Завершение работы над сказкой айога старшая группа гербова

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитии речи в старшей группе

на тему: «Завершение работы над сказкой «Айога».

Образовательная область: Речевое развитие.

Раздел: Развитие речи.

Тема: Обучение рассказыванию.

Цель: приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя.

Задачи:

Образовательные: 

1. Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина).

2. Формирование умения внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию. 
        3. Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения. 
        4. Расширение лексико – грамматических возможностей. 

Воспитательные: 

1. Воспитание интереса к художественной литературе. 

2. Поощрение желания помочь, сопереживать. 

3. Формирование способности к коллективному анализу. 

      4. Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним;

        5. Закрепление умения отстаивать свое мнение. 
        6. Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости.

Развивающие: 
        1. Активизация и обогащение словаря детей за счет глаголов и прилагательных. 
        2. Закрепление умения правильно сочетать существительное с прилагательным в роде, числе, падеже. 
        3. Развитие творческих способностей, зрительного и слухового внимания. 
        4. Развитие вариативного мышления, умение использовать полученные ранее знания. 

Методы и приемы работы: беседа, обсуждение, чтение стихотворения, чтение сказки «Айога», сопровождающееся показом слайдов, игра.  

Оборудование и материалы: игрушка солнышко, зеркало, картинка куклу в нанайском костюме, компьютер и проектор, презентация сказки, цветы по количеству детей, запись музыки.

Предварительная работа: презентация «Знакомство с жизнью нанайского народа», рассматривание картинок, рассказ воспитателя о жизни и традиция нанайского народа, чтение сказки «Айога» (частично), домашнее задание «Пересказать сказку кому-либо из взрослых и совместно завершить ее».

Ход НОД

1. Мотивационно-побудительный.

Воспитатель включает спокойную музыку и предлагает детям встать в круг. Воспитатель показывает игрушку солнышко и читает стихотворение.

— Доброе утро! – птицы запели.

— Добрые люди, вставайте с постели!

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по домам!

И к нам солнышко заглянуло –

Доброе, ласковое, нежное!

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга ласково. Для этого можно поиграть в игру. Правила этой игры такие: вы передаете друг другу игрушку солнышко, при этом говоря ласково имя ребенка, которому передается солнышко: «Доброе утро, Анечка! Доброе утро, Димочка!»

Дети приветствуют друг друга, передавая игрушку по кругу.

Воспитатель: Доброе утро, солнце! (поднимает руки вверх)

                         Доброе утро, детки! (разводит руками встороны)

Дети: Доброе утро, всем!

Воспитатель: Взошло солнышко высоко, высоко и осветило нашу группу! Дети, я приглашаю вас присесть на свои стульчики.

2. Организационный момент.

В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.

Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.

Губы трубочкой сложу, всех я краше, погляжу! (По ходу стихотворения дети выполняют массаж лица.)

     — Ребята, вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей).

     — Ребята, рассмотрите себя в зеркало и расскажите о себе. Какие вы? (Дети рассматривают и рассказывают, кто-нибудь по желанию)

— Как вы думаете, часто смотреть в зеркало — это хорошо или плохо? Почему хорошо? (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.)

— А почему плохо? (Можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т д.)

— Ребята, зеркало — это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если много собой любоваться, то произойдет беда.

3. Основная часть.

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: А вы помните как называлась сказка, про девочку, которая очень часто любовалась своим отражением?

Дети: Нанайская сказка «Айога».

Воспитатель: Совершенно верно. (показ картинки куклы в нанайском костюме. А кто помнит какое домашнее задание я вам дала. (ответы детей)

Дети: Пересказать сказку кому-либо из взрослых и совместно придумать концовку этой сказки.

 (Хвалит ребят, которые не забыли выполнить его. Напоминает, что старшие дошкольники должны более ответственно относиться к просьбам и поручениям взрослых, что ответственность – очень важное качество человека)

Педагог выслушивает концовки сказки, придуманные детьми. Помогает правильнее строить предложения, подсказывает более точные слова для характеристики объекта, ситуации. Интересуется, чей вариант концовки понравился ребятам.

Воспитатель: Какие вы молодцы, как вы умеете интересно сочинять сказки. 

4.Физкультминутка.

Воспитатель: Ребята! Сейчас мы отдохнём, проведём веселую физкультминутку.

Раз – два – три – четыре – пять (руки согнули в локтях, поставили на стол и под счет загибаем пальцы)

Начинаем мы играть! (вращательные движения кулачками)

Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)

И головки опустили, (опускают голову)

А когда откроем глазки (поднять голову, отвести руки)

Попадём в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки)

Сказка даст нам отдохнуть (махи руками)

       Отдохнем — и снова в путь! (отпускаем руки)

Воспитатель: А теперь ребята, я вам прочитаю до конца сказку и вы, узнаете, что же, на самом деле произошло с Айогой. В конце педагог показывает сказку целиком с показом слайдов.

После презентации педагог беседует с детьми.

5. Беседа с детьми «Кто такая Айога».

Вопросы к детям:

— Кто такая Айога?

— Расскажите какая она по характеру? (самолюбивая, гордая, ленивая)

— Какие поступки Айоги вам не понравились?

— Какая по характеру мама Айоги? (добрая, трудолюбивая, заботливая)

— Почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке? (матери было не безразлично, какая у нее растет дочь, она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями)

— Как можно охарактеризовать соседскую девочку? (отзывчивая, трудолюбивая)

— Кто виноват, в том, что Айога превратилась в гуся? Почему она превратилась в гуся?

— К кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками».

— Кто из девочек вам понравился? Почему? С кем из них вы бы хотели подружиться?

-А кому из вас, ребята, жалко Айогу?

— Какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку? (доброй, отзывчивой)

— А в наши дни встречаются люди, которые любуются только собой, никого вокруг не замечая?

— В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)

(Если остается время предложить детям)

— Давайте придумаем продолжение сказки, чтобы она была со счастливым концом. (дети придумывают концовку) 

6. Определение основной мысли сказки.

Воспитатель: Как вы считаете, справедливо ли окончилась сказка «Айога»? (ответы детей)
— Чтобы быть красивой мало одного красивого лица. Айога — девочка безразличная ко всем, кроме себя, уже не кажется людям красивой.

Я предлагаю вам сейчас послушать пословицы, а вы выберите те, которые помогают раскрыть основной смысл сказки.       

  1. По добру — добро, а по худу – худо.
  2. Не гляди высоко: запорошишь око.
  3. Лениться да гулять — добра не видать.
  4.  Не по виду суди, а по делам гляди.

6. Рекфлексия. Итог НОД.

— Чему учит нас эта сказка? (ответы детей)

— А как вы помогаете родителям?

Игра «Поляна добрых дел»

Каждому ребенку предлагается подумать, какой хороший поступок за сегодняшний день он может совершить, назвать его, взять цветок и положить его на «поляну добрых дел». Педагог обобщает, что какие все ребята молодцы, и какая получилась большая поляна добрых дел.

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы . Завершение работы над сказкой «Айога Выполнила Туваева Е М

Здравствуй весь наш дружный круг.

Я прошу вас мне сказать

Готовы вы сейчас играть?

Дети(ответы детей).

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Угадай сказку» (дети делятся на 4 команды, каждой команде предлагается набор предметных картинок, по ним дети должны угадать сказкуНапример: ласточка, крот, скорлупа грецкого ореха, мышь. Дети называют сказку и автора.)

Воспитатель: А у меня тоже есть картинки из сказки на магнитной доске прикреплены картинки: лепёшка, гусь, девочка, река, ведро, как вы считаете, из какой это сказки? А хотели бы узнать?

Сегодня мы познакомимся с новой поучительной сказкой «Айога»Нанайцы – это люди, которые живут на севере России. Но прежде чем приступить к просмотру сказки, мы с вами отдохнем и сделаем массаж лица. Возьмите себе каждый зеркало.

Воспитатель читает стихотворение и дети выполняют массаж лица с зеркалом:

В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.

Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.

Губки ниточкой сложу, всех я краше, погляжу!

Воспитатель: Дети, а кто из вас любит смотреть на себя в зеркале?

Дети: мы!

Воспитатель: Скажите, а хорошо ли это – смотреть часто на себя в зеркале?

Дети: хорошо.

Воспитатель: А почему вы считаете, что хорошо?

Дети высказывают свои мнения.

Воспитатель: Да, дети, зеркало – это нужный предмет. И с ним нужно обращаться осторожно. Если очень долго любоваться собой в зеркале, то может произойти беда. А вот что именно может случится, вы узнаете, когда послушаете нанайскую сказку «Айога».

Воспитатель читает сказку, чередуя с показом слайдов с изображением сюжетных картинок.

Воспитатель: Дети, понравилась вам сказка?

Дети: Да!

Воспитатель: Как звали девочку в этой сказке?

ДетиАйога.

Воспитатель: Какая Айога была в сказке?

Дети: Ленивая, злая, грубая, невоспитанная, хитрая.

Воспитатель: А какая была мама Айоги?

Дети: Добрая, трудолюбивая, справедливая.

Воспитатель: А какая была соседская девочка?

Дети: Доброй, отзывчивой, внимательной, послушной, вежливой, ласковой.

Воспитатель: Как вы думаете, почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке?

Дети: Мама Айоги очень переживала, что у нее растет такая дочка. Она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями.

Воспитатель: Правильно ли поступила мама Айоги?

Дети: Да, мама поступила по справедливости.

Воспитатель: Дети, кто же виноват в том, что Айога превратилась в гуся?

ДетиАйога.

Воспитатель: Как вы думаете, кому из героев сказки подходит пословица : «Человек красив не лицом, а поступками»?

Дети: соседской девочке.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку?

Дети: Доброй, вежливой, ласковой, внимательной

Давайте покажем, какой должен быть человек

Физминутка

«Капуста»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются

сопровождающие движения.

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как

топором)

Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмем-жмем, (сгибания и разгибания кистей рук)

Воспитатель: Давайте изменим концовку сказки, чтобы она стала положительной. (Принимается все предлагаемые детьми варианты. Педагог обращает внимание детей, что концовка сказки грустная и печальная. Предлагает ребятам подумать и предложить свою концовку, чтобы сказка закончилась по-доброму, например (дочь исправилась, она все поняла, ей стало стыдно или помогла «живая» вода, волшебное слово, волшебная палочка или они подружились и девочке захотелось быть такой же доброй и трудолюбивой и т. д.). Выслушивая варианты детского творчества, педагог обращает внимание на правильное построение предложений. Предлагает детям высказать свое мнение, чья концовка сказки им понравилась больше всего и почему?

Воспитатель: Молодцы!

А сейчас подойдите к столам и возьмите по листу бумаги. Проводится разминка для рук:

Раз, два, три, четыре, пять, мы бумажку будем мять

Мы бумажку будем мять, свои ручки развивать

В ручку правую возьмем и чуть-чуть ее пожмем

Левой ручке отдаем

В ручку левую возьмем и опять ее пожмем

И опять чуть-чуть пожмем и в коробку все кладем.

Рефлексия. С какой сказкой познакомились? Чему учит сказка? Важно ли то, что вы сегодня узнали?

Текущая страница: 5 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 3 страниц]

Ход занятия

Воспитатель просит детей вспомнить известные им русские народные сказки и назвать самое любимое произведение. Педагог напоминает ребятам сказки, с которыми их знакомили в этом году.

Дети вспоминают, как начинаются народные сказки, какими фразами заканчиваются.

«А русская народная сказка, которую я расскажу вам сегодня, – продолжает разговор педагог, – начинается так: „Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся“».

Воспитатель повторяет фразу, дети договаривают выделенные слова. Затем выясняет, как ребята понимают смысл выражения: «Есть и такие, которые своего брата не стыдятся».

«Если сказка начинается такой фразой, то как же, по-вашему, жилось Хаврошечке, ее главной героине?» – спрашивает педагог. Выслушивает ответы детей и начинает рассказывать:

 

Посылали молодицу
Под горушку по водицу,
А водица далеко,
А ведерко велико.

«Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди, – объясняет воспитатель. – И называется сказка – „Хаврошечка“».

Прочитав сказку, воспитатель интересуется, понравилась ли она детям, кому какой эпизод особенно запомнился. Просит назвать сказочные образы и сказочные ситуации. (Одноглазка, Трехглазка, волшебная яблоня, корова-волшебница; Хаврошечка влезала в коровье ушко, и дело делалось, срабатывалось как бы само собою; из коровьих косточек яблоня выросла, яблоня к Хаврошечке веточки приклонила, яблоки к ней опустила.)

«Замечательная яблоня из коровьих косточек выросла. Это она?» – педагог показывает ребятам картинку с изображением яблони. (Нет, здесь яблочки не наливные, листья не золотые, веточки не серебряные.)

Воспитатель предлагает желающим в свободное время сделать из обычной яблони волшебную (коллективная работа).

Заканчивая занятие, педагог предлагает повторить концовку сказки: «И стала она в добре поживать, лиха не знать».

Примечание. Вне занятий ребята (по желанию) при участии педагога могут воспроизвести диалог Хаврошечки и рябой коровы (чтение в лицах).

Хаврошечка. Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено новую работу исполнить.

Коровушка. Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.

Диалог повторяется 2–3 раза. Перед каждым новым выступлением дети-слушатели хором приговаривают: «Спи, глазок, спи, другой!»

Занятие 4. Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш

Цель. Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками жш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям, что звук ш– это песня змеи, а звук ж– песня жука. Затем формулирует задание: услышав тот или иной звук, дети должны выполнить соответствующее движение: на звук ш– зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея), на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.

Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание еще раз.

Далее воспитатель называет слова со звуками ш и ж. Дети, как и в предыдущем задании, показывают, какой звук слышится в слове. (Слова педагог произносит с легким интонированием звука.) Сначала упражнение выполняют девочки, затем мальчики.

Педагог задает вопрос: «Книжица – это большая книга? (Не очень большая, может, совсем тоненькая.) Как можно сказать про очень большую и толстую книгу?» (Книжища.)

Воспитатель спрашивает, не знает ли кто-нибудь, почему у ослов такие длинные уши. Педагог сообщает, что сейчас дети услышат стихотворение-сказку. («Если это сказка, то в ней может быть что-то и не так, как в жизни, но зато очень занимательно».) Читает стихотворение Р. Х. Фархади «Про ослика»:

 

У ослика
Был день рождения.
И он принимал поздравления.
Барбос ему сена принес,
Коза подарила овес.
Вошли торопливо барашки.
Они принесли две ромашки.
Тянули осленка за ушки
Лошадки, овечки и хрюшки.
И ушки росли-подрастали
И к вечеру длинными стали.

Педагог просит детей прочитать последнюю строку так, чтобы сразу почувствовалось, какой длины стали уши у ослика: «Дли-и-и-инными стали» (хоровое и индивидуальные повторения).

Затем воспитатель повторяет строчки: «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки». Воспитатель уверяет, что здесь есть три слова со звуком ш.

Педагог ставит на свой стол три пирамидки одинакового цвета и одну – другого цвета. Воспитатель просит назвать слова со звуком ш. (Ушки, лошадки, хрюшки.) По мере называния слов убирает одну за другой три пирамидки. Затем привлекает внимание детей к оставшейся пирамидке и говорит, что в стихотворении есть слово со звуком ж. Читает первые три строчки. Дети называют слово рождение.

«Поскольку у ослика „рождение“, надо спеть ему песенку про каравай, – продолжает разговор воспитатель. – Начало песенки вы будете петь хором, а оставшуюся часть – со слов „Вот такой ширины, вот такой ужины“ – исполнит солист. Вы знаете, кто такой солист?»

Воспитатель ставит перед ребенком ослика (игрушка, картинка). Дети хором поют: «Как на ослика рожденье испекли мы каравай!» Затем песенку продолжает ребенок-солист. Он же выбирает следующего солиста, передав ему игрушку (картинку). Упражнение повторяется 2–3 раза. По его окончании воспитатель спрашивает, какие звуки слышатся в словах ширины, ужины.

Далее педагог несколько раз произносит первую строчку потешки «Пошел котик на торжок», меняя логическое ударение: Пошел котик на торжок. Пошел котик на торжок. Пошел котик на торжок».

Дети называют выделяемые слова котик, торжок, пошел.

Подводя итог занятия, воспитатель напоминает, какие звуки дети учились различать и чему они учатся на занятиях по развитию речи.

Занятие 5. Обучение рассказыванию

Цель. Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обработке Д. Нагишкина; в сокращении).

Ход занятия

Воспитатель читает детям нанайскую сказку «Айога» до слов «Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке».

«А вот что дальше было, придумывайте сами, – говорит педагог. – Поверьте мне, что сочинять свою концовку сказки – интереснейшее занятие».

Воспитатель выслушивает ответы детей, задает уточняющие вопросы, подсказывает варианты, по которым могут развиваться события (например: «Бежала-бежала Айога и увидела медвежонка. Тот, закрыв глаза, кружился по полянке, выкрикивая: „Я самый красивый! Самый-самый красивый!“»).

Возможно, что детские варианты будут короткими, и их будет не очень много. Тогда стоит дать задание на дом:пересказать сказку кому-либо из взрослых и совместно завершить ее.

Если останется время, педагог предлагает детям принять участие в импровизированном диалоге.

Роль матери берет на себя воспитатель, а роль Айоги – дети. (Можно и наоборот.)

– Дай мне лепешку, мать!

– Горячая она. Руки обожжешь.

– А я варежки надену.

– Да они мокрые.

– А я их высушу.

– Они долго сохнуть будут. Мы успеем лепешки съесть.

И так далее.

Занятие 6. Завершение работы над сказкой «Айога»

Цель. Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям о домашнем задании. Хвалит ребят, которые не забыли выполнить его. Напоминает, что старшие дошкольники должны более ответственно относиться к просьбам и поручениям взрослых, что ответственность – очень важное качество человека.

Педагог выслушивает концовки сказки, придуманные детьми. Помогает правильнее строить предложения, подсказывает более точные слова для характеристики объекта, ситуации. Интересуется, чей вариант концовки понравился ребятам.

Если возникнет необходимость, воспитатель предлагает детям собственный вариант концовки. Например, Айога просит птиц, оленей, белых медведей взять ее к себе, но те отказываются от ленивой, сердитой, самовлюбленной девочки.

В конце занятия педагог читает сказку целиком.

Занятие 7. Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков»

Цель. Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков».

Ход занятия

«Вчера я просила вас поработать в уголке книги и найти, ориентируясь на обложки книг и рисунки, знакомые рассказы, – начинает занятие педагог. – Вы готовы поделиться своими находками?»

Воспитатель выслушивает ответы детей. Если ребенок называет сказку, педагог напоминает эпизод, из которого следует, что речь идет не о реальной, а о волшебной ситуации. Например: «Разве в жизни можно встретить мышонка, который дрова рубит, или блин, который щи да кашу варит?» (Сказка «Крылатый, мохнатый да масляный».)

Педагог помогает детям вспомнить программные произведения: Л. Толстого «Косточка», «Прыжок»; Н. Носова «Ступеньки», «Живая шляпа»; В. Бианки «Подкидыш» и др. Затем читает рассказ Б. Житкова.

По окончании чтения воспитатель уточняет, сказка это или рассказ. Выясняет, что будет, когда бабушка увидит пароходик, и почему ревел мальчик.

Занятие 8. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Цель. Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.

Ход занятия

Воспитатель 1–2 раза читает детям рассказ В. Бианки «Купание медвежат».

Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два веселых медвежонка и пестун – ее годовалый сын, медвежья нянька.

Медведица села. Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом – в воду, как первого.

Полоскал, полоскал его, да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорет! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.

Педагог спрашивает, догадались ли дети, кого называют пестуном (годовалый медвежонок, нянька для младших медвежат) и как в рассказе назван очень жаркий день (знойный).

«Пересказывать такой большой рассказ одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроем, даже вчетвером, – поясняет педагог. – Сначала надо рассказать о том, как полоскали первого малыша. А потом? (Как купали второго медвежонка.) И чем завершить пересказ?» (Выкупанные медвежата остались довольны.)

Воспитатель вызывает ребенка пересказывать рассказ (по желанию), а тот приглашает следующего желающего, который, в свою очередь, выбирает третьего рассказчика. Воспитатель следит за тем, чтобы дети своевременно передавали «эстафету» друг другу.

Педагог вызывает следующую тройку детей.

Каждый раз воспитатель называет имя и фамилию писателя и рассказ: Виталий Бианки «Купание медвежат».

Примечание. Если пересказ доставляет ребятам удовольствие, можно предложить им показать детям третьего года жизни кукольный спектакль «Купание медвежат».

Педагог просит ребят подумать, как это удобнее сделать, удастся ли показать, как полоскали медвежат, изобразить, как визжали малыши. Дети, проявляя инициативу, приносят четырех игрушечных медведей нужного размера и репетируют.

Декабрь – январь – февраль

В зимние месяцы, ежедневно читая детям, надо неоднократно повторять «Сказку о царе Салтане…» А. Пушкина.

В помещении и на прогулке в подходящих ситуациях следует читать дошкольникам программные произведения: русские народные песенки, потешки («По дубочку постучишь, вылетает синий чиж…» (см. Приложение), «Ты мороз, мороз, мороз…»), стихотворения А. Пушкина («Зимний вечер» (в сокращении)), И. Никитина («Встреча зимы»), С. Есенина («Береза»), А. Фета («Кот поет, глаза прищурил…») и т.д.

Провожая гостя, можно прочитать голландскую песенку «Счастливого пути» (обработка И. Токмаковой), и это пожелание станет достоянием речи детей. С литовской песенкой «Гречку мыли, гречку мяли…» (обработка Ю. Григорьева) приятнее есть кашу, сваренную из этой крупы.

Стихи помогают детям решить конфликтные ситуации и прийти в доброе расположение духа («Мирная считалка» М. Яснова).

Длинную сказку сначала можно прочитать детям перед выходом на вечернюю прогулку (после возвращения с нее), а если произведение понравится им, то можно повторить его и перед сном (Р. Киплинг «Слоненок», Б. Заходер «Серая звездочка»; «Златовласка» (перевод с чешского К. Паустовского (см. Приложение)) и др.).

Надо чаще загадывать детям загадки, тогда и они будут радовать педагога и сверстников, предлагая отгадать загадку из домашних заготовок.

Дети этого возраста с большим уважением относятся к начальной букве своего имени. Можно предложить им сделать красивые визитки с изображением начальной буквы и рисунка-эмблемы. Разработка визиток хорошо развивает мелкую моторику (размер визитки заставляет ребенка тщательно вырисовывать букву и эмблему) и прекрасно развивает речь (на выставку визиток приходят посмотреть сотрудники детского сада, родители и приходится рассказывать о своих работах).

В зале, на улице можно предложить детям новую игру.

Игра «Поймай свой хвост»

Дети (7–8 и более человек) встают цепочкой, обнимая за талию впереди стоящего товарища, и следуют за головой дракона (гусеницы и т. п.), который, двигаясь и увлекая за собой играющих, пытается схватить последнего ребенка в цепочке. Если кто-то из играющих разорвал цепочку, то он или выбывает из игры, или становится хвостом дракона.

Если на участке детского сада есть свободная площадка, можно сделать большой лабиринт и двигаться внутри него, ориентируясь на цветную стрелку (стрелки). Проходы по лабиринту достаточно узкие, требуют координации движений, поэтому в ходе этой игры успокаиваются даже гиперактивные дети.

Следует продолжать работу по рассматриванию иллюстрированных книг. В старшей группе организуются выставки книг – сборников сказок, повестей, рассказов, стихов; книг одного автора (художника). Дети самостоятельно рассматривают книги, делятся с педагогом своими наблюдениями. Воспитатель, в свою очередь, дает задания: «В какой книжке самые забавные (смешные) лица? Как на рисунке передан испуг людей (радость)? Что повторяется во всех рисунках книги?..». Выполнить «трудные» задания – престижно для детей этого возраста, так как это вызывает уважение сверстников.

О том, как лучше рассказать о творчестве художника, см. в разделе «Работа с детьми в летнее время».

Декабрь

Занятие 1. Чтение стихотворений о зиме

Цель. Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям, что наступила зима, что декабрь – первый зимний месяц.

«В России зимой короткий световой день, холодно, снегопады, – объясняет педагог. – Обо всем этом хорошо сказано в стихах замечательных русских поэтов».

Воспитатель читает детям стихотворение И. Бунина «Первый снег» (в сокращении):

 

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

 
 Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

«Когда бывает закат: утром или вечером? – уточняет педагог. – Если день солнечный и морозный, как выглядит закат?» (Яркий, пурпурный.)

Воспитатель предлагает детям понаблюдать закат солнца и, если посчастливится, увидеть его яркий пурпур и рассказать об этом.

Затем педагог читает отрывок из романа А. Пушкина «Евгений Онегин».

 

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…

Педагог интересуется, понравилось ли детям стихотворение и какие строчки особенно. Зачитывает их.

В заключение воспитатель читает детям отрывок из стихотворения И. Никитина «Встреча зимы».

 

Поутру вчера дождь
В стекла окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал…

 
 В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.

 
 Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух легок и чист,
И замерзла река…

 
 Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам,
Песни севера петь
По лесам и степям.

 
 Есть раздолье у нас,
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

 
 Нам не стать привыкать,
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!

Воспитатель выясняет, нет ли у детей вопросов, все ли понятно. Напоминает, что сегодня ребята познакомились с тремя стихотворениями, посвященными наступлению зимы. Называет стихи и их авторов. Интересуется, кому какое стихотворение особенно понравилось. И, учитывая ответы детей, повторяет одно из стихотворений.

«А мне, – говорит педагог, – тоже очень нравится это стихотворение. Но я также люблю слушать и читать другое стихотворение (называет стихотворение и автора)».

Педагог читает стихотворение, например, «Зима» И. Сурикова, «Первый снег» Я. Акима.

Занятие 2. Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе»

Цель. Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета («Хоккей»); вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе»).

Ход занятия

На столах перед детьми разложены чистые листы бумаги и кружки из толстого цветного картона или фишки (шайбы).

«Сегодня, дорогие друзья, вы – хоккеисты, а я – комментатор радио и телевидения, – говорит воспитатель. – Есть ко мне вопросы? Кто такие хоккеисты, вы, конечно, знаете. Кстати, за какую хоккейную команду вы болеете? А я болею за… (название команды). И, естественно, за российскую команду на первенстве мира. А кто такой комментатор?

Итак, начинаем игру. Перед каждым из вас белое хоккейное поле и цветная шайба. Удар! И шайба летит в левый верхний угол. (Дети передвигают шайбу.)

Удар! И шайба в левом нижнем углу! Шайба в центре поля. В правом нижнем углу. В левом нижнем углу. В верхнем правом углу. Между левым и правым верхними углами. Между верхним левым и нижним левым углами. Вблизи от центра поля. Ура! Шайба в воротах». И так далее.

На протяжении игры педагог контролирует действия детей, берет на заметку тех, кто часто ошибается, чтобы впоследствии позаниматься с ними индивидуально.

«Устали? – интересуется воспитатель. – Не хотите ли пройти в наше кафе и выпить чашечку кофе? Сегодня есть горячий и холодный кофе, кофе с лимоном, кофе с сахаром, кофе со сливками. Словом, кофе на любой вкус! Кому что приготовить?» – спрашивает педагог, надевая фартук. (На подносе кофейные чашки.)

– Будьте добры, две чашечки кофе, – говорит мальчик (он подготовлен заранее). – Если можно, со сливками.

– Пожалуйста.

– Спасибо. (Большое спасибо.)

Ребенок забирает кофе, возвращается за стол, ставит одну из чашек перед девочкой – своей соседкой. Та благодарит его.

– Чашечку горячего кофе, пожалуйста, – заказывает следующий хоккеист (он тоже подготовлен заранее). – Если можно, с лимоном.

Упражнение повторяется 8–10 раз.

«Продолжаем репортаж с хоккейного поля», – объявляет воспитатель, снимая фартук и занимая «комментаторскую кабину».

Педагог подает несколько команд, используя слова около, между, в центре, верхний левый, нижний правый (углы) и т. п.

Далее воспитатель передает свою роль ребенку, затем второму, третьему (дети отвечают с места).

Следит за использованием детьми слов, обозначающих пространственные отношения.

Занятие 3. Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»

Цель. Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка В. Глоцера и Г. Снегирева), учить пересказывать ее.

Ход занятия

«Сегодня вы услышите чудесную сказку „Как лисичка бычка обидела“, – говорит педагог. – Кто кого обидел? А кто такойбычок? Как он выглядит? (Обычно дети начинают рассказывать, как выглядит теленок.) Вы рассказали о теленке. А еще есть морская рыбка под названием „бычок“. Вот его-то лисичка и обидела. Хотите знать, где это случилось и как?»

Воспитатель читает сказку:

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидела лисичка бычка и запела:

 

Бычок, бычок,
Пучеглазый.
Бычок, бычок,
Большеротый.
Бычок, бычок,
Колючий бочок!

А бычок ей говорит:

– А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

Лиса-мать спрашивает:

– Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?

– Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает:

– А ты ему ничего не говорила?

– Сказала.

– Что ты ему сказала? – спросила лиса.

– А я ему только сказала, что он пучеглазый и большеротый.

– Вот видишь, – сказала мать-лисица, – ты первая его и обидела…

Воспитатель обращается к детям:«Понравилась вам эскимосская сказка? Эскимосы, сочинившие эту мудрую сказку про задиру-лисичку и морского бычка, живут на севере нашей страны (показывает на карте).

Представляете теперь, как выглядит бычок? Если бычка называют пучеглазый, значит, глаза у него какие?

А какая в этой сказке лисичка? Что про нее сказал бычок?

Помните, что мама-лиса сказала дочке? Вот и вы, друзья, прежде чем жаловаться на кого-нибудь, подумайте, не поступаете ли вы так же, как лисичка из эскимосской сказки.

А чем лисичка бычка обидела, что она запела? Если пела, значит, эти слова надо не говорить, а петь. Давайте споем лисичкину дразнилку вместе. А теперь споем еще раз. А сейчас пусть споет Катя (Дима…)».

Педагог предлагает послушать сказку еще раз, а затем пересказать ее.

Двое детей пересказывают сказку по частям. При этом одного из рассказчиков назначает воспитатель, а второго приглашает ребенок. Он должен сделать это вежливо: «Аня, хочешь рассказывать вместе со мной? (Хочу.) Спасибо, Аня».

Далее сказку пересказывает другая пара детей.

Воспитатель организует драматизацию сказки. Предварительно он напоминает действия персонажей: бычок высунулся из воды, лисичка бежит и поет. Мама-лиса дома, значит, она что-нибудь делает, а не сидит сложа руки. И так далее.

Для того чтобы дети-слушатели не устали, можно предложить им перед каждым пересказом изображать морскую волну: «„Ш-уууу, ш-уууу“, – набегает волна и отступает. – „Шуршим, шуршим, шуршим“, – шуршат камешки».

Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает у детей, как называется сказка, с которой они познакомились. Отмечает их успехи в овладении трудным умением – пересказом; в освоении родного языка.

Конспект НОД
по развитию речи в старшей группе.

Обучение
рассказыванию. Нанайская сказка «Айога».

Цель: Знакомить со сказками других
народов. Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое
отношение к ним. Формировать представление о скромности, трудолюбии,
справедливости. Воспитывать заботливое отношение к близким.

Задачи: Формирование умения внимательно
слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию.
Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи
образные выражения, сравнения. Воспитание интереса к художественной литературе.
Поощрение желания помочь, сопереживать. Активизация и обогащение словаря детей.

Оборудование и материалы: презентация сказки, компьютер и проектор,
игрушка солнышко, запись музыки.

Методы и приемы: показ презентации, чтение
стихотворения, дидактическая игра, чтение сказки, объяснение.

Работа по закреплению пройденного
материала:
 чтение
сказки «Айога», сопровождающееся показом слайдов; беседа о хороших поступках;
игра «Назови лишнее», чтение поговорок о доброте.

Рекомендации для родителей: повторить сказку «Айога»; совместно
с ребенком придумать концовку к сказке со счастливым концом; нарисовать рисунок
по сказке; поиграть в игру «Назови лишнее».

Индивидуальная работа: закрепить умение правильно сочетать
существительное с прилагательным в роде, числе, падеже.

Ход:

Воспитатель включает спокойную музыку и
предлагает детям встать в круг. Воспитатель показывает игрушку солнышко и
читает стихотворение.

— Доброе утро! – птицы запели.

— Добрые люди, вставайте с постели!

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по домам!

И к нам солнышко заглянуло –

Доброе, ласковое, нежное!

Воспитатель: ребята, давайте
поприветствуем друг друга ласково. Для этого можно поиграть в игру. Правила
этой игры такие: вы передаете друг другу игрушку солнышко, при этом говоря
ласково имя ребенка, которому передается солнышко: «Доброе утро, Анечка! Доброе
утро, Вовочка!»

Дети приветствуют друг друга, передавая
игрушку по кругу.

Воспитатель: Доброе утро, солнце!
(поднимает руки вверх)

Доброе утро, детки! (разводит руками
встороны)

Дети: Доброе утро, всем!

Воспитатель: Взошло солнышко высоко,
высоко и осветило нашу группу! Дети, я приглашаю вас присесть на свои
стульчики.

Воспитатель: Дети, вы любите слушать
сказки?

Дети: Да, любим!

Воспитатель: Я тоже очень люблю сказки. Мы
с вами читали много разных сказок. Какие сказки вы знаете?

Дети: «Колобок», «Заюшкина избушка», «Три
поросенка» и т.д.

Воспитатель: Молодцы, дети, много сказок
знаете! И сегодня мы познакомимся с еще одной сказкой. Это нанайская сказка
«Айога».

Воспитатель показывает слайд 1.

Воспитатель: На этом слайде изображена
кукла в нанайском костюме. Нанайцы – это люди, которые живут на севере России.
Но прежде чем приступить к просмотру сказки, мы с вами отдохнем и сделаем
массаж лица. Возьмите себе каждый зеркало.

Воспитатель читает стихотворение и дети
выполняют массаж лица с зеркалом:

В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь,
огорчусь.

Нарисую две дорожки, на щеках поставлю
точки.

Губки ниточкой сложу, всех я краше,
погляжу!

Воспитатель: Дети, а кто из вас любит
смотреть на себя в зеркале?

Дети: мы!

Воспитатель: Скажите, а хорошо ли это –
смотреть часто на себя в зеркале?

Дети: хорошо.

Воспитатель: А почему вы считаете, что
хорошо?

Дети высказывают свои мнения.

Воспитатель: Да, дети, зеркало – это
нужный предмет. И с ним нужно обращаться осторожно. Если очень долго любоваться
собой в зеркале, то может произойти беда. А вот что именно может случится, вы
узнаете, когда послушаете нанайскую сказку «Айога».

Воспитатель читает сказку, чередуя с
показом слайдов с изображением сюжетных картинок.

Воспитатель: Дети, понравилась вам сказка?

Дети: Да!

Воспитатель: Как звали девочку в этой
сказке?

Дети: Айога.

Воспитатель: Какая Айога была в сказке?

Дети: Ленивая, злая, грубая,
невоспитанная, хитрая.

Воспитатель: А какая была мама Айоги?

Дети: Добрая, трудолюбивая, справедливая.

Воспитатель: А какая была соседская
девочка?

Дети: Доброй, отзывчивой, внимательной, послушной,
вежливой, ласковой.

Воспитатель: Как вы думаете, почему мама
Айоги отдала лепешку соседской девочке?

Дети: Мама Айоги очень переживала, что у
нее растет такая дочка. Она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение,
извинилась перед родителями.

Воспитатель: Правильно ли поступила мама
Айоги?

Дети: Да, мама поступила по
справедливости.

Воспитатель: Дети, кто же виноват в том,
что Айога превратилась в гуся?

Дети: Айога.

Воспитатель: Как вы думаете, кому из
героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками»?

Дети: соседской девочке.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какой
должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку?

Дети: Доброй, вежливой, ласковой,
внимательной.

Воспитатель: А в наше время встречаются
люди, которые любуются только собой и не замечают никого вокруг?

Дети: Да.

Воспитатель: В этой сказке девочка Айога
превратилась в гуся. А что может случится с таким человеком в реальной жизни?

Дети: Такого человека ждет одиночество.

Воспитатель: Дети, придумайте каждый из
вас продолжение сказки, только со счастливым концом.

Воспитатель: Дети, а сейчас я предлагаю
вам поиграть в игру «Назови лишнее слово». Я вам буду называть ряд слов, а вы
определите, какое слово в этом ряду лишнее. Почему оно не подходит к остальным
словам и объясните почему.

Игра «Назови
лишнее»:

1.    Радость, грусть, веселье, счастье.

2.    Внимательность, забота, злость, доброта.

3.    Жадный, добрый, заботливый, щедрый.

4.    Лживый, справедливый, воспитанный,
честный.

5.    Аккуратный, смелый, трудолюбивый, ленивый.

Воспитатель: Сегодня вы познакомились с
нанайской сказкой «Айога». Как вы считаете, что делает красивым человека и что
же важнее: внешность человека или его внутренние качества? Чему учит эта
сказка?

Воспитатель выслушивает ответы нескольких
детей.

Воспитатель: Сегодня вы все молодцы,
каждый из вас усвоил урок этой сказки и я уверенна, что никто не повторит
ошибки девочки Айоги. Ну а сейчас давайте попрощаемся друг с другом. Я
предлагаю встать всем в круг и взяться за руки.

Дети с воспитателем встают вкруг, и
берется за руки.

Воспитатель читает стихотворение:

Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло!

Список
используемой литературы:

1.    В.В. Гербова, «Занятия по развитию речи в
старшей группе детского сада»  Планы занятий.

2.    Любина Г.А. Развитие речи дошкольников в
общении: пособие для педагогов дошк.учреждений.- Мн. Нар. Асвета, 1999.

3.    «Развитие речи. Конспекты
занятий с детьми старшего дошкольного возраста», сост. Л.Е.Кыласова. –
Волгоград: Учитель, 2007.

6

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитии речи в старшей группе

на тему: «Завершение работы над сказкой «Айога».

Образовательная область: Речевое развитие.

Раздел: Развитие речи.

Тема: Обучение рассказыванию.

Цель: приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя.

Задачи:

Образовательные: 

1. Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина).

2. Формирование умения внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию. 
        3. Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения. 
        4. Расширение лексико – грамматических возможностей. 

Воспитательные: 

1. Воспитание интереса к художественной литературе. 

2. Поощрение желания помочь, сопереживать. 

3. Формирование способности к коллективному анализу. 

      4. Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним;

        5. Закрепление умения отстаивать свое мнение. 
        6. Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости.

Развивающие: 
        1. Активизация и обогащение словаря детей за счет глаголов и прилагательных. 
        2. Закрепление умения правильно сочетать существительное с прилагательным в роде, числе, падеже. 
        3. Развитие творческих способностей, зрительного и слухового внимания. 
        4. Развитие вариативного мышления, умение использовать полученные ранее знания. 

Методы и приемы работы: беседа, обсуждение, чтение стихотворения, чтение сказки «Айога», сопровождающееся показом слайдов, игра.  

Оборудование и материалы: игрушка солнышко, зеркало, картинка куклу в нанайском костюме, компьютер и проектор, презентация сказки, цветы по количеству детей, запись музыки.

Предварительная работа: презентация «Знакомство с жизнью нанайского народа», рассматривание картинок, рассказ воспитателя о жизни и традиция нанайского народа, чтение сказки «Айога» (частично), домашнее задание «Пересказать сказку кому-либо из взрослых и совместно завершить ее».

Скачать файл:
 
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_na_temu_zavershenie_raboty_nad_skazkoy_ayoga_st.gr_._2018.docx 29.19 КБ

Воспитатель включает спокойную музыку и предлагает детям встать в круг. Воспитатель показывает игрушку солнышко и читает стихотворение.

— Доброе утро! – птицы запели.

— Добрые люди, вставайте с постели!

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по домам!

И к нам солнышко заглянуло –

Доброе, ласковое, нежное!

Воспитатель: ребята, давайте поприветствуем друг друга ласково. Для этого можно поиграть в игру. Правила этой игры такие: вы передаете друг другу игрушку солнышко, при этом говоря ласково имя ребенка, которому передается солнышко

Воспитатель: Я тоже очень люблю сказки. Мы с вами читали много разных сказок. Какие сказки вы знаете?

Воспитатель: Молодцы, дети, много сказок знаете! И сегодня мы познакомимся с еще одной сказкой. Это нанайская сказка «Айога».

Воспитатель читает сказку, чередуя с показом слайдов с изображением сюжетных картинок.

Воспитатель: Дети, понравилась вам сказка?

Воспитатель: Какая Айога была в сказке?

Воспитатель: А какая была мама Айоги?

Воспитатель: А какая была соседская девочка?

Воспитатель: Как вы думаете, почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке?

Воспитатель: Правильно ли поступила мама Айоги?

Воспитатель: Дети, кто же виноват в том, что Айога превратилась в гуся?

Воспитатель: Как вы думаете, кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками»?

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку?

Воспитатель: А в наше время встречаются люди, которые любуются только собой и не замечают никого вокруг?

Воспитатель: В этой сказке девочка Айога превратилась в гуся. А что может случится с таким человеком в реальной жизни?

Воспитатель: Дети, придумайте каждый из вас продолжение сказки, только со счастливым концом.

Воспитатель: Дети, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Назови лишнее слово». Я вам буду называть ряд слов, а вы определите, какое слово в этом ряду лишнее. Почему оно не подходит к остальным словам и объясните почему.

Игра «Назови лишнее»:

Радость, грусть, веселье, счастье.

Внимательность, забота, злость, доброта.

Жадный, добрый, заботливый, щедрый.

Лживый, справедливый, воспитанный, честный.

Аккуратный, смелый, трудолюбивый, ленивый.

Воспитатель: Сегодня вы познакомились с нанайской сказкой «Айога». Как вы считаете, что делает красивым человека и что же важнее: внешность человека или его внутренние качества? Чему учит эта сказка?

Воспитатель выслушивает ответы нескольких детей.

Воспитатель: Сегодня вы все молодцы, каждый из вас усвоил урок этой сказки и я уверенна, что никто не повторит ошибки девочки

  • Забостовка или забастовка как пишется правильно
  • Заборы покрашены как пишется правильно
  • Заборы крашены как пишется правильно
  • Заболоцкий сказка о кривом человечке читать полностью
  • Заболоцкий сказка о кривом человечке читательский дневник