КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
по развитию связной речи у детей в подготовительной
группе ОНР.
ТЕМА: «Игра – драматизация. Русская народная
сказка «Пых»».
Цели:
1. Коррекционно – образовательные:
— формировать у детей навык связно и последовательно пересказывать
текст;
— закрепить у детей умение пересказывать подробно текст, точно
воспроизводить реплики главных героев;
— развивать связную речь.
2. Коррекционно – развивающие:
— развивать и активизировать словарь признаков по теме: «Овощи»
— развивать у детей умение отвечать на вопросы полными предложениями;
— развивать у детей грамматически правильную фразовую речь в процессе
обучения рассказыванию;
— развивать речевую и интонационную выразительность;
— развивать умение строить высказывание без опорных сигналов;
— развивать у детей общую, мелкую моторику.
3. Коррекционно – воспитательные:
— воспитывать у каждого ребёнка умение слушать совместно с группой
высказывания других детей;
— воспитывать у детей артистизм, творческие способности, логическое
мышление;
— воспитывать у детей умение передавать в речи свои переживания и
чувства;
— воспитывать у детей чувство коллективизма, умение играть вместе,
соотносить свои действия с действиями других детей.
Оборудование:
текст сказки «Пых», магнитофон, музыкальное сопровождение (кассета с записью песни «Дружба»), костюмы для всех персонажей, поднос с натуральными овощами, декорации: печка, репка, морковь, капуста, свёкла, стол, стулья, тексты загадок.
Предварительная работа:
— наращивание, активизация словаря по теме: «Овощи»;
— составление описательных рассказов по сенсорно – графическому плану;
— чтение русских народных сказок, беседы по содержанию;
— чтение и пересказ русской народной сказки «Пых»;
— уточнение названия народная сказка;
— изготовление костюмов для персонажей сказки;
— изготовление наглядного материала, декораций овощей, печки;
— работа с артистами: выразительное чтение, игровые движения, мимика;
— отгадывание загадок.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
Дети входят в зал.
Логопед: — Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости.
Поздоровайтесь с ними.
Логопед: – Ребята, здесь у меня для Вас подарки осени. А что это за подарки,
Вы догадайтесь сами, отгадав загадки.
Загадки:
Жёлтый бок, круглый бок –
Сидит на грядке колобок.
(репка)
Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице.
(морковь)
Как надела сто рубах
Заскрипела на зубах.
(капуста)
Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Красна, кругла, сладка на вкус
А называюсь…
(свёкла)
Летом в огороде,
Свежие, зелёные,
А зимою в банках –
Вкусные, солёные.
(огурцы)
Щёки красные, нос спелый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(редиска)
Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
(тыква)
Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(помидоры)
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко,
Ведь правда вкусная..
(картошка)
II. – Игра: «Отгадайте овощ по вкусу».
Логопед: — Молодцы ребята, отгадали загадки. А теперь попробуйте отгадать
овощ по вкусу, и сказать какой он.
Дети подходят к столу, на котором лежат разные овощи, (огурцы, помидоры, морковь, репа, варёный картофель, свёкла). Одному из детей завязывают глаза и подносят кусочек одного из овощей. Ребёнок пробует и рассказывает:
— Это помидор – он красный, круглый, сочный, полезный, мягкий.
— Это огурец – он зелёный, овальный, вкусный, хрустящий, шершавый, твёрдый и т.д.
III. Введение в новую тему
Логопед: — Хорошо, ребята, Вы очень интересно рассказали про овощи. А Вы
знаете какие – нибудь сказки про овощи?
Ответы детей: «Репка», «Вершки – корешки», «Чипполино» и т.д.
IV. Новая тема.
Логопед: Дорогие гости, а сегодня дети группы «Совёнок» подготовили для
Вас русскую народную сказку «Пых».
В драматизации участвуют: дед, бабка, Алёнушка, ёжик, подружка Алёнушки – Маша, автор.
«Сказка, сказка, отзовись, поскорее к нам явись»,
«Надеваем маски, попадаем в сказку».
V. Пересказ русской народной сказки с элементами драматизации.
«Пых»
Автор: Жили-были дед, бабка их внучка Алёнушка. И был у них огород, и
росли там капуста, свёкла, морковка и даже репка. Захотелось дедушке
однажды репки. Вот и пошёл он в огород.
Дед: — Приходите в огород,
посмотреть, как всё растёт.
Всё растёт, всё цветёт,
Никому не тесно.
Приходите в огород,
Очень интересно!
Дед: (показывая на овощи)
— вот морковка – сладкая, твёрдая, оранжевая, вкусная, из неё можно салат приготовить;
— а вот свёкла – круглая, бордовая, твёрдая, полезная из неё бабка мне винегрет сделает;
— а вот капуста – зелёная, твёрдая, сочная, круглая из неё мне бабка щи сварит;
— а вот и репа – жёлтая, твёрдая, вкусная
Голос из – за репки: «Пых» – «пых» – «пых».
(дед убегает домой)
Дед: ох, бабка, там под репкой кто-то страшный сидит да пыхтит. Испугался
я, еле ноги унёс.
Бабка: Да что, ты старче! Пойду-ка я сама за репкой.
В огород пойду,
Урожай соберу.
Я морковки натаскаю,
И свеколки натаскаю.
Срежу я кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный.
Бабка: Вот морковка — сладкая, твёрдая, оранжевая, вкусная, приготовлю деду
салат;
— а вот свёкла – круглая, бордовая, твёрдая, полезная сварю из неё деду борщ;
— а вот капуста – зелёная, твёрдая, сочная, круглая, хрустящая напеку деду пирогов с капустой;
Голос из – за репки: «Пых» – «пых» – «пых».
Автор: испугалась бабка, убежала и села на лавочку. Сидят они с дедом
горюют.
Автор: А в это время Алёнушка со своей подружкой Машей гуляла в лесу. Собирала грибы, цветы, пела песни. (Девочки танцуют и поют).
Автор: Пришла Алёнушка домой.
Алёнушка: Не горюйте дедушка и бабушка, я пойду в огород, принесу Вам репку.
Алёнушка: Огороду нас в порядке —
Мы весной вскопали грядки.
Мы пахали, поливали,
Урожай теперь собрали.
Алёнушка: Вот морковка – сочная, красивая, вкусная, хрустящая, сладкая –
бабушка салат приготовит;
— а вот свёкла – красная, твёрдая, сочная — бабушка борщ сварит;
— а вот капуста – зелёная, твёрдая, сочная, хрустящая — напечёт бабушка пирогов с капустой;
— а вот и репка – жёлтая, круглая, твёрдая, сладкая-пресладкая.
Голос из – за репки: «Пых» – «пых» – «пых».
Автор: не испугалась Алёнушка, наклонилась ближе и видит: лежит за репкой колючий колобок.
Алёнушка: Ой, ведь это же ёжик.
Автор: взяла Алёнушка репку позвала и ёжика с собой.
Алёнушка: пойдём ёжик ко мене в гости, я тебя с бабушкой и дедушкой познакомлю.
Дед и бабка: А где же репка? А как же этот страшный зверь? Не испугалась его?
Алёнушка: Вот Вам репка! А вот Вам и страшный зверь – ёжик. Ёжик оставайся с нами жить, мы тебя молочком угостим.
Ёжик: Остаюсь я с Вами жить, молоко пить, мышей ловить.
А это мой подарок ребятам: — морковка, угощайтесь, пожалуйста.
Логопед называет детей и их роли.
Все артисты кланяются зрителям.
Дети – артисты угощают зрителей морковкой.
VI. Итог занятия.
Логопед: Ребята, Вам понравилась эта сказка? Как она называлась? Что больше всего Вам понравилось? Вечером расскажите эту сказку дома родителям, нарисуйте героев сказки.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №102
Проверил: Утверждаю:
Старший воспитатель Заведующий МДОУ№102
Микова А.Н. _________ Н.П.Стрелкова_________
«______» _________ 2022г. «______» ___________2022г.
Конспект НОД по развитию речи
в средней группе №10 на тему
«Ознакомление детей с белорусской сказкой
«Пых»
Воспитатель: Н. С. Алабугина
г. Томск -2022г.
Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по развитию речи cказка «Пых»
ЦЕЛЬ: познакомить детей со сказкой «Пых».
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
1. Закреплять умения детей понимать обобщающие слова (овощи, фрукты).
2. Расширять и активизировать словарный запас детей способом уточнения названий овощей (огурец, помидор, тыква, репка, перец, лук, морковь, фруктов (яблоко, груша, лимон, апельсин, виноград, банан).
3. Совершенствовать умение детей внятно произносить сочетание звуков «пх», изолированных звуков «ж», «з».
4. Закреплять умение детей слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
5. Закреплять умение детей отвечать на вопросы, используя существительные в нужном падеже (родительный падеж).
Развивающие:
1. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие.
2. Развивать мышление, внимание, усидчивость.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к литературе и драматизации литературных произведений.
2. Воспитывать трудолюбие и уважение к старшим.
3. Воспитывать культуру поведения.
4. Воспитывать добрые и внимательные отношения детей друг к другу.
МАТЕРИАЛЫ:
Картинки сада и огорода, картинка избушки, куклы театра бибабо: дед, бабка, внучка Аленка, игрушка ежик, макет ели или кустика, две корзины, муляжи овощей: картошка, морковь, огурец, помидор, тыква, репка, перец, лук, муляжи фруктов: яблоко, груша, лимон, апельсин, виноград, банан, картинки овощей: картошка, морковь, огурец, помидор, тыква, перец, репка, лук, картинки фруктов: яблоко, груша, лимон, апельсин, виноград, банан, тарелка с угощением (яблоки или бананы) по количеству детей.
Виды деятельности: игровая, речевая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, физическая.
Виды деятельности: игровая, речевая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Средства реализации: книга сказок, картинки к сказке «Пых», овощи.
Ход занятия.
Вводная часть:
Организационный момент. Посадка детей на стульчики.
Основная часть:
Воспитатель предлагает отгадать загадки:
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь правда вкусная …(Картошка).
Как надела сто рубах,
Заскрипела на зубах. (Капуста)
Ты кругла, вкусна, красива!
Ты сочна, ну просто диво!
Борщ, свекольник, винегрет…
Без тебя уж не обед.
Ты во всём нам помогла.
А зовут тебя… (Свекла).
Летом в огороде – свежие, зеленые,
А зимою в банках – вкусные, соленые. (Огурцы).
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно отгадали все загадки. А как мы можем одним словом назвать все эти вкусности? Ответы детей.
Где выросли эти овощи? Ответьте полным ответом.(они выросли в огороде.) А где выросли эти фрукты? (Они выросли в саду на дереве.)
Воспитатель: И я предлагаю вам поиграть в игру.
Игра «ЧТО где растет».
Мне, ребята, принесите только то, что растет в огороде (дети приносят овощи). Молодцы, дети. А сейчас принесите только то, что растет в саду, на дереве (дети приносят фрукты).
Воспитатель: сегодня познакомимся с белорусской сказкой «Пых»
Воспитатель читает белорусскую народную сказку «Пых», проводит беседу по вопросам после чтения.
—Чего захотелось однажды дедушке?
— Куда он вышел, и какая стояла погода?
— Что делали пчелки и комарики?
— Как жужжат пчелки?
— А комарики как звенят?
(ж-ж-ж, з — з -з)
Давайте повторим вместе, сначала тихо потом громко.
Дети повторяют звуки то тихо, то громко.
— Мимо чего шел дед?
— Какими словами об этом сказано в сказке?
— Почему дед прибежал без репки?
— Что услышал дедушка?
( пши-пых, пши – пых)
Давайте повторим вместе, сначала тихо потом громко.
Дети повторяют звуки то тихо, то громко.
— Что с дедушкой случилось?
— О чем бабка его спрашивает?
— Что же ответил дед?
— Что бабка сказала дедушке?
— Что же стало с бабкой?
— Кто ещё пошел за репкой?
— Испугалась ли Аленка? Или засмеялась?
— Достала ли репку Аленка, и какую?
— Как можно охарактеризовать Аленку? Какая она по характеру?
АЛЕНКА: Не бойтесь, дедушка и бабушка, я пойду и посмотрю, кто вас так напугал и корзины заберу.
Пошла Аленка в огород за корзинами. Только наклонилась, а из-под кусточка кто-то как запыхтит… Как запыхтит, ребята? (Пх-пх-пх). Аленка не испугалась, посмотрела под кустик,а там ежик сидит и пыхтит: «Пх-пх-пх».
ЕЖИК: «Не пугайся, Аленка, поиграй со мной».
Аленка зовет детей поиграть с ежиком.
АЛЕНКА: Выходите, малыши, давайте с ежиком играть (Дети становятся в круг и делают «фонарики», грозят ежику пальчиком).
ИГРА «ЕЖИК»
Ежик-ежик, покажи
Нам свои иголки.
(делают «фонарики»,
Говорят, что вы, ежи,
(грозят ему пальчиком)
Очень-очень колки.
Ежик:
(крутят «моторчики»)
Я клубочком свернусь,
По дорожке покачусь,
(кружатся с «фонариками»)
Кто дорожку перейдет,
На иголки попадет.
Кто дорожку перейдет,
На иголки попадет.
Ежик догоняет детей, а дети убегают на свои места.
3ч. АЛЕНКА: А теперь полезай, ежик, ко мне в передник, я тебя домой отнесу, дедушке и бабушке покажу. Взяла Аленка ежика в передничек, две корзинки и принесла домой. А вот ее и дед с бабкой встречают.
БАБУШКА: Не испугалась ли зверя страшного?
АЛЕНКА: Вот вам овощи и фрукты, а вот вам Пых».
Посмеялись дед с бабкой, что ежика испугались, Аленку стали обнимать, умницей называть. Ежика яблочком угостили и в лес отпустили. Вот и сказки конец, а кто слушал- молодец!
3 часть- заключительная.
ВОСПИТАТЕЛЬ: И вам, ребята, за ваше старание дедушка и бабушка угощение приготовили. (Воспитатель открывает тарелку с бананами). Угощайтесь, малыши! (Спасибо) И вам спасибо, мои маленькие друзья, что внимательно слушали и помогали мне сказку рассказывать. Вы все, ребята, молодцы, порадовали меня.
Программные задачи:
учить детей вместе с взрослыми пересказывать сказку «Пых».
Связная речь: приучать детей участвовать в общей беседе, слушать, не перебивая своего сверстника.
Словарь и грамматика: закреплять в активном словаре название овощей.
Учить правильно по смыслу называть качественные характеристики.
Звуковая культура речи: закрепить произношение звуков: (ж); (з ); (и); (ш ); (х ). Воспроизводить ритм речи, правильно пользоваться речевым дыханием. Воспитывать благодарное чувство к природе.
Оборудование: настольный театр по сказке «Пых»; костюм бабушки;
Предварительная работа: чтение художественной литературы; рассматривание картинок ;муляжей по данной теме; наблюдение в природе.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся.
(дети здороваются с гостями, звучит сказочная мелодия)
Воспитатель: Что я слышу? Кто-то песенку поет.
Я знаю, дети. Это сказка в гости нас к себе зовет.
Ну-ка, глазки все закроем. Ручками похлопаем, ножками
потопаем, повернемся, улыбнемся.
Раз, два; раз, два – начинается игра.
(воспитатель произносит слова и переодевается бабушкой)
Бабушка: Здравствуйте, мои ребятушки! Я очень рада видеть вас у
себя в гостях .Вы скорее проходите, я вам сказку расскажу и покажу . Я знаю, ребятки, вы очень любите слушать сказки. А я много-много сказок знаю. И сегодня расскажу вам одну из них. И непросто расскажу, а еще и покажу. А называется сказка «Пых» .Кто знает ее, помогайте мне. Садитесь удобнее и слушайте внимательно.
(рассказ сказки сопровождается показом персонажей из настольного театра)
По окончании идет беседа с детьми по содержанию сказки.
Физминутка:
В огород сейчас пойдем
Овощей там наберем
Раз, два, три, четыре, пять
Что мы будем собирать?
Картошку, морковку, репу и свеклу
Помидоры огурец и капусту наконец,
В огороде мы старались
Низко к грядке нагибались
Весь собрали урожай
Вот он видишь получай!
Куда пошел дедушка? (в огород за репкой)
Принес ли дед репку? (нет, он испугался страшного зверя)
Принесла ли бабка репку? (то же нет)
Кто принес репку? (репку принесла внучка Аленка)
Что сказали старики? (они похвалили внучку за смелость)
Кого испугались бабушку и дедушку? (они испугались ежа)
Какие же овощи росли в огороде у дедушки с бабушкой да внучки Аленки? (капуста, свекла, морковка, репка)
А у меня, ребятки, тоже есть огород.
Игра «Овощи для салата и борща»
Цель: закреплять название овощей.
Ход игры: детям дают два ведерка ,в одно ведерко дети собирают овощи для салата , во второе ведерко дети собирают овощи для борща .В конце игры проверяется правильно ли дети собрали овощи.
Итог: ребята про кого сегодня вы смотрели сказку ,какие овощи росли на огороде у бабушки дедушки и Аленки.
Ответы детей
Воспитатель: молодцы.
Вам понравилось у меня в гостях? Я очень рада. А теперь
яхочу вам на прощание сказать такие слова.
Вы запомните, друзья, мои добрые слова!
Быть красивыми хотите?
И здоровыми хотите?
В завтрак, ужин и обед
Без капризов и без лжи
Кушать овощи должны.
Будут губки улыбаться,
Зубки остренько кусаться,
Будут глазоньки блестеть,
Щечки будут розоветь.
Тема:
Рассказывание белорусской народной сказки «Пых»
Цель: развивать
умение моделировать последовательность событий сказки.
Задачи:
—
закрепить представление детей об овощах;
—
развивать интерес к сказкам;
—
учить отвечать на вопросы по содержанию полным ответом;
—
формировать умение давать оценку поступкам героев;
—
развивать слуховое и зрительное восприятие, память, укреплять моторику рук;
-воспитывать
умение слушать других детей.
Оборудование:
Демонстрационный
материал: овощи на подносе, плоскостной театр для фланелеграфа
по сказке «Пых»
Раздаточный
материал: карточки с капустой, свёклой, морковью для заданий «Помоги
Аленке дойти до репки», «Повтори в обратном порядке», «Раскрась овощи на
грядках», карандаши.
Словарь:
Грядка,
борозда, передник, хата, колючий клубочек, глазки-бусинки, поблескивает,
пыхтит.
Предварительная
работа:
1.
Целевая прогулка на огород.
2.
Рассматривание натуральных овощей и на картинках.
3.
Предложить родителям сводить детей в овощной магазин.
Ход
занятия:
I.Организационный
момент и введение в тему занятия:
1.Загадка:
Круглая и сладкая
Выросла на грядке я
А мой желтенький бочок,
В
земле встретил червячок (репка)
Вопросы
к детям:
Как
догадались, что загадка про репку? Какие слова подсказали? (круглая,
сладкая, жёлтый бочок)
Где
растёт репка? (на грядке)
А
что такое грядка? (ответы детей)
Грядка
– это полоса вскопанной земли, на которой выращивают культурные растения
(овощи или цветы).
Какие
ещё овощи растут на грядках? (ответы детей)
II.
Работа по теме занятия
1.
Рассказывание сказки
2.
Беседа по вопросам:
—
Какие
овощи росли в огороде у деда и бабки? (капуста, свекла, морковь, репа)
—Что
захотелось съесть деду? (репку)
—Принёс
дед репку с огорода? (нет)
—
А бабушка принесла репку с огорода?
—Кого
испугались дед с бабкой? (ежа)
—
Почему
так испугались дедушка с бабушкой? (услышали пыхтение)
—Кого
ещё было слышно в огороде? (пчёлки жужжат, да комарики звенят)
—Кто
принёс репку? (Алёнка)
—
Как
выглядел ежик? (колючий клубочек, глазки-бусинки)
—
Почему
дед и бабка сказали, что Аленка молодец? (смелая девочка)
3.
Игровое упражнение «Помоги Аленке дойти до репки»
Инструкция
педагога:
Вспомните,
мимо каких грядок бежала девочка к репке? (капуста, свекла, морковь)
Выложите
картинки с овощами в этой последовательности.
4.
Речевое упражнение «Повтори в обратном порядке».
Мимо
каких грядок Алёнка бежала обратно? (морковь, свекла, капуста)
Что
приготовят бабушка, дед и Алёнка из овощей? (ответы детей). Давайте
поможем им засолить и заквасить капусту.
III.
Физкультминутка «Засолка капусты»
Мы
капусту рубим, рубим (резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз)
Мы
морковку трём, трём (пальцы правой руки сжаты в кулак, скользят по левой)
Мы
капусту солим, солим (движения пальцев имитируют посыпание из щепотки)
Мы
капусту жмём, жмём (интенсивное сжимание пальцев в кулаки)
IY.
Продолжение работы по теме занятия.
1
Практическое задание «Раскрась овощи на грядках».
Сейчас мы расскажем сказку ещё раз, а ваши
рисунки нам помогут.
2.Инсценировка сказки (на фланелеграфе или
магнитной доске)
Вопросы
к детям:
Для
чего нужны овощи? Какие овощи вы любите? (ответы детей)
Почему
овощи кушать полезно? (чтобы вырасти, быть сильным и здоровым)
В
овощах много полезных витаминов и веществ, которые помогают людям быть
здоровыми.
Y.
Итог занятия.
-Что
вы слушали сегодня на занятии? (сказку)
-Как
называется сказка? («Пых»)
-Почему
сказку назвали «Пых»? (ёж пыхтел)
-Понравилась
вам сказка?
—
Кто из героев сказки вам понравился и почему? (смелая девочка)
—
Чему научила вас эта сказка? (быть смелыми, помогать взрослым)