Запиши пропущенные события сказки заяц хваста

👉 Ответы к странице 139. Литературное чтение 3 класс учебник Климанова 1 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.

Задание 1

Почему Заяц начал хвастать: ему хотелось показаться храбрым или он действительно не боялся волка?

Ответ:

Зайцу хотелось показаться храбрым перед другими зайцами.

Задание 2

Прочитай выразительно, как хвастался Заяц. Подумай, придавали ли ему силы хвастливые слова. Почему смеялись над ним зайцы?

Ответ:

«Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес. — Вот не боюсь нисколько, и всё тут!», «И волка не боюсь, и лисицы, и медведя — никого не боюсь!».

Заяц верил в собственные хвастливые слова, поэтому они придавали ему уверенность. Но когда он увидел настоящего Волка, «язык у хвастуна точно примёрз». Он понял, что ему только казалось, будто он никого не боится. Другие зайцы не верили ему, понимали, что он хвастун и поэтому смеялись.

Задание 3

Опиши последовательно события сказки. Как ты понимаешь последнее предложение? Изменился ли Заяц? Стал ли он храбрецом? Почему автор назвал Зайца храбрым? Какой художественный приём использовал автор?

Ответ:

Зайчонок боялся всего вокруг, а когда вырос, решил ничего не бояться. Он громко хвастался остальным зайцам своей смелостью. В ответ они смеялись над ним.

Вдруг появился настоящий Волк. Увидев его, язык Зайца «точно примёрз». Это означает, что он лишился дара речи, то есть от страха не мог говорить. На самом деле Заяц продолжал бояться Волка.

Автор назвал Зайца храбрым в переносном значении, с иронией. В сказке использован прием противопоставления. Хвастливые заверения Зайца противопоставлены его настоящему страху.

Задание 4

Расскажи, что необыкновенного случилось с героями сказки дальше. Чем похож этот эпизод на народную сказку «У страха глаза велики»? К кому из героев произведения Д. Мамина-Сибиряка можно применить эту поговорку?

Ответ:

Хвастливый Заяц, увидев Волка, с перепугу прыгнул прямо на него и бросился наутек. А Волк тоже испугался и убежал. Другие зайцы решили, что хвастун на самом деле прогнал серого хищника. Они принялись хвалить его. А Заяц тут же приободрился и сам поверил, что он никого не боится.

Этот эпизод похож на народную сказку «У страха глаза велики» тем, что герои обеих сказок от испуга сильно преувеличили опасность и «увидели» то, чего на самом деле не было.

В сказке Д. Мамина-Сибиряка эту поговорку можно применить к Волку. Когда на него упал Заяц, ему показалось, будто в него выстрелили.

Задание 5

Расскажи о Зайце, его характере и поступках. Какой вывод ты можешь сделать, прочитав сказку?

Ответ:

Заяц родился трусливым и всего боялся, пока не вырос. Затем ему надоело бояться, и он стал хвастаться своей смелостью. Но когда появился Волк, заяц испугался и бросился бежать. На самом деле он не был храбрым, а только считал себя таким.

Случайно получилось, что он напугал Волка, когда прыгнул на него с перепугу. Остальные зайцы решили, что он действительно храбрец. После их слов хвастливый Заяц по-настоящему поверил в собственную смелость.

Прочитав сказку, можно сделать два вывода:

  1. Нельзя хвастаться тем, что не умеешь или не можешь.
  2. Когда окружающие верят в тебя, твои силы и возможности увеличиваются.

1. В чём отличие литературной сказки от народной? А в чём сходство? Используй опорные слова:…

Народные сказки создаются народом, она не имеет одного определенного автора. Такие произведения годами передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Литературные сказки сочиняют авторы, имена которых известны.  Сказки бывают разными: волшебными, бытовыми и о животных.
В волшебных сказках присутствуют чудеса, перевоплощения, волшебные предметы.
В сказках  о животных они изображаются по-особому, не такими, как мы видим их в реальной жизни. Сказочные животные умеют говорить, мыслить, испытывать человеческие чувства.
Бытовые сказки похожи на реальную жизнь. Положительные герои в них всегда добрые, смелые и трудолюбивые. В них описываются необычные, часто смешные ситуации.

2. Почему не состоялось путешествие лягушки из сказки Гаршина? Выбери правильный ответ:

3: из-за хвастовства, зазнайства лягушки.

3.  Вспомни басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица». На кого из героев этой басни похожа лягушка?

На ворону. Она тоже не удержалась, чтобы не похвастаться, и раскрыла рот.

4. Прочитай пословицы. К кому из героев прочитанных сказок их можно отнести? Объясни.

Смелость города берет: Заяц из сказки про храброго зайца, Лягушка-путешественница. Они проявили большую смелость, благодаря чему были способны решить задачи, которые не под силу другим.
Смелый приступ – половина победы:  Заяц из сказки про храброго зайца, Лягушка-путешественница. Они показали, как смелость способна решить проблему.
Пословица Терпение и труд все перетрут характеризует Рукодельницу. Благодаря своему трудолюбию, девочка выбралась из колодца, да еще и с ценными подарками.

5.  Сравни сказки Д. Мамина-Сибиряка и В. Одоевского с народными сказками «Заяц-хваста» и «Морозко». Чем они различаются? Что у них общего? Заполни таблицу в «Рабочей тетради». Что нового вам открыли сказки, обработанные писателями?

В народной сказке «Морозко» и сказке Одоевского «Мороз Иванович» идентичен сюжет, похожи типажи главных героев, имеется сказочный персонаж, волшебные предметы. Отличаются сказки тем, что одну придумал и передал из уст в уста народ, а вторую придумал автор, поэтому она отличается большей оригинальностью, своеобразием и авторской оценкой поступков и действий главных персонажей. Одоевский в старом, известном бродячем сюжете увидел возможность отобразить современность, обновить характеры, придумал новые имена героям, новых персонажей, вложил в уста Мороза Ивановича ряд мудрых мыслей и поучений, ввел в текст пословицы и сделал из всего им сказанного вывод.

Сравнение произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка “Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост” с русской народной сказкой “Заяц-хваста”. Сказки похожи. Главный герой – заяц. В обоих текстах зайцы хвастаются. В обеих сказках зайцев слушают другие зайцы. Различие: В русской народной сказке ворона воспитывает зайца, он ее боится. Потом спасает. В сказке Мамина – Сибиряка зайца хочет съесть волк, но заяц случайно прыгает на лоб волку, они бегут в разные стороны. Зайцы ищут храброго зайца, он лежит под кустиком. Заяц никого не спасает, ему другие зайцы говорят, что он храбрый, он этому верит.

6.  Составь текст-описание героя сказки Д. Мамина-Сибиряка и текст-рассуждение «Можно ли назвать Зайца храбрым?». Запиши в «Рабочую тетрадь».

Заяц-хваста

Зайчик был внешне таким же, как все остальные зайцы, и ничем не отличался от них. У него были длинные уши, косые глаза и короткий хвост. Разве что, это зайчик, наверное, был самым трусливым из всех. Он боялся всего, любого шороха и треска. Он был не только трусливым, но еще и глупым, потому что начал хвастать перед всеми, что не боится самого волка и сам его съест. Но после того, как он напугал волка, зайца все стали уважать, да и он сам стал думать, что ничего не боится.

 Можно ли назвать Зайца храбрым?

Зайчик жил в лесу и был таким же трусливым, как все остальные зайцы, а может даже еще трусливее. Но он устал всего бояться и начал всем хвастать, что он никого не боится, даже волка. Но волк как раз проходил мимо и решил полакомиться зайчатинкой. Заяц с испугу прыгнул на волка и прогнал его. Так почему же автор называет зайца храбрым? Да потому, что все остальные зайцы подумали, что их собрат действительно храбрец. В их глазах все выглядело так, как будто заяц сам напал на волка. Но на самом деле зайчик так и остался трусишкой, но этот случай, наверное, все же поднял его самооценку, и он стал поменьше всех бояться.

Технологическая карта занятия

ФИО : Шумова Марина Александровна

Образовательные области:  познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

Тема занятия: знакомство с русской народной сказкой «Заяц – хваста» (в обработке А.Н.Толстого).

Возрастная группа: старшая

Цель занятия:Определение последовательности событий в русской народной сказкой «Заяц-хваста» (в обработке А.Н.Толстого), через выявление поступков героев «хорошие» и «плохие», высказывая свое отношение и давая им оценку

Задачи занятия: 

Обучающие задачи:

  • Рассказать о своем восприятии поступков литературных персонажей (лиса, ворона);
  • Отвечать на вопросы о поступках персонажей;
  • Определять последовательность действий сюжета в произведении.

Развивающие задачи:

  • Развивать умение оценивать действия героев и давать анализ их поступкам.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение договариваться между собой, приводя примеры из личного опыта по теме произведения.

Дополнительные задачи:

Игровая задача:

  • Успешно выполнить задания дидактической игры «Определи последовательность сказки по картинкам», набрав максимальное количество очков и победить.

Словарная работа: активизация в речи детей новых слов —  крестьяне, гумно, кокорона.

Планируемый результат занятия:  выполнение заданий, решение проблемной ситуации, закрепление результатов детей.

Подготовительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним, беседы по сказкам.

Материалы и оборудование: сказка «Заяц хваста» ноутбук, интерактивная доска, , интерактивная игра «Третий лишний» жетоны.

№ 

Этапы, продолжительность 

Задачи этапа 

Деятельность педагога 

Методы, формы, приемы 

Предполагаемая деятельность детей 

Планируемые результаты 

1. 

Организационно – мотивационный этап 

Привлечь внимание детей, создать интерес к предстоящей деятельности

 Колокольчик озорной,

Ты детей в кружок построй.

Собирайтесь дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся!

Дети, колокольчик не просто так появился у нас сегодня. Он приглашает нас в сказку. Вы не против оказаться в сказке?

Колокольчик, зазвени, в сказку нас сопроводи.

Художественное слово

Колокольчик

Отвечают на вопросы воспитателя, включаются в общение

Дети совместно с воспитателем проходят за столы.

 Интерес детей к предстоящей деятельности

2. 

Основной этап 

2.1. 

Этап постановки проблемы 

 Погрузить детей в проблемную ситуацию:

-Послушайте загадку и угадайте, о ком будем наша сказка:

Он по полю ловко скачет,
Как пушистый белый мячик.
Летом бел, зимою сер.
И немножко окосел.
Кто Он?  Угадай — ка!
Ну, конечно, — ….

— Правильно, ребята! Заяц – герой многих сказок. Какой чаще всего бывает заяц в сказках?

— А я вот знаю одну сказку, в которой заяц хвастался. Это русская народная сказка «Заяц – хваста» в обработке А.Толстого. В ней говориться о том, что в лесу жил  Заяц.

 В лесу зайцев много, а этот без удержу все хвастается. И усы у него не обыкновенные , как у всех зайцев, а прямо усищи, не зубы, а зубищи, и не лапы, а лапищи.

Ворона пристыдила Зайца за хвастовство. А вот что было дальше сейчас мы узнаем из сказки.

 Словесные:загадка

вопросы

 Внимательно слушают воспитателя

Ответы детей

Включаются в беседу, предлагают варианты ответа

 Воспитанники Проявили  интерес к проблеме, предложили вариант ответа  

2.2. 

Этап ознакомления с материалом 

 Познакомиться с содержанием произведения(прочитать фрагмент

 Ребята, а теперь садимся все красиво, что бы спины у нас были у нас прямые.

(Воспитатель читает сказку)

Ребята, вот мы с вами прочитали сказку, а хотите я вам открою один маленький секрет.

Это одна из моих любимых сказок. Она мне очень нравиться, так как ее мне читала моя бабушка , когда я была маленькой.

Мне кажется мы немного приустали. Давайте с вами поиграем.

Физминутка:

Молодцы, ребята!

 Метод: чтение

 Дети внимательно слушают, воспринимают

 Воспитанники ознакомлены с содержанием произведения.

2.3. 

Этап практического решения проблемы 

 Решать проблемную ситуацию. Отвечать на проблемный вопрос.

 Кто мне напомнит, о чем была сказка?

-А кто ее автор, кто ее обработал ?

-Кто главный герой сказки?

-Кому пожаловались Зайцы?

-Что случилось дальше в сказке?

-Кто спас Ворону?

-Как заяц повёл себя, когда ворона попала в беду?

-Какие качества характера он проявил?

-Чему нас учит эта сказка?

Ребята , в сказке нам встречались не знакомые слова.

Давайте, узнаем , что они обозначают.

Крестьяне» — жители сел и деревень, которые занимаются хозяйством.

«Гумно» — огороженный участок земли для хранения зерна.

«Кокорона» — коряга, дерево, вывороченное с корнями.

У меня для вас есть интересная игра.

Но прежде, чем, мы начнем играть, давайте вспомним правила работы с доской.

Напоминаю ,  вам что мы будем работать на интерактивной доске, к экрану подходим на расстояние вытянутой руки, двигаем изображения указательным пальцем, руки должны быть чистыми и сухими.

(Воспитатель открывает «шторку» на рабочем поле игры)

Вам, по очереди, нужно восстановить сюжет сказки, проговаривая действия, за правильный ответ вы будете получать жетон. С помощью кубика мы сейчас определим, чей ход будет первым. У кого больше выпадет число на кубике, тот первым и будет начинать. Чтобы определить, кто первый пойдет крутить кубик, нам поможет считалочка:

А сейчас мы подойдем к доске и выполним задания игры на восстановление последовательности действий

-Ребята, наши глазки устали, давайте сделаем разминку для глаз. Повторяйте движения за мной:

 -Мы с вами отдохнули, присаживайте на стульчики. Спинки у нас прямые, сидим красиво.

-Ребята , а давайте вспомним как заяц хвастался «Я начну , а вы продолжите»

не усы — а (усищи),

не лапы — а (лaпищи),

не зубы — а (зyбищи)

Молодцы!

 Метод: наглядный, практический. Приемы: вопросы на понимание текста(анализ, синтез, оценка);

Выборочное чтение, уточняющие вопросы.

Дидактическая игра

 Выполняют задания с текстом,  участвуют в игровой деятельности

Дети осуществляют игровые действия, выполняют правила игры и

соблюдают технику безопасности

 Дети проявляют инициативу и самостоятельность в решении проблемной ситуации

Дети  ответили на вопросы и закрепили содержание произведения через дидактическую игру

3. 

Заключительный этап 

 Подвести итоги и провести рефлексию

 Ребята, а теперь давайте вспомним кому какой момент в сказке понравился.

-Чему вас научила эта сказка?

Какое задание вы выполнили в игре?

Как вы думаете, вы справились? Конечно справились, вы большие молодцы.

Ну что, пришло время возвращаться из волшебного мира сказок.

-Колокольчик,зазвени.в детский сад нас возверни.

А сейчас.я предлагаю пройти в театральный уголок и проиграть  эту сказку.

 Словесный, наглядный, игровой

 Дети совместно с педагогом подводят итоги, высказывают свое мнение

 Дети подвели итоги, высказали свое мнение

Часть 1. Работа с текстом

Работа 1

Заяц – хваста

Русская народная сказка

Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо – приходилось к крестьянам на гумно ходить за овсом.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

– У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи – я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали вороне про эту хвaсту. Ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:

– Ворона, я больше не буду хвастать!

– А как ты хвастал?

– А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.

Вот она его маленько и потрепала:

– Более не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону – да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:

– Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!

Задания

1. Являются ли данные предложения текстом? Обоснуй свой ответ.

Учусь работать с текстом . Тренажёр. 1 класс - _0.jpg

2. Определи тему текста.

Учусь работать с текстом . Тренажёр. 1 класс - _1.jpg

В вопросах 3- 5 выбери правильный вариант ответа.

3. Где жил заяц?

а) в поле

б) в деревне

в) в лесу

4. В какое время года зайцу хорошо жилось в лесу?

а) летом

б) осенью

в) зимой

5. Что начал делать заяц, когда встретил других зайцев?

а) смеяться

б) задавать вопросы

в) хвастаться

Выполни задания 6 – 10

6. Из первого предложения выпиши слово, в котором звуков меньше, чем букв.

Учусь работать с текстом . Тренажёр. 1 класс - _1.jpg

7. Выпиши слова, которые обозначают названия животных. Раздели и на слоги.

Учусь работать с текстом . Тренажёр. 1 класс - _0.jpg

8. Из первого предложения выпиши слово, в котором буква я обозначает два звука.

Учусь работать с текстом . Тренажёр. 1 класс - _1.jpg

9. Выпиши из текста три слова, которые состоя из двух слогов.

Учусь работать с текстом . Тренажёр. 1 класс - _1.jpg

10. Выпиши из текста 3 слова которые обозначают действие предмета.

Учусь работать с текстом . Тренажёр. 1 класс - _0.jpg

Работа 2

Солдатская шинель

Русская народная сказка

Говорил барин с солдатом. Стал солдат хвалить свою шинель:

– Когда мне нужно спать, постелю я шинель, и в головах положу шинель, и покроюсь шинелью.

Стал барин просить солдата продать ему шинель. Вот они за двадцать пять рублей сторговались. Пришел барин домой и говорит жене:

– Какую я вещь-то купил! Теперь не нужно мне ни перины, ни подушек, ни одеяла: постелю шинель, и в головах положу шинель, и оденусь шинелью.

Жена стала его бранить:

– Ну, как же ты будешь спать?

И точно, барин постелил шинель, а в головах положить и одеться нечем, да и лежать-то ему жестко.

Пошел барин к полковому командиру жаловаться на солдата. Командир велел позвать солдата.

Привели солдата.

– Что же ты, брат, – говорит командир, – обманул барина?

– Никак нет, ваше благородие, – отвечает солдат. Взял солдат шинель, расстелил, голову положил на рукав и накрылся полою.

– Куда как хорошо, – говорит, – на шинели после походу спится!

Полковой командир похвалил солдата. А барину сказал:

– Кто поработает да устанет, тот и на камне спит, а кто ничего не делает, тот и на перине не уснет!

Задания

1. Являются ли данные предложения текстом? Обоснуй свой ответ.

Учусь работать с текстом . Тренажёр. 1 класс - _0.jpg

2. Определи тему текста.

Учусь работать с текстом . Тренажёр. 1 класс - _2.jpg

В вопросах 3- 5 выбери правильный вариант ответа.

3. Какой предмет начал хвалить солдат?

а) шину

б) шинель

в) шапку

4. Почему барину не понравилось спать на шинели?

а) ему было жарко

б) ему было мягко

б) ему было жестко

5. Почему солдату было удобно спать на шинели?

а) он был неприхотлив

б) он подкладывал од шинель солому

в) в шинели было не холодно спать

Выполни задания 6 – 10

6. Выдели грамматическую основу в первом предложении.

Учусь работать с текстом . Тренажёр. 1 класс - _3.jpg

7. Из второго предложения выпиши слово, в котором звуков меньше, чем букв.

Учусь работать с текстом . Тренажёр. 1 класс - _1.jpg

8. Слова второго предложения раздели на слоги.

Учусь работать с текстом . Тренажёр. 1 класс - _0.jpg

9. Выпиши из текста слово с парным по глухости – звонкости согласным звуком в корне слова. Запиши проверочное слово.

Учусь работать с текстом . Тренажёр. 1 класс - _1.jpg

10. Выпиши из текста три слова, обозначающие предмет.

Учусь работать с текстом . Тренажёр. 1 класс - _1.jpg

Работа 3

Волк, лиса и петух

Ингушская сказка

Повстречались в лесу волк, лиса и петух. Были они бездомные и искали пристанища. Лиса сказала:

–Мы все трое бездомные, давайте жить вместе, устроим посёлок – шахьар.

–Как же это мы устроим? – спросили волк и петух.

Лиса принялась объяснять:

– Волк будет дрова приносить, я буду костёр разжигать, а петух будет по утрам кукарекать. Люди увидят дым, услышат крик петуха и станут говорить, что мы основали посёлок – шахьар.

Волк и петух согласились.

На другой день волк пошёл за дровами, а лиса бросилась на петуха и оторвала ему хвост. Возвратился волк и видит на дереве петуха без хвоста.

  • Запиши план сказки соловей
  • Запиши план рассказа о телах и веществах страница 51 часть 1
  • Запиши план рассказа о телах и веществах 2 класс окружающий мир
  • Запиши начало рассказа подчеркни слова в которых звуков больше чем букв
  • Запиши названия сказок в которых встречаются чудеса описанные в поэме руслан и людмила ответы