Литература
5 класс
Урок № 3
Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
• сказка как вид народной прозы;
• виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных;
• сказочные формулы и приёмы сказочного повествования.
Тезаурус
Сказка – устное повествовательное произведение волшебного, авантюрного или бытового содержания с установкой на вымысел, рассказанное в развлекательных и поучительных целях.
Присказка – шутливое вступление или концовка народной сказки, рассказа, обычно не связанные с их содержанием; иногда в виде прибаутки, поговорки.
Зачин – устойчивая формула, с которой начинаются фольклорные произведения. Служит для описания места, где будут происходить дальнейшие события, а также для того, чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета.
Постоянные эпитеты – красочное определение, неразрывно сочетающееся с определяемым словом и образующее при этом устойчивое образно поэтическое выражение.
Сказочные формулы – устойчивые и ритмически организованные прозаические фразы, которые используются в фольклорных сказках.
Троичность – художественный приём, который характерен для повествования в фольклорных произведениях и заключающийся в трёхкратном повторении действия.
Концовка – устойчивая словесная формула, которой завершается повествование в народных сказках и былинах.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 5 кл.: Учебник в 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 304
2. Иванова Е.В., Дидактические материалы по литературе: 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 80
Дополнительная литература:
1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Книга для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 254
2. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96
3. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
4. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400
5. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80
6. Карасева И. В.,Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279
7. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр.80
8. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64
Открытые электронные ресурсы:
1. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (16.06.2019)
2. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (16.06.2019)
3. Поиск книг в электронных библиотеках Рунета http://www.eboogle.net/ (16.06.2019)
4. Все книги России, библиографический каталог http://www.biblus.ru/Default.aspx (16.06.2019)
5. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей http://feb-web.ru/ (16.06.2019)
6. Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы» http://mlis.ru/ (16.06.2019)
7. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/ (16.06.2019)
8. Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» http://www.encyclopedia.ru/literature.html (16.06.2019)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Что собой представляет сказка как жанр? Каковы основные признаки волшебных историй, которые исследователи относят к сказкам? Прежде всего, это один из древнейших фольклорных жанров, известных нам. Многие годы они передавались из уст в уста на деревенских посиделках, от бабушек внукам, от нянь ребятишкам. А появились они, наверное, тогда, когда древние люди после долгого дня сели у костра, и один их них рассказал не о том, как прошёл его реальный день, а удивительную историю.
Чем она была так удивительна? Может быть тем, что в ней были необычные герои, предметы стали волшебными, звери говорящими? А может быть, это была история про неведомых зверей и птиц…
С тех самых пор самым дорогим и желанным гостем на долгих зимних посиделках стали люди, обладающие очень хорошей памятью или фантазией, чтобы рассказать услышанную от кого-то историю, либо придумать свою. Таких людей называли сказителями или сказочниками.
Сказитель – рассказчик народных сказок, легенд и былин, часто под аккомпанемент гуслей. Имел исключительный статус повествователя: когда он говорил – все слушали.
Раньше, чтобы было не скучно работать и не жечь лишние лучины, ведь электричества не было, деревенские девушки, женщины собирались в одном доме и либо пряли на прялках, либо вышивали, шили одежду – занимались рукоделием. И сказительница с ними тоже занималась чем-то, так что привлечь внимание гуслями у неё не было возможности, тогда за общей беседой она начинала рассказ с присказки.
Присказка – шутливое вступление или концовка народной сказки, рассказа, обычно не связанное с их содержанием, иногда в виде прибаутки, поговорки. Например:
Жил-был царь.
У царя был двор.
На дворе был кол.
На колу – мочало. Не начать ли сказку сначала?
У многих сказочников были излюбленные сюжеты – у кого-то волшебные, у кого-то бытовые, кто-то предпочитал рассказывать о животных.
В фольклоре выделяют 3 типа сказок:
1. Сказки о животных.
2. Волшебные сказки.
3. Бытовые сказки.
Самую большую группу составляют волшебные сказки, где развитию замысловатого сюжета способствуют необыкновенные герои и чудесные существа. В волшебных сказках действуют герои тёмного мира, к которым традиционно относят Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, Бабу Ягу и Соловья-разбойника.
Светлый мир представлен Иваном Царевичем, Василисой Премудрой и героями, не имеющими благородного происхождения – например, Емеля или Крошечка-Хаврошечка.
Рассмотрим сказку «Царевна-лягушка».
Начинается сказка со слов: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него три сына. Младшего звали Иван Царевич». Это традиционное сказочное начало. Такая устойчивая формула, переходящая из сказки в сказку, называется зачином.
Зачин – это начало сказочного повествования. Он служит для описания места, где будут происходить дальнейшие события (В некотором царстве, в некотором государстве…), а также для того, чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета (царь и три сына).
Три – магическое число для этой сказки: три сына у Царя-батюшки, три задания от него получают невестки, три пары железных сапог износить Ивану Царевичу и так далее. Троичность – художественный приём, который характерен для повествования в фольклорных произведениях, и заключающийся в трёхкратном повторении действия.
Кульминацией, моментом наивысшего напряжения сюжетного действия, в волшебной сказке является битва тёмных и светлых сил. Обрадовался Царевич, разбил яйцо, достал иглу и отломил у неё кончик. И как только отломил – умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался.
После окончания приключений героев ждет возвращение домой, пир или свадьба.
Сказочник заканчивал рассказ традиционно. Например: «И я там был, мёд-пиво пил – по усам текло, да в рот не попало…».
Такие выражения, переходящие из одного сюжета в другой, называются концовкой.
Концовка – завершающие фразы сказки. Они возвращают слушателя в реальный мир или содержат поучение: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Мы уже обратили внимание, что язык сказки наполнен выражениями, знакомыми нам по другим сказкам. Такие выражения называются сказочными формулами. Они встречаются не только в зачине и концовке, но и соединяют некоторые детали сюжета: «Долго ли коротко ли». Или присутствуют в речи: «Фу-ты, ну-ты, русским духом пахнет!».
Повторяются и характеристики многих герои и предметов (красна девица, добрый молодец, золотое веретено).
Постоянный эпитет – красочное определение, неразрывно сочетающееся с определяемым словом и образующее при этом устойчивое образно-поэтическое выражение (синее море, белокаменные палаты, красна девица, ясный сокол, сахарные уста).
Каждая сказка имела мораль — добро всегда побеждало зло.
Теоретический материал для углубленного изучения
Эта сказка записана собирателем сказок А. Н. Афанасьевым под номером 104. Это одна из самых известных сказок в русском фольклоре. Исследователи считают, что её корни находятся в языческих верованиях, когда для удачной охоты мужчине надо было совершить обряд женитьбы на тотемном животном, в данном случае – лягушке. В славянской мифологии это животное обладало магией плодородия, повелевало дождями. Кроме того, в сказке есть отзвуки и матриархата. Надо сказать, что сюжет, когда невеста превосходит жениха умом и богатством – не редкость для русских сказок.
Доктор филологических наук Е. М. Мелетинский в своей книге «Герой волшебной сказки» писал: «Сказка – один из древнейших видов словесного искусства. Она уходит корнями в народное творчество доклассовой эпохи и до сего дня остается спутником человека, доставляя ему огромное художественное наслаждение. Высокие поэтические достоинства сказки в значительной мере объясняются тем, что в ней выражены накопившиеся столетиями мысли и чувства народа».
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Единичный выбор.
Из предложенных словосочетаний выберите то, где есть постоянный эпитет:
1) Красна девица
2) Долго ли, коротко ли…
3) Жили-были….
Вспоминаем пройденный материал и делаем вывод, что постоянный эпитет – это «красна девица».
Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.
Вставьте в текст подходящие по смыслу слова из списка ниже:
– Ах, Иван Царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще ______ подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в _______ царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как ______ железных сапог износишь, как _________ железных хлеба изгрызёшь – только тогда и разыщешь меня…
Слова: три дня, тридесятое, три пары, три.
Это задание на знание текста сказки, на закрепление пройденного материала – троичность в сказке. Нужно вспомнить, что такое троичность и заполнить пропуски.
Правильный ответ:
Три дня, тридесятое, три пары, три
– Ах, Иван Царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызёшь – только тогда и разыщешь меня…
«Царевна-лягушка» (Русская нароДная сказка)
01.02.2019
Культура и Искусство
802 Показы
Эта сказка хорошо известна пятиклассникам. Рассказать её с опорой на текст не составит труда. В этом может участвовать весь класс.
Перед началом работы учащихся можно ознакомить с памяткой «Как рассказывать сказку».
Как рассказывать сказку
- Начинайте сказку с присказки (зачина).
- Рассказывайте медленно, плавно.
- Используйте в речи постоянные эпитеты, повторы слов, сказочные обороты, закон троичности и т. д.
- Действие сказки рассказывайте с убыстряющейся, захватывающей слушателей интонацией.
- Завершайте сказку традиционной концовкой.
Пересказ сказки по цепочке. Возможно составление плана пересказа. Ответы на вопросы.
После предлагаем, опираясь на учебную статью подраздела и текст самой сказки, заполнить в тетради таблицу, чтобы доказать, что сказка «Царевна-лягушка» является волшебной.
Элементы волшебной сказки | Примеры из текста |
Сюжет | Испытание, далёкое путешествие, сталкивается со злом. |
Основная цель героя | Хочет вернуть жену. |
Чудесные помощники | Старый старик, медведь, селезень, заяц, щука-рыба. |
Волшебные предметы | Клубок, зеркальце. |
Вымысел (чудеса) | • Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди.
• Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно. • Баба Яга, Кощей Бессмертный. |
Зачин | В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. |
Сказочные устойчивые выражения | • Долго ли шёл, коротко ли, близко ли, далёко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
• Избушка по его слову повернулась к лесу задом, а к нему передом. |
Повторы | Что ты так опечалился? Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее! |
Устойчивые эпитеты | Буйна голова, столы дубовые, скатерти узорчатые. |
Закон троичности | Три брата-царевича, три испытания для невесток. |
Работа со сказкой «Василиса Прекрасная» в целом может проходить по той же схеме плюс работа с иллюстрациями И. Я. Билибина к этой сказке.
Инчунин кобед
Русская школа 7 в городе Куляб
Русская школа для обучения детей с 1 по 11 классов в городе Куляб находится вдол …
-
где в сказке царевна лягушка встречается троекратный повтор
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
joselynalvarado494
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Математика10 минут назад
Математика дроби помогите решить
-
Другие предметы11 минут назад
Те кто разбирается, оцените пожалуйста рассказ ( первый если что так что не судите строго)(вообще это сочинение к школе
-
Геометрия15 минут назад
Геометрия задача 8 класс
-
Геометрия20 минут назад
Геометрия задача 8 класс
-
Русский язык20 минут назад
Идея для выступления в лагере
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Алгебра1 час назад
При каком значении a система имеет бесконечно много решений?
{x+y-2z=7
{x+ay+4z=3
{2x+y+az=12a^2
-
Психология1 час назад
помогите пожалуйста придумать ПРОБЛЕМУ проекта на тему «Страх-быть отвернутым» 🙏🙏🙏❤️
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20448
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2275
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
5.Сказки
волшебного типа включают в себя волшебные,
приключенческие, героические. В основе
таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный
мир – это предметный, фантастический,
неограниченный мир. Благодаря
неограниченной фантастике и чудесному
принципу организации материала в сказках
с чудесным миром возможного «превращения»,
поражающие своей скоростью (дети растут
не по дням, а по часам, с каждым днем все
сильнее или краше становятся). Не только
скорость процесса ирреальна, но и сам
его характер (из сказки «Снегурочка».
«Глядь, у Снегурочки губы порозовели,
глаза открылись. Потом стряхнула с себя
снег и вышла из сугроба живая девочка».
«Обращение» в сказках чудесного
типа, как правило, происходят с помощью
волшебных существ или предметов.
В
основном волшебные сказки древнее
других, они несут следы первичного
знакомства человека с миром, окружающим
его.
Волшебная
сказка имеет в своей основе сложную
композицию, которая имеет экспозицию,
завязку, развитие сюжета, кульминацию
и развязку.
В
основе сюжета волшебной сказки находится
повествование о преодолении потери или
недостачи, при помощи чудесных средств,
или волшебных помощников. В экспозиции
сказки присутствуют стабильно 2 поколения
— старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее
— Иван с братьями или сёстрами. Также в
экспозиции присутствует отлучка старшего
поколения. Усиленная форма отлучки —
смерть родителей. Завязка сказки состоит
в том, что главный герой или героиня
обнаруживают потерю или недостачу или
же здесь присутствую мотивы запрета,
нарушения запрета и последующая беда.
Здесь начало противодействия, т.е.
отправка героя из дома.
Развитие
сюжета — это поиск потерянного или
недостающего.
Кульминация
волшебной сказки состоит в том, что
главный герой, или героиня сражаются с
противоборствующей силой и всегда
побеждают её (эквивалент сражения —
разгадывание трудных задач, которые
всегда разгадываются).
Развязка
— это преодоление потери, или недостачи.
Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется»
— то есть приобретает более высокий
социальный статус, чем у него был в
начале.
Волшебные
сказки
занимают в русском сказочном репертуаре
довольно большое место. Они были весьма
популярны в народе. . Основные особенности
волшебных сказок состоят в значительно
более развитом сюжетном действии, нежели
в сказках о животных и в социально-бытовых
сказках; в приключенческом характере
сюжетов, что выражается в преодолении
героем целого ряда препятствий в
достижении цели; в необычайности событий,
чудесных происшествиях, совершающиеся
благодаря тому, что определенные
персонажи способны вызывать чудесные
явления, которые могут возникать и в
результате использования особых
(чудесных) предметов; в особых приемах
и способах композиции, повествования
и стиля. Начало волшебное заключает так
называемые пережиточные моменты, и
прежде всего религиозно-мифологические
воззрения первобытного человека,
одухотворение им вещей и явлений природы,
приписывание этим вещам и явлениям
магических свойств, различные религиозные
культы, обычаи, обряды и т. п. Сказка
полна мотивов, содержащих в себе веру
в существование «потустороннего мира»
и возможность возвращения оттуда;
представление о смерти, заключенной в
какой-либо материальный предмет (яйцо,
ящик, цветок). Что же есть мифологического
в русских волшебных сказках? Во-первых,
чудеса, которые происходят в сказках
по воле персонажей, обладающих волшебными
способностями, или по воле чудесных
животных, или при помощи волшебных
предметов; во-вторых, персонажи
фантастического характера, такие, как
баба-Яга, кощей, многоглавый змей;
в-третьих, олицетворение сил природы,
например, в образе морозко, одушевление
деревьев (говорящие деревья); в-четвертых,
антропоморфизм — наделение животных
человеческими качествами — разумом и
речью (говорящие конь, серый волк).
Важным моментом является то, что сюжеты
волшебных сказок, чудеса, о которых в
них говорится, имеют жизненные основания.
Это, во-первых, отражение особенностей
труда и быта людей родового строя, их
отношения к природе, часто их бессилие
перед ней; во-вторых, отражение особенностей
феодального строя, прежде всего раннего
феодализма (царь — противник героя,
борьба за наследство, получение царства
и руки царевны за победу над злыми
силами). «Три царства: золотое, серебряное
и медное», «Чудесное бегство», «Волшебное
кольцо», «Ивашка и ведьма», «Победитель
змея», «Конек-Горбунок» «Сивко-Бурко»,
«Иван-Медвежье ушко», «Безручка»,
«Мертвая царевна». Среди эпизодов и
мотивов, составляющих действие, выделяются
те, которые употребляются наиболее
часто, обычны для волшебных сказок:
причина, заставляющая героя действовать
(отлучение от дома, трудное поручение),
появление цели действия, выполнение
поручения (нередко поиски похищенной
девушки), обнаружение предмета поисков,
стремление победить или перехитрить
врага, бегство от него и погоня, содействие
чудесных помощников и использование
чудесных предметов, битва с врагом,
победа и наказание врага, торжество
героя, который получает невесту и
царство. Такова основная сюжетная схема
волшебной сказки. Волшебные сказки
имеют структуру, отличную от структуры
сказок о животных и социально-бытовых.
Прежде всего, им свойственно наличие
особых элементов, которые, получили
название присказок, зачинов и концовок.
Они служат внешнему оформлению
произведения и обозначают его начало
и конец. Некоторые сказки начинаются
присказками — шутливыми прибаутками,
не связанными с сюжетом. Они обычно
ритмичны и рифмованы. Цель их —привлечь
внимание слушателей к тому, о чем далее
пойдет речь. За присказкой, которая
бывает далеко не у всех сказок, следует
зачин, начинающий повествование. Его
роль состоит в том, чтобы перенести
слушателя в сказочный мир. Зачин говорит
о времени и месте действия, обстановке,
действующих лицах, т. е. представляет
собой своеобразную экспозицию. Время
и место действия, о которых говорится
в зачине, неопределенны, более того —
фантастичны. Это сразу показывает
слушателям, что события, которые последуют
далее, будут необычны. Наиболее
употребителен зачин «жили-были»,
«жил-был», при этом указывается, кто жил
(«старик со старухой») и каковы
обстоятельства («у них было три сына»).
Другой тип зачина: «в некотором царстве,
в некотором государстве…». Два эти
зачина могут соединяться. Сказка иногда
имеет и концовку. Она носит шуточный
характер, ритмична, рифмована, переключает
внимание слушателей от сказочного мира
к реальному. Концовка может включать в
себя заключение, вывод: «Иван-царевич
простил ее и взял к себе; стали все вместе
жить-поживать, лиха избывать». Кроме
концовки может быть конечная присказка,
которая иногда соединяется с концовкой:
«Свадьбу сыграли, долго пировали; и я
там был, мед-вино пил, по губам текло, в
рот не попало. Таковы магические
обращения: «Избушка, избушка на курьих
ножках, повернись к лесу задом, ко мне
передом!», «Сивка-бурка, вещая каурка,
стань передо мной, как лист перед травой»
Повествование в волшебных сказках
развивается последовательно, действие
динамично, ситуации напряженны, нередко
происходят страшные события, многое
случается неожиданно, положения, в
которые попадают герои, повторяются:
три брата три раза ходят ловить Жар-птицу,
три раза бьется герой со Змеем, три
препятствия встречает он при достижении
цели, три волшебных предмета бросает
он при бегстве. Структура сказки подчинена
созданию драматически напряженных
ситуаций, преодоление их героем
обнаруживает его удивительные качества.
Удивительное — характерная особенность
волшебных сказок.
Анализ
сказки Царевна-лягушка (в обработке
А.Н.Толстого)
«Царевна-лягушка»
— русская народная сказка, по жанру —
волшебная чудесная (повествующая о
чуде) сказка. В основе ее сюжета лежит
рассказ о поиске и освобождении от плена
и колдовства невесты. Также эта сказка
поучительно-моральная, где в форме
увлекательного повествования до читателя
доносятся моральные основы человеческого
бытия.
Время
действия сказки – неопределенно-прошедшее
(«В старые годы у одного царя было три
сына»).
Место
действия: 1) реальный мир, где происходит
поиск невесты, свадьба, испытание
невесты, нарушение запрета (герой сказки
сжигает лягушиную кожу). 2) мир
фантастический, «потусторонний» —
«тридевятое царство», куда отправляется
герой сказки в поисках возлюбленной,
отнятой в наказание за нарушение запрета.
Герои
русской народной сказки «Царевна-лягушка«:
Заглавная
героиня сказки – царевна-лягушка, в
которую превращена разгневанным отцом
царевна Василиса
Премудрая.
Благодаря помощникам (мамки, няньки),
собственным чудесным умениям (волшебным
образом создала на царском пиру озеро
с лебедями) и сказочной красоте с честью
выдерживает царские испытания для
невесток. Заточена Кощеем в наказание
за нарушение запрета Иваном-царевичем.
Основная
мысль, связанная с образом царевны-лягушки:
не стоит судить о человеке по внешнему
виду, следует оценивать людей по их
делам, по внутренним достоинствам.
Главный
герой народной сказки «Царевна-лягушка»
— младший сын царя
Иван-царевич,
не ищет богатства (в отличие от старших
царевичей), покоряется отцу и судьбе и
женится на болотной лягушке. На его долю
выпадают самые трудные испытания: ему
приходится отправиться в нелегкий путь
в тридевятое царство, найти и освободить
Василису, одолев Кощея
Бессмертного.
С
образом Ивана-царевича связаны следующие
идеи:
1)
Никакие проступки не остаются
безнаказанными (нарушил запрет – лишился
возлюбленной).
2)
Не поступай по отношению к другим так,
как ты не хотел бы, чтобы они поступали
по отношению к тебе (золотое правило
нравственности). Только благодаря своим
нравственным качествам Иван-царевич
заручился поддержкой чудесных помощников.
3)
За свое счастье нужно бороться, ничто
не достается легко, торжества добра и
справедливости можно добиться только
пройдя через различные испытания. Только
тогда, когда человек станет достойным
счастья, добро победит.
Герой-отправитель
– царь, отправляющий сыновей на поиск
невест, подвергающий испытаниям своих
невесток.
Герои-антагонисты:
старшие братья Ивана-царевича, более
удачливые в выборе невест, принесших
женихам богатое приданое, противопоставлены
главному герою. Главной героине
противопоставлены жены старших царевичей,
прямо соперничающие с царевной лягушкой
за доброе к ним расположение царя.
Герои-помощники:
мамки-няньки, помогающие Василисе
Премудрой справиться с царскими
испытаниями; чудесные говорящие звери
(медведь, заяц и щука); помощник-даритель
(старый старичок, подаривший Ивану-царевичу
путеводный клубок); Баба-яга, указавшая,
местонахождение Василисы Премудрой и
способ одолеть Кощея.
Герой-вредитель
– Кощей Бессмертный, в сказке
«Царевна-лягушка», как и в других русских
народных сказках, предстаёт похитителем
женщин, превращающим их в рабынь. Кощей
способен распоряжаться судьбами и
жизнями людей. Сам же он бессмертен. Его
смерть «на конце иглы, та игла в яйце,
яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит
в каменном сундуке, а сундук стоит на
высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный
как свой глаз бережет».
Однако,
как бы ни была невозможна смерть Кощея,
главный герой сказки все же добивается
его уничтожения. Таким образом в народной
сказке «Царевна-лягушка» проводится
идея торжества добра и справедливости.
Композиционно
сказка «Царевна-лягушка» построена
согласно традиции русских народных
волшебных сказок. Здесь присутствуют
типичный сказочный зачин и концовка,
присказки, троекратные повторы,
постепенное усиление напряженности
событий (после заточения Василисы в
царстве Кощея действие становится более
динамичным), особое временно-пространственное
построение мира чудесной волшебной
сказки.
В
языковом отношении русская народная
сказка «Царевна-лягушка» является
примером высокого мастерства народных
сказителей: она очень поэтична. Благодаря
своим высоким художественным достоинствам
«Царевна-лягушка» стала излюбленным
хрестоматийным текстом. «Царевна-лягушка»,
как и другие волшебные сказки, вызывает
особый интерес у детей.
В
равной степени дети ценят и развитие
действия, связанное с борьбой светлых
и темных сил, и чудесный вымысел, и
идеальные герои, и счастливый конец.
В
сказке «Царевна-лягушка»
скрыт обширный материал для развития
творческих способностей ребенка,
усиления его познавательной активности,
для самораскрытия, саморазвития личности.
Благодаря всему изложенному, русская
народная сказка «Царевна-лягушка»
занимает достойное место среди сказок
для детей.
6.
Новеллистическая сказка
(или, социально-бытовая)
имеет одинаковую с волшебной сказкой
композицию, но качественно отличающаяся
от неё. Сказка данного жанра прочно
связана с реальностью, здесь существует
лишь один, земной мир и реалистично
передаются особенности быта, а главный
персонаж — трикстер,
обычный человек из народной среды,
борющийся за справедливость с властями
предержащими и добивающийся своего с
помощью смекалки, ловкости и хитрости.
Социально-бытовые
сказки
возникли, по мнению исследователей, в
два этапа: бытовые — ранее, с формированием
семьи и семейного быта во время разложения
родового строя, а социальные — с
возникновением классового общества и
обострением общественных противоречий
в период раннего феодализма, особенно
во время разложения крепостного строя
и в период капитализма. Возрастающее
бесправие и нищета народных масс вызывали
недовольство и протест, были почвой
социальной критики. Положительный герой
социально-бытовых сказок —социально
активный критически настроенный человек.
Социально-бытовые сказки отличаются
острой идейной направленностью. Это
сказывается прежде всего в том, что
сюжеты имеют в основе две важных
общественных темы: социальную
несправедливость и социальное наказание.
Первая тема реализуется в сюжетах, где
барин, купец или поп обирают и угнетают
крестьянина, унижают его личность. В
сказках речь идет о барщине, о бедности
крестьян. Вторая тема реализуется в
сюжетах, где умный и сообразительный
мужик находит средство наказать своих
угнетателей за вековое бесправие,
выставляет их в смешном виде. В сказке
«Барин и плотник» барин приказал слугам
избить встречного плотника за то, что
сам ехал из деревни Адковой, а плотник
шел из деревни Райковой. Плотник узнал,
где живет барин, нанялся к нему строить
дом (барин не узнал его), позвал в лес
выбирать нужные бревна и там с ним
расправился. Сюжет о том, как мужик
одурачил барина, в разных формах и
вариациях весьма популярен в сказках.
. Барин в сказках представлен как глупый,
не знающий жизни, не умеющий ни в чем
разобраться человек, жадный, жестокий,
спесивый; мужик умнее его, толковее,
честнее. Другой остросатирический образ
сказок —поп. Поп изображается в сказках
как жадный, сластолюбивый невежда,
лицемер, который не верит тому, чему
учит других. Обличение попа — одновременно
критика религиозных догм и морали,
проповедуемой церковью. Поп обычно
нарушал все заповеди и оставался
безнаказанным, что приводило к мысли о
ложности религиозного учения. К тому
же в сказках нередко пародируется
церковная служба. Поп за деньги может
и козла похоронить по церковному обряду.
В сказке «Похороны козла» архиерей
хотел было наказать такого попа за
кощунство, но, получив «мзду», лишь
обругал за то, что поп «не соборовал
козла» смысл социально-бытовых сказок
состоит не только в том, что в них
критикуются жизненные «порядки»,
угнетатели и обиратели народа, но и в
том, что в них гораздо яснее выражаются
чаяния и ожидания народные, мечта о
социальной справедливости, счастливой
и спокойной жизни. В ряде сказок этого
типа мужик побеждает барина, купца и
попа, но в мечтах. Тем не менее подобные
сюжеты рождали веру в победу, в освобождение
от гнета;
человек
труда добивается торжества справедливости
и обретает некоторую независимость.
Идейная задача социально-бытовых сказок
определяет и их структуру: основой ее
служит социальная антитеза,
противопоставление мужика барину,
купцу, попу, бедного богатому («Марко
Богатый и Василий Бесчастный»). Такого
рода антитеза раскрывала общественные
противоречия и выполняла важную роль
в повышении классового сознания трудовых
масс, вызывала ненависть к богачам,
находила положительный отклик у
слушателей. Идейная сторона социально-бытовых
сказок проявляется и в оценке
действительности, и в оценке поведения
персонажей. Два вида этих сказок —
сказки с более развитыми социальными
и бытовыми мотивами —разнятся между
собой в том, что в первых ярче проявляется
сатира, а во вторых — юмор. Несправедливые
социальные порядки обличаются с едкостью
и беспощадностью, бытовые неурядицы
осмеиваются в тоне незлобливой и
остроумной шутки. Две названные
разновидности сказок различаются и
тем, что в первых обычно нет моралистических
выводов — сатира их не требует, для нее
необходим не морализм, а разоблачение;
для бытовых сказок характерна
поучительность, особенно для сказок на
семейные темы. Конфликты бытовых сказок,
как и конфликты социальных, связаны с
особым составом персонажей. Если в
социальных сказках представлены барин,
купец, мужик, то в бытовых типизированы
образы мужа, жены, старика, старухи,
солдата. В бытовых сказках выделяются
две группы произведений: одни посвящены
осмеянию общечеловеческих пороков, их
героями выступают глупец (дурак), лгун,
лентяй, хитрец, вор; другие изображают
семейные конфликты, их герои —глупый
и ленивый муж, злая и строптивая жена,
бывалый солдат, доверчивые старики.
Обличение общечеловеческих пороков
обычно использует гиперболизацию.
Особенно преувеличивается глупость. В
сказках осмеивается глупость жителей
некоторых областей, сел и отдельных
персонажей. Наиболее популярен образ
Иванушки-дурачка, обычно третьего сына
в семье. Он, как говорится в сказке,
«набитый дурак» и совершает нелепые
поступки; едучи с ярмарки с горшками,
накрывает ими пни или верстовые столбы,
чтобы тем не было холодно; галушками
кормит свою тень. К числу популярных
сказок о дураках относятся также сказки,
в которых дурак невпопад говорит, за
что его бьют. Наконец, существует серия
сказок, которые принято называть
новеллистическими и которые чаще всего
разрабатывают сюжеты о споре мужа и
жены, об испытании верности жены, о
лености жены и глупости мужа, о спрятанном
и наказанном любовнике. Обычно муж при
содействии кума отучает жену командовать
собой. Комизм особенно ярок в рассказах
о старике и старухе, которые ревнуют
друг друга. Широко популярен сюжет о
Николе Дупленском. Муж путем хитроумных
уловок изобличает любовника, избивает
его и наказывает жену. Во многих типах
социально-бытовых сказок важную роль
играет солдат. Его образ весьма оригинален.
Это «бывалый» солдат, который умеет и
мастерить, и рассказывать сказку, и
перехитрить, когда надо. Образ его важен
тем, что солдат часто как бы выносит
приговор в спорах, дает оценку поведению
людей, обличает пороки, потешается над
суевериями («Суп из топора»). ».
Социально-бытовые сказки лишены ужасов.
Они веселы, остроумны, иногда кончаются
присказкой. В. Г. Белинский говорил, что
в них видны «быт народа, его домашняя
жизнь, его нравственные понятия, и этот
лукавый русский ум, столь наклонный к
иронии, столь простодушный в своем
лукавстве» Все в них сосредоточено на
действии и особенностях повествования,
которые раскрывают образы героев; но в
этом типе сказок есть и особые средства
краткого выражения душевных состояний
персонажей в отдельные моменты, что
передается в прямом определении, в
действии и а. речи героев. Это оживляет
их образы, которые представляют собой
«готовые», т. е. неизменяющиеся, характеры.
7.Былины
– стихотворный героический эпос Древней
Руси, отразивший события исторической
жизни русского народа. Древнее название
былин на русском севере – «старина».
Современное название жанра – «былины»
– было введено еще в первой половине
XIX века фольклористом И.П. Сахаровым на
основании известного выражения из
«Слова о полку Игореве» – «былины сего
вре- мени».
Время
сложения былин определяется по-разному.
Одни ученые считают, что это ранний
жанр, сложившийся еще во времена Киевской
Руси (X–XI века), другие – жанр поздний,
возникший в средние века, во время
создания и укрепления Московского
централизованного государства.
Наибольшего расцвета жанр былин достиг
в XVII–XVIII веках, а к XX веку он приходит в
забвение. Былины воспроизводят идеалы
социальной справедливости, прославляют
русских богатырей как защитников народа.
Они раскрывают общественные
нравственно-эстетические идеалы, отражая
историческую действительность в образах.
В былинах жизненная основа соединена
с вымыслом. Они обладают
торжественно-патетическим тоном, их
стиль соответствует назначению прославить
необыкновенных людей и величественные
события истории.
Главным
персонажем былин являются богатыри.
Они воплощают идеал мужественного,
преданного родине и народу человека.
Герой сражается в одиночку против полчищ
вражеских сил. Среди былин выделяется
группа наиболее древних. Это так
называемые былины о «старших» богатырях,
связанные с мифологией. Герои этих
произведений являются олицетворением
непознанных сил природы, связанные с
мифологией. Таковы Святогор и Волхв
Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык.
Во
второй период своей истории на смену
древнейшим богатырям пришли герои
нового времени – Илья Муромец, Добрыня
Никитич и Алеша Попович. Это богатыри
так называемого киевского цикла былин.
Под циклизацией понимается объединение
былинных образов и сюжетов вокруг
отдельных персонажей и мест действия.
Так сложился киевский цикл былин,
связанный с городом Киевом.
В
большинстве былин изображен мир Киевской
Руси. В Киев едут богатыри на службу
князю Владимиру, его же защищают они от
вражеских полчищ. Содержание этих былин
носит преимущественно героический,
воинский характер.
Мир,
изображенный в былинах, это вся Русская
земля. Так, Илья Муромец с заставы
богатырской видит высокие горы, луга
зеленые, леса темные. Былинный мир
«светел» и «солнечен», но ему угрожают
вражеские силы: надвигаются темные
тучи, туман, гроза, меркнут солнце и
звезды от несметных вражеских полчищ.
Это мир противопоставления добра и зла,
светлых и темных сил. В нем борются
богатыри с проявлением зла, насилия.
Без этой борьбы невозможен былинный
мир.
Каждому
богатырю присуща определенная,
доминирующая черта характера. Илья
Муромец олицетворяет силу, это самый
мощный русский богатырь после Святогора.
Добрыня тоже сильный и храбрый воин,
змееборец, но еще и богатырь-дипломат.
Его князь Владимир отправляет с особыми
дипломатическими поручениями. Алеша
Попович олицетворяет смекалку и хитрость.
«Не силой возьмет, так хитростью» –
говорится про него в былинах. Монументальные
образы богатырей и грандиозные свершения
– плод художественного обобщения,
воплощение в одном человеке способностей
и силы народа или социальной группы,
преувеличение реально существующего,
т. е. гиперболизация и идеализация.
Поэтический язык былин торжественно-напевный
и ритмически организованный. Его особые
художественные средства – сравнения,
метафоры, эпитеты – воспроизводят
картины и образы эпически возвышенные,
грандиозные, а при изображении врагов
– страшные, безобразные.
В
разных былинах повторяются мотивы и
образы, сюжетные элементы, одинаковые
сцены, строки и группы строк. Так, через
все былины киевского цикла проходят
образы князя Владимира, города Киева,
богатырей. Былины, как и другие произведения
народного творчества, не имеют
закрепленного текста. Передаваясь из
уст в уста, они изменялись, варьировались.
Каждая былина имела бесконечное множество
вариантов.
В
былинах совершаются сказочные чудеса:
перевоплощение персонажей, оживление
мертвых, оборотничество. В них присутствуют
мифологические образы врагов и
фантастические элементы, но фантастика
иная, чем в сказке. В былинах много
исторически достоверных примет: описание
деталей, старинного вооружения воинов
(меч, щит, копье, шлем, кольчуга). В них
воспевается Киев-град, Чернигов, Муром,
Галич. Называются другие древнерусские
города. События разворачиваются и в
Древнем Новгороде. В них обозначены
имена некоторых исторических деятелей:
князь Владимир Святославич, Владимир
Всеволодович Мономах. Эти князья
соединились в народном представлении
в один собирательный образ князя
Владимира – «Красно Солнышко».
В
былинах много фантастики, вымысла. Но
вымысел является поэтической правдой.
В былинах отразились исторические
условия жизни славянского народа:
завоевательные походы печенегов и
половцев на Русь, разорение селений,
полон женщин и детей, разграбление бо-
гатств. Позднее, в XIII–XIV веках, Русь
находилась под игом монголо-татар, что
тоже отражено в былинах. В годы народных
испытаний они вселяли любовь к родной
земле. Не случайно былина – это героическая
народная песня о подвиге защитников
Русской земли.
Для
былин характерно сочетание реальных
образов, имеющих четкий исторический
смысл и обусловленных действительностью
(образ Киева, стольного князя Владимира),
с фантастическими образами (Змей Горыныч,
Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах
являются образы, порожденные исторической
действительностью.
Нередко
былина начинается с запева. Он не связан
с содержанием былины, а представляет
самостоятельную картину, предшествующую
основному эпическому рассказу. Исход
– это концовка былины, краткое заключение,
подводящее итог, или прибаутка («то
старина, то и деяние», «на том старина
и покончилась»).
Былина
обычно начинается с зачина, определяющего
место и время действия. Вслед за ним
дается экспозиция, в которой выделяется
герой произведения, чаще всего с
использованием приема контраста.
Образ
героя стоит в центре всего повествования.
Эпическое величие образа былинного
героя создается путем раскрытия его
благородных чувств и переживаний,
качества героя выявляются в его поступках.
Троекратность
или троичность в былинах является одним
из главных приемов изображения (на
богатырской заставе стоят три богатыря,
богатырь совершает три поездки – «Три
поездки Ильи», Садко три раза купцы
новгородские не зовут на пир, он же три
раза бросает жребий и т. д.). Все эти
элементы (троичность лиц, троекратность
действия, словесные повторы) имеются
во всех былинах. Большую роль в них
играют и гиперболы, используемые для
описания героя и его подвига. Гиперболично
описание врагов (Тугарин, Соловей-разбойник),
а также описание силы воина-богатыря.
В этом проявляются фантастические
элементы.
В
основной повествовательной части былины
широко применяются приемы параллелизма,
ступенчатого сужения образов, антитезы.
Илья Муромец
– главный герой киевского
цикла былин.
Важнейшие из них: «Исцеление Ильи
Муромца», «Илья и Соловей-разбойник»,
«Илья и Сокольник», «Илья в ссоре
с князем Владимиром», «Илья и
Калин-царь», «Илья и Идолище поганое».
Наиболее древними считаются былины о
бое Ильи Муромца с Соловьем-разбойником
и о бое с Сокольником (его сыном).
Еще в XIX веке ученые
задумывались над тем, кто стоит за
былинным образом противника русского
богатыря – Соловья-разбойника. Одни в
нем видели мифическое существо –
олицетворение сил природы, бортника-древолаза,
другие высказывали мнение о заимствовании
этого образа из фольклора других народов.
Третьи придерживались взгляда, согласно
которому Соловей – обычный человек,
занимающийся разбоем. За свое умение
громко свистеть он был прозван Соловьем.
В былинном повествовании Соловей-разбойник
изображен как существо, живущее в лесах
со всем своим выводком.