Занятие по развитию речи в средней группе составление рассказа по картине собака со щенятами

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №102

«Детский сад присмотра и оздоровления» г.Кемерово

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ

«СОБАКА СО ЩЕНЯТАМИ»

Воспитатель:

Чуфенева М.А.

г.Кемерово

2018г.

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Цели:

Учить детей описывать картину в определённой последовательности, называть картину. Учить детей описывать внешней вид животного, описывать изображение на картине.

Задачи:

Обучающие:

Учить детей составлению небольшого рассказа по картине. Упражнять в подборе определений к явлениям. Отработать употребление в речи детей уменьшительно — ласкательные формы существительных. Учить правильно образовывать формы родительного падежа существительных.

Развивающие:

Развивать внимание, память, мышление. Способствовать развитию речи при описании сюжета картины. Развивать словарный запас, наблюдательность. Развивать зрительно-пространственные ориентировки, воображение.

Воспитывающие:

Воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным. Воспитывать умение слушать своего товарища и не перебивать. Воспитывать навыки коллективной работы. Активизировать словарь, используя разные предложения с однородными членами. Закреплять грамматический строй речи (название детёнышей животных).

Словарная работа: Собака, щенок.

Оборудование: Игрушка – собака, карточки-подсказки для ведущего, мягкий мяч дл физкультминутки.

Демонстрационный материал: Картина «Собака со щенятами».

Раздаточный материал: Маски.

Подготовка воспитателя к занятию:

 Организуя занятие с дошкольниками, необходимо, прежде всего определить его главную цель. А заключается она в том, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем они, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания.  Воспитатель определяет тему занятия, собирает материалы, готовит текст занятия, учит стихи, текст и т.п.

Предварительная работа с детьми:

Перед занятием, воспитатель проводит ряд мероприятий по определению уровня знаний и умений детей, проводит тесты, беседы, игры. Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных, чтение стихотворений и рассказов о животныхрассматривание картины «Кошка с котятами», словесные игры «Назови ласково»«Чего не стало?».

Картина предварительно вывешена утром на фланелеграфе для самостоятельного рассматривания детьми.

Методы и приёмы на занятии:

1. Игровой.

2. Наглядный: показ;

3. Словесные: словесные игры; беседа; пояснение; вопросы детям; образец воспитателя; дополнение ответа, словесная дидактическая игра, оценка рассказа, совместное составление рассказа с воспитателем, опорные слова.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами поздороваемся с гостями, которые пришли к нам в группу.

Дети: Здравствуйте

Воспитатель: Ребята, вы сегодня такие красивые и весёлые, давайте поделимся друг с другом своей добротой. Я предлагаю нам встать в круг и передавать своему соседу мячик, но не просто отдать ему в руки, а посмотрев ему в глаза, улыбнитесь ему и скажите что-то доброе и приятное, например«Дима, у тебя сегодня такое хорошее настроение». Дети передают по кругу мяч с комплиментами.

Воспитатель: Какие вы молодцы, столько доброго и приятного друг другу сказали. Предлагаю всем присесть на свои стульчики.

Дети занимают места за столами.

Воспитатель: Ребята, я хочу вам загадать загадку, слушайте внимательно:

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк,

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи! (Собака)

Воспитатель: Кто это?

Дети: (хором) Собака

Воспитатель: А почему вы думаете, что это собака?

Дети: доказывают

Воспитатель: Правильно, ребята, это собака. Ребята, а где живёт собака? Только я вас попрошу ответить полным предложением «Собака живёт…»

Дети: Собака живёт дома, в будке

Воспитатель: Верно, а собака – это какое животное?

Дети: Собака – домашнее животное.

Воспитатель: Правильно, собака живёт рядом с человеком.

Артикуляционная гимнастика «Собачка»

Устала собачка и дышит устало.

И даже за кошкою бегать не стала.

Широкий язык отдохнёт, полежит,

И снова собачка за кошкой бежит.

Широко открываем рот. Кладём мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3–5 секунд. Убираем язычок. Даём ребёнку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Воспитатель: Какие же вы молодцы, всё правильно.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам выйти из-за столов и поиграть в игру с мячом. Вставайте на линию ковра, я вам буду говорить про то, что есть у мамы-собаки и бросать вам мяч, а вы называете то же самое ласково, что есть у щенков, например: У мамы-собаки глаза, а у щенка…глазки

• У мамы лапы – у щенка (лапки)

• У мамы хвост – у щенка (хвостик)

• У мамы морда – у щенка… (мордочка)

• У мамы зубы – у щенка (зубки)

• У мамы когти — у щенка (коготки)

• У мамы уши – у щенка (ушки)

• У мамы нос – у щенка (носик)

• У мамы спина – у щенка (спинка)

Воспитатель: Молодцы, ребятки, вы столько знаете о собаках! Давайте с вами опять присядем на стульчики.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Замечательные рассказы у вас получились, спасибо. Давайте еще поиграем в одну игру – представим, что наш ковёр – это полянка из картины, я – мама-собака, а вы – щенята, вам очень хочется попасть на полянку ко мне.

Дидактическая игра «Прятки»

У воспитателя  игрушки — белая и черная собачки; корзина, коробка, ботинок, кукольная мебель. Воспитатель говорит, что собачки хотят поиграть с детьми в прятки. Дети закрывают глаза, воспитатель «прячет» собачек так, чтобы они были заметны детям. Открыв глаза, дети отвечают, где спряталась белая (черная) собачка.

Например:
Белая собачка в корзине. 

Черная собачка за диваном.

Воспитатель поправляет детей, если в их ответах пропущены или неверно употреблены предлоги.

Пальчиковая гимнастика «Собачка»

Ав-ав-ав, никого я не пугаю. (Локоть правой руки опирается о стол, кисть — параллельно столешнице).

Ав-ав-ав, я с детишками играю. (Разводить и сводить большой палец с остальными сомкнутыми пальцами). 

(То же другой рукой).

Воспитатель вывешивает картину «Собака со щенятами» на доску.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на картину очень внимательно.

Дети рассматривают картину 1 минуту.

Воспитатель: Кого вы видите на картине? Только я попрошу вас ответить полным предложением, вот так «Я вижу на картине…» дожидаясь от детей полного ответа «Я вижу собаку и щенков»

Воспитатель: Что ещё вы видите на картине кроме собаки и щенят? Воспитатель обращается поимённо к детям индивидуальные ответы

Дети: ответы

Воспитатель: Что делает собака?

Дети: Собака лежит на траве

Воспитатель: Какая собака? Опишите её, пожалуйста, полным предложением (индивидуальные ответы)

Дети: Собака большая

Воспитатель: Какая у нее шерсть?

Дети: У собаки густая, пушистая, коричневая, белая.

Воспитатель: Сколько лап у собаки?

Дети: У собаки четыре лапы

Воспитатель: Кто сидит около собаки?

Дети: Около собаки сидит щенок.

Воспитатель: А что делает другой щенок?

Дети: Он смотрит на воробьёв

Воспитатель: Какой щенок, опишите его, пожалуйста, полным предложением.

Дети: Щенок маленький.

Воспитатель: Послушайте, как я про него скажу: «Это щенок. Он маленький, пёстрый, забавный. Он похож на маму-собаку. Глаза у него маленькие. Хвостик беленький. Он смотрит на воробьёв».

Воспитатель: Ребята, а хотели бы вы очутиться на той полянке рядом с собаками?

Дети: Да

Воспитатель: А как вы думаете, собаки нас не покусают?

Дети: Нет

Воспитатель: Да, ребята, если мы с вами не будем дразнить собак, кричать на них, то они нас не тронут.

Воспитатель: Тогда давайте представим, что мы рядом с собаками на поляне. Давайте погладим щенка, какой он?

Дети: Мягкий, тёплый

Воспитатель: А какая миска?

Дети: Железная, холодная

Воспитатель: Давайте представим, что мы подошли к будке, какая она на ощупь?

Дети: Деревянная, шершавая, твердая

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Замечательно, вы столько всего увидели в картине. Я вами очень довольна. А как бы вы назвали эту картину?

Дети: Варианты ответов индивидуальные.

Воспитатель: А художник назвал эту картину «Собака со щенятами» (Образец рассказа воспитателя).

Ребята, кто-нибудь хочет нам рассказать о картине, не стесняйтесь, я буду вам помогать.

Выходит ребёнок к доске, составляет рассказ по картине с помощью опорных слов воспитателя. «Это … собака со щенятами. Собака …большая, лохматая, добрая. У собаки двое … щенят. Один …. лежит около мамы. Другой …стоит и смотрит на воробьёв. Щенки … маленькие, пушистые. Воробьи не улетают, потому, что … не боятся собак»

Вызвать второго ребёнка для самостоятельного ответа. Похвалить.

Воспитатель: Отгадайте, пожалуйста, о ком я вам сейчас расскажу – о собаке или о щенках:

• Большая, лохматая, заботливая? (мама-собака)

• Маленький, любопытный, смешной? (щенок)

Ответы детей

Воспитатель: ребята, вы такие у нас молодцы, столько сегодня загадок отгадали, столько интересного рассказали о картине, знаете, что собаки добрые, живут рядом с людьми. «Собака – друг человека». Давайте попрощаемся с гостями, поблагодарим их. Что они к нам пришли в гости.

p>Программное содержание:

  1. Учить детей составлять рассказ по картине с использованием схемы.
  2. Упражнять в подборе определений к явлениям (тёплая, пушистая, мягкая…).
  3. Развивать психические функции: воображение, внимание, память.
  4. Расширять словарный запас существительных, глаголов, прилагательных.
  5. Воспитывать интерес, любовь к животным.

Методические приёмы

Загадка, сюрпризный момент – Волшебник, вопросы по картине, имитации
действий, словесная игра «Кругом, кругом», проблемная ситуация: рассыпались
картинки, Д/и «Составь целое», рассказ по картине, игровые приёмы: «Войдём в
картину», «Что мы слышим?», указания, поощрения, помощь.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных, чтение
стихотворений и рассказов о животных, игра «загадки-движения», рассматривание
картины «Кошка с котятами», знакомство со схемой, словесные игры: «Какой, какая,
какое?», «Назови ласково», «Угадай-ка», имитация действий с «подзорной трубой» —
кто больше заметит интересного, выкладывание целого из частей.

Материал:

  • игрушка-Волшебник, картина «Собака со щенятами»;
  • разрезные картинки с домашними животными и их детёнышами;
  • подарки-звёзды.

Индивидуальная работа.

Упражнять Ксюшу в назывании детёнышей животных.

Ход занятия

Дети с воспитателем стоят в кругу.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

«Днем лежит и молчит,
Ночью лает и ворчит,
Кто к хозяину идет —
Она знать дает.»

— Кто это?

Дети: Собака.

Воспитатель: Где живет собака?

Дети: Дома, в будке…

Воспитатель: Собака, это какое животное?

Дети: Собака – это домашнее животное.

(Воспитатель показывает игрушку Волшебника и говорит от его имени.)

Воспитатель: Молодцы! Здравствуйте, мои дорогие друзья! Вы, наверное,
обратили внимание на картину, которую я вам прислал?

Дети: Да.

Волшебник: А где же она?

Воспитатель: Да вот же она (вывешивает картину на доску)

Волшебник: Эта картина называется «Собака со щенятами» Мы с вами ее
внимательно рассмотрим, а затем составим рассказ.

Возьмите волшебные «подзорные трубы», посмотрите на картину и назовите, что
интересного вы видите, только не повторяйте ответ товарища.

Воспитатель задает вопросы на уточнение: Какого щенка ты увидела? А что
делают воробышки? Как смотрит собака? И т. п.

Волшебник: Давайте войдем в картину и представим, что мы рядом,…Что вы
слышите?

Дети: Сопят, тявкают, рычат, стучат по тарелке…

Волшебник: Погладьте собаку и щенят, что вы чувствуете?

Дети: Мягкие, лохматые, теплые…

Воспитатель: Как еще можно сказать?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Чтобы рассказ получился интересный, нам поможет схема. Давайте
вспомним, как схема может нам помочь составить интересный рассказ.

  • Что подсказывает нам первая карточка?
  • О чем мы будем рассказывать потом?
  • А дальше?
  • Чем закончим рассказ?

1. Внешний вид животного, части его тела.
2. Где живет?
3. Чем питается?
4. Как зовут детеныша?
5. Какую пользу приносит человеку.

Воспитатель: Кто пойдет и расскажет нам о собаке?

Рассказ ребенка…

Воспитатель дает небольшую оценку рассказа.

Воспитатель: Расскажите о щенке.

Рассказ ребенка…

Воспитатель: О ком ты хочешь рассказать?

Рассказ ребенка…

Воспитатель: Волшебник, послушай и мой рассказ. Эта картина называется
«Собака со щенятами»… (описательный рассказ воспитателя по картине).

Волшебник: Очень хорошие рассказы вы составили.

Физкультурная минутка.

Воспитатель:

«Кругом, кругом друг за другом
Поровней держите круг
Словно зайки на лужайке
Мы попрыгаем вокруг (дети имитируют движения)
Как лисички как сестрички
Мы побегаем вокруг (дети имитируют движения)
Словно птички-невелички
Полетаем мы вокруг (дети имитируют движения)
Тише, тише, словно мыши
Мы побегаем вокруг (дети имитируют движения)
Все котятки, все щенятки
Дружно в домике живут (дети имитируют движения).

Волшебник: А на моем дворе живут еще животные. Я хотел показать их
вам, да вот беда, ветер-озорник перепутал все картинки…

Воспитатель: Не расстраивайся, мы поможем навести тебе порядок. Поможем
волшебнику?

Дети: Да.

Воспитатель: Нужно выложить из частей целое и затем рассказать, кто у
вас получился. (Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель задает
вопросы.)

Воспитатель: Кто у тебя получился?

— Какое это животное?
— Как называют ее детеныша?
— Кто мама у котенка?

Вот и замечательно, все справились с заданием, помогли Волшебнику.

Итог занятия.

Волшебник: Интересные рассказы составили вы по моей картине, помогли собрать
животных. Я еще буду приходить к вам в группу, а сегодня в подарок

Вам хочу оставить вот эти звездочки.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе
«Рассказывание по картине «Собака со щенятами»

Задачи:

Формировать умение детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя. Продолжать формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя.

Развивать память, внимание, мышление.

Воспитывать бережное отношение к животным, доброжелательные отношения между сверстниками, желание заботиться о них;

воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях.

Материалы и оборудование: игрушка – Незнайка, картина «Собака со щенятами» (серия «Домашние животные» автор С. А Веретенникова), мольберт, мнемотаблица «Домашние животные», разрезные картинки из серии «Домашние животные», спокойная музыка.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных;

чтение стихотворений и рассказов о животных; игра «загадки-движения»;

рассматривание картины «Кошка с котятами»; знакомство со схемой;

словесные игры: «Какой, какая, какое?», «Назови ласково», «Угадай-ка»;

Ход НОД:

(Воспитатель показывает игрушку Незнайки и говорит от его имени.)

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день.

Воспитатель: Дети, давайте возьмемся за руки и подарим друг другу хорошее настроение. Ребята, Буратино принес нам картину, он не знает, кто здесь изображен, поможем ему?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, а мы сможем рассказать по картине? Мы можем ее описать?

Дети: Да, сможем.

Воспитатель: Для того чтоб наш рассказ получился правильным и понятным, сделаем дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика «Подуем на листочки»

Ветер (повторить 2-3 раза)

Сильный ветер вдруг подул,

Листики с деревьев сдул. И. п. – сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.

1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;

2 – задержать дыхание на 3-4 сек;

3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздух.

2. Основная часть. Дети садятся перед мольбертом на стульчики.

-Отгадайте загадку:

Машет радостно хвостом,

Когда идёт хозяин в дом.

У неё удел таков –

Дом хранить от чужаков.

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!

Дети: Собака.

Кто это? Внешний вид животного? Части его тела. Где живет? Чем питается? Какие звуки издает? Как зовут детеныша? Как защищается от врагов? Какую пользу приносит людям? В каких сказках и мультфильмах встречается?

Физкультурная минутка.

Во дворе щенок играл,

Прыгал, бегал и считал:

«Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова,

Три – налево поворот» –

И помчался до ворот,

А потом вздохнул и сел:

Он устал и присмирел.

Воспитатель: Молодцы! Давайте рассмотрим внимательно картину, которую нам принёс Незнайка.

В оспитатель: Дети, сначала мы должны придумать название для этой картины. (Индивидуальные ответы.) Воспитатель выслушивает детей, корректирует их ответы, объясняет, что название картины не должно быть очень длинным.

Педагог одобряет такие названия: «Собака и ее щеночки», «Собачий двор», «Про собачек» и т.п.

Воспитатель: Мне нравится название «Собака со щенятами».

Незнайка: Давайте с вами, ребята, войдем в картину и представим, что мы рядом. Что вы слышите?

Дети: Сопят, тявкают, рычат, стучат по тарелке.

Незнайка: Погладьте собаку и щенят, что вы чувствуете?

Дети: Они мягкие, лохматые, теплые.

Воспитатель: Для того чтобы рассказ по картине получился интересный, без повторов, надо вначале рассказать все о собаке, потом – все о щенятах и, наконец, описать сам двор. Итак, внимание на собаку.

 -Мама-собака, какая? (Индивидуальные ответы: большая, лохматая, пятнистая);

— Что она делает? (Хоровые ответы: лежит, отдыхает, смотрит за щенками и т.п.)

Выслушав детей, воспитатель обобщает сказанное и дает образец рассказа: «На этой картине изображена собака с двумя щенками. Собака большая, лохматая, пятнистая. Она лежит и наблюдает за своими щенятами». Затем он предлагает рассказать о щенках, задает уточняющие вопросы, исправляет ответы детей и т.п.:

— Кто стоит около собаки? (Хоровые ответы.)

— Мама — собака большая, а щенята? (Хоровые ответы.)

— Какие щенята? (индивидуальные ответы: маленькие, веселые, смешные, пятнистые)

— Что делают щенята? (Индивидуальные ответы.)

— Какой щенок, (имя ребенка), тебе больше нравится? Расскажи про него. (С помощью наводящих вопросов ребенок рассказывает, какой щенок, где он находится относительно мамы-собаки и что он делает.)

— Кто расскажет про другого щенка? (Желающий ребенок также описывает другого щенка)

Воспитатель предлагает детям составить несколько предложений. Воспитатель дает небольшую оценку рассказа.

Воспитатель: Незнайка, послушай и мой рассказ. Эта картина называется «Собака со щенятами». (описательный рассказ воспитателя по картине).

Выслушав детей, воспитатель обобщает сказанное и дает образец рассказа: «Рядом с собакой стоит маленький, пушистый щенок. Он высунул язычок и смотрит на прилетевших воробьев. Чуть дальше стоит другой щенок. Он маленький, пушистый с поднятым кверху хвостиком. Он тоже смотрит на прилетевших воробьев».

Воспитатель: А теперь надо описать двор, в котором живут собака и щенки. Педагог следит за тем, чтобы дети правильно обозначали пространственные ориентиры и уточняли, где это – там, тут (около, рядом, в, у и т. п.):

— Где живут собаки? (хоровые ответы.)

— Кто построил для них конуру? (индивидуальные ответы.)

— Кто принес собакам еду? (хоровые ответы.)

— Кто прилетел к ним? (хоровые ответы.)

— Что делают воробьи? (индивидуальные ответы.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь послушайте, как я расскажу об этой картине. На этой картине изображена собака с двумя щенятами. Собака большая, лохматая, пятнистая. Она лежит и наблюдает за своими щенятами. Рядом с собакой стоит маленький, пушистый щенок. Он высунул язычок и смотрит на прилетевших воробьев. Чуть дальше стоит другой щенок. Он маленький, пушистый с поднятым кверху хвостиком. Заботливые люди построили для них конуру и принесли для них еду. К ним прилетели два воробья. Один воробей клюет их еду, а другой на него смотрит.

Незнайка: Очень хорошие рассказы. Спасибо, вы мне очень помогли.

Воспитатель: Ребята, Буратино говорит вам большое спасибо за помощь. Теперь он знает, как рассказать своим друзьям, что изображено на этой картине. Я предлагаю нашему гостю показать еще одну игру. Согласны? Предложить детям игру.

Дидактическая игра: «Собери картинку» Воспитатель: Нужно выложить из частей целое и затем рассказать, кто у вас получится. 

Воспитатель даёт детям разрезные картинки с домашними животными. Дети подходят к столам и выполняют задание, во время выполнения задания звучит спокойная музыка.

Воспитатель: Кто у тебя получился? Какое это животное? Как называют ее детеныша? Вот и замечательно, все справились с заданием, помогли Незнайке. Итог занятия.

Незнайка: Интересные рассказы составили вы по моей картине, помогли собрать животных. Я еще буду приходить к вам в группу.

Воспитатель: Что нового мы узнали? Чем мы занимались? Кто приходил в гости?

Конспект ОД по развитию речи в средней группе
Тема: «Рассказывание по картине «Собака со щенятами»

Цель: учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картину.

Задачи:

«Речевое развитие»:

Учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя. Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Помогать детям согласовывать слова в предложении. Совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи. Продолжать учить образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Учить слушать ответы других детей.

«Познавательное развитие»:

Развивать память, внимание, мышление.

«Социально – коммуникативное развитие»:

Воспитывать бережное отношение к животным, доброжелательные отношения между сверстниками.

Материалы и оборудование: игрушка – собака, листочки на ниточках для дыхательной гимнастики, картина «Собака со щенятами» (серия «Домашние животные» автор С. А Веретенникова), мольберт, конструктор «Лего».

Музыкальное сопровождение: песня «Человек собаке друг» (стихи М. Либин, музыка В. Комаров)

Ход ОД

Воспитатель утром, до ОД, вносит в группу картину «Собака со щенятами», располагает ее на мольберте и оставляет детям для самостоятельного рассматривания. При рассматривании картины дети обмениваются впечатлениями, успевают заметить многие детали. По просьбе педагога ребята придумывают, как можно назвать картину.

1. Организационный момент.

Дети с воспитателем сидят на ковре.

Воспитатель: Ребята, вы уже успели обратить внимание, что у нас в группе сегодня появилась вот такая картина. (Воспитатель обращает внимание детей на мольберт, где находится картина.) Отгадайте загадку и узнаете, кто же нам ее принес.

Воспитатель загадывает загадку:

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком.

(Ответы детей.)

Воспитатель вносит в группу игрушку щенка. Дети здороваются с ним. Гладят его.

Воспитатель: Вот этот щенок сегодня прибежал к нам в гости и принес с собой картину. Он был такой грустный. Я спросила, что случилось. Он мне ответил, что эта картина весит у него дома, в будке, она ему так нравится, но рассказать друзьям, что на ней изображено он не может, потому что не умеет рассказывать по картине. Поэтому он прибежал к нам за помощью. Ребята поможем щенку? (Ответы детей.) Для того чтоб наш рассказ получился правильным и понятным, сделаем дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика «Подуем на листочки»

Ветер (повторить 2-3 раза)

Сильный ветер вдруг подул,

Листики с деревьев сдул.

И. п. – сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.

1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;

2 – задержать дыхание на 3-4 сек;

3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздух.

2. Основная часть.

Дети садятся перед мольбертом на стульчики.

Воспитатель: Дети, сначала мы должны придумать название для этой картины. Что изображено на картине? (Индивидуальные ответы.) Как можно назвать картину?

Воспитатель выслушивает детей, корректирует их ответы, объясняет, что название картины не должно быть очень длинным, но и из короткого названия должно быть понятно, о чем эта картина.

Педагог одобряет такие названия: «Собака и ее щеночки», «Собачий двор», «Про собачек» и т.п.

Воспитатель: Мне нравится название «Собака со щенятами».

Поясняет, что можно сказать со щенками, а можно со щенятами.

Воспитатель: Для того чтобы рассказ по картине получился интересный, без повторов, надо вначале рассказать все о собаке, потом – все о щенятах и, наконец, описать сам двор. Итак, внимание на собаку.

Педагог задает наводящие вопросы:

— Мама-собака какая? (Индивидуальные ответы: большая, лохматая, пятнистая);

— Что она делает? (Хоровые ответы: лежит, отдыхает, смотрит за щенками и т.п.)

Выслушав детей, воспитатель обобщает сказанное и дает образец рассказа: «На этой картине изображена собака с двумя щенками. Собака большая, лохматая, пятнистая. Она лежит и наблюдает за своими щенятами». Затем он предлагает рассказать о щенках, задает уточняющие вопросы, исправляет ответы детей и т.п.:

— Кто стоит около собаки? (Хоровые ответы.)

— Мама — собака большая, а щенята? (Хоровые ответы.)

— Какие щенята? (индивидуальные ответы: маленькие, веселые, смешные, пятнистые)

— Что делают щенята? (Индивидуальные ответы.)

— Какой щенок, (имя ребенка), тебе больше нравится? Расскажи про него. (С помощью наводящих вопросов ребенок рассказывает какой щенок, где он находится относительно мамы-собаки и что он делает.)

— Кто расскажет про другого щенка? (Желающий ребенок также описывает другого щенка)

Выслушав детей, воспитатель обобщает сказанное и дает образец рассказа: «Рядом с собакой стоит маленький, пушистый щенок. Он высунул язычок и смотрит на прилетевших воробьев. Чуть дальше стоит другой щенок. Он маленький, пушистый с поднятым кверху хвостиком. Он тоже смотрит на прилетевших воробьев».

Воспитатель: А теперь надо описать двор, в котором живут собака и щенки. Педагог следит за тем, чтобы дети правильно обозначали пространственные ориентиры и уточняли, где это – там, тут (около, рядом, в, у и т. п.):

— Где живут собаки? (хоровые ответы.)

— Кто построил для них конуру? (индивидуальные ответы.)

— Кто принес собакам еду? (хоровые ответы.)

— Кто прилетел к ним? (хоровые ответы.)

— Что делают воробьи? (индивидуальные ответы.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь послушайте, как я расскажу об этой картине.

Образец воспитателя: На этой картине изображена собака с двумя щенятами. Собака большая, лохматая, пятнистая. Она лежит и наблюдает за своими щенятами. Рядом с собакой стоит маленький, пушистый щенок. Он высунул язычок и смотрит на прилетевших воробьев. Чуть дальше стоит другой щенок. Он маленький, пушистый с поднятым кверху хвостиком. Он тоже смотрит на прилетевших воробьев. Заботливые люди построили для них конуру и принесли для них еду. Они поели и отдыхают. К ним прилетели два воробья. Один воробей клюет их еду, а другой на него смотрит. Щенята смотрят на прилетевших воробьёв и думают: «Кто это такие? Почему они клюют нашу еду?» Хорошо щенятам со своей мамой!

Дети выслушивают рассказ педагога. Затем педагог предлагает рассказать о картине 2-3 детей (по желанию).

Воспитатель: Молодцы, щенку очень понравились ваши рассказы и теперь он хочет с вами поиграть.

Физкультминутка «Карусели»

Дети становятся в круг.

Еле-еле-еле-еле  

Закружились карусели (дети начинают медленно двигаться)

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом (темп речи и движения ускоряется)

Побежали, побежали,

Побежали, побежали,

Тише, тише, не спешите. (темп замедляется)

Карусель ос-та-но-ви-те (все остановились)

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра (все кланяются друг другу).

3. Итог.

Воспитатель: Ребята, щенок говорит вам большое спасибо за помощь. Теперь он знает как рассказать своим друзьям, что изображено на этой картине. Я предлагаю нашему гостю построить конуру. Согласны? (Ответы детей.) Перед этим разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Большой пальчик хочет спать,  Выполняем пальчиковую гимнастику сначала с одной ручкой, а потом с другой. Пальчики разжаты, зажимаем в кулачок большой пальчик.
Указательный — играть, Зажимаем в кулачок указательный пальчик.
Средний пальчик задремал,  Зажимаем в кулачок средний пальчик.
Безымянный уж устал.  Зажимаем в кулачок безымянный пальчик.
Мизинчик всем кричит — «Ура!» Зажимаем в кулачок мизинчик.
В детский сад идти пора! Сжимаем и разжимаем кулачок.

Дети приступают к работе под песню «Человек собаке друг».

Литература:

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Рассказывание по картине «Собака со щенятами»

Цель: научить детей составлять рассказ по сюжетной картине.

Задачи:

 Образовательные:

Продолжать совершенствовать диалогическую речь;

Активно участвовать в беседе;

Формировать умение составлять описательный рассказ по картине с использованием схемы;

Упражнять в подборе определений к качествам (тёплая, пушистая, мягкая.);

Расширять словарный запас существительных, глаголов, прилагательных.

Развивающие:

Развивать умение определять местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между);

Развивать умение согласовывать слова в предложении;

Развивать психические функции: воображение, внимание, память; Развитие общих речевых навыков, координации речи с движением.

Воспитательные:

Формировать доброе отношение к животным, желание заботиться о них;

Воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях.

Словарь новых слов: прилагательные (теплая, пушистая, мягкая).

Методы и приемы:

Наглядные: наблюдение, демонстрация картинок, показ способа действий.

Словесные: рассказ, объяснение, чтение.

Практические: метод игры, метод упражнения.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных;

чтение стихотворений и рассказов о животных;

рассматривание картины «Кошка с котятами»;

словесные игры«Какой, какая, какое?»«Назови ласково»«Угадай-ка»;

Материал: игрушка-Волшебница, картина «Собака со щенятами».

Индивидуальная работа.

Упражнять в назывании детёнышей животных.

Ход занятия

Дети с воспитателем стоят в кругу.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

«Днем лежит и молчит,

Ночью лает и ворчит,

Кто к хозяину идет —

Она знать дает.»

— Кто это?

Дети: Собака.

Воспитатель: Где живет собака?

Дети: Дома, в будке…

Воспитатель: Собака, это какое животное?

Дети: Собака – это домашнее животное.

(Воспитатель показывает игрушку Волшебницы и говорит от его имени.)

Воспитатель: Молодцы! Здравствуйте, мои дорогие друзья! Вы, наверное, обратили внимание на картину, которую я вам прислал?

Дети: Да.

Волшебница: А где же она?

Воспитатель: Да вот же она (вывешивает картину на доску)

Волшебница: Эта картина называется «Собака со щенятами» Мы с вами ее внимательно рассмотрим, а затем составим рассказ.

Возьмите волшебные «подзорные трубы», посмотрите на картину и назовите, что интересного вы видите, только не повторяйте ответ товарища.

— Кто нарисован на картине?

— Что делает собака?

— Кто стоит рядом с собакой?

— Что делает собака со щенятами?

— Который щенок вам нравиться больше?

Расскажите о нем.

Этот щенок коричневый. У него черные ушки, черная мордочка, и блестящие черные глазки, лапы у щенка белые.

Расскажите о другом щенке.

Этот щенок коричневый. У него коричневые ушки, белая мордочка и белые лапки, хвостик у щенка коричневый с белым кончиком.

— Мама – собака большая, а щенки (маленькие)

— Что в лапах у собаки?

— Где живут собаки?

— Кто построил для них конуру?

— Кто принес собакам еду?

Хозяин заботиться о собаке со щенятами.

Волшебница: Давайте войдем в картину и представим, что мы рядом,…Что вы слышите?

Дети: Сопят, тявкают, рычат, стучат по тарелке…

Волшебница: Погладьте собаку и щенят, что вы чувствуете?

Дети: Мягкие, лохматые, теплые…

Воспитатель: Кто пойдет и расскажет нам о собаке?

Рассказ ребенка…

Воспитатель дает небольшую оценку рассказа.

Воспитатель: Расскажите о щенке.

Рассказ ребенка…

Воспитатель: О ком ты хочешь рассказать?

Рассказ ребенка…

Послушайте мой рассказ о собаке со щенятами.

-Это собака со щенятамиСобака большая, черная, лохматая, добрая. У собаки двое щенят. Один лежит около мамы, другой стоит и смотрит на воробьев. Щенки маленькие, пушистые, неуклюжие. Хозяин принес собакам еду. К миске с едой прилетели воробьи. Воробьи не улетают, потому что не бояться собаки и щенков.

Волшебница: Очень хорошие рассказы вы составили.

Физкультурная минутка.

Воспитатель:

«Кругом, кругом друг за другом

Поровней держите круг

Словно зайки на лужайке

Мы попрыгаем вокруг (дети имитируют движения)

Как лисички как сестрички

Мы побегаем вокруг (дети имитируют движения)

Словно птички-невелички

Полетаем мы вокруг (дети имитируют движения)

Тише, тише, словно мыши

Мы побегаем вокруг (дети имитируют движения)

Все котятки, все щенятки

Дружно в домике живут (дети имитируют движения).

— Отгадайте, о ком эти слова, о собаке или о щенке?

Пушистая, добрая, веселая.

— Почему ты думаешь, что эти слова о собаке, а не о щенке?

— Как мы скажем эти слова о щенке? Какой он?

— Один щенок, а если их много, как мы скажем? Много щенков, или щенят?

— На картине нарисованы воробьи, как мы скажем: один воробей, а много … воробьев, или воробышков?

— У воробья есть крылья, а у щенка нет крыльев.

— У воробья есть перья, а у щенка нет перьев.

— У воробья есть клюв, а у щенка нет клюва.

А теперь я хочу вас проверить, поиграть в игру «Назови ласково»

У мамы лапы – щенка лапки

У мамы глаза – у щенка глазки

У мамы морда – у щенка мордочка

У мамы хвост – у щенка хвостик

У мамы когти – у щенка коготки

У мамы зубы– у щенка зубки

У мамы уши – у щенка ушки

У мамы нос – у щенка носик

У мамы спина – у щенка спинка

У мамы шерсть — у щенка шерстка

Волшебница: Какие вы молодцы! Интересные рассказы составили вы по моей картине. Я еще буду приходить к вам в группу. Досвидания!

Воспитатель: Что нового мы узнали? Чем мы занимались?

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Рассказывание по картине «Собака со щенятами»

Подготовил воспитатель:

Титова Е. А.

г. Саранск



Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Рассказывание по картине «Собака со щенятами»»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

НА ТЕМУ

«РАССКАЗЫВАНИЕ ПО

КАРТИНЕ»

Конспект занятия по развитию

речи в средней группе

«Рассказывание по картине «Собака

со щенятами»

Райхерт Л.Х.

Воспитатель

Программное содержание:

учить детей составлять рассказ по картине с использованием схемы.

упражнять в подборе определений к явлениям (тёплая, пушистая,

мягкая…).

развивать психические функции: воображение, внимание, память.

расширять словарный запас существительных, глаголов,

прилагательных.

воспитывать интерес, любовь к животным.

Методические приёмы

Загадка, сюрпризный момент Волшебник, вопросы по картине,

имитации действий, словесная игра «Кругом, кругом», проблемная ситуация:

рассыпались картинки, Д/и «Составь целое», рассказ по картине, игровые

приёмы: «Войдём в картину», «Что мы слышим?», указания, поощрения,

помощь.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных,

чтение стихотворений и рассказов о животных, игра «загадкидвижения»,

рассматривание картины «Кошка с котятами», знакомство со схемой,

словесные игры: «Какой, какая, какое?», «Назови ласково», «Угадайка»,

имитация действий с «подзорной трубой» кто больше заметит интересного,

выкладывание целого из частей.

Материал: игрушка

Волшебник, картина «Собака со

щенятами»; разрезные картинки

с домашними животными и их детёнышами; подаркизвёзды.

Индивидуальная работа.

Упражнять в назывании детёнышей животных.

Ход занятия

Дети с воспитателем стоят в кругу.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

«Днем лежит и молчит,

Ночью лает и ворчит,

Кто к хозяину идет

Она знать дает.»

Кто это?

Дети: Собака.

Воспитатель: Где живет собака?

Дети: Дома, в будке…

Воспитатель: Собака, это какое животное?

Дети: Собака – это домашнее животное.

(Воспитатель показывает игрушку Волшебника и говорит от его

имени.)

Воспитатель: Молодцы! Здравствуйте, мои дорогие друзья! Вы,

наверное, обратили внимание на картину, которую я вам прислал?

Дети: Да.

Волшебник: А где же она?

Воспитатель: Да вот же она (вывешивает картину на доску)

Волшебник: Эта картина называется «Собака со щенятами» Мы с вами

ее внимательно рассмотрим, а затем составим рассказ.

Возьмите волшебные «подзорные трубы», посмотрите на картину и

назовите, что интересного вы видите, только не повторяйте ответ товарища.

Воспитатель задает вопросы на уточнение: Какого щенка ты увидела?

А что делают воробышки? Как смотрит собака? И т. п.

Волшебник: Давайте войдем в картину и представим, что мы

рядом,…Что вы слышите?

Дети: Сопят, тявкают, рычат, стучат по тарелке…

Волшебник: Погладьте собаку и щенят, что вы чувствуете?

Дети: Мягкие, лохматые, теплые…

Воспитатель: Как еще можно сказать?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Чтобы рассказ получился интересный, нам поможет

схема. Давайте вспомним, как схема может нам помочь составить

интересный рассказ.

Что подсказывает нам первая карточка?

О чем мы будем рассказывать потом?

А дальше?

Чем закончим рассказ?

1. Внешний вид животного, части его тела.

2. Где живет?

3. Чем питается?

4. Как зовут детеныша?

5. Какую пользу приносит человеку.

Воспитатель: Кто пойдет и расскажет нам о собаке?

Рассказ ребенка…

Воспитатель дает небольшую оценку рассказа.

Воспитатель: Расскажите о щенке.

Рассказ ребенка…

Воспитатель: О ком ты хочешь рассказать?

Рассказ ребенка…

Воспитатель: Волшебник, послушай и мой рассказ. Эта картина

называется «Собака со щенятами»… (описательный рассказ воспитателя по

картине).

Волшебник: Очень хорошие рассказы вы составили.

Физкультурная минутка.

Воспитатель:

«Кругом, кругом друг за другом

Поровней держите круг

Словно зайки на лужайке

Мы попрыгаем вокруг (дети имитируют движения)

Как лисички как сестрички

Мы побегаем вокруг (дети имитируют движения)

Словно птичкиневелички

Полетаем мы вокруг (дети имитируют движения)

Тише, тише, словно мыши

Мы побегаем вокруг (дети имитируют движения)

Все котятки, все щенятки

Дружно в домике живут (дети имитируют движения).

Волшебник: А на моем дворе живут еще животные. Я хотел показать

их вам, да вот беда, ветерозорник перепутал все картинки…

Воспитатель: Не расстраивайся, мы поможем навести тебе порядок.

Поможем волшебнику?

Дети: Да.

Воспитатель: Нужно выложить из частей целое и затем рассказать, кто

у вас получился. (Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель

задает вопросы.)

Воспитатель: Кто у тебя получился?

Какое это животное?

Как называют ее детеныша?

Кто мама у котенка?

Вот и замечательно, все справились с заданием, помогли Волшебнику.

Итог занятия.

Волшебник: Интересные рассказы составили вы по моей картине,

помогли собрать животных. Я еще буду приходить к вам в группу, а сегодня

в подарок

Вам хочу оставить вот эти звездочки.

Воспитатель: Где живет собака?

Дети: Дома, в будке…

Воспитатель: Собака, это какое животное?

Дети: Собака – это домашнее животное.

(Воспитатель показывает игрушку Волшебника и говорит от его имени.)

Воспитатель: Молодцы! Здравствуйте, мои дорогие друзья! Вы, наверное, обратили

внимание на картину, которую я вам прислал?

Дети: Да.

Волшебник: А где же она?

Воспитатель: Да вот же она (вывешивает картину на доску)

Волшебник: Эта картина называется «Собака со щенятами» Мы с вами ее внимательно

рассмотрим, а затем составим рассказ.

Возьмите волшебные «подзорные трубы», посмотрите на картину и назовите, что

интересного вы видите, только не повторяйте ответ товарища.

(Воспитатель задает вопросы на уточнение: Какого щенка ты увидела? А что делают

воробышки? Как смотрит собака? И т. п.)

Волшебник: Давайте войдем в картину и представим, что мы рядом,…Что вы слышите?

Дети: Сопят, тявкают, рычат, стучат по тарелке…

Волшебник: Погладьте собаку и щенят, что вы чувствуете?

Дети: Мягкие, лохматые, теплые…

Воспитатель: Как еще можно сказать?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Чтобы рассказ получился интересный, нам поможет схема. Давайте

вспомним, как схема может нам помочь составить интересный рассказ.

Что подсказывает нам первая карточка?

О чем мы будем рассказывать потом?

А дальше?

Чем закончим рассказ?

1. Внешний вид животного, части его тела.

2. Где живет?

3. Чем питается?

4. Как зовут детеныша?

5. Какую пользу приносит человеку.

Воспитатель: Кто пойдет и расскажет нам о собаке?

Рассказ ребенка…

Воспитатель дает небольшую оценку рассказа.

Воспитатель: Расскажите о щенке.

Рассказ ребенка…

Воспитатель: О ком ты хочешь рассказать?

Рассказ ребенка…

Воспитатель: Волшебник, послушай и мой рассказ. Эта картина называется «Собака со

щенятами»… (описательный рассказ воспитателя по картине).

Волшебник: Очень хорошие рассказы вы составили.

Физкультурная минутка.

Воспитатель:Во дворе щенок играл,

Прыгал, бегал и считал: «Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова,

Три – налево поворот»

И помчался до ворот,

А потом вздохнул и сел:

Он устал и присмирел.

Волшебник: А на моем дворе живут еще животные. Я хотел показать их вам, да вот беда,

ветерозорник перепутал все картинки…

Воспитатель:Не расстраивайся, мы поможем навести тебе порядок. Поможем

волшебнику?

Дети: Да.

Воспитатель: Нужно выложить из частей целое и затем рассказать, кто у вас получился.

(Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель задает вопросы.)

Воспитатель: Кто у тебя получился?

Какое это животное?

Как называют ее детеныша?

Кто мама у котенка?

Вот и замечательно, все справились с заданием, помогли Волшебнику.

Итог занятия.

Волшебник: Интересные рассказы составили вы по моей картине, помогли собрать

животных. Я еще буду приходить к вам в группу, а сегодня в подарок

Вам хочу оставить вот эти звездочки.

Литература:

1. В.В. Гербова Развитие речи.

Конспект ООД по развитию речи в средней группе. Тема: « Рассматривание картины «Собака со щенятами».

Цель: Учить детей рассматривать картину.

Задачи:

Образовательные: Учить отвечать на вопросы воспитателя и составлять короткий рассказ вместе с воспитателем.

-Активизировать словарь детей. Звукоподражание: Гав-гав. Чик-чирик.

-Закрепить цвета: белый, зелёный, коричневый.

— Формировать у детей представление о домашних животных — собаках.

РазвивающиеРазвивать любознательность, внимание, мышление, память речь. Развитие артикуляционной и общей моторики.

Воспитывающие: Воспитывать доброе отношение к животным.

Словарная работасобака, щенок, голова, уши, лапы, хвост, шёрстка, конура, коричневый цвет.

Образовательные области: Речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Оборудование: Игрушка «Собака»картина «Собака со щенятами» (из серии «Домашние животные»автор С. А. Веретенникова, мольберт, эмблемы с изображением щенков на каждого ребёнка, гуашь коричневого цвета, полоска белой бумаги.

Музыкальное сопровождение: аудиозапись «Собачий вальс», А. Пенегин и С. Коротеева.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за собакамирассматривание картинок с изображением животных, Д/и «Кто как кричит?».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся и сядем на стульчики. Обратите внимание, что-то спрятано за тканью, давайте откроем замок! (Проводится пальчиковая гимнастика).

Пальчиковая гимнастика «Замок».

Сцепим пальчики в замок,

Чтоб войти никто не мог,

Пустим только белочку,

Ёжика и зайчика,

Пустим только девочку,

Пустим только мальчика. (Поочерёдно, начиная с мизинцев, расцепляем пальцы обеих рук).

Воспитатель: Один замок — мы открыли, а ещё есть живой замок, отгадайте, кто же это?

Загадка. Лает, кусает, чужих в дом не пускает. Кто же это? Правильно, собака.

-А под тканью спрятана картина (Воспитатель убирает ткань, и даёт детям рассмотреть картину).

Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим, кто изображен на картине(Ответы детей).

-Правильно на картине изображена мама – собака.

-А какая мама собачка(Ответы детей)

-Да, мама собачка большая. А что она делает?- Лежит и наблюдает.

-Что же есть у собачки, давайте внимательно посмотрим на нее.

-Это голова у собачки.

-А что есть на голове? (Ответы детей)

-Правильно, ушки, глазки, носик, язычок.

-А это что? Это лапы, в лапах она держит косточку.

-А сзади спрятался… хвостик.

-Чем покрыто тело собачки(Ответы детей)

-Правильно, шерсткой.

-А какого цвета шерстка у собачки(Ответы детей)

-Да, шерстка у собачки коричневого цвета, лобик и мордочка белая и лапки белые.

-А это кто рядом с собачкой(ответы детей)

-Правильно, это щенята.

-Они какие? Если мама собачка большая, то щенята(ответы)

-Правильно, маленькие.

-А сколько щенят?

-Два.

-Посмотрите на двух щенят, что они делают? (Ответы детей)

-Как вы думаете, что делает этот щенок? (Ответы детей)

-Он сидит рядом с мамой.

-Он похож на маму? (Ответы)

-Да, у него шерстка тоже коричневая и грудка белая и лапки беленькие.

-А как вы думаете, что делает этот щенок? (Ответы)

-Он отошёл от мамы-собаки и наблюдает за воробьями. Он тоже похож на маму.

-А за кем они наблюдают?- За воробьями. Заботливые хозяева приносят собаке и щенятам еду, а остатки клюют воробышки. А как чирикают воробышки? – ЧИК-ЧИРИК, ЧИК-ЧИРИК…Чем питаются собаки?

— Собаки – домашние животные, они живут у людей, охраняют жилище. Собака – лучший друг человека. Хозяин построил домик для собачки и щенят. Она называется — конура, собачка там прячется от дождя. А как вы думаете, какое время года изобразил художник? Правильно, лето, потому что листья на деревьях зелёные.

А как лает большая собака-мама? А как маленький щенок? (Имитация лая собакис разной силой голоса).

-Молодцы, ребята!

-А теперь, послушайте мой рассказ — про собачку со щенятами.

Рассказ воспитателя

Это собачка — мама со своими щенятами. Мама собачка лежит, и держит в лапах косточку. Рядом с ней лежит щенок. Другой щенок отошёл от них. Они наблюдают за воробышками, которые клюют из миски. Мама собачка большая, а щенята маленькие. Мама собачка очень заботливая и любит своих щенятСобака со щенками живёт в конуре, которую построил для них заботливый хозяин. Это домашние животные.

Воспитатель: Ребята, а кто хочет рассказать про собаку со щенятами(Дети по желанию рассказывают по картине).

Воспитатель: — Молодцы, за то, что вы такие внимательные, я вам подарю медали, когда вы их оденете, вы превратитесь в маленьких щенков. Давайте потанцуем собачий вальс!

Физминутка. (Воспитатель с детьми выполняет движения в соответствии с текстом аудиозаписи «Собачий вальс», А. Пенегин и С. Коротеева.).

Воспитатель: — А ещё послушайте весёлые стихи о щенках и повторяйте за мной.

Артикуляционная гимнастика.

***

-Улыбайся щенок,

Зубки напоказ.

Я бы точно так же смог.

Вот смотри сейчас. (Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы).

***

— Щенки все любят воду пить,

Нальёшь – и нет ни капли вмиг.

Лакают быстро и легко,

«Лопаткой» высунув язык. (Имитация, как собака лакает воду).

***

— Вот щенок — он рот открыл,

Подержал — потом закрыл. (Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот).

***

-Любит маленький щенок,

Пообедать вкусно,

Язычком оближется,

И всё съест из миски. (Острым кончиком языка проводим по губам).

Воспитатель: А сейчас, опустим пальчики в краску, какого цвета краска? Коричневая. Давайте, оставим следы на дорожке!

Пальчиковое рисование «Следы»(Дети пальцами рук макают в краску и оставляют свои отпечатки).

— У нас получились такие же следы, которые мы видели на прогулке.

Итог занятия.

Воспитатель: -А сейчас, давайте вспомним, что мы сегодня делали? Правильно, рассматривали картинурассказывали про собаку и щенков, играли, танцевали и рисовали. Что понравилось больше всего?

А теперь я хочу вас проверить,поиграть в игру «Назови ласково»

У мамы лапы – щенка лапки

У мамы глаза – у щенка глазки

У мамы морда – у щенка мордочка

У мамы хвост – у щенка хвостик

У мамы когти – у щенка коготки

У мамы зубы– у щенка зубки

У мамы уши – у щенка ушки

У мамы нос – у щенка носик

У мамы спина – у щенка спинка

У мамы шерсть — у щенка шерстка

  • Занятие по внеурочной деятельности в 1 классе в гостях у сказки
  • Замятин мы примеры для итогового сочинения
  • Замятин мы краткое содержание для итогового сочинения
  • Замятин мы аргументы к сочинению цивилизация
  • Замысел рассказа старуха изергиль