Vilen
В лесу
вечером
Темнота быстро
надвигалась. Мы ускорили шаг, но лес словно хватался за нас. Ноги то и дело
проваливались, задевали за корни, скользили. Ветки били по лицу, а каждый
прямой сучок норовил ткнуть в глаз, ободрать кожу и вцепиться в одежду. Вдруг
мне показалось, что на этой тропинке мы не одни… Никаких особых следов
присутствия, только чувство. Как правило, именно чувствам и доверяешь в
подобных ситуациях, логика совершенно отключается. Но друзья шли вперед и я,
конечно, не остановился. Только сказал:
— Жуткое
местечко!
— Макс,
трусишь? — тут же вцепился Сережка.
— Нет,
восхищаюсь! Я ведь сам хотел.
— Ага… и
получил, — хмыкнул шедший рядом Димка.
До деревни было
еще километра четыре. Можно было свернуть влево и минут через десять выйти на
проселочную дорогу, по которой идти явно легче, чем блуждать в лесу. Но не
хотелось. Ведь это действительно здорово: пытаться различить в темноте коряги,
шагая с друзьями по давно нехоженой тропе!
Димка и Серж
согласились сразу. Они вообще рисковые ребята. Я только недавно подружился с
ними и решил предложить свое «приключение».
— Хей, здесь гриб! — взвыл отставший Сережка. — Гигантский!
— Да хоть съешь
его, — буркнул Дима, — с червями! — Но все же остановился и подошел к грибу.
Да, гриб
поражал. Никогда не думал, что такие бывают. Прямо мне
по колено. Темный, но, кажется, не мухомор.
— Есть фонарь?
— Держи, — я
протянул Серёге карманный фонарик.
Гриб оказался
красным. Сергей направил луч под шляпку, и мы увидели черные проточины.
— Тухлятина! — прокомментировал Димон.
— Есть идея: давайте собьем его вместе?!
— Ну, давай! —
кивнули я и Сережка.
Нога у гриба
была толстой, но затеянное вполне удалось осуществить.
Поверженный воин пал, красная шляпа отвалилась и раскололась, а мы, весело
хохоча, двинулись дальше. Неожиданно тропинка закончилась, пришлось пробираться
наугад; но мы были уже совсем близко к деревне.
— Поль опять
свои песни поет! — заметил я, различив пение старика и прикинув, что движемся
мы в верном направлении.
— Не пойму я
его: каждый вечер! — возмутился Димка.
— Я спрашивал —
говорит, что песни помогают уснуть с чистым сердцем, — ответил я. — До завтра
тогда?
— Ага,
забредай, Макс!
Я пошел к дому.
Тянуло уснуть. Но завтра обязательно проснуться, ведь я решил для себя, что
теперь каждый день будет необычным. А их еще предстояло очень много до конца
каникул.
— Ясного утра!
— буркнул я кошке и отправился в ночное странствие к еще более необычным
грибам. Кошка не ответила, но легла рядом и мурлыкала всю ночь. По крайней
мере, мне так показалось: когда солнце разбудило меня, я все еще слышал ее
мурлыканье.
Русский язык 9 класс — Рабочая тетрадь к учебникам Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. «Русский язык (5 — 9 классы) — Е. А. Ефремова 2017
Сложносочинённое предложение (ССП)
Это предложение, в составе которого предикативные части (простые предложения) равноправны по смыслу и связываются сочинительными союзами.
Таблица 1
Сравните данную таблицу с теоретическим материалом учебника. Обобщите сведения и перескажите их со своими примерами.
Ответ
24. Данные предложения продолжите дважды, чтобы сначала получились простые предложения с однородными членами, а затем — сложносочинённые.
1. Зашелестели листья и …
2. Приближалась зима и …
3. Шумело море и …
4. Взошло солнце и …
В сложносочинённом предложении ставим знак тире, если смысловые отношения между его частями строятся по схеме: одномоментное действие и его результат.
Я встретил вас — и всё былое в отжившем сердце ожило. С колесницы пал Дадон, охнул раз — и умер он. (А. Пушкин)
Ответ:
1. Зашелестели листья и травы.
2. Приближалась зима и морозы.
3. Шумело море и холодный ветер.
4. Взошло солнце и побеги недавно посеянных цветов.
1. Зашелестели листья, и запели птицы.
2. Приближалась зима, и дети готовились лепить снеговиков.
3. Шумело море, и огромные волны сбивали с ног.
4. Взошло солнце, и закукарекали петухи.
25. Продолжите предложение, чтобы получилось сложносочинённое, по указанной выше схеме.
Удар колокола — и …
Дирижёр подаёт знак — и …
Раздался бой курантов — и …
Щёлкнул выключатель — и …
При наличии общего второстепенного члена запятая перед союзом И в сложносочинённом предложении не ставится.
Иногда я опаздывал и меня ругали.
Ответ:
Удар колокола — и ожил весь город.
Дирижёр подаёт знак — и музыканты начинают играть.
Раздался бой курантов — и все начали друг друга поздравлять.
Щёлкнул выключатель — и в комнате повисла темнота.
26. Расставьте знаки препинания в предложениях.
1. По ночам подмораживало и звёзды усеивали небо. (И. Бунин) 2. Шелестят зелёные серёжки и горят серебряные росы. (С. Есенин) 3. В разгаре лета клонится пшеница и солнцем пахнет спелое зерно. 4. Гроза разразилась и дождь освежил томящуюся2 землю.1 5. Сначала подъехала «скорая помощь» затем из неё вытащили носилки. 6. Возле балкона играла гитара и кто-то пел. 7. После летних жарких дней наступает похолодание и бесконечно льёт дождь. 8. Из грузовика выносили мебель и в подъезде нового дома уже скопились жильцы.
Ответ:
1. По ночам подмораживало и звёзды усеивали небо. (И. Бунин) 2. Шелестят зелёные серёжки, и горят серебряные росы. (С. Есенин) 3. В разгаре лета клонится пшеница и солнцем пахнет спелое зерно. 4. Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю. 5. Сначала подъехала «скорая помощь», затем из неё вытащили носилки. 6. Возле балкона играла гитара и кто-то пел. 7. После летних, жарких дней наступает похолодание и бесконечно льёт дождь. 8. Из грузовика выносили мебель и в подъезде нового дома уже скопились жильцы.
27. Определите смысловые отношения в сложных предложениях: 1 — одновременность, 2 — последовательность, 3 — противопоставление, 4 — чередование явлений, 5 — одно явление. Расставьте знаки препинания.
1. Молодой месяц низко в_сел над лесом и нежный его свет бл_стел в дождевых каплях. (К. Паустовский) ( ) 2. Глупый осудит а умный ра_судит. ( ) 3. Лесной океан рас_т_лался до самого горизонта и не было ему н_ конца н_ края. (В. Солоухин) ( ) 4. Не то это было ран_ее утро не то наступал вечер. (А. Фадеев) ( ) 5. То солнце тусклое бл_стит то туча ч_рная в_сит. (Н. Некрасов) ( ) 6. Пугачёв подал знак и меня (тот)час разв_зали и оставили. (А. Пушкин) ( )
Ответ:
1. Молодой месяц низко висел над лесом и нежный его свет блестел в дождевых каплях. (К. Паустовский) 2. Глупый осудит, а умный рассудит. 3. Лесной океан расстилался до самого горизонта, и не было ему ни конца, ни края. (В. Солоухин) 4. Не то это было раннее утро, не то наступал вечер. (А. Фадеев) 5. То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. (Н. Некрасов) 6. Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили. (А. Пушкин)
28. Итоговая работа. Определите смысловые отношения в сложносочинённых предложениях, расставьте знаки препинания, орфограммы и условия их выбора обозначьте. Сделайте грамматические разборы.
1. Ра_крыты окна.
2. Веет тёплый ветер и лё_кий пар клубит_ся у реки и шумно солнцу радуют_ся дети и думают о жизни старики. (М. Исаковский) ( )
3. То скрипн_т дверь то тихо откро_тся калитка. (В. Короленко) ( )
4. К концу дня дождь перестал и ветер начал заметно ст_хать. (А. Чехов) ( )
5. Но вот опять хлынули играющие лучи и весело и вел_чаво подн_ма_тся3 могучее св_тило. (И. Тургенев) ( )
6. Выход_т лето из весны и в осень поз_нюю уход_т.4 (С. Маршак) ( )
Ответ:
1. Раскрыты(ск.) окна(п.).
2. Веет(ск.) тёплый(опр.) ветер(п.), и(с.) лёгкий(опр.) пар(п.) клубится(ск.) у реки(обст.), и(с.) шумно(обст.) солнцу(доп.) радуются(ск.) дети(п.), и(с.) думают(ск.) о жизни(доп.) старики(п.). (М. Исаковский)
3. То(с.) скрипнет(ск.) дверь(п.), то тихо(обст.) откроется(ск.) калитка(п.). (В. Короленко)
4. К концу дня(обст.) дождь(п.) перестал(ск.), и(с.) ветер(п.) начал(ск.) заметно(обст.) стихать(ск.). (А. Чехов)
5. Но вот опять(обст.) хлынули(ск.) играющие(опр.) лучи(п.), — и(с.) весело(обст.) и(с.) величаво(обст.) поднимается(ск.) могучее(опр.) светило(п.). (И. Тургенев)
6. Выходит(ск.) лето(п.) из весны(обст.) и(с.) в осень(обст.) позднюю(опр.) уходит(ск.). (С. Маршак)
29. Из двух простых предложений составьте сложное, используя разные средства связи. Какие новые оттенки появились в этих предложениях?
1. Взошло солнце. Туман в долинах оторвался от влажных полян.
2. Высоко в горах мы не видим раскидистых буков. Их незаметно сменили мрачные пихты.
3. Безжизненным, мёртвым кажется лес. Путешественник не услышит в горном лесу кукования кукушки, звонкого свиста дрозда.
4. Дрожат на холодном ветру тоненькие берёзки. Ветер безжалостно треплет их жёлтые, совсем реденькие косички.
Выделите все грамматические основы.
Ответ:
1. Взошло(ск.) солнце(п.), и туман(п.) в долинах оторвался(ск.) от влажных полян.
2. Высоко в горах мы(п.) не видим(ск.) раскидистых буков, поскольку их незаметно сменили(ск.) мрачные пихты(п.).
3. Безжизненным, мёртвым кажется(ск.) лес(п.) — путешественник(п.) не услышит(ск.) в горном лесу кукования кукушки, звонкого свиста дрозда.
4. Дрожат(ск.) на холодном ветру тоненькие берёзки(п.), ветер(п.) же безжалостно треплет(ск.) их жёлтые, совсем реденькие косички.
30. Сократите текст двумя способами (из указанных в начале тетради). Найдите и подчеркните три сложных предложения с разной связью между частями: сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное.
Руки
Большаков остановил машину, вылез из кабины и, тяжело приминая снег, пошёл к цистерне. Он влез на борт и при бледном свете зимнего полудня увидел, как по атласной от мороза стенке стекает непрерывная струйка. Холодок прошёл по его спине. Цистерна текла. Цистерна лопнула по шву. Шов отошёл. Горючее вытекало.
Он стоял и смотрел на узкую струйку, которую ничем не остановить. Так мучиться в дороге, чтобы к тому же привезти пустую цистерну! Мороз обжигал лицо. Стоять долго и просто смотреть — этим делу не поможешь.
Он открыл ящик со своими инструментами, и они показались ему орудиями пыток. Металл был как раскалённый. Но он храбро взял зубило, молоток, кусок мыла, которое было похоже на камень, и влез на борт. Бензин лился ему в руки. Он жёг ледяным огнём. Он пропитывал насквозь рукавицу, он просачивался под рукава гимнастёрки. Большаков сплёвывал, в безмолвном отчаянии разбивал шов и замазывал его мылом. Бензин перестал течь.
Вздохнув, он пошёл на своё место. Проехав километров десять, Большаков остановил машину и пошёл смотреть цистерну. Шов разошёлся снова. Струйка бензина бежала вдоль круглой стенки. Надо было всё начинать сначала. И снова гремело зубило, и снова бензин обжигал руки, и снова мыльная полоса наращивалась на разбитые края шва. Бензин перестал течь. Дорога была бесконечной.
Он уже не считал, сколько раз он слезал и забирался на борт машины, он уже перестал чувствовать боль от ожогов бензина, ему казалось, что всё это снится — дремучий лес, бесконечные сугробы, льющийся по руке бензин.
Неожиданно за поворотом открылись пустые пространства, огромные, неохватные. Дорога шла по льду. Он вёл машину увереннее, радуясь тому, что лес кончился. Машина, подпрыгивая, шла и шла. А где-то внутри его, замёрзшего, жила одна непонятная радость: он твёрдо знал, что выдержит. И он выдержал, груз был доставлен. В Ленинград, фронту. (Н. Тихонов)
Составьте план текста из четырёх микротем.
Ответ:
Большаков остановил машину, вылез из кабины и пошёл к цистерне. Он влез на борт и увидел, как по стенке стекает струйка. Холодок прошёл по его спине. Цистерна лопнула по шву и горючее вытекало.
Он стоял и смотрел на узкую струйку — так мучиться в дороге и привезти пустую цистерну!
Он открыл ящик и, храбро взяв инструменты, влез на борт. Бензин лился ему в руки, пропитывал рукавицу. После того, как Большаков замазал шов мылом, бензин перестал течь.
Проехав десять километров, он заметил, что шов разошелся снова, и повторил проделанную работу.
Неожиданно за поворотом открылись пустые пространства. Он твёрдо знал, что выдержит. Груз был доставлен в Ленинград, фронту.
План
1. Выявление проблемы Большаковым.
2. Устранение проблемы.
3. Повторное появление и устранение.
4. Доставка в пункт назначения.
31. Закончите рассказ «В лесу вечером», употребите предложения с противительными союзами а, но, да, зато. Определите, почему здесь уместны такие предложения.
Темнота быстро надвигалась. Мы ускорили шаг, но лес словно хватался за нас. Ноги то и дело проваливались, задевали за корни, скользили. Ветки били по лицу, а каждый сучок норовил ткнуть в глаз, ободрать кожу или вцепиться в одежду. Вдруг мне показалось, что на этой тропинке мы не одни…
Ответ:
Темнота быстро надвигалась. Мы ускорили шаг, но лес словно хватался за нас. Ноги то и дело проваливались, задевали за корни, скользили. Ветки били по лицу, а каждый сучок норовил ткнуть в глаз, ободрать кожу или вцепиться в одежду. Вдруг мне показалось, что на этой тропинке мы не одни…
Оглянувшись, мы увидели волчонка — он был напуган. Видимо, он потерял свою маму. Мне безумно хотелось подойти к волчонку, но я побоялась.
Недолго думая, мы подкинули малышу кусочек мяса. Нам скоро предстоит выйти из леса, а волчонку неизвестно сколько ещё пробыть без еды. Мы в последний раз обернулись, посмотрев на нежданного гостя, да отправились прочь из леса.
-
Напишите плиз содержание текста «В лесу вечером».Там начинается с предложения если хотите по настоящему отдохнуть,вам не нужно куда-то далеко ехать,не надо искать особых уголков…
-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
brycekeller538
-
Создано:
2 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Литература3 минуты назад
СРОЧНО!! ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ МЦЫРИ И ВИТЯЗЬ В ТИГРОВОЙ ШКУРЕ???
-
Русский язык4 минуты назад
Удалось ли булгакову отразить эпоху 30 годов в романе мастер и маргарита подтвердите цитатами
-
Геометрия12 минут назад
Фастом! ПОМОГИТЕ ПЛИЗЗЗЗ! 7 класс — геометрия — 3 четверть
-
История13 минут назад
СРОСНОООО, ОЧЕНЬ НАДО
-
Химия13 минут назад
Алгебра 7 класс
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.