Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18
Конспект
занятия по развитию речи в средней группе
на тему:
«Составление
рассказа по картине «Кошка с котятами»»
Разработала:
Миних
Людмила Александровна
Воспитатель
МБДОУ детский сад №18
2019
– 2020 учебный год.
Цель:
Создать условия для обучения детей, составлять описательный рассказ по картине
«кошка с котятами».
Задачи:
·
Учить составлять
рассказ по картине совместно с воспитателем и самостоятельно;
·
Учить соотносить
слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей;
·
активизировать
в речи слова, обозначающие действия (глаголы).
Материал: Картина «Кошка с котятами».
Ход занятия:
Воспитатель:
Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном. О
каком именно животном вы будете рассказывать, вы узнаете, когда отгадаете
загадку.
(Воспитатель загадывает загадку).
Мохнатенькая,
Усатенькая,
Молоко
пьет,
Песенки
поёт.
(Кошка)
Воспитатель :
Правильно.
Воспитатель показывает картинку.
Ребята посмотрите
что изображено на этой картине?
— Кошка с котятами (
правильно).
Ребята это кошка. У
кошки есть голова, уши, глаза, нос, туловище, лапы и пушистый хвост. Шёрстка у
кошки рыжего цвета, она пушистая. Кошка- мама сидит и наблюдает за котятами. За
какими котятами наблюдает кошка? (черным и рыжим)
Ира за какими
котятами наблюдает кошка?
— за черным и
рыжим.
Что делают котята?
— играют.
Они какие?
— веселые,
пушистые, шаловливые.
Что есть у котят?
-голова, глаза,
уши, нос, туловище, лапы, хвост. Молодец.
Ребята а где еще
два котенка?
Сережа- где еще два
котенка?
— в корзинке.
Какого цвета
котята?
— черный и рыжий.
Котята какие?
— маленькие,
любопытные, пушистые.
Что есть у котят?
— голова, уши,
глаза, нос, туловище, лапы, хвост. Молодец.
О каком котенке мы
еще не рассказали?
— о котенке с
клубком.
Макар, расскажи, что
делает котенок?
-играет с клубком.
Какой котенок?
— веселый,
шаловливый, пушистый.
Какого цвета
котенок?
— рыжий.
Что есть у котенка?
— голова, уши,
глаза, туловище, лапы, хвост.
Ребята а о ком мы
еще не рассказали? ( о папе- коте)
Алина ,что делает
папа- кот?
— лежит на кресле и
наблюдает за котятами.
Какого цвета кот?
— коричневый.
Кот какой?
— пушистый, добрый.
Что есть у кота?
— голова, уши,
глаза, туловище, лапы, хвост.
Молодцы вы очень
хорошо рассказали о кошке- маме, коте- папе и котятах, а теперь послушайте
стихотворение:
Котенок возится
с клубком
То подползет к
нему тайком
То на клубок
начнет кидаться
Толкнет его
отпрыгнет в бок
Никак не может
догадаться
Что здесь не
мышка, а клубок.
Вот такое
замечательное стихотворение вы прослушали. Понравилось ( да).
Физкульт минутка
«Котята»
Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потом они устали,
Сладко, сладко засыпали:
Вот так, вот так!
Упражнение в
проговаривании чистоговорок;
— К нашему коту
прилетела оса. Са-са-са – прилетела оса. Повторите все вместе.
— А теперь скажем
громко…
— Шепотом…
— Су-су-су – кот
прогнал осу.
— А теперь скажем
громко…
— Шепотом…
— У осы не усы, не
усищи, а усики. Давайте скажем это все вместе.
Воспитатель: молодцы, вы справились. Давайте попрощаемся с котёнком.
Ребята давайте вспомним, чем мы сегодня занимались ( составляли
рассказ по картине «Кошка с котятами» , учили скороговорку про кота и
закрепляли правильное произношение звука (С)). Занятие окончино.
Автор: Чибисова Евгения Сергеевна
Воспитатель МБДОУ “Детский сад №22 “Радуга” станицы Лысогорской”
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. «Рассказ по картине кошка с котятами»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе.
«Рассказ по картине кошка с котятами»
Цель: учить детей составлять описательный рассказ по картине «кошка с котятами».
Задачи:
Образовательные: Формировать умение внимательно рассматривать картину; совершенствовать умение составлять рассказ по картине; совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы; формировать целостное впечатление о изображённом на картине;
Развивающие: Расширять словарный запас, внимание, развивать логическое мышление и связную речь;
Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении;
Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги;
Учить употреблять существительные с обобщающим значением;
Развивать умение согласовывать слова в предложении;
Развивать умение согласовывать речь с движением;
Развивать психические функции: воображение, внимание, память.
Воспитательные: Формировать доброе отношение к животным, желание заботиться о них; умение слушать и слышать ответы друг друга, дополнять ответы, уточняющие образ персонажа.
Оборудование: картина «Кошка с котятами», загадка, картинки, Мишка, игрушка котенок , мяч.
Предварительная работа: разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных.
Методы и приёмы:
Наглядный: рассматривание картины «Кошка с котятами».
Словесный: беседа по картине, вопросы.
Практический: игровые упражнения, рассказывание по картине
Ход занятия:
Вводная часть:
Педагог приглашает детей в хоровод:
«Ты – мой друг и я – твой друг,
Вместе мы – друзья.
Мы друг другу улыбнёмся,
Вместе за руки возьмёмся».
Дидактическая игра «Лови да бросай – цвета называй»
Основная часть:
Стук в дверь. Заходит медведь с картинкой котенка. (Здоровается)
Мишка: Ребята, в лесу я нашел картинку животного, но я не знаю кто это. У нас в лесу таких животных я не видел.
Воспитатель: Давайте поможем медведю, вы узнали кто изображен на картинке?
Дети: ответы детей – котенок
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем медведю о котенке.
Задание с перфокартой «Кто где живет»
Дидактическое упражнение «Чистоговорки»
Са– са- са в норе живет лиса
Су-су-су не боимся мы лису
Сы-сы-сы есть лисята у лисы
За-за-за вот идет коза
Зу-зу-зу не боимся мы козу
Зы-зы-зы убежали от козы
Жа-жа-жа мы увидели ежа
Жу-жу-жу молока дадим ежу
Жи-жи-жи под кустом живут ежи
Воспитатель: Ребята, у меня есть интересная картина, давайте ее рассмотрим и расскажем мишке о котенке и его семье. Но сначала отдохнем.
Физкультурная минутка.
Вот окошко распахнулось (руки в стороны)
Вышли котята на карниз (имитирует грациозную походку кошки)
Посмотрели котята наверх, посмотрели котята вниз
Вот налево повернулись (повернуть голову налево),
Проводили взглядом мух (повернуть голову вправо)
Потянулись, улыбнулись и уселись на карниз (присесть)
Воспитатель: Ребята, давайте вернемся к нашей картине.
Воспитатель: Кто нарисован на картине?
Дети: Кошка с котятами
Воспитатель: Что делает кошка?
Дети: Лежит и смотрит на котят
Воспитатель: Где лежит кошка с котятами?
Дети: На коврике
Воспитатель: Какого цвета коврик?
Ответы детей- разноцветный
Воспитатель: Какого цвета у кошки шерсть?
Дети: У кошки шерсть на спинке, хвосте полосатая, а на лапках белая.
Воспитатель: Правильно, шерсть на лапках белого цвета, значит ее можно назвать белолапой. Давайте повторим это сложное слово.
Дети: Бе-ло-ла-пая
Воспитатель: Какой формы у кошки уши?
Дети: острые
Воспитатель: Какого цвета у нее глаза?
Дети: Зеленые
Воспитатель: Если у кошки зеленые глаза, значит она какая?
Дети: Зеленоглазая
Воспитатель: У кошки белая грудка, значит мы можем сказать какая она?
Дети: Белогрудая
Воспитатель: Ребята, а сколько котят на картине? (три котенка)
Воспитатель: Котята какого цвета?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим котят. Что они делают?
Дети: Серый котенок играет с клубком.
Воспитатель: Раз котенок любит играть с клубком, как можно назвать этого котенка?
Дети: Шалун, Баловник, Игруля
Воспитатель: Игрун его можно назвать?
Дети: Да!
Воспитатель: Какой формы у котенка ушки?
Дети: Острые
Воспитатель: Какого цвета у него лапки?
Дети: Белые
Воспитатель: Значит, ребята он какой?
Дети: Белолапый
Воспитатель: А грудка у котенка какого цвета?
Дети: Белая
Воспитатель: Если грудка белого цвета, значит он белогрудый
Воспитатель: Повторите: Бе-лог-ру-дый
Воспитатель: Что делает рыжий котенок?
Дети: Лакомится молоком из блюдца.
Воспитатель: Если котенок любит лакомится молоком, то как его можно назвать?
Дети: Лакомка!
Воспитатель: Повторите: Лакомка!
Воспитатель: Ребята, обо всех котятах мы рассказали Мишке?
Дети: Нет!
Воспитатель: Кто попробует рассказать про этого котенка?
Воспитатель: Какого он цвета?
Дети: Полосатый
Воспитатель: Что он делает?
Дети: Спит около мамы-кошки.
Воспитатель: Если котенок любит спать, какую кличку мы можем ему дать?
Дети: Соня.
Воспитатель: Сейчас ребята, я вам составлю рассказ про кошку с котятами, вы внимательно слушайте и запоминайте.
Воспитатель: На картине нарисована кошка с котятами. Кошка большая, пушистая, усатая, зеленоглазая. Она лежит на коврике и наблюдает за своими котятами. Полосатый котенок спит около мамы-кошки. Рыжий котенок лакает молоко из блюдца. А серый котенок играет с желтым клубком. Кошка любит своих котят.
Воспитатель: Мишка, ты запомнил кто изображен у тебя на картинке?
Мишка: Нет, забыл
Воспитатель: Как помочь Мишке? Надо еще раз рассказать!
Воспитатель: Ребята, кто пойдет и расскажет Мишке, кто нарисован на картине и чем занимаются кошка с котятами?
Рассказы детей.
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, кому мы с вами сегодня помогали?
Дети: Мишке
Воспитатель: А что мы делали? Расскажите?
Дети: Рассказывали Мишке, что нарисовано на картине, что делали Кошка с котятами.
Воспитатель: Мишка, ты все запомнил, сможешь рассказать в своем лесу о кошке с котятами?
Мишка: Да!
Воспитатель: А, чтобы ты точно ничего не забыл, мы хотим тебе подарить игрушечного котенка!
Мишка: Спасибо! Пойду скорее в лес. До свидания, ребята!
Воспитатель: Какие вы молодцы! Мишка теперь сможет рассказать в лесу все окошке. Мне тоже понравились ваши рассказы, и я решила до конца дня оставить в группе картину «Кошка с котятами». Вдруг кто — то из вас еще захочет о ней рассказать.
Конспект занятия по развитию речи
в средней группе «Составление рассказа
по картине «Кошка с котятами»
Автор: Комиссарова Елена Николаевна
Организация: МБДОУ «Детский сад с. Бершаково Шебекинского р-на Белгородской обл.»
Населенный пункт: Белгородская область, Шебекинский р-н, с. Бершаково
Цель: Развитие связной речи детей с помощью картины «Кошка с котятами» Задачи:
Образовательные. Развивать умение внимательно рассматривать картину. Формировать умение составлять рассказ по картине совместно с воспитателем и самостоятельно. Закреплять умение в подборе определений к качествам кошки и котят (пушистая, мягкая, теплая).
Развивающие. Развивать умение согласовывать слова в предложении, умение определять местоположение предмета (возле, около, рядом). Развивать умение согласовывать речь с движениями. Закреплять умение называть домашних животных и их детенышей.
Воспитательные. Воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным, желание заботиться о них. Воспитывать уважение к другим детям на занятии, умение слушать сверстника, не перебивать друг друга.
Предварительная работа: Чтение сказки В. Сутеева «Три котёнка», рассказа Е.Чарушина «Кошка», С.Маршака «Усатый полосатый». Рассматривание картин из серии «Домашние животные», составление описательного рассказа по игрушке, беседа «Домашние животные – наши друзья».
Оборудование: Картина «Кошка с котятами» О.Капустиной, картинки с изображением домашних животных и их детенышей, Незнайка.
Ход занятия:
— Ребята, сегодня на занятие к нам пришел наш друг Незнайка. Он сказал мне, что ничего не знает о домашних животных и путает их. Вот он играл в игру «Помоги найти маму» и посмотрите, как подобрал картинки. Давайте поможем ему разобраться. (На столе картинки домашних животных и их детенышей).
— Ребята, давайте расскажем Незнайке как называется домашнее животное и его детеныш. (Дети по очереди выполняют задание – находят картинку домашнего животного и его детеныша. Действия проговаривают словами: у мамы собаки детеныш — щенок, у козы — козленок, у коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у овцы – ягненок, у свиньи – поросенок, у кошки-котенок).
— Сегодня ребята, мы расскажем Незнайке о домашнем животном, которого очень любят все взрослые и дети. А о ком идет речь, вы узнаете из стихотворения. (Воспитатель читает стихотворенье).
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята —
Их по счету ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.
Раз – котенок самый белый,
Два – котенок самый смелый,
Три – котенок самый умный,
А четыре – самый шумный,
Пять – похож на Три и Два
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята,
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.
Приходите к нам, ребята.
Посмотреть и посчитать.
Дети: о кошке и котятах.
Вот сегодня мы с вами рассмотрим картину, которая называется «Кошка с котятами». (Воспитатель помещает на доску картину и организует беседу по ней.)
— Кто нарисован на картине?
Дети: Кошка с котятами.
Воспитатель: Что делает кошка?
Дети: Лежит и смотрит на котят.
Воспитатель: Дети, давайте расскажем о кошке. Какая она? Правильно, кошка большая, у неё пушистая шерстка, грудка и передние лапки белые, а спинка и хвостик рыжие. У мамы – кошки большие зеленые глаза, острые ушки и длинные усы. Она внимательно следит за своими детками – котятами.
Дети:
— Мордочка у кошки белая с рыжими пятнами, а спинка и хвост – рыжие Воспитатель:
— А что делает кошка?
Дети:
— Лежит на полу рядом со своими котятами и смотрит на них.
Воспитатель:
Света, расскажи о кошке все, что мы рассказали о ней: какого цвета кошка, какие у неё глазки, ушки? Какая у неё грудка и передние лапы. Что делает кошка ?
Ребенок:
— Кошка большая. Она лежит на полу рядом со своими детками – котятами. У неё грудка и передние лапки белые, а спина и хвост рыжие. Мордочка у кошки рыжая с белыми пятнами. Глаза у кошки зеленые, длинные усы. Воспитатель:
— А сейчас мы немножко отдохнем.
Встали все в круг.
Физкультминутка «Кошка»
Вы со мной знакомы близко?
Я приветливая киска.
(Дети идут по кругу на носочках, крадучись, держа согнутые руки перед грудью.)
Кверху – кисточки на ушках,
Когти спрятаны в подушках.
(Останавливаются, встают лицом в круг, делают «ушки» из ладошек, а «когти» из пальчиков)
В темноте я зорко вижу,
Понапрасну не обижу.
(Идут по кругу крадучись)
Но дразнить меня опасно
Я царапаюсь ужасно.
(Останавливаются, встают лицом в круг и показывают «когти»)
Воспитатель: проходим и садимся на места.
А теперь давайте рассмотрим котят и расскажем о них. Я вам расскажу о сером котенке, который стоит рядом с мамой – кошкой, а вы расскажите о других котятах.
— Серый котенок стоит рядом с мамой. Шерстка у котенка серая, пушистая. Глазки у котёнка голубые, маленькие, хвостик короткий. Он стоит на задних лапках, а передние положил маме — кошке на голову, обнял её.
Воспитатель:
— А теперь, Алена, расскажи нам о котятах, которые играют с клубочком. Откуда у них клубок? Что они опрокинули? Какие у них уши, глаза, мордочки, хвостики?
Ребенок:
— Два котенка играют с клубочками – рыжий и серенький. Котята опрокинули корзинку и оттуда высыпались клубочки. Серенький котёнок катает клубочек – играет, а рыжий котёнок смотрит на него. Котята маленькие, озорные. У них острые ушки, зеленые глаза, короткие хвостики и длинные усы.
Воспитатель:
— Ребята, а кто нам расскажет о котенке, который сидит около блюдца? Что можно рассказать о нём?
Ребенок:
— Рыжий котенок сидит около блюдца и лакает из него молоко. Шерстка у котенка рыжая, а грудка – белая. Только у этого котенка полосатый хвостик. У него желтые глаза, остренькие ушки, длинные усы.
Воспитатель:
— А теперь расскажите о сером котенке, который спит на коврике? Что можно рассказать о нём? Какая у него шерстка, усы, ушки?
Ребенок:
— Серенький котенок сидит на коврике. Мордочка у него серая с белыми пятнами, голова и спинка серые, розовый носик. Он поджал передние лапки, закрыл глазки и крепко спит.
Воспитатель:
— Ребята, кто хочет Незнайке рассказать о кошке, о том, что делает кошка, какая она?
Ребенок рассказывает о кошке, её внешнем виде. (если ребенок затрудняется воспитатель, помогает начать рассказ и задает наводящие вопросы)
— Владислав, иди ко мне, становись рядом с картиной и расскажи Незнайке о сером котике, который находится рядом с мамой – кошкой.
По аналогии дети рассказывают о всех котятах.
— Ребята, наше занятие заканчивается. Незнайка говорит вам большое спасибо за то, что вы ему рассказали о домашнем животном – кошке и её детенышах – котятах. Он больше никогда их не перепутает. Мне тоже понравилось то, как вы отвечали на мои вопросы, подробно составляли рассказы о котятках. Картину я оставлю в группе до конца дня. Может из вас кто – то еще захочет рассказать о том, какая красивая кошечка и её котята.
Литература.
1 Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развитие речи и обучение родному
языку дошкольников. М., «Академия», 2018 год, 448с.
2 Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного
возраста. М., «Владос», 2014 год, 288с.
Приложения:
- file0.docx.. 16,5 КБ
Опубликовано: 16.11.2020
Занятие по развитию речи в средней группе «Рассказывание по картине «Кошка с котятами»
Подготовила: воспитатель Кавылина Наталья Александровна с. Смоленское — 2018 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Петушок»
Цель: развитие связной речи дошкольников с помощью картины «Кошка с котятами».
Программные задачи:
Обучающая:
- пополнить и активизировать словарь детей
- закрепить знания детей о диких и домашних животных, их детенышах, месте обитания
- формировать умение внимательно рассматривать картину
- продолжать учить детей составлять рассказ по сюжетной картине в определенной последовательности
- использовать средства интонационной выразительности в процессе общения
- формировать умение согласовывать слова в предложении, образовывать форму множественного и единственного числа существительных, обозначающих детенышей животных.
Развивающая:
- развивать у детей: память, внимание, мышление, речь
- умение делать элементарные выводы и умозаключения.
- развитие связной речи, координации речи с движением.
Воспитательная:
- побуждать детей отвечать на вопросы
- воспитывать чувства сопереживания ко всему живому, учить бережно относиться к животным; воспитывать интерес к познанию окружающего мира; воспитывать умение слушать своего товарища и не перебивать.
Методы и приёмы:
Наглядный: рассматривание картины «Кошка с котятами».
Словесный: беседа по картине, вопросы.
Практический: игровые упражнения, рассказывание по картине, соотнесение животных и их детенышей.
Предварительная работа: Наблюдение за кошкой и собакой на территории детского сада, составление описательного рассказа об игрушке, беседа «Домашние животные — наши друзья», рассматривание иллюстраций открыток домашних животных, рассматривание картины «Собака со щенятами»; дидактические игры «Кто где живет», «Животное домашнее или дикое», «Большие и маленькие», чтение художественной литературы В. Сутеев «Кто сказал мяу», С. Маршак «Кошкин дом».
Оборудование для педагога: демонстрационная магнитная доска, большая рукавица, мягкая игрушка – Кошка-мама, котенок, макет леса и макет дома, салфетка, картина С. Веретенниковой «Кошка с котятами», «Домашние животные и их детеныши».
1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап – введение в ситуацию)
— Ребята, у каждого из вас есть мама, папа, бабушка и дедушка, братик или сестренка. Ведь так? Вы их любите? А за что вы их любите?
— А животных как вы думаете, нужно любить?
— А какие бывают животные? (дикие и домашние)
— У кого дома есть животные?
— Вы его любите? (ответы детей)
— Я тоже люблю животных, и больших, и совсем маленьких! И хочу рассказать одну историю. Хотите послушать? Так вот. Иду я как-то по тропинке, медленно иду, и вдруг… (снимаю салфетку, а под ней рукавичка).
«Ой! Что за хатка невеличка?
Из овчинки рукавичка!
Плачет кто-то.
Слышу я!
Не помочь ли, нам, друзья?»
— Кто же там может плакать? (ответы детей)
(достаю из рукавички котёнка)
— Ребята, кто это?
Интересно, почему котенок плачет? Спросите у котенка, что у него случилось?
(дети задают вопрос)
-Ребята, хотите помочь котенку? А сможете?
1. Основная часть (содержательный, деятельный этап)
Актуализация знаний — дидактическая игра «Помоги найти маму».
На столе макеты леса и дома детям необходимо найти детёнышу животного маму и соотнести к правильному макету (дикое или домашнее животное).
— Ребята, кого вы здесь видите? А как вы будете помогать котенку? (Дети поочередно выполняют игровое действие – соотносят маму с ее детенышем. Действия проговаривают словами: у мамы собаки детеныш щенок. Это домашнее животное. Разместим их возле домика. У козы — козленок, домашнее животное, тоже к домику. У коровы – теленок, домашнее животное, у лисы – лисенок, живет в лесу, поместим их возле елочек, дикое животное. У волка – волчонок, дикое животное, в лесу живет. А у тебя, котенок, мама кошка. Вы домашние животные. Ступай, котенок, к домику. Мама-кошка тебя, наверное, обыскалась, и больше не теряйся!)
— Ребята, а теперь давайте с вами немного отдохнем!
Физминутка.
Вот окошко распахнулось (руки в стороны)
Вышла кошка на карниз (имитирует грациозную походку кошки) Посмотрела кошка вверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх) Посмотрела кошка вниз, (опустить голову, посмотреть вниз) Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух, (повернуть голову вправо)
Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз (соответствующие движения и мимика)
— Ребята, вы смогли помочь котенку? А какие знания вам понадобились для этого? Молодцы, помогли котенку найти маму! А теперь мне хотелось бы познакомить вас с семьей нашего нового друга. Хотите?
(выставляю на доску картину «Кошка с котятами».) — Ребята, кто изображен на картине? (кошка и котята)
— Как можно назвать всех, кто изображен на картине? (Кошачья семья) — Ребята, а не хотели бы вы сейчас превратиться в котят и немного отдохнуть?
Фонограмма кошки-мамы.
— Ребята, чей голос мы слышим? (Кошки)
— Она вас благодарит за то, что вы помогли ее котенку.
— А знаете о чем она вас просит? Кошка-мама просит вас рассказать о ней и ее котятах. Ей будет очень интересно услышать рассказ про ее семью. Ну что порадуем кошку-маму? (Да)
— Давайте, обратим внимание на картину и внимательно ее рассмотрим. (делаю паузу, дети рассматривают).
— Кошка какая? (большая, пушистая, красивая, усатая, с красивой полосатой шерсткой).
— Что делает кошка? (лежит, отдыхает)
-Какое имя можно дать кошке? (Мурка) — Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы держим на руках котенка, погладьте его. Что вы чувствуете? Он какой? (маленький, мягкий, пушистый)
- Как кошка и котята разговаривают? (Мяу -мяу)
— А как они мурлыкают? (Муур – Муур)
— Сколько котят изображено на картине? (хоровые ответы)
— Давайте вместе посчитаем: один котенок, два, три. У кошки трое котят. — Что делает этот котенок? (играет с клубочками)
— Какое имя можно ему дать? (Васька)
— Что делает этот котенок? (лакает молоко; сидит возле блюдца с молоком)
— Какое имя дадим ему? (Пушок)
— Что делает третий котенок? (лежит около мамы, отдыхает; дремлет) — Давайте ему придумаем имя? (Соня)
— Где же папа-кот? Давайте придумаем, где бы он мог быть (Ушел на охоту, спрятался в другой комнате)
— А теперь подумайте, где котята могли взять клубочки? (Бабушка вязала шарф и уснула, а котята клубочки укатили)
— Что она скажет котятам, когда вернется? (Какие балованные котята, вот я вас накажу, не дам молока.
— Для того, чтобы рассказ по картине получился интересный, без повторов, надо вначале рассказать все о кошке, потом – все о котятах и, наконец, о том, что видим вокруг. Какими словами можно начать рассказ? (На картине изображены и т.д.)
— Ребята, я начну первой рассказ, а вы продолжите.
— На картине изображена кошка с котятами. Кошка большая, красивая и пушистая. У нее острые ушки, зелёные глаза, длинные усы и полосатая шерстка. Кошка лежит на коврике и смотрит на своих котят.
— Кто желает продолжить и описать котят?
— Ребята, а кто из вас хочет рассказать Кошке — маме о ее семье, глядя на картину? Я вам буду помогать. (Дети по очереди составляют 3-4 рассказа. Выслушиваю рассказы детей, поощряя их попытки к рассказыванию).
— Молодцы!
Игровое упражнение «Подбери слова-действия»
— Ребята, а сейчас я вам предлагаю встать в круг. Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: «Что умеют делать кошки?» Тот, кто поймает мяч, дает ответ, например: «Царапаться». Так мы будем играть до тех пор, пока не вспомним все то, что умеет делать кошка. Правило: не повторять ответы других детей.
3. Заключительная часть (рефлексивный этап — осмысление (итог)
— Ребята, вам понравилось наше занятие?
— А как нужно рассказывать по картине, чтобы рассказ был интересным? Молодцы!
Фонограмма Кошки-мамы.
— Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! (достаю мягкую игрушку — кошку из-за доски)
— Да, это наша кошка из картины сама пришла вас поблагодарить за ваши рассказы. А пришла она не с пустыми лапками, а с книжками.
— Давайте поблагодарим кошку-маму за подарки. (Спасибо!)
Мне тоже понравились ваши рассказы, и я решила до конца дня оставить в группе картину «Кошка с котятами». Вдруг кто — то из вас еще порадует кошку, рассказав о том, какая она и ее котята красивые
< Предыдущая | Следующая > |
---|
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.
«РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ КОШКА С КОТЯТАМИ»
Цель: Учить детей узнавать изображённые персонажи, подмечать характерные особенности персонажей и точно обозначать словами; раскрыть детям способ построения рассказа по картине, вызвать желание самим рассказать по – своему.
Задачи:
Образовательные: Формировать умение внимательно рассматривать картину; совершенствовать умение составлять рассказ по картине; формировать целостное впечатление о изображённом на картине;
Развивающие: Расширять словарный запас, внимание, развивать логическое мышление и связную речь;
Воспитательные: Формировать доброе отношение к животным, желание заботиться о них; умение слушать и слышать ответы друг друга, дополнять ответы, уточняющие образ персонажа.
Оборудование: картина «Кошка с котятами», загадка, картинки, Мишка, тарелка.
Предварительная работа: разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных.
Ход занятия:
Вводная часть:
(Дети сидят на ковре)
Воспитатель: Отгадайте загадку:
У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт.
Воспитатель: Кто это? (кошка)
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что же Мишка принёс?
Дети: Тарелку!
Воспитатель: Чья эта тарелка, Мишка?
Мишка: Не знаю, чья тарелка.
Воспитатель: Посмотрим, чья тарелка, ребята?
Воспитатель: Ребята, посмотрите, есть ли тарелка?
Дети: Да! (ответы 2 – 3 детей)
Воспитатель: Дима, иди, покажи!
Мишка: Вижу, вижу, Серая Мышка ест из блюдца!
Воспитатель: Ребята, вы согласны с Мишкой?
Дети: Нет! (ответы 2 – 3 детей)
Воспитатель: А кто же, ребята?
Дети: Это котёнок!
Воспитатель: Да, надо же так ошибся Мишка! А может нет?
Воспитатель: Ребята, кто скажет, чем котёнок отличается от мышки. Или они одинаковые? Какой это котёнок, расскажите всё о нём?
Дети: Это котёнок серенький. У него мордочка круглая, а у мышки длинная. У него шёрстка пушистая, а у мышки нет. У котёнка хвостик толстый, а у мышки тонкий и очень длинный. Он любит молоко.
Воспитатель: Да, котёнок любит молоко. Его можно назвать Лакомка?
Дети: Да!
Воспитатель: Повторите: Лакомка! (ответы 4 детей)
Воспитатель: Правильно дети вы сказали про него. Мишка, ты понял? Хочешь такого котёночка?
Мишка: Нет, не возьму лакомку, у меня нет молока.
Воспитатель: Ребята, расскажите о другом котёнке, чтобы Мишка понял, что это котёнок и взял себе, чтобы медвежатам показать.
Мишка: Нет здесь больше котяток. Только Рыженький Лисёнок.
Воспитатель: А вы как думаете, ребята? (ответы 2 – 4 детей)
Дети: Есть! Котёнок играет в мяч.
Воспитатель: Кристина, покажи нам и Мишке котёнка, который играет!
Воспитатель: Кто хочет рассказать про котёнка? Котёнок с мячом какой?
Дети: Рыжий котёнок. У него мордочка круглая. Ушки треугольничками, хвостик толстый и ещё пушистый. В мяч играет.
Воспитатель: Раз котёнок так любит играть в мяч, то как можно назвать этого котёнка?
Дети: Шалун, Непослушный, Баловник, Озорник, Весельчак
Воспитатель: Игрун его можно назвать, как вы думаете?
Дети: Да!
Воспитатель: Скажите, Игрун! (ответы 3 детей)
Дети: Игрун!
Мишка: Понял. Это рыженький котёнок. Не возьму, у меня мячей нет. С чем же он играть будет, этот шалун!
Воспитатель: На картине ещё есть котёнок!
Мишка: Где?
Воспитатель: Настя, иди, расскажи! О каком котёночке ты расскажешь?
Дети: Который маму за хвост держит.
Воспитатель: Какой это котёнок?
Дети: Это серо – белый котёнок. У него ушки немного кругленькие. Он не играет, а держит маму за хвост, чтобы не потеряться.
Воспитатель: Обо всём рассказала Настя? Кто может ещё что–нибудь рассказать о котёнке?
Дети: У него хвост пушистый, длинный. На лапках коготки.
Мишка: Очень мне котёнок понравился. Я его медвежатам покажу. Я всё понял. Котятки со своей мамой Козой живут!
Воспитатель: Вот это да! Ребята, а вы как считаете? (ответы 2 детей)
Дети: Котята с мамой кошкой!
Воспитатель: Дети, а кто может рассказать про кошку?
Дети: Это мама Кошка. Мордочка у неё круглая. А ушки острые. Хвостик у неё пушистый, длинный. А лапки пушистые, на них есть когти – царапки. Она серая.
Воспитатель: Ребята, у кошки когти – царапки, а у козы что?
Дети: Копыта!
Воспитатель: Что кошка делает?
Дети: Смотрит, наблюдает, следит за котятами!
Воспитатель: Ребята, а мы можем Кошке и котятам дать имена?
Дети: Да!
Воспитатель: Называйте!
Мишка: Всё я понял. Кошка мама с котятами… здесь живёт… На Улице живёт…
Воспитатель: Ребята, посмотрите, действительно ли Кошка с котятами живёт на улице?
Дети: Дома живут!
Воспитатель: А как вы узнали, что Кошка с котятами живёт дома, а не на улице?
Дети: Комната есть, шкаф, пол, ковёр, стенки!
Воспитатель: Ребята, расскажите Мишке так, чтобы он понял, что кошка с котятами дома и о них заботятся?
Дети: Дома котята, нет дождя, снега, травы, ветер не дует. Коврик есть, они на нём лежат. Им тепло и мягко. Им хорошо жить дома, дают молоко. (реплики нескольких детей)
Воспитатель: Молодцы, доказали, что кошка с котятами живут дома. О котятах и кошке заботятся люди.
Воспитатель: Ребята, а что Кошка и котята любят кушать из продуктов, посмотрите на картинки и принесите!
Дети: Выбирают картинки!
Воспитатель: Мишка, ты понял?
Мишка: Понял, Кошка дома, больше забыл.
Воспитатель: Ребята, поможем Мишке, расскажем как нужно. Ведь он не может рассказать медвежатам. Но сначала отдохнём.
Физминутка
Пушистые комочки
Умыли лапкой щёчки,
Умыли лапкой носик,
Умыли лапкой глазки –
Правый глазик, левый глазик.
Умыли лапкой ушки –
Правое ушко, левое ушко.
А ушки у котят, как домики стоят.
Итак, сначала я расскажу рассказ по картине, тогда Мишка запомнит и у него, наверное, получится.
Воспитатель: В доме у хороших людей жила кошка с котятами. Люди заботились о кошке и котятах. Положили на пол коврик, чтобы тепло и мягко было. Наливают каждый день в чистую тарелку молоко. Серенький котёнок лакомится молочком. Он очень любит молоко. Рыжий котёнок большой Игрун. Он бегает с мячом и играет. На него никто не сердится. Он любит играть. Котёнок серо – белого цвета стоит рядом с кошкой и держит её за хвост. Он очень любит маму кошку и не хочет с ней расставаться. Кошка мама, шёрстка серая, мордочка круглая, ушки острые, длинный пушистый хвост, смотрит на своих котят. Хорошо им живётся в доме у людей. Их любят люди.
Мишка: Теперь понял, их любят. Они дома, дальше забыл.
Воспитатель: Как Мишке помочь? Надо ещё раз рассказать!
Воспитатель: Ребята, кто пойдёт и расскажет Мишке, что нарисовано на картине и чем занимаются Кошка с котятами?
Дети: Рассказы детей!
Воспитатель: Что нарисовано на картине?
Что ты можешь рассказать о Кошке и котятах?
Чем занимается каждый котёнок?
Что делает мама Кошка?
Где живут?
Как люди заботятся о Кошке с котятами?
Воспитатель: Что делает каждый из котят?
Дети: Рыжий – играет в мяч; Серо – белый – держит за хвост Кошку; Серый – лакает молоко!
Воспитатель: Чем похожи котята? Какие они?
Дети: Маленькие, пушистые, хорошие, мягкие!
Воспитатель: Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное?
Дети: Окрас шерсти!
Заключительная часть:
Воспитатель: Итак, ребята, кому мы с вами помогали?
Дети: Мишке
Воспитатель: А что мы делали? Расскажите?
Дети: Рассказывали Мишке, что нарисовано на картине, что делали Кошка с котятами, как люди о них заботятся!
Воспитатель: Кто скажет, как люди заботятся о Кошке?
Воспитатель: Мишка, ты понял, сможешь рассказать медвежатам?
Мишка: Да!
Воспитатель: Какие вы молодцы! Мишка теперь сможет рассказать медвежатам.
Список литературы:
1. Н.М. «Детский сад-Дом радости» Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. – ООО «ТЦ Сфера», 2014. – 352 с.
2. Учебно-методическое пособие для работников детских дошкольных учреждений «Детский сад – дом радости» Средняя группа, книга VIII Апрель, 162 с.
Дети рассматривают картину, отвечают на вопросы.
— Кто нарисован на картине? (Кошка и котята.)
— Что делают котята? (Играют около мамы.)
— А что делает рыжий котенок? (Играет с клубочком.)
— Какого еще котенка вы видите? (Серого, пушистого.)
— Что можно про него сказать? (Он лакает молоко.)
-Что делает третий котенок? (Спит.)
— Посмотрите на кошку-маму, расскажите, какая она, как она смотрит на котят.
— Расскажем вместе про кошку и котят.
«Эта картина называется… кошка с котятами. Кошка… большая, пушистая, белолапая. Она смотрит… на своих котят. У кошки-мамы три котенка — один рыжий, другой серый, а третий серый с белыми пятнами. Серый котенок… свернулся клубочком и спит около мамы. Рыжий котенок… лакает молоко из блюдца. А третий котенок… весело играет с клубком ниток. Всем — кошке и котятам… хорошо, радостно».
Далее приглашаю к столу трех детей: первый рассказывает про кошку-маму, второй про котят, третий придумывает концовку рассказа. Так же дети составляют еще 2—3 рассказа.
— У кого из вас дома есть кошка или котята?
— Какие они?
— Как их зовут? Расскажите про них.
Дети рассказывают.
Физкультминутка
— Сейчас вы все будете котятами, а я буду давать вам разные команды. Поднимите вверх лапки.
Дети поднимают вверх руки.
Потянитесь.
Потягиваются.
Потанцуйте.
Танцуют.
Помяукайте.
Мяукают.
Теперь команды будет давать… Лиза (Саша, Савелий).
— Кошке Мурке очень понравилось слушать ваши рассказы. И она тоже хочет рассказать вам одну забавную историю. (Рассказ сопровождается демонстрацией игрушек (картинок)).
У девочки Вари были кошка с… котятами, собака со… щенятами, утка с… утятами, курица с… цыплятами.
Как-то раз утята побежали к реке. Ныряют, плавают, а котята и цыплята смотрят на них. Вдруг слышат: тра-та-та-тах! Испугались малыши и побежали к своим мамам. Котята — к кошке, щенята — к собаке, утята — к утке, цыплята — к курице. Успокоили мамы своих детенышей, и снова прибежали к воде… утята. От кошки бегут… котята. От собаки побежали… щенята, от курицы… цыплята. И вдруг снова: тра-та-та-тах! Опять побежали малыши к своим мамам: утята к утке, щенята к собаке, цыплята к курице. И спрашивают: «Кто так страшно трещит?» Смотрят, метнулась к лесу птица какая-то: сама черная, бока белые, хвост длинный. Затрещала: тра- та-та-тах! да и скрылась. Кто же напугал малышей — и утят, и щенят, и котят? (Показываю картинку-подсказку после первых ответов детей.)
— Как вы думаете, нужно ли бояться сороку?
Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»
Составление рассказов по картине «Кошка с котятами»
Образовательные цели:
-
Формировать умение составлять развернутый рассказ по картине, опираясь на план.
-
Учить называть животных и их детенышей, повадки кошек, что умеет делать животные;
-
Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного.
-
Упражнять в подборе слов, близких по значению; подбирать слова, обозначающие действия предметов.
-
Закреплять умения детей согласовывать прилагательные с существительными
-
Использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Воспитательные цели:
1. Воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений; выполнять правила игры.
2. Воспитывать интерес к занятию, желание заниматься.
3. Воспитывать доброжелательность.
4. Формировать взаимопонимание.
Коррекционно-развивающие цели:
1. Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, рассуждать над её содержанием (с помощью воспитателя).
2. Способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картины.
3. Развивать связную речь, зрительное восприятие, внимание.
4. Развивать долговременную память.
5. Развивать творческие способности у детей;
Предварительная работа: чтение стихов о домашних животных (кошке); пение песенки «Серенькая кошечка»; загадывание загадок о животных.
1. Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных и их детенышей.
2. Чтение рассказов и сказок о домашних животных: С. Маршак «Усатый-полосатый», В. Сутеев «Три котенка», Е. Чарушин Кошка», «Собака», «Утка с утятами», «Цыпленок».
3. Раскрашивание иллюстраций с изображением домашних животных и их детенышей.
Материал: Карточки с изображением животных и их детёнышей, картина «Кошка с котятами«, мяч, кукла Петрушка.
Ход занятия.
1. Дидактическая игра «Найди пару»
Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел Петрушка и разложил карточки с животными и детёнышами неправильно: перепутал пары. Давайте поможем Петркшке найти взрослому животному его детёныша и назвать кто у кого, например, «У кошки котёнок», «У собаки щенок» и т. д.
2. Отгадывание загадок.
Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном. О ком именно вы будете рассказывать, вы узнаете, когда отгадаете загадки, которые вам загадает Петрушка.
• Острые коготки, мягкие подушки;
• Шёрстка пушистая, длинные усы;
• Мурлычет, лакает молоко;
• Умывается языком, прячет нос, когда холодно;
• Хорошо видит в темноте, песни поёт;
• У неё хороший слух, ходит неслышно;
• Умеет выгибать спинку, царапается.
О каком домашнем животном эти загадки? (о кошке). Правильно, ребята. Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке, вернее о кошке с котятами.
3. Дети, давайте с вами поиграем (пальчиковая гимнастика)
Мы играем во дворе и кого-то увидели:
Кошку усатую
Корову рогатою
Козла бородатого
Собаку лохматую
Поросенка чумазого
Давайте еще раз вспомним, кого мы видели
4. Рассматривание картины «Кошка с котятами»
Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? (большая, пушистая). Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? (маленькие, тоже пушистые). Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? (один котёнок рыжий, второй — чёрный, третий — пёстрый). Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они ещё отличаются? Посмотрите, что делает каждый котёнок (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко). Чем похожи все котята? (все маленькие). Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру.
Какое имя можно дать кошке? (Мурка, Муся). Котёнок: (Мурзик, Васька) играет. Как ещё можно сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок). Котёнок: (Степашка, Соня) спит. Как ещё можно сказать? (дремлет, закрыл глаза, отдыхает). А котёнок по кличке: (Пушок, Кузя) лакает молоко. Как по-другому можно сказать? (пьёт, лижет, наедается). Как можно назвать всех, кто изображён на картине? (Кошачья семья). А где же папа-кот? Давайте подумаем, где бы он мог быть? (Ушёл на охоту, спрятался в другой комнате). А теперь подумайте, кто бы мог принести корзину? (Бабушка, мама, хозяйка). Что она скажет кошке с котятами, когда вернётся? («Какие баловные котята!», «Вот я вас накажу — не дам молока!»)
5. Физкультминутка.
Вот окошко распахнулось (руки в стороны)
Вышло кошка на карниз (имитирует грациозную походку кошки)
Посмотрела кошка наверх, посмотрела кошка вниз
Вот налево повернулась (повернуть голову налево,
Проводила взглядом мух (повернуть голову вправо)
Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз (присесть)
6. Составление рассказов по картине.
Вернемся к картине. Мы будем учиться составлять рассказы по картине. Дома расскажете маме про кошку и котят. Ей будет интересно. Я буду помогать вам.
На картине изображена. (кошка с котятами). Кошка большая. (пушистая, красивая). Рядом с ней. (три котёнка). Они. (маленькие, смешные). Одного котёнка зовут. (Мурзик). Он. (играет с клубками). Другого. (котёнка зовут Кузя). Он. (лакает молоко). Третьего котёнка зовут. (Соней). Соня уже наелась и. (легла рядом с мамой). Папа-кот ушёл. (гулять). Корзину с клубками принесла. (хозяйка). Сейчас она вернётся и скажет. («Какие баловные котята!») Мне понравилась картина, потому что котята получились. (смешные).
Дети по очереди составляют 4-6 рассказов. Воспитатель выслушивает рассказы детей, поощряя их попытки к рассказыванию.
7. Итог занятия.
Дети выбирают, чей рассказ получился лучше, и аргументируют свой выбор.
Автор: Петрова Наталия Николаевна
воспитатель МБДОУ “Детский сад №1” г. Чебоксары
Конспект занятия по речевому развитию “Составление рассказов по картине “Кошка с котятами”
«Детский сад №1» г. Чебоксары
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Составление рассказов по картине «Кошка с котятами»
/вторая младшая группа/
Воспитатель:
Петрова Наталия Николаевна
г. Чебоксары, 2020 г.
Цель: учить детей составлять описательный рассказ по картине «Кошка с котятами».
Задачи:
Образовательные: формировать умение внимательно рассматривать картину; формировать умение составлять описательный рассказ по картине; формировать умение активно участвовать в беседе; упражнять в подборе определений к качествам кошки и котят (пушистая, мягкая, теплая); активизировать в речи слова, обозначающие действия животного; продолжать знакомить детей с домашними животными (части тела, какую пользу приносят домашние животные, чем питаются); расширять словарный запас существительных, прилагательных, глаголов.
Развивающие: развивать умение согласовывать слова в предложении; развивать связную речь детей, мышление, внимание, память; развивать умение согласовывать речь с движением.
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным, умение заботиться и ухаживать за ними; воспитывать умение слушать своего товарища и не перебивать.
Методические приёмы:
– сюрпризный момент
– эмоционально-психологическая игра
– беседа
– рассказывание
– показ
– вопросы
– поощрение
– физкультминутка
Словарная работа: лакает, озорной, пушистый, половичок.
Демонстрационный материал: картина «Кошка с котятами».
Материалы и оборудование: игрушка-кошка.
Предварительная работа: разучивание стихотворений, игр «Вот так!» , «Кошка и котята» , рассматривание картинок, чтение книг, наблюдение за поведением кошек и котят, рассказы детей из личного опыта о своих домашних питомцах.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, встают в круг. Проводится эмоционально-психологическая игра «Дружба».
Соберемся дети в круг –
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Я улыбнусь вам, а вы друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.
Под дверью слышится мяуканье кошки.
-Кто мяукнул у дверей?
Открывайте поскорей!
Очень холодно зимой.
Мурка просится домой.
(Внести кошку к детям.)
Воспитатель: Ребята посмотрите, кто к нам пришёл. Поздоровайтесь! Кошку зовут – Мурка. Кошка какая? (Большая, пушистая, мягкая, красивая). Погладьте кошку.
Воспитатель: Ребята, кошка Мурка хочет вам рассказать интересное стихотворение:
Вы со мной знакомы близко
Я – приветливая киска,
К верху – кисточки на ушках
Когти спрятаны в подушках,
Чистоплотна, аккуратна
Если гладят – мне приятно,
Не таю своих привычек
Я люблю мышей и птичек,
В темноте я зорко вижу
Понапрасну не обижу,
Но дразнить меня опасно
Я царапаюсь ужасно – Мяу, мяу».
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, а у вас дома есть кошки? Как их зовут? (Дети называют клички своих домашних питомцев.)
Воспитатель:
– Из каких частей тела состоит кошка (голова, туловище, лапки, хвост)
-Что на голове у кошки? (ушки).
-Для чего нужны ушки? (чтобы слышать каждый шорох).
– Что на мордочке есть у кошки? (глаза, нос, рот, усы).
– Ребята, кошка Мурка спрашивает, а для чего нужны ей усы? (усы нужны, чтобы – помогать носу, чувствовать запахи).
– Чем питается кошка? (молоком, рыбой, мясом, мышами).
– Кошка домашнее или дикое животное? (домашнее животное, потому что живёт дома, за ней ухаживает человек).
-Какую пользу приносит кошка? (ловит мышей, веселит хозяев).
– Молодцы ребята, кошка Мурка очень довольна, что вы много знаете о ней.
-У Мурки есть детки. Вы знаете, как называются детки у кошки? (Котята).
-Да, правильно, котята. Кошка Мурка принесла нам свой семейный портрет. (подать картину «Кошка с котятами») Посмотрите.
-Что здесь изображено? (Кошка Мурка со своими детенышами – котятами).
– Кошка какая? (большая, пушистая, красивая, ласковая, полосатая).
– Какого цвета лапки у кошки?
– Какого цвета у нее хвостик?
– Что у кошки на голове? (уши)
– На мордочке? (усы).
– Что делает кошка? (лежит отдыхает)
– На чем лежит кошка-Мурка? (на половичке)
– Кто еще кроме кошки нарисован на этой картине? (котята).
– Сколько котят? (три)
– Что делают котята?
Дети рассматривают картину и описывают каждого котёнка.
Дети: Серый котёнок – играет с клубочком ниток, рыжий котёнок – лакает молоко из миски, коричневый котёнок – спит возле мамы.
Воспитатель: Котята – какие? (маленькие, пушистые, озорные). Ребята, сейчас мы будем котиками.
Физкультминутка:
Котик утречком проснулся,
Вверх изящно потянулся,
Вниз красиво наклонился,
Вправо-влево покрутился,
И тихонько удалился!
(Физкультминутка проводится 2 раза).
Воспитатель: Давайте вспомним, кто изображён на картине? (Кошка с котятами).
– Что делает кошка? (Кошка наблюдает за котятами).
– Что делают котята? (Котята играют, едят, спят).
Воспитатель рассказывает с начало свой рассказ:
«На этой картине изображена кошка с котятами. Кошка большая, пушистая. Она наблюдает за своими котятами.
У кошки три маленьких пушистых котёнка – один серый, второй – рыжий, третий – коричневый.
Серый котёнок – играет с клубком ниток, рыжий котёнок – лакает молоко из миски, коричневый котёнок – спит около мамы кошки. Кошке с котятами хорошо и радостно вместе»
Предложить первым рассказать о кошке с котятами наиболее активным детям, это поможет другим ещё раз послушать рассказ – образец.
Воспитатель: Котята очень любят играть. Давайте покажем, как они это делают.
Игра «Вот так!»
Кошка хвостиком играла- (поворачиваются влево-вправо,
Вот так! Вот так! показывают руками, как ловят хвостик)
Веселилась, хохотала- (перебирают руками перед грудью,
Вот так! Вот так! пальцы растопырены)
Мячик по полу катала- (изображают катание мяча по полу
Вот так! Вот так! слева направо)
Коготочки выпускала- (сжимают и разжимают растопыренные
Вот так! Вот так! пальцы – изображают коготки)
А потом устала кошка- ( ручки вместе в кулачке перемещают
Вот так! Вот так! слева направо)
И поплакала немножко- (кулачками вытирают глаза)
Вот так! Вот так!
Раз, два, три, четыре, пять- (загибают пальчики)
Будем кошку утешать! (показывают, как гладят кошку).
Воспитатель: Ребята, а как нужно ухаживать за своими домашними питомцами? (Их нужно кормить, играть, лечить, если заболеют; ласково к ним относиться.)
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, кто к нам пришёл сегодня в гости? (Кошка Мурка).
– Что мы делали сегодня на занятии (Играли игры «Дружба», «Вот так!», описывали части тела и части мордочки кошки, чем питается и где живёт).
– О ком мы составляли рассказ? (Составляли рассказ о кошке с котятами).
В конце занятия кошка Мурка благодарит детей, хвалит за интересные рассказы, прощается с детьми и уходит.
Цель: учить детей составлять описательный рассказ по картине «кошка с котятами».
Задачи:
Образовательные:
-Формировать умение внимательно рассматривать картину;
-Формировать умение активно участвовать в беседе;
-Формировать умение составлять описательный рассказ по картине;
-Упражнять в подборе определений к качествам кошки и котят (тёплая, пушистая, мягкая);
-Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного;
-Расширять словарный запас существительных, глаголов, прилагательных.
Развивающие:
-Развивать умение согласовывать слова в предложении;
-Развивать умение согласовывать речь с движением;
-Развивать психические функции: воображение, внимание, память;
-Развивать умение определять местоположение предмета (слева, справа, рядом, около).
Воспитательные:
-Формировать доброе отношение к животным, желание заботиться о них;
-Воспитывать уважение к другим детям на занятии, не перебивать друг друга, умение слушать сверстника.
Материал: картина «Кошка с котятами».
Ход занятия.
Загадка
В доме с бабушкой живёт,
Тихо песенки поёт.
Любит рыбку и мышей,
Нянчит деток-малышей.
И мурлычет у окошка
Наша ласковая…(кошка)
Воспитатель (предлагает детям рассмотреть картину, задает вопросы).
Кто нарисован на картине?
Дети. Кошка и котята.
Воспитатель. Что делают котята?
Дети. Играют около мамы.
Воспитатель. А что делает рыжий котенок?
Дети. Играет с клубочком.
Воспитатель. Какого еще котенка вы видите?
Дети. Серого, пушистого.
Воспитатель. Что можно про него сказать?
Дети. Он лакает молоко.
Воспитатель. Что делает третий котенок?
Дети. Спит.
Воспитатель. Посмотрите на кошку-маму, расскажите, какая она, как она смотрит на котят.
Воспитатель предлагает детям рассказать про кошку и котят.
« Эта картина называется кошка с котятами. Кошка большая, пушистая, белолапая. Она смотрит на своих котят. У кошки-мамы три котенка-один рыжий, другой серый, а третий черный. Рыженький котенок весело играет с клубком ниток. Серый котенок лакает молоко из блюдца. А третий котенок свернулся клубочком и спит около мамы. Всем – кошке и котятам хорошо, радостно».
Игра мячом «Скажи правильно»:
У кошки один…котенок. Много…котят. У собаки один…щенок. Много…щенков, щенят. Один …воробей, а много…воробьёв. У воробьёв перья, а у щенков нет…перьев. У воробья крылья, а у щенков нет… крыльев.
Пальчиковая гимнастика «Кошка»
Подставляй ладошку – вытягиваем руки ладонью вперёд
Расскажу про кошку. – гладят ладонь другой рукой
Будем пальчики считать? – шевелят пальцами
Будем пальчики считать.- сжимают пальцы в руках и разжимают;
Раз, два, три, четыре, пять. – поочередно загибают пальцы на руке.
Вот кулак, — сжаты пальцы в кулак
А вот ладошка. — разжимают их.
На ладошку села кошка. – ставят на ладонь пальцы второй руки.
И крадется потихоньку – пробегают пальчики по руке до плеча
И крадется потихоньку–
Видно мышка там живет.- прячут кисть другой руки по мышку.
Ветер дует нам в лицо — качаются поднятыми руками вверх
И качает деревцо;- наклоняя корпус вправо, влево.
Ветерок все тише, тише
Деревца всё выше, выше. – медленно показывают руками тянутся вверх на носках.
Лжезагадка: У кошки Микки родились щенята; 2 белых и один чёрный. Сколько всего щенят родилось у кошки? А что бы делала кошка, если бы у неё родились щенята?
Речевое упражнение «Ныряльщики»: Разводя руки в стороны, сделать вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая, делают выдох носом.
Рефлексия. Опрос детей: Почему понравилась эта картина? Воспитатель хвалит детей за работу на занятии и за составление рассказов.