Зависть в сказке о рыбаке и рыбке

«Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина невероятно поучительна и мудра. Стихотворная форма, высокий литературный язык, легкий слог искусно сочетаются с простонародным сюжетом. Еще одна особенность этой сказки заключается в ее морали. Человек всегда должен делать выбор в пользу добра – такова главная мысль этого произведения.

Сказка о старике и золотой рыбке

Краткое содержание

Приступая к анализу произведения, необходимо упомянуть о его содержании.

Сюжет сказки начинается с описания жизни старика и старухи. Бедная землянка на берегу моря и разбитое корыто – все, что нажили старики. Старик занимался ловлей рыбы, а старуха пряла пряжу. Однажды старику попалась золотая рыбка, говорящая человеческим голосом. Вопреки предложению рыбки, старик не стал брать с нее откуп и отпустил. Дома его разбранила старуха за то, что он не попросил хотя бы корыто. Старику пришлось возвратиться к морю и выполнить веление старухи.

Старик из сказки о золотой рыбке

Получив корыто, старуха на этом не успокоилась. Она пожелала новую избу, затем захотела стать столбовою дворянкой, а после – царицей. Вскоре старуха потребовала статуса морской владычицы с рыбкой в качестве прислуги. Сказка заканчивается печально: разгневанная рыбка отбирает у стариков все, и старуха вновь сидит у землянки с разбитым корытом.

Как выполнять анализ произведения

  • Очень важно обращать внимание ребенка не только на сюжет, но и на характер и поступки героев произведения.
  • Обязательно нужно делать выводы, сказать о том, что хорошо, а что плохо.
  • Анализируя произведение, важно ориентироваться не только на саму суть, но и на отдельно взятые эпизоды.

Сказка о золотой рыбке Пушкин

Характеры героев сказки

Важно упомянуть, какой был старик: добрый, милосердный, покорный, бесхитростный, неприхотливый. Он сразу же отпустил рыбку, не воспользовавшись шансом загадать желание.

Старуха, наоборот, была очень жадная, эгоистичная, злая, не способная сострадать. Ей совсем не жаль старика, она поступает только в угоду своим интересам. Став царицей, она его немедленно выгоняет в штыки – этот факт говорит о том, что она не способна ни к любви, ни к взаимопониманию. Она весьма недальновидна и глупа, поскольку считала, что ее поведение не повлечет никаких негативных последствий.

Старушка и старик из сказки о золотой рыбке

Выводы: чему учит сказка?

  • Важно не быть жадным в своих желаниях, уметь вовремя остановиться. Жажда богатства застилает глаза, делает сердце жестоким. Деньги не являются критерием счастья. Старуха раз за разом становилась злее и злее, несмотря на исполнение всех ее желаний, счастья не было.
  • Нужно уметь быть благодарным за то, что имеешь. Это – ключ к обретению гармонии в душе и взаимоотношениях с окружающими. Только тот, кто благодарен, сможет почувствовать счастье и удовлетворение.
  • Плохая привычка – любить все даровое. Оно портит характер, приучает к безделью, отбивает желание что-то делать самому. Постоянное получение без отдачи прививает человеку потребность паразитировать на других, использовать их в своих интересах.
  • Нельзя отдавать власть самодуру, даже если этот человек – твоя жена. Старик, несмотря на то, что ничего не решал, а только подчинялся, пострадал вместе со своей женой, несмотря на свое благодеяние. Бездеятельное созерцание чужих плохих поступков так же вредно, оно расценивается как соучастие.
  • Нельзя бездумно рисковать, испытывать терпение Судьбы. Раз за разом плохие поступки могут проходить безнаказанно, однако однажды жизнь спросит за все сполна.

Сказка Пушкина о рыбаке и рыбке

Вывод

Таким образом, «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина имеет весьма глубокое содержание. Это интересное и поучительное произведение учит детей правде жизни.

Сегодня, я хочу поговорить о замечательной, мудрой и таинственной сказке, великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Все творения этого поэта наполнены глубоким смыслом и мудростью. Даже спустя столетия, его творения остаются в почете, ведь в них сокрыто столько мудрости и знаний.

Давайте попробуем рассмотреть эти сокрытые знания.

Сказка о рыбаке и рыбке

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;

Какая интересная фраза, а какой смысл, заложен внутри нее. Море является синонимом Бесконечности, Времени, Вечности. Синее море. Синий у многих является символом Вечности и что же у нас получается,  а то и получается, что жили старики у самого края Вечности или же по-другому на стыке Времен. Уже близилось Время перемен.

Можно провести аналогию, а в какое Время живем мы? Всё правильно, мы тоже живем, во Время глобальных перемен. Сейчас у нас наступил критический «час», если позволено мне так будет сказать, который решит, всё наше будущее существование. Но давайте вернемся к сказке.

Они жили в ветхой землянке

О чём это говорит нам? О  том, что практически пройдя весь свой жизненный путь старики ничего не нажили. У них всё находится в ветхости, дряхлости, старости. А далее мы видим слова:

Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

Кто-то может сказать, ну и что здесь такого? А вот что! Волшебная цифра 33, она не просто волшебна, она обладает магией. В тройке сокрыт тайный смысл «как наверху, так и внизу». Человек достигший, таких знаний получает возможность духовного роста, при условии что он будет использовать, применять их в своей жизни, и делать всё, что от него зависит, чтобы расти и развиваться дальше. В некоторой степени, тройка  это счастливый случай, удача, главное не останавливаться идти дальше.

Также мы видим в руках Стариков магические атрибуты: невод (сеть) и веретено (пряла пряжу), но они ими не пользуются в магическом аспекте, только как бытовой инструмент.

Хотела бы обратить внимание на то, что в нашей обыденной жизни нас окружают сплошь и рядом магические инструменты, но большинство людей этого даже не знают. Например: ножи — верные помощники ведьм; платки, помогающие женчинам, обрести силу; куклы, которых, вообще, никто не рассматривает как магический инструмент,  а они, Волшебные помощницы, готовы помогать каждому и абсолютно в разных жизненных ситуациях, а как же метла — помощница?

И снова возвращаемся к сказке, вот пролетело 33 года, это время духовного роста и становления человека как личности, но наши старики пока нищие. И вот:

Раз он в море закинул невод, —
Пришёл невод с одною тиной.

Тина, обычно поселяется в стоячих водах и это нам показывает застой в жизни Стариков.

Он в другой раз закинул невод, —
Пришёл невод с травой морскою.

Морские травы это жизненная форма цветковых растений, приспособившиеся к жизни на дне морей и океанов в солёной воде. Тут мы уже видим, что старик, явно «копнул» глубже  и уже зацепил живое, частичку Жизни.

В третий раз закинул он невод, —
Пришёл невод с одною рыбкой.
С непростою рыбкой, — золотою.

Вот она Жизнь! Вот она удача! Счастливый случай или Воля богов. Золотая рыбка, является символом удачи, символом исполнения любых, самых несбыточных желаний, символ воздаяния по заслугам, справедливости.

Старик 30 лет и 3 года ходил и выполнял одну и ту же работу, одни и те же действия, которые и дали плодотворный результат.

Это должно натолкнуть читателя на мысль, что повтор одних и тех же действий, обязательно принесет плод, а уж какой? Сладкий или Горький зависит от деяний человека.

Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь».
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».

Исходя из данных строк, можно сделать вывод, что поймал старик вовсе не рыбку, а кого-то более могущественного. Кто может предложить выкуп? Только тот, кто владеет такими сокровищами, богатствами. Вот и получается что не рыбка это была, а как минимум, Владычица Морская и была она Обавницей, которая приняла облик Золотой рыбки, потому и молвить могла.

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось».

Возвращение старика домой не было радостным, хотя он шёл, наверняка, счастливым. Ведь ему посчастливилось увидеть диво-дивное, говорящую рыбку. А дома старуха бранится. Здесь мы видим, что в семье нет — лада, нет счастья. И отправляет она старика за корытом.

Как часто в жизни такое бывает, человек получает шанс, возможность выбраться из ямы, ему протягивают руку помощи, а слепцы  не видят. Но вернемся к старикам. Старуха то, ничего не сделала, чтобы просить хоть что-то у рыбки, но её сварливый, злобный характер, завистливый нрав, не удовлетворен. Как это так ничего не взял? А старик наполнен мудростью, он понимает, что не он дал жизнь рыбке, не ему и забирать, вот и отпустил её в родные просторы.

Здесь стоит отметить, что запросы у старухи начались с малого , всего-то корыто, старое-то раскололось.

Расколотое корыто, говорит нам о разбитых мечтах, надеждах. Корыто — это ёмкость, для наполнения. Нельзя, конечно, сказать, что эта чаша, но всё же можно провести аналогию, пусть частичную, и мы увидим, что разбитое корыто оно пусто, его не наполнить ничем, никакими благами.

И вот первый запрос новое корыто.

Вот пошел он к синему морю;
Видит — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха.
Не даёт старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.

Хочу обратить внимание на слова, море слегка разыгралось. В данном контексте, мы видим, что море стало играть, слегка разыгралось, как автор подчеркнул лёгкость и игривость морскую. Далее старик позвал рыбку она ему ответила. Важно заметить, что старик обращается к рыбке с поклоном. Разве стал-бы человек склоняться перед рыбой? Это ещё раз нам показывает статус золотой рыбки, а также, как важно относиться с почтением и уважением к тем, кто готов и может тебе помочь. Далее рыбка ему пообещала новое корыто.

 Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ли корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».

Запросы растут, изба. Изба символ богатства и семейного тепла. «Корыта» уже мало, там надо самому всё наполнять, приносить, работать, а в «избе» уже и достаток и тепло в доме есть.

Вот пошел он к синему морю,
(Помутилося синее море.)

Как автор, красочно описал «помутилося». Давайте вспомним, когда вода становится мутною? Да, именно тогда, когда начинают «баламутить» её, песок (грязь) поднимается со дна, и уже в воде ничего не видно. Уже эти действия морской пучины, показывают нам отношения рыбки к просьбам старухи, недовольство и то, что старуха «баламутит» чистоту водной глади,своей вздорностью, рыбке  не нравится.

Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не даёт старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».
Пошёл он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичною, белёною трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.

Каково же удивление старика, шёл к землянке, а её уж след простыл. Такая красота пред очами стоит, изба со светелкой, беленою  трубою.

Труба печная, дымоход традиционный символ семейной жизни, а также связи со сверхъестественными силами. Труба считается как открытая граница, посредник между этим и потусторонним миром (взято с энциклопедии).

То есть рыбка непросто «халупу» дала. Она дала гораздо больше и дала возможности для развития и роста души.

С дубовыми, тесовыми воротами. Ворота — вход в Новую жизнь, богатую и успешную.

Дуб — высшая степень благородства и могущества. Древесина дуба очень стойкая, она не гниет в воде,  к тому же её очень трудно зажечь. Получается, что рыбка дала старикам, ещё и надежную защиту семейного счастья, семейного гнезда, но как известно «государство рушится изнутри».

 Старуха сидит под окошком,
На чём свет стоит мужа ругает:
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть чёрной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».

Запросы подросли, столбовою дворянкой желает быть.

Столбовые дворяне — потомственные дворяне знатных родов занесённые в 16-17 веках в Столбцы родословные книги.

А нам-то надоело трудиться, пусть на меня трудятся, спины гнут. А  всё-то определяют зависть и злоба. Не видит старуха добра, не видит.

Пошёл старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)

Море уже стало не спокойно, уже не играет,  уже не замутилось, нет, уже не спокойно.

 Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся; государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась;
Не даёт старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».

Как не грустно, не печально, но и тут рыбка пошла навстречу, исполнить желание вздорной старухи.

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их, за чупрун таскает.

Велико удивление старика, что же видит он, перед ним не старуха его, а дворянка. Богато одета в жемчугах,  да золотых перстнях.  И обута она и одета, и властью наделена, и слуг она своих бьёт. А давно ли сама была простолюдинкой, чернью? Да не видит сего вздорная баба.

 Говорит старик свой старухе:
«Здравствуй, барыня-сударыня дворянка.
Чай; теперь твоя душенька довольна».

Довольно интересное обращение у старика , казалось бы, перед ним жена, ан нет «барыня-сударыня». 

На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.
Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
«Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».

Запросы ещё подросли, Царицей вольною стать желает. Уж и дворянство не в радость, совсем вольною стать хочет, ни от кого не зависить, никому не подчиняться.

 Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
Осердилась пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдёшь, поведут поневоле».

Пытался старик образумить старуху, да где уж ему. Она чувствует себя дворянкой, да спорить с собой не велит. Она отдаёт приказы и угрожает, что ежели сам не пойдёт, поведут по неволе.  Выхода нет у старика.

А глупость старухи всё крепчает, маразм всё сильнее корни пускает. Да и в нашей жизни можем наблюдать, такие картины, чем больше даёшь, тем больше требуют. И берут как данность, словно так и должно быть. 

Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)

Почернело — краски сгущаются, на море не спокойно. Синее море — черным стало!

Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно; старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей»
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»
Старичок к старухе воротился.

И эту просьбу-желание, исполняет рыбка. Как не тяжело, как не больно и обидно рыбке, а всё же исполняет. Черное море, говорит нам об истинном отношении рыбки к просьбе старухи.

Что ж! пред ним царские палаты,
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, — испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица
Ну, теперь твоя душенька довольна».
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе невежа, наука:
Не садись не в свои сани!»

Вернулся старик и видит грозную царицу. Испугался. А она даже не взглянула и прогнала его. Бояре и дворяне ей прислуживают. А народ над стариком насмехается.

Вот всегда и везде, есть прихлебатели. Они как свора шакалов или стервятников, завидев жертву, кружат над нею и выжидают, когда им полакомиться. Никому невдомек, что ежели баба-то стала царицей, то старик её муж, значит царь. Где же ум  люда, да  нет его, толпа всегда остаётся толпою, охочей до наживы, «крови и зрелищ», «крови и зрелищ».

И снова возвращаемся к нашей сказке. 

Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтов служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперёк слова молвить.

Всё, «финита ля комедия», окончательно обезумев, захотелось ей стать Владычецей морскою и рыбку на посыльных иметь.

Вот идет он к синему морю,
Видит, на море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.

Ненастье на море разгулялась, всё черным-черно. Ветер носится ураганный. Волны сердитые, грозные и опасные,  время воят.

Когда человек начинает воем выть? Правильно, от боли, тоски, от глупости, от безнадежности. Так и Море «завыло» от отчаяния, о скудоумии и глупости человеческой.

Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?

Здесь старик, сам указывает, что его баба проклята. Кем? Об этом история умалчивает.

Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.

Молча ушла рыбка, лишь хвостом махнула, совершила свою магию, совершила свое деяние.

Здесь мне хочется сравнить хвост  с метлой Ведьмы. Так ведь и рыбка у нас не простая, вот и хвост у нее не простой.

Как метлой можно вмести новое, так и вымести (потерять то, что уже имеешь). Вот рыбка хвостом и плеснула и все вернулось на круги своя.

 Долго у моря ждал он ответа
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха;
А пред нею разбитое корыто.

Надежды и мечты Стариков рухнули. Жадность, злоба и зависть погубили зачатки добра. Про таких людей как старуха говорят: «палец в рот не ложи, по локоть откусит».  Старик же наоборот, в этой сказке предстает неуверенным, слабым, а порой трусливым человеком, хотя в нем видны зачатки добра и даже проскальзывают зерна мудрости. Они прожили долгую жизнь и ничего не нажили, и получив шанс подняться, не воспользовались им. Не смогли верно распорядится Дарами от Золотой рыбки.

И ушла в глубокое море, этим автор лишь подчеркнул разноуровневый статус между людьми и Богами (Силами). А старики так и остались у самого синего моря, у кромки. Они не перешагнули рубеж, остались там где и были в ветхости.

Все истинные знания сокрыты в глубине и не каждому дано проникнуть в эти тайны.

Старикам дана была возможность изменить свою жизнь, но этого не произошло. Люди нищие духом, всегда будут тянуться вниз, им никогда не подняться над своими проблемами. Люди не хотят сами что-либо делать, для своего роста и развития, им хочется вылезть за счёт кого-то и неважно кто это будет: другой человек, Бог или иные Силы.

Сказка очень поучительна и раскрывает суть людей и их проблемы изнутри.  В данной сказке зависть, злоба и глупость убили всё то прекрасное, что могли иметь Старики.

Часто люди за бытийностью своего существования не видят счастливых возможности подняться над своими проблемами.

Есть прекрасные пословицы: «Не плюй в колодец, пригодится, воды напиться!»,  «не кусай руку кормящего тебя».

Как жаль, что и в современном мире, мы видим все те же проблемы человечества, которые были подняты в данном произведении. Это говорит лишь о том, что Время течет, а люди не меняются, но независимо от людей, чтобы они не делали, смена Времён неизбежна. Она уже на пороге. И входить в Ворота нового Времени или остаться в забвении, выбирает, каждый человек самостоятельно.

Сказки А. С. Пушкина являются примером того, как простонародный сюжет может стать шедевром высокого литературного языка. Поэт сумел в стихотворной форме передать не только характеры героев, но и обязательное условие любого подобного повествования – поучение, то есть то, чему учит сказка. «О рыбаке и рыбке» – это сюжет о человеческой жадности. Сказка «О царе Салтане» о том, что зло и коварство наказуемы, а побеждает всегда добро. Так в сюжетах всех сказок, написанных поэтом.

Краткое содержание произведения

Когда учителя объясняют школьникам, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке» (2 класс), они опираются на сюжет произведения. Это правильно, так как дети должны понимать, какие основные категории движут поступками людей: добро и зло, щедрость и жадность, предательство и прощение, и многие другие. Сказки помогают детям разобраться в них и сделать правильный выбор в пользу добра.

В сказке о Золотой рыбке сюжет начинается с того, что на берегу синего моря жили-были старик со старухой. Он ловил рыбу, она пряла пряжу, но лачуга у них старая и даже корыто разбитое.

чему учит сказка о рыбаке и рыбке

Старику повезло поймать Золотую рыбку, которая взмолилась вернуть ее в море и даже предложила за себя откуп.

Добрый рыбак отпустил ее, но старухе его благородный поступок был не по нраву, вот и потребовала, чтобы он вернулся к морю и попросил у рыбки хотя бы корыто. Старик так и сделал. Рыбка дала то, что пожелала старуха, но той захотелось большего – новую избу, затем быть столбовою дворянкой, потом свободной царицею, пока не решила стать Владычицей, у которой сама рыбка на посылках.

Мудрая рыбка выполняла просьбы старухи, пока та не потребовала невозможного. Вот и осталась старуха вновь у разбитого корыта.

Дети, читая об истории старика, понимают, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина. Власть и богатство каждый раз изменяли старуху, делая ее все злее. Школьники делают правильный вывод, что жадность наказуема, и можно вновь остаться ни с чем.

Сам автор вкладывал в свою сказку более глубокий смысл, особенно если учесть, что лежит в его основе.

Сказка братьев Гримм

Если взять за основу философские категории того, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке», анализ следует начинать со сказки братьев Гримм. Именно с их историей о жадной старухе, которая, начиная желать с малого, дошла до того, что захотела стать Римским папой, был знаком поэт.

Вроде бы в сюжете поучительного рассказа обычная человеческая жадность, но если обратить внимание на символизм, заложенный в ней, то, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке», приобретает совершенно другой смысл. Как оказалось, братья Гримм, а за ними и Пушкин, далеко не первые, кто использовал эту тему.

Ведическая мудрость

В древнем индийском трактате Матсья-пурана она изложена в виде аллегории. Например, старик в ней – это настоящее «Я» человека, его душа, которая находится в состоянии покоя (нирваны). В сказке Пушкина рыбак именно таким и предстает перед читателями. Он 33 года живет со старухой в лачуге, ловит рыбу и его все устраивает. Это ли не признак просветления?

чему учит сказка о рыбаке и рыбке ответы

Вот чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке»: истинное предназначение человека – быть в ладу со своей душой и окружающей реальностью. Старик прекрасно справлялся с огромным и полным соблазнов материальным миром, который символизирует синее море.

Он забрасывает невод со своими желаниями в него и получает то, что ему нужно на день насущный. Другое дело – старуха.

Старуха

Она олицетворяет человеческий эгоизм, который никогда не бывает полностью доволен, а значит, не знает, что такое счастье. Эгоизму хочется потреблять как можно больше материальных благ. Именно поэтому, начав с корыта, старуха вскоре захотела властвовать над самой рыбкой.

чему учит сказка о рыбаке и рыбке анализ

Если в древнем трактате ее образ – это символ отречения человека от своей духовной природы в пользу ложного сознания и материального мира, то у Пушкина – злое эгоистическое начало, которое заставляет старика (чистую душу) потакать ее прихотям.

У русского поэта очень хорошо описана покорность души перед эгоизмом. Старик каждый раз ходит на поклон к Золотой рыбке с новым требованием от старухи. Символично, что море, которое является прообразом огромного материального мира, каждый раз становится все более грозным. Этим Пушкин показал, насколько велик отрыв чистой души от ее предназначения, когда она с каждым разом все глубже погружается в пучину материальных благ.

Рыбка

В ведической культуре рыбка олицетворяет Бога. Не менее могущественна она и в произведении Пушкина. Если задуматься, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке», ответы будут очевидны: ложная эгоистическая оболочка не может дать человеку счастья. Для этого ему нужны не материальные блага, а единство души с Богом, которое проявляется в гармоничном состоянии покоя и получения радости от бытия.

чему учит сказка о рыбаке и рыбке пушкина

Трижды является рыбка к старику, чтобы выполнить эгоистические желания, но, как оказалось, наполнить ложную оболочку не может даже морская волшебница.

Борьба духовного и эгоистического начала

Об этой борьбе написано немало философских, религиозных, художественных и психологических книг. Оба начала – чистая душа (в сказке Пушкина старик) и эгоизм (старуха) ведут борьбу между собой. Поэт очень хорошо показал, к чему приводит покорность и потворство эгоистическим желаниям.

Его главный герой даже не пытался сопротивляться старухе, а каждый раз покорно ходил к рыбке на поклон с новым требованием от нее. Александр Сергеевич как раз и показал, к чему приводит подобное попустительство собственному эгоизму, и чем заканчиваются его ложные, ненасытные потребности.

Сегодня фраза «остаться у разбитого корыта» применяется на бытовом уровне, когда говорят о человеческой жадности.

чему учит сказка о рыбаке и рыбке 2 класс

В философии ее смысл много шире. Не материальные блага делают людей счастливыми. Поведение старухи говорит об этом. Только она стала столбовой дворянкой, как пожелала быть царицею, а дальше – больше. Она не излучала счастье и довольство с появлением новых видов власти и богатства.

Вот чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке»: помнить о душе, что она первична, а материальный мир вторичен и коварен. Сегодня человек может быть у власти, а завтра станет нищим и безвестным, как старуха у того злополучного корыта.

Так детская сказка русского поэта передает глубину извечного противоборства между эго и душой, о которой люди знали еще в далекой древности.

  • Заброшенный лагерь лесная сказка
  • Забирают ли телефоны на итоговом сочинении
  • За что командир похвалил солдата в сказке солдатская шинель
  • За что был наказан рыба кит в сказке конек горбунок
  • Жестяной как пишется н или нн