Закончите рассказ подростка тяжелый период наступил неожиданно начались осложнения с родителями

Задача урока. Уметь объяснять понятия: алкоголизм, курение, наркомания, пьянство, СПИД.

Судьба писателя. Расскажем об известном американском писателе Джеке Лондоне (1876–1916). Он писал о смелых и отважных людях, с несгибаемой волей и силой духа. К сожалению, сам писатель оказался беспомощным перед безжалостным врагом.

С раннего детства Джек был предоставлен самому себе. Он надолго уходил из дома, бродяжничал, был «устричным пиратом»: воровал устриц из чужих садков. Постепенно под влиянием приятелей пристрастился к выпивке. Старался «не ударить в грязь лицом», пил наравне со старшими. Предрекали, что он не протянет и года, умрёт от алкоголизма.

Но Джек победил свой недуг. Он начал писать рассказы и стихи. Не сразу их стали печатать, но он не терял оптимизма. Со временем Лондон стал популярным писателем. Он много путешествовал, участвовал в общественной деятельности, занимался самообразованием.

Но последние годы его жизни были трагическими. Неожиданно навалилась депрессия, одна за другой пришли болезни. Вновь проснулась тяга к алкоголю. Этот умный, талантливый, красивый человек ушёл из жизни в 40 лет.

Дж. Лондон

Он сказал однажды, что алкоголь собирает с человечества чудовищную дань, пожирая молодость, подрывая силы, подавляя энергию, губя цвет рода людского. Его жизнь подтверждает эти слова.

Увы, подобных примеров можно привести множество.

Враги человека. Пьянство, алкоголизм искалечили жизнь миллионов людей. Это серьёзные психические и телесные заболевания. Болезнь, губящая человека, начинается с «выпивок по случаю», затем наступает период пьянства, которое приводит к алкоголизму – болезненной зависимости от алкоголя. Алкоголизм очень трудно лечить. Деградирует личность, гибнет все ценное, что есть в человеке: его интересы, умения, талант, доброта, стремление к красоте. В поисках отравляющего зелья человек часто совершает правонарушения и даже преступления.

К сожалению, не все ясно представляют вред и другого массового «увлечения» – курения. В табаке содержатся яды, которые разрушают клетки мозга, кровеносные сосуды, лёгкие. Курение вызывает рак, хронический бронхит, болезни сердца.

Наркомания. У тела и души есть ещё более коварный враг – наркомания, непреодолимое, болезненное пристрастие к употреблению одурманивающих веществ, наркотиков. Наркоман не принадлежит сам себе, все его помыслы направлены на поиск чудовищного зелья. Наркомания – это болезнь, она превращает человека в животное. Никаких духовных интересов у наркомана не остаётся. Если нет наркотиков, он мучается от «ломки» – дикой боли во всём теле, доводящей до исступления. Поэтому наркоман идёт на всё, совершает любое преступление, чтобы только добыть наркотик.

Коварство этой болезни заключается в том, что, только заболев, став наркоманом, несчастный узнаёт все её ужасные проявления. А поначалу кажется, что ничего страшного не произойдёт, если «попробовать разочек» таблетку, сигарету с травкой… Привыкание происходит очень быстро.

Часто бывает так: живёт дружная, хорошая семья: мама, папа и сын. Мальчик рос умным и здоровым. Закончил школу, поступил в университет, неплохо учился. Но вдруг с ним произошла страшная перемена. Он исхудал, лицо стало серым и безжизненным, глаза потухли. «Наверное, серьёзно болен», – думали соседи. Юноша действительно заболел. Он перестал быть самим собой. Его жизнь превратилась в сущий ад: поиски наркотика, постоянные страдания, угрызения совести, муки родителей, не знавших, чем помочь сыну. Он погибал и едва не умер, приняв чрезмерную дозу наркотического яда. Попал в больницу. Врачи пытаются ему помочь, лечение предстоит долгое и болезненное. Юноша хочет вернуться к нормальной жизни. Сумеет ли? Хватит ли силы воли? Сможет ли отказаться от гибельного пристрастия? Кто знает, наркотики – коварный и страшный враг.

Поэтому надо запомнить главное правило профилактики наркомании: не пробовать ни разу ни один из наркотиков и даже не прикасаться к ним.

Наркоманы не живут долго. Они умирают в течение нескольких лет после наступления болезни. Старых наркоманов просто не бывает.

Многие действия, связанные с наркотиками, являются преступлениями и караются законом. Это, в частности, распространение (включая безобидное «угощение») и хранение наркотиков, выращивание сырья и др.

СПИД. С наркоманией связана болезнь, которую назвали чумой XX века. Это СПИД, синдром приобретённого иммунодефицита. Многие наркоманы заболевают этим смертельным недугом. Организм теряет иммунитет, т. е. способность бороться с инфекциями, оказывается беззащитным перед любыми микробами и вскоре погибает.

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), приводящий к СПИДу, передаётся через кровь при уколах заражённым шприцем, половым путём (при случайных контактах) и от больной или инфицированной матери ребёнку.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в ближайшие годы число мужчин, женщин и детей, заболевших СПИДом, увы, существенно вырастет. Прогнозы таковы, что больных СПИДом станет в десятки раз больше.

Победить эту страшную болезнь медицина пока не может. Что же делать? Вести себя достойно и порядочно, следовать требованиям гигиены и санитарии, ответственно относиться к собственной жизни.

* * *

• Вопросы и задания к параграфу

1. Почему сложилась трагически жизнь Джека Лондона?

2. Чем опасны пьянство и алкоголизм? Можно ли бороться с ними? Как?

3. Почему курение опасно для здоровья? Курите ли вы? Пытаетесь ли бросить эту пагубную привычку?

4. Что такое наркомания? Чем коварна эта болезнь?

5. К каким последствиям может привести даже один-единственный укол наркотика?

6*. Используя данные Интернета, приведите статистику роста наркоманов в мире и в нашей стране за последние 30 лет. Сравните эти данные.

7. В чём особенности СПИДа и как передаётся эта болезнь? Как можно её победить?

8. Как влияет социальное окружение на втягивание подростка в пьянство, курение, наркоманию? Приведите примеры.

• Обсудите на уроке

Шёл в церковь, а попал в кабак (пословица).

Страсть в сердце человека сначала – паутина, потом – толстая верёвка. Страсть вначале – как чужой, после – как гость и, наконец, как хозяин дома (Талмуд).

Из письма Леонида Андреева Максиму Горькому: «…я, когда пью, становлюсь настоящим сумасшедшим. Как будто проваливаюсь в какую-то чёрную яму, из которой то выхожу благополучно, то разбитый, в кровоподтёках… Когда выпью две-три рюмки, не могу уже не пить до конца… В том-то и горе, что пьянство почти сначала было не в моей воле… И уже давно я борюсь с водкой, и долго борьба была безуспешна, так как водка поддерживалась бессмыслицей моей жизни. Только с начала моего писательства и знакомства с тобою борьба стала успешнее, и постепенно, шаг за шагом, водка стала вытесняться из моей жизни…»

Из ответного письма Максима Горького: «…милый ты мой друг – напрасно ты столь длинно объяснял то, что я понимаю и без твоей помощи до ужаса ясно… Знаешь ты, что меня страшно мучило после этой истории и почему я не могу до сей поры видеть тебя? Это чувство жалости и отвращения. От этой проклятой болезни в тебе родилась боязнь чего-то, некий, непонятный мне, страх. Я – ничего не боюсь и страстно хотел бы передать тебе моё мужество, оно есть у меня. Что сделать, как внушить тебе необходимость лечиться? Теряюсь. А вижу – это невозможно. Слушай, попробуй все яды, все кислоты, огонь – если нужно – но – освободи себя из унижения, из этой безвольщины!..»

Нет ни одного органа человеческого тела, который не подвергался бы разрушительному действию алкоголя.

Алкоголь не обладает ни одним таким действием, результаты которого не могли бы быть достигнуты безопаснее и надежнее другими средствами.

Нет такого состояния, при котором необходимо назначать алкоголь.

Необходимость исключения алкоголя из списка лекарственных средств является выводом из множества научных наблюдений и точных лабораторных исследований (из резолюции Пироговского съезда врачей, 1915 г.).

Пьяному что мечеть, что синагога (Саади, персидский поэт).

Долголетие, здоровье, счастье – дело рук человека (А. М. Кирхенштейн, учёный-микробиолог).

Истинно могуч тот, кто побеждает самого себя (восточная мудрость).

• Задания для самостоятельной работы

1. Один пьяница на приёме у врача-нарколога рассказал: «Я неделю пил и вот как-то ночью проснулся от необъяснимого страха. Ясно услышал сверху грозный голос: „Вот он! Вот он – позор и несчастье семьи!“ Я голову под подушку, а этот Некто всё ближе: „Не прячься, не прячься, всё равно вижу! – и наводит пистолет. – Позор! Таким не место! Таких к стенке!“ Тут уж я не выдержал, сбросил подушку, одеяло и кричу: „Стреляйте! Нате!“ – рубаху на груди рванул…» Попытайтесь дать заключение о психическом здоровье рассказчика.

2. Вспомните, как называют вино в народе, и сделайте вывод об отношении к пьянству.

3. Из следующего ряда причин курения выделите, с вашей точки зрения, две главные: постоянная усталость, подражание старшим, желание выглядеть взрослым, глупость, нежелание отставать от других, мода. Объясните почему.

4. Закончите рассказ подростка. «Тяжелый период наступил неожиданно. Начались осложнения с родителями. В школе дела шли всё хуже и хуже. Рассорился с приятелем. А тут знакомые из соседнего двора стали предлагать таблетку. „Попробуй, – говорили они, – и тебе сразу станет легче“. Я долго колебался. Страха не было. Просто я знал, что это пропасть, из которой не выбраться. Вместо этого я решил сделать вот что…»

5. Приведите причины пьянства, особенно среди молодёжи. Расскажите об известных вам из жизни, литературы или кинофильмов случаях победы «зелёного змия» над людьми.

6. Какое утверждение вам кажется наиболее правильным? Почему? Обоснуйте свой ответ.

Если пить умеренно, никакого вреда здоровью не будет.

Не следует терять головы, когда употребляешь алкоголь, – недаром в народе говорят: «Пей да дело разумей».

Даже малая доза алкоголя вредна, ибо с малого начинается большое, в данном случае – пьянство и алкоголизм.

• Работа с текстом

Будьте здоровы!

1. В большинстве болезней виноваты не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.

2. Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым. Пока она даже не может научить человека, как стать здоровым.

Больше того: бойтесь попасть в плен к врачам! Порой они склонны преувеличивать слабости человека и могущество своей науки, создают у людей мнимые болезни и выдают векселя, которые не могут оплатить.

3. Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек, к счастью, столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти всегда. Только необходимые усилия возрастают по мере старения и углубления болезней.

4. Величина любых усилий определяется стимулами, стимулы – значимостью цели, временем и вероятностью её достижения. А ещё характером! К сожалению, здоровье как важная цель встает перед человеком, когда смерть становится близкой реальностью. Однако слабого человека даже страх смерти не может надолго напугать.

5. Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закаливание, время и умение отдыхать. И ещё пятое – счастливая жизнь! К сожалению, без первых условий она здоровья не обеспечивает. Но если нет счастья в жизни, то где найти стимулы для усилий, чтобы напрягаться и голодать? Увы!

6. Природа милостива: достаточно 20–30 минут физкультуры в день, да такой, чтобы вспотеть и чтобы пульс участился. Если это время удвоить, то будет вообще отлично.

7. Нужно ограничивать себя в пище. Поддерживайте нормальный вес: как минимум рост (в см) минус 100.

8. Уметь расслабляться – наука, но к ней нужен ещё и характер. Если бы он был!

9. О счастливой жизни. Говорят, что здоровье – счастье уже само по себе. Это неверно: к здоровью легко привыкнуть и перестать его замечать. Однако оно поможет добиться счастья в семье и в работе. Помогает, но не определяет. Правда, болезнь, она уж точно – несчастье.

(Н. М. Амосов, хирург)

• Темы для проектной деятельности, рефератов, дискуссий

1. Вино с разумом не ходит (пословица).

2. Работа денежку копит, хмель денежку топит (пословица).

3. Почему многие люди, прекрасно зная о вреде алкоголя и табака, всё равно выпивают и курят?

4. Я не буду пить и курить, потому что…

• Словарь урока

Алкоголизм – тяжёлое заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков и приводящее к психическим и физическим расстройствам.

Галлюцинации – бред, видения; зрительные, слуховые и другие представления, возникающие вследствие психического расстройства.

Деградировать – вырождаться, распадаться, приходить в упадок, утрачивать ценные свойства и качества.

Депрессия – угнетённое, подавленное психическое состояние.

Инкубационный – скрытый период болезни.

Инфицированный – заражённый вирусом (возбудителем болезни).

Нестерильность – нарушение норм гигиены, например использование необеззараженных медицинских инструментов.

Талмуд – собрание религиозно-моральных и правовых заповедей и норм иудаизма.

Закончите рассказ подростка. «тяжелый период наступил неожиданно. начались осложнения с родителями. в школе дела шли всё хуже и хуже. рассорился с приятелем. а тут знакомые из соседнего двора стали предлагать таблетку. „попробуй, – говорили они, – и тебе сразу станет легче“. я долго . страха не было. просто я знал, что это пропасть, из которой не выбраться. вместо этого я решил сделать вот что…»

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Обществознание, 04.03.2019 06:20

Основные признаки по которым можно определить положение человека в обществе

Ответов: 3

Иконка предмета

Обществознание, 07.03.2019 20:51

Что является ценным в общении с близкими людьми?

Ответов: 3

Иконка предмета

Обществознание, 08.03.2019 08:20

Напишите эссе на тему: религиозная толерантность. буду !

Ответов: 2

Иконка предмета

Обществознание, 08.03.2019 14:20

Запиши основную мысль стихотворения. «единство, — возвестил оракул наших дней,- быть может спаяно железом лишь и » но мы попробуем спаять его любовью.- а там, увидим что

Ответов: 2

Иконка предмета

Обществознание, 08.03.2019 15:00

Написать эссе на тему : «государство — объединение множества людей, подчиненных правовым законом»( и. кант)

Ответов: 2

Иконка предмета

Обществознание, 08.03.2019 17:50

Эссе на тему: если все мыслят одинаково, значит никто не мыслит». (можно по подробнее)!

Ответов: 3

Иконка предмета

Обществознание, 08.03.2019 20:10

Максим хорошо учиться , при подготовки к экзамену он читает учебник, справочную , решает , консультируется по непонятным вопросам с учителем. одним из средств этой деятельности является 1) экзамен 2) отметка 3)
косультация 4)учитель

Ответов: 3

Иконка предмета

Обществознание, 08.03.2019 23:10

Объясните почему национальность не является ни заслугой ни недостатком человека

Ответов: 3

Иконка предмета

Обществознание, 08.03.2019 23:20

Ккакой группе расходов можно отнести затраты на приобретение книг, посещение кинотеатров, выставок, занятия плавание в бассейне? свой ответ объясни.

Ответов: 3

Иконка предмета

Обществознание, 09.03.2019 02:10

На парламентских выборах в великобритании в 1945 г. многие не сомневались в том, что успех обеспечен лидеру консервативной партии, премьер-министру у. черчиллю-одному из главных организаторов победы над германией
во второй мировой войне. однако на проходивших весной 1945 г. выборах выиграл лидер лейбористской партии к. эттли, который выглядел рядом с у. черчиллем незначительной фигурой, но предложил избирателям широкую и
конкретную программу развития страны. сделайте все возможные выводы из факта

Ответов: 4

Иконка предмета

Обществознание, 09.03.2019 08:50

Человеку даётся не только жизнь один раз, но и совесть». объясните высказывание! *

Ответов: 3

Иконка предмета

Обществознание, 09.03.2019 12:30

Подбери по материалам газет и журналов примеры предприятий, осуществляющих различные виды предпринимательской деятельности

Ответов: 4

Вопросы по другим предметам:

Категория

Категория

Геометрия, 21.09.2021 00:01

Категория

Математика, 21.09.2021 00:01

Категория

Русский язык, 21.09.2021 00:01

Категория

Математика, 21.09.2021 00:01

Категория

Қазақ тiлi, 21.09.2021 00:01

Категория

Алгебра, 21.09.2021 00:01

Категория

Геометрия, 21.09.2021 00:01

Категория

Қазақ тiлi, 21.09.2021 00:01

Категория

Українська мова, 21.09.2021 00:01

Подростковый кризис

Содержание статьи

  • Физиологические причины
  • Психология подросткового кризиса
  • Фазы подросткового кризиса
  • Проявления в подростковом возрасте
  • Особенности протекания у девочек и мальчиков
  • Рекомендации родителям по преодолению кризиса

Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.

Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.

В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.

Физиологические причины

Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.

Вместе с интенсивным ростом организма меняется и форма тела. Развиваются гендерные признаки, меняется гормональный фон, перестраивается эндокринная система, активизируются железы внутренней секреции. При чем половое созревание у девочек начинается раньше на 1-2 года и заканчивается уже к 15-16 годам. В возрасте 10-12 лет они обгоняют мальчиков в росте. Однако к 15-16 годам мальчики уже значительно выше девочек и при этом продолжают расти до 18-20 лет.

Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.

В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:

  • скачки артериального давления – зачастую наблюдается гипертония, однако вариантом нормы является и гипотония;
  • головокружения, головные боли;
  • слабая концентрация, рассеянное внимание;
  • учащенное сердцебиение (тахикардия), ощущение сдавленности в области сердца;
  • одышка;
  • обморочные состояния;
  • быстрая утомляемость;
  • повышенная возбудимость, расстройства сна.

Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.

Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.

Психология подросткового кризиса

Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.

Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.

В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.

Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.

В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.

С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:

  • проходит половую идентификацию, принимает на себя мужскую или женскую роль;
  • принимает свою внешность со всеми изменениями;
  • меняет форму общения с окружающими: родителями, сверстниками и др.;
  • принимает новый стиль отношений, превращается из ребенка в равноправного ответственного члена общества со зрелым поведением;
  • развивает интересы, находит направления для развития своих способностей, последующего профессионального ориентирования.

Фазы подросткового кризиса

Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:

  1. Негативная, или предкризисная. Самый ранний этап, который может проявлять первые признаки уже в 9-10 лет. Характеризуется началом перехода к новому типу взаимодействия с окружающими. Ребенок начинает отказываться от старой системы ценностей, ломает стереотипы, меняет отношение к себе и окружающим. Детские отношения с родителями больше его не устраивают, но ко взрослой системе взаимодействия он еще не готов. У ребенка появляются новые интересы, другие взгляды, начинает меняться окружение.
  2. Непосредственно кризисная стадия. Зачастую этот этап достигает пика в 13-15 лет. Проявляться может по-разному: от максимального протеста, конфликтности и раздражительности во всех жизненных сферах, до поэтапного перехода к новым ролям, отношениям и самовосприятию. Развиваются новые способы мышления, появляются другие возможности, интересы. Подросток отстаивает свое мнение и возможность самостоятельно принимать решения, отделяется от родительского влияния, контроля.
  3. Позитивная, или посткризисная. Считается завершающим этапом пубертатного кризиса. В этом периоде подросток уже формирует ценности и приоритеты, определяет вектор дальнейшего развития, интересов. Половое созревание практически окончено, место в социуме среди сверстников – определено. Подросток укрепляет ядро интересов и в дальнейшем продолжает его развивать.

Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.

Проявления кризиса в подростковом возрасте

Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:

  • Снижение успеваемости в школе, работоспособности. Физиологические и психические перемены, смена типа мышления напрямую влияют на обучение ребенка. Он плохо справляется с творческими заданиями, теряет концентрацию, заинтересованность в обучении. Даже незначительная критика может отбить желание углубляться в определенную сферу или тему.
  • Негативные реакции. Даже самые покладистые дети стремятся сепарироваться от родителей, в связи с чем часто проявляют вспыльчивые реакции даже в привычных ситуациях. Естественными проявлениями негативизма являются пессимистичные настроения, повышенная раздражительность, неудовлетворенность собой, капризы, нервозность.

По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:

  • Реакции эмансипации. Ребенок хочет самостоятельности, и эта реакция выражается в избегании контроля родителей, отрицании привычных ценностей, уходе к общению с ровесниками. Подросток демонстрирует независимость и самостоятельность, требует признавать его равность и считаться с его мнением.
  • Реакции самоутверждения. Преимущественно выражается в общении со сверстниками и проявлении интереса к противоположному полу. В этот период друзья становятся главным авторитетом, появляется интерес к романтическим отношениям.
  • Реакции поиска новых интересов. В переходном возрасте интересы подростка распыляются на множество направлений: поиск себя, стремление к неизвестному и новизне, погружение в информативно-коммуникативные сферы. Подросток глубоко увлекается каким-либо интеллектуально-эстетическим направлением (музыкой, кино, философией и др.), ищет телесно-мануальные практики (занимается своим телом, повышает выносливость, силу), развивает лидерские качества (пытается занять достойную позицию среди сверстников), погружается в информационное поле (проводит много времени в Интернете, социальных сетях).

Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков

У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.

У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:

  • Агрессия, злость. Манера поведения меняется в отношениях как со сверстниками, так и со взрослыми – родителями, педагогами. Связано это преимущественно с повышением выработки тестостерона в организме.
  • Внезапные всплески эмоций. Перепады настроения, как и беспричинная агрессия, обусловлены гормональными изменениями.
  • Притупленное чувство страха. Подростки часто занимаются экстремальными видами спорта и решаются на необдуманные поступки. Причина – также в смене уровня тестостерона.
  • Стремление к самостоятельности. Мальчики хотят, чтобы их воспринимали как взрослых мужчин. Для этого им нужно своими силами решать проблемы, что далеко не всегда под силу подростку. Неспособность самостоятельно справляться с неурядицами становится причиной нарушения душевного равновесия.
  • Желание вести образ жизни, присущий взрослым мужчинам. Подростки хотят совершать громкие поступки и даже подвиги. Однако не всегда осознают последствия необдуманных действий.
  • Интерес к интимным аспектам жизни. Проявляется в сильном влечении к противоположному полу.
  • Озабоченность внешностью. Неправильно считать, что мальчики меньше переживают за свой внешний вид, чем девочки. Перемены во внешности делают подростков уязвимыми, а неудовлетворенность собственным обликом приводит к замкнутости, неуверенности, низкой самооценке. Они не терпят критики в свой адрес, а любой опрометчивый комментарий воспринимают максимально негативно.

У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:

  • Обеспокоенность внешностью. Девочки остро воспринимают свое несоответствие общепринятым канонам красоты. Особенно ярко это развивается на фоне популяризации социальных сетей. Они хотят быть похожими на красивых подруг, артистов, инфлюенсеров. Начинают следить за модой, хотят одеваться в трендовые вещи.
  • Желание привлекать внимание. Подростки стремятся показать, насколько интересен их внутренний мир и необычны взгляды на жизнь. Чтобы привлечь внимание, используют провокационное поведение, одеваются в слишком броские наряды, наносят выразительный макияж, красят волосы в яркие цвета.
  • Перепады настроения. У девочек, как и у мальчиков, гормональные скачки вызывают перепады настроения, раздражительность, вспышки гнева и агрессии.
  • Интерес к противоположному полу. В отличие от мальчиков, девочек больше интересует платоническая любовь. Часто в этом возрасте они влюбляются. Если первая любовь оказывается безответной, это может привести к серьезным осложнениям кризиса – замкнутости, депрессии, суицидальным наклонностям.

Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.

Рекомендации родителям по преодолению кризиса

Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.

Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:

  • Ненавязчиво войти в окружение. Доброжелательный, спокойный подход поможет преодолеть непонимание и агрессию. Участие в жизненных ситуациях, общие интересы позволят ненавязчиво помогать ребенку решать проблемы по мере необходимости.
  • Интересоваться увлечениями. Не лишним будет разделять интересы ребенка, обсуждать с ним его хобби, разговаривать о его мыслях и узнавать точку зрения на разные вопросы.
  • Терпеливо относиться к эмоциональным перепадам. Бурная реакция не должна вызывать взрыв эмоций в ответ.
  • Предоставлять свободу. Важно обеспечить ребенку свое пространство, при возможности – личную комнату. Следует сдерживать свое желание контролировать его действия, увлечения, эмоции.

В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:

  • Отказаться от нотаций. Даже маленькие дети не любят нравоучения, а у подростка они вызовут только протест и агрессию. Уже через несколько минут его внимание переключится на что-то другое.
  • Не обвинять, не критиковать. Любые замечания нужно выдвигать в экологичной форме, без обвинений, нравоучений и навязывания.
  • Обсуждать между делом. Подростки не всегда готовы к серьезным разговорам с глазу на глаз. Повышенное внимание к проблемам ребенка заставит его думать, что в его самостоятельности сомневаются. Но осторожная беседа во время совместной деятельности принесет результаты.
  • Не повышать тон. Спокойные разговоры более эффективны, чем крики и скандалы.
  • Хвалить. Из-за неуверенности подростки очень нуждаются в похвале, одобрении.
  • Общаться с ребенком в мессенджерах, социальных сетях. Дети много времени проводят в смартфонах, планшетах. Переписки в мессенджерах для них привычны. Общение в такой среде позволит вести разговоры в комфортном для ребенка русле.

Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.

Записаться на прием

  • Замешенное тесто как пишется и почему
  • Замешанный раствор как пишется
  • Замешанный в преступлении как пишется правильно и почему
  • Замешанный в преступлении как пишется от какого глагола
  • Замешанный в историю человек как пишется