Запишите свои выводы в сочинении на тему две романтические баллады в а жуковского

Романтическая поэзия Жуковского — рассуждения, анализ, аргументы и характеристики. Русский язык и литература для школьника

Нам с детства известен В. А. Жуковский – автор знаменитых баллад “Лесной царь”, “Перчатка”, “Кубок”, “Светлана” и многих других. Позже мы узнали о том, что почти все они были переведены, чаще всего с немецкого языка, но от этого творения поэта не утратили своей оригинальности и самобытности. Гоголь верно заметил, что на переводах Жуковского так отпечаталась душа поэта, ее “внутреннее стремление, так зажгло и одушевило их своей живостью, что сами немцы, выучившись по-русски, признаются, что перед ним оригиналы кажутся копиями, а переводы его кажутся истинными оригиналами”.

Действительно, душа поэта восприняла в западноевропейской литературе именно то, что ей было ближе всего – и это был романтизм. Недаром Жуковского стали называть “литературным Коломбом Руси”. Его поэзия явилась настоящим открытием для русских читателей и по своей форме, и – главное – по тем новым идеям, темам, мотивам, образам, которые в целом стали выражением нового отношения к жизни – романтического.

Какие же черты определяют поэзию Жуковского именно как романтическую?

Прежде всего, это попытка открыть тайну мира – в жизни природы и в жизни людей:

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою, –

Вопрошает поэт. Но эта тайна скрыта за “таинственным покрывалом” от простого, невнимательного взгляда, она может приоткрыться только для человека, наделенного особыми способностями. Этот человек и есть романтик – художник, поэт, музыкант, – с помощью своего творчества перекидывающий мост из жизни обычной, земной к той, что скрыта, находится в мире ином – возвышенном и прекрасном.

“Мир иной” отделен от земного – он где-то на небе, где обитает божество и осуществляются мечты:

Ах! Не с нами обитает

Гений чистой красоты;

Лишь порой он навещает

Нас с небесной высоты.

Звуки того мира так прекрасны, что в земном языке трудно подобрать слова, чтобы их выразить. Вот почему романтикам потребовалось создать какой-то особый язык – язык символов, слов-знаков, за которыми скрывается тайна мира иного.

Такой язык для русской поэзии и создает Жуковский. Именно с его стихами в сознание русских поэтов и читателей прочно входят образы “Гения чистой красоты”, “таинственного посетителя”, “мотылька”, связующего небесный и земной миры и многие другие. Без Жуковского невозможно было бы всем последующим поколениям русских романтиков вновь и вновь предпринимать попытки выразить в слове “невыразимое”: недаром так называется одно из его самых значительных – программных – стихотворений.

Этот новый поэтический язык оказывается сродни музыке – ведь романтики считали, что именно через музыку ближе всего можно подойти к тайне мира, буквально услышать ее и почувствовать. Такого мелодизма стиха до Жуковского русская поэзия еще не знала. Вслушаемся в мелодию, завораживающую и увлекающую читателя за собой:

Уж вечер… облаков померкнули края,

Последний луч зари на башнях умирает;

Последняя в реке блестящая струя

С потухшим небом угасает.

И все же “очарованное Там” остается недостижимым на земле, “невыразимым” для земной поэзии. Отсюда чувства тоски, утраты, разочарования, столь характерные для элегического героя поэзии Жуковского:

Сижу задумавшись; в душе моей мечты;

К протекшим временам лечу воспоминаньем…

О дней моих весна, как быстро скрылась ты,

С твоим блаженством и страданьем!

Где вы, мои друзья, вы, спутники мои?

Ужели никогда не зреть соединенья?

Этот элегический герой тоже нов и необычен: он как бы отрешен от реальной жизни. Углубленный в свои переживания, он тоскует по возвышенному идеалу:

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое, светлое небо к себе?..

Зная о противоречиях и несовершенстве окружающего мира, он не ропщет, поскольку душа поэта стремится видеть не столько мир реальный, в котором “бездна слез и страданий”, сколько идеал – но он находится за пределами земного бытия.

Отсюда возникает и столь характерное для романтизма ощущение противоречия между идеалом и действительностью, того, что “Там не будет вечно здесь”. Ведь отзвуки мира иного, небесного лишь на мгновение попадают сюда – в мир земной – и “здесь” их может уловить и запечатлеть в своих произведениях поэт.

Вот почему обрести возвышенный идеал, “предел очарованья” можно лишь в мечтах, в воспоминаниях, в поэтическом вдохновении и, конечно же, в созерцании природы как земного воплощения божественного идеала. Жуковский называет этот воплощение – “присутствием Создателя в созданье”.

Жуковскому принадлежит и открытие в русской поэзии особого рода пейзажа – лирического. Особенность его состоит в том, что изображение природы в стихотворении не столько рисует реальную картину, сколько отражает душевное состояние, настроение лирического героя.

Впервые такой пейзаж появляется в стихотворении Жуковского “Сельское кладбище” 1802 года, которое является вольным переводом стихотворения английского поэта Т. Грея. Оно стало определяющим для развития не только поэзии Жуковского, но и всей последующей русской литературы. Недаром Вл.

Соловьев назвал эту элегию “родиной русской поэзии”.

Основной мотив стихотворения “Сельское кладбище”, посвященного размышлениям о смысле жизни человека, – это грусть и печаль, связанные с осознанием суетности человеческого существования на земле. Появляющиеся здесь мотивы обреченности человека на смерть и утраты самого дорогого в жизни передаются через восприятие лирическим героем кладбищенского пейзажа.

Затем лирический пейзаж станет неотъемлемой частью поэзии Жуковского. Он воплотится в элегиях “Вечер”, “Море”, “Эолова арфа”, “Славянка” и многих других.

Такова поэзия элегического, созерцательного романтизма Жуковского. Она воплощает в себе особую романтическую философию, которая связана с утверждением идеи двоемирия состоящей в противопоставлении реальности и мечты, идеала; обыденного и чудесного, таинственного.

Значение Жуковского для русской литературы поистине неоценимо. Эго романтическая лирика, как и баллады, обогатили русскую поэзию новыми образами и чувствами, внесли новую философию, определили появление новых жанров и стилей. Он обогатил русскую поэзию глубоким анализом сложных и противоречивых душевных движений, описанием внутреннего мира человека.

Стихи Жуковского, по словам Белинского, “шли от сердца к сердцу”. Бесспорно, что “без Жуковского мы не имели бы Пушкина”. Он был для молодого поэта наставником и другом.

Творчество Жуковского повлияло и на поэзию Е. А. Баратынского, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Блока и других поэтов “серебряного века”, а в целом определило одну из основных линий русской поэзии – романтическое мироощущение, нашедшее художественное воплощение в творчестве многих русских писателей XIX и XX вв.

Все сочинения

Разделы презентаций


  • Разное
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Медицина
  • Менеджмент
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика
  • Юриспруденция

Содержание

  • 1.

    Жуковский: Светлана (9 класс)

  • 2.

    Цель:Проанализировать балладу В.А.Жуковского «Светлана» выделить новаторство Жуковского в области жанра баллады

  • 3.

    Баллада – это небольшое стихотворное произведение исторического, мифического и героического содержания

  • 4.

    Баллада « Светлана» В.А.Жуковского

  • 5.

    Баллада «Светлана» посвящена племяннице В.А Жуковского Александре

  • 6.

    Народные поверья : гадание

  • 7.

    Мотив ожидания суженогоСветлана погружена в раздумья о

  • 8.

    Черты национального характера МолчаливаГрустнаЖдет своего суженогоПросит ангела-хранителя утолить ее печальПытается заглянуть в будущее

  • 9.

    Время

  • 10.

    Пространственный образ в балладахдорога

  • 11.

    Степь, покрытая снегом ; вьюга, метельБелое покрывало

  • 12.

    Светлана со смирением и робостью молит о

  • 13.

    Пространственный образ в « Светлане» дорога

  • 14.

    Лучший друг нам в жизни сейВера в провиденье.Благ зиждителя закон:Здесь несчастье –лживый сон;Счастье – пробужденье.

  • 15.

    Поразмышляем о прочитанномКакие романтические образы-символы встречаются в

  • 16.

    Новаторства поэтаНарушает фантастические чары и меняет художественное

  • 17.

    Домашнее задание Прочитайте балладу Жуковского «Людмила».Сравните баллады

  • 18.
    Скачать презентанцию

Цель:Проанализировать балладу В.А.Жуковского «Светлана» выделить новаторство Жуковского в области жанра баллады

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Анализ баллады В.А. Жуковского «Светлана»
Шапошникова Лариса Борисовна
учитель русского языка

и литературы
МКОУ « Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Жирновска»

Анализ баллады В.А. Жуковского «Светлана» Шапошникова Лариса Борисовна учитель русского языка и литературыМКОУ « Средняя школа с


Слайд 2Цель:
Проанализировать балладу В.А.Жуковского «Светлана»
выделить новаторство Жуковского в области жанра баллады

Цель:Проанализировать балладу В.А.Жуковского «Светлана» выделить новаторство Жуковского в области жанра баллады


Слайд 3Баллада – это небольшое стихотворное произведение исторического, мифического и героического содержания

Баллада – это небольшое стихотворное произведение исторического, мифического и героического содержания


Слайд 4Баллада « Светлана» В.А.Жуковского

Баллада « Светлана» В.А.Жуковского


Слайд 5
Баллада «Светлана» посвящена племяннице В.А Жуковского Александре Андреевне Воейковой, урождённой Протасовой,

и преподнесена автором в качестве свадебного подарка

Баллада «Светлана» посвящена племяннице В.А Жуковского Александре Андреевне Воейковой, урождённой Протасовой,  и преподнесена автором в качестве


Слайд 7Мотив ожидания суженого
Светлана погружена в раздумья о женихе, от которого «

вести нет», и томится в разлуке с ним.

Мотив ожидания суженогоСветлана погружена в раздумья о женихе, от которого « вести нет», и томится в разлуке


Слайд 8Черты национального характера
Молчалива
Грустна
Ждет своего суженого
Просит ангела-хранителя утолить ее печаль
Пытается заглянуть

в будущее

Черты национального характера МолчаливаГрустнаЖдет своего суженогоПросит ангела-хранителя утолить ее печальПытается заглянуть в будущее


Слайд 10Пространственный образ в балладах
дорога

Пространственный образ в балладахдорога


Слайд 11Степь, покрытая снегом ; вьюга, метель
Белое покрывало , белое полотно ,

саван, под которым лежит мертвец

Игра демонических сил, злых мертвецов, бесов и ведьм

Степь, покрытая снегом ; вьюга, метельБелое покрывало , белое полотно , саван, под которым лежит мертвецИгра демонических


Слайд 12
Светлана со смирением и робостью молит о счастье.
В награду Бог спасает

Светлану: во сне она видит , как к ней прилетел посланный Богом « белоснежный голубок», светлый дух, который защитил ее от мертвеца

Светлана со смирением и робостью молит о счастье.В награду Бог спасает Светлану: во сне она видит ,


Слайд 13Пространственный образ в « Светлане»
дорога

Пространственный образ в « Светлане»      дорога


Слайд 14
Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье


лживый сон;
Счастье – пробужденье.

Лучший друг нам в жизни сейВера в провиденье.Благ зиждителя закон:Здесь несчастье –лживый сон;Счастье – пробужденье.


Слайд 15Поразмышляем о прочитанном
Какие романтические образы-символы встречаются в балладе?
Как вы думаете, почему

героиней своей баллады В.А.Жуковский выбрал девушку-крестьянку?
Какими качествами национального характера русской женщины восхищается поэт?
Как вы думаете, почему для передачи сокровенных движений души В.А.Жуковский
выбрал сон?

Поразмышляем о прочитанномКакие романтические образы-символы встречаются в балладе?Как вы думаете, почему героиней своей баллады В.А.Жуковский выбрал девушку-крестьянку?Какими


Слайд 16Новаторства поэта
Нарушает фантастические чары и меняет художественное время и пространство.
Понял характер

человека: личность- неотрывная часть народа, а народ- совокупность личностей.
Показал национальный тип русской девушки

Новаторства поэтаНарушает фантастические чары и меняет художественное время и пространство.Понял характер человека: личность- неотрывная часть народа, а


Слайд 17Домашнее задание
Прочитайте балладу Жуковского «Людмила».
Сравните баллады «Людмила» и «Светлана».
Запишите свои

выводы в сочинении на тему « Две романтические баллады В.А.Жуковского»

Домашнее задание Прочитайте балладу Жуковского «Людмила».Сравните баллады «Людмила» и «Светлана».Запишите свои выводы в сочинении на тему «


Слайд 1

Анализ баллады В.А. Жуковского «Светлана» Шапошникова Лариса Борисовна учитель русского языка и литературы МКОУ « Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Жирновска»

Слайд 2

Цель: Проанализировать балладу В.А.Жуковского «Светлана» выделить новаторство Жуковского в области жанра баллады

Слайд 3

Баллада – это небольшое стихотворное произведение исторического, мифического и героического содержания

Слайд 4

Баллада « Светлана» В.А.Жуковского перевод баллады Бюргера « Ленора »

Слайд 5

Баллада «Светлана» посвящена племяннице В.А Жуковского Александре Андреевне Воейковой , урождённой Протасовой, и преподнесена автором в качестве свадебного подарка

Слайд 6

Народные поверья : гадание

Слайд 7

Мотив ожидания суженого Светлана погружена в раздумья о женихе, от которого « вести нет», и томится в разлуке с ним.

Слайд 8

Черты национального характера Молчалива Грустна Ждет своего суженого Просит ангела-хранителя утолить ее печаль Пытается заглянуть в будущее

Слайд 9

Время день Ночь Луна Сумрак туман

Слайд 10

Пространственный образ в балладах дорога жизнь смерть

Слайд 11

Степь, покрытая снегом ; вьюга, метель Белое покрывало , белое полотно , саван, под которым лежит мертвец Игра демонических сил, злых мертвецов, бесов и ведьм

Слайд 12

Светлана со смирением и робостью молит о счастье. В награду Бог спасает Светлану: во сне она видит , как к ней прилетел посланный Богом « белоснежный голубок», светлый дух, который защитил ее от мертвеца

Слайд 13

Пространственный образ в « Светлане» дорога тревожной пугающей Новой счастливой радостной

Слайд 14

Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ зиждителя закон: Здесь несчастье – лживый сон; Счастье – пробужденье.

Слайд 15

Поразмышляем о прочитанном Какие романтические образы-символы встречаются в балладе? Как вы думаете, почему героиней своей баллады В.А.Жуковский выбрал девушку-крестьянку? Какими качествами национального характера русской женщины восхищается поэт? Как вы думаете, почему для передачи сокровенных движений души В.А.Жуковский выбрал сон?

Слайд 16

Новаторства поэта Нарушает фантастические чары и меняет художественное время и пространство. Понял характер человека: личность- неотрывная часть народа, а народ- совокупность личностей. Показал национальный тип русской девушки

Слайд 17

Домашнее задание Прочитайте балладу Жуковского «Людмила». Сравните баллады «Людмила» и «Светлана ». Запишите свои выводы в сочинении на тему « Две романтические баллады В.А.Жуковского»

Сочинение на тему: Баллады Жуковского.

На чтение 4 мин Просмотров 505 Опубликовано 14 сентября, 2021

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Баллады Жуковского.

Василий Андреевич Жуковский — один из создателей русской романтической поэзии. Русская литературная критика исключительно высоко оценила значение его творчества. По мнению Гуковского, он «открыл русской поэзии душу человеческую». Романтизм часто противопоставляет цивилизации нетронутую природу, естественные человеческие отношения, простой уклад жизни. Все это происходит, вероятно, из-за недовольства собой, окружающим миром, неуверенности в возможность земного счастья. Эти настроения были свойственны и Жуковскому. Жажда обретения гармонии с миром станет постоянной спутницей поэта и во многом определит характер его творчества. Жуковского отличало постоянное «стремление за пределы мира». Этим объясняется его интерес к такому жанру, как баллада. Настоящим сюрпризом для русского читателя стало произведение «Людмила». В основу его фантастического сюжета легли средневековые религиозные представления, вера в чудесное спасение или погибель души. Поэта привлекало всё таинственное, обычно скрытое от человеческих глаз. «Людмила» — это вольный перевод. Взяв за основу сюжет баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора», Жуковский создаёт своё оригинальное произведение. А в написанной позже балладе «Светлана» нам кажется, что оживают «приданья старины глубокой». Стихия народной жизни, фольклор становятся для Жуковского источником высокой поэзии: Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном Слушали; кормили Счётным курицу зерном… Эта баллада стала более популярной, чем «Людмила», и Жуковского часто именовали «певцом Светланы». Сюжет этого произведения трактован в рамках бытовой сцены гаданий девушек «в крещенский вечерок», что дало возможность поэту воспроизвести черты русского национального быта, народных обычаев, обрядов и так далее. Жуковский тонко и верно передал состояние души девушки, охваченной романтическим страхом перед возможными ночными чудесами и боязнью за жизнь любимого: Робко в зеркало глядит: За её плечами Кто-то, чудилось, блестит Яркими глазами… Занялся от страха дух… Затем из чудесного мира героиня возвращается в мир реальный. Но этот мир сильно идеализирован поэтом, который после счастливого возращения жениха рассуждает о том, что несчастья бывают только во сне, а наяву — всегда счастье: Вот баллады толк моей: «Лучший друг нам в жизни сей Вера в проведенье. Благ зиждителя закон: Здесь несчастье — лживый сон; Счастье — пробужденье». Таким образом, в конце этого произведения Ж. подчёркивает, что для торжества любви необходима непоколебимая вера человека в провидение. В отличие от Людмилы, которая утратила надежду («Небо к нам неумолимо; царь небесный нас забыл…»), Светлана верила до конца. Ещё одним очень известным произведением этого жанра является баллада «Эолова арфа». Баллада написана в ноябре 1814 года, а напечатана в 1815 году. Автобиографический сюжет «запрещённой любви» (к Марии Андреевне Протасовой) облечён в форму баллады в духе «Песен Оссиана». Имена собственные отчасти также заимствованы из «Песен Оссиана», например, Морвена — название страны в одной из поэм Оссиана. Любопытно замечание В.Г.Белинского об «Эоловой арфе»: «…она — прекрасное и поэтическое произведение, где сосредоточен весь смысл, вся благоухающая прелесть романтики Жуковского». Поэт довольно верно отразил нравы замковой жизни позднего Средневековья. Но это только внешний фон действия. Используя сюжет, построенный на социальном неравенстве любящей пары, поэт подчеркивает его только потому, что оно усиливает неудовлетворенность жизнью, возвышенность и глубину переживаний влюбленных. В центре его внимания душевные переживания героев, их нежная любовь, чуждая житейских интересов. Но такая любовь обречена на неудачу в реальных, земных условиях: И нет уж Минваны… Когда от потоков, холмов и полей Восходят туманы… То, что прежде считалось достоянием разума, у Жуковского — часть душевной жизни. Не только любовь и дружба, но и философия, мораль, социальные аспекты жизни стали предметами внутреннего переживания. Произведения Жуковского приобретают личный характер, что придаёт особый лиризм его поэтическому творчеству
.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Особенности жанра баллады в творчестве Жуковского

Сочинение Особенности жанра баллады в творчестве Жуковского

В. А. Жуковский написал большое количество баллад. Этот жанр был очень популярен в России в начале девятнадцатого века. Это связано с течением и развитием романтизма в русской литературе.

Часть произведений Жуковского можно считать переводными, другие баллады, хотя и повторяют во многом заимствованный сюжет, являются авторскими творениями. Рассмотрим это утверждение на некоторых примерах.

К сюжету «Леноры» немецкого романтика Бюргера можно отнести две баллады Жуковского: «Людмила» и «Светлана». Русский поэт принимает почти без изменений истории героини в первой балладе и меняет финал во второй. Людмила – героиня одноимённого произведения не готова смириться с гибелью любимого. Без него её жизнь не мила. Она говорит матери, что не сможет жить без него, не верит в Бога, потому что он не выполнил её просьбы, и не вернул милого. Людмила ночью готова ехать за возлюбленным, несмотря на многие предупреждения. Он говорит ей, что его дом теперь далеко, он должен успеть туда до рассвета. Людмила всё равно соглашается ехать с ним, несмотря на странный вид, символические предметы, которые окружают их. Даже гроб с мертвецом в церкви не останавливает её. В итоге героиня гибнет, потому что нет никакого любимого, есть только старая могила, где он упокоился. Так, отрёкшись от Бога, света, добра, девушка навлекла на себя власть чёрных сил.

Вторая баллада «Светлана» построена по-другому. Мы видим, как она начинается с описания Крещенского гадания. Во время этого таинства Светлана засыпает, но читатель сначала об этом не узнаёт. После обряда открывается дверь, заходит милый и везёт девушку в церковь. Там они должны повенчаться. Однако, Светлана очень богобоязненна, она не стремиться к отрицанию и верит искренне. Поэтому к девушке, которая также оказывается в церкви с мертвецом, прилетает голубок. Это ангел, посланный для её спасения, он и помогает девушке спастись и вернуться в мир света. Светлана просыпается жива и невредима, в окно светит ясное солнце, потому что наступило утро. Героиня находится дома, вскоре к ней приезжает любимый. Как видим, в «Светлане» всё заканчивается свадьбой героев. Счастье даётся героям за то, что они не отрекались от божественных сил, следовали вере и не роптали. Смирение и красоту души героини Жуковский считает одним из главных качеств для счастливой жизни человека.

Как видим, баллады, имея близкий сюжет, различаются финалом. Кроме этого следует отметить фольклорные особенности «Светланы», которые подчёркивают русский характер произведения.

Особенности жанра баллады в творчестве Жуковского

Особенности жанра баллады в творчестве Жуковского

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Что сказала мама с прямой речью 4 класс

    Несколько лет назад в моей жизни произошло странное событие. Был особенный день. В этот день родилась моя мама. Нужно было подготовить большой и красивый подарок.

  • Анализ сборника Петербургские повести Гоголя

    В цикл Петербургские повести вошли пять произведений Гоголя Н. В. Они связаны одной идеей и замыслом. Столица Петербург, её лицо описывается во всех пяти моментах. Этот город символизирует могущественную Россию.

  • Тема и образ России в лирике Блока сочинение

    Александр Блок необычный писатель-символист. Его талант настолько ценен, что многие события того времени отразились в блестящих его стихотворениях. В основе творчества Блока лежит философия Соловьева

  • Сочинение Как я однажды ходил за грибами

    Сильные и продолжительные осадки всегда способствуют бурному росту грибов. Дождь в середине и конце лета, заставил меня задуматься об этом. В середине сентября началась солнечная погода и мы решили с семьёй съездить

  • Сочинение по пословице Гнев твой враг твой для 7 класса

    Согласен с этой фразой, так как гнев заставляет нас делать то, о чем часто приходится после жалеть. Я слышал, что многие преступления совершаются в гневе

  • Запишите начало текста отрывок из рассказа д кайгородова зяблик и продолжите его
  • Запишите названия сказок в которых встречаются чудеса описанные в поэме руслан и людмила
  • Запишите названия музыкальных сочинений легкой и серьезной музыки которая входит в вашу фонотеку
  • Запишите название сказок и их краткий сюжет
  • Запишите как пишется правильно