5 класс. Коровина, 1 часть, стр. 43-44
Размышляем о своеобразии бытовых сказок
1. Вы прочитали бытовую сказку о солдатской шинели, но только ли о ней хотели рассказать сказители?
Сказка хоть и называется «Солдатская шинель», но шинель не является главной в повествовании, потому что это сказка о солдатской сметливости и барской глупости. Для солдата испокон веку шинель была не только одеждой, но и кроватью, его шинель – его дом. Солдат не обманывал барина, когда хвалил шинель, а вот барин, не зная солдатской жизни и настоящей работы, почувствовал себя обманутым. Как солдат подшутил над глупостью барина, оценил полковой командир и наградил солдата, а не наказал, как думал барин.
2. Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?
Бытовая сказка не содержит в себе никаких чудес и волшебства. Она очень похожа на рассказ, действие которого происходит в реальном мире. Нет здесь зачина и концовки, нет присказки и постоянных эпитетов, нет говорящих животных, зато есть в конце сказки мораль, что роднит ее с басней.
3. Можно ли сказать, что концовка сказки похожа на пословицу? Почему?
Концовка сказки содержит мораль, вывод, к которому должны прийти слушатели сказки по ходу повествования. И этот вывод похож на пословицу, в которой часто присутствуют сравнение (при солнышке тепло – при матери добро) или условие (без труда не вытащишь и рыбку из пруда) или противопоставление (встречают по одежке, а провожают по уму). В концовке сказки про саму шинель ничего не сказано, потому что здесь противопоставляются труд и безделье. Когда человек много работает, так он хоть на камне уснет, а бездельнику и на перине уснуть.
4. Какие жанры сказок стали известны вам в 5 классе? Подготовьте краткий пересказ одной из них.
В этом учебном году мы узнали три жанра сказок: волшебные, бытовые и сказки о животных.
5. Какие художники иллюстрировали народные сказки? Расскажите об одном из них (например, о В. Васнецове, И. Билибине, о других художниках) или об особенностях их иллюстраций.
Иван Яковлевич Билибин, ученик знаменитого И. Репина, был художником-иллюстратором и оформителем. Первые иллюстрации он нарисовал в 1899 году к сказке «Сказка об Иване-царевиче и Жар-птице и о сером волке». И в дальнейшем в течение 40 лет он оживлял для читателей сказки и былины, создав свой неповторимый билибинский стиль. Автор всегда был точен в изображении русского костюма и предметов быта, а сказочности картинам придавали народные орнаменты, которыми он не только расписывал костюмы героев, но и обрамлял ими всю иллюстрацию.
Знаменитыми являются его рисунки к сказкам: «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Фонохрестоматия
Сказка «Солдатская шинель» относится к бытовым сказкам. Различается ли манера сказывания бытовых сказок и волшебных? Чем?
Манера сказывания бытовой сказки отличается от сказывания волшебной, где есть присказки, загадочность, может быть вкрадчивость, паузы, усиление интонаций при встрече героя с Кощеем Бессмертным или Бабой Ягой. Бытовая сказка сказывается как случай, анекдот.
Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 43-44
Русская народная сказка «Солдатская шинель»
Размышляем о своеобразии бытовых сказок
1. Вы прочитали бытовую сказку о солдатской шинели, но только ли о ней хотели рассказать сказители?
В этой сказке говорится не только о шинели, но и о народной смекалке, глупости барина, о том, что уставший человек легко засыпает в любых условиях, а изнеженный — не уснёт на перине.
2. Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?
Действие этой сказки происходит в обычном мире с обычными людьми. В ней нет ничего волшебного, а рассказывается о смекалке, находчивости, хитрости простого человека.
3. Можно ли сказать, что концовка сказки похожа на пословицу? Почему?
В концовке этой сказки делается поучительный вывод, а это свойство пословиц.
4. Какие жанры сказок стали известны вам в 5 классе? Подготовьте краткий пересказ одной из них.
Нам стали известны волшебные сказки, бытовые и сказки о животных.
Примеры кратких пересказов можно прочитать по ссылкам:
5. Какие художники иллюстрировали народные сказки? Расскажите об одном из них или об особенностях их иллюстраций.
В учебнике мы видим иллюстрации художников:
К сказке «Царевна-лягушка» Ивана Билибина и Виктора Васнецова.
К сказке «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» Владимира Бельтюкова.
К сказке «Журавль и цапля» Евгения Рачёва.
К сказке «Солдатская шинель» Владимира Милашевского.
Рассказ о художнике Иване Билибине для 5 класса
Иван Яковлевич Билибин родился 16 августа 1876 года в посёлке Тарховка под Санкт-Петербургом. Его отец был военно-морским врачом, дворянином, и Ваня получил хорошее образование.
Он окончил с серебряной медалью гимназию, учился в университете, а с 1895 года увлёкся живописью. Сперва Иван учился в Обществе поощрения художеств, потом в мастерской художника Антона Ашбе. Молодого живописца замечает Илья Репин и Билибин под его руководством заканчивает Академию художеств.
В 1899 году Билибин обращается к иллюстрациям народных сказок. Его первыми работами становятся рисунки к сказке «Иван-царевич и серый волк». Уже в них появляется то, что впоследствии станут называть билибинским стилем.
Билибин много работает над иллюстрациями к народным сказкам и былинам, сказкам Пушкина. Для его работ характерны яркая индивидуальность, проработка мелких деталей природы и костюмов героев, насыщенная цветовая палитра. Герои сказок на его рисунках оживают, становятся понятней и ближе читателю.
Много работает Билибин и над театральными постановками — делает декорации, эскизы костюмов.
После революции 1917 года Билибин уезжает в Египет и с воодушевлением занимается изучением культурного наследия этой страны. В 1925 году он оказывается в Париже и возвращается к иллюстрациям сказок. Он делает рисунки к сказкам братьев Гримм и арабским сказкам «Тысяча и одна ночь».
В 1936 году Билибин возвращается на родину и начинает преподавать в Академии художеств. Он умирает в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года. Его последней работой стала иллюстрация к былине «Дюк Степанович».
Фонохрестоматия
1. Сказка «Солдатская шинель» относится к бытовым сказкам. Различается ли манера сказывания бытовых сказок и волшебных? Чем?
В сказывании бытовой сказки нет ничего таинственного, волшебного, поэтому актёр использует лишь ироничную интонацию, максимально стараясь передать характер героев, их манеру говорить. Речь актёра обычная, простая, близкая к народной.
«Солдатская шинель»
ЦЕЛЬ
подробнее поговорить о бытовых сказках.
Сказки о животных – это сказки, героями которых выступают животные. Обычно они наделены человеческими качествами и свойствами характера.
Бытовая сказка – это сказки, в которых отражается народный быт и повседневная жизнь.
Быт – это жизненный уклад, повседневная жизнь.
«Журавль и Цапля»
Общее
«Солдатская шинель»
Сказка
В конце – мораль
Разговорный стиль
Хорошо – плохо
Различие
О животных
Бытовая
Герои – животные
Герои – люди
Зачин «Жили-были…»
Зачин «Говорил барин с солдатом…»
Вымысел
Правдивая история
Сказку «Солдатская шинель» мы называем бытовой, так как в ней обыденные для такового типа сказки персонажи: находчивый солдат и глуповатый барин. Мы радуемся находчивости солдата и смеемся над глупостью барина. Предмет, который становится предпосылкой торга меж солдатом и барином, — солдатская шинель.
Как хвалил солдат свою шинель? Найдите и зачитайте
Мы узнаем о том, что служба солдатская в те времена была очень грозной, никаких удобств у солдата не было, потому шинель для него служила не только лишь одежкой, но и постелью. Солдаты много работали, времени для сна им отводилось мало. Они очень утомлялись и, когда приходило время спать, от утомления стремительно засыпали даже на жесткой постели, изготовленной из шинели.
В 1786 году указом князя Потемкина в русской армии вводится шинель. Легкая, теплая, сшитая из сукна, с которого легко счистить грязь. Шинель оказалась настолько универсальной одеждой, что ее носили офицеры вплоть до начала 21 века.
Барин жил в совсем других условиях: спал на кровати, лежал на перине, голова на подушке, укрывался одеялом. Барин не работал и не знал солдатской жизни. Об этой разнице между жизнью солдата и барина и рассказывает нам сказка.
Вопросы по тексту
- За сколько купил барин шинель у солдата?
- Почему барину шинель не заменила одеяло и подушку?
- Почему солдат не замечал этих неудобств?
- Кому пожаловался барин на солдата?
- Почему командир наградил солдата, а не наказал его?
- Как вы думаете, в жизни командир наградил бы его или наказал?
- Чему учит сказка?
«Если человек не работает, ничего не делает, он не сможет заснуть даже на хорошей постели, а тот, кто трудится, работает — заснет и на шинели».
Герои сказки
Барин (богатство)
Желание героя
Действие героя
Спать на мягкой постели
Жена барина
Солдат (бедность)
Покупает шинель за 25 рублей
Результат
Жить богато
Командир
Доказать, что может обойтись малым
Ругает мужа за шинель
Для постели не годится
Хвалит свою шинель
Страдает из-за мужа
Разобраться, кто прав
Доказал свою правоту
Выслушал солдата
Наградил его
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Персонажи бытовой сказки – люди обыкновенные, живущие не в тридевятом королевстве, а в реальном мире. Сюжет не магический, а жизненный, окрашенный юмором. В бытовой сказке всегда получает заслугу радостный и находчивый герой. Концовка сказки похожа на пословицу. В концовке мы видим такую идею: кто трудится, тот всегда крепко спит.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Читать «Из басен народов мира» (+Эзоп и Лафонтен)
Страницы: 67-73
1
Солдатская шинель, в чём мораль сказки?
8 ответов:
6
0
Я думаю, что не стоит напоминать сюжет сказки, потому как вопрос не об этом. Но если уж совсем вкратце, то солдат продал барину шинель и сказал, что она полностью заменяет постель, и подушку, и перину,и одеяло. Солдат сказал,что он хорошо спит на шинели.
Барин как не старался, а заснуть на шинели не сумел и пошёл жаловаться к командиру. Командир вызвал к себе солдата и спросил его о том, как он спит на шинели…Впрочем.. А лучше я в виде цитаты выложу
И после командир сказал барину фразу, в которой, в приниципе, и заключается мораль сказки. Фраза эта гласила о том, что мол кто работает -тому и шинель постель и кровать, а кто лентяй- тот и на перине заснуть не может.
3
0
Русская народная сказка «Солдатская шинель» — это бытовая сказка, то есть ее сюжет максимально приближен к реальности. В ней нет ничего волшебного, а главными героями оказываются находчивый солдат (а солдат в сказках всегда находчивый) и простоватый ленивый барин, который польстился рассказам о чудесных свойствах солдатской шинели.
Особенностью этой сказки является ее сходство с басней, ведь в конце сказки полковой командир говорит пословицей, словно выводит мораль истории:
Его слова можно понять так, что для того, чтобы в полной мере насладиться минутой отдыха, надо сперва час-другой поработать. Чтобы хорошо отдохнуть, надо хорошо устать. А тот кто не устает, не может оценить и отдых. А значит в общем смысле мораль этой истории такова: человек должен трудиться, труд сделал человека человеком.
3
0
В сказке «Солдатская шинель», как и во многих сказках заложен большой смысл. В ней говориться о трудной работе и ленной жизни.
Мораль в этой сказке актуальна во все времена, кто как работает, тот так и спит. Конечно солдат после боевого похода рад и на сырой земле поспать, а если уж есть шинель, так это ж заменит и перину, и подушку, и одеяло. А вот барин привык спать на мягком, ему не понять как это рукава подложить под голову, чем укрываться, да и жестко все как на камне.
Вот и сейчас, мне кажется лучшее лекарство от бессонницы это хороший труд.
2
0
В сказке «Солдатская шинель» барин, соблазнившись рекламными речами солдата, приобретает у него шинель. Солдат в ярких красках расписал покупателю все положительные стороны шинели, при наличии которой ему не потребуются ни матрасы, ни одеяла, ни подушки.
Находчивый солдат предполагал, что барину никогда не выспаться на солдатской шинельке, но сумел её выгодно продать. А привыкший к роскоши барин, действительно, ночь провел без сна: ему было жестко и неудобно.
Мораль сказки состоит в том, что человек трудолюбивый заснет после тяжелого дня на любой постели, даже на камнях. А изнеженный человек, не понимающий слова «труд», и на мягкой перине не заснет, поскольку и не уставал вовсе.
Эту мысль и высказал умудренный жизнью командир полка, разрешая ситуацию с солдатской шинелью. А мы должны усвоить, что нужно трудиться, и тогда вопросы о постелях вообще возникать не будут.
2
0
В русской народной сказке «Солдатская шинель» мораль сказки высказал полковой командир солдата. Он сказал, что
Этим он хотел показать, что солдат трудится целый день с раннего утра и до поздней ночки. Поэтому даже жесткая шинель кажется ему отличной кроватью.
Барин же мало трудится в своей жизни, поэтому ему не спится даже в своей роскошной кровати. Ему от безделья плохо спится на мягкой перине, и он решил, что солдатская шинель такая чудесная, что на ней он легко уснет. Но он не устал за весь день ни капли, и поэтому не смог уснуть на грубой шинели.
1
0
Главная мысль данной сказки, а именно «Солдатская шинель» заключается в том, что если долго трудиться на тяжелой работе, то после выполнения своих заданий, полномочий даже камень сможет показаться мягкой кроватью так как уже становится не важно где отдыхать, как отдыхать. Хочется отдохнуть. Сказка смогла научить меня быть храбрым и ловким человеком, нужно быть находчивым по жизни и отстаивать свои интересы. Иногда прихвастнуть — не грех. Сказка также учит обманывать богачей и не быть жадным. Каждый должен трудиться.
0
0
Вообще сказка о трудягах и тунеядцах.
Барин, это тунеядец, солдат трудяга.
А мораль такая, чем больше трудишься, тем больше устаёшь и тем меньше у тебя требований к комфорту, уснуть сможешь и на голой скамейки прикрывшись шинелькой.
Всё конечно не однозначно (для взрослого человека), но для для детей сойдёт.
0
0
Главной мыслью данной сказки является то, что хорошо спит тот человек, который хорошо трудится и если человек по настоящему устал, то ему не нужны сверх комфортные условия, для сна. Ну а сверх комфорта требуют люди, которые ничего не делают и обладают изнеженной душой.
Читайте также
В любой сказке или поговорке есть мораль, данная сказка не является исключением. Эта сказка должна научить малышей тому, что никогда не нужно торопиться и делать все обдуманно, второй аспект в том, что добро всегда будет стоять во главе угла и будет побеждать зло.
Там ясным образом показывает автор, что может творить любовь , и даже не играет значения какой внешний облик будет у этого существа.
И если полюбить даже жабу, то впоследствии она может стать самой любимой и нужной,т.е превратиться в красавицу. Потому что каждый человек должен раскрыться душой.
Также там есть мораль о том, что все желания сбываются, главное сильно этого хотеть.
Если разобрать слово «сказка» по составу, то получится, что сказ- — это корень, -к- — это суффикс и -а — это окончание.
В сказке Андерсена про горошинки, стручок и девочку, на мой взгляд, всего два главных персонажа:
- Пятая, последняя, горошина, которая, вылетев из бузинной трубочки, угодила в дом бедной женщины.
- Больная девочка, сумевшая поправиться, благодаря горошинке, которая не завяла и не затерялась на крыше, а пустила ростки и превратилась в прекрасное растение.
<hr />
Вообще, очень много идет в сказке описанием самого процесса произрастания горошка, что не плохо, т.к. по отдельной теме даже пришлось делать другое задание. Впрочем и «взаимоотношениям» девочки с горошиной Андерсен уделили достаточно внимания.
<hr />
Герои 2-го плана
- Четыре горошинки, которые канули в небытие, одна так точно лопнула в канаве, разбухнув от воды…
- Мама девочки: добрая, ласковая, трудолюбивая женщина, безмерно любящая свое дитя.
- Мальчик с бузинной трубочкой, отправивший горошины по их жизненным дорожкам. Хотя, вы знаете, наверное мальчишку можно посчитать также главным персонажем, ведь не сорви он стручок и не стрельни горошинами, они могли бы все просто завянуть вместе со стручком, а девочка умереть, не встретившись со своим горошком.
В связи с тем, что научно-познавательны<wbr />й рассказ — это не просто пересказ сказки или короткое ее изложение, а уже научные факты или сведения о природе, то мой рассказ будет сконцентрирован на конкретном предмете — на горохе, который стал одним из главных персонажей этой истории.
<hr />
В сказке Андерсена про горошинку и девочку, кроме нравственных и моральных выводов, можно узнать (если внимательно читать книгу) много о том, как растет горошек.
Что нового для себя я узнал о горохе?
1-я часть сказки.
- Плод этого растения представляет из себя стручок, внутри которого находятся горошинки, растущие рядком. Т.е. стручок продолговатой формы. Если горошинок содержится около пяти штук, то получается, что размер стручка составляет примерно 6-8 см.
- Горошинки не высыпаются из стручка, пока он зеленый. Только созрев до желтого состояния, стручок лопается и выпускает горошины из своего хранилища.
- Горошина — это семена для высадки и получения нового растения.
<hr />
2-я часть сказки.
- Для прорастания гороху необходима вода и «еда». В сказке написано, что мох может заменить два эти компонента собой. Достаточно положить горошинку во влажный мох и поставить на солнце, чтобы горошинка пустила корни и дала ростки.
- Стебелек гороха напоминает вьющуюся нитку, и чтобы растение хорошо развивалось, ему ставят подпорку к основанию, а сам стебель пускают по натянутой веревке от земли до, например, крыши.
- Перед тем, как обзавестись стручком, горох цветет.
<hr />
Чтобы полностью осмыслить процесс роста горошка, следует начинать читать доклад/рассказ со второй его части.
<hr />
П.С. Кроме гороха в сказке есть интересный факт о другом растении — бузине. Если мальчик сделал из нее трубочку, значит, ствол бузины полый (пустой). Можно через него не только плевать горохом, но и на звезды ночные смотреть.
Нужны и те и другие. Народные сказки, чаше всего, несут общеобразовательный смысл. Рассказывают что такое добро и зло, лень и работа, развивают смекалку. Некоторые просто переносят в сказочную страну, дарят необычные приключения. А авторские пишутся с более определенной целью, например: шалить нельзя, а то мама расстроится; нельзя раскидывать игрушки, потому-то они могут потеряться и т.д. Нужно ориентироваться по ситуации, какую сказку читать.
Тема: «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» —
народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и
бытовых сказках
Цель
урока: формирование
навыков анализа художественного произведения: учащиеся должны знать
художественные особенности сказки как фольклорного произведения; нахождение
нравственной проблемы в произведении;
формирование
представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.
Тип урока комбинированный
ХОД
УРОКА
1.
Оргмомент.
Эмоциональный настрой.
2.
Формулирование
учащимися темы и цели урока.
— К каким жанрам
принадлежать эти произведения?/ сказкам
— Исходя из темы нашего урока, определите цель урока. / учиться анализировать
сказки, сравнивать, делать выводы.
3.
Работа по теме урока
3.1.
Работа с понятиями
Сказки
о животных – это сказки, героями которых выступают животные. Обычно
они наделены человеческими качествами и свойствами характера.
Бытовая
сказка – это сказки, в которых отражается народный быт и повседневная
жизнь.
Быт
– это жизненный уклад, повседневная жизнь.
1.
Викторина по сказкам. «Журавль и
цапля», «Солдатская шинель»
1.
Сказка «Журавль и цапля» относятся … сказкам.
а)
к бытовым; б) о животных; в) к волшебным.
2.
Какие события происходят в сказке «Журавль и цапля»?
а)
фантастические; б) реальные; в) из реальной жизни.
3.
Какова цель сказки «Журавль и цапля»?
а)
высмеять поведение героев; б) показать, что добро побеждает зло; в)
высмеять недостатки героев.
4.
Героем присказки в сказке «Журавль и цапля» является:
а)
цапля; б) сова; в) журавль.
5.
Сказка «Солдатская шинель» относится … сказкам.
а)
к бытовым;
б) о животных; в) к волшебным.
6.
В сказке «Солдатская шинель» есть:
а)
присказка; б) концовка; в) прибаутка.
7.
Кому полковой командир в сказке «Солдатская шинель» адресовал слова «Кто
пора
ботает
да устанет, тот и на камне спит, а кто ничего не делает, тот и на перине не
уснет!»:
а)
солдату; б) барину; в) самому себе.
2.
Лексическая работа.
Определение
знаний слов и выражений присказка, семь верст месил, несолоно хлебавши
Присказка –
короткий смешной рассказик, обычно предисловие к сказке
Семь
верст болото месил (выражение свойственно народной речи)
Несолоно хлебавши
– То есть не получив удовлетворения, ничего не добившись. Выражение это
создалось еще в те времена, когда соль была дорогим и трудно добываемым продуктом:
«хлебать с солью» считалось примерно таким же признаком состоятельности,
благополучия, как «сладко есть». Случалось, что в богатом доме почетные гости
«хлебали солоно», а разной мелкоте доставалась несоленая пища.
3.
Выразительное чтение сказки «Журавль и цапля»
4.Беседа
по содержанию сказки.
— Кто герои
сказки?
— Обратим внимание
на то, как она начинается и заканчивается. Есть ли в ней повторы, постоя ные
эпитеты, народные выражения?
— Подумайте, чем
она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.
— Могла ли эта
история произойти с людьми?
— Чему учит нас
эта история?
«Журавль и цапля»
— сказка о животных. Начинается она с смешной присказки, главные персонаж
которой — «сова — веселая голова». Концовка — короткое (лаконичное) окончание
истории журавля и цапли: «Вот так и прогуливаются они до сей поры один на
другом свататься, да никак не женятся». В этой сказке есть повторы: журавль
дважды прогуливается свататься к цапле, цаплю тоже прогуливается к журавлю
дважды, и обращаются они друг к другу схожими либо точно совпадающими фразами.
К примеру, цапля гласит журавлю: «Нет, журавль, не пойду я за тебя замуж…»
Неизменных эпитетов в притче нет. Народные выражения, другими словами устойчивые
выражения, свойственные народной речи: «семь верст болото месил», «журавль, как
несолоно похлебал».
5.Заполнение
таблицы «Нравственные качества и поступки героев сказки «Журавль и цапля»
Герои сказки |
Желание героя |
Действие героя |
Результат |
Журавль |
Хочет жениться, потому |
Сватается |
Остаётся одиноким, |
Цапля |
Хочет выйти замуж, |
Просит взять в жёны |
Остаётся одинокой, |
Вывод: Под обличием журавля и цапли спрятаны люди. Это те
люди, которые не могут договориться, не умеют решить проблему, не думают о том,
что говорят друг другу. Сказка дает возможность увидеть себя со стороны, посмотреть
на свое поведение.
В
волшебных сказках рассказывается о поразительных, расчудесных событиях. В
сказке «Журавль и цапля» сюжет можно именовать бытовым — схожий сюжет мог бы
быть и в бытовой сказке, но тогда бы в ней действовали не животные, а люди. В
нашем случае в бытовом сюжете действуют животные, на месте которых мы, как в
басне, можем узреть людей. В сказке чувствуется юмористическая интонация,
сокрытый хохот, а в волшебных сказках мы никогда не смеемся над героями.
6. Беседа
по сказке «Солдатская шинель»
— Чем
прочитанная вами бытовая сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?
Сказку «Солдатская шинель» мы называем
бытовой, так как в ней обыденные для такового типа сказки персонажи: находчивый
боец и глуповатый барин. Мы радуемся находчивости бойца и смеемся над выращиванием
пай-барином.
Предмет, который становится предпосылкой торга меж солдатом
и барином, — солдатская шинель. Мы узнаем, что боец умеет так постелить шинель,
что умудряется и в голова ее положить, и укрыться. Но притча не только лишь об
этом умении бойца.
-Кто главные герои этой сказки? -Главные герои этой сказки
барин и солдат.
-Как хвалил солдат свою шинель? Найдите и зачитайте.
Мы узнаем о том, что служба солдатская в
королевские времена была очень грозной, что на походе никаких удобств у бойца
не было: он был должен воспользоваться тем, что было под рукою, что он
постоянно нес с собой. Потому шинель для него служила не только лишь одежкой,
да и постелью. Бойцы много работали, времени для сна им отводилось не
достаточно. Они очень утомлялись, и когда приходило время спать, от утомления
стремительно засыпали даже на жесткой постели, изготовленной из шинели.
Барин жил в совсем других критериях: спал на кровати, лежал
на перине, голова на подушке, укрывался одеялом. Барин не работал и не знал
тягот солдатской жизни. Об этой разнице меж жизнью бойца и барина и ведает нам
притча, причем симпатии рассказчика на стороне бойца
-Понравилась ли барину шинель? Найдите в тексте, что он о
ней говорит.
-Получилось ли у барина заснуть на шинели? Почему? У барина
не получилось заснуть на шинели. Он не знает, как правильно ее использовать
-Как вы думаете, обманул ли солдат барина? Солдат не
обманул барина.
-Как же солдат использовал шинель? Солдат расстелил шинель,
голову положил на рукав и накрылся
-Чему учит сказка? Найдите в тексте.
-Как вы понимаете эти слова?
-Если человек не работает, ничего не делает, он не сможет
заснуть даже на хорошей постели, а тот, кто трудится, работает — заснет и на
шинели
7.Заполнение таблицы
Нравственные качества
и поступки героев сказки «Солдатская шинель»
Герои сказки |
Желание героя |
Действие героя |
Результат |
Барин (богатство) |
Спать на мягкой постели |
Покупает у солдата |
Шинель жёсткая, для |
Жена барина |
Жить богато |
Ругает мужа за покупку |
Убедилась в том, что |
Солдат (бедность) |
Похвастаться тем, что |
Хвалит свою шинель |
Остаётся одинокой, |
Полковой командир |
Разобраться, кто прав, |
Выслушал солдата |
Наградил солдата |
Вывод: Персонажи бытовой сказки, в отличие
от сказок магических и о животных, — люди определенных типов, живущие не в
тридевятом королевстве, а в реальном мире. Сюжет не магический, а жизненный, окрашенный
юмором. В бытовой притче всегда получает заслугу и одолевает радостный и
находчивый герой.
Концовка сказки «Солдатская шинель» такая:
«Вот как поработаешь да длительно не спишь, так и на камне заснешь; а кто
ничего не делает, тот и на перине не заснет!» Она похожа на пословицу.
В пословицах очень принципиальна идея,
которая выражена кратко и образно; в концовке мы видим такую идею: кто
трудится, тот всегда прочно дремлет.
8.Итог урока.
Рефлексия
9. Домашнее задание
Сравнить
сказки бытовую и сказку о животных. Ответить на вопросы
1) Чем сказки похожи? 2) чем они
отличаются друг от друга.