-
Блин пожалуйста помогите это сказка о молодильных яблоках и живой воде продолжите таблицу пожалуйста
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
melanycastillo688
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Информатика4 минуты назад
Помогите решить номер!
-
Математика4 минуты назад
Богдан купив 6 поштових марок а Оля 3 таких марки за все діти заплатили 45грнскільки коштує 1 марка допоможіть пжпжпжпжпж
-
Химия4 минуты назад
У якій масі води міститься 3,01×10^25 моль полное решение пожалуйста
-
Литература4 минуты назад
написать сочинение по повести «Тарас Бульба» на тему » Можно ли порекомендовать друзьям для прочтения повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (количество слов 150-200).Кратко желательно, пожалуйста помогите
-
География4 минуты назад
УМОЛЯЮ ВАС ДАЮ 40 БАЛІВ!!!! Особливості будови річкової долини у верхній , середній та нижній течії річки Парана
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Книга и ее роль в жизни человека. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие умений работы с учебником литературы (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
Мифы о героях: «Герои», «Прометей».
«Дедал и Икар», «Яблоки Гесперид».
Например:_______________________
2.Геракл считается основателем Олимпийских игр. Из какого мифа вы узнали об этом?
Предания, сказки. Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.
- вариант. Найдите в тексте реплики солдата. Выпишите фразы, характерные для речи героя.
- вариант. Найдите в тексте реплики Господа, ангелов, Михаила-архангела. Выпишите фразы, характерные для речи героев.
3. Исследовательская работа с текстом. Найдите в тексте предания о Бадыноко цитаты, соответствующие эпизодам мифа «Одиссей на острове циклопов. Полифем». Заполните вторую часть таблицы по образцу.
«Одиссей на острове циклопов. Полифем» | «Как Бадыноко победил одноглазого великана» |
Одиссей со спутниками прибывает на остров циклопов, не знающих законов | Хагур с семью братьями приходит к подножью Чёрной горы, где лежал великан |
Одиссей и 12 надёжных товарищей вошли в пещеру циклопа | |
Великан обладал чудовищной силой и имел один глаз во лбу | |
Циклоп завалил пещеру скалой, подоил коз и овец и стал готовить себе пищу | |
Циклоп схватил двух спутников Одиссея и убил их | |
Одиссей предложил циклопу чашу вина | |
Заострённым концом бревна Одиссей выжег глаз циклопу | |
Другие циклопы, услышав стоны, пришли к пещере Полифема | |
Вцепившись в густую шерсть барана, Одиссей выбрался из пещеры | |
Одиссей отплыл от берега, прихватив стадо овец Полифема | |
Полифем поднял утёс и бросил его в море | |
Одиссей открыл своё имя | |
Полифем умоляет Посейдона покарать Одиссея | |
Одиссей благополучно добирается до острова, где ждут остальные корабли |
4. 2. Исследовательская работа в группах.
Группа 1
Заполните третью колонку таблицы по образцу.
Элементы композиции | Мотив | Пример |
Завязка | Потеря или недостача | Царь очень устарел и глазами обнищал… |
Развитие сюжета | Поиск потерянного или недостающего | |
Кульминация | Сражение с противоборствующей силой или разгадывание трудных загадок | |
Развязка | Восполнение потери или недостачи |
Группа 2
Заполните вторую колонку таблицы по образцу.
Роли | Персонажи |
Тот, кто создаёт препятствия | Прекрасная девица |
Дарители | |
Помощники | |
Царевна | |
Отправитель | |
Герой | |
Ложные герои |
«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях.
2. Исследовательская работа с текстом.
Группа 1
Как передана битва рязанцев с войском Батыя?
Из эпизода от слов: «И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю…» до слов: «…собираясь Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви Божий до основания разорить» выпишите ключевые слова, при помощи которых передан предельный накал сражения.
Группа 2
Найдите фрагменты, в которых присутствует образ «чаши смертной». Запишите один из фрагментов. Каково значение такого повтора?
3. Исследовательская работа с текстом.
Группа 1
Выпишите фразы со словом «сердце». Какое значение приобретает оно в контексте?
Группа 2
Выпишите предложения со словом «страх». В каком значении употребляется это слово?
М.В. Ломоносов
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
М.В. Ломоносов | Анакреон |
Кузнечик блажен, счастьем одарен! Препровождаешь, наслаждаешься, скачешь и поёшь, не просишь, свободен, беззаботен; не должен, ты перед нами царь, Ангел во плоти. Ты презренна тварь, бесплотен! | Живёшь беспечно, дорога, безвредное созданье, в почёте, лета предтеча, по душе Музам, владыке Фебу, голос звонкий, не гнетёт тебя и старость, певунья, бескровна, бесстрастна, почти богам подобна! |
В.А. Жуковский
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
- вариант. Выпишите из текста баллады слова, связанные с понятиями «белый цвет», «светлый», а также слова с корнем «свет». Какое значение они приобретают в тексте?
- вариант. Выпишите из текста баллады слова, связанные с понятием «тёмный цвет», «тьма». Какое значение они приобретают в тексте?
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга.
2.Выпишите слова, соотнесенные с этим понятием из первой части стихотворения.
3.Составьте ассоциативный ряд к данному слову.
4. Самостоятельная исследовательская работа с текстом. «Редеет облаков летучая гряда…»
План работы
а) Стихотворение можно условно разделить на две части, контрастные по звучанию. Какова тема-настроение каждой из них?
б) Выпишите слова, противоположные по эмоциональному звучанию.
в) Составьте ряды слов, соотнесённых с теми понятиями, которые вы выписали (по тексту произведения).
г) Составьте ассоциативные ряды, дополняющие впечатления, полученные в ходе чтения стихотворения.
д) Сделайте выводы по результатам анализа элегии.
е) Назовите изобразительно-выразительные средства, используемые в стихотворении. Приведите примеры.
ж) Какую роль они выполняют в тексте?
з) Определите признаки элегии в тематике и образном строе стихотворения «Редеет облаков летучая гряда…». Оформите письменно материалы исследования.
Прочитайте эпизод от слов: «Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле» до слов: «Но мысли его вскоре приняли другое направление…»
Выпишите из прочитанного отрывка цитаты, доказывающие виновность в случившемся Троекурова (1 группа), Дубровского (2 группа), псаря Парамошки (3 группа).
Кто виноват в cсоре? | ||
Троекуров | Дубровский | Парамошка |
Отношение присутствующих в суде | ||
к Дубровскому | к Троекурову | |
Дубровский | Верейский | |
Портрет | ||
Поведение в доме Троекуровых | ||
Ключевые эпизоды | ||
Отношение к Маше | . |
Годы учения. Ссылка на Кавказ.
Поэт и власть.
1 вариант. Выпишите слова, соотнесённые со словом «парус».
Какое значение приобретает слово «парус» в стихотворении?
2 вариант. Выпишите слова, соотнесённые со словом «море».
Какое значение приобретает слово «море» в стихотворении?
2«ЛИСТОК»
Исследовательская работа в группах.
Выпишите слова и словосочетания, содержащие характеристику чинары (1 группа) и листка (2 группа).
Чинара | Листок | |
2. Выпишите из отрывка от слов: «Бурсаки вдруг преобразились…» до слов: «…они были хороши под чёрными бараньими шапками с золотым верхом» слова и фразы, передающие авторское отношение к братьям.
3. Выпишите предложения, передающие переживания матери в первой главе повести. Охарактеризуйте чувства героини.
Прочитайте выразительно речь Тараса о товариществе. Выпишите фрагменты предложений, в которых нашла отражение гражданская позиция Тараса
1 вариант
Краски степи.
2 вариант
Запахи и звуки степи.
3 вариант Обитатели степи.
4 вариант
Воздух, небо над степью.
5 вариант Днепр.
Прочитайте выразительно эпизод главы VI от слов Андрия: «А что мне отец, товарищи и отчизна?» до слов: «И всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!»
1 группа. Выпишите слова-синонимы из прочитанного отрывка. Какова их роль?
2 группа. Выпишите повторы из прочитанного отрывка. Какова их роль?
Подведите итоги исследования, продолжив фразу. Cловa-синонимы и фразы-повторы свидетельствуют о том, что Андрий.
Тема любви в лирике. «В дороге».
Дорога —
2. Выпишите из стихотворения контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы. Какое значение имеет противопоставление?
Бирюк —
3. Найдите в тексте описание Бирюка. Выпишите слова, помогающие воссоздать портрет героя.
4. Выпишите высказывания мужиков о Бирюке.
3. Выпишите риторические фигуры. Какова их роль в стихотворении?
Бедная баба из сил выбивается, Столб насекомых над ней колыхается, Жалит, щекочет, жужжит!
Повесть «Детство» (отдельные главы ): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. . Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье.
2. Выпишите из текста главы «Детство» 2—3 риторические фигуры. Какова их роль?
2.Выпишите 2—3 наиболее показательные художественные детали, дающие представление о характере отца.
3.Выпишите из текста описание глаз, улыбки, голоса maman. Что можно сказать о душе героини?
Выпишите из текста слова и словосочетания, воссоздающие атмосферу жилища рыбака.
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия.
Группа 1 Запишите 2—3 наиболее показательные художественные детали, помогающие воссоздать атмосферу городка Княжье-Вено.
Группа 2. Запишите 2—3 наиболее показательные художественные детали, помогающие воссоздать загородный пейзаж.
2. Исследовательская работа с текстом IV главы*
Группа 1. Запишите 2—3 художественные детали, воссоздающие атмосферу уходящего дня. Какой контраст возникает в этих описаниях?
Группа 2. Запишите 2—3 художественные детали, воссоздающие атмосферу полуразрушенной часовни и кладбища. Какое настроение создаёт это описание?
Группа 3. Выпишите из текста глаголы, передающие состояние Васи. Какие качества характера героя проявились в данном эпизоде?
Какое впечатление произвело на Васю подземелье (VI глава)? Выпишите характерные детали, передающие эмоциональное состояние героя.
1Выпишите детали, характеризующие внешность Тонкого и Толстого. О чём они свидетельствуют?
2.Выпишите слова, передающие эмоции героев при их встрече.
3.Выпишите глаголы, передающие эмоциональное состояние Тонкого в тот момент, когда он услышал, что его друг занимает высокую должность.
4.Выпишите из текста цитаты, позволяющие судить об эмоциях членов семейства Тонкого.
Группа 1. Сопоставьте речь Тонкого в первой и второй частях диалога.
Группа 2. Сопоставьте речь Толстого в первой и второй частях
диалога.
Заполните таблицу.
Толстый | Тонкий | ||
1 часть диалога | 2 часть диалога | 1 часть диалога | 2 часть диалога |
Рассказ «Шуточка».
- Выпишите из текста слова, которыми герой характеризует состояние Наденьки в моменты их встреч.
- Раскаялся ли герой в том, что так поступил с Наденькой? Выпишите из текста фразу, содержащую ответ на вопрос.
И.А. Бунин Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц. Покорно чахнет…».
Группа 1. Запишите слова, характеризующие цвета, звуки, запахи осеннего леса, во вторую часть таблицы.
Фрагменты текста | Цвета |
Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной |
|
И, под дождём осенним тлея, Чернеет тёмная листва | |
День холодный Угрюм… | |
Фрагменты текста | Звуки |
И, под дождём осенним тлея… | |
А в поле ветер… | |
И, убаюкан шагом конным… | |
Как ветер звоном однотонным Гудит-поёт в стволы ружья | |
Фрагменты текста | Запахи |
Крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной |
|
В кустах свалялася трава |
Группа 2. Определите образно-выразительные средства, используемые в стихотворении. Какова их роль в тексте?
Лес покорно чахнет________________________________________
Лес больной______________________________________________
Глушь стала ниже и светлее________________________________
День угрюм и свеж ___________________________________
В степи свободной ___________________________________
С отрадной грустью___________________________________
1. Исследовательская работа с текстом.
Группа 1. Найдите в тексте описание места событий. Выпишите слова, передающие атмосферу страшной вьюги.
Группа 2. Найдите в тексте описание комнаты, где происходят события. Обрисуйте детали обстановки своими словами.
Детские годы писателя. Повести «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов.
Выпишите 2—3 реплики героев. О чём свидетельствует язык персонажей?
Мальчик —
Дама в голубом капоте —
Толстый господин в золотых очках —
Человек во фраке —
Мрачный дворник в розовой рубахе —
Лодыжкин —
1.Выпишите ключевые слова, характеризующие героев, и наиболее значимые детали, передающие атмосферу дома Рудневых.
2. Выпишите наиболее яркие детали портрета тапёра. О чём они свидетельствуют?
3. Выпишите из текста фразы, передающие изменения выражения лица тапёра, интонации его голоса, когда он отвечает на вопросы Лидии. Почему это происходит?
4. Выпишите из текста детали, помогающие понять, что тапёр — настоящий талант.
Краткие сведения о поэте. Стихотворения «Песнь о собаке». «Разбуди меня завтра рано…». Пафос и тема стихотворения.
2. Заполните правую колонку таблицы.
Почему гость дорог лирическому герою? | |
Кто этот «дорогой» гость? Почему у него золотая дуга? | |
Почему гость приедет на рассвете? | |
Почему у кобылицы красный хвост? | |
Почему в стихотворении появляется образ «дорогого гостя»? |
А.А. Блок. «Там неба осветленный край…», «Снег да снег…»;
Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей…», «Порос травой мой узкий двор…», «Словно лепится сурепица…», «Что в жизни мне всего милей…»;
А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…»;
Б.Л. Пастернак. «После дождя»;
Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;
А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя…»,«Я иду и радуюсь»;
А. А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов — по выбору
Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя.
Настя —
Митраша —
2. Выпишите предложения, передающие силу характера детей, умение жить в тяжёлых условиях.
3. 1. Групповая исследовательская работа с текстом.
Прочитайте отрывок от слов: «Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время…» до слов: «Ветер рванул ещё раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала».
Группа 1. Выпишите из текста слова, передающие красоту окружающей природы. Какова природа в сказке-были?
Группа 2. Выпишите из указанного отрывка сказочные образы, объясните их значение. Как природа пытается предотвратить несчастье?
Краткие сведения о поэте. Краткие сведения о поэте. Стихотворения «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
1.Выпишите из первой строфы слова, соотнесённые со словом «звезда».
2. Найдите во второй строфе строки, противопоставленные по эмоциональному звучанию. Какой смысл приобретает это противопоставление?
«Тихая моя родина».
1.Выпишите из первой строфы слова, передающие воспоминания поэта о родине.
2. Выпишите строчки, говорящие о переменах, которые произошли в деревне, пока лирический герой был в далёких краях. Как он относится к этим переменам?
3. Выпишите строчки, свидетельствующие о том, что в душе поэта образ родины остался неизменным.
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине:
А. А. Ахматова «Мужество», «Победа», С. С. Орлов «Его зарыли в шар земной», К. М. Симонов «Жди меня, и я вернусь…», Р. Г. Гамзатов «Журавли»,
Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу»;
2. Выпишите фразы, раскрывающие характер Васёны.
3. Выпишите из текста художественные детали, свидетельствующие об отношении левонтьевских к жизни.
4.Прочитайте эпизод от слов: «Я поел и отправился на улицу играть, и там дёрнуло меня сообщить обо всём Саньке» до слов: «На полатях запахло сосняком, холодной таинственной пещерой…» Выпишите слова, которые свидетельствуют о крайнем отвращении героя к Саньке, гнусному шантажисту.
5. Запишите слова, указывающие на качества характера бабушки, проявившиеся в эпизоде наказания героя.
Восточные сказки. «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь».
Группа 1
Заполните правую колонку таблицы, отметив общие для двух сказок детали.
«Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях» |
«Снегурочка» |
Правдивое зеркальце | |
Злая мачеха | |
Ядовитое яблоко | |
Стеклянный гроб | |
Царевну оживляет королевич | |
Дом на опушке леса | |
Семь богатырей (магическое число) |
Группа 2
Познакомьтесь с перечнем событий в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Найдите отличия в изображении событий в сказке «Снегурочка», запишите их в правую колонку таблицы.
«Сказка о мёртвой царевне…» | «Снегурочка» |
В начале сказки у царевны есть жених, королевич Елисей | |
Царевна попадает в дом к богатырям | |
На убийство царица посылает Чернавку | |
Обращения к зеркалу: «Свет мой зеркальце, скажи // Да всю правду доложи…» | |
Богатыри предлагают выйти замуж за одного из них | |
Соколко охраняет царевну | |
Нищая черница даёт царевне отравленное яблоко, царевна умирает | |
Царевич разбивает гроб. Царевна оживает | |
Смерть мачехи от тоски |
Группа 1
Заполните правую колонку таблицы, приведя примеры из сказки А.С. Пушкина.
Черты литературной сказки | «Сказка о мёртвой царевне…» |
Наличие прямой и непрямой оценки автора | |
Речь героя как средство его характеристики | |
Характеристика героя через отношение к нему других персонажей | |
Подробное описание предметов |
Группа 2
Заполните правую колонку таблицы, приведя примеры из сказки «Снегурочка».
Черты народной сказки | «Снегурочка» |
В сказке отражается оценка персонажа с точки зрения общенародной нравственности | |
Отсутствие ярко выраженных различий в речи положительных и отрицательных персонажей | |
Отношение других персонажей к герою не вполне ясно | |
Не характерно подробное описание предметов |
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).
Как и в самой жизни, в рассказе О. Генри искусно переплетено и грустное и смешное. Грустно то, что______________________
Чувство радости вызывает_________________
Краткие сведения о писателе. «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос рассказа, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы.
Прочитайте текст от начала до слов: «Тогда он отвернулся и медленно обвёл взглядом тот круг вселенной, в котором он остался один после ухода Билла».
Выпишите слова, свидетельствующие о моральном состоянии героев.
2. Выпишите слова, в которых передано отношение героев к этим местам.
Урок литературы, 6 класс
Тема урока: Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели.
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде».
Цели урока: образовательные:
выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особенности сказки;
развивающие: развивать исследовательские навыки учащихся, уметь выделять в сообщении главное, коммуникативных умений
воспитательные: воспитывать нравственную культуру, самостоятельность, уверенность в себе
Оборудование:
репродукции картин И.Я. Билибина;
разноуровневые вопросы;
дидактический материал
Теоретические понятия: волшебная сказка, элементы композиции.
Проект урока (1 час)
/п |
Этапы урока |
Вид деятельности учителя |
Вид деятельности ученика |
Время |
1. |
Организационный момент |
Сообщение учителя о целях и задачах урока |
Слушание |
2 мин |
2. |
Инструктаж перед самостоятельной работой |
Знакомство с дидактическими заданиями, требования к заполнению карты успеха |
Знакомство с разноуровневыми заданиями |
1 мин |
3. |
Самостоятельная работа |
Помощь в выполнении разноуровневых заданий (Приложение № 1) |
Выполнение разноуровневых заданий (Приложение № 1) |
20 мин |
4. |
Мини-семинар |
Работа по обобщению изученного (Приложение – презентация) |
Выступления по проблемным вопросам |
20 мин |
5. |
Подведение итогов работы |
Суждения учащихся о достигнутых результатах |
2 мин |
ХОД УРОКА
I. Слово учителя.
— Сегодня мы с вами поговорим о сказке. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» прочитана вами дома, но я думаю, что многие уже были знакомы с ней или читали аналогичные сказки. Подумаем, с какой же позиции нм необходимо сегодня посмотреть на это произведение. Какие задачи поставим перед собой? (ответы обучающихся). Задачи пишем на доске и в тетради.
— Для достижения этих задач как всегда мы будем работать сначала самостоятельно, а в последние 15 минут обобщим, что усвоили, скорректируем проблемные вопросы.
— Предлагаю каждому из вас поставить перед собой цель, к достижению которой необходимо прийти в ходе урока.
II .Работа учащихся
Самостоятельная работа учащихся с разноуровневыми заданиями ( Приложение № 2)
III. Мини-семинар. Обсуждение выполненных заданий. Использование ключевых фраз и презентации. ( Приложение №3 ,4)
-Вспомним, какие виды сказок мы знаем? А «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» к какому виду относится?
-Особенность волшебной сказки – это особая композиция, напомните ее составляющие. (зачин, концовка, сюжет, кульминация, развязка).
-Герои в волшебной сказке тоже своеобразные. Назовите их.
-Каждый из героев выполняет особую роль в композиции сказки. Всегда есть вредитель, даритель, помощник, царевна, герой и т.д. Назовите их.
-Но за каждым из героев стоит древняя история, мифологические корни. Расскажите о Бабе Яге, о Иванушке, о молодильных яблоках.
-Еще раз вернемся к композиции. Какие мотивы лежат в каждом элементе композиции? Приведите примеры из сказки. А из других волшебных сказок?
-И обязательно волшебные предметы. Ваши примеры из сказки. Какую роль они играют.
-Но не просто разложены события, расставлены герои, они говорят, как ковер ткут, окутывают словесами, заклинают. Ваши примеры.
IV. .Обобщение учителя.
— Итак, подведем итоги нашей работы. Обобщим всю информацию. Особенности волшебной сказки. Чему учит сказка, как это ненавязчиво передано народом для будущего поколения? Домашнее задание.
VI. Подведение итогов работы. Суждения учащихся о достигнутых результатах по карте успеха.
V. Рефлексия.
— А теперь я предлагаю вам самостоятельно оценить свою работу. Справились ли с поставленными вами целями? (Ответы обучащихся).
Приложение № 1
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
Уровень « З»
1. Запишите главных героев «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»
2. Какой вид сказки перед нами (бытовая, о животных, волшебная)? Свои аргументы запишите.
3. Назовите волшебные предметы (не менее 7-8 из 11 предметов).
Уровень «4»
1. Заполните в таблице, какие роли выполняют персонажи сказки.
2. Заполните таблицу примерами из сказки, иллюстрирующими элементы композиции.
Элементы композиции |
Мотив |
Пример |
Завязка |
Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу |
Развитие сюжета |
Поиск потерянного или недостающего |
Кульминация |
Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда ее побеждают или разгадывают трудные загадки |
Развязка |
Преодоление потери или недостачи |
Уровень «5»
1. Выпишите не менее пяти сказочных оборотов речи (например, буйну голову повесил, жили-были…).
2 Прочитайте текст о происхождении одного из сказочных героев. Ответьте на вопросы предложенные к тексту.
Приложение к заданиям
Иван-Царевич — один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII-начале XIX века. Иван-Царевич выступает в сказках в двух разных ипостасях:
положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Очень часто в начале сказки Иван-Царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-Царевич получает назад свое царство, трон или находит своих царственных родителей. Но даже если он изначально царевич, то в конце сказки он обычно получает своеобразный приз в виде чужого полцарства, царской или королевской дочери, волшебного или дорогого коня, драгоценных или волшебных предметов или даже дополнительного ума или волшебных умений.
отрицательный персонаж, который противопоставляется другим царевичам, но чаще персонажам простого происхождения, например, Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлен и наказан, но практически никогда — убит.
ВОПРОСЫ:
-Какие награды получает Иван-царевич за свои добрые дела?
-В каких случаях Иван- царевич является отрицательным героем?
Баба-Яга в славянском фольклоре обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Баба Яга обладает способностью уменьшаться в размерах — таким образом она и перемещается в ступе. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи (Баба-яга занимается каннибализмом). Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. При этом злобность и агрессивность Бабы-Яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её иррациональной, не детерминированной натуры. Подобный герой есть в немецком фольклоре: фрау Холле или Берта.
Двойственная природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-Яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации. Так во многих сказках Баба-яга хочет съесть героя, но либо накормив, напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам.
ВОПРОСЫ:
-Каково значение «курьих ножек» у избушки Бабы Яги?
-Почему герой просит Бабу Ягу напоить, накормить, спать уложить?
-Почему вход в избушку Бабы Яги расположен со стороны леса?
Яблоко. Известно, что по русской традиции на могилу умершего клали зеленое яблоко, что должно было свидетельствовать о сохранении в памяти живых облика умершего и напоминать о том, что жизнь на земле продолжается. Прижилась на Руси и пословица о том, что «яблоко от яблони недалеко падает», т.е. дети идут по стопам родителей, зачастую повторяя их ошибки и просчеты.
Яблоко ассоциируется не только с неразгаданными тайнами рождения и смерти, но и с одним из символов царской власти – державой, тем самым подчеркивается что правитель держит в руках землю (т.е. властвует).
ВОПРОСЫ:
-Какую роль выполняют яблоки в данной сказке?
Приложение № 1
КАРТА УСПЕХА
№ |
имя |
суждения по статьям |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
кол-во «+» за устные ответы |
оценка за выводы на уроке |
оценка |
Приложение № 3
НАЧНИ ФРАЗУ
Я ДУМАЮ… В ОТЛИЧИИ ОТ…
Я СЧИТАЮ… ПО СРАВНЕНИЮ С…
На мой взгляд… Мне пришло на ум…
Мне кажется… Читая …
А я прочитал иначе… Хочу возразить…
Не согласен… Меня поразило…
ПРОЧИТАВ ЭПИЗОД О .., ПОНЯЛ…
ПРЕДСТАВЛЯЮ…
МАСТЕРСТВО РУССКОГО НАРОДА В ..
ОТВЕТЫ:
На «4» 1.
Вредитель |
Прекрасная девица |
Даритель |
Бабушка-задворенка, три Бабы Яги |
Помощники |
Волшебные кони, Нагай-птица |
Ложные герои |
Федор-царевич, Василий-царевич |
На «4» 2.
Элементы композиции |
Мотив |
Пример |
Завязка |
Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу |
Царь очень устарел и глазами обнищал |
Развитие сюжета |
Поиск потерянного или недостающего |
Федор-царевич, Василий-царевич, Иван-царевич, отправляются на поиски молодильных яблок |
Кульминация |
Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда ее побеждают или разгадывают трудные загадки |
Иван-царевич сражается с девицей Синеглазкой, побеждает прекрасную девицу и женится на ней |
Развязка |
Преодоление потери или недостачи |
Иван-царевич возвращается во дворец, уезжает с Синеглазкой в ее девичье царство |
Уровень «5»
Сказочные обороты речи:
буйну голову повесил,
жили-были, в некотором царстве,
в некотором государстве,
царь собирает пир на весь мир,
долго ли . коротко ли,
Вот Баба Яга дело справила –Ивана-царевича накормила…
Долго ли, коротко ли дело делается…
Открытый урок по русскому языку в 5-м классе по теме «Фонетика. Гласные и согласные звуки»
Цели:
Ввести в лексикон учащегося термин “фонетика”;
Дать понятие об образовании гласных и согласных звуков;
Учить сопоставлять орфографическую и звуковую запись слов.
Оборудование:
Магнитофон.
Аудиокассета с записью звуков природы.
Мультимедийный проектор.
Презентация.
Конверты.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Постановка целей и задач урока.
— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Я приглашаю вас в загадочную страну Фонетика и обещаю вам удивительные открытия.
III. Изучение нового материала.
— Когда я пришла к вам на урок, на столе обнаружила два конверта. Один адресован мне. Посмотрим, что там. Кассета. Давайте ее послушаем. Какие звуки вы сейчас услышали? (Звуки природы).
— Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет).
— А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи).
— Правильно, а звуки речи изучает раздел науки о языке – фонетика. Запишем тему нашего урока. (Приложение 1).
IV. Словарно-орфографическая работа.
— Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите.
Слово это пришло к нам из греческого языка, “фоне” – звук.
Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Объясним значение этих слов и выделим общую часть.
Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);
Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);
Мегафон (рупор для усиления звука, голоса);
Микрофон (прибор для усиления голоса);
Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);
Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);
Фонотека (собрание звукозаписей);
Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);
Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);
Патефон (граммофон с рупором).
— Но в русском языке, ребята, есть слово “фон”, например, светлый фон, на фоне вечернего неба. Являются ли все названные нами слова с корнем “фон” однокоренными? Почему? (Слово “фон” обозначает – 1) цвет; 2) задний план картины; 3) обстановка).
V. Движение темы.
— Давайте поиграем с вами.
1. Измените первый звук.
сом – ком |
чайка – гайка |
моль – роль |
2. Выньте один звук.
Краска-каска (склон-слон, полк-пол, тепло-тело, беда-еда, экран-кран).
3. Добавьте один звук.
Стол-столб (клад-склад, лапа-лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус).
— Молодцы! Поиграв в такие игры, вы сами убедились, как много может сделать только один звук.
Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый “завод” по производству звуков. Только вместо станков на “заводе” – органы речи.
(Рисунок в презентации).
Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом “заводе” рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где “живут” голосовые связки. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством мозга.
— Проведём опыт. Произнесем вместе с этим человечком гласные звуки (рисунок в презентации). Их в русском языке шесть. Преграду ощущаете? (Нет)
— А теперь произнесем согласные звуки вместе с этим человечком (рисунок в презентации). Их 36 в русском языке.
“Б”, “п”. Какое препятствие встречает этот звук? (Сомкнутые губы).
“Д”, “т”? (Прижатый к зубам язык).
“З”, “с”? (Сомкнутые зубы).
VI. Работа с учебником. Ознакомление учащихся с выборочной транскрипцией.
— А сейчас поработаем с учебником. Откройте упр. 262. Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы пишем и читаем, звуки слышим и произносим).
— Недавно вы изучали сказки Пушкина. Вспомните, из какой сказки взяты эти примеры?
1.
Кушай яблочко, мой свет,
Благодарствуй за обед.
2.
Под горою тёмный вход.
Он туда скорей идет.
— Подумайте, почему эти слова рифмуются, ведь буквы на конце разные?
Давайте покажем это совпадение при помощи квадратных скобок.
Обе[т], вхо[т].
— Ребята, мы забыли про второй конверт. На нем написано: средняя школа, 5 классу, от звуков речи. Давайте прочитаем? “Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам и ответьте на вопрос, какие звуки в вашей речи важнее: гласные или согласные?”
— Попробую вам помочь. Я зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных букв, а следующие две – при помощи гласных. Отгадайте песню.
В лс рдлсь лчк, |
В лесу родилась елочка, |
Ио и ео оая |
Зимой и летом стройная |
— В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему? (Согласные звуки выражают лексическое значение слова).
— А какова роль гласных? Сможем мы без них спеть эту песенку? (Мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным).
— Как же мы ответим на письмо?
VII. Итог урока.
— Ну вот и подошло наше путешествие к концу. И нам осталось только вспомнить, что мы сегодня узнали.
Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?
На какие две группы делятся звуки речи?
Какие органы речи участвуют в образовании звуков?
В чем отличие в образовании гласных и согласных звуков?
Каких звуков больше: гласных или согласных?
VIII. Д/з: упр.267