-
Напишите сочинение «что такое закон?»
помоооогииитеееее!!!!!!!!!!-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
marcelvang886
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Математика10 минут назад
Математика дроби помогите решить
-
Другие предметы11 минут назад
Те кто разбирается, оцените пожалуйста рассказ ( первый если что так что не судите строго)(вообще это сочинение к школе
-
Геометрия15 минут назад
Геометрия задача 8 класс
-
Геометрия20 минут назад
Геометрия задача 8 класс
-
Русский язык20 минут назад
Идея для выступления в лагере
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Алгебра1 час назад
При каком значении a система имеет бесконечно много решений?
{x+y-2z=7
{x+ay+4z=3
{2x+y+az=12a^2
-
Психология1 час назад
помогите пожалуйста придумать ПРОБЛЕМУ проекта на тему «Страх-быть отвернутым» 🙏🙏🙏❤️
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20448
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2275
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Закон сочинение
Когда общество развилось до высшей степени, возникла потребность в возникновении правил и норм, которые бы руководили жизнью людей. Так возникали первые законы, назначение которых – создание безопасности для граждан государства, формирования комфортной для проживания среды.
Но в нашем государстве существует много людей, которые уверены, что в России законы написаны просто так. Но Россия – это правовое государство, где каждый поступок регулируется соответствующим законодательством. Однако разочарование прошлым и настоящим заставляет русских скептически относиться к законам и не стремиться к защите своих прав.
«Наша власть не соблюдает законы». Подобные слова звучат отовсюду. Но, я думаю, люди не должны смотреть вверх и искать себе образца для подражания, они должны сами быть образцом для себя и окружающих. Оглянувшись вокруг, можно увидеть кругом нарушения правил и законов: люди курят в непредназначенных местах, переходят дорогу на красный свет, паркуются в запрещенных местах, употребляют алкоголь на детских площадках, не платят за проезд и избегают налогов… А потом говорят о том, что в этом виновата власть, что власть не придерживается законов. А как же чувство ответственности за свою страну? Каждый плохой незаконный поступок – это дурной пример для окружающих и для младшего поколения.
Начинать всегда надо с себя! Надо изучать законы, знать все права человека, отстаивать свое право на качественные товары и безопасную среду, никому не позволять нарушать их. Все должны изучать законодательство своей страны. Незнание закона не освобождает от ответственности, поэтому надо всегда быть бдительным. Не надо обращать внимание на других – свою страну творит каждый сам. Постоянно оглядываясь на окружающих, можно потерять себя и собственное чувство нормы.
Закон создан для людей. Его задача – помочь человеку жить уверенно, быть защищенным. Если мы будем начинать с малого — давать хороший пример своим друзьям и незнакомцам, своим поведением воспитывать детишек, то совсем скоро наша страна заживет по-другому. А то все привыкли только искать виноватых в своих проблемах, вместо того, чтобы взглянуть себе в глаза и признать свою ответственность за судьбу своей земли. Потому что так легче, так проще.
Моральные ценности некоторых людей находятся на уровне с законом, потому что это очень близкие понятия. Ответственность и общественное сознание способствуют добросовестному соблюдению законов и понимание последствий их нарушения.
Россия – древнее государство, но с юным законодательством, которое, возможно, требует совершенствования и изменений, но оно создано для людей, для их защиты, поэтому все мы должны стараться следовать ему, а для этого надо его изучать и интересоваться.
И никогда не смотрите на других людей. Позорное поведение любого человека не может быть образцом для подражания или причиной вести себя так же. Надо, чтобы они смотрели на нас и думали об изменениях, а не мы на них!
-
Чирикать -
Лайкнуть -
VK Рассказать -
ОК Поделиться
- Сочинения
- Человек
- Человек и закон
Современное общество невозможно без существования законов. Законы ограничивают преступность человека, ставят его в определенные морально-ценностные рамки. Ведь что было бы с нашим обществом, если бы вокруг процветало беззаконие и анархия? Это даже трудно представить.
Закон охраняет каждого человека от преступлений и правонарушений в его сторону. Защитой людей с помощью использования законов занимаются правоохранительные органы: полиция, прокуратура и другие. Все люди равны перед законом, а также в нашем государстве используется презумпция невиновности, которая звучит следующим образом:»Человек невиновен до тех пор пока не доказано обратное». Если человек является подозреваемым в совершении какого-либо преступления, он заключается под стражу (либо с него берется подписка о невыезде) в то время, пока следствие ведет поиск улик, доказывающих или опровергающих его вину. Каждое лицо, против которого было совершено преступление или правонарушение, имеет право обратиться за помощью в правоохранительные органы, написав заявление, которое обязано быть рассмотренным. Человек имеет право также забрать заявление.
Одна из главных обязанностей каждого человека и всего общества в целом — это соблюдение законов. Все законы государства прописаны в нормативно-правовых документах: уголовном, административном, гражданско-процессуальном, налоговом, трудовом и т.д.. Изучением и применением на практике этих документов, помимо сотрудников правоохранительных органов, занимаются также юристы, судьи, адвокаты. Адвоката может нанять любой человек, являющийся обвиняемым, которому требуется защита во время судебного процесса. Подводя итог, хочется сказать, что важность законов в жизни человека и государства довольно трудно переоценить.
Другие сочинения: ← Доброе сердце↑ ЧеловекЧеловек часто сам себе злейший враг →
Сообщение, эссе по обществознанию: план
При подготовке к ЕГЭ, а также во время экзамена, нужно написать эссе на тему «Закон» или другую. Все зависит от того, что конкретно попадется в бланке. Чтобы справиться с этой частью экзамена, важно знать, в первую очередь, как вообще пишется эссе. Итак, его написание отличается тем, что ведется по определенном плану.
Стоит он из нескольких частей:
Вступление
Сразу скажем, что никакие жесткие требования к работе не предъявляются. Экзаменаторам важно, чтобы тема была хорошо раскрыта. Задача ученика — показать свое знание теории и подтвердить это разными фактами.
Специалисты утверждают, что вступление делать не обязательно, но лучше, если оно будет. Если сразу же с рассуждений начать тяжело, то напишите небольшое введение. Буквально на 2-3 строчки. Вы можете четко сформулировать проблему.
Смысл цитаты
Эта часть тоже маленькая. Она состоит буквально из пяти предложений. Некоторые думают, что надо писать высказывание полностью, но на самом деле это вовсе не обязательно. Достаточно просто сослаться на автора и рассказать смысл своими словами.
Нередко в этой части используются клише:
Теория
Теперь выразите свое мнение — согласны ли вы с автором? Обычно школьники соглашаются и описывают смысл цитаты, как они его сами понимают. Еще в эту часть включите примеры в защиту своего мнения.
Факты
Здесь не рекомендуется писать общими фразами, а лучше приводить конкретные примеры.
Заключение
Это самая последняя часть и в ней мы делаем выводы. То есть, ваша задача, подытожить все, что было сказано ранее.
Сочинение «Законы общества-законы жизни»
Сочинение «Законы общества-законы жизни»
Я всякую беду согласен перенесть, но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.
Генри Филдинг.
Сила и ответственность, справедливость и благоразумие, преступление и закон. Все на них, на тех людях, что днем и ночью стерегут наш порядок, наше благополучие, нашу жизнь. Служение людям, поддержание порядка, охрана закона — цель их жизни. Они призваны охранять конституционные права граждан, неустанно бороться против преступности.
Я знаю это не на словах, а на деле своего брата, работающего следователем -криминалистом отдела криминалистики следственного управления Следственного комитета России по РТ. Я внимательно отношусь к каждому сказанному им слову, каждой мысли, потому что они мне интересны и понятны. Именно от него я переняла интерес к работе правоохранительных органов, в частности к законам.
Вы спросите, почему мне так интересно изучать законы? Хочу отметить, что в будущем я решила стать прокурором. Я знаю, что для этого нужно получить высшее юридическое образование, овладеть различными юридическими терминами, понятиями, буквально разбираться в огромном количестве кодексов, законов. Все это требует хорошей памяти, выдержки, выносливости и мужества. Это то дело почетное и востребованное. Ведь без этой профессии немыслимо ни одно современное общество, называющее себя правовым.
Безусловно, все люди равны перед законом и судом. В Конституции Российской Федерации записано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Но, к сожалению, несмотря на наличие законов, которые гарантируют эту статью Конституции, происходит повсеместное нарушение прав человека. Люди очень часто сталкиваются с нарушением их прав или обманом.
Думаю, что все люди на Земле хотели бы, чтобы исполнение законов контролировалось честными, справедливыми и неподкупными людьми. Ведь от их личных качеств, от отношения к делу зачастую зависит судьба человека. Я считаю, безусловно, надо обладать высокими моральными устоями, обострённым чувством гражданственности, чтобы справедливо, ни на шаг не отклоняясь от закона, выполнять такого рода работу. И в любых ситуациях поступать по закону.
Закон обладает высшей юридической силой и направлен на регулирование важнейших интересов гражданина, общества и государства. Отсутствие законов приведет к беспорядку и хаосу в обществе. В таком обществе без законов будет страшно жить, в нем будет царить произвол и насилие, от которых не будет защиты. Кому мешают разумные законы? Преступникам, хулиганам, взяточникам, мошенникам. Они хотели бы, чтобы законы не имели силы или находились под их властью, а сами они безнаказанно бы грабили, убивали, присваивали чужое, властвовали над людьми. Законность похожа на плотину, которая сдерживает от произвола и беззакония. Древнегреческий философ Гераклит о. Законодательная деятельность сосредоточена в основном в Государственной Думе. Ее основное назначение — разрабатывать законы и осуществлять финансовый контроль за деятельностью правительства. Задача Совета Федерации — гарантировать, чтобы принятые законы не противоречили интересам российских республик и регионов, исполнялись на всех российских территориях. В нашей республике все законы принимаются на двух государственных языках — татарском и русском. Закон вступает в силу только после того, как президент его подпишет, и он будет опубликован в средствах массовой информации. Так рождается закон. Кто же создает законы? Созданием законов занимаются депутаты. Депутаты — это граждане страны, которых избрали членами высшего представительного и законодательного органа власти. Мало иметь хорошие законы, необходимо, чтобы они точно и неуклонно соблюдались всеми без исключения людьми. Что толку иметь законы, если они не будут исполняться? Английский философ Джон Локк по этому поводу очень метко заметил: «Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались». Люди грамотные в правовом отношении, вооруженные не камнями и автоматами, а нормами закона смогут потребовать от власти не только их защиты, но и служению не самим себе, а народу. Законы стоят на страже порядка, регулируют нашу жизнь. Правопорядок и закон — наивысшие блага для общества и человека, а беспорядок и произвол — наибольшее зло.
Закон и беззаконие. Правда и несправедливость. Вся наша жизнь находится в центре этих противоречий. Я люблю листать основной закон нашей страны – Конституцию. Ведь читая закон, начинаешь чувствовать себя сильным, нужным, важным. Но каждый раз я задаюсь вопросом, почему же тогда в обществе так много «униженных и оскорбленных»? Откуда исходит несправедливость? Предполагаемых ответов много, но где правда? Может дело не в законе, а в нас самих? Ведь когда речь идет о себе, мы кричим: «Я имею право!» А когда дело касается других людей, в наших глазах привилегия прав резко меняется: « Ты обязан!»
Нам почему-то кажется, что у нас всегда прав больше чем у других. А если б каждый из нас чувствовал ответственность за свои поступки и хотя бы чуть-чуть старался сделать окружающий мир лучше, то и наше общество стало бы более гуманным.
В нашей стране ежегодно принимается множество указов, постановлений, законов. Казалось бы, это все должно обеспечивать счастливую жизнь для народа. Слово «счастье», конечно, имеет много значений, но условия для обеспечения достойной жизни тоже для многих является одним из этих определений. Для этого нужно, чтоб закон работал. В нашем обществе живет еще одно парадоксальное явление. Мы все хотим жить в правовом государстве. Но лишь незначительный процент всего населения заглядывал в «законную книгу». Как же мы можем с уверенностью заявлять о правоте своих поступков, если руководствуемся лишь интуицией и моралью? Человек, знающий законы вооружен от неприятностей, и чувствует себя увереннее. Законы общества должны стать законами жизни.
Современный человек должен быть сам носителем всех прав и обязанностей, жить по принципу «Закон начинается с меня».
Мы имеем права и обязанности, свои права мы должны знать, а обязанности неукоснительно выполнять. Только тогда из нас смогут вырасти полноценные будущие граждане нашей страны, способные преумножить её богатства. Ведь нам предстоит создавать историю нашей страны и судьбу нашей Родины. Хочется, чтобы мы всегда оставались людьми честными и справедливыми, были достойными патриотами своей страны.
В заключение своего сочинения хочу подчеркнуть, что по окончании школы, успешно сдав ЕГЭ, я решила поступить в юридический университет, получить диплом юриста и служить своему Отечеству — осуществлять надзор за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека, бороться с коррупцией и другими негативными проявлениями современной жизни. Очень надеюсь, что через несколько лет смогу произнести, как заклинание, слова присяги: «Посвящаю себя служению закона, торжественно клянусь…» Уже сейчас могу сказать: что бы ни случилось, никогда не сверну с этого пути, какие бы преграды не вставали на моем пути…
Ханбикова Алина
(МБОУ «Старошаймурзинская СОШ
Дрожжановского района РТ, 9 класс)
Сообщение, эссе по обществознанию на тему «Закон»: аргументы, примеры, рассуждения
Самое первое, что мы разберем — это эссе на тему «Закон». Как мы знаем из курса обществознания, у понятия «право» есть несколько значений. Один из нормативных подходов сводится к совокупности издаваемых государством однозначных и зафиксированных предписаний. Другими словами, совпадает с законом.
Законом же является нормативно-правовым актом, который принимается парламентом для регулирования отношений в обществе.
Права государство не создает, оно просто гарантирует их сохранность и защиту. Законы же в обществе должны соблюдать.
Соблюдать законы очень важно, потому что если этого не делать, наше общество развалится. Благодаря законам убийцы, воры и другие преступники всегда получают должное наказание. Кроме всего прочего, различные сделки, договора и так далее тоже регулируются законом.
Давайте рассмотрим пару примеров. С давних времен люди занимались самосудом. Это в итоге привело к тому, что люди были необоснованно жестокими, да и нередко наказывали невиновных людей. Благодаря появлению законов, больше самосудом заниматься не требуется. У нас есть полиция, в современном обществе, которая занимается расследованиями, а также есть суд, принимающий решения о наказании в соответствии с законом. Более того, сам закон предусматривает и наказания, то есть назначить что-то в несоответствии с ним — нельзя.
Еще один пример — это роман Федора Достоевского «Преступление и наказание». Как мы знаем, главный герой совершает убийство старушки процентщицы. За это преступление Раскольникова наказали восемью годами каторжных работ. Наказание очень суровое. А все потому, что есть закон, определяющий, что преступник должен быть наказан.
Представьте, что не было бы закона. Тогда бы Раскольникова никто бы и не стал наказывать. Возможно, он бы продолжил убивать и грабить людей. Соответственно, он бы чинил большой беспорядок.
Как мы понимаем, соблюдать законы очень важно, иначе бы в мире творился полный беспорядок.
«Закон должен властвовать над всеми» (Аристотель).
Нашли ошибку? В этом, как и в остальных случаях, закон выступает только в свете блага для общества. Подводя общую черту, хотелось бы сказать, что законы в основной своей массе несут лишь благую силу обществу, так как позволяют нам пресекать противоправные действия людей, которые не хотят соблюдать общественные нормы преступники, правовые нигилисты и так далее.
Поэтому с высказыванием Цицерона невозможно не согласиться. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание. В правовом государстве, закону подчиняется как само государство, так и все его граждане. Закон является высшим ориентиром в поступках членов общества.
ЗАКО́Н, -а, м.
1. Нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой. Закон об охране общественной собственности. Кодекс законов о труде. Действовать по закону. □ А что такое закон? Выражение воли классов, которые одержали победу и держат в своих руках государственную власть. Ленин, Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905—1907 годов.
2. Строгое, непререкаемое предписание, веление. [Андашевский:] Он вас бесконечно 530 уважает и каждое слово ваше примет за закон для себя! Писемский, Хищники. Воля Гаврилы Маркелыча была законом, малейшее проявление своей воли у детей считал он непокорством, непочтеньем. Мельников-Печерский, В лесах. — Мы примем вас в свой отряд, но запомните — дисциплина у нас строгая. Приказ командира — закон. Медведев, Сильные духом.
3. Общепринятое правило, обычай. Закон вежливости. Закон дружбы. □ — Но есть известные законы приличия, которые нельзя преступать безнаказанно. Л. Толстой, Анна Каренина. Есть в пограничной полосе Неписанный закон: Мы знаем всех, мы знаем все: Кто я, кто ты, кто он. Михалков, Граница.
4. обычно мн. ч. (зако́ны, —ов). Основные положения в каком-л. деле, обусловленные его сущностью. Законы правописания. Законы шахматной игры.
5. Объективно существующая необходимая связь между явлениями, внутренняя существенная связь между причиной и следствием. Законы развития природы и общества. Закон всемирного тяготения.
6. Устар. Религиозное учение, религия.
◊
Буква закона
см.
буква.
Закон божий — предмет преподавания в дореволюционной школе, излагавший систему христианских догматов.
Закон не писан
для кого или
кому — нет обязательных правил, норм поведения для кого-л. —
Мсьё Вольдемар с нами в первый раз, и сегодня для него закон не писан. Тургенев, Первая любовь.
Вступить в закон или
принять закон (
прост. устар.) — вступить в законный брак.
Состоять (или
жить) в законе (
прост. устар.) — быть в законном браке.
Вне закона — вне охраны и покровительства законов.
Объявить кого-л. вне закона.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
т. / РАН,
Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы,
1999;
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека
Министерство образования и науки Республики Татарстан Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г. Азнакаево РТ Азнакаевского муниципального района
На республиканский конкурс сочинений, посвященный Парламентскому уроку 2009
Законы в нашей жизни
Выполнила: ученица 7 «Б»класса МОУ СОШ №6 г. Азнакаево РТ Шайхутдинова Айгуль Ильдаровна Учитель: Ахметова Гульназ Хусаиновна
Азнакаево 2009
Мы живем в обществе, нас окружают знакомые и незнакомые люди. У каждого из нас свои желания, потребности, которые могут не совпадать с интересами других. Для того чтобы в обществе был порядок, никто никому не мешал, чтобы все жили в мире и согласии, необходим инструмент, регулирующий отношения между людьми. И общество создало такой действенный и надежный инструмент, регулятор человеческих поступков. Это-закон. Закон — такое же замечательное изобретение человеческого разума, как колесо, швейная игла и хлеб. Что же такое закон? Я обратилась за помощью к словарям. Из них я узнала, что закон — это нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, за нарушение которого человек несет юридическую ответственность. Закон обладает высшей юридической силой и направлен на регулирование важнейших интересов гражданина, общества и государства. Главным, основным законом нашей страны является Конституция РФ (принята 12 декабря 1993года). В ней записано самое главное — как организована власть, как эта власть действует, какие права есть у граждан нашей страны и какие обязанности на них возложены. Основным законом Республики Татарстан является Конституция РТ (принята 6 ноября 1992г.). Правила, которые в ней установлены, не противоречат тем, которые записаны в Конституции РФ. На основе и в соответствии с Конституцией издаются все остальные законы. Для чего же нужны законы? Я представила, а что будет, если вдруг все законы исчезнут из нашей жизни? Сначала многие люди, особенно дети, обрадуются. Можно будет не ходить в школу, ложиться спать в любое время, делать все, что тебе захочется, быть абсолютно свободным и не иметь никаких обязательств. Но через какое-то время станет ясно, что отсутствие законов приведет к беспорядку и хаосу в обществе. В таком обществе без законов будет страшно жить, в нем будет царить произвол и насилие, от которых не будет защиты. Кому мешают разумные законы? Преступникам, хулиганам, взяточникам, мошенникам. Они хотели бы, чтобы законы не имели силы или находились под их властью, а сами они безнаказанно бы грабили, убивали, присваивали чужое, властвовали над людьми. Древнегреческий философ Платон отмечал, что «там, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью», неизбежна близкая гибель государства. Только там, указывал Платон, где закон – владыка над правителями, а они его рабы, возможны «спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». «Где кончаются законы, там начинается тирания», — отмечал У.Питт. Законность похожа на плотину, которая сдерживает от произвола и беззакония. Древнегреческий философ Гераклит отмечал: « Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную свою стену». Много веков назад французский король Франциск 1 произнес слова, которые ныне стали уже знаменитыми. Он сказал: « Пусть торжествует правосудие, даже если погибнет мир». На первый взгляд эти слова звучат странно. Для чего же торжествовать правосудию, если погиб мир? Для кого торжествовать? Эти слова, на мой взгляд, надо понимать так: если будет торжествовать закон, то мир наоборот, не погибнет. Где же рождаются законы? Законы принимает парламент. Высшим представительным и законодательным органом России является Федеральное Собрание. Оно состоит из двух палат: Совета Федерации ( верхняя палата) и Государственной Думы ( нижняя палата). Законодательная деятельность сосредоточена в основном в Государственной Думе. Ее основное назначение- разрабатывать законы и осуществлять финансовый контроль за деятельностью правительства. Задача Совета Федерации — гарантировать, чтобы принятые законы не противоречили интересам российских республик и регионов, исполнялись на всех российских территориях. Высшим представительным и законодательным органом Республики Татарстан является Государственный Совет Республики Татарстан. Он избирается сроком на пять лет и состоит из 100 депутатов. Возглавляет Госсовет председатель — Мухаметшин Фарид Хайрулович. В нашей республике все законы принимаются на двух государственных языках — татарском и русском. Сначала готовится ( разрабатывается) проект закона. Его вносит в парламент или президент, или депутаты, или правительство. Депутаты изучают законопроект, а потом обсуждают его на заседаниях- сессиях, готовят свои предложения-поправки, которые затем принимаются или отклоняются голосованием .Когда законопроект полностью готов, за него вновь голосуют и принимают закон. Закон вступает в силу только после того, как президент его подпишет, и он будет опубликован в средствах массовой информации. Так рождается закон. Кто же создает законы? Созданием законов занимаются депутаты. Депутаты — это граждане страны, которых избрали членами высшего представительного и законодательного органа власти. Это очень ответственные и серьезные люди. Они собираются на заседания парламента, работают над созданием законов, встречаются с избирателями, обсуждают наболевшие проблемы, то есть стараются, чтобы жизнь в стране и республике стала лучше. Депутатом может быть избран любой гражданин, имеющий гражданство в нашей стране и достигший 21года. Депутатов избираем мы, граждане. Когда мне исполнится 18 лет, я тоже смогу участвовать в выборах президента и депутатов. Голосуя за мэра, президента или депутата, мы должны помнить, что совершаем не просто механическое действие- опускание в урну избирательного бюллетеня, а выбираем свое будущее. Если избиратели выберут депутатов, которые думают в первую очередь о народе, об интересах простых людей, то они (депутаты) будут принимать хорошие законы. Под хорошими законами я понимаю такие законы, в основе которых лежит равенство всех людей перед законом и справедливость, обязательная ответственность за нарушение закона. Мало иметь хорошие законы, необходимо, чтобы они точно и неуклонно соблюдались всеми без исключения людьми. Что толку иметь много хороших законов, если они не будут исполняться? Английский философ Джон Локк по этому поводу очень метко заметил: « Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались». Когда я писала сочинение, я узнала, что такое закон, где рождаются законы, кто создает законы. Эти знания помогут мне в решении жизненных проблем, с которыми я столкнусь после окончания школы. Знание правовых норм и умение ими пользоваться, не только позволяют человеку избежать личных неприятностей, но и способствуют укреплению законности в стране. Когда человек знает законы, инструкции, положения, ему легче разоблачить жулика, мошенника, отстоять свои права. Люди грамотные в правовом отношении, вооруженные не камнями и автоматами, а нормами закона смогут потребовать от власти не только их защиты, но и служению не самим себе, а народу. Законы стоят на страже порядка, регулируют нашу жизнь. Правопорядок и закон — наивысшие блага для общества и человека, а беспорядок и произвол- наибольшее зло.
метки: Закон, Каждый, Свобода, Должен, Ответственность, Человек, Гражданин, Рассмотрение
Сегодня мы завершаем публикацию цикла конкурсных работ старшеклассников на тему «Я и закон». Вниманию читателей представляется сочинение Павла Забугорнова из Измайловки, завоевавшего первое место в конкурсе, единодушно признанное жюри лучшим.
«Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постигать их смысл.»
Цицерон
Термин «закон», в моём понимании, тесно переплетается с понятием «свобода». Многие люди, особенно дети, понимают свободу как некую «волшебную» вседозволенность, когда можно делать всё что угодно, а закон — как некий ограничитель свободы. Но это далеко не так. Едва ли можно назвать ограбление, воровство, разбой, пьянство и тому подобное проявлением свободы. Если дать такую «свободу» людям, то страна в скором будущем будет представлять собой руины.
Так что же такое свобода? Свобода — это, прежде всего, ответственность за свои действия и предвидение последствий собственных действий. Таким образом, соблюдение правил и законов и является по своей сути выражением свободы.
А что же такое закон? Закон — это некий правовой акт, регулирующий общественную и государственную жизнь.
Самым главным законом в нашей стране является Конституция. Все права и принципы, изложенные в ней, незыблемы и гарантируются Президентом Российской Федерации. Про Конституцию часто говорят, что она обладает высшей юридической силой. Это значит, что все остальные законы (федеральные, законы субъектов РФ) не должны ей противоречить.
Многие люди негативно высказываются о ряде законов, считая их поверхностными и непродуманными. Если вкратце рассмотреть процедуру принятия законов, их слова можно опровергнуть. Так, вначале президент, либо депутаты Государственной Думы или представители других органов, обладающих законотворческой инициативой, видя необходимость в правовом регулировании той или иной сферы жизни общества, вносят законопроект (пока он ещё не закон) на рассмотрение в Государственную Думу. Там этот законопроект рассматривается трижды (в трех чтениях), принимается и отдаётся на рассмотрение и одобрение в Совет Федерации. Принятый и одобренный документ передаётся на подпись президенту, который может также и отклонить законопроект. И уже после подписи президента, закон публикуется и через десять дней после этого вступает в силу. После такой процедуры принятия закона, язык просто не поворачивается назвать его «непродуманным».
13 стр., 6010 слов
Конституционное право человека и гражданина на свободу творчества …
… «Гарант», «Консультант». 1. Конституционное право на свободу творчества 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни …
Вообще, по моему мнению, каждый закон можно понять. Так, например, закон о запрете курения в общественных местах. Во-первых, государство проявляет заботу о здоровье своих граждан (курильщиков, которым легче завязать с этой вредной привычкой).
Во-вторых, ограждает некурящих граждан от «пассивного” курения, чтобы они не дышали «чужим» сигаретным дымом.
Издав закон, государство обязано следить за его исполнением и наказывать тех, кто его нарушает. Иначе эффективности в законодательных актах попросту не будет. Этими задачами занимаются исполнительная и судебная ветви власти Российской Федерации. Так, если взрослый человек нарушил закон — он несёт ответственность самостоятельно, а если ребёнок (несовершеннолетний гражданин) нарушит закон, то за него несут ответственность его родители. Хотя за ряд преступлений ребёнок всё же привлекается к ответственности.
А что будет, если по какой-то причине вы не знали, что есть такой-то закон, и нарушаете его? Может, ничего страшного — простят, раз не знал? Нет! В нашем государстве действует принцип — «Незнание закона от ответственности не избавляет».
За нарушение закона предусмотрена уголовная (тюремное заключение) или административная (штраф) ответственность. Это говорит о том, что исполнять закон — очень важно!
Несколько слов хотелось бы сказать о так называемом «нравственном законе». В отличие от настоящего он не имеет формального закрепления, и за его несоблюдение не предусмотрены какие-либо меры наказания за исключением общественного порицания. Например, в транспорте люди должны уступать место беременным женщинам, пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам. Часто приходится видеть, что в общественном транспорте молодые люди не уступают место старикам и женщинам. В такие минуты становится стыдно.
Я гражданин Российской Федерации. Должен любить свою Родину, уважать её культурные традиции и научные достижения, знать историю. Я должен заботиться о благосостоянии своей страны, защищать её.
Для меня закон — это нерушимое правило, кодекс жизненных принципов. Я никогда не буду его нарушать!
(греч. νόμος, лат. lex) – необходимая, внутренне присущая природе явлений реального мира тенденция изменения, движения, развития, определяющая общие этапы и формы процесса становления и самоорганизации конкретных развивающихся систем явлений природы, общества и духовной культуры человечества. Тенденция саморазвития системы выявляется как действие имманентных этой системе противоречий. «Закон есть о т н о ш е н и е… Отношение сущностей или между сущностями» (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 142). Как существ. отношение З. осуществляется через сложнейшее диалектич. переплетение связей взаимодействия, причинных, функциональных и пр. связей. Поэтому следует различать З. как конкретно-всеобщее и его абстрактно- односторонний момент, частную форму проявления, т.е. отд. закономерную связь. Установление закономерности явлений необходимо свидетельствует о наличии З. в их происхождении и развитии, но сама закономерность таким З. еще не является. Так, статистич. закономерности в физике, в обществ. науках устанавливают факт существования определ. З. Открытие последнего есть дело дальнейшего развития науки путем проникновения в сущность явлений, охватываемых данной закономерностью. Обычно термин «З.» употребляется в двух смыслах: З. как необходимая связь явлений («З. природы», «З. мышления» и т.п.) и З. как обязательное для людей обществ. установление («государств. З.», «уголовный З.» и т.п.), что отражает специфику этого понятия, состоящую в организующей и направляющей функции З.
Идея о том, что миром управляют универсальные З., родилась в глубокой древности у кит. и греч. мыслителей. В учении древнекит. философа Лао-цзы о дао этот термин понимается как всеобщий З., вносящий порядок в хаос вещей, и, соответственно, как путь, к-рому должен следовать каждый разумный человек. У древнегреч. философов идея о всеобщем мировом 3. первоначально связывается с идеей мирового порядка. У Гераклита логос (λόγος) выступает и как мировой З., судьба (νόμος, δίκη), к-рому подчиняется развитие всех вещей и людей. У Анаксагора мировой разум (νοῦς) упорядочивает хаос гомеомерий, лежащих в основании всего существующего. Согласно Демокриту, все в мире возникает и совершенствуется в силу необходимости, выступающей у него в качестве нек-рой органически присущей природе силы. Для Демокрита понятия З., необходимости и причины совпадают. Соответственно он и познание необходимости трактует как познание причин, или «законное» познание. Этому материалистич. истолкованию З. как природного порядка вещей, приведшему Демокрита к отождествлению З. с причинностью, Платон противопоставил идеалистич. концепцию З. как идеального организующего начала в отношении текучего, преходящего мира вещей. Идеи Платона являются З. по отношению к вещам в смысле образцов, творящих вещи по своему образу и подобию. В качестве причин происхождения вещей идеи выступают у Платона как цели. Т. о., отвергая имманентно-природное, демокритовское понимание З., к-рое было действительно узким и неполным, т. к. игнорировало организующее свойство З., Платон, толкуя последнее идеалистически, естественно приходит к телеологии. Однако Платон столкнулся здесь с действительно неразрешимой для идеализма проблемой взаимоотношений отд. вещей и общих идей. Аристотель в своей критике теории идей по существу показал, что идея не может быть З. вещей, потому что она неподвижна, а вещи находятся в движении. В понятиях материи и формы, возможности (δύναμις) и действительности (ἐνέργεια) Аристотель выразил ту мысль, что З. выступает как тенденция в процессе становления. Однако закономерность этой тенденции, ее направленность из этих понятий не вытекали. Особенно ясно это видно из следующего. По Аристотелю, материя как природная необходимость (материальная причина) вовлекается в движение (в процесс становления) формой, к-рая как причина движения действует целеполагающе. Но связав материю и форму нерасторжимой связью (иначе форма превратилась бы в платоновскую идею), Аристотель вынужден в качестве источника движения ввести, кроме формальной, еще одну причину – конечную, или целевую (ἐντελέχεια). Она-то, по существу, и оказывается у него соответствующей понятию З. Таким образом, не справившись с диалектикой развития, Аристотель также толкует З. телеологически. Дальнейшее обсуждение проблемы З. в антич. философии происходило в рамках этих противостоявших концепций: демокритовской, рассматривавшей З. как слепую внутр. необходимость природы, и платоновско-аристотелевской, телеологической. Попытки преодоления действит. противоречия понятия З., отраженного в обеих концепциях, полнее всего представлены в филос. системах Эпикура и стоиков. Как показал Маркс в своей докторской диссертации, Эпикур преодолевает фатализм, свойственный демокритовскому пониманию слепой необходимости З., путем введения случайности как совершенно объективной и равноправной с необходимостью характеристики З. движения атомов, лежащего в основе мира. Случайное отклонение атомов от прямолинейного движения и соответственное учение об индивид. свободе в этике Эпикура истолковываются в духе последоват. детерминизма, исключающего всякую телеологию, и направлены против нее. В стоицизме была предпринята эклектическая попытка совместить теорию детерминизма с учением об активности. Активное начало стоики включили под названием бога в саму субстанцию – материю – и истолковали его как материальное тело – огонь. При этом они рассматривали оба эти начала – и материю и бога – подчиненными единому З. необходимости – року, к-рый есть последовательность, цепь причин. Эта концепция З. у стоиков легла в основу их фатализма как в учении о природе, так и в этике. В то же время, толкуя бога как «логос», распадающийся на «сперматические логосы», образующие понятийную основу каждой вещи, стоики допустили, в противоречие с детерминизмом их понимания З., телеологич. концепцию и в философии природы («логосы» как целевые причины), и в этике (мнение о том, что все рождающееся на земле создано для употребления человека). Антич. философия выявила гл. направления и трудности в разработке проблемы З. Эти проблемы были поставлены в наивной форме, что, однако, способствовало отчетливости обнаружения противоречий в самом содержании вопроса.
Ср.-век. христианская философия рассматривала З. не как необходимую связь между явлениями материального мира, а как проявление божеств. воли. Напр., согласно Фоме Аквинскому, «naturales leges» являются тенденциями стремиться к определ. цели, заложенной богом в вещи.
В естествознании нового времени понятие З. получило большое эвристич. значение и оказалось связанным с распространением количеств. методов изучения природы. 17–18 вв. в естеств. науках проходят под знаком механистич. мировоззрения, к-рое кладет свой отпечаток и на толкование понятия З. Для выражения понятия З. природы все чаще пользуются терминологией, заимствованной из математики и естеств. наук (гл. обр. из механики). Коперник и Кеплер говорят о «гипотезах» вместо З.; Галилей называет осн. З. природы «аксиомами», а производные от них – «теоремами». В материалистич. философии Ф. Бэкон развивает учение о «формах», под к-рыми он понимает «…не что иное, как те законы и определения чистого действия, которые создают какую-либо простую природу, как, например, теплоту, свет, вес…» («Новый Органон», М., 1938, с. 131). Декарт впервые в философии Нового времени пользуется понятием З. природы, понимая этот З. в смысле правила: «…мы можем вывести некоторые правила, которые я называю законами природы и которые суть частичные или вторичные причины различных движений…» (Избр. произв., М., 1950, с. 486). Ньютон, наконец, в своих «Математических началах натуральной философии» отграничивает правила, имеющие методологич. значение (напр., четыре regulae philosophandi), от З. (аксиом), объективно действующих в природе (напр., три З. движения). Франц. материалисты 18 в. подчеркивали, что З. природы проявляются через взаимоотношения предметов и явлений, выражая необходимые, существ. связи между явлениями. Метафизич. ограниченность франц. материализма в понимании З. состоит в тенденции сводить все З. природы к З. механики. Кроме того, франц. материалисты не дошли до понимания З. обществ. развития. Фейербах в качестве существ. признаков З. выделял объективность, необходимость, всеобщность, познаваемость. Учитывая, что «все, что случается, случается необходимо, но только… при данных внутренних и внешних условиях» (Избр. филос. произв., т. 1, 1955, с. 484), он в нек-рой степени преодолевает односторонне-механистич. понимание З., свойственное франц. материализму, но понятие З. в составе его взглядов осталось неразработанным. Согласно субъективному идеализму, о З. природы самих по себе вообще говорить нельзя. Юм считал, что при рассмотрении окружающих нас внешних вещей мы «никогда не бываем в состоянии открыть… необходимую связь… Мы находим только, что одно явление действительно, фактически, следует за другим» («Исследование человеческого разума», СПБ, 1902, с. 69), а представление о закономерной связи между явлениями природы возникает у людей лишь вследствие привычки считать повторно следующие друг за другом явления необходимо связанными. По Канту, то, что называют З. природы, существует лишь по отношению к познающему субъекту. «… Рассудок не почерпает свои законы (a priori) из природы, а предписывает их ей» («Пролегомены», М., 1937, с. 94). От субъективного идеализма в понимании З. отправляется большинство представителей совр. бурж. философии, причем «…суть этой точки зрения не обязательно в повторении формулировок Канта, а в признании основной идеи, о б щ е й и Юму и Канту: отрицании объективной закономерности природы и выведении тех или иных «условий опыта», тех или иных принципов, постулатов, посылок из с у б ъ е к т а, из человеческого сознания, а не из природы» (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 153). Так, для Шопенгауэра З. суть необходимые связи представлений, устанавливаемые действием воли. По Маху, «…законы природы порождаются нашей п с и х о л о г и ч е с к о й потребностью найтись среди явлений природы, не стоять перед ними чуждо и смущенно» («Познание и заблуждение», М., 1909, с. 452) и имеют только субъективное значение. Вслед за Кантом Пирсон считает человека творцом З. природы. Согласно Ницше, понятие закона природы есть выражение суеверия людей (см. Nietzsches Werke, Bd 3, erste Abt., Lpz., 1900, S. 18). Люди сами вносят свои законы в природу (см. тамже, Bd 12, Lpz., 1901, S. 42). Файхингер рассматривает З. как «суммарную фикцию» (см. «Die Philosophie des Als-Оb», В., 1911, S. 420). З. ничего не дает для объяснения явлений (см. тамже, S. 421). В неокантианской философии З. рассматривается как понятие (Г. Риккерт) или как комплекс явлений (Б. Баух). Неопозитивизм отличается феноменологич. пониманием З., к-рые, с т. зр. его представителей, лишь описывают связь между переживаниями субъекта; они представляют собой лишь «…априорные умозрения возможных форм предложений науки» (Витгенштейн Л., Логико-философский трактат, М., 1958, с. 91), «предписания, правила поведения для исследователя, с помощью которых он разбирается в действительности» (Schlick M., Die Kausalität in der gegenwärtigen Physik, в журн.: «Die Naturwissenschaften», В., 1931, H. 7, S. 156), причем действительность тут понимается как «опыт» в субъективистском смысле.
В отличие от субъективного идеализма, объективный идеализм связывает З. с надиндивидуальным идеальным принципом. Свое последовательное развитие это понимание получило у Гегеля. Поскольку природа и общество понимаются Гегелем как ступени саморазвития абсолютной идеи, постольку и З., действующие в природе и обществе, являются для него лишь З. этой саморазвивающейся идеи. Однако диалектич. понимание З., их роли в познании позволило Гегелю преодолеть существ. недостатки субъективно-идеалистич., а также механико-материалистич. трактовки понятия З. Гегель сумел выделить важнейшие моменты филос. (логической) категории З., отмеченные Лениным в «Философских тетрадях»: З. есть прочное, остающееся, идентичное в явлении, спокойное отражение явлений; З. не есть нечто потустороннее по отношению к явлению, а непосредственно наличествует в нем, проявляется в нем; З. есть существ. отношение, отражает существенное в движении универсума; понятие З. есть одна из ступеней познания человеком единства и взаимосвязи явлений; З. мышления суть основы практич. целесообразной деятельности человека (см. В. И. Ленин, Соч., т. 38, с. 139–42, 178–79).
Согласно марксистско-ленинской философии, З. действует независимо от того, знаем мы его или нет; люди не могут произвольно ни создать, ни уничтожить З. и потому могут успешно осуществлять лишь ту деятельность, к-рая протекает в согласии с З. природы и общества. З. – это «внутренняя и необходимая связь» между явлениями (Маркс К., Капитал, т. 3, 1955, с. 233). Ленин отмечает, что «…закон и сущность понятия однородные (однопорядковые) или, вернее, одностепенные, выражающие углубление познания человеком явлений мира…» (Соч., т. 38, с. 141). Однопорядковость понятий З. и сущности определяется тем, что то и другое имеют своим содержанием такие отношения внутри определ. целого, к-рые характеризуют его как всеобщее, т.е. как систему, необходимо возникающую в процессе развития материального мира и устойчивую в силу своей необходимости. Но если понятие сущности характеризует взаимодействие внутри данной системы (напр., сущность социалистич. системы составляет обществ. собственность на орудия и средства производства при таком уровне развития производства, к-рый предполагает действие принципа «от каждого по способностям, каждому по труду»), то понятие З. отражает историю возникновения и развития данной системы взаимодействия и поэтому включает в себя тенденцию, направление ее развития, границы ее устойчивости, а значит – и принципы ее организации. Напр., З. тенденции нормы прибыли к понижению «…есть только выражение прогрессирующего развития общественной производительной силы труда, выражение, свойственное капита-листическому способу произ-в о д с т в а. Это не значит, что норма прибыли не может временно понижаться и по другим причинам, но таким образом, исходя из сущности капиталистического способа производства, доказано в качестве само собой разумеющейся необходимости, что с его развитием общая средняя норма прибавочной стоимости необходимо должна получать выражение в понижающейся общей норме прибыли» (Маркс К., Капитал, т. 3, с. 221). Как необходимая тенденция З. действует в зависимости от определ. условий. З. характеризует самодвижение системы в его «чистом» виде, в этом смысле он «…узок, неполон, приблизителен» (Ленин В. И., т. 38, с. 140) и, отраженный абстрактно, не охватывает сам по себе всех возможных форм своего проявления. Энгельс замечает: «Изучение химических процессов находит перед собою… органический мир, т.е. такой мир, в котором химические процессы происходят согласно тем же самым законам, но при иных условиях» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 571). В зависимости от степени полноты условий действие З. выступает либо как возможная тенденция, либо как организующий принцип, преобразующий действительность. Именно во взаимосвязи условий и З. состоит возможность использования людьми действия объективных З. природы и общества в своих целях.
Объективно правильное отражение З. в процессе познания обусловлено тем, что З. внешнего мира и мышления образуют «…два ряда законов, которые по сути дела тождественны, а по своему выражению различны лишь постольку, поскольку человеческая голова может применять их сознательно, между тем как в природе, – а до сих пор большей частью и в человеческой истории – они прокладывают себе путь бессознательно, в форме внешней необходимости, среди бесконечного ряда кажущихся случайностей» (там же, т. 21, с. 302). Как «одна из ступеней познания» З. науки обладает противоречивым характером. «Абстракция… з а к о н а природы… отражает природу глубже, вернее, п о л н е е» (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 161). Но выражая лишь определенную, а именно существ., связь между явлениями конкретной сферы действительности, З. не охватывает др. связи между ними, т.е. «явление б о г а ч е закона» (там же, с. 141). Развитие познания вскрывает правильную перспективу действия З., к-рая может быть познана и предусмотрена относительно определ. формы и вида движения, будь то в природе, обществе или мышлении: «сама эта теория превращается… в историю, на каждой ступени которой господствуют другие законы, т.е. другие формы проявления одного и того же универсального движения…» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 553–54). Деятельность людей является одним из необходимых условий для действия обществ. З. развития и функционирования. В какой мере и с какой силой эти З. пробивают себе дорогу в обществ. развитии, зависит поэтому в большой степени от того, знают ли люди эти З. и условия их действия и в какой мере они осознают свою собственную деятельность как необходимое условие действия обществ. З. (см. Закономерность общественная).
Н. Кузьмин. Москва.
К. Крёбер. ГДР.
Количественные законы и их роль в познании природы. Познание объективных закономерностей начинается обычно с изучения опытных фактов и формулирования т. н. качеств. зависимостей между изучаемыми явлениями. Эти качеств. зависимости представляют лишь первый шаг на пути познания З. действительности; в них фиксируется самый факт однородности определ. группы явлений, но остается не выясненной конкретная структура взаимоотношения связей, образующая сущность этих явлений и действующая как З. их развития. Поэтому знание качеств. зависимостей не позволяет точно предсказывать течение явлений. Высказанные на базе качеств. З. гипотезы о сущности наблюдаемых явлений оказываются, как правило, непроверяемыми в эксперименте, т. к. не ведут к строгим однозначным количественно определенным следствиям, сопоставимым с экспериментом.
Появление естествознания в совр. смысле слова (16 в.) связано именно с переходом от констатации лишь качеств. зависимостей к формулировке также и строгих количеств. соотношений. Такая формулировка предполагает вычленение отд. сторон эксперимента, допускающих точное измерение, а для этого необходима выработка абстракций, делающих возможным и это вычленение, и количеств. оценку. Так, с тепловыми явлениями люди знакомятся еще в донауч. опыте, и уже здесь фиксируются нек-рые качеств. зависимости. Однако первые шаги науки о теплоте связаны с выработкой понятий температуры и количества тепла, сделавших возможным количеств. анализ опытных данных. Этот переход от качественного к количеств. аспекту познания З. с соответств. использованием математики неизбежен для развития всех науч. дисциплин как естественных, так и общественных. Создание науч. абстракций, допускающих количеств. анализ изучаемых явлений, открывает возможность применения математич. методов и выражения З. в виде математич. функциональных соотношений. Символич. выражение З. превращается в абстрактно-математич. модель изучаемой предметной области (см. Моделирование). Исследование этой модели позволяет выявить новые соотношения между символами, а последующая интерпретация этих соотношений – раскрыть новые явления и З. природы. Так, решение Максвеллом системы его уравнений привело к выводу о существовании качеств. объекта – самостоятельно существующего электромагнитного поля в виде совокупности электромагнитных волн. Математич. исследование уравнения Дирака привело к предсказанию существования позитрона и т.д.
Математич. форма З. природы не только дает возможность предсказания новых явлений, она часто подготавливает условия для качественно новых обобщений. Разумеется, эти обобщения не могут быть выводимы из одной лишь математич. формы, основой для них всегда является эксперимент, раскрывающий новые стороны изучаемой действительности, однако соответствующая математич. форма существенно облегчает такие обобщения и раскрытие качественно новых закономерностей. Ярким примером служит возникновение квантовой механики, формулировка основных закономерностей к-рой была существенно облегчена тем, что в рамках классич. механики были получены математич. выражения для ее основных З. – уравнение Ньютона, уравнения Лагранжа, уравнение Гамильтона, уравнение Гамильтона – Якоби.
Об огромной эвристич. роли математич. выражения З. свидетельствует и развитие теории относительности. Принцип относительности находит свое математич. выражение в требовании т.н. лоренц-ковариантности осн. уравнений движения. Это позволяет чисто математически установить осн. З. релятивистской механики. Для этого берется соответств. уравнение ньютоновской механики и изменяется т.о., чтобы при преобразованиях Лоренца математич. запись этого З. оставалась неизменной (ковариантной). Именно таким путем были получены релятивистские выражения для импульса, энергии и ряд др. важных соотношений, выражающих З. природы.
Среди количеств. З. надо различать два осн. типа: эмпирич. количеств. З. (напр., законы Бойля, Джоуля-Ленца и др.) и З., к-рые могут быть названы теоретическими (напр., осн. уравнения молекулярно-кинетич. теории, уравнение Шрёдингера и др.). Первые представляют собой более или менее непосредств. обобщение опытных данных и являются сравнительно частными З. Вторые возникают в результате значительно более глубокого проникновения в сущность объективных процессов; они образуют важнейший элемент к.-л. цельной теории и открывают возможность теоретич. вывода (дедуктивного объяснения) многочисл. эмпирич. закономерностей. Познание в общем и целом идет от первоначального формулирования эмпирич. З. (качественных и количественных), через выдвижение соответствующих гипотез к раскрытию фундаментальных З. и построению цельной теории изучаемой предметной области. Строгая проверка выдвигаемых гипотез, содержащих пока лишь предполагаемые фундаментальные З., становится возможной лишь тогда, когда эти З. приобретают количеств. характер и получают адекватное математич. выражение.
Первоначальная квантовая теория Бора включала в себя т. н. квантовые постулаты и лишь благодаря тому, что эти постулаты имели точную математич. формулировку, из них удалось вывести теоретич. выражения для ряда эмпирич. закономерностей и значений эмпирически установленных констант, что и явилось блестящим подтверждением самой теории. Вообще на совр. уровне развития естествознания гипотеза утверждается в науке лишь в том случае, если ее осн. положения получают количеств. математич. выражение и открывают тем самым возможность выведения следствий, допускающих количеств. сопоставление с экспериментом. Напр., атомистич. гипотеза была высказана еще в глубокой древности, но ее окончат. признание пришло лишь тогда, когда она оказалась развитой до такой степени, что на ее основе стало возможным получать строго количественно определ. следствия. Закон Авогадро, составляющий одно из положений совр. атомной теории и утверждающий, что в грамм-моле любого вещества содержится одинаковое число молекул, мог быть доказан лишь когда на основе различных количеств. З. было определено это число. В наст. время существует до 20 независимых способов определения числа Авогадро (по барометрич. формуле, на основе З. броуновского движения, из закономерностей радиоактивных процессов и т.д.). Тот факт, что столь различные и независимые методы дают одно и то же численное значение, служит доказательством закона Авогадро и в свое время явился одним из веских аргументов в пользу атомной теории в целом.
Итак, установление количеств. З., получающих адекватное математич. выражение, необходимо как для точного прогнозирования явлений, так и для построения цельных теоретич. концепций и их последующего доказательства. Однако это не должно вести к одностороннему преувеличению одного лишь количеств. аспекта, как это имеет место, напр., в операционализме. На самом деле, именно благодаря количеств. З. и становится возможным подлинное раскрытие качеств. специфики той или иной предметной области, и в этом смысле количеств. аспект отражения З. выступает как одна из форм выражения глубокого внутр. единства качества и количества.
Л. Баженов. Москва.
Лит.: Маркс К… Капитал, т. 3, М., 1955; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957; его же, Диалектика природы, М., 1955; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, М., 1955; Ленин В. И., Что такое»друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1; его же. Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 14; его же, Философские тетради, там же, т. 38; Тугаринов В. П., Диалектический материализм о законе и закономерности, «Вестн. ЛГУ», 1952, No 3; его же, О законах объективного мира и законах науки, «Вопр. философии», 1952, No 4; его же, Законы объективного мира, их познание и использование, Л., 1955; его же, Законы природы и общества, М., 1957; Штракс Г. М., Категория закона в марксистско-ленинской философии, М., 1955; Белокобыльский С.П., Взаимодействие общих и специфических законов общественного развития, «Уч. зап. Ростовского-на-Дону гос. ун-та. Общеуниверситетский сб.», 1957, т. 54, вып. 4; Ковалгин В. М., Диалектический материализм о законах науки, Минск, 1958; Любошиц Л. И., Общие и специфические экономические законы, М., 1959; Туленов Ж., Закон как философская категория, Алма-Ата, 19 59 Соколов В. С., Закон как категория марксистской диалектики, в сб.: Вопр. диалектического материализма, М., 1960; Асатрян М. В., Об условиях действия объективных законов, в кн.: Сб. науч. работ кафедры истории КПСС и философии Томского мед. ин-та, Томск, 1960; его же, О сфере действия объективных законов, там же; Глезерман Г., О законах общественного развития, М., 1960; Шафф Α., Объективный характер законов истории, пер. с польск., М., 1959; Wundt W., Wer ist der Gesetzgeber der Naturgesetze?, «Philos. Studien», 1886, Bd 3; eго же, Über den Begriff des Gesetzes…, там же; Eulenburg F., Naturgesetze und soziale Gesetze, «Arch. Sozialwiss. und Sozialpolitik», 1910, Bd 31; Sattel G., Begriff und Ursprung der Naturgesetze, Paderborn, 1911; Bauch В., Über den Begriff des Naturgesetzes, «Kant-Studien», 1914, Bd 19; eго же, Das Naturgesetz, Lpz.–В., 1924; Schlick M., Die Kausalität in der gegenwärtigen Physik, «Die Naturwissenschaften», 1931, H. 7; Кafka G., Naturgesetz, Freiheit und Wunder, Paderborn, 1940; Wiener N., Law., в кн.: The Encyclopedia Americana, v. 17, N. Y., 1940, p. 93; Ayer A. J., What is a law of nature?, «Rev. Internat. philos.», 1956, No 36; Восhenski J. M., Wege zum philosophischen Denken, Freiburg – W., 1959.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.