Замятин мы аргументы к сочинению цивилизация

Аргументы по направлению  «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

Введение

Цивилизация и технологии — реалии нашей современной жизни. Сейчас уже невозможно быть вне цивилизации и не пользоваться все растущими возможностями технологического прогресса. Человек и сам становится активным членом процесса, он плотно погружается в процесс, на него воздействуют, он воздействует на других. Чтобы быть готовым воспринять новое, нужно быть готовым разрушить то, что уже устарело. Это касается сегодня в первую очередь не материального, а установок человека, особенностей его мировоззрения, характера, устоявшихся привычек. Молодым это сделать легко, хотя и не всем, а вот поколение более старшее, куда сложнее воспринимает новинки в технологическом развитии человечества. Очистить себя от старого, чтобы получить новое, не получается иначе, как с большими усилиями, а кто добровольно желает терпеть лишения и трудности? Иногда это и вовсе невозможно.

Старшее поколение и даже будущее старшее поколение всегда будет консервативно относится к новым технологиям и прогрессу. Старшее поколение не хотят тратить время и не имеют желания осваивать новые технологии. Многие не доверяют тому же интернету, кто-то боится испортить дорогую вещь, а кто-то боится остаться без работы из-за развития современных технологий, поэтому желают работать по старому. Большая часть старшего поколения считают, что новые технологии очень опасны для здоровья.

Как современные технологии влияют на жизнь общества?

Р. Брэдбери роман «451 градус по Фаренгейту» Аргумент №1

Р. Брэдбери в романе «451 градус по Фаренгейту» знакомит читателя с отрицательной стороной современных технологий. Жена главного героя, Милдред полностью погрузилась в мир телевидения, став от него совершенно зависимой. Она именно захламляла дом огромными экранами, вешая их буквально на каждую стену. В начале у пары были хорошие отношения: взаимное уважение и любовь друг к другу. Однако со временем эти светлые чувства и отношения дали трещину, что произошло из-за зависимости Милдред. Она перестала замечать жизнь вокруг, ведь интерес вызывал только телевизор. После этого брак стал потихоньку распадаться. Из этого роман можно сделать вывод, что люди, погружаясь в мир виртуальности забывают о родных и близких, для них становится самым главным техника.

Я.Вишневский «Одиночество в сети» Аргумент №2

Еще одним примером может послужить роман Вишневского «Одиночество в сети». Это рассказ о мужчине и женщине. Они живут в разных странах и знакомятся в виртуальной реальности. Рассказывают друг другу разные истории, делятся своими переживаниями, но в виртуальном общении и чувства ненастоящие. Они обманывают не только друг друга, но и себя, воображая любовь. В сущности, каждый из героев полюбил собственную фантазию, потеряв связь с реальным миром.

К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?

М.А. Булгаков «Роковые яйца» Аргумент №3

В фантастической повести «Роковые яйца» М.А. Булгаков подчёркивает, какой непоправимый урон могут нанести обществу некоторые научные открытия. Так, заведующий совхозом Рокк по неосторожности вместо кур выводит гигантских рептилий, пользуясь изобретением профессора Персикова. Всего лишь одна, казалось бы, маленькая ошибка способна оказать губительное влияние на человечество. Луч жизни, который открывает учёный Персиков, действует абсолютно противоположным образом. Если бы сама природа не помогла людям и не наступил внезапный мороз, стремительно размножающиеся чудовища уничтожили бы цивилизацию. Действительно, перемены зачастую касаются не одного человека, а переворачивают жизни миллионов людей.

Р. Брэдбери роман «451 градус по Фаренгейту» Аргумент №4

В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери создаёт образ пугающего будущего – результата технического прогресса. Люди больше не заботятся о своём внутреннем мире, духовные ценности дискредитируются, человек, живущий в виртуальной реальности, сам становится похожим на робота. Главный герой, Гай Монтэг, работает пожарным, в чьи обязанности входит сожжение книг. До встречи с Клариссой он живёт, как все остальные, даже не задумываясь о том, что его жизнь в чём-то неправильна.

Герои Брэдбери давно перестали общаться друг с другом, у них нет близких, которыми они дорожат, кроме телевизионных «родственников». Может быть, в скором времени человечество вымрет, а на смену придут бездушные электрические псы? Подобные научные открытия не приносят обществу никакой пользы, оно деградирует, поэтому финал произведения закономерен. У такого города нет будущего, и почти все его жители погибают в результате атомной бомбардировки. Так, можно сделать вывод, что антигуманные открытия ведут к вырождению человечества.

Могут ли новые технологии сделать людей лучше?

Д. Киз роман «Цветы для Элджернона» Аргумент №5

В романе Д. Киза «Цветы для Элджернона» показан научный эксперимент, в ходе которого доктора Штраус и Немур повышают умственные способности умственно отсталого с рождения человека. Центральный персонаж Чарли Гордон получает возможность жить жизнью обычного человека, которой он был лишен до тридцатилетнего возраста, теперь он может общаться с другими людьми, понимая при этом окружающий мир, чем он не мог довольствоваться раньше. То, что с помощью научно-технического прогресса удалось повысить интеллект Чарли Гордона, чему посвящена большая часть романа, заставляет читателя задуматься над тем, что новые технологии могут сделать человека лучше. Однако в повествовании показано, что научный эксперимент оказался неудачным: как резко Чарли Гордон стал гением, так резко он и вернулся в прежнее состояние. Новым технологиям не удалось повысить умственные способности главного героя на всю дальнейшую жизнь. Автор показывает, что новые технологии не могут выиграть борьбу с природой.

Р. Брэдбери рассказ «И грянул гром» Аргумент №6

О том, что новые технологии редко делают людей лучше, рассуждает и Р. Брэдбери в своем рассказе «И грянул гром». Живущие в 2055 году люди создают Машину времени, позволяющую оказаться в любом моменте прошлого. Казалось бы, эта новая технология может помочь человеку: теперь людям не придется мучиться незнанием того, что было в прошлом, что позволит знать абсолютно точную историю, своими глазами увидеть то, что происходило в жизни наших предков. Однако то, что главный герой Экельс, отправившийся в прошлое для того, чтобы убить динозавра, из-за страха сходит с тропы и нечаянно убивает бабочку, из-за чего меняется весь ход истории, демонстрирует, что человек, имея огромные возможности благодаря новым технологиям, не умеет соблюдать правила пользования этими новыми технологиями, и из-за этого неумения новые технология не только не преображают человека и его жизнь, но и делают для его существования хуже.

Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?

М.А. Булгаков повесть «Собачье сердце» Аргумент №7

В 1925 году М.А. Булгаков пишет повесть «Собачье сердце», в которой, помимо злободневных тем, связанных со строительством нового мира, раскрывает и тему научного прогресса. Писатель говорит о том, что развитие науки остановить нельзя, но человечество не до конца осознаёт последствия своих действий. Профессор Преображенский проводит необыкновенную операцию: пересаживает бродячей собаке человеческий гипофиз. Но жизнь показывает, что искусственным путём сделать человека, слепить, как из пластилина, невозможно. Новоиспечённый Полиграф Полиграфович Шариков оказывается абсолютно неуправляемым, грубым и наглым. Благородство и отзывчивость ему неведомы. Он начинает видеть в профессоре своего врага, шантажирует Преображенского, угрожая составить донос. Таким образом, М.А. Булгаков говорит нам: чтобы быть человеком, недостаточно иметь «две руки, две ноги». Главное — быть культурным, воспитанным. А это невозможно без долгого становления, без систематической работы над собой. Причём с юности. Такой технический прогресс в буквальном смысле опасен для человечества.

Е.И. Замятин роман «Мы» Аргумент №7

Ещё один пример отрицательного воздействия науки на общество показал Е.И. Замятин в романе «Мы». Произведение, написанное чуть раньше булгаковской повести, в 1920 году, рисует общество будущего. Для людей сделано всё: у них есть дома, работа, они одеты и накормлены. Чем не идеальная жизнь, лишённая неравенства, бедности?! Но есть и обратная сторона: человек здесь — лишь винтик в большом и отлаженном механизме. У него отняли индивидуальность. Право на любовь и самовыражение. Жизнь строго регламентирована: время на работу, на сон, на еду, на отдых. Даже на имя никто не имеет права. Сам Благодетель безлик. Технический прогресс здесь уничтожил эмоциональную вовлечённость в каждодневные дела. Как и М.А. Булгаков, Е.И. Замятин подводит читателя к мысли о том, что человек должен сам развиваться, учиться, находить любимое дело. И регулярно работать над собой.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что современные технологии по-разному влияют на жизнь человека. Но все зависит исключительно от личности. Если она может сохранить духовные и семейные ценности даже с последней моделью телефона в руках, то она имеет право говорить о положительном влиянии современных технологий. В противном случае, люди просто не замечают, что погружаясь в мир виртуальной реальности, они перестают быть людьми, забывают о близких.

На чтение 23 мин Просмотров 1.7к.
Обновлено 18 мая, 2022

Предлагаем вашему вниманию аргументы из жизни и литературы для итогового сочинения по направлению: «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?». Приведенные примеры подобраны в соответствии с установленными требованиями, поэтому могут быть использованы при подготовке к итоговому сочинению.

Содержание

  1. Проблема
  2. Отношение автора к проблеме
  3. Аргументы
  4. Эпитеты к слову «цивилизация»
  5. Эпитеты к слову «технология»
  6. Синонимы к слову «цивилизация»
  7. Синонимы к слову «технология»
  8. Примеры из художественной литературы
  9. Примеры из жизни
  10. Народная мудрость
  11. Афоризмы

Проблема

Влияние технического прогресса на судьбу человечества.

Отношение автора к проблеме

Современную жизнь невозможно представить без технологий – величайшего достижения цивилизации. Научно-технический прогресс оказал влияние на все сферы человеческой деятельности. Благодаря этому сформировались совершенно новые условия жизни, в которых молодое поколение имеет возможность развиваться дальше, а старшее – делиться опытом и пользоваться благами цивилизации. При этом технологии влияют на людей не только внешне, но и внутренне, создавая портрет нового человека.

Аргументы

  1. Саморазвитие личности способствует прогрессу общества.
  2. Современную жизнь невозможно представить без технологий.
  3. Развитие технологий не всегда является благом для общества.
  4. Не все люди могут понять и принять прогресс.
  5. Результаты научных открытий могут быть непредсказуемы и даже опасны.
  6. Новая мысль порождает направление прогресса.
  7. Наука должна служить обществу и улучшать жизнь людей.
  8. Главная функция прогресса – улучшение и облегчение жизни людей.
  9. Деятельные, умные и целеустремленные люди двигают мир вперед.
  10.  Прогресс – неотъемлемое свойство сознательного развития.

Эпитеты к слову «цивилизация»

Внеземная, высокоразвитая, машинная, технологическая, развитая, региональная, античная, могущественная, современная, чуждая, древняя, капиталистическая, буржуазная, примитивная, техническая, утончённая, глобальная, предшествующая, промышленная, тысячелетняя, зрелая, нынешняя, механическая, неземная, былая, разумная, уникальная, могучая, научно-передовая, биологическая, вавилонская, неведомая, православная, загадочная, информационная, параллельная, великая, тогдашняя, всемирная, чужая, нечеловеческая, таинственная, грядущая,  подводная, имперская, российская, русская,  подземная, человеческая, западная, другая, развитая, новая, могущественная, мировая, первая, высокая, советская, инопланетная, древнейшая, разная, космическая, китайская, старая, гуманоидная, погибшая,  ранняя, многонациональная, неизвестная, агрессивная, материальная, галактическая, материалистическая, межзвёздная, библейская, общечеловеческая, византийская, враждебная, греческая, египетская, потребительская, марсианская, отсталая, научно-техническая, забытая, аграрная, арийская, планетарная.

Эпитеты к слову «технология»

Совершенная, оригинальная, специальная, ядерная, секретная, сложная, стандартная, генетическая, космическая, новая, соответствующая, традиционная, данная, революционная, земная, медицинская строительная, отработанная, инопланетная, передовая, высокоразвитая, западная, высокая, правильная, особая, конкретная, иная, электронная, лучшая, другая, местная, советская, собственная, общая, целая, продвинутая, перспективная, военная, мощная, определённая, старинная, необходимая, простая, социальная, прогрессивная, лазерная, беспроводная, развитая, примитивная, химическая, фирменная, уникальная, упрощённая, информационная, цифровая, компьютерная, промышленная, эффективная, современная, педагогическая, древняя, подобная, тонкая, любая, единая, старая, политическая, научная, обычная, человеческая.

Синонимы к слову «цивилизация»

Культура, развитие, общество, социум, государственность, общественное устройство, образованность, прогресс, просвещение, уровень, ступень общественного развития, гражданственность, система, мир.

Синонимы к слову «технология»

Метод, методика, способ, мастерство, ремесло, инженерия, инжиниринг, проектирование, процесс, разработка, знание, научное описание.

Примеры из художественной литературы

1. Джордж Оруэлл «1984»

В антиутопии Джорджа Оруэлла «1984» изображено страшное будущее, уготованное всему человечеству, если люди не начнут осмыслять происходящее и исправлять свои ошибки.

В центре повествования лежит один из возможных вариантов развития нашего мира. После многочисленных кровопролитных революций и жестоких войн вся территория планеты была разделена на три части – так образовались сверхдержавы – тоталитарные государства (Океания, Евразия и Ост-Азия), находящиеся в состоянии постоянной вражды друг с другом. Подобный конфликт поддерживается искусственно всеми тремя сторонами, для того чтобы отвлечь население от неизбежных социальных проблем. Кроме того, такой стратегический ход позволяет держать под полным контролем большое количество людей, в чем крайне заинтересованы правительства всех трех сверхдержав. Главной целью современного общественного строя является недопущение повышения общего уровня жизни людей, ведь их благосостояние угрожает существующей иерархии общества.

В одной из этих авторитарных империй живет обычный, ничем не примечательный мужчина – сотрудник Министерства Правды, работа которого заключается в уничтожении и переписывании прошлых событий под стандарты пропаганды действующей власти. Один из лозунгов Океании гласит: «Война – это мир». Война – это способ сохранить существующий строй, в основе которого лежит неравенство. Поэтому правящая партия готова вести войну вечно, лишь бы не лишаться своих привилегий. Конфликт человека с обществом в таких условиях неизбежен. Океания всеми силами старается избежать этого, поэтому в ней создан масштабный аппарат подавления личности. В этих же целях скрывается от народа истина, для этого создано Министерство правды, которое распространяет мифы о преуспевающем государстве. А полиция мыслей тщательно выслеживает тех, кто еще сохранил способность самостоятельно мыслить и «распыляет» их.

Главный герой, являясь невольным наблюдателем и соучастником преобразования правды в угоду правящей элиты, начинает задумываться над своей жизнью и своей ролью в том процессе, что происходит вокруг него. Терзаемый сомнениями, он заводит личный дневник, что в его стране категорически запрещено,  и начинает на его страницах излагать собственные мысли, чувства, переживания. С этого незначительного, на первый взгляд, шага и начинается протест героя. Он осознает свое положение, и даже пытается бороться с существующим общественным строем. Но государственный аппарат настолько силен, что любая борьба с ним бессмысленна. Что-то утаить от всевидящего ока Большого Брата – верховного правителя страны – сделать практически невозможно. Любое проявление индивидуальности всячески преследуется.

Но однажды жизнь героя меняется. Он знакомится с очаровательной Джулией – очень красивой, яркой и раскрепощенной девушкой с сильным характером. Молодые люди влюбляются, что делать в Океании также строго запрещено, и начинают встречаться в районе обитания низшей касты рабочих. В этом месте контроль за жителями страны не такой сильный, как в других районах, поэтому влюбленные решают этим воспользоваться. Поглощенные любовью, они мечтают о свободе, проникаются светлыми идеями революции. Даже знакомятся с лидером сопротивления, который тайно передает им запрещенную книгу с идеями массового переворота. За чтением этой книги их застает полиция. Пройдя немыслимые страдания в камере пыток, они опускают руки и отрекаются друг от друга. В финале произведения герои, над сознанием которых была проведена серьезная работа, искренне восхищаются справедливостью действующей власти и не сомневаются, что все в стране прекрасно. Таким образом, автор показывает, что люди, у которых нет собственного мнения, с легкостью верят в то, что им внушают. Джорджу Оруэллу удалось разгадать тайну тоталитаризма: «дважды два будет столько, сколько скажет вождь».

2. Рэй Бредбери «451 градус по Фаренгейту»

Роман Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту» — классический пример антиутопии, демонстрирующей сокрушительное влияние технологий на человека.

Сюжет разворачивается в тоталитарном государстве, в котором образованный, мыслящий человек представляет опасность.

Зависимость от телевиденья – лишь малейший пример того, как влияет прогресс на слабые умы. Но если такие люди никому не вредят, кроме себя самих, то главный герой Гай Монтэг занимается тем, что уничтожает прошлое в угоду новой, прогрессивной цивилизации.

Гай работает пожарным, но не в обычном понимании этого слова. У его профессии специальное назначение. Новые пожарные должны сжигать книги, которые находятся под запретом в новом прогрессивном обществе. И если бы не случайная встреча, которая перевернула всю жизнь Гая, он так и продолжил бы избавляться от книг, не понимая, что делает это, для того чтобы люди не узнали о своей прошлой жизни, где свобода ценилась больше, чем технологии.

В своем романе Рэй Бредбери поднимает очень важный вопрос о том, что цивилизация подчиняет себе людей, превращая их в незначительные безликие механизмы единой системы, которые не имеют личного мнения и права голоса. Поэтому чрезмерная увлеченность техническим прогрессом, замена моральных ценностей потребительскими не может привести ни к чему хорошему. Своим произведением автор хочет донести простую мысль – у общества, в котором книги находятся под запретом, нет будущего.

2. Н.С. Лесков «Левша»

Н.С. Лесков изобразил образ первооткрывателя в сказе «Левша». Тульский мастер смог без микроскопа подковать маленькую танцующую блоху и утер своим мастерством нос всем иностранным умельцам. Несмотря на то, что он страдал косоглазием и плохо работал правой рукой, ему удалось сделать невозможное. Все восхищались невиданным талантом Левши и его золотыми руками. Англичане даже хотели подкупить его и были готовы на все, для того чтобы он работал на них.

Тем не менее, главный герой не зазнавался и не забывал, кем он является на самом деле. Он не согласился на щедрое предложение иностранцев. Вместо этого он выведал их секрет чистки ружей и привез его на Родину. Он был смекалистым и внимательным человеком, все схватывал налету, поэтому поездка в Англию оказалась очень полезной для него. Он готов был поделиться новым открытием, но оно не нашло отклика в России.

Таким образом, автор хотел показать, что в России есть великие, талантливые люди, готовые положить свою жизнь, ради блага Родины. Однако не всегда их труды получают должное признание. И если это исправить, нашей стране не будет равных во всем мире.

4. Е. Замятин «Мы»

Действие романа-антиутопии Е. И. Замятина «Мы» происходит в далёком будущем человечества, где научно-технический прогресс достиг наивысшего развития, где цивилизация превращает людей в бездушных роботов. Герои произведения – винтики системы. У них даже нет имен, всего лишь порядковые номера. Жизнь человека не стоит ничего – ведь он всего лишь один из многих. Такое обезличивание приводит к тому, что люди начинают мыслить как единый организм. Их движения четко отработаны, они движутся в ногу, под аккомпанемент одних и тех же мыслей.

В Едином Государстве отсутствуют какие-либо морально-этические понятия, нет разделения добра и зла. Желание упорядочить жизнь, описав ее математическими  функциями, доходит до абсурда. В этом государстве нет никаких проблем. Казалось бы, не жизнь, а мечта – все сыты, одеты, обеспечены жильем и работой. Но за эту мечту пришлось расплатиться свободой мысли, отказом от материнства, любви и собственной личности. Тоталитарное государство подомнет под себя каждого. Преследования инакомыслия, гонения и пытки – вот его инструмент. И это все ради того, чтобы люди не отличались друг от друга, превратились в безликую массу, которая мыслит так, как нужно Государству.

Таким образом, цифровые технологии облегчают жизнь человека, но вместе с тем делают его слабее и беззащитнее, усложняют способность приспосабливаться к окружающему миру. Поэтому, для того чтобы не потерять себя и не раствориться в виртуальной реальности, следует пользоваться благами технического прогресса в меру, с пользой для саморазвития, а не только для пассивных развлечений, таких как компьютерные игры и социальные сети, зависимость от которых – доказанное и пагубное явление.

Изображая общество, в котором во главу угла ставится технический прогресс и математическая правильность, Замятин предупреждает о том, что отсутствие нравственных принципов, давление бездушной государственной машины может нанести вред всему человечеству.

4. М.А. Булгаков «Роковые яйца»

Иногда торопливое введение новых технологий может привести к ужасным последствиям — настоящим катастрофам. Именно так и произошло в антиутопии с научно-фантастическим сюжетом М.А. Булгакова «Роковые яйца».

Главный герой повести – профессор зоологического института Владимир Персиков создал уникальный луч, который мог форсировать рост клеток и производить живых существ небывалых размеров. Ученый хотел добиться фурора в научном мире путем смелого эксперимента, но все пошло не по плану, и последствия оказали непоправимый урон всему человечеству.

Персикову не дали закончить эксперимент, протестировать и изучить свое открытие. Его убили, а необходимое оборудование изъяли. Затем разработку отдали малограмотному и непрофессиональному человеку — председателю колхоза Рокку. Он тут же применил открытие Персикова на практике, только перепутал куриные яйца со змеиными (и других рептилий). В итоге получились огромные монстры, которые отличались неконтролируемой агрессией и сильной прожорливостью. Они породили хаос, разрушили многие объекты инфраструктуры, убили и ранили многих людей. Такое последствие прогресса предостерегает нас от необдуманных поступков, учит быть умнее и осторожнее с новыми технологиями. Без тщательного изучения ничего применять на практике не следует. Все действия должны быть продуманы до мельчайшего шага.

5. С.В. Лукьяненко «Чужая боль»

Действие рассказа С.В. Лукьяненко «Чужая боль» происходит в недалеком будущем. Вначале это будущее кажется вполне счастливым, так как люди избавились от страданий. Они научились «выключать боль», отменять смерть, восстанавливать человека. Однако кое-что настораживает в их идеальной жизни. У людей нет необходимости работать, поэтому они все время играют в странные игры – охотятся друг за другом, убивают и не боятся умереть, потому что существует программа восстановления, благодаря которой умерший человек возвращается в былом виде. Электронные компьютерные игры заменили реальную жизнь, отучили человека страдать, сочувствовать, сопереживать.

Главный герой Дэн не похож на остальных людей. Во время одной из игр, проходившей на территории бывшего немецкого концлагеря, он отступил от сценария, бросился на эсесовцев с голыми руками, без оружия. Его поступок противоречил правилам, ведь игра называлась «Вооруженное восстание». После этого Дэн задумался о том, что все катастрофы, которые происходили в их играх, не были выдумкой. Люди действительно умирали, без возможности восстановления, и в бой их вело какое-то более глубокое чувство, а не простой азарт игрока.

После пришедшего осознания у Дэну пропало желание играть. Кроме того, он решил противостоять целой системе. На следующий же день его, как несогласного,  пришли ликвидировать, и ему не удалось выстоять в этой битве. Его противники падали замертво, но тут же восстанавливались, а Дэна предварительно удалили из регенерационной памяти. Он умер, но всё-таки победил. Его игра закончилась.

Основная мысль рассказа «Чужая боль» заключается в том, что жизнь – не игра. Нельзя выключить боль и включить безразличие. Поэтому мы должны чувствовать не только свою боль, но и стараться понять чужую. И уж тем более не причинять никому боль собственноручно.

Также автор поднимает проблему памяти. Государство и люди, непомнящие своей истории обречены. Игроки в рассказе С.В. Лукьяненко забыли об ужасе фашистских лагерей, горе и страданиях, выпавших на долю миллионов людей. Лишь один Дэн не смог с этим мириться после того, как в нем проснулась память. Слишком долго он находился в неведенье.

Примеры из жизни

1. Считается, что первой цивилизацией на земле была цивилизация древней Месопотамии.Шумеры пришли на плодородные земли в междуречье Тигра и Евфрата, также известные как Месопотамия, в конце IV тысячелетия до н.э., прогнав с насиженного места здешние племена. Цивилизация шумеров имела ярко выраженный сельскохозяйственный характер, поддерживаемый разветвленной системой ирригации (искусственное орошение безводных земель), от которой зависела жизнь первых городов-государств Месопотамии. Благодаря обводнительным каналам вода своевременно доставлялась к засеянным полям, осушительные каналы, дамбы и плотины помогали избежать затопления посевов при бурном разливе Евфрата.
Шумеры считаются основателями клинописи – самой ранней из известных науке форм письменности. Самый древний памятник шумерской письменности – табличка из города Киш, приблизительно датирующаяся 3500 годом до н.э. Система символов, изображенных на ней, является переходным звеном от пиктографической протописьменности к клинописи.

С развитием письменности началось формирование основ цивилизации: происходит урбанистическая революция, создаются сложные городские сообщества, шумеры отправляют поселенцев для создания колоний на отдаленных землях Месопотамии, совершенствуется архитектура, возводятся монументальные храмы с прилегающими хозяйствами, усугубляется социальное неравенство. Согласно результатам археологических исследований, шумеры обладали знаниями о добыче и выплавке меди, а также были хорошо знакомы с колесом.
Каждый шумерский город представлял собой независимое государство – «ном», где был свой вождь и бог-покровитель. В таком городе, прототипе древнегреческих полисов, могло проживать до 50-60 тысяч человек. Однако своеобразный центр все же был – это ном Ниппур, в котором находилось святилище Энлиля, главного божества шумерского пантеона, одной из самых древних религий мира.
Что касается социального строя шумеров, жители каждого нома могли принадлежать к одной из четырех страт (социальная группа): знать (храмовые жрецы, старейшины), ремесленники-торговцы, земледельцы-общинники и воины. Были также рабы – должники, отдавшие себя в полное распоряжение кредитора, и военнопленные, находящиеся в самом низу лестницы иерархии.
На сегодняшний день история загадочной цивилизации шумеров обросла огромным количеством домыслов, однако доподлинно известно, что этот народ обладал знаниями о гелиоцентрической системе мира, знал о круге зодиака, владел шестидесятеричной системой счисления, отголоски которой дошли до нас в циферблате часов и разделении года на сезоны и месяцы и вел историческую хронику.
В XXIV веке до н.э. шумерская цивилизация была завоевана и поглощена Вавилонским царством.

2. Чернобыльская авария – одна из крупнейших атомных катастроф в истории человечества, заставившая мир по-новому взглянуть на развитие технического прогресса. Взрыв выбросил в воздух более 50 тонн летучих радиоактивных веществ, которые были разнесены воздушными потоками на сотни и тысячи километров, оказав негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду.

26.04.1986 года в результате конструктивных недочетов и человеческих ошибок произошел  взрыв, который полностью разрушил ядерный реактор Чернобыльской атомной электростанции. Радиоактивное загрязнение примерно в 400 раз превосходило по своему объему атомную бомбардировку Хиросимы.

В ликвидации последствий аварии приняли участие около 600 тысяч человек. Из районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, были эвакуированы 116 тысяч человек. Вокруг АЭС создали 30-километровую зону отчуждения. От лучевой болезни, ожогов и полученного облучения погибли несколько тысяч человек. Число жертв аварии до сих пор остается предметом споров.

После взрыва ветер разнес радиоактивную пыль не только по территории СССР, но и Европы, Америки.  Научные сотрудники одной из арктических баз рассказывали, что узнали об аварии спустя день, потому что начал зашкаливать штатный дозиметр. Информации о взрыве в СМИ тогда еще не было.

Информация о влиянии катастрофы на экологию противоречива. Сейчас вокруг ЧАЭС действует тридцатикилометровая зона отчуждения. Непосредственно после катастрофы погибли многие животные, которые взаимодействовали с сильно облученными предметами, например, обломками четвертого энергоблока, которые разлетелись на несколько километров от места взрыва, с радиоактивной пылью и т.д. Также от радиации пострадал лесной массив вблизи ЧАЭС. Он получил название «Рыжий лес», из-за того, что под воздействием радиации хвоя изменила свой цвет на ржавый через 30 минут после аварии. После аварии во время дезактивации пораженные деревья вырывали бульдозерами и хоронили, однако и сейчас на некоторых участках отмечается сильно повышенный радиационный фон.

Многие ученые считают, что спустя 30 лет после аварии, в отсутствие человека зона отчуждения стала в некотором роде заповедником, в котором живут редкие виды животных. Впрочем, есть источники, которые утверждают о мутациях, замеченных в животных. При этом официальные эксперты это отрицают и считают, что такие публикации созданы людьми, нагнетающими атмосферу страха и ужаса вокруг Чернобыля.

В настоящий момент на территории заповедника свыше  40 видов редких и исчезающих животных. Площадь заповедника превышает 2 тысячи квадратных километров. В «Рыжем лесу» встречаются медведи, рыси, дикие кабаны, лошади Пржевальского. Согласно наблюдениям ученых, некоторые отклонения в здоровье животных наблюдаются: среди птиц чаще встречаются альбиносы, срок жизни животных несколько уменьшился, грызуны дают меньшее потомство. Однако глобально высокий радиационный фон не оказывает губительного влияния на флору и фауну.

После катастрофы в течение 16 лет в странах Европы и Северной Америки не построили ни одной атомной электростанции, в России было заморожено строительство 10 АЭС. Однако использование атомной энергетики не прекращалось, и после 2000-х годов строительство атомных станций продолжилось. И так продолжалось до тех пор, пока не произошла радиационная авария максимального уровня на АЭС Фукусима-1. Только после этого во многих странах сократили количество действующих АЭС, а некоторые государства и вовсе отказались от ядерной энергетики.

3. Научно-технический прогресс – это процесс становления науки, при котором происходит взаимное обогащение науки и производства, и последнее становится массовым потребителем научных знаний. С середины 20-го столетия в общественную жизнь планеты стали привлекаться разнообразные технические наработки, которые смогли сделать жизнь более комфортной. Так, интенсивно потребляя природные ресурсы с помощью усовершенствованных наукоёмких достижений, человечество улучшило условия развития своей цивилизации и своего рода как биологического вида. Однако остается неоспоримым тот факт, что вмешательство человечества во все сферы природы вызывает резкое ухудшение состояния экологических систем, иногда даже гибель уникальных природных комплексов, сокращение и исчезновение популяций отдельных видов растений и животных, опасность необратимых изменений в структурах географических сфер, которые могут привести к настоящим катастрофам. Таким образом, в 21 веке экологические проблемы являются ярко выраженными и рассмотрение данного влияния очень актуально.

«Холодная война», испытания ядерного оружия в разных точках Земли и на территории бывшего СССР привели к крайнему обострению экологической обстановки в целом. Россия относится к числу наиболее экологически неблагополучных стран мира. Природные экосистемы нашей страны значительно угнетены. И только лишь 1/3 территории, не затронутая хозяйственной деятельностью, имеет незначительное влияние негативных последствий.

Ущерб от экологических бедствий прямо и косвенно воздействует на жизнь и здоровье людей. И экологическая ситуация в России продолжает ухудшаться. Современная экологическая обстановка такова, что перед всеми кто осуществляет научно-технический прогресс и использует его достижения, встало неотложное объективное требование: строго учитывать ранимость природы и не допускать превышения пределов возможности восстановления природных ресурсов, для того чтобы не вызвать необратимых процессов в окружающей среде.

Ухудшение экологии посредством научно-технического прогресса можно наблюдать особенно в больших городах, где на человека обрушивается множество мутагенов: выбросы заводов; пестициды и нитраты в продуктах сельского хозяйства; радиоактивное загрязнение; шум и вибрации; стрессы и многое другое.

Увеличение количества автобусов и большегрузных автомобилей, которые имеют дизельные двигатели воздух значительно загрязняется, так как из-за сгорания дизельного топлива в атмосферу поступают с выхлопными газами окись углерода, сера, мышьяк, свинец и другие токсические и канцерогенные вещества. Причем нередки случаи, когда трава, растущая вдоль автомобильных дорог, скашивается и скармливается домашним животным, в результате многие канцерогенные вещества оказываются в молоке и мясе, которые приводят различным заболеваниям. Так, к примеру, Красноярский край занимает первое место по нашей стране по общему выбросу вредных веществ в атмосферу-это около 12% по всей России.        

Народная мудрость

  1. «Наука в лес не ведет, а из леса выводит». В этой пословице идет речь о техническом прогрессе, который выводит людей «из леса». Любая цивилизация становится более развитой именно благодаря науке.
  2. «С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся». Смысл данной пословицы заключается в том, что любому мастерству нужно обучаться. Поэтому каждый может гордиться тем, что он постиг.
  3. «Всякому молодцу ремесло к лицу». Данной пословицей наши мудрые предки хотели сказать о том, что трудолюбие красит каждого человека.
  4. «Уменье везде найдет примененье». Смысл данной пословицы заключается в том, что главное – научиться чему-нибудь, а применение этим знаниям всегда найдется.
  5. «Наука и труд дивные всходы дают». В этой пословице говорится о том, что пользу человечеству приносит, прежде всего, та наука, которая применяется на практике.
  6. «Чем больше науки, тем умнее руки». В данной пословице говорится о том, что учиться необходимо всегда. Нет предела совершенству.
  7. «Начало науки – ум, начало ума — терпение». В этой пословице говорится о том, что человек – создатель науки, но для того чтобы создать что-нибудь – необходимо большое терпение.  
  8. «Не тот — человек, кто для  себя живет, а тот — кто народу счастье дает». В данной пословице идет речь о пользе, которую приносит человек своему обществу. Наши предки считали, что человек, который заботится только о собственном благополучии, не имеет права называться человеком.
  9. «Алмазу нужна шлифовка, человеку – образование». В этой пословице говорится о том, что каждый человек представляет собой ценность, но для того чтобы раскрыть свои таланты, необходимо заниматься собственным образованием.
  10.  «Наукой свет стоит, а ученьем люди живут». В этой пословице говорится о том, что мир движется вперед благодаря науке, а люди развиваются благодаря учению.

Афоризмы

  1. «Прогресс – закон природы». Французский философ Вольтер считал, что прогресс – это неизменный закон природы, поэтому развитие технологий – неизбежно.
  2. «Цивилизация — ужасное растение, которое не растет и не расцветает, пока его не польют слезами и кровью». Итальянский поэт Артуро Граф говорил, что цивилизация не может развиваться мирным путем.   
  3. «Да будут прокляты эти интересы цивилизации, и даже самая цивилизация, если для сохранения ее необходимо сдирать с людей кожу». Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский считал, что интересы цивилизации не имеют никакого значения, если ради этого должны страдать простые люди. 
  4. «…Свобода есть единственная характерная черта цивилизации… ». Русский биолог Лев Ильич Мечников считал, что признаком развитой цивилизации является свобода.
  5. «Нельзя использовать термин «утопия», так как он подразумевает идеальную цивилизацию, в которой уже нечего улучшать, а для меня это абсурд. Всё, что я проектирую, будет усовершенствовано. Даже в моих собственных работах я постоянно что-то изменяю. У меня нет неизменных взглядов». Британский писатель Джордж Оруэлл говорил о том, что не признает термин «утопия», потому что все в мире требует усовершенствования.  
  6. «Мы готовы принять любое объяснение кризиса, переживаемого нашей цивилизацией, но не можем допустить мысли, что этот кризис является следствием принципиальной ошибки, допущенной нами самими». Британский экономист Фридрих Август фон Хайек говорил о том, что людям тяжело признавать собственные ошибки, а тем более – ошибки целой цивилизации. Легче поверить в любое, даже нереальное объяснение происходящих событий.
  7. «Важнейшая задача цивилизации — научить человека мыслить». Американский изобретатель Томас Эдисон считал, что самой важной задачей любой цивилизации является необходимость научить людей мыслить.  
  8. «Если технология не освобождает людей от рутины, чтобы они могли преследовать более высокие цели человечества, тогда весь технический прогресс бессмысленен». Для американского инженера и футуролога Жака Фреско технический  прогресс не имеет никакого смысла, если созданные технологии не освобождают людей от их бытовых забот, для того чтобы они могли заниматься чем-то более важным, приносящим пользу всему человечеству.  
  9. «Стало чудовищно очевидно, что наши технологии превзошли нашу человечность». Немецкий физик Альберт Эйнштейн выразил собственную точку зрения, заключающуюся в том, что развитие технологий лишает людей человечности.
  10. «Технология, значительно превосходящая по уровню известные нам, неотличима от магии». Английский писатель Артур Кларк говорил, что неизведанные технологии для человека не отличаются от магии. Они так же непостижимы для неподготовленного человеческого разума.
  11. «Цифровые технологии, Интернет! Даёшь интервью — и уже через несколько часов красуешься на первой странице газеты. На следующий день в тебя благополучно заворачивают рыбу». Французский писатель Марк Леви говорил о техническом прогрессе, в результате которого многие вещи становятся ненужными и отходят на второй план. Так, к примеру, Интернет практически полностью заменил бумажные газеты.
  12. «Чем искусственнее окружающая нас среда, тем сильнее мы зависим от технологии, от её надёжности — и от её сбоев, если она их допускает». Польский писатель Станислав Лем считал, что технический прогресс не только приносит благо человечеству, но и делает людей зависимыми от технологий. 

Аргументы «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

15.09.2021

Список аргументов из литературы по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» для итогового сочинения в 2021-2022 учебном году в 11 классе

  • Темы по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
  • Список литературы «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
  • Примеры сочинений «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» (в работе)
  • Как раскрыть тему «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» (в работе)

Дополнительно:

  • Структура итогового
  • Критерии оценивания
  • Универсальная литература

Список всех аргументов из литературы

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Современную жизнь невозможно представить без технологий – величайшего достижения цивилизации. Научно-технический прогресс повлиял на все сферы человеческой деятельности благодаря чему создались совершенно новые условия жизни, в которых молодое поколение чувствует себя, как рыба в воде, а старшее – старается угнаться в меру своих возможностей. При этом технологии влияют на людей не только внешне, но и внутренне, создавая портрет нового человека.

Цивилизация и технологии – это благо или трагедия? На этот вопрос отвечают не только философы, но в первую очередь писатели, являясь летописцами своего времени. Не только современники поднимают этот вопрос в своих произведениях – у классиков можно найти множество примеров, когда технический прогресс оказывает существенное влияние на судьбы людей.

Видеоподборка аргументов по направлению

Влияние технологий на жизнь общества

Знаменитый фантаст и гениальный мыслитель Рэй Бредбери в романе “451 градус по Фаренгейту” демонстрирует сокрушительное влияние технологий на человека.

Зависимость от телевидения, с которой сталкивается жена главного героя, является лишь малейшим примером того, как воздействует прогресс на слабые умы. Но если несчастная Милдред не вредит никому, кроме себя, то ее муж Гай Монтэг занимается тем, что уничтожает прошлое в угоду новой, прогрессивной цивилизации.

Главный герой работает пожарным, но необычным, а «специального назначения». Гай должен сжигать книги, которые оказались под запретом в прогрессивном обществе. Если бы не случайная встреча, изменившая его мировоззрение, то он приложил бы все усилия, чтобы потомки не узнали о прошлой жизни, в которой технологии не занимали центральное место в жизни человека.

Рэй Бредбери поднимает важный вопрос о том, что цивилизация подчиняет себе людей, превращая их в послушных винтиков системы, которым не нужно думать самостоятельно, ведь за них это сделают компьютеры, телевизоры и различные «гаджеты», как сказал бы современный человек.
Другую сторону технического прогресса описывает польский писатель Януш Вишневский в популярном романе “Одиночество в сети”. Его герои используют возможности цифровых технологий для межличностного общения, не задумываясь об опасности погрузиться в мир виртуальной реальности, позабыв о существовании реальности.

В романе мужчина и женщина знакомятся онлайн и влюбляются по переписке, создавая историю любви, которой на самом деле не существует. В виртуальном пространстве воплощаются в жизнь любые фантазии и желания, в то время как в реальной жизни ничего не происходит. По сути два человека тратят драгоценное время на иллюзии, придумывая реальность, как герои “Матрицы”, пока их настоящая жизнь проходит мимо, бессмысленно и бесцельно. Януш Вишневский акцентирует внимание на том, как легко принять реальность за фантазию, особенно при помощи цифровых технологий.

Подробный видеоразбор всего направления

Научные открытия против гуманности

В фантастической повести М.А. Булгакова “Роковые яйца” мы видим, что происходит, когда научный эксперимент выходит из-под контроля.
Из-за роковой ошибки отдельных людей из обыкновенных, казалось бы, куриных яиц рождаются рептилии, которые вырастают до чудовищных размеров. Начиналось все довольно оптимистично: профессор Персиков обнаружил, что световое излучение красной части спектра стимулирует рост эмбрионов, и в результате они вырастают гораздо быстрее и становятся в разы больше, чем их необлученные собратья. Глава совхоза Рокк решает воспользоваться открытием ученого для восстановления поголовья кур. Он облучает куриные, на его взгляд, яйца, но вместо цыплят вылупляются ящеры, которые за считанные дни вырастают в настоящих динозавров, предельно опасных для общества. Если бы не внезапное похолодание, то человечеству грозила бы встреча с Годзиллой, и не одним.

Михаил Булгаков в ироничной форме предупреждает, к чему ведут некоторые научные открытия, а тем более ошибки при воспроизведении эксперимента.

Похожую ситуацию мы наблюдаем в его же повести “Собачье сердце”, где профессор Преображенский из лучших побуждений превращает бродячего пса в человека. Но если очеловеченный Шарик портит жизнь только профессору и его окружению, то “роковые яйца” привели бы к концу человеческой цивилизации, если бы не вмешательство природы, которую оба ученых, и Преображенский, и Персиков, пытались обмануть.

Технический прогресс несет только пользу?

Е.И. Замятин написал знаменитую антиутопию «Мы», где показал, как цивилизация превращает человека в робота. Винтик системы – эти слова совсем не метафора для героев произведений, которые носят не имена, а порядковые номера.

Сохраняется ли радость от существования, когда у тебя нет права на индивидуальность, любовь и самовыражение? Риторический вопрос, ведь в «идеальном» мире нет времени задумываться о таких пустяках, когда твой день четко регламентирован и расписан по часам. Отдых, сон, еда и работа имеют конкретные временные рамки, от которых никому не придет в голову отступить. Похожую картину создает Джордж Оруэлл в романе «1984», где все те же «винтики системы» не имеют права даже на собственные мысли в голове…

Каждый роман-антиутопия отражает страх человека перед технологиями будущего, у которых всегда есть темная сторона. Мы видим это в каждом первом фантастическом произведении, где люди будущего превращаются в рабов технического прогресса из-за неспособности ему противостоять.
В заключение следует сказать, что цифровые технологии облегчают жизнь человека, но вместе с тем делают его слабее и беззащитнее, усложняя адаптацию к окружающей среде. Чтобы не потерять себя и не раствориться в виртуальной реальности, следует пользоваться благами технического прогресса с пользой для саморазвития, а не только для пассивных развлечений, вроде видеоигр и соцсетей, зависимость от которых – доказанное явление.

Так что такое технологии – благо или трагедия? Однозначного ответа на этот вопрос не существует, ведь у технического прогресса есть две стороны. Будущее покажет, какая из них перевесит – светлая созидательная или темная сокрушительная.

Дополнительно важно знать об этом направлении (видеоурок)

  • Замшевый как пишется правильно
  • Замшевый как пишется и почему
  • Замш вый как пишется
  • Замучилась как пишется слово
  • Замучилась или замучалась как правильно пишется