Завязка сказки сивка бурка

На чтение 6 мин. Опубликовано 25.05.2020

В этой интересной народной сказке рассказывается о приключениях Ивана и его верного товарища — волшебного коня. Вместе они смогли доказать, что главный герой достоин стать супругом прекрасной царевны. Чтобы правильно оформить читательский дневник по «Сивке-бурке» для 3 класса, следует внимательно ознакомиться с кратким содержанием произведения. Повествование учит читателя тому, что для достижения желаемого необходимо много трудиться.

Содержание

  1. Характеристика основных персонажей
  2. Краткое содержание
  3. Анализ и план пересказа
  4. Отзывы читателей

Характеристика основных персонажей

Смысл истории заключается в том, что необходимо исполнять свои обещания. Главный герой смог выполнить данное отцу слово и долго сторожил пшеничное поле. Там он повстречал волшебного коня, благодаря которому сумел превратиться в доброго молодца и понравиться прекрасной царевне. Это произведение входит в список русских народных сказок для читательского дневника.

Главные герои:

  • Иван — умный и настойчивый парень, которого окружающие считали дураком;
  • старшие братья — ленивые и высокомерные;
  • отец — пожилой человек, обычный крестьянин;
  • царевна — мудрая и справедливая дочка царя;
  • Сивка-бурка — волшебный конь, который стал верным другом главного персонажа.

Царевна узнала Ивана

Если сделать анализ сказки «Сивка-бурка», то станет ясно, что она призывает читателя никогда не зазнаваться и быть честным с окружающими. Царевна не была капризной, и когда увидела грязного Ивана, то сразу узнала в нем своего будущего мужа.

Главная мысль произведения: чтобы стать успешным, нужно обдумывать собственные поступки и не лениться. А также из повествования можно сделать вывод, что с верными товарищами дела делаются намного легче, поэтому следует ценить дружбу.

Краткое содержание

У одного пожилого мужчины было несколько сыновей. Двое из них были умными, а младшего окружающие считали дурачком. Завязка истории заключается в том, что однажды кто-то начал топтать пшеницу, и крестьянин отправил своих отпрысков охранять поле, чтобы поймать злодея.

Старший сын пришел на поле, но долго не продержался и уснул. Когда настала очередь среднего, то произошло то же самое. Иван же присел на камень и ответственно охранял отцовские владения. Внезапно на поле возник красивый статный конь и начал топтать пшеницу.

Иван дурак и Сивка -бурка

Долго не раздумывая, главный герой набросил на него аркан и поймал его. Сивка-бурка стал просить парня отпустить его и обещал оказать ему за это любую услугу. Иван подумал и не стал удерживать коня. С этого момента больше никто уже не топтал урожай на отцовском поле.

Тем временем правитель издал указ, что мужем красивой царевны будет тот, кто сумеет допрыгнуть до ее окна и снимет кольцо с ее руки. Старшие братья сразу же отправились к царю, чтобы попытать счастья, но младшего с собой не захотели брать. Однако Иван не расстроился и пошел в лес, где позвал своего товарища.

Волшебный конь появился быстро. Главный герой залез ему в одно ухо, а затем вылез из другого, превратившись в красивого молодца, и пошел в город к царскому дворцу. Там он совсем немного не допрыгнул до заветного кольца.

Под вечер старшие братья вернулись домой и рассказали про смелого парня, а младший лежал на печке и посмеивался. На следующий день главный герой снова позвал коня, однако и в этот раз он не смог допрыгнуть до девушки. Только на третий день удалому молодцу удалось выполнить условие царя. Он поцеловал царевну и сразу снял с ее руки кольцо. Когда он пришел в отцовский дом, то обмотал палец тряпкой, чтобы никто не увидел перстня.

Иван поцеловал царевну и сразу снял с ее руки кольцо

Через несколько дней правитель устроил роскошный пир, на который пришел и крестьянин со своими сыновьями. Там девушка всех угощала медом, пытаясь найти своего избранника. Заметив обмотанную руку парня, она сняла тряпку и увидела свое кольцо. Она узнала в Ивана того удалого молодца, который смог допрыгнуть до ее окна. Младшего сына отмыли, хорошо одели, и он стал выглядеть, как настоящий красавец. Царь решил не тянуть время, и в этот же день сыграли свадьбу.

Анализ и план пересказа

В сказке «Сивка-бурка» приводится описание Ивана, которого многие люди считают дураком. При помощи своего волшебного друга он превратился в удалого молодца, снял с руки прекрасной царевны кольцо и завоевал ее расположение.

Главной идеей этого народного творения является постоянная борьба добра со злом. Так как в произведении присутствуют персонажи, которые наделены магическими способностями, то его можно назвать волшебной сказкой.

Иван дурак на Сивке-бурке

Главный персонаж на самом деле очень умный. Он предстает перед читателями как смелый и сообразительный парень. Свое прозвище Иван получил за то, что часто лежал на печке. В народных сказках умственные способности часто путаются с обычной ленью. Может быть, у него просто не было важного стимула для занятия делами. Хозяйственные дела парень считал скучными, однако альтернативы им он не находил.

Если внимательно читать краткое содержание сказки «Сивка-бурка», то можно составить такой план пересказа сюжета для читательского дневника:

  1. Жизнь крестьянской семьи.
  2. Охрана поля и поимка вредителя.
  3. Царский указ и попытки Ивана.
  4. Кольцо царевны и роскошный пир.
  5. Поиски девушки и скорая свадьба.

Эта сказка учит читателя не судить людей по внешности, не спешить с выводами, ответственно подходить к выполнению работы и не отчаиваться в трудных жизненных ситуациях. Главный герой сумел добиться желаемого, что является признаком ума. Он не только подружился с волшебным конем, но и добился расположения красивой принцессы. После ознакомления с кратким содержанием «Сивки-бурки» стоит прочитать книгу полностью.

Отзывы читателей

Эту увлекательную и поучительную сказку я знаю с раннего детства. В ней рассказывается история о парне, которого многие считали дураком. Но благодаря своей находчивости и ловкости он смог добиться того, о чем окружающие не могли и мечтать. Мораль произведения заключается в том, что всегда необходимо стремиться к намеченной цели.

Елена, Москва

Мне очень понравился главный герой этой сказки, потому что он очень добрый. Если внимательно ее прочитать, то можно понять, что нужно быть терпеливым и не лениться. Лишь в этом случае можно добиться благодарности от судьбы. Всем советую ознакомиться с этим произведением.

Сергей, Воронеж

«Сивка-бурка» является одной из самых популярных русских народных сказок. В ней описаны увлекательные приключения Ивана и его волшебного коня, который постоянно помогал своему товарищу. Произведение учит читателя тому, что нужно быть трудолюбивым и скромным, тогда обязательно получится добиться желаемого.

Игорь, Санкт-Петербург

Анализ волшебной сказки

План

  1. Есть ли в этих сказках присказки? Если есть то, какую роль она играет в сказке?

  2. Укажите события – завязку действия, кульминацию, развязку. Выделите конфликт.

  3. Охарактеризуйте систему персонажей. Как они описаны?

  4. Как в сказке описаны время и место действия?

  5. Есть ли в сказке – волшебный – мир? Чем он отличается?

  6. Дайте подробную характеристику главного героя, которая раскрывается через его речь, поступки.

  7. Дайте аналогичную подробную характеристику врагов и помощников героя.

  8. Почему герой не может одержать победу над злом самостоятельно?

Пример выполнения анализа сказки «Сивка-бурка».

«Сивка-бурка» — русская народная сказка, вид – волшебная сказка. Присказки здесь нет. В сказке рассказывается о том, как Иванушка-дурачок поймал волшебного коня, как тот служил ему и помогал. Как братья надсмехались над Иванушкой, а он, несмотря на это, смог выполнить задание царя и женился на Елене Прекрасной.

В основе сказки лежит волшебство, превращения («Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез – и стал таким молодцом .. »)

Идея: Не будь ленивым и тогда получишь благодарность за все свои старания. Восхваляется терпение, доброта.

Кульминацией в сказке «Сивка-бурка» служит тот эпизод, когда Иван три раза подзывает коня Сивку-бурку и три раза приезжает во дворец на праздник к царю. Иван трижды пытается прыгнуть в окно царевны, и только в третий раз ему удается сорвать кольцо царевны с пальца. Развязкой сказки считается эпизод с царевной, когда она подает мед к столу и видит Ивана-дурака, сидящего в лохмотьях и с перевязанной рукой. Она просит его снять повязку. Иван показывает кольцо царевны, и она ведет Ивана к отцу.

Герои русской народной сказки «Сивка-бурка».

  1. Иван дурак, на самом деле очень умный и красивый парень. Умеет хитрить, умеет пустить пыль в глаза, втайне подсмеивается над братьями.

  2. Братья Ивана, чванливые и заносчивые, были слишком высокого о себе мнения.

  3. Отец братьев, старый крестьянин.

  4. Царь, просто царь.

  5. Царевна, молодая и очень красивая, добрая и справедливая, не обратила внимания на внешний вид Ивана.

  6. Сивка-бурка, разношерстный волшебный конь, верный друг и товарищ.

В сказке «Сивка-бурка» есть волшебный – мир. Этот волшебный мир отмечен во внешности Сивки-бурки. Кроме того, что конь рыжий, у него «одна шерстинка серебряная, а другая золотая», во время бега у него «из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет», то есть он откровенно огненного происхождения. 

Характеристика главных героев:

Иван – сын зажиточного крестьянина (судя по наличию в хозяйстве нескольких коней); младший из трех братьев, которого все считают дураком, но оказывается не все так просто. Что у парня большое доброе сердце, и он далеко не робкого десятка – это видно уже в самом начале данного литературного произведения (с почтением относится к отцу и идет ночью на его могилу, либо на поле стеречь вора). Когда же чудесным образом при помощи Сивки-бурки он превращается в статного удалого молодца – становится просто идеальным;

Сивка-бурка – прекрасный волшебный конь;

Несравненная Красота – самый загадочный персонаж. С одной стороны, понятны ее намерения выбрать мужа среди наиболее изобретательных, ловких и смелых мужчин – здоровые и, скорее всего, умные дети, но с другой стороны – поцеловать первого встречного, как-то не принято было делать так раньше на Руси, и здесь, очевидно, просто воплотилась недостижимая, в обычной жизни, мечта простого человека о родственных связях с царственными особами.

Сказка начинается не традиционным зачином («Жили-был старик, и было у него три сына»). Волшебный помощник: Сивка-бурка – помогает достижению цели («Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную!», используется антропоморфизм («Стал конь просить Иванушку: «Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу»).

Присутствует закон троекратного повторения («Три ночи, три брата, три раза ездили в город, три раза звал коня»).

Характеристика языка: Язык сказки красочный, эмоциональный, выразительный. Устойчивые выражения, характерны для сказки («ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать»), постоянные эпитеты украшают язык сказки («молодецким посвистом», «добрый молодец»).

Вывод. (Чему же нас учит эта сказка?). Сказка учит верить в добро, уважать родителей. Помогает в формировании нравственных ценностей. Добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими и никому не нужными.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


1

Как разделить сказку «Сивка-Бурка» на части, как озаглавить их?

3 ответа:



2



0

Я вижу сказку «Сивка-Бурка» разделенной на пять частей, каждая из которых имеет свое содержание и свои особенности.

Первая часть — это завязка действия, то как сыновья сторожили пшеницу и как Иванушка поймал своего верного Сивку-Бурку.

Озаглавить эту часть можно «Верный друг» или «Бдительный сторож».

Вторая часть события первого дня, когда все желающие получить Елену Прекрасную в жены пытались это сделать. Озаглавить эту часть можно как «День первый» или «Три бревна».

Далее идут еще две части, в последней из которых Иванушка снимает перстень с руки Елены Прекрасной. Эти части можно озаглавить либо «День второй» и «День третий», или более интересно «Два бревна» и » Перстень золотой».

Наконец логическое завершение сказка получает в пятой части, когда Иванушка и Елена женятся. Ее озаглавить можно как «Счастливый финал» или «Женишок за печкой».



2



0

Сказку «Сивка-бурка» (версия из учебника «Литературное чтение 3 класс») можно разделить на следующие части:

Часть 1. Зачин. Братья по очереди сторожат пшеницу. (Кто топчет пшеницу)

Часть 2. Иванушка поймал и отпустил Сивку-бурку. (Иванушка знакомится с Сивкой буркой)

Часть 3. Клич царя о том, кто снимет перстень с руки Елены Прекрасной, тот и женится на ней. (Клич царя)

Часть 4 Превращение Иванушки в доброго молодца и 3 попытки достать перстень. (Иванушка добыл перстень)

Часть 5. Клич царя о том, что все должны явиться на пир. (Царь ищет того, у кого перстень)

Часть 6. Иванушка показал перстень. Свадьба. Концовка. (Перстень и свадьба)



1



0

Попробую разделить сказку на три части таким образом, чтобы каждая из частей содержала основную идею описываемых событий.

__

Часть первая.

Отцовский наказ. Из трех братьев только младший не пренебрег словами отца и сдержал данное ему обещание. Этот его поступок будет иметь решающее значение для всей истории. В качестве благодарности отец рассказал Ивану тайну Сивки-Бурки.

__

Часть вторая.

Царская дочка. Пообещал царь отдать в жену свою единственную дочку тому молодцу, кто сможет ухитриться и с единого прыжка достичь окна красавицы и поцеловать ее.

_

Часть третья.

Свадебка. С помощью Сивки-Бурки удалось Ивану не только поцеловать царевну, но и сердце ее покорить. Вся история заканчивается веселой свадьбой.

Читайте также

Собственно говоря, это выражение давно переведено на английский язык. Как сама сказка, так и песня в исполнении Михаила Боярского «Сивка-Бурка»(1983 год).

Выглядит это так: «Sivka-burka, broadcasting kaurka» (из сказки) или как в песне у Боярского:

BWNefbwW7nf7KzQCVzNUnDmFwGWk176X.png

«Сивка — Бурка» учит любви к животным. ты с ними будешь ласков, и они тебе помогут в решении твоих проблем: и красавцем сделают, и до невесты доскачут.

А вообще мне не нравится герой. У него работящие братья, а он побеждает всех претендентов на руку лучшей невесты страны, используя не свое умение, а умение Сивки — Бурки. То есть, Иван — настоящий халявщик. А в наше время, чтобы достичь чего-то, не будучи ребенком олигарха, надо работать и постоянно доказывать свою нужность.

Нужны и те и другие. Народные сказки, чаше всего, несут общеобразовательный смысл. Рассказывают что такое добро и зло, лень и работа, развивают смекалку. Некоторые просто переносят в сказочную страну, дарят необычные приключения. А авторские пишутся с более определенной целью, например: шалить нельзя, а то мама расстроится; нельзя раскидывать игрушки, потому-то они могут потеряться и т.д. Нужно ориентироваться по ситуации, какую сказку читать.

В связи с тем, что научно-познавательны­<wbr />й рассказ — это не просто пересказ сказки или короткое ее изложение, а уже научные факты или сведения о природе, то мой рассказ будет сконцентрирован на конкретном предмете — на горохе, который стал одним из главных персонажей этой истории.

<hr />

В сказке Андерсена про горошинку и девочку, кроме нравственных и моральных выводов, можно узнать (если внимательно читать книгу) много о том, как растет горошек.

Что нового для себя я узнал о горохе?

1-я часть сказки.

  • Плод этого растения представляет из себя стручок, внутри которого находятся горошинки, растущие рядком. Т.е. стручок продолговатой формы. Если горошинок содержится около пяти штук, то получается, что размер стручка составляет примерно 6-8 см.
  • Горошинки не высыпаются из стручка, пока он зеленый. Только созрев до желтого состояния, стручок лопается и выпускает горошины из своего хранилища.
  • Горошина — это семена для высадки и получения нового растения.

<hr />

2-я часть сказки.

  • Для прорастания гороху необходима вода и «еда». В сказке написано, что мох может заменить два эти компонента собой. Достаточно положить горошинку во влажный мох и поставить на солнце, чтобы горошинка пустила корни и дала ростки.
  • Стебелек гороха напоминает вьющуюся нитку, и чтобы растение хорошо развивалось, ему ставят подпорку к основанию, а сам стебель пускают по натянутой веревке от земли до, например, крыши.
  • Перед тем, как обзавестись стручком, горох цветет.

<hr />

Чтобы полностью осмыслить процесс роста горошка, следует начинать читать доклад/рассказ со второй его части.

<hr />

П.С. Кроме гороха в сказке есть интересный факт о другом растении — бузине. Если мальчик сделал из нее трубочку, значит, ствол бузины полый (пустой). Можно через него не только плевать горохом, но и на звезды ночные смотреть.

«Хвост Феи» — это название гильдии в которой состоят герои вокруг которых и движется сюжет. Само аниме о кампании друзей состоящих в этой гильдии и выполняющих разные задания или попадающие в разные передряги.

Урок литературного
чтения 4 класс.

Фамилии: Размазина Ольга Евгеньевна

Тема урока: Выявление жанровых особенностей
русской народной сказки «Сивка-Бурка».

Тип урока: чтение и анализ художественное
произведение.

Цель урока: Ознакомление
учащихся с жанровыми особенностями русской народной сказки
“Сивка –
Бурка”

Задачи урока:

Обучающая:
учить
давать оценку поступкам героев; вспомнить структурные элементы сказки.

Развивающая:
расширять
круг чтения, формировать осознанной мотивации чтения; 

Воспитывающая:
воспитывать систему нравственных и эстетических ценностей.

Формировать УУД:

Личностные:

-оценивать
свои поступки на основе сопоставления с героем произведения;

Регулятивные:

-осуществлять
планирование своей деятельности на основе заданной цели;

Познавательные:

-применять
известные понятия к новому материалу;

-формулировать
выводы.

Коммуникативные:

-выражать
свои мысли в устной речи;

-сопоставлять
свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе, с мнением
одноклассников.

Оборудование урока:

Учебник по литературному чтение. Чуракова Н.А. УМК
«Перспективная начальная школа».

Презентация.

Ход урока

Название этапа: организационный
момент

Задача: проверить готовность детей к работе

Метод: словесный

Приемы: слово учителя

Отводимое время: 1 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

– Сейчас у нас урок литературного чтения.

Ну, теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?

Приветствуют учителя.

Проверяют свою

готовность к уроку.

Название этапа: мотивационный
этап

Задача: мотивировать учащихся  к
учебно-познавательной  деятельности

Метод: словесный

Прием: побуждающий диалог

Отводимое время: 1 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

— Прочитайте буквы, записанные на
слайде:

А С К З А К 
Д Р О Н А

 Какие слова мы можем составить
из этих букв?

 А как эти слова могут быть
связаны между собой?

«Кашу кушай, а сказку
слушай: Умом-разумом смекай да на ус мотай» -Прочитайте. Что это?

-Как вы понимаете смысл
этой пословицы?

-Сегодня,
мы продолжим путешествовать  по русским народным сказкам.

Сказка, народ

Народная сказка

Пословица

Сказки читать полезно, мы можем многое из них узнать. Они
чему-нибудь учат.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Название этапа: проверка
домашнего задания

Задача: проверить домашнее задание

Метод: опрос

Отводимое время: 5 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

 -Ребята, а вы помните какое, домашнее задание вам было задано?

-Какое?

-По какому плану вы составляли характеристику героя?

-Посовещайтесь в группах, и составьте общий план.

-Запишите план в тетради и позже мы им воспользуемся.

-Да

-Нам нужно было составить план характеристики литературного героя.

Учащиеся озвучивают свои планы

Учащиеся совещаются и составляют единый план.

1. Описание внешности.

2. Поведение, поступки героя.

3. Чувства, переживания, мысли.

4. Речь – о чем и как говорит герой.

5. Отношение героя к людям, окружающему, своему делу.

6. Отношение к герою других действующих лиц.

Название этапа: Подготовка
школьников к восприятию литературного произведения (подготовительный).

Задача: создание установки на чтение и восприятие
произведения

Метод: беседа

Отводимое время: 5 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

 -Ребята, а вы знаете значение слова сивка-бурка.

-Где вы встречали эти слова?

-Ребята, а какие сказки называются народными?

-А почему они созданы народом?

— чем отличается народная сказка от авторской сказки?

-Подумайте, кукую же цель мы поставим, на сегодняшнее
занятие?

-Ребята, прежде чем мы начнем читать сказку, мы разберем смысл
некоторых слов.

ВЕЩИЙ КАУРКА- вещий, то есть предсказатель будущего; каурка- это
масть лошади, светло-каштанового, рыжеватого цвета;

КЛИКАТЬ- звать;

ХУДАЯ ОДЕЖОНКА- старая одежда;

ДОБРАЯ ПШЕНИЦА- хороший урожай.

Вывод: эти определения называются постоянными, их можно
встретить и в других русских народных сказках.

-Да

Ответы детей

Сивка-бурка — лошадь сивой масти; также распространённая кличка
деревенской лошадки.

-Эти слова встречаются в названий, русской народной сказки.

— сказки сочиненные народом

-потому что тогда не существовало письменности, поэтому сказки
передавались из уст в уста

в народной сказке  обязательно
есть зачин, описывается быт народа, язык народа и народная сказка
ограничивается определенным жанром:

-волшебная,

-бытовая,

-о животных.

— вспомнить элементы волшебной сказки и жанровые особенности
русской народной сказки.

Слайд 5

Слайд 6

Название этапа: первичное восприятие
школьниками текста

Задача: самостоятельное восприятие
учащимися текста, а также мотивация к анализу произведения

Метод: чтение текста

Приемы: чтение произведения  детьми.

Отводимое время: 10 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

-Сейчас, я вам прочитаю сказку «Сивка-бурка»(чтение учителем
вслух; чтение специально подготовленными детьми;).Слушаем внимательно. И
выделяем элементы сказки.

Слушают сказку                                         

Название этапа: выявления
специфики восприятия

Задача: определить, как эмоционально школьники
откликнулись на произведение

Метод: объяснительное чтение

Приемы: вопросно-ответная беседа

Отводимое время: 5 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

— Понравилась вам сказка?

— Какие чувства вы испытали, слушая её?

-Зачитай, ту часть где ты переживал(а) эти эмоции…

-Кто из героев сказки вам понравился больше всего? Почему?

-Ребята, слушая сказку, какие словам вам были еще непонятны?

-Да

Радость, удивление, грусть, обиду, смех.

-Ответы учащихся.

Название этапа: постановка учебной
задачи

Задача:

Метод: словесный

Приемы: беседа

Отводимое время: 3 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

-Вы много знаете о сказках. Сегодня мы будем применять наши
знания на практике.

-Наши последние сказки, какого жанра?

-Что мы знаем об особенностях волшебных сказок?

-Какая это сказка?

— Волшебные сказки

-В ней должен быть зачин, должны быть волшебные предметы,
троекратные повторы, борьба добра и зла, концовка.

Название этапа: физминутка.

Задача: снятие усталости и напряжения, внесение
эмоционального заряда.

Метод: практический.

Приемы: упражнение.

Отводимое время: 2 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

.  Я иду и ты идешь

Я иду и ты идешь — раз, два, три.

 (Шагаем на месте.)

Я пою и ты поешь — раз, два, три.

(Хлопаем в ладоши.)

Мы идем и мы поем — раз, два, три.

(Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем — раз, два, три.

(Шагаем на месте.)

Выполняют физминутку

Название этапа: перечитывание и
анализ художественного произведения

Задача: решение поставленной проблемы

Метод: словесный

Приемы: беседа

Отводимое время: 10 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

— Давайте докажем что это сказка

— По каким признакам это можно определить?

— Есть ли в нашей сказке зачин?

— Есть ли кульминация?

— Есть ли концовка?

Ваша задача сделать иллюстрации к этим событиям. И на это
задание вам дается 2 минуты.
— 1-ый ряд выполняет иллюстрацию к первому событию,

2-ой ряд ко второму событию и 3-ий ряд к третьему событию.

-Подумайте, и расскажите,  как поступили бы вы? (учитель
спрашивает 2-3 человека).

— Есть ли троекратное повторение?

 — Давайте теперь вместе почитаем.

— Как начинается сказка?

— Сколько сыновей было у старика?

— Почему именно пшеницу посеял старик?

— Как отец любит своих детей, как он к ним обращается?

— Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами обладает?

— Что узнаем о среднем сыне?

— Что мы узнаем о герое Иване?

— Почему в полночь?

— Конь обычный или нет?

— Что необычного?

— Разве конь не слышал, что в поле кто — то есть?

— Как можно охарактеризовать Ивана?

— Что дальше должно происходить, как вы думаете?

— Как конь разговаривает с Иваном?

— Какую службу обещает сослужить?

— О чём думает Иван, взяв обещание с коня?

— Как Иван мог найти коня?

— Почему братья спрашивают у Ивана?

— А мог он соврать или не говорить?

— О каком качестве Ивана это говорит?

— Иван рассказал как поймать коня?

— Почему?

— Каким качеством еще обладают братья?

— Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу?

-Давайте составим сравнительную таблицу братьев.

— Выберите из предложенных качеств, те что относятся к старшим
братьям

и занесите их в таблицу

— А какие же качества мы можем отнести к Иванушке?

-Какой же вывод мы можем сделать?

— Давайте прочитаем диалог Ивана с конем.

— Диалог Ивана с братьями по возвращении домой.

— Зачин:»Было у старика три сына: двое
умных, а третий Иванушка-дурачок на печи валяется.

Кульминация: на третий день опять брать
поехали на праздник, прискакал и Иванушка. Стегнул он своего коня плеткой.
Осерчал конь пуще прежнего прыгнул и достал до окна. Иванушка поцеловал царевну
в уста, схватил с ее пальца перстень, повернул коня и ускакал.

—  Развязка: Взяла тогда царевна дурака за
руку, подвела к отцу и говорит:

— Вот, батюшка, мой суженый.

Обмыли слуги Иванушку, причесали, одели в
царское платье, и стал он таким молодцом, что отец и братья глядят — и глазам
своим не верят.

1) Когда он поймал Сивку – бурку

2) Когда допрыгнул до Елены Прекрасной

3) Развязал Иванушка руку, а на пальце у него царевнин перстень
заветный

3 раза герой выполнял действие

— жил — был

— волшебное

— пшеница — самое дорогое, что было у крестьян

— милые мои дети

-ленивый, безответственный, не готов к трудностям, лгун —

— такой же

— предусмотрительный, смелый

— в полночь случается волшебство

— необычный

— одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля
дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет — заучиваем наизусть это
описание.

— умелый, сильный

— предположения детей

— знает его по имени

— великую

— если конь не сдержит слово, чтобы найти его потом

— произнести слова — Сивка — Бурка — вещий каурка, стань передо
мной как лист перед травой — заучиваем наизусть эти слова.

— да, мог

— честный

— нет

— потому что конь волшебный, разговаривал с ним, братья ему и
так не поверили

— жадные, хитрые

— да, все кто дают слово, должны держать его

— составляют и записывают в тетради сравнительную таблицу

Дурак для сказки не показатель глупости. Иван дурак всегда не
такой как все. Он другой

на доску повесить карточки с качествами братьев.

повесить карточки рядом с качествами братьев.

Карточки на доске

Карточка

— карточки на доске

Слайд 7

Слайд 8

Название этапа: обобщения

Задача: помощь учащимся в осмыслении
читательской позиций

Метод: практический

Приемы: упражнение

Отводимое время: 10 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

А если на минутку представить, что нет у Ивана-дурака
Сивки-бурки. Чем тогда закончится сказка?

— Давайте, вместе придумаем новую сказку.

— Кто или что может помочь Иванушке?

— Чем волшебник может помочь Иванушке?

— Какими качествами будет обладать волшебный конь?

— Какие действия будут происходить дальше?

— Кто или что встанет у него на пути?

— Что в таком случае сделал Иванушка?

— Что сказал волшебник?

— Какие действия будут происходить дальше?

— Кто или что встанет у него на пути?

— А в третий раз?

— Какие действия будут происходить дальше?

— Что произошло, когда он пришел домой?

—  Таня расскажи нам новую сказку

— Волшебник

— Он даст Иванушке волшебного коня

— Он будет сильным, ловким, смелым

— Иванушка возьмет коня и отправится к терему Елены Прекрасной,
чтобы взять у нее из руки платочек

— Братья узнали что Иван-дурак решил отправится к царю на двор,
забрали у него коня и заперли в конюшне

— Он снова отправился к волшебнику

— Он дал Иванушке второго коня, но сказал чтобы он внимательнее
следил за конем, потому что третьего у него нет

— Иванушка отправится к терему Елены прекрасной во второй раз

— Когда Иванушка допрыгнет до окна Елены Прекрасной, он будет
очарован ее красотой и забудет взять платочек.

— А когда Иванушка прыгнул в третий раз он взял платочек  с
ладони Елены Прекрасной и ускакал домой

— Иванушка отправился в лес колоть дрова и на сук накололся,
обмотал рану платочком Елены Прекрасной и пошел домой

— У него в доме была Елена Прекрасная, она искала свой платочек.
Когда она увидела у Ивана на руке  платочек то обрадовалась Елена Прекрасная,
взяла Иванушку за руку, подвела к отцу и говорит:

— Вот, батюшка, мой жених и нашелся!

Уж ждать да рассуждать не стали — веселым пирком да за свадебку!
Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

Название этапа: Домашнее задание

Задача: закрепление умения учащихся на уроке

Метод: словесный.

Приемы: беседа.

Отводимое время: 1 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

-Составьте викторину в количестве пяти вопрос.

 Записывают домашнее задание

Название этапа: Итог урока. Рефлексия

Задача: подведение итогов деятельности
учеников

Метод: словесный

Приемы: беседа

Отводимое время: 3 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Вывод:

— Давайте же подытожим,  из чего же состоит русская народная
сказка: -Что же получается, сказка с одной стороны говорит о том, что
настоящего героя обязательно ждет награда, а с другой стороны для этого
оказывается еще необходимо чудо.

Сказка знает жизнь, но она может вместе с нами помечтать.

— Меня особенно удивило, как … 

— Меня взволновало, что …

— Никогда не забуду, как …

 русская народная сказка обязательно состоит из завязки,
кульминации, развязки. В русской народной сказки троекратное повторение
действие. Волшебный помощник

  • Завязка в сказке о молодильных яблоках и живой воде
  • Завьюжить как пишется правильно
  • Журавль и цапля это басня или сказка
  • Жощще как пишется слово
  • Жк горная сказка село эльбрус