Терри Пратчет на приеме у врача провинциальной больницы. Именно так выглядит визуальная часть нового фильма Ренаты Литвиновой. Смысловая же его часть абсолютно в духе литвиновского творчества. В черновом варианте рецензии я написал в ряд штук десять эпитетов, пытаясь выболтать из них наиболее подходящий для определения этого самого творчества, но понял что даже «самобытно» прозвучит избито. И поэтому остановлюсь на варианте «очень по-ренатолитвиновски».
Ведь даже моих скудных знаний хватило на то, чтобы усмотреть аллюзии и на «Богиню», и на муратовские «Увлечения», и на сборник «Обладать и принадлежать». Но я всегда терпеть не мог высказываний и рассуждений, завязанных на знании контекста, потому что они моментально делят читателя «вхожего в» и «невхожего в». И поэтому постараюсь обойтись без них.
Итак, завязка «Последней сказки…» происходит в некой небесной канцелярии, где Смерть в исполнении Ренаты Литвиновой отчитывается перед строгой, похожей на Мерри Попинс, дамочкой о проделанной работе. Эта самая работа – смертельно больная девушка Рита Готье. История ее трехнедельного умирания в аварийном корпусе совдеповской больницы, и есть сюжет фильма.
Умереть легко, кокетливо и сообразуясь с собственными представлениями об этом важном событии, Рите всячески помогает альтер-эго Смерти в нашем мире – медсестра Таня. Курящая, пьющая, с рваным шрамом на шее (салют, Михаил Афанасьевич), Таня жизнерадостна и неимоверно падка на мужиков. «Из-за такого образа жизни мое тело порядком поизносилось», признается Таня-Смерть во время отчета.
Третья героиня фильма – лучшая подруга Риты, врач Надя, выходит на первый план повествования только во второй части фильма – уже после Ритиной смерти. Признаюсь, я не совсем понял этого персонажа, но если перевести ее образ на язык символики, я бы записал Надю в воплощенную мечту большинства самоубийц – возможность понаблюдать за тем, как некогда любивший тебя человек переживает, ощущает, осмысливает и не может простить себе твою смерть. Хотя при жизни ты уже перестал быть ему нужен. «Тогда поймешь, кого ты потеряла»
А вообще парадоксально, но именно Смерть самый живой участник происходящего на экране действа. Именно она пытается хоть как-то расшевелить мертвое царство спасающих жизнь врачей.
Хорошее кино. Немного сыроватое, немного театральное. Сказка, в которой курят. Заметно, что снималось на свои кровные, которых явно на все задуманное не хватало. Великолепные сны-интерлюдии. Ну и музыка Земфиры, по которой многие, в том числе и я, скучали больше, чем скучаешь по иным живым людям…
В минусы фильма я бы записал некую однообразность, клонированность героев. Иногда складывалось впечатление, что в кадре не одна Рената Литвинова, а пять, и даже случайный прохожий говорит ее словами, ведет себя как она, поступает как она. Но не дотягивает в органичности. Точно также картонно выглядят тысячи эпигонствующих фамфаталей, неистово пытающихся влезть в литвиновский образ, на деле соответствуя уровню Елены Воробей.
Бродский писал (а Васильев пел), что смерть – это то, что бывает с другими, подразумевая, что пока нас самих не коснется горе, нам на него плевать. Не видел смерть – бессмертен. «Последняя сказка Риты» выворачивает эту мысль наизнанку. Потому что как для самой Риты, так и для любого другого персонажа этого кино, смерть особой проблемой не является. Проблемой является жизнь. Герои не знают, что с ней и в ней можно делать. Ну, а смерть – это не что-то страшное, гнетущее и неизбежное. Смерть по Литвиновой – это как повестка в военкомат (невероятно стильный военкомат). Ну да, немного неприятно и принудительно. Ну да, хорошего будет мало. Но, понимаешь, надо. Таковы правила. Через смерть все проходят. Переживешь
Программа “Закрытый показ” с ведущим Александром Громовым шло на Первом канале с 2007 по 2013 год. Все показанные в нем киноленты рассчитаны на глубокого и широкого зрителя, как заявил сам автор телевизионного ток-шоу.
Вниманию любителей кино представлены фильмы закрытого показа, список которых находится ниже.
Список
- 10. Изображая жертву | 2006 год
- 9. Цезарь должен умереть | 2012 год
- 8. Цезарь должен умереть | 2012 год
- 7. Меланхолия | 2011 год
- 6. Душка | 2007 год
- 5. Белая лента | 2009 год
- 4. Первый отряд | 2009 год
- 3. Последнее воскресение | 2009 год
- 2. Между | 2011 год
- 1. Пропавший без вести | 2010 год
10. Изображая жертву | 2006 год
Черная комедия Кирилла Серебренникова “Изображая жертву” (2006) открывает десятку фильмов закрытого показа. Молодой человек Валя, закончив университет, ради заработка устраивается в милицию, где изображает жертв преступлений во время следственных экспериментов. Следственная группа в составе харизматичного капитана, вооруженной видеокамерой прапорщицы Люды и туповатого сержанта ежедневно вывозит подсудимых на места преступлений, где положено восстановить картину трагедии…
9. Цезарь должен умереть | 2012 год
“Цезарь должен умереть” (2012) — фильм закрытого показа, удостоенный “Золотого медведя” на Берлинском кинофестивале. Заканчивается пьеса Шекспира «Юлий Цезарь», занавес, бурные овации. Гаснет свет, актеры покидают сцену и… возвращаются в камеры римской тюрьмы строгого режима «Ребибия». Камера запечатлела грандиозный эксперимент по постановке спектакля режиссером Фабио Кавалли с заключенными, многие из которых отбывают пожизненный срок. Универсальный язык Шекспира помогает новоявленным актерам понять свои роли, вновь познать дружбу и предательство, власть, обман и насилие — сначала в пьесе, а потом и в своей жизни. И хотя подмостки этой пьесы — тюрьма, в самом фильме она удивительным образом исчезает…
8. Цезарь должен умереть | 2012 год
“Последняя сказка Риты” (2012) — фильм закрытого показа, режиссером которого выступила Рената Литвинова. Героини — три женщины: Рената Литвинова, Ольга Кузина Татьяна Друбич. Персонаж Литвиновой, Ангел Смерти (в земном мире людей носит имя Татьяны Неубивко), по сюжету работает в морге. Женщина немного старше тридцати, Маргарита Готье (исп. Ольга Кузина), заболевает и поступает на лечение в больницу. Её подруга Надя работает врачом в данной больнице, и, узнав диагноз своей подруги, не может решиться сообщить ей печальные новости, начинает скрываться и “выпивать крепкие напитки”. Об умирающей Рите заботится медсестра Таня Неубивко, которая работает в “морговом отделении”, она по сути – ангел смерти и занимает высокую должность в загробном мире. Таня Неубивко переходит между двумя мирами – живых и мёртвых – при помощи порталов, старинных зданий. Три женщины начинают готовиться к великому событию – переходу Риты в мир иной. Рита оглашает своё завещание, оставив всё, чем владеет, своему любимому человеку Николаю Серебрякову (исп. Николай Хомерики). Он ищет ответ на вопрос, есть ли жизнь после смерти, и пытается отговорить смерть забирать любимую.
7. Меланхолия | 2011 год
“Меланхолия” (2011) — драма закрытого показа Ларса фон Триера с Кирстен Данст и Шарлоттой Генсбург. Фильм был удостоен “Пальмовой ветви” на Каннском кинофестивале за “Лучшую женскую роль”, которую исполнила Кирстен Данст. События киноленты разворачиваются в дни, которые предшествуют катастрофе. Первая часть посвящена свадьбе Жюстин, которая быстро охладевает к торжеству, чем вызывает непонимание близких и гостей. Героиней второй части является Клэр, сестра Жюстин. Вначале Клэр ухаживает за впавшей в клиническую депрессию Жюстин и одновременно страшится сообщений о приближении таинственной планеты Меланхолия. Постепенно, по мере приближения планеты, Жюстин и Клэр меняются ролями. Теперь паникующая Клэр нуждается в заботе. В отчаянии она с сестрой и сыном готовится принять неизбежное.
6. Душка | 2007 год
“Душка” (2007) — кинолента закрытого показа режиссера Йоса Стеллинга. На российском кинофестивале сценарист Боб знакомится с человеком, именуемым в фильме Душкой, и между прочим, не всерьёз, приглашает его к себе в гости в Амстердам. Когда однажды Душка приезжает к Бобу, тот упорно не может вспомнить, что это за человек и откуда он, и всячески пытается выгнать его из своей квартиры. Душка же бесцеремонно пытается попасть обратно и чувствует себя в квартире как у себя дома, не стесняясь девушки, за которой ухаживает Боб.
5. Белая лента | 2009 год
“Белая лента” (2009) — фильм закрытого показа Михаэля Ханеке. Картина имеет подзаголовок — “Немецкая история о детях”. Кинолента была дважды награждена “Пальмовой ветвью” на Каннском кинофестивале. В картине описываются события 1913 года, происходящие в Германии. Во вполне благополучной германской деревне внешне все тихо и благопристойно. Но однажды в этом «медвежьем углу» начинают происходить зловещие, таинственные события, вроде насилия, учинённого неизвестными над умственно отсталым мальчиком. Подозрение падает на детей отличающегося строгими нравами местного пастора, которые с младенчества носят белые повязки «как символ чистоты и невинности, а в душе у них в результате прорастают в знак протеста ложь, зло, тяга к насилию”. Молодой сельский учитель пытается разобраться во всем этом, но почти за каждым из жителей деревни стоят свои темные тайны, и никто не хочет, чтобы они выплыли наружу. Почти у каждого персонажа две стороны — одна внешняя, привычная и «благопристойная», а другая внутренняя, отягощенная какой-либо тайной или неблаговидным действием.
4. Первый отряд | 2009 год
Анимационный фильм закрытого показа “Первый отряд” (2009) является совместной работой России, Японии и Канады. Действие мультфильма разворачивается в 1942 году. Отряд пионеров-героев вступает в схватку с фашистскими оккупантами и призраками рыцарей Ливонского ордена, вызванными из загробного мира нацистскими магами из печально известной организации Аненербе. Разумеется, главные герои — не простые пионеры. Они прошли обучение в Шестом Отделе Управления Военной Разведки. Этот отдел занимается парапсихологией и оккультизмом. И теперь они готовы защищать Родину на невидимом для простых смертных фронте.
3. Последнее воскресение | 2009 год
“Последнее воскресение” (2009) — фильм закрытого показа, который является совместной работой Германии, России и Великобритании. Картина дважды была номинирована на премию “Оскар”. Кинолента основана на биографическом романе Джея Парини о последнем годе жизни великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Прожив долгую жизнь, устав от отчужденности и вражды в отношениях с женой Софьей Андреевной, в ночь на 28 октября 1910 года, в пятом часу утра с 39 рублями в кармане Лев Толстой тайно уехал из дому. Простудившись по дороге, он заболел воспалением легких и нашел последний приют на станции Астапово.
2. Между | 2011 год
“Между” (2011) — кинолента закрытого показа Фрэнсиса Форд Копполы. Переживающий творческий кризис писатель Холл Балтимор, специализирующийся на остросюжетных романах о ведьмах, приезжает в небольшой городок Суон-Вэлли. Местный шериф Бобби Лагранж обращает его внимание на загадочное убийство юной девушки, произошедшее недавно в городе, и предлагает написать на основе этого случая совместное произведение. Ночью во сне к Балтимору является призрак и рассказывает о массовом убийстве детей, произошедшем в этих местах много лет назад. Под впечатлением этого сна писатель решает начать собственное расследование событий, происходящих в городке… В фильме присутствуют отсылки к творчеству Эдгара Аллана По и множество цитат из его произведений.
1. Пропавший без вести | 2010 год
“Пропавший без вести” (2010) — фильм закрытого показа Анны Фенченко. Сюжет киноленты рассказывает о программисте, которого вполне устраивает самоизоляция от большого мира. Он работает дома, у него нет семьи, а отношения с родственниками, проживающими этажом выше, весьма натянуты. Он уже не молод и ему удобно жить в собственном мире, который он сам для себя создал. Но однажды, по странному стечению обстоятельств, он лишается и того немногого, что у него было. Потеряв квартиру, работу и паспорт, но сумев сохранить свободу, он окунается в новый для себя мир. Сбежав от проблем, он оказывается пропавшим без вести, и возвращаться ему просто некуда. Сможет ли он найти себя в новом мире и преодолеть все испытания, которые уготовила ему судьба?
О фильме
Три женщины, три состояния души, три вечные темы: любовь, смерть и поиски счастья. И один ангел смерти, сопровождающий в иной мир души тех, кто способен любить. История, разворачивающаяся на грани реальности… Программа Александра Гордона «Закрытый показ» традиционно знакомит зрителей «Первого канала» с самыми громкими и неоднозначными картинами. Сегодня в программе — обсуждение фильма «Последняя сказка Риты» режиссёра Ренаты Литвиновой. Фильм получил следующие награды и премии: Специальный приз издания «Коммерсантъ Weekend» картине «Последняя сказка Риты». «Последняя сказка Риты» — это независимое кино, фильм был снят на деньги режиссёра Ренаты Литвиновой и её сопродюсера Земфиры Рамазановой. Режиссёр пытается представить в фильме образ красивой и не страшной смерти: умирать легко. Режиссёр ассоциирует смерть не в образе старухи с косой, а в виде красивой женщины в жёлтом платье. Эксперты спорят насколько инстинктивно или намеренно в картину внесена идея русского космизма. Эксперты обсуждают философско-эстетический, внутренний план фильма, рассуждают о жизни и смерти, любви, верности и сострадании. Позиция «за»: Никита Елисеев — критик, публицист, библиограф Российской национальной библиотеки, Владимир Варава — писатель, доктор философских наук , Александр Данилов — доктор исторических наук, профессор, Мария Марголит — киновед, Светлана Камынина — актриса. Позиция «против»: Мария Кондратова — писатель, критик, журналист, Эдвард Опп — директор фотослужбы ИД «КоммерсантЪ», Константин Ларченко — сценарист, режиссёр, Мария Безрук — кинокритик, Константин Ковалёв-Случевский — писатель, профессор Института журналистики и литературного творчества . Рената Литвинова. Об идее картины: «Люди вовсе не оставлены небесными кураторами, и даже сама смерть уважает души людей, способные любить. Более того существует некий тайный ритуал уважения — сопровождать этих любящих людей в последний путь. Мы утратили веру в ангелов Смерти и ангелов Жизни, но они не утратили веру в нас». О свободе: «Этот фильм забрал два года жизни. Снят он был принципиально независимым ни от каких продюсеров, на свои деньги. Изначальный сценарий переписывался в процессе и под актеров и под бюджет, и я признаю, что рамки иногда даже полезны для творчества, но при условии абсолютно творческой свободы, которой я обладала. О бюджете и последствиях DIY: «Все снималось практически в одном подвале и полулегально на улицах. Денег на подкуп московских властей у нас не было. Откуда, когда даже артисты ничего не получали? Стоила картина какие-то гроши, и штат был минимальный — я и несколько моих ассистенток (одна не выдержала и уехала на родину в санаторий). А главным моим соратником на картине была Земфира. Эксперимент был смертельный. От здоровья у меня только шматки какие-то остались». О жанре: «Это одновременно мистическая сказка, но там есть и драма, и мелодрама, и комедийных очень много моментов. Видимо, это очень авторский жанр и можно его назвать: кино Ренаты Литвиновой». О трех женщинах и одной судьбе: Если разделить жизнь женщины на периоды, которые играет каждая из трех актрис, это могла быть одна женщина за целую жизнь в состоянии любви, в состоянии поиска любви и в состоянии потери. О существах: «Я назвала эту историю сказкой, но для меня это абсолютная быль. Я уверена, что существуют некие существа, которые нас досматривают». О курении: «В моем фильме многие курят, некоторые — очень много (но общество любителей курения меня не финансировало). Это, конечно, вредная привычка, но очень красивая. Курение — некий символ саморазрушения. Но ведь и жизнь стремится к своему концу, и ничего с этим не сделать». Об имени Маргарита: «Ну, очень мне оно нравится. Можно я теперь всех своих героинь буду называть Маргаритами? Я обожаю это имя. А что? Я же, в конце концов, снимаю кино. Как хочу, так и называю». О смерти: «По большому счету я не цепляюсь за эту землю. И не призвали мы никаких таких сил. Я сама — эта сила! Что мне, бояться самой себя? Если вам страшно — не приближайтесь! А мои артисты меня давно знают». О любимых фильмах: «В связи со «Сказкой» я бы, наверное, упомянула «Орфея» Жана Кокто. А вообще у меня много любимых фильмов. Меня вдохновляют талантливые люди».
В ролях
Ольга Кузина, Татьяна Друбич, Рената Литвинова, Николай Хомерики, Сати Спивакова, Регина Айрапетян, Алиса Хазанова, Альбина Евтушевская, Дмитрий Зубов, Ольга Попова
Другие фильмы
Первым фильмом, показанным в шоу «Закрытый показ» на Первом канале стала чёрная комедия режиссёра Кирилла Серебренникова «Изображая жертву», снятая в 2006 году по одноимённой пьесе братьев Пресняковых.
Хорошие фильмы
Время чтения 3 мин.Просмотры 15.3k.
Ток-шоу «Закрытый показ» с Александром Гордоном транслировалось на Первом канале с марта 2007 по сентябрь 2013 года. Все фильмы, показанные в «Закрытом показе» рассчитаны на «широкого и глубокого зрителя», по заявлению автора программы.
Список всех фильмов-участников шоу «Закрытый показ»:
- Изображая жертву (Кирилл Серебренников, 2006)
- Многоточие (Андрей Эшпай, 2006)
- Вдох-выдох (Иван Дыховичный, 2006)
- Свободное плавание (Борис Хлебников, 2006)
- Эйфория (Иван Вырыпаев, 2006)
- — Обсуждение темы «Есть ли звёзды в российском кино?»
- Простые вещи (Алексей Попогребский, 2006)
- Нелегал (Юрий Лебедев, 2006)
- Путешествие с домашними животными (Вера Сторожева, 2007)
- Преступление и наказание (Дмитрий Светозаров, 2007)
- Призрак в доспехах (Япония) (Мамору Осии, 1995)
- Ничего личного (Лариса Садилова, 2007)
- Изгнание (Андрей Звягинцев, 2007)
- Отрыв (Александр Миндадзе, 2007)
- Гадкие лебеди (Константин Лопушанский, 2006)
- Груз 200 (Алексей Балабанов, 2007)
- 9/11: Расследование с нуля (Италия) (Франко Фракасси, 2007)
- Мой муж — гений (Татьяна Архипцова, 2008)
- Русалка (Анна Меликян, 2007)
- Шультес (Бакур Бакурадзе, 2008)
- Плюс один (Оксана Бычкова, 2008)
- Сад (Сергей Овчаров, 2008)
- Дикое поле (Михаил Калатозишвили, 2008)
- Яр (Марина Разбежкина, 2007)
- Юрьев день (Кирилл Серебренников, 2008)
- Пленный (Алексей Учитель, 2008)
- Лучшее время года (Светлана Проскурина, 2007)
- Все умрут, а я останусь (Валерия Гай Германика, 2008)
- Палата № 6 (Карен Шахназаров, 2009)
- Остаться в живых (сезон 6), эпизод «Аэропорт Лос-Анджелеса» (США) (Джек Бендер, 2010)
- Однажды в провинции (Екатерина Шагалова, 2008)
- Девственность (Виталий Манский, 2008)
- Манежное лошадиное чтение (Александр Невзоров, 2010)
- Скоро весна (Вера Сторожева, 2009)
- Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину (Андрей Хржановский, 2009)
- Первый отряд (Россия/Япония/Канада) (Ёсихару Асино, 2009)
- Сынок (Лариса Садилова, 2009)
- Волчок (Василий Сигарев, 2009)
- Никто, кроме нас… (Сергей Говорухин, 2008)
- БаксЫ (Россия/Германия/Казахстан/Франция) (Гульшад Омарова, 2008)
- Короткое замыкание (Кирилл Серебренников, Пётр Буслов, 2009)
- Кислород (Иван Вырыпаев, 2009)
- Какраки (Илья Демичев, 2009)
- Белая лента (Австрия/Германия/Франция/Италия) (Михаэль Ханеке, 2009)
- Бубен, барабан (Алексей Мизгирёв, 2009)
- Кошечка (Григорий Константинопольский, 2009)
- Миннесота (Андрей Прошкин, 2009)
- Сумасшедшая помощь (Борис Хлебников, 2009)
- Сказка про темноту (Николай Хомерики, 2009)
- Тюльпан (Сергей Дворцевой, 2008)
- В субботу (Александр Миндадзе, 2011)
- Золотое сечение (Сергей Дебижев, 2009)
- Душка (Россия/Нидерланды/Украина/Бельгия) (Йос Стеллинг, 2007)
- Перемирие (Светлана Проскурина, 2010)
- Овсянки (Алексей Федорченко, 2010)
- Игла Remix (Рашид Нугманов, 2010)
- Сатисфакция (Анна Матисон, 2011)
- Жить (Юрий Быков, 2010)
- Кочегар (Алексей Балабанов, 2010)
- Неадекватные люди (Роман Каримов, 2010)
- Одноклассники (Сергей Соловьёв, 2010)
- Мелодия для шарманки (Украина) (Кира Муратова, 2009)
- Самка (Григорий Константинопольский, 2011)
- Последнее воскресение (Германия/Великобритания/Россия) (Майкл Хоффман, 2009)
- Огни притона (Александр Гордон, 2011)
- Generation П (Виктор Гинзбург, 2011)
- Жила-была одна баба (Андрей Смирнов, 2011)
- Дом ветра (Вячеслав Златопольский, 2011)
- Райские птицы (Роман Балаян, 2008)
- Мишень (Александр Зельдович, 2011)
- Переселенец (Евгений Эпштейн, 2009)
- Между (США) (Фрэнсис Форд Коппола, 2011)
- Без мужчин (Резо Гигинеишвили, 2010)
- Пропавший без вести (Анна Фенченко, 2010)
- Событие (Андрей Эшпай, 2008)
- Меланхолия (Дания/Швеция/Франция/Германия) (Ларс фон Триер, 2011)
- Антон тут рядом (Любовь Аркус, 2012)
- Последняя сказка Риты (Рената Литвинова, 2012)
- Суходол (Александра Стреляная, 2011)
- Бедуин (Игорь Волошин, 2012)
- Я тоже хочу (Алексей Балабанов, 2012)
- Борис Годунов (Владимир Мирзоев, 2011)
- Парень с Марса (Сергей Осипьян, 2010)
- Цезарь должен умереть (Италия) (Братья Тавиани, 2012)
- Другое небо (Дмитрий Мамулия, 2010)
- Сердце на ладони (Польша/Украина) (Кшиштоф Занусси, 2008)
- Запах вереска (Амет Магомедов, 2011)
- Охотник (Бакур Бакурадзе, 2011)
- Написано Сергеем Довлатовым (Роман Либеров, 2012)