Занятие по финансовой грамотности в старшей группе по сказкам

ООД в старшей группе по финансовой грамотности «Финансы в сказках»

Цель: познакомить детей с основами финансового воспитания, с понятиями «расход», « доход».

Задачи:

  1. Образовательные:

-Дать  знания детям о бумажных  деньгах, монетах, о том для чего они нам нужны и где изготовляются.

  1. Развивающие:

-Развивать у детей простейшие экономические понятия «бюджет», «расход», «доход».

-Выделять слова и действия, относящиеся к финансам.

     3. Воспитательные:

        — Воспитывать бережное отношение к деньгам.

Материал и оборудование: слайды: с изображением Мухи цокотухи, денег разных номинаций, продуктами питания, одеждой, игрушками. Деньги разных номинаций, две корзины «расход», «доход».

Ход занятия:

1.Организационный момент:

(воспитатель с колокольчиком)

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева –друг  и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

В.

-Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в страну «Финансов».

А вы слышали про неё? (ответы детей)

-Возьмёмся за руки, закроем глаза (звучит музыка)

2. Основная часть:

-Ребята, к нам в группу пришло письмо от Мухи Цокотухи, она шла по полю и снова нашла денежку. Но, к сожалению, она не знает, что ещё с ней можно сделать. Ведь самовар у неё уже есть.  (ответы детей)

В.- Муха- Цокотуха. По секрету поделилась: она совсем не умеет считать, и не понимает, сколько у неё денег. Как мы можем ей помочь?

(ответы детей)

В. — Правильно, мы научим её считать, и расскажем, какие бывают деньги

(на слайде изображение денег разных номинаций (бумажные и металлические)

В.- А это что за символы? (деньги) Что такое деньги? (ценные предметы) Из каких материалов делают деньги? (металлические- монеты, бумажные- купюры или банкноты, карта – электронные деньги) . В картах можно хранится деньги – их можно снять, когда это необходимо. Как называются в России деньги, которыми мы пользуемся? (рубли и копейки).

— Что можно купить за деньги? (товар).  Как  называется то, что мы приобрели? (покупка). Где мы можем приобрести покупку?  (магазин)

Физминутка «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом,  (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить,   (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить   (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока  (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька!  (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

В.- Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет. А давайте с вами расскажем, что такое «бюджет», «расход», «доход» (ответы детей, при затруднении рассказ воспитателя)

Бюджет – это план доходов и расходов семьи, организации или государства на определенный период времени. С древненормандского переводится как кошелек или денежный мешок.

Муха Цокотуха нашла денежку «доход», купила самовар «расход»

Дидактическая игра «расход», «доход».

3.Заключительная часть:

Дети подводят итог игры, закрепляя понятия «бюджет», «расход», «доход».

«Помогают»  Мухе-Цокотухе совершить покупку.

Игра «Магазин»

(детям выдаются монетки разных номинаций, по считалке выбирают продавца)

автор: Халипаева Регина Мурзалиевна

воспитатель МБДОУ “Детский сад №46 Надежда”

Конспект ООД по финансовой грамотности. Тема: «Путешествие со сказочными героями»

Конспект ООД по финансовой грамотности.

Тема: «Путешествие со сказочными героями»

(для детей старшей группы)

Цель: формировать начальные представления о финансовой грамотности, рациональное использование бюджета.

Задачи:

Образовательные

– формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность)

– развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;

– выделять слова и действия, относящиеся к экономике;

-развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность.

Развивающие:

Развивать экономическое мышление и математические способности.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к труду взрослых.

Материалы: деньги (бумажные и металлические), касса, кошельки, чеки, атрибуты для игр «Стройка», «ширма-трансформер.

Мультимедийные средства обучения: ноутбук, мульти-медиапроектор, экран.

Ожидаемые результаты: в результате использованного материала, дети узнают, что деньги нужно хранить в банке, также познакомятся с банковской картой. Смогут составлять бюджет исходя из полученных средств, а также совершать покупки.

Ход занятия:

Воспитатель: – Ребята, давайте с вами встанем в круг и проведём эстафету дружбы. Для этого нужно взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Я начну: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет сегодня целый день». Дорогие ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по сказкам.

Воспитатель:  Ребята, на чем путешествуют сказочные герои?

Дети: С помощью шапки-невидимки, в ступе, в сапогах-скороходах, на ковре-самолете.

Воспитатель: Вот на ковре – самолете я и предлагаю сегодня вам отправиться в путешествие по сказкам. Лететь на ковре-самолете сможет тот, кто отгадает загадки:

1 Маленькая, кругленькая из кармана в карман скачет (монета).

2 Как не берегутся, а растрясутся (деньги).

3 На товаре быть должна обязательно … (цена).

4 За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт … (кассир).

5 Мебель, хлеб и огурцы продают нам … (продавцы).

(Звучит сказочная музыка, дети на ковре отправляются в путь)

Если отгадаете загадку, вы узнаете, кто вас здесь ждет: 

Покупала самовар,

А спасал ее комар.

Дети: Муха-цокотуха

Воспитатель: Правильно, ребята, это героиня сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха». Что муха нашла? … «денежку»… А что такое деньги?

Дети: Особые ценные бумаги, на которые можно обменять любой другой товар.

Это – богатство, которое можно копить, хранить в «Сбербанке».

Воспитатель: Что сделала муха?

Дети: «Пошла муха на базар и купила самовар».

А потом она пригласила всех на чаепитие.

Воспитатель: А как бы вы предложили поступить мухе? Экономно ли поступила муха?

Муха приготовила вам несколько заданий:

1.Мишка продавал на рынке мед. На вырученные деньги он хотел купить малины.

Его друг Сладкоежка продавал малину, чтобы купить липовый мед. Покупателей на рынке было мало, и торговля шла плохо. Медвежата загрустили.

Какое решение могут принять медвежата, чтобы оба были довольны?

Дети: Медвежатам надо сделать обмен. Такой обмен называется бартером.

Воспитатель: Правильно, ребята, слушайте следующее задание.

У одного продавца на прилавке яблочки красивые, наливные, крепкие, да еще и зимний сорт. А у другого продавца, яблоки – ароматные, но переспелые, ранний сорт. Что делать? Как продать, не испортив товар?

Дети: Надо снизить цену на переспелые яблоки, чтобы их продать быстрее, пока они не испортились.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Ну, что ж, Мухе мы помогли, полетели дальше. Закрываем глазки. 

Воспитатель: Ой, посмотрите здесь, Аленушка плачет, что случилось с тобой?

Аленушка: Мне батюшка и матушка сказали купить подарки, а как это сделать, я не знаю?

Дети: Нам нужны деньги.

Воспитатель: А мы, кажется, знаем, как помочь тебе нам нужно вспомнить сказки, где говорится про деньги.

Вспомните, пожалуйста, героев сказок или мультфильмов, где покупают, продают, меняют что-то, копят деньги.

Воспитатель: Может, мы найдем картинки с этими сказками. На столе выложены картинки с героями сказок. Дети выбирают картинки.

Дети: (возможные ответы) Муха-цокотуха, Золотой ключик, Кот в сапогах, «Лисичка со скалочкой», «Трое из Простоквашино», «Приключения Буратино»,Золотая Антилопа.

Воспитатель: Молодцы, правильно, вы очень много знаете сказок и мультфильмов.

Оказывается, даже сказочные персонажи живут так же, как и люди. 

Воспитатель: А хотите поиграть в игру «Что можно купить?» Дети встают в круг, воспитатель по очереди кидает мяч детям и говорит слова: «Дом, банан, здоровье, холодильник, улица, пирожное, воздух, машина, солнце, арбуз, хорошую погоду и т.д.» (дети ловят мяч, и отвечаю можно купить или нет и отвечают почему).

Аленушка: Спасибо, я теперь знаю, мне нужны деньги. Пойду, спрошу у родителей. 

Воспитатель: Нам пора отправляться в другую сказку. Появляется Буратино в руках у него сумка.

Воспитатель: Буратино, куда ты торопишься и что у тебя в сумке.

Буратино: Я тороплюсь в страну «Поле чудес», мне нужно там закапать свои денежки, чтоб выросло денежное дерево. И я тогда смогу купить себе много сладостей.

Воспитатель: Ой, дети бывает ли такое дерево, можно ли сажать его?

Дети: Нет.

Воспитатель: Может, мы расскажем Буратино, где хранятся деньги и приносят прибыль.

Дети: В банке.

Буратино: А в какой такой банке стеклянной или пластмассовой?

Воспитатель: Буратино, ты совсем не правильно говоришь. Банк, это специальный дом, где хранятся деньги. Люди идут в банк и отдают свои деньги, они там лежат. За то, что они хранятся в банке некоторое время, деньги прибавляются за счет процентов. Их становится больше.

Воспитатель: Вот теперь Буратино ты знаешь, где хранятся деньги. А лучше всего иметь при себе банковскую карту.

Буратино: А что такое банковская карта.

Воспитатель: Банковская карта, на ней хранятся деньги и ею можно расплачиваться за покупки и услуги. Дети, а у ваших родителей есть она и зачем им нужна (ответы детей).

Воспитатель отдает Буратино банковскую карту и Буратино прощается со всеми.

Физминутка

Буратино потянулся,

Раз-нагнулся, два-нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Воспитатель:  Я, кажется, что-то слышу… Звучит голос Кота Матроскина: «А я ничего выписывать не буду, Я экономить буду»

Воспитатель: Кто это?

Дети: Кот Матроскин.

Воспитатель: Правильно, ребята, это герой сказки Э. Успенского «Трое из Простоквашино». Дети, как вы думаете, экономить – это хорошо?

Дети: Да.

Воспитатель: Как вы можете помочь родителям экономить деньги?

Дети: Не лить зря воду; уходя, выключать свет, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам, ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы их не покупать, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки.

Воспитатель: Правильно, дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать

Что-то полезное, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники. Я вам предлагаю вспомнить поговорки об экономии и бережливости.

Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

Сегодня густо, а завтра – пусто.

Считай деньги в своем кармане!

Цыплят по осени считают.

Лиса и во сне кур считает.

Запасливый лучше богатого.

Подрасту – свое наживу.

Деньги счет любят – Без счета и денег нет.

Без копейки рубля не бывает – Копейка рубль бережет.

Из копеек рубли вырастают.

Не деньги богатство – бережливость да разум.

Слову – вера, хлебу – мера, а деньгам – счет.

Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит!

Воспитатель: Молодцы! Мы будим помнить эти пословицы и поговорки русского народа и другим расскажем. Правда, ребята? Ведь русский народ подмечал и собирал мудрость веками и передавал из поколения в поколение. Так они и до наших дней дошли. Из них мы узнаем, что наши предки умели быть бережливыми и экономными. Этому и нам у них нужно поучиться. Ну, а мы продолжаем. Итак, кто помнит, а что отправились искать герои мультфильма «Трое из Простоквашино»?

Дети: Клад. (Пластический этюд)

Мы нашли богатый клад, (изображают, как копают клад)

Каждый кладу очень рад, (дети улыбаются друг другу)

Стали думать, как нам быть? (повороты головой)

Как же клад нам разделить? (руки в стороны)

Чтоб хватило всем друзьям,

Делим ровно пополам.

Воспитатель: Как бы вы распорядились кладом? С кем поделились?(ответы детей).

(Использование спортивного инвентаря)

Дети находят сундучок с «золотыми» монетками

Воспитатель: Ой, ребята, что это? Разлилась река и преградила нам путь к ковру- самолету. Для того, чтобы пройти через реку, поиграем в игру «Упрямый Антошка».

Я буду называть различные экономические слова, а вы говорить мне слова-наоборот. Готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда начнем:

Покупатель – продавец

Покупка – продажа

Трудолюбивый – ленивый

Много – мало

Дорого – дешево

Богатый – бедный

Доход – расход

Тратить — копить

Высокие (цены) – низкие (цены)

Наличные – безналичные

Воспитатель: Молодцы, дорога свободна, теперь можно пройти к нашему ковру-самолету. Закрываем глазки, летим. Следующая остановка «Строймастер». Дети, а вы помните сказку С. Михалкова «Три поросенка»?

– Зачем поросята строили себе дом?

– Что использовал каждый из поросят в качестве строительного материала?

– Что общего у героев сказки? Что им всем было нужно?

– Значит, у всех была потребность в жилье.

– Какие строительные материалы использовали герои сказки?

– Какой материал дороже? Крепче и надежнее?

Воспитатель: Дети, все эти материалы, (используемые) можно назвать одним словом – Ресурсы. Повторите.

– Чтобы дом удобным был, что надо учесть?

Дети: У дома должен быть красивый вид; он должен иметь крышу, окна, двери; необходимо выбрать прочный материал.

Воспитатель: А какой это материал?

Дети: Шифер, кирпичи, блоки, песок, цемент, щебень, краски, оконные рамы, клей, обои, двери.

Воспитатель:

Давайте мы поиграем в магазин «Строймастер» и купим строительный материал для постройки прочного, надежного и удобного дома.

(Организация сюжетно-ролевых игр «Магазин» и «Строитель» с помощью ширмы-трансформера,

Рационально разграничивающей пространство для игровой деятельности)

Воспитатель: Какой красивый и прочный дом у вас получился, молодцы! Ну, что ж нам пора возвращаться в детский сад. Проходите все на ковер-самолет, закрывайте глазки.…И вот мы с вами вернулись в нашу группу, с возвращением, ребята.

Рефлексия:

-Где мы с вами сегодня побывали? 

-Какие герои сказок повстречались нам на пути?

-Какое задание показалось вам самым сложным, а легким, а интересным?

-Какие новые слова и понятия вы сегодня узнали?

                                                                                                       Подготовила Халипаева Р.М.

Конспект занятия по финансовой грамотности
в подготовительной группе по теме:
«Путешествие в сказочную страну Экономика»

Автор: Антонова Екатерина Владимировна

Организация: МДОБУ детский сад комб. вида №21 г.Лабинска

Населенный пункт: Краснодарский край, г.Лабинск

Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
  • Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
  • Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
  • Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.

Развивающие:

  • Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.
  • Закреплять умение выполнять математические вычисления.
  • Развивать познавательную активность.
  • Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического задания.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию, бережливость, честность, взаимовыручка, щедрость.

Материал и оборудование: картинки (продукты, здоровье, сон, автомобиль, лекарство, счастье, дом и т.д.); листы бумаги А-4 на каждого ребёнка, шаблоны платья и машинки (простые карандаши, ножницы), мультимедийное оборудование; карточки, в которых обозначены расходы – это оплата за воду и электричество, еда, оплата за детский сад, одежда, мебель, развлечения, игрушки, сладости, лекарства.

Ход образовательной деятельности

Организационная игра

Доброе утро!

Собрались все дети все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

(ответ детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие в сказочную страну Экономику. Так как мы отравляемся в сказочную страну, то и лететь нам прийдётся на сказочном транспорте « Ковре-самолете». Но лететь на ковре-самолете сможет тот, кто отгадает загадки:

  1. 1.Люди ходят на базар: там дешевле весь… (Товар)
  2. 2.На товаре быть должна обязательно… (Цена)
  3. 3.Маленькая, кругленькая из кармана в карман скачет (монета).
  4. 4.И врачу, и акробату выдают за труд … (зарплату)
  5. 5.Чтоб хранить свои доходы на карманные расходы,

Хрюша требуется мне, та, что с дыркой на спине … (копилка)

  1. 6.В кошелек мы их кладем, С ними в магазин идем. (деньги)
    Воспитатель: Ребята, садитесь в ковер-самолет. Ну, вот мы и в сказочной стране очутились. Присаживайтесь на стульчики.

А вы знаете, что деньги бывают разные и у каждой есть свое название. — Кто знает, как называются деньги, которыми мы пользуемся? (ответы детей)

Воспитатель: Скажите для чего нам нужны деньги?

Дети: Покупать товар, копить, класть в банк.

Воспитатель: Я предлагаю поиграть с вами в игру!

Игра «Что можно купить за деньги, а что нет»

Воспитатель: Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет — то потопайте.

(Воспитатель показывает картинки: продукты, здоровье, сон, автомобиль, лекарство, счастье, дом и.тд.).

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, за что можно получить деньги? (ответы детей)

Игра «Выполни работу качественно»

Воспитатель: Мы с вами будем работать, кто девочки будут работать в ателье — проходят за эти столы, а мальчики в автомастерской — садятся за эти столы. (Садятся за столы)

Воспитатель: Ребята, которые работают в ателье, у вас у каждого имеется ткань (лист бумаги) и выкройка платья. Вам нужно выкроить как можно больше платьев.

Ребята, которые работают в мастерской по изготовлению автомобилей Вам нужно изготовить как можно больше автомобилей. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: — Давайте посчитаем, сколько платьев у вас получилось. (Дети считают)

— Кто экономнее раскроил ткань? Кто больше заработает денег? (Ответы детей)

— А теперь давайте посмотрим, сколько машин изготовили в автомастерской? (Дети считают)

Физминутка

Мы нашли богатый клад, (изображают, как копают клад)

Каждый кладу очень рад, (дети улыбаются друг другу)

Стали думать, как нам быть? (повороты головой)

Как же клад нам разделить? (руки в стороны)

Чтоб хватило всем друзьям, делим ровно пополам.

Воспитатель: Ребята, а когда мы зарабатываем деньги, это как называется? А когда тратим?

  • Доход — это деньги полученные в результате работы.
  • Расход — это деньги, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
  • Бюджет — это подсчет доходов и расходов.

Воспитатель: И так. Вся наша жизнь пронизана экономикой

— Внимание на экран. Перед нами семья

— Назовём членов семьи. (мама, папа, дочь, сын, бабушка и дедушка).

— Как вы думайте, чем каждый из них занимается?

( Папа – полицейский, мама – учитель, Бабушка и дедушка не работают, они на пенсии на заслуженном отдыхе, старший брат -студент, младшая сестра ходит в детский сад).

— Правильно, папа – полицейски , мама – учитель они трудятся, работают и за свой труд получают зарплату. Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Это оплата труда за месяц или за день или за неделю.

— Кто получает зарплату? (Папа, мама)

— За что они получают зарплату? (За свой труд)

Папа и мама кладут деньги в корзинку-копилку (на экране)

— В семье есть дедушка и бабушка. Они уже старенькие и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию. Пенсия – это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет. (Бабушка и дедушка кладут деньги в копилку)

— Брат – студент он учится и за свой труд получает стипендию, это тоже деньги.(Брат пополняет копилку)

— Сестра ходит в детский сад, он не получает денег. Ему иногда дают деньги на сладости, игрушки. Но эти деньги заработал не он сам, а его семья.

(копилка постепенно заполняется деньгами, и дети наглядно видят составляющие бюджета семьи.)

— В копилке лежат деньги – это доход семьи, т.е.– это все деньги, которые получают члены семьи.

— Вот как складывается семейный бюджет.

Вот какая история произошла с этой семьей : собрались однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить. Маме очень хотелось купить новую шубку.

(присоединяется к модели «расход»)

Папа стал увлекаться рыбалкой, ему понадобилась удочка, бабушке набор посуды, дедушке новую лейку для огорода, сестра стала заниматься рисование — ей понадобились краски, альбом, брату — новую игрушку.

Думали, думали и решили купить сразу все! Пришли в магазин и потратили все деньги! Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон отключен. А по почте прислали квитанции об оплате за квартиру.

Воспитатель: Правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги? Что можно назвать основным?

Ответы детей

Воспитатель: Давайте посмотрим и подумаем о самых важных и необходимых тратах, а что можно оставить и на вторую очередь или вообще обойтись без этого.

(Детям раздаются карточки, в которых обозначены расходы – это оплата за воду и электричество, еда, оплата за детский сад, одежда, мебель, развлечения, игрушки, сладости, лекарства).

— Представьте, что вам родители доверили распоряжаться семейным бюджетом.

(Дети выкладывают картинки на мольберте)

Объясните, почему именно так. (Дети по желанию защищают свой семейный бюджет и отстаивают свою точку зрения. Возможна дискуссия).

— Как думаете, вы экономно распорядились деньгами?

— Если так, то на что можно их потратить? (Покупать товар, копить, класть в банк, потратить на отдых).

— Как вы можете помочь родителям экономить? Ведь на сэкономленные деньги они могут вам покупать игрушки, сладости, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники? (Дети отвечают: не лить зря воду, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам и ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы не покупать их, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки)

Воспитатель: Вы такие молодцы, справились со всеми заданиями и в награду за это вы получаете медали «Лучшим Знатокам». А сегодня наше путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель: Вы знаете, какие-нибудь волшебные слова? (ответы детей). Тогда все вместе скажем Крибли-крабли-бумс! Вокруг себя обернись — в детском саду очутись! Ну, вот мы и вернулись, вам понравилось путешествие? Чему мы научились? Хотите еще побывать в сказочной стране Экономии? Думаю, что это вполне возможно!

Полчаса мы занимались
И немножко баловались
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!

Приложения:

  1. file0.docx.. 24,9 КБ
Опубликовано: 15.03.2022

Конспект занятия по формированию основ финансовой культуры для детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ финансовой культуры для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование основ финансовой культуры дошкольников через основные экономические понятия в процессе игровой деятельности.

Образовательные задачи: познакомить детей с понятием «потребности человека»; подвести дошкольников к пониманию разумности потребностей, сопоставлению потребностей с возможностями.

Развивающие задачи: развивать логическое мышление, диалогическую речь, любознательность, внимание.

Воспитательные задачи: воспитывать нравственные качества.

Ход деятельности

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия, отгадайте загадку:
В кошелёк мы их кладём,
С ними в магазин пойдём. (Деньги.)

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то сюда идёт и плачет? (Входит Буратино, обращается к детям.)

Буратино: Здравствуйте, дети! Со мной приключилась необыкновенная история. Карабас-Барабас дал мне 5 монеток. Я побежал домой, чтобы отдать их папе Карло. По дороге встретил Лису Алису и Кота Базилио. Они мне сказали, что монеты надо закопать в землю, полить, и у меня вырастет монетное дерево. Пока я ждал, уснул. К сожалению, дерево не выросло, а монетки исчезли. Что случилось? Ведь я всё сделал правильно.

Воспитатель: Ребята, скажите, деньги на деревьях растут? Может они падают с неба, как дождь или снег? (Ответы детей.)

Воспитатель: Буратино, ты оставайся с нами! Мы расскажем, что такое деньги, как их зарабатывают и как их правильно потратить?

Что такое деньги и как их зарабатывают?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня на тарелке лежат деньги. Как называются деньги на синей тарелке? (Монеты.) На красной тарелке? (Банкноты.) Рассмотрим их. (Детям раздаются тарелки с деньгами. Далее проводится игра «Скажи наоборот».)

Воспитатель: Я называю признак монеты, а вы называете признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота … (Прямоугольная.)
Банкнота бумажная, а монета … (Металлическая.)
Монета звенит, а банкнота … (Шуршит.)
Монета металлическая, а банкнота … (Бумажная.)
Банкноту можно помять, а монетку … (Нельзя.)
Монету нельзя порвать, а банкноту … (Можно.)
Банкнота в воде мокнет и не тонет, а монетка … (Тонет.)
(Дети проверяют ответы экспериментально.)

Буратино: Я вас приглашаю на весёлую физкультминутку. (Проводится физкультурная пауза «Монетки».)
Мы не детки, мы не детки, а весёлые монетки! (Дети идут по кругу.)
Быстро катимся по кругу, (Прыжки на двух ногах.)
Жмёмся спинками друг к другу.
Дружно скачем, прыг да скок,
И прыгаем в кошелёк. (Прыгают в обруч.)

Буратино: Молодцы!

Воспитатель: Ребята, откуда взрослые берут деньги? (Ответы детей.) Правильно, ваши родители ходят на работу, трудятся и получают за это заработную плату, то есть заработанные деньги, которые коротко называют «зарплата». Все деньги, которые получают члены семьи, называются доходом семьи или семейным бюджетом. Ни один человек не может обойтись без того, чтобы не расходовать деньги. То есть всё, что мы тратим, называется расходом. Скажите, пожалуйста, на что можно потратить деньги? (Ответы детей.)

Воспитатель: Сейчас с помощью наших пальчиков расскажем, на что мы расходуем деньги. Ты, Буратино, нам помогай. (Проводится пальчиковая гимнастика «Будем деньги считать».)
Раз, два, три, четыре, пять, (Идут пальцы по столу.)
Будем деньги мы считать. (Сжимаем и разжимаем пальцы.)
На первую и вторую монетку заплатим за дом, (Загибаем мизинец и безымянный палец.)
За дом, где с семьёй мы живём.
На третью монетку надо обувь купить, (Загибаем средний пальчик.)
На четвёртую монетку купим есть и пить, (Загибаем указательный пальчик.)
Ну а пятую пока спрячем на дно кошелька! (Спрятать большой палец в кулак.)

Воспитатель: Вот сколько расходов у наших родителей. Поэтому, прежде чем просить у них игрушки, подумайте, есть ли деньги, а может важнее купить хлеб или лекарство.

Игра «Что такое расход и доход»

Буратино: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Что такое расход и доход». (На мольберте выставляются картинки с изображением двух кошельков.) В один кошелёк деньги залетают (доход), из другого – вылетают (расход). (Дети соотносят картинки в соответствии с заданием.)
Мама получила зарплату – … (Доход.)
Бабушка купила лекарство – … (Расход.)
Сестра выиграла приз – … (Доход.)
Потеряла кошелёк – … (Расход.)
Заплатили за квартиру – … (Расход.)
Нашла монетку – … (Доход.)
Бабушка получила пенсию – … (Доход.)
Купили игрушку – … (Расход.)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите поработать и получить зарплату? (Ответы детей.) Тогда мы с вами будем строить дом. (Звучит музыкальная песенка Е. Железновой «Я хочу построить дом». Дети из геометрических фигур строят дом.)

Воспитатель: Хватит в профессии играть, пора зарплату получать. (Детям раздают бумажные монетки. Они кладут деньги в кошельки, которые сделали на занятии по аппликации.)

Воспитатель: Сейчас я вас приглашаю в детский мир. (Дети садятся на стульчики. Буратино садится за руль, воспитатель становится кондуктором. Дети отсчитывают три монетки и сдают на билет. Звучит песенка «Весёлые путешественники».)

Воспитатель: А чтобы не было скучно ехать, поиграем. Вы должны назвать понятия, которые встречаются в магазине. (Проводится игра «Добавь слово».)
Очень яркая витрина
У овощного … (Магазина.)
На товарах быть должна
Обязательно … (Цена.)
Повару и акробату
Выдают за труд … (Зарплату.)
Молоко, печенье и огурцы
Продают нам … (Продавцы.)

Буратино: А я предлагаю поиграть в игру «Хочу и надо». На экране вы увидите картинки, на которых изображены дом, конструктор, обувь, овощи, вода, мороженое, компьютер. Вы должны определить, к какому понятию – «хочу» или «надо», относится изображённый на картинке предмет. (Цель игры – познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями.)

Игра «Хочу и надо»

Воспитатель: Мы доезжаем до магазина.

Продавец: Магазин открыли! Покупатели, заходите.

Продавец: Дети, посмотрите, сколько на витрине игрушек. Но хочу дать вам совет – не спешите с покупками. Потратив деньги, вы их уже не вернёте. А у вас денег только на одну покупку. Сначала решите, что хотите купить. (Ребёнок должен понять, что не может купить несколько игрушек за одну и ту же монету. Дети покупают игрушки. Воспитатель беседует с детьми.)

Воспитатель: Ребята, давайте подарим Буратино копилку, чтобы он больше никогда не слушал хитрую лису и кота, смог накопить деньги на азбуку и подарок для папы Карло. (Дети дарят Буратино копилку.)

Татьяна Великанова, воспитатель,

Лариса Мышкова, воспитатель,


МБДОУ № 101, г. Ульяновск

  • Занятие по сенсорному развитию в группе раннего возраста по сказке теремок
  • Занятие по рассказу косточка в старшей группе
  • Занятие по развитию речи во второй младшей группе пересказ сказки репка
  • Занятие по развитию речи во 2 младшей группе на тему сказки
  • Занятие по развитию речи в старшей группе рассматривание картины ежи и составление рассказа по ней