Запиши присказку к сказкам которые придумал дмитрий наркисович мамин сибиряк

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Где встречаются с присказкой? В чём особенность присказки Мамина-Сибиряка?

Задание по литературе для 3 класса Где ты встречался с присказкой? В чём особенность присказки писателя?

2 ответа:



1



0

Как мы хорошо знаем — присказка, еще не сказка, сказка следует впереди и целью любой присказки является привлечение внимания читателя, завлечение. Поэтому присказка чаще всего встречается в народном творчестве, особенно в сказках.

Вот например » в некотором царстве» или «жил-был царь со старухой».

Но и в творчестве некоторых писателей можно обнаружить присказки, что как раз мы видим в «Аленушкиниых сказках» Мамина-Сибиряка».

Этот цикл сказок, написанных писателем для своей дочери предваряется особой Присказкой, в которой писатель с любовью уговаривает спать свою доченьку и обещает рассказать ей о разных чудесах:

Hb9zc51YMIRKltpd9vlwFi3ju8PxJets.png

Это самая настоящая присказка, но присказка авторская.



0



0

Когда мы читали русские народные сказки, мы часто замечали в их начале присказки — веселые вступления, которые увлекали слушателя и заставляли его с интересом ждать продолжения.

Писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк использовал свой вариант присказки, когда писал сказки для своей дочери под общим названием «Аленушкины сказки».

Это сказки о волшебных и вместе с тем самых обычных животных наших лесов, а потому автор в самом начале цикла ввел сказочный элемент — присказку, в которой уговаривает дочку уснуть и обещает познакомить ее со своими необычными героями.

Читайте также

Природа не сопротивляется морозу в стихотворении Некрасова, она покорна суровому воеводе. А тот довольный обходит свои новые обширные владения, следя за тем, чтобы все было по его разумению. Он шутливо стучит палицей по веткам, шагает по деревьям, по застывшим рекам, трещит, осматривает снега и узоры. Все это описания того, как покоряется природа появлению Мороза.

А Мороз не останавливается на достигнутом, он хочет идти дальше, добраться до океана, построить ледяные дворцы и мосты.

Что же это за мосты? Это просто скованные от берега до берега реки. Это ледяной панцирь, который укрылась бегущая вода и по которому легко перейти реку как по мосту.

А последние две строчки сравнивают ледяное и снежное царство Мороза с богатыми хоромами, где сверкают алмазы и жемчуг льдинок.

В «Сказке про храброго зайца» Мамина-Сибиряка молодого и горячего зайца что называется понесло от собственной «храбрости». Сперва он просто утверждал, что не боится волка и лису, но потом разошелся до того, что начал утверждать, что сам съест волка, если того встретит.

Как вдруг этот самый волк и появился на поляне, привлеченный шумом, который поднимали развеселившиеся зайцы.

Как раз в этот момент хвастливый заяц обещал показать собратьям некую штуку и вдруг он первым замечает волка. Он остолбенел и у него «примерз язык» — заяц просто не мог ничего сказать от страха и только повторял «Я..я..я».

Хвастовство поднимало зайца в своих глазах, но оно же делало его смешным в глазах других зайцев.

Автор Юрий Коринец разделил свой рассказ «Ханг и Чанг» на пять частей, но названия им не давал. Попробуем дать названия этим частям, так, чтобы получился цитатный план.

  1. «Зачем ему две собаки» — дядя в этой части объясняет зачем нужны именно две собаки, и как они могут воспитывать друг друга и как они воспитали племянника.
  2. «Купать собак было нетрудно», рассказ про то, как собаки сами себя загоняли в ванную и купались.
  3. «Ханг был озорником, Чанг был ленив» — в этой части рассказывается о том, как собаки вместе ели и как они относились к кошкам.
  4. «Чанг пел очень выразительно, с душой» — в этой части рассказывается о внезапно открывшихся талантах Чанга, который оказался отличным певцом.
  5. Дуэт в сопровождении дяди — в последней части рассказывается о том, как дяд научил петь и вторую собаку.

Рассказ Виталия Бианки «По следам» описывает приключения мальчика Егорки и его отца лесника в зимнем лесу.

Разобьем рассказ на несколько частей

  1. Странные следы. Егорка видит в лесу странные следу и отпрашивается у отца пострелять куропаток.
  2. Страшный вой. Лесник слышит волчий вой и бросается искать Егорку. Но ночь, снег, темнота и он выходит назад к своей избушке.
  3. Страшная ночь. Лесник сидит в избе и горюет о сыне.
  4. По следам. Лесник по следам идет за Егоркой и смотрит что с мальчиком приключилось.
  5. Спасение. Егорка найден на дереве, ан которое он забрался от волков.
  6. И еще раз о странных следах. Это оказался барсук.

<hr />

К этому рассказу я бы составила план из повествовательных предложений, хотя можно использовать и вопросительные. Например:

  • Что заинтересовало Егорку в лесу?
  • Что он сказал отцу?
  • Что подумал лесник услышав волчий вой?
  • Как лесник искал Егорку?
  • Что прочитал лесник по следам?
  • Где он нашел Егорку?
  • Что за верь оставил странные следы?

В этом полугодии мы познакомились с тремя стихотворениями Ивана Бунина. Это «Детство» о маленьком десятилетнем мальчике и его впечатлениях от общения с природой, это «Полевые цветы» в котором показана разница между тепличными заморскими цветами и простыми, но очень красивыми полевыми цветами нашей родины, и это стихотворение «Густой зеленый ельник» в котором могучий олень сквозь лес и снега уходит от охотников.

Это последнее стихотворение мне и понравилось больше всего, особенно заключительная строка, в которой говорится про красоту, которую олень унес от смерти.

Это очень правильное стихотворение и его герою мы искренне сочувствуем.

ДМИТРИЙ
НАРКИСОВИЧ МАМИН-СИБИРЯК. «АЛЕНУШКИНЫ СКАЗКИ. ПРИСКАЗКА».

Цели: начать
знакомить учащихся с произведениями Д. Н. Мамина-Сибиряка; прививать ученикам
интерес к чтению, к литературе; развивать воображение, выразительную речь
детей.

Ход урока                                                                                                                        
I. Организационный момент.                                                                                             
II. Вводная беседа.                                                                                                                 
 — Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами вместе проведем урок
литературного чтения.                                                                                      III.
Изучение нового материала.                                                            
1.Вступительная беседа                                                                                             
        — Посмотрите внимательно на экран и догадайтесь, о чем будем
говорить сегодня на уроке. (просмотр видеоролика)                                           
                       
— Можете сказать, о чем будем говорить на уроке? (о
сказках) 

                       
                                                       —
Я думаю, что сказки любят все.

 Мы
знаем сказки
назубок,                                                                                                  
Ведь с детства их
читаем.                                                                               
Но что – то новое, дружок,                                                                                           Сейчас
о них узнаем                                                                                             

Давайте вспомним все, что вы знаете о
сказках.                                                          – Молодцы!
Все правильно сказали.                                                                                  –
На какие две большие группы можем разделить все сказки?


Что бы ответить на этот вопрос, и освежить свои знания, прочитаем статью в
учебнике на странице 180.


Читать будем по цепочке, каждый ученик будет читать только одно предложение,
при чтении обратите внимание на моменты, где говорится об особенностях народных
и литературных сказок. (читают по цепочке) 


Итак, на какие две большие группы можно разделить сказки?                                                                                                                         
                           


Что вы можете сказать о литературных сказках?                                        
них есть автор)                                                                                                                          

Значит, как  по- другому можно назвать литературные сказки? (авторские
сказки)                                                                                                                              
          
— Молодцы! Давайте найдем  и прочитаем отрывок, где говорится, в
чем особенность народных сказок.     (2 абзац) 

                                                                                                                   –
Правильно. А сейчас прочитайте, что говорится об особенностях  литературных или
авторских сказок (2 абзац)                                                        

— У
литературных и народных сказок много общего. Найдите в тексте отрывок, где
говорится об общих чертах литературных и народных сказок . (2абзац)                   
                                                                                                                                             —
Что вы можете сказать о сказках А.С.Пушкина?                              (Пушкин
писал свои сказки в стихах)                                                                                                                                           

А сейчас проверим, можете ли вы узнать сказку по картинке и определить,
народная она или литературная. Рассмотрите иллюстрации на странице 181.

   —
Первая иллюстрация, к какой сказке? (Сказка о Золотом петушке)                                                                                                                   
Кто написал эту сказку? ( А.С.Пушкин), значит сказка, какая? (литературная
или авторская)
                                                                       
—  Правильно. Рассмотрите вторую иллюстрацию и т.д. 

                                                                                                                                                             


Молодцы, вы все правильно
определили.                                                                              

– А
сейчас посмотрите на экран. (показать слайды обложки с книгами) 

         
                


Какая книга лишняя на этой выставке сказок? (Колобок)                                                                                                 —
Почему? (народная сказка)                                  она
исчезает
   

— А
к какой группе можно отнести оставшиеся книги?                                                                                                                                                                                                      —
Так будет называется новый раздел, который мы начнем сегодня изучать?                  
                                                                                                    —
 Переверните страничку назад, хором прочитаем (литературные сказки) прочитать
ниже, до конца страницы 

– Мы сегодня
говорим о сказках. Любая сказка имеет свою последовательность.

-Может, кто – то
помнит, из каких частей состоит сказка?                         — Хочу вам
напомнить, из каких частей состоит сказка.


Итак, с чего начинается любая сказка. (слайд)                                                

Говорят: «Это присказка не сказка, сказка будет впереди»                           
  — Что такое присказка ?

— Для
чего она нужна? (она нужна, чтобы заинтересовать читателя, настроить на нужный
лад)                                                                                                                                                          

-Определите,
к какой части сказки относится то, что я вам прочитаю:

1. В
некотором царстве, в некотором государстве (присказка)

2.
Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец (концовка)

3.
Жили – были старик со старухой (присказка)

— А сейчас я
предлагаю вам немного отдохнуть и разыграть одну присказку. Встали и повторяем
за мной
движения                                                                                                            

ФИЗМИНУТКА
                                                                                                                             Давным-давно жил царь Горох

И делал каждый день зарядку.

Он головой крутил-вертел

И танцевал вприсядку.

Плечами уши доставал

И сильно прогибался,

Он руки к небу поднимал,

За солнышко хватался.                                                                                                
– Молодцы. Сели.


Отдохнули. Тогда
продолжаем.                                                                                                                                                              
— Сегодня мы познакомимся с творчеством русского писателя Д. Н. Мамина –
Сибиряка.                                                                                                                             


Давайте хором прочитаем, как его зовут.                                        
   — Может, вы уже читали книги этого писателя, слышали о нем? Это наш земляк.
(слайд)     

                                                                                                


Дмитрий Наркисович написал много книг для взрослых, но среди его книг, есть и
книги  для детей (слайд) 

           
                                                                                         


так же он писал сказки. Я хочу рассказать вам историю возникновения одной
книги. (слайд)


Дмитрий Наркисович один растил и воспитывал дочь.  Аленушка часто болела.
 Пока она
была маленькой, он часами сидел у ее кроватки и рассказывал ей сказки, сначала
те, что знал, потом начал придумывать свои сказки. Аленушка просила рассказать еще
и еще. Дмитрий Наркисович записал их в одну книгу, которую назвал…                                                                                                              
                  (Аленушкины сказки)                                    

— Его «Аленушкины
сказки» ежегодно издаются, переводятся на другие языки. В них рассказываются
необычайные истории, которые происходят с
животными.                                                                                                                                      
        


Сегодня мы с вами познакомимся с присказкой Дмитрия Наркисовича Мамина –
Сибиряка.


Сядьте удобно, посмотрите на экран и послушайте. (слушают)  

                                                


Понравилась ли вам присказка? Захотелось ли вам послушать
дальше?                                                                                                                     —
В том и состоит цель присказки, чтобы заинтересовать слушателя, чтобы ему
захотелось узнать продолжение.
   

                        
                                                                                                         —
Присказка задушевная, с колыбельной интонацией. Стиль присказки близок к
народному. Раньше считали, что мирное мурлыканье кота в доме приносит сон и
покой детям, поэтому у Аленушки появился сибирский кот Васька. 

  –
Ребята, скажите, как надо читать присказку? (Спокойно, не торопясь. Мы ведь
Аленушку укладываем спать, значит читать надо негромким голосом)
                                                          

— Я
предлагаю вам прочитать присказку вполголоса и подготовиться к выразительному
чтению (читают)                                                                                                                           —
Прочитали.


Поднимите руку, кому встретились непонятные слова.

— Тогда
сейчас я слушаю вас.  Представьте, что вы — старший брат или сестра Аленушки, и
прочитайте присказку, передав интонацией голоса нежность и любовь к малютке.
Читать будем абзацами. (читают)                                                                                                           —
Молодцы! Скажите, какими словами начинается и заканчивается присказка? Почему?
(Чаще всего сказки рассказывают на
ночь)                                                                                            
— Какие слова подчеркивают любовь, нежное отношение автора к
дочери?                                    

— Ребята,
обратите еще раз внимание на название книги.                                 (
Аленушкины сказки. Присказка) 

           
                                                                                                                

— В чем
особенность присказки писателя?

 (Особенность
ее в том, что эта присказка сразу к нескольким сказкам.

— Какие
герои сказок в ней собираются? (В ней собираются герои сказок: кот Васька, пес
Постойко, серая Мышка-норушка, Сверчок, пестрый Скворец и забияка Петух, косой
Заяц, волк, медведь Мишка, старый Воробей)

— Правильно,
в сказках Мамина – Сибиряка происходят удивительные истории с животными и все
они собираются в этой присказке.

ИТОГ  Наш урок
подходит к концу. Подведем итог. (слайд)

— Ребята,
мне очень понравилось с вами работать. А теперь я предлагаю вам оценить нашу с
вами работу. Так как это урок литературного чтения, я принесла вам вот такие
книги. На ваших столах приклеены закладки.

Прикрепите
их туда, куда считаете нужно.

Алёнушкины сказки - i_001.jpg

Дмитрий Мамин-Сибиряк

Алёнушкины сказки

Присказка

Алёнушкины сказки - i_002.jpg

Баю-баю-баю…

Один глазок у Алёнушки спит, другой – смотрит; одно ушко у Алёнушки спит, другое – слушает.

Спи, Алёнушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки. Кажется, все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пёс Постойко, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пёстрый Скворец в клетке, и забияка Петух.

Спи, Алёнушка, сейчас сказка начинается. Вон уже в окно смотрит высокий месяц; вон косой заяц проковылял на своих валенках; волчьи глаза засветились жёлтыми огоньками; медведь Мишка сосёт свою лапу. Подлетел к самому окну старый Воробей, стучит носом о стекло и спрашивает: скоро ли? Все тут, все в сборе, и все ждут Алёнушкиной сказки.

Один глазок у Алёнушки спит, другой – смотрит; одно ушко у Алёнушки спит, другое – слушает.

Баю-баю-баю…

Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост

Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега – у зайчика душа в пятки.

Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.

– Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост, – слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.

Алёнушкины сказки - i_003.jpg

– Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

– И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц!.. Ах, какой смешной! И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли.

– Да что тут долго говорить! – кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. – Ежели мне попадётся волк, так я его сам съем…

– Ах, какой смешной Заяц! Ах, какой он глупый!..

Все видят, что и смешной, и глупый, и все смеются.

Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут.

Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» – как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают. Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.

Алёнушкины сказки - i_004.jpg

Совсем близко подошёл волк к разыгравшимся зайцам, слышит, как они над ним смеются, а всех больше – хвастун Заяц – косые глаза, длинные уши, короткий хвост.

«Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!» – подумал серый Волк и начал выглядывать, который заяц хвастается своей храбростью. А зайцы ничего не видят и веселятся пуще прежнего. Кончилось тем, что хвастун Заяц взобрался на пенёк, уселся на задние лапки и заговорил:

– Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня! Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я… я… я…

Тут язык у хвастуна точно примёрз.

Заяц увидел глядевшего на него Волка. Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть.

Дальше случилась совсем необыкновенная вещь.

Алёнушкины сказки - i_005.jpg

Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страху упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся ещё раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.

Долго бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил.

Ему всё казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами.

Наконец совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.

А Волк в это время бежал в другую сторону. Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил.

И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный…

Долго не могли прийти в себя остальные зайцы. Кто удрал в кусты, кто спрятался за пенёк, кто завалился в ямку.

Наконец надоело всем прятаться, и начали понемногу выглядывать, кто похрабрее.

– А ловко напугал Волка наш Заяц! – решили все. – Если бы не он, так не уйти бы нам живыми… Да где же он, наш бесстрашный Заяц?..

Начали искать.

Ходили, ходили, нет нигде храброго Зайца. Уж не съел ли его другой волк? Наконец-таки нашли: лежит в ямке под кустиком и еле жив от страха.

– Молодец, косой! – закричали все зайцы в один голос. – Ай да косой!.. Ловко ты напугал старого Волка. Спасибо, брат! А мы думали, что ты хвастаешь.

Алёнушкины сказки - i_006.jpg

Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаза и проговорил:

– А вы бы как думали! Эх вы, трусы…

С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что действительно никого не боится.

Баю-баю-баю…

Сказочка про Козявочку

Как родилась Козявочка, никто не видал.

Это был солнечный весенний день. Козявочка посмотрела кругом и сказала:

– Хорошо!..

Расправила Козявочка свои крылышки, потёрла тонкие ножки одна о другую, ещё посмотрела кругом и сказала:

– Как хорошо!.. Какое солнышко тёплое, какое небо синее, какая травка зелёная, – хорошо, хорошо!.. И всё моё!..

Алёнушкины сказки - i_007.jpg

Ещё потёрла Козявочка ножками и полетела. Летает, любуется всем и радуется. А внизу травка так и зеленеет, а в травке спрятался аленький цветочек.

– Козявочка, ко мне! – крикнул цветочек.

Козявочка спустилась на землю, вскарабкалась на цветочек и принялась пить сладкий цветочный сок.

– Какой ты добрый, цветочек! – говорит Козявочка, вытирая рыльце ножками.

– Добрый-то добрый, да вот ходить не умею, – пожаловался цветочек.

– И всё-таки хорошо, – уверяла Козявочка. – И всё моё…

Не успела она ещё договорить, как с жужжанием налетел мохнатый Шмель – и прямо к цветочку:

– Жж… Кто забрался в мой цветочек? Жж… кто пьёт мой сладкий сок? Жж… Ах ты, дрянная Козявка, убирайся вон! Жжж… Уходи вон, пока я не ужалил тебя!

– Позвольте, что же это такое? – запищала Козявочка. – Всё, всё моё…

– Жжж… Нет, моё!

Козявочка едва унесла ноги от сердитого Шмеля. Она присела на травку, облизала ножки, запачканные в цветочном соку, и рассердилась:

– Какой грубиян этот Шмель!.. Даже удивительно!.. Ещё ужалить хотел… Ведь всё моё – и солнышко, и травка, и цветочки.

– Нет уж, извините – моё! – проговорил мохнатый Червячок, карабкавшийся по стебельку травки.

Алёнушкины сказки - i_008.jpg

Козявочка сообразила, что Червячок не умеет летать, и заговорила смелее:

– Извините меня, Червячок, вы ошибаетесь… Я вам не мешаю ползать, а со мной не спорьте!..

– Хорошо, хорошо… Вот только мою травку не троньте. Я этого не люблю, признаться сказать… Мало ли вас тут летает… Вы народ легкомысленный, а я Червячок серьёзный… Говоря откровенно, мне всё принадлежит. Вот заползу на травку и съем, заползу на любой цветочек и тоже съем. До свидания!..

  • Запись на участие в итоговом сочинении 11 класс
  • Запись на итоговое сочинение по русскому 11 класс
  • Званый ужин как пишется н или нн
  • Заячьи лапы паустовский рисунок к рассказу
  • Заюшкина избушка сказка смотреть союзмультфильм