На чтение 6 мин. Опубликовано 25.05.2020
В этой интересной народной сказке рассказывается о приключениях Ивана и его верного товарища — волшебного коня. Вместе они смогли доказать, что главный герой достоин стать супругом прекрасной царевны. Чтобы правильно оформить читательский дневник по «Сивке-бурке» для 3 класса, следует внимательно ознакомиться с кратким содержанием произведения. Повествование учит читателя тому, что для достижения желаемого необходимо много трудиться.
Содержание
- Характеристика основных персонажей
- Краткое содержание
- Анализ и план пересказа
- Отзывы читателей
Характеристика основных персонажей
Смысл истории заключается в том, что необходимо исполнять свои обещания. Главный герой смог выполнить данное отцу слово и долго сторожил пшеничное поле. Там он повстречал волшебного коня, благодаря которому сумел превратиться в доброго молодца и понравиться прекрасной царевне. Это произведение входит в список русских народных сказок для читательского дневника.
Главные герои:
- Иван — умный и настойчивый парень, которого окружающие считали дураком;
- старшие братья — ленивые и высокомерные;
- отец — пожилой человек, обычный крестьянин;
- царевна — мудрая и справедливая дочка царя;
- Сивка-бурка — волшебный конь, который стал верным другом главного персонажа.
Если сделать анализ сказки «Сивка-бурка», то станет ясно, что она призывает читателя никогда не зазнаваться и быть честным с окружающими. Царевна не была капризной, и когда увидела грязного Ивана, то сразу узнала в нем своего будущего мужа.
Главная мысль произведения: чтобы стать успешным, нужно обдумывать собственные поступки и не лениться. А также из повествования можно сделать вывод, что с верными товарищами дела делаются намного легче, поэтому следует ценить дружбу.
Краткое содержание
У одного пожилого мужчины было несколько сыновей. Двое из них были умными, а младшего окружающие считали дурачком. Завязка истории заключается в том, что однажды кто-то начал топтать пшеницу, и крестьянин отправил своих отпрысков охранять поле, чтобы поймать злодея.
Старший сын пришел на поле, но долго не продержался и уснул. Когда настала очередь среднего, то произошло то же самое. Иван же присел на камень и ответственно охранял отцовские владения. Внезапно на поле возник красивый статный конь и начал топтать пшеницу.
Долго не раздумывая, главный герой набросил на него аркан и поймал его. Сивка-бурка стал просить парня отпустить его и обещал оказать ему за это любую услугу. Иван подумал и не стал удерживать коня. С этого момента больше никто уже не топтал урожай на отцовском поле.
Тем временем правитель издал указ, что мужем красивой царевны будет тот, кто сумеет допрыгнуть до ее окна и снимет кольцо с ее руки. Старшие братья сразу же отправились к царю, чтобы попытать счастья, но младшего с собой не захотели брать. Однако Иван не расстроился и пошел в лес, где позвал своего товарища.
Волшебный конь появился быстро. Главный герой залез ему в одно ухо, а затем вылез из другого, превратившись в красивого молодца, и пошел в город к царскому дворцу. Там он совсем немного не допрыгнул до заветного кольца.
Под вечер старшие братья вернулись домой и рассказали про смелого парня, а младший лежал на печке и посмеивался. На следующий день главный герой снова позвал коня, однако и в этот раз он не смог допрыгнуть до девушки. Только на третий день удалому молодцу удалось выполнить условие царя. Он поцеловал царевну и сразу снял с ее руки кольцо. Когда он пришел в отцовский дом, то обмотал палец тряпкой, чтобы никто не увидел перстня.
Через несколько дней правитель устроил роскошный пир, на который пришел и крестьянин со своими сыновьями. Там девушка всех угощала медом, пытаясь найти своего избранника. Заметив обмотанную руку парня, она сняла тряпку и увидела свое кольцо. Она узнала в Ивана того удалого молодца, который смог допрыгнуть до ее окна. Младшего сына отмыли, хорошо одели, и он стал выглядеть, как настоящий красавец. Царь решил не тянуть время, и в этот же день сыграли свадьбу.
Анализ и план пересказа
В сказке «Сивка-бурка» приводится описание Ивана, которого многие люди считают дураком. При помощи своего волшебного друга он превратился в удалого молодца, снял с руки прекрасной царевны кольцо и завоевал ее расположение.
Главной идеей этого народного творения является постоянная борьба добра со злом. Так как в произведении присутствуют персонажи, которые наделены магическими способностями, то его можно назвать волшебной сказкой.
Главный персонаж на самом деле очень умный. Он предстает перед читателями как смелый и сообразительный парень. Свое прозвище Иван получил за то, что часто лежал на печке. В народных сказках умственные способности часто путаются с обычной ленью. Может быть, у него просто не было важного стимула для занятия делами. Хозяйственные дела парень считал скучными, однако альтернативы им он не находил.
Если внимательно читать краткое содержание сказки «Сивка-бурка», то можно составить такой план пересказа сюжета для читательского дневника:
- Жизнь крестьянской семьи.
- Охрана поля и поимка вредителя.
- Царский указ и попытки Ивана.
- Кольцо царевны и роскошный пир.
- Поиски девушки и скорая свадьба.
Эта сказка учит читателя не судить людей по внешности, не спешить с выводами, ответственно подходить к выполнению работы и не отчаиваться в трудных жизненных ситуациях. Главный герой сумел добиться желаемого, что является признаком ума. Он не только подружился с волшебным конем, но и добился расположения красивой принцессы. После ознакомления с кратким содержанием «Сивки-бурки» стоит прочитать книгу полностью.
Отзывы читателей
Эту увлекательную и поучительную сказку я знаю с раннего детства. В ней рассказывается история о парне, которого многие считали дураком. Но благодаря своей находчивости и ловкости он смог добиться того, о чем окружающие не могли и мечтать. Мораль произведения заключается в том, что всегда необходимо стремиться к намеченной цели.
Елена, Москва
Мне очень понравился главный герой этой сказки, потому что он очень добрый. Если внимательно ее прочитать, то можно понять, что нужно быть терпеливым и не лениться. Лишь в этом случае можно добиться благодарности от судьбы. Всем советую ознакомиться с этим произведением.
Сергей, Воронеж
«Сивка-бурка» является одной из самых популярных русских народных сказок. В ней описаны увлекательные приключения Ивана и его волшебного коня, который постоянно помогал своему товарищу. Произведение учит читателя тому, что нужно быть трудолюбивым и скромным, тогда обязательно получится добиться желаемого.
Игорь, Санкт-Петербург
Анализ волшебной сказки
План
-
Есть ли в этих сказках присказки? Если есть то, какую роль она играет в сказке?
-
Укажите события – завязку действия, кульминацию, развязку. Выделите конфликт.
-
Охарактеризуйте систему персонажей. Как они описаны?
-
Как в сказке описаны время и место действия?
-
Есть ли в сказке – волшебный – мир? Чем он отличается?
-
Дайте подробную характеристику главного героя, которая раскрывается через его речь, поступки.
-
Дайте аналогичную подробную характеристику врагов и помощников героя.
-
Почему герой не может одержать победу над злом самостоятельно?
Пример выполнения анализа сказки «Сивка-бурка».
«Сивка-бурка» — русская народная сказка, вид – волшебная сказка. Присказки здесь нет. В сказке рассказывается о том, как Иванушка-дурачок поймал волшебного коня, как тот служил ему и помогал. Как братья надсмехались над Иванушкой, а он, несмотря на это, смог выполнить задание царя и женился на Елене Прекрасной.
В основе сказки лежит волшебство, превращения («Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез – и стал таким молодцом .. »)
Идея: Не будь ленивым и тогда получишь благодарность за все свои старания. Восхваляется терпение, доброта.
Кульминацией в сказке «Сивка-бурка» служит тот эпизод, когда Иван три раза подзывает коня Сивку-бурку и три раза приезжает во дворец на праздник к царю. Иван трижды пытается прыгнуть в окно царевны, и только в третий раз ему удается сорвать кольцо царевны с пальца. Развязкой сказки считается эпизод с царевной, когда она подает мед к столу и видит Ивана-дурака, сидящего в лохмотьях и с перевязанной рукой. Она просит его снять повязку. Иван показывает кольцо царевны, и она ведет Ивана к отцу.
Герои русской народной сказки «Сивка-бурка».
-
Иван дурак, на самом деле очень умный и красивый парень. Умеет хитрить, умеет пустить пыль в глаза, втайне подсмеивается над братьями.
-
Братья Ивана, чванливые и заносчивые, были слишком высокого о себе мнения.
-
Отец братьев, старый крестьянин.
-
Царь, просто царь.
-
Царевна, молодая и очень красивая, добрая и справедливая, не обратила внимания на внешний вид Ивана.
-
Сивка-бурка, разношерстный волшебный конь, верный друг и товарищ.
В сказке «Сивка-бурка» есть волшебный – мир. Этот волшебный мир отмечен во внешности Сивки-бурки. Кроме того, что конь рыжий, у него «одна шерстинка серебряная, а другая золотая», во время бега у него «из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет», то есть он откровенно огненного происхождения.
Характеристика главных героев:
Иван – сын зажиточного крестьянина (судя по наличию в хозяйстве нескольких коней); младший из трех братьев, которого все считают дураком, но оказывается не все так просто. Что у парня большое доброе сердце, и он далеко не робкого десятка – это видно уже в самом начале данного литературного произведения (с почтением относится к отцу и идет ночью на его могилу, либо на поле стеречь вора). Когда же чудесным образом при помощи Сивки-бурки он превращается в статного удалого молодца – становится просто идеальным;
Сивка-бурка – прекрасный волшебный конь;
Несравненная Красота – самый загадочный персонаж. С одной стороны, понятны ее намерения выбрать мужа среди наиболее изобретательных, ловких и смелых мужчин – здоровые и, скорее всего, умные дети, но с другой стороны – поцеловать первого встречного, как-то не принято было делать так раньше на Руси, и здесь, очевидно, просто воплотилась недостижимая, в обычной жизни, мечта простого человека о родственных связях с царственными особами.
Сказка начинается не традиционным зачином («Жили-был старик, и было у него три сына»). Волшебный помощник: Сивка-бурка – помогает достижению цели («Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную!», используется антропоморфизм («Стал конь просить Иванушку: «Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу»).
Присутствует закон троекратного повторения («Три ночи, три брата, три раза ездили в город, три раза звал коня»).
Характеристика языка: Язык сказки красочный, эмоциональный, выразительный. Устойчивые выражения, характерны для сказки («ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать»), постоянные эпитеты украшают язык сказки («молодецким посвистом», «добрый молодец»).
Вывод. (Чему же нас учит эта сказка?). Сказка учит верить в добро, уважать родителей. Помогает в формировании нравственных ценностей. Добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими и никому не нужными.
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
1
Как разделить сказку «Сивка-Бурка» на части, как озаглавить их?
3 ответа:
2
0
Я вижу сказку «Сивка-Бурка» разделенной на пять частей, каждая из которых имеет свое содержание и свои особенности.
Первая часть — это завязка действия, то как сыновья сторожили пшеницу и как Иванушка поймал своего верного Сивку-Бурку.
Озаглавить эту часть можно «Верный друг» или «Бдительный сторож».
Вторая часть события первого дня, когда все желающие получить Елену Прекрасную в жены пытались это сделать. Озаглавить эту часть можно как «День первый» или «Три бревна».
Далее идут еще две части, в последней из которых Иванушка снимает перстень с руки Елены Прекрасной. Эти части можно озаглавить либо «День второй» и «День третий», или более интересно «Два бревна» и » Перстень золотой».
Наконец логическое завершение сказка получает в пятой части, когда Иванушка и Елена женятся. Ее озаглавить можно как «Счастливый финал» или «Женишок за печкой».
2
0
Сказку «Сивка-бурка» (версия из учебника «Литературное чтение 3 класс») можно разделить на следующие части:
Часть 1. Зачин. Братья по очереди сторожат пшеницу. (Кто топчет пшеницу)
Часть 2. Иванушка поймал и отпустил Сивку-бурку. (Иванушка знакомится с Сивкой буркой)
Часть 3. Клич царя о том, кто снимет перстень с руки Елены Прекрасной, тот и женится на ней. (Клич царя)
Часть 4 Превращение Иванушки в доброго молодца и 3 попытки достать перстень. (Иванушка добыл перстень)
Часть 5. Клич царя о том, что все должны явиться на пир. (Царь ищет того, у кого перстень)
Часть 6. Иванушка показал перстень. Свадьба. Концовка. (Перстень и свадьба)
1
0
Попробую разделить сказку на три части таким образом, чтобы каждая из частей содержала основную идею описываемых событий.
__
Часть первая.
Отцовский наказ. Из трех братьев только младший не пренебрег словами отца и сдержал данное ему обещание. Этот его поступок будет иметь решающее значение для всей истории. В качестве благодарности отец рассказал Ивану тайну Сивки-Бурки.
__
Часть вторая.
Царская дочка. Пообещал царь отдать в жену свою единственную дочку тому молодцу, кто сможет ухитриться и с единого прыжка достичь окна красавицы и поцеловать ее.
_
Часть третья.
Свадебка. С помощью Сивки-Бурки удалось Ивану не только поцеловать царевну, но и сердце ее покорить. Вся история заканчивается веселой свадьбой.
Читайте также
Собственно говоря, это выражение давно переведено на английский язык. Как сама сказка, так и песня в исполнении Михаила Боярского «Сивка-Бурка»(1983 год).
Выглядит это так: «Sivka-burka, broadcasting kaurka» (из сказки) или как в песне у Боярского:
«Сивка — Бурка» учит любви к животным. ты с ними будешь ласков, и они тебе помогут в решении твоих проблем: и красавцем сделают, и до невесты доскачут.
А вообще мне не нравится герой. У него работящие братья, а он побеждает всех претендентов на руку лучшей невесты страны, используя не свое умение, а умение Сивки — Бурки. То есть, Иван — настоящий халявщик. А в наше время, чтобы достичь чего-то, не будучи ребенком олигарха, надо работать и постоянно доказывать свою нужность.
Нужны и те и другие. Народные сказки, чаше всего, несут общеобразовательный смысл. Рассказывают что такое добро и зло, лень и работа, развивают смекалку. Некоторые просто переносят в сказочную страну, дарят необычные приключения. А авторские пишутся с более определенной целью, например: шалить нельзя, а то мама расстроится; нельзя раскидывать игрушки, потому-то они могут потеряться и т.д. Нужно ориентироваться по ситуации, какую сказку читать.
В связи с тем, что научно-познавательны<wbr />й рассказ — это не просто пересказ сказки или короткое ее изложение, а уже научные факты или сведения о природе, то мой рассказ будет сконцентрирован на конкретном предмете — на горохе, который стал одним из главных персонажей этой истории.
<hr />
В сказке Андерсена про горошинку и девочку, кроме нравственных и моральных выводов, можно узнать (если внимательно читать книгу) много о том, как растет горошек.
Что нового для себя я узнал о горохе?
1-я часть сказки.
- Плод этого растения представляет из себя стручок, внутри которого находятся горошинки, растущие рядком. Т.е. стручок продолговатой формы. Если горошинок содержится около пяти штук, то получается, что размер стручка составляет примерно 6-8 см.
- Горошинки не высыпаются из стручка, пока он зеленый. Только созрев до желтого состояния, стручок лопается и выпускает горошины из своего хранилища.
- Горошина — это семена для высадки и получения нового растения.
<hr />
2-я часть сказки.
- Для прорастания гороху необходима вода и «еда». В сказке написано, что мох может заменить два эти компонента собой. Достаточно положить горошинку во влажный мох и поставить на солнце, чтобы горошинка пустила корни и дала ростки.
- Стебелек гороха напоминает вьющуюся нитку, и чтобы растение хорошо развивалось, ему ставят подпорку к основанию, а сам стебель пускают по натянутой веревке от земли до, например, крыши.
- Перед тем, как обзавестись стручком, горох цветет.
<hr />
Чтобы полностью осмыслить процесс роста горошка, следует начинать читать доклад/рассказ со второй его части.
<hr />
П.С. Кроме гороха в сказке есть интересный факт о другом растении — бузине. Если мальчик сделал из нее трубочку, значит, ствол бузины полый (пустой). Можно через него не только плевать горохом, но и на звезды ночные смотреть.
«Хвост Феи» — это название гильдии в которой состоят герои вокруг которых и движется сюжет. Само аниме о кампании друзей состоящих в этой гильдии и выполняющих разные задания или попадающие в разные передряги.
Урок литературного
чтения 4 класс.
Фамилии: Размазина Ольга Евгеньевна
Тема урока: Выявление жанровых особенностей
русской народной сказки «Сивка-Бурка».
Тип урока: чтение и анализ художественное
произведение.
Цель урока: Ознакомление
учащихся с жанровыми особенностями русской народной сказки “Сивка –
Бурка”
Задачи урока:
Обучающая:
учить
давать оценку поступкам героев; вспомнить структурные элементы сказки.
Развивающая:
расширять
круг чтения, формировать осознанной мотивации чтения;
Воспитывающая:
воспитывать систему нравственных и эстетических ценностей.
Формировать УУД:
Личностные:
-оценивать
свои поступки на основе сопоставления с героем произведения;
Регулятивные:
-осуществлять
планирование своей деятельности на основе заданной цели;
Познавательные:
-применять
известные понятия к новому материалу;
-формулировать
выводы.
Коммуникативные:
-выражать
свои мысли в устной речи;
-сопоставлять
свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе, с мнением
одноклассников.
Оборудование урока:
Учебник по литературному чтение. Чуракова Н.А. УМК
«Перспективная начальная школа».
Презентация.
Ход урока
Название этапа: организационный
момент
Задача: проверить готовность детей к работе
Метод: словесный
Приемы: слово учителя
Отводимое время: 1 мин
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
– Сейчас у нас урок литературного чтения. Ну, теперь проверь, дружок, |
Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. |
Название этапа: мотивационный
этап
Задача: мотивировать учащихся к
учебно-познавательной деятельности
Метод: словесный
Прием: побуждающий диалог
Отводимое время: 1 мин
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
— Прочитайте буквы, записанные на А С К З А К – Какие слова мы можем составить – А как эти слова могут быть «Кашу кушай, а сказку -Как вы понимаете смысл -Сегодня, |
Сказка, народ Народная сказка Пословица Сказки читать полезно, мы можем многое из них узнать. Они |
Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 |
Название этапа: проверка
домашнего задания
Задача: проверить домашнее задание
Метод: опрос
Отводимое время: 5 мин
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
-Ребята, а вы помните какое, домашнее задание вам было задано? -Какое? -По какому плану вы составляли характеристику героя? -Посовещайтесь в группах, и составьте общий план. -Запишите план в тетради и позже мы им воспользуемся. |
-Да -Нам нужно было составить план характеристики литературного героя. Учащиеся озвучивают свои планы Учащиеся совещаются и составляют единый план. 1. Описание внешности. 2. Поведение, поступки героя. 3. Чувства, переживания, мысли. 4. Речь – о чем и как говорит герой. 5. Отношение героя к людям, окружающему, своему делу. 6. Отношение к герою других действующих лиц. |
Название этапа: Подготовка
школьников к восприятию литературного произведения (подготовительный).
Задача: создание установки на чтение и восприятие
произведения
Метод: беседа
Отводимое время: 5 мин.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
-Ребята, а вы знаете значение слова сивка-бурка. -Где вы встречали эти слова? -Ребята, а какие сказки называются народными? -А почему они созданы народом? — чем отличается народная сказка от авторской сказки? -Подумайте, кукую же цель мы поставим, на сегодняшнее -Ребята, прежде чем мы начнем читать сказку, мы разберем смысл ВЕЩИЙ КАУРКА- вещий, то есть предсказатель будущего; каурка- это КЛИКАТЬ- звать; ХУДАЯ ОДЕЖОНКА- старая одежда; ДОБРАЯ ПШЕНИЦА- хороший урожай. Вывод: эти определения называются постоянными, их можно |
-Да Ответы детей Сивка-бурка — лошадь сивой масти; также распространённая кличка -Эти слова встречаются в названий, русской народной сказки. — сказки сочиненные народом -потому что тогда не существовало письменности, поэтому сказки —в народной сказке обязательно -волшебная, -бытовая, -о животных. — вспомнить элементы волшебной сказки и жанровые особенности |
Слайд 5 Слайд 6 |
Название этапа: первичное восприятие
школьниками текста
Задача: самостоятельное восприятие
учащимися текста, а также мотивация к анализу произведения
Метод: чтение текста
Приемы: чтение произведения детьми.
Отводимое время: 10 мин.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
-Сейчас, я вам прочитаю сказку «Сивка-бурка»(чтение учителем |
Слушают сказку |
Название этапа: выявления
специфики восприятия
Задача: определить, как эмоционально школьники
откликнулись на произведение
Метод: объяснительное чтение
Приемы: вопросно-ответная беседа
Отводимое время: 5 мин.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
— Понравилась вам сказка? — Какие чувства вы испытали, слушая её? -Зачитай, ту часть где ты переживал(а) эти эмоции… -Кто из героев сказки вам понравился больше всего? Почему? -Ребята, слушая сказку, какие словам вам были еще непонятны? |
-Да — Радость, удивление, грусть, обиду, смех. -Ответы учащихся. |
Название этапа: постановка учебной
задачи
Задача:
Метод: словесный
Приемы: беседа
Отводимое время: 3 мин.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
-Вы много знаете о сказках. Сегодня мы будем применять наши -Наши последние сказки, какого жанра? -Что мы знаем об особенностях волшебных сказок? -Какая это сказка? |
— Волшебные сказки -В ней должен быть зачин, должны быть волшебные предметы, |
Название этапа: физминутка.
Задача: снятие усталости и напряжения, внесение
эмоционального заряда.
Метод: практический.
Приемы: упражнение.
Отводимое время: 2 мин.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
. Я иду и ты идешь Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.) Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.) Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.) Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.) |
Выполняют физминутку |
Название этапа: перечитывание и
анализ художественного произведения
Задача: решение поставленной проблемы
Метод: словесный
Приемы: беседа
Отводимое время: 10 мин.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
— Давайте докажем что это сказка — По каким признакам это можно определить? — Есть ли в нашей сказке зачин? — Есть ли кульминация? — Есть ли концовка? — Ваша задача сделать иллюстрации к этим событиям. И на это 2-ой ряд ко второму событию и 3-ий ряд к третьему событию. -Подумайте, и расскажите, как поступили бы вы? (учитель — Есть ли троекратное повторение? — Давайте теперь вместе почитаем. — Как начинается сказка? — Сколько сыновей было у старика? — Почему именно пшеницу посеял старик? — Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? — Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами обладает? — Что узнаем о среднем сыне? — Что мы узнаем о герое Иване? — Почему в полночь? — Конь обычный или нет? — Что необычного? — Разве конь не слышал, что в поле кто — то есть? — Как можно охарактеризовать Ивана? — Что дальше должно происходить, как вы думаете? — Как конь разговаривает с Иваном? — Какую службу обещает сослужить? — О чём думает Иван, взяв обещание с коня? — Как Иван мог найти коня? — Почему братья спрашивают у Ивана? — А мог он соврать или не говорить? — О каком качестве Ивана это говорит? — Иван рассказал как поймать коня? — Почему? — Каким качеством еще обладают братья? — Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу? -Давайте составим сравнительную таблицу братьев. — Выберите из предложенных качеств, те что относятся к старшим и занесите их в таблицу — А какие же качества мы можем отнести к Иванушке? -Какой же вывод мы можем сделать? — Давайте прочитаем диалог Ивана с конем. — Диалог Ивана с братьями по возвращении домой. |
— Зачин:»Было у старика три сына: двое — Развязка: Взяла тогда царевна дурака за — Вот, батюшка, мой суженый. Обмыли слуги Иванушку, причесали, одели в 1) Когда он поймал Сивку – бурку 2) Когда допрыгнул до Елены Прекрасной 3) Развязал Иванушка руку, а на пальце у него царевнин перстень 3 раза герой выполнял действие — жил — был — волшебное — пшеница — самое дорогое, что было у крестьян — милые мои дети -ленивый, безответственный, не готов к трудностям, лгун — — такой же — предусмотрительный, смелый — в полночь случается волшебство — необычный — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля — умелый, сильный — предположения детей — знает его по имени — великую — если конь не сдержит слово, чтобы найти его потом — произнести слова — Сивка — Бурка — вещий каурка, стань передо — да, мог — честный — нет — потому что конь волшебный, разговаривал с ним, братья ему и — жадные, хитрые — да, все кто дают слово, должны держать его — составляют и записывают в тетради сравнительную таблицу Дурак для сказки не показатель глупости. Иван дурак всегда не |
на доску повесить карточки с качествами братьев. повесить карточки рядом с качествами братьев. Карточки на доске Карточка — карточки на доске Слайд 7 Слайд 8 |
Название этапа: обобщения
Задача: помощь учащимся в осмыслении
читательской позиций
Метод: практический
Приемы: упражнение
Отводимое время: 10 мин.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
— А если на минутку представить, что нет у Ивана-дурака — Давайте, вместе придумаем новую сказку. — Кто или что может помочь Иванушке? — Чем волшебник может помочь Иванушке? — Какими качествами будет обладать волшебный конь? — Какие действия будут происходить дальше? — Кто или что встанет у него на пути? — Что в таком случае сделал Иванушка? — Что сказал волшебник? — Какие действия будут происходить дальше? — Кто или что встанет у него на пути? — А в третий раз? — Какие действия будут происходить дальше? — Что произошло, когда он пришел домой? — Таня расскажи нам новую сказку |
— Волшебник — Он даст Иванушке волшебного коня — Он будет сильным, ловким, смелым — Иванушка возьмет коня и отправится к терему Елены Прекрасной, — Братья узнали что Иван-дурак решил отправится к царю на двор, — Он снова отправился к волшебнику — Он дал Иванушке второго коня, но сказал чтобы он внимательнее — Иванушка отправится к терему Елены прекрасной во второй раз — Когда Иванушка допрыгнет до окна Елены Прекрасной, он будет — А когда Иванушка прыгнул в третий раз он взял платочек с — Иванушка отправился в лес колоть дрова и на сук накололся, — У него в доме была Елена Прекрасная, она искала свой платочек. — Вот, батюшка, мой жених и нашелся! Уж ждать да рассуждать не стали — веселым пирком да за свадебку! |
Название этапа: Домашнее задание
Задача: закрепление умения учащихся на уроке
Метод: словесный.
Приемы: беседа.
Отводимое время: 1 мин.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
-Составьте викторину в количестве пяти вопрос. |
Записывают домашнее задание |
Название этапа: Итог урока. Рефлексия
Задача: подведение итогов деятельности
учеников
Метод: словесный
Приемы: беседа
Отводимое время: 3 мин
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
Вывод: — Давайте же подытожим, из чего же состоит русская народная Сказка знает жизнь, но она может вместе с нами помечтать. — Меня особенно удивило, как … — Меня взволновало, что … — Никогда не забуду, как … |
русская народная сказка обязательно состоит из завязки, |