Занятие по рассказу косточка в старшей группе

Конспект занятия  непосредственной образовательной деятельности

по образовательной области « Речевое развитие»

 Тема: «Знакомство с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка»

с детьми 5-6 лет

.                                       

Цель: знакомство детей  с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка», создание условий к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции.

Задачи:

Образовательные

  1. Обогащать словарный запас детей фразеологизмом: «Покраснел  как рак», словами  горница, сочла, побледнел,  учить детей понимать их значение.
  2. Продолжать формировать умения детей отвечать полным ответом на вопросы воспитателя.
  3. Углублять представления детей о нравственных нормах и ценностях , как неотъемлемых качеств человека.
  4. Формировать у детей умения объяснять с опорой на прочитанное, мотивы поведения героев произведения.
  5. Продолжать работу по развитию умения различать звук [с] среди: звуков, слогов, слов.

Развивающие

  1. Развивать умение поддерживать беседу.
  2. Развивать слуховое и зрительное внимание, память детей.
  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные

  1. Воспитывать интерес и любовь к русской литературе, родному языку, через знакомство с произведениями Л.Н.Толстого.
  2. Воспитывать понятие, что обманывать – это плохо.

Предварительная работа:

Чтение рассказов Л. Н. Толстого, оформление книжной выставки с портретом писателя.

Просмотр презентации: «Жизнь и творчество Л. Н. Толстого»

Используемый материал:

— Демонстрационный материал: портрет Л. Н. Толстого, выставка книг писателя.

— Иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого «Косточка».

— Использование ИКТ – музыкальная физкультминутка.

— Дидактический материал – контурное изображение из трех предметов на каждого, мелки

Используемая литература:

Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи». Ефименкова Л.И. «Формирование речи у дошкольников». Бородич А.М. «Методика развития речи детей». Хватцев М.Е «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста». Ред. Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в датском саду». Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе»

Методические приемы: беседа, демонстрация наглядных пособий, использование ИКТ

Ход занятия:

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Здравствуйте,  ребята!  Настал  новый  день,  давайте  встретим его  с  улыбкой.  Я  улыбнусь  вам,  а  вы  улыбнётесь  мне  в  ответ.  Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и здоровье, а выдохните через рот все обиды и огорчения. (повторяем несколько раз).

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ, ЦЕЛЬЮ.

— Ребята вы обратили внимание на книжный уголок? Я оформила выставку книг одного автора, вот его портрет. — Кто знает, как его зовут? (Лев Николаевич Толстой)

— Расскажите о нем?   (Детские годы маленького писателя прошли в Ясной Поляне. Лев Толстой начальное образование получил дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. Он рано потерял родителей. Мать Льва Толстого умерла, когда ему было полтора года, а отец скончался, когда мальчику шел девятый год. Осиротевших детей (трех братьев и сестру) взяла к себе их тетка, жившая в Казани, прожил шесть лет.

Учится в Казанском  университете. Занятия по программе и учебникам тяготили его и проучивший 3 года, он решает покинуть заведение.

Молодому Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию, сначала был юнкером, потом сдав экзамены, получил младший офицерский чин.

Лев Николаевич Толстой был участником обороны города Севастополя. Награжден орденом святой Анны с надписью «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя. Вернувшись обратно в Ясную Поляну, родовое имение Лев Толстой открывает школу для крепостных детей. Лев Николаевич Толстой объявил, что школа будет бесплатная, что в ней не будет телесных наказаний. Дело в том, что в те времена было принято наказывать детей, их били розгами (тонким прутиком) за плохое поведение, за неправильный ответ, за не выученный урок, за непослушание. В Толстовской школе, ребята учились читать, писать, считать, были у них уроки по истории, естествознанию, рисованию и пению. Дети чувствовали себя в школе свободно и весело. В классе маленькие ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый мог спросить учителя обо всем, о чем ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую интересную беседу, а иногда и в игру. На дом уроков не задавали.

На переменах и после занятий Лев Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, играл с ними в игры, бегал наперегонки. Зимой катался с детьми на санках с гор, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами.

В то время книг для детей было мало. Лев Николаевич Толстой решает написать книгу для детей. Азбука. В этой книге Лев Николаевич собрал лучшие сказки, басни, пословицы, рассказы, былины и поговорки. Маленькие поучительные произведения, заставляют детей во всем мире сочувствовать и переживать, радоваться и огорчаться.

Произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, хранят полезные и мудрые советы, учат понимать окружающий мир и взаимоотношения между людьми.)


— А какие рассказы Толстого мы читали?  (ответы детей)
— Посмотрите, вот некоторые его книги: рассказ «Котёнок», «Прыжок», «Слон», «Пожар».

— сегодня я хочу познакомить вас еще с одним рассказом Льва Николаевича Толстого, «Косточка»

Присаживайтесь на стульчики…

Словарная работа. ….

В рассказе встретится такое выражение «покраснел как рак», как вы думаете, что оно может обозначать? (от стыда стал красного цвета)

— Правильно, в природе раки серого цвета , но когда их варят они краснеют, поэтому в народе и появилось такое выражение «покраснел как рак»,  когда человеку становится стыдно, он тоже краснеет и говорят: «Покраснел от стыда».

— А что такое горница? (Светлая, красивая комната)

— как вы понимаете слово СОЧЛА- (посчитала)

— Побледнел? (стал белым, бледным от испуга)

Приготовились слушать рассказ, сели правильно, красиво, выпрямили спинки…

Чтение рассказа «Косточка»…..

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:
— Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я
косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Беседа по содержанию….

Про кого этот рассказ? (Про мальчика Ваню)

А сейчас я посмотрю, как вы внимательно слушали рассказ.

-Ребята, когда мать хотела дать детям сливы? (Мать хотела дать детям сливы после обеда)

-Где лежали сливы? (сливы лежали на тарелке)

-Почему Ваня всё нюхал сливы? – (они очень ему нравились. Ваня никогда не ел сливы, ему очень хотелось попробовать их. Он всё нюхал их…Он всё ходил мимо слив…)

-Смог ли Ваня удержаться? – (Ваня не смог удержаться)

-А что он сделал? – (пока никого не было в горнице (в комнате) он взял сливу и съел. не просто взял, он схватил одну сливу и съел.)

-Как вы думаете, почему он именно схватил сливу, а не просто взял ? (он схватил сливу, что бы никто не увидел)

-Как мама узнала ? (Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.)

-Что спросил за обедом отец? (Отец спросил, не съел ли кто одну сливу)

-А что ему ответили дети? (Дети ответили, что не ели сливу)

-А Ваня признался ? (Нет, Ваня не признался)

-А как он себя повёл? (Покраснел, как рак,  сказал что не ел)

-Почему он покраснел как рак? (Ване стало стыдно, лицо у него покраснело от стыда, как вареный рак.)

-А почему ему стало стыдно? (ему стало стыдно, потому – что он соврал, взял без спроса, и сказал, что тоже не ел.)

-А что отец сказал дальше? (Отец сказал, что боится, если кто-то проглотит косточку от сливы, то через день умрёт.)

-А что же случилось с Ваней после таких слов отца? Что сказал Ваня? (он побледнел испугался и сказал, что косточку бросил за окошко)

— А что же произошло дальше? – (все засмеялись, а Ваня заплакал.)

-Почему все засмеялись? –(потому что Ваня выдал себя, сказав, что косточку выбросил за окошко)

— А как вы думаете, почему Ваня заплакал? (ему стало стыдно)

-А кто – же ему помог признаться? –(испуг   -папа  )

-Конечно, папа помог ему признаться. Он не стал его сразу ругать, а схитрил и придумал. Что от косточки можно умереть, если её проглотить. Ведь от того, что съешь косточку умереть нельзя. Но Ваня, то этого не знал. И от страха Ваня смог признаться.

-Видите, какой хороший, умный у Вани папа. Конечно, папа любит Ваню и он дал ему урок, он помог ему признаться.

— Как вы думаете, а как поступит Ваня в следующий раз ? – (В следующий раз он признается. — В следующий раз Ваня не будет врать, не возьмет без спросу)

— Ребята, можем ли мы осуждать Ваню? (–да , нет)

-А почему? (потому что он не удержался и съел)

-Я не осуждаю Ваню ведь никогда не ел слив и очень, очень хотел их попробовать и не смог сдержаться. Такая ситуация как с Ваней может случиться с каждым. Но мы должны помнить, что если так произойдёт что нужно сделать? –(попросить прощения, а лучше спросить разрешение у взрослого)

— Молодцы!

В: А сейчас немножко отдохнем. ФИЗМИНУТКА

Музыкальная физкультминутка……  

присаживаемся за столы

— Ребята что Ваня съел? (сливу)

ребята скажите в слове Cccлива – какой звук находится в начале слова? (звук [с])…..

— А давайте поиграем в игру «Поймай звук»

в звуках А – У – С – М – Р – Ш – С- М – И – С – Ы – О – Э – Р – Ш – Ф – Л — С  – В – З  

           Ж – Х- С  – Ы – А

в слогах— СО- РУ-МЫ-СА- ПУ- МА- КО- СЫ- ШУ-НА-СУ-ЛУ

— в словах— КАРАНДАШ — СОМ — ФЛАЖОК – КУСТ – ТОПОР – РАКЕТА – АВТОБУС –

                   КЛЮЧ –    ЧАЙНИК- СТУЛ —  КОШКА – АНАНАС — МАК – ШКАФ- СТРЕКОЗА.

— какие слова , где прозвучал звук [с] вы запомнили? (сом, куст,  автобус, стул, ананас, стрекоза )

— Молодцы справились.

Перед вами карточки, назовите все предметы которые вы видите?(……дети называют…)

— Назовите предмет в названии которого, вы услышали звук [с] ? (…дети называют..)

— Раскрасьте его……(дети раскрашивают)

— Назовите слово и разделите на слоги.   (дети называют слово и   прохлопывают, делят на части.)

— Молодцы!

— Выходите из-за столов и сядьте на коврик.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

— Какие задания вам показались сложными? (ответы детей)

— Что больше понравилось на занятии? (дети высказываю свое мнение)

-Ребята, а кто запомнил, как называется рассказ, который мы сегодня читали ? (Косточка) 

Правильно, А кто автор этого рассказа? (Лев Николаевич Толстой великий, русский писатель)

— Чему же научил вас этот рассказ,  («этот рассказ учит нас о том, что главное, это найти в себе силы признаться в плохом поступке, сказать правду и попросить прощение.)

Ребята, есть такая пословица «Тайное всегда становится явным», как вы думаете она подходит к нашему рассказу?(да )

— Почему? (Потому что Ваня съел сливу, думал никто не узнает об этом, но все узнали, и ему стало стыдно.)

-Думаю, если с вами случиться такая ситуация, вы обязательно поступите правильно.

— Перед сном я еще раз прочитаю вам этот рассказ, а вы не забудьте дома рассказать историю о мальчике Ване родителям, сестренкам и братишкам.

Спасибо вам, вы большие молодцы! Мне понравилось, как вы активно отвечали на вопросы, выполняли задания.

-Занятие законченно.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

  1. Вводная часть

— организация детей.

  1. Основная часть

— сообщение темы занятия

— беседа о Л.Н.Толстого

— чтение рассказа Л.Н.Толстого «Косточка»

-беседа по содержанию

—  музыкальная физминутка

— игра «Поймай звук»

— игра «Задания с контурными изображениями»

  1. Заключительная часть

-подведение итога занятия с помощью пословицы «Тайное всегда становится явным», чему нас учит рассказ Л.Н.Толстого.

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно — эстетическому развитию в старшей группе по теме: 1.«Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Косточка».

2. Конструирование «Корабль».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Цели: познакомить детей с творчеством Л.Н.Толстого; обогащать словарный запас детей; учить вырезывать и наклеивать предмет, применять полученные ранее навыки.

Планируемые результаты: выражает свои эмоции при прочтении литературного произведения Л.Н.Толстого «Косточка»; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижной игры; интересуется разными техниками продуктивной деятельности (конструирование на тему «Корабль»)

Материал:

Демонстрационный: иллюстрации с изображением корабля, горницы, вареного рака; портрет Л.Н.Толстого.

Раздаточный: цветная бумага, клей, ножницы, салфетки, клеенки, губки, шпажки, вискозная салфетка.

Содержание организованной деятельности детей

І.Организационный момент.

МендYΥд, кYΥкд! Я очень рада вас видеть! Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. А теперь улыбнемся друг другу.

Введение игрового момента.

-Ребята, вы любите путешествовать?

-А хотите отправиться в путешествие со мной?

-Тогда, я вам загадаю загадку. Если вы правильно ответите, то узнаете, на чем мы отправимся в путешествие.

Это что за чудеса:

Дует ветер в паруса?

Ни паром, ни дирижабль-

По волнам плывет… (корабль)

-Итак, занимайте свои места, мы отправляемся в путешествие по морю.

-Ребята, скажите, кто командует на корабле?

Дети: На корабле командует капитан.

-Скажите, какими должны быть капитан и матросы на корабле?

Дети: капитан и матросы должны быть сильными, честными, отважными.

-А теперь, давайте, почитаем рассказ Льва Николаевича Толстого и решим, может ли мальчик – герой рассказа, быть капитаном или матросом на корабле?

ІІ. Основная часть.

1.Биография Л.Н.Толстого.

Лев Николаевич Толстой жил в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки. Всю жизнь, Толстой посвятил литературе. Его произведения любят и взрослые, и дети.

2.Чтение рассказа «Косточка»

3. Беседа по содержанию.

Воспитатель: Кто главный герой рассказа?

Дети: Ваня.

Воспитатель: Что купила мама?

Дети: Мама купила сливы.

Воспитатель: Как вел себя Ваня?

Дети: Ваня ходил вокруг слив и все их нюхал.

Воспитатель: Почему они интересовали Ваню?

Дети: Они ему очень понравились, он никогда не ел слив.

Воспитатель: Как повел себя Ваня, когда  остался один в комнате?

Дети: Ваня не удержался, схватил одну сливу и съел.

Воспитатель: Кто заметил, что одной сливы не стало?

Дети: Мама сочла сливы и заметила, что одной не хватает.

Воспитатель: Признался ли Ваня в своем поступке?

Дети: Дети ответили, что сливы они не ели и Ваня сказал тоже, что он не ел слив.

Воспитатель: Почему Ваня заплакал?

Дети: Ваня заплакал потому, что ему стало стыдно за свой поступок.

Воспитатель: А как бы вы поступили на месте Вани?

Дети: Я бы подождал, когда мама сама даст слив.  Если бы я съел сливу без спроса, то признался бы в этом сам.

Воспитатель: Есть такая пословица «Тайное всегда становится явным».  Как вы ее понимаете?

Дети: Нужно сразу признаться в том, что совершил плохой поступок, потому что все равно узнают об этом.

   Воспитатель: В рассказе есть такое выражение: «покраснел как рак»,  что оно означает?

Дети: От стыда стал красного цвета, как вареный рак.

Воспитатель: Что значит проглотил?

Дети: Быстро съел.

Воспитатель: как вы думаете, сюжет рассказа выдуман или на самом деле такое может случиться?

— К какому жанру можно отнести рассказ? (сказка, стих, быль)

Это быль. Сейчас былью мы называем произведения о том, что произошло на самом деле в далеком прошлом. Сейчас многие слова не употребляют в нашей жизни. Вот, например, вы знаете, что такое горница?

Дети: Светлая, красивая комната.

Воспитатель: Как вы понимаете слово «сочла»?

Дети: Посчитала.

— Чему писатель хотел научить нас

Дети: Он хотел научить нас быть терпеливым, честным, иметь силу воли.

Повторное чтение.

ІІІ. П/Игра «Море волнуется»

Играет негромкая музыка, ведущий говорит: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура на месте замри!» Дети танцуют В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего или отдает фант.

ІV. Конструирование «Корабль»

-Ребята, нам пора отправляться в обратный путь.

В память о нашем путешествии, давайте сделаем вот такой корабль. (Показать образец корабля)

Обратите внимание, что на этом корабле два флага. Какие флаги? (Российский флаг и флаг Калмыкии). Над парусами реет флаг России. Он состоит из трех цветов. Каких цветов? (белого, синего, красного). Чтобы сделать российский флаг, возьмите белый прямоугольник, сложите пополам, чтобы получилось «полотнище» флажка. Затем, возьмем красную полоску, приклеим ее внизу нашего «полотнища». Синюю полоску наклеим над красной полоской. На одну из внутренних сторон прямоугольника нанесем клей, вложим внутрь древко, соединяем полотнище. Флаг готов. Теперь приготовим паруса. Для этого возьмем кусок ткани, вырежем по линиям, получится три прямоугольника разной величины. Берем древко с флажком и нанизываем на него ткань по очереди, сначала маленький прямоугольник, потом средний и внизу самый большой. Наш парус можно вставить в середину корабля (губка). Для того чтобы сделать флаг Калмыкии, мы возьмем желтый прямоугольник и сложим вдвое. Потом, в центр прямоугольника, наклеим синий круг с цветком лотоса. В внутрь вкладываем и приклеиваем древко, соединяем полотнище. Затем, флажок вставляем на нос корабля. Наш корабль готов.

V. Рефлексия. Ребята, с каким произведением Л.Н.Толстого мы сегодня познакомились? («Косточка»)

— Ребята, скажите Ванягерой рассказа может ли быть капитаном на корабле? Да, он будет честным капитаном. Он может смело отправится в плавание на нашем корабле.

— Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали? Что вам запомнилось больше всего? (ответы детей). Не забудьте дома рассказать историю о мальчике Ване родителям, сестренкам и братишкам.

Технологическая карта занятия

ФИО участника:

Образовательные области: речевое, социально – коммуникативное, познавательное развитие.

Тема занятия: чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Цель занятия:

Ознакомление детей с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка» с донесением идеи, что «обманывать плохо», посредством включения детей в беседу и проведение интерактивной игры по содержанию текста.

Задачи занятия:

Образовательные задачи: Учить детей передавать содержание услышанного произведения близко к тексту.

Развивающие: Развивать память, логическое мышление, произвольное внимание.

Воспитательные: Воспитывать честность, справедливость.

Дополнительные задачи:

Речевая — словарная работа: покраснел как рак», косточка, побледнел.

Игровая – интерактивная игра

Планируемый результат занятия:

Дети воспроизводят содержание отрывка произведения с опорой на знаково-символическую модель рассказа

Дети демонстрируют умение осмысленно отвечать на вопросы.

Дети демонстрируют умение формулировать основную идею произведения: обманывать – это плохо, он обязательно будет раскрыт и тогда обманщику будет очень стыдно.

Дети демонстрируют умение выстраивать взаимосвязь между поступком и следствием.

Подготовительная работа: Беседа о хороших и плохих поступках.

Материалы и оборудование: книга, ноутбук, интерактивная доска.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы и приёмы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно – мотивационный этап

Назовите фрукты в которых есть звук «с», а в каких фруктах нет этого звука?. Сядьте.

Сейчас на экране я буду показывать вам фрукты, а вы будете отвечать на вопросы: какой? какая? какое?

Лимон:Овальный, жёлтый, сочный, кислый.

Апельсин:Круглый, оранжевый, сочный, сладкий.

Груша:Похожа на треугольник, жёлтая, сочная, сладкая.

Персик:Круглый, розовый, сочный, сладкий.

Слива:Овальная, фиолетовая, сочная, сладкая.

Где растут фрукты?

Задает вопросы

Читает загадки

Рассказывает про

Мотивация

Отвечают на вопросы

Слушают

2

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Ребята, сегодня я прочту вам рассказ писателя Льва Николаевича Толстого «Косточка». Что можно предположить по названию рассказа?

Как можно проверить ваши предположения?

Правильно, прочитать рассказ и ответить на главный вопрос

Над чем заставил задуматься автор рассказа

Предлагает подумать и представить о чем этот рассказ.

Задает проблемный вопрос

Дети высказывают предположения, как может быть назван рассказ и что может произойти

2.2

Этап ознакомления с материалом

Л. Толстой. «Косточка»

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

— Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

— Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

— Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Вопросы:

Что купила мама?

Как вел себя Ваня?

Почему они интересовали Ваню?

Как повел себя Ваня, когда остался один в комнате?

Кто заметил, что одной сливы не стало?

Почему беспокоился папа?

Что ответил Ваня?

Почему Ваня заплакал?

А как бы вы поступили на месте Вани?

Есть такая пословица «Тайное всегда становится явным». Как вы ее понимаете?

В рассказе есть такое выражение: «покраснел как рак», что оно означает?

А что такое горница?

Как вы понимаете слово «сочла»?

Проглотил?

Побледнел?

Физминутка «На ветке»

Вот на ветке – абрикос, Потянуться руками вверх,

Он на солнце так подрос! Развести руки в стороны

Ты за ним тянись, тянись, Подняться на носочки, потянуться руками вверх,

Но смотри, не оступись! Быстро присесть.

Аннотация

Чтение

Вопросы

Ответы на вопросы

Дети вспоминают строчки

Отрывки

2.3

Этап практического решения проблемы

Техника безопасности

Интерактивная игра «Мама в магазине»

Гимнастика для глаз «Фрукты»

Много фруктов есть на свете!

Круговые движения глазами влево – вверх, вправо – вниз.

Яблоки и апельсины,

Круговые движения глазами вправо – вверх, влево – вниз.

Абрикосы, мандарины,

Быстро моргают глазами.

И бананы, и гранаты

Сильно зажмуривают глаза.

Витаминами богаты.

(повторить 2 – 3 раза)

Предлагает поиграть

Приглашает к интерактивной доске

Напоминает правила безопасности

Проводит гимнастику для глаз

Дети играют

3

Заключительный этап

Давайте ответим на вопрос. О чем заставил автор задуматься нас.

Чему он научил этим рассказом?

Рефлексия.

Задаёт проблемный вопрос

Дети высказывают свою точку зрения. Отвечают на проблемный вопрос

Цель: учить умению логически строить
высказывание.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Учить пересказывать рассказ;
  • Закреплять употребление в речи существительных
    в именительном падеже;
  • Закреплять умение грамматически правильно
    строить предложения;
  • Учить построению монолога.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать связную речь;
  • Развивать слуховое внимание, память;
  • Развивать тонкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать желание честно оценивать свои
    поступки.

Предварительная работа: рассматривание
картин, иллюстраций о сборе урожая фруктов.

Оборудование: мольберт, сюжетные картинки.

Ход НОД

1. Мотивация.

Дети на игровом поле.

Учитель-логопед: Осень славится урожаем. А
вот какой урожай фруктов можно собрать в саду.

(Вносится ваза с фруктами). Ваза с фруктами
ставится на стол.

Учитель-логопед: Назовите фрукты.

Учитель-логопед: Ребята, вы умеете правильно
кушать фрукты?

Ответы детей.

Учитель-логопед: Я прочитаю вам рассказ о том,
как мальчик не умел кушать сливы, а вначале
поиграем в игру: “Отгадай”

2. Дидактическая игра: “Отгадай”

Учитель-логопед: Я буду загадывать вам
загадки о фруктах, а вы отгадывать.

Слушаем первую загадку.

Я румяную матрешку
От подруг не оторву
Подожду пока матрешка
Упадет сама в траву (груша)

Само с кулачок,
Круглый бочок,
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь сладко (яблоко)

В кожуре золотистой
Сладкий и душистый (апельсин)

В шкуре желтой,
Круглый он
Называется … (лимон)

На сучках висят шары
Посинели от жары (сливы)

3. Объяснение темы.

Учитель-логопед: Фрукты очень полезные и
вкусные, а вот, что произошло с мальчиком, который
любил сливы, но никогда их не ел.

4. Чтение рассказа.

Учитель-логопед: Купила мать слив и хотела
дать их детям после обеда. Они еще лежали на
тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И
очень они ему нравились, очень хотелось съесть.
Перед обедом мать сочла сливы и видит – нет
одной. Она сказала отцу. За обедом отец говорит:

— А что, дети, никто не съел ли одну сливу?

Все сказали:

Нет.

Ваня покраснел как рак и тоже сказал:

— Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо, но не
в том беда. Беда в том, что через день умрет. Я
этого боюсь. Ваня побледнел и сказал:

— Нет, я косточку выбросил в окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

5. Словарная работа. После прочтения рассказа
учитель-логопед объясняет слова “горнитца”,
“сочла”.

6. Бесела по прочитанному. Вопросы

Учитель-логопед:

— Как называется рассказ?

— Кто написал рассказ?

— Почему Ване очень хотелось слив?

— Как он поступил?

— Что обнаружила мама, когда пересчитала сливы?

— Что произошло за обедом?

— Как поступил папа?

— Почему все засмеялись после Ваниных слов?

— А почему Ваня заплакал?

— Как бы вы поступили на месте Вани?

7. Физкультминутка.

Как румян осенний сад
Всюду яблоки висят
Краснобоки, краснощеки
На ветвях своих высоких
Точно солнышко горит

Легкие хлопки
Руки поднять вверх
Руки на поясе
Руки поднять вверх
Руки соединить в круг
(солнышко)

8. Повторное чтение рассказа с установкой на
запоминание.

Учитель-логопед: Пересказывая рассказ,
ребята, вы можете пользоваться подсказками
(сюжетными картинками)

9. Релаксация.

Учитель-логопед:

— О чем говорится в рассказе?

— Правильно ли поступил Ваня?

— Как правильно поступать в таких случаях?

— Умеете ли вы кушать фрукты?

Будем кушать фрукты, которые собрали в саду.

Выставляется ваза с фруктами, дети угощаются.

Конспект занятия по речевому развитию
Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка»

формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Цели:

1. коррекционно—образовательная: обучать детей составлению пересказа текста с помощью сюжетных картинок;

2. коррекционно—развивающие:

· закреплять правильное употребление в речи имен существительных в творительном падеже;

· развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание;

3. коррекционно—воспитательная: воспитывать у детей желание честно оценивать свои поступки.

Оборудование: текст рассказа Л. Н. Толстого «Косточка», фрукты, сюжетные картины к тексту.

Предварительная работа: чтение рассказов Б. Житкова «Баштан», «Сад». Игры: «Определи на вкус», «Отгадай по описанию».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Педагог говорит, что осень славится урожаем. А вот какой урожай фруктов можно собрать в саду (появляется ваза с фруктами).

Детям дается задание: «Давайте угостим друг друга». Дети выбирают, чем и кого они будут угощать и говорят: «Я угощу Ваню сливами» и т.д. (Обязательное условие: всем детям должно достаться угощение.)

Фрукты складываются на отдельный стол, и в конце занятия дети смогут их забрать.

2. Объявление темы.

— Фрукты очень полезные и вкусные. А вот что произошло с мальчиком, который любил сливы.

  1. Чтение рассказа с последующим обсуждением.

КОСТОЧКА

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

— Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

— Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

— Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

  1. После прочтения рассказа педагог объясняет слова «горница» и «сочла».

О ком этот рассказ?

Что купила мама?

Почему Ване очень хотелось слив?

Как он поступил?

Что обнаружила мама, когда пересчитала сливы?

Что произошло за обедом?

Как поступил папа?

Почему все засмеялись после Ваниных слов?

А почему Ваня заплакал?

Как вы бы поступили на месте Вани?

Педагог анализирует ответы детей, исправляет аграмматизмы .

4. Физкультминутка.

Как румян осенний сад!

Легкие хлопки по щекам.

Всюду яблоки висят.

Руки поднять вверх.

Краснобоки, краснощеки,

Руки на поясе.

На ветвях своих высоких

Руки поднять вверх,

Точно солнышки горят!

Соединить в круг («солнышко»). 

5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Педагог объясняет детям, что когда они будут пересказывать, то могут воспользоваться подсказками (сюжетными картинами). Сюжетные картины выставляются во время прочтения соответствующего фрагмента в рассказе.

Пересказ рассказа детьми.

Итог занятия.

О чем говорилось в рассказе?

Правильно ли поступил Ваня?

Как нужно поступать в таких случаях?

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно — эстетическому развитию в старшей группе по теме «Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Косточка».

1. «Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Косточка».

2. Аппликация «Пароход».

Интеграция образовательных областей:«Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Образовательная область «Речевое развитие».

  • Задачи: Развивать монологическую речь. Учить детей передавать содержание услышанного произведения близко к тексту. Активизировать словарь по лексической теме. Обогащать словарь образными выражениями языка.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

  • Задачи: Развивать способность анализировать действия, поступки людей. Воспитывать чуткость, справедливость, умение признать ошибку. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Пополнять словарный запас детей.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

  • Задачи: Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Побуждать рассказывать о своем восприятии поступка литературного персонажа. Закрепить умение вырезывать и наклеивать предмет, применяя полученные ранее навыки.

Материал:

  • Демонстрационный: иллюстрация с изображением парохода.
  • Раздаточный: заготовки открыток, цветная бумага, клей, кисточки, ножницы, салфетки, клеенки.

Ход занятия

1. Орг. момент.

2. Введение игрового момента.

-Ребята, вы любите путешествовать?

-А хотите отправиться в путешествие со мной?

-Тогда, я вам загадаю загадку. Если вы правильно ответите, то узнаете, на чем мы отправимся в путешествие.

По волнам плывет отважно, не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно,  что такое? (ПАРОХОД)

-Итак, занимайте свои места, мы отправляемся в путешествие по морю.

-Ребята, скажите, кто командует на пароходе? (капитан)

-Скажите,  каким должен быть капитан и матросы на пароходе? (сильные, честные, отважные)

-А теперь, давайте, почитаем рассказ Льва Николаевича Толстого и решим, может ли мальчик – герой рассказа быть капитаном на корабле?

ІІ Основная часть

  • 1.Чтение рассказа
  • 2.Беседа по содержанию

Воспитатель: Что купила мама?

Дети: Мама купила сливы.

Воспитатель: Как вел себя Ваня?

Дети: Ваня ходил вокруг слив и все их нюхал.

Воспитатель: Почему они интересовали Ваню?

Дети: Они ему очень понравились, он никогда не ел слив.

Воспитатель: Как повел себя Ваня, когда  остался один в комнате?

Дети: Ваня не удержался, схватил одну сливу и съел.

Воспитатель: Кто заметил, что одной сливы не стало?

Дети: Мама сочла сливы и заметила, что одной не хватает.

Воспитатель: Признался ли Ваня в своем поступке?

Дети: Дети ответили, что сливы они не ели и Ваня сказал тоже, что он не ел слив.

Воспитатель: Почему беспокоился папа?

Дети: Он сказал, что если съел кто-нибудь из детей сливу — это не хорошо; но беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто проглотит косточку, то через день умрет.

Воспитатель: Что ответил Ваня?

Дети: Ваня сказал, что косточку он выбросил в окошко. Воспитатель: Почему Ваня заплакал?

Дети: Ваня заплакал потому, что ему стало стыдно за свой поступок.

Воспитатель: А как бы вы поступили на месте Вани?

Дети: Я бы подождал, когда мама сама даст слив.  Если бы я съел сливу без спроса, то признался бы в этом сам.

Воспитатель: Есть такая пословица «Тайное всегда становится явным».  Как вы ее понимаете?

Дети: Нужно сразу признаться в том, что совершил плохой поступок, потому что все равно узнают об этом.

  • 3. Словарная работа

В рассказе есть такое выражение: «покраснел как рак»,  что оно означает?

Дети: От стыда стал красного цвета, как вареный рак.

Воспитатель: А что такое горница?

Дети: Светлая, красивая комната.

Воспитатель: Как вы понимаете слово «сочла»?

Дети: Посчитала.

Воспитатель: Проглотил?

Дети: Быстро съел.

Воспитатель: Побледнел?

Дети: Стал белым, бледным от  испуга.

— Как вы думаете,  сюжет рассказа выдуман или на самом деле такое может случиться? Почему вы так думаете?

— К какому жанру можно отнести рассказ? (сказка, стих, быль)

Это быль, т.к. в основу легли реальные события, которые происходили на самом деле.

Почему Толстой назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»

— Чему он хотел научить нас (быть терпеливым, честным, иметь силу воли)

ІІІ. Физминутка  «Море волнуется»

Ребята,  мы с вами находимся в открытом море, я предлагаю  немного отдохнуть.

Море волнуется – раз!  (шагаем на месте)

Море волнуется- два! (наклоны туловища влево- вправо)

Море волнуется- три (повороты туловища влево- вправо)

Морская фигура замри! (присели)

ІV. Ребята, с каким произведением Л.Н.Толстого мы сегодня познакомились? («Косточка»)

Ребята, скажите Ванягерой рассказа  может ли  быть капитаном на корабле?  Да, он будет честным капитаном. Он может смело отправится в плавание на нашем пароходе.

-А нам, ребята, пора отправляться в обратный путь.

-В память о нашем путешествии давайте сделаем пароход.

V. Аппликация «Пароход»

VІ. Заключительная часть

— Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали? Что вам запомнилось больше всего? (ответы детей)

— Не забудьте дома рассказать историю о мальчике Ване родителям, сестренкам и братишкам.

Литература: Л.Н. Толстой «Косточка»

Провела воспитатель Убушеева Надежда Сергеевна

  • Занятие по развитию речи в средней группе составление рассказа по картине собака со щенятами
  • Занятие по развитию речи в средней группе составление рассказа по картине кошка с котятами
  • Занятие по развитию речи в подготовительной группе пересказ сказки как осел петь перестал
  • Занятие по математике во второй младшей группе путешествие в сказку
  • Занятие по математике в средней группе по сказке теремок