В этой публикации речь пойдёт о Буквице — большой и затейливо оформленной первой букве текста, которая всегда была важной частью искусства украшения книг.
Моя симпатия к буквицам появилась ещё в детстве благодаря сборнику сказок Афанасьева с иллюстрациями Татьяны Мавриной и её же красочными буквицами в начале каждой сказки. С тех пор у меня особое отношение к книгам, в которых есть узорные буквицы.
Как таковое искусство оформления книг стало активно развиваться в раннехристианские времена, когда появились тексты, считавшиеся божественными, и, следовательно, требовавшие особого отношения. Постепенно книга перестала считаться простой фиксацией звучащей речи и превратилась в самостоятельное произведение искусства. Это отношение распространилось и на светские книги.
И тогда же появилась буквица как обязательная часть книжного декора. Буквицы щедро украшались цветными растительными орнаментами, часто доведёнными до поразительной ажурно-филигранной тонкости. Буквицы могли изображаться и в виде людей или животных, переплетённых с геометрическими узорами. В религиозных книгах буквицы украшались цветными иллюстрациями на библейские темы. Но далеко не всегда оформление буквиц напрямую соотносилось с содержанием и назначением текста. В некоторых случаях оно ему даже противоречило. Например, буквицы в христианских книгах содержат изображения, явно имеющие языческое происхождение. Символический язык старинных буквиц очень сложен и во многом до сих пор не расшифрован.
Буквица – не просто декоративный элемент. Она играет особую роль. Буквица – первая буква записанной истории, пограничная точка, в которой повседневная жизнь прерывается и возникает другая жизнь, другой мир – тот, о котором рассказывает текст. Это точка, в которой пересекаются тайна природы (растительный орнамент), тайна человеческих чувств и страстей (их изображают животные и люди) – и тайна слова, тайна преображения человека и мира под действием слова. Поэтому текст, оформленный с буквицами, воспринимается по-другому – он более живой. А ещё буквица – пространство для индивидуального творчества. В допечатные времена оформлением буквиц занимались специальные художники, поэтому в старинных книгах все буквицы уникальны. И сейчас любую открытку или книгу можно сделать неповторимой с помощью буквиц. Даже для тех, кто не рисует сам – в сети очень много готовых вариантов буквиц, есть из чего выбрать.
Предлагаю вашему вниманию большую подборку красивых и интересных буквиц – русских и латинских, старинных и современных. Обратите внимание, что пояснения к иллюстрациям расположены перед ними.
На Руси буквицы появились предположительно в X веке (более старые книги не сохранились) под влиянием византийского искусства. В 988 году киевский князь Владимир Святославович женился на византийской царевне Анне. Вместе с ней в Киев прибыли священники, они привезли церковную утварь и богослужебные книги. Состоявшееся тогда же крещение русского народа определило не только то, какая литература получит распространение на Руси, но и то, по каким образцам рукописи будут украшаться.
Уже древнейшие из сохранившихся русских книг — Остромирово Евангелие (1056-1057) и Изборник Святослава (1073) — во всём следуют византийской манере оформления книг. Из всех способов украшения заглавных букв русских художников-изографов больше всего привлекали растительные мотивы, доведённые византийскими мастерами до предельной условности. Смелые сочетания ярких красок ткали неповторимый, праздничный наряд книги. Для богатых заказчиков применялось «металлическое» письмо: особый писец — златописец — обводил контур буквицы чернилами из творёного золота, придавая ей вид драгоценного украшения.
Буквицы из Остромирова Евангелия. Великий Новгород, 1056-1057 годы.
Впрочем, красоты часто добивались одной только красной киноварью.
Русские буквицы К и Л, XII век.
В XII-XIII веках оформился своеобразный звериный стиль русских буквиц, предположительно связанный с похожими буквицами у кельтов. Этот стиль назван «тератологическим» (от греческого слова «чудище») Но русские «чудища» на буквицах, в отличие от кельтских, более спокойные и добродушные.
В средневековой Европе одни из самых старых буквиц-шедевров содержатся в Келлской книге, созданной ирландскими монахами около 800 года. Эта книга и сейчас поражает невероятной сложностью и пышностью своего узорного оформления. В книге очень много разнообразных цветных буквиц (в Европе их называют инициалами).
Буквицы оттоновского стиля, получившие своё название от династии Оттонов, правившей в восточной части владений Каролингов, на территории современной Германии, с 919 по 1024 год. Оттоны оказывали щедрое покровительство различным видам искусства, благодаря чему развивалось и процветало искусство украшения рукописей. Буквицы, как правило, были большими, с обильной позолотой и характерными для этого периода узорами из переплетающихся ветвей, промежутки между которыми закрашивались яркими цветами.
В европейских религиозных книгах Средневековья буквицы были строго ранжированы по размеру и способу оформления. Буквица в начале книги могла быть просто гигантской и очень богато иллюстрированной. Буквица в начале главы была поменьше, но тоже украшалась цветными иллюстрациями.
Лист из «Псалтыри королевы Ядвиги» с буквицами в начале главы и стихов.
Буквицы менее значимые оформлялись затейливым и иногда контрастным по цвету филигранным узором, часто доведённым до поразительной тонкости и мастерства.
Европейские буквицы XIV-XV веков.
Книгопечатание в Европе и в России появилось в XV и XVI веках. Поначалу для буквиц оставляли место и рисовали их от руки, но постепенно они во многих книгах тоже стали печатными. Иногда их потом раскрашивали вручную. Упрощать их никто и не думал. Буквица по-прежнему оставалась искусством. Но теперь она стала искусством не только художников, но и мастеров, делающих штампы: резчиков по дереву и гравёров на меди. На гравировку одной сложной буквицы на металле уходило до нескольких месяцев.
Вот буквицы, которые печатал в своих изданиях Иван Фёдоров в 1570 году.
У Ивана Фёдорова был сподвижник Пётр Мстиславец, который создал свой собственный стиль буквиц – тонкий, лаконичный и в то же время изысканный. Каллиграфическая непринужденность этих буквиц позволяет совершенно забыть, что они вышли из-под печатного пресса. Буквицы этого стиля широко использовались в изданиях Московского печатного двора в XVII в.
Один из учеников Ивана Фёдорова – Анисим Радишевский – превратил буквицы в настоящие шедевры. Его тонкую, кружевную манеру растительного рисунка, дробность и детальность, доведённые до ювелирной, почти микроскопичной узорности, невозможно спутать ни с чьей другой работой.
Инициалы Четвероевангелия. Московский печатный двор, 1606 год
Листы из старых русских церковных певческих книг XVII-XVIII веков. Великолепное украшение орнаментами в «поморском» и «гуслицком» стиле.«Гуслицкий стиль» происходит из старообрядческого центра Гуслицы, расположенного недалеко от Москвы. «Поморский стиль» сложился на землях, лежащих по берегам Онежского озера и Белого моря.
Фантазия художников при оформлении буквиц была безграничной. Вот несколько примеров буквиц из старинной итальянской книги по каллиграфии Antonio Schiratti (1600-1615 гг.) Буквы D, E, K, L.
Буква В немецкого художника Frederic Hottenroth, XVIII век.
В 1839 году итальянский художник, гравёр и сценограф Антонио Базоли придумал необычные «архитектурные» буквы.
А вот такие необыкновенные и нежные буквицы придумал в XIX веке английский художник Л. Джонс. Каждая буквица – целый пейзаж!
Буквы, вошедшие в «Сборникъ старинно русскихъ и славянскихъ буквъ, заставицъ и каемокъ» К.Д. Далматова (1895)
Буква А художника Сергея Чехонина, 1919 год – как раз очень популярен был «Балаганчик» Блока и одноимённый спектакль Мейерхольда. Вероятно, отсюда и идея с Арлекином.
В наше время самые разные буквицы можно создавать при помощи компьютерной графики. Но и эти буквицы сохраняют отчётливое сходство со старинными традициями оформления буквиц.
Работы студентов Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна, дисциплина «Шрифты и каллиграфия»
Ветковский стиль книжного оформления сложился в городе Ветка в Белоруссии, ещё в XVII-XVIII веках. Но он и сейчас востребован художниками. Буквица Б, автор Татьяна Хайнак.
А это буквица С российского писателя и художника В.Л. Ланга.
Лаконичный стиль буквиц в издании А. и Б. Стругацких
Буквица К к сказке «Эгле, королева ужей». Автор Аня Опарина
Новогодняя буквица от Кирилла Ткачова
Среди современных авторских буквиц для детских книг можно встретить совсем простые, но при этом очень обаятельные.
Буквица Д. Автор Александр Сичкарь.
Буквица О для «Алисы в стране чудес». Автор Ася Белова.
Конечно, здесь представлены далеко не все из возможных вариантов буквиц. Как уже было сказано, в сети их выбор огромен. Возможно, кого-то из читателей буквицы вдохновят на новые идеи в творчестве.
И напоследок – буквы Татьяны Мавриной из её «Сказочной азбуки». Какой же надо иметь талант, чтобы в таком многовековом искусстве, как буквица, выработать свой, сразу узнаваемый, стиль!
Всем прочитавшим –
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 85 человек из 35 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Специалист в области охраны труда
- Сейчас обучается 352 человека из 64 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
« уквица: искусство первой буквы»
Подготовила:
библиотекарь ГОУ ЛНР
«Червонопрапорская СШ №34»
Скороход Л.С.
п. Червоный Прапор
2019 год
1 -
2 слайд
«Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки,
контуры двух двойников — солнца и сердца.
Эти буквы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом.
Они ещё не стали книжными типографскими серийными знаками.
Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на дереве жизни»
(Ф.И. Буслаев)
2 -
3 слайд
Цели и задачи:
знакомство с историей книгопечатания и происхождением буквицы
воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству и развитие творческой фантазии
формирование художественного вкуса и бережного отношения к книге3
-
4 слайд
История возникновения буквицы тесно связана с историей письменности.
Возникновение азбуки на Руси относят к IX в.(863г.), когда одновременно с принятием христианства древние русичи получили два алфавита — глаголицу и кириллицу.
Кириллица
Глаголица
4 -
5 слайд
Буквица в книгопечатном искусстве — крупная, отличная от прочих начальная буква главы или статьи.
Буквицы часто украшались миниатюрами, орнаментами и изображениями,
обычно выполненными в технике гравюры.
Буквицы часто выполняли красной краской, называемой киноварью. Отсюда ведет свое происхождение термин «красная строка».
5 -
6 слайд
УКВИЦА ИЛИ ИНИЦИАЛ?
6 -
7 слайд
Древнерусские рукописные книги отличаются от современных красотой художественного оформления, самобытной каллиграфией.
Яркие разноцветные буквицы, коричневые столбцы текста в сочетании с розово-желтыми полями пергаментного листа вызывают мысль о рукописной книге как произведении искусства.
Наряду с буквицами, художественным оформлением книг являлись заставки — графические декоративные или сюжетные изображения в начале главы или крупного раздела книги, перед текстом, а также- концовки и миниатюры — выполненные от руки иллюстрации.
7 -
8 слайд
Древнерусский (старовизантийский) стиль оформления буквицы
8 -
9 слайд
Стиль чудовищного орнамента XII век
9
-
10 слайд
Жгутовый или растительный стили XV век
10 -
11 слайд
Старопечатный стиль буквицы XVI век
11 -
12 слайд
Буквица в современном мире
12 -
13 слайд
Буквицы Т.Мавриной
13 -
14 слайд
Мастер-класс «Рисуем буквицу»
Задание: разработать форму заглавных букв в форме буквицы к сказкам «Колобок» или «Репка», оформить узором, героем или событием из сказки.
Выполнение «буквицы» на весь альбомный лист, учитывая общий силуэт буквы, выстроив орнамент гармонично, используя различные стили изображения буквицы:
• Орнамент с изображением зверей, птиц;
• Растительный орнамент;
• Геометрический орнамент и др.
Этапы выполнения рисунка:
1.Нарисовать крупно букву (печатную или письменную – по желанию)
2.Декорируем ее, используя растительные, геометрические или животные элементы.
3.Выполняем буквицу в цвете, обращаем внимание на аккуратность, красочность, читаемость буквицы.
14 -
15 слайд
«Колобок»
(Русская народная сказка — отрывок)
Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила. Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, пó полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше…
«Репка»
(Русская народная сказка — отрывок)
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть: тянет — потянет, вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку.
Бабка за дедку, дедка за репку – тянут — потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут — потянут, вытянуть не могут. Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут — потянут, вытянуть не могут…
15 -
16 слайд
Образцы примерной работы
16 -
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 060 490 материалов в базе
- Выберите категорию:
-
Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 08.10.2019
- 154
- 0
- 08.10.2019
- 655
- 17
- 08.10.2019
- 179
- 0
- 08.10.2019
- 224
- 0
- 08.10.2019
- 1288
- 6
- 08.10.2019
- 203
- 0
- 08.10.2019
- 279
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»
-
Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
-
Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
-
Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
-
Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Источники финансов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»
-
Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
-
Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
15 января 2020, 08:00
© fotobook4you.ru
Энтузиасты потрудились, получилась красивая Азбука. В этой Азбуке 49 разворотов по числу образов Древлесловенской Буквицы, а также дополнения с более подробным описанием образов буквиц и описаниям образов по столбцам, строчкам и диагоналям матрицы Азбуки. Все образы взяты из различных славянских источников, проанализированы и основные написаны на развороте.
Содержание:
- Предисловие: «Хочешь убить народ, убей его язык!»;
- Толкование буквиц:
- Аз, Боги, Веди, Глаголи;
- Добро, Есть, Есмь;
- Живот, Зело, Земля, Иже;
- Ижеи, Инить, Гервь, Како;
- Людие, Мыслите;
- Наш, Он;
- Покои, Реци, Слово, Твердо;
- Ук, Оук;
- Ферт, Хиер, От, Ци;
- Червль, Ша, Шта, Эр;
- Эры, Эрь, Ять, Юнь;
- Арь, Эдо, Ом, Ён, Одь, Ёота;
- Ота, Кси, Пси, Фита, Ижица, Ижа.
- Фотокнига (образы буквицы):
- Аз [a]: «Ас Земли! Пора вставать, надо дело начинать!»;
- Боги [б]: «Боги наши – наши Предки: Сварог, Лада и Их Детки»;
- Веди [в]: «Ведать что-то – значит знать, то есть мудрость обретать»;
- Глаголи [г]: «Глаголь о том, что сам познал, о том, что Дед твой рассказал»;
- Добро [д]: «Добро сынок! – сказал отец. «Добро Души – всему венец»;
- Есть [йэ]: «Есть, питаться, потреблять. Быть, являться, бытовать»
- Есмь [йэ]: «Аз Есмь! Себя ты осознал и многогранный мир познал»;
- Живот [ж]: «Жизнь людей и жизнь зверья, жизнь Вселенной и тебя»;
- Зело [дз]: «Зело – сверх меры, без предела, без времени, без смерти тела, без смерти Духа и Души, Представь «Зело» и опиши»;
- Земля [з]: «Богиня Мать Сыра Земля Материнской Своей Силой Напоила и вскормила Род людской и род зверья»;
- Иже [и (долгое)]: «Истина – начало Бытия. В ней жизнь Вселенной и твоя»;
- Ижеи [и (ровное)]: «Вселенная – вся Населённая, Живая, Одухотворённая»;
- Инить [и (полукраткое)]: «Общиной – жить, Добро творить – свой Род и землю сохранить»;
- Гервь [гха]: «Потаенно, верь – не верь, открывают Боги Дверь, где далекие Миры, прячут тайны поры»;
- Како [к]: «— Как дружить? И как любить? – Како совесть говорит, како Дед тебе велит»;
- Людие [л]: «Мир людей и Мир Любви – в жизни спутники твои»;
- Мыслите [м]: «Мысли, думай, размышляй. Строй, твори и созидай»;
- Наш [н]: «Наши реки, наши горы, Наши рощи и просторы, Наши небо и земля – это Родина моя»;
- Он [о (долгое)]: ««Он» — Творец Небес, Земли. Подрастай и с Ним твори!»;
- Покои [п]: «Покой – Предел Преображенья, состоянье без движенья»;
- Реци [р]: «Речь твоя звучит родная словно речка потайная. Речь родная, я не скрою. Тайны все тебе откроет»;
- Слово [с]: «Слово – от Мысли, Дело – от Слова, Мысли – Идея, Слово – Основа»;
- Твердо [т]: «Твердь Земли и Твердь Небес – есмь Обители чудес»;
- Ук [у]: «- Уа! Ау! – Твой зов к кому? – Он папе, маме и к Добру»;
- Оук [оу]: «Ходит в Ось и знает всё чувствознаниё твоё»;
- Ферт [ф]: «Руки в боки – стой «фертом»! Каждый скажет: «Правда в нем!»»;
- Хиер [х]: «Херить – значит завершать, все задумки исполнять»;
- От [от]: «От Всевышнего оно отделилось, отошло. То, что в Души к нам вошло»;
- Ци [ц]: «Цель, рубеж – Ты к ним стремись! Развивайся только в Высь!»;
- Червль [ч]: «Чуры дивные стоят, Мудрость древнюю хранят. Чур меня, да чур тебя, Под защитой Рода Я!»;
- Ша [ш]: ««Ша» — пространство расширяет, тишиною наполняет»;
- Шта [щ]: «Мир, защиту обретёшь, коль по Кону ты живешь и заветы Щуров чтёшь»;
- Ер [о (краткое)]: «Чтобы ты, малыш мой, жил, под Покровом Высших Сил, Ставить точку не спеши – за согласно «Ъ» пиши»;
- Еры [ы]: «Светлых Богов Воплощение в Явном Мире проявление, всех множеств единение и есть процесс Творения»;
- Ерь [е (краткое)]: «Как росточек, жизни младость, тянись к Солнцу всем на радость»;
- Ять [ие]: ««Ять» — гармония того, что в тебе заключено, что от жизни надо взять, обрести и воспринять»;
- Юнь [йу]: «По теченью плыть стремись, Коль Движенье это в Высь. А при смене направленья, выходи с того движенья»;
- Арь [йа]: «Арий Род твой основал. Знай, дитя, хоть ты и мал»;
- Эдо [йе]: «Это кто? Это Я? Надо мне познать себя. До рожденья где я был? Что я делал, что творил?»
- Ом [о]: ««ОМ» — частица от буквы «ОТ», созиданье нам дает»;
- Ён [йа,е (носовое е)]: «- Кто же «Йон»? Вопрос мы слышим. Отвечаем: — «Йон» — Всевышний»;
- Одь [о,йу (носовое о)]: «То ли одаль, то ли рядом Память Родова живёт, но она нам всё расскажет из «кладовочки» возьмёт»;
- Ёта [йо (носовое ио]: «Детям Божьим ныне сущим это твёрдо надо знать: то, что Предки завещали, ни на Йоту не менять»;
- Ота [о (краткое, носовое о)]: «Если делаешь ты что-то. Нам тебе сказать охота: — Ты в вопросе разберись, а потом творить садись»;
- Кси [кс]: «Дух с Душой живя в ладу, отведут всегда беду»;
- Пси [пс]: «Пси – Душа твоя, она стать безсмертною должна»;
- Фита [ф]: «Семя вызрело. Оно в равновесие вошло»;
- Ижица [и,ю,у,в (краткое и)]: «Белой лебедью средь буквиц проплывает не спеша. Буква «Ижица», чей образ «Совершенная Душа»;
- Ижа [и (полукраткое и)]: «Мера Времени – деяния, ни года, не расстояния».
- Азбучные истины.
Энтузиасты потрудились, получилась красивая Азбука. В этой Азбуке 49 разворотов по числу образов Древлесловенской Буквицы, а также дополнения с более подробным описанием образов буквиц и описаниям образов по столбцам, строчкам и диагоналям матрицы Азбуки. Все образы взяты из различных славянских источников, проанализированы и основные написаны на развороте.
Замысел состоит из сравнения славянских буквиц и образов к ним, подобранных в виде картин, и букв русского алфавита с соответствующими картинками, используемыми обычно в современном букваре. Старались помещать эти картинки так, чтобы они гармонизировали с общей тематикой Азбуки.
©