Заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна средства выразительности

Анализ стихотворения «Пороша» Есенина

Анализ стихотворения «Пороша» Есенина

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 99.

Обновлено 27 Февраля, 2021

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 99.

Обновлено 27 Февраля, 2021

Сергей Александрович Есенин – признанный мастер пейзажной лирики, который в своих произведениях воспевает красоту родного края. Об этом свидетельствует и стихотворение «Пороша» – образное и лирическое произведение о природе. Предлагаем краткий анализ «Пороша» по плану, который будет полезен при подготовке к уроку литературы в 6 классе.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пороша.

История создания – Стихотворение написано в 1914 году.

Тема стихотворения – Любовь к природе и малой родине.

Композиция – Композиция линейная, стихотворение условно можно разделить на 4 части, каждая из которых состоит из одной строфы. Все они объединены общей темой, но в каждой строфе наблюдается развитие своей небольшой темы.

Жанр – Лирическое стихотворение, относится к виду пейзажной лирики.

Стихотворный размер – Четырёхстопный хорей с перекрестной рифмой.

Метафоры – «заколдован невидимкой», «стелет шаль».

Эпитеты – «серые», «белою», «бесконечная».

Сравнения – «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой» «дорога убегает лентой»,.

Олицетворения – «дремлет лес».«оперлася на клюку»

Инверсия – «повязалася сосна», «скачет конь».

История создания

Произведение принадлежит к раннему творчеству Есенина, когда он только искал свой путь в литературе. Стихотворение написано в 1914 году, во время пребывания молодого поэта в Москве. Этот год для него стал знаковым, поскольку именно тогда появились первые публикации его работ.

Шумная, грязная и суетливая Москва разительно отличалась от умиротворенного спокойствия села Константиново, откуда поэт был родом. Он тосковал по природе, по бескрайним полям и лесам и свою тоску выразил в стихотворении, которое впоследствии стало одним из ярких образцов пейзажной лирики поэта.

Тема

Центральная тема – любовь к природе, ко всему живому, что окружает человека. Природа удивительно многогранна и прекрасна, неважно, дорога ли это вдоль пшеничного поля или густой сосновый бор. Каждая травинка, каждый камушек обладает неповторимым очарованием, и очень важно уметь разглядеть и по достоинству оценить эту красоту, полюбить и оберегать её.

В стихотворении показана ничем не прикрытая радость лирического героя от созерцания зимнего леса, он восхищается природой, воспевает её красоту. Именно она служит источником вдохновения, в ней поэт черпает свои силы.

Однако стихотворение «Пороша» – это стихотворение о любви не только к природе, но и к малой родине. Автор уверен, что только отчий дом, родной край, где человек родился и вырос, способны дарить эмоциональную подпитку и заряжать светлыми, добрыми чувствами. Но, к сожалению, не все способны понять эту истину, и поэт учит получать радость от простых окружающих вещей: дороги, старой сосны, звуков леса, топота лошадиных копыт. В этом и заключается главная мысль произведения – любовь к природе и тонкое её восприятие способно сделать человека мудрее и терпимее.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх строф, которые объединяет тема природы. Однако в каждой строфе раскрывается своя небольшая тема:

В первой строфе читатель знакомится с лирическим героем. Он никак не называет себя, однако можно понять, что он едет на коне. Состояние героя расслабленное, немного сонное. Он наслаждается необычной тишиной: слышен лишь топот копыт и вороний гомон.

Во второй строфе герой наблюдает за зимним, будто спящим, лесом. Он внимательно рассматривает сосну, укрывшуюся под шапкой снега. Преобладает романтическое и мечтательное настроение.

В третьей строфе предстает яркий образ сосны, которую герой сопоставляет с одинокой старушкой. Зимний лес окутан тишиной, которую нарушает лишь настойчивый стук дятла.

В четвёртой строфе передаётся уже не красота природы, а внутренне состояние лирического героя. Дальнюю дорогу он сопоставляет с бескрайними возможностями, которая дарует жизнь, и личной свободой.
Написан стих четырёхстопным хореем, что придаёт стихотворению особую музыкальность и лиричность. Выразительность усиливается за счёт гармоничного сочетания мужской и женской рифм.

Жанр

Это лирическое стихотворение, поскольку очень сильно эмоциональное начало, мы явно видим образ лирического героя. Произведение является ярким образцом пейзажной лирики.

Средства выразительности

Для придания своему произведению максимальной выразительности поэт мастерски использует разнообразные художественные средства. Для создания образа милой и приветливой сосны-старушки применяет такие просторечные формы слов как «повязалася», «понагнулась», «оперлася».

Сравнительные обороты «дорога убегает лентой », «понагнулась, как старушка », «словно белою косынкой » позволяют явственно представить описываемые поэтом пейзажи.

Эпитеты серые», «белою», «бесконечная»), олицетворения вороны раскричались», «дремлет лес»), инверсия повязалася сосна», «скачет конь») и метафоры заколдован невидимкой», «стелет шаль») придают произведению красочность и образность, с их помощью зимний пейзаж будто «оживает».

Тест по стихотворению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Сулим Эскиев

    7/7

  • Polina Bezdeneznyh

    6/7

  • Максим Солодухин

    7/7

  • Рар Пар

    6/7

  • Гульнара Юсупова

    6/7

  • Кристина Коробкина

    7/7

  • Игорь Молодых

    7/7

  • Настя Суворова

    7/7

  • Ксения Ярёменко

    7/7

  • Глеб Шарыгин

    6/7

Рейтинг анализа

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 99.


А какую оценку поставите вы?



  • 0




Помогите, пожалуйста, определить средства художественной выразительности в стихотворении «Пороша»
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль
Мне нужно найдти олицетворение, митафоры, эпитеты и др. Помоги пожалуйста.

  • Комментариев (0)



  • 0


«…словно белою косынкой…» — сравнение
А вот уже «…повязалася сосна…» — олицетворение
«…понагнулась, как старушка…» — сравнение

  • Комментариев (0)



  • 0


Дремлет лес олицетворение
словно белою косынкой повязалася сосна олицетворение
понагнулась,как старушка метафора
валит снег и стелет шаль олицетворение
дорога убегает олицетворение
бесконечная дорога эпитет

  • Комментариев (0)

Содержание:

  • 1 ❄️Пороша
  • 2 Константиново против Москвы
  • 3 Тема и композиция
  • 4 Метафоры, эпитеты и олицетворения
  • 5 Текст
  • 6 Слушаем стих
  • 7 Стихотворение и анализ «Пороша»
    • 7.1 Краткое содержание
    • 7.2 Анализ
      • 7.2.1 История создания
      • 7.2.2 Персонажи и образы
      • 7.2.3 Композиция
      • 7.2.4 Размер и средства художественной выразительности
      • 7.2.5 Проблематика и основная идея произведения

❄️Пороша

Знаковым произведением периода раннего творчества Сергея Есенина считается стихотворение «Пороша», написанное поэтом в возрасте 18 лет. В 1914 году первые стихи автора только начинают публиковаться, до Олимпа славы ещё далеко, но уже видна рука мастера и каждая новая работа – это вклад в копилку новых читателей.

В данном анализе блог Stihirus24 раскроет композицию, тему и жанр стихотворения, а также уделит внимание средствам художественной выразительности, которые использовал в произведении Есенин.

Константиново против Москвы

В 1914 году Есенин переезжает в Москву, которая является полным антиподом его малой родины, села Константиново. В душе поэта есть место грусти, он скучает по рязанским просторам и тишине русской глубинки.

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.

В стихотворении автор противопоставляет тишину деревни шуму города, а простор губернии тесноте Москвы. В Константиново:

В Москве перекрёстки и суета улиц. На малой Родине лишь:

В столице вечный гул огромного города, суета и практически броуновское движение.

Природа в Москве вычеркнута напрочь из картины жизни, её нет вовсе, что сурово для человека, привыкшего к простору полей. С помощью стихотворения «Пороша» автор пытается хотя бы виртуально переместиться домой и скинуть с себя бремя городского обывателя.

Тема и композиция

Основная тема стихотворения – это выражения любви к природе и малой Родине, тому месту, где ты родился и дорос от пелёнок до человека. Эти места имеют особое значения, там дорога каждая травинка, каждый кустик, каждое деревце. Пусть сейчас они и далеко в физическом плане, но они совсем рядом в сердце и не теряют ценности.

Есенин уверен, что в тяжёлые минуты бытия именно любовь к малой Родине придаст ему сил, в часы смятения и печали автору строк ничем не поможет московская суета, разве что, на время даст возможность забыться банальный, как пробка, московский кабак.

Композиция построена из четырёх строф, в каждой из которых открывается своя тема, но все они связаны единой нитью любви к природе и Родине. Сначала лирический герой едет верхом на коне по родным местам и описывает увиденное:

Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Затем внимание уделяется зимнему лесу, который

Третья строфа отдана на откуп образу сосны, её Есенин в лице лирического героя сравнивает со старушкой, а заканчивается стих описанием простора российской глубинки:

Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Стихотворение является хорошим примером пейзажной лирики, написанной четырёхстопным хореем при перекрёстной рифмовке (звоны – снегу – вороны – лугу). Рифмы мужские и женские.

Метафоры, эпитеты и олицетворения

В качестве средств выразительности в стихе использованы:

С их помощью удаётся передать образ зимнего леса и простор российской глубинки даже из сдавленной судорогами улиц Москвы. Стих легко читается в школе, быстро заучивается и вдвойне рекомендован к прочтению жителям мегаполисов, которым не довелось в реале увидеть красоту турецкого пляжа русской природы.

Текст

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Слушаем стих

Источник

Стихотворение и анализ «Пороша»

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Понагнулась, как старушка,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

Убегает лентой вдаль.

Краткое содержание

Стихотворение «Пороша» представляет собой сочетание краткости и необыкновенной художественной выразительности, его можно назвать образцом пейзажной лирики С.А. Есенина. Герой едет по запорошенному лесу и любуется картиной сказочного зимнего пейзажа. Он находится наедине с природой, и ничто не нарушает этого тихого созерцания.

Постепенно стихотворение наполняется сказочной атмосферой. Уже во второй строфе появляются волшебные образы: заколдованный невидимкой лес, старая сосна, которая «оперлася на клюку», словно Бабя яга из народной сказки… Далее автор возвращается к реальности, описывая сидящего на вершине сосны дятла. Такой переход стирает границу между сказкой и действительностью и помогает лучшему восприятию текста.

В последней строфе перед читателем предстает картина снежного раздолья, скачущего по бесконечной дороге коня, земли, покрытой шалью из снега. Все эти образы автор соотносит с русской душой, ее широтой и открытостью. Описывая заснеженные просторы, Есенин, как тонкий ценитель этой красоты, показывает читателю свое неравнодушное отношение к родному краю, к природе и к родине в целом.

И. Шишкин. Первый снег. 1875

Анализ

История создания

Когда Есенину исполнилось семнадцать лет, он покинул Константиново и переехал в Москву. Этот город привлекал его, прежде всего, большими возможностями, хотя и тяготил чрезмерной шумностью, суетливостью и неухоженностью. Привыкание к новому месту жительства давалось Есенину нелегко. Юноша очень тосковал по родной рязанщине, ее просторам, березовым рощам, заснеженным полям и очень переживал, если долго не мог навестить дорогие сердцу места. Чтобы дать выход своим чувствам, он, на основе воспоминаний, часто описывал картины деревенской жизни в своих произведениях.

Стихотворение было написано в 1914 году, знаменательном для молодого поэта тем, что его произведения впервые стали публиковаться в печатных изданиях. Оно получилось очень мелодичным, необычайно красивым и нежным и заняло достойное место среди лучших образцов пейзажной лирики двадцатого столетия.

Персонажи и образы

Главным персонажем в стихотворении выступает русская природа. Повествование ведется от лица лирического героя, на которого спроецирован образ самого Есенина. Именно он сообщает читателю о своих чувствах от созерцания картины запорошенной снегом местности. Поэт настолько красиво олицетворяет зимнюю природу, что перед глазами разворачиваются волшебные полотна, а стихотворение начинает напоминать произведение народного фольклора.

Композиция

Композиционно произведение делится на четыре строфы. Оно не имеет выраженных композиционных точек и представляет собой неспешное, плавное повествование. В каждой строфе показана небольшая миниатюра на тему природы. Первое четверостишие представляет читателю лирического героя, который решил прокатиться верхом по первому снегу.

Вторая строфа посвящена описанию зимнего, словно уснувшего леса. В третьей – перед глазами предстает старая сосна в виде старушки с клюкой. Кругом стоит тишина, которая нарушается лишь стуком дятла. Последняя строфа описывает внутреннее состояние героя. Бесконечная дорога служит олицетворением жизненного пути и личной свободы.

По принадлежности к литературному роду стихотворение относится к лирике. Литературное направление – романтизм, хотя, уже явно проступают некоторые черты имажинизма. Жанр данного произведения – пейзажная лирика.

Размер и средства художественной выразительности

В стихотворении использован четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой (АБАБ).

Для придания художественной огранки автор пользуется различными средствами выразительности. В стихотворении присутствуют образные олицетворения: «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой повязалася сосна», «дремлет лес», снег «стелет шаль». Для придания фольклорной напевности автор использует инверсию: «скачет конь», «валит снег».

При упоминании бесконечной дороги применяется метафора «убегает лентой вдаль» наряду с эпитетом «бесконечная дорога» и олицетворением «убегает». Несмотря на то, что в стихотворении описывается природа, эпитетов в нем совсем немного: «серые вороны», «белая косынка» и уже упомянутая «бесконечная дорога».

Проблематика и основная идея произведения

В произведении не затрагиваются никакие проблемы. Оно представляет собой авторское видение зимней природы и служит выражением любви поэта к своей малой родине, по которой он бесконечно скучал. Влившись в городскую жизнь, Есенин понял, как безнадежно утрачена людьми связь со своими корнями. В качестве примера можно привести то недоумение и, даже презрение, когда «деревенский поэт» предстал перед звездной поэтической элитой в простых валенках.

Целью поэта было пробуждение пусть не любви, но, хотя бы, интереса к своей родине. Его первые шаги в этом направлении заключались в сочинении произведений, которые знакомили бы читателя с восхитительными русскими пейзажами.

Идея произведения состоит в том, чтобы показать природу во всем ее многообразии, разноплановости – это и заснеженные поля, и цветущие луга, и дороги, и леса, и животный мир, и многое другое. Все это несет в себе своеобразную красоту, стоит лишь посмотреть на это другими глазами и научиться получать радость от простых повседневных вещей и явлений.

Источник

 Пороша Есенина

Текст

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

1914 год


Знаковым произведением периода раннего творчества Сергея Есенина считается стихотворение «Пороша», написанное поэтом в возрасте 18 лет. В 1914 году первые стихи автора только начинают публиковаться, до Олимпа славы ещё далеко, но уже видна рука мастера и каждая новая работа – это вклад в копилку новых читателей.

В данном анализе блог Stihirus24 раскроет композицию, тему и жанр стихотворения, а также уделит внимание средствам художественной выразительности, которые использовал в произведении Есенин.

Константиново против Москвы

В 1914 году Есенин переезжает в Москву, которая является полным антиподом его малой родины, села Константиново. В душе поэта есть место грусти, он скучает по рязанским просторам и тишине русской глубинки.

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.

В стихотворении автор противопоставляет тишину деревни шуму города, а простор губернии тесноте Москвы. В Константиново:

В Москве перекрёстки и суета улиц. На малой Родине лишь:

В столице вечный гул огромного города, суета и практически броуновское движение.  

Природа в Москве вычеркнута напрочь из картины жизни, её нет вовсе, что сурово для человека, привыкшего к простору полей. С помощью стихотворения «Пороша» автор пытается хотя бы виртуально переместиться домой и скинуть с себя бремя городского обывателя.

Тема и композиция

Основная тема стихотворения – это выражения любви к природе и малой Родине, тому месту, где ты родился и дорос от пелёнок до человека. Эти места имеют особое значения, там дорога каждая травинка, каждый кустик, каждое деревце. Пусть сейчас они и далеко в физическом плане, но они совсем рядом в сердце и не теряют ценности.

Есенин уверен, что в тяжёлые минуты бытия именно любовь к малой Родине придаст ему сил, в часы смятения и печали автору строк ничем не поможет московская суета, разве что, на время даст возможность забыться банальный, как пробка, московский кабак.

Композиция построена из четырёх строф, в каждой из которых открывается своя тема, но все они связаны единой нитью любви к природе и Родине. Сначала лирический герой едет верхом на коне по родным местам и описывает увиденное:

Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Затем внимание уделяется зимнему лесу, который

Дремлет … под сказку сна.

Третья строфа отдана на откуп образу сосны, её Есенин в лице лирического героя сравнивает со старушкой, а заканчивается стих описанием простора российской глубинки:

Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Стихотворение является хорошим примером пейзажной лирики, написанной четырёхстопным хореем при перекрёстной рифмовке (звоны – снегу – вороны – лугу). Рифмы мужские и женские.

Метафоры, эпитеты и олицетворения

В качестве средств выразительности в стихе использованы:

  • Сравнения (словно белою косынкой).
  • Олицетворения (дремлет лес, вороны раскричались).
  • Просторечья (оперлася, повязалася)
  • Метафоры (стелет шаль, заколдован невидимкой).
  • Эпитеты (серые вороны, белою косынкой и пр.).

С их помощью удаётся передать образ зимнего леса и простор российской глубинки даже из сдавленной судорогами улиц Москвы. Стих легко читается в школе, быстро заучивается и вдвойне рекомендован к прочтению жителям мегаполисов, которым не довелось в реале увидеть красоту турецкого пляжа русской природы.


Слушаем стих



ТОП русской поэзии

  • 💔 Анна Ахматова
  • 🍷 Александр Блок
  • 👀 Борис Пастернак
  • ☝ Владимир Маяковский
  • ✨ Зинаида Гиппиус
  • ✔ Иосиф Бродский
  • 🩸 Николай Гумилёв
  • 💕 Николай Заболоцкий
  • 😢 Марина Цветаева
  • 🩸 Осип Мандельштам
  • 💕 Сергей Есенин
  • 🍂 Иван Бунин
  • 📝 Федор Тютчев
  • ✨ Игорь Северянин
  • 👼 Константин Бальмонт
  • 💕 Афанасий Фет
  • Об авторе
  • Недавние публикации

Выдающийся русский поэт XX века. Знаток народного языка и народной души. В своих стихах Сергей Есенин предстает тонким лириком, мастером пейзажа и человеком, глубоко понимающим и любящим свою страну — Русь. Сергей Есенин — уникальная фигура XX века. Его стихи читают и любят уже на протяжении двух столетий.

Пороша (Еду. Тихо. Слышны звоны)

«ПОРОША»
Сергей Есенин

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Дата создания: 1914 г.

Зимний ночной пейзаж в лес, деревья под снегом

  • I
    Анализ стихотворения Есенина «Пороша» 1 вариант

  • II
    Анализ стихотворения «Пороша» Есенина 2 вариант

  • III
    Краткий анализ стихотворения Сергея Есенина «Пороша» 3 вариант

  • IV
    Анализ стихотворения «Пороша» Есенина 4 вариант

Анализ стихотворения Есенина «Пороша»
1 вариант

Пейзажная лирика Сергея Есенина является одним из ключевых моментов в творчестве поэта. Стихи этого автора, посвященные красоте родной природы, наполнены неподдельной нежностью, любовью и восхищением. И это неудивительно, ведь Есенин как никто другой умел не только подметить каждую мелочь в облике обычной лесной опушки, но и при помощи образных и ярких метафор вдохнуть в свой поэтический пейзаж новую жизнь, наполненную собственными ощущениями и переживаниями.

Ранние произведения Есенина, к которым относится стихотворение «Пороша», написанное в 1914 году, словно бы дышат чистотой и свежестью. Поэт не упускает возможности запечатлеть в рифмованных фразах то, что дорого ему с самого детства. Именно в этот период своего творчества автор все чаще и чаще обращается к воспоминаниям, которые представляют совой резкий контраст с неприглядной действительностью. Шумная и суетливая Москва настолько утомляет Есенина, что, оставшись наедине со своими мыслями, он старается вспомнить запах зимнего леса и почувствовать привкус снега на своих губах, чтобы впоследствии передать это в своих стихах.

«Пороша» является не только одним из самых известных произведений пейзажной лирики Есенина, но и раскрывает романтическую натуру поэта. Одинокую сосну он сравнивает с сельской старушкой, которая повязалась белой косынкой снега, а сам лес, заколдованный невидимкой, представляется автору волшебным дремлющим царством, покой которого нарушает лишь звон колокольчика его упряжки. «Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль», – в этих фразах заключена необыкновенная умиротворенность и красота. Вместе с тем, Есенин мастерски передает динамику конной езды, которая доставляет ему видимое удовольствие. А бегущая вдаль дорога настраивает на философский лад, заставляя забыть все житейские трудности и неурядицы.

Неудивительно, что Есенин мог часами любоваться природой, черпая в ней не только вдохновение, но и душевное равновесие. За возможность услышать «звоны под копытом на снегу» он готов был отказаться от любых благ цивилизации, богемного общества и славы. И именно стихи о родной природе принесли Есенину известность, так как каждый, кто их слышал, мысленно совершал увлекательное путешествие вместе с поэтом в мир первозданной чистоты, волшебства, безмятежности и покоя, гармоничный и удивительно прекрасный.

Анализ стихотворения «Пороша» Есенина
2 вариант

Сергей Александрович Есенин – признанный мастер пейзажной лирики, который в своих произведениях воспевает красоту родного края. Об этом свидетельствует и стихотворение «Пороша» – образное и лирическое произведение о природе. Предлагаем краткий анализ «Пороша» по плану, который будет полезен при подготовке к уроку литературы в 6 классе.

Краткий анализ

История создания – Стихотворение написано в 1914 году.
Тема стихотворения – Любовь к природе и малой родине.
Композиция – Композиция линейная, стихотворение условно можно разделить на 4 части, каждая из которых состоит из одной строфы. Все они объединены общей темой, но в каждой строфе наблюдается развитие своей небольшой темы.
Жанр – Лирическое стихотворение, относится к виду пейзажной лирики.
Стихотворный размер – Четырёхстопный хорей с перекрестной рифмой.
Метафоры«заколдован невидимкой», «стелет шаль».
Эпитеты«серые», «белою», «бесконечная».
Сравнения«понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой» «дорога убегает лентой»,.
Олицетворения«дремлет лес».«оперлася на клюку»
Инверсия«повязалася сосна», «скачет конь».

Зимний ночной пейзаж в лесу

История создания

Произведение принадлежит к раннему творчеству Есенина, когда он только искал свой путь в литературе. Стихотворение написано в 1914 году, во время пребывания молодого поэта в Москве. Этот год для него стал знаковым, поскольку именно тогда появились первые публикации его работ.

Шумная, грязная и суетливая Москва разительно отличалась от умиротворенного спокойствия села Константиново, откуда поэт был родом. Он тосковал по природе, по бескрайним полям и лесам и свою тоску выразил в стихотворении, которое впоследствии стало одним из ярких образцов пейзажной лирики поэта.

Тема

Центральная тема – любовь к природе, ко всему живому, что окружает человека. Природа удивительно многогранна и прекрасна, неважно, дорога ли это вдоль пшеничного поля или густой сосновый бор. Каждая травинка, каждый камушек обладает неповторимым очарованием, и очень важно уметь разглядеть и по достоинству оценить эту красоту, полюбить и оберегать её.

В стихотворении показана ничем не прикрытая радость лирического героя от созерцания зимнего леса, он восхищается природой, воспевает её красоту. Именно она служит источником вдохновения, в ней поэт черпает свои силы.

Однако стихотворение «Пороша» – это стихотворение о любви не только к природе, но и к малой родине. Автор уверен, что только отчий дом, родной край, где человек родился и вырос, способны дарить эмоциональную подпитку и заряжать светлыми, добрыми чувствами. Но, к сожалению, не все способны понять эту истину, и поэт учит получать радость от простых окружающих вещей: дороги, старой сосны, звуков леса, топота лошадиных копыт. В этом и заключается главная мысль произведения – любовь к природе и тонкое её восприятие способно сделать человека мудрее и терпимее.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх строф, которые объединяет тема природы. Однако в каждой строфе раскрывается своя небольшая тема:

В первой строфе читатель знакомится с лирическим героем. Он никак не называет себя, однако можно понять, что он едет на коне. Состояние героя расслабленное, немного сонное. Он наслаждается необычной тишиной: слышен лишь топот копыт и вороний гомон.

Во второй строфе герой наблюдает за зимним, будто спящим, лесом. Он внимательно рассматривает сосну, укрывшуюся под шапкой снега. Преобладает романтическое и мечтательное настроение.

В третьей строфе предстает яркий образ сосны, которую герой сопоставляет с одинокой старушкой. Зимний лес окутан тишиной, которую нарушает лишь настойчивый стук дятла.

В четвёртой строфе передаётся уже не красота природы, а внутренне состояние лирического героя. Дальнюю дорогу он сопоставляет с бескрайними возможностями, которая дарует жизнь, и личной свободой.
Написан стих четырёхстопным хореем, что придаёт стихотворению особую музыкальность и лиричность. Выразительность усиливается за счёт гармоничного сочетания мужской и женской рифм.

Жанр

Это лирическое стихотворение, поскольку очень сильно эмоциональное начало, мы явно видим образ лирического героя. Произведение является ярким образцом пейзажной лирики.

Средства выразительности

Для придания своему произведению максимальной выразительности поэт мастерски использует разнообразные художественные средства. Для создания образа милой и приветливой сосны-старушки применяет такие просторечные формы слов как «повязалася», «понагнулась», «оперлася».

Сравнительные обороты «дорога убегает лентой», «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой» позволяют явственно представить описываемые поэтом пейзажи.

Эпитеты («серые», «белою», «бесконечная»), олицетворения («вороны раскричались», «дремлет лес»), инверсия («повязалася сосна», «скачет конь») и метафоры («заколдован невидимкой», «стелет шаль») придают произведению красочность и образность, с их помощью зимний пейзаж будто «оживает».

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Тройка лошадей зимой

Краткий анализ стихотворения Сергея Есенина «Пороша»
3 вариант

1. История создания
Есенинское стихотворение «Пороша» очень нежное, красивое и мелодичное. Оно считается одним из лучших образцов пейзажной лирики XX века, в которой явно слышны фольклорные интонации.

Автор написал это небольшое произведение в 1914 году и потому оно относится к раннему периоду творчества Есенина.

Молодой поэт в то время находился в Москве. Большой город одновременно нравился и угнетал суетливостью, грязью. Сергей Александрович скучал по родным рязанским просторам, лесам, заснеженным полям. Все эти чувства и вдохновили его на написание стихотворения «Пороша».

2. Литературное направление
Литературное направление – романтизм, но в нем уже очень явно ощущаются черты имажинизма.

3. Род
Родовая принадлежность произведения – лирика.

4. Жанр
Жанр рассматриваемого стихотворения – пейзажная лирика.

5. Проблематика
Как таковых, никаких проблем автор в своем произведении не затрагивает. Он просто рисует картину умиротворенного зимнего леса, передавая всю свою любовь и тоску по малой родине.

6. Тематика
В произведении поднимается тема родины. Автор с любовью рисует прекрасный пейзаж, характерный его любимой деревне, а точнее, лесу за домами.
Бережное отношение, любование природой составляют основную тему стихотворения.

7. Идея
Автор написал это стихотворение, чтобы излить собственную тоску по малой родине, рассказать, как она прекрасна и неповторима.

8. Пафос
Есенин любуется лесными просторами, в каждой строчке чувствуется восхищение и особенно трепетное отношение к родине.

9. Система образов
Стихотворение – удивительный пример олицетворения пейзажа. Тут не просто образы деревьев или природы в целом, а настоящая волшебная сцена.
Перед нами предстают сказочные герои, оживленные воображением автора: заколдованный невидимкой лес, сосна-старушка, опирающаяся на клюку. Благодаря таким сравнениям стихотворение становится похоже на фольклорное произведение.

10. Центральные персонажи
Центральным персонажем произведения становится сама русская природа, заснувшая зимой. Автор олицетворяет все вокруг, и обычные деревья оживают перед восхищенным взором читателя.
Нельзя забывать и о лирическом герое, который тоже предстает как персонаж произведения. Ведь мы видим все происходящее именно его глазами.

11. Лирический герой
От лица лирического героя ведется повествование. Это он едет на лошади и видит разворачивающуюся вокруг чудесную картину.
Лирический герой здесь – художественная проекция самого Есенина, так как нам сообщаются именно его чувства и особенное восприятие окружающего мира.

12. Сюжет
Автор просто описывает картину зимней природы, хоть и олицетворяет ее при этом. Как такового, сюжета нет.

13. Композиция
Формально стихотворение состоит из четырех частей. В каждом катрене рисуется своя маленькая картинка или деталь общего пейзажа.
Повествование развивается спокойно, линейно, без каких-либо явных композиционных точек.

14. Художественное своеобразие произведения
Стихотворение написано очень живым и невероятно образным, богатым языком. Причем, автор практически не использует высокой лексики. Вся ткань произведения состоит их простых слов, понятных любому человеку.
В этом заключается необыкновенный талант Есенина: суметь обычными выражениями нарисовать поистине волшебную картину.

15. Размер, рифма, строфика
Стихотворный размер – четырехстопный хорей.
Рифмовка перекрестная (АБАБ).
Стихотворение состоит их четырех строф, написанных катренами.

16. Средства художественной выразительности
Практически все стихотворение – олицетворение природы: «дремлет лес», сосна «понагнулась как старушка», снег «стелет шаль».
Встречаются эпитеты: «серые вороны», «белая косынка», «бесконечная дорога».
Автор использует сравнения, причем как явные, так и скрытые: «словно белою косынкой повязалася сосна», «понагнулась как старушка», «бесконечная дорога убегает лентой вдаль».
Для особой напевности, характерной фольклорным произведениям, в тексте присутствует инверсия: «скачет конь», «валит снег».
Метафоры: «дорога лентой», «сказка сна».

17. Значение произведения
Произведение помогает понять, насколько тонко и необычно Есенин воспринимал мир и как глубоко, искренне любил свою родину. Оно является ярким образцом таланта автора – уметь в простом видеть волшебное и очаровывать читателя рисуемыми образами.

18. Актуальность
Каждый человек любит свою родину, и у каждого из нас есть места, особенно дорогие сердцу. Именно поэтому стихотворение актуально и в наше время.

19. Моё отношение
Мне очень нравится это произведение своей красотой и невероятными, даже волшебными образами заснеженного леса.

20. Чему учит
Оно учит любить родные края и уметь видеть сказочное в, казалось бы, простых, обыденных пейзажах.

Тройка лошадей, Зима, лес и русская тройка лошадей

Есенин переехал в Москву в возрасте 17 лет. Городская жизнь привлекала скромного деревенского поэта своими безграничными возможностями. Вместе с тем в его душе постоянно накапливалась тоска по родному селу, куда он мог приезжать все реже и реже. Выходом стали воспоминания, которые выражались в стихотворениях. Любовь поэта к родине в раннем творчестве была, в основном, связана с образами русской природы. Эти произведения стали блестящими образцами пейзажной лирики. Одним из таких стихотворений является «Пороша» (1914 г.). Поэт планировал включить его в целый сборник стихотворений для детей «Зарянка», но не смог осуществить этот замысел.

Произведение стало классическим образцом есенинской пейзажной лирики. Его главная особенность – удивительная краткость в сочетании с огромной выразительностью. Есенин изображает простые и знакомые каждому картины. Лирический герой совершает прогулку верхом по зимнему лесу. Его образ лишь угадывается по первому слову («еду»). Нет даже описания чувств и настроения главного героя. Читатель остается с прекрасным пейзажем один на один, ничто не мешает его спокойному созерцанию.

Характерный прием Есенина – создание сказочной атмосферы. Произведение для детей в его понимании всегда должно иметь волшебный характер. Со второй строфы в стихотворение естественным образом вводятся сказочные герои. Лес оказывается «заколдован невидимкой». Старая сосна может быть сравнима с образом самой Бабы-яги, которая «оперлася на клюку». Неожиданно автор вновь возвращает читателя в действительность, замечая на сосне дятла. Это сочетание стирает грань между реальным и сказочным мирами, что облегчает детское восприятие стихотворения.

В каждой строчке ощущается бесконечная любовь автора к родной природе. Эту любовь он стремится передать детям, познакомить их с удивительным миром, находящимся совсем рядом.

Стихотворение завершается картиной раздолья со скачущим конем. Традиционный элемент русского пейзажа – «бесконечная дорога» с непрекращающимся снегопадом. Этот образ символизирует широту русской души, ее необъятность и открытость.

Есенин адресует свое стихотворение не только детям. Познакомившись с городской жизнью, он понял, насколько люди утратили связь со своими корнями. Известно, например, недоумение, с которым встречали «поэтические звезды» крестьянского поэта, обутого в простые валенки. Есенин хотел пробудить в людях если не любовь, то хотя бы интерес к своей родине. Первым шагом на пути к этому он справедливо считал знакомство с прекрасным русским пейзажем.

Пороша

Зима, сани, лошадь запряженная в сани, снег блестит

Картина Заснеженный лесХудожник Леднев Александр Алексеевич

  • Заключить договора или договоры как правильно пишется
  • Заключительный период в руководстве музыкальной игрой сказкой включает
  • Заключены или заключены договоры как правильно пишется
  • Заключены договора или договоры как правильно пишется
  • Заключенному вырезали яйца рассказ