Запрет в сказке гуси лебеди

Страница 12 из 56

1. Что такое фольклор? Почему мы называем его устным народным творчеством? Были ли авторы у фольклорных произведений? Почему мы о них ничего не знаем?

Фольклор — от английского «народ», «мудрость» — это искусство народа, его художественная творческая деятельность, отражающая народную жизнь, воззрения, идеалы. Фольклор называют устным народным творчеством, потому что это творчество, созданное народом и существующее з устной форме, передающееся из поколения в поколение, из уст в уста. Авторы у фольклорных произведений, конечно, были, но мы о них ничего не знаем, так как тогда еще не было письменности, чтобы.можно было зафиксировать авторство. Кроме того, поэтому произведения устного народного творчества зачастую имеют множество вариантов одного и того же текста: каждый рассказчик мог добавить что-то свое, а что-то позабыть. Так что можно считать, что это было безымянное коллективное творчество.

2. Что такое сказка? Какие виды сказок вы знаете?

Сказка — это занимательный, поучительный рассказ о необыкновенных, вымышленных, фантастических событиях и приключениях. Люди, создавая их мечтали о лучшей доле, поэтому сказки внушали уверенность в победе над враждебными человеку силами, учили быть твердыми в горестях, призывали бороться со злом, в них нет ничего не поправимого. Сказки имеют особое построение: зачин, концовку, присказки.

Виды сказок: бытовые, волшебные и сказки о животных.

3. Как вы понимаете, кто такой настоящий сказочник (или сказитель)? Как сказителям удавалось запоминать большое количество сказок?

Настоящий сказочник, или сказитель. — это тот кто рассказывает сказки, сохраняя напевные интонации, характерные для русской речи, и умеет увлечь слушателей своим повествованием, скрасить тяжелый труд, будни. Сказителям удавалось запоминать большое количество сказок, во-первых, потому что нм часто приходилось их рассказывать, повторяя одно и то же с некоторым:: вариациями. Во-вторых, сказки имеют сходную структуру, в них встречаются одни и те же герои: Баба-яга, Кощей. Иванушка-дурачок и др. В-третьих, сюжеты многих сказок перекликаются между собой. Ну и наконец, разные элементы сказок — зачины, концовки, присказки, трехкратное повторение, постоянные эпитеты н т.д. — тоже значительно облегчали запоминание.


Возвращаясь к теме

1. Вспомните названия сказок по началу, продолжите сказку и определите её жанровую разновидность.

«По щучьему велению» — волшебная сказка.
«Каша из топора — бытовая сказка.
«Петух и лиса» — сказка-о животных.
«Гуси-лебеди» — волшебная сказка.

2. Вы уже знаете достаточно много волшебных сказок. А в волшебных сказках большую роль играет запрет. Вспомните, что такое сказочный запрет, и приведите примеры. Подумайте, какую роль играет запрет в сказках.

«Не садись на пенёк, не ешь пирожок» (Маша и медведь)
Мама-коза запретила козлятам дверь открывать. (Волк и семеро козлят)
«Не пей из лужи, козлёночком станешь (Сестрица Аленушка, братец Иванушка)
Запрет в сказках нужен для того, чтобы проверить героя, испытать его, узнать, насколько он терпелив и может следовать правилам. Нарушение запрета, как правило, ведет к какой-нибудь беде, обрекает героя на страдания, создает ему дополнительные трудности, ведег его к новым испытаниям. В «Золушке» запрет вернуться не позже полуночи, до того, как часы пробьют двенадцать раз, В «Синей бороде» запрет заходить в тайную комнату. В «Сестрице Аленушке и братце Иванушке» запрет пить воду из копытца.

Вы можете ознакомиться и скачать
Запреты в русских народных сказках и их нарушение Сенько Ирина Дмитриевна, ученица 5А класса МОУ “ СОШ № 5 с углублённым изучением математики ”.
Презентация содержит 22 слайдов.
Презентации для любого
класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам
понравились

поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в
своем
браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1



Запреты в русских народных сказках
и их нарушение
 Сенько Ирина Дмитриевна,
                                                                                   ученица 5А класса
                                                                                   МОУ “ СОШ  № 5 с углублённым
                                                                                   изучением математики ”

Описание слайда:

Запреты в русских народных сказках
и их нарушение
Сенько Ирина Дмитриевна,
ученица 5А класса
МОУ “ СОШ № 5 с углублённым
изучением математики ”


Слайд 2



Актуальность выбранной темы обусловлена  значимостью запретов  в воспитании ребенка, основывающемся на восприятии детских сказок.
Актуальность выбранной темы обусловлена  значимостью запретов  в воспитании ребенка, основывающемся на восприятии детских сказок.

Проблема исследования: многообразие запретов в сказках русского народа.

Объект: русские народные сказки

Предмет исследования: запреты  и  их  нарушения в сказках “ Гуси – лебеди ”, “ Сестрица Алёнушка и братец Иванушка ”, “ Жар-птица и Василиса-царевна ”, “ Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке”, “ Крошечка-Хаврошечка ”. 
Выбор данных  русских народных сказок обусловлен тем, что они являются самыми популярными сказками, с которыми дети впервые знакомятся в раннем возрасте. 
  

Цель  исследования: анализ  запретов  в  сказках, выполнения  или  нарушения  этих  запретов  и  выявление  их  последствий

Описание слайда:

Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью запретов в воспитании ребенка, основывающемся на восприятии детских сказок.
Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью запретов в воспитании ребенка, основывающемся на восприятии детских сказок.

Проблема исследования: многообразие запретов в сказках русского народа.

Объект: русские народные сказки

Предмет исследования: запреты и их нарушения в сказках “ Гуси – лебеди ”, “ Сестрица Алёнушка и братец Иванушка ”, “ Жар-птица и Василиса-царевна ”, “ Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке”, “ Крошечка-Хаврошечка ”.
Выбор данных русских народных сказок обусловлен тем, что они являются самыми популярными сказками, с которыми дети впервые знакомятся в раннем возрасте.

Цель исследования: анализ запретов в сказках, выполнения или нарушения этих запретов и выявление их последствий


Слайд 3



Задачи:
Задачи:
1.  Изучение  литературы по  данной теме.
2.  Подбор  сказок  для  исследования.
3.  Анализ  запретов  в  выбранных  сказках  и  последствий при  их  нарушении.
4.  Обобщение  полученных  результатов.
Проведение диагностики (рисунки, анкетирование).
Гипотеза:  возможно, что  нарушение  запрета  в  сказках  совершается во благо и всегда имеет позитивные  последствия.
	СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  		В первой главе нами представлено теоретическое обоснование темы и определение запрета как лексической  категории. Во второй главе мы более подробно остановились на каждой сказке, проанализировав формы запретов и их реализацию (выполнение).

Описание слайда:

Задачи:
Задачи:
1. Изучение литературы по данной теме.
2. Подбор сказок для исследования.
3. Анализ запретов в выбранных сказках и последствий при их нарушении.
4. Обобщение полученных результатов.
Проведение диагностики (рисунки, анкетирование).
Гипотеза: возможно, что нарушение запрета в сказках совершается во благо и всегда имеет позитивные последствия.
СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

В первой главе нами представлено теоретическое обоснование темы и определение запрета как лексической категории. Во второй главе мы более подробно остановились на каждой сказке, проанализировав формы запретов и их реализацию (выполнение).


Слайд 4



			
			
			Словарь синонимов  русского языка» З.Е.Александрова трактует запрет как «запрещение, вето, табу(книж.), воспрещение (офиц.)».
			В словаре синонимов Н.Абрамова, «запрет отражает категорическое указание на непозволительность выполнения каких-либо действий и слов».

Описание слайда:

Словарь синонимов русского языка» З.Е.Александрова трактует запрет как «запрещение, вето, табу(книж.), воспрещение (офиц.)».
В словаре синонимов Н.Абрамова, «запрет отражает категорическое указание на непозволительность выполнения каких-либо действий и слов».


Слайд 5



«Гуси-лебеди»
		Родители, уходя на работу, покидают родной дом и оставляют детей одних. “ Дочка, дочка!- говорила мать.- Мы пойдём на работу, принесём тебе булочку, сошьём платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора. 
		Дочке по силам справиться с новыми для неё обязанностями, за выполнение которых обещаны подарки.

Описание слайда:

«Гуси-лебеди»
Родители, уходя на работу, покидают родной дом и оставляют детей одних. “ Дочка, дочка!- говорила мать.- Мы пойдём на работу, принесём тебе булочку, сошьём платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.
Дочке по силам справиться с новыми для неё обязанностями, за выполнение которых обещаны подарки.


Слайд 6
Запреты в русских народных сказках и их нарушение   Сенько Ирина Дмитриевна,                                                                                     ученица 5А класса                                                                                     МОУ “ СОШ  № 5 с углублённым                                                                                     изучением математики ”, слайд №6


Слайд 7



		Сестра, преодолевая  большие препятствия, прилагая большие волевые усилия, отыскала и вернула брата до прихода старших. Она, сама усложнила себе задачу, выполнила её, преодолев свое упрямство.
		Сестра, преодолевая  большие препятствия, прилагая большие волевые усилия, отыскала и вернула брата до прихода старших. Она, сама усложнила себе задачу, выполнила её, преодолев свое упрямство.

Описание слайда:

Сестра, преодолевая большие препятствия, прилагая большие волевые усилия, отыскала и вернула брата до прихода старших. Она, сама усложнила себе задачу, выполнила её, преодолев свое упрямство.
Сестра, преодолевая большие препятствия, прилагая большие волевые усилия, отыскала и вернула брата до прихода старших. Она, сама усложнила себе задачу, выполнила её, преодолев свое упрямство.


Слайд 8



“ Сестрица Алёнушка и братец    Иванушка”. 

“- Не пей, братец, а то будешь козлёночком. Он не вытерпел и не послушался сестры, напился и стал козлёночком.”
Не хватило младшенькому терпения, послушания, ожидания, покорности.
Старшая сестра не кричит, не ругает братца за непослушание, не укоряет, не раздражается, а только горько – горько плачет. Не смогла она отыскать нужных слов, не смогла придумать более убедительное предостережение.

Описание слайда:

“ Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.

“- Не пей, братец, а то будешь козлёночком. Он не вытерпел и не послушался сестры, напился и стал козлёночком.”
Не хватило младшенькому терпения, послушания, ожидания, покорности.
Старшая сестра не кричит, не ругает братца за непослушание, не укоряет, не раздражается, а только горько – горько плачет. Не смогла она отыскать нужных слов, не смогла придумать более убедительное предостережение.


Слайд 9



“ Жар – птица и Василиса – царевна ”

    Нарушает запрет- предостережение богатырского коня и стрелец – молодец в сказке «Жар-птица и Василиса-царевна»: “ Не бери золотого пера: возьмёшь – горе узнаешь”.

Описание слайда:

“ Жар – птица и Василиса – царевна ”

Нарушает запрет- предостережение богатырского коня и стрелец – молодец в сказке «Жар-птица и Василиса-царевна»: “ Не бери золотого пера: возьмёшь – горе узнаешь”.


Слайд 10



“Сказка об Иване – царевиче, жар – птице и о сером волке”.	

		Два  запрета-предостережения даёт серый волк Ивану-царевичу в “Сказке об Иване-царевиче жар-птице и о сером волке”: “ Не трогать золотую клетку и не брать золотую узду, а если возьмёшь, то тебе оттуда не уйти будет: тебя тотчас поймают!”
Но Иван-царевич нарушил запрет. Только сразу “пришёл к серому волку и рассказал всё, что с ним случилось” .

Описание слайда:

“Сказка об Иване – царевиче, жар – птице и о сером волке”.

Два запрета-предостережения даёт серый волк Ивану-царевичу в “Сказке об Иване-царевиче жар-птице и о сером волке”: “ Не трогать золотую клетку и не брать золотую узду, а если возьмёшь, то тебе оттуда не уйти будет: тебя тотчас поймают!”
Но Иван-царевич нарушил запрет. Только сразу “пришёл к серому волку и рассказал всё, что с ним случилось” .


Слайд 11



“Крошечка – Хаврошечка” 
		В сказке “Крошечка – Хаврошечка” запрет от коровушки – матушки, навсегда оставляющей заботливую хозяюшку: “А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою поливай.”
		Трепетно и радостно покладистая кроткая труженица выполняла поручение умершей кормилицы и  вырастила яблоньку. Крошечка – Хаврошечка ничего не нарушает.

Описание слайда:

“Крошечка – Хаврошечка”
В сказке “Крошечка – Хаврошечка” запрет от коровушки – матушки, навсегда оставляющей заботливую хозяюшку: “А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою поливай.”
Трепетно и радостно покладистая кроткая труженица выполняла поручение умершей кормилицы и вырастила яблоньку. Крошечка – Хаврошечка ничего не нарушает.


Слайд 12
Запреты в русских народных сказках и их нарушение   Сенько Ирина Дмитриевна,                                                                                     ученица 5А класса                                                                                     МОУ “ СОШ  № 5 с углублённым                                                                                     изучением математики ”, слайд №12


Слайд 13



Свои яблочки яблонька отдала только послушной сиротке и устроила её судьбу. Хаврошечка вышла замуж, стала «в добре поживать».

Описание слайда:

Свои яблочки яблонька отдала только послушной сиротке и устроила её судьбу. Хаврошечка вышла замуж, стала «в добре поживать».


Слайд 14
Запреты в русских народных сказках и их нарушение   Сенько Ирина Дмитриевна,                                                                                     ученица 5А класса                                                                                     МОУ “ СОШ  № 5 с углублённым                                                                                     изучением математики ”, слайд №14


Слайд 15
Запреты в русских народных сказках и их нарушение   Сенько Ирина Дмитриевна,                                                                                     ученица 5А класса                                                                                     МОУ “ СОШ  № 5 с углублённым                                                                                     изучением математики ”, слайд №15


Слайд 16



Какие запреты в сказках вам знакомы?

Описание слайда:

Какие запреты в сказках вам знакомы?


Слайд 17



Часто ли Вам запрещали что-либо в детстве?

Описание слайда:

Часто ли Вам запрещали что-либо в детстве?


Слайд 18



Нарушали ли вы запреты?

Описание слайда:

Нарушали ли вы запреты?


Слайд 19



В какой форме Вы хотели бы слышать запрет?

Описание слайда:

В какой форме Вы хотели бы слышать запрет?


Слайд 20




		Среди учащихся 5-6-х классов был проведен конкурс рисунков «Запреты в сказках». Самые популярные сюжеты, встречающиеся в рисунках обучающихся это сюжеты сказок  «Колобок», «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Баба Яга», «Дикие лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Учащиеся изобразили запреты «не ешь меня», «не садись на пенек, не ешь пирожок», «не ходи со двора», «не  говори», «не ешь яблока».
		 К сожалению, остались без внимания сказки «Царевна Лягушка», «Молодильные яблоки», «Волк и семеро козлят» и другие русские сказки, построенные на нарушении запрета и преодолении  препятствий - последствий этого нарушения.

Описание слайда:

Среди учащихся 5-6-х классов был проведен конкурс рисунков «Запреты в сказках». Самые популярные сюжеты, встречающиеся в рисунках обучающихся это сюжеты сказок «Колобок», «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Баба Яга», «Дикие лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Учащиеся изобразили запреты «не ешь меня», «не садись на пенек, не ешь пирожок», «не ходи со двора», «не говори», «не ешь яблока».
К сожалению, остались без внимания сказки «Царевна Лягушка», «Молодильные яблоки», «Волк и семеро козлят» и другие русские сказки, построенные на нарушении запрета и преодолении препятствий — последствий этого нарушения.


Слайд 21




			

		Таким образом,  выдвинув в  начале  своего  исследования  гипотезу: возможно, что  нарушение  запрета  в  сказках  ведет  к  дальнейшему  благополучию в жизни героев, мы пришли к выводу, что в большинстве случаев нарушение запрета ведет к положительному исходу, счастливому концу. Однако при  следовании запрету, как это сделала Крошечка-Хаврошечка, можно быстрее достичь счастья, приложив минимум усилий и избежав неприятных испытаний.

Описание слайда:

Таким образом, выдвинув в начале своего исследования гипотезу: возможно, что нарушение запрета в сказках ведет к дальнейшему благополучию в жизни героев, мы пришли к выводу, что в большинстве случаев нарушение запрета ведет к положительному исходу, счастливому концу. Однако при следовании запрету, как это сделала Крошечка-Хаврошечка, можно быстрее достичь счастья, приложив минимум усилий и избежав неприятных испытаний.


Слайд 22



Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!


Оригинал взят у https://kerogazz-batyr.livejournal.com/220472.html

Сказка мутная, тёмная и, что греха таить, страшноватая. При этом самые страшные, на уровне детского страха эмоции вызывает не Баба-Яга — старый-добрый и знакомый отовсюду персонаж, а сами эти летающие демоны, врывающиеся в дома и утаскивающие детей — что-то вроде дементоров-ментодёров из «Гарри Поттера».
Но, это хотя бы понятно по генезису — детские страхи развиваются, как правило, благодаря родителям, которым нужен какой-нибудь отрицательный персонаж, чтобы пугать детей, если они не слушаются. В наше время это почему-то чаще всего «дяденька милиционер», который «придёт и заберёт» (оттого так легко легло на фольклорный язык появившееся в 2003 году понятие «оборотни в погонах»).
Хотя ещё Михалков-старший возмущался в «Дяде Стёпе», что некоторые несознательные родители «милицией пугают непослушных малышей», таковых несознательных с тех пор стало только больше. Но тут, во всяком случае, очевидны параллели.

Гораздо интереснее другое.
В сказке очень странным образом ведут себя яблоня, печка и речка. В качестве платы за свои услуги они не требуют благ или каких-либо встречных услуг, а, напротив, заставляют потребить свою собственную продукцию:
соответственно яблоки, пирожки и молоко с киселём. При этом из контекста сказки мы понимаем, что яблоки скорее всего кисловатые, пироги наверняка горелые, а то речное пойло, которое впаривается Алёнушке под видом молока, и вовсе никакой содержательной критике не подлежит.
Поэтому всем 3 «производителям» стоит немалых трудов убедить Алёнушку воспользоваться их продуктами, и та на это соглашается только при непосредственной угрозы попасть под крыло гусей-лебедей.

В этом смысле сказка удивительно современная:
в ней действуют технологии даже не постиндустриальной, а постмаркетинговой эпохи. Понятно ведь, что печка с речкой заставляют Алёнушку жрать свою бурду не ради того, чтобы приобрести в её виде нового «лояльного потребителя» — ясно, что такая задача не стоит: в тех местах она оказалась случайно и вряд ли когда-либо вернётся.
Поэтому тут налицо «стокгольмская» модель экономического взаимодействия, т.е. такая, в которой производитель и потребитель совместно производят продукт для потребителя, а кто и кому платит за процесс потребления, решается явочным порядком в зависимости от текущей конъюнктуры.
Редкая, почти невозможная вещь для нас, ещё только осваивающих рынки до момента «первичного насыщения».

Алёнушка расплачивается с печкой и речкой как лояльный потребитель современной эпохи, для которого потребление является не вожделенной и недостижимой целью, а социальной обязанностью и экономической функцией, без которой невозможна эффективная работа всей хозяйственной машины.
И это — очень важный момент. Но, самым важным в сказке является всё-таки другой, не связанный с экономикой вопрос.

Почему всё-таки Иванушка?

Сказка даёт единственную, неудовлетворительную, на мой взгляд, версию:
«потому что родители уехали на ярмарку, а Алёнушка заигралась».
Но, что Алёнушка сделала такого, если маленький Иванушка сидел в доме и никого не трогал? Почему гуси-лебеди прилетели именно в их дом, проникли как-то в него и забрали именно маленького Иванушку? Только ли из-за того, что их не было дома?

Скорее всего, что-то у них к Иванушке всё же было. И не одна только алчность Бабы-Яги — «покатаюся, поваляюся, ивашкина мяса поемши». Было ещё кое-что.

Когда я начал об этом думать, я понял, что мне это напоминает. Дело ЮКОСа.

Гуси-лебеди — это, конечно же, менты (см. выше). Иванушка — не кто иной, как М.Б.Ходорковский. Алёнушка, его старшая сестрица — это российская демократия. То, что Иванушка изображён маленьким мальчиком, неудивительно:
крупный бизнес, типа, у нас в России ещё молодой и неоперившийся. А Баба-Яга — это, разумеется, кровавый чекистский режим (если б я снимал сказку, на её роль я бы попросил лично прокурора Устинова — у него прекрасно бы получилось).

Итак, родители уехали (т.е. СССР распался). Алёнушка (т.е. демократия) заигралась на улице с ребятишками в бабки (т.е. в построение Гражданского Общества, конечно же), и потому не заметила, как в дом к Иванушке (т.е. Ходорковскому) вломились гуси-лебеди, и уволокли его к Бабе-Яге далеко-далеко, за синие горы (т.е. в «места не столь отдалённые»). Соответственно, Алёнушка спохватилась и ринулась искать братца.

Понятно также, кто такие яблоня, печка и речка. Это — не кто иной, как многострадальный Отечественный Производитель — соответственно мелкий (яблоня), средний (печка) и крупный (речка), и связанный с ним Активный Средний Класс.
По пути за Иванушкой Алёнушка никак не может найти с ними контакта (т.е. принять во внимание их Реальные Интересы — заключающиеся, разумеется, в первую очередь в том, чтобы кто-нибудь потреблял всё то, что они тут напроизводили) и потому не достигает никакого успеха в борьбе с Бабой-Ягой.
Но, как только ей удаётся найти с ними контакт (т.е. принять во внимание и прогарантировать их Реальные Интересы) — тут же баба-яга терпит фиаско, а гуси-лебеди впустую летают над недружественным им ландшафтом. Мораль понятная:
до тех пор, пока российская демократия не сумеет наладить коммуникацию с самостоятельным сословием, не будет у неё шансов в борьбе с режимом. Но как только наладит, всё у неё получится, ага.

Нетрудно понять, что как только Алёнушка с Иванушкой добираются в итоге домой, тут же возвращаются Родители (иначе говоря, коммунистический режим). Алёнушку торжественно порют за провинность — мягко, ласково… Иванушке же вручают печатный пряник (т.е. пристраивают к делу его таланты по части прожорливости во всех смыслах), и наказывают расти большим. Хэппи-энд.

Коротко получилось. Но она ведь и сказка короткая. Правда, осталось ещё кое-что:
найти Чубайса, по совету Лейбова. Пока не нашёл, буду считать её незавершённой…

  • Заправленная кровать как пишется
  • Запотолочное пространство как пишется
  • Запорошенный снегом как пишется н или нн
  • Запорожье на английском как пишется
  • Запорожцы пишут письмо турецкому султану репин сочинение