Маленький домовенок с маленьким лешонком сидели под березой на краю Черного болота и плакали. Теперь друзья знали, что маленькая деревня у небольшой речки совсем недалеко. Кузька смотрел на закат и вспоминал, как точно такой же закат, точка в точку, тучка в тучку, видел он вместе со своим другом Вуколочкой.
Домовята редко глядят на закаты. Разве поспорят, на кого похоже облако — на поросенка, на лягушку или на толстого Куковяку. И больше в небо не смотрят: поросят, лягушек и Куковяку можно увидеть и на земле.
Один Вуколочка любовался небесной красотой, а иногда звал с собой Кузьку. Усядутся поудобнее под забором в крапиву (домовым она не страшна) и любуются. Вуколочка сунет палец в рот, глядит на вечернее небо, забыв даже про своего лучшего друга. А Кузька скоро забывает про закат и глядит на деревенскую улицу.
Люди домовят не замечали. Другое дело — кошки или собаки. Знакомые кошки, пробегая, задевали друзей хвостами, а поглядывали так, будто видят Кузьку с Вуколочкой первый раз в жизни. Зато собаки! Чужие сразу лают и хватают за лапти, а свои Шарик или Жучка храбро защищают. Долго перекатывается по деревне собачий лай. А там и в других деревнях собаки откликнутся. И ветер носит этот лай от деревни к деревне всем домовым на радость.
На плетнях и заборах сидели воробьи, вороны, прочие вольные птицы и смеялись над домашними птицами: до чего ж они глупы и жирны! Какой-нибудь петух поймет не поймет, да вдруг заголосит, взмахнет крыльями, налетит как ястреб и освободит забор. И опять на плетнях и заборах машут рукавами сохнущие рубашки, молча проветриваются кувшины, чугуны, ведра, половики, тулупы. Иногда задумчивый теленок жует половик или печальная коза пробует на вкус чьи-то штаны, и тогда из дому выбегают бабка или дед, а ежели людей не оказывается, то через порог переползает домовой и прогоняет скотинку. Ведь большого ума не надобно, чтоб жевать онучи!
Вуколочка закатами любовался, а Кузька — травой-муравой на деревенской улице. Бегают в траве утята, цыплята, гусята, поросята с матушками, а то и с батюшками. Щенки, котята и дети бегали сами, без матушек-батюшек. Взрослые люди бегали редко, а встречаясь, кланялись и разговаривали. Больше всего взрослые любили ходить по воду. Они черпали из колодца ведро за ведром. Кузька все ждал, когда же кончится вода. Но она и не думала кончаться. Кто ее подтаскивал и доливал в колодец? Водяной, что ли, присылал кого-нибудь ночью, под покровом тьмы? Кузька с Вуколочкой давно собирались выследить, кто доливает в колодец воду. Но нечаянно как соберутся, так проспят. Люди, наверное, тоже не знали, кто доливает воду, и подолгу беседовали об этом у колодца.
Дорога пыльная. Бежит по ней поросенок, хрюкает. А за ним Нюрочка с хворостиной. Рубаха у нее длинная, сама Нюрочка коротенькая, запуталась, упала и как заревет. Мала, а голос как у быка. Рева, каких свет ни слыхивал. Надо — плачет, и не надо — плачет. Раньше все прибегали ее жалеть, да на всякий рев не набегаешься. Лишь поросенок вылез из лужи утешать хозяйку. Нюрочка — от него, даже плакать забыла. Кузька хохочет, а Вуколочка удивляется: что смешного видно на небе?
Один закат Кузька все же разглядел и запомнил.
— Ой, смотри! — Вуколочка повернул Кузькину голову к небу.
Долго друзья глядели, как в небе сияют и переливаются алые, желтые, золотые лучи. Кузька решил, что заря — это большущая лучина: солнце зажгло ее, чтобы не ложиться спать в темноте. А Вуколочка сказал, что солнце уже засыпает и что заря — это его сны. Домовята даже поспорили.
Все это вспомнил Кузька, глядя на закат. Даже хотел толкнуть Вуколочку, но толкнул Лешика. И вот то ли солнце задуло свою лучину, то ли сгорела она дотла. Стало темным-темно.
И вдруг из болота послышалось:
— Никто-никто вам не поможет! Кто-кто не поможет, а мы поможем! Кому-кому, а вам поможем! И не кто-кто, а мы! И не кому-кому, а вам! Кому-кому, как не вам!
И лягушки скок-скок по болоту, с кочки на кочку, с кочки на кочку. Искали-искали сундучок и нашли. Висит среди болота на суку на длинной сухой коряге, сколь ни прыгай — не достанешь. Прыгали-прыгали лягушки, квакали-квакали и придумали, как быть дядя водяной.
Маленький домовенок и маленький лешонок следом за лягушками прыгали по мокрому лугу. Что-то сверкает впереди, что-то светит в небе. Вот у реки то ли кусты качаются, то ли кто-то машет руками.
Русалки!
Русалки качались на ветвях деревьев, склонившихся над водой. Русалки водили хоровод на светлом песке. Одна русалка сидела на большом камне и пела песню.
— Смотрите, Кузька! — закричала она. — Домовенок Кузька! Его ищут, ищут, ищут, у всех спрашивают. Вот обрадуются домовые!
— Кузька! — Русалки окружили домовенка, потащили к реке, смыли с него болотную грязь и давай щекотать. — Вот счастье-то! Кузька нашелся!
И Кузька, смеясь от щекотки, сообщил русалкам.
— А у нас — хи-хи-хи! — кикиморы — ой, батюшки, не могу! — волшебный сундучок — ха-ха-ха! — украли!
Русалки все до одной всплеснули руками и заплакали. Луна поднялась. На светлом песке сидят Кузька и Лешик, думают. В реке плавают русалки, и качаются на волнах и тоже думают. И придумали!
— Водяной! Дядя Водяной! — стали звать русалки и Кузька с Лешиком.
Вода в реке дрогнула, покрылась рябью. По ней пошли большие круги. И вот показалась огромная косматая голова. Луна освещала длиннющие усы и бороду, корявые руки и могучие плечи.
— Это почему такой шум-гам? Что орете, как коровы на лугу? — кричит Водяной. — Ну? Чего молчите? Отвечать нету вас. Озорничать — на это пригодны. А это кто такой?
— Кузька! — закричали русалки. — Кузька нашелся!
— Ну и что? Ну и нашелся! Надоел он мне. Все про него спрашивают — и домовые, и лешие: «Не видел ли, не встречал ли?» Ну, вижу! Ну и что? И глядеть-то не на что! А это кто? Лешик? Какого лешего ему здесь нужно?
Голос у Водяного такой грубый, что Кузька с Лешиком спрятались за большой камень.
— Кто меня звал? Кому я надобен?
— Мы звали! Нам надобен! — кричали русалки.
— Ну а вы мне не надобны! — грубым голосом ответил Водяной и скрылся в реке, только круги пошли.
Скоро на том же месте снова вынырнула косматая голова. Водяному было любопытно, зачем это он понадобился русалкам, да еще и домовенку с лешонком. Русалки и прежде звали его: той подари жемчужинку, другой — жемчужинку, третьей лилии подай, да не какие-то желтые кувшинки, а нежные голубоватые лилии под цвет луны, и чтобы он, Водяной, эти лилии сажал бы и выращивал. Но чтобы все сразу звали Водяного, этого еще не было.
Водяной важно высунул голову и сурово спросил:
— Ну, что вам? Что? А дальше что? Рассказывайте, рассказывайте, да все разом, а то не пойму, больно у вас голосочки нежные!
— Сундучок, дядя Водяной! Волшебный сундучок кикиморы утащили! — хором ответили русалки и Кузька с Лешиком.
— Ну и что? — еще суровее спросил Водяной. — Они утащили, а мне что?
— Как — что? — хором ахнули русалки. — Сундучок волшебный! Как же без него Кузьке домой вернуться?
— Ну и пусть не возвращается! — Водяной опять ушел в воду.
Ждали-ждали русалки, нет, не показывается. И тут одна русалочка засмеялась:
— Ай да кикиморы! Даже дядю Водяного не боятся! Ни за что его не послушаются!
— Это меня не послушаются, говоришь? Вот я им! Вот они у меня! — Из воды вынырнула огромная голова, за ней борода, показались плечи, вот уже и весь Водяной в полный рост, в тине, в водорослях, маленькие рыбки запутались в бороде.
Водяной вышел из реки, свистнул и направился к болоту. Вода потоками лилась с бороды. А за ним, как по реке, двигались русалки, лягушки, рыбы, жуки-плавунцы…
Когда Кузька с Лешиком, прыгая через ручьи, бегущие за Водяным, подошли к болоту, там уже перекатывался голос:
— Ого-о-о! Охальницы! Безобразницы! Кикиморы болотные! Тащите мне сундук, который у прохожих отняли! Русалки, сундук никому не отдам, у себя оставлю! Ого-го!
— Ох! — испугался Кузька. — Мало радости от такого спасения!
Уже чуть светало. Туман то ли опускался на болото, то ли поднимался с него. То ли ходил кто-то по болоту, то ли оно само чавкало. Кикиморы не откликались. Хихикнет кто-то, и какие-то тени в тумане носятся туда-сюда.
— Молчат! Жижи болотной в рот набрали! Тьфу ты! — рассердился Водяной.
— Фу-ты, ну-ты, лапти гнуты! — подхватили кикиморы и давай плеваться, чихать, каркать, крякать, скрипеть.
— Вы что? — рявкнул Водяной. — Это я к вам пришел! Мне сундук подавайте! Вот я вас! Кикиморы помолчали и вдруг грянули хором:
Как на горушке козел, На зелененькой козел!
Русалки застонали от ужаса, услышав эту песню. Ведь Водяной терпеть не может козлов, слышать о них не хочет, жизнь ему делается не мила при одном имени козла. А кикиморы как ни в чем не бывало дразнят:
Чики-брыки-прыг, козел! Чики-брыки-дрыг, козел!
Схватился Водяной за уши, бегом назад. Добежал до реки и бросился в омут головой.
Солнечный закат — сказка на ночь для детей. Читаем перед сном
Солнечный закат — сказка на ночь для детей. Читаем перед сном
Сказка про зайчика для детей, которые не хотят спать
По вечерам мама и Зайка обычно садятся на крылечко. Они наблюдают, как садится солнышко и медленно наступает ночь.
Солнышко, большое-пребольшое и круглое, медленно-медленно опускается в дымку леса. Становятся видны его лучики, они как будто обнимают деревья и машут Зайке: «Пока-пока, спокойной ночи, Зайка!» И постепенно исчезают за деревьями. Полоска солнца становится все меньше и меньше. Начинает дуть легкий ветерок — предвестник ночной прохлады.
Зайка теснее прижимается к маме — так теплее и уютнее.
— Сейчас на небе появятся звездочки, — говорит мама, ласково обнимая Зайку. — Кто первый увидит звездочку?
— Конечно, я, — отвечает Зайка.
— Тогда смотри внимательно на небо.
— Мама, вот она, первая звездочка, ура, — радуется Зайка.
— Какой ты у меня молодец, малыш, какие у тебя зоркие глазки, какой ты вшшапшьный, солнышко мое ненаглядное…
— Мама, солнышко уже спать ушло. Почему ты говоришь, что я солнышко?
— Я тебя очень люблю, поэтому нежно называю тебя солнышком, — мама тут хитро улыбается, — тебе тоже, как и солнышку, скоро пора укладываться…
— Мама, я еще немного с тобой посижу?
— Посиди, конечно.
— Мама, расскажи, мне про звездочки.
— Вечер опускается на землю. На небе зажигаются звезды. Их много-много. Каждая из них кому-нибудь светит. И у тебя есть своя звездочка, может быть, та, которую ты сегодня заметил первой. Звездочки ласково смотрят вниз, иногда подмигивают, иногда нежно шепчут: «Спокойной ночи, малыш!», иногда поют колыбельные песенки:
Спи, зайчонок мой, усни,
Люли-люшеньки-люли.
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет
День подарки принесет
Тем, кто крепко спал, дает.
Люли-люшеньки-люли
Ты, зайчонок, сладко спи.
Зайка очень любил колыбельные от звездочек. Слушая их, он обычно засыпал, уткнувшись в мамин бочок. А мама нежно гладила Зайку по спинке, брала его на ручки и относила в кроватку: «Спокойной ночи! Спи, Зайчонок, мой любимый, пусть тебе приснится твоя звездочка…».
Из книги «Сонные сказки»
Автор: Анна Бердникова
Читать другие сказки на ночь
Конспект образовательной деятельности в старшей группе
«Пейзаж с закатом солнца»
Вид деятельности: Художественное творчество.
Программные задачи:
Образовательные: Научить детей размазки краски в теплых тонах с переходом от одного цвета к другому, от темного к светлому и наоборот. Продолжать учить рисовать в технике «монотипия». Практически выполнить рисунок лишь в теплых тонах.
Развивающие: Продолжать формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение, чувство композиции.
Воспитательные: Увидеть красоты природы во время восхода и захода солнца. Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению. Прививать детям любовь к природе, к своему отечеству.
Материалы для занятия: бумага, кисти, водно-полимерная флуоресцентная краска или гуашь, «Сказка про краски» (теплые и холодные), изд. «Малыш», М.: 1990г., иллюстрации.
Методические приемы:
— повторить материал о знании холодных и теплых цветов.
— прочесть сказку про краски.
— сравнительный анализ литературного четверостишья с картинками
художников.
— показ размывки краски на дощечке с переходом от одного цвета к
другому и отпечатывание на бумаге.
— анализ детских работ.
Ход занятия:
В. — Недавно мы с вами говорили о том, что существуют холодные и теплые цвета красок. Напомните мне, какие краски называют холодными?
Д. — синяя, голубая, фиолетовая.
В. — А теплыми?
Д. — красная, оранжевая, желтая.
В. — Правильно. А хотите я вам прочитаю еще одну сказку про краски.
«Живут-поживают краски: красная, оранжевая, желтая. По цвету они напоминают огонь и солнце. От того их и называют теплыми. Этими красками рисуют землянику, морковку, цыплят и многое другое. Голубую, синюю, фиолетовую краски называют холодными за то, что они похожи на цвет льда, снега, тучи. Ими раскрашивают незабудки, небо, колокольчики. Да разве все перечислишь. Теплые и холодные краски вечно спорили друг с другом — кто из них красивей и кто нужней. Голубая речка с зелеными берегами разнесла молву об этих спорах по всему свету. Услышали про это солнышко и туча. Стали думать, как объяснить краскам, что все они нужны и все красивы. Солнышко предложило нарисовать одними холодными красками картину знойной, жаркой Африки; А туча попросила раскрасить теплыми красками картину Северного моря. Ничего хорошего, конечно, не получилось. Поняли краски, что ошибались, и решили помириться, и над речкой засияла разноцветная яркая радуга. С тех пор краски живут дружно, а художники пишут картины холодными и теплыми красками вместе».
В. — Сегодня мы с вами будем рисовать теплыми красками, согласны? Мы будем рисовать с вами пейзаж, что это такое?
Д. — Пейзаж, это когда рисуют небо, землю, деревья, дома и т, д.
В. — Верно. Т. е. пейзаж — это изображение природы и ее явлений. Например, если мы рисуем море, корабли. Такой пейзаж можно назвать морским, т. е. изображение моря. А сейчас послушайте, как поэт описывает закат солнца.
«Солнце яркое спустилось к горизонту
Ну и что ж?
Сразу все преобразилось,
Будто все вокруг зажглось.
Засверкало, заиграло
В ярких солнечных лучах.
Словно всем теплее стало
Небу, морю в тот же час.
И деревья потеплели,
Горы, птицы и кусты
Заалели, потемнели
Даже я и даже ты».
В. — Сегодня мы будем рисовать закат. Какие цвета можно взять, чтобы рисовать небо?
Д. — красный, оранжевый, желтый.
В. — Верно. Можно нарисовать небо с переходом от одного цвета к другому. От красного к оранжевому, желтому, или оранжево-красное. Далее рисуете отражение неба в воде. Оно отражается наоборот. Будьте внимательны. Дети выдавливают краски на дощечку и размазывают их. Соединяя одну краску с другой, с переходом от одного цвета к другому. Когда дети рисуют, воспитатель спрашивает у них, что каждый из них хочет нарисовать и какой цвет лучше взять для рисунка, Если солнце еще не село — то лучше взять красновато-коричневую краску, если восходит — то розовую, желтую. Размазав краски на дощечке, накладываем альбомный лист и отпечатываем, снимаем и даем высохнуть. Рассматриваем рисунки детей, что им нравится в работах и спросить почему. Похвалить за то, что они справились с заданием. Научились рисовать природу теплыми красками. Сумели передать заход, восход солнца, его отражение в море и т. д. Затем в свободное время можно оформить в рамку.
Работа окончена.