Запрет в волшебных сказках

Управление образования Администрации Северодвинска

Городской конкурс учебно-исследовательских работ

школьников “ Учёные будущего ”

Запреты в русских народных сказках

и их нарушение

                                         Сенько Ирина Дмитриевна,

                                                                                   ученица 5А класса

                                                                                   МОУ “ СОШ  № 5 с углублённым

                                                                                   изучением математики ”

                                                                                   Руководитель: Андрианова

                                 Людмила Валентиновна,

учитель русского языка и литературы,

 первая квалификационная категория

Северодвинск

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        

Глава1. Запрет как элемент построения сказки        

1.1.  Понятие запрета, его история        

Глава 2. Запреты в русских народных сказках        

2.1. Анализ запрета в сказке “Гуси – лебеди”        

2.2. Анализ запрета в сказке “ Сестрица Алёнушка и братец    Иванушка”.        

2.3. Анализ запрета в сказке “ Жар – птица и Василиса – царевна ”        

2.4. Анализ запрета в сказке “Сказка об Иване – царевиче, жар – птице и о сером волке”.        

2.5.Анализ запрета в сказке “Крошечка – Хаврошечка”        

2.6. Анализ результатов диагностики взрослых и детей.        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

ЛИТЕРАТУРА        

ВВЕДЕНИЕ

                                                                 

          Бери  чужое, близко смотри  телевизор, долго  разговаривай  по  телефону – такого

мы  никогда  не  услышим  от  взрослых. И, наоборот, не  кради, не  обманывай, не  увлекайся телевизором, не  привязывайся  к  телефону, не  играй  с  огнем, не  обижай  младших — мы  слышим  на  каждом  шагу: в  детском  саду, дома, в  школе и на улице. Воспитатели, родители, бабушки  и  дедушки, дяди  и  тети, учителя  и  классные  руководители постоянно запрещают  нам что-нибудь  делать. Запрещающие  слова  звучат для нас  как  и  в  мягкой,  так  и  в  строгой форме. (Приложение 1)  

         Запретов  очень  много и в реальной  жизни, и в сказках. Сказочные события  уносят нас   на    острова  фантазии, где  неизбежна  встреча  с  добром  и  злом, бедностью  и  богатством, любовью  и  ненавистью, жизнью  и  смертью. А  еще в фантастических произведениях часто встречаются и запрет,  и  его  нарушение. Нас  это  очень  заинтересовало. Мы  прочитали  главу  « Карты Проппа»  из  книги  Д. Родари  «Грамматика  фантазии. Введение  в  искусство  придумывания Историй»  и  решили  провести  исследование.  [6; 76-84].

Актуальность выбранной темы обусловлена  значимостью запретов  в воспитании ребенка, основывающейся на восприятии детских сказок.

Проблема исследования: многообразие запретов в сказках русского народа.

Объект: русские народные сказки

Предмет исследования: запреты  и  их  нарушения в сказках “ Гуси – лебеди ”, “ Сестрица Алёнушка и братец Иванушка ”, “ Жар-птица и Василиса-царевна ”, “ Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке”, “ Крошечка-Хаврошечка ”.

Выбор данных  русских народных сказок обусловлен тем, что они являются самыми популярными сказками, с которыми дети впервые знакомятся в раннем возрасте. (Приложение 10)   

Срок реализации исследования: 2011-2012 учебный год.

Цель  исследования: анализ  запретов  в  сказках, выполнение  или  нарушение  этих  запретов  и  выявление  их  последствий

Задачи:

1.  Изучение  литературы по  данной теме.

2.  Подбор  сказок  для  исследования.

3.  Анализ  запретов  в  выбранных  сказках  и  последствий при  их  нарушении.

4.  Обобщение  полученных  результатов.

5.  Проведение диагностики (рисунки, анкетирование).

Гипотеза:  возможно, что  нарушение  запрета  в  сказках  совершается  во  благо и всегда имеет положительные последствия.

В  своей  работе  мы  использовали такие методы  исследования как   анализ,  сравнение,  синтез.      

           В первой главе нами представлено теоретическое обоснование темы и определение запрета как лексической  категории. Во второй главе мы более подробно остановимся на каждой сказке, проанализируем формы запретов и их реализацию (выполнение).

Глава1. Запрет как элемент построения сказки

1.1.  Понятие запрета, его история

Сказки  создавались  с  глубокой  древности. До сих пор они  хранятся  в  народной  памяти и  передаются  из  уст  в  уста. Впервые  сказки  были  записаны  лет  200-300 назад. Как  же  построена  любая  сказка? Каким  планом  пользовались  составители  и  сказители? Только  ли  счастливая  развязка  объединяет  многие  сказки?

Изучением  происхождения  и  построения  волшебных  сказок  занимался  замечательный ученый  Владимир  Яковлевич  Пропп [5; 37-46; 6; 76-84] . Филолог  пришел  к  выводу, что условно  сказка  может  состоять  из  31  части. (Приложение  2), по которым каждую сказку можно подвергать анализу.

Другой  исследователь, Д. Родари,  произвольно  свел  сказочные элементы к двадцати составляющим. (Приложение 3).

Конечно, не  во  всех  сказках  присутствуют  все выше обозначенные  части, последовательность  функций  может  тоже   меняться. Возможны  какие-то  добавления – все  зависит  от  воли  автора. Для себя мы выделили 9 частей. ( Приложение 4)

Нас заинтересовали два  сказочных  элемента: запрет (запрещение чего-либо)  и  его  нарушение. Мы   выбрали  для  своего  исследования  пять русских народных   сказок.  

Так, что же обозначает слово запрет и как его трактуют разные словари и справочники?

        В «Кратком толковом  словаре русского языка» дается следующее определение запрета- «непозволение делать что-нибудь, пользоваться чем-нибудь» [4; 126]. Словарь синонимов  русского языка» З.Е.Александрова трактует запрет как «запрещение, вето, табу(книж.), воспрещение (офиц.) [12;139]. Словарь синонимов Н.Абрамова  определяет запрет как «категорическое указание, распоряжение не делать чего либо».[11; 156], аналогичное определение дано в словаре синонимов издательства «Наука»- «категорическое распоряжение не делать чего-либо, запрещение, воспрещение, заказ»[13; 162]

В «Словаре живого великорусского языка В.Даля», запрещать-« запретить что кому, не позволять, не разрешать, не допускать, зарекать, воспрещать, возбранять, заказывать, заповедывать; налагать запрет, заказ. Запрещенный плод сладок. яросл. ром. налагать или давать завет, обет; взять твердое намеренье. Она себе запретила идти на богомолье, да вот все и твердит тебе одно. Запрещаться, быть запрещаему. Запрещенье ср. окончат. запрета ж. запрет м. об. действ. по глаг. Наложить на именье запрещенье. запрет, запретить продажу, дар и залог»[10; 621] В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой запрет синонимичен запрещению[14;213]. На наш взгляд, более полно значение слова запрет выражает словарь синонимов Н.Абрамова, отражая категорическое указание на непозволительность выполнения каких-либо действий и слов. Данным определением мы будем пользоваться в нашем исследовании.

В разные времена существовали самые различные формы запретов. К самым древним запретам можно отнести запреты, связанные с уходом, отлучкой кого-либо из членов семьи. Дети или жена остаются одни, без защиты. Сам воздух вокруг них становится насыщенным  неведомыми  опасностями, страхами и бедами. В средние века запрещалось нарушение церковных законов, ослушание родителей, невыполнение воли имеющего власть. В наши дни запреты касаются самых разных сфер человеческой жизни. Эти запреты корнями уходят в устное народное творчество, берут оттуда свое начало. Что же запрещалось героям сказок и почему? На эти вопросы мы постараемся ответить в своем исследовании.

Глава 2. Запреты в русских народных сказках

2.1. Анализ запрета в сказке “Гуси – лебеди”        

В начале народной сказки  «Гуси-лебеди» идёт запрет или запрещение.  Родители, уходя на работу, покидают родной дом и оставляют детей одних. “ Дочка, дочка!- говорила мать.- Мы пойдём на работу, принесём тебе булочку, сошьём платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.[2, 69] В её словах звучит материнская любовь и забота, тревога и волнение, надежда на благополучный исход. Дочке по силам справиться с новыми для неё обязанностями, за выполнение которых обещаны подарки.

Сестричке доверили жизнь брата. Но… после запрета идёт его нарушение. “ Старшие

ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама

побежала на улицу, заигралась, загулялась”. [2, 69] Приказ-просьба девочкой нарушена. Жизнь брата  оказалась в опасности.

Далее события развиваются молниеносно. Девочка отправляется на поиски брата и благополучно возвращается с ним домой.

Сказка составлена мудрым народом так, что кроме забывчивости легкомыслия,

обнаруживаются и другие отрицательные черты «нарушителя»: высокомерие и заносчивость. Нами исследована система построения сказки (Приложение5).

Если бы не было запрета и его нарушения, не раскрылись бы дурные качества  характера девочки и острейшая необходимость их искоренить. Сестра, преодолевая  большие препятствия, прилагая большие волевые усилия, отыскала и вернула брата до прихода старших. Она, сама усложнила себе задачу, выполнила её, преодолев упрямство.

Возможно, впредь она будет очень заботливой сестрой, послушной и покладистой

дочерью.

2.2. Анализ запрета в сказке “ Сестрица Алёнушка и братец    Иванушка”.

В сказке “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” запрет мы слышим из уст любящей сестры пять раз. Четыре раза младший братец послушно выполнял указания сестры, а на пятый ослушался.

        “- Не пей, братец, а то будешь козлёночком. Он не вытерпел и не послушался сестры, напился и стал козлёночком.”[8; 226] Не хватило младшенькому терпения, послушания, ожидания, покорности. Старшая сестра не кричит, не ругает братца за непослушание, не укоряет, не раздражается, а только горько – горько плачет. Не смогла она отыскать нужных слов, не смогла придумать более убедительное предостережение.(Приложение 7)

Алёнушка и Иванушка – царские дети, выросшие в атмосфере взаимопомощи и взаимопонимания. Они были окружены особой заботой и любовью. Старшие всегда оберегали младших от опасности. Благородство и беззаветная верность угадываются в поступках героев. А также царь и царица научили своих детей принимать любую жизненную ситуацию спокойно и всегда помнить о любви друг к другу.

Таким образом, нарушив запрет, Иванушка так и остался козлёночком, а сестрица

Алёнушка всё также горячо его любила.

2.3. Анализ запрета в сказке “ Жар – птица и Василиса – царевна ”

Нарушает запрет- предостережение богатырского коня и стрелец – молодец в сказке «Жар-птица и Василиса-царевна»: “ Не бери золотого пера: возьмёшь – горе узнаешь”.[3, 128]

Горестные трудные испытания не замедлили появиться: после получения пера нужно саму добыть жар-птицу, потом доставить невесту, затем подвенечное платье для неё и, наконец, самое настоящее горе – купание в горячей воде. Часто мы видим горькие слёзы раскаяния героя и обращение за помощью к верному помощнику-коню.

Несмотря на то, что стрельцом руководило желание быть отмеченным царём, желание выделиться, преодолев все преграды, он всё-таки сделался красавцем, стал царём и женился на Василисе-царевне.

2.4. Анализ запрета в сказке “Сказка об Иване – царевиче, жар – птице и о сером волке”.        

Два  запрета-предостережения даёт серый волк Ивану-царевичу в “Сказке об Иване-царевиче жар-птице и о сером волке”: “ Не трогать золотую клетку и не брать золотую узду, а если возьмёшь, то тебе оттуда не уйти будет: тебя тотчас поймают!”[9;120,121]. Но Иван-царевич нарушил запрет. Только сразу “пришёл к серому волку и рассказал всё, что с ним случилось” [9; 122]

Иван-царевич, нарушив запрет серого волка, не оправдывается перед ним, не перекладывает свою вину на другого. Он полностью доверяет серому другу и подчиняется ему. Спокойно он нарушает и второй запрет, зная, что верный волк его выручит.

Итак, нарушив один запрет, герой должен преодолеть другие, более трудные испытания. После нарушения второго запрета задача ещё более усложняется. Со всеми трудностями помогает царевичу справляться добрый помощник, серый волк. Иван-царевич добыл златогривого коня, жар-птицу и женился на прекрасной королевне Елене.

2.5.Анализ запрета в сказке “Крошечка – Хаврошечка”

В сказке “Крошечка – Хаврошечка” запрет от коровушки – матушки, навсегда оставляющей заботливую хозяюшку: “А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою поливай.”[5; 52]

 Трепетно и радостно покладистая кроткая труженица выполняла поручение умершей кормилицы и  вырастила яблоньку. Крошечка – Хаврошечка ничего не нарушает. Свои яблочки яблонька отдала только послушной Хаврошечке и устроила её судьбу. Хаврошечка вышла замуж, стала в добре поживать.

            2.6. Анализ результатов диагностики взрослых и детей.

        В целях выявления отношения взрослых и детей к запретам  нами была разработана анкета для взрослых и анкета для детей. (Приложение 8) В опросе приняло участие 27 взрослых и  119 детей разных возрастных групп (3-8класс). Ответы опрашиваемых целесообразно представить в виде сравнительной таблицы (см. таблицу1), показывающей результаты анализа полученных данных.

Результаты диагностики показали, что всегда для детей существовали практически одинаковые запреты, только формы табу были самые различные, и у современных детей они касаются   ограничения «современных, вредных факторов» (компьютер, наркотики, «взрослые фильмы»).

Таблица 1.

Вопрос

Взрослые

Дети

Что для вас является запретом?

Курение-830%, наркотики-415%,

То, что нельзя-1916%; курение-3025%; алкоголь-

1815%; нецензурная брань-8/6,7%; воровство-75,8%

Часто ли Вам что – либо запрещали в детстве?

Да-518,5%, нет-2281,5%

Да-7361,3%;нет-4638,7%

Если “ да ”, то что именно?

Кушать много сладкого-415%, режим дня-12,7%

Компьютер-1714%; кушать сладкое-1714%; телевизор-1111%, режим дня 1411,7%

Нарушали ли Вы запреты?

Да-1763%, нет-726%, иногда-311,1%

Да-4134,4%, нет-2926,4%, иногда-17/14%

Если нарушали, то какие и почему?

Кушали сладости-518,5%

Кушали сладкое-1311%;смотрели телевизор-9/9%; играть на компьютере-108%, режим дня-54%; одежда-54%

В какой форме (мягкой или строгой) Вы хотели бы слышать запрет?

Мягкая-2074%, строгая 622,2%; по обстоятельствам-12,7%

Мягкая-8586%, строгая 1714%

Какие запреты в сказках вам знакомы?

«не садись»-1348,2%, «не пей»-9/33,3%; «не ходи со двора»-311,1%

не садись»-2924,3%, «не пей»-3832%; «не ходи со двора»-65%; «не трогай клетку, уздечку»-43,3%; «не открывай дверь»-11,1%

Считаете ли Вы, что запрет и наставление- это одно и то же?

27100%-нет, да-00%

Да-1916%, нет-9184%

Вопрос только для детей.

Согласны ли Вы с утверждением: «Если бы не запрещалось, то и не нарушалось бы?

Да-4437%, нет-6063%

Вопросы только для взрослых людей.

Что сейчас вы запрещаете своему ребенку?

Компьютер- 415%; режим дня-518,5%; наркотики-1037%; курение-1867%;алкоголь-1348%, сладкое-518,5%; смотреть «взрослые фильмы»-12,7%; ничего-310%

Приводят ли запреты, на Ваш взгляд, к желанию вкусить «запретный плод»?

Да-13,8%; нет-2696,2%

        Среди учащихся 5-6-х классов был проведен конкурс рисунков «Запреты в сказках». Самые популярные сюжеты, встречающиеся в рисунках обучающихся это сюжеты сказок  «Колобок», «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Баба Яга», «Дикие лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Учащиеся изобразили запреты «не ешь меня», «не садись на пенек, не ешь пирожок», «не ходи со двора», «не  говори», «не ешь яблока».(Приложение 10) К сожалению, остались без внимания сказки «Царевна Лягушка», «Молодильные яблоки», «Волк и семеро козлят» и другие русские сказки, построенные на нарушении запрета и преодолении  препятствий — последствий этого нарушения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сказки  будят  наше  воображение, заставляют  видеть  необычное  в  самом  обычном, будят  желание  не  унывать, раскрывают  добро  и  зло, правду  и  ложь, любовь  и  ненависть, риск  и  рассудительность.

Мы  затронули  только  два элемента  в  сказке: запрет  и  его  нарушение, проследив  за  последствиями  этих  нарушений. И  по  сказочному  сюжету  выходит, что  запрет иногда надо  нарушать, надо  забывать  про  разум и логику. Главное – вовремя остановиться, признать своё бессилие, ошибки, свою вину и не бояться обратиться за помощью. Путь к успеху и процветанию труден.  

          В  учебе, в  спорте, в  отдыхе и в жизни нужно  учиться  принимать  ограничения  и  запреты. Особенно  внимательным  нужно  быть  к  запретам-предостережениям. А  если в  нас  живет  риск, дерзость, если нам нравится преодолевать препятствия, хотим познать себя, мечтаем изменить себя, то…

          Но  всегда  дети  и  взрослые  должны  приветствовать  запреты, несущие  мир  и  созидание, а  разрушительные – отвергать. Разумные  запреты  полезны  для  всех.

Интересно отношение к запретам моих современников. Анализ диагностики показал, что родители ограничивают, в основном, в сладостях, в работе за компьютером, в просмотре телепередач, а также   запрещают своим детям употреблять никотин, наркотики и алкоголь.  Среди популярных запретов были выделены соблюдение ПДД, ППБ, соблюдение режима дня и режима питания, а некоторые дети отметили, что их родители не ограничивают их свободу.

Среди популярных сюжетов, иллюстрирующих запреты в сказках, учащиеся изобразили сюжеты сказок «Колобок», «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Баба Яга», «Дикие лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Проанализировав  пять  русских  народных  сказок, мы  составили сводную таблицу (Приложение 8). В  большинстве  сказок  герой  неоднократно  нарушает  запрет, что не всегда приводит к отрицательным последствиям. Ответственное отношение к своим поступкам и к последующему наказанию развивает в «нарушителях» положительные качества, помогает им посмотреть на себя со стороны и стать благороднее и честнее.

Если  бы  запрет  не  был  нарушен, то  герои  сказок  Иван-царевич и  стрелец-молодец  не  женились  на  прекрасных  царевнах, а  дочка  не  обнаружила  бы  и  не исправила  бы  свои  отрицательные  качества  характера. Правда  Иванушка  так  и  остался  козленочком, но  стал  жить  в  семье  Аленушки, в  которой  царили  любовь  и  согласие. Послушная, заботливая  сиротка  в  сказке  “ Крошечка-Хаврошечка”, выполнив  запрет-просьбу, получила  награду.

В.Я. Пропп  в  своей  научной  работе  называет  и  другие  запреты  в  сказочных  сюжетах: не  купаться, не  загорать, не  есть  мяса, не  показывать  свое  лицо, не  стричь  волосы, что и будет предметом исследования в нашей следующей работе.

              Таким образом,  выдвинув в  начале  своего  исследования  гипотезу: возможно, что  нарушение  запрета  в  сказках  ведет  к  дальнейшему  благополучию в жизни героев, мы пришли к выводу, что в большинстве случаев нарушение запрета ведет к положительному исходу. Если  бы  запрет  не нарушался, то  герои  сказок  Иван-царевич и  стрелец-молодец  не  были счастливы, а  дочка  не  изменила бы свой характер. Правда,  Иванушка стал  жить козленочком  в  любящей семье  Аленушки. Однако крепкое семейное счастье Хаврошечки, избежавшей трудностей и неприятностей- достойная награда за ее послушание. Прислушиваясь к советам мудрых и старших, мы можем избежать многих трудностей, учиться на чужих ошибках и достичь счастья, избежав многих трудностей и препятствий.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аникин В.П.”Русская народная сказка“. М.: Просвещение, 1977.
  2.  «Гуси-лебеди»// Сборник “ Русские сказки” Афанасьева А.Н., М.: «Художественная литература, 1987, с.65 – 67.
  3.  «Жар-птица и Василиса-царевна»// Сборник “ Русские сказки” Афанасьева А.Н. М.: Художественная литература, 1987, с.128-131.
  4. Краткий толковый  словарь русского языка
  5.  «Крошечка-Хаврошечка»// Сборник “ Русские сказки” Афанасьева А.Н. М.: Художественная литература, 1987, с.51-53.
  6.  Пропп В.Я. “Исторические корни волшебной сказки”. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1986, с.37-46.
  7. Родари Д. “Грамматика фантазий. Введение в искусство придумывания историй”. М.: «Прогресс»,1978, с.76-84.
  8.  «Сестрица Аленушка, братец Иванушка»//  Сборник “ Русские сказки”. Афанасьева А.Н. М.: Художественная литература, 1987, с.226-229
  9.  «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке»// Сборник “ Русские сказки” Афанасьева А.Н. М.: Художественная литература, 1987, с.117-128.
  10. Словарь живого великорусского языка В.И.Даля. М.: «Русский язык», 1978, Т1, с.621
  11. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений  под ред. Абрамова Н. — 7-е изд., стереотип. — Москва: Русские словари, 1999.
  12. Словарь синонимов  русского языка» З.Е.Александрова, 11-е изд., перераб. и доп. — М.: Русский язык, 2001. — 568 с.
  13. Словарь синонимов. Справочное пособие. Ленинград. Издательство «Наука», 1975, 648с.
  14. Толковый словарь русского языка» под ред.  С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, М.: Издательство «Азъ», 1992.-573с.
  15. Словари //  http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-synonyms-term-22742.htm

Приложение 1. Формы запретов

             Строгий запрет

                  Мягкий запрет

1.Запрещается стучать по клавиатуре!

2.Не сбивайся с нужного темпа!

3.Не отвлекайся!

4.Не ленись!

5.Не жалеть времени!

6.Не завидовать!

7.Отключить мобильные телефоны

1.Очень прошу меня поберечь!

                                             Клавиатура

2.Я надеюсь, что ты сохранишь прежний темп!

3.Пожалуйся, не отвлекайся во время

занятий!

4.Очень попрошу не лениться!

5.Несправедливо жалеть время на игру!

6.Очень попрошу НЕ ЗАВИДОВАТЬ      

другим людям!

7.Спасибо за то, что отключили

мобильные телефоны!

Приложение 2. Система построения сказки у  В.Я.Проппа

  1. Отлучка кого-либо из членов                                                                                                             2.  Запрет, обращенный к герою.                                                                                     3. Нарушение запрета.

4. Выведывание.

5. Выдача.

6. Подвох.

7. Невольное пособничество.

8. Вредительство (или недостача)

9. Посредничество.

10. Начинающееся противодействие.

      11. Герой покидает дом.

12. Даритель испытывает героя.

13. Герой реагирует на действия будущего дарителя.

14. Получение волшебного средства.

15. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поиска

16. Герой и антагонист вступают в борьбу.

17. Героя метят.

18. Антагонист побежден.

19. Беда и недостача ликвидируется.

20. Возвращение героя.

21. Герой подвергается преследованиям.

22. Герой спасается от преследования.

23. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну.

24. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.

25. Герою предъявляется трудная задача.

26. Задача решается.

27. Ложный герой или антагонист изобличается.  

28. Героя узнают.

29. Герою дается новый облик.

30. Враг наказывается.

31. Герой вступает в брак.

        

Приложение 3. Система    построения  сказки  по    Д. Родари

  1. Предписание    или    запрет
  2.  Нарушение
  3.  Вредительство   или    недостача
  4. Отъезд    героя
  5. Задача
  6.   Встреча   с   дарителем
  7.  Волшебные     дары
  8.   Появление    героя
  9.  Сверхъестественные    свойства    антагониста
  10.  Борьба
  11. Победа
  12.   Возвращение
  13.  Прибытие    домой
  14.  Ложный    герой
  15.   Трудные   испытания
  16.  Беда   ликвидируется
  17.   Узнавание    героя
  18.   Ложный    герой    изобличается
  19.    Наказание   антагониста
  20.   Свадьба

Приложение 4. Упрощённая система построения сказки

1. Запрет

2. Нарушение

3. Вредительство или исчезновение

4. Трудная задача

5. Встреча с помощником

6. Борьба

7. Сложные испытания

8. Победа

9. Прибытие домой

Приложение 5. Запреты в сказках и строгие предостережения

Сказка

     Запрет

Предостережение

1. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

НЕ ПЕЙ братец…

а то будешь теленочком.

а то сделаешься жеребеночком

а то будешь баранчиком

а то будешь поросеночком

а то будешь козленочком

2. «Гуси-лебеди»

…будь умна, береги

Братца, не ходи со двора…

а если уйдешь, не уследишь, мы умрём от тоски, а ты останешься со-

всем одна.

а если не убережешь братца, то будешь неделю сидеть на ржаном хлебе, воде и на лесных яблоках

3. «Сказка об Иване-царе

виче, жар-птице и о

сером волке».

1.Ты жар-птицу возьми, а золотую

клетку не трогай;

2.Только тут на стене висит золотая узда, ты ее не бери,

ежели клетку возьмешь,

то тебе оттуда не уйти

будет: тебя тотчас поймают.

а то худо тебе будет

4. «Жар-птица и Василиса-царевна».

Не бери золотого пера;

возьмешь – горе узнаешь

5. «Крошечка-Хаврошечка»

А ты, прекрасная девица, не ешь моего мяса;

косточки мои собери, в платочек завяжи, в

саду их рассади и ни-

когда меня не забывай, каждое утро водою их поливай

а если съешь мое мясо, то

тебя саму черви съедят (предполагаемое предостережение)

   

    Название сказки

    Количество                

     запретов            

  Количество                       

 нарушений

  Количество

 выполнений

         Последствия

«Гуси – лебеди»

     1                                                                                                    

    1    

     1

Дочка, преодолевая испыта-

ния, исправила свои отрица-

тельные свойства характера,

спасла брата.

«Сестрица Алёнушка и

братец Иванушка»

     5

     1  

   4

Непоправимые изменения в

жизни брата и непрекраща-

ющаяся сестринская любовь.

«Жар-птица и Василиса- Царевна»

     1

     1

   –  

Слёзные искренние призывы

стрельца о помощи открыли

ему путь к личному и общественному успеху.

«Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке».

     2

     2

     –

Труднейшие жизненные испытания дерзновенный  царевич благополучно проходит.          

«Крошечка-Хаврошечка»

     1

     –

     1

Крепкое семейное счастье

Хаврошечки – это награда за

послушание.

Приложение 6. Сводная таблица запретов в сказках

Приложение 7. Анкетирование

                                   Анкета

Взрослый

  1. Что для вас является запретом?
  2. Часто ли Вам что – либо запрещали в детстве?
  3.  Если “ да ”, то что именно?
  4. Нарушали ли Вы запреты?
  5.  Если нарушали, то какие и почему?
  6.  В какой форме (мягкой или строгой) Вы хотели бы слышать запрет?
  7. Что сейчас вы запрещаете своему ребенку?
  8. Какие запреты в сказках вам знакомы?
  9. Считаете ли Вы, что запрет и наставление- это одно и то же?
  10. Приводят ли запреты, на Ваш взгляд, к желанию вкусить «запретный плод»?

Ребенок

  1. Что для вас является запретом?
  2. Часто ли Вам что – либо запрещали в детстве?
  3. Если “ да ”, то что именно?
  4. Нарушали ли Вы запреты?
  5.  Если нарушали, то какие и почему?
  6.  В какой форме (мягкой или строгой) Вы хотели бы слышать запрет?
  7. Что сейчас вам запрещают родители?
  8. Какие запреты в сказках вам знакомы?
  9. Считаете ли Вы, что запрет и наставление- это одно и то же?
  10. Согласны ли Вы с утверждением: «Если бы не запрещалось, то и не нарушалось бы?

Приложение 8.  Моя любимая сказка

У каждого из нас есть любимые предметы. Это и любимая игрушка, и любимое домашнее животное,  самый долгожданный праздник, любимые рисунки, любимый мультфильм.  И, конечно же, любимая сказка – много раз читанная – перечитанная.

Мне очень нравится русская народная сказка “Гуси-лебеди”. Нравятся изображённые в ней события, которые быстро меняются, очень привлекают  герои сказки, братец и сестрица, радует появление доброго помощника, ёжика, и, счастливая развязка.

Я попыталась составить план сказки. Можно поменять местами пункты плана, но всегда на первом месте будет стоять запрет, а потом его нарушение, а на последнем – счастливый конец.

Мне близки вопросы, которые поднимаются в сказке. Как изменить свой характер? Как избавиться от высокомерия и заносчивости?! Моей героине это удалось, потому что на первом месте оказалось спасение брата. Все указания  бабы Яги она послушно выполняла. Однако похитительница не пожелала вернуть Иванушку добровольно, сестрице пришлось хитростью возвращать братца домой.

Хочется к прочитанному выполнить яркие иллюстрации, потому что благодаря краскам герои становятся ещё ближе, ярче, родней. Пробую сочинять и свои сказки,  может быть, для кого-то они тоже будут любимыми.

Любимый герой любимой сказки

В одних героях нас привлекает яркая внешность, в других – сильный характер, в третьих – добрые и мужественные поступки, в четвёртых – грамотная речь. За кого-то мы радуемся, из-за кого-то переживаем, кому-то сочувствуем, вместе с кем-то плачем. А если в герое нас привлекает всё, то он становится нашим любимым героем.

В сказке “Гуси-лебеди” мне очень нравится главная героиня – девочка. Назову её Маша. Это обычная девочка, с обыкновенной внешностью. Одеждой и подарками родители её не баловали. Девочка очень любила гулять в лесу, в поле, в саду. А больше всего ей нравилось играть с подружками. Выдумщица и затейница, Машенька знала много всяких интересных историй и всегда рассказывала их подругам с большим  удовольствием.

В сказке “Гуси-лебеди” мы видим  не только внимательную и общительную  Машу, но и  заботливую сестру. Она ухаживала за младшим братом. Но однажды девочка заигралась, загулялась и потеряла братца. Забрали его с собой гуси-лебеди. Героиня решила действовать решительно, она приказала себе не отчаиваться и  начать поиски.

В сказке обнаруживаются не только положительные, но и другие, отрицательные черты нашей героини: высокомерие, заносчивость, тщеславие.  Она должна была забыть об  этих дурных  чертах характера, чтобы найти брата.

Нашей маленькой сказочной героине это удалось: она изменила себя и своё отношение к жизни. Она одержала победу над собой.

Мне очень нравится моя Машенька и впечатляет то, что ей удалось изменить, улучшить себя.  

Презентацию на тему «Запреты в русских народных сказках и их нарушение»
(5 класс)
можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет
проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам
заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на
соответствующий текст под плеером. Презентация
содержит 22 слайд(ов).

Запреты в русских народных сказках и их нарушение. Сенько Ирина Дмитриевна, ученица 5А класса МОУ “ СОШ № 5 с углублённым изучением математики ”

Слайд 1

Запреты в русских народных сказках и их нарушение

Сенько Ирина Дмитриевна, ученица 5А класса МОУ “ СОШ № 5 с углублённым изучением математики ”

Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью запретов в воспитании ребенка, основывающемся на восприятии детских сказок. Проблема исследования: многообразие запретов в сказках русского народа. Объект: русские народные сказки Предмет исследования: запреты и их нарушения в сказках “ Гуси – лебе

Слайд 2

Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью запретов в воспитании ребенка, основывающемся на восприятии детских сказок. Проблема исследования: многообразие запретов в сказках русского народа. Объект: русские народные сказки Предмет исследования: запреты и их нарушения в сказках “ Гуси – лебеди ”, “ Сестрица Алёнушка и братец Иванушка ”, “ Жар-птица и Василиса-царевна ”, “ Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке”, “ Крошечка-Хаврошечка ”. Выбор данных русских народных сказок обусловлен тем, что они являются самыми популярными сказками, с которыми дети впервые знакомятся в раннем возрасте. Цель исследования: анализ запретов в сказках, выполнения или нарушения этих запретов и выявление их последствий

Задачи: 1. Изучение литературы по данной теме. 2. Подбор сказок для исследования. 3. Анализ запретов в выбранных сказках и последствий при их нарушении. 4. Обобщение полученных результатов. Проведение диагностики (рисунки, анкетирование). Гипотеза: возможно, что нарушение запрета в сказках совершает

Слайд 3

Задачи: 1. Изучение литературы по данной теме. 2. Подбор сказок для исследования. 3. Анализ запретов в выбранных сказках и последствий при их нарушении. 4. Обобщение полученных результатов. Проведение диагностики (рисунки, анкетирование). Гипотеза: возможно, что нарушение запрета в сказках совершается во благо и всегда имеет позитивные последствия. СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: В первой главе нами представлено теоретическое обоснование темы и определение запрета как лексической категории. Во второй главе мы более подробно остановились на каждой сказке, проанализировав формы запретов и их реализацию (выполнение).

Словарь синонимов русского языка» З.Е.Александрова трактует запрет как «запрещение, вето, табу(книж.), воспрещение (офиц.)». В словаре синонимов Н.Абрамова, «запрет отражает категорическое указание на непозволительность выполнения каких-либо действий и слов».

Слайд 4

Словарь синонимов русского языка» З.Е.Александрова трактует запрет как «запрещение, вето, табу(книж.), воспрещение (офиц.)». В словаре синонимов Н.Абрамова, «запрет отражает категорическое указание на непозволительность выполнения каких-либо действий и слов».

«Гуси-лебеди». Родители, уходя на работу, покидают родной дом и оставляют детей одних. “ Дочка, дочка!- говорила мать.- Мы пойдём на работу, принесём тебе булочку, сошьём платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора. Дочке по силам справиться с новыми для неё обязанностями, з

Слайд 5

«Гуси-лебеди»

Родители, уходя на работу, покидают родной дом и оставляют детей одних. “ Дочка, дочка!- говорила мать.- Мы пойдём на работу, принесём тебе булочку, сошьём платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора. Дочке по силам справиться с новыми для неё обязанностями, за выполнение которых обещаны подарки.

Сестра, преодолевая большие препятствия, прилагая большие волевые усилия, отыскала и вернула брата до прихода старших. Она, сама усложнила себе задачу, выполнила её, преодолев свое упрямство.

Слайд 7

Сестра, преодолевая большие препятствия, прилагая большие волевые усилия, отыскала и вернула брата до прихода старших. Она, сама усложнила себе задачу, выполнила её, преодолев свое упрямство.

“ Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”. “- Не пей, братец, а то будешь козлёночком. Он не вытерпел и не послушался сестры, напился и стал козлёночком.” Не хватило младшенькому терпения, послушания, ожидания, покорности. Старшая сестра не кричит, не ругает братца за непослушание, не укоряет, не раздр

Слайд 8

“ Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.

“- Не пей, братец, а то будешь козлёночком. Он не вытерпел и не послушался сестры, напился и стал козлёночком.” Не хватило младшенькому терпения, послушания, ожидания, покорности. Старшая сестра не кричит, не ругает братца за непослушание, не укоряет, не раздражается, а только горько – горько плачет. Не смогла она отыскать нужных слов, не смогла придумать более убедительное предостережение.

“ Жар – птица и Василиса – царевна ”. Нарушает запрет- предостережение богатырского коня и стрелец – молодец в сказке «Жар-птица и Василиса-царевна»: “ Не бери золотого пера: возьмёшь – горе узнаешь”.

Слайд 9

“ Жар – птица и Василиса – царевна ”

Нарушает запрет- предостережение богатырского коня и стрелец – молодец в сказке «Жар-птица и Василиса-царевна»: “ Не бери золотого пера: возьмёшь – горе узнаешь”.

“Сказка об Иване – царевиче, жар – птице и о сером волке”. Два запрета-предостережения даёт серый волк Ивану-царевичу в “Сказке об Иване-царевиче жар-птице и о сером волке”: “ Не трогать золотую клетку и не брать золотую узду, а если возьмёшь, то тебе оттуда не уйти будет: тебя тотчас поймают!” Но И

Слайд 10

“Сказка об Иване – царевиче, жар – птице и о сером волке”.

Два запрета-предостережения даёт серый волк Ивану-царевичу в “Сказке об Иване-царевиче жар-птице и о сером волке”: “ Не трогать золотую клетку и не брать золотую узду, а если возьмёшь, то тебе оттуда не уйти будет: тебя тотчас поймают!” Но Иван-царевич нарушил запрет. Только сразу “пришёл к серому волку и рассказал всё, что с ним случилось” .

“Крошечка – Хаврошечка”. В сказке “Крошечка – Хаврошечка” запрет от коровушки – матушки, навсегда оставляющей заботливую хозяюшку: “А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою поливай.” Трепетно и рад

Слайд 11

“Крошечка – Хаврошечка”

В сказке “Крошечка – Хаврошечка” запрет от коровушки – матушки, навсегда оставляющей заботливую хозяюшку: “А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою поливай.” Трепетно и радостно покладистая кроткая труженица выполняла поручение умершей кормилицы и вырастила яблоньку. Крошечка – Хаврошечка ничего не нарушает.

Свои яблочки яблонька отдала только послушной сиротке и устроила её судьбу. Хаврошечка вышла замуж, стала «в добре поживать».

Слайд 13

Свои яблочки яблонька отдала только послушной сиротке и устроила её судьбу. Хаврошечка вышла замуж, стала «в добре поживать».

Запреты в сказках и строгие предостережения

Слайд 14

Запреты в сказках и строгие предостережения

Сводная таблица запретов в сказках

Слайд 15

Сводная таблица запретов в сказках

Какие запреты в сказках вам знакомы?

Слайд 16

Какие запреты в сказках вам знакомы?

Часто ли Вам запрещали что-либо в детстве?

Слайд 17

Часто ли Вам запрещали что-либо в детстве?

Нарушали ли вы запреты?

Слайд 18

Нарушали ли вы запреты?

В какой форме Вы хотели бы слышать запрет?

Слайд 19

В какой форме Вы хотели бы слышать запрет?

Среди учащихся 5-6-х классов был проведен конкурс рисунков «Запреты в сказках». Самые популярные сюжеты, встречающиеся в рисунках обучающихся это сюжеты сказок «Колобок», «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Баба Яга», «Дикие лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Учащиеся изобразили запреты «

Слайд 20

Среди учащихся 5-6-х классов был проведен конкурс рисунков «Запреты в сказках». Самые популярные сюжеты, встречающиеся в рисунках обучающихся это сюжеты сказок «Колобок», «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Баба Яга», «Дикие лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Учащиеся изобразили запреты «не ешь меня», «не садись на пенек, не ешь пирожок», «не ходи со двора», «не говори», «не ешь яблока». К сожалению, остались без внимания сказки «Царевна Лягушка», «Молодильные яблоки», «Волк и семеро козлят» и другие русские сказки, построенные на нарушении запрета и преодолении препятствий — последствий этого нарушения.

Таким образом, выдвинув в начале своего исследования гипотезу: возможно, что нарушение запрета в сказках ведет к дальнейшему благополучию в жизни героев, мы пришли к выводу, что в большинстве случаев нарушение запрета ведет к положительному исходу, счастливому концу. Однако при следовании запрету, к

Слайд 21

Таким образом, выдвинув в начале своего исследования гипотезу: возможно, что нарушение запрета в сказках ведет к дальнейшему благополучию в жизни героев, мы пришли к выводу, что в большинстве случаев нарушение запрета ведет к положительному исходу, счастливому концу. Однако при следовании запрету, как это сделала Крошечка-Хаврошечка, можно быстрее достичь счастья, приложив минимум усилий и избежав неприятных испытаний.

Спасибо за внимание!

Слайд 22

Спасибо за внимание!

Страница 12 из 56

1. Что такое фольклор? Почему мы называем его устным народным творчеством? Были ли авторы у фольклорных произведений? Почему мы о них ничего не знаем?

Фольклор — от английского «народ», «мудрость» — это искусство народа, его художественная творческая деятельность, отражающая народную жизнь, воззрения, идеалы. Фольклор называют устным народным творчеством, потому что это творчество, созданное народом и существующее з устной форме, передающееся из поколения в поколение, из уст в уста. Авторы у фольклорных произведений, конечно, были, но мы о них ничего не знаем, так как тогда еще не было письменности, чтобы.можно было зафиксировать авторство. Кроме того, поэтому произведения устного народного творчества зачастую имеют множество вариантов одного и того же текста: каждый рассказчик мог добавить что-то свое, а что-то позабыть. Так что можно считать, что это было безымянное коллективное творчество.

2. Что такое сказка? Какие виды сказок вы знаете?

Сказка — это занимательный, поучительный рассказ о необыкновенных, вымышленных, фантастических событиях и приключениях. Люди, создавая их мечтали о лучшей доле, поэтому сказки внушали уверенность в победе над враждебными человеку силами, учили быть твердыми в горестях, призывали бороться со злом, в них нет ничего не поправимого. Сказки имеют особое построение: зачин, концовку, присказки.

Виды сказок: бытовые, волшебные и сказки о животных.

3. Как вы понимаете, кто такой настоящий сказочник (или сказитель)? Как сказителям удавалось запоминать большое количество сказок?

Настоящий сказочник, или сказитель. — это тот кто рассказывает сказки, сохраняя напевные интонации, характерные для русской речи, и умеет увлечь слушателей своим повествованием, скрасить тяжелый труд, будни. Сказителям удавалось запоминать большое количество сказок, во-первых, потому что нм часто приходилось их рассказывать, повторяя одно и то же с некоторым:: вариациями. Во-вторых, сказки имеют сходную структуру, в них встречаются одни и те же герои: Баба-яга, Кощей. Иванушка-дурачок и др. В-третьих, сюжеты многих сказок перекликаются между собой. Ну и наконец, разные элементы сказок — зачины, концовки, присказки, трехкратное повторение, постоянные эпитеты н т.д. — тоже значительно облегчали запоминание.


Возвращаясь к теме

1. Вспомните названия сказок по началу, продолжите сказку и определите её жанровую разновидность.

«По щучьему велению» — волшебная сказка.
«Каша из топора — бытовая сказка.
«Петух и лиса» — сказка-о животных.
«Гуси-лебеди» — волшебная сказка.

2. Вы уже знаете достаточно много волшебных сказок. А в волшебных сказках большую роль играет запрет. Вспомните, что такое сказочный запрет, и приведите примеры. Подумайте, какую роль играет запрет в сказках.

«Не садись на пенёк, не ешь пирожок» (Маша и медведь)
Мама-коза запретила козлятам дверь открывать. (Волк и семеро козлят)
«Не пей из лужи, козлёночком станешь (Сестрица Аленушка, братец Иванушка)
Запрет в сказках нужен для того, чтобы проверить героя, испытать его, узнать, насколько он терпелив и может следовать правилам. Нарушение запрета, как правило, ведет к какой-нибудь беде, обрекает героя на страдания, создает ему дополнительные трудности, ведег его к новым испытаниям. В «Золушке» запрет вернуться не позже полуночи, до того, как часы пробьют двенадцать раз, В «Синей бороде» запрет заходить в тайную комнату. В «Сестрице Аленушке и братце Иванушке» запрет пить воду из копытца.

Происхождение
сказок. Специфика вымысла. Древнейшие
мотивы. Типы сюжетов. Опыт классификации
сюжетов. Поэтика и стиль. Композиция.
Пространство и время. Стилевые формулы.
Контаминация. Система образов. Темы,
образы, смысл наиболее распространенных
сказок.

Волшебная
сказка – это повествование о необыкновенных
событиях и приключениях, в которых
участвуют нереальные персонажи. В ней
происходят чудесные, фантастические
события. Сказки этого типа возникли в
результате поэтического переосмысления
древнейших рассказов о соблюдении табу
– бытовых запретов на разные случаи
жизни, созданных для того, чтобы уйти
из-под власти таинственной злой силы.
Вероятно, когда-то существовали рассказы
о нарушении табу и о следующих за этим
печальных событиях.

В
волшебных сказках мы видим отголоски
запретов – употреблять неизвестную
еду или пить из неизвестных источников,
а также покидать дом, прикасаться к
некоторым предметам. Нарушив запрет
сестры, братец Иванушка пьет воду из
следа козлиного копытца и превращается
в козлика. Преступив запрет родителей
покидать дом, сестра уходит с маленьким
братцем на полянку, и его уносят
гуси-лебеди в избушку Бабы-Яги. Забыв о
запрещении серого волка прикасаться к
клетке жар-птицы и уздечке златогривого
коня, Иван- царевич попадает в беду.

Специфичен
вымысел волшебной сказки. В ней все
необычно, и напрочь снимается вопрос о
вероятности, достоверности повествования.
В сказке этого типа встречаются мотивы,
содержащие веру в колдовство, в
существование потустороннего мира и
возможность возвращения оттуда, в
оборотничество – превращение людей в
реку или озеро, всевозможных животных
и даже в церковь, как, например, в сказке
«Василиса Премудрая и Морской царь».

Некоторые
волшебные сказки связаны с мифологическими
представлениями. Такие персонажи как
Морозко, Морской или Водяной царь,
чудесные зятья Солнце, Месяц, Ветер или
Орел, Сокол и Ворон явно связаны с
обожествлением сил природы и почитанием
тотемного зверя. Культ предков
обнаруживается в образе чудесной
куколке, которую умирающая мать дает
Василисе. Куколка помогает сироте
противостоять козням мачехи и спасает
ее от Бабы Яги.

Таким
образом, сказки сохранили в себе когда-то
реальные черты давно исчезнувших
представлений, жизненных явлений, следы
пережитых человеческих эпох, которые
теперь воспринимаются нами как фантастика,
вымысел. Например, в образах мудрых дев
Василисы Премудрой, Марьи Моревны, Елены
Прекрасной, обладающих сверхъестественными
способностями и помогающих герою, явно
обнаруживаются представления эпохи
матриархата о превосходстве женщины
над мужчиной. Мотивы человеческих
жертвоприношений видны, например, в
сказках о Змее, похищающем девушек;
колдовства и людоедства – в сказках о
Бабе – Яге. Эти и другие сказочные мотивы
– отзвук давно забытой действительности,
но в сказках они не воспринимаются как
рассказ о прошлом. Они формируют тот
чудесный фантастический мир, в котором
живут сказочные герои.

Фантастику
волшебной сказки сформировали также
мечты, обращенные в будущее. Сказка
опережает действительность. Мечтая о
быстром передвижении по земле, человек
в сказке создает сапоги-скороходы. Он
хочет летать по воздуху – создает
ковер-самолет. Хочет всегда быть сытым
– и в сказке появляются скатерть-самобранка,
чудесная мельница, горшок, который может
по приказу наварить любое количество
каши.

Волшебные
сказки по своему сюжетному составу –
сложный жанр. Они включают в себя
героические сказки о борьбе героя с
врагами, сюжеты о поисках диковинок,
добывании невесты, повествования о
падчерице и мачехе и другие. В указателе
сказочных сюжетов А. Аарне можно
обнаружить 144 сюжета, известных в русских
сказках. Кроме того, русский ученый Н.П.
Андреев нашел еще 38 сюжетов, неизвестных
фольклору других народов. Русский
исследователь сказок В.Я. Пропп выделил
следующие типы сюжетов:

1.
Борьба героя с чудесным противником.

2.
Освобождение от плена или колдовства
невесты (жены) или жениха.

3.
О чудесном помощнике.

4.
О чудесном предмете, помогающем герою
достичь цели.

5.
О чудесной силе или необычном умении
героя.

6.
Прочие типы сюжетов, не вошедшие в
предыдущие разделы.

Как
правило, сюжет волшебной сказки начинается
с интригующей завязки, необычного
события: например, в сказке «Три царства»
завязка сказочного действия начинается
с того, что в сад, где гуляет царица,
прилетел вихрь, схватил ее и унес неведомо
куда. Завязка подчеркивает необычность
происходящего, показывает, что речь
пойдет о чудесных приключениях героев.
Сюжет каждой волшебной сказки неповторим.
Его отличительная черта – многособытийность.
В сказке описывается довольно
продолжительный период в напряженной
и драматичной жизни героя. Герой сказки
проходит через ряд испытаний, выполняет
трудные задания.

В
разных волшебных сказках встречаются
одни и те же мотивы, или наиболее часто
встречающиеся эпизоды. Например, мотив
отлучения героя от дома по какой- либо
причине, мотивы трудных поручений,
поиска похищенной жены или невесты,
состязания с врагом, мотив бегства от
врага, содействия чудесных помощников
или предметов. При всем сюжетном различии
структура волшебных сказок едина: мотивы
строго последовательны, каждый
предшествующий мотив поясняет последующий,
подготавливает событие основного,
кульминационного. Обычно наиболее
значительный мотив в сказке может
повторяться трижды. Повтор замедляет
сюжетное действие, но фиксирует внимание
слушателей на важном моменте.

Композицию
сказки можно охарактеризовать как
круговую и однолинейную. Условно
последовательность действия может быть
передана схемой: герой покидает дом для
совершения подвигов или для приключений
– подвиги или приключения – возвращение.
Так создается замкнутость действия,
круговая композиция. Выделяя героя в
начале повествования, сказка связывает
все действия с ним, к нему относится вся
цепь сказочных событий. Мы не найдем ни
одного эпизода, где бы отсутствовал
главный герой. Такое построение принято
называть однолинейным.

Специфической
чертой волшебной сказки является
изображение особого сказочного
пространства и времени, в которых
совершаются действия героя. Художественное
пространство волшебно-фантастической
сказки ограничено от реального. Оно
четко членится на свое – «некоторое
царство, некоторое государство», в
котором живет герой, и чужое, иное –
«тридевятое царство, тридесятое
государство», в котором герой проходит
испытания и совершает подвиги. Граница
между ними – всегда какое-то препятствие.
Это может быть темный лес, огненная
река, море, гора, колодец, глубокая яма,
которые герою нужно суметь преодолеть,
чтобы из «своего» попасть в «иное»
царство.

Художественное
время волшебной сказки – это особое
сказочное время, не совпадающее с
реальным ни по своей протяженности, ни
по своему характеру. Оно всегда отнесено
к неопределенно далекому прошлому. Оно
условно, ирреально. Оно никогда не
исчисляется годами, а лишь событиями.
Герой сказки никогда не стареет. О его
жизни до того момента, как он уходит из
дома для выполнения своих подвигов,
повествуется очень кратко. Только с
момента выезда героя из дома начинается
отсчет времени и далее время определяется
лишь теми событиями, о которых повествует
сказка. Сказочное время всегда
последовательно движется вперед, в
будущее, никогда не возвращаясь в прошлое
героя. Оно явственно подразделяется на
время в пути и время событий.

Для
обозначения времени героя в пути
используются особые художественные
формулы, например: «скоро сказка
сказывается, да не скоро дело делается».
Употребляются глаголы движения,
повторяющиеся 2-3 и более раз. Увеличение
повторов означает увеличение длительности
времени в пути. «Идет, идет, идет
Иван-царевич…» – означает, что он идет
очень долго. Протяженность пути может
передаваться состоянием усталости,
голода, жажды, изнашиванием одежды и
обуви.

Мир
персонажей волшебной сказки необычайно
разнообразен. Центральное место в
системе образов занимают положительные
герои, наделенные идеальными физическими
и моральными качествами. В свою очередь
они подразделяются на следующие группы:
герой-богатырь, герой-удачник и герой
– мнимый дурак. Второй ряд составляют
помощники героя, при содействии которых
он совершает свои подвиги и успешно
преодолевает все препятствия и
приключения. Третий ряд – враги или
вредители героя, с которыми он борется.

Герои
– богатыри рождаются от чудесного
зачатия и с младенчества наделены
титанической силой и иными сверхъестественными
качествами. К такому типу героев относятся
Покатигорошек, Иван – Медвежье ушко,
Иван Сучич, Иван – Коровий сын и другие.
Покатигорошек рождается чудесным
образом – от горошины, которую находит
и съедает его мать. Время от его зачатия
до рождения фантастически сокращено.
Растет он не по годам, а по часам, у него
необыкновенные умственные способности:
говорить и разумно рассуждать он
начинает, еще находясь в утробе матери.
У него сверхчеловеческая выносливость
и исполинская сила. Он совершает подвиги,
убивая чудовищного змея, избавляя из
плена сестру и братьев. Это один из
архаических типов героев восточнославянского
сказочного эпоса, в основе его лежит
культ растительной силы.

Иван
– Медвежье ушко или Медведко рождается
в результате сожительства женщины
(иногда мужчины) с медведем (медведицей).
Внешне он «совсем как человек, только
уши медвежьи» или «до пояса человек, а
от пояса – медведь». Как и Покатигорошек,
он необыкновенно быстро растет, силен
и умен. Это буйная, озорная натура. В
детстве, неосторожно играя со сверстниками,
калечит их. В образе этого героя слились
героические и сатирико-юмористические
черты. В сказках о медвежьем сыне видны
следы культа тотемного зверя.

Герой
– удачник (обычно его имя в сказках
Иван-царевич, Иван крестьянский сын) в
отличие от героя- богатыря не обладает
титанической силой, хотя он силен и
ловок, часто красив: «красавец писаный,
взглянет соколом, встанет львом –
зверем, глаз отвести нет возможности».
Но главное в нем – его высокие моральные
качества, которыми он привлекает
помощников, и они служат ему, помогая
одолеть все препятствия. Этот тип героя
воплощает в себе человеческий идеал:
он добр, справедлив, бескорыстен, честен.
Умирая от голода, он щадит животных,
терпя нужду, делится последним куском
с нищим. Он беспрекословно выполняет
наказ отца, приходя три ночи подряд за
себя и за старших братьев караулить
отцовскую могилу. За каждый свой добрый
поступок герой награждается чудесным
конем или чудесным предметом.

Мнимый
дурак – это замаскированный герой. В
сказке это всегда третий, младший сын
в крестьянской семье («По щучьему
велению», «Сивка-бурка», «Свинка –
золотая щетинка», «Конек-горбунок»).
Иногда это единственный сын бедной
вдовы («Волшебное кольцо»), купеческий
сын («Незнайка», «Плешивый», «Таинственный
рыцарь»). Дурак не имеет собственной
семьи и живет с братьями, находясь как
бы в подчинении у их жен, которые дают
ему мелкие поручения. Сказка никогда
не показывает его участником важных
хозяйственных и семейных дел. Его могут
послать на речку за водой или в лес по
дрова, или отправить в караул. Но никогда
не посылают пахать, сеять или торговать.

Он
может показаться ленивым и бездеятельным.
Обычно он ничем не занят: сидит на печи
или в уголке за печкой, перебирает печную
золу, что воспринимается окружающими
как дурость. Однако это как раз и выделяет
дурака как особого героя. Печь (зола, и
пепел) в народной мифологии привязана
к духам дома и культу предков. Дурак
связан с иным миром, законы которого
отличаются от законов реального мира,
и находится под его особым покровительством.

Находясь
в зависимом положении от членов семьи,
порой терпя голод и лишения, дурак не
стремится изменить свое незавидное
положение. Поэтому Емеля, получив от
щуки чудесную возможность – повелевать,
не употребляет ее на приобретение
материальных благ и власти, а пользуется
ею, чтобы не тратить время на скучные
житейские дела: заставляет ведра идти
в избу, сани ехать в лес, топор рубить
дрова – ему якобы лень. Но лень его
мнима, ибо как только пробьет час, лени
этой не останется и в помине: Иван-дурак
будет скакать на коне, добывая перстень
невесты, Емеля на прекрасном острове
воздвигнет огромный мост с хрустальным
дворцом. В нужный момент дурак начнет
проявлять незаурядную хитрость и
смекалку, которые напрочь отсутствуют
у него в обыденной жизни.

Он
не наделен от рождения ни физической
силой, ни красотой. Внешне он может
выглядеть замарашкой, забитым и ничтожным,
неприглядным. Но ведь сказка никогда
не говорит о его физических недостатках,
малом росте или внешнем безобразии.
Обычно его неприглядность связана с
тем, что он нарочито неопрятен: грязен,
немыт, испачкан сажей, одет в лохмотья.
В таком виде он может на потеху братьям
отправиться на худой лошаденке на званый
пир в царский дворец, в то время как
братья наряжаются в лучшие одежды и
едут на хороших конях.

Дуростью
кажется окружающим его непрактичность.
Емеля выпускает в речку пойманную щуку,
вместо того, чтобы сварить ее и наесться
досыта («По щучьему веленью»). Дурак не
знает цены деньгам. Ванька, вдовий сын,
тратит последние гроши, предназначенные
на пропитание, и даже отдает свой
последний пиджак, чтобы выкупить
обреченных на смерть животных («Волшебное
кольцо»). Иван – купеческий сын выхаживает
ледащего жеребенка, покрытого коростой
(«Незнайка»). Странная (с точки зрения
окружающих) непрактичность дурака при
ближайшем рассмотрении оказывается
его достоинством: жалостью и добротой
по отношению к слабым и беззащитным.

Благодаря
его гуманному отношению к животным,
бескорыстию, неукоснительному выполнению
отцовских заветов, моральному превосходству
над своими недругами и недоброжелателями,
он приобретает верных друзей и помощников,
которые помогают ему приобрести такие
сокровища и блага, о которых и не мечтали
его практичные и деятельные братья. За
доброту сказка награждает добром, и со
временем мнимый дурак становится писаным
красавцем, совершает героические подвиги
(освобождает царство от врагов) или
строит дворцы, насаждает прекрасные
сады, а затем женится на царской дочери
и получает в наследство царство.

В
качестве героев волшебной сказки могут
выступать несправедливо гонимые героини
– страдалицы. Чаще всего это «сиротки»:
Золушка, сестрица Аленушка, Крошечка –
Хаврошечка, Василиса, Безручка. В сказках
подчеркивается не внешняя красота, а
доброта, скромность, мягкость, послушание,
терпение, смирение, трудолюбие и другие
качества, свойственные женщине –
христианке. Их изнуряет непосильной
работой злая мачеха («Золушка»), они
страдают от голода, холода, одеваются
в лохмотья, они ни от кого не слышат
доброго слова. На них возводят клевету,
их противопоставляют родным дочерям.
Сирота не имеет права подать голос в
свою защиту. Ей некому пожаловаться на
свою тяжелую жизнь, не перед кем выплакать
свое горе. Однако горести сирот в сказке
временны, а их страдания носят очистительный
характер. Кроме того, у сироты есть
множество помощников.

Помощники
героя в волшебных сказках разнообразны.
Чаще всего первым помощником и другом
героя выступает женщина: его жена,
невеста, мать или сестра. Это могут быть
и волшебницы, и царевны: Марья-царевна,
Настасья Королевична, Марья Моревна,
Варвара-краса, золотая коса, Елена
Прекрасная, Василиса Премудрая,-
помощницы, обладающие чудесными
способностями, мудростью и красотой.
Сказочные героини такие красавицы, что
«ни в сказке сказать, ни пером описать».

Большинство
из них обладает необычными способностями
потому, что связанные с иным миром, они
могут быть дочерьми или родственницами
могущественных сил природы. Например,
Марья Моревна – дочь Морского царя.
Василиса Премудрая может быть дочерью
Кощея Бессмертного или Змея. Иногда
помощницей может быть дочь Бабы Яги.
Они выполняют за героя всевозможные
трудные задания, спасают его от опасностей.

Образы
чудесных помощников в волшебной сказке
разнообразны, и их функции соответствуют
их именам: Сват-Разум, могущественный
невидимка, выполняющий все приказания
героя в сказке «Пойди туда – не знаю
куда, принеси то – не знаю что». Помощниками
героя могут быть наделенные необычными
свойствами встречные богатыри,
олицетворяющие могучие силы природы:
Горыня или Гор – Горовик («горы
выворачивает, с ручки на ручку
перебрасывает»), Дубыня или Дуб – Дубовик
(с корнем вырывает могучие дубы), Усыня,
перекрывающий своими усами реки: «Усынец
– богатырь – усами реку запирает, ртом
рыбу ловит», Скороход, который ходит на
одной ноге, а другая у него к уху привязана,
так как на двух ногах он «за один бы шаг
весь свет перешагнул». Эту галерею
помощников продолжают Слухач, Опивало,
Объедало, От собак горазд, От огня горазд
и пр.

Иногда
в качестве помощницы героя выступает
Баба-Яга. Она дает ему добрый совет,
волшебного коня необычной силы, вручает
чудесные предметы: клубок, указывающий
путь герою к цели, шапку-невидимку,
сапоги-скороходы и т.д. Она обитает в
«тридесятом царстве, за тридцатью
озерами, куда даже ворон русской кости
не заносит». Многие сказочные атрибуты
указывают на то, что образ Бабы-Яги –
воплощение покойницы-прародительницы.
Ее избушка на курьих ножках напоминает
древний тип захоронений в небольших
рубленых из дерева сооружениях на
столбах. В некоторых сказках сообщается,
что она огорожена тыном с черепами на
кольях (это как бы могила в центре
большого захоронения).

Обычно
Баба-Яга неподвижно лежит «на печи, на
девятом кирпичи, нос в потолок врос»
или разъезжает по избушке в ступе. Она
уродлива, безобразна, у нее костяная
нога. В.Я. Пропп считает, что «костеногость»
Бабы-Яги также указывает на то, что это
образ мертвеца. Она не видит героя, но
узнает о его приближении по запаху. Это
тоже сближает образ Бабы-Яги с покойником,
у которого глаза всегда закрыты. Она
становится помощницей героя в тех
случаях, когда он приходится ей
родственником со стороны жены. Можно
предположить, что в образе Бабы-Яги-помощницы
воплощено почитание покойных родственников,
милость и помощь которых стремился
получить человек.

Помощниками
могут быть животные: конь, корова, волк,
медведь, собака, кошка, змея, сокол,
ворон, селезень, утка, орел, щука. Помогают
герою и насекомые (пчелы, муравьи). В
качестве помощников выступают также
разные волшебные предметы и диковинки.
Одна из групп таких помощников –
«неистощимые» чудесные предметы:
«скатерть-самбранка», «кувшин о сорока
рожков», из которых появляются разные
напитки и яства, «кошелек-самотряс»;
другая группа – «самодействующие»
предметы: «ковер-самолет», «сапоги-скороходы»,
«дубинка-самодрачунка», «гусли-самогуды».

Некоторые
волшебные предметы обладают свойством
скрывать и в нужный момент выпускать
из себя молодцов, помогающих герою:
«сума – дай ума», чудесный ларчик и пр.
В качестве помощника выступает также
«шапка-невидимка», волшебный клубочек,
указывающий верный путь. Помогают герою
живая и мертвая вода, прибавляющая или
убавляющая силу, зелья («сонное зелье»),
булавки, гребень и др. предметы, обладающие
свойством усыпления. Часто встречаются
в сказках чудесные предметы, имеющие
магическую силу превращаться в мощные
преграды для преследователей героя:
полотенце – в реку, озеро, море, гребень
– в густой лес, горы.

Помощники
в сказках о сиротах – это добрые
волшебницы, которые заменяют им умершую
мать («Золушка»), волшебная куколка,
оставленная сироте умирающей матерью
(«Василиса Премудрая и Баба-Яга»),
коровушка («Крошечка-Хаврошечка»). И,
как позднее явление христианского
периода, в волшебных сказках – Пресвятая
Богородица, исцеляющая героиню и
помогающая восстановить справедливость
(«Безручка»).

Противники
героя условно делятся исследователями
на две группы: чудовища «иного» царства
и враги «своего» царства. К первым
относятся «Ох» – искусный колдун и
оборотень, «Сам с ноготок, борода с
локоток» – злой карлик русских сказок,
неблагодарное и дерзкое существо,
обладающее непомерной физической силой,
несмотря на свой маленький рост. В
качестве противника может выступать
также и Баба-Яга, колдунья, злая советчица,
воительница, людоедка и похитительница
детей. В образе Яги – противницы героя
угадываются представления древних
людей о чужом, враждебном заложном
покойнике.

Самый
распространенный образ в сказке – Змей
(Змеище-горынище) – огромное многоголовое
чудовище с тремя, шестью, девятью,
двенадцатью и более головами, агрессивное
по отношению к герою. Он может жить в
воде, горе или подземном царстве. Он
пожирает людей, похищает девушек
(отголоски культовых жертвоприношений),
реже – похищает небесные светила
(отголоски древних мифов). Кащей
Бессмертный (Кош, Карачун) – традиционный
образ похитителя женщин в русских
сказках. Он похищает мать или невесту
героя. Убить его можно, лишь узнав тайну
его смерти: «Там стоит дуб, под дубом
ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке
яйцо, в яйце моя смерть». Это наиболее
распространенный сюжет о «смерти Кащея
в яйце».

Противники
«своего» царства – это злая мачеха-колдунья,
царь, царские зятья, а иногда занимающая
более высокое социальное положение
невеста или жена героя, желающая его
извести. Борьба героя с противником
помогает увидеть его характер, становится
средством раскрытия идейного содержания
сказки. Особое место среди этих образов
занимает образ мачехи и ее родных
дочерей. Обычно после смерти первой
жены старик женится во второй раз.

Мачеха
в сказке всегда дается по контрасту с
родной матерью, она никогда не бывает
доброй, всегда ненавидит падчерицу или
детей своего мужа от первого брака.
Причины могут быть разные. Чаще всего
мачехины дочери в сказке уродливые,
ленивые, спесивые, им противопоставлены
красота и нравственные качества сироты.
Иногда мачеха выступает как глупая
сварливая баба, которой никак не может
угодить падчерица. Очень часто она
изображается в сказке как злая ведьма,
которая старается извести неродных
детей, превращает их в птиц и прогоняет
прочь. В сказке мачеха всегда наказывается.
Ее родная дочь возвращается пристыженной
(изо рта у нее при каждом слове выскакивают
жабы) или привозят ее останки – своим
грубым поведением она накликала на себя
смерть. При этом падчерица получает
богатое приданое и выходит замуж за
сказочного принца.

Волшебная
сказка имеет свою специфическую
структуру. В отличие от других типов
сказок она имеет присказки, зачины и
концовки. Присказки – это ритмичные и
рифмованные шуточные прибаутки, не
связанные с сюжетом. Их цель –
сосредоточить, привлечь внимание
слушателей, настроить их на особый лад.
Говорится прибаутка бойко и содержит
юмор: «Начинается сказка от Сивки, от
Бурки, от вещей Каурки. На море, на океане,
на острове на Буяне стоит бык печеный,
в заду чеснок толченый. С одного боку
режь, а с другого макай да ешь». Присказка
встречается лишь в сказках опытных
искусных сказочников и довольно редко.
Чаще сказка начинается с зачина, который
переносит слушателя из реального в
особый сказочный мир, знакомит с местом
действия и героями. Наиболее распространенный
зачин: «В некотором царстве, в некотором
государстве жил да был царь…» или:
«Бывало да живало – жили-были старик
да старушка, у них было три сына», или
коротко: «Жил-был …».

Завершает
сказку концовки, которые также носят
юмористический характер, их цель – как
бы закрыть сказку, разрядить внимание
и вернуть слушателей в реальный мир,
вызвать у них улыбку и даже смех, обратить
внимание на сказочника с целью получить
благодарность, подарок или угощение.
Наиболее традиционно: «Вот и сказочке
конец, а кто слушал – молодец. Вам –
сказка, а мне – бубликов вязка». Иногда
сказочник оказывается гостем свадебного
пира, завершающего сюжет: «И я там был,
мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не
попало. Дали мне блин, да и тот сгнил».
Концовки встречаются не всегда. Чаще
всего сказка заканчивается формулой:
«Стали жить-поживать и добра наживать».
Или: «Сказка вся, боле врать нельзя».

В
сказках встречаются часто повторяемые
поэтические штампы – общие для разных
сюжетов и текстовых вариантов традиционные
формулы. Мы говорили уже о художественных
формулах, изображающих время и
пространство. Кроме того, в сказках
используются формулы для описания
красоты героев: «ни в сказке сказать,
ни пером описать», формула, изображающая
быстроту роста героя: «растет не по
дням, а по часам». Во многих сказках
встречается обращение-заклятие к
волшебному коню: «Сивка-бурка, вещая
каурка, встань передо мной, как лист
перед травой». Распространено заклятие
героем вращающейся избушки Бабы-Яги, в
которую он должен войти: «Избушка-избушка,
встань по-старому, как мать поставила,
– к лесу задом, ко мне передом» и т.д.

У
волшебных сказок своеобразный язык и
поэтический стиль. Раньше говорили не
рассказывать, а сказывать сказку, ибо
речь сказочника при исполнении значительно
отличалась от бытовой речи. В поэтическом
языке волшебной сказки отметим склонность
к использованию словосочетаний,
образованных из синонимов и однокоренных
слов. Синонимия усиливает яркость и
выразительность изображаемых лиц и
событий: «Море взболталось, море
всколебалось», «Нашла на царицу
грусть-тоска», «Диво-дивное, чудо-чудное»,
«Стали горе горевать», «Он шутки шутит
нехорошие».

В
речь персонажей вводятся пословицы,
поговорки, фразеологизмы, свойственные
разговорно-бытовому языку: «Взялся за
гуж, не говори, что не дюж», «А ну ее,
собаке собачья и смерть», «Сели за стол,
и откуда что явилось».

Из
словесно – изобразительных средств
сказка наиболее часто прибегает к
эпитетам. Традиционный эпитет некоторое
царство, некоторое государство –
подчеркивает неопределенность места
действия. Такие постоянные эпитеты как
скатерть-самобранка, живая вода,
гусли-самогуды обозначают свойства,
скрытые в предметах. Эпитет может
определять сословную принадлежность
или положение героя в семье. Например:
Иван – царевич, Иван – крестьянский
сын, Иван – коровий сын, Иван – меньшой
сын и т.д. Эпитеты могут подчеркивать
высокую степень качества лица или
предмета: Василиса Премудрая, сила
непомерная, дремучий лес. Используются
оценочные эпитеты: дума невеселая,
паршивая лошадь, дух нечистый.

Волшебная
сказка часто использует сравнения в
простой или развернутой форме. Благодаря
сравнениям поступки героев выделяются,
усиливается эмоциональный эффект: «Не
ясен сокол налетает на стадо гусей,
лебедей и на серых утиц, нападает
Иван-царевич на войско вражье», «Понесли
их, словно вихри буйные, на окиян-море
широкое», «Как ударились боевыми
палицами, ажно гром загремел».

  • Заправленная кровать как пишется
  • Запотолочное пространство как пишется
  • Запорошенный снегом как пишется н или нн
  • Запорожье на английском как пишется
  • Запорожцы пишут письмо турецкому султану репин сочинение