Законы физики в сказках

Слайд 1

Номинация: «Физика в лирике» Возрастная группа: 8-9 класс Участник конкурса: ученица 9 класса Майорова Лилия Руководитель: Буслаева Елена Яковлевна учитель физики МОУ «СОШ с.Марьино-Лашмино» Год создания презентации: 2012г. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОБУРАССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Муниципальный заочный конкурс «НАША ФИЗИКА» Тема работы: «Сказочная физика» Новые Бурасы-2013

Слайд 2

Цель работы: 1. Выбрать из сказок интересные фрагменты, связанные с физическими явлениями. 2. Проанализировать выбранные сказки, поставить к ним вопрос, связав его с физикой 3. Выяснить, помогают ли сказки в изучении физики?

Слайд 3

Мы все читали и читаем сказки, но не обращали внимания на встречающиеся в них физические явления. В одних сказках физические явления изображаются правдиво и точно. В других сказках физические явления – фантазия и имеют поэтическое преувеличение.

Слайд 4

Физические явления и законы в сказках играют важную роль Тот, кто знает законы природы, Часто торжествуют, А кто не знает – Терпит поражение.

Слайд 5

Физика в сказках. С малых лет известно нам крылатое выражение: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» А еще пушкинское — «Что за прелесть эти сказки!» Действительно, сказке чужды риторика и казенное нравоучение: мораль в ней преподносится не в голом виде, а с помощью живого, убедительного примера. Яркость и нарядность образов достигается путем точных наблюдений в мире природы, а также лаконичных и емких характеристик того или иного персонажа.

Слайд 6

В МИРЕ СКАЗОК Окунемся в волшебство различных превращений, в «чудеса» физических явлений, так искусно описанных в сказках.

Слайд 7

Русская сказка “Два Ивана — солдатских сына” Начали они биться смертным боем; Иван — солдатский сын так быстро и сильно махал своей саблею, что она докрасна раскалилась, нельзя в руках держать! Взмолился он царевне: «Спасай меня, красна девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем море и дай обернуть саблю» 1. Почему сабля раскалилась? (Из-за трения об воздух ) 2. Благодаря какому явлению её горячо было держать? (Теплопроводность железа высокая). ? ?

Слайд 8

Андрей Некрасов . «ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ» «…Гляжу — за нами охотятся. Мгновенно взвесил соотношение сил и вижу — делать нечего, надо бежать. Ну побежали… Добежали до какой-то будочки. Я изнемог, остановился дух перевести, сердце так и колотится — устал. А как же… и возраст, и жара». О каких видах движения идет речь? Какие еще органы человека совершают колебательные движения? ?

Слайд 9

Джанни Родари. «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЧИПОЛЛИНО» «…Но и сыщик тоже заметил, как шевелятся кусты. Он бросился на землю и застыл. Собака последовала его примеру». О каком виде движения идет речь? (колебательное) ?

Слайд 10

русская сказка “Лисичка-сестричка и серый волк” Волк нашел на реке прорубь, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать: «Ловись рыбка и мала, и велика»… Мерзни-мерзни волчий хвост. Хвост и замерз. 1. Какие виды теплопередачи здесь имели место? (замораживание) 2. Почему лисица повторяла; ясни, ясни на небе звезды? (Если небо ясное, то погода холодная) ? ?

Слайд 11

Русская сказка “Зимовье зверей” Пришли к быку в хлев гусь и петух, хором говорят, пусти брат к себе погреться. Бык отвечает «Нет, не пущу». У вас по два крыла, одно постелешь, другим оденешься, так и прозимуете. -Не пустишь, — говорит гусь — так я весь мох из твоих стен повыщиплю, тебе же холоднее будет. Не пустишь — говорит петух — так я взлечу на чердак и всю землю с потолка сгребу тебе. Тебе же холоднее будет. Чем с точки зрения физики были угрозы гуся и петуха? (Они оба увеличивают выход тепла из дома) ?

Слайд 12

русская сказка «Репка» « Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку – Тянут – потянут – И вытянули репку». Какие силы действовали на репку? (на репку действовали силы: сила тяжести репки, сила трения покоя и суммарная сила тяги всех героев) ?

Слайд 13

русская сказка «Лиса и заяц». Жили-были лиса и заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца – лубяная. Пришла весна красна – у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по- старому. О каких явления природы идет речь? (о тепловых явлениях) ?

Слайд 14

русская сказка «Иван Царевич и серый волк.» Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит – на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яблоки. О каких явления природы идет речь? (о световых явлениях) ?

Слайд 15

СКАЗКА «ТРИ СЕСТРЫ» Жил — был царь. У него были три дочери: старшая, средняя и младшая. Младшая была самая красивая, самая любимая. Царь был стар и умен. Он давно издал указ, по которому первая дочь, выходящая замуж получит пол — царства. Зная указ, средняя и старшая дочери очень хотели замуж, и часто из-за этого ссорились. Младшая дочь замуж не собиралась. Чтобы разрешить все вопросы с замужеством и уладить ссоры, царь предложил провести такое соревнование. Он поставил на стол три чайника. Они были совершенно одинаковы, как по внешнему виду так и по вместимости. Царь налил в каждый чайник равное количество воды из ведра. Мои любимые дочери, — начал свою речь царь, — сейчас каждая из вас возьмет по чайнику и отправиться вместе со мной на кухню. Там вы поставите чайники на плиту и дождетесь пока они закипят. Та дочь, у которой закипит чайник раньше, выйдет замуж первой. Как не странно, но расчеты царя были точными, первым закипел чайник у младшей дочери. Почему? Ответ: Младшая дочь замуж не собиралась, ей было безразлично, кипит ли ее чайник. Она крышку чайника не поднимала, пар не выпускала, поэтому ее чайник закипел быстрее.

Слайд 16

Задачи на основе литературных сюжетов Теплопередача 1 Растает ли Снегурочка массой 60 кг при прыжке через костёр, если его общая мощность 10 кВт? Нормальная температура тела Снегурочки — 100С. Ответ : Q1= 2*104 Дж, Q2= 2,1*107 Дж не растает. 2 Какой станет температура воды в бассейне объёмом 10м3 , если в начале она была 150С, а потом в неё нырнул гуманоид, который нагрелся на Солнце до 1000С. Ответ : 880С 3 Змей Горыныч съедает за обедом 5м3 осиновых дров. Сколько часов может вести бой с тремя богатырями, если для битвы Горынычу необходима средняя мощность 30кВт на одного богатыря. Боевой КПД пресмыкающегося 30% Ответ : 2,5 часа

Слайд 17

Задачи на основе литературных сюжетов Основы динамики. 1 Чему равно трение покоя Репки в земле, если Дедка может создавать усилие в 200Н, а усилие каждого последующего персонажа вдвое меньше, чем у предыдущего? Ответ : 393,75Н 2 Коэффициент трения Ильи Муромца о седло 0,2, а коэффициент трения копыт его коня Сивки-Бурки о поверхность родной земли равен 0,3. С каким максимальным ускорением конь может помчаться на битву с врагом. Ответ : 3 м/с2 3 Ракетный двигатель в ступе Бабы-яги развивает усилие в 5 кН. Какое ускорение в вертикальном направлении может получить Баба-яга если её масса вместе со ступой составляет 250 кг. Ответ : 10м/с2

Слайд 18

Помогают ли сказки в изучении физики? Сказки помогают привнести в уроки физики элемент занимательности. Они делают материал ближе и понятнее: ведь в детстве каждый из нас не раз слушал сказки и любил их. Сказки могут использоваться: как средство связующее физику с жизнью, как возможность задать в интересной форме физические вопросы, как темы для написания творческих работ, как способ углубить межпредметную связь физики с литературой.

Слайд 19

При выполнении этой исследовательской работы мы узнали много нового, заинтересовались изучением физики и лучше стали в ней разбираться. Эта работа доступна людям всех возрастов и для решения многих задач достаточно знаний школьного курса физики. Данная работа может быть использована как дидактический материал по физике в урочное и неурочное время. На этом мы не собираемся останавливаться и планируем продолжить свою работу, ведь впереди еще так много интересного. Заключение

Слайд 20

Используемая литература Физика: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.В.Перышкин – М.: Дрофа, 2008г Нестандартные задачи по физике. Для классов естественно-начного профиля / А.И.Семке. — Ярославль: Академия развития, 2007 http :// nsportal.ru / shkola / fizika / library / sbornik-zadach-po-fizike-na-osnove-literaturnykh-proizvedenii — сборник задач по физике на основе литературных сюжетов http://www.glingva.ru/coauthorship/works/detail.php?ID=5329 о физических явлениях в художественной литературе http :// hobbitaniya.ru / tolstoyan /tolstoyan51.php- тексты русских народных сказок

Управление образования администрации Жуковского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Жуковская средняя общеобразовательная школа 2

имени Героя Советского Союза Егора Павловича Новикова

242700, Брянская область, г. Жуковка, ул. Карла Либкнехта, д.2а

Тел. (48334)3-27-32; e-mail: [email protected]

ПРОЕКТ

на тему «Физика в сказках»

по предмету физика

учащегося 7 б класса

Кучина Игоря

Руководитель проекта: Овчинникова Татьяна Владимировна, учитель физики и математики

г. Жуковка

2019 г.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………3-4

2. Практическая часть..…………………………………………………………5-9

3. Заключение……………………………………………………………………10

7. Список использованной литературы и интернет-ресурсов……….……….11

Введение

С малых лет известно нам крылатое выражение: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» А еще пушкинское — «Что за прелесть эти сказки!» Действительно, сказке чужды риторика, и казенное нравоучение: мораль в ней преподносится не в голом виде, а с помощью живого, убедительного примера. Яркость и нарядность образов достигается путем точных наблюдений в мире природы, а также лаконичных и емких характеристик того или иного персонажа. Знакомство с физикой начинается не в школе, а гораздо раньше, с самого раннего детства. С детства все с удовольствием читают сказки. Они несут с собой заряд мудрости и доброты, столь необходимой людям нашего времени. Сказки учат нас быть добрыми, справедливыми, противостоять злу. Они знакомят с образом мышления разных народов. Читая их, мы зачастую не обращаем внимания на встречающиеся там физические явления. Между тем они играют в них немаловажную роль: тот, кто знает законы природы, часто торжествуют, а кто не знает – терпит поражение. В одних сказках физические явления изображаются точно и правдиво, в других имеют поэтическое преувеличение, фантазию.

Актуальность исследования: я считаю свою работу актуальной, так как она повышает интерес к изучению физики и доступна людям разных возрастов, даже не обладающих большими знаниями в области технических наук.
  Цель работы: выбрать из сказок интересные фрагменты, связанные с физическими явлениями, составить сборник задач.

Гипотеза: предположим, что в литературных произведениях можно встретить интересные физические явления.

Задачи:

1. На основе литературных фрагментов составить задачи.

2.Предложить решить эти задачи.

3.Составить сборник задач «Физика в сказках»

Объект исследования – русские народные сказки.

Предмет исследования – литературные фрагменты, связанные с областью физики.

Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используются методы поиска, изучения, анализа, обобщения.

Сказки помогают привнести в уроки физики элемент занимательности. Они делают материал для нас ближе и понятнее: ведь каждый из нас не раз слушал сказки и любит их. Сказки можно использовать, как средство связать физику с жизнью, как возможность задать в интересной форме физические вопросы, как способ углубить связь физики с литературой.

Так окунемся же в волшебство различных превращений, в «чудеса» физических явлений, так искусно описанных в сказках.

Практическая часть

Тема: Механическое движение

  1. Баба-Яга летела в ступе со скоростью 20 м/с в течение 5 минут, затем полчаса бежала 2 км по лесу, затем переплыла пруд шириной 1000 м со скоростью 0,5 м/с. С какой средней скоростью гналась Баба-Яга за бедным Иванушкой?

  2. Какой путь пришлось проделать Ивану Царевичу, если стрела, выпущенная из лука, летела со скоростью 72 км/ч и упала на ближайшее болото через 160 с, где и была поймана Царевной – лягушкой? (русская народная сказка «Царевна лягушка»)

  3. Поехал царевич искать стрелу. Сначала он брел по чаще леса со скоростью 1,2 м/с в течении получаса, затем присел отдохнуть на 15 минут, набрался сил и переплыл реку шириной 840 м за 28 минут. С какой средней скоростью спешил Иван Царевич к своему счастью? (русская народная сказка «Царевна лягушка»)

  4. Сколько времени (в часах и сутках) были в пути Олень и Герда, если они мчались со скоростью 10 м/с и преодолели путь в 1800 км? (Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева»)

  5. Коротышки из цветочного города собрались в полет на воздушном шаре. Авоська и Небоська бегут к месту старта: Авоська со скоростью 1,8 км/ч, Небоська со скоростью 0,45 м/с. Кто бежит быстрее? (Н.Носов «Коротышки в цветочном городе»)

  6. Какой путь пролетел Кай на своих санях вместе с санями Снежной Королевы за 15 минут, если их скорость 20 м/с. Каким вы приняли движение? (Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева»)

  7. Машенька посадила братца на травку под окошко, а сама заигралась с подруженьками и совсем про него забыла. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях. Совершает ли Иванушка движение относительно гуся на котором сидит, относительно полей и лесов? (русская народная сказка «Гуси-лебеди»)

  8. «…Гляжу — за нами охотятся. Мгновенно взвесил соотношение сил и вижу — делать нечего, надо бежать. Ну, побежали… Добежали до какой-то будочки. Я изнемог, остановился дух перевести, сердце так и колотится — устал. А как же… и возраст, и жара». О каких видах движения идет речь? Какие еще органы человека совершают колебательные движения? (Андрей Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»).

Тема: Сила

  1. Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги до 600 Н, бабка -до 100 Н, внучка -до 50 Н, Жучка- до 30 Н, кошка -до 10 Н, а мышка -до 2 Н. Куда направлена равнодействующая всех этих сил? Чему она равна? Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы удерживающие репку в земле, равны 791 Н? (русская народная сказка «Репка»)

  2. Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам. Катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет, да идет за ним – не остановится ни на часок.  Почему именно в сказках берут круглый клубочек?

  3. Дядя Федор уехал в деревню Простоквашино, взяв с собой рюкзак массой 7 кг. Найдите силу, с которой дядя Федор действует на платформу, если его масса 50 кг. (Эдуард Успенский «Дядя Федор, кот и пес»).

Тема: Масса. Плотность вещества.

  1. Баба-Яга, находясь в ссоре с Кощеем решила ему отомстить и рассказала она ему о том, что на морском берегу стоит высокий дуб, на дубу сундук каменный, а в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце золотая игла длиной 5 см и площадью сечения 1 — в ней то и хранится смерть Кащеева. Плотность золота 19300 кг/ . Определите массу этой иглы. (русская народная сказка «Царевна лягушка»).

  2. Последним подарком Феи для Золушки были туфельки из чистого хрусталя, какие и не снились ни одной девушке. Определите плотность хрусталя, если известно, что одна туфелька имела массу 403 г и объем 155 . Выразите плотность в кг/ . О каком физическом теле идет речь и из какого вещества оно изготовлено? (Шарль Перро «Золушка»)

  3. Найдите объем воздушного шара Незнайки, если известно, что плотность теплого воздуха 1,1 кг/ , а для проведения операции «надувания шара» его потребуется 0,033т.

  4. На день рождения Пятачок подарил Винни Пуху шарик, наполненный неизвестным газом. Объем шарика составил 120 см3, а его масса — 0,0108 г. Определите, какой газ был в шарике.

  5. Велел поп работнику своему Балде загрузить за час телегу сосновыми брусками. Балда быстро справился с этой задачей. На сколько увеличилась общая масса телеги после погрузки на нее работником 50 сухих сосновых брусков объемом 20 дм3 каждый? (А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»).

Тема: Давление

  1. Когда принцесса постучала во дворец и попросила остаться, то ей устроили испытание: когда пришло время спать, под многочисленные перины и матрасы ей подложили горошину, и принцесса почувствовала ее. Могла ли принцесса почувствовать горошину на самом деле? (Ханс Кристиан Андерсен «Принцесса на горошине»).

  2. Пчела вонзает жало с силой 10 -5 Н. Какое давление она оказывает на нос Вини Пуха, захотевшего меда, если площадь ее жала равна 3*10 -16 м2?

  3. Площадь подошвы туфельки Золушки 50 . Найдите давление, которое создает Золушка на пол во время бала, если ее масса равна 55 кг.

Тема: Тепловые явления

  1. Жили-были лиса и заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца – лубяная. Пришла весна красна – у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по- старому. О каких явления природы идет речь? (русская народная сказка «Заюшкина избушка»).

  2. Волк нашел на реке прорубь, опустил хвост в прорубь, и начал приговаривать: «Ловись рыбка и мала, и велика»… Мерзни-мерзни волчий хвост. Хвост и замерз.  Какие виды теплопередачи здесь имели место? (русская народная сказка «Лиса и волк»)

  1. Начал Иван — крестьянский сын смертный бой со Змеем- Горынычем. Он так быстро и сильно махал своей саблей, что она докрасна раскалилась, нельзя в руках держать. Взмолился Иван царевич: «Спаси меня, красна девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем море да дай обернуть саблю!» Вопросы: Почему сабля раскалилась? Благодаря какому явлению ее горячо было держать? (русская народная сказка «Иван- крестьянский сын и Чудо-Юдо»).

  2. Пришли к быку в хлев гусь и петух хором говорят: «Пусти брат к себе погреться». Бык отвечает: «Нет, не пущу. У вас по два крыла: одно постелешь – другим оденешься, так и позимуете». «Не пустишь, — говорит гусь, — так я весь мох из твоих стен повыщиплю. Тебе же холоднее будет». «Не пустишь, — говорит петух, — так я взлечу на чердак и всю землю с потолка сгребу тебе. Тебе же холоднее будет». Чем с точки рения физики были согласны угрозы гуся и петуха? (русская народная сказка «Зимовье зверей»).

Тема: Световые явления

  1. Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит – на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яблоки. О каких явлениях природы идет речь? (П.П.Ершов «Конек-горбунок»).

  2. Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало,

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно.

А сороки — Белобоки поскакали по полям,

Закричали журавлям:

«Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил!…»

О каких явлениях природы идет речь? (Корней Чуковский «Краденое солнце»)

Заключение

При выполнении проекта я узнал много нового, заинтересовался изучением физики и лучше стал в ней разбираться. Моя работа доступна людям всех возрастов и для решения многих задач достаточно знаний школьного курса физики. На этом я не собираюсь останавливаться и планирую продолжить свою работу, ведь впереди еще так много интересного.

Список использованной литературы и интернет-ресурсов

  1. .П. Рымкевич Сборник задач по физике.

  2. В.И. Лукашик, Е.И. Иванова Сборник задач по физике

  3. http. //www.skazki.yaxy.ru

  4. http. //www ib.ru

  5. http. //www bayushki.ru › tales.htm

  6. http. //www webskazki.com

  7. http. //www hobbitaniya.ru

  8. http. //www skazzki.ru

Отзыв

на индивидуальный учебный проект

Кучина Игоря

учащегося 7б класса МБОУ Жуковской СОШ №2 им. Е.П. Новикова

на тему «Физика в сказках»

Работа соответствует требованиям, предъявляемым к исследовательской деятельности. Игорь использует различные сведения, демонстрируя знания сверх школьной программы. Данная работа состоит из введения, основной практической части, заключения. Во вводной части даётся обоснование актуальности темы; раскрываются цели и задачи исследования; выдвигаются рабочие гипотезы и методы, используемые в работе для достижения поставленной цели. В ходе выполнения проекта по физике учащийся продемонстрировал способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу, систематизации и интеграции в индивидуальном проекте. Сделан чёткий вывод по проделанной работе. Текст работы выполнен аккуратно, грамотно, с указанием перечня конкретных действий. Игорь провел исследовательскую работу. Теоретическая часть тесно связана с практической. Хорошим дополнением работы является исследовательская часть. Собранный материал был проанализирован, систематизирован и разбит на отдельные тематические разделы. Продукт данного проекта может быть полезен на уроках и во внеурочной деятельности, а так же для дальнейшего исследования данной работы. При работе над теоретической частью была проведена большая работа с литературой и интернет-ресурсами. Результат выполненной работы значимый не только для автора, но и для остальных учащихся. Продуктом данной работы являются сборник задач по физики, над которым учащийся имеет возможность продолжить работу в следующем году.

10.05.2019г. Овчинникова Т.В.

Индивидуальный план выполнения проекта (для обучающихся)

Этап работы над проектом

Виды деятельности

Планируемая

дата

исполнения

Дата

фактически

Подпись

руководителя

Подготовка

Выбор темы учебного проекта и тем исследований обучающегося.

Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.

Сентябрь — октябрь

Октябрь

. Овчинникова Т.В

Планирование

Формулировка задач, которые следует решить. Выбор средств и методов решения задач.

Определение последовательности и сроков работы.

Ноябрь — январь

Январь

Овчинникова Т.В

Достигнутый результат

Самостоятельная работа. Оформление записки, плакатов и др.

Февраль — март

Март

Овчинникова Т.В

Защита

Окончательное оформление проекта для защиты.

Май

Май

Овчинникова Т.В.

Индивидуальный план выполнения проекта (для учителя)

Этап работы над проектом

Виды деятельности

Планируемая

дата

исполнения

Дата

фактически

Подпись

руководителя

Подготовка

Выбор темы учебного проекта и тем исследований обучающегося.

Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.

Сентябрь — октябрь

Октябрь

Овчинникова Т.В.

Планирование

Формулировка задач, которые следует решить. Выбор средств и методов решения задач.

Определение последовательности и сроков работы.

Ноябрь — январь

Январь

Овчинникова Т.В.

Достигнутый результат

Самостоятельная работа. Оформление записки, плакатов и др.

Февраль-март

Февраль-март

Овчинникова Т.В.

Защита

Окончательное оформление проекта для защиты.

Май

Май

Овчинникова Т.В.

БАЖЕНОВ В.М., УШАКОВА О.Н.

ФИЗИКА В СКАЗКАХ

Баженов В.М., Ушакова О.Н.

Физика в сказках ./В.М. Баженов; Ушакова О.Н.Костромской энергетический техникум им. Ф.В. Чижова, Кострома 2014–36 с.

Материал сборника позволяет активизировать познавательную деятельность студентов на занятиях по физике, а также раскрывает взаимосвязь науки – физика с литературой, устным народным творчеством.

Сборник предназначен для студентов I курса всех специальностей Костромского энергетического техникума им. Ф.В. Чижова и может использоваться при подготовке к занятиям по физике и внеурочной работе.

УДК 53(076.1)

ББК22.3я72

Рецензенты: Травин М.М. доктор технических наук, профессор;

Бишаева А.А. действительный член Академии профессионального образования РФ, доктор педагогических наук, профессор

© Баженов В.М., Ушакова О.Н.,2014

© КЭТ им. Ф.В. Чижова, 2014

Оглавление

1.Пояснительная записка…………………………………………………………………………………..

2.1.Физика в сказках………………………………………………………………………….2

2.1.1.Механические явления в сказках народов мира……………………………………….

Ершов П.П. Конек-Горбунок…………………………………………………….……4

«Лягушка — путешественница» В.М. Гаршин………………………………………5

«Репка» русская народная сказка…………………………………………………….6

«Лень да Отеть» русская сказка………………………………………………………7

«Царевна лягушка» русская народная сказка……………………………………….

«Бай и охотник» хакасская народная сказка…………………………………………

« Иван меньшой разумом большой» русская народная сказка……………….…….8

«Сибичек и Сибдейек» хакасская народная сказка………………………….….…..9

«Царевна лягушка» русская народная сказка……………………………….……..10

«Птенец турупана» хакасская народная сказка……………………………….……11

«Коростель и Перепел» хакасская народная сказка……………………………….12

2.1.2.Тепловые явления в сказках народов мира………………………………………….13

«Лиса и заяц» русская народная сказка…………………………………………..…

«Снегурочка» русская народная сказка……………………………………………..14

«Лисичка – сестричка и серый волк» русская народная сказка…………………..15

«Зимовье зверей» русская народная сказка………………………………………..16

«Два Ивана – солдатских сына» русская народная сказка»………………………17

«Айога» нанайская сказка……………………………………………………..……..18

«Старик Хоттабыч» Л.И Лагие……………………………………………………….19

2.1.3.Световые явления в сказках народов мира……………………………………….….20

2.2.Физические сказки в помощь учителю…………………………………………………22

3.Физика в пословицах……………………………………………………………………

4.Физика в поговорках……………………………………………………………………….

5.Физика в загадках………………………………………………………………………….

6.Занимающая физика: задачи, тестовые задания………………………………………….

7.Заключение……………………………………………………………………………….

8.Использованная литература…………………………………………………………………

Мир физики в русских народны сказках

Практика показывает, что использование литературных материалов в учебном процессе повышает образность изложения тем по физике, делает уроки более интересными, эмоциональными и содержательными, помогает в организации нетрадиционных форм уроков.

Использование поэтических источников помогает не только создать атмосферу сотрудничества и свободного общения, но и снять напряжение, усталость при изучении новых явлений. При этом ученики «раскрываются» с новой стороны, а зачастую и лучше усваивают материал.

Восприятие природы человеком индивидуально. Использование же литературных источников позволяет взглянуть на физику с другой стороны, задуматься о смысле происходящего, «задевает» чувства.

Особенно важно то, что на уроке благодаря этому устанавливается обычно хорошая «обратная связь», у школьников возникает желание не только слушать, но и выражать свои мысли, переживать. И пусть не всегда достигается полное единодушие во всем, но происходит общение, развитие чувств, что исключительно важно, ибо, по словам известного американского физика В. Вайскопа, «бытие человека покоится на двух китах: чувствах и знаниях. Чувства без знаний неэффективны; знания без чувств бесчеловечны».

Прочитав сказки, я выбрала из них отрывки, отражающие изученные нами физические явления и сформулировала задачи.

Актуальность исследования: Я считаю свою работу актуальной, так как она повышает интерес к изучению физики и доступна людям разных возрастов, даже не обладающих большими знаниями в области технических наук.

Цель работы: Выбрать из сказок интересные фрагменты, связанные с физическими явлениями.

Гипотеза: предположим, что в литературных произведениях можно встретить интересные физические явления.

Задачи:

  • На основе фрагментов составить задачи.

  • Предложить решить эти задачи.

Объект исследования – русские народные сказки.

Предмет исследования – литературные фрагменты, связанные с областью физики.

Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используются методы поиска, изучения, анализа, обобщения.

Научная новизна исследования: если исследовать сказки связанные с физическими явлениями, то можно найти много интересного и тогда с большим интересом можно изучать физику.

Практическая значимость: полученные знания позволяют лучше разбираться в физике. Данный материал можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Знакомство с физикой начинается не в школе, а гораздо раньше, с самого раннего детства. С детства все с удовольствием читают сказки. Они несут с собой заряд мудрости и доброты, столь необходимой людям нашего времени. Сказка учит нас быть добрыми, справедливыми, противостоять злу. Она знакомит с образом мышления разных народов. Читая их, мы зачастую не обращаем внимания на встречающиеся там физические явления. Между тем они играют в них немаловажную роль: тот, кто знает законы природы, часто торжествуют, а кто не знает – терпит поражение. В одних сказках физические явления изображаются точно и правдиво, в других имеют поэтическое преувеличение, фантазию.

2.1.1.Механические явления в сказках народов мира

П.П.Ершов

Конек-Горбунок

« Ну-с, так едет наш Иван

За кольцом за осиян.

Горбунок летит, как ветер.

И в почин на первый вечер

Верст сто тысяч отмахал

И нигде не отдыхал»

С какой скоростью двигался Конек–Горбунок?

П.П.Ершов

Лягушка — путешественница

Тут уж лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:

— Это я! Я!

И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гордо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни.

Почему лягушка упала дальше пруда?

Репка

(русская народная сказка)

Позвала кошка мышку.

Мышка за кошку,

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку –

Тянут – потянут –

И вытянули репку.

Какие силы действовали на репку? Могла ли мышка оказать существенное влияние на вытягивание репки?

Лень да Отеть

(русская народная сказка)

Лежали под яблоней Лень да Отеть. Яблоки спелые, румянятся и над самыми головами висят.

Лень и говорит:

— Кабы яблоко упало да мне в рот, я бы съела.

Отеть говорит:

— Лень, да как тебе говорить-то не лень?

Упали яблоки Лени и Отети в рот.

Под действием какой силы упали яблоки?

Царевна лягушка

(русская народная сказка)

Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам. Катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет, да идет за ним – не остановится ни на часок.

Бай и охотник

(хакасская народная сказка)

Бросил охотник перед собой клубок. Клубок покатился, а он за ним пошел. Долго ли, мало ли шел. Покатился клубок в пещеру. Кругом темнота, страшно стало.

Иван меньшой – разумом большой

( русская народная сказка)

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Все вперед да вперед катится клубочек, — а следом за ним молодец шагает.

Почему именно в сказках берут круглый клубочек?

Сибичек и Сибдейек

( хакасская народная сказка)

Сибичек проворно лег на спину, натянул свой лук и пустил стрелу.

Какими механическими свойствами обладает лук?

Царевна — лягушка

(русская народная сказка)

Говорит царь своим сыновьям:

— Возьмите вы по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. [4]

Какими механическими свойствами обладает лук?

Птенец турупана

(хакасская народная сказка)

Как-то бегал Хубай-хус по тайге и встретил охотника. Охотник на лыжах, подбитых лосиной шкурой, гнался за маралом. [3]

Зачем лыжи подбивают мехом?

Коростель и Перепел

(хакасская народная сказка)

Удалось как-то Коростелю и Перепелу двухголовую телку украсть. Обрадовались они и погнали ее домой к себе. По дороге встретилась им болото. Стали они телку через топь переводить, а она завязла. [3

Почему телка завязла в болоте?

2.1.2.Тепловые явления в сказках народов мира

Лиса и заяц

(русская народная сказка)

Жили-были лиса и заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца – лубяная.

Пришла весна красна – у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по- старому. [2]

О каких физических процессах идет речь?

Снегурочка

( русская народная сказка)

Побежала Снегурочка в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. [5]

О каких физических процессах идет речь?

Лисичка — сестричка и серый волк

(русская народная сказка)

Волк на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать:

— Ловись, рыбка, и мала и велика!

Ловись, рыбка, и мала и велика!

Вслед а ним и лиса явилась; ходит около волка да причитает:

— Ясни, ясни на небе звезды,

Мерзни, мерзни, волчий хвост!» [2]

Почему лисица повторяла «Ясни, ясни на небе звезды»?

Зимовье зверей

( русская народная сказка)

Пришли к быку в хлев гусь и петух хором говорят: «Пусти брат к себе погреться». Бык отвечает: «Нет, не пущу. У вас по два крыла: одно постелешь – другим оденешься, так и позимуете».

«Не пустишь, — говорит гусь, — так я весь мох из твоих стен повыщиплю. Тебе же холоднее будет».

«Не пустишь, — говорит петух, — так я взлечу на чердак и всю землю с потолка сгребу тебе. Тебе же холоднее будет».

Чем с точки рения физики были согласны угрозы гуся и петуха?

Два Ивана – солдатских сына

(русская народная сказка)

Начали они биться смертным боем; Иван – солдатский сын так быстро и сильно махал своей саблею, что она до красна раскалилась, нельзя в руках держать! Взмолился он царевне:

— Спаси меня, красна девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем море и дай обернуть саблю. [4]

Почему сабля раскалилась? Благодаря какому явлению ее горячо держать?

Айога

(нанайская сказка)

Замесила мать тесто. Сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:

— Дай мне лепешку, мать!

— Горячая она. Руки обожжешь, — отвечает мать.

— Я рукавицы надену, — говорит Айога.

— Рукавицы мокрые.

— Я их на солнце высушу.

— Покоробятся они, — отвечает мать.

— Я их мялкой разомну. [5]

О каких физических явлениях здесь говорится?

Л.И Лагие

Старик Хоттабыч

«Волька проснулся от мелодичного звона.… А звенели на свежем утреннем ветру сосульки на бороде Хоттабыча и обледеневшая бахрома ковра». [6]

Почему обледенели борода Хоттабыча и бахрома ковра?

2.1.3.Световые явления в сказках народов мира

Иван Царевич и серый волк

(русская народная сказка)

Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит – на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яблоки. [2]

О каких явлениях природы идет речь?

Ответы к разделу «Физика в сказках»

стр. 27666 км/ч

стр. 3 — Инерция

стр. 4 — На репку действовали силы: сила тяжести репки, сила

трения покоя и суммарная сила тяги всех героев, поэтому

мышка могла оказать решающую роль в вытягивании

репки.

стр. 5- Под действием силы тяжести.

стр. 6 — Потому что при одинаковых нагрузках трение качения

меньше (Круглое кати, плоское тащи).

стр. 7 – Упругими.

стр. 8 – Упругими.

стр.9 — Увеличить силу трения задней части лыжи (чтобы не

было отдачи назад).

стр.10 — Копыта имеют малую площадь поверхности, поэтому

создается большое давление.

стр.11 – Плавление.

стр.12 — Плавление, испарение.

стр.13 — Если небо ясное, то погода холодная.

стр.14 — Они оба увеличивают выход тепла и дома.

стр.15 — Из-за трения об воздух. Теплопроводность железа

высокая.

стр.16 — Тепловое, испарение.

стр.17 — Так как температура воздуха была отрицательная, а вода

при 0°С переходит в твердое состояние.

стр.18 — Световое.

Физическая сказка по теме: «Тепловые явления».

В некотором царстве, в некотором государстве жили- были молекулы. И такое это было королевство, что неугомонные жители все время были в движении, все им не сиделось на месте, они всегда заходили, друг к другу в гости, но там долго не задерживались, все спешили куда-то. Также часто любили они заходить в гости к своей королеве Внутренней энергии. Она любила принимать гостей. Ей нравилось одеваться по погоде, ведь когда было тепло, она одевала изящные, цветные платьица, когда холодно- теплые шубки. У нее было две дочки, которых звали Работа и Теплопередача. Они родились в один день. Можете себе представить, какой праздник устраивали по случаю их дня рождения, какое множество гостей пригласили во дворец, какие подарки дарили! Но наступило время выдавать дочерей замуж. Да только женихов нету. Долгое время шли поиски юношей. Наконец Теплопередача осчастливила королевство. Сыграли свадьбу, да стали жить поживать и добра наживать. Со временем у Теплопередачи родилась тройня: Теплопроводность, Конвекция и Излучение. Каждый ребенок имел свои таланты. Теплопроводность хорошо передавала тепло твердым телам. Конвекция передавала тепло струями жидкости и газа. Излучение передавал энергию тепловыми лучами.

У королевы был мальчик, которого она воспитала как родного сына, его звали Количество теплоты. Он все время игрался с придворными мальчишками и девчонками: Массой, Температурой и Родом вещества. Вскоре королевство навестил король Закон сохранения, который правил соседним государством. Он любил повторять слова: «Энергия не исчезает и не создается, а превращается или передается другой энергии». Этим он хотел сделать комплемент Внутренней энергии. Через несколько дней король сделал предложение королеве и она его приняла. Теперь они вместе правят.

ПОСЛОВИЦЫ

Тепловые явления

«Гвоздём моря не нагреешь» — русская

«Много снега — много хлеба» русская

«Солнце греет сильнее, когда нет облаков» — монгольская

«Три года на камне просидишь — камень нагреется» — японская

Механические явления

«Посмотри сквозь перила моста, и ты увидишь, как мост плывёт по неподвижной воде» — китайская

«Земля вертится, и мы с ней вместе» — сербская

«Пошло дело как по маслу» — русская

«Не подмажешь — не поедешь» — французская

«Брошенный вверх камень на твою же голову и упадёт» — монгольская

«шила в «В гнилой доске гвоздь не держится» — турецкая

мешке не утаишь» — русская

«Коси коса пока роса, роса долой и мы домой» — русская

Колебания. Волны. Звук.

«Не кланяйся, как весы, в обе стороны» — турецкая

«Как качели ни качай, придёт время — остановятся» — тамильская

«Волна набежав на волну, набирает силу» — персидская

Молекулярная физика

«Ложка дёгтя в бочке мёда» — русская

«Нарезанный лук пахнет и жжёт глаза сильнее» -монгольская

«На мешке с солью и верёвка солёная» — корейская

«Подо льдом тёплой воды не бывает» — осетинская

«Туман рассеивается — волку не по душе» — монгольская

«Готовь сено пока солнце сияет» — английская

«Металл хорошо отлит если долго кипит» -русская

«У воды гибкая спина» — финская

«Зло и добро, как вода и масло: они не могут смешаться» — монгольская

Электричество. Магнетизм. Оптика.

«Молния не сверкнёт — грома не будет» — турецкая

«Молния ударяет в высокое дерево» — марийская

«Как магнит с иглой» — тамильская

«Чтобы уберечься от молнии, ковш на голову не надевают» — корейская

» Тень высокой горы далеко падает» — корейская

«В течении дня тень не падает дважды на одно и тоже место» — корейская

«Солнце сияет, а месяц только светит» — русская

«Что на зеркало кивать, коли рожа кривая» — русская

«Ночью все кошки серы» — русская

Сила трения

Вода и землю точит и камень долбит.

Корабли пускают, как салом подмазывают.

Не подмажешь – не поедешь.

Попала шина на щебенку – быть ей съеденной.

Сила, возникающая при соприкосновении поверхностей друг другу – сила трения. Сила трения пропорциональна силе нормального давления.

Сила тяжести

Кабы знать, где упасть, так соломки бы припасть.

На гору десять тянут, под гору один столкнет.

Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести.

Законы сохранения

Импульс материальной точки

Гвоздь от молота визжит, от гвоздя стена трещит.

Ударь обухом по дереву, дупло само покажется.

Хорошему прыжку хороший разбег нужен.

Из повседневного жизненного опыта вы знаете, что действие, которое может совершить движущееся тело, зависит от его массы и скорости. Так, например, молотки разной массы могут оказать одинаковое воздействие на забиваемый гвоздь при условии, что скорость молотка с меньшей массой при ударе должна быть во столько же раз больше, во сколько раз меньше его масса массы другого молотка.

Таким образом, всякое движущееся тело можно характеризовать физической величиной, учитывающей как массу, так и скорость этого тела. Такую физическую величину назвали импульсом тела или количеством движения.

Величина, равная произведению массы тела на его скорость, называется импульс тела.

Звуковая акустика. Громкость звука

От молота и наковальня звенит.

Берегись тихой собаки да тихой воды.

Громкость звука связана с энергией колебаний в источнике звука и в волне. Энергия колебаний прямо пропорциональна квадрату амплитуды. Следовательно, громкость звука определяется амплитудой колебаний.

Эхо

Каково в лес кликнешь, таково и откликнется.

Это явление состоит в том, что звук от источника доходит до какого-то препятствия, отражается от него и возвращается к месту, где он возник.

Звуковые волны

На то два уха, чтобы больше слышать.

Звуковые волны — это продольные волны, в которых колебания частиц происходят вдоль ее распространения.

Задачи и задания

„Физика! Какая емкость слова.

Физика! Для нас не просто звук.

Физика — основа всех без исключения наук“.

„Сказка ложь, да в ней намек…“

«Физика- это наука интересная, увлекательная, могучая и всем полезно дружить с ней. Сказка- мечта, пришедшая из глубины веков. Наука и сказка идут рядом! Познавший науку воплотит в жизнь сказку! Придумавший сказку даст толчок науке! Да здравствует наука и сказка! Да здравствует физика в сказке!»

Начинаем наше путешествие по стране сказок.

Итак, в некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И была у них дочь — Елена Прекрасная. Красавица была писаная, а уж рукодельница! Все умела! Но больше всего она физику любила. Закроется бывало в комнате и целыми днями физические опыты проводила.

И все шло хорошо. Но однажды налетел черный вихрь и унес Елену неизвестно куда.

Кликнул тут царь клич „Кто спасет мою дочь, тому я ее в жены отдам“. Нашелся храбрец: Иван — крестьянский сын. Собрался он в дорогу и пошел искать Елену Прекрасную. Идет Иван, а навстречу ему старушка. „Куда путь держишь“? — спрашивает. Рассказал все Иван старушке. Нелегко тебе придется. Ведь спасти Елену может только тот, кто физику знает». Дала старушка Ивану клубок и говорит: «Он отведет тебя куда нужно, но волшебным станет лишь тогда, когда ты выполнишь задание».

«Отгадай загадку»

  1. Две сестры качались, правды добивались, а когда добились, то остановились (Весы)

  2. На спине язык, что скажет – люди верят (Динамометр)

  3. Нема и глуха, а определять объем жидкости позволяет (мензурка)

Покатился клубок и привел Ивана к болоту: не обойти, не объехать. Что делать? Видит Иван камень, а на камне написано. Отодвинь и найдешь письмо, а в нем задание. Выполнишь — откроется тебе невидимая тропинка через болото, а не сумеешь — не видать тебе Елены.

«Реши задачи»

  1. В течение 20 минут поезд двигался равномерно со скоростью 54 км/ч. Какой путь прошёл поезд за это время? (18000м)

  2. Определить объём стального бруска плотностью 7800 кг/м3, если его масса 390т. (50м3)

  1. Трактор за 5 минут прошёл 0,6 км. Какова его скорость на этом участке? (2м/с).

  2. Брусок массой 7500 г имеет объём 150 см3. Определить плотность вещества, из которого он изготовлен. (50 г/см3)

Покатился клубок дальше по тропинке через болото. Вдруг клубок остановился. Пригляделся Иван, а впереди глубокий ров. Не обойти, не перепрыгнуть. Что делать?

Смотрит Иван на самом краю рва опять камень огромный, а на нем слова: «Если найдешь правильные ответы на вопросы, то перекинется через ров мост, а не найдешь — так и останешься на этой стороне».

«Вопрос- загадка»

  1. Механическим движением называется …

А. движение всякого тела по земле среди окружающих тел

И. изменение положения тела относительно других тел

С. изменение положения автомобиля на дороге.

  1. Траекторией движения тела называется …

Н. линия, по которой движется тело

О. след, который оставляет движущееся тело

К. кривая линия движения молекулы.

  1. Длина траектории, по которой движется тело в течении некоторого промежутка времени, называется…

Е. путь

М. след

Т. кривая

  1. При равномерном движении тело за равные промежутки времени…

Ю. проходит разные пути

В. движется равномерно

Р. Проходит равные пути

  1. Формула для нахождения скорости при равномерном движении:

Г. Э. s = v · t Ц.

  1. В системе СИ скорость измеряется в…

С. км/ч

И. м/с

Б. км/с

  1. При неравномерном движении тело за равные промежутки времени…

Я. Проходит разные пути

Л. движется равномерно

Д. Проходит равные пути

Как только все ответы были найдены, тут же появился мост и Иван пошел дальше.

Долго ли, коротко ли шел Иван, но, наконец пришел к замку. Оказалось, что это замок Змея Горыныча. Чтобы победить его надо срубить все три головы, а для этого ответить на вопросы:

· Из стеклянного сосуда откачали часть воздуха. Масса оставшегося воздуха стала вдвое меньше первоначальной. Изменилась ли при этом плотность воздуха? (Уменьшилась вдвое)

· Два сплошных тела: кубик и шарик положили на чашки уравновешенных весов. Кубик перетянул. Почему?( Масса кубика больше массы шарика.)

· Для полярников, зимующих на льдине, с летящего самолёта сбрасывают груз. Где надо сбросить груз, чтобы он точно попал на льдину?( До пролёта над льдиной.)

Головы были срублены, замок рухнул на землю. Перед Иваном стоит Елена. «Молодец Иван! — говорит она. — Не побоялся трудностей и испытаний. Все прошел и в тот же миг очутились Иван и Настасья дома. Обрадовались царь с царицей, сыграли свадьбу и стали жить поживать, да добра наживать. Тут и сказочке конец, кто слушал ее, да физику повторял, тот и молодец!

Народные приметы о погоде.

Человеку всегда важно знать, какая будет погода, поскольку она влияет на его деятельность и самочувствие. Наблюдая погоду в ненастье, солнечные дни, в сумерки, ночью, люди отмечали характерные признаки, предвещающие те или иные изменения погоды. «Погодные» приметы разнообразны.

Соль мокнет — к дождю.

Табак сыреет — к сырой погоде. Почему?

Ответ. Ухудшение погоды связано с повышением количества водяных паров в воздухе, т.е. влажности, и с понижением атмосферного давления.

Лучина трещит и мечет искры — к ненастью.Почему трещит лучина?

Если в поле далеко раздается голос, то будет дождь. Почему?

Ответ. С повышением влажности изменяется плотность воздуха и его способность проводить звуковые колебания.

«Горшки легко позакипают через край — к ненастью».

Ответ. Падение атмосферного давления, сопровождающее ухудшение погоды, являются причиной того, что при кипячении молоко скорее «убегает».

Задачи — загадки

Зимой — греет, весной — тлеет, летом — умирает, осенью — летает.(Снег.)

Мир обогревает, усталости не знает. (Солнце.)

Как энергия Солнца достигает Земли?

Ответ. Излучением. (Электромагнитными волнами)

Висит груша — нельзя скушать; не бойся — тронь, хоть внутри и огонь. (Электрическая лампочка.)

Без ног бежит, без огня горит.(Электричество.)

Как Солнце горит, быстрее ветра летит, дорога в воздухе лежит, по силе себе равных не имеет.(Молния.)

Кто не учившись, говорит на всех языках?(Эхо. )

По морю идет, идет, а до берега дойдет — тут и пропадет. (Волна.)

Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Запах.)

Без крыльев, без тела за тысячу верст прилетела.(Радиоволна.)

Как можно пронести воду в решете?(Заморозив воду.)

Тема «Давление»

1 Очень лёгкий Чебурашка массой 1 кг. И очень тяжёлый крокодил Гена массой 100 кг решили совершить прогулку по зимнему лесу. Гена надел лыжи, площадь которых 2000 см2, а Чебурашке достались ходули площадью опоры 800 мм2. Кто из друзей получить большее удовольствие от прогулки, если снег выдерживает давление в 10000 Па.

Ответ: Р1= 5000 Па Р2= 20000 Па.

2 Пчела вонзает жало с силой 10-5 Н. Какое давление она создаёт на нос Вини Пуха, захотевшего мёда, если площадь её жала равна 3·10-16м2?

Ответ: Р= 3,3 ·105 Па

3 Во сколько раз отличается давление на палубу шхуны, создаваемое левой ногой одноногого пирата Сильвера, от давления его правой «деревяшки»? Пират имеет размер обуви такой же, как у вас, площадью 140см2, и деревяшку площадью опоры 8 см2 Масса пирата 80 кг.

Ответ: в 17,5 раз

Архимедова сила

1. Сколько Дюймовочек массой 5 г. каждая смогут переплыть реку в тазике массой 500г и объёмом 6л.

Ответ: 1100 шт.

2. В романе Ж. Верна «Пять недель на воздушном шаре» говориться, что воздушный шар, наполняемый водородом, имел ёмкость 44,847 кубических футов (англ. куб. фут равен 0,028315 м3) Какова подъёмная сила такого шара

Ответ: 15068 Н

3 Баба-яга купила у водяного слиток золота, причём взвешивание проходило под водой на пружинных весах и показало массу 15 кг. Какова масса слитка в действительности? Кто какого обманул?

Ответ: 15,8 кг.

Теплопередача

1 Растает ли Снегурочка массой 60 кг при прыжке через костёр, если его общая мощность 10 кВт? Нормальная температура тела Снегурочки — 100С.

Ответ: Q1= 2*104 Дж, Q2= 2,1*107 Дж не растает.

2 Какой станет температура воды в бассейне объёмом 10м3 , если в начале она была 150С, а потом в неё нырнул гуманоид, который нагрелся на Солнце до 1000С.

Ответ: 880С

3 Змей Горыныч съедает за обедом 5м3 осиновых дров. Сколько часов может вести бой с тремя богатырями, если для битвы Горынычу необходима средняя мощность 30кВт на одного богатыря. Боевой КПД пресмыкающегося 30%

Ответ: 2,5 часа

Основы динамики.

1 Чему равно трение покоя Репки в земле, если Дедка может создавать усилие в 200Н, а усилие каждого последующего персонажа вдвое меньше, чем у предыдущего?

Ответ: 393,75Н

2 Коэффициент трения Ильи Муромца о седло 0,2, а коэффициент трения копыт его коня Сивки-Бурки о поверхность родной земли равен 0,3. С каким максимальным ускорением конь может помчаться на битву с врагом.

Ответ: 3 мс2

3 Ракетный двигатель в ступе Бабы-яги развивает усилие в 5 кН. Какое ускорение в вертикальном направлении может получить Баба-яга если её масса вместе со ступой составляет 250 кг.

Ответ: 10мс2

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

Из русской сказки “Лисичка-сестричка и волк”

Волк нашел на реке прорубь, отпустил хвост в прорубь и начал приговаривать: «Ловись рыбка и мала, и велика». Мерзни-мерзни волчий хвост. Хвост и замерз. Какие виды теплопередачи здесь имели место?

1. Замораживание +

2. Размораживание.

3. Таяние.

Почему лисица повторяла; ясни, ясни на небе звезды?

1. Что бы лучше видеть волка.

2. Если небо ясное, то погода холодная. +

3. Если небо ясное, то погода теплая.

Русская сказка “Зимовье зверей”

Пришли к быку в хлев гусь и петух, хором говорят, пусти брат к себе погреться. Бык отвечает «Нет, не пущу». У вас по два крыла, одно постелешь, другим оденешься, так и позимуете. -Не пустишь, — говорит гусь — так я весь мох из твоих стен повыщиплю, тебе же холоднее будет. Не пустишь — говорит петух — так я взлечу на чердак и всю землю с потолка сгребу тебе. Тебе же холоднее будет.

Чем с точки зрения физики были согласны угрозы гуся и петуха?

1. Они оба ломают дом

2. Они оба увеличивают выход тепла из дома. +

3. Они хотят согреться с помощью моха и земли.

«Из русской сказки “ Парень из глин»

Старик вылепил из глины паренька. Положили его на печку сушить. Высох парень и стал просить еды. Почему высохла глина?

1. Вода стекла из глины

2. Солнце напекло глину.

3. Глина не высыхала.

4. Вода испарилась из глины. +

Руслан и Людмила”

“Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит…”

Какая сила уравновешивает силу тяжести, действующую на русалку?

1. Сила трения. +

2. Сила плавления.

3. Архимедова сила.

Русская сказка “Два Ивана — солдатских сына”

Начали они биться смертным боем; Иван — солдатский сын так быстро и сильно махал своей саблею, что она докрасна раскалилась, нельзя в руках держать! Взмолился он царевне: «Спасай меня, красна девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем и дай обернуть саблю».

Почему сабля раскалилась?

1. Из-за ударов.

2. Из-за трения об воздух. +

3. Из-за того что битва шла долго.

Благодаря какому явлению её горячо было держать?

1. Теплопроводность железа высокая. +

2. Теплопроводность железа низкая.

3. Явление турбулентного течения.

Из книги Даниэля Дефо «Робинзон Крузо»

Робинзон заметил, если в кувшине или горшке оставить воду в жаркий день, то к вечеру часть воды испарится и ее станет меньше.

Как предохранить воду от испарения?

(Необходимо горшок плотно закрыть крышкой или налить на поверхность воды масло, или горшок поставить в холодное помещение, то испарение будет происходить медленнее).

Костер горел хорошо, было тепло. Робинзон взял большой лист какого-то растения свернул его в кулек. Получился неплохой стаканчик. Робинзон сходил к водопаду, наполнил стаканчик водой. «Хорошо бы нагреть воду»- подумал он. Как можно нагреть воду в подобном стаканчике?

(Надо бросить в стакан камушки, раскаленные в костре, вода заберет от них тепло и нагреется.)

Вода водопада была чистой, холодной, вкусной. Робинзон набрал воды в самодельный горшок и задумался: «Как сохранить воду долгое время в глиняном горшке в жаркую погоду, чтобы она оставалась холодной?»

(Глиняный горшок можно обмотать влажной тряпкой, пока вода с нее будет испаряться, температура в горшке повышаться не будет. Можно горшок поставить в холодную воду.)

Несколько задач Шерлока Холмса

Была зима. Шерлок Холмс вошел в комнату с улицы. Сквозь замерзшие окна был виден лишь край дороги. «Хозяйка квартиры ленивая»,- подумал он. Почему он сделал этот вывод?

(Окна в квартире хозяйки замерзли. Значит, в пространстве между рамами проник из комнаты теплый влажный воздух и, соприкасаясь с холодным стеклом, замерз на нем, следовательно, окна плохо утеплены.)

«Блины вкусны тогда, когда горячие»,- сказала хозяйка, приглашая Шерлока Холмса к столу. «Чтобы они дольше оставались горячими,- продолжала она — я ставлю тарелку с блинами на плетенный из проволоки поднос. Порошу вас». «Лучше их ставить на деревянную подставку»,- посоветовал Холмс. На чем основан этот совет?

(Теплопроводность дерева меньше чем металла, поэтому на деревянной подставке тарелка остывает медленнее.)

Хозяйка дома, где был Холмс, подошла к двери и впустила в комнату кошку. Посмотрев на кошку, Шерлок Холмс сказал: «Погода на улице холодная». Как он это определил?

(Очевидно, по шерсти кошки. При холодной погоде шерсть становится особенно пушистой, чтобы в промежутках между ворсинками было больше воздуха — плохого проводника).

Кроссворд

Кроссворд « Сказки, мультфильмы, песни и ….физика!»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Задание 1

Разгадайте кроссворд, ответив на вопросы:

1. Происшествие, результат нарушения техники безопасности в мультфильме «Кошкин дом».

  1. Название звукового прибора, частью которого служит для Совы хвост ослика Иа.

  2. Предмет, с помощью которого девочка Оля из сказки попала в страну, где все имена звучат наоборот и где она встретила свое отражение – девочку Яло.

  3. Явление природы. Название его есть в мультфильме о ежике.

  4. Имя сказочной героини, связанное с твердым состоянием воды.

  5. Явление, в результате которого в мультфильме «Каникулы в Простоквашино» Шарик падает с телеги после выстрела из ружья.

  6. То, с чем сравнивает себя певица Валерия в песне «Таю».

  7. Физическое устройство, упоминающееся в «Песне первоклассника» А. Б. Пугачевой.

  8. Явление, которое «включил» Знайка в Солнечном городе с помощью лунного камня. (Что характерно для этого явления?)

Задание 2

Дайте определение полученному по вертикали ключевому слову.

Знакомство с физикой начинается не в школе, а гораздо раньше, с самого раннего детства. С детства все с удовольствием читают сказки. Они несут с собой заряд мудрости и доброты, столь необходимой людям нашего времени. Сказки учат нас быть добрыми, справедливыми, противостоять злу. Они знакомят с образом мышления разных народов. Читая их, мы зачастую не обращаем внимания на встречающиеся там физические явления. Между тем они играют в них немаловажную роль: тот, кто знает законы природы, часто торжествуют, а кто не знает – терпит поражение. В одних сказках физические явления изображаются точно и правдиво, в других имеют поэтическое преувеличение, фантазию.
В прошлом учебном году, когда я приступила к изучению нового предмета физики, сказки открылись для меня с новой, совершенно неожиданной стороны. В них я нашла много материала, который требует объяснения с физической точки зрения.
Итак, я выяснила, что знакомство с физикой начинается с самого детства. Поэтому я решила отразить мир физики через фольклорное и литературное произведение.
Я считаю свою работу актуальной, так как она повышает интерес к изучению физики и доступна людям разных возрастов, даже не обладающих большими знаниями в области технических наук.
Цель работы: Выбрать из сказок интересные фрагменты, связанные с физическими явлениями; составить сборник задач «Физика в сказках».
Гипотеза: предположим, что в фольклорных и литературных произведениях можно встретить интересные физические явления.
Объект исследования –сказки разных народов мира.
Предмет исследования –фрагменты сказок, связанные с областью физики.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используются методы поиска, изучения, анализа, обобщения.
Научная новизна исследования: если исследовать сказки связанные с физическими явлениями, то можно найти много интересного и тогда с большим интересом можно изучать физику.
Практическая значимость: полученные знания позволяют лучше разбираться в физике. Данный материал можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Практика показывает, что использование сказочных сюжетов в учебном процессе повышает образность изложения тем по физике, делает уроки более интересными, эмоциональными и содержательными, помогает в организации нетрадиционных форм уроков.
Использование поэтических источников помогает не только создать атмосферу сотрудничества и свободного общения, но и снять напряжение, усталость при изучении новых явлений. При этом ученики «раскрываются» с новой стороны, а зачастую и лучше усваивают материал.
Восприятие природы человеком индивидуально. Использование же фольклорных источников позволяет взглянуть на физику с другой стороны, задуматься о смысле происходящего, «задевает» чувства.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Спецвыпуск

А. А.
Кузьмичёва

Физические сказки

Физические сказки

··· Портфолио ···

Физические сказки

А.А.КУЗЬМИЧЁВА,
МОУ СОШ № 1, г. Лебедянь, Липецкая обл.

a-kuzmichova@mail.ru

Чем дольше я преподаю в школе, тем
больше восхищаюсь неисчерпаемой фантазией своих
учеников, их умением взглянуть на привычные, даже
скучные вещи, с новой стороны. Невозможно не
заразиться их неуёмной энергией, не откликнуться
на живой искренний интерес к окружающему миру, на
желание всё узнать и понять. В процессе нашего
сотрудничества появляются рассказы, сказки,
кроссворды, игры, которые превращают строгую
науку физику в необыкновенно увлекательную.

Стакан воды

На кухонном столе стоял стакан с водой.
Со стороны могло показаться, что там, внутри,
царят мир и согласие. Но если бы мы могли
заглянуть в глубь вещей… В стакане беспорядочно
сновала огромная толпа вечно толкающихся
маленьких частичек воды – молекул. Все молекулы
были совершенно одинаковыми и очень этим
гордились.

– Мы самые красивые, – гордо заявляли
они, любуясь друг другом.

– У каждой из нас два атома водорода, а
ведь водород занимает первое место среди атомов,
– подхватывали другие.

– А ещё, – перебивали их соседки, – у
нас есть атом кислорода, и только самый последний
невежа не знает, что кислород нужен для дыхания
зверей, птиц и даже рыб.

– Вода нужна всем живым существам на
Земле, – дружно соглашались окружающие. – Мы
самые важные!

Однажды в стакан воды упал кусочек
соли. Молекулы воды с возмущением увидели, что
незнакомцы, вторгшиеся в их владения, совсем не
похожи на них.

– Какое убожество, – зашептались
между собой молекулы воды, – у них всего по два
атома! Какие-то натрий и хлор!

– Давайте объявим им бойкот, не будем
поддерживать с ними никаких отношений, – решили
молекулы воды.

Они отвернулись от незнакомцев и гордо
задрали носы. Но прошло совсем немного времени и
некоторые самые любопытные молекулы воды решили
познакомиться с чужаками. Подталкивая друг
друга, они подошли поближе и стали обмениваться
новостями.

– А они не так уродливы, как кажутся на
первый взгляд. И у них есть чему поучиться, –
начали поговаривать молекулы воды.

Одни молекулы быстро подружились с
весёлым взрывным натрием, другим пришёлся по
душе лёгкий характер хлора. Вскоре все частицы в
стакане дружно носились, весело болтая и толкая
друг друга.

– Смотри-ка, – сказала хозяйка, –
кусочек соли растворился в воде.

Её глаза были не слишком зоркими. Но
мы-то с вами знаем, что произошло на самом деле.

А.А.КУЗЬМИЧЁВА

Необыкновенное изобретение Кости
Гаечкина

Мой одноклассник Костя Гаечкин –
настоящий изобретатель и вундеркинд. Однажды он
позвонил мне и таинственным голосом сказал:

– Наташка, приходи сейчас ко мне, ты
станешь свидетельницей научного открытия!

Конечно, я помчалась к нему, не
раздумывая.

– Показывай своё открытие! –
потребовала я, едва переступив порог квартиры.

Костя оглянулся и рассеянно
поприветствовал меня. Он был целиком поглощён
работой: вставлял микросхему в какую-то
непонятную штуку, похожую на пылесос,
холодильник, мотоцикл и стиральную машину вместе
взятые. На этом загадочном объекте было много
всяких кнопочек, рычажков, переключателей, а
сверху торчали пять стеклянных трубочек разной
величины и старая телевизионная антенна. На
столе громоздились колбочки с разноцветными
жидкостями. Я подумала, что содержимое колбочек
он вольёт в эту таинственную штуку, стоящую
посреди комнаты, но Костя смешал все жидкости и,
получив нечто серо-буро-малиновое, полил им
единственный цветок в своей комнате – огромный
кактус. Затем, захватив пять колбочек, отправился
на кухню. Я, сгорая от любопытства, последовала за
ним. На кухне он заглянул в кастрюльки, стоящие на
плите, открыл холодильник, подумал немного и
налил в первую колбочку подсолнечного масла, во
вторую – молока, в третью – грушевого компота, в
четвёртую – горчицы, а в последнюю – воды из-под
крана. Вернувшись в комнату, Костя в том же
порядке вылил эти жидкости в трубочки, торчащие
из машины, нажал несколько кнопок, повернул
рычажок, и вдруг этот непонятный агрегат
затрещал, заскрипел…

– Заработал! – я завопила от
неожиданности, подпрыгнула и… больно стукнулась
головой о потолок! Вот это прыжок! Но самым
удивительным было то, что я не опустилась на пол,
а осталась висеть в воздухе, болтая ногами и
руками. По комнате летали учебники, пустые
колбочки, стол, стулья, кактус и мы с Костей!

Только агрегат оставался неподвижным.
Я спросила Костю:

– Что происходит?

– Я изобрёл антигравитатор – машину,
которая может выключать силу тяжести, – с важным
видом ответил он.

– Вот здорово! Я могу поднять шкаф
одной рукой! Я могу летать!

– Летай, летай, только не делай резких
движений – врежешься во что-нибудь, – проворчал
изобретатель и, взмахивая руками, поплыл к окну.

Немного побарахтавшись, я тоже
добралась до окна и выглянула на улицу. Но там всё
было в порядке: люди ходили, собаки бегали, а
птицы летали.

– Мощность маленькая, электромагнит у
пылесоса оказался слабоват, надо было поставить
от стиральной машины, – задумчиво проговорил
Костя, направляясь на кухню.

Я плыла за ним, боясь пропустить
что-нибудь интересное. На кухне был такой же
беспорядок, как и в комнате. Костя поймал чашку,
подлетел к умывальнику и осторожно открыл кран.
Вода вытекла из крана, но не полилась в чашку, а
собралась в большую каплю и стала медленно
подниматься вверх. Мы замерли и не двигались,
пока капля не прилипла к потолку.

– Как твоя мама будет готовить ужин? –
сказала я и посмотрела на часы. – Ого! Уже шесть
часов, скоро придут родители!

– Пора выключить антигравитатор, –
ответил Костя, возвращаясь в комнату. Он повернул
рычаг, нажал на кнопки, но машина продолжала
работать. Костя поймал пролетавшие мимо чертежи,
подумал, потёр переносицу и пробормотал:

– Придётся действовать решительно…

Он открыл крышку и выдернул какой-то
провод. Раздался громкий гул, машина затрещала,
заскрипела, из неё повалил дым. Вдруг она громко
хлопнула и замерла. Все, что парило в воздухе, с
грохотом упало. Я встала, потирая ушибленную
коленку, и попрощалась.

На следующий день в школе Костя
подошёл ко мне и сказал:

– Приходи завтра в гости. Будешь
свидетельницей исторического события! Я делаю
машину времени…

МАЛЫШЕВА НАТАША, 7-й класс

Тёплый разговор

По вечерам, как обычно, у Сковородки и
Кастрюли был час сплетен. Эти две неразлучные
подруги знали всё обо всех: почему сегодня у
Прихватки платье в горошек, а не с цветочками? Что
было у семейства Чашек на завтрак? Какой обед
приготовили Половник и Нож? Однажды во время
болтовни Сковородка спросила у Кастрюли:

– Почему, когда тебя хотят снять с
плиты после приготовления супа или борща, то
берут для этого Прихватку?

– Ну, знаешь ли, род Кастрюлевых такой
древний, что люди просто не смеют прикоснуться ко
мне своими жалкими ручонками. Они недостойны
прикасаться к моей знатной особе, – важно
ответила Кастрюля.

– Да ты что?! – в гневе воскликнула
Сковородка. – Ты разве не знаешь, что великий род
Сковородкиных самый древний?! Он гораздо древнее
рода Кастрюлевых, а уж тем более рода Чайниковых
или этих выскочек Самоваровых. Люди хотят
насладиться чудом прикосновения к моей знатной
особе, поэтому они берут меня после
приготовления котлет или блинчиков просто
голыми руками.

– Ты ничего не понимаешь!

– Да-а-а? Это ты, всезнайка,
ничегошеньки своим котелком не варишь!

– Ах, ты так?! Да я…

Спор между ними продолжался бы очень
долго, но на громкие крики прибежала вся кухонная
посуда.

– Что случилось? Что за шум? –
наперебой зазвенели Чашки и Ложки.

Сковородка и Кастрюля мгновенно
замолчали и стыдливо опустили глаза.

– О чём вы так громко спорили? –
спросил всеми уважаемый Чайник, славившийся
своим умом и справедливостью.

– Мы хотели узнать, почему люди после
приготовления обеда берут меня голыми руками, а
чтобы взять Кастрюлю, им нужна Прихватка?

– Ах вы глупенькие! Зачем же такой шум
устраивать и ссориться? Можно было спросить у
меня или у сударя Самовара, мы бы вам всё
рассказали.

– Пожалуйста, расскажите, – в один
голос попросили подружки.

– Конечно-конечно… Давай, Сковородка,
посмотрим на твой «хвостик» (люди его называют ручкой):
он у тебя пластмассовый. А теперь посмотрим у
Кастрюли на её «ушки» (их люди тоже называют ручками)
– они металлические. И пластмасса, и металл
состоят из частиц – молекул. Молекулы пластмассы
медленно передают энергию друг другу, «хвостик»
у Сковородки нагревается слабо, и человек может
спокойно брать его руками. А молекулы металла
передают друг другу энергию очень быстро,
поэтому «ушки» Кастрюли за время приготовления
обеда нагреваются так сильно, что человек может
обжечься, взявшись за них без Прихватки. Люди
говорят, что у пластмассы плохая
теплопроводность, а у металла – хорошая. Теперь
ясно?

– Да! – дружно ответила посуда.

А скромная Прихватка тихо спросила:

– Значит, и у меня тепло…
теплопроводность плохая?

– Правильно, – подтвердил Чайник, – и
это просто замечательно, так как помогает спасти
человека от ожога.

– Замечательно! Замечательно! –
зазвенели Чашки и Ложки. – Давайте пить чай!

КРЕМНЁВА ИРА, 8-й класс

Два брата

Жили-были два брата: один умный и
смекалистый, а другой ленивый и глупый. Вот
однажды они поехали в лес за дровами. Умный надел
валенки на размер больше, а глупый – на размер
меньше (думал, что так красивее будет). Умный брат
колол дрова да в сани складывал – жарко ему было,
никакой мороз не страшен. А второй брат на санях
сидел, в шубу кутался, и пробрал его мороз до
костей. Собрались они ехать домой. Умный сидит на
возу, в больших валенках и песни поигрывает. А
глупый в тесных валенках всю дорогу за санями
бежит и никак согреться не может.

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым
молодцам урок! Оказывается, в просторной обуви
слой воздуха, имеющий плохую теплопроводность,
не позволяет выходить теплу на улицу, и ноги не
мёрзнут. А в тесной обуви воздух отсутствует – и
всё тепло быстро выходит наружу.

БУГАНОВА НАДЯ, 8-й класс

Народные сказки – несут знания прошлого. У некоторых сказок астрономический смысл. Их рассказывали детям на ночь. Опытные садоводы и огородники подтвердят вам, что в течение года сменяются восходящие и нисходящие силы – это связано с движением Земли вокруг Солнца. Есть и лунные циклы, связанные с фазами Луны.

Вот, к примеру, сказка «Вершки и корешки». Суть в том, что вращаясь вокруг Солнца, Земля то приближается к Солнцу (до начала января), то удаляется от Солнца (до начала июля). При этом расстояние от Земли до Солнца меняется на 5 миллионов километров.

Такое изменение орбиты – является ключевым условием существования жизни на Земле. Это связано с ионосферой Земли.

Ионосфера – окружает нашу Землю как шар, она обладает свойством, оказавшим определяющее значение для существования и развития жизни на Земле – собственным магнитным полем.

В большей части атмосферы молекулы нейтральны. В ионосфере же солнечное излучение (в основном ультрафиолетовое) настолько интенсивно, что оно ионизирует молекулы. Они распадаются на ионы и электроны, которые имеют заряд – положительный или отрицательный.

На этом основаны электромагнитные свойства ионосферы. Они зависят от ряда факторов, но в первую очередь – от состава атмосферы и от космического излучения.

При смене направления внешнего поля – в природе меняется направление движения энергии от ионосферы к Земле – она движется то «к вершкам», то «к корешкам».

На магнитное поле ионосферы действует и Луна. Древние знали о связи природы с фазами Луны. На растущую Луну – силы идут вверх, к вершкам (созревают плоды над землей). А на стареющую Луну – вниз, к корешкам (созревают корнеплоды под землей).

Как-то так. По всей видимости, древние знали гораздо больше о законах физики, чем принято считать. Ведь не зря же они рассказывали об этом детям на ночь.

Интересные статьи по этой теме других авторов:

Истории создания супергероев — правда или вымысел

Удивительные законы природы

Он будет править жезлом железным

Загадки биополя человека

На одной волне

  • Закончишь или закончешь как пишется правильно
  • Закончить рассказ хорошо летом в лесу
  • Закончить рассказ по обществознанию 5 класс
  • Закончить рассказ дубровский 6 класс
  • Закончить или окончить рассказ