Завязка сказки гуси лебеди

«Гуси лебеди» — анализ русской сказки

  

«Гуси лебеди» — анализ русской сказки

 
Тема: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

Идея: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?

Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей. Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку.

Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

Герои «Гуси-лебеди»:

1.Братец
2.Сестрица
3.Печка, речка и яблонька — чудесные помощники
4.Баба Яга
5.Гуси-Лебеди

Особенности композиции сказки «Гуси-лебеди»

Начало сказки традиционное:
Зачин (Жили – были….) Экспозиция (наказ родителей)
Завязка (брата похищаю гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата)
Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги)
Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом)

Сказка очень динамичная, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться: «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.

В сказке используется прием олицетворение неодушевленного мира: Печка сказала; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала.

Традиционным для русской сказки является и использование числа три – три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома.

Читать сказку Гуси-лебеди
Читать другие русские народные сказки
   

Анализ сказки «Гуси лебеди»

На чтение 2 мин Обновлено 30 июня, 2020

Анализ сказки «Гуси лебеди» — тема, идея, жанр, кто главные герои произведения, чему учит сказка «Гуси-лебеди».

Содержание

  1. «Гуси лебеди» анализ сказки
  2. Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?
  3. Герои сказки «Гуси-лебеди»:
  4. Особенности композиции сказки:

«Гуси лебеди» анализ сказки

Жанр — сказки

Тема: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

Идея: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

Главная мысль: нужно ответственно относиться к поручениям взрослых.

Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?

Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.

Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

Герои сказки «Гуси-лебеди»:

  • Братец
  • Сестрица
  • Печка, речка и яблонька — чудесные помощники
  • Баба Яга.
  • Гуси-Лебеди

Особенности композиции сказки:

  • Начало сказки традиционное: Зачин (Жили – были….)
  • Экспозиция (наказ родителей)
  • Завязка (брата похищаю гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата)
  • Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги)
  • Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом)

Сказка очень динамичная, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться: «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.

В сказке используется прием олицетворение неодушевленного мира: Печка сказала; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала.

Традиционным для русской сказки является и использование числа три – три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома.

 Анализ сказки «Гуси-лебеди» в вопросах и ответах

  1. Есть ли в сказке присказка? Нет. Есть зачин.
  2. Какое событие является завязкой действия в волшебной сказке?

Брата похищают гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата.

Какой запрет нарушается в сказке и кто и почему его нарушает?

Сестра нарушила запрет «не ходить со двора», она забыла, что ей наказывали родители

  1. Определите конфликт в сказке.

Конфликт в сказке происходит между Бабой-Ягой и детьми, между добром и злом.

  1. Найдите, как обозначаются в сказке место действия и ход времени, внешность персонажей? Почему сказка не дает подробных описаний?

Точное место действия в сказке не обозначено, но учитывая, что говорится о близости леса, речки, «яблочко лесное» можно подумать, что действие происходит в сельской местности. Скорее всего, события разворачиваются в течение дня (в начале сказки родители ушли на работу, в конце – вернулись)

  1. Дайте характеристику «нашего» и «тридевятого» царств. Чем «наш» мир отличается в сказке от «того» мира? Как сказка показывает, что герой уже оказался в «ином» мире?

          «Наше» царство – это быт (родители уходят на работу, девочка гуляет, братец сидит на травке)

«Тридевятое» царство встречается девочке во время поисков брата (волшебная речка, говорящие печь, яблонь, ёжик; баба-яга, избушка на курьей ножке, Гуси-лебеди)

  1. Охарактеризуйте героя сказки. Какие типы героя и героини представлены в сказке?

Главная героиня – девочка, скорее всего она старше своего брата, т.к. именно её родители попросили присмотреть за ним. В начале сказки она легкомысленная (оставила братца одного), капризная (не желавшая даров речки, печки и яблоня), но всё же добрая и смелая (отправилась на поиски), коммуникабельная (спрашивала не видал ли кто Гусей-лебедей)

  1. Передаются ли в сказке переживания героев?

«Ахнула, кунулась туду-сюда – нету!

Она его кликала, слезами заливалась, причитывала…»

  1. Проследите, что герой сказки делает сам? Какие качества героя проявляются в его поступках?

Девочка сама принимает решение отправиться на поиски брата, сама вызволяет его от бабы-яги.

Здесь проявляются такие качества, как храбрость, ответственность.

  1. Чего добивается герой сказки и как ему это удается?

Девочка находит братца  и помогают ей в этом сказочные персонажи (печь, яблонь, речка, ёжик)     

  1. Кто в сказке становится врагами героя (героини): потусторонние существа или родные?

Враги гуси-лебеди, баба яга – потусторонние персонажи.

  1. Как сказка создает образы противников героя?

В сказке даётся их описание: «Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали», «баба-яга, морда жилиная, нога глиняная»

  1. Кто становится помощником героя? Объясняет ли сказка, почему это происходит?

Помощники печь, яблонь, речка, ёжик. Этим персонажам, кроме ежа тоже нужна помощь, поэтому они помогают девочке.

  1. Почему герой не может одержать победу над злом самостоятельно?

«Один в поле не воин» Вместе всегда легче преодолевать трудности.

  1. Какую функцию выполняет в сказке Баба-яга?

Баба-яга антагонист, с помощью гусей-лебедей похищает братца.

  1. Проследите, как нарастает напряжение в повествовании. Какой эпизод является кульминационным?

Гуси-лебеди унесли братца, отчаяние, поиск. Кульминация – девочка находит братца у бабы-яги.

  1. Как разрешается конфликт в сказке?

Сказочные персонажи помогают девочке и братцу спрятаться от гусей-лебедей и добраться до дома. Добро победило зло.

  1. Найдите в сказке пословицы. Какова их роль?

В этой сказке нет пословиц.

  1. Что такое «сказочные формулы»? Приведите их примеры. Когда и в каких целях они употребляются?

Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы:

  • «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины;
  • «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы;
  • «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало» — сказочная концовка, финал;


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Основой подготовки учителя начальных классов к выразительному чтению любого произведения на уроках литературного чтения в начальной школе является анализ произведения.

Русская народная сказка «Гуси-Лебеди» изучается на уроке литературного чтения во втором классе по программе «Школа России»[2].

Для того чтобы прочитать выразительно данное произведение, мы предлагаем анализ элементов содержания и формы сказки, на базе которых необходимо строить выразительное чтение.

Идея сказки «Гуси-Лебеди» – ничто не заменит дом родной, родных и близких. Восхваляется добро, находчивость, смекалка. Сказка построена на образах положительных и отрицательных героев. Положительными являются следующие герои: Машенька, печка, яблоня, молочная река, мышка, братец, мать и отец. Машенька – девочка смелая, отважная, не послушная, любит своего брата, умеет исправлять свои ошибки, наделена высокими моральными качествами, благодаря которым ей помога­ют волшебные герои сказки. Печка – помогла Машеньке, спасла от гусей-лебедей (в сказке обладает речью). Яблоня – помогла Машеньке, спасла от гусей-лебедей (в сказке обладает речью). Молочная река – помогла Машеньке, спасла от гусей-лебедей (в сказке обладает речью). Мышка – добром отвечает на добро, помогла Машеньке. Братец – спокойный. Мать – мудрая. Отец – мудрый. Отрицательными героями являются: баба-яга и гуси-лебеди. Баба-яга – злая, хитрая, страшная. Гуси-лебеди – злые, помощники бабы-яги. Сюжет – в сказке рассказывается о том, как Гуси-лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась на улице, потом она бросилась его спасать и спасла. Построение сюжета: зачин – «Жили мужик да баба», экспозиция – «Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей…», завязка – «Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях», кульминация – «В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками», развязка – «Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли». Задачасказка учит детей любить свой родной край, своих родных, близких. Учит исполнять обещания, верить в добро, помогает в формировании нравственных ценностей. Сказку можно разделить на эпизоды:

Наказ родителей (показать детям, что мать и отец мудрые);

Кража братика (заинтересовать детей, вызвать тревогу за судьбу брата);

Обнаружила пропажу брата (уточнить какие действия происходят);

Узнала, кто похитил брата (уточнить какие действия происходят);

Сестрица бросилась догонять гусей-лебедей (показать детям какой решительностью и смелостью обладает Машенька и как сильно любит она своего братца);

Беседа с печкой (показать, что печка положительный герой сказки);

Беседа с яблоней (показать, что яблоня положительный герой сказки);

Беседа с молочной рекой (показать, что молочная река положительный герой сказки);

Помощь мышки (показать, что мышка положительный герой сказки);

Встреча с избушкой и помощь братцу (показать детям какой решительностью и смелостью обладает Машенька)

Помощь сестрице и братцу от молочной реки (уточнить какие действия происходят);

Помощь сестрице и братцу от яблони (уточнить какие действия происходят);

Помощь сестрице и братцу от печки (уточнить какие действия происходят);

Возвращения домой (порадовать благополучным исходом).

В сказке присутствуют слова непонятные детям. Обратимся к словарю, размещенному в конце учебника, для того чтобы объяснить значения этих слов.

Причитывала – причитать: плакать, приговаривать, жалуясь на что-нибудь;

Куде́ль – пучок льна приготовленный для пряжи;

Веретено – приспособление для получения нити из шерсти;

Устьице – отверстие в печи.

Ниже представлен текст сказки, в котором отражены основные позиции, необходимые при выразительном чтении произведения с учетом проделанного выше анализа.

В тексте использованы следующие условные обозначения:

Жирный шрифт – логические ударения;

Курсивным шрифтом обозначается текст, который нужно читать так, как указано в скобках;

/ – пауза;

// – долгая пауза;

↓ – понижение голоса;

↑ – повышение голоса.

(Зачин) Жили мужик да баба./ У них была дочка да сынок маленький./

(Ласково)— Доченька,↓/ — говорила мать,/ (ласково, но с наказом) — мы пойдем на работу, береги братца!↑ Не ходи со двора,/ будь умницей/ — мы купим тебе платочек./

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла,/ что ей приказывали: /посадила братца на травке под окошко, /сама побежала на улицу,/заигралась,/ загулялась./

(Читаем так, чтобы вызвать тревогу за судьбу братца) Налетели↑ гуси-лебеди,/ подхватили↑ мальчика,/ унесли↑ на крыльях.↓/

Вернулась девочка, /глядь /— братца нету!↑/ Ахнула,кинулась туда-сюда — нету!↑/

(Читаем так, чтобы вызвать жалость) Она его кликала/, слезами заливалась,/ причитывала, что худо будет от отца с матерью,/ — братец не откликнулся.↓/

Выбежала она в чистое поле и только видела:/ метнулись вдалеке гуси-лебеди /и пропали за темным лесом./ Тут она догадалась, /что они унесли ее братца:/ про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили./

Бросилась девочка догонять их./ Бежала,/ бежала,/ увидела /— стоит печь./

(Читаем тоненьким, просящим голосом)— Печка, /печка,/ скажи, /куда гуси-лебеди полетели?/

Печка ей отвечает:/

(Читаем добрым голосом) — Съешь моего ржаного пирожка /— скажу./

(Тоненьким голосом и немного быстрым тоном)— Стану я ржаной пирог есть!↑ У моего батюшки и пшеничные не едятся…/

Печка ей не сказала./ Побежала девочка дальше/ — стоит яблоня./

(Читаем тоненьким, просящим голосом)— Яблоня,/ яблоня,/скажи,/ куда гуси-лебеди полетели?/

(Читаем добрым голосом)— Поешь моего лесного яблочка /— скажу./

(Тоненьким голосом и немного быстрым тоном)— У моего батюшки и садовые не едятся…/

Яблоня ей не сказала. / Побежала девочка дальше./ Течет молочная река в кисельных берегах./

(Читаем тоненьким, просящим голосом)— Молочная река,/ кисельные берега,/ куда гуси-лебеди полетели?

(Читаем добрым голосом) — Поешь моего простого киселька с молочком /— скажу./

(Тоненьким голосом и немного быстрым тоном)— У моего батюшки и сливочки не едятся…/

Долго она бегала по полям, по лесам./ День клонится к вечеру, делать нечего/ — надо идти домой./ (Замедленно, удивленно)Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке,/ об одном окошке, /кругом себя поворачивается./

В избушке старая баба-яга прядет кудель./ А на лавочке сидит братец,/ играет серебряными яблочками./

Девочка вошла в избушку:/

(Читаем тоненьким голосом)— Здравствуй,/ бабушка!↑/

(Читаем кряхтя, низким голосом)— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?/

(Читаем тоненьким голосом)— Я по мхам,/ по болотам ходила,/ платье измочила, /пришла погреться./

(Читаем кряхтя, низким голосом)— Садись покуда кудель прясть./

Баба-яга дала ей веретено,/ а сама ушла./ Девочка прядет /— вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:/

(Писклявым голосом)— Девица,/ девица,/ дай мне кашки, /я тебе добренькое скажу./

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:/

(Писклявым голосом)— Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается./

Девочка сидит ни жива ни мертва, /плачет,/ а мышка ей опять:/

(Писклявым голосом)— Не дожидайся, /бери братца, /беги,/ а я за тебя кудель попряду./

Девочка взяла братца и побежала. /А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:/

(Читаем кряхтя, низким голосом)— Девица, прядешь ли?/

Мышка ей отвечает:/

(Писклявым голосом)— Пряду, бабушка…/

Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой./ А в избушке нет никого./ Баба-яга закричала:/

(Громко, приказным голосом)—Гуси-лебеди!↑ Летите в погоню!↑ Сестра братца унесла!↑../

Сестра с братцем добежала до молочной реки./ (Вызвать тревогу)Видит /— летят гуси-лебеди./

(Тоненьким просящим голосом)— Речка↑,/ матушка, /спрячь меня!/

(Читаем добрым голосом)— Поешь моего простого киселька./

Девочка поела и спасибо сказала./ Река укрыла ее под кисельным бережком./

Гуси-лебеди не увидали, /пролетели мимо./

Девочка с братцем опять побежала./ (Вызвать тревогу)А гуси-лебеди воротились, /летят навстречу,/ вот-вот увидят./ Что делать?/ Беда!/ Стоит яблоня…/

(Тоненьким просящим голосом)— Яблоня↑,/ матушка,/ спрячь меня!/

(Читаем добрым голосом)— Поешь моего лесного яблочка./

Девочка поскорее съела и спасибо сказала./ Яблоня ее заслонила ветвями,/ прикрыла листами./

Гуси-лебеди не увидали,/ пролетели мимо./

Девочка опять побежала. /Бежит,/ бежит,/ уж недалеко осталось./ (Вызвать тревогу)Тут гуси-лебеди увидели ее, /загоготали /— налетают,/ крыльями бьют,/ того гляди,/ братца из рук вырвут./

Добежала девочка до печки:

(Тоненьким просящим голосом)— Печка↑,/ матушка,/ спрячь меня!

(Читаем добрым голосом)— Поешь моего ржаного пирожка.

Девочка скорее — пирожок в рот,/ а сама с братцем — в печь, /села в устьице./

Гуси-лебеди полетали-полетали,/ покричали-покричали /и ни с чем улетели к бабе-яге./

Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой./

А тут и отец с матерью пришли.//

Литература

1.Базаря, О. Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/literaturno-hudozhestvenyi-analiz-ruskoi-narodnoi-skazki-gusi-lebedi.html (дата обращения 16.12.2019).

2. Климанова, Л. Ф. . Литературное чтение 2 класс [Электронный ресурс]: учебник / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. – Ч.1. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2018. – С 48-53. URL: https://znayka.pro/uchebniki/2-klass/literaturnoechtenie-2-klass-1-chastklimanovagoretskijshkolarossii/ (дата обращения 16.12.2019).

3. Чернышова, М. Анализ сказки «Гуси-Лебеди» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://znanio.ru/media/analiz_skazki_gusi___lebedi-232053 (дата обращения 16.12.2019).

logo

  • Какое событие является завязкой? Какой заапрет нарушен в сказке? Кто и почему его нарушает? все это о сказке гуси-лебеди?

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      meghanstone856

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • matematika
    Математика

    3 минуты назад

    Математика дроби помогите решить

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    3 минуты назад

    Те кто разбирается, оцените пожалуйста рассказ ( первый если что так что не судите строго)(вообще это сочинение к школе

  • geometriya
    Геометрия

    7 минут назад

    Геометрия задача 8 класс

  • geometriya
    Геометрия

    12 минут назад

    Геометрия задача 8 класс

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    12 минут назад

    Идея для выступления в лагере

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • algebra
    Алгебра

    1 час назад

    При каком значении a система имеет бесконечно много решений?

    {x+y-2z=7

    {x+ay+4z=3

    {2x+y+az=12a^2

  • psihologiya
    Психология

    1 час назад

    помогите пожалуйста придумать ПРОБЛЕМУ проекта на тему «Страх-быть отвернутым» 🙏🙏🙏❤️

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20448

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Литературоведческий анализ детского произведения

«Гуси-лебеди»

Тема: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.
Идея: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

Герои

В этой сказке есть положительный герой сестрица и отрицательный герой Баба-Яга.

Сестрица: Любит своего брата:

-Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Она его кликала- Братец не откликается.

-Стала плакать, да слезами горю не поможешь.

Храбрая: Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.

Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали;

девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять.

Умеет исправлять свои ошибки –Сама виновата, сама и найти братца должна.

Баба-Яга: Злая

В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная;

-Кликнула она Гусей-лебедей: — скорей гуси – лебеди, летите в погоню!

Сюжет

Сказка «Гуси-лебеди» рассказывает о том, как сестрицу на весь день оставили присматривать за братцем. Родители им и гостинцев пообещали, и строгий наказ дали. Что поделаешь? Ведь нянька сама еще ребенок. Усадила сестрица братца на песок с цветными камешками играть, а сама убежала к подружкам и забыла о младшеньком. Вдруг из леса вылетела стая белых гусей, слуг людоедки Яги. Они увидели беззащитного мальчика и унесли его к хозяйке.

Композиция

Традиционное начало сказки: Зачин (Жили – были….)

Экспозиция (наказ родителей)

Завязка (похищение брата Гусями – лебедями, девочка отправилась на поиски брата)

Кульминация (нашла брата у Бабы-Яги)

Сказка заканчивается традиционно: Развязка (побег из избушки и возращение домой). -А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.

Язык литературного произведения

Сказка очень динамичная, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться: «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.

В сказке используется прием олицетворение неодушевленного мира:

Печка сказала; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала.

В сказке используются закон троекратного повторения: три испытания три раза погоня гусей- лебедей. Характеристика языка: Красочный, эмоциональный, выразительный. Например: Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; «Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели?» Сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками.

«Гуси-лебеди» русская народная сказка – волшебная.

Сказка учит детей любить свой родной край, своих родных, близких. Учит исполнять обещания, верить в добро и в добрых людей, помогает в формировании нравственных ценностей.

метки:

Воробей, Лебедь, Рассказ, Константин, Произведение, Сказка, Любовь, Родитель «Гуси-лебеди» — это волшебная сказка. В ней говорится о девочке, на которую родители оставили младшего братца. Несмотря на обещания хорошенько присматривать за малышом, девочка заигралась и не увидела, как брата унесли гуси-лебеди.

Обнаружив пропажу братишки, девочка сразу смекнула, что это проделки Бабы-Яги, и бросилась спасать брата. В поисках избушки-на-курьих-ножках она встречает печь, яблоньку и молочную реку. Девочка спрашивает у них, куда полетели гуси-лебеди. Однако, каждый из этих сказочных персонажей готов помочь, только если путешественница попробует их угощения: пирожок, яблоки, молоко. Но девочка не может терять время на еду. Она бежит дальше и находит жилище Бабы-Яги.

Ведьма задумала съесть девочку, но ей удалось перехитрить Бабу-Ягу. Подхватив брата, отважная сестрица побежала домой. По приказу Яги вдогонку беглецам бросились гуси-лебеди. Укрывались дети сначала под кисельным берегом, отведав молока из молочной реки, потом под яблоней, угостившись ее плодами. Последним укрытием стала печь, накормившая путников пирогом. К возвращению родителей с работы брат с сестрой уже были дома.

В этой сказке положительный герой – девочка. Она ответственно относится к поручению родителей беречь брата. Конечно, она допустила оплошность, заигравшись с подругами. Но быстро сориентировалась и исправила ошибку. Девочка не испугалась страшной и хитрой Бабы-Яги, больших и сильных птиц. Убегая с братцем домой, она проявила мудрость, когда не стала отказываться от гостинцев, и за это воспользовалась помощью печки, реки и яблони.

Отрицательный герой в этом произведении – Баба-Яга. Она злая и кровожадная. Несмотря на свою хитрость, Яга остается в проигрыше.

Сказка считается волшебной, потому что в ней неодушевленные предметы: печка, дерево, река – разговаривают и чувствуют, как одушевленные. Избушка ходит, гуси исполняют команды.

Сказка «Гуси-лебеди» учит любить свою семью, бережно относиться к родным людям, уважать родителей. При необходимости проявлять отвагу и находчивость. Еще она учит умению ставить перед собой цель и добиваться ее, несмотря на различные преграды.

Другие сочинения: ← Анализ сказки Морозко↑ ДругиеКолобок — анализ русской народной сказки →

Сюжет

Жили-были старик со старушкой, и была у них дочка и маленький сыночек. Утром отправились они на работу и строго наказали старшей дочери не выходить со двора и следить за братцем.

41 стр., 20044 слов

Особенности использование волшебной сказки как средства формирования …

… Гипотеза исследования: определены особенности использования волшебной сказки как средства нравственного воспитания дошкольников в дошкольных образовательных организациях; осуществляется целенаправленная работа по формированию нравственных представлений у детей дошкольного возраста средствами волшебной сказки; в нравственном воспитании …

Когда родители ушли, девочка посадила брата на травку, а сама принялась играть. Она так заигралась, что совсем забыла о своих обязанностях. А в этот миг прилетели гуси-лебеди и унесли с собой маленького мальчика.

Вернулась девочка, а братца нигде не видать. Она принялась искать его, звать, но никто не отвечал ей. Посмотрела девочка на небо, и увидела гусей, которые вскоре исчезли за темным лесом. Поняла она, что это злые гуси-лебеди унесли ее брата.

Бросилась девочка в погоню. На пути повстречалась ей Печка, которая предложила съесть ржаной пирожок. Но девочка отказалась, и побежала дальше. Яблоня предложила ей полакомиться лесным яблочкам, но девочка лишь отмахнулась и побежала дальше. Впереди показалась молочная Речка с кисельными берегами. Увидев девочку, она предложила ей выпить молочка, но та отказалась.

Ежик подсказал девочке, как добраться до хижины Бабы-Яги. Там она увидела братца, схватила его и бросилась назад. Беглецов заметили гуси-лебеди, которые кинулись в погоню. Добежали брат с сестрой к речке и попросили спрятать их от злых гусей. Девочка съела молочный кисель, и речка спрятала детей. Побежали дальше – вот-вот гуси-лебеди их настигнут. Девочка съела яблочко, и добрая лесная яблоня укрыла их своими ветвями. Помогла им печка после того, как девочка съела ее пирожок.

Сестра с младшим братцем благополучно добрались домой, а тут и родители их возвратились.

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»: краткое содержание. Завязка

Давным-давно жили муж с женой. Было у них двое детей: старшая дочь Машенька и младший сын Ваня.

Как-то отправились родители в город и наказали Маше присматривать за своим братом и не уходить со двора. А за хорошее поведение обещали гостинцев.

Но как только родители уехали, Маша посадила Ваню под окошко дома на траву, а сама побежала гулять на улицу с подружками.

Но тут неизвестно откуда возникли гуси-лебеди, птицы подхватили мальчика и утащили в сторону леса.

Возвратилась Маша, смотрит — Вани нигде нет. Кинулась девочка искать брата, но нигде его не видно. Звала она Ваню, но он не отозвался. Села Маша и заплакала, но слезами горю не поможешь, и решила она отправиться на поиски брата.

Побежала девочка со двора, посмотрела вокруг. И вдруг увидела, как вдалеке пролетели гуси-лебеди, а потом скрылись в темном лесу. Поняла Маша, кто похитил ее брата, и бросилась в погоню.

Выбежала девочка на поляну и увидела печку. Попросила ту указать дорогу. Печка ответила, что расскажет, куда полетели лебеди, если Маша подбросит в нее дров. Девочка исполнила просьбу, печка сказала, куда полетели похитители. И побежала наша героиня дальше.

Сочинение на тему Моя любимая сказка Репка 5 класс

Очень добрая и поучительная история, которая воспитывает в людях доброту и чувство взаимопомощи, которые так нам необходимы в сложную минуту. Эта сказка, расскажет про одну очень дружную семью, которая объединив свои усилия, смогла преодолеть очень сложную задачу, которая одному человеку была бы не под силу, а вместе наши герои смогли свернуть горы. Все начинается с того, что старик посадил репку, но эта репка росла очень быстро, и выросла очень большой. Пришла пора ее убирать, но один наш герой не справится.

Он принимает решение: позвать всех своих родственников, которые должны ему помочь. Все очень трудно и у них ничего не получается, так как она не поддается. Последний из членов этой семьи, который им поможет, это собачка, которая так же была призвана на помощь. Именно она решила исход этого сражения, так как когда она присоединилась к этой борьбе за урожай, то сразу же все получилось.

Очень глубокий смысл, который показывает, что может сделать коллективная работа. Эта большая семья, благодаря своей сплоченности, смогла преодолеть все преграды и одержала победу. Все остались с урожаем, а юный герой поймет и запомнит одну простую истину: не имей сто рублей, а имей сто друзей, которые смогут прийти к тебе в самую сложную минуту.

5 класс

Исследование сказки о волшебных гусях

В русском народном предании виной всем бедам стала безответственность сестрицы. Если бы она старательно выполняла поручения старших, то ничего страшного не произошло. За халатностью последовало наказание, с которым девочка героический справилась.

Разбор структуры народной легенды:

  1. Завязка — мальчишку забирают к Бабе Яге волшебные птицы.
  2. Кульминация — сестричка добирается до избушки на курьих ножках, где спрятан её брат.
  3. Развязка — прибытие детей в родной дом.

Характеристика героев

Семья — главная и вечная ценность. Это центральная тема литературного произведения. В сюжете основных действующих лиц не так много, присутствует чёткое разграничение героев на положительных и отрицательных.

Персонажи сказки:

  1. Баба Яга.
  2. Гуси-Лебеди.
  3. Братец.
  4. Сестра.
  5. Волшебные помощники Речка, Печка, Яблоня.

Описание сестрицы:

  • Смелая — выбегает в открытое поле, видит, как волшебные птицы скрылись за тёмными деревьями сказочного леса. Эти пернатые давным-давно себе худую славу прижили, часто безобразничали и малышей воровали.
  • Умеет быть ответственной за свои промахи — сама проглядела, сама исправилась.

В народном творчестве часто применяется приём, когда олицетворяются неодушевлённые предметы, то есть наделяются свойствами и признаками живых существ. Например, в легенде о чудесных птицах печь умеет говорить, яблоня скрывает своими ветками от опасностей, река делится с героями необходимой информацией. Сакральное и символичное для русской культуры — это цифра три, например, трое чудесных помощников (печка, яблонька, речка).

Описание сюжета

Сказка «Гуси-Лебеди» в кратком содержании представляет собой историю о бессовестном отношении к своим обязанностям. Отец и мать оставили маленького сына под присмотром старшей сестры. Она пренебрежительно отнеслась к возложенной на неё ответственности, недоглядела, мальчишку похитили чудесные Гуси-Лебеди. Таким образом мальчик оказался в избушке Бабы Яги.

Сестрице сразу стало известно обо всём случившемся. Она поспешила возвращать пропажу. По дороге встречаются трое волшебных помощника. Во владениях Бабы Яги находится Мышка. Она надоумила девушку немедленно устроить побег. Вслед за братиком и сестричкой тут же отправились Гуси-Лебеди, чтобы вернуть их обратно. Но девочка с братом благополучно добираются до родного дома.

Зло — это Баба Яга и её волшебные птицы. Добро — маленькая сестричка, которая представляет собой русский народ. Наделена острым умом, храбростью, твёрдостью в принятии решений. Чудесные помощники предлагают своё гостеприимство и вкусные сладости (пирожки, яблоки и кисель). Им нельзя отказывать, потому что следует быть вежливыми по отношению к чужой доброте. Необходимо не бояться сложностей, так как для любых проблем есть решение. Нужно лишь посмотреть под другим углом. Любовь сестры к младшему братику спасла жизнь мальчишке.

План по сказке:

  1. Волшебные птицы крадут мальчика.
  2. Сестра отправляется на помощь.
  3. Встреча с чудесными помощниками.
  4. В избушке на курьих ножках.
  5. Прибытие домой.

Образец сочинения

Известна всем детям и взрослым сказка про девочку, которая не следила за своим братцем и его унесли птицы в избушку к Бабе Яге. Она увлекательная, так как в ней много интересных моментов, заставляющих переживать, чтобы дети благополучно вернулись домой.

Девочка оказывается очень решительной, так как не боится отправиться в лес за поиски брата, зайти в дом бабы-яги и затем убегать от погони. Она соглашается на любые условия тех, кто действительно им может помочь и, не обижая Яблоню, Печку и Речку, спасается сама и выручает своего брата.

6 стр., 2957 слов

Моя любимая сказка Царевна-лягушка 5 класс

… заслуживает. В сказках так происходит всегда. Царевна лягушка — это сказка, по сюжету которой Иван Царевич женится на лягушке, так … скромной и заботливой. При этом невесты старших братьев Ивана-Царевича, которые были хороши собою, не смогли … помощи друзей животных, Иван побеждает Кащея и возвращает Василису Прекрасную. Подробнее: «Царевна-лягушка»: краткое содержание и сюжет сказки Поэтичность сказки …

Стоит понимать, что от того, какой путь выберет человек, какими будут его поступки, зависит, как потом будут относиться другие. Оказывая помощь всем, можно стать настоящим другом и найти друзей для себя.

Примеры похожих учебных работ

Чему учит сказка «Снежная королева»: анализ произведения

… сильнее злобных сил И это — главная мысль сказки «Снежная королева». Произведение учит быть добрым, сострадательным, верным, храбрым. Только имея все … детском сердце. И что если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и извлечь из …

Мотивы русской волшебной сказки

… уже впитавшим национальный характер и ставшим его отражением в фольклоре и литературной сказке. работы: работа состоит из 6 глав, введения, заключения и списка использованной литературы. Общий объем …

Воспитание чуткости у детей через сказку

… они забьют животворными ключами …» [4. c.29]. Цель этой работы – исследовать процесс воспитания чуткости у детей на основе сказки. Задачи исследования таковы: проанализировать учебники на предмет выявления …

Древние славянские божества в русских сказках. История и вымысел

… В VI в. повелителем Вселенной признавали бога-громовержца Перуна. В договорах X в. с греками, русские … в сказочных повествованиях в соответствии со временем бытования сказки … символы проявлялись в славянском фольклоре (образы березы, сосны, рябины), в …

Отличия от оригинала

  • В оригинале гуси-лебеди уже имеют плохую репутацию. Значит, главная героиня обнаружила похищение, когда они лишь мелькнули вдалеке, и сделала вывод о преступлении.
  • В мультфильме фигурирует обычная река, а в оригинале она была молочной с кисельными берегами.
  • В оригинале главная героиня отказывала встреченным персонажам. Поэтому единственным, кто оказал ей помощь, был ёжик, а в фильме каждый новый герой содействовал счастливому финалу.
  • В оригинале (пересказ Александра Афанасьева) Баба-Яга отвлекала мальчика — дала ему играть золотыми яблочками, а не просто сидеть на лавке. В интерпретации Алексея Толстого яблоки были серебряными.
  • В фильме главная героиня сама забирает брата. В оригинале (обработка Алексея Толстого) ей помогает мышка.
  • В оригинале главной героине пришлось потом умолять речку, яблоньку и печку, чтобы они спрятали её от гусей-лебедей. В фильме наоборот — все они с радостью откликаются в благодарность за ранее оказанные услуги.
  • В мультфильме гуси-лебеди попадают в ловушку, подстроенную Машей, и обгорают в печке. В оригинале они просто не находят детей и улетают ни с чем.
  • В фильме в качестве гостинцев дети получили леденцы, а в первоисточнике в качестве гостинца была булка.

Поучительная мораль произведения

Ребята возвращаются в отчий дом до прихода с работы матери и отца. Примечательно, что родителей не заставляют переживать и горевать. Они даже не узнают о случившемся. Это необходимо отметить, ведь очень важна забота и почитание старших.

Основная идея народного предания

Финал сказки благополучный, что заставляет верить в идею победы добра над злом, во всемогущество любви, в нерушимость родственных кровных уз. История об умении благодарить, она воспитывает в подрастающем поколении доброжелательность, уважение к родителям, ответственность за собственные действия.

Сюжетная линия во всех версиях сказки «Гуси-лебеди» одинакова, а детали пересказа могут быть различны в зависимости от региона. Это произведение относится к классу фольклора. Здесь присутствуют типичные мистические злодеи и другие основные персонажи из мира магии.

В народной сказке «Гуси-Лебеди» главная мысль в том, что доброта и храбрость всегда вознаграждаются. Ребёнок после ознакомления со сказочной историей о волшебных птицах понимает, что запреты папы и мамы необходимо исполнять, иначе быть беде, где спасаться придётся самостоятельно.

При анализе сказки конфликтов в художественном произведении два: внутренний и внешний. Внутренний: необходимость девочки меняться и расти над собой, что поможет преодолеть испытания. Внешний: противостояние добрых сил и сил зла, любящая семья и злая Баба Яга. Сказка — трансформация народной легенды. В этих произведениях фантастические герои находятся в невероятных ситуациях.

Главная функция народного творчества — воспитательная и развлекательная. Показываются нравственность и глубокая мудрость русских людей.

Народные предания сочинялись нашими мудрыми предками, длительно передавались устно из уст в уста от старшего поколения младшему, потому что письменность была составлена значительно позднее.

Нравственные уроки

Родительское наставление следить за младшим братом было нарушено, что повлекло вслед за собой драматические события для провинившейся. Если упростить «Гуси-Лебеди» до краткого пересказа, то это художественное произведение представляет традиционную народную страшилку, которая повествует о том, что при ослушании родителей злодей может унести к себе в логово. Звать на помощь некого, придётся спасаться самостоятельно.

Также наесться плодов яблони и утолить жажду у берегов реки — это необходимые действия для выживания во власти природы на большом расстоянии от других людей. Так можно спастись от голодной смерти. Печка, возможно, является символом огня, в котором крайне нуждается человек для того, чтобы оградить себя от хищников и в тёмное время суток оставаться в тепле.

Сказки появились более двух тысяч лет тому назад. Приятно окунуться в чтение литературных рассказов, где предстаёт перед читателем удивительный фантастический мир с его тайнами и загадками. Они формируют моральные качества, учат добру и справедливости. Сколько на страницах сказок мудрости и рассудительности!

И в современном мире необходимо быть осмотрительным и ответственным, чтобы неприятности и невезение не похитили что-то ценное и значимое.

Над фильмом работали

  • Сценарий: Иван Иванов-Вано, Александра Снежко-Блоцкая
  • Текст песни Александра Коваленкова
  • Режиссура: Иван Иванов-Вано, Александра Снежко-Блоцкая
  • Художники-постановщики: Лев Мильчин, Надежда Строганова
  • Композитор: Юрий Никольский
  • Оператор: Николай Воинов
  • Звукооператор: Николай Прилуцкий
  • Технические-ассистенты: В. Свешникова, В. Шилина
  • Художники-декораторы: Валентина Нечаева
  • Галина Невзорова
  • Вера Роджеро
  • Ирина Троянова
  • Дмитрий Анпилов
  • Монтажница: Нина Майорова
  • Художники-мультипликаторы:
      Владимир Арбеков
  • Александр Беляков
  • Ламис Бредис
  • Дмитрий Белов
  • Борис Бутаков
  • Владимир Данилевич
  • Константин Малышев
  • Фаина Епифанова
  • Кирилл Малянтович
  • Лев Попов
  • Борис Степанцев
  • Фёдор Хитрук
  • Татьяна Фёдорова
  • Татьяна Таранович
  • Роли озвучивали:
      Вера Орлова
  • Мария Бабанова — речка
  • Георгий Милляр — ёжик
  • Над фильмом работали

    • Сценарий: Иван Иванов-Вано, Александра Снежко-Блоцкая
    • Текст песни Александра Коваленкова
    • Режиссура: Иван Иванов-Вано, Александра Снежко-Блоцкая
    • Художники-постановщики: Лев Мильчин, Надежда Строганова
    • Композитор: Юрий Никольский
    • Оператор: Николай Воинов
    • Звукооператор: Николай Прилуцкий
    • Технические-ассистенты: В. Свешникова, В. Шилина
    • Художники-декораторы: Валентина Нечаева
    • Галина Невзорова
    • Вера Роджеро
    • Ирина Троянова
    • Дмитрий Анпилов
  • Монтажница: Нина Майорова
  • Художники-мультипликаторы:
      Владимир Арбеков
  • Александр Беляков
  • Ламис Бредис
  • Дмитрий Белов
  • Борис Бутаков
  • Владимир Данилевич
  • Константин Малышев
  • Фаина Епифанова
  • Кирилл Малянтович
  • Лев Попов
  • Борис Степанцев
  • Фёдор Хитрук
  • Татьяна Фёдорова
  • Татьяна Таранович
  • Роли озвучивали:
      Вера Орлова
  • Мария Бабанова — речка
  • Георгий Милляр — ёжик
  • Развязка произведения

    «Гуси-лебеди», сказка, краткое содержание которой мы здесь излагаем, подходит к концу. Бежит Маша с братом и видит, что настигают их птицы. Тогда она кинулась к речке и попросила ту укрыть их. Спрятала их речка, и пролетели мимо преследователи, ничего не заметили.

    И снова бегут дети, недалеко до дома осталось. Но тут птицы снова заметили беглецов. Норовят вырвать братца из рук. Но тут Маша заметила печку, в которой и укрылась с Ванюшей. Не смогли гуси-лебеди добраться до детей и вернулись обратной к Бабе-яге.

    Выбрались брат с сестрой из печки и побежали домой. Здесь Маша умыла и причесала Ваню, посадила на лавку, рядом сама присела. Вскоре вернулись родители и привезли детям гостинцы. Ничего им не рассказала дочка. Так ни с чем остались гуси-лебеди.

    Сказка (краткое содержание это подтверждает) относится к так называемым волшебным. Для подобных произведений характерно присутствие магического злодея (Баба-яга в нашем случае) и волшебных помощников (печка, яблонька, речка, ежик).

    Тема: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

    Идея: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

    Баба-яга

    Продолжает Маша узнавать, куда полетели гуси-лебеди. Сказка (краткое содержание представлено в этой статье) рассказывает о том, как девочка встречает яблоню, ветви которой усеяны румяными плодами. Маша спрашивает у нее, куда направились гуси-лебеди. Яблонька попросила стрясти с нее яблоки, и тогда она подскажет, куда полетели птицы. Девочка выполнила просьбу и узнала, куда отправились похитители.

    Бежит Машенька дальше и видит молочную реку с кисельными берегами. Спрашивает девочка у реки, куда полетели гуси-лебеди. А та в ответ: «Сдвинь камень, который мешает мне течь, тогда скажу». Сдвинула Маша камень, и указала река, куда направились птицы.

    Добежала девочка до дремучего леса. И тут ей ежик дорогу подсказал. Свернулся клубочком и докатился до избы на курьих ногах. В той избе Баба-яга сидит, а у крыльца Ваня играет с золотыми яблоками. Подкралась Маша, схватила Ваню и бросилась бежать.

    Заметила Баба-яга, что мальчик пропал, и отправила гусей-лебедей в погоню.

    «Гуси-лебеди» — анализ русской народной сказки

    Русская народная сказка «Гуси-лебеди» рассказывает о том, что родители поручили дочери присматривать за маленьким братом, пока они будут на работе. Но девочка отнеслась к поручению родителей не очень ответственно. Она усадила братца на траве перед домом, а сама ушла играть на улицу. Но прилетели гуси-лебеди и унесли мальчика к Бабе-Яге. Девочка не растерялась, она поняла, что случилось, и бросилась вдогонку.

    По пути она встретила печку, яблоню и молочную реку с кисельными берегами. На просьбу подсказать, куда гуси унесли ее братца, волшебные персонажи предлагали девочке сначала угоститься тем, что у них было – пирожками, яблоками и киселем. Но девочка отказывалась от угощения и не получила помощи. Несмотря на это, ей удалось отыскать избушку Бабы-Яги, в которой и находился ее братец. Живущая в избушке мышка посоветовала девочке хватать братца и немедленно бежать домой.

    Баба-Яга отправила вдогонку гусей-лебедей. Чтобы спастись от погони, девочке снова пришлось обращаться за помощью к речке, яблоне и печи. И она уже не стала отказываться от их угощений, за что получила своевременную помощь. В конце сказки сестрица и братец благополучно вернулись домой, как раз к приходу родителей.

    Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

    В сказке раскрывается тема отзывчивости и благодарности. Когда на просьбы волшебных персонажей отведать угощения девочка отвечала отказом, она не получила никакой помощи. Но когда на обратном пути сестрица отведала предложенные ей угощения, помощь ей была немедленно оказана. Умей быть отзывчивым и благодарным и добро вернется к тебе сторицей.

    В сказке «Гуси-лебеди» положительным героем является сестрица, которая спасла своего братца, а отрицательным – Баба-Яга, замыслившая съесть девочку.

    Сюжет сказки построен по классическим канонам. В ней есть зачин в виде слов «Жили-были..», и экспозиция, когда родители поручают девочке следить за братцем. Момент похищения братца птицами является завязкой сюжета, а обнаружение похищенного мальчика у Бабы-Яги – его кульминацией. Побег от Бабы-Яги и возвращение в родной дом является развязкой сюжета.

    Следует отметить динамичность сюжета сказки. В ней много действия. Традиционным для русской сказки является и использование числа три – три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома.

    Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.

    Читать сказку Гуси-лебедиЧитать другие русские народные сказки

    Сочинение на тему Моя любимая сказка Аленький цветочек (5 класс)

    В мире так много сказок. Плохих и хороших. Добрых и необычных. Сказки созданы для того, чтобы научить людей чему-то. Мы все читаем сказки. Все они хороши и волшебны по-своему. Но есть сказки, которые западают нам в душу и остаются в ней навсегда. Одной из таких сказок для меня стала «Сказка об аленьком цветочке».

    Это сказка про самое главное в жизни. Про любовь. В далекие времена в одной деревне жил купец. Было у него три дочери. Собрался купец ехать в заморские страны за товаром. Решил он узнать у своих дочерей, какой сувенир им привезти из командировки. Одна себе заказала наряд, другая украшения, а самая младшая попросила красный цветочек привезти.

    Объездил купец все страны. Нашёл сувениры двум старшим дочкам, а младшей искал в самый последний момент по дороге домой. Набрел купец на старый замок. Увидел за оградой красную розу. Решил сорвать её для дочки. Только сорвал, и тут появилось чудище, а по совместительству и хозяин замка, и взяло вора в плен. Купец упросил чудовище отпустить его на несколько дней домой и отдать подарки. Воротился старик домой. Вручил всем подарки и рассказал о своих приключениях младшенькой любимой дочери.

    Она очень любила отца, да и старенький он был. Простилась она с отцом и вернулась вместо него к чудовищу в замок. Там она научила чудовище хорошим манерам, помогла ему побороть комплексы по поводу внешности и влюбилась в него. Тогда он и открыл ей страшную тайну, что он заколдованный принц и чары его спадут только от поцелуя истиной любви (а ещё тогда когда лепестки на самой красивой розе в башне его замка осыпается).

    Настолько принц был благодарен девушке, что отпустил её домой.

    А в это время её отец собрал банду во главе самовлюбленного охотника (который, кстати, давно положил глаз на младшенькую дочь купца) и они отправились убивать чудовище. Долго пришлось девушке объяснять отцу, что он не монстр, а очень хороший принц. Но так как банда была уже на пути к замку, девушке пришлось срочно вернуться к чудовищу. Было уже слишком поздно. Охотник выстрелил и попал ему прямо в сердце. И тут девушка начала рыдать и поцеловала умирающее чудовище. Чары исчезли, последний лепесток упал с розы, и принц исцелился. Потом был пышный бал в честь их свадьбы. В конце они жили долго и счастливо.

    2 стр., 995 слов

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников при изучении …

    … с чем улетели к Бабе-Яге. Девочка сказала печке спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с … систему уроков литературного чтения по изучению русских народных сказок, направленных на формирование духовно-нравственных качеств личности. Эта работа … эксперимент, целью которого являлся сбор данных, анализ и интерпретация которых позволила бы подтвердить или опровергнуть выдвинутую …

    По-моему мнению эта сказка учит нас самому главному в жизни. В жизни главное не внешность. Даже самый безобразный человек в мире, может оказаться добрым и чутким. Человека любят не за его внешность, а за его внутренний мир. Чем добрее человек – тем его внутренний мир прекрасен. А внешность, как известно всегда обманчива. Красивый и самовлюбленный охотник не смог этого понять. Хорошо, что это поняла главная героиня сказки. Хоть она и оказалась в плену у внешне безобразного «чудовища», её это не испугало. Она смогла увидеть в нем самое главное – душу.

    Мне нравится эта сказка. Она надолго останется в моей душе. А урок, который она преподнесла мне – пригодится в дальнейшей жизни. Наверное, это один из самых главных уроков. Побольше бы в мире таких чудесных сказок как эта.

    Литература 5 класс

    [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/vorobev-gusi-lebedi/

    Огненная Мария

    Далее, святая Марина у славян ассоциировалась с Огненной Марией. Так, её народно-календарный день назывался «Марина Огнена, Опалена Мария, Маринден или Марина лазоревая». По поверьям, она связана с молниями — мечет огонь с неба:

    Падающая с неба «огненная головня» ни на что не напоминает?

    Ага, как и падающая с неба Афродита-Ева-Заря-Люцифер…

    Глядя на Огненную Марию, подумал вот что: вам сокращение «Маргариты» до «Греты» не напоминает то самое болгарское «Горешници» или наше «Гореть»? Пока не утверждаю этот тезис, так как не уверен в его верности, ведь в «грете» можно увидеть ещё и grain-grānum-зерно, что тоже логично: «мар-гарита — морское зерно, т.е. словарное «жемчужина»… Тут надо смотреть, есть ли связи между «греть» и «зерно»…

    Хочу заметить, что история ведьмы в «Ганзеле и Гретель» заканчивается на том, что Гретель СЖИГАЕТ ВЕДЬМУ — вот вам и «Огнена Марина» в гневе. Сама же ведьма хочет сжечь детей в печи — вот вам и предание о сжигающей детей Марине.

    Есть ещё один день, подобный «Марине Лазоревской», — день Марии Магадлены («Марьи добрый день, Росная оконница, Марья-суровица, Мария поцелуйница, Мария Магдалина-сладостница, Огненная Мария, Марьин день, День св. мироносицы Марии Магдалины; Блага Марија»). Приметы те же, что и у «Марины Лазоревской».

    Огненную Марину называли сестрой Ильи Пророка, который заменил Перуна (но не только, об этом как-нибудь отдельно расскажу) в академическом пантеоне:

    Здесь я пропускаю все крестьянские функции Марии, связанные с плодородием земли, как сами собой разумеющиеся и не являющиеся частью расследования — о плодородии сказано достаточно и даже избыточно в любом материале по фольклору. Меня интересуют иные, непопулярные аспекты мифологии, а они подсказывают, что «женский вариант Перуна» — это как раз Заря, которая впоследствии упала с неба наземь, подобно той же Афродите или Люциферу.

    И тут, кстати, важный момент: падающая звезда — повод ЗАГАДАТЬ желание, так? Гадание — это отсыл к судьбе, так как гадали жрецы и простой люд именно о судьбе когда-то, а не просто вопрошали ништяки «у богов». А Судьба — это главный мотив разбираемой мною богини, как и главный мотив всего «язычества».

    Отличия от оригинала

    • В оригинале гуси-лебеди уже имеют плохую репутацию. Значит, главная героиня обнаружила похищение, когда они лишь мелькнули вдалеке, и сделала вывод о преступлении.
    • В мультфильме фигурирует обычная река, а в оригинале она была молочной с кисельными берегами.
    • В оригинале главная героиня отказывала встреченным персонажам. Поэтому единственным, кто оказал ей помощь, был ёжик, а в фильме каждый новый герой содействовал счастливому финалу.
    • В оригинале (пересказ Александра Афанасьева) Баба-Яга отвлекала мальчика — дала ему играть золотыми яблочками, а не просто сидеть на лавке. В интерпретации Алексея Толстого яблоки были серебряными.
    • В фильме главная героиня сама забирает брата. В оригинале (обработка Алексея Толстого) ей помогает мышка.
    • В оригинале главной героине пришлось потом умолять речку, яблоньку и печку, чтобы они спрятали её от гусей-лебедей. В фильме наоборот — все они с радостью откликаются в благодарность за ранее оказанные услуги.
    • В мультфильме гуси-лебеди попадают в ловушку, подстроенную Машей, и обгорают в печке. В оригинале они просто не находят детей и улетают ни с чем.
    • В фильме в качестве гостинцев дети получили леденцы, а в первоисточнике в качестве гостинца была булка.

    «Гуси-лебеди» (Русская народная сказка)

    Жил старичок со старушкой. Были у них дочка да сынок маленький. Собрались старики в город и приказывают дочке:

    — Мы пойдём, дочка, в город: принесём тебе булочку, купим платочек, а ты будь умна, братца береги, со двора не ходи.

    Ушли старики, девочка посадила братца на травку под окном, а сама побежала на улицу и заигралась. Налетели гуси, подхватили мальчика и унесли на крылышках.

    Прибежала девочка, глядь: нет братца! Кинулась туда-сюда — нету! Кликала девочка, кликала братца — не откликается. Выбежала в чистое поле: вдали метнулось гусиное стадо и пропало за тёмным лесом. «Верно, гуси унесли братца!» — подумала девочка и пустилась гусей догонять.

    Бежала девочка, бежала, видит: стоит печка.

    — Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?

    — Съешь моего ржаного пирожка — скажу.

    — У моего батюшки и пшеничные не едятся!

    — Яблоня, яблоня! Куда гуси полетели?

    — Съешь моего лесного яблочка, тогда скажу.

    — У моего батюшки и садовые не едятся! — сказала девочка и побежала дальше.

    Бежит девочка и видит: льётся молочная речка — кисельные берега.

    — Молочная речка — кисельные берега! Скажи, куда гуси полетели?

    — Съешь моего простого киселька с молочком, тогда скажу.

    — У моего батюшки и сливочки не едятся!

    Долго бы пришлось бегать девочке, да попался ей навстречу ёж. Хотела девочка ежа толкнуть, побоялась наколоться и спрашивает:

    — Ёжик, ёжик, куда гуси полетели?

    Ёжик и показал дорогу девочке. Побежала девочка по дороге и видит: стоит избушка на курьих ножках, стоит, поворачивается. В избушке сидит Баба Яга, костяная нога, морда глиняная; сидит и братец на лавочке у окошка, золотыми яблочками играет. Подкралась девочка к окну, схватила братца и побежала домой. А Баба Яга кликнула гусей и послала их за девочкой в погоню.

    Бежит девочка, а гуси совсем её нагоняют. Куда деваться? Прибежала девочка к молочной речке с кисельными берегами:

    — Реченька, голубушка, укрой меня!

    — Съешь моего простого киселька с молочком.

    Похлебала девочка киселька с молочком. Тогда речка спрятала девочку под крутой бережок, а гуси мимо и пролетели.

    Выбежала девочка из-под бережка и побежала дальше, а гуси её увидали и опять пустились в погоню. Что делать девочке? Прибежала она к яблоньке:

    — Яблоня, голубушка, спрячь меня!

    — Съешь моего лесного яблочка, тогда спрячу.

    Нечего девочке делать — съела она лесного яблочка. Яблонька закрыла девочку ветками — гуси и пролетели мимо.

    Вышла девочка из-под яблоньки и пустилась бежать домой. Бежит, а гуси опять её увидали — и ну за ней! Совсем налетают, крыльями над головой машут. Чуть-чуть добежала девочка до печки:

    — Печечка, матушка, спрячь меня!

    — Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу.

    Поскорей съела девочка ржаного пирожка и залезла в печь. Гуси пролетели мимо.

    Вылезла девочка из печки и пустилась домой во весь дух. Гуси опять девочку увидали и опять погнались за нею. Вот-вот налетают, крыльями по лицу бьют, того и гляди братца из рук вырвут, да изба-то была уж недалеко. Вбежала девочка в избу, проворно двери захлопнула и окошки закрыла. Покружились гуси над избой, покричали, да так ни с чем и полетели к Бабе Яге.

    Пришли домой старичок и старушка, видят: мальчик дома, жив и здоров. Подарили девочке булочку и платочек.

    Глава 4

    Осенью Марьянова потянуло на родину. Он подал заявление на отпуск, зашёл к секретарю горкома и рассказал ему, что родителей не помнит — их расстреляли белые, когда ему было полтора года. Односельчане кормили его из милости и не любили за упрямство и озорные выходки. В двенадцать лет Марьянов ушёл в город, некоторое время был беспризорником, «потом всё шло как положено». Война застала его на третьем курсе пединститута.

    Затем Марьянов рассказал о том, как воевал, о своей любви к Тане и предупредил секретаря, что, скорее всего, не вернётся. Секретарь улыбнулся, попросил вернуться и привезти ему литр мёда.

    Отзывы о русском сказании

    Сказка также показывает, что часто в жизни справедливо правило «всему своя цена». Хочешь помощи — сначала помоги сам. Конечно, сказка имеет и просто развлекательный характер. Она короткая, но посопереживать героям вполне можно успеть.

    гость литературного сайта

    Ой, как же я любила в детстве эту сказку. Почему-то приключения сестрицы и братца казались мне очень увлекательными, особенно на обратном пути, здесь и возможность под молочной речкой скрыться, и в печке побывать, пирожков вкусных отведать и не только.

    гость литературного сайта

    Эта книга об ответственности, об авторитете родителей, она хорошо раскрывает смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется».
    гость литературного сайта

    Глава 4

    Осенью Марьянова потянуло на родину. Он подал заявление на отпуск, зашёл к секретарю горкома и рассказал ему, что родителей не помнит — их расстреляли белые, когда ему было полтора года. Односельчане кормили его из милости и не любили за упрямство и озорные выходки. В двенадцать лет Марьянов ушёл в город, некоторое время был беспризорником, «потом всё шло как положено». Война застала его на третьем курсе пединститута.

    Затем Марьянов рассказал о том, как воевал, о своей любви к Тане и предупредил секретаря, что, скорее всего, не вернётся. Секретарь улыбнулся, попросил вернуться и привезти ему литр мёда.

    Развязка произведения

    «Гуси-лебеди», сказка, краткое содержание которой мы здесь излагаем, подходит к концу. Бежит Маша с братом и видит, что настигают их птицы. Тогда она кинулась к речке и попросила ту укрыть их. Спрятала их речка, и пролетели мимо преследователи, ничего не заметили.

    И снова бегут дети, недалеко до дома осталось. Но тут птицы снова заметили беглецов. Норовят вырвать братца из рук. Но тут Маша заметила печку, в которой и укрылась с Ванюшей. Не смогли гуси-лебеди добраться до детей и вернулись обратной к Бабе-яге.

    Выбрались брат с сестрой из печки и побежали домой. Здесь Маша умыла и причесала Ваню, посадила на лавку, рядом сама присела. Вскоре вернулись родители и привезли детям гостинцы. Ничего им не рассказала дочка. Так ни с чем остались гуси-лебеди.

    Сказка (краткое содержание это подтверждает) относится к так называемым волшебным. Для подобных произведений характерно присутствие магического злодея (Баба-яга в нашем случае) и волшебных помощников (печка, яблонька, речка, ежик).

    Анализ сказки «Гуси лебеди» — тема, идея, чему учит сказка «Гуси-лебеди»

    «Гуси лебеди» анализ сказки

    Тема

    : В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

    Идея

    : Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

    Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?

    Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.

    Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

    Особенности композиции сказки «Гуси-лебеди»:

    • Начало сказкитрадиционное
      : Зачин
      (Жили – были….)
    • Экспозиция (наказ родителей)
    • Завязка (брата похищаю гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата)
    • Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги)
    • Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом)

    Сказка очень динамичная

    , в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться :
    «Налетели, подхватили, унесли, пропали»
    они передают всю остроту ситуации.

    «Гуси-лебеди» – это популярная русская народная сказка, которую писатель Александр Афанасьев включил в свой замечательный сборник «Русские народные сказки»

    Сказка показывает, как важно быть добрым и внимательным к другим, слушать родителей

    Художественные особенности

    Краткое содержание сказки «Гуси-лебеди» помогает выявить и художественные особенности. Так, в лексике присутствует много архаизмов. Например, «воротились», «кликала», «причитывала» и другие. А из-за того, что глаголов в тексте больше, чем прилагательных, создаётся и насыщенность по действию, по развитию сюжета: «бежала-бежала», «полетели-полетели».

    Есть в сказочном тексте и слова, где образование дефисное: «яблоня-матушка», и другие. Встречается много эпитетов: «тёмный лес», «чистое поле». Есть также анафоры: «Ёжик! Ёжик!», а также большое количество вопросительных и восклицательных предложений.

    Глава 3

    До войны Марьянов писал стихи. Два его стихотворения даже опубликовали в журнале, при этом сильно раскритиковав. После войны он начал писать повесть об их с Таней любви, но за год так и не закончил её.

    Марьянову не давалась концовка — он понимал, что Таня погибла, но не мог «убить» её на страницах своей повести.

    Непреложность факта её гибели он опровергал любовью, мечтой и надеждой, которые делают бессмертным род человеческий.

    Было несколько вариантов финала, и во всех Таня оставалась в живых. Повесть осталась незаконченной.

    Композиция произведения

    При изучении известной сказки на уроках в школе учитель должен объяснять ребятам не только о том, чему учит она, каков её жанр, но и обязательно нужно остановиться на композиции произведения. А она в известной сказке зеркальная. Это означает, что девочка совершает один и тот же путь туда и обратно и встречает на своём пути одних и тех же персонажей, поэтому текст повторяется.

    А вот время и пространство в сказке выделяются особенно, так как автор конкретно не указывает определённого места и времени. Зато мир делится на 2 части: живые люди и тёмный лес, где обитают злые силы, подобные Бабе Яге. Все приключения происходят с девочкой в лесу, помогая приобретать новые умения и навыки.

    Если же говорить о времени, события происходят в течение одного дня. Это и неожиданный отъезд родителей, и похищение мальчика, и путешествие по тёмному лесу, и возвращение сначала девочки, а затем её родителей домой. Сам же сюжет построен классически:

    • зачин («Жили-были»);
    • экспозиция (поручение следить за братом);
    • завязка (похищение мальчика);
    • кульминация (найден мальчик в избушке Яги);
    • развязка (побег и возвращение домой).

    Анализ сказки

    Это волшебное произведение учит помогать всем. Но стоит всегда помнить о близких людях и никогда не бросать их в беде. А вот родителей обязательно следует слушаться. У русского народа существует огромное количество пословиц, которые отражают главную мысль этой сказки:

    • Глаза боятся, а руки делают.
    • Есть нужда, будешь есть и калачи.
    • Смотрят не начало дела, а на его конец.

    В сказке хорошо, что девочка всё-таки поняла, что поступила неправильно, когда бросила сначала брата одного, нарушив просьбу родителей, а затем, когда отказывала в просьбе Речке, Печке и Яблоне. Но она осознала свои ошибки и на обратной дороге, исправив их, смогла спастись сама и спасти своего брата, поэтому это волшебное произведение оканчивается благополучно.

  • Завязка кульминация развязка в рассказе прыжок
  • Завязка действия в сказке царевна лягушка
  • Завязка в сказке это
  • Завязка в сказке теремок
  • Завязка в сказке спящая царевна жуковского