Запиши признаки волшебной сказки о рыбаке и рыбке

Цель урока:

  • проследить черты сходства и отличия “Сказки о
    рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина и народных сказок на
    сходный сюжет,
  • отметить выразительность поэтических образов.

Задачи урока:

  • проследить поступательное движение сюжета в
    сочетании с повторяющимися моментами,
    характерное для народной сказки; отметить
    особенности волшебного помощника; отметить
    магические числа;
  • проследить смену эмоциональной окраски
    повторов;
  • обсудить нравственный вывод сказки.

Оборудование:

  • на доске портрет и высказывание А. С. Пушкина,
    пословицы, 11 картинок с изображением золотой
    рыбки для игры;
  • выставка книг со сказками А. С. Пушкина, с
    русскими народными сказками;
  • перевёрнутые текстом к доске карточки с
    надписями по сюжету сказки;
  • проектор.

Ход урока

1. Объявление темы урока.


— А.С. Пушкин говорил “Что за прелесть эти
сказки”… А любите ли вы читать сказки? Почему?
(рассуждения учеников)

— Какие сказки А.С.Пушкина вам известны?
(вспоминаются все 5 известных сказок А.С. Пушкина:
“Сказка о попе и работнике Балде”, “Сказка о
золотом петушке”, “Сказка о мёртвой царевне и
семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане, о сыне
его Гвидоне…”, “Сказка о рыбаке и рыбке” — и
показываются книги)

— Сегодня на уроке мы будем исследовать “Сказку
о рыбаке и рыбке”, проследим за сюжетом,
попробуем найти сходство сказки А.С.Пушкина и
народных сказок, поговорим о главных героях
сказки.

2. Подготовка к разбору сказки.


— Вы уже познакомились со сказкой. Что
понравилось в сказке? Что не понравилось?
(рассуждения учеников)

— Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали
сказку, проведём игру.

Все ученики делятся на 3 группы. Каждая группа
по очереди “вылавливают” с доски золотую рыбку
и отвечают на вопрос, номер которого записан на
обороте рыбки. За правильный ответ – забирают
рыбку. У кого улов будет больше?

  1. Где жили старик и старуха? (у синего моря в
    ветхой землянке)
  2. С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)
  3. С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)
  4. Какая труба была на новой избе старика и
    старухи? (кирпичная, белёная)
  5. Какие ворота были в новой избе? (дубовые,
    тесовые)
  6. В чём стояла старуха дворянка на крыльце?
    (соболья душегрейка, парчовая корона)
  7. Что сделала старуха в гневе, когда пожелала
    стать царицей? (ударила по щеке)
  8. Что держит стража царицы на плечах? (топорики)
  9. Что ела за столом старуха-царица? (пряник)
  10. Куда отправила старуха-дворянка старика
    работать? (на конюшню)
  11. Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)

— Давайте вспомним русские народные сказки.
(Дети говорят названия, показываются книги с
выставки).

— Подумайте и скажите, что у них в сюжете общего?

В процессе обсуждения открываются на доске
записи:

волшебство,

волшебный

помощник

повторение

сюжета

магическое

число

3. Разбор сюжета.

— Есть ли в сказке Пушкина волшебство или
волшебный помощник? (да, это золотая рыбка и всё,
что она делает).

— В чём её особенности? (рыбка золотая, умеет
говорить человечьим голосом, исполняет желания)

— Чтобы выяснить, есть ли повторение сюжета в
сказке Пушкина, перечитаем ещё раз части сказки,
выделенные цветом.

— Чем они похожи? (во всех идёт разговор старика
и рыбки)

— Чем отличаются? (меняются желания старухи и её
обращения к старику; меняется состояние моря)

— Проследим за этими изменениями.

В процессе обсуждения открываются записи:


корыто

разбранила

старуха

слегка

разыгралось

изба

пуще

бранится

помутилося

быть

дворянкой

пуще прежнего

вздурилась

не спокойно

быть

царицей

бунтует

почернело

стать

владычицей

морскою

Что делать

с проклятою

бабой?

чёрная буря

— Как происходит смена состояния моря? (в худшую
сторону)

— Почему? (рассуждения учеников)

— Какой цвет вы выбрали бы для каждой части?
Почему? (рассуждения учеников)

— Как просит старуха?

— А меняется ли манера поведения старика возле
моря? (нет, “молвит ласковое слово, с поклоном”)

— Как вы думаете, почему старик не отказывается
ходить с просьбами к морю? (рассуждения детей)

— Как вы думаете, какие из предложенных качеств
присущи старухе, а какие старику? Почему?

На доске проектор высвечивает запись:

ум жадность злость глупость щедрость

доброта честность гордыня смелость

упрямство надёжность настойчивость

(Одновременно выяснить различия упрямства и
настойчивости, гордыни и гордости).

— Существует ли повторение сюжета в “Сказке о
рыбаке и рыбке”? (да, но постоянно меняется
эмоциональная окраска)

— Какие магические числа присутствуют в сказке
Пушкина? (30 лет и 3 года, 3 раза закинул невод)

4. Подведение итогов.

— Сделаем вывод: есть ли сходство у сказки
Пушкина с народными сказками? (да)

— Как вы думаете, почему? (рассуждения детей)

— Какая есть другая русская народная сказка, где
рыба исполняет желания? (“По щучьему веленью, по
моему хотенью”.)

— В пословицах, написанных на доске, измените
текст так, чтобы они приобрели привычный вид.

Без труда не вытащишь золотую рыбку из пруда.

Не всё то золотая рыбка, что блестит.

Мала золотая рыбка, да дорогая.

— Объясните смысл полученных пословиц.
(Рассуждения детей).

— Как вы думаете, почему в конце сказки рыбка не
стала помогать, а просто молча уплыла?
(рассуждения детей)

— А вы бы в такой же ситуации отпустили бы рыбку
или загадали желания? Если отпустили бы, то
почему? Если загадали бы желание, то, если не
секрет, какое?

5. Заключительная часть.

— Легко ли читалась сказка?

— Завтра на уроке мы будем ещё работать над
исследованием “Сказки о рыбаке и рыбке” А. С.
Пушкина и выясним, почему она так легко читается.

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Автор: Отрутько Татьяна Александровна.

Предмет: литературное чтение, комбинированный урок.

Тема: специфика сказочного жанра в поэтической сказке А.С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”.

Продолжительность: 1 урок по 40 минут.

Класс: 2 “г”.

Цели: Выявить взаимосвязь между поэтической сказкой А.С.Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке” и народной сказкой на примере сказки “Золотая рыбка”. Проследить черты их сходства и отличия.

Задачи:

  • отметить особенности построения сказки Пушкина: поступательное движение сюжета в сочетании с повторяющимися моментами, характерными для народной сказки;

  • выявить особенности волшебной сказки на примере этих двух сказок;

  • проследить смену эмоциональной окраски повторов;

  • обсудить нравственный вывод сказки А.С. Пушкина.

Оборудование:

  • карточки с терминами;

  • иллюстрация с изображением народа, сказочного мостика;

  • портрет А.С.Пушкина;

  • презентация по “Сказке о рыбаке и рыбке”;

  • видеоклип – физ. минутка;

  • карточки, отображающие изменения в повторах сказки;

  • цветные карточки, для передачи состояния моря;

  • 25 картинок с изображением Золотой рыбки;

  • Конверт.

( Все карточки вывешены заранее на внутренней части доски, надписями вовнутрь. Карточки для разминки также вывешены заранее на внешнюю часть доски и открываются по мере ответов детей.)

Ход урока.

I. Орг. момент.

— Предлагаю начать урок, а над чем будем работать, я думаю, вы поймёте из разминки.

II. Разминка.

— Я зачитаю вам несколько определений, а вы должны определить, о каком термине идёт речь.

1. Слова, различные по написанию, но близкие по значению. (Синонимы).

2. Высшее напряжение действия в художест. произведении. (Кульминация).

3. Подберите синоним к слову писатель. (Автор).

4. То, с чего начинаются былины, заговоры и другие произведения фольклора. (Зачин).

5. Литературный приём, при помощи которого автор показывает нам резко выраженные противоположности. (Контраст).

6. Расстояние от одной красной строки до другой. (Абзац).

(В ходе разминки на доске открываются карточки:)

Синонимы

Кульминация

Автор

Зачин

Контраст

Абзац

-Кто уже догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (О сказке. Догадались по первым буквам слов).

— А что такое сказка? (Устное повествование с фантастическим вымыслом).

— Давайте вспомним, на какие две большие группы делятся сказки? (Народные и авторские).

(Открывается внутренняя часть доски, где прикреплены карточки с изображением народа и портретом А.С.Пушкина).

— Кто является создателем народной сказки? (Народ).

(Под иллюстрацию с изображением народа вывешивается карточка с надписью народ).

— По каким признакам мы определяем народную сказку? (С ответами детей переворачиваются карточки):

Зачин

Повторение сюжета

Хорошая концовка

— Отойдём от народной сказки к авторской. Кто является её создателем? (Конкретный автор).

— Давайте вспомним, с содержанием какой сказки мы знакомились на прошлом уроке? (Со “Сказкой о рыбаке и рыбке”).

— К каким сказкам её отнесём? (К авторским). Почему?

— Вспомните сказку со схожим сюжетом, с которой мы тоже недавно знакомились. (“Золотая рыбка”).

— А она к каким сказкам относится? (К народным). Почему?

(Под иллюстрацию с изображением народа выставляется карточка “Золотая рыбка”, а под портрет А.С.Пушкина – “Сказка о рыбаке и рыбке”).

— Как вы думаете, какая сказка была написана раньше? (Народная).

III. Постановка проблемы.

— А как, по-вашему, при написании своей сказки А.С.Пушкин обращался к народной сказке?

— Сегодня мы попытаемся определить, есть ли взаимосвязь, некий “мостик” между народной и авторской сказкой.

(Между иллюстрацией и портретом Пушкина появляется изображение сказочного мостика).

IV. Физ. минутка.

— Итак, отправляемся в путь.

(Физ. минутка с использованием видеоклипа).

V. Работа по теме урока.

— Но прежде, я хочу выяснить, насколько вы были внимательны при чтении “Сказки о рыбаке и рыбке”. Для этого я задам вам несколько вопросов.

(Каждый правильный ответ ученика подтверждается слайдом из презентации).

1. Где жили старик и старуха?

2. С чем в первый раз пришёл невод?

3. С чем во второй раз пришёл невод?

4. Какие ворота были в новой избе?

5. В чём стояла старуха-дворянка на крыльце?

6. Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей?

7. Что держала стража царицы на плечах?

8. Что ела за столом старуха-царица?

9. Куда отправила старуха-дворянка старика работать?

10. Как встретила старика старуха-царица?

11. Чем закончилась сказка?

— Я убедилась, что с содержанием вы знакомы хорошо. Но мне важно сейчас выяснить следующее. Мы сказали, что есть сказки авторские и народные. А кто вспомнит, на какие ещё группы делятся сказки? (На бытовые, о животных и волшебные).

(В подтверждение появляется слайд презентации).

— К какой группе отнесём народную сказку “Золотая рыбка”? (К волшебной).

— Давайте вспомним признаки волшебной сказки. (После ответов детей на доске открываются карточки):

волшебство

волшебный помощник

магическое число

— Есть ли перечисленные признаки в народной сказке?

— А куда отнесём сказку А.С.Пушкина? (Тоже к волшебной).

— Какие признаки волшебной сказки есть в “Сказке о рыбаке и рыбке”?

1. Волшебство. В чём оно проявляется?

2. Волшебный герой. Кто он? Случайно ли выбран цвет рыбки? (Золотой – цвет волшебного мира).

3. Магические числа. Присутствуют ли они?

— Мы сравнили народную и авторскую сказки, и что заметили? (Есть схожие признаки волшебной сказки).

— Есть ли у этих сказок ещё что-либо общее?

— С чего обычно начинается русская народная сказка? (С зачина).

— Есть ли зачин в сказке Пушкина? Зачитайте.

— Какая ещё есть особенность в русских народных сказках? (Повторяющийся сюжет).

— Есть ли повторы сюжета в “Сказке о рыбаке и рыбке”?

— Эти повторы абсолютно одинаковые, или в них что-то меняется? Что?

— Проследим за этими изменениями.

— Зачитаем первое обращение старика к рыбке.

— Что просит старуха?

— Какие слова в обращении старика к рыбке указывают на негодование, возмущение старухи, связанное с тем, что старик отпустил рыбку?

— Что в это время происходит с морем?

— Выберите оттенок, который, по-вашему мнению, наиболее подходит к цвету моря в этот момент.

— Зачитаем следующий приход старика к морю.

— Каково следующее желание старухи? Как ведёт себя старуха? А море?

— Выберите цвет моря.

— Зачитаем следующий повтор. Кем хочет быть старуха?

— Каково при этом её поведение по отношению к старику?

— Какова эмоциональная окраска моря? Подберите нужный оттенок.

— Прочитаем следующее обращение старика к рыбке. С какой просьбой пришёл старик?

— Отметим поведение старухи.

— Что происходит с морем? Выберем оттенок.

— Зачитаем последнее обращение старика. Какова последняя просьба?

— Какие слова указывают на возмущение старика поведением старухи?

— Что в этот момент происходит с морем? Выберем оттенок.

(В ходе работы на доске открываются карточки):

корыто разбранила слегка разыгралось

изба пуще бранится помутилося

быть столбовою пуще прежнего не спокойно

дворянкой бранится

быть вольною бунтует почернело

царицей

стать владычицей Что мне делать чёрная буря

морскою с проклятою бабой?

— Мы действительно убедились, что в сказке Пушкина, как и в народной сказке есть повторы, хотя и с некоторыми изменениями.

— Скажите, а от чего зависит “настроение” моря?

— С чем связано его “поведение”?

— Исполнила ли рыбка последнее желание старухи?

— Как вы думаете, почему? Могла ли рыбка осуществить мечту старухи?

— Чем заканчивается сказка?

— Даже в наши дни существует поговорка: “Остаться у разбитого корыта”. Что она означает? (Остаться ни с чем).

— Можно сказать, печальное окончание сказки. Но сегодня мы проводим аналогию с русской народной сказкой. Какая отличительная особенность есть в них? (Хорошая концовка. Добро побеждает зло.)

— Можем ли мы назвать концовку сказки Пушкина хорошей? Почему?

— Какой оказалась рыбка? (Щедрой, справедливой.)

— Не зря же в наши дни сооружаются памятники этому персонажу.

(Выводится слайд из презентации).

— Какую бы вы сделали надпись на этом памятнике?

VI. Итог.

— Итак, мы сегодня путешествовали по воображаемому мостику от сказки Пушкина к народной сказке с целью найти взаимосвязь между ними. Нашли мы её?

— Мы убедились, что истоки авторской сказки следует искать в народной, что А.С.Пушкин писал свою сказку, опираясь на русскую народную сказку.

— А привнёс ли Пушкин что-то новое в свою сказку? Чем она отличается? (Написана более красивым, литературным языком. Используются литературные приёмы.)

— Какую сказку вам было интереснее читать?

VII. Творческое дом. задание.

— Придумайте, чем могла бы закончиться сказка, если бы рыбка исполнила последнее желание старухи.

Сюрприз.

— В благодарность за хорошую работу золотая рыбка даёт вам возможность загадать своё самое заветное желание. Запишите его на оборотной стороне рыбки, и оно обязательно исполнится. Главное, чтобы желание было искренним и добрым. Всех рыбок я сложу в этот красивый конверт, на котором написано: “Вскрыть в 2021 году” – это год окончания вами школы. И через девять лет мы его откроем и проверим, сбылись ли ваши желания. Вы, главное, верьте, и они сбудутся!

В цикле сказочных произведений А. С. Пушкин на основе фольклорных источников формулирует собственные представления о человеке и нравственных ценностях. 

Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» — есть ли мера человеческим желаниям

Анализ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»

Анализ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»: как известная детская сказка учит правильно распоряжаться удачей и почему желания должны соответствовать возможностям

Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» начнем с характеристики жанровых особенностей. Произведение носит притчевый характер. Автор не выступает в роли морализатора, но предлагает читателю самостоятельно извлечь урок из описанных событий.

При анализе произведения «Сказка о рыбаке и рыбке» отметим, что Золотая рыбка — традиционный «волшебный помощник», позволяющий героям достичь богатства и счастья. Однако старик — ее спаситель и, по законам повествования, отныне повелитель — меняет свой статус после первого же разговора со старухой. Теперь он лишь посыльный, передающий волшебной силе требования своей жены. 

Понимая необузданность желаний женщины, герой оценивает их правильно: «вздурилась», «проклятая баба». Однако не поступает так, как должен делать положительный герой — не противостоит самодурству. За эту пассивность он наказан необходимостью терпеть унижения и побои. Старик боится жены в роли столбовой дворянки не меньше, чем ее слуги. А в итоге вообще оказывается выгнанным из дворца. 

Старуха с самого начала изображена сварливой, жестокой и жадной. Приказания мужу она сопровождает побоями и оскорблениями («дурачина», «простофиля»). Она считает, что старик не способен блюсти свою выгоду («не умел ты взять выкупа с рыбки»). С каждым требованием растут не только ее амбиции, но прямо пропорционально усиливается жестокость: она слуг «бьет, за чупрун таскает», а потом выгоняет и мужа, забыв, что он единственный посредник между ней и волшебным существом. 

Почему фантастическое существо перестает выполнять желания отрицательной героини? Разбор «Сказки о рыбаке и рыбке» показывает, что автор вводит в текст мотив угнетения. В образе старухи Пушкин рисует жажду богатства и власти. Ее первые просьбы были связаны с приобретением материальных благ — сказочные герои в большинстве своем это получают.  Пятым требованием — чтоб рыбка ей «служила и была б у нее на посылках» — неразумная женщина посягнула на свободу неподвластных ей сил. 

Как следует из анализа произведения, золотая рыбка негативно реагирует на мечты человека, возомнившего, что он может сравняться с божеством. Интересно, что наказание героиня получает гуманное: всего лишь возвращается к своему первоначальному состоянию, к «разбитому корыту». Возможно к финалу применить известную пословицу «всяк сверчок знай свой шесток». 

Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» — есть ли мера человеческим желаниям

Художественные особенности «Сказки о рыбаке и рыбке»

Анализ «Сказки о золотой рыбке» выявляет классические особенности данного жанра:

  • Наличие зачина «Жил старик …»
  • Роль волшебного помощника
  • Троекратные повторы (закидывание невода, обращение старика)
  • Обороты речи («синее море», «тридцать лет и три года», «ступай себе с Богом»)

Отметим также и традиционную роль природы. Море — полноправный герой, стихия, реагирующая на нарушение ценностных ориентиров человека. Чем более алчной и жесткой становится старая женщина, тем больше гневается природа. Последнее требование вызывает на море «черную бурю». Теперь это сила, восстанавливающая справедливость. 

В произведении отсутствует традиционный счастливый конец, хотя общий принцип о том, что зло наказывается, торжествует. 

Пушкин говорит о том, что природе человека свойственна корысть, однако если люди не чувствуют границ своих желаний и возможностей — они сами виновны в своих судьбах. Смешна и отвратительна старуха, не знающая меры в жадности и злобе. Но жалок и старик, который не сумел воспользоваться данными ему чудесными возможностями, а остался лишь исполнителем чужой воли. В финале оба «остались у разбитого корыта» — но за разную вину. 

Скачать обзор:

«Сказка о рыбаке и рыбке» —  один из первых текстов Пушкина, с которым знакомится ребенок. В школьном курсе в разных вариантах программы она изучается во втором или в четвертом классе. Однако зачастую этот сюжет знаком ребятишкам ещё с детского сада. К этой сказке нередко обращаются и взрослые читатели, она может быть рассмотрена на нескольких уровнях восприятия.

О чем сказка?

«Сказка о рыбаке и рыбке» — это история пожилой пары, старика и старухи, которые вели скромную жизнь, занимаясь обычными крестьянскими заботами. Они жили настолько бедно, что даже корыто у них прохудилось. Посчастливилось старику поймать волшебную золотую рыбку, которая исполняет желания.

Старик и золотая рыбка

Его жена захотела в полной мере использовать этот шанс, в ней проснулась жадность. Раз за разом она отправляла старика к морю с новыми и новыми желаниями, которые рыбка выполняла. В конце концов желание старухи вышло за пределы допустимого, и рыбка решила её проучить: старуха остается ни с чем, у разбитого корыта, как и было в начале сказки.

Подробный пересказ сюжета сказки с цитатами

«Жили-были старик со старухой у самого синего моря», — так начинается сказка Пушкина. Жилищем им служит ветхая землянка, они бедны, занимаются промыслами, старуха прядет пряжу, старик ловит рыбу. Живут они так ровно тридцать лет и три года.

Землянка — широко распространенный в разные исторические эпохи вид человеческого жилища. Его характерной особенностью является углубленность в землю, отсюда и название, отличается простотой сооружения. Землянка могла служить как постоянным жильём, так и в ременным пристанищем.

Невод — рыболовная снасть, одно из старейших орудий рыбной ловли, похож на рыболовную сеть, которая вручную закидывается в водоём

Отправился старик на рыбалку. Трижды закидывал он невод.

Первый раз приходит невод «с тиной морскою», второй — с травой, а на третий — с одною рыбкой. Но не с простою, а с золотою.

Золотая рыбка просит старика отпустить её. Удивился старик: за 33 года, что он рыбачил, ни разу не встречал он говорящих рыб. Пожалел старик рыбку и отпустил её просто так.

Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.

Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.

Воротившись домой, рассказал он о случившемся жене. Обругала его старуха: не мог ты у рыбки хотя бы новое корыто попросить?

Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось.

Отправляется старик к морю. Стал звать он рыбку из моря. Рыбка приплывает и спрашивает: «Чего тебе надобно, старче?».

Говорит ей старик, что разбранила его старуха, «не дает старику мне покоя, надобно ей новое корыто».

Рыбка обещает выполнить просьбу: «Будет вам новое корыто».

Видит, море слегка разыгралось,
Стал он кликать золотую рыбку.

Чего тебе надобно, старче?

Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось.

Возвращается старик домой, а старуха его пуще прежнего бранится, «выпросил новое корыто, много ли в корыте корысти». Отправляет она старика снова к морю, поклониться рыбке и выпросить новую избу.

Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.

Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу.

Идет старик к морю, море помутилось. Кличет он рыбку, говорит ей, что старуха на него бранится и требует избу.

И эту просьбу рыбка выполняет. Вернувшись домой, старик видит вместо землянки избу «со светелкой, с кирпичною, беленою трубою, дубовыми, тесовыми воротами»

А старуха вновь мужа ругает, дурачиной-простофилей обзывает и заявляет:

«Не хочу быть черною крестьянкой

Хочу быть столбовою дворянкой».

Вновь старик отправляется к морю. Море неспокойно. Кличет рыбку, говорит ей, как и раньше, что «пуще прежнего старуха вздурилась», и передает её прихоть. Рыбка отвечает ему: «Не печалься, ступай себе с богом»

Возвращается старик к старухе. Вместо дома — высокий терем, старуха барыней стала, стоит на крыльце в «дорогой собольей душегрейке» с жемчугами на шее, «перед нею усердные слуги».

Старик обращается к супруге: довольна ли она теперь. Но она на него даже внимания не обращает — отправила служить на конюшню. Не ровня он теперь ей.

«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».

Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.

На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

Спустя две недели («Неделя, другая проходит») зовет она к себе старика и велит снова отправиться к рыбке: не хочет она больше быть дворянкой, желает быть вольною царицей.

Пытался старик её урезонить: «Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь, насмешишь ты целое царство».

Да будет ли старуха его слушать? Осерчала она, что мужик стал ей перечить.

Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле.

Делать нечего, старичок идет к морю. На этот раз море почернело. Рыбка приплывает. Повторяется прежний диалог. Рыбка, как и раньше, спокойно обещает, что выполнит его просьбу.

Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.

Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей

Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!

Воротившись, видит старик царские палаты. «Теперь-то твоя душенька довольна?», — спрашивает он царицу, но та на него даже не взглянула и велела прогнать. Стража с топорами стала выпроваживать старика, а народ над ним насмехается: «Поделом тебе, старый невежда».

В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;

Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.

В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна.

Проходит ещё две недели, царица завет к себе старика, посылает его вновь к рыбке: не хочет она больше быть царицей, а хочет быть владычицей морскою, жить в Окияне-море, чтобы рыбка золотая сама ей прислуживала.

Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках.

Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.

Не осмелившись перечить, пришел старик к морю, а на море поднялась черная буря, ходят сердитые волны. Серчает старик на старуху, обращаясь к рыбке: «Что мне делать с проклятою бабой», и рассказывает о том, что опять запросила старуха. Рыбка в этот раз ничего не ответила, а когда вернулся старик домой, увидел, как и прежде, землянку и жену свою, сидящую у разбитого корыта.

Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —

Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

Место и время действия

Как и в народных сказках, в которых часто нет указания времени и места действия, (в тридевятом царстве, во времена оны), у А. С. Пушкина нет четкого обозначения, где и когда происходят события сказки. Но кое-что можно понять из контекста.

Старик со старухой живут у моря в небогатом селении, они являются «черными крестьянами». Старуха хочет стать столбовой, т.е. потомственной, дворянкой, чей титул передается по наследству. У нее появились крепостные слуги. Значит, события происходят в период существования крепостничества на Руси.

Крепостное право на Руси формировалось постепенно, ключевым моментом в окончательном закрепощении крестьян считается Соборное уложение 1649 года.

Главные герои и их характеристика

В сказке всего три основных персонажа – старик со старухой и золотая рыбка. Также исследователи обращают внимание на значимость образа моря и его роль в сюжете и содержании произведения.

Старик

Старик

Пожилой мужчина занимается рыбной ловлей, женат, находится под влиянием своей супруги, не смеет ей перечить и выполняет прихоти. Старик добрый, жалостливый, милосердный, он сначала отпускает пойманную рыбку, ничего от неё не требуя. Герой терпелив, слабоволен и услужлив. Он боится обидеть старуху, но в то же время испытывает неудобство, озвучивая её желания золотой рыбке, понимает, что старуха заигралась, но ему не хватает духа поставить жену на место.

Старуха

Старуха

Жена старика — властная женщина, держит мужа под каблуком, недовольна бедственным положением семьи, сварливая, эгоистичная и высокомерная. Ей нравится ощущать своё превосходство над окружающими, в том числе над собственным мужем, которого она ни во что не ставит. Чем более богатой и влиятельной становится старуха, тем с большим пренебрежением она общается с мужем, делает его своим слугой.

Золотая рыбка

Золотая рыбка

Главный волшебный персонаж предстает в образе рыбки. Она живет в море, но при этом умеет говорить на человеческом языке. Пушкин обращается к золотому цвету, подчеркивая тем самым исключительность этой героини, её благородство, происхождение и особое положение в морском мире. Она имеет власть над морем и всей природой.

Рыбка способна исполнить любое желание. Она благодарна и справедлива, с лихвой отплатила старику за свободу, исполняя всё, что он просил для старухи.  С ростом запросов старухи рыбка всё больше негодует, и лишь когда старуха возомнила себя выше всех и захотела стать влиятельней самой рыбки, чтобы та была у неё «на посылках», морская волшебница не стерпела и лишила старика и старуху всего, что им было даровано ранее.

Образ моря

Море в этой сказке многолико. Оно выступает связующим звеном между двумя мирами — волшебным и обыденным. С одной стороны, это часть окружающей среды, могучей природы, а с другой — особый, чудесный мир, представительницей которого является золотая рыбка. При каждом походе старика к морю его состояние меняется: чем больше становятся запросы старухи, тем беспокойнее морская стихия. Это реакция, отражающая настроение рыбки и её отношение к происходящему.

История создания

«Сказка о рыбаке и рыбке» написана в творческий период биографии Пушкина, именуемый «Болдинской осенью», в октябре 1833 года в селе Болдино. Публикация произведения состоялась в журнале «Библиотека для чтения» в мае 1835.

Сюжет сказки позаимствован из фольклора, он не уникален, схожие сюжеты встречаются в сказках разных народов. Иногда произведение Пушкина называют авторской адаптацией русской народной сказки, имея в виду фольклорный текст «Жадная старуха».

По официальной и самой распространенной версии, источником сюжета Пушкинского произведения считают сказку «О рыбаке и её жене» западнославянских народов, живших на территории Балтии, их называют поморянами, а сказку померанской.

Литературной переработкой этого фольклорного сюжета является одноименное произведение немецких писателей братьев Гримм. В ней есть существенные отличия от Пушкина, герой ловит не золотую рыбку, а камбалу, в которую превратился заколдованный принц, а старуха в конце сказки желает стать Папой Римским.

Известно, что в черновиках Пушкина в изначальном варианте сказки о рыбаке эпизод о желании старухи стать «Римской Папой» также присутствовал. Вероятно, Александр Сергеевич отказался от этого сюжетного хода, чтобы сделать сказку близкой для российского читателя. Так в его версии появилась «владычица морская».

Чему учит

Через сюжет о золотой рыбке Пушкин показывает, что в жизни человеку очень важно ценить то, что у него есть, и уметь грамотно распоряжаться подарками судьбы, не злоупотреблять добротой других людей и чувством благодарности тех, кто тебе чем-то обязан. Типажи главных героев и модели их поведения очень часто встречаются в жизни и в наши дни, поэтому сказка остается актуальной по сей день и содержит в себе важный жизненный урок, который стоит усвоить ещё в юном возрасте.

Удача очень капризна, а чудо — большая редкость, их надо ценить и беречь. В жизни главных героев большой удачей стало появление золотой рыбки, но они не сумели грамотно воспользоваться своим шансом. Сгубила старуху жадность, а старика — покорность.

Главная мысль

Старуха не усвоила эти простые истины. Люди часто не ценят то, что имеют, недовольны своим положением, материальным состоянием, хотят большего и большего, а ведь можно быть счастливым, довольствуясь малым.

Старик и старуха тридцать три года прожили вместе в землянке, вели тихую и скромную жизнь в труде и заботах. Появление «золотой рыбки» вскрыло пороки и истинную сущность героев.

Какие темы поднимает

В сказочном сюжете Пушкин обращается к нравственным и социальным темам. Он описывает человеческие пороки и свойства характера, которые мешают человеку в жизни. Через сказку автор выводит читателя на размышления о жизненных ценностях.

Жадность и корысть

Жадность — порок, обличаемый во многих сказочных и литературных сюжетах. В сказке о «Рыбаке и рыбке» тема жадности — центральная. Повествуя о злоключениях героев, автор показывает, что жадность до добра не доводит.

Высокомерие и эгоизм

Пагубные стороны эгоизма и высокомерия также воплощены в образе старухи. Она прожила со своим мужем больше 30 лет, а, значит, это самый близкий для неё человек, но даже его она ни в грош не ставит, смотрит с высока, бранит и использует в своих целях. Золотая рыбка для неё не морская волшебница, а прислужница, исполняющая все её желания.

Слабохарактерность

Даже если человек добр и милосерден, но безволен, не способен проявить характер, он будет выглядеть жалким в глазах окружающих. Старик добрый и нежадный человек, но не может противостоять сварливой жене. Уступая зарвавшейся бабе, не пытаясь даже приструнить ее, он потакает пороку супруги, и в этом его вина.

Чувство меры

Свои желания нужно умерять, старуха оказывается безмерно жадна и эгоистична, старик выступает её антиподом, он чрезмерно услужлив и мягкотел. И то, и другое — одинаково плохо. Важно найти золотую середину. Человек должен уважать себя так же, как и окружающих, не позволять собой манипулировать, иметь стержень, но не переходить грань, не становиться высокомерным эгоистом, смотрящим на всех окружающих, как на слуг.

Проблематика

В сказке отражены социальные проблемы, в частности — семейные. На примере старика и старухи показана нездоровая модель семьи: отношения супругов сложились не по правилам.

Мужчина по традиции и по справедливости должен быть главой семьи. Его долг не только быть защитником для жены, но и отвечать за ее поведение, удерживать от легкомысленных желаний и поступков, на которые толкает женщин повышенная эмоциональность. В сказке же мы видим мужчину-подкаблучника, который оказывается во власти женского своенравия и ничего не может поделать со скверным характером своей супруги. Он все терпит и исполняет её желания. В жизни такое нередко случается.

Также в сказке звучит проблема «черни». Старуха, которая «из грязи в князи», становится лишь непомерно кичливой, ни благородства, ни воспитания она не обрела. Слуги ничуть не лучше: раболепствуют, угодничают перед ней, богатой и наделенной властью, а над стариком издеваются и смеются. Пушкин изобразил знать и низшее сословие, объединенное невежеством, грубостью и подлостью. Автор не придавал значения сословной принадлежности, он хорошо знал, что такое светская чернь.

Жанр

«Сказка о рыбаке и рыбке» относится к категории волшебных сказок, но в ней есть и элементы бытовой и поучительной сказки. Описание жизни простых людей — старика и старухи, которые тридцать три года занимаются привычным делом — рыбной ловлей и прядением — переплетается с волшебством. Оно предстает в образе золотой рыбки, рыбка обладает могуществом и дарит рыбаку все, что он у нее попросит. В сказке человек обращается с рыбкой как с могущественным покровителем, называет ее «государыня рыбка», она отвечает ему человеческим голосом, т.е. наделена человеческими чертами.

Язык и стиль

Приемы, которыми пользуется автор, характерны для сказочных сюжетов. В сказках часто числу три придается особое значение. Пушкин также использует троекратное повторение (в третий раз забросил он невод — пришел невод с золотою рыбкой). Связь с фольклором подчеркивается и использованием народных пословиц и поговорок, простонародных выражений. Например: старик, обращаясь к старухе говорит: «Что ты, баба, белены объелась?» Или, наоборот, люди смеются над стариком и говорят ему «Не садися не в свои сани». Старуха, разговаривая со стариком, называет его: «дурачина ты, простофиля».

Сказка написана в стихах образным, легким для восприятия языком. В стихах этой сказки нет рифмы, но, как и в народной поэзии, есть ритм и поэтические обороты, поэтому отсутствие рифмы совсем не заметно. Поэтический ритм образован равным количеством ударных слогов в каждой строчке, их здесь ровно четыре, не больше и не меньше. Фразы из текста легко воспринимаются, несмотря не некоторые непривычные современному читателю выражения.

Устаревшие слова в сказке (архаизмы)

В тексте есть старинные слова, требующие особого объяснения.

Невод — рыболовная сеть, которая забрасывается вручную с берега или с лодки.

Простофиля — глупый, недалёкий человек.

Корысть — материальная выгода.

Светёлка — светлая комната, которая обычно располагалась в верхней части дома

Тесовые ворота — сбитые из тонких (обтёсанных) досок.

В описании нарядов старухи, когда она стала дворянкой, используются слова : «дорогая соболья душегрейка, парчовая на маковке кичка».

Душегрейка — старинная женская верхняя одежда без рукавов, типа теплой жилетки.

Кичка — старинный головной убор, который носили замужние женщины.

Парча — дорогая ткань, т.е. парчовая кичка – головной убор солидной дамы.

Старуха, став дворянкой и обзаведясь слугами, «бьет их, за чупрун таскает».

Чупрун — прядь волос, спадающая на лоб.

Белена — ядовитое сорняковое растение. В народе называют дурь-травой. Употребление в пищу вызывает отравление и галлюцинации.

Толкать взашей — грубо выгнать, буквально — вытолкать в шею.

Экранизация

Классической экранизацией Пушкинского сюжета в советской мультипликации считается одноименный сказке мультфильм 1950 года, режиссера Михаила Цехановского по сценарию Михаила Волгина.

Ранее, в 1937 году на «Мосфильме» известным режиссером и сценаристом Александром Птушко был снят цветной мультипликационный кукольный фильм.

Более современная экранизация представлена «Союзмульфильмом» в 2003 году, режиссер мультипликационного фильма – Наталья Дабижа. Музыку для этой версии написал знаменитый композитор Геннадий Гладков.

Скачать обзор:

Неверова Юлия Анатольевна учитель высшей категории

муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №38 г. Орска»

Урок литературного чтения

Тема: Специфика сказочного жанра в поэтической сказке

А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель урока: проследить черты сходства и отличия «Сказки о рыбаке и рыбке»

А. С. Пушкина и народных сказок на сходный сюжет, отметить выразительность поэтических образов.

Задачи урока: 

  • проследить поступательное движение сюжета в сочетании с повторяющимися моментами, характерное для народной сказки; отметить особенности волшебного помощника; отметить магические числа;
  • проследить смену эмоциональной окраски повторов;
  • обсудить нравственный вывод сказки.

Оборудование: на доске портрет и  высказывание А. С. Пушкина, пословицы, 11 картинок с изображением золотой рыбки для игры; выставка книг со сказками А. С. Пушкина, с русскими народными сказками; перевёрнутые текстом к доске карточки с надписями по сюжету сказки; проектор.

Ход урока:

1. Объявление темы урока.

— А.С. Пушкин говорил «Что за прелесть эти сказки»… А любите ли вы читать сказки? Почему? (рассуждения учеников)

— Какие сказки А.С.Пушкина вам известны? (вспоминаются все 5 известных сказок А.С. Пушкина: «Сказка о попе и работнике Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне…», «Сказка о рыбаке и рыбке» —  и показываются книги)

— Сегодня на уроке мы будем  исследовать «Сказку о рыбаке и рыбке», проследим за сюжетом, попробуем найти  сходство сказки А.С.Пушкина и народных сказок,  поговорим о главных героях сказки.

2. Подготовка к разбору сказки.

— Вы уже познакомились со сказкой. Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (рассуждения учеников)

— Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру.

Все ученики делятся на 3 группы. Каждая группа по очереди «вылавливают» с доски золотую рыбку и отвечают на вопрос, номер которого записан на обороте рыбки. За правильный ответ – забирают рыбку. У кого улов будет больше?

  1. Где жили старик и старуха? (у синего моря в ветхой землянке)
  2. С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)
  3. С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)
  1. Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)
  2. Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)
  3. В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона)
  4. Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке)
  5. Что держит стража царицы на плечах? (топорики)
  6. Что ела за столом старуха-царица? (пряник)
  7.  Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню)
  8. Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)

— Давайте вспомним русские народные сказки. (Дети говорят названия, показываются книги с выставки).

— Подумайте и скажите, что у них в сюжете общего?

  В процессе обсуждения открываются на доске записи:

волшебство,

волшебный

помощник

повторение

сюжета

магическое

число

3. Разбор сюжета.

— Есть ли в сказке Пушкина волшебство или волшебный помощник? (да, это золотая рыбка и всё, что она делает).

— В чём её особенности? (рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом,  исполняет желания)

— Чтобы выяснить, есть ли повторение сюжета в сказке Пушкина, перечитаем ещё раз части сказки, выделенные цветом.

— Чем они похожи? (во всех идёт разговор старика и рыбки)

— Чем отличаются? (меняются желания старухи и её обращения к старику; меняется состояние моря)

— Проследим за этими изменениями.

В процессе обсуждения открываются записи:

корыто

разбранила

старуха

слегка

разыгралось

изба

пуще

бранится

помутилося

быть

дворянкой

пуще прежнего

вздурилась

не спокойно

быть

царицей

бунтует

почернело

стать

владычицей

морскою

Что делать

с проклятою

бабой?

чёрная буря

— Как происходит смена состояния моря? (в худшую сторону)

— Почему? (рассуждения учеников)

— Какой цвет вы выбрали бы для каждой части? Почему? (рассуждения учеников)

— Как просит старуха?

— А меняется ли манера поведения старика возле моря? (нет, «молвит ласковое слово, с поклоном»)

— Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю? (рассуждения детей)

— Как вы думаете, какие из предложенных качеств присущи старухе, а какие старику? Почему?

На доске проектор высвечивает запись:

ум   жадность   злость   глупость   щедрость

доброта   честность   гордыня   смелость

упрямство   надёжность   настойчивость

(Одновременно выяснить различия упрямства и настойчивости, гордыни и гордости).

— Существует ли повторение сюжета в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (да, но постоянно меняется эмоциональная окраска)

— Какие магические числа присутствуют в сказке Пушкина? (30 лет и 3 года, 3 раза закинул невод)

4. Подведение итогов.

— Сделаем вывод: есть ли сходство у сказки Пушкина с народными сказками? (да)

— Как вы думаете, почему? (рассуждения детей)

— Какая есть другая русская народная сказка, где рыба исполняет желания? («По щучьему веленью, по моему хотенью».)

— В пословицах, написанных на доске, измените текст так, чтобы они приобрели привычный вид.

Без труда не вытащишь золотую рыбку из пруда.

Не всё то золотая рыбка, что блестит.

Мала золотая рыбка, да дорогая.

— Объясните смысл полученных пословиц. (Рассуждения детей).

— Как вы думаете, почему в конце сказки рыбка не стала помогать, а просто молча уплыла? (рассуждения детей)

— А вы бы в такой же ситуации отпустили бы рыбку или загадали желания? Если отпустили бы, то почему? Если загадали бы желание, то, если не секрет, какое?

5. Заключительная часть.

— Легко ли читалась сказка?

— Завтра на уроке мы будем ещё работать над исследованием «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина и выясним, почему она так легко читается.

  • Запиши план сказки соловей
  • Запиши план рассказа о телах и веществах страница 51 часть 1
  • Запиши план рассказа о телах и веществах 2 класс окружающий мир
  • Запиши начало рассказа подчеркни слова в которых звуков больше чем букв
  • Запиши названия сказок в которых встречаются чудеса описанные в поэме руслан и людмила ответы