Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Нанайская сказка «Айога»
Цель: Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним. Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости. Воспитывать заботливое отношение к близким.
Оборудование: игрушка солнышко, кукла в нанайском костюме, презентация сказки, цветы по количеству детей, запись весёлой музыки.
Ход: Играет спокойная музыка.
Дети стоят в кругу. Педагог показывает макет солнышка и читает стихотворение.
Доброе, утро! — птицы запели —
Добрые люди, вставайте с постели,
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идёт по домам.
И к нам солнышко заглянуло.
Доброе, ласковое, нежное!
Игра «Скажи ласково»
Педагог предлагает детям передавать друг другу солнышко, говоря ласково имя ребенка, которому передается солнышко:
«Доброе утро, Настенька! И т. д.». Затем еще раз все приветствуют друг друга.
Педагог: Доброе утро, солнце! (руки вверх)
Доброе утро, всем! (руки в стороны)
Взошло солнышко высоко, высоко и осветило нашу группу.
Дети садятся на свои места.
Педагог предлагает детям ознакомиться с нанайской сказкой «Айога», показывает куклу в нанайском костюме и рассказывает, что нанайцы – это люди, которые живут на севере России.
После презентации педагог беседует с детьми.
Вопросы к детям:
— Кто такая Айога?
— Расскажите какая она по характеру? (самолюбивая, гордая, ленивая)
— Какие поступки Айоги вам не понравились?
— Какая по характеру мама Айоги? (добрая, трудолюбивая, заботливая)
— Почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке? (матери было не безразлично, какая у нее растет дочь, она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями)
— Как можно охарактеризовать соседскую девочку? (отзывчивая, трудолюбивая)
— Кто виноват, в том, что Айога превратилась в гуся? Почему она превратилась в гуся?
— К кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками».
— Кто из девочек вам понравился? Почему? С кем из них вы бы хотели подружиться?
-А кому из вас, ребята, жалко Айогу?
— Какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку? (доброй, отзывчивой)
— А в наши дни встречаются люди, которые любуются только собой, никого вокруг не замечая?
— В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество?
— Давайте придумаем продолжение сказки, чтобы она была со счастливым концом.
Педагог предлагает детям немного отдохнуть.
Музыкальная игра «Мы встречаем друзей, вот так»
На начало игры дети стоят в двух шеренгах. Каждый знает своего «партнера» (это ребенок, стоящий напротив). Шеренги находятся на расстоянии 4–5 шагов от центральной линии. Дети поют песню игры и одновременно выполняют соответствующие движения:
Мы помашем рукой – вот так! (машем партнеру правой рукой)
Мы помашем другой – вот так! (машем партнеру левой рукой)
Подойдем друг ко другу – вот так! (четыре шага навстречу партнеру – обе шеренги сходятся по центральной линии)
И обнимем друг друга – вот так! (обнимаем партнера)
Улыбнемся друг другу – вот так! (улыбаемся и смотрим на улыбку партнера)
Руку другу дадим – вот так! (на слово «вот» каждый подает правую руку ладонью вверх, на слово «так» — кладет левую руку на правую ладонь партнера)
И подпрыгнем дружней – вот так! (подпрыгивают одновременно вверх – 1 раз на слово «так»)
Вместе нам веселей – вот так! (на слова «вместе нам веселей» — дети хлопают в ладоши.
— Чему учит нас эта сказка?
— А как вы помогаете родителям?
Игра «Назови лишнее»
Из перечисленного ряда слов дети выбирают лишнее, не входящее в основное, смысловое значение групп слов и объясняют почему
улыбка, радость, грусть, веселье
доброта, забота, внимательность, злость
щедрый, добрый, жадный, заботливый
лживый, справедливый, честный, культурный
трудолюбивый, смелый, аккуратный, ленивый
Игра «Поляна добрых дел»
Каждому ребенку предлагается подумать, какой хороший поступок за сегодняшний день он может совершить, назвать его, взять цветок и положить его на «поляну добрых дел». Педагог обобщает, что какие все ребята молодцы, и какая получилась большая поляна добрых дел.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в в старшей группе «Игры во дворе»
Цель: знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности.
Задачи: Обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде в черте города. Знакомить с необходимыми мерами предосторожности, с номером телефона «03». Научить вызывать «Скорую медицинскую помощь».
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, Дядя Степа милиционер прислал нам письмо. Послушайте, я его зачитаю. «Ребята, помогите, пожалуйста, Незнайке! Научите его правильно вести себя при играх во дворе! С ним из коротышек никто играть не хочет, потому что он не соблюдает правила безопасного поведения!»
Показывается слайд с Дядей Степой милиционером, грустным Незнайкой.
Воспитатель: Ребята, вы согласны помочь Незнайке?
Дети: Да.
Проводится дидактическая игра «Хорошо — плохо». Дети сидят на стульчиках, слушают и выполняют задание воспитателя: я буду произносить фразы об играх во дворе, а вы хлопайте в ладоши, если согласны.
— Много друзей.
— Много места для игры.
— Можно играть в мяч.
— Можно кататься на велосипеде.
— Нельзя уходить со двора.
— Если отпустить руки, то можешь упасть с карусели.
— Можно случайно разбить мячом окно.
— Если выехать на дорогу на велосипеде, можно столкнуться с машиной.
Воспитатель: Молодцы, ребята, на все вопросы ответили правильно.
Проводится игра «Угадай подвижную игру»: я буду описывать подвижную игру, а вы называйте ее.
1. Все прячутся, а один ищет? (Прятки)
2. Все разбегаются, а один догоняет? (Догонялки)
3. Двое крутят скакалку, а остальные прыгают. (Скакалочки)
4. Двое бросают мяч, а остальные стараются увернуться о него, чтобы их не выбили из игры. (Вышибалы)
5. Двое стоят на воротах, а остальные бегают с мячом и пытаются забить гол в ворота. (Футбол)
6. На асфальте нарисованы квадратики, и дети прыгают по ним на одной и двух ногах. (Классики)
Проводится физминутка (дети показывают движения)
Вышли мы во двор играть. (Ходьба по кругу)
И запрыгали, как мяч. (Прыжки на месте)
Поиграли в догонялки. (Легкий бег)
Стали прыгать на скакалке. (Прыжки на месте)
На качелях покачались (Наклоны вперед- назад)
И на скейте покатались (Наклоны в стороны)
Веселились день-деньской, (Хлопки в ладоши)
А потом пошли домой. (Ходьба).
Проводится игра «Цветик-семицветик»
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что в любой игре важно соблюдать правила безопасности. Отрывая листок от цветика – семицветика расскажите об известных вам правилах безопасности.
Дети: «Прятки» – нельзя прятаться в подвалах, колодцах, под машинами, в трансформаторных будках и т. д.
«Догонялки» – нельзя бегать по дороге.
«Прыжки на скакалке» – нельзя прыгать на дороге, нельзя стоять возле крутящейся скакалки.
«Вышибалы» – нельзя играть на дороге.
«Качели» – нельзя просовывать ноги между сиденьем и полом, близко подходить к раскачивающимся качелям, отпускать руки во время раскачивания.
Воспитатель: ребята, а вы знаете, что надо делать, если случится несчастный случай во дворе, а рядом не оказалось взрослых?
Дети: вызвать «Скорую помощь».
Детям показываются слайды с картинками «Скорой помощи» и номером телефона «103».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что надо сказать, когда вы позвонили по номеру«03»?
Дети: Сказать свое имя и фамилию, где вы живете и что случилось.
Воспитатель: Правильно, ребята! Знаете, что в «Скорую помощь» нельзя звонить ради развлечения. Жизнь человека — великая ценность, и пока кто-то шутит по телефону, другой человек может не дождаться помощи и умереть.
С детьми проигрывается ситуация по вызову «Скорой помощи». Воспитатель достает настоящий телефонный аппарат (неподключенный) и куклу. Объясняет ситуацию: девочка Катя каталась на карусели, отпустила руки и сорвалась с карусели. Упала на асфальт и сильно ударилась головой. Она плачет, а взрослых рядом нет. Необходимо вызвать «Скорую помощь». (Выслушиваются ответы 2–3 ребят, педагог напоминает план сообщения: имя, фамилия, адрес, что случилось.)
Воспитатель:
— О чем мы с вами сегодня говорили?
— Что делали?
— Какая работа больше всего понравилась?
Если вы ребята будете выполнять все правила безопасности, то игры во дворе будут интересными и веселыми.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
продуктивная деятельность «Рисование»
«Снегопад»
Цель: создать условия для выявления и проверки представлений детей об умении составлять сказку на предложенную тему и изображать её на бумаге, передавая особенности сказочного жанра.
Задачи: способствовать накоплению представлений о подборе синонимов и антонимов, определений заданным словам. Развивать художественные и творческие способности детей, свободное общение со взрослыми и детьми. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
Виды деятельности: игровая, продуктивная, трудовая, коммуникативная.
Формы реализации детских видов деятельности: превращение детей в сказочников и художников, игру.
Оборудование: зимние пейзажи на слайдах; игрушка « Белый кот» и « Снежинка»; листы тёмно – синей бумаги, гуашь белого цвета, кисти 2-х размеров (на каждого ребёнка).
Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций снегопада, наблюдение на прогулке, чтение стихотворений о зиме, разгадывание загадок о зимних явлениях природы.
Ход НОД.
Дети проходят в группу под спокойную музыку.
В.: Ребята, прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто пришёл так тихо – тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И конечно бегемот
Тихо так пройти не мог.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла зима.
В.: Вот и к нам пришла зима. Вы уже, наверное, догадались, что говорить мы сегодня будем о зиме. Ребята, вы знаете, что у каждого слова есть слова – родственники. Этой зимой выпадет много снега. Пообдерите слова – родственники к слову « снег».
Д.: Снежок, снежинка, снежная, снеговик, подснежник.
В.: Ребята, подумайте, а о чём можно сказать « зимний»?
Д.: Месяц, сад, участок…
В.: Придумайте определения к слову « зима». Какая она?
Д.: Холодная, снежная, морозная, весёлая, метельная.
В.: Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!
Стук в дверь
В.: В гости к нам кто – то пришёл. Кто же это? Это зима послала нам свою волшебную снежинку. Сейчас эта добрая волшебница прикоснётся к каждому из вас, и вы, превратитесь в великих сказочников! Давайте порадуем нашу гостью зимней сказкой. Ой, ребята, слышите, кто это мурлычет на окне? Да ведь это белый как снег кот. Вот сейчас мы с вами будем сочинять сказку. А называться она будет « Снежинка и кот»
« Жил был кот. Звали его…….. Он очень любил гулять, но хозяйка редко выпускала его осенью на улицу. Как вы думаете почему? (ответы детей). Но вот пришла долгожданная, белоснежная ……. Вышел кот на крыльцо, только улёгся, как вдруг что – то упало ему на нос. Посмотрел кот наверх и увидел блестящую……». А что же было дальше (дети рассказывают свои концовки сказки).
В.: А сейчас снежинка опять коснётся вас и превратит детей в художников.
(воспитатель дотрагивается снежинкой до каждого ребёнка)
Я хочу предложить нарисовать снегопад. Кто из вас знает, что это такое?
Д.: Это, когда идёт много снега, падает с неба снег,…
В.: Проходите за столы и обратите внимание, каким цветом я приготовила вам листки для рисования. И почему?
Д.: Темно – синие, потому что если рисовать снег белыми красками на белой бумаге, то будет плохо видно.
В.: Правильно. Сегодня мы будем рисовать вечерний снегопад. Вот посмотрите, как нарисовала я.
(показ воспитателем своего рисунка, рассматривание)
Теперь закройте все глаза и представьте себе свой снегопад
(звучит музыка)
Сейчас вы приступите к своей работе. А для того чтобы рисунок получился красивее, давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая игра.
Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять.
(загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять,
Бабу снежную лепили.
( имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили.
(крошить хлеб)
С горки мы потом катались,
( указательным пальцем вести по ладони сверху вниз)
А ещё в снегу валялись.
( ладони по столу одной стороной и другой)
Все в снегу домой пришли.
( отряхивать)
Съели суп, и спать легли.
В.: Теперь можете приступать к своей работе.
(дети выполняют свою работу)
В.: Ребята, волшебство снежинки закончилось и мы стали обычными ребятами. Давайте рассмотрим какие снегопады у нас получились. Как вы думаете, кто лучше справился с работой? (высказывание детьми своего мнения о работе товарищей)
А, что вам понравилось сегодня в превращении? (….)
Что нового вы сегодня узнали? (…)
Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников в старшей группе «Покормите птиц зимой».
Цели: уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания, учить находить признаки сходства и различия;
-активизировать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук, вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания, совершенствовать диалогическую речь;
-воспитывать бережное отношение к птицам; вызвать чувство сопереживания за наших пернатых друзей.
Оборудование:
— демонстрационный материал (картинки и фотографии зимующих птиц в презентации; записи голосов птиц; корзинка с загадками);
Ход ООД:
I. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в зимний лес. Вы принимаете моё приглашение?
— На улице очень холодно, нам надо теплее одеться. Наденем теплую шубку, шапку, варежки и валенки. (Имитируют одевание)
— Вы готовы? Идем. (Звуки хруста снега под ногами )
II. Основная часть.
-Вот мы и пришли в зимний лес!
(читает стихотворение О. Высотской «Мастерица зима»)
-Укутала в снега я
Все кочки и пенёчки.
Скамейки и стога.
Велела дубу,
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу
Тепло укрыла всех.
-Какой свежий воздух в лесу, давайте вместе подышим. (вдох носом, выдох ртом)
— Посмотрите ребята, сколько много деревьев в лесу!
-А вы знаете, какие деревья растут в лесу? (Ответы детей.)
-Молодцы, ребята! Все деревья назвали.
— Ребята, у меня есть корзина, давайте посмотрим, что там.
В корзине жёлуди, шишки, кора берёзы, сосны, рябины, плоды каштана, крылатки клена.
— Вы можете взять их, потрогать, понюхать.
-Посмотрите внимательно и скажите, от какого дерева? (Ответы детей)
-Вот какие молодцы, всё вы знаете! Идем дальше.
-В лесу много снега, везде сугробы. Будьте осторожны, перешагивайте через сугробы.
Игра имитация «Перешагивание через «сугробы».
— Ребята, давайте послушаем звуки леса.
Слушают аудиозапись «Шум леса», «Голоса птиц».
— Что вы услышали?
— Правильно ребята, это голоса птиц. Птиц в лесу очень много. Я хочу вам загадать загадки о птицах, а вы отгадайте. Будьте внимательными.
Дети присаживаются на коврик.
Отгадывание загадок.
Синяя косынка,
Темненькая спинка.
Маленькая птичка,
Звать ее (синичка- показать картинку)
-Правильно, это-синица, она любит сырое несолёное сало.
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит? (дятел –показать картинку)
— У дятла ребята клюв прочный и острый, он питается личинками, которые находит под корой дерева, его ещё называют «лесным санитаром».
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут! (снегирь- показать картинку)
-Молодцы ребята, и снегиря вы узнали. Они нарядные птицы, питаются ягодами рябины.
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит.
Голоском речистым, чистым
Кле- кле -кле — поёт со свистом? (Клест)
-Клест- единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Они строят тёплое гнездо для птенцов на деревьях.
— А еще, каких зимующих птиц вы знаете ребята? (Ответы детей.)
-Некоторые птицы не стали спорить с зимой и улетели в тёплые края. Ребята, а как называются эти птицы? (перелётные птицы, назвать и показать картинку)
-А другие, самые смелые птицы, остались на зиму в наших краях. Как называются эти птицы? (зимующие птицы, посмотреть ещё раз этих птиц и закрепить названия)
— Молодцы, запомнили всех птиц. Пойдёмте дальше.
-Ребята, здесь собрались все птицы: и зимующие и перелетные. Они перепутались. Давайте поможем птицам. Перелётных птиц поместим в розовый домик, а зимующих в синий домик. Будьте внимательны.
Проводится дидактическая игра: «Перелетные и зимующие птицы»
-Молодцы, я очень довольна вами. Всех птиц расселили.
— Ребята, а как вы думаете, птицы похожи друг на друга или чем — то отличаются? (Ответы детей)
— А чем они отличаются? (Величиной, формой хвоста, размером крыльев, цветом) .
— Если у синицы черная голова, то она какая? (Черноголовая.) Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.) Если у вороны черный хвост, то она какая? (Чернохвостая.) Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый.)
Физкультминутка «Птицы»
Вот на ветках, посмотри |
(руки подняли вверх) |
В красных майках снегири |
(руки на пояс, наклоны головы) |
Распушили пёрышки |
(частые потряхивания руками опущенными вниз) |
Головой вертят, улететь хотят |
(махи руками) |
Среди белых голубей |
(идут по кругу, руки за спину) |
Скачет шустрый воробей |
(прыжки) |
За метелью, за метелью! |
(разбегаются, взмахивают руками) |
Улетели, улетели! |
-Ребята, холод – не самое страшное для птиц зимой, потому что к зиме у них вырастает подпушек под перышками.
— Как вы думаете, что самое страшное зимой для птиц?(голод)
-Почему вы так думаете? (земля покрыта снегом, семена, ягоды – остались под снегом, всё замерзло)
-За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Но когда корма мало для птиц наступают тяжёлые времена Если им не помочь они могут погибнуть.
-Ребята, как вы думаете, чем мы можете помочь зимующим птицам? (Ответы детей)
— Чем можно подкармливать птиц? (крошки хлеба, различные семена, кусочки несолёного сала)
— Воробья – крошками, синицу – салом, снегиря – рябиной, голубя – пшеном, свиристеля – семечками. Птицы любят семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала.
-Можно ли корм для птиц рассыпать на земле?
-Как вы думаете, куда нужно насыпать корм для птиц?
-Какие бывают кормушки? (Ответы детей)
— Да, ребята, кормушки бывают самые разные. Укреплять их надо осторожно, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев. Я приготовила кормушку, мы повесим её на участке и обязательно каждый день будем подкармливать птиц, наблюдать за гостями, которые будут прилетать в нашу птичью столовую.
Воспитатель читает стихотворение А.Яшина «Покормите птиц зимой».
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
— Я предлагаю вам вместе с родителями изготовить кормушку и повесить ее возле своего дома. Только сообща мы сможем помочь птицам пережить суровую зиму.
III. Рефлексия.
-Ребята, вам понравилось в зимнем лесу?
-Что вам больше всего понравилось?
— Каких птиц вы запомнили?
-Ребята, почему птиц называют зимующие?
-Почему перелётные?
-Почему дятла называют «лесным санитаром»?
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитии речи в старшей группе на тему: «Завершение работы над сказкой «Айога».
Цель: приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина).
2. Формирование умения внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию.
3. Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения.
4. Расширение лексико – грамматических возможностей.
Воспитательные:
1. Воспитание интереса к художественной литературе.
2. Поощрение желания помочь, сопереживать.
3. Формирование способности к коллективному анализу.
4. Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним;
5. Закрепление умения отстаивать свое мнение.
6. Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости.
Развивающие:
1. Активизация и обогащение словаря детей за счет глаголов и прилагательных.
2. Закрепление умения правильно сочетать существительное с прилагательным в роде, числе, падеже.
3. Развитие творческих способностей, зрительного и слухового внимания.
4. Развитие вариативного мышления, умение использовать полученные ранее знания.
Методы и приемы работы: беседа, обсуждение, чтение стихотворения, чтение сказки «Айога», сопровождающееся показом слайдов, игра.
Оборудование и материалы: игрушка солнышко, зеркало, картинка куклу в нанайском костюме, компьютер и проектор, презентация сказки, цветы по количеству детей, запись музыки.
Предварительная работа: презентация «Знакомство с жизнью нанайского народа», рассматривание картинок, рассказ воспитателя о жизни и традиция нанайского народа, чтение сказки «Айога» (частично), домашнее задание «Пересказать сказку кому-либо из взрослых и совместно завершить ее».
Ход НОД
1. Мотивационно-побудительный.
Воспитатель включает спокойную музыку и предлагает детям встать в круг. Воспитатель показывает игрушку солнышко и читает стихотворение.
— Доброе утро! – птицы запели.
— Добрые люди, вставайте с постели!
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по домам!
И к нам солнышко заглянуло –
Доброе, ласковое, нежное!
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга ласково. Для этого можно поиграть в игру. Правила этой игры такие: вы передаете друг другу игрушку солнышко, при этом говоря ласково имя ребенка, которому передается солнышко: «Доброе утро, Анечка! Доброе утро, Димочка!»
Дети приветствуют друг друга, передавая игрушку по кругу.
Воспитатель: Доброе утро, солнце! (поднимает руки вверх)
Доброе утро, детки! (разводит руками встороны)
Дети: Доброе утро, всем!
Воспитатель: Взошло солнышко высоко, высоко и осветило нашу группу! Дети, я приглашаю вас присесть на свои стульчики.
2. Организационный момент.
В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.
Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.
Губы трубочкой сложу, всех я краше, погляжу! (По ходу стихотворения дети выполняют массаж лица.)
— Ребята, вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей).
— Ребята, рассмотрите себя в зеркало и расскажите о себе. Какие вы? (Дети рассматривают и рассказывают, кто-нибудь по желанию)
— Как вы думаете, часто смотреть в зеркало — это хорошо или плохо? Почему хорошо? (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.)
— А почему плохо? (Можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т д.)
— Ребята, зеркало — это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если много собой любоваться, то произойдет беда.
3. Основная часть.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: А вы помните как называлась сказка, про девочку, которая очень часто любовалась своим отражением?
Дети: Нанайская сказка «Айога».
Воспитатель: Совершенно верно. (показ картинки куклы в нанайском костюме. А кто помнит какое домашнее задание я вам дала. (ответы детей)
Дети: Пересказать сказку кому-либо из взрослых и совместно придумать концовку этой сказки.
(Хвалит ребят, которые не забыли выполнить его. Напоминает, что старшие дошкольники должны более ответственно относиться к просьбам и поручениям взрослых, что ответственность – очень важное качество человека)
Педагог выслушивает концовки сказки, придуманные детьми. Помогает правильнее строить предложения, подсказывает более точные слова для характеристики объекта, ситуации. Интересуется, чей вариант концовки понравился ребятам.
Воспитатель: Какие вы молодцы, как вы умеете интересно сочинять сказки.
4.Физкультминутка.
Воспитатель: Ребята! Сейчас мы отдохнём, проведём веселую физкультминутку.
Раз – два – три – четыре – пять (руки согнули в локтях, поставили на стол и под счет загибаем пальцы)
Начинаем мы играть! (вращательные движения кулачками)
Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)
И головки опустили, (опускают голову)
А когда откроем глазки (поднять голову, отвести руки)
Попадём в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки)
Сказка даст нам отдохнуть (махи руками)
Отдохнем — и снова в путь! (отпускаем руки)
Воспитатель: А теперь ребята, я вам прочитаю до конца сказку и вы, узнаете, что же, на самом деле произошло с Айогой. В конце педагог показывает сказку целиком с показом слайдов.
После презентации педагог беседует с детьми.
5. Беседа с детьми «Кто такая Айога».
Вопросы к детям:
— Кто такая Айога?
— Расскажите какая она по характеру? (самолюбивая, гордая, ленивая)
— Какие поступки Айоги вам не понравились?
— Какая по характеру мама Айоги? (добрая, трудолюбивая, заботливая)
— Почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке? (матери было не безразлично, какая у нее растет дочь, она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями)
— Как можно охарактеризовать соседскую девочку? (отзывчивая, трудолюбивая)
— Кто виноват, в том, что Айога превратилась в гуся? Почему она превратилась в гуся?
— К кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками».
— Кто из девочек вам понравился? Почему? С кем из них вы бы хотели подружиться?
-А кому из вас, ребята, жалко Айогу?
— Какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку? (доброй, отзывчивой)
— А в наши дни встречаются люди, которые любуются только собой, никого вокруг не замечая?
— В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)
(Если остается время предложить детям)
— Давайте придумаем продолжение сказки, чтобы она была со счастливым концом. (дети придумывают концовку)
6. Определение основной мысли сказки.
Воспитатель: Как вы считаете, справедливо ли окончилась сказка «Айога»? (ответы детей)
— Чтобы быть красивой мало одного красивого лица. Айога — девочка безразличная ко всем, кроме себя, уже не кажется людям красивой.
Я предлагаю вам сейчас послушать пословицы, а вы выберите те, которые помогают раскрыть основной смысл сказки.
- По добру — добро, а по худу – худо.
- Не гляди высоко: запорошишь око.
- Лениться да гулять — добра не видать.
- Не по виду суди, а по делам гляди.
6. Рекфлексия. Итог НОД.
— Чему учит нас эта сказка? (ответы детей)
— А как вы помогаете родителям?
Игра «Поляна добрых дел»
Каждому ребенку предлагается подумать, какой хороший поступок за сегодняшний день он может совершить, назвать его, взять цветок и положить его на «поляну добрых дел». Педагог обобщает, что какие все ребята молодцы, и какая получилась большая поляна добрых дел.
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей в старшей группы. «Спортивные развлечения».
Цель: формировать у детей любовь к спорту.
Программное содержание:
Обучающая задача:
— учить передавать в лепке сюжет спортивного развлечения (хоккей, гимнастика, футбол, фигурное катание и т.д.), выделяя характерные особенности каждой фигуры в зависимости от вида спорта.
Развивающая задача:
— продолжать формировать умения и навыки работы стекой;
— развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками.
Воспитательная задача:
— воспитать у детей любовь к спорту;
— воспитывать аккуратность, усидчивость в работе.
Словарная работа: Активизация словарного запаса, пополнение предметного словаря и словаря признаков.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Спорт – это жизнь». Спортивные игры и развлечения, эстафеты, олимпиады. Оформление спортивного уголка: кегли, городки, мячи, скакалки, клюшки, шайбы, обручи, ленточки. Детская игра «Назови вид спорта».
Материал и оборудование: пластилин, стеки, доски, салфетки, влажные губки, дополнительный материал – бумага, картон, вата, пластик, ветки.
Демонстрационный материал: иллюстрации «Зимние виды спорта.»
Интеграция образовательных областей: коммуникативно-личностное развитие; познавательно-речевое развитие; художественно-эстетическое развитие;
Ход НОД.
Организационный момент
Воспитатель: Взрослые и дети очень любят спорт. Ребята, есть очень много зимних видов спорта. Какие зимние виды спорта бывают?
Дети: Хоккей, биатлон, коньки, санный спорт, фигурное катание, конькобежный бег, горнолыжный и т. д.)
Воспитатель: Отгадайте загадки:
На снегу две полосы,
Удивились две лисы.
Подошла одна поближе:
Здесь бежали чьи-то …
(Лыжи)
Есть ребята у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих
Что за кони у меня?
(Коньки)
Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» —
Там идёт игра — …
(Хоккей)
Палка в виде запятой
Гонит шайбу пред собой.
(Клюшка)
Воспитатель: Теперь расскажите, какой вид спорта у вас самый любимый?
Дети: футбол, фигурное катание, хоккей, лыжи и т.д.
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, сейчас вы будете лепить фигурки спортсменов. Напоминаю, что можно лепить комбинированным способом: голову и туловище вылепить из целого куска, а руки и ноги сделать отдельно и примазать к туловищу. Дети самостоятельно лепят фигурки спортсменов, изображают характерные детали (лыжи, коньки, клюшки и т.д.).
Заключительная часть.
Все фигурки спортсменов размещаются на одной доске для лепки.
Воспитатель: Вы славно поработали сегодня. Давайте посмотрим, какой вид спорта у нас преобладает. Смотрите, у нас получилось поровну хоккеистов и лыжников. Можно составит сюжетную композицию для хоккеистов ледовое поле, пластик заменит нам лед, а из веток делаем перекладины для ворот. Посмотрите, получился у нас ледовое поле? Дети: Да получилось.
Воспитатель: Теперь поставим всех хоккеистов на ледовое поле.
Для лыжников мы можем сделать трамплины. Берем картон, наклеиваем на него вату, с одного края побольше, с другого совсем чуть-чуть, что бы получился склон. Сверху приклеиваем две тонкие полоски пластика – это трамплин. Теперь переносим сюда лыжников. Вам, нравиться.
Дети: Да.
Воспитатель: Сегодня все были молодцы! А теперь давайте поместим композиции на выставку.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений: Нанайская сказка «Айога»
Программное содержание: Познакомить с Нанайской народной сказкой «Айога»;
Задачи:
Образовательные:
- Учить принимать участие в групповой беседе, внимательно слушать, высказываться, обобщать, рассуждать;
- Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним;
- Активизировать и обогащать словарный запас детей;
- Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости.
Развивающие:
- Развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь;
- Развивать умение инсценировать отрывки из сказки.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к народному творчеству
- Воспитывать познавательный интерес;
- Воспитывать заботливое отношение к близким.
Оборудование: картинка куклы в нанайском костюме, презентация сказки.
Ход:
— Ребята, вы любите сказки? Я тоже их очень люблю. Сейчас закроем глазки и окажемся в сказке.
— Но прежде ответьте, вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей).
— Как вы думаете, часто смотреть в зеркало — это хорошо или плохо?
— Почему хорошо? (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.)
— А почему плохо? (Можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т д.)
— Ребята, зеркало — это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если много собой любоваться, то произойдет беда. Сегодня мы познакомимся с нанайской сказкой «Айога». Эта сказка про девочку, которая очень любила любоваться собой, хотя у нее и зеркала-то не было. Но прежде хочу рассказать, кто такие Нанайцы.
Показ презентации о нанайцах и самой сказки.
После презентации-сказки беседа с детьми.
Вопросы к детям:
— Понравилась вам эта сказка?
— Эту сказку можно назвать волшебной?
— Какое волшебство в ней происходит?
— О ком эта сказка?
— Чем Айога занималась все время?
— Расскажите какая она по характеру? (хитрая, дерзкая, злая, грубая, невоспитанная, горделивая, не внимательная к людям, самолюбивая, гордая, ленивая)
— Какие поступки Айоги вам не понравились?
— Как поступила Айога на просьбу матери помочь ей? (Стала отговариваться, нашла много причин, чтобы не ходить за водой) Вспомнить, как это было помогут нам 2 девочки. Инсценирование сказки.
— Кто помог матери Айоги? (Соседская девочка)
— Как можно охарактеризовать соседскую девочку? (добрая, внимательная, щедрая, бескорыстная, послушная, вежливая, ласковая, отзывчивая, трудолюбивая)
— Какая по характеру мама Айоги? (добрая трудолюбивая, заботливая, мудрая, справедливая)
— Правильно ли поступила мать, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? (Ответы детей).
— Почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке? (матери было не безразлично, какая у нее растет дочь, она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями)
— Мать поступила по справедливости? (Да) В народе есть мудрая пословица: «Как аукнется, так и откликнется».
— Кто виноват, в том, что Айога превратилась в гуся? Почему она превратилась в гуся?
— К кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками».
— Кто из девочек вам понравился? Почему? С кем из них вы бы хотели подружиться?
-А кому из вас, ребята, жалко Айогу?
— Какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку? (доброй, отзывчивой)
— А в наши дни встречаются люди, которые любуются только собой, никого вокруг не замечая?
— В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)
Ребята давайте немного отдохнём.
Игра «Мы встречаем друзей, вот так»
На начало игры дети стоят в двух шеренгах. Каждый знает своего «партнера» (это ребенок, стоящий напротив). Шеренги находятся на расстоянии 4–5 шагов от центральной линии. Дети выполняют соответствующие движения:
Мы помашем рукой – вот так! (машем партнеру правой рукой)
Мы помашем другой – вот так! (машем партнеру левой рукой)
Подойдем друг ко другу – вот так! (четыре шага навстречу партнеру – обе шеренги сходятся по центральной линии)
И обнимем друг друга – вот так! (обнимаем партнера)
Улыбнемся друг другу – вот так! (улыбаемся и смотрим на улыбку партнера)
Руку другу дадим – вот так! (на слово «вот» каждый подает правую руку ладонью вверх, на слово «так» — кладет левую руку на правую ладонь партнера)
И подпрыгнем дружней – вот так! (подпрыгивают одновременно вверх – 1 раз на слово «так»)
Вместе нам веселей – вот так! (на слова «вместе нам веселей» — дети хлопают в ладоши)
— Чему учит нас эта сказка?
— А как вы помогаете родителям?
Игра «Назови лишнее»
Из перечисленного ряда слов дети выбирают лишнее, не входящее в основное, смысловое значение групп слов и объясняют почему:
улыбка, радость, грусть, веселье
доброта, забота, внимательность, злость
щедрый, добрый, жадный, заботливый
лживый, справедливый, честный, культурный
трудолюбивый, смелый, аккуратный, ленивый
— Ребята, я подобрала пословицы о труде, доброте, помощи, послушайте их:
«Жизнь дана на добрые дела», “Не одежда красит человека, а его добрые дела.”, «Человек от лени болеет, а от труда здоровеет”, «Всякий человек в деле познаётся”, «Без труда нет добра”, «Маленькое дело лучше большого безделья”, «Труд кормит, а лень портит».
Молодцы! Очень надеюсь, никто не будет похож на девочку Айогу?
Автор: Елина Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: г.Лихославль, Тверская обл.
Наименование материала: Конспект открытого занятия по развитию речи
Тема: «Обучение рассказыванию по нанайской сказке «Айога»
Раздел: дошкольное образование
МДОУ «детский сад «Ладушки» г.Лихославль
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.
«Обучение рассказыванию. Нанайская сказка «Айога».
Подготовила: воспитатель
старшей группы «Знайки»
Елина Анна Александровна
Конспект НОД по развитию речи в страшей группе.
«Обучение рассказыванию. Нанайская сказка «Айога».
Подготовила: воспитатель старшей группы «Знайки» МДОУ «Детский сад «Ладушки»
г.Лихославль Елина Анна Александровна
Цель: Знакомить со сказками других народов. Учить детей характеризовать литературные
образы и высказывать свое отношение к ним. Формировать представление о скромности,
трудолюбии, справедливости. Воспитывать заботливое отношение к близким.
Задачи: Формирование умения внимательно слушать художественное произведение,
отвечая на вопросы по содержанию. Продолжать учить понимать жанровые особенности
сказки, применять в речи образные выражения, сравнения. Воспитание интереса к
художественной литературе. Поощрение желания помочь, сопереживать. Активизация и
обогащение словаря детей.
Тип урока: интегрированный.
Формы работы воспитанников: фронтальный, индивидуальный.
Используемые технологии, методы: словесный: беседа, объяснение; наглядный: показ
презентации, иллюстраций; практический: творческие рассказы детей.
Необходимое техническое оборудование: ноутбук, проектор, портативная колонка.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Легенда, предание народное,
Ребята ее обожают.
Родители, если свободные,
Ее тебе на ночь читают.(сказка)
Молодцы! Подумайте и догадайтесь, о чем мы свами сегодня будем говорить? (ответы
детей).
Если не ответили: вот вам подсказка:
Артикуляционная гимнастика «Теремок».
В лесу стоит маленький домик, настоящий теремок
Надуть щёки
Этот домик очень красивый, с черепичной красной крышей и большой кирпичной трубой
Хоботок – вытянуть губы вперёд и вращать ими
В доме есть 3 маленьких круглых окошка со ставнями
Окошко – приоткрыть верхние и нижние зубы
и большая резная дверь. Однажды подул очень сильный
Оскал – показать зубы в улыбке, при этом зубы разжать
ветер. Стены у дома были красивые.
Покрасить стенки – кончиком языка погладить щёки
Стали они шататься вправо-влево, вправо-влево…
Поочерёдно надувать щёки
Зашатался и пол в домике вперёд-назад, вперёд-назад,
Двигать челюстью вправо-влево
дверь то закрывалась, то открывалась.
Открыть рот
Даже труба на крыше закачалась,
Хоботок
вдруг дом рухнул и рассыпался…
Худышка – втянуть щёки
Прибежала мышка, которая жила в этом домике, увидела, что произошло, и огорчилась.
Нижними губами закусить верхнюю губу
Даже слова сказать не смогла от расстройства. Прискакала лягушка-подружка и говорит:
Верхними губами закусить нижнюю губу
«Ква-ква, пойдём, мышка, в мой домик жить!»
Широко открыть рот
Обрадовалась мышка, улыбнулась и побежала за лягушкой.
Улыбка
К нам пришла посылка.
( в посылке зеркало и письмо с заданиями от Незнайки.)
Воспитатель: Что же это в посылке? Как вы думаете ребята?
А на посылке надпись: «Чтобы меня открыть – отгадайте загадку»:
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец — глупца,
Баран — барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну — обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
Дети: Зеркало.
Воспитатель: Правильно ребята! Какие вы молодцы!
Ребята, а вы любите смотреть на себя в зеркало? (Ответы детей).
Воспитатель: Как вы думаете, часто смотреть в зеркало — это хорошо или плохо?
Почему хорошо?
Дети: Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.
Воспитатель: А почему плохо?
Дети: Можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, не успевать делать
нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т д.
Воспитатель:
Сегодня мы познакомимся с нанайской сказкой «Айога». В ней мы узнаем про девочку,
которая очень любила любоваться собой, и узнаем, чем это закончилось. А кто такие
нанайцы?
Рассказ детей о нанайцах ,сопровождаемый показом презентации.
Включить аудиозапись сказки и презентацию к ней.
Обсуждение сказки:
Воспитатель:
Кто такая Айога? Расскажите какая она по характеру?
Дети: Самолюбивая, гордая, ленивая.
Воспитатель: Какие поступки Айоги вам не понравились?
Дети: Не помогла маме, любовалась собой.
Воспитатель: Какая по характеру мама Айоги?
Дети: Добрая, трудолюбивая, заботливая.
Воспитатель: Почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке?
Дети: Соседская девочка принесла воды.
Воспитатель: Как можно охарактеризовать соседскую девочку?
Дети: Отзывчивая, трудолюбивая.
Воспитатель: К кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а
поступками».
Дети: Соседская девочка.
Воспитатель: Кто из девочек вам понравился? Почему? С кем из них вы бы хотели
подружиться?А кому из вас, ребята, жалко Айогу? А почему она превратилась в гуся?
Ответы детей.
Физкульминутка под музыку. (Включить музыку).
А мы с вами не будем лениться:
Раз — вприсядку, два — вприсядку, три — поставим вправо пятку.
Ножкой правой вверх качнем и на место отведем.
Раз — вприсядку, два — вприсядку, три — поставим влево пятку.
Ножкой левой вверх качнем и на место отведем.
Раз — вприсядку, два — вприсядку, три — поставим вправо пятку.
Ножкой правой вверх качнем и на место отведем.
Раз — вприсядку, два — вприсядку, три — поставим влево пятку.
Ножкой левой вверх качнем и на место отведем.
Воспитатель: А что же еще в посылке? Здесь письмо от Незнайки. Незнайка пишет, что
совсем не умеет сочинять интересные рассказы. Давайте поможем ему выполнить задания
жителей цветочного городка.
1-ое задание: Придумай концовку сказки «Айога», так чтобы в ней был счастливый
конец.
2-е задание: д/и «Назови лишнее»:
1. Радость, грусть, веселье, счастье.
2. Внимательность, забота, злость, доброта.
3. Жадный, добрый, заботливый, щедрый.
4. Лживый, справедливый, воспитанный, честный.
5. Аккуратный, смелый, трудолюбивый, ленивый.
Итак, победила команда …и всех нас ждет угощение.
Воспитатель: А я хотела бы закончить наше занятие пословицей:
Труд кормит, а лень портит. А какие вы знаете пословицы о труде?
Дети:Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Терпенье и труд все перетрут.
Упорно трудиться — будет хлеб в закромах водиться.
Кто не работает, тот не ест.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Глаза страшатся, а руки делают.
Дело мастера боится.
Сделал дело — гуляй смело.
Воспитатель: Молодцы, ребята! выполнили все задания Незнайки.Сегодня вы все
молодцы, каждый из вас усвоил урок этой сказки и я уверенна, что никто не повторит
ошибки девочки Айоги. Я предлагаю встать всем в круг и взяться за руки.
Дети с воспитателем встают вкруг, и берутся за руки.
Воспитатель читает стихотворение:
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло!
Воспитатель включает спокойную музыку и предлагает детям встать в круг. Воспитатель показывает игрушку солнышко и читает стихотворение.
— Доброе утро! – птицы запели.
— Добрые люди, вставайте с постели!
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по домам!
И к нам солнышко заглянуло –
Доброе, ласковое, нежное!
Воспитатель: ребята, давайте поприветствуем друг друга ласково. Для этого можно поиграть в игру. Правила этой игры такие: вы передаете друг другу игрушку солнышко, при этом говоря ласково имя ребенка, которому передается солнышко
Воспитатель: Я тоже очень люблю сказки. Мы с вами читали много разных сказок. Какие сказки вы знаете?
Воспитатель: Молодцы, дети, много сказок знаете! И сегодня мы познакомимся с еще одной сказкой. Это нанайская сказка «Айога».
Воспитатель читает сказку, чередуя с показом слайдов с изображением сюжетных картинок.
Воспитатель: Дети, понравилась вам сказка?
Воспитатель: Какая Айога была в сказке?
Воспитатель: А какая была мама Айоги?
Воспитатель: А какая была соседская девочка?
Воспитатель: Как вы думаете, почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке?
Воспитатель: Правильно ли поступила мама Айоги?
Воспитатель: Дети, кто же виноват в том, что Айога превратилась в гуся?
Воспитатель: Как вы думаете, кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками»?
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку?
Воспитатель: А в наше время встречаются люди, которые любуются только собой и не замечают никого вокруг?
Воспитатель: В этой сказке девочка Айога превратилась в гуся. А что может случится с таким человеком в реальной жизни?
Воспитатель: Дети, придумайте каждый из вас продолжение сказки, только со счастливым концом.
Воспитатель: Дети, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Назови лишнее слово». Я вам буду называть ряд слов, а вы определите, какое слово в этом ряду лишнее. Почему оно не подходит к остальным словам и объясните почему.
Игра «Назови лишнее»:
Радость, грусть, веселье, счастье.
Внимательность, забота, злость, доброта.
Жадный, добрый, заботливый, щедрый.
Лживый, справедливый, воспитанный, честный.
Аккуратный, смелый, трудолюбивый, ленивый.
Воспитатель: Сегодня вы познакомились с нанайской сказкой «Айога». Как вы считаете, что делает красивым человека и что же важнее: внешность человека или его внутренние качества? Чему учит эта сказка?
Воспитатель выслушивает ответы нескольких детей.
Воспитатель: Сегодня вы все молодцы, каждый из вас усвоил урок этой сказки и я уверенна, что никто не повторит ошибки девочки
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Обучение рассказыванию. Нанайская сказка «Айога»».
Цель Формирование умения детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога».
Задачи
Обучающие Продолжать знакомить со сказками других народов. Продолжать учить понимать и называть жанровые особенности сказки учить детей, используя мнемотаблицу, придумывать новую концовку сказки.
Развивающие Продолжать развивать умения внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию. Способствовать формированию умения детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним. Развиватьсвязную речь,мышление.
Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)
Министерство образования и науки Калужской области
Управление общего образования Администрации города Обнинска
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №2 «Палех»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
«Обучение рассказыванию. Нанайская сказка «Айога»» .
Подготовила:
воспитатель высшей квалификационной категории
Кайгородова Е.А.
Обнинск
2022г.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
«Обучение рассказыванию. Нанайская сказка «Айога»».
Цель: Формирование умения детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога».
Задачи:
Обучающие: Продолжать знакомить со сказками других народов. Продолжать учить понимать и называть жанровые особенности сказки; учить детей, используя мнемотаблицу, придумывать новую концовку сказки.
Развивающие: Продолжать развивать умения внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию. Способствовать формированию умения детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним. Развивать связную речь, мышление.
Воспитательные: Воспитывать в детях положительное отношение к понятиям скромность, трудолюбие, справедливость. Воспитывать заботливое отношение к близким. Воспитывать интерес к художественной литературе.
Материалы и оборудование: магнитофон, флэшка с записью сказки, магнитная доска, иллюстрации к сказке, мнемотаблица, колокольчик, карточки с изображением слонёнка, лошадки, змеи, бегемота для артикуляционной гимнастики, красочная коробочка, зеркало, фотография с изображением нанайцев в национальных костюмах, мяч.
Предварительная работа: чтение художественной литературы разных жанров, дидактическая игра «Расскажи сказку», изготовление вместе с детьми мнемотаблиц для пересказов сказок, рассказов, стихов.
Ход: Организационный момент
Колокольчик зазвонил – в круг собраться пригласил.
Мы построим ровный круг.Справа друг и слева друг.
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!
Я прошу вас мне сказать готовы вы сейчас играть?
Воспитатель: Но сначала, пожалуйста, скажите мне, а вы любите сказки? Чем сказка отличается от рассказа? Какие бывают сказки? (народные, авторские) Какие народные сказки вы знаете? Какие авторские сказки вы знаете?
Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Угадай сказку»
Возле леса, на опушке, Трое их живёт в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Что это за сказка? (Три медведя) |
Из танцзала короля Девочка домой бежала, Туфельку из хрусталя На ступеньках потеряла. Тыквой стала вновь карета… Что за сказка это? (Золушка) |
Жадными быть, разумеется, плохо. Кого обманула лисица-пройдоха? Припомните двух неразумных зверей И сказку про них назовите скорей. (Два жадных медвежонка) |
Из леса птицы прилетают, Детишек малых забирают, К Яге в избушку их несут И в детской сказочке живут. (Гуси-лебеди) |
-Молодцы ребята все загадки отгадали. А теперь я приглашаю вас присесть на стульчики. Давайте проверим осанку.
За осанкой ты следи, спину выпрямив держи.
Прежде чем мы продолжим, я предлагаю вам сделать артикуляционную гимнастику: 1. Бегемотик 2. Слонёнок 3.Змея 4.Лошадка
-Молодцы. Сегодня утром я обнаружила на столе коробку, в ней что-то лежит. Попробуйте отгадать:
Часто я в него смотрюсь. Перед ним кружусь, верчусь.
Свои косы заплетаю. И костюмчик поправляю (зеркало).
Воспитатель: Ребята, а вы любите смотреть на себя в зеркало? Для чего нам нужно зеркало? (приводить себя в порядок, причёсываться, умываться, завязывать бант и т.д.)
Скажите, а хорошо ли это – много времени проводить у зеркала, любоваться собой? (Плохо, потому, что можно не успеть сделать нужные и важные дела, помочь маме, папе, бабушке и т.д.)
Воспитатель: Да, дети, зеркало – это нужный предмет. И с ним нужно обращаться осторожно. Если очень долго любоваться собой в зеркале, то может произойти беда. А вот, что именно может случиться, вы узнаете, когда послушаете нанайскую сказку «Айога».
Нанайцы – народ Дальнего востока. Живут они на берегах реки Амур. Живут нанайцы в чумах. Они не высокого роста с широким лицом. У них чёрные прямые волосы. Это добрый и отзывчивый народ. Мужчины умело ловят рыбу и охотятся, а женщины заниматься домом, семьей, собирают ягоды, обрабатывают шкуры рыб и животных, шьют из них одежду, обувь для семейства. Для езды используют собачьи упряжки.
Воспитатель включает запись сказки. Показ иллюстраций на магнитной доске.
Воспитатель: «Дети, понравилась вам сказка?»
Воспитатель: «Как звали девочку в этой сказке?»
Воспитатель: «Расскажите какая Айога была в сказке?» Дети: «Ленивая, злая, грубая, невоспитанная, не внимательная к людям, хитра, самолюбивая».
Воспитатель: «А какая была мама Айоги?» Дети: «Добрая, трудолюбивая, справедливая».
Воспитатель: « А какая была соседская девочка? Расскажите о ней».
Дети: « Доброй, отзывчивой, внимательной, послушной, вежливой, ласковой».
Воспитатель: «Кто из девочек вам понравился? Почему? С кем бы из них вы хотели подружиться?»
Воспитатель: «Как вы думаете, почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке?»
Дети: «Матери Айоги было не безразлично какая у неё растёт дочь.Она очень переживала, что у нее растет такая дочка. Она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями».
Воспитатель: «Правильно ли поступила мама Айоги? Дети: Да, мама поступила по справедливости».
Физкультминутка
Ребята представьте, что вы взяли в руку и держите перед собой зеркало.
В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.
Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.
Губки ниточкой сложу, всех я краше, погляжу!(повторяется 2 раза)
Воспитатель: «Как вы думаете, кому из героев сказки подходит пословица : «Человек красив не лицом, а поступками»?» Дети: «Соседской девочке».
Воспитатель: «А какие ещё пословицы о труде вы знаете?» Ответы детей
«Без труда не вынешь и рыбку из пруда».
«Сделал дело — гуляй смело».
«Труд кормит, а лень портит».
«Делу время – потехе час».
«Без труда нет плода».
«Землю красит солнце, а человека труд».
«Уменье и труд всё перетрут».
Воспитатель: «Молодцы !Сколько пословиц вы знаете! Надеюсь никто не будет из вас похож на Айогу. Сейчас вы послушали часть сказки про Айогу. Этот часть сказки грустная и печальная. Мне бы хотелось, чтобы эта сказка запомнилась вам по доброму. Я предлагаю вам придумать свою концовку к данной сказке. А поможет нам мнемотаблица.
Давайте её рассмотрим. В первом квадрате нарисована дорога. Значит вначале нужно будет рассказать куда отправилась Айога. Во втором квадрате значок сказочного персонажа. Значит вы должны рассказать с каким сказочным героем встретилась Айога. В третьем квадрате изображён волшебный предмет. Вы должны рассказать какой волшебный предмет мог помочь девочке. И в четвётртом квадрате нарисовано превращение. Вы должны рассказать какое превращение произошло с Айогой, какой она стала. (Доброй, вежливой, ласковой, внимательной)
Выслушивая варианты детского творчества, педагог обращает внимание на правильное построение предложений. Предлагает детям высказать свое мнение, чья концовка сказки им понравилась больше всего и почему?
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам встать в круг поиграть в игру с мячом «Придумай противоположные слова» (воспитатель по очереди кидает мяч каждому ребёнку).
Добрый-злой Тудолюбивый – ленивый Храбрый — трусливый Ласковый — грубый Ясный — пасмурный Весёлый — грустный |
Мягкий — твёрдый Горячий — холодный Широкий — узкий Шершавый – гладкий Высокий – низкий |
Воспитатель: Молодцы!
Рефлексия:
Воспитатель: «С какой сказкой познакомились? Чему учит нас эта сказка? Дети: «Эта сказка нас учит тому, что человека делает красивым не его внешность, а его добрые поступки и дела».
Воспитатель: «А вы помогаете своим родителям? Что делаете?»( ответы детей)
Воспитатель: «Сегодня вы все молодцы. Я надеюсь, что каждый из вас усвоил урок этой сказки. Я уверена, что вы не повторите ошибок Айоги».
Все мы дружные ребята,
Мы ребята дошколята.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.
Интегрированное занятие для детей старшей группы (5 – 6 лет) «Знакомство с нанайской сказкой «Айога»
Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории Абрамова Н.С., МБДОУ ДС № 50 «Теремок», г. Озёрск, Челябинская область
Цель: Знакомить детей с творчеством малых народов Севера.
Задачи:
- способствовать закреплению знаний о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм.
Образовательные:
- способствовать формированию представлений о необходимости сопереживать и проявлять заботу, внимание в отношении друг к другу
- формировать умение высказать своё мнение о персонаже, замечать хорошие и плохие поступки
Развивающие:
- создать условия для развития литературной речи
- способствовать активизации словаря детей.
Воспитательные:
- воспитывать вежливость и доброжелательное отношение к окружающим людям; желание помогать нуждающимся.
Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Формы организации детей: фронтальная, индивидуальная, парами.
Предварительная работа: чтение и обсуждение поступков литературных героев; дидактические игры, посещение музея, знакомство с разными народами.
Активизация словаря: отзывчивая, заботливая, равнодушная, трудолюбивая, колыбель (люлька).
Обогащение словаря: медный таз, ровдуга, мялка, стойбище, покоробятся.
Средства и оборудование: сундук, картинки к сказке.
Ход занятия.
Вступительная часть: В круг, ребята, соберёмся
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Большой ящик, на нем крышка.
И висит ещё замок.
Царь хранит в нем золотишко,
Чтоб украсть никто не смог.
Дети: сундук
Воспитатель: показывает сундук.
Воспитатель: А где мы с вами видели такой сундук.
Дети: В музее русского народного творчества, или д/с.
Воспитатель: А что вам ещё понравилось в музее (подвести к названию люлька (колыбель))
Дети: печка, ухват, чугун и т.д
Воспитатель: Ребята, тихо, послушаем песню (звучит колыбельная)
Воспитатель: Что это за песня?
Дети: Колыбельная
Воспитатель: Что значит колыбельная?
Дети: значит качать, баюкать.
Воспитатель: А когда пели эти песни и для чего?
Дети: перед сном, чтоб убаюкать детей.
Воспитатель: А, что ещё рассказывали взрослые своим детям?
Дети: Сказки, потешки, заклички.
Воспитатель: Что значит потешки? Для чего их рассказывали?
Дети: Чтоб потешать, веселить маленьких детей, чтоб вызывать улыбки…
Воспитатель: Ребята, кто помнит потешку? Кто может нам её рассказать?
Дети рассказывают потешку.
Воспитатель: Ребята, а кто помнит, для чего рассказывали заклички?
Дети: Это обращение к природе (например, в засуху вызывали дождик и на оборот)
Воспитатель: Давайте мы с вами позовём дождик…
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи
Брызни в поле пуще!
Станет травка гуще!
Воспитатель: Ребята, а вам интересно, что лежит в сундуке?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда давайте откроем его и посмотрим, что там лежит (открываем сундук и достаём книгу «Айога»)
Воспитатель: Сейчас мы прочитаем нанайскую сказку и познакомимся с двумя девочками.
— А что значит нанайская сказка?
Дети: Это значит её придумал народ, который живёт на Севере.
Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте отдохнём.
Физминутка «Мы встречаем друзей, вот так»
Мы помашем рукой – вот так! (машем правой рукой)
Мы помашем другой – вот так! (машем левой рукой)
Подойдём друг к другу – вот так! (шагаем на встречу др. другу)
И обнимем, друг друга – вот так! (обнимем)
Улыбнёмся друг другу – вот так! (смотрим, друг на друга и улыбаемся)
Руку другу дадим – вот так! (подать правую руку, а сверху кладём левую на правую ладонь партнёра)
И подпрыгнем дружней – вот так! (одновременно подпрыгиваем)
Вместе нам веселей – вот так! (хлопаем в ладоши)
И на стульчики присаживаемся – вот так!
Воспитатель: Отдохнули, а теперь ушки на макушки и слушаем внимательно сказку.
Чтение сказки.
Беседа по сказке:
Воспитатель: Понравилась вам сказка?
Дети: Да
Воспитатель: А как вы думаете, какая она по настроению?
Дети: печальная, грустная.
Воспитатель: почему вы так думаете?
Дети: потому что Айога превратилась в гуся…
Воспитатель: Скажите, а какая была Айога?
Дети: злая, холодная, ленивая, равнодушная, гордая.
Воспитатель: Скажите, а какая была другая девочка, соседская?
Дети: добрая, хорошая, ласковая, трудолюбивая.
Воспитатель: Послушайте пословицу: «Человек красив не лицом, а поступками»
— Как вы это понимаете?
— Подходит эта пословица к сказке «Айога»?
Дети: Да
Воспитатель: Почему?
— Какие поступки Айоги вам не понравились?
Дети: То, что она смотрелась в зеркало, не помогала маме и шипела на девочку.
Воспитатель: Что произошло с Айогой?
Дети: Она превратилась в гуся.
Воспитатель: Почему мать отдала лепёшку соседской девочке, а не дала её Айоге?
Дети: Потому что она не сходила за водой, когда её просила мама.
Воспитатель: На кого бы вы хотели походить?
Ответы детей.
Воспитатель: Чем вам понравилась девочка?
Ответы детей.
Воспитатель: А какие добрые дела вы делаете?
Дети: моем посуду, подметаем пол…
Игра «Поляна добрых дел»
Предлагаю вам подумать, какой хороший поступок за сегодняшний день вы могли бы совершить, надо назвать его, взять цветок и положить его на «Поляну добрых дел»
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Посмотрите, какая получилась большая поляна добрых дел.
Воспитатель: Скажите, а какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку?
Дети: Доброй, трудолюбивой.
Воспитатель: Вы верите, что Айога измениться? Вы хотите, чтобы сказка закончилась по — другому?
Подумайте, как придумать другой конец сказки. А завтра мы с вами обсудим.
Рефлексия: О чём мы сегодня говорили на занятии? Что вам понравилось?
< Предыдущая | Следующая > |
---|