МДОУ детский сад № 1 комбинированного вида
г.о. Власиха Московской бласти
Конспект
художественно-речевой деятельности по теме
«Знакомство с творчеством
Евгения Ивановича Чарушина-Литературная гостиная»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила материал: Донченко Екатерина Сергеевна
2021 г.
Вид : Литературный досуг
Название : «Друг детей и зверей»
Возрастная группа: для детей старшего дошкольного возраста
Цель: формирование интереса детей к книгам, к произведениям детской литературы.
Задачи:
- Расширять представление детей о мире живой природы, воспитывать бережное отношение к животным. Познакомить с творчеством Е.И. Чарушина, его творческой манерой; воспитывать интерес к творчеству Чарушина, желание подражать ему в своей самостоятельной изобразительной деятельности;
- Обогащать лексический запас детей. (За счет слов: густая, заквохтала, растопырила, как в зеркальце, чулан, фыркает, пыжится и др.);
- Совершенствовать звуковую культуру речи: артикуляционный аппарат, дикцию, интонационную выразительность. Упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
- Развивать логическое мышление посредством отгадывания загадок;
- Закреплять умения последовательно пересказывать литературный текст, используя приемы мнемотехники. Учить пользоваться вопросительной и восклицательной интонацией;
Методы и приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций и книг Е.И. Чарушина.
Словесные: беседа по теме, чтение стихов, загадок, рассказы Е.И. Чарушина.
Практические: ремонт книг.
Здоровьесберегающие: физминутка, движения на развитие общей моторики, пальчиковая гимнастика.
ИКТ: презентация с иллюстрациями Чарушина
Интеграция образовательных областей:
1. Познавательно-исследовательская — формировать представление о творчестве Е.И. Чарушина.
2. Социально-коммуникативная — приучать детей проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний, приучать детей к самостоятельности ответов и суждений. Воспитывать бережное отношение к книге.
3. Художественно-эстетическая — развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности изображённых на иллюстрациях животных.
4. Приобщение к художественной литературе – знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текста. Обращать внимание детей на изобразительно – выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения). Пополнять литературный багаж детей.
Предварительная работа: Чтение рассказов Е.И. Чарушина. Рассматривание иллюстраций Е.М. Рачёва, Ю. А. Васнецова, В.Г. Сутеева в книгах, чтение рассказов о природе и о животных, беседа по их содержанию.
(Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) – иллюстрировал и оформлял
русские народные сказки, песенки, потешки, а также книги известных
детских авторов: В. Бианки, К. Чуковского, С. Маршака. Его по праву называют художником русской сказки. «Три медведя», «Конек-Горбунок», «Теремок» и многие другие. Фантастические, сказочные пейзажи основаны на впечатлениях от настоящей русской природы. Птицы и звери у художника обретают повадки, подмеченные им в реальной действительности)
(Евгений Михайлович Рачев (1906 – 1997) – заслуженный деятель искусств РСФСР, советский художник –анималист. С 1930 года начал сотрудничать с различными детскими издательствами в качестве художника-иллюстратора. Своей специализацией он избрал русские народные сказки, русскую прозу и басни. В 1936 году рисунки Рачева увидели в «Детгизе» и пригласили в Москву. Начиная с 1960 года стал главным художником в издательстве «Малыш» и оставался им около двадцати лет. Художник всегда помнил о своем маленьком зрителе и старался, чтобы его рисунки были понятны ребенку.
Над значительной частью своих книг Евгений Михайлович работал вместе со своей женой Лидией Ивановной Рачевой (1923-2011)
(Владимир Григорьевич Сутеев (1903- 1993) – С 14 лет подрабатывал: рисовал диаграммы для выставок здравоохранения, дипломы для победителей спортивных соревнований. Поступил на художественный факультет Государственного Техникума Кинематографии. Еще во время учебы примкнул к экспериментально-производственной группе мультипликаторов. С 1936 года- на киностудии «Союзмультфильм». С 1947 года работал в «Детгизе». Иллюстрировал множество детских сказок советских писателей: Чуковского, Маршака, Михалкова. Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышли книги: Д. Родари. Сам Владимир Сутеев написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей. В его книгах всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить детям простые истины.
Материал и атрибуты: Авторские рассказы и иллюстрации Е.И. Чарушина , книги — сборники «Зверята», «Кто как живет», «Вот они какие», «Про Томку», «Про сороку», «Большие и маленькие», «Про зайчат», «Пищик», рассказ «Лисята». Портрет автора, картина» Лиса с лисятами»; альбомные листы с нарисованным медведем, гуашь, жесткие и мягкие кисточки, баночки с водой, тряпочки (на каждого ребенка).
Ход мероприятия
- Организационный этап (мотивационный):
Приветственное слово ведущего: Здравствуйте, дорогие ребятишки! Девчонки и мальчишки! Какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне! Доброе утро!
Вы любите отгадывать сказки? Тогда послушайте одну и дайте мне ответ:
Знает все и учит всех,
Кто с ней знаком — тех ждет успех!
Но чтобы с нею подружиться,
Нужно грамоте учиться.
Ведущая: Что же это? (ответы детей)
Верно, это книга! Скажите, ребята, вы любите, когда вам читают? Есть ли у вас любимые книги? (ответы детей).
Я очень люблю читать про животных. Мне интересно знать, как живут животные, чем занимаются. А вам нравится слушать рассказы о животных? (ответы детей).
Да , этот мир полон чудес! Вот послушайте ещё такую загадку:
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит … (ответы детей)
Вот сегодня поговорим о одном таком рассказчике, сказочнике и художнике, который очень любит природу (растения, животных), видит ее красоту и нам –слушателям пытается через рассказы и иллюстрации поведать об этом, поделиться с нами своими знаниями, наблюдениями, раскрыть некоторые тайны природы, например, рассказывают о жизни и особенностях поведения некоторых животных.
- Основной этап (практический):
Приглашая всех вас в нашу Литературную гостиную. Посмотрите на эту замечательную выставку книг. Какие они красивые, яркие! И у каждой книги есть свой наряд. Кто вспомнит, как называется наряд у книги?(Обложка) Кто знает, как ещё называются рисунки и картинки?(Иллюстрации) Посмотрите внимательно на иллюстрации выставленных книг и скажите, на какую тему подобрана выставка? (на тему о животных) Это книги Е. И. Чарушина.
Но сначала, давайте познакомимся с жизнью Е. И. Чарушина , его биографией.
(презентация) Евгений Иванович Чарушин (1901 – 1965) – родился в Вятке, в семье главного губернского архитектора. С детства рисовал, обучаемый отцом. С 1927 года начал работу в Детском отделе Госиздата, художественным редактором которого был Владимир Лебедев. Лебедев принял Чарушина и помог ему сформировать его личный стиль, связанный с изображением животных. Первой книгой, иллюстрированной Чарушиным, был рассказ В. Бианки «Мурзук». В 1930 году, при участии и помощи С. Я. Маршака, начал писать небольшие рассказы для детей о жизни животных. Иллюстрировал собственные книги: «Волчишко и другие» (1931 г., «Никита и его друзья» (главный герой-сын автора) (1938 г., «Про Томку» (1957). В его творчестве познавательные цели органически сочетаются с задачами воспитания этического сознания и любви к природе (этими же чертами отмечена и проза самого Чарушина). В течение многих лет иллюстрировал книги Чуковского, Маршака, Пришвина, Бианки и др. детских писателей. Писатель и художник Е. И. Чарушин опубликовал много иллюстрированных книжек для детей о зверях, птицах, об охоте, о детях. Его иллюстрации, эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на многих международных выставках в Лондоне, Париже.
Динамическая пауза.
Давайте на время превратимся в лесных зверей. (Дети встают в круг, идут по кругу друг за другом, изображая животных: «медведь» идет вперевалочку, «заяц» прыгает, «лисичка» бежит по кругу на носочках и «виляя хвостиком» и т.д.).
Воспитатель: Дети, мы говорили, что Е. И. Чарушин рисовал иллюстрации к произведениям других писателей. Давайте рассмотрим несколько иллюстраций. (Демонстрируются иллюстрации к произведениям В. Бианки «Мурзик», К. Чуковского «Цыпленок», К. Ушинского «Бишка», С. Маршака «Деки в клетке»)
Воспитатель: Ребята, мы с вами читали разные рассказы Е. И. Чарушина. Сейчас в нашей литературной гостиной состоится конкурс знатоков произведений Е. Чарушина. (Детям задаются вопросы по произведениям. После ответа на вопрос на экран выводится картинка –ответ)
Викторина:
1) Что за страшный зверь спрыгнул на голову охотнику Никите Ивановичу? (Кошка Маруська; «Кошка Маруська»);
2)Долго выбирал себе Чарушин помощника на охоте. Кого он выбрал? (Щенка Томку; «Томка»);
3)Кого испугались Шура и Петя в своём дачном домике у самого леса? (ёжика; «Страшный рассказ»);
4)Как сорока добывала себе еду-добычу в лесу? (Сорока стрекотала, например: ««Вижу! Я тебя вижу! Вот он где!» или ««Я всё вижу! Отдай!» «Я вижу! Вижу! Вот он где!»; «Про сороку»)
5) Кого испугался Никита? (сороченка в кустах; «Никита-охотник»)
6) Что облизал Женя? (Женя ходил в высунутым языком зимой всегда и однажды лизнул дверную медную ручку; «Глупый мальчик»)
7) Как звали говорящего ворона? (Яша; «Яша»)
Ребята, ну вы меня и удивили! Как хорошо вы знаете произведения Е. Чарушина! А ещё хочу вас сказать, что давайте будем беречь нашу планету, траву, цветы, деревья, животных! Давайте ценить эту красоту. Если ни мы – люди, то кто тогда будет заботиться о нашей планете и ее обитателях. Ведь именно это хотел нам сказать в своих замечательных произведениях Е. Чарушин.
- Заключительный этап (итоговый)
На этом наша литературная гостиная заканчивается. Мы с вами уже знаем, что Евгений Иванович Чарушин был очень добрый, понимал и любил животных. Евгений Иванович был другом природы, другом зверей. И свою доброту Чарушин отразил не только в рассказах, но и в рисунках. У нас находятся книги с произведениями Е. И. Чарушина, а также книги других авторов, которые иллюстрировал Е. И. Чарушин. Также, размещены ваши рисунки к произведениям Е. И. Чарушина. Вы можете ещё раз пройти посмотреть выставку. А потом сядем за столы и побываем в роли иллюстраторов . Занимайте места- и нарисуйте любого персонажа, который вам понравился из произведений Евгений Иванович Чарушин. Это может быть или птица или зверь(животные) или человек.
(Дети работают ; на столе альбомные листочки, цветные карандаши)
Рефлексия (высказать свое мнение):
С каким автором мы сегодня свами познакомились? Чем запомнилось? (ответы детей). Давайте покажем свои рисунки и разместим их на нашу выставку.
На этом наше занятие заканчивается!
Спасибо вам большое! Вы очень постарались!
____________________________________________________________________________
Список используемых источников
1 ХРЕСТОМАТИИ ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП ДЕТСКОГО САДА + СКАЗКИ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ.
2 Хрестоматия по детской литературе УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ Составители: Анна Львовна Табенкина
Мария Константиновна Боголюбская, 1988г.
3 ХРЕСТОМАТИЯ ДЛЯ детей дошкольного возраста Пособие для воспитателей
4 Е.И. Чарушин , Рассказы
5 Глоцер В.: Мир Евгения Чарушина (рецензия на книгу Э. Кузнецова «Звери и птицы Евгения Чарушина»).Источник: http://charushin.lit-info.ru/charushin/articles/glocer-mir-evgeniya-charushina.htm
Конспект занятия-экскурсии для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Творчество Евгения Ивановича Чарушина»
Возраст: дети 6-7 лет.
Цель: познакомить детей с творчеством писателя Е.И. Чарушина.
Задачи:
— познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е.И.Чарушина;
— углубить знания детей о животном мире через произведения Е.И. Чарушина;
— формировать у детей эмоционально — образное восприятие произведений через художественное описание образов;
— формировать интерес к художественной литературе;
— способствовать формированию у дошкольников запаса литературных, художественных впечатлений;
— посредством произведений писателя способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к детенышам, попавшим в беду.
Активизация словаря: иллюстрация, художник, галерея, музей, выставка, анималист.
Лексический словарь: большая, рыжая, красивая, гладкая, пушистая, хитрая, озорные, шустрые, бурый, неуклюжие, мохнатые, несмышленые, испуганный, взъерошенная, серый, маленький, крошечный, мягонький, глаза как бусинки, пуговки
Предварительная работа: просмотр презентации «Биография и знакомство с творчеством Е. И. Чарушина», чтение произведений Е. Чарушина с его иллюстрациями “Первая охота”, ”Тюпа, Томка и сорока”, ”Томкины сны”, ”Большие и маленькие”, «Барсук» и др, беседы и составление пересказов произведений; оформление выставки книг, рисование рисунков по произведениям автора.
Оборудование: выставка иллюстраций и книг Е.И. Чарушина, выставка рисунков по произведениям автора.
Ход занятия:
Ребята, мы находились в мастерской художника.
Послушайте стихотворение А. Шалыгиной:
«И в шесть, и в десять лет, и в пять,
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует,
Всё, что его интересует:
Цветы, животных, лес и сказки…
Всё нарисует, были б краски,
Да лист бумаги на столе
И мир в семье и на Земле!»
— Посмотрите, сколько же здесь картин!
— Сейчас каждый из вас подойдет к той картине, которая ему больше всего нравится, и посмотрит на нее.
— Как вы думаете кто автор этих картин?
— Что вы можете сказать о Е.И. Чарушине?
— Кто такой художник — «анималист»?
— Почему на его картинках изображены животные?
— Е.И. Чарушин очень любил зверей. Дома у него жило много птиц, животных, которых он жалел, любил, сам лечил, наблюдал за ними и много рисовал. Читал много книг о природе. Вся его жизнь была связана с миром природы, с миром зверей. Любил рисовать звериных малышей.
Кто не любит зверюшек?
Зайчат, медвежат и хрюшек?
А тот, кто Чарушина книги читал,
О разных животных много узнал.
Забавные киски, собачки и птички,
В книжках живут на каждой страничке.
Сам автор рассказов для вас рисовал.
Вот Томка, вот Тюпа
О них ты читал?
Так книжки откроем мы с вами скорей,
Найдём мы там много пушистых зверей.
Отгадывание произведения.
1. Послушайте внимательно отрывок из произведения.
«Копай нору-подземный дом-глубокую-глубокую, хитрую-прехитрую, с ходами-выходами; один выход под кустом, другой – под корнём, третий-за камнем, четвёртый – в густой траве, пятый- в частом ельничке. »
— Как вы думаете, чьи это слова (Лисы.)
— Из какого произведения. (Лиса с лисятами.)
— Покажите мне картину на нашей выставке, которая соответствует данному произведению.
2. В каком произведении нашли маму-кошку для детенышей-приемышей? («Про зайчат».)
Давайте поиграем в игру «Найди ошибку»
Цель: учить детей слушать и смотреть внимательно, обнаруживать и исправлять ошибки.
Материал: репродукции картины.
Правила. Слушать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил. Он же получает право быть ведущим в игре – составлять искусствоведческий рассказ по другому произведению.
«Перед вами репродукция картины известного пейзажиста Е.И. Чарушина «Лисичка-сестричка». Эта картина к сказке «Лисичка со скалочкой». Она рассказывает о том, как лиса с лисятами отдыхает на поляне. Самое главное и красивое в этой картине это коряга на дальнем плане. В произведении чувствуется тревога и волнение, для этого художник использовал темные, густые краски: черную и серую»
Дети исправляют:
— Е.И. Чарушин анималист; картина называется «Лиса с лисятами»; эта иллюстрация к книге «Большие и маленькие» Е.И. Чарушина — рассказ «Лиса с лисятами»; картина рассказывает о том, как лиса учит своих маленьких лисят копать норы. На переднем плане изображена большая, рыжая, красивая, гладкая, пушистая лиса и ее маленькие, рыжие, красивые, озорные лисята. В произведении передан покой и тихая радость. Для этого художник использовал яркие, сочные краски.
— Молодцы вы правильно все сделали.
— А теперь давайте представим себя маленькими зверушками и поиграем./Физкультминутка/
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках
А потом на пятках
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька – трусишка,
И как серый волк – волчишко,
Посидим, как олененок,
И продолжим путь.
— А давайте поиграем еще в одну игру «Подбери слово»
Цель: учить детей подбирать прилагательные к картине, развитие эстетического восприятия, речевого восприятия и обогащение словаря.
Материал: иллюстрация Е.И. Чарушина «Медвежата».
Правила игры: перед вами картина, посмотрите на нее внимательно, сейчас я буду называть 2-3 прилагательных, а вам необходимо выбрать наиболее подходящий и объяснить свой выбор.
-«Ребята, кто же изображен на этой иллюстрации? (Медвежата.)
— Чем заняты медвежата? (Один медвежонок смешно обхватил лапами бутылочку с молоком и посасывает, а другому тоже хочется. И так он подлезет, и этак к своему другу, никак не получается, не дает медвежонок свою бутылочку.)
— Какими изобразил Чарушин медвежат? Выберите подходящие прилагательные. (маленькие-большие, неуклюжие-ловкие, косолапые, мохнатые-короткошерстные, добрые-злые, смешные-несмешные, несмышленые-смышленые, бурые-черные).
Ребята, а вы любите загадки? (Да.) Тогда слушайте внимательно и отгадывайте.
Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это –
— Ответ: Волк
Поиграем в игру «Я слушаю»
Цель: учить детей описывать объекты, изображённые на картине, с помощью органов чувств.
Материал: иллюстрация Е.И. Чарушина «Волчишко».
Описание игры: Перед вами картина, давайте «войдём» в картину и прислушаемся внимательнее, какие звуки там можно услышать, обозначьте их словами. Попробуем составить рассказ на тему «Я слышу».
— Ребята, кто изображён на картине? (маленький волчонок, который сидит на траве и прячется от кого-то).
— Какая шерсть у волчонка? (серая, взъерошенная).
— Какой взгляд у него? (испуганный).
— А давайте представим что он слышит в лесу. (Пение птиц, шелест листьев, шаги охотника, лай собаки, хруст веток и т.д.)
«К нам пришёл волшебник «Я ощущаю запах»
Цель: учить представлять возможные запахи и передавать свои представления в рассказе.
Материал: репродукция картины по рассказу «Про зайцев».
Описание игры: воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там можно ощутить, обозначить их словами. Предложить детям составить рассказ на тему «Я чувствую запахи».
«Художественный салон»
Цель: учить детей составлять рассказ по картине, выделять средства художественной выразительности.
Материал: репродукции картин по рассказам Чарушина.
Описание игры: дети рассматривают выставленные в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившиеся.
Картина «продаётся» в том случае, если ребёнок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет его приобрести (в подарок маме, на день рождение друга, для украшения комнаты и т.д.), а также ответил на вопросы: «О чём рассказывает художественное произведение?», «Какое в нём передано настроение?», «При помощи каких средств художник показал в картине главное?», «Почему картина понравилась?»
Приобретший наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку (в изобразительном уголке) и получает роль продавца салона. Так в ходе игры меняются и продавцы, и покупатели.
— Ну что, ребята, понравилось вам наше сегодняшняя экскурсия? (Воспитатель выслушивает ответы детей.) А что вам запомнилось больше всего? С творчеством какого художника я вас сегодня познакомила? Воспитатель обобщает: мы сегодня познакомились с творчеством художника – анималиста Евгения Ивановича Чарушина.
Список литературы:
http://old.sto-talantov.ru/воробьёва-рекомендации-игры-по-изо/
http://lib.exdat.com/docs/5456/index-5566.html
Конспект НОД
на тему «Знакомство с творчеством художника и писателя
Евгения Ивановича Чарушина»
Цель: Познакомить детей с творчеством художника и писателя Е.И.Чарушина.
Задачи:
Познакомить с творчеством художника и писателя Е.И.Чарушина.
Чтение рассказа Е.Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой».
Развивать умение слушать и понимать содержание рассказа, отвечать на вопросы по содержанию.
Учить осмысливать и оценивать характер героя рассказа.
Развивать творческое воображение и подражание.
Воспитывать бережное отношение к миру зверей и птиц.
Оборудование: портрет Е.Чарушина, книги Е.Чарушина с авторскими иллюстрациями, книга С.Я.Маршака «Детки в клетке», рассказ Е.Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой».
Предварительная работа:
— Чтение произведений В.Сутеева, В.Бианки, Д.Мамина-Сибиряка.
— Рассматривание иллюстраций В.Сутеева к своим произведениям и произведениям других авторов.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Воспитатель. Вспомните и назовите писателей и их произведения о животных, птицах, насекомых.
Дети. В.Сутеев «Раз, два – дружно». В.Сутеев «Дядя Миша». В.Сутеев «Палочка – выручалочка». Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка». В.Бианки «Теремок». В.Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Воситатель. Молодцы! Вспомнили многих писателей, с произведениями которых вы недавно познакомились. Кто из названных вами писателей иллюстрировал (рисовал рисунки) свои произведения и произведения других авторов.
Дети. Владимир Сутеев.
Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина.
2.1. Рассказ воспитателя.
Воспитатель. Сегодня я познакомлю вас с другим художником и писателем.
Педагог выставляет на мольберт портрет Е.Чарушина.
Воспитатель. Это Евгений Иванович Чарушин. Он очень любил рисовать разных животных, птиц.
Художник, который рисует животных, называется анималист. Е.Чарушин был хорошим анималистом. Наблюдал за животными с детства. Родительский дом с огромным заросшим садом был густо населен всевозможной живностью. Это был настоящий зоопарк – кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий, лающий. Во дворе жили поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и разные птицы: чижи, свиристели, щеглы. В доме жили кошки, пес Бобка о трех лапах, на окнах стояли аквариумы и банки с рыбками. Кроме того, рядом была мастерская чучельника. Там зверей можно было рассмотреть в состоянии покоя. Е.Чарушин часто бывал в зоопарке, где наблюдал за животными и выполнял рисунки с натуры. Посмотрите, какие интересные рисунки у него.
Педагог демонстрирует и комментирует иллюстрации из книг Е.Чарушина.
Е.Чарушин иллюстрировал книги и других авторов: С.Я.Маршака, В.В.Бианки, М.М.Пришвина. Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я.Маршака.
Педагог показывает иллюстрации Е.Чарушина в книге С.Я.Маршака «Детки в клетке».
Воспитатель. Ребята, представьте, что вы превратились в детенышей зверей. Повторяйте за мной слова и движения.
2.2. Речь с движением. Н.В.Нищева «На водопой».
Жарким днем лесной тропой (Дети спокойно идут по кругу
Звери шли на водопой. (друг за другом.)
За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая.)
За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно
двигаются вперед.)
За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамой белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой зайчихой – косые зайчата, (Скачут на выпрямленных
ногах.)
Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают
движения языком – «лакают».)
2.3. Рассказ воспитателя (продолжение).
Воспитатель. Взрослым, в 29 лет Е.Чарушин попробовал писать небольшие рассказы для детей о жизни животных. В книжках рассказывал про своих домашних любимцев и про зверей живущих в лесу: волчат, медвежат, лисят. Его произведения добрые, простые и правдивые, хорошо понятны детям. Произведения Е.Чарушина относятся к жанру рассказ-быль.
На всю жизнь художник и писатель Е.Чарушин сохранил детское мироощущение и какой-то ребяческий восторг перед красотой мира природы. Он сам рассказывал о себе: «Я очень благодарен моим родителям за мое детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и впечатлительными. И если я сейчас: художник и писатель, то только благодаря моему детству».
3. Чтение рассказа Е.Чарушина.
Воспитатель. Послушайте внимательно рассказ Евгения Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой»:
«Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп…»
Трава шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула, — Тюпа ползет, подкрадывается поближе и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп… Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!»
Вот почему Тюпу прозвали Тюпой.
Слышит Тюпа, кто-то тоненько посвистывает.
Видит: в крыжовнике, где погуще, кормятся серенькие вертлявые пичужки – пенки, ищут, нет ли где мошки-букашки.
Ползет Тюпа. Уж так таится, прячется. Даже не тюпает – боится спугнуть. Близко-близко подполз да как прыгнет – прыг! Как схватит… Да не схватил.
Не дорос еще Тюпа птицу ловить.
Тюпа – ловкач неуклюжий».
4. Беседа по содержанию рассказа.
Воспитатель. Как вы думаете, кто такой Тюпа?
Воспитатель. Почему котенка так назвали?
Дети. Он смешно тюпал губами, как будто разговаривал.
Воспитатель. Какой Тюпа?
Дети. Маленький.
Воспитатель. Тюпа любит играть. Какой он?
Дети. Игривый.
Воспитатель. Тюпе все интересно. Какой он?
Дети. Любопытный.
Воспитатель. Объясните словосочетание «ловкач неуклюжий».
Воспитатель. Посмотрите на авторский рисунок и опишите котенка.
Дети. Пушистый котенок, ушки торчком, глаза широко открыты.
Воспитатель. К какому жанру можно отнести это произведение? Почему вы так считаете?
Дети. Это рассказ-быль. Автор рассказывает, что было в жизни.
Воспитатель. Как называется рассказ? Кто его автор? Чьи рисунки в книге?
5. Итог занятия.
Воспитатель. Произведения Е.И. Чарушина любят все дети. Они понятны им. Учат любить волшебный мир зверей и птиц. Вечером нарисуйте забавного котенка Тюпу. Подготовим выставку ваших рисунков и пригласим родителей.
Цель: познакомить с творчеством Е. И. Чарушина, развить память, творческое воображение и речь детей.
Оборудование: портрет Е. И. Чарушина, рисунки животных, сделанные Е.И. Чарушиным, книги с произведениями Е.И. Чарушина, мультимедийная презентация, мультимедиа проектор, экран
Предварительная работа: знакомство с произведениями и иллюстрациями Е.Чарушина.
Ход занятия
— Ребята, вы все любите читать книги о животных. И вы, конечно, слушали рассказы о животных Е. И. Чарушина.
(Воспитатель предлагает детям пройти в книжный уголок и рассмотреть книги Е.Чарушина, после чего дети садятся за столы)
Воспитатель продолжает занятие с помощью мультимедийного проектора.
Слайд 2.Сегодня мы познакомимся с творчеством известного писателя – натуралиста, художника Евгения Ивановича Чарушина. Родился Е.Чарушин в городе Вятке 11ноября 1901года. Замечательные там места, необыкновенна природа. Всё началось с детства. Отец Е.Чарушина был архитектором и часто уезжал из дома и сына брал всегда с собой. Они наблюдали восходы и заходы солнца утренние туманы, как просыпаются птицы и резвятся животные.
Слайд 3Вместе с мамой мальчик ходил в лес . Там они собирали семена цветов, выкапывали разные растения, и потом всё это превращалось в чудо -сад. Вместе с мамой они выкармливали уток и тетерев, лечили зверей, выкармливали коз, индюшат, кроликов, голубей. Это были друзья мальчика.
Слайд 4. А когда он немножко подрос, стал внимательно наблюдать за природой и работать- рисовать. Он будто вырос с карандашом и кистью в руках. Увлечения Е.Чарушина иногда доходило до смешного. Однажды он решил есть всё, что едят птицы. А однажды вместе со стадом коров переплыл широкую реку Вятку.
Воспитатель предлагает детям отдохнуть. Физминутка «Котёнок»
Слайд 5. Он умел не только показать внешность зверя, его движения, повадки, но и его нрав, характер. Вот как говорил сам Евгений Иванович об этом: «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер, движения. Меня интересует его мех. Когда читатель – ребёнок хочет пощупать моего зверька – я рад. Мне хочется передать настроение животного: испуг, радость, сон ит.д. Всё это надо наблюдать и почувствовать».
Слайд 6. В доме у Чарушиных всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбками, в клетках распевали и свистели птицы.
Слайд 7. Поездки, природа так переполняли Евгения Чарушина, что одной только кистью невозможно было выразить всё, что хотелось передать. Хотелось Е.Чарушину не только рисовать, но и писать, как он видел, слышал, переживал, как шатался по лесам и по болотам. Так появились первые рассказы – «Медвежата», «Волчишко» и другие.
Слайд 8. Много интересного о животных можно узнать из книг Е.Чарушина. Оказывается, звери и птицы учат своих детей «еду добывать», самые искусные звери – строители – это бобры и лисицы. Да, у леса и его обитателей, зверей, птиц, насекомых, есть много секретов и раскроет вам эти лесные секреты Евгений Иванович Чарушин.
Слайд 9.Прожил Е.Чарушин 64 года. Где бы он ни был, о чём бы ни писал, он всегда обращается к своему юному читателю с таким призывом: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты – человек- хозяин всей природы, тебе всё нужно знать. Входи внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнай, больше умей. Для этого мы и существуем, что бы ты вырос умелым о добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной.»
Е.Чарушин написал много рассказов для детей и нарисовал иллюстрации к этим рассказам. Воспитатель предлагает детям из разрезных картинок выложить иллюстрации к рассказам(дети парами выкладывают иллюстрации).
Воспитатель предлагает ответить на вопросы викторины.
Слайд 10. Викторина «Ребятам о зверятах».
Вопросы:
Слайд 11.Какой зверь свалился на голову охотника.
Слайд 12.Ответ.
Слайд 13.Как зовут кошку, которая ловила рыбу в реке?
Слайд 14. Ответ.
Слайд 15.Как- то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Где он нашёл лисят?
Слайд 16. Ответ.
Слайд1 7.Куда отвели медвежат, которые разобрали трубы у трёх домов по кирпичику и слушали их шуршание.
Слайд 18.Ответ.
Слайд 19.Как называется книга Е.Чарушина «Тюпа, Томка и….
Слайд 20. Ответ.
Слайд 21.Женя говорил так: «Палоход. Талакан. Лыба.» Кто научил его выговаривать букву «Р»?
Слайд 22.Ответ.
Слайд 23.Кто знал только два слова «злодей» и «кушать»?
Слайд 24.Ответ.
Слайд 25. Долго выбирал себе Е.Чарушин помощника на охоте. Кого он выбрал?
Слайд 26.Ответ.
Слайд 27.Какой лесной зверек подружился со щенком Огарком ?
Слайд 28. Ответ
Подведение итогов занятия.
Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с творчеством Е.И. Чарушина
составила Заднеулица Л.Г., воспитатель МБДОУ д/с № 36 г.Таганрога
Программные задачи:
1. Продолжить знакомство детей с творчеством Е.И. Чарушина. Формировать умение внимательно рассматривать иллюстрации, обращая внимание на особенности внешнего вида животных.
2.Развивать речь — описание, память, мышление, воображение, творческие способности детей.
Содействовать формированию умения рисовать животных в нетрадиционной графической технике — тычком жесткой полусухой кистью
3. Воспитывать интерес к книге и иллюстрации, любовь к животным
Оборудование: портрет Е.И.Чарушина,демонстрационная картина по рассказу Е. И Чарушина «Медвежата, выставка книг Е. И. Чарушина, иллюстраций автора. листы бумаги; кисточки; цветная гуашь; салфетки, стаканчики с водой.
Словарная работа: иллюстрация, художник, анималист.
Предварительная работа:
Просмотр презентации «Биография и знакомство с творчеством Е. И. Чарушина», чтение произведений Е. Чарушина с его иллюстрациями “Первая охота”, ”Тюпа, Томка и сорока”, ”Томкины сны”, ”Лисята”, «Как мальчик Женя научился выговаривать букву Р», «Щур», «Волчишко», «Медведь», «Лиса», М. Горького «Воробьишко», разучивание стихотворений о животных и творчестве Е. И. Чарушина,; оформление выставки книг.
Ход занятия:
Загадка:
В них живут рассказы, сказки,
Комиксы, стихи, раскраски.
Все девчонки и мальчишки
Любят их. Ведь это (книжки)
И еще одна загадка
Он пишет красками пейзаж,
Он и портрет напишет наш.
У него мольберт, треножник.
Вот берёт он карандаш…
Сразу ясно всем (художник)
В:- Как вы думаете, о чем или о ком мы сегодня будем с вами говорить?
(ответы детей)
В. -Ребята, сегодня наше занятие будет посвящено творчеству одного необычного человека. Мы продолжим знакомство с творчеством писателя и художника известного своими добрыми рассказами и иллюстрациями о животных Е.И. Чарушине.
Рассказ ребенка о Е.Чарушине
Е. Чарушин родился в г. Вятке (сейчас это г.Киров). Любовь к природе родители прививали Е.И. Чарушину с детства. Отец его был архитектором-художником. Он любил свое дело, сумел заинтересовать им маленького сына и научил его рисовать. В доме у них было полным-полно животных, птиц в клетках, рыбы в аквариуме, во дворе котята, цыплята и он сам за ними ухаживал. Он много путешествовал по лесам, рисовал животных и птиц. Потом эти зарисовки и наблюдения Евгений Чарушин использовал в иллюстрациях, а также в рассказах о животных.
В.- А что такое иллюстрация?
В.- Верно, слово “иллюстрация” определяется как “рисунок в тексте, сопровождающий изложение или поясняющий содержание книги”.
Рассматривание выставки книг.
В: — Книги Евгения Ивановича Чарушина невозможно не узнать. Вот притаился крохотный пушистый котёнок. Спинка выгнута, хвост трубой, уши торчком. Так и хочется его погладить по пушистой тёплой шкурке. Но приглядитесь! Котёнок ли это? (Нет, маленький рысёнок с огромными глазами).
В.- Я предлагаю вам из разрезных картинок выложить иллюстрации к рассказам и назвать рассказ (дети парами выкладывают иллюстрации).
— К какому рассказу иллюстрация? («Волчишко»)
-Кто написал этот рассказ (Е. И. Чарушин)
-О ком этот рассказ?
Дети — Это рассказ о маленьком волчишке, которого мать оставила одного, а человек забрал его к себе домой. Этим рассказом писатель хотел сказать что животные, которые живут в лесу, не могут жить в доме, Им все незнакомо, все ново, все пугало его и кот, и пес, и человек.
Рассматриваем следующую иллюстрацию книги «Воробьишко» М. Горького.
-Кто написал эту книгу?
-Как вы думаете, почему я взяла с полки именно эту книгу?
— Что объединяет эти книги? (Рисунки к этой книге нарисовал Е. Чарушин)
-Посмотрите на обложку. Кого вы видите на обложке?
— Сколько их? Они все одинаковы или разные? Что о них можно рассказать? (Они как будто спорят о чем-то.)
-Почему вы так решили? (Клювы у них раскрыты, крылышки распушены).
-Вспомните, как зовут героя сказки? Какой Чарушин нарисовал семью воробьев? Покажите, где здесь воробьишка Пудик? Как узнали?
(Пушок возле клюва, с маленькими растопыренными крылышками, папа и мама солидные).
-Какими красками рисует художник воробьев?
(Светло-серый, черный, коричневый)
-Посмотрите на рисунок. Что кошка делает? Как себя ведет? Куда пошла? Куда прыгнула? Что обнюхивает? На кого смотрит? Как художник изобразил кошку? (Пушистая шерсть, мягкие лапы, острые поднятые к верху уши, пушистый виляющий хвост).
-Что делает кошка? (подкрадывается). Почему ее не услышал Пудик?
Ребенок: — У кошечки на лапках есть подушечки, чтобы она могла незаметно подкрадываться и острые загнутые коготки, чтобы можно было быстро залезть на дерево, крепко держать добычу и защищаться. Кошка прячет коготки, чтобы они не стучали.
В.-Кто вспомнит, чем закончилось самоуверенное поведение Пудика?
-Кто защитил Пудика?
Музыкальная игра « ВОРОБУШКИ И КОШКА»
Слова А. Ануфриевой, немецкая плясовая мелодия
1. В гнезде воробушки живут (дети-воробушки прячутся за )
стульчиками. и утром рано все встают. «Просыпаются «
Довольно в гнездышках сидеть, (поднимаются) и «летают».
пора на солнышко лететь.
Припев:
Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик, на солнышко лететь. (Бегают и машут ручками.)
Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик и крылышки согреть.
2. Летите, пташки, погулять,
летите зернышки клевать. (Садятся на корточки и «клюют» пальчиком по полу).
Такое вкусное зерно, расти поможет вам оно.
Припев:
3. Будь осторожен, воробей,
крадется кошка у дверей.
Чтоб не попасться в лапы ей
лети от кошки поскорей (кошка с криком догоняет)
В. Рассматриваем следующую иллюстрацию «Медвежата»
-Ребята, как вы думаете, кто главный на этой картинке? (Медвежата)
В.- Почему?
Дети: Потому что художник нарисовал крупно, во весь лист.
В. -Опишите их, какие они? (Рассуждения детей: дикие, мягкие как плюшевые, пушистые, хочется потрогать даже).
В.-Как вы думаете, как относится художник к ним?
В. Мы говорим о Е. Чарушине – художнике, который рисует животных, таких художников называют «анималисты». Е.И. Чарушин использовал особый способ изображения – он так и называется: метод Чарушина, рисовать нужно тычком, жесткой полусухой кистью.
В. — Кого бы вы хотели нарисовать из героев произведений Е. Чарушина.
Предлагаю вам пройти в «мастерскую» и приступить к работе.
Самостоятельная работа детей. Звучит тихая музыка.
Анализ детских работ. При просмотре рисунков задаю вопрос:
— Героя какого рассказа, сказки ты изобразил? Какой цвет краски использовал? Какой рисунок тебе понравился больше всего? Почему?
В. -Ребята, скажите о творчестве какого художника и писателя мы сегодня с вами говорили? О ком его рассказы, иллюстрации?
В. – Каким человеком был Евгений Иванович Чарушин? ( Очень добрый, понимал и любил животных).
— А кем он был для птиц и зверей (Евгений Иванович был другом природы, другом зверей).
В: — Писатель говорил: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать. А ты человек. Тебе всё нужно знать. Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».
В: — А вы любите животных? Есть ли у вас домашние животные и как вы за ними ухаживаете, расскажите на следующем занятии.
Литература:
1.Чарушин Е.И. Большие и маленькие/ Ил. Е.И.Чарушин.-М.: Дет. лит., 1973
2.Е. Чарушин «Тюпа, Томка и сорока» — М:ООО»Книги «Искателя»,2009
3. Е. Чарушин «Кот Епифан и другие рассказы» — М:Изд-во «Правда»,1991
4.Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 1989г., №7, 2000г., №10, 2000г.–Чехов.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». Интернет-ресурсы
zagadki.kakras.ru
urabob.ru
Конспект НОД в группе компенсирующей
направленности: «Знакомство детей
с творчеством художника–иллюстратора
детских книг Евгения Ивановича Чарушина»
Автор: Сваткова Елена Валерьевна
Организация: МКДОУ д/с «Ромашка»
Населенный пункт: г. Купино
Цель:
формирование представление детей о художниках – иллюстраторов детских книг, познакомить с творчеством Евгения Ивановича Чарушина.
Задачи:
расширять и углублять представления детей о художниках – иллюстраторов; познакомить с творчеством Е.И. Чарушина;
развивать интерес к творчеству Е.И. Чарушина и желание подражать ему в своей изобразительной деятельности; формировать у детей мыслительные процессы и речь, наблюдательность, любознательность, фантазию;
формировать умение передавать в рисунке особенности изображаемых предметов; развивать умение создавать сюжетную композицию и желание добавлять её своими деталями;
воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.
Материал:
портрет Е.И. Чарушина и его авторские иллюстрации и рассказы – «Про Томку», «Про зайчат», «Про сороку», «Большие и маленькие», «Зверята», « Вот они какие»; альбомные листы с нарисованной лисичкой, краски, кисти, салфетки, баночки с водой.
Литература:
1. Лыкова И. А.Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
2. Рудик О. С. Развитие речи детей 4 – 5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
3. Лебедева Л. В., Козина И. В. Конспекты занятий по обучению пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. – М., Центр педагогического образования, 2008.
4. Карпухина Н. А. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» в старшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., — 2012.
5. Смирнова О. Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
Ход занятия:
1.Активизация детей.
Дети стоят в кругу (проводится разминка на стихи С. Михалкова) На двух колёсах я качу, (Идут по кругу друг за другом) Двумя педалями верчу, (Идут, высоко поднимая колени.) За руль держусь, гляжу вперёд, (Держат руками воображаемый руль.) Я знаю: скоро поворот. (Поворачиваются и идут в другую сторону.)
2 Введение в тему.
– Ребята, вам нравится слушать сказки, рассказы, когда вам читают? (Ответы детей) — О чём, вам больше всего нравится слушать? (Ответы детей) — Рассматривать книжки вам нравится? (Ответы детей) — А какие книжки вам нравятся с картинками или без них? (Ответы детей) — Почему иллюстрированные книжки вам так нравится рассматривать? (Ответы детей) Конечно, рассматривать иллюстрированные книги очень интересно, потому что, даже не читая книги, по картинкам мы можем догадаться, о чем эта книжка. Ребята, нас везде окружает красота природы, предметов, зданий, но мы не всегда замечаем эту красоту. А есть люди, которые не только видят её, но и изображают её в своих замечательных картинах. Это художники. Они учат нас видеть прекрасное: любить и оберегать цветущие луга, могучие леса, полноводные реки, разнообразных животных. Художники, которые иллюстрируют книги, называются художниками – иллюстраторами. Поэтому у книги есть два автора: один писатель – он пишет текст книги, а второй художник – иллюстратор, он эту книгу иллюстрирует. Вам нравится слушать рассказы о животных и рассматривать иллюстрации о них? (Ответы детей). Сейчас я и узнаю, как вы знаете животных.
3.Загадывание загадок о животных.
1.Он в лесу хозяин грозный,
Он лохматый и серьезный.
Любит ягоды, медок.
На зиму он спать залег. (Медведь)
2.Он живет во всех мультфильмах,
Серый и клыкастый сильно,
А зимой холодной
Бродит злой, голодный. (Волк)
3.Эта рыжая плутовка,
В сказке всех обманет ловко.
Ловит уточек и зайцев,
Ей на зуб не попадайся. (Лиса)
4.Нет, увидеть не могу,
Чей же след здесь на снегу?
Скачет, ушками лопочет,
Спрятаться скорее хочет. (Зайчик)
5.Хвост пушистый распушила,
Гриб в дупло к себе несет.
Попрыгунья прозорлива —
Будет сытой круглый год.
Скачет с веточки на ветку,
А за нею следом – детки. (Белочка) Молодцы, вы отгадали все загадки.
4. Знакомство с Е.И. Чарушиным и его творчеством.
А сейчас, я вас познакомлю с художником – иллюстратором и одновременно с автором детских книг. Он пишет для детей рассказы и сам же рисует к ним картинки – это замечательный писатель и художник – иллюстратор Евгений Иванович Чарушин (показываю портрет художника). Е.И. Чарушин очень любит природу, а особенно животных, он их понимает и старается передать в рисунках их настроение, повадки, характерные особенности. Подходите поближе, располагайтесь поудобнее и посмотрите, пожалуйста, на доску (показываю иллюстрации для рассматривания к книгам Е.И.Чарушина «Про зайчат» и «Зверята») Ребята, нравятся вам животные, изображённые художником? Почему? Какие они? (Ответы и рассуждения детей) Правильно, животные этого художника изображены, как живые: они милые, пушистые, обаятельные. Их так и хочется погладить, приласкать, защитить. Художник точно передаёт строение тела, повадки животных, не приукрашая их. Дети, давайте немного отдохнём и поиграем в игру
5. П/и «Волк и зайцы»
Мы на время превратимся в лесных зверей. Кирилл, Дима и Миша – они волки в одном конце группы, а зайчики – остальные дети в другом. Дети выполняют движение по тексту.
Цель: учить правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.
Ход игры: Одного из играющих выбирают «волком». Остальные — «зайцы». В начале игры «зайцы» стоят в своих домиках, волк находится на противоположной стороне. «Зайцы» выходят из домиков, воспитатель говорит:
Зайцы скачут скок, скок, скок,
На зеленый на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают — не идет ли волк.
Дети прыгают, выполняют движения. После этих слов «волк» выходит из оврага и бежит за «зайцами», они убегают в свои домики. Пойманных «зайцев» «волк» отводит к себе в овраг.
6.Любовь Е.И. Чарушина к животным.
Ребята, как вы думаете, почему Е.И. Чарушину удаётся так хорошо изображать животных? (Ответы детей) Е.И. Чарушин любил наблюдать за животными, читать книжки о них. Он с детства рисовал в основном животных и всегда был с карандашом и красками в руках. Все свои знания и любовь художник передавал в своих рассказах и иллюстрациях к ним. Доброта и бережное отношение к миру живой природы — характерные черты мастера. Где бы ни был Е.И. Чарушин, именно животные привлекали больше всего его внимание. Любовь к животным передалась художнику от родителей. Семья была очень дружной. Мать была садоводом – любителем, поэтому в семье было много цветов, а отец хорошо рисовал и Евгений Иванович с отцом много путешествовал, бродил по лугам, бывал в лесу, общался с охотниками с лесниками. У Чарушиных и самих было много живности: утки, индюшата, птицы в клетках, цыплята, кошки, поросята, кролики, козы, рыбки, голуби, тетерева. Они ухаживали за животными. Все детство его было связанно с животными, и эти детские воспоминания повлияли на его дальнейшую судьбу. В своих рисунках Е.И. Чарушин не только правильно изображал животных, но и старался показать настроение их, характер, их состояние: радость, любопытство, испуг, повадки животного. Писать рассказы Е.И. Чарушин начал позже, сначала он иллюстрировал книги: Бианки, Пришвина, Сладкова, Маршака. В рисунках и рассказах Чарушина чувствуется знание звериных характеров, его работы наполнены юмором, добрым отношением к тем, кого он изображал. Вот на этом рисунке лисичка внимательно, всматривается во что – то, она сосредоточена и напряжена, к чему — то прислушивается. А на этом рисунке лисичка довольная мать. Она спокойная, все её лисята рядом с ней, каждый занят своим делом: один принюхивается сосредоточенно, второй оглядывается с любопытством по сторонам, третий грызёт что – то. Вот ещё рисунок, мы видим маленького волчонка. Он один в лесу без мамы, ему очень страшно. Волчонок поджал ушки и хвостик, и смотрит растерянно. Ребята, посмотрите на эти рисунки художника, как вы видите этих животных, расскажите о них. (Дети делятся своими впечатлениями). Искусство этого талантливого человека доброе, не одно поколение маленьких читателей он учит любить волшебный мир зверей и птиц.
7. Разукрашивание лисички.
Ребята представьте себя в роли художника – иллюстратора и попробуйте нарисовать лисички пушистую шерсть. Раздаю детям листы бумаги с силуэтом лисы и предлагаю нарисовать шерсть методом «тычка» полусухой кистью. По окончанию, все работы детей рассматриваются и анализируются, выделяются те, которые оказались наиболее удачными.
8.Рефлексия.
С кем вы познакомились? Что нового вы сегодня узнали? Что вам на занятии понравилось больше всего?
Приложения:
- file0.docx.. 22,3 КБ
Опубликовано: 07.12.2021
автор:
Полухина Жанна Юрьевна
воспитатель МБДОУ “Детский сад №95 “Снежинка”
Сережкина Наталья Григорьевна
воспитатель МБДОУ “Детский сад №95 “Снежинка”
СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРНУРНОГО ДОСУГА «МИР ПРИРОДЫ ЕВГЕНИЯ ИВАНОВИЧА ЧАРУШИНА», ПОСВЯЩЁННЫЙ 120-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ПИСАТЕЛЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 95 «СНЕЖИНКА»
(МБДОУ «ДС №95 «СНЕЖИНКА»)
663340, Россия, Красноярский край, город Норильск, район Кайеркан, улица. Строительная, дом 1 «Е»
СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРНУРНОГО ДОСУГА
«МИР ПРИРОДЫ ЕВГЕНИЯ ИВАНОВИЧА ЧАРУШИНА»,
ПОСВЯЩЁННЫЙ 120-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ПИСАТЕЛЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «КАПИТОШКА»
Воспитатели: Сережкина Н.Г.
Полухина Ж. Ю.
Норильск, 2021
Цель: Знакомить с творчеством писателя Е.Чарушина. Развивать устойчивый интерес к литературе.
Задачи: Познакомить с краткой биографией, литературным и художественным творчеством Е. Чарушина.
Закреплять знания по содержанию ранее прочитанных произведений, узнавать их по иллюстрациям, отрывкам. Способствовать желанию детей проявлять активность, интерес, высказывать свои суждения, обобщать, делать выводы, анализировать. Обогащать словарный запас детей; развивать внимание, память, мышление, речь; развивать творческие способности.
Расширять представления детей о животном мире. Воспитывать добрые чувства к животным, умение видеть красоту родной природы.
Оборудование: Выставка книг Е.И.Чарушина, портрет писателя, презентация, фонограмма «Зверобика», сундучок, книга, маски зверей.
Предварительная работа: Чтение рассказов «Томка», «Томка испугался», «Томкины сны», «Как Томка научился плавать», «Страшная история», «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Тюпа маленький», «Кошка Маруська», «Никита-доктор», «Лисята», «Мишки». Просмотр мульфильма «Томка испугался»- иллюстрации автора. Рассматривание иллюстраций, беседа по прочитанному. Выставка книг писателя, размещенная в книжном центре, портрет Е.И.Чарушина.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята, я вас приглашаю в
1-слайд «Зелёную страну» населяют удивительные жители! Встречи там неожиданные, голоса звучат неслыханные. А уж загадки — на каждом шагу, спросите, где же эта страна? Она не за горами, не за морями, а рядом перед вами»
2- слайд – Кто же живет в этой удивительной стране?
(На слайде Томка, Тюпка, лисенок, медвежонок и т.д.). (Ответы детей)
-Ребята, как вы думаете из каких произведений эти герои, кто автор? (ответы детей).
– О ком писал свои рассказы писатель? (Ответы детей)
3-слайд (портрет писателя)
Сегодня в день рождения писателя мы вас приглашаем на встречу с друзьями животными Е.И.Чарушина, и рассказать вам, как маленький Женя стал писателем и художником Евгений Чарушин родился 29 октября (11 ноября) в 1901 году в городе Вятка, в провинциальной интеллигентной семье губернского художника-архитектора, «где нормой жизни были честность, доброта, дружба», а главным – любовь к природе.
4- слайд (семья писателя)
Мать, Любовь Александровна, привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу, животных. Она учила ребёнка «смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему её разнообразию и великолепию…».
Отец Иван Аполлонович дал первые навыки рисования. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов, и сам с увлечением рисовал.
5- слайд (рисунки писателя)
В отличие от отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи, и прочие замечательные звери.
6-слайд (дом, где прошло детство писателя)
Родительский дом с огромным, заросшим садом был густо населён животными: поросятами, индюшатами, кроликами, цыплятами, чижами, свиристелями, щеглами, подстрелками разных птиц, которых выхаживали и лечили… «Были у нас кошки, банки с рыбками, птицы в клетках. На окнах заросли цветов — любимое дело матери».
Вся жизнь писателя была связана с миром природы, с миром зверей. Наблюдал он их в лесу, на охоте и у себя дома.
«Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству.»
7-слайд
Обаятельная и талантливая натура Е. Чарушина сказывалась во многом: он играл на скрипке, писал стихи, был актером, вечно что-то изобретал (прозвали Евгеша – изобретатель). У писателя было несколько патентов на изобретения. Он построил планёр и летал на нём. Ходил по воде на придуманных им самим лыжах-поплавках. Был великолепным живописцем, скульптором.
8-слайд
Впоследствии Евгений Чарушин стал мастером книжной графики-художником и отличным детским писателем. Он изображал разных зверей и птиц, иллюстрировал книги, посвященные животным, и сочинял маленькие рассказы для детей и взрослых. В книжках он рассказывал про своих домашних любимцев, а также про зверей, живущих в лесу-волков, медведей, лисиц. Художник, который рисует животных, называется анималист (от латинского слова анимал-животное). Евгений Чарушин был прекрасным анималистом. Он любил и наблюдал за животными, ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.
9-слайд
Вот удивительно трогательный медвежонок. Он еще такой маленький, что многое в природе ему незнакомо. Но малина ему понравилась.
10-слайд
А вот удивительный котенок Тюпа. Он жил у Чарушина дома, и его прозвали Тюпой за то, что он смешно тюпал губами, как будто разговаривал. Как точно хкдожник изобразил котенка-Тюпа притаился, наблюдал за бабочкой, ушки торчком, глаза широко открыты. Сколько любопытства в его взгляде! Нельзя не улыбнуться, глядя на него.
11-слайд
Среди лучших работ Чарушина-иллюстрации к книге С.Маршака «Детки в клетке». На следующем слайде вы можете увидеть жирафа из этой книги. Смешно раздвинув тонкие ноги и вытянув длинную шею, он пытается дотянуться до цветка, точь-в-точь, как в стихотворении С.Маршака:
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
Но тому, кто не высок,
Нелегко сорвать цветок!
Евгений Чарушин рассказывал о животных с любовью и нежностью и нас научил любить зверей и восхищаться ими.
12-слайд.
Много интересного о животных можно узнать из книг Е. Чарушина. Оказывается, звери и птицы учат своих детей «еду добывать», самые искусные звери-строители- это бобры и лисицы. Да, у леса и его обитателей, зверей, птиц, насекомых, есть много секретов и раскроет вам эти секреты Евгений Иванович Чарушин.
Викторина
– Предлагаем вам вспомнить, произведения Е Чарушина.
13- слайд Кто такой Тюпа? (щенок, котёнок, медвежонок)
14- слайд Кто такой Томка? (волчонок, лисёнок, щенок)
15- слайд Что делает Томка, когда спит? (лает, скулит, шевелит лапками, храпит)
16- слайд От кого убегал Томка во сне? (от зайца, собаки, козы)
Кого испугался Томка? (корову, курицу, сороку)
17 –слайд «Тюп-тюп-тюп-тюп! Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!
О ком идет речь? Как звали маму Тюпки?
18-слайд У деревенского охотника Никиты Ивановича Пистончикова жила пестрая кошка. Плешивая, худая, тощая, потому что Никита Иванович её очень плохо кормил. Как зовут кошку?
19-слайд В произведениях Е.И. Чарушина есть «Страшный рассказ», в котором говорится как мальчики Шура и Петя остались одни на даче и очень-очень сильно испугались, как кто-то “…за дверью, в сенях негромко топает ногами по полу: топ… топ… топ.. шлеп… шлеп… шлеп… топ… топ…”
О ком идет речь?
20- слайд Загадки в картинках.
– Следующая игра «Загадки в картинках»
Послушайте внимательно вопрос, вспомните из какого рассказа, найдите нужную картинку и предложите свой ответ:
-В какую обувь спрятались лисята?
–Что сбрасывали мишки с крыши в рассказе «Медвежата»?
-С помощью какого предмета Томка научился плавать? (мяч, палка, бревно)
-Что съел зверек из рассказа «Что за зверь?» (котлетку, косточку или морковку)
Динамическая разминка.
Ребята выходите, приглашает вас на веселую игру-танец «Зверобика» слова Хайт А., музыка Савельева Б..
Уселась кошка на окошко
И стала лапкой уши мыть.
Понаблюдав за ней немножко,
Ее движенья можем повторить.
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Повтори опять!
Змея ползет лесной тропою,
Как лента, по земле скользит.
А мы движение такое
Рукою можем вам изобразить.
Припев:
Весь день стоит в болоте цапля
И ловит клювом лягушат.
Не трудно так стоять ни капли
Для нас, для тренированных ребят.
Припев:
Живет на свете очень много
Мартышек, кошек, птиц и змей.
Но человек- ты друг природы,
И должен знать повадки всех зверей.
припев:
21- слайд
Писатель Евгений Чарушин часто бывал в зоопарке, наблюдал за животными и выполнял множество рисунков с натуры. Художник хорошо умел показать характер, нрав каждого зверя.
-Посмотрите, внимательно на экран, назовите зверей. Ребята, как вы думаете из какого они произведения? (ответы детей)
-Правильно из книги С.Я. Маршака «Детки в клетке», но всех животных из этого произведения нарисовал Е. Чарушин.
– Предлагаю вам вспомнить и рассказать стихи из произведения «Детки в клетке»
(Дети одевают маски соответствующих животных и рассказывают стихи)
Тигрёнок
Эй, не стойте слишком близко —
Я тигрёнок, а не киска!
Эскимосская собака
На прутике — записка:
«Не подходите близко!»
Записке ты не верь —
Я самый добрый зверь.
За что сижу я в клетке,
Я сам не знаю, детки.
Жираф
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
Верблюд
Бедный маленький верблюд:
Есть ребёнку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!
Совята
Взгляни на маленьких совят —
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят.
Когда едят,
Они не спят.
Пингвин
Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.
Лебедёнок
Отчего течёт вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда,
Дайте полотенце!
Страусёнок
Я — страусёнок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой
Мозолистой и твердой.
Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягиваю шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.
Белые медведи
У нас просторный водоём.
Мы с братом плаваем вдвоём.
Вода прохладна и свежа.
Её меняют сторожа.
Мы от стены плывем к стене
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой.
Не задевай меня ногой!
Обезьяна
Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку обезьяну
В подарок нам привёз.
Слон
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: — Нужны пошире,
И не две, а все четыре!
22-слайд. Динамическая разминка:
– Вот такой у нас получился веселый зоопарк. Приглашает вас мартышка на весёлую разминку.
(дети выполняют движения по тексту, на слово «замри» изображают любое животное, водящий отгадывает) игра повторяется 2-3 раза со сменой водящего.
Мы – весёлые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щёчки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальцы поднесём к виску,
Оттопырим ушки,
Хвостик – на макушке.
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я цифру «три» –
Как животное замри!
– Воспитатель обращает внимание детей на сундучок и приглашает посмотреть, что в нем.
Раз, два, три, волшебный сундучок, что-нибудь нам подари!
(Воспитатель вынимает из сундука детскую книгу)
– Ребята, в нашей библиотеке теперь вы сможете посмотреть иллюстрации, почитать вместе с воспитателем новую книгу.
– О каком писателе и художнике-иллюстраторе мы сегодня с вами говорили? (ответы детей)
-Что вам понравилось и запомнилось?
23-слайд
В конце нашего мероприятия послушайте слова напутствия, которые оставил для вас писатель и художник Евгений Иванович Чарушин.
«Входи в мир природы! Будь внимательным, пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя, большой Родиной»
Е.И. Чарушин