Культурологофилософский анализ сказки Сивка-бурка.
Автор — Дубачева Е.Г.
Исследование культурного наследия и традиций народов мира на примере сказок, легенд и былин.
Часть 1. Сивка-бурка
Цель исследования: Поиск и выявление скрытых в скзаках, былинах и легендах, народных обычаев и традиций, магических ритуалов и заговоров.
Традиция почитания предков
«Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тароваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе — любил в лес ходить по грибы, а дома все больше на печи сидел. Пришло время старику умирать, вот он и наказывает сыновьям:
Когда помру, вы три ночи подряд ходите ко мне на могилу, приносите мне хлеба.
Старика этого схоронили. Приходит ночь, надо большому брату идти на могилу, а ему не то лень, не то боится, он и говорит младшему брату:
Ваня, замени меня в эту ночь, сходи к отцу на могилу. Я тебе пряник куплю.
Иван согласился, взял хлеба, пошел к отцу на могилу. Сел, дожидается. В полночь земля расступилась, отец поднимается из могилы и говорит:
Кто тут? Ты ли, мой больший сын? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или чадо мое плачет?
Иван отвечает:
Это я, твой сын. А на Руси все спокойно.
Отец наелся хлеба и лег в могилу. А Иван направился домой, дорогой набрал грибов. Приходит. Старший сын его спрашивает:
Видел отца?
Видел.
Ел он хлеб?
Ел. Досыта наелся.
Настала вторая ночь. Надо идти среднему брату, а ему не то лень, не то боится — он и говорит:
Ваня, сходи за меня к отцу. Я тебе лапти сплету.
Ладно.
Взял Иван хлеба, пошел к отцу на могилу, сел, дожидается. В полночь земля расступилась, отец поднимается и спрашивает:
Кто тут? Ты ли, мой средний сын? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или мое чадо плачет?
Иван отвечает:
Это я, твой сын. А на Руси все спокойно.
Отец наелся хлеба и лег в могилу. А Иван пошел домой, дорогой опять набрал грибов. Средний брат его спрашивает:
Отец ел хлеб?
Ел. Досыта наелся.
На третью ночь настала очередь идти Ивану, Он говорит братьям:
Я две ночи ходил. Ступайте теперь вы к отцу на могилу, а я отдохну. Братья ему отвечают:
Что ты, Ваня, тебе стало там знакомо, иди лучше ты.
Ну ладно.
Иван взял хлеба, пошел. В полночь земля расступается, отец поднялся из могилы:
Кто тут? Ты ли, мой младший сын Ваня? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или чадо мое плачет?
Иван отвечает:
Здесь твой сын Ваня. А на Руси все спокойно. Отец наелся хлеба и говорит ему:
Один ты исполнил мой наказ, не побоялся три ночи ходить ко мне на могилу. Выдь в чистое поле и крикни:
«Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» Конь к тебе прибежит, ты залезь ему в правое ухо, а вылезь в левое. Станешь куда какой молодец. Садись на коня и поезжай.
Иван взял узду, поблагодарил отца и пошел домой, дорогой опять набрал грибов. Дома братья его спрашивают:
Видел отца?
Видел.
Ел он хлеб?
Отец наелся досыта и больше не велел приходить.»
Исполнение последней воли умирающего
Правильный помин
В начале сказки происходит смерть старика, и он перед смертью наказывает трем своим сыновьям выполнить определенные действия: «Когда помру, вы три ночи подряд ходите ко мне на могилу, приносите мне хлеба». Последняя воля умирающего – обязательна к выполнению, тем более что она же и отеческая воля. Перед смертью, Дух старика готовиться к переходу в иной мир, и выполнение последнего наказа является для старика важным показателем того, как он прожил свою жизнь, сумел ли достойно воспитать сыновей, чтят ли они свой Род и родителей, уважат ли они последнюю волю отца. Но из трех сыновей, только один проявил учтивость к последней воле батюшки. Хочу обратить внимание на тот факт, что умирающий просил приносить ему хлеб, не спиртное, не мясо, а именно хлеб. Это важных аспект в ушедшей культуре, наши предки уважали покойных и поминали молоком и хлебом, современные же люди забыли свои корни, на кладбище жарят шашлык и сами распивают алкоголь и покойнику наливают, тем самым портят весь свой Род на алкогольную зависимость и другие беды. Уважение к покойным, исполнение последней воли, правильное поминание, вот что необходимо усвоить из первой части сказки. Когда Дух отца-старика поднимался из могилы, его заботили вопросы: кто к нему пришел, все ли на Руси спокойно, не плачет ли его чадо. Сказание указывает нам на то, что первые три дня после смерти Дух умершего неспокоен, и именно правильный помин и исполнение последней воли, дало возможность Духу старика успокоиться, покинуть Землю и отправиться в иной мир к прародителям.
Согласно традициям, наши предки поминали усопших своего Рода по субботам. Ставили хлеб или пирог сладкий и кружку молока.
Вывод 1: исполнение последней воли усопшего, правильный помин, дает возможность Духу
(Душе) умершего успокоиться и отправиться в мир иной.
Дар Рода
В благодарность за выполнение последней воли, отец (в данном контексте даже точнее полагать Род старика) дает возможность непутевому бездельнику (сыну) преобразовать свою жизнь к лучшему. Приставляет к нему сущность-коня Сивку-бурку, которая должна по зову Ивана являться перед ним и выполнять, то что скажет. Стоит обратить особое внимание на заговорный речитатив зазыва сущи: «Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!». Надо отметить что по началу создается впечатление что данная сущь имеет свойства наделять человека оборотническими Силами, делать из Ивана-дурака «куда какого молодца», но в конце сказки становиться понятным, что это не так. Сивка-бурка наделяет Ивана чарами обольщения и всеобщей любви, признанием народа; он становиться мил всему люду, ведь не даром после поцелуя царевны весь люд кричит: «Держи, держи его!», народ находится в эйфории под воздействием чар.
Вывод 2: почитание своих предков обеспечивает потомков помощью Рода в устройстве жизни.
Вывод 3: призвав сущь Сивка-бурка, можно обзавестись всеобщей любовью и признанием.
Помощь Рода в устройстве судьбы
«В это время царь кликнул клич: всем добрым молодцам, холостым, неженатым, съезжаться на царский двор. Дочь его, Несравненная Красота, велела построить себе терем о двенадцати столбах, о двенадцати венцах. В этом тереме она сядет на самый верх и будет ждать, кто бы с одного лошадиного скока доскочил до нее и поцеловал в губы. За такого наездника, какого бы роду он ни был, царь отдаст в жены свою дочь, Несравненную Красоту, и полцарства в придачу. Услышали об этом Ивановы братья и говорят между собой:
Давай попытаем счастья.
Вот они добрых коней овсом накормили, выводили, сами оделись чисто, кудри расчесали. А Иван сидит на печи за трубой и говорит им:
Братья, возьмите меня с собой счастья попытать!
Дурак, запечина! Ступай лучше в лес за грибами, нечего людей смешить.
Братья сели на добрых коней, шапки заломили, свистнули, гикнули — только пыль столбом. А Иван взял узду и пошел в чистое поле. Вышел в чистое поле и крикнул, как отец его учил:
Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой! Откуда ни возьмись конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит. Стал как вкопанный и спрашивает:
Чего велишь?
Иван коня погладил, взнуздал, влез ему в правое ухо, а в левое вылез и сделался таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Сел на коня и поехал на царский двор. Сивка-бурка бежит, земля дрожит, Горы- долы хвостом застилает, пни-колоды промеж ног пускает. Приезжает Иван на царский двор, а там народу видимо-невидимо. В высоком тереме о двенадцати столбах, о двенадцати венцах на самом верху в окошке сидит царевна Несравненная Красота. Царь вышел на крыльцо и говорит:
Кто из вас, молодцы, с разлету на коне доскочит до окошка да поцелует мою дочь в губы, за того отдам ее замуж и полцарства в придачу.
Тогда добрые молодцы начали скакать. Куда там — высоко, не достать! Попытались Ивановы братья, до середины не доскочили. Дошла очередь до Ивана. Он разогнал Сивку-бурку, гикнул, ахнул, скакнул —двух венцов только не достал. Взвился опять, разлетелся в другой раз —одного венца не достал. Еще завертелся, закружился, разгорячил коня и дал рыскача — Как огонь, пролетел мимо окошка, поцеловал царевну Несравненную Красоту в сахарные уста, а царевна ударила его кольцом в лоб, приложила печать. Тут весь народ закричал:
Держи, держи его!
А его и след простыл. Прискакал Иван в чистое поле, влез Сивке-бурке в левое ухо, а из правого вылез и сделался опять Иваном-дураком. Коня пустил, а сам пошел домой, по дороге набрал грибов. Обвязал лоб тряпицей, залез на печь и полеживает. Приезжают его братья, рассказывают, где были и что видели. Были хороши молодцы, а один лучше всех —с разлету на коне царевну в уста поцеловал. Видели, откуда приехал, а не видели, куда уехал. Иван сидит за трубой и говорит:
Да не я ли это был? Братья на него рассердились:
Дурак — дурацкое и орет! Сиди на печи да ешь свои грибы.
Иван потихоньку развязал тряпицу на лбу, где его царевна кольцом ударила, — избу огнем осветило. Братья испугались, закричали: — Что ты, дурак, делаешь? Избу сожжешь!»
Воля случая – не случайна, а закономерна.
В данном отрывке сказки мы видим, как Вселенная дает шанс Ивану выбиться «из грязи в князи». Создается вариант развития событий такой, что именно в данный период царская дочь Несравненная Красота (имя выбрано не случайно, оно подчеркивает противовес с Иваном- дураком, запечиной) ищет себе мужа достойного «наездника». И призвав дар Рода – сущь Сивку-бурку, Иван-дурак, преобразившись в добро молодца становиться как раз тем, кто выполнил поставленные царевной условия, и кого царевна запечатлела своей Родовой царственной печатью, тем самым обозначив что теперь он ее муж. Печать на лбу надо отметить была поставлена царевной после того как Иван поцеловал ее в сахарные уста. Здесь интересны два момента: первый – сахарные уста царевны, с точки зрения славянской ворожбы это привлечение мужа на свою сладкую женскую энергию, древний обычай, когда девицей читался заговор на сахар, чтобы быть сладкой мужчине и притягательной для него; второй – сам поцелуй, ведь Рот — это Род, соответственно в поцелуе соединяются Рода мужчины и женЧины.
Вывод 4: женЧины знали раньше как призвать нужного мужчину и как его удержать, а ворожба помогала им в этих делах.
«На другой день царь зовет к себе на пир всех бояр и князей, и простых людей, и богатых и нищих, и старых и малых.
Ивановы братья стали собираться к царю на пир. Иван им говорит:
Возьмите меня с собой!
Куда тебе, дураку, людей смешить! Сиди на печи да ешь свои грибы.
Братья сели на добрых коней и поехали, а Иван пошел пешком. Приходит к царю на пир и сел в дальний угол. Царевна Несравненная Красота начала гостей обходить. Подносит чашу с медом и смотрит, у кого на лбу печать. Обошла она всех гостей, подходит к Ивану, и у самой сердце так и защемило.
Взглянула на него — он весь в саже, волосы дыбом. Царевна Несравненная Красота стала его спрашивать:
Чей ты? Откуда? Для чего лоб завязал?
Ушибся.
Царевна ему лоб развязала — вдруг свет по всему дворцу. Она и вскрикнула:
Это моя печать! Вот где мой суженый! Царь подходит и говорит:
Какой это суженый! Он дурной, весь в саже. Иван говорит царю:
Дозволь мне умыться.
Царь дозволил. Иван вышел на двор и крикнул, как его отец учил:
Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Откуда ни возьмись конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит.
Иван ему в правое ухо влез, из левого вылез и сделался опять таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Весь народ так и ахнул. Разговоры тут были коротки: веселым пирком да за свадебку.»
Жизнь меняется – желания исполняются
Царевна Несравненная Красота без труда находит своего суженного в толпе гостей полагаясь на интуицию и зная, что теперь он запечатлен с ней на всю жизнь. Иван в последний раз прибегнул к помощи Сивки-бурки, «крикнул, как его отец учил: — Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» и сделался «таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Весь народ так и ахнул».
ВЫВОД: Почитая свой Род, выполняя правильный помин, и в особенности последнюю волю умершего, возможно получить существенную помощь предков, подняться на новые вершины и устроить свою судьбу.
Сивка-Бурка – одна из самых популярных русских народных сказок. Конечно же, само понятие «сказка» подразумевает события, которые никогда не происходили в реальности (и вряд ли произойдут). Тем не менее, в каждой сказке есть поучительная мораль.
Произведение описывает Ивана – дурака, который с помощью своего загадочного питомца превратился в удальца, сумел снять перстень с Елены Прекрасной и даже завоевать ее расположение.
Основной идеей, как и во множестве фольклорных творений, является борьба добра и зла. Поскольку в сказке присутствуют персонажи, наделенные магическими способностями, ее можно отнести к ряду «волшебных».
Иван – дурак на самом деле не настолько глуп: он предстает перед глазами читателя довольно смелым, решительным, исполнительным, скромным и смекалистым парнем. Прозвище же свое он получил за то, что целыми днями валялся на печи – но в данном случае автор путает умственные способности с ленью. Возможно, у Иванушки просто не было стимулов для того, чтобы заниматься делом – хозяйственные работы он считал для себя скучными, но альтернативы не было.
Что же касается Елены Прекрасной, ее совершенно не заботит, как выглядит Иванушка – даже если он мало похож на красавца – богатыря, который выполнил поручение.
Самым волшебным персонажем можно назвать Сивку-Бурку. Именно конь в данном случае творит настоящие чудеса. Честно говоря, именно этот герой произведения представляет наибольший интерес – ведь Елена и Иванушка, по сути, мало чем отличаются от подобных образов в других сказках. А вот конь, источающий атмосферу волшебства, действительно очень привлекателен – очень жаль, что у сказки нет продолжения, которое позволило бы узнать о дальнейшей судьбе коня.
Используются типичные для сказок художественные приемы, такие, как начало «жил-был», троекратное повторение (3 ночи, 3 брата), антропоморфизм, волшебные слова, кумулятивность, описание и концовка.
Язык изложения – просторечный, эмоциональный, разговорный, устаревший. Встречаются гиперболы.
На самом деле, польза сказок не только в «уроке добрым молодцам», но и в том, что они являются тем инструментом, который позволяет ознакомить детей с культурой родного края, подавая информацию в доступной для них форме.
Кроме того, именно подобные творения создают у них понятия о добре и зле, плохом и хорошем, справедливости и несправедливости – дают понимание всех тех вещей, которые могут пригодиться во взрослом возрасте.
«Сивка-Бурка, вещая каурка»: что означают эти слова?
Автор:
15 декабря 2021 10:57
Уверены, для многих детей эта фраза про Сивку-Бурку абсолютно непонятна. Что за Сивка? Что за Бурка, а уж про каурку и вовсе не догадаешься. Тем не менее, это не просто присказка в стиле «шашлык-машлык», а слова, имеющие реальный смысл.
Источник:
Большая часть россиян росла на старых-добрых сказках про репку, Иванушка-дурачка и Колобка. А еще многие любили поучительную историю про «Сивку-Бурку» — сказочного коня, который за свободу обещал служить Ивану. И слово сдержал.
Источник:
И все в этой сказке было ясно и понятно, вот только присказка, которой Иван призывал коня к себе для многих оставалась загадкой. «Сивка-Бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» — говорил Иванушка, и тотчас к нему являлся красавец-конь. Что означала кличка коня, и что такое «каурка», о которой упоминалось в сказке?
Источник:
На самом деле, фразеологизм исполнен смысла. Так, кличку коню часто давали по его масти. В данном случае «Сивка-Бурка» — конь, у которого «одна шерстинка золотая, другая — серебряная», т.е. сивый (сизый, стальной, серебряный) и бурый одновременно. Вообще, такая масть редко встречается у реальных лошадей, и в сказочном образе она свидетельствует о двойственности двух начал: живого и потустороннего. Иными словами, сказочного персонажа, наделенного чудодейственными свойствами.
Источник:
А вот слово «каурка» может иметь несколько значений. «Каурый» — тоже масть лошадей, светло-гнедая, коричневая, шоколадная. Однако некоторые филологи полагают, что в данном конкретном случае, кауркой называли караульного коня, сторожа. Если вспомнить другую сказку про Конька-горбунка, то там тоже караулили посевы только не от того, что пшеницу кто-то ел, а от Жар-птицы, которая в русских сказках и поверьях была символом пожаров, огня — как раз той самой напасти, которой крестьяне боялись больше остальных невзгод. Съел пожар посевы — жди голода.
Потому и выходили в ночной дозор, чтобы уберечь будущий урожай от посягательств и воришек, и огня. Вещая караулка или каурка – сторожевой конь, образ охранителя посевов, дух зерна у славян.
Источник:
Вообще, лошадям в русских народных сказках и преданиях отведено довольно значительное место. Это не просто ездовое и боевое животное, которое помогает в поле и в битве, — образ коня гораздо шире и многограннее.
Известный советский ученый-фольклорист В.Пропп выделял несколько типов коней в сказках:
1. Крылатый конь, конь-птица. Не просто лошадь, наделенная умением летать, но и прообраз проводника в мир иной.
Источник:
2. Замогильный конь. Часто в сказках и поверьях отец передает в руки сыну белого или сивого (стального) коня. Если бурая лошадь была рабочей, вороная символизировала недобрые силы, то белая была символом мудрости. Передавая ее своему потомку, отец одновременно наделял его силой рода, памятью поколений. Так, Иван, будучи дурачком в жизни, получает мудрость, накопленную своими предками.
Источник:
3. Выкармливание коня. Если вспомнить, то во многих сказках главный герой (чаще всего Иван), водит коня в поле или на пастбище: «Стал Иван водить свою лошадь каждое утро и каждый вечер в зеленые луга на пастбище, и вот как прошло 12 зорь утренних да 12 зорь вечерних — сделалась его лошадь такая сильная, крепкая да красивая, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать, и такая разумная, что только Иван на уме помыслит, а она уже ведает» .
Образ выкармливаемого коня — типичный для сказки, в которой животное набирается не только силы физической, но и обретает постепенно волшебные свойства. После того как лошадь приручается, привыкает к хозяину, она в полной мере начинает демонстрировать свои чудесные умения: говорит, летает как птица, помогает человеку в его подвигах.
Источник:
4. Отвергнутый и обменный конь.
Это своего рода продолжение темы поминания мёртвых. Так, если коня дарит живой отец — животное не имеет волшебной силы в противовес замогильному коню. Тот, как раз обладает чудесными способностями.
Кстати, вспоминая сказки, во многих из них, Баба-Яга требует сменить коня, как и посетить ее избушку. Все эти действия иносказательны. Смена коня после посещения избушки — своего рода ритуал, когда человек обретает силу и волшебные умения после общения с духами предков (посещая кладбище — в сказках — изба Бабы Яги).
Источник:
5. Конь из подвала, пещеры, погреба.
«Как нет у твоего батюшки доброго коня? — Есть добрый конь, заперт за тремя дверьми, третьи двери уж копытом пробивает»
«На этой горе стоял дуб вершков двадцать толщины, а под этим дубом стоял склеп. В этом склепе за дверьми два жеребца стояли»
Еще один конь, который добывается героем сказки самостоятельно, а не передается по наследству. Чтобы его заполучить, приходится попотеть. Преодолевая препятствия, борясь со страхами, ленью и другими привычками, герой получает, наконец, мудрость предков и, благодаря этому, удачу в делах.
Так что все эти лошадки в сказках — нечто больше, чем тягловая сила и соратник по бою.
Источник:
Ссылки по теме:
Новости партнёров
реклама
Литературное чтение. 3 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.
Стр. 54, задание 12.
[вообще-то в рабочую тетрадь нужно записать упр. 11, но я по ошибке на черновик сделал упр. 12. Сделал и немного офигел)))]
Задание 12. Сказочники воплотили в главных героях волшебных сказок представления русского народа о самых хороших чертах характера. События в сказке происходят таким образом, чтобы многократно испытать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным. [Выделение жирным в учебнике — А.В.]. Какими качествами наделены главные герои прочитанных тобой сказок? Почему именно они одерживают в сказках победу над злом?
[Сказки: 1) «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», 2) «Иван-царевич и Серый волк», 3) «Сивка-бурка»].
(Виктор Васнецов. «Сивка-бурка»)
Начну разбор с последней сказки. «Сивка-бурка».
В сказке «Сивка-бурка» главный герой Иванушка-дурачок ответственный, так как не забил на дежурство и не завалился дрыхнуть на сеновале, как сделали его братья, а ответственно бдил всю ночь. Также Иванушка-дурачок ловкий и сильный, так как ему удаётся заарканить коня, волшебного коня! И не только заарканить, но и не дать себя сбросить, то есть по сути укротить. Можно также сказать, что Иванушка-дурачок доверчивый, так как отпустил волшебного коня (Сивку-бурку) под честное слово. Получается, что Иванушка-дурачок любит животных (если волшебного коня, который говорит человеческим голосом и вытворяет чёрт знает что, можно причислить к животным…).
Ловкость, смелость и упорство помогают Иванушке-дурачку выиграть состязание: допрыгнуть, не свалившись с коня, до окна терема, поцеловать в прыжке Елену Прекрасную и снять с её пальца перстень. Однако Иванушке-дурачку приходится применить хитрость (по сути обман), чтобы пройти испытание и до поры до времени не быть узнанным, ну и потом чтобы утаить перстень от своих братьев [в этой связи смотри далее разбор следующей сказки — ЧТО братья сделали с Иваном-царевичем, когда тот возвращался с добычей]. Итого: Иванушка-дурачок одерживает победу, так как он ловкий, сильный, смелый, упорный и хитрый, ну и, естественно, ему помогает волшебная сила в лице коня Сивки-бурки. В общем довольно хорошая, сказка. Никто никого не мочит (не убивает).
(Виктор Васнецов. «Иван-царевич на Сером Волке»)
В сказке «Иван-царевич и Серый волк» Иван-царевич (как и Иванушка-дурачок) ответственный, так как не спал во время дежурства и увидел Жар-птицу. Как и Иванушка-дурачок Иван-царевич ловкий, так как схватил Жар-птицу за хвост, но или не такой ловкий, или не такой везучий, так как Жар-птица вырвалась, оставив в руках Ивана-царевича лишь одно перо.
Однако Иван-царевич прошляпил в походе своего коня, которого съел Серый волк, значит всё таки Иван-царевич не вполне ответственный или хитрый (как не прошляпить в одиночном походе коня, кто знает???)
Из положительных качеств Ивана-царевича можно ещё предположить то, что он любит животных, так как он хорошо ладит с Серым волком, правда, Серый волк всё время Ивану-царевичу помогает… Других хороших черт у Ивана-царевича не заметно!
Он алчный, так как не может удержаться от того, чтобы не попробовать взять клетку, а затем и уздечку, на счёт которых он предупреждён, что их нельзя трогать ни в коем случае! Хотя это можно предположительно списать на колдовство — мол де золотая клетка и драгоценная уздечка настолько хороши, что прям таки завораживают, но про колдовскую силу этих предметов в сказке как раз таки прямо не сказано, а напротив создаётся нехорошее впечатление об Иване-царевиче.
Иван-царевич с лёгкостью и совершенно сознательно идёт на обман царей Кусмана и Афрона (заворожен красотой златогривого коня и Елены Прекрасной, аха…).
Под конец сказки идёт вообще голимая чернуха и мокруха — возвращающегося с добычей Ивана-царевича гасят (обнуляют) его родные братья от чёрной зависти и с целью банального грабежа. Потом Серый волк берёт в заложники воронёнка, чтобы его отец (ворон) быстро-быстро метнулся за живой и мёртвой водой для оживления Ивана-царевича. Затем по принципу талиона («хвост за хвост») Серый волк двухсотит (обнуляет) незадачливых братьев Ивана-царевича прямо в присутствии самого Ивана-царевича. (Попутно не только восстановлена справедливость, но и решена проблема престолонаследия, так как в живых остался только лишь один младший Иван-царевич). Короче, полый алес… Итого: Иван-царевич одерживает победу, так как ему помогает могучая волшебная сила в лице Серого волка. Без него Иван-царевич практически ноль без палочки. Какая мораль у сказки мне так и осталось не ясным. Может быть детям девяти лет виднее?..
(Иван Билибин. Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
И последняя сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». По-видимому в ней два главных героя — Сестрица Алёнушка и её братец Иванушка в образе козлёночка. Какие черты характера у Алёнушки? Очевидно, что Алёнушка добрая и преданная, так как она не бросила попавшего в беду братца. Между тем она не достаточно строгая и бдительная — не уберегла своего братца от беды в самом начале сказки.
Алёнушка расчётливая, так как стала женой купца, предварительно подумав, взвесив что и как.
Однако Алёнушка доверчивая, так как поддалась на уговоры ведьмы идти купаться (хотя может быть ведьма её немножко околдовала, но про это прямо не написано).
В общем Алёнушка и козлёночек, то есть братец Иванушка, одерживают победу, так как они вместе, они дружны, они работают командой. Видимо в этом мораль сказки — подчёркивается преданность и взаимовыручка. В общем довольно хорошая, сказка, несмотря на то, что ведьма фактически убивает (топит в реке) Алёнушку и планирует сварить и съесть козлёночка.
В общем что имею сказать… По моим смутным ощущениям в русских народных сказках дополна жестокости, обмана, насилия и смертей. Даже после соответствующей литературной обработки. Эти три сказки, выбранные для изучения в курсе предмета «Литературное чтение» в 3-м классе общеобразовательной средней школы, ещё более-менее «травоядные». В одной сказке из трёх обошлось без смертей («Сивка-бурка»), хотя хитрость и обман присутствуют во всех трёх сказках. В сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» обманывает других только антигерой (злодей) — ведьма. В сказке «Сивка-бурка» главный герой Иванушка-дурачок немного обманывает других, что в общем не имеет фатального характера и не сильно умаляет положительные качества этого героя. В сказке «Иван-царевич и Серый волк» Иван-царевич вообще ведёт себя как… Иван-царевич. Видимо такое было отношение простого народа, который и сочинял эти сказки, к правителям. Утащить у царя Далмата его дочь (Елену Прекрасную) — это доблесть. Обмануть царей Кусмана и Афрона — доблесть. Непочтительно как-то… Хотя Далмат, Кусман и Афрон — это чужие цари! Их обмануть не зазорно, а почётно! А к своему отцу (царю Берендею) Иван-царевич относится с уважением. Про убийство Серым волком братьев Ивана-царевича в отместку за убийство самого Ивана-царевича я уже писал выше.