- Сочинения
- Краткие изложения
- Произведения
- Культуры
- Биографии
- Критика
- ГДЗ
Главная >Замятин >Мы >Сочинения
Мы
Евгений Иванович Замятин
Краткое изложение
Читается примерно за 10 минуты
Главные герои
И их характеристика
Сочинения по произведению Мы Замятин
«без действия нет жизни…» В.Г.Белинский. (По одному из произведений русской литературы. — Е.И.Замятин. «Мы».)
«Великое счастье свободы не должно быть омрачено преступлениями против личности, иначе-мы убьем свободу своими же руками…» (М. Горький). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
«Мы» и они (Е.Замятин)
«Возможно ли счастье без свободы?» (по роману Е. И. Замятина «Мы»)
«Мы» — роман-антиутопия Е. И. Замятина.
«Общество будущего» и настоящее в романе Е. Замятина «Мы»
Антиутопия для античеловечества (По роману Е. И. Замятина «Мы»)
Будущее человечества
Главный герой романа-антиутопии Е. Замятина «Мы».
Драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е. Замятина «Мы»)
Е.И.Замятин. «Мы».
Идейный смысл романа Е. Замятина «Мы»
Идейный смысл романа Замятина «Мы»
Личность и тоталитаризм (по роману Е. Замятина «Мы»)
Нравственная проблематика современной прозы. По одному из произведений по выбору (Е.И.Замятин «Мы»).
Общество будущего в романе Е. И. Замятина «Мы»
Почему роман Е. Замятина называется «Мы»?
Предсказания в произведениях «Котлован» Платонова и «Мы» Замятина
Предсказания и предостережения произведений Замятина и Платонова («Мы» и «Котлован»).
Проблематика романа Е. Замятина «Мы»
Проблематика романа Е. И. Замятина «Мы»
Роман «Мы»
Роман Е. Замятина «Мы» как роман-антиутопия
Роман Е. И. Замятина «Мы» — роман-антиутопия, роман — предупреждение
Роман-антиутопия Е. Замятина «Мы»
Смысл названия романа Е. И. Замятина «Мы»
Социальный прогноз в романе Е. Замятина «Мы»
Социальный прогноз Е. Замятина и реальность xx века (по роману «Мы»)
Сочинение по роману Е. Замятина «Мы»
Счастье «нумера» и счастье человека (по роману Е. Замятина «Мы»)
Тема сталинизма в литературе (по романам Рыбакова «Дети Арбата» и Замятина «Мы»)
Что сближает роман Замятина «Мы» и роман Салтыкова-Щедрина «История одного города»?
И-330 — характеристика литературного героя
Д-503 (Второй Вариант) — характеристика литературного героя
О-90 — характеристика литературного героя
Главный мотив романа Замятина «Мы»
Центральный конфликт, проблематика и система образов в романе Е. И. Замятина «Мы»
«Личность и государство» в произведении Замятина «Мы».
Роман-антиутопия в русской литературе (по произведениям Е. Замятина и А. Платонова)
Унификация, уравниловка, регламентация в романе «Мы»
Счастье «нумера» и счастье человека (сочинение-миниатюра по роману Е. Замятина «Мы»)
Многообразие мира и искусственная «формула счастья» в романе «Мы»
Жизнь в раю? (идейный подтекст романа-антиутопии Е. Замятина «Мы»)
Размышления об антиутопии Замятина
Литературное произведение Евгения Замятина «Мы»
Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е. Замятина «Мы»)
Пространство в романе
Мое открытие Е. И. Замятина
Художественный памфлет «Мы»
Нравственность и научно технический прогресс (по роману Е. Замятина «Мы»)
Сочинение отзыв на тему романа Замятина «Мы»
Порицание насилия над человек в романе Замятина «Мы»
Роман-антиутопия Е. Замятина «Мы»
Будущее человечества (по роману Евгения Замятина «Мы»)
Мир романа «Мы» Евгения Замятина
Нравственная проблематика современной прозы. По одному из произведений по вы-бору (Е.И.Замятин
Роман-антиутопия в русской литературе
«Мы» Замятина – «злобный памфлет» или долг художника
Идейный подтекст романа-антиутопии Е. И. Замятина «Мы»
Фантастика и гротеск в романе «Мы»
Жанровое своеобразие романа Евгения Замятина «Мы»
Роман предостережение (Евгений Замятин «Мы»)
ТЕМА СТАЛИНИЗМА (по произведениям А.Н.Рыбакова «Дети Арбата» и Е.И.Замятина «Мы»)
Тема трагической судьбы русского человека в тоталитарном государстве
Жанровое своеобразие романа Замятина «Мы»
Роман Замятина «Мы» – сигнал об опасности, угрожающей человечеству от гипертрофированной власти
Трагическая ирония о судьбе человечества в романе «Мы»
Кто они? Половина, которую мы потеряли… Е. Замятин
Развитие жанра антиутопии в романах «Мы» Е. Замятина и «Чевенгур» А. Платонова
Антиутопия Е. Замятина «Мы»
Социальный прогноз Е. Замятина и реальность XX века (по роману Е. Замятина «Мы»)
Драматическая судьба личности в условиях тоталитаризма
Антиутопия для античеловечества
Евгений Замятин и его роман “Мы”
«Мы» роман-предупреждение о страшных последствиях отказа от собственного я
Тема личности в романе Е. Замятина «Мы»
Проблема любви и долга в романе Е. Замятина «Мы»
Роман Замятина «Мы»
Copyright © 2002-2023 По всем вопросам обращаться на эту почту: admin@allsoch.ru
Обращение к пользователям
Главная>Сочинения по произведениям
Темы сочинений:
Анализ произведения
Роман-антиутопия «Мы», написанный Евгением Замятиным в 1920-м году, представляет собой необычный жанр с элементами сатиры. В нем описывается общество жесткого тоталитарного контроля над человеком, вплоть до установления расписания на дружеские встречи, чтение книг, выбор имени-нумера и т.д. Полное сочинение>>>
Главная мысль произведения
Роман Евгения Замятина «Мы» был написан в 1920-1921 гг. в оригинальном жанре фантастики-антиутопии. Наряду с общественно-политической темой, затронутой автором, в нем поднят драматизм и психологизм личных взаимоотношений. Действие романа происходит в далеком будущем, где все люди живут в соответствии с единым механизмом, по так называемой регламентированной Часовой Скрижали жизни. Полное сочинение>>>
Идейный смысл романа
Роман «Мы» был написан Е. Замятиным в 1920 году и считается первым в череде европейских антиутопий. В дальнейшем он повлиял на творчество Дж. Оруэлла и О. Хаксли. Основными в романе являются темы личности и государства, свободы и счастья, коллективного и индивидуального. Полное сочинение>>>
Какие этапы проходит главный герой романа на пути от мы к я
Примерно в 1920 году в русской литературе появился роман Евгения Замятина «Мы», а через семь лет он был впервые опубликован. По жанру он был определен как антиутопия, потому что автор описал два полярно разных идеальных форм правления, которые, по его мнению, ожидали человечество в будущем. Полное сочинение>>>
Личность и государство
Роман советского писателя Е. И. Замятина «Мы» (1920) считается первой европейской антиутопией, показывающей дальнейшее развитие общества и возможное будущее. Долгое время он оставался неопубликованным из-за острых социально-политических проблем, затронутых в нем. Полное сочинение>>>
Любовь
В романе Евгения Замятина «Мы» представлен некий любовный треугольник, в котором задействованы жители Единого Государства. Главной целью произведения было показать жизнь в условиях технического прогресса в далеком будущем, где все люди лишены эмоций, живых потребностей и душевных порывов. Полное сочинение>>>
Мы, счастливейшее среднее арифметическое
Человеку свойственно заглядывать в будущее и писатели в этом смысле не исключение. Многие из них делали попытку на бумаге изложить свои мысли по поводу того, каким видели человечество через десятилетия и даже через столетия. Полное сочинение>>>
Проблематика
Роман Евгения Замятина «Мы» был написан в 1921 году. Это было нелегкое для всех время, что и отразилось на проблемах, затронутых в произведении. Для начала следует отметить, что книга написана в жанре антиутопии, то есть в ней рассматривается «идеальное» для человеческого общества государство, его плюсы и минусы. Полное сочинение>>>
Разум и чувства
Роман Е. Замятина «Мы» (1921) оставляет после себя неоднозначное впечатление. Поначалу он кажется чересчур фантастичным, но вчитавшись, начинаешь понимать, что все эти события, возможно, ждут человечество в будущем. Полное сочинение>>>
Тревожный взгляд в будущее
Роман Евгения Замятина «Мы» был написан в сложное для страны время, а именно в начале 1920-х гг. Его не сразу пустили к публикации, так как автор поднимал важные общественно-политические вопросы, и лишь в 1988 году роман вышел в печать. Полное сочинение>>>
Устройство государства
Знаменитый роман-антиутопия «Мы» был создан Е. Замятиным в начале 1920-х гг. и отражал сложные, противоречивые события того периода. С одной стороны он предрекал революционные настроения в стране, с другой — рисовал далекое будущее, развитое на основе стремительного научно-технического прогресса. Полное сочинение>>>
см. также:
Характеристики главных героев произведения Мы, Замятин
Краткое содержание Мы, Замятин
Краткая биография Евгения Замятина
История создания
Роман «Мы» был написан в 1920 г. В 1921 г. Замятин отправил рукопись в Берлин в издательство Гржебина, с которым был связан договорными отношениями. В 1923 г. издательство переслало копию для перевода на английский. Впервые роман был опубликован в Нью-Йорке в 1924 г. на английском языке. Может быть, именно поэтому он повлиял на англоязычные антиутопии Хаксли и Оруэлла.
Только в 1952 г роман был опубликован на русском языке в Нью-Йорке в издательстве им. Чехова. На родине роман «Мы» напечатан в 1988 г. в №3-4 журнала «Знамя».
Из-за публикации романа за рубежом в 1929 г. началась кампания травли Замятина, его произведения не печатали, а пьесы снимали с репертуара и запрещали к постановке. Травля закончилась отъездом Замятина за границу после его письменного обращения к Сталину.
Литературное направление и жанр
Роман принадлежит к жанру социальной антиутопии. С него начался расцвет антиутопий 20 в., описывающих жизнь человека в тоталитарном государстве: «Чевенгур» Платонова, «1984» Оруэлла, «О дивный новый мир» Хаксли. Несмотря на фантастический сюжет, роман ближе всего к направлению реализма. Это социальная критика существующих идей и общественных изменений.
Антиутопия – это всегда реакция на социальные преобразования и полемика с уже существующими утопиями. Антиутопии называют социальными предвиденьями, потому что авторы описывают социальные отношения, которые ещё не сформировались, угадывая события очень точно.
Но Замятин, обладая, как и его герой, инженерным мышлением, ничего не угадывал. Он основывался не столько на рационалистических утопиях нового времени (Т.Мора), сколько на существующих и очень популярных в 20 в. социалистических утопиях пролеткультовцев, в частности Богданова и Гастева. Они считали, что вся жизнь и мышление пролетариата должны быть машинизированы. Гастев предлагал даже присвоить людям номера или буквы, чтобы исключить индивидуальное мышление.
Идея глобального преобразования мира и уничтожения человеческой души и любви, способных помешать утопии, тоже родилась у идеологов пролеткульта. Пародии Замятина подвергнуты идеи пролеткультовцев о безграничных возможностях науки, о покорении вселенной и подчинении её идеям социализма и коммунизма.
Замятин основывался не только на идеях пролеткульта. Дома из стекла и бетона напоминают описанные в романе «Что делать?» Чернышевского, а также города будущего, придуманные футуристами (Хлебниковым, Крученых). Единое Государство не раз возникало в урбанистических утопиях. А образ технически совершенной машины («Интеграла») описан в произведениях современников (Платонова, Маяковского).
Неизвестный в СССР роман Замятина был подвергнут резкой критике. Его назвали злым памфлетом, а самого Замятина считали испугавшимся прихода социализма. Замятин до конца жизни оставался верным идеям социализма, но его роман – логическое доведение этих идей до абсурдного предела.
Проблематика и конфликт
Единое Государство ставит перед собой задачу осчастливить не только своих граждан, о и жителей других планет. Проблема в том, что счастливым может быть только несвободный человек, а свобода мучительна. Ведёт к боли. Но именно свободу и боль каждый раз выбирает человек.
Социальная проблема. которая поднимается в романе – взаимодействие личности, которая становится винтиком и колёсиком тоталитарного государства, и самого этого государства. Личность обесценивается до полного исчезновения: или физическоого, как убитые в Машине Благодетеля, или морального, как люди без души, какими становятся в романе прооперированные.
Внешний конфликт между Единым Государством и сторонниками Мефи усиливается к концу романа, как и внутренний конфликт героя, который, с одной стороны, чувствует себя нумером, а с другой – всё больше стремится к свободе.
Сочинение по роману Е. Замятина «Мы»
Роман Замятина «Мы» — это предупреждение об опасностях тоталитаризма. Написанное в 1920 году, произведение стало пророчеством последовавших в стране ужасов сталинского режима.
По форме «Мы» — фантастический роман-антиутопия. Его действие происходит в некоем Едином Государстве, которое образовалось на месте тех стран, что существовали в «далеком двадцатом веке». Жители Единого Государства добровольно отказались от свободы личного самоосуществления и выбрали несвободу коллективного счастья.
Во что же превращается цивилизация, основанная на вере в силу возможности научного обустройства мира и в существование единой формулы счастья?
Жители, а вернее, нумера Единого Государства, существуют в идеально спланированном мире. Скрижаль регламентирует их бытие, превращает каждого в винтик хорошо отлаженного механизма. Здесь регламентируется все: любовь, деторождение и воспитание детей. Единый Музыкальный Завод и Единая Государственная газета обеспечивают потребности нумеров в искусстве и информации.
Изобретение нефтяной пищи решило проблему питания, покорена природа. Свободная стихия осталась за Зеленой Стеной, выйти за которую – значит совершить преступление. Каждый год в день Единогласия в Едином Государстве избирается Благодетель, в чьих руках будут «ключи от незыблемой твердыни» всеобщего счастья.
Но в этом идеально-счастливом мире все несвободны не только внешне, но и внутренне. Личная жизнь каждого у вcex на виду: за ней через стеклянные стены наблюдают соседи и дежурные. Каждое действие жителей контролируется Хранителями, да и в сознании каждого нумера сидит свой собственный «хранитель» — бдительный цензор, управляющий поведением, мыслями и чувствами.
Однако большинство нумеров не чувствуют своей несвободы, они считают устройство Единого Государства практически идеальным. Так, главный герой романа, инженер-конструктор Д-503 в своем дневнике часто размышляет на эту тему. И находит множество преимуществ в окружающей его жизни. Например, сравнивая современное искусство с искусством прошлого, он приходит к выводу, что рационализм – вот главный стержень всего прекрасного. По мнению героя, раньше творческий потенциал разбрасывался совершенно впустую – на бесполезные слова о любви, на беспочвенные метания и так далее.
Все это, пишет Д-503, не имеет никакого практического смысла. Единое же Государство смогло направить творческий потенциал на общественно полезное дело – искусство здесь призвано прославлять Благодетеля и само государство, а также обучать законам и правилам жизни. С ранних лет нумера твердят школьные правила, написанные ямбами и хореями.
Д-503 считает, что совершенно разумно жить под полным контролем государства. Именно тогда существование человека будет полностью осмысленным и рациональным. Все должно быть подчинено логике и разуму, вплоть до очень личных, интимных вещей (процесса деторождении, например).
Кроме того, пишет Д-503, подчинение потребностям «мы», а не прихоти «я» обусловлено законами природы и общества. Прав тот, кто силен, а масса всегда, по мнению героя, сильнее отельной личности. Именно поэтому «мы» — это разумный выверенный закон, в отличие от иррационального и нестабильного «я»: «Отсюда -распределение: тонне — права, грамму — обязанности; и естественный путь от ничтожества к величию: забыть, что ты — грамм и почувствовать себя миллионной долей тонны…»
Однако и в Едином Государстве есть те, кто не принимает его законов, кто еще помнит о тех временах, когда личность была относительно свободна. Среди них – I-330, в которую безоглядно влюбляется герой романа. Именно она открывает Д-503 закон энтропии и энергии, который, по ее мнению, руководит людьми: «Вот: две силы в мире — энтропия и энергия. Одна — к блаженному покою, к счастливому равновесию; другая — к разрушению равновесия, к мучительно-бесконечному движению».
Большинство людей тянутся к энтропии как к безопасности и стабильности. Именно это – гарант существования Единого Государства. Но есть и другие – вечные бунтари и революционеры. Их стихия – это мятущееся движение, благодаря которому в мире и появляется что-то новое. Именно такую жизнь – жизнь энергии – I-330 считает настоящей жизнью. И ради нее она и ее сторонники, живущие за Зеленой Стеной, готовы на все.
Энергия и Энтропия – две противоположности, которые постоянно борются друг с другом. В одно время побеждает одна стихия, в другое – другая. Однако этот закон вечен и применим ко всем сферам жизни.
Печальная судьба главных героев романа еще раз показывает нам, что человек в Едином Государстве, лишенный главного — свободы выбора — перестает быть человеком, а превращается в бездумную машину, лишенную главного – души. В финале произведения I-330 погибает, а над Д-503 производят операцию, в результате которой тот забывает все, что с ним произошло, даже свое чувство к I. Герой вновь превращается в робота, способного лишь производительно трудиться на благо Единого Государства.
И в этом трагическом финале – главное предупреждение Замятина, всеми силами пытающегося предотвратить такую участь своих сограждан и всего человечества в целом.
Сюжет и композиция
Действие романа происходит через 1000 лет после Двухсотлетней войны — последней революции на земле. Читатель мог уловить намёк на недавнюю революцию. Таким образом, в романе описан примерно 32 век в истории человечества.
Действие романа начинается весной и заканчивается осенью, во время крушения надежд.
Роман написан от первого лица главным героем, математиком, инженером-строителем «Интеграла» — совершенного механизма, который должен принести идеи Единого Государства во вселенную, проинтегрировать её, сделать повсюду одинаковой.
Роман представляет собой конспект из 40 записей, который герой начинает для того, чтобы прославить Единое Государство и его идею всеобщего счастья во вселенной, а продолжает, чтобы достоверно описать события для жителей других планет. Об устройстве Государства он говорит как о чём-то само собой разумеющемся. Поэтому эти сведения рассыпаны по разным записям, перемежаются сообщениями о событиях и логическими рассуждениями героя.
Единое Государство было создано 1000 лет назад после победы в Великой Двухсотлетней войне. В войне между городом и деревней победил город, уцелело только 0,2% населения. Город ограждён стеклянной Зелёной Стеной, за которой дикий лес. Что в нём происходит, горожане не знают. Герой чудом узнаёт о существовании по ту сторону Зелёной Стены покрытых шерстью людей, предков тех, кто выжил в войне и борьбе с голодом. В Городе давно перешли на нефтяную пищу. Город очень технологичен: люди пользуются подземкой и аэро.
Жители Единого Государства равны во всём. У них нет имён, а только буквы (у мужских нумеров согласные, у женских – гласные) и цифры. Нумера живут в одинаковых комнатах в домах со стеклянными стенами, носят одинаковую униформу – юнифы, должны заниматься и интеллектуальным, и физическим трудом.
В Едином Государстве всё строго регламентировано. Расписание жизни определяет Часовая Скрижаль, все в одно и то же время встают, едят, работают и ложатся. В расписании осталось 2 личных часа: с 16 до 17 и с 21 до 22. В это время нумера могут гулять по проспектам (в ряд по 4), сидеть за письменным столом или заниматься любовью – «приятно-полезной функцией организма».
За 300 лет до описываемых событий любовь была побеждена. Чтобы не возникало зависти или ревности, было провозглашено, что каждый нумер имеет право на другой нумер как на сексуальный продукт. Чтобы пользоваться понравившимся нумером, нужно только написать заявление на него и получить книжечку розовых талонов. Отметив розовый талон у дежурной в доме, можно в свой сексуальный день (их частота определяется, исходя из потребностей организма) опустить шторы и соединиться с другим нумером.
Самая важна часть Единого Государства – его идеология. Название романа объясняет её. В Государстве каждая отдельная личность подчинена обществу, «мы». Поэтому нумера даже не прекратили работу, когда во время испытания «Интеграла» около десятка нумеров погибло под трубами двигателя. Ведь десять – это бесконечно мало по сравнению со всеми. Таким образом, для создания законов Единое Государство пользуется так называемой математической этикой.
Единое Государство подменило понятия о любви, счастье, долге, достоинстве, существовавшие у «древних» (то есть у нас). В обществе есть Хранители, которые ищут врагов Единого Государства. Пойти в Бюро Хранителей и рассказать об измене – это огромная честь. Когда находят «преступника», несогласного, проходит «праздник», на котором его казнят совершенным образом, в Машине Благодетеля, расщепляя на атомы, превращая в чистую дистиллированную воду.
Но перед этим с преступников сдирают бляхи с нумерами. Нет ничего худшего для члена такого общества, как перестать быть нумером. Показательны литературные произведения в Едином Государстве. Существует целый Государственный Институт поэзии, которая должна восхвалять Единое Государство и Благодетеля.
Другие произведения поучительны: «Стансы о половой гигиене» или история о трёх отпущенниках, которых освободили от всех работ, и через 10 дней они утопились с горя.
Весь сюжет антиутопии «Мы», как и любой антиутопии, строится на постепенном прозрении героя, у которого сначала появляются смутные сомнения в правильности действий, затем возникает «душа», мешающая быть «винтиком и колёсиком». Операция по удалению фантазии превращает героя в счастливый механизм, спокойно наблюдающий, как любимую пытают под Газовым Колоколом.
Сочинение на тему “Центральный конфликт романа Е. И. Замятина “Мы”, проблематика и система образов”
В начале века идеал счастливого мира начал воплощаться в действительность и предстал в тоталитарно-техническом воплощении.
Одним из определяющих факторов для творчества Е. Замятина является его отношение к революции. Писатель не покинул Россию после 1917 года. В революции он видел не только ужасы и жестокость, но и стихию свободы, подтверждение собственного видения мироустройства. Идеалом Замятина было постоянное движение вперед, он не терпел инертности и застоя. В связи с этим Замятину было сложно принять точку зрения Бердяева о состоянии культуры в переломные времена. Философ считал, что в период революции развитой культуры быть не может. В «Философии неравенства» он писал: «Революционное начало по существу враждебно культуре, антикультурно… Дух революционный хочет вооружить себя цивилизацией, присвоить себе ее утилитарные завоевания, но культуры он не хочет, культура ему не нужна». Потрясенный переменами в стране, Замятин раскрывает в своих произведениях проблему создания совершенного общества, задумывается об идеях, которые объединяют людей. Роман Евгения Замятина «Мы» долгое время называли памфлетом на существующий политический строй. Для самого Замятина это был, в первую очередь, способ высказать свои мысли и ощущения о ходе истории. Естественно, что Единое Государство, описанное в его книге, во многом похоже на коммунистическое. Писатель не мог игнорировать окружающую его действительность, не мог не анализировать ее. Замятин в своем произведении отразил опасные тенденции, которые могут привести человечество к жизни в тоталитарном государстве, где личность не сможет развиваться. Одинаковость всех, отказ от индивидуальности имеет серьезные последствия. В Едином Государстве все думают одинаково, ходят строем на прогулку, одеты в униформу и живут в однотипных домах. «Освобождение? Изумительно: до чего в человеческой породе живучи преступные инстинкты. Я сознательно говорю: “преступные”. Свобода и преступление так же неразлучно связаны между собой, как… скорость и движение…» – говорит герой Д-503.
В антиутопии «Мы» Замятин показал, как можно организовать жизнь человека, превратить его в послушную машину, которая будет выполнять любую работу, соглашаться на разные нелепости. Причем такая жизнь вполне устраивает жителей Единого Государства. Они счастливы, что живут в неком «идеальном» сообществе, где нет необходимости мыслить, что-то решать. Даже выборы главы государства доведены до абсурда. Уже несколько лет выбирают одного из одного же человека, подтверждая полномочия «Благодетеля». Государство смогло сделать самое страшное – убить в людях душу. Они потеряли ее вместе со своими именами. Теперь лишь номера отличают одного из них от другого.
В жизнь Первого Строителя «Интеграла» неожиданно для него самого входит любовь. Входит вместе с музыкой Скрябина. Звучит она как отрицательный пример, должный показать, что выше современных «математических композиций» быть ничего не может. На эстраде Аудиториума рояль из прошлого. Женщина в костюме древней эпохи. «Села, заиграла. Дикое, судорожное, пестрое, как вся тогдашняя их жизнь, – ни тени разумной механичности. И, конечно, они, кругом меня, правы: все смеются. Только немногие… но почему же и я – я?»
Внимание!
Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.
Расчет стоимости Гарантии Отзывы
Свое возрождение Д-503 воспринимает как катастрофу и болезнь, когда врач говорит ему: «Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа». На время Д-503 пытается вырваться из обыденного круга, оказывается среди бунтарей. Но привычка жить по давно заведенному порядку оказывается сильнее любви, привязанностей, любопытства. В конце концов страх перемен и привычка к послушанию побеждают возродившуюся, но еще не окрепшую душу. Спокойнее жить по-прежнему, без потрясений, без мыслей о завтрашнем дне, вообще ни о чем не заботясь. Опять все хорошо: «Никакого бреда, никаких нелепых метафор, никаких чувств: только факты. Потому что я здоров, я совершенно, абсолютно здоров… из головы вытащили какую-то занозу, в голове легко, пусто…» Ярко и убедительно Замятин показал, как возникает конфликт между человеческой личностью и бесчеловечным общественным укладом, конфликт, резко противопоставляющий антиутопию идиллической, описательной утопии.
Показательна фантастическая история Великой операции из романа «Мы», рассказывающая о насильственном удалении фантазии у всех «нумеров» – граждан Единого Государства. В условно-деформированном виде эта история отражает неприятие Замятиным уравниловки, несвободы, нивелирования индивидуального, увиденных им в жизни молодого советского общества. Финал романа показывает торжество тоталитарного строя, однако Стена, за которую убегают все недовольные режимом, все еще не восстановлена.
Свое великое произведение Е. Замятин написал в форме дневника, где содержится сорок записей. Для романа характерна исповедальная манера повествования, которая контрастирует с лаконичным и выверенным стилем Государственной Газеты. Неполные предложения и экспрессивные конструкции говорят о том, что Единое Государство все еще состоит из живых людей, способных на эмоции и чувства. В модели идеального общества, которую сконструировал Замятин, нет места иррациональному началу, корню квадратному из –1 или любви. Писатель утверждает, что государственное устройство должно быть прямым следствием природы человека, не противоречить ей.
Герои романа
Главный герой – строитель «Интеграла», 32-летний Д-503. Он переживает постоянные колебания от восторженного принятия Единого Государства до бунта. В жизни Д всё обращено в формулы или логические доводы. Но он видит мир образно, наделяя людей вместо имён чёткими характеристиками (R – негрогубый, О – круглая, розовая). Главный герой искренен, он стремится к счастью, но отказывается от него ради любви, он невольно предаёт возлюбленную, потому что после Операции перестаёт быть человеком. По тому факту, что нумера не спешат вырезать себе фантазию, Д делает вывод, что даже 1000-летняя несвобода не смогла уничтожить в человеке его сущность – душу.
Женские образы романа представлены двумя типами. О-90 – круглая, розовая, общение с ней не выходит за ограниченные рамки. У неё уже пробуждена душа, она ждёт от Д любви, а когда обнаруживает, что он влюблён в I, рискуя жизнью, просит подарить ей ребёнка. Общество не допускает появления у О ребёнка, потому что она не дотягивает 10 см до Материнской Нормы.
Рождённых детей в обществе всё равно отбирают и воспитывают согласно науке детоводства. О в конце романа выживает, причём оказывается за стеной, так что их с Д ребёнок – надежда на изменение ситуации.
I-330 – острая, гибкая, с белыми зубами, ассоциируется с хлыстом и укусом до крови. Д так и не понимает, она выбирает его потому, что любит, или потому, что он – строитель «Интеграла». Это женщина-тайна, которой нравятся недосказанности, испытания, отсутствие ясности, нарушение правил и игра с судьбой. Она одержима идеей Мефи – борцов с Единым Государством – и умирает за неё.
К концу романа Д с удивлением понимает, что почти все окружающие его мужские нумера связаны с Мефи: друг Д и Государственный поэт R; двоякоизогнутый S, Хранитель, наблюдающий за Д глазами-буравчиками; тончайший доктор, выписывающий Д фиктивные медицинские справки.
Другие нумера остаются верными идее Единого Государства. Например, Ю, которая отводит своих воспитанников на операцию по уничтожению фантазии и даже связывает их, доносит на Д Хранителям, выполняя свой долг.
В конце романа Д встречается с Благодетелем и вдруг видит в нём не нумер из нумеров с чугунными руками, а уставшего человека с блестящими на лысине капельками пота (не Ленин ли был его прообразом), такую же жертву системы Единого Государства.
Сочинение: Государство в романе «Мы» (Е.И. Замятин)
(489 слов) Роман Евгения Замятина, написанный в 1921 году, был опубликован лишь к концу 1990-х годов. Это сатирический роман-антиутопия, повествующий о Едином Государстве, в основе которого лежит тотальный контроль над личностью каждого, кто в нём живёт. Приблизительное время происходящих событий – тридцать второй век.
У людей нет имён, вместо них буква и номер. Женщины и мужчины различаются лишь по тому, какая буква стоит перед номером. Читатель узнаёт о событиях от главного героя Д-503, который ведёт дневник в рамках государственной программы в связи с запуском космического корабля «ИНТЕГРАЛ». Д-503 – главный инженер в этом проекте.
В статье под названием «Я боюсь», которая уже содержала в себе идеи, в последствии перенесённые в роман, Замятин высказывал свои опасения, что в новой России не останется места свободному творчеству. Всё будет выверено и подчинено законам целесообразности. А творчество, как известно, не имеет границ, иначе оно превращается в государственный заказ. Перестаёт быть искусством. «Мы» повествует о тлетворном влиянии на личность, тем более на творческую личность тоталитарного режима.
Единое Государство победило в Двухсотлетней войне и повсюду установило свой порядок. Город, в котором живут люди-нумера, ограждён Зелёной Стеной, все разговоры на улицах прослушиваются, стены в домах прозрачно-зеркальные. Шторы разрешено задёргивать лишь в сексуальный час. Единое Государство во главе с Благодетелем – главным нумером города, неустанно следит за каждым движением живущих. Если кто-то хотя бы на шаг отступает от выверенного распорядка, Хранители усиливают слежку за этим нумером и рано или поздно казнят. Для этого используют Машину Благодетеля, которая расщепляет атомы человеческого тела, и от него остаётся лишь химически чистая вода.
Переизбрать Благодетеля невозможно. Каждый год на Дне Единогласия все жители снова и снова выбирают его. Политика Государства строится на подмене понятий, по принципу, который хорошо уловил другой автор антиутопий – Джордж Оруэл: «Свобода – это рабство». Замятин, вдохновивший своих будущих последователей на написание антиутопий, в своём романе описывает как Единое Государство воспитало своих граждан по формуле «свобода – это звериное состояние». Многовековое внедрение подобных установок позволило Единому Государству успешно управлять всеми живущими в нём людьми, которых и за людей-то не считают. Человек – только номер, винтик в государственной машине.
Но Замятин идёт дальше, он не просто описывает государственную политику, он говорит о том, что подобный политический строй лишает человека души. В этом городе всё с математической точностью измерено, а всё, что измерить нельзя – душа, например – подлежит уничтожению.
Такой режим негативно сказывается на всех, но сильнее всего он ударяет по творческому человеку. Не зря в Древнем Доме герой видит портрет древнего поэта – Пушкина, не зря пишет роман и рассуждает о поэзии. Замятин показывает, как подобный строй уничтожает способность творить. А без творчества человек погибает, у него не остаётся души, фантазии, он не способен полноценно жить. Именно поэтому Замятин превращает своего героя в машину. Операция по удалению фантазии лишает его человеческих черт, и он спокойно смотрит, как его возлюбленная мучительно умирает. Лишь её улыбка слабо напоминает ему о чём-то. Но о чём – он вспомнить не в состоянии.
Однако автор оставляет нам надежду. Ребёнок Д будет расти за Стеной. У него ещё будет шанс побороться за человеческую душу в нечеловеческом государстве.
Автор: Таисия Ишниазова
История создания
Роман «Мы» был написан в 1920 г. В 1921 г. Замятин отправил рукопись в Берлин в издательство Гржебина, с которым был связан договорными отношениями. В 1923 г. издательство переслало копию для перевода на английский. Впервые роман был опубликован в Нью-Йорке в 1924 г. на английском языке. Может быть, именно поэтому он повлиял на англоязычные антиутопии Хаксли и Оруэлла.
Только в 1952 г роман был опубликован на русском языке в Нью-Йорке в издательстве им. Чехова. На родине роман «Мы» напечатан в 1988 г. в №3-4 журнала «Знамя».
Из-за публикации романа за рубежом в 1929 г. началась кампания травли Замятина, его произведения не печатали, а пьесы снимали с репертуара и запрещали к постановке. Травля закончилась отъездом Замятина за границу после его письменного обращения к Сталину.
Литературное направление и жанр
Роман принадлежит к жанру социальной антиутопии. С него начался расцвет антиутопий 20 в., описывающих жизнь человека в тоталитарном государстве: «Чевенгур» Платонова, «1984» Оруэлла, «О дивный новый мир» Хаксли. Несмотря на фантастический сюжет, роман ближе всего к направлению реализма. Это социальная критика существующих идей и общественных изменений.
Антиутопия – это всегда реакция на социальные преобразования и полемика с уже существующими утопиями. Антиутопии называют социальными предвиденьями, потому что авторы описывают социальные отношения, которые ещё не сформировались, угадывая события очень точно.
Но Замятин, обладая, как и его герой, инженерным мышлением, ничего не угадывал. Он основывался не столько на рационалистических утопиях нового времени (Т.Мора), сколько на существующих и очень популярных в 20 в. социалистических утопиях пролеткультовцев, в частности Богданова и Гастева. Они считали, что вся жизнь и мышление пролетариата должны быть машинизированы. Гастев предлагал даже присвоить людям номера или буквы, чтобы исключить индивидуальное мышление.
Идея глобального преобразования мира и уничтожения человеческой души и любви, способных помешать утопии, тоже родилась у идеологов пролеткульта. Пародии Замятина подвергнуты идеи пролеткультовцев о безграничных возможностях науки, о покорении вселенной и подчинении её идеям социализма и коммунизма.
Замятин основывался не только на идеях пролеткульта. Дома из стекла и бетона напоминают описанные в романе «Что делать?» Чернышевского, а также города будущего, придуманные футуристами (Хлебниковым, Крученых). Единое Государство не раз возникало в урбанистических утопиях. А образ технически совершенной машины («Интеграла») описан в произведениях современников (Платонова, Маяковского).
Неизвестный в СССР роман Замятина был подвергнут резкой критике. Его назвали злым памфлетом, а самого Замятина считали испугавшимся прихода социализма. Замятин до конца жизни оставался верным идеям социализма, но его роман – логическое доведение этих идей до абсурдного предела.
Основная тематика
Тема романа довольно обширна. Замятин пытается раскрыть следующие актуальные вопросы:
- Любовь. Она показана в произведении как светлое и искреннее чувство, но при этом автор указывает, что не все люди могут выдержать ее, поскольку, кроме счастья, это может нести глубокие сомнения, каждый день испытывая человека.
- Грядущее. Произведение наполнено страхом автора перед будущим. Для него в дальнейшем люди наполнятся ужасом и отчаянием. Но все же осталась и надежда, что отыщется человек, который не позволит обществу полностью загнить.
- Искусство. На фоне монотонной жизни идеального города читатель осознает насколько важно, чтобы в дальнейшем человек продолжал воображать.
- Семья. Писатель отрицает искусственно созданное общество, поскольку в нем нет семьи. Стремление к семейным отношениям, обретение близости, которое показывает О-90, автор превозносит.
- Природа. Город полностью закрыт от остального мира. Он отгородил всех жителей от природы, дав вместо этого бездушный суррогат. Человека, который не знает, как устроена вселенная, легко контролировать.
- Историческая память. Все нумера полностью забыли о собственном прошлом, живут только настоящим. Именно незнание альтернативной общественной модели, которая была когда-то, и создало Единое Государство. Теперь оно полностью владеет информацией, что сделало его настолько могущественным. Человек просто не знает и не представляет, как можно жить по-другому.
Проблематика и конфликт
Единое Государство ставит перед собой задачу осчастливить не только своих граждан, о и жителей других планет. Проблема в том, что счастливым может быть только несвободный человек, а свобода мучительна. Ведёт к боли. Но именно свободу и боль каждый раз выбирает человек.
Социальная проблема. которая поднимается в романе – взаимодействие личности, которая становится винтиком и колёсиком тоталитарного государства, и самого этого государства. Личность обесценивается до полного исчезновения: или физическоого, как убитые в Машине Благодетеля, или морального, как люди без души, какими становятся в романе прооперированные.
Внешний конфликт между Единым Государством и сторонниками Мефи усиливается к концу романа, как и внутренний конфликт героя, который, с одной стороны, чувствует себя нумером, а с другой – всё больше стремится к свободе.
Раскрытие проблем
Проблематика романа «Мы» так же насыщена и многообразна, как и повествование Евгения Замятина. Все это является актуальным и сегодня. В этом произведении-антиутопии раскрываются следующие проблемы:
- Тирания. Люди в романе сами не осознают, что проживают в тиранической державе. Они довольны всем происходящим и просто не представляют, что можно жить иначе.
- Технократия. Город представляет собой общество, которое победило рационализм. Все рассчитано по минутам, все идеально подобрано, однако мир, созданный только на воображении, больше похож на карикатуру, чем на рабочую модель, где трудятся люди. Как считает писатель, нельзя построить общество, опираясь только на бездушный разум.
- Угнетение индивидуальности. Автор показал, что, насколько бы ни было жесткое устройство общества, у него не получится лишить человека индивидуальности. Человеческая сущность все время пробьется наружу.
- Рабство. Судьба главного героя показывает читателю, что люди часто боятся свободы. У них может быть недостаточно силы воли, чтобы жить дальше, опираясь лишь на собственные ориентиры. И это, как считает автор, большая трагедия общества, которое обретет счастье, лишь освободившись от дурных привычек.
- Массовое осознание. В начале романа нумеры описываются послушными серыми людьми, не знающими сомнений. Но к финалу произведения читатель понимает, что все это только иллюзия, и есть большое количество людей, которые готовы отринуть установленные общественные порядки и бороться за новый мир.
- Нравственный выбор. Сталкиваясь со сложностями, люди вынуждены сделать трудный выбор, и в этом случае все будет зависеть лишь от них, а не от высших сил.
Евгений Замятин показывает, что моральные качества человека еще не на достаточно высоком уровне, а поэтому общество пока не может построить действительно новый и удивительный мир. Правительство постоянно обманывает и эксплуатирует людей, какой бы режим государство не создало. Это основная мысль произведения «Мы».
Сюжет и композиция
Действие романа происходит через 1000 лет после Двухсотлетней войны — последней революции на земле. Читатель мог уловить намёк на недавнюю революцию. Таким образом, в романе описан примерно 32 век в истории человечества.
Действие романа начинается весной и заканчивается осенью, во время крушения надежд.
Роман написан от первого лица главным героем, математиком, инженером-строителем «Интеграла» — совершенного механизма, который должен принести идеи Единого Государства во вселенную, проинтегрировать её, сделать повсюду одинаковой.
Роман представляет собой конспект из 40 записей, который герой начинает для того, чтобы прославить Единое Государство и его идею всеобщего счастья во вселенной, а продолжает, чтобы достоверно описать события для жителей других планет. Об устройстве Государства он говорит как о чём-то само собой разумеющемся. Поэтому эти сведения рассыпаны по разным записям, перемежаются сообщениями о событиях и логическими рассуждениями героя.
Единое Государство было создано 1000 лет назад после победы в Великой Двухсотлетней войне. В войне между городом и деревней победил город, уцелело только 0,2% населения. Город ограждён стеклянной Зелёной Стеной, за которой дикий лес. Что в нём происходит, горожане не знают. Герой чудом узнаёт о существовании по ту сторону Зелёной Стены покрытых шерстью людей, предков тех, кто выжил в войне и борьбе с голодом. В Городе давно перешли на нефтяную пищу. Город очень технологичен: люди пользуются подземкой и аэро.
Жители Единого Государства равны во всём. У них нет имён, а только буквы (у мужских нумеров согласные, у женских – гласные) и цифры. Нумера живут в одинаковых комнатах в домах со стеклянными стенами, носят одинаковую униформу – юнифы, должны заниматься и интеллектуальным, и физическим трудом.
В Едином Государстве всё строго регламентировано. Расписание жизни определяет Часовая Скрижаль, все в одно и то же время встают, едят, работают и ложатся. В расписании осталось 2 личных часа: с 16 до 17 и с 21 до 22. В это время нумера могут гулять по проспектам (в ряд по 4), сидеть за письменным столом или заниматься любовью – «приятно-полезной функцией организма».
За 300 лет до описываемых событий любовь была побеждена. Чтобы не возникало зависти или ревности, было провозглашено, что каждый нумер имеет право на другой нумер как на сексуальный продукт. Чтобы пользоваться понравившимся нумером, нужно только написать заявление на него и получить книжечку розовых талонов. Отметив розовый талон у дежурной в доме, можно в свой сексуальный день (их частота определяется, исходя из потребностей организма) опустить шторы и соединиться с другим нумером.
Самая важна часть Единого Государства – его идеология. Название романа объясняет её. В Государстве каждая отдельная личность подчинена обществу, «мы». Поэтому нумера даже не прекратили работу, когда во время испытания «Интеграла» около десятка нумеров погибло под трубами двигателя. Ведь десять – это бесконечно мало по сравнению со всеми. Таким образом, для создания законов Единое Государство пользуется так называемой математической этикой.
Единое Государство подменило понятия о любви, счастье, долге, достоинстве, существовавшие у «древних» (то есть у нас). В обществе есть Хранители, которые ищут врагов Единого Государства. Пойти в Бюро Хранителей и рассказать об измене – это огромная честь. Когда находят «преступника», несогласного, проходит «праздник», на котором его казнят совершенным образом, в Машине Благодетеля, расщепляя на атомы, превращая в чистую дистиллированную воду.
Но перед этим с преступников сдирают бляхи с нумерами. Нет ничего худшего для члена такого общества, как перестать быть нумером. Показательны литературные произведения в Едином Государстве. Существует целый Государственный Институт поэзии, которая должна восхвалять Единое Государство и Благодетеля.
Другие произведения поучительны: «Стансы о половой гигиене» или история о трёх отпущенниках, которых освободили от всех работ, и через 10 дней они утопились с горя.
Весь сюжет антиутопии «Мы», как и любой антиутопии, строится на постепенном прозрении героя, у которого сначала появляются смутные сомнения в правильности действий, затем возникает «душа», мешающая быть «винтиком и колёсиком». Операция по удалению фантазии превращает героя в счастливый механизм, спокойно наблюдающий, как любимую пытают под Газовым Колоколом.
Герои романа
Главный герой – строитель «Интеграла», 32-летний Д-503. Он переживает постоянные колебания от восторженного принятия Единого Государства до бунта. В жизни Д всё обращено в формулы или логические доводы. Но он видит мир образно, наделяя людей вместо имён чёткими характеристиками (R – негрогубый, О – круглая, розовая). Главный герой искренен, он стремится к счастью, но отказывается от него ради любви, он невольно предаёт возлюбленную, потому что после Операции перестаёт быть человеком. По тому факту, что нумера не спешат вырезать себе фантазию, Д делает вывод, что даже 1000-летняя несвобода не смогла уничтожить в человеке его сущность – душу.
Женские образы романа представлены двумя типами. О-90 – круглая, розовая, общение с ней не выходит за ограниченные рамки. У неё уже пробуждена душа, она ждёт от Д любви, а когда обнаруживает, что он влюблён в I, рискуя жизнью, просит подарить ей ребёнка. Общество не допускает появления у О ребёнка, потому что она не дотягивает 10 см до Материнской Нормы.
Рождённых детей в обществе всё равно отбирают и воспитывают согласно науке детоводства. О в конце романа выживает, причём оказывается за стеной, так что их с Д ребёнок – надежда на изменение ситуации.
I-330 – острая, гибкая, с белыми зубами, ассоциируется с хлыстом и укусом до крови. Д так и не понимает, она выбирает его потому, что любит, или потому, что он – строитель «Интеграла». Это женщина-тайна, которой нравятся недосказанности, испытания, отсутствие ясности, нарушение правил и игра с судьбой. Она одержима идеей Мефи – борцов с Единым Государством – и умирает за неё.
К концу романа Д с удивлением понимает, что почти все окружающие его мужские нумера связаны с Мефи: друг Д и Государственный поэт R; двоякоизогнутый S, Хранитель, наблюдающий за Д глазами-буравчиками; тончайший доктор, выписывающий Д фиктивные медицинские справки.
Другие нумера остаются верными идее Единого Государства. Например, Ю, которая отводит своих воспитанников на операцию по уничтожению фантазии и даже связывает их, доносит на Д Хранителям, выполняя свой долг.
В конце романа Д встречается с Благодетелем и вдруг видит в нём не нумер из нумеров с чугунными руками, а уставшего человека с блестящими на лысине капельками пота (не Ленин ли был его прообразом), такую же жертву системы Единого Государства.
Краткое содержание
Перед читателем возникает будущее, где в рамках города создали Единое Государство — общество, которое придерживается коллективистической идеи. Одинаковые дома и вещи, полностью рассчитанный дневной распорядок и даже целая жизнь, в том числе удовлетворение сексуальных потребностей, все имена исключены и заменяются буквенной и численной комбинацией, теперь человек называется «нумер».
Основной персонаж — Д-503, работает инженером при сооружении космического корабля «Интеграл», который в дальнейшем донесет до остальных людей информацию об идеальном общественном строе.
Но в один из дней герой встретил некую девушку, которую зовут I-330. Она сильно выделяется на фоне остальных. Вначале интерес Д-503 к девушке изменяется на раздражение, затем на гнев, после на страх, и в результате он осознал — это любовь, что запрещено в новом построенном обществе.
Женщина оказалась лидером движения против установленного строя и привлекла к себе главного героя. Бунтари хотят захватить корабль и воспользоваться им как оружием против правительства, но этот план терпит неудачу.
Все люди нового общества дрожат от страха. Испуганный произошедшими событиями герой полностью растерялся. Он начал сомневаться в искренности возлюбленной. Его переживания прекращает Единое Государство, решившееся на кардинальные меры — полностью лишить людей воображения, уничтожив любое свободомыслие.
После хирургического вмешательства главный герой избавился от сомнений, сдал правительству всех бунтовщиков и равнодушно смотрит на пытки I-330. Но любовница Д-503, О-90, являясь беременной (что также четко контролировалось властями), успела сбежать из страны в место, в котором проживают свободные люди.
Жанр антиутопии не случайно зародился в двадцатом веке. Мировая война, технический прогресс, новые самые разрушительные виды оружия, новые средства связи, возникновение ряда авторитарных и тоталитарных режимов в странах Западной, Центральной и Восточной Европы – всё это вызывало живейший отклик в душах писателей, которые всерьёз начали беспокоится за будущее человечества.
Первопроходцем в данном литературном жанре стал советский писатель Евгений Замятин. Его роман «Мы» не просто стал известным, но и вдохновил таких мастодонтов жанра антиутопии, как Джордж Оруэлл и Олдос Хаксли. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор книги.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Направление и жанр
- 3 Смысл названия
- 4 Суть: о чём?
- 5 Главные герои и их характеристика
- 6 Темы
- 7 Проблемы
- 8 Основная идея
- 9 Критика
История создания
Работа над произведением началась после возвращения Замятина в СССР из Англии в 1920 году. Впервые роман был опубликован за границей в 1924 году и со временем распространился по всему миру. История написания антиутопии «Мы» включает в себя интересные факты:
- В самом Советском союзе «Мы» встретили крайне негативно. Не без причины в творении Замятина увидели карикатуру и поклёп на советскую власть. Сам же Замятин всегда утверждал, что роман «Мы» вовсе не об СССР. Он сожалел о том, что его творение восприняли так однозначно, говоря о том, что роман значительно опередил своё время и был обречён на непонимание.
- В 1929 году Евгений Замятин был очередной раз унижен на съезде писателей и был вынужден покинуть писательский союз. С этого момента его литературная карьера в СССР была закончена. «Дело Замятина» положило начало новому витку ужесточения политики в области литературы. Чудом самому автору удалось добиться разрешения властей на выезд из СССР — в один конец. За свой роман Замятин стал невозвращенцем. Первая публикация романа в СССР состоялась лишь в 1988 году, в период «Перестройки» (журнал «Знамя». 1988. № 4–5).
- Сам автор относился к ситуации с юмором. Он писал:
«Роман “Мы” оказался персидским петухом: этот вопрос и в такой форме поднимать было еще слишком рано».
Направление и жанр
«Мы» можно отнести к литературному направлению модернизма. Автор, пользуясь новаторским инструментарием, стремится отражать не саму реальность, но строить предполагаемое будущее человечества, для чего активно используются нестандартные образы и новые формы повествования.
Произведение Замятина является романом-антиутопией. За основу берётся отдалённое и неприглядное будущее человечества, атмосфера которого разбирается по косточкам за счёт многочисленных деталей и персонажей. Автор стремится рассказать полноценную историю, разворачивающуюся на фоне масштабных и важных событий.
Жанр антиутопии появился в качестве полемичного ответа модернистов писателям прошлого. Издавна человечеству был известен жанр утопии — милой сказки, где люди, наконец, объединились, полюбили друг друга и начали жить счастливо. Яркий пример — Эльдорадо Вольтера, где прямо под ногами людей раскиданы драгоценности, и все живут в богатстве. Но 20 век с его войнами, кризисами и революциями показал грошовую цену этих мечтаний. Поэтому зародилась антиутопия — сценарий мрачного будущего, где перемены к лучшему привели нас к наихудшему из всего возможного.
Смысл названия
Название произведения «Мы» отображает главный страх Замятина перед грядущим – вопрос отдельной личности в человеческом обществе. «Мы» единого государства — это не люди, а механизмы одной машины, которые синхронно трудятся с одной и той же целью, имеют одну и ту же роль. Такое дикое упрощение личности до шестеренки возмущает писателя и выносится им в емкое, но содержательное заглавие.
Писатель крайне опасался, что человечество, движимое идеями коллективизма и общего блага, в итоге уничтожит в людях осознание ценности отдельного индивида. Человек с яркой индивидуальностью будет обречён либо слиться с общим потоком, либо погибнуть.
Само название романа носит полемический характер по отношению к пролеткультовской теории и практике искусства, в частности, стихотворению пролетарского поэта В. Кириллова «Мы», следующим его строкам:
Мы — несметные, грозные легионы Труда.
Мы победили пространства морей, океанов и суши.
Светом искусственных солнц мы зажгли города, —
Пожаром восстаний горят наши гордые души.
Суть: о чём?
Перед нами предстаёт далёкое будущее. В рамках отдельного города было построено Единое Государство — общество, возведшее в абсолют идеи коллективизма. Одинаковая одежда, одинаковые дома, идеально рассчитанный распорядок дня и даже самой жизни, включая удовлетворение сексуальных желаний граждан, имена людей упразднены и заменены на сочетание букв и чисел, слово «человек» заменено на «нумер».
Главный герой – Д-503 — занимает должность главного инженера на стройке космического корабля «ИНТЕГРАЛ», который должен донести до других цивилизаций информацию об идеальном обществе, построенном на Земле.
Но однажды он встречает некую женщину под номером I-330. Она очень выделяется на фоне окружающих. Первоначальный интерес Д-503 к этой женщине меняется на раздражение, потом на гнев, потом на страх, и в итоге главный герой понимает, что влюблён в I-330, что недопустимо для нового общества.
I-330 оказывается одним из лидеров восстания против Единого Государства и привлекает на свою сторону Д-503. Мятежники намереваются захватить «ИНТЕГРАЛ» и использовать его в качестве оружия против властей, однако план терпит крах.
Общество Единого Государства дрожит до основания. Напуганный этими грандиозными событиями Д-503 совершенно сбит с толку. Он начинает сомневаться в трезвости своего рассудка и искренности I-330. Его тревоги прекращает Единое Государство, которое решается на крайние меры – лишить своих граждан воображения, убив последние остатки свободомыслия.
После операции Д-503 избавляется от сомнений, сдаёт властям всех мятежников и равнодушно наблюдает за пытками, которым подвергается I-330. Однако любовница героя, О-90, будучи беременной (что тоже строго контролировалось государством), успевает сбежать за пределы государства — туда, где живут свободные люди.
Главные герои и их характеристика
Система образов в антиутопии «Мы» отличается глобальным упрощением, заложенном в замысле автора. Все люди одинаковы, их отличают друг от друга лишь номера и функции. Но те персонажи, которые смогли выделиться, описаны Многомудрым Литреконом в таблице:
герои романа «мы» | характеристика |
д-503 | ничем не примечательный нумер. главный инженер на строительстве «интеграла». на протяжении всего повествования переживает тяжелейшую внутреннюю борьбу, которая приводит его на грань безумия. это ведомый человек, не наделенный сильной волей, но не до конца порабощенный рабскими понятиями того общества, где он живет. в конце смиряется со своей судьбой и без сопротивления позволяет лишить себя воображения. |
i-330 | крайне привлекательная и непохожая на остальных девушка. занимает одну из ключевых должностей в организации мефи. уже неоднократно покидала город и наладила контакты с существами, которые живут в окружающих лесах. в своей борьбе готова идти до конца, даже использовать двигатели космического корабля против города. обладает невероятной силой воли, не сломалась даже под пытками. ее живой ум пленяет главного героя и заставляет его стремиться к свободомыслию. |
0-90 | привлекательная пышнотелая женщина. была давним партнёром главного героя по «сексуальным часам». это женщина-мать, покорная, милая и чувствительная. искренне любила его, и вопреки запретам захотела ребёнка от д-503. предстала перед судом, который приговорил её к смерти. по всей видимости в конце романа смогла сбежать с ребёнком за пределы города. |
Темы
Тематика антиутопии «Мы» всегда будет на повестке дня у мыслящего человека:
- Будущее – роман наполнен страхом писателя перед грядущим. Для него будущее человечество наполнено страхом и отчаянием. Однако в то же время остаётся и надежда, что найдутся те, кто не позволит человечеству окончательно потерять себя.
- Любовь – любовь в романе показана, как самое светлое и прекрасное чувство, но в то же время показано, что не каждый человек способен выдержать его, ведь помимо счастья любовь несёт глубочайшие сомнения и ежедневно испытывает нас.
- Семья – Замятин отрицает общество Единого Государства из-за отсутствия семьи. Стремление к семейному счастью, обретению большей близости с тем, кого любишь, которое продемонстрировала О-90, писатель превозносит.
- Творчество – на фоне однообразного, такого идеального, но мёртвого города Единого Государства мы понимаем, как важно, чтобы в будущем люди продолжали творить и воображать.
- Историческая память – нумера Единого Государства начисто забыли о своём прошлом, живя лишь настоящим и будущим. Именно незнание людей об альтернативных моделях общества, которые существовали в прошлом, и делает Единое Государство, владеющее всей информацией, таким могущественным. Люди просто не знают и не могут представить, как можно жить иначе, чем говорят им власти.
- Природа – Единое Государство полностью закрылось от внешнего мира. Оно отгородило своих граждан от живой природы, подарив им бездушный суррогат. Людей, которые не знают, как устроен мир, очень просто контролировать.
Проблемы
Проблематика антиутопии «Мы» с каждым днем все ближе обывателю, который становится заложником и жертвой необратимых перемен:
- Технократия – Единое Государство представляет собой мир победившего рационализма. Всё рассчитано до секунды, все детали подобраны идеально, но мир, созданный на одном лишь разуме, походит больше на карикатуру, нежели на рабочую общественную модель. По мнению Замятина, нельзя строить мир, опираясь на один лишь бездушный разум.
- Тирания – тирания, изображённая в романе, ужасна тем, что граждане сами не понимают, что живут в тираническом государстве. Они вполне довольны текущим положением вещей и просто не смеют представить, что можно жить как-то по-другому.
- Массовое сознание – в начале нумеры Единого Государства показаны послушной серой массой, которой не ведомы сомнения. Однако к концу романа мы понимаем, что всё это было лишь иллюзией, и множество номеров готовы отринуть порядки Единого Государства и сражаться за новый мир.
- Исчезновение индивидуальности – писатель показал, что как бы ни было жёстко общественное устройство, ему не удастся лишить людей индивидуальности. Человеческая природа всегда будет пробиваться наружу до тех пор, пока человека физически не превратят в бездушного робота.
- Тотальный контроль государства над личностью – писатель решительно осуждает вмешательство государства в личное пространство человека, показывая абсурдность такого порядка вещей.
- Нравственный выбор – сталкиваясь с трудностями, человек зачастую вынужден делать непростой выбор, и в этой ситуации всё зависит только от него, а не от внешних сил.
- Внутренне рабство – судьба Д-503 показывает нам, что человек зачастую боится свободы. У него может не хватить силы воли, чтобы жить, опираясь только на свои собственные ориентиры. И это, по мнению писателя, большая трагедия для всего человечества, которое сможет обрести счастье только после того, как освободится от своих собственных дурных привычек.
Основная идея
В своём романе писатель выступил против идей вульгарного материализма и технократии, отстаивая важность духовной свободы, нематериального бытия и ценности отдельного индивида. Право человека на свободу воли и индивидуальность он считает неотъемлемым условием для жизни. В этом и состоит смысл антиутопии «Мы».
В то же время писатель показал, что моральные качества людей находятся не на высшем уровне, а потому человечество ещё не способно построить по-настоящему дивный новый мир. Руководство неизбежно эксплуатирует и обманывает народ, каким бы режимом оно ни прикрывалось. Поэтому такая сомнительная идиллия не стоит прав и свобод личности, обмен не равнозначен. Это и есть главная мысль романа «Мы».
Критика
В СССР роман был подвергнут шквальной критике. Чуковский заявлял, что в одной лишь строке «Бесов» Достоевского больше жизни, чем во всём романе Замятина. Горький назвал «Мы» отчаянно плохой вещью. Писатель не снискал славы на Родине, да и в других был принят весьма прохладно, и многими был проигнорирован.
Спустя много лет Джордж Оруэлл, отметив некоторые недостатки языка Замятина, признал значимость книги и её вклад, как в мировую литературу, так и в жанр антиутопических романов.
Вполне вероятно, однако, что Замятин вовсе и не думал избрать советский режим главной мишенью своей сатиры. Он писал еще при жизни Ленина и не мог иметь в виду сталинскую диктатуру, а условия в России в 1923 году были явно не такие, чтобы кто-то взбунтовался, считая, что жизнь становится слишком спокойной и благоустроенной. Цель Замятина, видимо, не изобразить конкретную страну, а показать, чем нам грозит машинная цивилизация. Я не читал других его книг, но знаю от Глеба Струве, что он прожил несколько лет в Англии и создал острые сатиры на английскую жизнь. Роман «Мы» явно свидетельствует, что автор определенно тяготел к примитивизму. Арестованный царским правительством в 1906 году, он и в 1922-м, при большевиках, оказался в том же тюремном коридоре той же тюрьмы, поэтому у него не было оснований восхищаться современными ему политическими режимами, но его книга не просто результат озлобления. Это исследование сущности Машины — джинна, которого человек бездумно выпустил из бутылки и не может загнать назад.
Книгу высоко оценил А. Солженицын, известный противник политического режима СССР:
Я читал его «Мы»: блестящая, сверкающая талантом вещь; среди фантастической литературы редкость тем, что люди — живые и судьба их очень волнует.
После публикации романа в 1988 году критики отметили дар предвидения автора, ведь последующие после 1922 года репрессии доказали, что он был прав, осуждая тираническую природу тотальной власти:
«Провидческую антиутопию создал Е. Замятин (“Мы”), еще в 1920 году блестяще изобразивший мыслимые и немыслимые последствия претворения коммунистической утопии в жизнь»
Сам автор прокомметировал свою работу так:
«Близорукие рецензенты увидели в этой вещи не больше, чем политический памфлет. Это, конечно, неверно: этот роман – сигнал об опасности, угрожающей человеку, человечеству от гипертрофированной власти машин и власти государства – все равно какого. Американцы, несколько лет тому назад много писавшие о нью-йоркском издании моего романа, небезосновательно увидели в нем критику фордизма».
Автор: Михаил Щепин