Занятие по развитию речи в старшей группе рассматривание картины ежи и составление рассказа по ней

НОД по развитию речи в старшей группе
«Рассматривание картины «Ежи»
и составление рассказа по ней»

Автор: Лазарева Ирина Сергеевна

Организация: ГБОУ СОШ с.Сырейка СП д/с «Теремок»

Населенный пункт: Самарская область, с.Сырейка

Цель: помочь детям рассмотреть и озаглавить картину; учить самостоятельно составлять описательный рассказ по картине

Задачи:

образовательные:

-учить детей составлять рассказ по картине с опорой на имеющиеся знания о диких животных;

-учить отвечать на вопросы по содержанию картины

развивающие:

-развивать мышление, внимание, память;

-развивать связную и диалогическую речь

воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к природе, животным

Оборудование:

Демонстрационный материал:

сюжетная картина Ушаковой О.С. «Ежи», мягкая игрушка ёж

Ход:

Воспитатель включает спокойную музыку и предлагает детям встать в круг.

-Доброе утро!-птицы запели.

-Доброе люди, вставайте с постели!

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по домам!

И к нам солнышко заглянуло-

Доброе, ласковое, нежное!

Воспитатель: Взошло солнышко высоко, высоко и осветило нашу группу! Дети, я приглашаю вас присесть на свои стульчики.

1.Беседа о ёжике

Воспитатель: Ребята отгадать загадку, и вы узнаете, о ком пойдёт речь сегодня на занятии.

Что за ёлочка такая?

Это ёлочка живая-

В серенькой одёжке

Ходит по дорожке? (Ёж)

Воспитатель: Как вы догадались, что это ежик? (Ответы детей)

Рассматривание картины Ушаковой О.С. «Ежи»

Воспитатель: Внимательно рассмотрите эту картину и ответьте на вопросы. Кто нарисован на этой картине? Что делает ежиха? Ежата? Что едят ежи? Зачем им нужны иголки? Какими словами можно сказать о еже? Какой он? С чем можно сравнить ежа? (Ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости. Расскажите, какой ёжик. (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный) Что может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать, топать) Назовите семью ежей. (папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата)

Воспитатель: Давайте попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы ребята – маленькие ежата. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает (Дети, подражая воспитателю, морщат носик, произносят звук «пых-пых-пых»

Интересные сведения о еже

Ёж обитает в лесу. Спина животного покрыта иглами. Окраска игл: белые у основания и на кончике, а в середине чёрные. Мех серого цвета. Мордочка вытянутая и заканчивается острым носиком. Глаза чёрные и круглые. Маленькие ушки и хвостик. Задние ноги немного длиннее передних. Зубы острые. Общение ежей происходит с помощью свиста. Ворчат они, когда разозлятся. У ежей очень хороший слух и нюх. Ест насекомых, улиток, червяков, ягоды, желуди, грибы. Любит молоко. Ежи зимой спят, а весной начинает бодрствовать и активно поедать всё, что только можно, они очень прожорливы. Весной у ежихи появляются ежата. Новорожденные ежи голые, слепые и беззащитные. Враги у ежей: филины, лисы и другие хищники. Колючки и сворачивание в клубок – это природная защита от хищников. Однако она не всегда помогает – лиса откатывает ежика в воду, чтобы он развернулся. Никогда не берите ежиков домой! В неволе они практически не живут. Кроме того ежи – разносчики опаснейших для человека клещей.

2.Физминутка:

Ежик топал по тропинке

И грибочек нес на спинке (ходьба на месте)

Ежик топал не спеша,

Тихо листьями шурша (дети имитируют тихую ходьбу ежика)

А навстречу серый волк,

Ежик на скорей в клубок (дет приседают как бы сворачиваясь клубком)

Получился шар колючий,

День у волка невезучий (дети встают)

3.Составление рассказа по картине

Воспитатель предлагает детям придумать название картине. Оценивает ответы детей.

Затем составить рассказ про ежей и напоминает, чтобы они не забыли слова, которые говорили о ежах (повторяем слова, которые вспомнили дети).

Воспитатель: Мы будем составлять рассказ по цепочке: начинает один, продолжает другой.

«Жили-были ежата и мама ежиха. Однажды они пошли в лес гулять и пришли на лесную полянку. Мама ежиха увидела улитку и стала смотреть на неё. Два ежонка поймали жука и не поделили его. Жук упал, а ежонок испугался и убрал свою мордочку. Вдруг смотрят, а под кустом серый комочек. А это оказался еще один ежик. Пока ежата на него смотрели, жук убежал.»

Воспитатель спрашивает детей, понравилось ли им составлять рассказ, и что нового и интересного они узнали о ежах.

4.Игра «Закончи предложение»

— Медведь большой, а ёж… (маленький)

— Заяц пушистый, а еж … (колючий)

— Ёж спит днем, а охотится … (ночью)

— Белка живет в дупле, а еж … (в норе)

— У лисы лисята, а у ежихи … (ежата)

5.Чтение стихотворения С. Маршака «Тихая сказка»

В конце занятия воспитатель читаем детям стихотворение С. Маршака и предлагает закончить некоторые строки, четко произнося слова-окончания:

-Эту сказку ты прочтешь, тихо, тихо, тихо.

Жили-были серый ёж и его…(ежиха)

Серый ёж был очень тих и ежиха тоже,

И ребенок был у них очень тихий…(ёжик)

Всей семьёй идут гулять ночью вдоль дорожек.

Ёж-отец, ежиха-мать и ребенок-…(ёжик).

6.Итог занятия.

Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, о чём мы сегодня говорили, что интересное и новое узнали.

Список использованной литературы:

1.В.В. Гербова «Развитие речи в старшей группе»

2.О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет»

3.Н.Е.Веракса «Комплексные занятия» старшая группа

Источник:

http://www.zoogirl.ru/post/1124/ — интересные сведения о ежике

http://papinsait.ru/index.php/samuil-marshak-dety.-стих С.Маршака «тихая сказка»

Приложения:

  1. file1.doc.. 44,0 КБ

Опубликовано: 12.12.2021

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Рассматривание картины

«Ежи» и составление рассказа по ней»

Задачи: Учить детей составлять рассказ по картине «Ежи», придерживаясь плана; отвечать

на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить предложения.

Упражнять в подборе прилагательных, характеризующих животных. Развивать связную

речь, внимание, память. Уточнить знания о жизни диких животных (ежей) в природе.

Воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: Картина «Ежи», мягкая игрушка ёж, указка, мяч, раскраски,

Активизация словаря: ежата, ежонок, ежиная, любящая, заботливая.

Предварительная работа: Чтение рассказов И.Акимушкина «Жил – был ёжик»,

И.СоколоваМиткова «Ежи», рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные»,

загадывание загадок о диких животных.

Ход:

Построение в круг, минутка вхождения в день:

Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! (поворачиваются лицом в круг и хлопают в ладоши)

Воспитатель: Ребята, попробуйте отгадать загадку, и вы узнаете, о ком пойдёт речь

сегодня на занятии.

Он со всех сторон колючий,

На нём иголки просто кучей.

Он похож на маленькую горку.

Ищет он грибы и тащит в норку.

Носик у него курносый, чёрный,

А характер тихий, но упорный.

По траве он бродит без дорожек.

Ты его не бойся, это… ёжик

Воспитатель: Посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости.

Рассматривание игрушкиежа.

Расскажите, какой ёжик? (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный). Что

может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать, топать) Назовите семью ежей. (папа – ёж,

мама – ежиха, детёныши – ежата)

Игра «Найди ежа».

Воспитатель: Давайте поиграем с нашим ёжиком. Наш ёжик любит прятаться, давайте

попробуем его отыскать. Где ёжик? (Ёжик спрятался под лист. Ёжик сел около стула.

Ёжик спрятался за Диму. Ёжик взобрался на стол…)

Рассказ воспитателя о еже: Ежи обитают в лесу, живут они семьями, в норе. Спина

животного покрыта иглами. Окраска игл: белые у основания и на кончике, а в середине

чёрные. Мех серого цвета. Мордочка вытянутая и заканчивается острым носиком. Глаза

чёрные и круглые. Маленькие ушки и хвостик. Задние ноги немного длиннее передних.

Зубы острые. Общение ежей происходит с помощью свиста. Ворчат они, когда разозлятся.

У ежей очень хороший слух и нюх. Ест насекомых, улиток, червяков, ягоды, желуди,

грибы. Любит молоко. Ежи зимой спят, а весной начинает бодрствовать и активно поедать

всё, что только можно, они очень прожорливы. Весной у ежихи появляются ежата.

Новорожденные ежи голые, слепые и беззащитные. Враги у ежей: филины, лисы и другие

хищники. Колючки и сворачивание в клубок это природная защита от хищников.

Однако она не всегда помогает –лиса откатывает ежика в воду, чтобы он развернулся.

Никогда не берите ежиков домой! В неволе они практически не живут. Каждому

животному лучше всего там, где оно родилось, где оно живет. Кроме того, ежи –

разносчики опаснейших для человека клещей.

Воспитатель: Предлагаю нашего ёжика отпустить в лес. Закрывайте глаза. Воспитатель

выставляет картину «Ежи».

Открывайте глаза, наш ёжик в лесу. Посмотрите, оказывается это не ёж, а ежиха, а с ней

маленькие ежата. Как можно назвать эту картину? (заботливая ежиха, ежиная семья)

Какое время года изображено на картине? (лето) Почему вы так решили? (зелёная трава

кругом, ягоды, насекомые…) Какая ежиха мама? (большая, крупная, колючая, заботливая,

осторожная.) Что она делает? (учит ежат добывать в лесу корм.) Какие ежата? (маленькие,

забавные, хорошие.) Что они делают? (один ежонок свернулся в клубок, наверное, чегото

испугался, другие стоят около мамы.) Какие насекомые изображены на картине?

Пальчиковая гимнастика:

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (пальцы в замок)

На спине иголки очень – очень колкие. (поднимать и опускать пальцы)

Хоть и ростом ёжик мал, нам колючки показал, (повертеть вправо, влево)

А колючки тоже на ежа похожи. (поднимать и опускать пальчики)

На ежа мы поглядим, молочка ему дадим, (сделать блюдечко ладошками)

Но не тронем колкие на спине иголки мы. (погрозить пальчиком)

Игра «Самый внимательный». А сейчас я проверю, какие вы у меня внимательные. Ещё

раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что изображено на

ней, затем я её закрою, а вы должны будете ответить на мои вопросы. Сколько ежат на

картине? Какое насекомое сидит на бревне?

Воспитатель: Послушайте мой рассказ по картине «Ежи». Однажды в теплый осенний

день мама ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Там росли травка и мох,

лежал старый пень, было много ягод и разных насекомых. Ежата маленькие, колючие,

любопытные и забавные. Они сразу разбежались по полянке. Мама ежиха наблюдает за

своими ежатами и учит их добывать в лесу пищу. Ежиха большая, заботливая, любящая,

охраняет от хищников своих ежат. Один ежонок повстречал на пне большого жука.

Другой ежонок стал охотиться на зеленого кузнечика. Третий малыш заметил в траве

червяка и поспешил за ним. Ежатам очень нравится гулять на лесной полянке. Это

дружная ежиная семья.

Понравился мой рассказ? Чтобы было легче рассказывать, давайте составим план

рассказа:

Сначала нужно описать лесную полянку, на которую мама ежиха привела ежат, рассказать

о маме ежихе, а затем про каждого ежонка, что они делают на полянке. Как можно

закончить рассказ?

Заслушивается первый ребенок и проводится физкультминутка:

Ходит ёжик по полянке, ищет он грибы – опята.

(ходьба на месте, повороты головы вправо и влево)

Глазки щурил, открывал, но грибов не увидал.

(прищуриться и открыть глаза, развести руки в стороны)

Вверх смотрел он, вниз глядел,

(посмотреть вверхвниз)

Сам тихонечко пыхтел.

(произнести «пых», «пых», «пых»)

Смотрел влево, смотрел вправо,

(голова неподвижна, посмотреть влево – вправо)

Вдруг увидел гриб на славу!

(закрыть и широко открыть глаза)

Оглянулся он ещё через левое плечо,

(руки спрятать за спину, повернуть голову влево, посмотреть назад)

Через правое ещё.

(повернуть голову вправо, посмотреть назад)

Ёж затопал по тропинке и грибок унёс на спинке.

(ходьба на месте, высоко поднимая ноги)

Рассказывают еще 34 ребенка

Игра с мячом «Закончи предложение»:

Медведь большой, а ежмаленький,

Заяц пушистый, а еж – колючий,

Волк злой, а еж – добрый,

Еж спит днем, а охотится – ночью,

Белка живет в дупле, а еж – в норе,

У лисылисята, а у ежихиежата,

Один – ежонок, а много – ежата.

Итог.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? О ком мы сегодня

говорили, что новое и интересное узнали о ежах? Чей рассказ вам больше всего

понравился? Что вам показалось трудным?

Я приготовила для вас раскраски с изображением Еж

НОД от 17.10.Конспект группа старшая (5 лет)

Тема

Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней.

Задачи

Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину, развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к слову «ёж», закрепить употребление предлогов в речи, формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, учить составлять рассказ по ней

Оборудование:сюжетная картина Ушаковой О. С. «Ежи»,игрушка еж.

Предварительная работа с детьми: чтение рассказов И. Акимушкин «Жил-был ежик», С Маршак «Тихая сказка», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные».

Взаимодействие с семьями воспитанников:

Этапы

Алгоритм действий педагога, поддерживающих активность и познавательный интерес детей

Деятельность детей и педагога

Интеграция образова

тельных областей

Мотивационно –ориентировочный

1.Беседа о ёжике

Рассматривание ежа (воспитатель показывает детям игрушку – ежа)

Посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости. Расскажите, какой ёжик. (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный)  Что может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать, топать)

Игра «Найди ежа»

Воспитатель: Давайте поиграем с нашим ёжиком. Наш ёжик любит прятаться, давайте попробуем его отыскать. Где ёжик? (Ёжик спрятался под лист. Ёжик спрятался около стула. Ёжик взобрался на шкаф…)

Дыхательное и имитационное упражнение «Ёжик»

— Давайте теперь попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята, маленькие ежики. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает.

(Дети, подражая воспитателю, морщат носик, произносят звук «ф–ф-ф».)

— Покажите, как ежик пыхтит.

 (Дети произносят звукосочетания «пх-пх-пх».)

— Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями. Самуил Яковлевич Маршак написал про них замечательное стихотворение. Я начну читать, а вы мне помогайте закончить строчки

Эту сказку ты прочтешь, тихо, тихо, тихо…

Жили- были серый еж и его ….(ежиха)

Серый еж был очень тих и ежиха тоже,

И ребенок был у них — очень тихий …(ежик).

Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек.

Еж — отец, ежиха — мать и ребенок-… (ежик).

— Назовите пожалуйста слова, в которых отчетливо слышится звук «ж» (ежи, ежонок, ежиха, ежата, ежики).

Формы, методы, приемы

Беседа, демонстрация, игрушки рассказ детей, создание игровой ситуации.

Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Основной

Прямая речь педагога, варианты ответов детей

Предлагаю нашего ёжика отпустить в лес. Закройте глаза. Воспитатель выставляет картину «Ежи». Открывайте глаза.

Какое время года изображено на картине? (лето)

Почему вы так решили? (зелёная трава кругом, ягоды, насекомые…)

Какая мама ежиха? (Большая, крупная, колючая, заботливая, осторожная.)

Что она делает? (Учит ежат добывать в лесу корм.)

Какие ежата? (Маленькие, забавные, хорошие.)

Что они делают? (Один ежонок свернулся в клубок, наверное чего-то испугался. Другие стоят около мамы.)

Какие насекомые изображены на картине?

— Как бы вы назвали эту картину?

Динамическая пауза

Ребятки в лес пришли к ежу

Жил в лесу колючий ежик,

Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи)

Не умел он хлопать

— Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши)

Не умел он топать

— Топ-топ-топ. (Выполняют «топотушки»)

Не умел он прыгать

— Прыг-прыг-прыг (Прыгают на двух ногах)

Только носом двигать

– Шмыг-шмыг-шмыг

А ребятки в лес пришли,

Ежика в лесу нашли,

Научили хлопать

— Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши)

Научили топать

— Топ-топ-топ. (Выполняют «топотушки»)

Научили прыгать

— Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах)

-А теперь, ребята, послушайте, какой рассказ я придумала по этой картине.

Стоял тихий летний вечер. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку….

— Ребята, а теперь придумайте свой рассказ по этой картине. А наш ежик (игрушечный) послушает. В своем рассказе не забывайте использовать слова, которые вы говорили о ежах.

(рассказы детей)

Демонстрация наглядных пособий — картина, рассказ педагога, рассказы детей, создание игровой ситуации.

Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Рефлексивно – оценочный

-Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, о чём мы сегодня говорили, что интересное и новое узнали. В заключении можно подойти к картине поближе и поискать у ежат нос и уши…

Рассказы детей.

Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Определения для педагога (по необходимости).

Последующая работа:

Определения, термины используемые на НОД Беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные», просмотр С. Маршак «Тихая сказка»

Используемые источники:

Маршак С.Я. «Тихая сказка» http://lukoshko.net/marshak/marsrd5.shtml

Гейтерова Е. «Физкультминутки от А до Я». Журнал «Здоровье детей» №7.2009

Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М.; Просвещение, 1984.

Лопухина И.Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.:Аквариум., 1995.

Программное содержание:

— формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину;

-учить составлять рассказ по картине, придерживаясь плана;

— закреплять умение  при составлении рассказа опираться на схему-дорожку;

— воспитывать интерес к составлению рассказа по картине;

— развивать связную речь, учить отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить предложения;

— упражнять в образовании однокоренных слов от существительного ёж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;

— развивать внимание, память;

— уточнить знания о жизни диких животных (ежей) в природе;

— воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование:

Картина «Ежи», мольберт, указка, схема-дорожка, компьютер, мяч.

Активизация словаря: ежата, ежонок, ежиная, любящая, заботливая.

Предварительная работа:              

Чтение рассказов И.Акимушкина «Жил — был ёжик», И.Соколова-Миткова «Ежи», разучивание стихотворения «Трудолюбивый ёжик», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные», загадывание загадок о диких животных.                                                                       

 ХОД:

(дети становятся  кругом)

Минутка вхождения в день:    

Доброе утро-птицы пропели

Добрые люди-вставайте с постели.

Прячется вся темнота по углам

Солнце встает и идет по делам.

Сегодня мы с вами будем много разговаривать, поэтому давайте разомнем наши язычки (артикуляционная гимнастика):

Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.

 (дети садятся на стульчики полукругом)

— Ребята, скажите, каких лесных животных вы знаете?

— Много живет в лесу животных,

а про кого говорится в этой загадке:

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами.   (Ежик).

(показ иллюстрации на ноутбуке)

— Правильно, ежи очень интересные животные. Живут они семьями, давайте назовем членов  семьи ежей:

папа-еж, мама-ежиха, детеныши-ежата, а если один малыш-то — ежонок.

-Ёжи обитают в лесу. Живут они в норах. Спина животного покрыта иглами.  Мех серого цвета. Мордочка вытянутая и заканчивается острым носиком. Глаза чёрные и круглые.  Маленькие ушки и хвостик.  Зубы острые.  Ворчат они, когда разозлятся. У ежей очень хороший слух и нюх. Ест насекомых, улиток, червяков, ягоды, желуди, грибы. Любит молоко. Ежи зимой спят, а весной начинает бодрствовать. Враги у ежей: филины, лисы и другие хищники. Колючки и сворачивание в клубок – это природная защита от хищников. Ежи приносят пользу — уничтожают вредителей, их нельзя обижать.

— Артем прочитает стихотворение

Трудолюбивый ёжик

 Вышел ёжик в лес чуть свет,

 Весь в иголочки одет,

 А иголочки крепки,

Держат яблочки-грибки,

 Ёжик хоть и невелик,

Но трудиться он привык.

Подберёт, засушит впрок

Вместе с яблочком грибок.

Вместе с яблочком грибок.

— Посмотрите, какую красивую, яркую картину я вам принесла.

Показ картины «Ежи». Кто нарисован на картине? (ежики).

— Ребята, давайте придумаем название этой картине (Семья ежей.  Ежиная семейка. Мама ежиха и ежата. Ежи на лесной полянке… ).

 Нам нужно составить  рассказ по этой картине, рассмотрите  ее внимательно и ответьте на вопросы:

  1. — Что изображено на этой картине? (лесная полянка).
  2. — А какое время года? (ранняя осень)
  3. — Что нарисовано на полянке? (пень, трава, ягоды, жука, кузнечика, мох…).
  4. — Кого вы видите здесь? (ежей)
  5. — Сколько их (четверо). (Мама- ежиха и трое ежат).
  6. — Какая мама ежиха? (большая, колючая, заботливая, внимательная, охраняет своих малышей…).
  7. -Как вы думаете, зачем мама ежиха привела ежат на полянку? (найти пищу, погулять, побегать, порезвиться…).
  8. — Какие ежата? (маленькие, хорошенькие, забавные, шустрые).
  9. — Что делают ежата на полянке? (гуляют, ищут пищу, увидели жука, кузнечика…).
  10. — Как вы думаете, нравится ежатам на лесной полянке? Почему? (да).

— Послушайте мой рассказ по картине «Ежи» (под музыку)     

— Однажды в теплый осенний день мама ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Там росли травка и мох, лежал старый пень, было много ягод и разных насекомых.

 Ежата маленькие, колючие, любопытные и забавные. Они сразу разбежались по полянке.

 Мама ежиха наблюдает за своими ежатами и учит их добывать в лесу пищу. Ежиха  большая, заботливая, любящая, охраняет от хищников  своих ежат.

Один ежонок повстречал на пне большого жука.

Другой ежонок стал охотиться на зеленого кузнечика.

Третий малыш заметил в траве червяка и поспешил за ним.

Ежатам очень нравится гулять на лесной полянке. Это дружная ежиная семья.

— Понравился мой рассказ? (да).

— Ребята, чтобы вам легче было составить рассказ, я приготовила схему-дорожку. Опираясь на нее, вы без труда опишите картину.

— Давайте рассмотрим схему:

  1. Сначала нужно описать лесную полянку, на которую мама ежиха привела ежат.
  2. Затем расскажите, какие ежата.
  3. Потом опишите маму ежиху.

 Теперь нужно рассказать про каждого ежонка, что делают на полянке:

  1. чем занят первый
  2. кого увидел второй ежонок
  3. и куда пошел третий.
  4. И в конце сказать, понравилось ли ежатам на полянке.

Заслушиваются по очереди 3-4 ребенка.

После рассказа первого ребенка –

физкультминутка: (под музыку)

Ёж спешил к себе домой,
Нёс запасы он с собой.

Через кочки он скакал,
Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился,
В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил,
И к детишкам поспешил.

— Молодцы, ребята.

— Теперь давайте поиграем в игру «Закончи предложение» (с мячом):

Медведь большой, а еж-маленький,

Заяц пушистый, а еж — колючий,

Волк злой, а еж – добрый,

Еж спит днем, а охотится – ночью,

Белка живет в дупле, а еж – в норе,

У лисы-лисята, а у ежихи-ежата,

Один – ежонок, а много – ежата.

— Хорошо, и в конце  давайте вспомним,  чем мы сегодня занимались? (составляли рассказ по картине). Чей рассказ вам больше всего понравился?

О ком мы сегодня говорили, что новое и интересное узнали о ежах?

— Молодцы, вы все сегодня хорошо позанимались и я приготовила для вас маленький сюрприз – раскраски с изображением ежика. В свободное время вы их раскрасите.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему
«Рассказывание по картине «Ежи»
из серии картинок «Дикие животные»

Цели:

1. Связная речь. Рассказывание по картине «Ежи». Учить детей составлять рассказ по картине, используя имеющиеся знания о диких животных(ежах).

2. Словарная работа. Учит детей понимать смысл образных выражений в загадках.

3. Звуковая культура речи. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «ж», учить отчетливо и внятно произносить слова с этим звуком.

Ход занятия.

Воспитатель читает детям стихотворение Б. Заходера «Еж»:

— Что ж ты, еж, такой колючий?

— Это я на всякий случай.

— Знаешь кто мои соседи?

— Лисы, волки и медведи.

Затем спрашивает: «Чем покрыто тело ежа? » (Иголками.)

«Какой еж из-за этого » (Колючий.)

Предлагает послушать загадку про ежа:

Сердитый недотрога живет в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж.)

Задает детям вопрос: «Почему так сказано, что еж — недотрога?»(Потому что он весь в иголках, он не позволяет до себя дотронуться; он колючий, можно уколоться; его нельзя взять голыми руками.)

Загадывает еще одну загадку: «Иглы при себе носит, а шить не умеет.»

Почему так сказано: «Шить не умеет?» «Какие еще есть иголки, для чего они нужны?» (Для шитья.)

Предлагает послушать загадку:»Молодичка — невеличка, тоненька да бела, весь мир одела»- и ответить на вопрос: «Чем похожи иголка ежа и иголка для шитья?»(Они острые, длинные, тонкие и колючие.)

Воспитатель показывает картину «Ежи» (Из серии «Дикие животные».) Предлагает детям внимательно ее рассмотреть и задает вопросы:

«Кто нарисован на этой картине?»

«А у ежа есть семья?» Папа – …(еж). Мама…(ежиха). Детеныш один…(ежонок), много детенышей (ежата)

«Что делает ежиха? Ежата?»

«Что едят ежи?»

«Зачем нужны им иголки?»

«С чем можно сравнить ежа?»

«Давайте попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята маленькие ежики. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает.» (Дети, подражая воспитателю, морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук «ф – ф — ф».)

«Покажите, как ежик сердится, пыхтит.» (Дети хмурят брови и произносят звукосочетания «пых-пых-пых».)

Физкультминутка.

Ежик топал по тропинке

И грибочек нес на спинке. (Ходьба на месте.)

Ежик топал не спеша,

Тихо листьями шурша. (Дети имитируют тихую ходьбу ежика.)

А навстречу серый волк,

Ежик наш скорей в клубок. (Дети приседают, как бы сворачиваясь клубком.)

Получился шар колючий,

День у волка невезучий. (Дети встают.)

Затем воспитатель предлагает детям придумать рассказ про ежей и напоминает, чтобы они не забывали слова, которые говорили о ежах.

«Жили -были ежиха и ежата. Они пошли однажды гулять и пришли на лесную полянку. Ежиха увидела улитку и стала смотреть на нее. Два ежонка смотрели на жука и думали, кто это такой, а один ежонок свернулся в клубок. Жук упал, а ежонок испугался и убрал свою мордочку.»

«Жили — были ежик и ежата. Однажды они пошли гулять. Ежиха — мама увидела улитку. Два маленьких колючих ежонка нашли червячка, смотрят на него и никак не могут его поделить.»

«Жили — были ежики и мама- ежиха. Однажды они пошли в лес. два ежонка поймали жука и не поделили его. смотрят они — под кустом комочек серый.. А это их братец — ежик сжался в комочек от испуга. пока они смотрели на ежика, жук убежал.»

Воспитатель спрашивает детей, чей рассказ им понравился и чем, что нового и интересного они услышали о ежиках в каждом рассказе.

Затем читает детям стихотворение С.Маршака и предлагает закончить некоторые строчки, четко произнося слова-окончания:

Эту сказку ты прочтешь, тихо, тихо, тихо…

Жили- были серый еж и его ….(ежиха)

Серый еж был очень тих и ежиха тоже,

И ребенок был у них — очень тихий …(ежик).

Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек.

Еж — отец, ежиха — мать и ребенок-… (ежик).

Воспитатель просит назвать слова, в которых отчетливо слышится звук «ж» (ежи, ежонок, ежиха, ежата, ежики).

Дети повторяют последние четыре строки стихотворения, четко произнося все слова, сначала медленно и громко, затем медленно и тихо. Необходимо отметить, что умение оценивать рассказы своих друзей имеет большое влияние на развитие связной речи. Они отмечают интересное содержание, соответствие его заданной теме , использование выразительных средств, характер грамматического оформления. Оценка рассказов, делаемая детьми, способствует развитию умения внимательно слушать текст, следить за развертыванием событий, их последовательностью и завершением.

Список использованных источников:

1. Стих Б. Заходе «Ежик», http://ru-poetry.ru/poetry/17969.

2. Загадки про ежей. http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-ezha.html.

3. Стих С. Маршак «Тихая сказка», http://papinsait.ru/index.php/samuil-marshak-detyam/400-tikhaya-skazka.

        Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.

Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней

Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

Программное содержание:

1. Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.

2. Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;

3. Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.

4. Развивать связную речь, внимание, память.

Предварительная работа: чтение рассказов И. Акимушкин «Жил-был ёжик», С Маршак «Тихая сказка», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные».

Материалы: учебно-наглядное пособие «Ежи», С. Н. Николаева; художник М. Ю. Алексеев, игрушка ёжик, маска ежа.

Ход занятия:

1.Воспитатель созывает детей в круг.

— Ребята, какое сейчас время года?

— Как называется осенний месяц?

— Помните, как хорошо было, когда мы могли купаться, загорать, ходить в лес за ягодами, собирать цветы, травы. Это о каком времени я говорю. (лето)

— Ребята, однажды летом я гуляла в лесу и услышала шорох под ногами, я посмотрела вниз повнимательнее, и увидела….А кого (что) я увидела отгадайте загадку:

Из знакомой сказки
Катится клубок:
Хитренькие глазки,
Чёрненький носок,
Вся спина в иголках…
Тронешь – и  поймёшь:
Раз колюч, как ёлка,
Значит, это … (ёжик)
Воспитатель: Вы правильно отгадали загадку.

— (показ игрушечного ежа)

— А как можно ласково назвать ёжика, какой он? (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, смешной, забавный)

— Что может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать, топать)

Дыхательное и имитационное упражнение «Ёжик»

— Давайте теперь попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята, маленькие ежики. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает.

(Дети, подражая воспитателю, морщат носик, произносят звук «ф–ф-ф».)

— Покажите, как ежик пыхтит.

 (Дети произносят звукосочетания «пх-пх-пх».)

— Ежи – очень интересные животные.. Живут они семьями: папа -… еж или ежик, мама -ежиха, дети. ежата, можно назвать их ласково -ежатки, а если один малыш – то ежонок0 ёжик

Самуил Яковлевич Маршак написал про них замечательное стихотворение. Я начну читать, а вы мне помогайте закончить строчки

Эту сказку ты прочтешь, тихо, тихо, тихо…

Жили- были серый еж и его ….(ежиха)

Серый еж был очень тих и ежиха тоже,

И ребенок был у них — очень тихий …(ёжик).

Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек.

Еж — отец, ежиха — мать и ребенок-… (ёжик). ежонок

— Назовите пожалуйста слова, в которых отчетливо слышится звук «ж» (ёж,  ежиха, ёжик          (ежонок, ежиха, ежата, ежики).

2. Основная часть

— У меня для вас есть сюрприз — прекрасная картина. Она мне очень понравилась, и я захотела показать её вам. Воспитатель  показывает ребятам картину «Ежи».

Воспитатель говорит:

 Среди густой травы, папоротников мимо старого пня

Тихо пробирается ежиха со своими ежатами к ручейку.

Посмотрела ежиха по сторонам – нет опасности.

Ежата, можете гулять!

— Вам нравится картина?

— Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по этой картине. — Каждая картина имеет свое название. Вы сами придумаете для нее название.

-Что изображено на этой картине?

— Где они живут?

— Ежи дикие или домашние животные?

— Какое время года? Почему вы так решили?

— Какая травка на полянке?

— Какие насекомые изображены на картине?

— Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку?

— Какая мама ежиха?

— Как можно сказать о ежатах, которые делят червяка?

— Почему ежонок спрятался?

— На что он стал похож?                                                   

— Каким мы можем назвать этого ежонка? 

Как можно назвать эту картину. (заслушивает ответы)

А теперь, ребята, послушайте, какой рассказ я придумала по этой картине

Стоял тихий летний вечер. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Там росли мухоморы-великаны, лежали опавшие листья.

Ежата разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него, потащили каждый себе. К ним спешит третий ежонок. Четвертый, убежавший далеко в сторону, повстречался с крупным черным жуком. «Очень страшный!» — подумал ежонок и на всякий случай свернулся в клубок.

Ежиха занята своими делами. Она заметила на дереве улитку и подбирается к ней.

Хорошо ежатам на лесной полянке. Очень хорошо!

В: Почему  ежиха наблюдает за ежатами. (волнуется, заботится)

В:  Что можно сказать о  ежихе  (заботливая, внимательная мама).

ОБОБЩЕНИЕ: Ежиха внимательная, заботливая мама. Она наблюдает за ежатами. Чтобы с ними не случилась беда.

— Теперь нам осталось закончить наш рассказ.

Закончить рассказ можно словами о том, как себя чувствуют ежи в лесу.

«Хорошо ежам гулять в лесу. Здесь их дом».

3. Физминутка

Ходит ёжик по полянке, собирает он грибы опята

(Ходьба на месте, поворот головы вправо, влево)

Глазки щурил, открывал, но грибов не увидал

(Прищурить  открыть глаза, развести руки в стороны)

Вверх смотрел он, вниз глядел

(Посмотреть вверх, вниз)

Сам тихонечко пыхтел

(произнести Пых- пых- пых)

Смотрел влево, смотрел вправо

(Посмотреть влево, потом вправо)

Вдруг увидел гриб на славу

(Закрыть и широко открыть глаза)

Оглянулся он ещё через левое плечо

(Руки спрятать за спину, повернуть голову влево, посмотреть назад)

Через правое ещё

(Руки спрятать за спину, повернуть голову вправо, посмотреть назад)

Ёж затопал по тропинке и унёс грибок на спинке

(Ходьба по кругу высоко поднимая ноги)

4. – У нас уже получилось составить рассказ о ежатах, мы рассказали и о ежихе, как чувствуют себя ежи в лесу. А теперь давайте расскажем обо всех вместе. Чтобы не запутаться и чтоб рассказ получился интересным, я предлагаю вам подсказки.

1. Вначале вы расскажите с кем, в какое время года и где происходит действие.

2. Чем занимается каждый ежонок (какие у ежат характеры).

3. Потом расскажите про ежиху (ее занятие, ее характер).

4. В конце, расскажите о том, как чувствуют себя ежи (почему).

— Ребята, а теперь придумайте свой рассказ по этой картине. А наш ежик (игрушечный) послушает. В своем рассказе не забывайте использовать слова, которые вы говорили о ежах.

Заслушивается ответ 1-2 человек.

Воспитатель помогает начать: «В теплый летний день…»

Анализ детских рассказов.

— Посмотрите еще раз на колючую семью, видите, как им хорошо всем вместе? Помните, что нельзя разлучать животных, ведь у каждого животного есть своя семья.

Игра с мячом «Закончи предложение»

Медведь большой, а ёж … (маленький)

Заяц пушистый, а ёж…. (колючий)

Волк злой, а ёж… (добрый)

Ёж спит днём, а охотится… (ночью)

Белка живёт в дупле, а ёж…. (в норе)

У лисы лисята, а у ежихи… (ежата)

Один ежонок, а много… (ежата)

5. Итог

— Ребята, скажите, чем на занятии вам больше всего понравилось заниматься?

— О чем было трудно для вас рассказывать? О чем (о ком) легко?

-Интересный ли получился рассказ?

— Рассказы получились интересными, законченными, вы четко произносили слова. Использовали красивые слова. Вы все молодцы! Хорошо потрудились.

— В конце нашего занятия наш ежик хочет прочесть для вас скороговорку, а вы скажите, какой звук слышится в этой скороговорке («ж»), что получится, если произнести звук «ж» шепотом, без голоса («ш»)

Гриб большой ежихе нужен:

Ждут ежата гриб на ужин.

— Спасибо вам за занятие! И мне, и ёжику было очень приятно встретиться с вами, поиграть, а так же услышать ваши прекрасные рассказы.

Автор: 
Смирнова Л.А.

Конспект непосредственно организованной деятельности по развитию речи

для детей старшей группы.

Составила: воспитатель Мареева Г. А.

Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Ежи»

Задачи:

образовательные: развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к слову «ёж», закрепить употребление предлогов в речи, формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, учить составлять рассказ по ней

воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к животным

Оборудование:

Демонстрационный материал:

сюжетная картина Ушаковой О.С. «Ежи», мягкая игрушка ёж, лист осенний, фотография ежа

Ход НОД

1Сюрпризный момет

Воспитатель: Ребята попробуйте отгадать загадку, и вы узнаете, о ком пойдёт речь сегодня на занятии.

Из знакомой сказки

Катится клубок:

Хитренькие глазки,

Чёрненький носок,

Вся спина в иголках…

Тронешь – и поймёшь:

Раз колюч, как ёлка,

Значит, это …

Слышите, кто это фырчит? (воспитатель достаёт из за шкафа игрушку – ежа)

2. Игра «Найди ежа»

Воспитатель: Давайте поиграем с нашим ёжиком. Наш ёжик любит прятаться, давайте попробуем его отыскать. Где ёжик? (Ёжик спрятался под лист. Ёжик спрятался около стула. Ёжик взобрался на шкаф…)

3. Интересные сведения о еже. Рассматривание фотографии ежа

Ёж обитает в лесу. Спина животного покрыта иглами. Окраска игл: белые у основания и на кончике, а в середине чёрные. Мех серого цвета. Мордочка вытянутая и заканчивается острым носиком. Глаза чёрные и круглые. Маленькие ушки и хвостик. Задние ноги немного длиннее передних. Зубы острые. Общение ежей происходит с помощью свиста. Ворчат они, когда разозлятся. (Прослушивание в записи звуков ежа) У ежей очень хороший слух и нюх. Ест насекомых, улиток, червяков, ягоды, желуди, грибы. Любит молоко. Ежи зимой спят (Почему они спят?), а весной начинает бодрствовать и активно поедать всё, что только можно, они очень прожорливы. Весной у ежихи появляются ежата. Новорожденные ежи голые, слепые и беззащитные. Враги у ежей: филины, лисы и другие хищники. Колючки и сворачивание в клубок – это природная защита от хищников. Однако она не всегда помогает – лиса откатывает ежика в воду, чтобы он развернулся. Никогда не берите ежиков домой! В неволе они практически не живут. Кроме того ежи – разносчики опаснейших для человека клещей.

4. Словесная игра «Расскажи»

Воспитатель: А сейчас вы расскажите, какой ёжик. (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный) Что может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать, топать) Назовите семью ежей. (папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата)

5.Рассматривание картины

Предлагаю нашего ёжика отпустить в лес. Закройте глаза. Воспитатель выставляет картину «Ежи». Открывайте глаза. Посмотрите, оказывается это не ёж, а ежиха, а с ней и маленькие ежата. Как можно назвать эту картину? (заботливая ежиха, ежиная семья) Какое время года изображено на картине? (лето) Почему вы так решили? (зелёная трава кругом, ягоды, насекомые…) Какая мама ежиха? (Большая, крупная, колючая, заботливая, осторожная.) Что она делает? (Учит ежат добывать в лесу корм.) Какие ежата? (Маленькие, забавные, хорошие.) Что они делают? (Один ежонок свернулся в клубок, наверное чего-то испугался. Другие стоят около мамы.) Какие насекомые изображены на картине?

6. Физкультминутка

Еж спешил к себе домой,

Нёс запасы он с собой.

Через кочки еж скакал,

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился –

В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил

И к детишкам поспешил.

7. Составление рассказа по картине

Мы будем составлять рассказ по цепочке: начинает один, продолжает другой. Чтобы было легче рассказывать, используйте план: Где происходит действие? Кто изображён на картине? Опишите ежиху и ежат, какие они, что каждый из них делает. Как можно закончить рассказ? Ребята, вам нравятся ежиха и ежата? Как вы думаете, ежам понравится, если ребята заберут их из леса домой? Почему же им не понравится? Ведь мы будем за ними хорошо ухаживать, вкусно кормить, дома тепло, светло, врагов нет — волка, лисы, медведя. Каждому животному лучше всего там, где оно родилось, где оно живет. Животных нельзя забирать из привычного для них места обитания.

8. Игра «Закончи предложение»

медведь большой, а ёж… (маленький)

Заяц пушистый, а еж … (колючий)

Ёж спит днем, а охотится … (ночью)

Белка живет в дупле, а еж … (в норе)

У лисы лисята, а у ежихи … (ежата)

9. Рефлексия

— Ребята, вам понравились наши гости?

— Чей рассказ о ежах вам больше понравился? Чем?

— что нового для себя о ежах вы узнали?

— Спасибо вам за игру! И мне, и ёжику было очень приятно с вами поиграть, а так же услышать ваши прекрасные рассказы.

  • Занятие по развитию речи в средней группе составление рассказа по картине собака со щенятами
  • Занятие по развитию речи в средней группе составление рассказа по картине кошка с котятами
  • Занятие по развитию речи в подготовительной группе пересказ сказки как осел петь перестал
  • Занятие по математике во второй младшей группе путешествие в сказку
  • Занятие по математике в средней группе по сказке теремок