Как в поэзии А.А.Фета воплотился «культ мгновения»?
Тип работы: | Сочинение |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 13.02.2020 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы найдёте много готовых сочинений на любые темы:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
«Поэт — это тот, кто видит в предмете то, что никто не может увидеть без его помощи», — сказал А.А. Фет, великий русский писатель, один из немногих сторонников поэзии как «чистого искусства», творчества, не прибегая к социальным и гражданским темам. Одним из главных мотивов в его лирике является «захват момента», «культ момента», и эти идеи воплощены во многих его произведениях.
Часто стихи Фета состоят только из существительных, местоимений и союзов. Таковы «Шепот, робкое дыхание …» и «Сегодня утром, эта радость …». Синтаксический метод исключения глаголов, отсутствие каких-либо движений, создает ощущение застывшего момента.
Поэт ссылается не только на природу («Ночной свет, ночные тени …»), но и на тему любви («Серия волшебных перемен // Милое лицо …»). В одно мгновение Фету удается показать переплетение природы и сильных чувств. В то же время поэт показывает «захват момента» с присущим созерцанием и нежностью.
Лирика Фета также характеризуется избирательностью момента «на стыке» чего-либо. Переход от дня к ночи, от вечера к сумеркам, от осени к весне отразился в работах поэта, таких как «Вечер» и «Рассвет прощается с землей». В последнем Фет описывает момент наступления ночи. «Как тихо выходить на улицу // Лучи и выходить в конце!» — восклицает Афанасий Афанасьевич. Действительно, для большинства людей смена дня и ночи остается незамеченной, никто не обращает внимания на мимолетные изменения в мире вокруг него, и только чувствительная душа поэта может запечатлеть эти моменты («И все более таинственно, неизмеримо // Их тень растет … »). В стихотворении «Вечер» Фет также отмечает разницу между днем и ночью, и автору удается отразить изменения не только в природе, но и в душе. Итак, в течение дня поэт видит мир ясным и чистым («Он звучал над чистой рекой»), а вечер приносит ему покой и волнение: что принесет грядущая ночь? («Но молния уже ярко греет»). Так Афанасию Афанасьевичу удается передать «мимолетный момент» и показать как изменения в природе, так и реакцию человеческой души на эти изменения.
А. А. Фет – представитель “чистого искусства” или “искусства для искусства”. В русской поэзии трудно найти поэта более “мажорного”, чем он. Поэт опирался на философию Шопенгауэра – философа, отрицавшего роль разума, искусство – это бессознательное творчество, дар Божий, цель художника – красота.
Прекрасное – это природа и любовь, философские размышления о них. Природа и любовь и являются основными темами лирики Фета. Стихотворение “Я пришел к тебе с приветом…” стало своеобразным поэтическим манифестом Фета. Три поэтических предмета – природа, любовь и песня – тесно связаны между собой, проникают друг в друга, образуя фетовскую вселенную красоты.
Используя прием олицетворения, Фет одушевляет природу, она у него живет: “лес проснулся”, “солнце встало”. И лирический герой полон жажды любви и творчества.
Впечатления Фета об окружающем мире передаются живыми образами “Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…”:
Ярким солнцем в лесу пламенеет костер, И, сжимаясь, трещит можжевельник; Точно пьяных гигантов столпившийся хор, Раскрасневшись, шатается ельник.
Создается впечатление, что в лесу бушует ураган, раскачивающий могучие деревья, но затем все больше убеждаешься, что ночь, изображенная в стихотворении, тиха и безветренна. Оказывается, что это всего лишь блики от костра вызывают впечатление, будто деревья шатаются. Но именно это первое впечатление, а не сами гигантские ели стремился запечатлеть поэт.
Фет сознательно изображает не сам предмет, а то впечатление, которое этот предмет производит. Его не интересуют детали и подробности, не привлекают неподвижные, законченные формы, он стремится передать изменчивость природы, движение человеческой души:
Жужжал пчелами каждый куст, Над сердцем счастье тяготело, Я трепетал, чтоб с робких уст Твое признанье не слетело…
Эту творческую задачу ему помогают решить своеобразные изобразительные средства: не четкая линия, а размытые контуры, не цветовой контраст, а оттенки, полутона, незаметно переходящие один в другой. Поэт воспроизводит в слове не предмет, а впечатление. С таким явлением в русской литературе мы впервые сталкиваемся именно у Фета.
Поэт не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими эмоциями. Стихи Фета насыщены ароматами, запахом трав, “благовонных ночей”, “благоуханных зорь”:
Свеж и душист твой роскошный венок, Всех в нем цветов благовонья слышны…
Но иногда поэту все-таки удается остановить мгновение, и тогда в стихотворении создается картина замершего мира:
Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне, Травы степные унизаны влагой вечерней, Речи отрывистей, сердце опять суеверней, Длинные тени вдали потонули в ложбине.
Здесь каждая строчка фиксирует краткое законченное впечатление, причем, между этими впечатлениями нет логической связи. В стихотворении “Шепот, робкое дыханье…” быстрая смена статичных картин придает стиху удивительную динамичность, воздушность, дает поэту возможность изобразить тончайшие переходы из одного состояния в другое. Без единого глагола, только краткими назывными предложениями, как художник – смелыми мазками, Фет передает напряженное лирическое переживание.
Стихотворение имеет конкретный сюжет: в нем описано свидание влюбленных в саду. Всего в 12 строках автору удалось выразить целый букет чувств, утонченно передать все оттенки переживаний. Поэт не изображает подробно развитие взаимоотношений, а воссоздает лишь самые важные моменты этого великого чувства.
В этом стихотворении прекрасно передаются минутные ощущения, и, чередуя их, Фет передает и состояние героев, и течение ночи, и созвучие природы душе человека, и счастье любви. Лирический герой стремится “остановить мгновенье”, запечатлеть самые дорогие и сладостные минуты общения с любимой, с красотой, с природой, с самим Богом: шепот и дыхание возлюбленной, звуки протекающего мимо ручья, первые робкие лучи приближающейся зари, свой восторг и упоение.
Таким образом, основные темы лирики Фета – природа и любовь, как бы слиты воедино. Именно в них, как в единой мелодии, соединены вся красота мира, вся радость и очарование бытия.
Loading…
Поэзия Фета наполнена «сладкими» звуками, которые передаю! красоту и гармонию окружающего мира: «Прозвучало над ясной рекою, / Прозвенело в померкшем лугу…». Недаром многие отмечали особую музыкальность его лирики, в которой звуки музыки тоже составляющие вечности. Все это и есть те «прекрасные мгновенья», из которых она складывается. А потому у Фета мотив мгновения не только не противостоит вечности, а становится ее органической частью. Ведь выразить всю полноту мироздания возможно, лишь научившись улавливать ее в каждом миге жизни. Так устроена и сама природа, и Фет призывает нас: «Учись у них — у дуба, у березы…». Но как «остановить мгновенье» и в словах выразить «невыразимое»?
Русская поэзия билась над этой загадкой еще со времен Жуковского, но, пожалуй, именно Фету, «певцу мгновенья», удалось вплотную приблизиться к ее решению. Подобно художникам-импрессионистам, он не столько передает точную картину, сколько свои впечатления, мимолетные ощущения, «мгновенные снимки памяти», складывающиеся в цельный и психологически достоверный поэтический образ. Например, в строке из стихотворения «Вечер»: «Прокатилось над рощей немою…» — эпитет «немою» передает не качество самой рощи, а то впечатление, которое производит на поэта особое состояние природы, когда вечером, перед наступлением ночи, в лесах умолкают голоса птиц, зверей, и кажется, что вся природа замерла.
На таких же ассоциативных связях «мгновенных снимков» впечатлений, чувств, звуков построены, по сути, все стихотворения поэта, и в их числе «самое фетовское» — «Шепот, робкое дыханье…». В нем отблески, тени, колыханья природы становятся в один ряд «волшебных изменений милого лица», которое, в свою очередь, начинает восприниматься как одна из теней ночи, на смену которой идет заря. И сама любовь оказывается той вечностью,
«чудные мгновенья» которой волшебная сила поэзии способна запечатлеть и подарить нам.
Так возникает искусство, в котором вечность и мгновение сплетаются в нерасторжимое единство. И мне кажется, что именно о таком художнике, как Фет, были сказаны прекрасные слова Пастернака: «Ты — вечности заложник, у времени в плену».
Цели урока:
- обзорно познакомить учащихся со
стихотворениями Ф.И. Тютчева и А.А.Фета как
образцами художественного воплощения поэтами
своего восприятия природы и жизни. - раскрыть высокое мастерство художественной
формы в ее тесном единстве с лирическим
содержанием стихотворений. - обратить внимание учеников на своеобразие
изображения и отражения времени в лирике.
Задачи урока: актуализировать знания
учащихся, полученные ранее, воспитывать культуру
ведения диалога, умения выслушать другую
позицию, воспитывать уважение и любовь к
культуре как источнику глубокого осознания
жизни.
Ход урока
Н.М. Оргмомент.
I. Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята! Сегодня мы проводим открытый
урок по литературе и МХК на тему “Запечатленные
мгновенья”. Урок ведем мы, учитель МХК Круглова
М.Б. и учитель литературы Гречановская Н.М. Наши
гости – учителя Ольга Викторовна и Наталья
Александровна. В качестве эпиграфа к нашему
уроку мы взяди слова современного поэта Вадима
Шефнера (Н.М. читает наизусть):
За мигом – миг, за шагом – шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так – и все не так
Через одно мгновенье.
— Как вы думаете, о чем пойдет у нас разговор?
(ответы учащихся).
Пояснение учителя. Мы знаем три рода
литературы: эпос, драму, лирику. И в эпосе, и в
драме писатель изображает события, охватывающие
более или менее продолжительное время. Лирика –
единственный род литературы, способный выразить
мысли, чувства, думы поэта, возникшие в связи с
проносящимися мгновеньями окружающей жизни.
Даже если поэт пишет о том, что занимало его
длительное время, он выражает мысли и чувства,
которые испытывает в данный момент.
Итак, откройте тетради по литературе и запишите
тему урока.
II. Страницы поэзии Тютчева и Фета.
“Мгновенья жизни”
1. Н.М. – Ребята, мы обращаемся к
творчеству Ф.И.Тютчева и А.А. Фета, которые в
русской литературе занимают особое место. А
какое, вы попробуйте ответить сами в конце урока.
Нам не дано предугадать
Как наше слово отзовется,
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать. (Тютчев)
2. Чтение учащимися стихотворения Тютчева “Как
неожиданно и ярко”
3. Беседа
— О чем это стихотворение?
Пояснение учителя. В этом стихотворении автор
запечатлевает мгновения жизни. Какие? Это
явления природы – радуга – символ радости в
народной поэзии. Это и жизненные ситуации. А от
них – к обобщениям о смысле бытия, о человеческих
взаимоотношениях.
М.Б. Образ радости запечатлен и в
живописи. Голландский живописец XVII века
Рембрандт был счастлив в браке и неоднократно
создавал портреты своей жены. Один из этих
портретов мы сейчас увидим. Вот он. (Слайд №2).
Флора
Презентация.
— Перед нами красавица? Что вы можете сказать об
этой молодой женщине?
— А как вы думаете, почему он назвал портрет
“Флора”? Кто это кстати?
(он обожествляет свою Саскию)
А вот еще один портрет. (Слайд №3. Автопортрет с
Саскией)
— Смотрите, художник всему миру показывает,
каким сокровищем он обладает. Он посадил Саскию к
себе на колени, в руке у него бокал шампанского,
он по-хозяйски обнимает свою жену.
Н.М. Слушая стихотворение “Как
неожиданно и ярко” мы поняли, что и в жизни
природы, ив жизни человека есть радостные
мгновенья. Но разве только из таких мгновений
состоит жизнь? Предлагаю послушать
стихотворение А. Фета “Мотылек мальчику”.
6. Чтение учащихся стихотворения А.Фета
“Мотылек мальчику”.
7. Беседа.
— О чем это стихотворение?
— Как вы его поняли?
(Возможные ответы.
1. Это стихотворение о жалости к живым
существам, даже самым маленьким и незаметным.
2. О бережном отношении к природе.
3. О величайшей тайне жизни, которой никто не
имеет право распоряжаться по своей воле.)
Пояснение учителя. Короток век
мотылька – одно мгновенье по сравнению с жизнью
человека. Но это мгновенье доставляет мотыльку
неизмеримое счастье. Зачем же ускорять его уход с
этой прекрасной земли? Но разве не тоже может
сказать о себе человек? Он живет значительно
дольше, радости его богаче и разнообразнее, но и
он наслаждается жизнью как величайшим даром
природы. Каждый миг этой жизни – и своей, и чужого
существа- незаменим, неприкосновенен и требует
бережного отношения к себе.
М.Б. Быстротечность жизни нашла место
и в живописи. И мы опять возвращаемся к
творчеству Рембрандта. Так получилось, что
последний этап своей жизни художник провел в
дешевых меблированных комнатах в одиночестве.
Его окружали такие же одинокие старики и
старушки. (Слайд №4. Портрет старушки)
— Давайте посмотрим. Ребята, оставшись в
одиночестве в старости, можно держать в душе
обиду на весь мир, можно со смирением принять
очередной жизненный урок.
— Как вы думаете, у старушки, что в душе? Зачем
художник двумя пучками света высвечивает руки и
лицо?
III. Человек и природа.
1. Слово учителя
Н.М. Человек и природа… В поэзии Тютчева и Фета
исчезают барьеры между человеческим и природным
мирами: природа живет страданиями и радостями
человека, а человек – страданиями и радостями
природы.
2. Чтение наизусть учителем стих. Тютчева
“Молчание”.
Комментарий. В этом стихотворении
раскрывается тема одиночества современного
человека. Поэт сетует на роковое бессилие слова,
неспособного точно выразить живую мысль и
чувства. “Приблизительность” человеческих слов
по сравнению с бездонной глубиной душевного мира
обрекает человека на вечное одиночество.
3. Чтение наизусть стих. Фета “Учись у них – у
дуба, у березы”
4. Беседа.
— Как сочетается в стих-ии высокое поэтическое
чувство к природе и любимому человеку?
— В чем глубокий иносказательный смысл
стихотворения?
— Как вы понимаете параллелизм в этом
стихотворении?
Параллелизм — сопоставление мира природы и мира
человека
М.Б. — Мы сегодня говорили о разных
мгновениях жизни, о разных состояниях души. Вы
сейчас услышите музыку нашего современника,
непростую музыку непростого времени.
Порассуждайте, о чем хотел рассказать
композитор, напишите сочинение – миниатюру
“Мгновения жизни”. (Звучит
“Музыкант”- Кикта)
Письменная работа – 10 мин.
Чтение работ, обсуждение написанного.
М.Б. – Ребята, пора подводить итоги
урока. И прежде, чем мы их подведем, давайте
посмотрим презентацию, которую мы назвали
“Мгновения жизни”. (на фоне Прелюдии
си-минор – Баха) (просмотр)
Тютчев и Фет — являются, по словам А. Толстого,
единственными в своем роде, не имеющими равных
себе ни в одной литературе. Можем ли мы теперь
ответить, что же их отличает от других поэтов?
(глубина философских размышлений,
необыкновенное проникновение в мир природы,
одухотворенность пейзажей, конкретность,
точность звучания.)
Стихи А. А.Фета в основном посвящены жизни человеческой души и жизни природы. Он не просто лирик-пейзажист. В природе, в человеческих чувствах поэт искал прежде всего красоту и гармонию.
Фет видит мир в движении, в постоянном изменении. Такой же изменчивой представляется поэту и человеческая душа. Она вся — в мимолетностях, в оттенках и полутонах. В стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» он пишет:
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
Фет дорожит мигом. Уже давно его назвали поэтом мгновения. Критик Н. Страхов писал: «Он улавливает только один момент чувства или страсти, он весь в настоящем… Каждая песня Фета относится к одной точке бытия». Сам А. А. Фет писал:
Лишъ у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И темный бред души и трав неясный запах…
[sms]
Это «вдруг» очень важно для поэта, ценящего и выражающего полноту жизни, непроизвольных душевных состояний. Фет — поэт состояний мгновенных, но в них выражается огромное напряжение и сосредоточенность чувств.
Жду я, тревогой объят,
Жду тут на самом пути,
Этой тропой через сад
Ты обещалась прийти.
Плачась, комар пропоет,
Свалится плавно листок…
Слух, раскрываясь, растет,
Как полуночный цветок.
В таком максимально напряженном состоянии человек обостренно воспринимает природу и сам, отдаваясь ей, начинает жить, как природа. И природа у поэта — пейзаж человеческой души:
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белаяравнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
Пейзаж вызывает ощущение бесконечности, огромности мира, затерянности и одиночества человека в этом мире, когда так хочется ощутить простое душевное тепло: «Друг мой, друг далекий, вспомни обо мне».
Такие мимолетные состояния рождают ощущение текучести, подвижности мироздания:
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы
И я слышу, как сердце цветет.
В каждой строке стихотворения — авторское видение природы, желание показать глубокую сердечную привязанность человека к окружающему миру. Фетовская природа сливается с реальной жизнью человеческой души.
Его поэзия состояний сиюминутных, мгновенных, непроизвольных жила за счет непосредственности, искренности, чистосердечия. Именно поэтому А. А. Фет — подлинный поэт, чьи произведения еще долго будут волновать читателей.[/sms]