👉 Ответы к странице 37. Литературное чтение 3 класс учебник Климанова 1 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.
Задание 9
Ты уже знаешь, что в русских народных сказках есть зачин и концовка. Обрати внимание на то, как начинаются и заканчиваются прочитанные сказки.
Есть ли сходство? Не вспомнишь ли ты другие сказки, которые начинаются и заканчиваются так же?
Ответ:
ЗАЧИН
«Жили-были старик да старуха…» — «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
«Жил-был царь Берендей…» — «Иван-царевич и Серый Волк».
«Жил-был старик…» — «Сивка-бурка».
КОНЦОВКА
«Алёнушка ожила и стала краше, чем была. А козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.» —
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
«А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать.» — «Иван-царевич и Серый Волк».
«Я на том пиру был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.» — «Сивка-бурка».
Все три сказки из учебника начинаются одинаково —«Жили-были…».
Концовки у этих сказок разные, но каждая из них часто встречается в русских народных сказках. В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» нет обычной для сказок концовки, но ее можно добавить. Смысл и сюжет от этого не изменится.
Словами «Жили-были…» начинаются сказки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Маша и медведь», «По щучьему велению».
Словами, похожими на концовку «Стали они жить-поживать да горя не знать» заканчивается сказка «Крошечка-Хаврошечка»: «Стала она в добре поживать, лиха не знавать».
Сказка «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» заканчивается словами:«Стали они жить да поживать, поле пахать да хлеб собирать».
Концовкой «Я на том пиру был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» заканчиваются сказки «Хрустальная гора» и «Пёрышко Финиста- ясна сокола».
Задание 10
Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки. A зачем нужна в сказке концовка?
Ответ:
Концовка нужна для завершения истории. Она как бы ставит точку в сказке, утверждает добро и справедливость. Обычно в концовке говорится о том, что для положительных героев испытания закончились хорошо: свадьбой, счастьем, спокойной и долгой жизнью.
Задание 11
Определи зачины и концовки.
Ответ:
«За тридевять земель, в тридесятом государстве…»— зачин.
«Жили-были…»— зачин.
«Стали они жить-поживать и добра наживать…»— концовка.
«Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…»— концовка.
Задание 12
Как бы ты сказал, что такое народная сказка? Дать определение тебе помогут опорные слова и выражения: произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста; добрым молодцам урок. Самостоятельно запиши определение в «Рабочую тетрадь».
Задание 13
Подумай, почему волшебные сказки получили такое название. По каким признакам можно их определить?
Ответ:
В волшебныхсказках есть зачин, концовка и троекратные повторы (три испытания или задания для героя).
Сказки получили такое название, потому что в них обязательно присутствует что-нибудь волшебное:
- вещь (например, кольцо, зеркало, сапоги-скороходы);
- растения или животные (говорящая яблоня, златогривый конь);
- колдовство, превращение (царевна превратилась в лягушку).
В волшебной сказке герой должен пройти испытания, чтобы получить волшебный предмет или спасти кого-нибудь. Часто ему помогает сказочное существо (например, говорящий волк).
Задание 14
Как ты думаешь, является ли язык волшебной сказки её особенностью? Назови некоторые выразительные средства, которые используются в сказках, запиши в «Рабочую тетрадь».
Задание 15
Какие ты знаешь волшебные предметы? Выбери правильные ответы: волшебная палочка, коньки, скатерть-самобранка, зеркало, сапоги-скороходы, дудочка, ковёр-самолёт, шапка-невидимка, плащ.Вспомни сказки, в которых действуют волшебные предметы. Расскажи одну из них.
Ответ:
Волшебная палочка,скатерть-самобранка,сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, шапка-невидимка.
Печь, ведра — «По щучьему велению».
Клубок — «Царевна-лягушка».
Серебряное блюдце с золотым яичком, серебряные пяльцы, золотое веретено — «Финист – ясный сокол».
Страница 9 из 42
1. Назови виды устного народного творчества.
Ответ:
К народному творчеству относятся произведения, которые не имеют одного определенного автора. Они передаются из уст в уши, из поколения в поколение, от родителей к детям.
Это может быть песня, прибаутка, потешка, пестушка, поговорка, считалка.
2. Объясни, что такое песня. Чем песня отличается от стихотворения?
Ответ:
Песня – это стихотворное произведение, предназначенное для напевания под музыку или мотив. В стихах слова не напевают, не тянут, этим стихи отличаются от песни.
3. Вспомни песни, которые ты прочитал в этом разделе. Прислушайся к их звучанию, ритму и интонации. Как они связаны с содержанием песен?
Ответ:
Если в песне описываются радостные, веселые события, то и поется она обычно в быстром темпе, радостным голосом. Исполнитель передает хорошее настроение, улыбку. Если в песне поется о грустных событиях, трагедии, то исполняется она обычно в замедленном ритме, протяжно, грустным голосом.
4. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов: «Весна-красна!..»
Вспомни, что песенки-заклички (от слова «кликать» — звать) исполнялись хором детей, обращавшихся к силам природы с просьбой о тёплых днях, дожде, богатом урожае.
Ответ:
Весна-красна!
Приходи к нам!
С теплом, с добром,
К каждому в дом!
5. Дополни текст необходимыми словами. Обоснуй свой выбор.
Ответ:
Кто не знает пословиц и поговорок? В них народ раскрывает своё отношение к миру, природе, человеческим поступкам и характерам.
Эти маленькие народные произведения, богатые по мысли, так складно сложены, что запоминаются сами собой.
Они дошли до нас с древних времён, живут в нашем родном языке и литературе.
Пословицы и поговорки появились в народе еще до появления письма и передавалось с уст в уста. Мы и в современной жизни часто слышим их в разных ситуациях.
6. Собери пословицы. Запиши их в «Рабочую тетрадь».
Ответ:
Кончил дело — гуляй смело.
Кто других не любит, сам себя губит.
Труд человека кормит, а лень портит.
Была бы охота — будет ладиться работа.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Раз соврал — навеки лгуном стал.
7. Прочитай скороговорку. Какие звуки в ней часто повторяются? Почему?
Ответ:
Звуки «г», «р», «к». Повтор этих звуков нужен для того, чтоб развить речь, правильное произношение. Благодаря подобным скороговоркам мы учимся говорить четко, красиво и выразительно.
8. Догадайся, о чём эти загадки. Восстанови их. Проверь себя по рифмам.
Ответ:
В огне не горит, в огне не тонет. Лёд
Зимой лежал, весной побежал. Снег
Одетый летом, зимой раздетый. Лес
Стоит Антошка на тонкой ножке. Подсолнух
Весной вырастают, осенью облетают. Листья
Шёл долговяз, в сырую землю увяз. Дождь
Придумай свои загадки к этим отгадкам. Запиши их в «Рабочую тетрадь».
Ответ:
На морозе сверкает, а от солнца убегает. Лед
Пушистой ватой вся земля укрыта. Снег
Дом зеленый всех зверей приютил. Лес
Солнышко, а в солнышке поселились зёрнышки. Подсолнух
Летом на дереве сидят, а осенью полетят. Листья
В окно стучит, но в дом не входит. Дождь
9. Ты уже знаешь, что в русских народных сказках есть зачин и концовка. Обрати внимание на то, как начинаются и заканчиваются прочитанные сказки. Есть ли сходство? Не вспомнишь ли ты другие сказки, которые начинаются и заканчиваются так же?
Ответ:
У всех сказок есть зачин и концовка. Сказка об Иванушке и Аленушке начинается со слов «Жили-были», об Иване-царевиче – «Жил-был» и о Сивке-бурке – тоже «Жил-был». Концовки сказок тоже похожи друг на друга, в каждой сказке говорится о счастливой жизни героев.
Еще сказки часто начинаются со слов «В некотором царстве, в некотором государстве», «За тридевять земель, в тридесятом государстве». Концовки: «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Стали они жить-поживать да добра наживать…»
Сказка «Колобок» начинается со слов Жили-были…
10. Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки. A зачем нужна в сказке концовка?
Ответ:
Концовка показывает читателю, что история героев закончилась, добро победило зло, наступил счастливый конец.
11. Определи зачины и концовки.
«За тридевять земель, в тридесятом государстве…»«Жили-были…»«Стали они жить-поживать и добра наживать…»«Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…»
Ответ:
Зачины: «За тридевять земель, в тридесятом государстве…»
«Жили-были…»
Концовки: «Стали они жить-поживать и добра наживать…»
«Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…»
12. Как бы ты сказал, что такое народная сказка? Дать определение тебе помогут опорные слова и выражения: произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста; добрым молодцам урок. Самостоятельно запиши определение в «Рабочую тетрадь».
Ответ:
Народная сказка — это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Сказки раньше передавались из уст в уста. Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
13. Подумай, почему волшебные сказки получили такое название. По каким признакам можно их определить?
Ответ:
В волшебных сказках творится волшебство, отсюда они и получили свое названия. В них происходят превращения, есть волшебные предметы.
14. Как ты думаешь, является ли язык волшебной сказки её особенностью? Назови некоторые выразительные средства, которые используются в сказках, запиши в «Рабочую тетрадь».
Ответ:
Сказка – это произведение фольклора, в котором описываются чудесные, необычные события. И поэтому язык у волшебной сказки особый. В нем используются такие выразительные средства как олицетворения, образные определения, сравнения.
15. Какие ты знаешь волшебные предметы? Выбери правильные ответы: волшебная палочка, коньки, скатерть-самобранка, зеркало, сапоги-скороходы, дудочка, ковёр-самолёт, шапка-невидимка, плащ.
Ответ:
Волшебная палочка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, шапка-невидимка. Сказки с волшебными предметами: «Аладдин», «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», «Аленький цветочек», «Золушка», «Царевна-лягушка».
Вспомни сказки, в которых действуют волшебные предметы. Расскажи одну из них.
Ответ:
Можно рассказать сказку «Золушка», «Царевна-лягушка» , «По щучьему велению», «Хаврошечка».
16. Рассмотри рисунки и фотографии раздела. Что ты можешь рассказать о русских народных промыслах? Почему их относят к народному творчеству?
Ответ:
Народ всегда стремился создавать разные вещи своими руками, и каждая вещь получалась особой, потому что люди вкладывали в нее всю душу и мастерство. Поэтому народные промыслы можно назвать народным творчеством.
17. Знаешь ли ты, как одевались русские люди в старину? Рассмотри рисунки. Как называется одежда? Найди дополнительную информацию в энциклопедии или справочнике.
Ответ:
На рисунке (стр. 38-39) изображены богато одетые бояре и боярыни на ярмарке. Они в кафтанах с длинными рукавами, в высоких шапках. Тут же танцует с медведем шут и играет на дудке. Ниже нарисована старинная одежда: кафтаны, шуба, рубахи, кокошники и серьги.
Одежда во все времена показывала, насколько богат и знатен ее владелец. Поэтому рубаха князя и крестьянина, разумеется, выглядели по-разному, хотя покрой мог быть один. Чем богаче человек, тем тоньше была ткань, богаче вышивка и ярче цвет — краски тогда изготовлять было сложно. Но яркие краски в народе любили. Шили одежду чаще из льна и шерсти, хлопка почти не знали, а шелк могли позволить себе только очень богатые люди.
Мужская рубаха была длиной выше колен и носилась навыпуск. Рубахи подпоясывали поясами, часто украшенными ткаными узорами или вышивкой. Вышитыми были и рубахи — по вороту, подолу, рукавам — как мужские, так и женские. Женские рубахи были длинными как платья. Шили их из прямых полотнищ и тоже носили с поясом. Поверх исподней (нижней) рубахи могли надевать еще одну, наряднее, а поверх — сарафан.
Верхняя мужская одежда — кафтан, зимой — шуба (мехом внутрь, их часто крыли сукном) или доха (мехом наружу).
У женщин поверх сарафана надевалась душегрея или телогрея. Зимняя одежда -тоже шуба, но покрой был не таким, как у мужской.
На головах у мужчин в любое время года обязательно были шапки. Женщинам тоже не позволялось ходить «простоволосой», то есть без головного убора. Это было неприличным. Женщины, да и мужчины тоже, любили украшения. Их количество и материал зависели от достатка и статуса человека.
18. Рассмотри иллюстрации к сказкам раздела «Устное народное творчество». Найди в энциклопедии сведения о жизни и творчестве художников, иллюстрировавших эти сказки.
Составь рассказ об одном из них, используй следующие выражения: годы жизни; создал много произведений на тему; мне больше всего нравится; на ней изображено.
Запиши план своего рассказа в «Рабочую тетрадь».
Ответ:
Иллюстрации к этому разделу очень красивые. Картины Билибина и Васнецова метко отражают события сказок, но они разные по стилю. Картинки Билибина больше похожи на иллюстрации, они яркие, динамичные, с четкими контурами. Произведения Васнецова больше похожи на картины из музея. Персонажи на них изображены так, как будто они существуют в реальной жизни.
Иван Яковлевич Билибин
Годы жизни 1876-1942
Иван Яковлевич Билибин — русский художник, график. Он создал много произведений к русским сказкам и былинам. Обучался Билибин за границей в студии живописи в Мюнхене. Затем посещал школу-мастерскую княгини. Стиль художника индивидуальный, не похожий на других. Он выбирает яркие цвета для своих иллюстраций. Больше всего мне понравилась иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». На ней изображен всадник на коне в лесу. Всадник и его конь изображены в красно-оранжевых тонах, поэтому взгляд сразу падает на них.
1. Назови виды устного народного творчества.
К народному творчеству относятся произведения, которые не имеют одного определенного автора. Они передаются из уст в уши, из поколения в поколение, от родителей к детям.
Это может быть песня, прибаутка, потешка, пестушка, поговорка, считалка.
2. Объясни, что такое песня. Чем песня отличается от стихотворения?
Песня – это стихотворное произведение, предназначенное для напевания под музыку или мотив. В стихах слова не напевают, не тянут, этим стихи отличаются от песни.
3. Вспомни песни, которые ты прочитал в этом разделе. Прислушайся к их звучанию, ритму и интонации. Как они связаны с содержанием песен?
Если в песне описываются радостные, веселые события, то и поется она обычно в быстром темпе, радостным голосом. Исполнитель передает хорошее настроение, улыбку. Если в песне поется о грустных событиях, трагедии, то исполняется она обычно в замедленном ритме, протяжно, грустным голосом.
4. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов: «Весна-красна!..»
Вспомни, что песенки-заклички (от слова «кликать» — звать) исполнялись хором детей, обращавшихся к силам природы с просьбой о тёплых днях, дожде, богатом урожае.
Весна-красна!
Приходи к нам!
С теплом, с добром,
К каждому в дом!
5. Дополни текст необходимыми словами. Обоснуй свой выбор.
Кто не знает пословиц и поговорок? В них народ раскрывает своё отношение к миру, природе, человеческим поступкам и характерам.
Эти маленькие народные произведения, богатые по мысли, так складно сложены, что запоминаются сами собой.
Они дошли до нас с древних времён, живут в нашем родном языке и литературе.
Пословицы и поговорки появились в народе еще до появления письма и передавалось с уст в уста. Мы и в современной жизни часто слышим их в разных ситуациях.
6. Собери пословицы. Запиши их в “Рабочую тетрадь”.
Кончил дело – гуляй смело.
Кто других не любит, сам себя губит.
Труд человека кормит, а лень портит.
Была бы охота – будет ладиться работа.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Раз соврал – навеки лгуном стал.
7. Прочитай скороговорку. Какие звуки в ней часто повторяются? Почему?
Звуки «г», «р», «к». Повтор этих звуков нужен для того, чтоб развить речь, правильное произношение. Благодаря подобным скороговоркам мы учимся говорить четко, красиво и выразительно.
8. Догадайся, о чём эти загадки. Восстанови их. Проверь себя по рифмам.
В огне не горит, в огне не тонет. Лёд
Зимой лежал, весной побежал. Снег
Одетый летом, зимой раздетый. Лес
Стоит Антошка на тонкой ножке. Подсолнух
Весной вырастают, осенью облетают. Листья
Шёл долговяз, в сырую землю увяз. Дождь
Придумай свои загадки к этим отгадкам. Запиши их в «Рабочую тетрадь».
На морозе сверкает, а от солнца убегает. Лед
Пушистой ватой вся земля укрыта. Снег
Дом зеленый всех зверей приютил. Лес
Солнышко, а в солнышке поселились зёрнышки. Подсолнух
Летом на дереве сидят, а осенью полетят. Листья
В окно стучит, но в дом не входит. Дождь
9. Ты уже знаешь, что в русских народных сказках есть зачин и концовка. Обрати внимание на то, как начинаются и заканчиваются прочитанные сказки. Есть ли сходство? Не вспомнишь ли ты другие сказки, которые начинаются и заканчиваются так же?
У всех сказок есть зачин и концовка. Сказка об Иванушке и Аленушке начинается со слов «Жили-были», об Иване-царевиче – «Жил-был» и о Сивке-бурке – тоже «Жил-был». Концовки сказок тоже похожи друг на друга, в каждой сказке говорится о счастливой жизни героев.
Еще сказки часто начинаются со слов «В некотором царстве, в некотором государстве», «За тридевять земель, в тридесятом государстве». Концовки: «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Стали они жить-поживать да добра наживать…»
Сказка “Колобок” начинается со слов Жили-были…
10. Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки. A зачем нужна в сказке концовка?
Концовка показывает читателю, что история героев закончилась, добро победило зло, наступил счастливый конец.
11. Определи зачины и концовки.
«За тридевять земель, в тридесятом государстве…»«Жили-были…»«Стали они жить-поживать и добра наживать…»«Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…»
Зачины: «За тридевять земель, в тридесятом государстве…»
«Жили-были…»
Концовки: «Стали они жить-поживать и добра наживать…»
«Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…»
12. Как бы ты сказал, что такое народная сказка? Дать определение тебе помогут опорные слова и выражения: произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста; добрым молодцам урок. Самостоятельно запиши определение в «Рабочую тетрадь».
Народная сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Сказки раньше передавались из уст в уста. Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
13. Подумай, почему волшебные сказки получили такое название. По каким признакам можно их определить?
В волшебных сказках творится волшебство, отсюда они и получили свое названия. В них происходят превращения, есть волшебные предметы.
14. Как ты думаешь, является ли язык волшебной сказки её особенностью? Назови некоторые выразительные средства, которые используются в сказках, запиши в «Рабочую тетрадь».
Сказка – это произведение фольклора, в котором описываются чудесные, необычные события. И поэтому язык у волшебной сказки особый. В нем используются такие выразительные средства как олицетворения, образные определения, сравнения.
15. Какие ты знаешь волшебные предметы? Выбери правильные ответы: волшебная палочка, коньки, скатерть-самобранка, зеркало, сапоги-скороходы, дудочка, ковёр-самолёт, шапка-невидимка, плащ.
Волшебная палочка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, шапка-невидимка. Сказки с волшебными предметами: «Аладдин», «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», «Аленький цветочек», «Золушка», «Царевна-лягушка».
Вспомни сказки, в которых действуют волшебные предметы. Расскажи одну из них.
Можно рассказать сказку “Золушка”, “Царевна-лягушка” , “По щучьему велению”, “Хаврошечка”.
16. Рассмотри рисунки и фотографии раздела. Что ты можешь рассказать о русских народных промыслах? Почему их относят к народному творчеству?
Народ всегда стремился создавать разные вещи своими руками, и каждая вещь получалась особой, потому что люди вкладывали в нее всю душу и мастерство. Поэтому народные промыслы можно назвать народным творчеством.
17. Знаешь ли ты, как одевались русские люди в старину? Рассмотри рисунки. Как называется одежда? Найди дополнительную информацию в энциклопедии или справочнике.
На рисунке (стр. 38-39) изображены богато одетые бояре и боярыни на ярмарке. Они в кафтанах с длинными рукавами, в высоких шапках. Тут же танцует с медведем шут и играет на дудке. Ниже нарисована старинная одежда: кафтаны, шуба, рубахи, кокошники и серьги.
Одежда во все времена показывала, насколько богат и знатен ее владелец. Поэтому рубаха князя и крестьянина, разумеется, выглядели по-разному, хотя покрой мог быть один. Чем богаче человек, тем тоньше была ткань, богаче вышивка и ярче цвет – краски тогда изготовлять было сложно. Но яркие краски в народе любили. Шили одежду чаще из льна и шерсти, хлопка почти не знали, а шелк могли позволить себе только очень богатые люди.
Мужская рубаха была длиной выше колен и носилась навыпуск. Рубахи подпоясывали поясами, часто украшенными ткаными узорами или вышивкой. Вышитыми были и рубахи – по вороту, подолу, рукавам – как мужские, так и женские. Женские рубахи были длинными как платья. Шили их из прямых полотнищ и тоже носили с поясом. Поверх исподней (нижней) рубахи могли надевать еще одну, наряднее, а поверх – сарафан.
Верхняя мужская одежда – кафтан, зимой – шуба (мехом внутрь, их часто крыли сукном) или доха (мехом наружу).
У женщин поверх сарафана надевалась душегрея или телогрея. Зимняя одежда -тоже шуба, но покрой был не таким, как у мужской.
На головах у мужчин в любое время года обязательно были шапки. Женщинам тоже не позволялось ходить “простоволосой”, то есть без головного убора. Это было неприличным. Женщины, да и мужчины тоже, любили украшения. Их количество и материал зависели от достатка и статуса человека.
18. Рассмотри иллюстрации к сказкам раздела «Устное народное творчество». Найди в энциклопедии сведения о жизни и творчестве художников, иллюстрировавших эти сказки.
Составь рассказ об одном из них, используй следующие выражения: годы жизни; создал много произведений на тему; мне больше всего нравится; на ней изображено.
Запиши план своего рассказа в «Рабочую тетрадь».
Иллюстрации к этому разделу очень красивые. Картины Билибина и Васнецова метко отражают события сказок, но они разные по стилю. Картинки Билибина больше похожи на иллюстрации, они яркие, динамичные, с четкими контурами. Произведения Васнецова больше похожи на картины из музея. Персонажи на них изображены так, как будто они существуют в реальной жизни.
Иван Яковлевич Билибин
Годы жизни 1876-1942
Иван Яковлевич Билибин – русский художник, график. Он создал много произведений к русским сказкам и былинам. Обучался Билибин за границей в студии живописи в Мюнхене. Затем посещал школу-мастерскую княгини. Стиль художника индивидуальный, не похожий на других. Он выбирает яркие цвета для своих иллюстраций. Больше всего мне понравилась иллюстрация к сказке “Василиса Прекрасная”. На ней изображен всадник на коне в лесу. Всадник и его конь изображены в красно-оранжевых тонах, поэтому взгляд сразу падает на них.