Заполнить технологическую карту занятия по башкирской народной сказке на выбор благодарный заяц

Цель: Ознакомление детей с такими нравственными качествами, как: хвастовство – скромность, трусость – смелость через знакомство с русской народной сказкой «Заяц – хваста»

Программные задачи:

Обучающие:

Знакомить с детской литературой, подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к оценке поступков и характера главного героя;

Закрепить знания о жанровых особенностях сказки;

Учить детей, отвечать на вопросы полным предложением;

Обогащать словарный запас детей, словами: крестьяне, гумно, кокорина.

Закреплять умение работать на интерактивной доске;

Развивающие:

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе;

Развивать умение поддерживать беседу.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к книге;

Воспитывать чуткость к художественному слову;

Воспитывать нравственные качества: не хвастаться, умение прийти на помощь в трудной ситуации.

Этапы,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно – мотивационный этап

Создание хорошего настроения на дальнейшую деятельность

Приветствует детей, предлагает улыбнуться друг другу.

Психогимнастика

Приветствуют и улыбаются друг другу.

Положительный эмоциональный настрой у детей.

2

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Учить детей понимать проблему и включить детей в деятельность занятия.

Загадываю загадку, предлагаю детям определить, чем сказка отличается от рассказа.

Сюрпризный момент, беседа, вопросы, загадывание загадки.

Отгадывание загадки, объяснение отгадки, ответ на вопрос воспитателя.

Проявление интереса к чтению сказки, деятельность на занятии.

2.2

Этап ознакомления с материалом

Знакомить детей со сказкой заяц-хваста, ее героями.

Говорю детям кто написал сказку, аннотация сказки, говорю свое отношение к ней, о незнакомых словах которые будут встречаться детям, читаю фрагмент сказки.

Задаю вопросы по прочитанному отрывку, повторное чтение, выборочное чтение, провожу

физкульминутку

Беседа, рассказ, вопросы, объяснение

Узнают автора, аннотацию сказки, слушают отношение к сказки в-ля, узнают незнакомые слова и их значение, отвечают на вопросы, слушают фрагмент сказки.

Отвечают на вопросы по прочитанному отрывку, выполняют физкульминутку.

Ознакомление детей со сказкой, развитие интереса к сказке и ее персонажам

2.3

Этап практического решения проблемы

Определить, чем сказка отличается от рассказа.

Объяснение игры «закончи предложение», объяснение игры на интерактивной доске.

Беседа, рассказ, вопросы, игра на интер. доске, соревнование, сравнение

Играют в игру закончи предложение и в игру на интерактивной доске (сравнивают, соревнуются, выявляют кто быстрее справился с заданием).

Умение выразить своё отношение к проблемной ситуации.

3

Заключительный этап

Подведение итогов занятия, обобщение полученного опыта ребенком

Рефлексия, закрепление полученных навыков.

Беседа, обсуждение, вопросы

Делятся своими мыслями выбирают соответствующий смайл.

Закрепить прочитанное произведение

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

Возрастная группа: старшая группа

Вид деятельности и тема: Чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун»

Цель занятия: Формирование умений пересказывать сказку близко к тексту.

Образовательная область: речевое развитие

Задачи:

1) Развивать интонационную выразительность речи: передавать силой голоса характер героя.

2) Развивать умение пересказывать сказку близко к тексту;

3) Расширять и активизировать словарный запас детей за счет слов;

4) Развивать умение строить связное высказывание.

 Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие — расширять знания детей о русских народных сказках, развивать произвольность внимания и памяти

Социально —  коммуникативное развитие – создавать положительный эмоциональный настрой в группе.

Художественно эстетическое развитие   — создавать условия для проявления творчества при выразительном пересказе от литературного героя

Планируемый результат занятия: уметь пересказывать содержание сказки, понимать смысл и характер героев.  

Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций к сказкам, игрушек, чтение русских народных сказок. Составление рассказов описательного характера по предметным картинкам.

Материалы и оборудование: кукольный театр (Би-ба-бо) персонажей сказки: Заяц, Ворона, загадки, макет леса, музыкальное сопровождение.

Организация: групповая

                                                                                                 Технологическая карта

№     п/п

Этапы занятия Время

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

Организационно – мотивационный этап

Организационный

— Вызвать интерес к предстоящей деятельности

Воспитатель предлагает детям сесть полукругом. Звучит мелодия «Песня о сказке».  Вход в сказку:
— Ребята, вы любите слушать сказки?
-Чтобы оказать в сказочной стране, я предлагаю вам дотронуться до волшебного светящегося шара, передавайте его по кругу и говорите такие слова: «Сказка приходи!»

Коммуникативная

Этап постановки проблемы

-Поставить познавательную задачу
— Мотивировать

Отгадайте, какая сказка сегодня пришла к нам в гости? Слушайте загадки.                                                     Загадки:
«Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты.
Кто такой он, этот серый,
Что несется кувырком?
Летом сер, зимою — белый,
Он, скажите, вам знаком?»
(Заяц)
«У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги,
А от голода кора».

Правильно!
Заяц)
-Ребята, посмотрите, мы попали в красивый и загадочный лес.
Звучит запись музыки шум леса.

Познавательно-исследовательская
Коммуникативная
Речевая

Основной этап

2

Этап ознакомления с материалом

-Актуализировать новые знания, представления.
-Сформировать новые представления
(умения).

Воспитатель читает  русскую народную сказку «Заяц-хвастун».Чтение сказки сопровождается театрализованным представлением, и проигрывается с использованием персонажей Би-ба-бо.
«Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
— У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:
— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
— А как ты хвастал?
— А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.
Вот она его маленько и потрепала:
— Более не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и
говорит ему:
— Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!»

Коммуникативная
Познавательно-исследовательская

Этап практического решения проблемы

-Актуализировать сформированные представления

Воспитатель: Ребята кто главный герой? (заяц). Про зайца существует много пословиц и поговорок, в них подмечены многие характерные привычки и повадки зайцев. Правда, став символом трусости, зайцу так и не удалось избавиться от этого — в большинстве поговорок и пословиц о зайце так или иначе обыгрывается тема трусости и боязливости, хотя случаются и исключения из этого правила.
Беззащитность перед волком или лисой сделала из зайца любимого персонажа сказок и стихов, где этот маленький зверёк одерживает вверх над грозными хищниками не за счет своей силы, а за счет, и хитрости и мудрости
Ребята, послушайте пословицы, поговорки и приметы о зайце:
Прытче зайца не будешь, а ведь и того ловят.
Без собаки зайца не поймать.
Заяц не трус, он себя бережет.
Зайца на барабан не выманишь. .
За двумя зайцами гоняться – ни одного не поймать.
Заяц трус — и тот охотиться любит.
Зайца ноги носят.
И заяц от толпы не удерет.
Не ищи зайца в бору: на опушке сидит.

-Почему такая молва пошла о зайцах?
-А каким был Заяц в сказке? Почему ее называют хвастун?
-Кто из героев сказки вам понравился больше?-Кого заяц выручал из беды?
-Каким был сначала заяц? Каким оказался заяц потом, скажите, одним словом?                                                              -(ответы детей: смелый, находчивый, решительный!). Правильно!
-А вы хотели бы иметь такого друга?
Воспитатель предлагает пересказать сказку с помощью персонажей би-ба-бо. Затем проводит пересказ по ролям. Во время пересказа воспитатель следит за тем, чтобы исполнители, выразительно, правильно подбирая интонационную поражаемость своему герою.
Молодцы ребята! Зайцы были замечательные.

Познавательно-исследовательская
Коммуникативная
Речевая

3

Заключительный этап

-Закрепить и обобщить сформированные представления
-Формировать элементарные навыки самооценки

Ребята пришло время возвращается из сказки
Глазки закрываем:
Раз, два, три.
Сказку покидаем,
Только не грусти

Открывайте глаза ребята. Вот мы снова оказались в детском саду.
Звучит аудиозапись музыки «Песенка о доброте» из м/ф про Фунтика.
Воспитатель: Ребята, скажите, какую мы сегодня читали сказку?
Воспитатель: Почему так назвали сказку?
Воспитатель: Как вы думаете, исправился ли зайчик?
Воспитатель: Что вам еще запомнилось больше всего?
Воспитатель: Понравилось вам сегодня путешествовать?
Ответы детей.

Познавательно-исследовательская
Коммуникативная
Речевая

Обновлено: 09.01.2023

Начали собираться гости. Все жители деревни один за другим собрались и ожидают угощенья. Отец и мать испугались:

— Что это такое? Где же взять угощенья для стольких людей?

А мальчик сказал родителям, что он забыл, кого велели позвать, и потому позвал всю деревню.

Ждут гости угощенья. Собирают им на стол все запасы, сколько было еды в доме, и видят и родители и сам мальчик, что этого мало.

— Сам испортил дело, сам и поправляй! — сказали с досадой родители своему мальчику.

Заплакал мальчик, оттого что причинил родителям такое огорчение. Со слезами вышел он из дому и побежал за околицу, а потом и в лес. Сел там на старый пенек и горюет.

Вдруг видит он, что к нему скачет старый дружок — серый зайка. Этого зайчика добрый мальчик вырастил дома, потому что зайчик был сиротой, а затем, когда зайчик вырос, выпустил его в лес. Подскакал зайчик к мальчику и уселся у его ног.

Рассказал мальчик зайчику о своем горе. Выслушал зайчик, пошевелил длинными ушами, встал на задние лапки, взял мальчика за руку своими передними лапками и сказал:

— Ладно, не горюй, дружок! Иди домой — все будет… Потом зайчик прыгнул в сторону от мальчика и поскакал в лес. Только его и видели!

Послушался мальчик зайчика и ушел из леса домой. А там уж гости съели и выпили все поданное угощенье, какое нашлось в доме. Ждут еще и не уходят. Некоторые начали попрекать хозяев, что позвали в гости, а угощенья совсем мало. Среди гостей были и сердитые люди, те и говорят:

— Нечего было и звать всех, коли угощать нечем! Выглянул в это время кто-то в окно, испугался и позвал всех посмотреть. Сначала все тоже испугались, а потом удивились: что же это такое? Полна улица всяких зверей, и все идут к дому, и каждый зверь что-то тащит.

Медведи катят кадки с медом, волки тащат целые туши мяса, олени на рогах бережно несут ведра с молоком, тушканчики и суслики тащат мешочки с зерном, белки и зайцы — полные корзинки разных ягод и орехов, лисицы в зубах несут кур и гусей. Этих своих лесных друзей зайчик попросил помочь горю мальчика. Зайчик рассказал им, как мальчик его, зайчика, вырастил и выпустил на волю. Тесно стало во дворе, когда звери сложили там угощенье. Так же, толпой, звери ушли обратно из деревни в лес. От изумления гости не могли слова вымолвить.

Отец с матерью не знали, что и делать от радости. Но больше всех радовался мальчик. Три дня и три ночи подряд хозяева угощали гостей. Когда все гости разошлись по домам, осталось еще много угощенья.

Вот как зайчик отблагодарил доброго мальчика за то, что он его вырастил и выпустил на волю. Зайчик был тоже добрый.

Добро всегда возвращается к тому, кто его совершил. Именно так и случилось с мальчиком, который спас зайчонка-сироту.

Из истории вы узнаете про: Природа Башкирии Башкирское селение Заяц-русак Семейство Зайцевые Курица Семейство Фазановые Домашние гуси Семейство Утиные Бурый медведь Семейство Медвежьи Серый волк Семейство Псовые Бараны Семейство Полорогие Марал Семейство Оленевые Рыжая или обыкновенная лиса Семейство Псовые Бурундук сибирский Белка обыкновенная (векша) Суслик малый Семейство Беличьи Ёж обыкновенный Семейство Ежовые + 19

Режим обучения доступен только авторизованным пользователям

Возможности режима обучения:

  • просмотр истории в виде слайдов
  • возможность прослушивания озвучки по каждому слайду
  • возможность добавить свою, детскую озвучку
  • тесты для детей, чтобы закрепить материал
  • специально подобранные коллекции картинок и видео для улучшения восприятия
  • ссылки на дополнительные обучающие курсы

Озвучка доступна в режиме обучения

Дело было в одной башкирской деревне много лет назад. Нашёл мальчик в лесу зайчонка. Зайчонок тот круглым сиротой остался.

Полезные ссылки

Пожалел мальчик зверька и забрал к себе домой. Выходил он зайчонка, выкормил. Тот подрос и очень захотелось ему в родной лес. Хоть и привязался мальчик к зайчонку, но всё-таки отпустил.

И вот пришёл день большого праздника. Мать с отцом отправили мальчика гостей пригласить.
– И обязательно позови дядю такого-то, тётю такую-то, двоюродного брата и зятя…
И много ещё называли они имён.

Мальчик вроде бы всех запомнил. Но только на улицу вышел – не может вспомнить никого.
– Пойду переспрашивать, они подумают, что я не слушал. Решат, что я непочтителен к родителям. Как же поступить? – пригорюнился он.

И тут ему в голову идея пришла. Нужно звать всех подряд – тогда точно придут и те, кто нужно! И побежал он по всем улицам. В каждый двор заглядывал и радостно всех на праздник приглашал.

Люди обрадовались. Подумали: вот какая у мальчика щедрая и благородная семья. Это же надо – всю деревню позвали, никого не забыли!

Смотрят родители, а гости к ним всё идут и идут. Они вынесли столы во двор, чтобы все поместились. И поняли, что еды на всех не хватит.
– Почему к нам все идут? – спросили они у сына.

А он и рассказал им, что забыл, кого надо звать, и тогда всю деревню позвал.
– Ты дело испортил, тебе и поправлять! – с досадой сказали родители сыну.

Услышал мальчик это и заплакал. Ведь это всё из-за него, это он родителей огорчил, неприятности им причинил. Да только не знал он, что делать. И в лес убежал, чтобы его хотя бы плачущим никто не видел.

Сел он на пенёк и продолжил горевать. И тут к нему заяц вышел – тот самый, которого он спас когда-то.
– Что с тобой, егет*? Почему плачешь? – спросил зайчик.
Мальчик всё ему рассказал.
*Егет – юноша по-башкирски.

– Не печалься, егет. Иди домой, я обо всём позабочусь.
Утёр мальчик слёзы и пошёл домой.

А дома родители уже все запасы из погреба вынесли, все соления и копчения достали, все крупы сварили, всех кур и гусей зажарили. А гости всё съели и ещё угощений ждут. Уже косо на хозяев поглядывают. А кое-кто и возмущаться начал: зачем, мол, звали, если угощать не желаете?

Полезные ссылки

И тут видят все: звери лесные приближаются. Первыми медведи идут, бочки дубовые с мёдом катят. За ними волки следуют, по целой бараньей туше тащат. Олени бережно на рогах вёдра с молоком несут.

Полезные ссылки

За ними лисы выступают, кур да гусей в зубах держат. У за лисами всякое мелкое зверьё: зайцы и бурундуки, белки, ежи да суслики. Они ягоды, грибы и орехи к столу приготовили.

Полезные ссылки

Натащили звери столько еды, что и положить во дворе было некуда. Многое прямо на улице и оставили. Очень обрадовались хозяева. Счастливы были и гости. Три дня праздник праздновали. Ещё и про запас много еды осталось.

А всех тех зверей заяц уговорил. Рассказал им, как мальчик его от смерти спас. Как приютил и выходил.

Вот так доброе дело мальчика вернулось к нему добром. Так обычно в мире и случается.

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

вторник, 2 февраля 2021 г.

Башкирская сказка «Благодарный заяц»

Жанр: народная сказка

Читайте краткое содержание других сказок башкирских сказок:

  1. Мальчик. Забывчивый, легкомысленный. Добрый, любит животных.
  2. Зайчик. Благодарный, добрый, отзывчивый.
  1. Поручение родителей.
  2. Забывчивость мальчика.
  3. Гости.
  4. Отец в гневе.
  5. Мальчик в лесу.
  6. Встреча с зайчиком.
  7. Звери с угощением.
  1. Родители послали мальчика родственников пригласить.
  2. Мальчик пригласил всю деревню и еды не хватило.
  3. Велел отец мальчику самому разбираться.
  4. Мальчик в лес ушёл и плакал.
  5. Прибежал его друг зайчик и обещал помочь.
  6. Пришли звери, принесли угощение, всем хватило.

Помоги другому и сам без помощи не останешься.

Чему учит сказка «Благодарный заяц»

Сказка учит добру. Учит помогать в трудную минуту. Учит помнить добро. Учит развивать память.

Отзыв на сказку «Благодарный заяц»

Мне понравилось поведение зайчика, который помнил добро и оказался верным другом. Когда мальчику пришлось туго, зайчик поспешил на помощь. Он поступил очень хорошо. А вот мальчику надо тренировать память, чтобы не попадать в такие ситуации. Хотя и родители виноваты, доверили мальчику такую ответственную работу.

Пословицы к сказке «Благодарный заяц»

Собрались отец с матерью устроить праздник для родни. Велели сыну всю родню пригласить и столько имён ему назвали, что мальчик всё забыл.

Как увидели родители, сколько к ним гостей пришло, испугались. Не знали, где угощения на всех набрать. Повинился мальчик, сказал, что забыл кого звать надо.

Пошёл мальчик в лес, сел на пенёк и плачет. Тут прибегает к нему зайчик, которого он сиротой маленьким подобрал, вырастил и в лес выпустил.

Вернулся мальчик домой, а там уже гости всё что было съели и ругаются. Но вдруг кто-то в окно выглянул, а там зверей видимо-невидимо. Все какую-нибудь снедь тащат.

Медведи бочки мёда катят, олени молоко вёдрами несут, волки — туши, белки — орехи, лисицы — кур. Это зайчик позвал своих друзей, чтобы мальчику помочь.

Юный любитель литературы, мы твердо убеждены, в том, что тебе будет приятно читать сказку «Благодарный заяц (Башкирская сказка)» и ты сможешь извлечь из нее урок и пользу. Воодушевление предметов быта и природы, создает красочные и завораживающие картины о окружающего мира, делая их загадочными и таинственными. Бытовая проблематика — невероятно удачный способ, с помощью простых, обычных, примеров, донести до читателя ценнейший многовековой опыт. И приходит мысль, а за ней и желание, окунуться в этот сказочный и невероятный мир, завоевать любовь скромной и премудрой принцессы. Удивительно легко и естественно сочетается текст, написанный в прошлом тысячелетии, с нашей современностью, актуальность его нисколько не уменьшилась. Все герои «оттачивались» опытом народа, который веками создавал, усиливал и преображал их, уделяя большое и глубокое значения детскому воспитанию. Присутствует балансирование между плохим и хорошим, заманчивым и необходимым и как замечательно, что каждый раз выбор правильный и ответственный. Сказка «Благодарный заяц (Башкирская сказка)» читать бесплатно онлайн можно бесчисленное количество раз, не потеряв при этом любви и охоты к данному творению.

Начали собираться гости. Все жители деревни один за другим собрались и ожидают угощенья. Отец и мать испугались:

— Что это такое? Где же взять угощенья для стольких людей?

А мальчик сказал родителям, что он забыл, кого велели позвать, и потому позвал всю деревню.

Ждут гости угощенья. Собирают им на стол все запасы, сколько было еды в доме, и видят и родители и сам мальчик, что этого мало.

— Сам испортил дело, сам и поправляй!— сказали с досадой родители своему мальчику.

Заплакал мальчик, оттого что причинил родителям такое огорчение. Со слезами вышел он из дому и побежал за околицу, а потом и в лес. Сел там на старый пенек и горюет.

Вдруг видит он, что к нему скачет старый дружок —

серый зайка. Этого зайчика добрый мальчик вырастил дома, потому что зайчик был сиротой, а затем, когда зайчик вырос, выпустил его в лес. Подскакал зайчик к мальчику и уселся у его ног.

Рассказал мальчик зайчику о своем горе. Выслушал зайчик, пошевелил длинными ушами, встал на задние лапки, взял мальчика за руку своими передними лапками и сказал:

— Ладно, не горюй, дружок! Иди домой — все будет… Потом зайчик прыгнул в сторону от мальчика и поскакал в лес. Только его и видели!

Послушался мальчик зайчика и ушел из леса домой. А там уж гости съели и выпили все поданное угощенье, какое нашлось в доме. Ждут еще и не уходят. Некоторые начали попрекать хозяев, что позвали в гости, а угощенья совсем мало. Среди гостей были и сердитые люди, те и говорят:

— Нечего было и звать всех, коли угощать нечем! Выглянул в это время кто-то в окно, испугался и

позвал всех посмотреть. Сначала все тоже испугались, а потом удивились: что же это такое? Полна улица всяких зверей, и все идут к дому, и каждый зверь что-то тащит.

Медведи катят кадки с медом, волки тащат целые туши мяса, олени на рогах бережно несут ведра с молоком, тушканчики и суслики тащат мешочки с зерном, белки и зайцы — полные корзинки разных ягод и орехов, лисицы в зубах несут кур и гусей. Этих своих лесных друзей зайчик попросил помочь горю мальчика. Зайчик рассказал им, как мальчик его, зайчика, вырастил и выпустил на волю. Тесно стало во дворе, когда звери сложили там угощенье. Так же, толпой, звери ушли обратно из деревни в лес. От изумления гости не могли слова вымолвить.

Отец с матерью не знали, что и делать от радости. Но больше всех радовался мальчик. Три дня и три ночи подряд хозяева угощали гостей. Когда все гости разошлись по домам, осталось еще много угощенья.

Вот как зайчик отблагодарил доброго мальчика за то, что он его вырастил и выпустил на волю. Зайчик был тоже добрый.

Читайте также:

      

  • Конкурс чтецов для начальной школы участвовать
  •   

  • 365 дней книги краткое содержание
  •   

  • История одной кошки краткое содержание
  •   

  • Положение конкурса по конструированию в доу
  •   

  • Школьный автобус будущего рисунок

В сказке рассказывается о том, как маленький мальчик по просьбе родителей ходил по деревне, приглашая гостей для застолья, о том как по своей невнимательности пригласил не тех, кого было нужно, чем накликал на себя беду. И обратился за помощью он к благородному зайчику, которого выходил и за котором долгое время ухаживал. А о том, как зайчик помог своему другу мальчику, вы сможете узнать, прочитав эту сказку.

В праздничный день родители послали маленького сына звать гостей: «Зови такого-то дядю, такого-то дедушку, такого-то зятя…», – и назвали ему так много разных имен, что сразу и не упомнить.

Послушный мальчик выбежал на улицу и тут же забыл, кого ему велели звать в гости. Вернуться домой и переспросить он не посмел. И придумал: «Позову-ка я всех своих деревенских со всех улиц, авось среди них окажутся и те, кого мне велели позвать». И он обегал с приглашением в гости все дома по обеим сторонам улиц и переулков деревни. Все благодарили за приглашение и обещали притти. Мальчик вернулся домой.

Начали собираться гости. Все жители деревни один за другим собрались и ожидают угощенья. Отец и мать испугались:

– Что это такое? Где же взять угощенья для стольких людей?

А мальчик сказал родителям, что он забыл, кого велели позвать, и потому позвал всю деревню.

Ждут гости угощенья. Собирают им на стол все запасы, сколько было еды в доме, и видят и родители и сам мальчик, что этого мало.

– Сам испортил дело, сам и поправляй! – сказали с досадой родители своему мальчику.

Заплакал мальчик, оттого что причинил родителям такое огорчение. Со слезами вышел он из дому и побежал за околицу, а потом и в лес. Сел там на старый пенек и горюет.

Вдруг видит он, что к нему скачет старый дружок – серый зайка. Этого зайчика добрый мальчик вырастил дома, потому что зайчик был сиротой, а затем, когда зайчик вырос, выпустил его в лес. Подскакал зайчик к мальчику и уселся у его ног.

Рассказал мальчик зайчику о своем горе. Выслушал зайчик, пошевелил длинными ушами, встал на задние лапки, взял мальчика за руку своими передними лапками и сказал:

– Ладно, не горюй, дружок! Иди домой – все будет… Потом зайчик прыгнул в сторону от мальчика и поскакал в лес. Только его и видели!

Послушался мальчик зайчика и ушел из леса домой. А там уж гости съели и выпили все поданное угощенье, какое нашлось в доме. Ждут еще и не уходят. Некоторые начали попрекать хозяев, что позвали в гости, а угощенья совсем мало. Среди гостей были и сердитые люди, те и говорят:

– Нечего было и звать всех, коли угощать нечем! Выглянул в это время кто-то в окно, испугался и позвал всех посмотреть. Сначала все тоже испугались, а потом удивились: что же это такое? Полна улица всяких зверей, и все идут к дому, и каждый зверь что-то тащит.

Медведи катят кадки с медом, волки тащат целые туши мяса, олени на рогах бережно несут ведра с молоком, тушканчики и суслики тащат мешочки с зерном, белки и зайцы – полные корзинки разных ягод и орехов, лисицы в зубах несут кур и гусей. Этих своих лесных друзей зайчик попросил помочь горю мальчика. Зайчик рассказал им, как мальчик его, зайчика, вырастил и выпустил на волю. Тесно стало во дворе, когда звери сложили там угощенье. Так же, толпой, звери ушли обратно из деревни в лес. От изумления гости не могли слова вымолвить.

Отец с матерью не знали, что и делать от радости. Но больше всех радовался мальчик. Три дня и три ночи подряд хозяева угощали гостей. Когда все гости разошлись по домам, осталось еще много угощенья.

Вот как зайчик отблагодарил доброго мальчика за то, что он его вырастил и выпустил на волю. Зайчик был тоже добрый.

Конспект занятия на тему:
«Путешествие по башкирским народным сказкам»

Программное содержание: вызвать у детей интерес к сказочным персонажам. Уточнить знания детей по башкирским сказкам. Выявить умение мотивировать свои ответы, отгадывать загадки. Развивать двигательную активность детей. Формировать чувство товарищества, умение подчиняться общим правилам. Развивать умение детей согласовывать слова песни с движениями, точно передавать мелодию песни, петь чисто.

Оформление и оборудование: Вдоль центральной стены расположены предметы башкирского быта. Фон с записью звучания курая, различными башкирскими мелодиями.

Предварительная работа:

  • Чтение детям башкирских сказок: «Лиса-плотник», «Медведь и пчёлы», «Лиса – сирота», «Лесная девочка», «Гюльгизар», «Заяц у медведя в гостях»
  • Охарактеризовать героев, выделить идейное содержание и национальное своеобразие.
  • Рисование с детьми персонажей этих сказок.
  • Продолжать знакомить с башкирскими подвижными играми: «Стрелок», «Медный пень».
  • Использовать загадки о животных.

Ход занятия:

Восп. Ребята к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся

Здравствуй, солнце золотое,

— Здравствуй, небо голубое,

— Здравствуй, вольный ветерок,

— Здравствуй, маленький дубок.

Мы живём в одном краю, всех я вас приветствую!

Восп. А сейчас мы поздороваемся ещё и с нашими пальчиками по башкирски:

Был бармак- олатай           этот пальчик -дедушка

Был бармак- өлөсәй           этот пальчик — бабушка

Был бармак — атай              этот пальчик -папочка

Был бармак — әсәй              этот пальчик- мамочка

Был бармак – бәләкәй       этот пальчик – наш малыш

Уның исеме- бәпәс.            А зовут его крепыш

Восп. Ребята, вы знаете, сегодня утром, когда я пришла в группу, у меня на столе лежал странный конверт. Кто бы мог его нам прислать? Давайте вместе его откроем и посмотрим, что там? Ой, ребята, что это? Какие – то рисунки? А вот и письмо, давайте прочитаем его:

«Здравствуйте ребята, пишет вам неизвестный художник-сказочник. Мне во сне приснились странные сказки и утром я решил нарисовать к ним иллюстрации. А названия сказок , то я не знаю. Очень вас прошу мне помочь в этом сложном деле.

Всегда ваш друг художник-сказочник Фантазёров Кащей Борисович».

Восп. ребята. Давайте рассмотрим иллюстрации этих сказок, к каким сказкам они были нарисованы.

Дети перечисляют сказки: «Лиса- плотник», «Медведь и пчёлы», «Лиса – сирота», «Лесная девочка», «Гюльгизар», «Заяц у медведя в гостях»

Восп. да, вы правы. Ребята, помогите мне вспомнить какого народа эти сказки?

Дети сказки башкирского народа.

Восп. Давайте мы с вами сегодня поближе познакомимся с этими сказками, поиграем с ними. Давайте устроим соревнования между двумя командами (дети делятся на 2 команды и рассаживаются).

А наши гости будут жюри.

Конкурс 1 «Придумай название команды, связанные с башкирскими сказками»

1 команда

2 команда

Оценка жюри

Конкурс 2 «Отгадай загадки»

1. Посмотри Алык идёт,

Уши навострил, ревёт (медведь)

2. Куцый хвост, большие уши

Летом серый, зимой белый (заяц)

3. Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живёт, в деревне кур крадёт (лиса)

4. Дышать может — да безголос.

Шкурка есть – да без волос,

Из колючек его дом,

Он живёт всю зиму в нём. (ёж)

Оценка жюри.

Восп. посмотрите жюри, какие у нас ребята молодцы, все загадки отгадали.

Конкурс 3 «Отгадай, из какой сказки»

Восп. я вам буду читать отрывки из сказок, а вы постарайтесь отгадать, что эта за сказка.

Оценка жюри.

Конкурс 4 «Изобрази персонажей сказки»

1 команда показывает лису.

2 команда медведя.

Оценка жюри.

Конкурс 5 «Нарисуй персонажей башкирских сказок»

Рисунки детей.

Оценка жюри.

Восп. ребята, а вы не устали? Я предлагаю поиграть в башкирские народные игры.

Первая игра «Стрелок»

Восп. выбираем стрелка из одной команды, а затем из другой. Стрелок встаёт в центр круга и бросает мяч в детей. В кого мяч попадает, выходит из игры. Используем нашу считалку:

Как-то раннею весной,

На полянке на лесной Собрались друзья в кружок

И делили пирожок:

Бер кусок, ике кусок.

Эт, буре, тульке, бесей.

Подели его скорей

Ты на всех своих друзей!

Ат, арслан, куян, аю.

Начинай игру свою.

Восп. Но мы с вами знаем ещё одну игру «Медный пень». И приглашаем наших гостей с нами поиграть.

Играющие парами разбегаются по кругу дети изображающие медные пни сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями. На башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей сидящих, на стульях, как бы выбирая себе пень. По окончании музыки останавливается около пары и говорит: «я хочу у вас спросить: можно ль мне ваш пень купить? А хозяин отвечает: «коль джигит ты удалой медный пень тот будет твой». После этих слов хозяин и покупатель выходят из круга, встают за выбранным пнем, друг к другу спиной и на счёт 1,2,3-беги, разбегаются в разные стороны. Добежавший встаёт за пень.

Жюри подводит итоги и выявляет победителя.

Раздаётся телефонный звонок. Восп. извиняется и разговаривает:

Восп. алло, здравствуйте, а кто это говорит? Ой, извините, я вас сразу не узнала. Вы хотели узнать, справились ли мы с вашим заданием?

Ребята это звонит наш с вами художник- сказочник Фантазёров Кащей Борисович, он спрашивает, удалось ли нам узнать героев сказок изображённых на иллюстрациях. Давайте расскажем с чего всё началось.

Дети рассказывают: что мы делали пальчиковую гимнастику на русском и башкирском языках, затем читали то, что находится в концерте. Узнали персонажей башкирских сказок. А затем были различные конкурсы, играли в подвижные башкирские игры.

Восп. говорит по телефону: Кащей Борисович вы слышали все наши ответы. Мы смогли вам помочь?

Восп. Ребята, Кащей Борисович вас похвалил и сказал, что в группе вас ждёт небольшой сюрприз. А напоследок давайте станцуем башкирский танец.

Танцуем танец, прощаемся с гостями и уходим.


Подборка по базе: МАТЕМ тех.карта.docx, объём параллелепипеда тех.карта..doc, Речевое развитие Заяц хвастун.docx, Тк Лит.чт. лиса, петух и заяц.docx, Тема 1.2. Тех.карта.docx, лиса и заяц.pptx, ТК-18 тех.карта на Ду530х8 Ялта-Форос С17 (1).doc, Открытый урок. Тех.карта. 28.01.2022..docx, окр.мир тех.карта.docx


Технологическая карта занятия

ФИО участников: Судник Лилиана Вячеславовна

Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Тема занятия: Заяц-хваста

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия: развитие интереса детей старшего дошкольного возраста к русской народной сказке «Заяц-хваста» через интеграцию различных видов деятельности (игровой и речевой).

Задачи занятия:

Образовательные:

— учить анализировать поступки и характеры героев;

— учить определять главную мысль прочитанного произведения.

Развивающие:

— развивать диалогическую и монологическую форму речи;

— развивать у детей слуховое восприятие.

Воспитательные:

— воспитывать умение детей работать сообща.

Дополнительные задачи:

— создать положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность;

создать мотивацию для дальнейшего слушания произведения;

— закреплять знания детей старшей группу о прочитанной русской народной сказке «Заяц-хваста»;

— снимать утомляемость детей;

— помоги вороне собрать подарок для зайца.
Словарная работа: крестьяне, гумно, кокорона.

Планируемый результат занятия: познакомить детей старшей группы с русскими народными сказками.

Подготовительная работа: разгадывание загадок по теме «Животные»; чтение русской народной сказки «Заяц-хваста»

Материалы и оборудование: интерактивная доска, программа SMART, книга с русской народной сказкой «Заяц-хваста», наглядный материал для голосования, наглядный материал для гимнастики, наглядный материал для рефлексии.

Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно – мотивационный этап Создать благоприятную атмосферу и настроить детей на дальнейшую деятельность. Игра на приветствие: «Веселый колокольчик». Словесно-практический, подгрупповая, показ образца движений. Дети повторяют слова и движения за воспитателем. Настроить детей на предстоящую работу и получить положительные эмоции.
2. Основной этап
2.1. Этап постановки проблемы Создать проблемную ситуацию; Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи детей. Фабула Словесный; Наглядный. Дети размышляют, предлагают варианты решения. Дети предложили варианты решения проблемной ситуации; Активизировали диалогическую речь.
2.2. Этап ознакомления с материалом Совершенствовать диалогическую форму речи;

Побуждать детей быть смелыми и отзывчивыми.

— аннотирует сказку;

— читает отрывок из сказки;

— анализирует совместно с детьми сказку.

Словесно-практический, подгрупповая и индивидуальная, показ словесного образца. голосование, чтение, Повторное чтение, выборочное чтение, Показ иллюстративного материала, вопросы воспитателя. Слушают, голосуют, отвечают на вопросы воспитателя, Рассматривают иллюстрации. Усвоить содержание прочитанного отрывка сказки.
2.3. Этап практического решения проблемы Воспитывать у детей любовь к трудолюбию. Чтение отрывка из сказки. Словесный Дети изучают определение новых слов и слушают отрывок рассказа, отвечают на вопросы воспитателя. Усвоили содержание прочитанного отрывка рассказа.
Помоги вороне собрать подарок для зайца. Дидактическая игра на интерактивной доске «Подарок зайцу» Наглядный; Словесный; Практический. Дети Закрепить материал по прочитанному отрывку.
3. Заключительный этап Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения со сверстниками Беседа с детьми о проведенной работе. Рефлексия. Словесный; Наглядный. Дети выбирают смайлик в соответствии с оценкой своей деятельности. Сделали оценку своей работы.

Русская народная сказка «Заяц-хваста»

Приветствие (коммуникативная игра) (1 мин):
«Ладошки»
Ладошки «вверх» (ладони поворачиваем «вверх»)
Ладошки «вниз» (ладошки поворачиваем «вниз»)
Ладошки «набок» (ладошки ставим «стеночками»)
И сжали в кулачок (сжимаем пальчики)
Ладошки вверх подняли (сжимая и разжимая пальчики, поднимаем руки вверх)
И «здравствуйте!» — сказали (дети здороваются)
-Ребята, давайте пройдём к интерактивной доске, там вас ждёт сюрприз.

Вводная часть (4мин):

(Дети стоят возле интерактивной доски).
-Ребята, сегодня к нам кое-кто пришёл в гости. А кто, вы узнаете, отгадав загадку. Слушайте внимательно:
Во дворе я — королева.
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-черных,
Я умна, хитра, проворна.
Ребята, кто это? (Ворона)

— Правильно, ребята, сегодня к нам в гости прилетела ворона. Ребята, ворона рассказала мне, что её очень расстраивает, что многие не знают, в каких сказках она встречается.

— Что же нам делать? А вы помните сказки, в которых встречается ворона?

— Да, ребята, есть такая сказка «Заяц-хваста», а написал её народ.
— Ребята, сегодня я принесла русскую народную сказку «Заяц-хваста» не просто так, а чтобы напомнить вам, что не стоит хвастаться, ведь это может обернутся против нас самих же. (Фабула)
Мне нравится сказка «Заяц-хваста» тем, что она учит нас не хвастаться, а доказывать всё поступками и быть неравнодушными к чужой беде. (высказывание воспитателя личного отношения к произведению)
— Жил был заяц в лесу, который постоянно хвастался: «У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь». Рассказали другие зайцы это тетке вороне. Нашла ворона зайца под кокороной. Потрепала тетка ворона зайца за хвастовство. Раз сидела ворона на заборе, собаки её подхватили и давай мять, а заяц это увидел. «Как бы вороне помочь?» думает заяц.
-Ребята, а вы знаете что такое кокорона? Кокорона – это часть ствола дерева. Именно там и сидел заяц.
— Ребята, как вы думаете, поможет ли заяц вороне?
— Если вы считаете, что заяц помог вороне, то выберите смайлик с веселой улыбкой. А если вы думаете, что заяц не помог вороне, то выберите смайлик, который грустит (голосование детей). Спрашиваем мнение детей, как они считают.
Основная часть (7мин)
— А, чтобы узнать, нам нужно прочитать отрывок сказки. Чтение отрывка.
« «Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел.
Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
— Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!»
— Ребята, давайте проголосуем ещё раз. (повторное голосование)
— Молодцы, ребята вы верно проголосовали оба раза, заяц помог тетке вороне.
— Хорошо ребята, садитесь на места, спины держим ровные, ноги стоят на полу полной стопой.
Беседа:
— Отрывок какой сказки мы читали? («Заяц-хваста»)
— Вспомните, кто написал сказку? (Сказку написал народ)
— Скажите, ребята, как называется сказка, которую написал народ? (Русская народная сказка)
— Кто главный герой сказки? (Заяц)
— Скажите, как хвастался заяц? Обратимся к тексту:
Вот он и начал им хвастать:
— У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь.
— Скажите, что чувствовал заяц, когда хвастался и ему все верили? ( Он гордился собой)

— Ребята, как вы думаете, почему заяц хвастался?
— Что случилось, когда зайцы нажаловались вороне и она пошла разыскивать хвасту? Обратимся к тексту:
Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:
— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
— А как ты хвастал?
— А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.
Вот она его маленько и потрепала:

— Более не хвастай!

— Что чувствовал заяц, после того, как его потрепала ворона? (Он был испуган и расстроен)

— Ребята, как бы вы поступили на месте зайца, когда ворона попала в беду?

— Как вы понимаете пословицу: Коли хорош, так не хвастай: тебя и так заметят.

— А теперь проверим как внимательно вы меня слушали, и поиграем в игру «Доскажи словечко» я буду начинать предложение, а вы заканчивать:

Игра «Доскажи словечко»

  1. Жил-был заяц в…(лесу)
  2. Не зубы, а зyбищи — я никого не…(боюсь)
  3. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под…(кокориной)
  4. Вот ты молодец, не хвaста, а…(храбрец)

— Как вы думаете, извлек ли заяц урок из этой ситуации?

— Как можно назвать поступок зайца? (Храбрым и отважным)

— Что испытывал заяц, когда его похвалила ворона?

— На кого из героев сказки «Заяц-хваста» вы бы хотели быть похожими. Почему?

— Чему нас учит сказка «Заяц-хваста»?
Ребята, давайте немного разомнемся. Динамическая пауза:
Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи,
Лапкой, лапкой постучи, постучи.
Ты на травку упади, упади,
Полежи и отдохни, отдохни.
Отдохнул, теперь вставай,
Прыгать снова начинай!
Быстро к елочке беги
И скорей назад скачи.
Интерактивная игра «Подарки зайцу»

— Ребята, тетушка ворона хочет отблагодарить зайца за помощь. Но совсем не знает, что ему подойдёт. Что мы можем сделать?
— Верно, давайте поможем тетушке вороне собрать подарок для зайца. Но так же, давайте расскажем вороне об этих предметах.
— Но сначала мы повторим с вами правила работы с интерактивной доской:
Работаем той рукой, которая ближе к доске.
— Работаем только указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак.
— Работаем на расстоянии вытянутой руки.

— Давайте я покажу, как мы будем играть.

— Я думаю, что зайцу можно подарить капусту. Я кладу ее в корзинку. Теперь вы.

— Ребята, вы так хорошо справились, теперь ворона может отправляться к зайцу и отблагодарить его.

Ребята, мы сегодня много смотрели, наши глаза устали, чтобы помочь им отдохнуть, мы сделаем гимнастику для глаз. Но помните, гимнастику делаем только глазами. (Гимнастика для глаз с наглядным материалом: морковкой).
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!

— О какой сказке мы сегодня говорили?
— Что вам больше всего понравилось? Расскажите.
— Если вам все понравилось, а также у вас не возникло трудностей, выберите веселый смайлик, а если вам что-то не понравилось, и у вас были трудности, выберите грустный смайлик.

Озвучка доступна в режиме обучения

Дело было в одной башкирской деревне много лет назад. Нашёл мальчик в лесу зайчонка. Зайчонок тот круглым сиротой остался.


Пожалел мальчик зверька и забрал к себе домой. Выходил он зайчонка, выкормил. Тот подрос и очень захотелось ему в родной лес. Хоть и привязался мальчик к зайчонку, но всё-таки отпустил.


И вот пришёл день большого праздника. Мать с отцом отправили мальчика гостей пригласить.
– И обязательно позови дядю такого-то, тётю такую-то, двоюродного брата и зятя…
И много ещё называли они имён.


Мальчик вроде бы всех запомнил. Но только на улицу вышел – не может вспомнить никого.
– Пойду переспрашивать, они подумают, что я не слушал. Решат, что я непочтителен к родителям. Как же поступить? – пригорюнился он.


И тут ему в голову идея пришла. Нужно звать всех подряд – тогда точно придут и те, кто нужно! И побежал он по всем улицам. В каждый двор заглядывал и радостно всех на праздник приглашал.


Люди обрадовались. Подумали: вот какая у мальчика щедрая и благородная семья. Это же надо – всю деревню позвали, никого не забыли!


Смотрят родители, а гости к ним всё идут и идут. Они вынесли столы во двор, чтобы все поместились. И поняли, что еды на всех не хватит.
– Почему к нам все идут? – спросили они у сына.


А он и рассказал им, что забыл, кого надо звать, и тогда всю деревню позвал.
– Ты дело испортил, тебе и поправлять! – с досадой сказали родители сыну.


Услышал мальчик это и заплакал. Ведь это всё из-за него, это он родителей огорчил, неприятности им причинил. Да только не знал он, что делать. И в лес убежал, чтобы его хотя бы плачущим никто не видел.


Сел он на пенёк и продолжил горевать. И тут к нему заяц вышел – тот самый, которого он спас когда-то.
– Что с тобой, егет*? Почему плачешь? – спросил зайчик.
Мальчик всё ему рассказал.
*Егет – юноша по-башкирски.


– Не печалься, егет. Иди домой, я обо всём позабочусь.
Утёр мальчик слёзы и пошёл домой.


А дома родители уже все запасы из погреба вынесли, все соления и копчения достали, все крупы сварили, всех кур и гусей зажарили. А гости всё съели и ещё угощений ждут. Уже косо на хозяев поглядывают. А кое-кто и возмущаться начал: зачем, мол, звали, если угощать не желаете?


И тут видят все: звери лесные приближаются. Первыми медведи идут, бочки дубовые с мёдом катят. За ними волки следуют, по целой бараньей туше тащат. Олени бережно на рогах вёдра с молоком несут.


За ними лисы выступают, кур да гусей в зубах держат. У за лисами всякое мелкое зверьё: зайцы и бурундуки, белки, ежи да суслики. Они ягоды, грибы и орехи к столу приготовили.


Натащили звери столько еды, что и положить во дворе было некуда. Многое прямо на улице и оставили. Очень обрадовались хозяева. Счастливы были и гости. Три дня праздник праздновали. Ещё и про запас много еды осталось.


А всех тех зверей заяц уговорил. Рассказал им, как мальчик его от смерти спас. Как приютил и выходил.


Вот так доброе дело мальчика вернулось к нему добром. Так обычно в мире и случается.


  • Запланировано мероприятие как пишется
  • Запланированный отпуск как пишется
  • Запланирована встреча как пишется
  • Заплаканными глазами как пишется
  • Заплаканные глаза как пишется