственной деятельности труженика-землепашца. Каждое событие цикла сопровождается особыми песнями: колядками, закличками, запашками и т. д.

К необрядовым жанрам относятся былины, сказки, частушки, загадки, пословицы, поговорки.

Тема:  Малые жанры
устного народного творчества – (загадки, пословицы, поговорки)

Оборудование: выставка сборников загадок.

Основные понятия: фольклор, малые жанры – загадки, пословицы, поговорки.

План

1. Фольклор. Малые жанры фольклора.

2. Знакомство с жанром загадок.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

Формулирование темы и цели урока:

 Учитель читает загадки, учащиеся отгадывают. Что это
такое – загадки.

А теперь сформулируйте цель урока, опираясь на его
тему. Используйте опорные фразы на доске.

1.                
Узнать, что такое…;

2.                
Познакомиться с …

Цель урока: познакомиться хантыйскими загадками, пословицами,
поговорками, воспитание уважения к культуре своего и другого народа, развитие
познавательных умений – вести конспект, развитие кругозора.

3.Изучение нового материала

1.                
Сообщение учителя
по теме. Фольклор. Малые жанры фольклора.

     Термин «ФОЛЬКЛОР», впервые ввел в науку
английский ученый У. Дж. Томс, в переводе означает «народная мудрость».
Народное творчество, фольклор – это сохраняемые в народном быту, обряды,
преходящие от поколения к поколению. Говоря о фольклоре как об устных,
словесных произведениях, имеют в виду   считалки, песенки, потешки, загадки,
пословицы, которые еще называют МАЛЫЕ ЖАНРЫ устного народного
творчества.

http://festival.1september.ru/articles/559385/full_clip_image002.jpg

— Что такое
“фольклор”? Как вы считаете?

Это
произведения устного народного творчества.

Верно.
Произведения УНТ создавались всем народом. Но народные песни и сказки, разные
прибаутки и загадки, поговорки и пословицы не могли складываться сами собой,
без авторов. Каждое произведение в основе своей создавалось каким-нибудь одним
певцом или рассказчиком, имя которого обычно никем не запоминалось. Но если это
произведение бывало удачным, правильно передавало народные мысли и чувства, то
оно сразу подхватывалось, запоминалось, передавалось из уст в уста. Безымянное
творчество, живущее в народе.

Говоря о фольклоре как об устных, словесных
произведениях, имеют в виду   считалки, песенки, потешки, загадки, пословицы,
которые еще называют МАЛЫЕ ЖАНРЫ  устного народного творчества.

Вывод Слово «фольклор» переводится как народная
мудрость, знание.

малые жанры фольклора — это небольшие по размеру
фольклорные произведения. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки,
приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши.

2.                
История
изучения хантыйского фольклора.

Научное
изучение культуры и истории хантов  (остяков) в России было начата еще
XVIII веке
Г.Новицким и участниками академической экспедиции.Однако устное народное
творчество хантов становится предметом особого внимания ученых только с 1840-х
годов.  Первые значительные записи были сделаны учеными из Венгрии, Финляндии.
Один из венгерских ученых это – А.Регули. Среди исследователей этого времени,
внесших свой вклад в собрание произведений хантыйского фольклора, следует
назвать М.А. Кастрен, К.Папаи, Н.А.Абрамова.

«Пословицы и
поговорки”

Кроме песен, живут
в народе тысячи и тысячи весёлых, лукавых, мудрых изречений. Их называют
крылатыми выражениями. Как на крыльях, перелетают они из века в век, от одного
поколения к другому. Это пословицы и поговорки. Без пословицы и речь не
молвится. Знание пословиц и поговорок обогащает речь человека, помогает ему
находить точные и остроумные ответы на вопросы. “Поговорка – цветочек,
пословица – ягодка”, — так говорили наши предки.

— Скажите, это
пословица или поговорка: “Коса – девичья краса”?

Это
поговорка.

— Как определили? Предположения
детей.

Поговорка –
устойчивое изречение, особо краткое, не составляющее законченного высказывания.

— О чём эта
поговорка?

О красивых
волосах, заплетённых в косу.

На Руси девушки
всегда заплетали волосы в косу.

— А пословицы вы
какие-нибудь знаете? Назовите.

3.              
Знакомство с жанром
загадки.

Знаете ли вы, что в глубокой древности возникла и
другая “мелкая” разновидность русского фольклора – загадка. История
происхождения загадки

ЗАГАДКА
— это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в
человеке догадливость, сообразительность.

ЗАГАДКА
— это вопрос, в котором скрывается под «маской» определенное слово, а на
предмет загадывания только лишь происходит намек.

ЗАГАДКА
— это средство воспитания, развития детей, а также упражнение в рассуждении и в
умении доказывать.

Само
название жанра “загадка” происходит от слова “гадати”- думать, рассуждать.
Давным-давно, ещё тогда, когда люди боялись природы, им казалось, что всюду
есть добрые и злые существа. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птицы –
все понимают человеческий язык. Чтобы зверя обмануть и друг друга понимать,
придумали охотники, рыболовы да пастухи особый “тайный” язык, особую
“загадочную” речь. Например, коня называли “Долгохвостый”. Вот загадка когда-то
из этой тайной речи и родилась. Постепенно, с веками, не нужны стали “обманные”
названия, забылись они постепенно. А загадка не забылась. Её широко использовали
как испытание мудрости и в жизни, и в сказке. Позже загадка перешла в мир
детства. Разгадывание загадок доставляет удовольствие, отгадка радует и
удивляет.

И так сегодня на уроке мы с вами познакомимся с
загадками народа ханты.

Люди начали загадывать загадки очень давно,
так же как и рассказывать сказки,

сочинять пословицы и поговорки.

У разных народов загадки называют по  разному,  ханты
загадки называют «МУЛЬКЕМО»

     У народа ханты много загадок.  Загадки умны,
высокопоэтичны. В загадках отражены тонкая наблюдательность людей над
окружающими явлениями природы, растительным и животным миром, предметами труда
и быта. Через загадки народ ханты развивают  мышление детей. Загадки дают
различные сведения о природе, и природных явлениях, о человеке. Загадка
отмечает характерные признаки предмета, его сущность, детали. В загадках
предмет или животное изображены так, что приходиться хорошо подумать, прежде
чем отгадать. Иногда загадку помогает отгадать особые признаки того, что
загадано. В загадках дается внешние описание предмета, выделяются его
внутренние признаки. Некоторые стоятся в описании действий предмета. В загадках
говориться о роли предмета в хозяйстве, о его функциях. Загадка о замке.
Иногда описывается целая биография предмета, вещи, явления. Есть загадки
вопросы, строящиеся на вопросе. Бывают загадки задачки, в которых требуется
произвести математические действия.

     Значит главное назначение загадок —  это развитие мышления, памяти,
сообразительности, наблюдательности, находчивости, обогащение ума знаниями.

   Самым оживленными бывают вечера загадок, когда
приезжают гости, то здесь начинается настоящее состязание в загадывании и
отгадывания загадок. Загадывание загадок начинается следующим образом: кто – ни
будь из присутствующих предлагает поиграть в загадки. Один загадывает, а все
остальные отгадывают. При этом всегда обращают внимание на то, кто быстрее всех
отгадает  и знает интересные, сложные загадки, кто умеет легко и быстро
мыслить. В игре загадки принимают участие все – дети, женщины, мужчины. Если
дети  затрудняются в определении заданного предмета, они имеют право задавать
вопросы. Например, могут спросить: «Присутствует ли загаданный предмет в данном
помещении? или «Речь идет о живом или неживом предмете? Если дети в большом
затруднении, то загадавший загадку может подсказать, дополнительными загадками.

Знакомство с загадками.

Хантыйская загадка имеет четыре акта:

1). Призыв к вниманию.

2). Задание.

3). Просьба отгадать.

4). Ответ.

Загадки о орудиях труда. Загадки  о природных
явлениях.

Пословицы народа ханты

Не вода рыбака кормит,
а сети.
Сильному оленю большая дорога не страшна, а слабому и маленькая тяжела.
Легким трудом не проживешь, человеком не станешь.
Дал слово – держи его.
Выпущенную рыбу, как и выпущенную стрелу, назад не воротишь.
Если будешь сидеть, сложа руки, рыба и зверь домой не зайдут.
Если нет ума, то и острый нож и топор не помогут.
Голыми руками рыбу и зверя не добудешь.
От крика дело не создается.
Если нет дельного слова, то не вставай говорить.
В каждом деле, если сердца не приложишь, то дело не получится.
Если будешь шагать, оглядываясь назад, то далеко не уйдешь.
Сон держи в легкости.
Топор и нож держи острыми, нарту и лодку держи наготове – жизнь не одинакова.
Хорошее слово веками не забудется.
Как крикнешь, так и эхо отзовется.
Не злорадствуй, и к тебе может горе прийти.
Сынок растет быстро — вот уже лесные звери ему ножки подарили,
птицы, что с юга вернулись, на крыльях ему язык принесли.
Дороги, где бы они ни лежали – на земле, на воде ли – многому учат
человека.
Добро делаешь – не кайся, а худом – не похваляйся.
Игла и мала, и хрупка, а сила в ней велика.
Земля и небо одним умом живут. Они знают, кому что дают.
Кого боятся, того не любят.
Хитрость – не от большого ума.
Дитя надо учить, пока оно поперек лавки лежит, а вдоль ляжет – будет поздно.
Без желания легко дается только лежание.
За ленивое дитя сердце матери больше болит.
Ленив и сонлив, как соболь перед ненастьем.
Самое большое несчастье – когда жена ленива.
Много всего на свете, только отец – один.
Поранив лебедя – поранишь свою душу.
Самый добрый, самый лучший человек – наставник в труде.
День красен солнцем, а человек – трудом и добром.
Волка ноги кормят, человека – руки.
Умные руки дело найдут, а в деле – добро обретут

2.    
 Подведение итогов
урока, выставление оценок в журнал.

 Что нового, интересного вы узнали на уроке? Ответы детей.

— Давайте повторим материал с помощью кроссворда.

Вопросы.

1.    
Что получают дети при
отгадывания загадок? ЗНАНИЯ,

2.    
Загадки развивают у детей?
ПАМЯТЬ.

3.    
О каких предметах загадки
содержат сведения или о чем загадки? О ПРИРОДЕ.

3.    
Домашнее задание. Записать три загадки – любые, сделать рисунок.

Литература

1.                
Вестник угроведения.№1,2005г

2. http://www.smekalka.pp.ru/zagadka_about.html

3.http://ugorka.ivakorin.ru/Poslovici.html

Тест по теме: Малые
жанры  устного творчества.

ЗАГАДКИ

1.    
Фольклор – это –

А). Особый вид творчества, сохранявший связь с древним
мышлением и пониманием слова;

Б). Искусство, создаваемое народом и бытующее в
широких народных массах;

В). Набор произведений на различные темы.

2.Из какого языка заимствовано слово
«фольклор»?

А). Греческого

Б). Латинского

В). Английского

Г). Русского

3.Какие из перечисленных жанров, относятся к
малому фольклору?

А). Загадка

Б). Рассказ

В). Пословица

Г). Сказка.

4.Кто является автором фольклорных
произведений?

А). Народ;

Б). Ученые;

В). Художник.

5.Что развивают загадки:

А). Силу, мышцы;

Б). Память;

В). Сообразительность.

Ответы на тест по
теме «ЗАГАДКИ».

1.                
Б.

2.                
 В.

3.                
А, В.

4.                
А.

5.                
Б, В.

Что такое фольклор и какие жанры он включает

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Современная литература имеет свое начало и одной из ее предтеч был фольклорный жанр.

Еще до изобретения книгопечатания произведения народного творчества передавались из уст в уста.

Русский фольклор

Давайте сегодня посмотрим на то, что такое фольклор в современном понимании, какие функции он выполняет, кто и как его изучает, по каким признакам можно отличить фольклорные произведения и, конечно же, посмотрим на примеры таких произведений в русском творчестве.

Фольклор — это наша генетика

Термин «фольклор» (от англ. folk-lore «народная мудрость») появился в Европе на рубеже XVIII-XIX веков. В России стал активно использоваться с 30-х годов ХIХ века.

Он обобщил представления о литературных и музыкальных произведениях (песнях, танцах), созданных коллективом неизвестных авторов из народа на протяжении нескольких десятков (или сотен) лет в отдалённом историческом прошлом.

До ХХ века фольклором также называли произведения декоративно-прикладного и архитектурного творчества.

Говоря проще, фольклор – это устное народное творчество. В настоящее время понятие активно используется в музыкальном и литературном смысле.

Нас интересует последний, и важно отметить, что именно он является первым источником возникновения художественной литературы. Второй её источник – духовная литература, создававшаяся в таких культурных центрах, как монастыри, — повлияла на народное мировоззрение цементирующим нравственным началом.

Фольклор же открыл шлюзы обыденной разговорной речи, источники словесной образности и сказочной фантазии.

Жанры фольклора

Произведения устного народного творчества принято делить на три разновидности:

  1. Лирические;
  2. Эпические;
  3. Драматические.

Как и в художественной литературе, эпос, лирика (что это?) и драма (что это?) представлены традиционными для каждого из родов жанрами. Лирические песни раскрывают сокровенные темы народной жизни.

Народное творчество

Выделяют следующие их виды:

  1. исторические;
  2. любовные;
  3. свадебные;
  4. похоронные;
  5. трудовые;
  6. дорожные (ямщицкие);
  7. разбойничьи;
  8. шуточные.

Эпические жанры – это былина, сказка, сказ, быль, небылица, быличка, бывальщина.

Малые жанры фольклора — пословица, поговорка, скороговорка, загадка, прибаутка — тоже элементы эпоса.

Чтобы представить фольклорные драматические произведения, надо увидеть народный ярмарочный театр «раек». Тексты для него писались особым стихом – раешником. Рождественские мистерии, балаганные комедии, шаржи, бытовые зарисовки – всё это народная драма.

Особенности фольклорных произведений

Внимательно вчитавшись в определение, можно выделить несколько важных признаков фольклора:

  1. Историчность. Произведения народного творчества рождаются в глубине веков и постепенно отшлифовываются, обретая новые варианты, формы и оттенки значений.
  2. Коллективность. Рождение новой песни или сказки (что это такое?) нельзя считать состоявшимся, если она не была воспринята множеством слушателей-исполнителей. Её создают и рассказывают многократно, передавая из уст в уста. Окончательная оценка и последующая обработка фольклорного произведения возможна лишь в коллективе.
  3. Анонимность. Фольклорные произведения рождаются общими усилиями – выделить одного автора невозможно. Имя того, в чьей голове впервые созрела та или иная выдумка, скрыто. Оно не имеет значения, так как мысли и образы общедоступны и всенародны.
  4. Вариативность. Любое народное творение имеет несколько вариантов исполнения. Например, у сказки «Царевна-лягушка» насчитывается более 20 вариантов. В одном из них у царевны появляется неизвестный Жених, к которому она улетает, в другом действует Кощей.

    Елена Прекрасная

    Есть версия с участием Елены Прекрасной, есть такая, в которой действуют сразу 3 бабы-Яги (прямо вселенная Marvel какая-то).

  5. Повторяемость (цикличность). Модель фольклорного времени – это круг, колесо. События сменяют друг друга в строго определённой последовательности, начало сходится с концом, сиюминутность сливается с вечностью.
  6. Кумулятивность. Это непривычное для слуха слово означает, что фольклор вбирает в себя лучшее, чем живёт душа народа, нации. Он сохраняет традиции, воспевает идеалы, передаёт ценнейшую информацию о прошлом и будущем через особые культурные коды.

Фольклор – это наша генетика. Если народ исчезнет с лица Земли, «собрать по кусочкам» его культуру можно будет с помощью сказок, преданий, пословиц, песен.

Русский фольклор

Произведения русского литературного фольклора изучаются с первых ступеней школы. Это русские народные сказки, пословицы, загадки. Дети постарше знакомятся с былинами о русских богатырях.

В старших классах школы изучаются фольклорные источники произведений классической литературы: повестей и поэм А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. Не зная народных сюжетов и персонажей, в каком-то смысле ставших азбукой национальной образности, нельзя до конца понять многообразный мир отечественной культуры.

Многие думают, что кроме «Курочки Рябы», «Колобка» и «Репки» русскому народу нечего рассказать. Это не так. Откройте сборник волшебных сказок — захватывающее чтение вам обеспечено!

В минуту лирической тоски перелистайте собрание народных песен, а лучше послушайте их в музыкальном сопровождении. То, о чём в них поётся, касается каждого, задевает самые тайные струны, вызывает и улыбки, и слёзы. Это наша звучащая жизнь, наша знающая, что всё на свете повторимо.

В чём смысл фольклорных произведений

Народное творчество всегда функционально, оно не рождается из ниоткуда и всегда имеет чёткую цель. Учёные предлагают разделять произведения фольклора на следующие типы:

  1. Обрядовые;
  2. Необрядовые.

В первом типе описывается повторение ритуальных действий, значимые для многих поколений жизненные события. Обрядовый фольклор делится на семейный и календарный. Первый касается вех семейной жизни: сватовства и свадьбы, рождения детей, смерти родственников. Он широко представлен венчальными и погребальными песнями, причитаниями, заговорами.

Отдельно стоит детский фольклор с его колыбельными, потешками, пестушками.

Колыбельные

Необрядовый фольклор приурочен к календарному кругу крестьянской жизни: смене времён года и хозяйственной деятельности труженика-земплепашца. Каждое событие цикла сопровождается особыми песнями: колядками, закличками, запашками и т. д.

К необрядовым жанрам относятся былины, сказки, частушки, загадки, пословицы, поговорки.

Изучение фольклора

Видите, как важен фольклор! Вот почему для его изучения понадобилось создать отдельную научную дисциплину. Называется она фольклористикой. Наравне с этнографией эта наука исследует жизнь простого народа.

Этнографы занимаются описанием жилищ, одежды, посуды, пищи, обрядов, обнаруживая предметы материальной культуры, а фольклористы делают то же самое, изучая художественное слово.

Их цель – проследить, как менялись виды, жанры художественного творчества, как появлялись новые сюжеты и мотивы, какие социальные и психологические явления нашли отражение в тех или иных произведениях.

Фольклорные произведения

Выдающиеся отечественные учёные И. М. Снегирёв, И. П. Сахаров, Ф. И. Буславев, А. Н. Веселовский, П. Н. Рыбников, В. Я. Пропп и многие другие стали первыми собирателями фольклорных произведений.

Под их редакцией выходили сборники были, пословиц, сказов, записанных ими в экспедициях по стране. Добывая старинные образцы народного творчества, фольклористы дарят читателям богатый мир нашего звучащего прошлого.

Фольклор – это устное словесно-музыкальное народное творчество, собранное из народных верований, традиций, легенд и обрядов, выраженное в пословицах и поговорках, сказках и песнях, которые передаются от уст в уста из поколения в поколение.

Фольклор

Термин пришел к нам из английского языка «folk-lore», что означает буквально «народная мудрость». Это понятие впервые ввел британский антиквар и писатель Уильям Джон Томс (1803–1885) в 1846 году.

Содержание

  1. Из народа – в литературу и культуру
  2. Особенности фольклорных произведений
  3. Русский фольклор – основные жанры
  4. Эпические произведения
  5. Лирические произведения
  6. Драматические произведения
  7. Обрядовый и необрядовый фольклор
  8. Примеры фольклорных произведений

Из народа – в литературу и культуру

В широком смысле фольклор — это духовная культура того или иного народа. Она существует в форме словесных текстов, музыки, танца, народного театра, декоративно-прикладного творчества. Ключевая единица фольклора — обряд — сочетает разные проявления народной культуры.

Например, филологи изучают словесные формулы, произносимые при свадебном обряде, тексты свадебных песен. Музыковедов интересуют мелодии, а хореографы фиксируют движения свадебных плясок. Этнографы записывают суеверия, связанные со свадьбой, собирают предметы свадебного быта: костюмы, украшения, подарки, которые принято дарить молодоженам.

Произношение слова фольклор иногда вызывает споры. Но всё же различные составители словарей в основном сходятся во мнении, что оба варианта произношения (“фольклёр” и “фольклор”) допустимы, с ударением в обоих случаях на последний слог.

В первобытном обществе не было четкого разделения на музыку, танец, живопись, поэзию и эпос. Искусство существовало как единый комплекс ритуальных действий. Такое слияние жанров и форм называется синкретизм. Известные сегодня народные сказки, песни, описания обрядов — это осколки древнейшего синкретичного мировоззрения.

Для мировой науки фольклор не представлял интереса вплоть до XVIII века, хотя сохранились еще древнеримские записи сказок и пословиц. В 1737 году автор первой «Истории Российской» Василий Татищев рекомендовал записывать народные обычаи и произведения устного народного творчества.

В это же время Михаил Ломоносов завершал реформу российского стихосложения, начатую Василием Тредиаковским. Определить гармоничные для русского языка стихотворные размеры помогло изучение народных песен.

В середине XVIII века мастер уральского Невьянского завода сказитель Кирша Данилов составил по заказу хозяина завода Прокопия Демидова сборник устного народного творчества. «Сборник Кирши Данилова» стал первой значительной коллекцией русского фольклора.

В XIX веке народные песни и сказки собирали многие литераторы и музыканты: Василий Жуковский, Александр Пушкин, Николай Гоголь, Владимир Даль, Михаил Глинка, Петр Чайковский, Милий Балакирев, Анатолий Лядов.

Современная фольклористика изучает старинные и новые, актуальные проявления народной культуры. Фольклор продолжает развиваться в естественных условиях: в наши дни существуют фольклор военнослужащих, детский фольклор, городской фольклор и т.д.

Особенности фольклорных произведений

Внимательно вчитавшись в определение, можно выделить несколько важных признаков фольклора:

  • Историчность. Произведения народного творчества рождаются в глубине веков и постепенно отшлифовываются, обретая новые варианты, формы и оттенки значений.
  • Коллективность. Рождение новой песни или сказки нельзя считать состоявшимся, если она не была воспринята множеством слушателей-исполнителей. Её создают и рассказывают многократно, передавая из уст в уста. Окончательная оценка и последующая обработка фольклорного произведения возможна лишь в коллективе.
  • Анонимность. Фольклорные произведения рождаются общими усилиями – выделить одного автора невозможно. Имя того, в чьей голове впервые созрела та или иная выдумка, скрыто. Оно не имеет значения, так как мысли и образы общедоступны и всенародны.
  • Вариативность. Любое народное творение имеет несколько вариантов исполнения. Например, у сказки «Царевна-лягушка» насчитывается более 20 вариантов. В одном из них у царевны появляется неизвестный Жених, к которому она улетает, в другом действует Кощей.
  • Повторяемость (цикличность). Модель фольклорного времени – это круг, колесо. События сменяют друг друга в строго определённой последовательности, начало сходится с концом, сиюминутность сливается с вечностью.
  • Кумулятивность. Это непривычное для слуха слово означает, что фольклор вбирает в себя лучшее, чем живёт душа народа, нации. Он сохраняет традиции, воспевает идеалы, передаёт ценнейшую информацию о прошлом и будущем через особые культурные коды.

Для композиции русских фольклорных произведений типично присутствие: присказки, запева, замедления действия, троичности событий и тавтологии, эпитетов, гипербол и др.

Русский фольклор – основные жанры

Мы знакомимся с произведениями русского фольклора ещё в самом раннем детстве. Это — русские народные сказки, загадки, пословицы, поговорки и др.

Например, такие незабываемые сказки, как: “Петушок — золотой гребешок”, “Курочка Ряба” или “Колобок”.

Родители, бабушки и дедушки читают нам книжки народного творчества, прививая любовь к героям нашей культуры. А им их читали или же рассказывали по памяти ещё их родители или же их бабушки и дедушки, а до них были предыдущие поколения.

Дети постарше уже в школе знакомятся с приключениями великих русских богатырей и других героев, авторы которых неизвестны.

Жанры русского фольклора делятся на:

Эпические произведения

В отличие от литературных произведений эпические ещё делятся на стихотворную и прозаическую форму. Это:

  • былины (исторические древнерусские эпические пecни-сказания, воспевающие богатырские подвиги);
  • бывальщины (краткий вербальный рассказ о как будто реальных событиях, схож с “городской легендой”);
  • былички (рассказ “очевидца” о якобы реальной встрече с нечистой силой);
  • небылицы;
  • поговорки;
  • сказки;
  • исторические песни;
  • предания;
  • легенды;
  • сказы;
  • пословицы.

Для разного жанра фольклора характерно и разное содержание: былины рассказывают о подвигах богатырей, а исторические песни — о деяниях героев исторических событий.

Таблица Эпические фольклорные жанры

Название

Описание

Пример

Былина

Произведение о богатырях и народных героях. Былине присущ особый песенно-эпический способ отражения действительности и соответствующая композиция: запев, зачин, основная часть, концовка.

“Добрыня и Змей”, “Илья Муромец и Соловей-разбойник”

Сказка 

Прозаическое повествование с элементами фантастики и авантюризма.

“По щучьему веленью”, “Маша и три медведя”

Песня историческая

Лиро-эпическое произведение, отражающее все ключевые моменты истории.

“Пётр Первый и молодой драгун”

Предание

Устный рассказ в эпическом роде о реальных или возможных событиях прошлого. Иногда основан на рассказах очевидцах. Данный жанр из-за примесей вымысла близок к сказке и легенде.

“Воцарение Ивана Грозного”, “Царь Пётр и солдат”

Легенда

В основе этого эпического жанра лежит фантастический образ, чудо. Может совмещать в себе элементы мифа, предания и сказки. Легенды делят на религиозные и социальные.

«Илья-пророк и Никола», «О Ное Праведном»

Сказ

Повествование о событиях от лица рассказчика, не совпадающего с автором. Лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь.

“Артемов ключ”, “Еремеево слово”

Пословица

Образное выражение с поучительным характером.

“Не зная броду, не суйся в воду.”

“Краткость — сестра таланта.”

Поговорка

Образное выражение с оценкой действия, поступка, человека.

“Что в лоб, что по лбу”,

“Терпенье и труд всё перетрут”.

В разных жанрах существует свой тип персонажа: в былинах герои — богатыри, а в сказках — например, Иван-дурак и Баба Яга.

Лирические произведения

Это: частушки, колыбельные, обрядовые, семейные и любовные песни, похоронные причитания.

Песни весьма разнообразны как по мелодическому, так и по образно-поэтическому строю. Большинство песен изображают эмоциональные состояния (любовные, семейные и др.), но для некоторых характерно повествовательное начало, сближающее их с эпическими произведениями.

Важнейшей жанровой особенностью частушек является диалогичность, определяющая композицию и особенности исполнения. В конце 20 века частушки стали заменять песни в некоторых традиционных обрядах (свадебных, календарных и др.).

Таблица Лирические фольклорные жанры

Название

Описание

Обрядовая поэзия

Поэзия, сопровождающая календарные события (колядки, веснянки, подблюдные песни), семейные (свадьбы, крещение, рождение, похороны).

Любовные песни

Повествуют о взаимоотношениях влюбленных.

Семейные песни

Отражают сложные семейные взаимоотношения (отношение свекрови, мужа, жены и т.п).

Бытовой

Подразделяются на заклички (обращения к природе) и приговорки (обращения к животным).

Детский

Песни, выражающие любовь матери или описывающие игры детей (считалки, молчанки, дразнилки, мирилки).

Потешный

Заключает в себе шуточные мотивы. Подразделяется на поддевки (игра слов), скороговорки, загадки.

Лирика напрямую связана с поэзией. В фольклоре лирика тесно связана с музыкой, т.е. песнями.

Драматические произведения

Это: народные драмы. Народный театр – совокупность явлений фольклорного театра. Истоки его – в народной игровой культуре, огромную роль в формировании которой сыграли скоморохи, и традициях профессионального театра 17–18 вв.

Чтобы представить фольклорные драматические произведения, надо увидеть народный ярмарочный театр «раек». Тексты для него писались особым стихом – раешником. Рождественские мистерии, балаганные комедии, шаржи, бытовые зарисовки – всё это народная драма.

Таблица Драматические фольклорные жанры

Название

Описание

Пример

Игры

Хороводные игры на брачные темы, бытовые. Песенный текст чаще проигрывался для пояснения развитого драматического действия.

“А мы просо сеяли”, “По-за городу гуляет царевич-королевич”

Народный театр

Подразделяется на театр живого актера, народную драму, театр кукол (раек, вертеп, Петрушка).

Раек – представление из картинок на небольшом ящике с отверстиями.

Вертеп – рождественское кукольное представление на двухэтажном ящике.

Театр Петрушки – представления, проводимые куклой — шутом.

“Царь Максимильян”, “Комедия о царе Максимильяне и непокорном сыне его Адольфе”

Обряды

Деревенские хороводы, проводимые на масленицу, на рождество, в русальную неделю, на Иванов день.

Фольклор разных стран отличается, но при этом имеет много общего. Это связывают с географической близостью, экономическими взаимоотношениями или другими связями, что повлекло за собой межкультурный обмен.

Обрядовый и необрядовый фольклор

Народное творчество всегда функционально, оно не рождается из ниоткуда и всегда имеет чёткую цель. Учёные предлагают разделять произведения фольклора на следующие типы:

  • Обрядовые;
  • Необрядовые.

В первом типе описывается повторение ритуальных действий, значимые для многих поколений жизненные события. Обрядовый фольклор делится на семейный и календарный. Первый касается вех семейной жизни: сватовства и свадьбы, рождения детей, смерти родственников. Он широко представлен венчальными и погребальными песнями, причитаниями, заговорами.

Отдельно стоит детский фольклор с его колыбельными, потешками, пестушками.

Необрядовый фольклор приурочен к календарному кругу крестьянской жизни: смене времён года и хозяйственной деятельности труженика-земплепашца. Каждое событие цикла сопровождается особыми песнями: колядками, закличками, запашками и т. д.

К необрядовым жанрам относятся былины, сказки, частушки, загадки, пословицы, поговорки.

Примеры фольклорных произведений

В отличие от письменной литературы у фольклора устный характер исполнения. Фольклорные произведения исполняли гусляры и скоморохи. Хороший сказочник знал на память до десяти произведений. Естественно, чтобы запомнить и воспроизвести какое-нибудь произведение, народ выработал свои подсказки.

Примеры фольклорных произведений:

Считалки

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть который час.

Раз-два-три-четыре,

Мыши дернули за гири.

Тут раздался страшный звон –

Разбежались мыши вон.

***

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке — теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отомкни.

Закличка

Солнышко, снарядись!

Красное, покажись!

Выйди из-за тучи,

Дам орехов кучу!

Морозушка-Мороз!

Не тяни домой за нос,

Не стучи, не балуй,

А на окнах рисуй!

Огуречек, огуречек,

Не ходи на тот конечек:

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Потешка

Баюшки-баюшки,

Скакали горностаюшки.

Прискакали к колыбели

И на Машу поглядели.

И сказал горностай:

«Поскорее подрастай!

Я к себе тебя снесу,

Покажу тебе в лесу

И волчонка, и зайчонка,

И в болоте лягушонка,

И на елке кукушонка,

И под елкою лису».

Прибаутка

Три козы траву косили

По лугам-лужочкам,

По зелёным кочкам.

Козушки молоденькие,

Хвостики коротенькие.

Частушки

На качелях я качалась,

Под качелями вода.

Мое платье голубое

Окуналося туда.

***

Ох, кошка, брысь!

На-порог не садись:

А то миленький пойдет

Спотыкнется — упадет.

Примером фольклорного музыкального произведения можно назвать такую известную и любимую всеми нами песню, как “Во поле берёза стояла”. Авторство этой песни уже давно потеряно с веками, а слова и мелодия передавались из поколения в поколение, пока она не дошла и до наших времён мобильных телефонов и интернета.

Читайте также: Фабула произведения – что это и чем отличается от сюжета.

Таким образом, фольклор – это историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

Фольклор зародился в древние времена, когда еще не существовало письменности и передавался из уст в уста. Он совмещал в себе все виды искусства: литературу, музыку, танец, театр и многое другое.

Источники:

  • Алексеев Э. Е. Фольклор в контексте современной культуры: рассуждения о судьбах народной песни. — М.: Советский композитор, 1988.
  • Еникеева А. Р. Этнопедагогический потенциал музыкального фольклора в системе народной художественной культуры. — М.; Берлин: Директ Медиа, 2017.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264–026‑
  • Мелетинский Е. М., Неклюдов С. Ю., Новик Е. С. Статус слова и понятие жанра в фольклоре / П. А. Гринцер. — Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. — М.: Наследие, 1994.
  • Румянцева С. Нравственность в русской народной премудрости и иносказательности. — LAP Lam­bert Aca­d­e­m­ic Pub­lish­ing, 2012. — ISBN 978–3‑659–21493‑6.
  • Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974.
  • Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
  • Толковый словарь русского языка. Т. 3. П – Ряшка / гл. ред.: Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных слов., 1939.

Что такое фольклор, сказка, пословица, загадка, потешка, небылица, пьеса, былина, баллада, легенда.

Сказка — эпический жанр письменного и устного народного творчества : прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.

Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое — нибудь, хотя бы отдалённое, сходство ; на основании последнего человек и должен отгадать задуманный предмет.

Потешка – это жанр устного народного творчества, для маленьких детей.

Выдуманная история, повествование, не соответствующее действительности ; Небылицавыдумка, вымысел.

Пье́са — видовое название произведений драматургии, предназначенных для исполнения со сцены, а также для теле — и радиоспектаклей.

Балла́да — лиро — эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера.

Леге́нда, «читаемое», «собрание литургических отрывков для ежедневной службы») — одна из разновидностей сказочного прозаического фольклора.

Виды устного народного творчества привести примеры, сказки, загадки, пословицы, поговорки, потешки, небылицы, скороговорки, колыбели?

Виды устного народного творчества привести примеры, сказки, загадки, пословицы, поговорки, потешки, небылицы, скороговорки, колыбели.

Кую кую ножку поеду в дорожку дорожка кривая кобылка хромая что это?

Кую кую ножку поеду в дорожку дорожка кривая кобылка хромая что это?

Потешка, загадка , небылица.

Помогите вкратце объяснить что такое фольклор, пестушка, потешка, закличка, приговорка считалка, скороговорка, загадки,?

Помогите вкратце объяснить что такое фольклор, пестушка, потешка, закличка, приговорка считалка, скороговорка, загадки,.

К какому жанру фольклора относится термин «русский героический эпос»?

К какому жанру фольклора относится термин «русский героический эпос»?

А) былина В) сказка С) пословица Д) песня.

Помогите пожалуйста?

Найдите метафоры в сказке , былине, пословице, поговорке, загадке.

Выпишите один — два примера.

Не относится к детскому фольклору : А) колыбельные песни В) былины С) считалки Д )потешки Е) дразнилки?

Не относится к детскому фольклору : А) колыбельные песни В) былины С) считалки Д )потешки Е) дразнилки.

Фольклор — загадки, пословицы, скорговорки, небылицы, сказки, былины, потешки?

Фольклор — загадки, пословицы, скорговорки, небылицы, сказки, былины, потешки.

Что ещё относится к фольклору?

Подскажите что такое потешки(фольклор)?

Подскажите что такое потешки(фольклор).

Художественные особенности баллады : 1?

Художественные особенности баллады : 1.

Баллада — жанр фольклора и .

3. чем баллада похожа на сказку?

4. баллада отличается от былины и исторической песни(чем?

7. К какому древнему жанру былина ближе всего?

7. К какому древнему жанру былина ближе всего?

А) сказка б) миф в) легенда г) историческая повесть 8.

Перечислите художественные особенности былин.

На странице вопроса Что такое фольклор, сказка, пословица, загадка, потешка, небылица, пьеса, былина, баллада, легенда? из категории Литература вы найдете ответ для уровня учащихся 5 — 9 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.

О чем можно написать? Ну смотри : 0) Как Пушкин попал в Лицей 1) О том, кто создал лицей и когда. 2) Об учителях и учениках 3) О жизни в лицее 4) О друзьях Пушкина 5) О лицейском периоде творчества 6) О роли, которую сыграл лицей в его жизни 7) Те ..

Госпожа Простакова, грубо относится к слугам бьет и оскорбляет их. Но более этого, она так же относится и к мужу, а Простаков в своё времянастоящий «простачок», безвольный и глупый мужчина. Он слепо верит своей жене и очень ее боится. Он терпит ос..

Эпитеты — полдневный жар, желтые вершины, мертвым сном, грустный сон, душа младая, Знакомый труп, хладеющей струей и т. Д. Метафоры — Глубокая еще дымилась рана, И в грустный сон душа ее младая Бог знает чем была погружена ; Уступы скал теснилися кр..

Как былина так и сказка передавалась из уст в уста. И в первую очередь сходства в стиле написания, в языке. И композиции схожи. Есть зачин и есть конец. Часто присутствует главнй нерой, который явно положителен. «Алеша Попович, Добрыня Никити. ..

Кто хочет много знать, тому надо мало спать книга, а там кукиш да фига учился читать да писать, а выучился петь да плясать сытое брюхо к учению глухо.

Оба к правде стремились если надо могу больше написать.

«Слова — друзья и слова — враги». В нашей ежедневной лексике мы употребляем более тысячи слов! Но , дружат ли они? Например , На уроке мы отвечаем — быстро , обдуманно , красиво , четко. А что твориться на перемене ? Наш словарный запас будто ис..

Значит , что в умной беседе ты можешь набраться опыта , узнать что — то новое, а в глупой бессмысленно потратить время и показать свою необразованность. Ну а хлеб всему голова , скорее всего имеется в виде , что хлеб главный на столе. Ни один прием..

Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор.

Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») – это не только устное словесное творчество народа, но и музыкальное.

В данной статье мы поговорим об устном народном творчестве, которое создавалось на протяжении многих веков.

К слову сказать, устное народное творчество изучают во 2, 3, 5 и 7 классе школы. Однако если вы любите разные интересные факты, то это будет вам также непременно интересно.

Устное народное творчество

Особенности русского фольклора

На протяжении долгого времени создавалось множество сказаний, которые придумывались народом во время размышлений над теми или иными проблемами.

Испокон веков люди думали о том, что такое хорошо, и что такое плохо; как достичь счастья в семейной жизни, и как воспитывать детей.

Также устное народное творчество постигало проблему всестороннего развития личности, пытаясь дать важные советы на счет того, как стать мудрым.

В результате этого появилась масса поучительных сказок, поговорок и притч, помогающих человеку получить ответы на самые разные интересующие его вопросы.

Жанры устного народного творчества

Жанрами фольклора являются былины, сказки, песни, пословицы, загадки и другие вещи, о которых мы узнали от наших предков.

С течением времени многие выражения и мудрые высказывания видоизменялись, благодаря чему смысл того или иного изречения становился более глубоким и поучительным.

Нередко произведения, придуманные народом, рифмовались и складывались в стихи и песни, которые легко запоминались. Благодаря этому способу на протяжении долгих столетий русский фольклор передавался из уст в уста.

Произведения устного народного творчества

Итак, давайте перечислим произведения устного народного творчества, чтобы сформировать четкий список имеющихся видов фольклора.

  • Былины
  • Сказки
  • Песни
  • Пословицы и поговорки
  • Загадки
  • Легенды
  • Колыбельные песни
  • Пестушки и потешки
  • Прибаутки
  • Игровые приговоры и припевы

Это основные виды произведений, которые создаются не одним человеком, а непосредственно всем народом.

Устное народное творчество

Камень на развилке дорог

Устное народное творчество России

Ну что же, мы рассмотрим устное народное творчество России, так как нас интересует именно эта тема. При этом нужно сказать, что у других народов жанры фольклора очень похожие.

Песни

В народе песни являлись одним из наиболее популярных способов для выражения чувств. Несмотря на то, что они по объему значительно уступали сказкам и былинам, люди пытались закладывать в них глубокий и содержательный смысл.

Таким образом, в песнях отражались любовные переживания человека, размышления о жизни и будущем, общественные и семейные проблемы, и многие другие вещи.

Стоит заметить, что песни из устного народного творчества могут отличаться по стилю и манере исполнения. Песни бывают лирическими, хвалебными, плясовыми, романтическими и т. д.

В устном народном творчестве очень часто используется прием параллелизма, помогающий ощутить природу настроения какого-либо конкретного персонажа.

Исторические песни посвящались разным выдающимся личностям или событиям.

Так, например, русские люди воспевали подвиги Степана Разина и Емельяна Пугачева, а также вспоминали о битвах, в которых они одерживали блестящие победы.

Былины

Интересен факт, что впервые термин «былины» был введен Иваном Сахаровым в середине 19 века. Былины представляют собой устное народное творчество в виде эпических песен, повествующих о героических событиях и знаковых эпизодах в истории народа.

Стоит отметить что они возникли еще в 9 веке. Ярким примером могут служить былины о богатырях, обладавших невероятной силой, красотой, мужеством и храбростью. Самыми известными русскими богатырями были Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.

Как правило, исторические персонажи или события описываются в былинах в приукрашенном, и даже фантастическом стиле.

Устное народное творчество

Три богатыря

В них национальные герои могут в одиночку уничтожать целые вражеские войска, убивать разных чудовищ и преодолевать большие расстояния в кратчайшие сроки.

Герои былин никогда не испытывают страха перед врагом и всегда готовы выступить в защиту Родины.

Сказки

Сказки играют важную роль в устном народном творчестве. В данном жанре присутствуют элементы волшебства и чудесного героизма.

Нередко в сказках представлены совершенно разные сословия: от царей до простых крестьян. В них можно встретить работников, солдат, королей, принцесс, шутов и многих других персонажей.

Однако сказка – это не просто выдуманная и красиво сложенная история для детей. С помощью сказок народ старался воспитывать детей, закладывая в них глубокую мораль.

Устное народное творчество

Как правило, все сказки имеют счастливый конец. В них всегда добро торжествует над злом, каким бы сильным и могущественным оно ни было.

Легенды

В устном народном творчестве под легендами подразумеваются устные недостоверные рассказы о фактах реальной действительности. В них красочно отображаются события прошлого.

Существует множество легенд о происхождении народов, государств, океанов и подвигах вымышленных героев.

Особенно этот жанр был популярен в Древней Греции. До наших дней дошло множество мифов, рассказывающих о 12 подвигах Геракла, Одиссея, Тесея и прочих персонажах.

Загадки

Загадки представляют собой метафорические выражения, в которых один предмет изображается с помощью другого, имеющего с ним какое-либо сходство.

На этом основании человеку требуется посредством размышлений и смекалки угадать тот или иной предмет.

На самом деле очень сложно представить устное народное творчество без загадок, которые часто подавались в зарифмованном виде. Например, известное всем детям «Зимой и летом – одним цветом». Конечно, вы знаете, что это ёлка.

Благодаря сказкам, как дети, так и взрослые могут развивать свое логическое мышление и сообразительность. Интересен факт, что в сказках неоднократно встречаются загадки, которые обычно успешно разгадывает главный герой.

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки играют одну из ключевых ролей в устном народном творчестве. Пословица – это краткое образное изречение с поучительным подтекстом, несущее какую-либо обобщенную идею или иносказание с дидактическим (нравоучительным) уклоном.

Поговорка представляет собой образное изречение, отражающее какое-нибудь явление жизни. При этом она не является законченным высказыванием. Нередко поговорки могут носить юмористический характер.

Пословицы и поговорки принято относить к малым жанрам устного народного творчества.

Кроме них к такому жанру можно причислить прибаутки, колыбельные песни, игровые приговоры, загадки, пестушки и потешки. Далее можно более подробно рассмотреть все эти разновидности фольклора.

Колыбельные песни

В устном народном творчестве колыбельные песни часто называют байками, поскольку корень этого слова «баить» – «рассказывать».

С помощью них родители старались убаюкивать своих детей, которые не могли уснуть. Именно поэтому в народе начали появляться разные колыбельные песни, слушая которые ребенок быстро засыпал.

Пестушки и потешки

Пестушки и потешки в фольклоре использовались для воспитания подрастающего ребенка. Пестушки происходят от слова «пестовать», то есть «нянчить» или «воспитывать». Раньше их активно использовали для комментирования движений новорожденного.

Постепенно пестушки переходят в потешки – ритмичные песенки, напеваемые во время игры ребенка с пальцами ног и рук. Наиболее известными потешками в устном народном творчестве являются «Сорока-ворона» и «Ладушки».

Интересно, что в них также прослеживается определенная мораль. Благодаря этому, малыш с первых дней жизни учится различать добро и зло, а также хорошие или плохие качества человека.

Прибаутки

Когда малыши подрастали, им начинали петь так называемые прибаутки, которые были уже более глубокого содержания и не ассоциировались с играми.

По своей структуре они напоминали короткие сказки в стихах. Наиболее известными прибаутками являются «Курочка Ряба» и «Петушок – золотой гребешок».

Устное народное творчество

Чаще всего в прибаутках описывается какое-нибудь яркое событие, отвечающее подвижной жизни ребенка.

Однако поскольку малышам трудно долгое время сосредотачиваться на какой-то одной теме, прибаутки имеют очень краткий сюжет.

Игровые приговоры и припевы

С давнего времени игровые приговоры и припевы пользовались большой популярностью у народа. Их использовали во время игр. Они говорили о возможных последствиях при нарушении установленных правил.

В основном приговоры и припевы включали в себя различные крестьянские занятия: посев, жатву, сенокос, рыбалку и т. д. После их частого повторения, дети с ранних лет учились правильным манерам и усваивали общепринятые правила поведения.

Виды устного народного творчества

Из всего сказанного можно сделать вывод, что устное народное творчество состоит из многих составляющих. Вкратце для закрепления учащимся 2, 3, 5 и 7 класса напомним его виды:

  • Былины
  • Сказки
  • Песни
  • Пословицы и поговорки
  • Загадки
  • Легенды
  • Колыбельные песни
  • Пестушки и потешки
  • Прибаутки
  • Игровые приговоры и припевы

Благодаря всему этому, народу удавалось в краткой форме искусно передавать глубокие мысли и предания предков, сохраняя добрые традиции и народную мудрость.

Будем благодарны за Вашу поддержку!

План урока:

Определение малых жанров и их значение в судьбе народа

Отличительные особенности малых фольклорных жанров

Отличие пословиц от поговорок

Значение пословиц и поговорок

Испокон веков мамы поют маленьким детям колыбельные песни[1], развлекают своих малышей прибаутками[2], потешками[3], частушками[4]. Старшее поколение передают свою мудрость с помощью пословиц и поговорок. Все это названия различных разновидностей малых фольклорных жанров. Они отличаются от русской народной календарно-обрядовой поэзии и необрядовых песен отсутствием принадлежности к определенному празднику и сжатым объемом произведения. Однако это не уменьшает значимости малых фольклорных жанров[5] для устного народного творчества.

devochka v russkoj narodnoj odejde

Определение малых жанров и их значение в судьбе народа

Малые фольклорные жанры – это разнообразные жанры УНТ, отличающиеся небольшим объемом повествования. Некоторые исследователи относят их только к жанрам детского фольклора. Однако частушки, считалочки, пословицы, пестушки и поговорки использовали в своей речи не только дети, но и взрослые.

Почему же малые жанры так значимы для воспитания подрастающего поколения? В чем их ценность? Какая мудрость заключена в пестушках, поговорках, пословицах, скороговорках и других?

            Значение малых фольклорных жанров в судьбе народа и в литературе:

  1. Небольшие фольклорные произведения помогают взрослым установить эмоциональный контакт с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
  2. С первых лет жизни ребенок усваивает понятия добра и зла;
  3. Такие произведения фольклора оказывают благотворное влияние на маленьких детей: малыши усваивают ритм, изучают новые слова и звуки, пытаются повторить прибаутки (у них формируется речь);
  4. Дети достаточно быстро запоминают текст фольклорных произведений и пытаются повторить их, а это способствует развитию памяти;
  5. Произведения малых фольклорных жанров помогают малышам постепенно изучить окружающий мир;
  6. В произведениях малых фольклорных жанров заключена бесценная мудрость народа.

Произведения малых жанров русского фольклора важно знать и современным людям. Тогда они смогут украсить свою речь яркими выражениями, быстро и точно донести до собеседника свою мысль, с пользой позаниматься с детьми.

Отличительные особенности малых фольклорных жанров

Разные произведения малых фольклорных жанров имеют сходства по объему и назначению. Но, несмотря на это, они имеют ряд отличительных особенностей. Их нужно понимать, и тогда можно будет без труда отличить друг от друга произведения разных фольклорных жанров.

Загадки

Одним из любимых жанров ребятишек всех возрастов являются загадки. Они формируют у подрастающего поколения умения:

  • логически мыслить;
  • давать ответ на поставленный вопрос;
  • собирать по набору отличительных свойств цельный образ.

Загадки это разновидность УНТ (устного народного творчества): поэтическое, замысловатое изображение определенного явления, предмета, человеческого качества, придуманное для выяснения сообразительности человека. В отличие от остальных малых жанров каждой загадки имеется 2 обязательные части: основная часть (вопрос) и отгадка (ответ). Они связаны логически между собой. Именно в таком жанре народного творчества привычный мир изображен в новом, необычном виде.

Примеры загадок:

Загадка (часть): Летит, а не птица,

                               Воет, а не зверь.

Отгадка (II часть): Жук.

            Есть виды загадок-вопросов, которые строятся на переносе одного или нескольких качеств предмета.

Пример:

Загадка (часть): Что шумит без ветра?

Отгадка (II часть): Река.

Считалочки

            Считалочки – это небольшие стихотворные тексты со строго-определенным ритмом[6] и рифмой[7], необходимые для распределения ролей в игре.

3 

Раньше считалочки использовали, когда взрослые люди не могли договориться, кто будет выполнять тяжелую работу. Чуть позже их переняли дети и начали с помощью считалок выбирать водящего в своих веселых играх.

Отличительные черты считалочек:

  • строгий ритм;
  • точные рифмы;
  • не так важно смысловое наполнение произведения, как его результативность («А голею будешь ты», «тебе водить», «выходи из круга вон»);
  • шуточный текст.

Детские считалочки – отличное поле для творчества! Ведь дети сами могут придумать новую считалку и использовать ее в своих играх.

Примеры этого малого фольклорного жанра:

Ёжик нес на именины

Полтора куля рябины

И корзиночку опят.

А тебе — водить опять!

Пример считалочки, абсолютно лишенной конкретного смысла:

Ана—дэус—рики—паки,

Дормы—кормы—консту—таки,

Энус—дэус—кана—дэус—БАЦ!

Скороговорки

Скороговорки – небольшой текст правильной формы, построенный на усложненном сочетании труднопроизносимых слов. Эти произведения используются для тренировки красивого правильного произношения. Обычно, скороговорки необходимо произнести в ускоренном темпе, но при том нужно четко выговорить все слова.

Пример:

И прыгают скороговорки, как караси на сковородке!

Пословицы

Пословица (определение в литературе) – это небольшое законченное предложение, содержащее поучительное наставление. В пословицах есть строгий ритм, который помогает их запомнить и использовать в собственной речи.

Такие краткие изречения не записывали – их устно передавали друг другу. За несколько веков пословицы обрели лаконичную форму. Обычно, пословицы содержат две части:

  1. Описание предмета или явления.
  2. Выразительная оценка.

Примеры (какие бывают пословицы):

Завтра, завтра, не сегодня! – так лентяи говорят;

Учение свет, а не учение тьма.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда!

Поговорки

Поговорка (определение в литературе)емкое поэтическое изречение, отражающее определенное жизненное явление. Поговорка – это незаконченное предложение, которое служит для украшения живой речи, а не для наставлений и поучений.

Обычно, поговорки входят в устную речь из других произведений:

  • пословицы;
  • басни;
  • сказки;
  • песни;
  • литературное произведение большого объема.

В этом случае поговорка только намекает на исходное произведение и добавляет красоту речи.

Примеры поговорок:

«Свинья под дубом».

«(Остаться) у разбитого корыта».

«Когда рак на горе свиснет».

4
 

Отличие пословиц от поговорок

Весь опыт народной мысли заключен в небольших пословицах и поговорках. Эти жанры создавались задолго до появления письменности, поэтому многие поколения оттачивали и совершенствовали эти краткие изречения.

Сами люди отмечали ценность этих жанров: «Пословица – всем делам помощница», «Пословица – правду всем говорит». Знаменитый русский филолог В.И. Даль выпустил сборник «Пословицы и поговорки русского народа». В нем содержалось более 30 000 пословиц и поговорок. Все примеры разбиты по определенным тематикам. В словаре насчитывается примерно 180 разрядов. Это не все произведения этих жанров. В русской речи их существует намного больше. Ежегодно пытливый ум создает новые изречения.

Сам народ видит отличие пословицы от поговорки в том, что поговорка – это прекрасный цветок, который служит украшением речи. А вот пословица – это спелая ягодка (цельное законченное суждение). Зачастую эти два жанра достаточно тяжело отличить друг от друга. Поэтому нужно хорошо знать их черты пословиц и поговорок, чтобы уметь разграничивать их.

Отличительные признаки пословиц и поговорок

Пословица

Поговорка

1. Законченное высказывание.

1. Незавершенное высказывание.

2. Имеет нравоучительный смысл.

2. Красивое высказывание без нравоучительного смысла.

3. Может употребляться самостоятельно.

3. Отдельно от высказывания не используется.

4. Чаще всего,содержит две части.

4. Состоит из одной части.

Зная эти отличительные черты пословиц и поговорок, достаточно легко можно отличить пословицу от поговорки. Перечисленные жанры различаются друг от друга и их нельзя перемешивать.

Различия пословицы от поговорок на конкретных примерах

По отличительным признакам можно различить пословицу и поговорку. Например, необходимо определить к какому жанру относится выражение «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». Найдем в нем все признаки одного из жанров:

  1. Это завершенное высказывание, так как не нуждается в продолжении;
  2. В нем имеется поучение (возьмешься за два дела сразу – ни одного толком не выполнишь);
  3. Может употребляться отдельно от текста;
  4. Имеет две части, разграниченные пунктуационным знаком «тире».

Все это доказывает, что, приведенное выше высказывание является пословицей.

То же самое попробуем сделать с высказыванием «Кот наплакал». Найдем в нем все признаки:

  1. Высказывание не завершено, так как нельзя понять, какой итог у этого изречения;
  2. Высказывание обозначает: «чего-то очень мало». Это выражение образно, но не имеет нравоучения;
  3. Отдельно от высказывания употребляться не может;
  4. Отсутствует вторая часть.

Все эти признаки указывают на то, что высказывание «Кот наплакал» является поговоркой.

Но не всегда можно так просто отличить пословицу от поговорки. Некоторые пословицы произошли от поговорок и наоборот, поэтому при определении жанра в этих случаях необходимо быть предельно внимательным.

К примеру, высказывания «Чужими руками жар загребать» и «Легко чужими руками жар загребать» принадлежат к разным жанрам. Чтобы это понять, необходимо сравнить эти выражения.

Чужими руками жар загребать

Легко чужими руками жар

Значение: добиваться цели
чужими усилиями

Значение: Легко добиться цели
чужими усилиями

Есть только факт,
но нет нравоучительного вывода         

Есть нравоучительный вывод

Отдельно от высказывания
употребляться не может     

Может быть самостоятельным высказыванием

Состоит из одной части

Состоит из одной части

Поговорка

Пословица

Даже тот факт, что оба высказывания состоят из одной части, не влияет на жанровую принадлежность. Пословицы могут состоять из одной части, но это бывает довольно редко.

Два выражения очень похожи друг на друга, однако во втором изречение есть наречие «легко». Именно оно придает высказыванию законченность и нравоучительный смысл. Это значит, что первое выражение является поговоркой, а второе – пословицей.

5
 

Значение пословиц и поговорок

            Пословицы и поговорки – это необыкновенное сокровище, которое передается людям из поколения в поколение. Но чтобы перенять богатейший опыт прошлого и следовать этим советам, необходимо понимать значение мудрых высказываний.

            Есть изречения, смысл которых может с легкостью понять современный человек. К примеру, каждый поймет значение:

  • Пословица «И волки сыты, и овцы целы» — все остались довольны, никто не пострадал.
  • Пословица «Родина – мать, умей за нее постоять» — каждый должен защитить свою страну, когда она будет в опасности.
  • В поговорке «Язык без костей» говориться о человеке, умеющий красиво и много говорить.

Однако, большинство пословиц и поговорок содержат устаревшие слова. Поэтому без толковых словарей трудно понять смысл этих выражений.

К примеру, чтобы понять распространенную поговорку «бить баклуши». Для начала необходимо понять историю происхождения слова баклуши. Баклуши – небольшая чурка для создания изделий из дерева. Обычно, эту простую работу выполняли дети, но если за баклуши садился взрослый человек, то его называли лентяем. Значит поговорка «бить баклуши» означает «бездельничать»

Малые формы народного фольклора–бесценный опыт прошлого поколения, который заключен в коротких высказываниях. Некоторые изречения понятны каждому, а другие без специальных справочников расшифровать не удастся. Но когда человек научится толковать эти выражения и использовать их в своей жизни, то он станет немного мудрее.

Словарь

1. Колыбельные песни – мелодичная песня, исполняемая во время укладывания ребенка спать.

2. Прибаутки – рифмованное остроумное, забавное, шутливое изречение, используемое для украшения речи.

3. Потешки – детское стихотворение, которое сопровождает действия маленького ребенка или занятия с ним.

4. Частушки – яркое шутливое двустишие или четверостишие, которое исполняется на определенный напев.

5. Жанр – это произведения, объединённые на основе ряда общих признаков.

6. Ритм – это устойчивое чередование безударных и ударных слогов.

7. Рифма – это сочетание окончаний стихотворных строк.

Фольклор (от англ. folk+lore — «народная мудрость») — устное народное творчество, собранное из народных традиций, легенд и народных верований, выраженное в пословицах, сказках и песнях, передаваемых из поколения в поколение.

Британский антиквар и писатель Уильям Джон Томс (1803–1885) впервые использовал этот термин в 1846 году.

Синонимы слова фольклор: устное народное творчество, произведение, творчество, наследие, фольклористика.

william jhon toms
Уильям Джон Томс (1803–1885)

Примеры фольклора

Золушка

«Золушка» — одна из самых знаменитых сказок, которая считается западноевропейской, но похожая история встречается буквально у всех народов мира, таким образом, отследить её происхождение уже кажется невозможным.

Кадр из фильма 'Золушка', 1947, Ленфильм
Кадр из фильма «Золушка», 1947, Ленфильм

Кровавая Мэри

Легенда о «Кровавой Мэри» (англ. Bloody Mary) — городская легенда англоязычных стран, согласно которой можно вызвать её призрак, если три раза произнести имя («Кровавая Мэри») перед зеркалом в тёмной комнате при свете свечи.

Некоторые говорят, что она появляется с мёртвым ребёнком, другие говорят, что она обещает вернуться за тем, кто её вызвал.

Эта легенда может выглядеть как обычная страшилка, но за ней стоит реальная историческая персона — королева Англии Мария I Тюдор. Её трагическая судьба о неудавшейся личной жизни и беременностях положила начало целому множеству историй про Кровавую Мэри.

Королева Англии Мария I Тюдор (1516–1558)
Королева Англии Мария I Тюдор (1516–1558)

Фольклорист и фольклористика

Фольклорист— это человек, который изучает фольклор.
Фольклористика — наука, которая изучает всё о народном творчестве (его исследование, коллекционирование и публикация работ).

Русский фольклор

tri bogatyria
«Богатыри», Виктор Михайлович Васнецов, 1898 г., Богатыри (слева направо): Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович.

Мы знакомимся с произведениями русского фольклора ещё в самом раннем детстве. Это — русские народные сказки, загадки, пословицы, поговорки и др.

Например, такие незабываемые сказки, как: «Петушок — золотой гребешок», «Курочка Ряба» или «Колобок».

Родители, бабушки и дедушки читают нам книжки народного творчества, прививая любовь к героям нашей культуры. А им их читали или же рассказывали по памяти ещё их родители или же их бабушки и дедушки, а до них были предыдущие поколения.

Дети постарше уже в школе знакомятся с приключениями великих русских богатырей и других героев, авторы которых неизвестны.

Основные жанры русского фольклора

Жанры русского фольклора делятся на:

Эпические произведения

В отличие от литературных произведений эпические ещё делятся на стихотворную и прозаическую форму. Это:

  • былины (исторические древнерусские эпические пecни-сказания, воспевающие богатырские подвиги);
  • бывальщины (краткий вербальный рассказ о как будто реальных событиях, схож с «городской легендой»);
  • былички (рассказ «очевидца» о якобы реальной встрече с нечистой силой);
  • небылицы;
  • поговорки;
  • сказки;
  • исторические песни;
  • предания;
  • легенды;
  • сказы;
  • пословицы.

Лирические произведения

Это: частушки, колыбельные, обрядовые, семейные и любовные песни, похоронные причитания.

Драматические произведения

Это: народные драмы.

Читайте подробнее про Жанры фольклора с примерами.

Для разного жанра фольклора характерно и разное содержание: былины рассказывают о подвигах богатырей, а исторические песни — о деяниях героев исторических событий.

В разных жанрах существует свой тип персонажа: в былинах герои — богатыри, а в сказках — например, Иван-дурак и Баба Яга.

Для композиции фольклорных произведений типично присутствие: присказки, запева, замедления действия, троичности событий и тавтологии, эпитетов, гипербол и др.

Фольклор разных стран отличается, но при этом имеет много общего. Это связывают с географической близостью, экономическими взаимоотношениями или другими связями, что повлекло за собой межкультурный обмен.

Узнайте также, что такое Эпитет.

Особенности фольклора

Отличительные черты фольклора: устная форма, народность, вариативность, анонимность, коллективность, историчность, кумулятивность, контакт между исполнителем и слушателем, повторяемость, фундамент — традиции.

Устная форма

В отличие от письменной литературы у фольклора устный характер исполнения.

Народность фольклора

Представляется в нестандартных образах. Выражает идеалы, стремления и самые глубокие насущные жизненные интересы народа.

Вариативность

В народном творении обычно существуют разные варианты исполнения. Например, сказка «Царевна-лягушка» имеет более двадцати разных вариантов с разными героями (в одном у неё появляется неизвестный жених, в другом — Кощей-бессмертный, существует вариация с Еленой Прекрасной и т. д.).

Анонимность

Фольклорные произведения сочиняются общими усилиями — имя человека, кто впервые рассказал ту или иную историю (или придумал героя), неизвестно. Но это даже неважно, так как эти образы считаются общедоступными и всенародными.

Коллективность

Новая песня, сказка или какое другое творение устного народного творчества считаются состоявшимися только тогда, когда они были восприняты большим количеством слушателей-исполнителей.

Это творение должно создаваться, рассказываться и передаваться из уст в уста множество раз. Окончательная критика и обработка фольклорной композиции может произойти только в коллективе, массами людей.

Историчность

Творения фольклора создавались в глубине веков и совершенствовались временем, получая новые формы, вариации и оттенки.

Фундамент — традиции

Любое творение народного творчества берёт своё основание в традициях своей нации и пытается привить их новым поколениям.

Кумулятивность

Произведения народного творчества поглощают то, чем живёт душа нации. Таким образом она сохраняет традиции, воспевает людские идеалы и передаёт ценную информацию о прошлом для обеспечения лучшего будущего посредством культуры.

Контакт между исполнителем и слушателем

Существует непосредственный контакт между исполнителем и слушателем.

Повторяемость (или цикличность)

Шаблон времени в фольклоре — это круг или колесо. События происходят в строго определённой последовательности, начало и конец сходятся вместе, мгновенность сливается с вечностью.

Фольклор в музыке

Жанры музыкального фольклора — это типы музыкальных произведений, которые были созданы анонимными авторами, сохранены в памяти и передаются устно от одного поколения другому.

Во всём мире существует огромное количество разных фольклорных музыкальных жанров, назвать их все будет почти нереально. Однако их можно разделить на вокальные (поются), инструментальные (играются на инструментах) и вокально-инструментальные (одновременно поются и играются на инструментах).

Также их можно распределить на три категории по содержанию: эпос (рассказывается история), лирика (упор на чувства), драма (происходит действие).

Примером фольклорного музыкального произведения можно назвать такую известную и любимую всеми нами песню, как «Во поле берёза стояла». Авторство этой песни уже давно потеряно с веками, а слова и мелодия передавались из поколения в поколение, пока она не дошла и до наших времён мобильных телефонов и интернета.

Русская народная песня «Во поле берёза стояла»

Фольклор и литература

Сходства между фольклором и литературой

Очень важная часть общего развития мировой культуры и литературы — это отношения литературы и фольклора.

Литература всех народов мира была рождена на основе устного народного творчества, а оно появилось ещё до письменности.

Для каждой нации эти процессы происходили в различные исторические времена.

Обращение фольклора в литературу всегда происходило с применением в литературе жанров фольклора (сказки, предания и т. д.) и художественных средств (тропов).

Фольклор является результатом специфического видa поэтического творчества. Однако литература также поэтическое творчество. И на самом деле между фольклором и литepaтypoй, одновременно как между фольклористикой и литepaтypoвeдeниeм, присутствует непосредственная взаимосвязь.

Различия между фольклором и литературой

Фольклор и литература совпадают по многим поэтическим жанрам (за исключением некоторых, которые возможны исключительно в литературе или лишь в устном народном творчестве).

Однако исследования показывают, что структура фольклора и литературы различна. Фольклор имеет свои структурные особенности и законы (например, использование параллелизмов и повторений).

Правильное произношение и использование слова «фольклор»

Произношение слова фольклор иногда вызывает споры. Но всё же различные составители словарей в основном сходятся во мнении, что оба варианта произношения («фольклёр» и «фольклор») допустимы, с ударением в обоих случаях на последний слог.

В обиходе широко используется словосочетание «народный фольклор». Однако это использование термина не совсем правильное, ведь «фольк» из слова фольклор уже означает «народное», таким образом, если говорить «народный фольклор», то мы повторяем «народный» дважды, получается речевая избыточность.

Наилучшими сочетаниями будут: народное творчество, танцевальный фольклор и т. д.

Смотрите также значения Культура и Искусство.

  • Загадки по сказке волшебник изумрудного города
  • Загадки по сказке алиса в стране чудес
  • Загадки по сказке аленький цветочек для детей
  • Загадки по сказкам чуковского для дошкольников
  • Загадки по сказкам цель