Завязка в сказке это

Текст: Ольга Лапенкова

В прошлый раз мы выяснили, что художественное произведение состоит из следующих частей:

  • • экспозиция;
  • • завязка;
  • • развитие действия;
  • • кульминация;
  • • развязка;
  • • эпилог (не во всех произведениях).

Также мы поняли, что экспозиция — это подготовительная часть, благодаря которой читатель узнаёт, где и когда будет развиваться действие; знакомится с героями и, порой сам того не осознавая, решает, кому из них он будет сочувствовать.

Но экспозиция, в которой толком ничего не происходит, не может длиться вечно: таковы законы не только литературы, но и самой жизни. Вряд ли из семи миллиардов землян можно найти хоть одного, чьё размеренное существование хотя бы однажды не переворачивалось на 180 градусов. Столкнувшись с неожиданными проблемами, человек (и в том числе герой любого классического произведения) вынужден решать: как поступить со своей новой реальностью? Может, сделать вид, что ничего и не случилось, — и пусть оно как-нибудь само рассосётся? Или, наоборот, с удвоенным энтузиазмом взяться за решение проблем, чтобы поскорее вернуться к привычному кругу забот? А может, то, что поначалу показалось наказанием небес, — на самом деле шанс кардинально изменить свою жизнь в лучшую сторону?

Именно эти вопросы встают перед героем после завязки. Завязка — это эпизод, после которого в жизни героя что-то бесповоротно меняется и нужно решать, что с этим делать. Завязка как бы задаёт вопросы: «Почему будет происходить действие?» и «Интересно, чем всё закончится?».

(Если в произведении несколько сюжетных линий, то и завязок может быть несколько. Мы говорили об этом в первой статье проекта.)

Любопытно, что герои не всегда отдают себе отчёт в происходящем: кое-кому до последнего кажется, что ничего особенного не происходит. Тем интереснее читателю за ними наблюдать.

Посмотрим, как работают с завязкой отечественные классики.

  • WARNING! ОСТОРОЖНО! 警告!
  • Дальнейший текст содержит спойлеры к произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка», Д. И. Фонвизина «Недоросль» и Н. В. Гоголя «Ревизор».

Предупреждён — значит вооружён!

«Капитанская дочка», А. С. Пушкин

На первый взгляд пушкинский роман про Петрушу Гринёва, который на протяжении ста с небольшим страниц превращается из безусого юнца, мечтающего ночи напролёт пить шампанское и играть в карты, в бравого защитника Отечества — произведение очень простое по своей структуре. Главный герой проходит одно испытание за другим — и при поддержке близких людей становится, как говорится, «лучшей версией себя». Но задумаемся: какой момент в его истории можно считать поворотным? Какие события повлияли на его жизнь незначительно, а какое ясно дало понять, что пути назад нет?

Сосредоточим внимание на сюжетной линии Петруши, закрыв глаза на линии Маши и Пугачёва, — и вспомним ключевые эпизоды, уместившиеся в главах с первой по третью:

  • • отъезд Петруши Гринёва из дому;
  • • ночёвка в Симбирске и кутёж с Зуриным;
  • • остановка на постоялом дворе во время бурана;
  • • знакомство с Андреем Карловичем;
  • • приезд в Белогорскую крепость.

Рассмотрим каждый эпизод и поразмыслим: не тут ли спряталась завязка?

Отъезд Петруши Гринёва из дому

До шестнадцати лет главный герой «жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками», и его родители не видели в этом ничего плохого. Но в какой-то момент между Гринёвыми-старшими состоялся следующий разговор:

— Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?

— Да вот пошёл семнадцатый годок, — отвечала матушка. — Петруша родился в тот самый год, как окривела тетушка Настасья Гарасимовна, и когда ещё…

— Добро, — прервал батюшка, — пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни.

С одной стороны, этот эпизод имел судьбоносные последствия: не реши Петрушин папа отправить парнишку «потянуть лямку да понюхать пороху», Гринёв-младший не познакомился бы ни со Швабриным, ни с семьёй капитана Миронова — и тем более не оказался бы заложником бунтовщика Пугачёва. Но, с другой стороны, можно ли сказать, что именно в этот момент судьба молодого человека бесповоротно изменилась? Пожалуй, нет. Петруша понял, что теперь «вместо весёлой петербургской жизни его ожидает скука в стороне глухой и отдалённой», — но куда его отправят и что он там будет делать, он не имел никакого представления (а вместе с ним и читатель).

Ночёвка в Симбирске и кутёж с Зуриным

Чтобы поступить на службу, Петруше следовало добраться до Оренбурга и там переговорить с Андреем Карловичем — старинным товарищем отца. Но средства передвижения в XVIII веке, как и дороги, оставляли желать лучшего, поэтому по пути Гринёву пришлось переночевать в Симбирске, а потом «пробыть [там] сутки для закупки нужных вещей». Осознав, что родители больше за ним не следят, главный герой пустился во все тяжкие: познакомившись с гусаром Зуриным, он напился пуншу, а потом проиграл новому приятелю сто рублей — немалую по тем временам сумму.

Если вы дочитали «Капитанскую дочку» до конца, то знаете, что ближе к концу романа Зурин случайно встретится с Гринёвым — и сыграет немаловажную роль в судьбе Петра. Но первая встреча прожжённого гусара и новоиспечённого офицера никак не тянет на звание завязки. Ничего особенно важного в «трактирном» эпизоде не происходит: просто Гринёв наконец-таки чувствует вкус свободы, как миллионы молодых дворян, оказавшихся в подобной ситуации.

Остановка на постоялом дворе во время бурана

По дороге из Симбирска главный герой оказывается в снежной западне. Но, к счастью, случайно встреченный мужчина показывает, где находится постоялый двор, и Гринёв оказывается в тепле и безопасности. Здесь Петруша снова «раскрывается» как персонаж — но уже с положительной стороны. Он больше не тянется к играм или спиртному, а, напротив, проявляет щедрость и благодарность: дарит вожатому заячий тулуп.

Опять же, опытный читатель уже знает, насколько важен этот эпизод: спустя какое-то время пути Гринёва и вожатого снова сойдутся. Но встретятся они в Белогорской крепости — а в середине второй главы Петруша ещё не знает, что его отправят именно туда. А вдруг Андрей Карловчич велел бы Гринёву проходить службу в другом месте? Тогда встреча на постоялом дворе не привела бы ни к каким последствиям.

Знакомство с Андреем Карловичем

Переночевав на постоялом дворе, Петруша продолжает путь и наконец-то добирается до Оренбурга, где его принимает давний сослуживец Гринёва-старшего. Андрей Карлович объявляет: «Ты будешь офицером переведён в ***полк, и чтоб тебе времени не терять, то завтра же поезжай в Белогорскую крепость, где ты будешь в команде капитана Миронова, доброго и честного человека».

Это уже очень и очень похоже на завязку — но всё ещё не она! Сказано — не значит сделано. А вдруг на следующий день Андрей Карлович передумал бы и отправил Гринёва в какое-нибудь другое место? Или Петруша опять познакомился с каким-нибудь весёлым гусаром — и был бы не в состоянии ехать в крепость? Или по дороге в Оренбург на повозку Гринёва упал метеорит? Писатели и не такое могут выдумать.

Приезд в Белогорскую крепость

Но вот Петруша Гринёв наконец-то добирается до Белогорской крепости, и в этот момент «клетка» захлопывается. Единственный способ выбраться из этой «стороны глухой и отдалённой» — дезертирство, то есть позорный побег. Но Петруша не может пойти на такую подлость! Да и с чего ему нарушать присягу? Во-первых, кодекс дворянской чести юноши того времени, как говорится, впитывали с молоком матери. Во-вторых, условия в Белогорской крепости оказались (по крайней мере, на первых порах) вполне сносными, а если бы Гринёв по какой-то неведомой причине и решил сбежать, то идти ему было некуда. Так и вышло, что на бедного Петрушу навалилась целая гора «взрослых» испытаний: адаптация к кардинально новым условиям; первая любовь и первая ненависть; ссора с родителями — и, как вишенка на торте, необходимость выбирать между выживанием и совестью…

Когда герой приезжает в Белогорскую крепость и знакомится с семьёй Мироновых и Швабриным, мы задаёмся вопросом: «Что же будет дальше? Как сложатся их отношения?» — и только тогда нам становится по-настоящему интересно.

«Недоросль», Д. И. Фонвизин

Итак, завязка может находиться довольно-таки далеко от начала произведения. А ещё случается такое, что на героя одновременно сваливается сразу несколько испытаний, и тогда завязка оказывается двойной.

Именно в такую ситуацию попадает Софья — главный положительный персонаж в комедии «Недоросль». Из экспозиции мы узнаём, что полгода назад её матушке «сделался удар», и бедная девушка оказалась на попечении дальних родственников — невежественных и жестоких Простаковых. Но, в общем-то, после этого её жизнь превратилась в «день сурка», который Фонвизин даже не удосужился описать. Что Софья делала у Простаковых? Читала «нравственные» книги — и, может, практиковалась в игре на фортепиано и пении, как подобало любой благовоспитанной девушке XVIII века. Ничего интересного.

Но буквально в один день жизнь Софьи меняется, и сразу по двум причинам. Во-первых, приходит свататься ещё один дальний родственник — Скотинин. До самой Софьи ему дела нет: он хочет прикарманить поместья, доставшиеся девушке в наследство от её родителей (впрочем, поместья особенной ценности не представляют: они хороши лишь тем, что там водятся необыкновенно большие свиньи). А во-вторых, приходит письмо от Стародума: оказывается, дядя Софьи «нажил десять тысяч рублей доходу» — баснословная сумма! — и готов отдать их в качестве приданого. Тут-то госпожа Простакова подзывает ненаглядного сына Митрофанушку (того самого, который говорил: «Не хочу учиться, хочу жениться») и намекает, что пора бы ему пойти под венец… Так что бедной девушке приходится отбиваться от двух женихов сразу, а читателю — задаваться вопросом: «Кто всё-таки поведёт Софью под венец?»

«Ревизор», Н. В. Гоголь

Ещё более редкий случай — произведения, в которых завязка находится уже на первой странице, как бы заменяя собой экспозицию. Помните, с чего начинается гоголевская комедия «Ревизор»?

Городничий. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор. <…>

Аммос Федорович. Вот те на!

Артемий Филиппович. Вот не было заботы, так подай!

Лука Лукич. Господи боже! ещё и с секретным предписаньем!

Этой сценки более чем достаточно, чтобы понять: перед читателем — проворовавшиеся чиновники, которые уж-ж-жасно боятся результатов проверки! И хотя в дальнейшем мы узнаём больше о каждом из героев (можно сказать, что крошечные кусочки экспозиции равномерно распределены по всему тексту), от подобных сведений основная интрига никак не зависит. И правда, разве увлечённому читателю важно, чем Ляпкин-Тяпкин берёт взятки — деньгами или борзыми щенками? Взятка есть взятка, и если «инкогнито» о ней прознает, судье не поздоровится!

Но кто окажется прозорливее: один-единственный ревизор или слаженная команда под управлением городничего? А может, ситуация внезапно станет сложнее — и, кстати, смешнее, — чем ожидали обе стороны? Все эти вопросы проносятся в голове у читателя уже после первых строк. А это значит, что жизнь героев бесповоротно изменилась и с этим срочно нужно что-то делать.

Сюжетная линия: завязка, развитие, кульминация, развязка

Каждая история состоит из элементов: завязка, кульминация, развязка. Распространенная ошибка начинающих писателей – неполная или сломанная сюжетная линия в их произведениях. Такие работы скучны и непонятны. Чтобы выстроить захватывающий внимание сюжет, надо уметь жонглировать элементами. Попробуем научиться этому вместе.

Редактор,
куратор блога Band

Что такое сюжет художественного произведения

Сразу разведем понятия фабула и сюжет.

Фабула – это то что произошло, события в хронологической последовательности.

Сюжет произведения

это то, в какой последовательности автор рассказывает о событии. Сюжет – цепочка действий, причинно-следственных связей. Причем хронологическая последовательность в сюжете может быть нарушена.

Традиционно композиция произведения состоит из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки.

Например, сказка про колобка.

Фабула: самоуверенный и беспечный Колобок преодолевает ряд препятствий, но попадается на уловку лисы и погибает.

Сюжет: Жили-были Дед да Бабка (экспозиция), состряпали они Колобка (завязка), Колобок сбежал и встретил на своем пути зайца, волка, медведя (развитие), Колобок встретил лису и после льстивых манипуляций запрыгнул к ней на нос (кульминация), Колобка съели (развязка).

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Нет законов, обязывающих авторов включать те или иные элементы сюжета в свою историю. Что-то можно опускать, что-то менять местами.

Существует несколько традиционных сюжетных схем. Все они похожи, но включают разное количество элементов.

Рассмотрим три схемы: Пирамиду Фрейтага, восьмипунктовую дугу и классическую схему из нашего примера с Колобком.

Пирамида Фрайтага и Восьмипунктовая дуга

Пирамида Фрейтага разработана писателем Густавом Фрейтагом. В центре пирамиды – кульминация, которую поддерживают все остальные элементы истории.

Восьмипунктовая дуга – самая развернутая сюжетная схема, включает:

1. Стазис, т.е. начальное состояние, что было ДО старта событий.

2. Первый импульс – запускающее событие, что-то, что влияет на решение героя двигаться к цели.

3. Цель – собственно намерение героя, возникшее после импульса. Цели могут меняться в процессе, но каждый раз новая цель должна быть сильнее прежней.

4. Неожиданность – событие, которое меняет течение повествования, становится поворотной точкой. Оно может быть как негативным (препятствие, испытание), так и позитивным (внезапная помощь).

5. Решающий выбор – герой попадает в ситуацию выбора после случившейся неожиданности.

6. Кульминационный пункт (климакс) – самый острый момент истории, здесь герой достигает или лишается цели в результате совершенного выбора.

7. Поворот – что происходит с героем после кульминации, как он меняется, в каком направлении поворачивает.

8. Развязка – итоги, мораль, заключение, послесловие.

Классическая структура художественного произведения и советы по созданию её элементов

Разберем её по элементам сюжета:

Экспозиция – все, что вы сообщаете читателю о героях до начала событий: кто они, в какой локации находятся, в каком положении. Экспозиция может быть прямой (в начале книги, до завязки) или задержанной (данные вводятся после завязки), или обратной (в конце книги).

В «Унесенных ветром» прямая экспозиция. Маргарет Митчел знакомит нас с миром героев на пикнике у О’Хара, показывает героев, их образ жизни. Действие начинается позже.

А вот «Черновик Лукьяненко иллюстрирует задержанную экспозицию. Книга начинается с действия, завязки (герой с первых страниц оказывается в сложной ситуации), что интригует. А позже уже автор постепенно вводит информацию о герое.

Иллюстрацией к обратной экспозиции может быть фильм Игра в кальмара». Лишь в финале фильма раскрывается история игрока №001, выясняется, кто он, и некоторые моменты из фильма, таким образом, начинают восприниматься совсем иначе.

Дадим только парочку советов авторам:

– Читатель не обязан знать о герое всё с первых строк, не перегружайте экспозицию.

– Если экспозиция прямая, то она должна быть увлекательной. Частая ошибка неопытных авторов – долгое, скучное введение, с целью сразу прояснить все нюансы мира героя.

Завязка – запускающее событие. Что-то что провоцирует конфликт, становится поводом для движения героя.

Яркий пример завязки – все тот же «Черновик Лукьяненко. Герой внезапно сталкивается со странной ситуацией – в его квартире оказывается прописан другой человек, внезапно поменялся ремонт и мебель, его собака его не узнает. Что происходит? И что делать?

Рекомендации по работе над завязкой:

– Она должна быть яркой, цепляющей, интригующей. Именно в этот момент читатель решает – продолжить чтение или отложить книгу. Не затягивайте завязку по времени.

– Доводите ситуацию в завязке до апогея. Она должна быть безвыходной, шокирующей, пугающей. Чтобы хотелось узнать – как же герой из неё выйдет.

На курсе

«Как писать прозу»

разбираем приемы по созданию живых персонажей, написанию сильных диалогов и сюжетов, от которых читатель забывает дышать.

Развитие – самый длинный элемент сюжета. Здесь герой преодолевает преграды на пути к цели, находит друзей и врагов. Напряжение по ходу движения должно нарастать, пока не перейдет в кульминацию.

Фильм «Побег из Шоушенка» содержит увлекательное развитие событий. Главный герой поочередно справляется с несколькими (казалось бы безвыходными) трудностями, находит друзей, но авторы подкидывают и подкидывают ему новые проблемы.

– Градус напряжения в развитии должен постоянно подниматься. Каждое следующее препятствие должно быть все сложнее, ставки должны быть выше. Как в сказке про Ивана Царевича и Серого Волка. Сначала яблочки молодильные, а под финал девицу заморскую.

– Не пускайте развитие на самотек. Лучше заранее продумать план приключений» героя в тезисах.

Кульминация – момент наивысшего напряжения, пик конфликта. Кульминация – это не финал, не обязательно здесь раскрывать все интриги. Но это момент, когда сердце читателя разрывается и кажется, что хуже быть уже не может.

Все в том же «Побеге из Шоушенка» кульминацией становится исчезновение Дюфрейна из камеры. Нам еще не известно где он и что с ним, есть лишь страшное предположение о самоубийстве. Есть напряжение и любопытство.

– Кульминационный момент не может длиться долго. Это всегда острый, краткий, яркий эпизод.

– После кульминации герои меняются, их жизнь не может быть прежней. Заложите это в план.

– В кульминации сталкиваются главный герой (антагонист) и его злейший враг (протагонист).

Если в сюжете отсутствует кульминация, то история теряет остроту. Так пишутся лирические произведения, хроники, личные заметки. В них нет конфликта, просто повествование. Беллетристика же подразумевает напряжение и его разрешение. Поэтому не теряйте кульминацию в своих работах, четко её идентифицируйте и усильте.

Развязка – закрытие конфликта. Все точки расставлены, злодеи наказаны.

Опять обратимся к «Побегу из Шоушенка», ибо сюжетная линия там выстроена по классической схеме. Развязка в фильме занимает пару минут, показывающих несколько месяцев жизни героев и все последствия предшествующих событий: арест начальника охраны, самоубийство начальника тюрьмы, жизнь сокамерников и их воспоминания о Дюфрейне и, конечно, действия самого Дюфрейна – кем он стал, что получил.

Иногда авторы не пишут развязку, заканчивая работу на кульминационном моменте. И тогда это открытый финал, читатель сам додумывает, чем все закончилось. И многие этого не любят. Поэтому десять раз подумайте, прежде чем выбрать открытый финал.

Если же вы пишете серию книг или книгу с продолжением, то позаботьтесь о промежуточном финале. Хотя бы один из конфликтов должен быть закрыт, оставляя ощущение завершенности.

Послесловие (эпилог) – необязательная часть, в которой можно рассказать, как сложилась жизнь героев после всех описанных событий. Он дает ощущение полной завершенности.

Дюфрейн встречает своего друга Реда на морском побережье. Мы понимаем, что у них обоих теперь все будет хорошо.

Часто эпилог используют в произведениях, основанных на исторических/реальных событиях. В нем рассказывается, что случилось с героями дальше, кто и когда умер, чего еще добился.

В эпилог можно заложить «затравку для продолжения.

Описанная сюжетная схема отлично встраивается в роман и повесть. В рассказе, вероятно, придется использовать сокращенные варианты. Писательство – это прежде всего творчество, поэтому экспериментируйте.

Больше знаний и приемов для писателей вы получите на литературных мастерских. Каждый курс сопровождается профессиональными редакторами, которые будут работать с вами и вашими текстами.

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

В каждом художественном произведении присутствует определенный набор сюжетных элементов. Без этих деталей автор не сможет удерживать внимание читателей. Что такое завязка в литературе? Какую роль она играет в создании произведения?

Среди деталей в сюжете есть обязательные и необязательные. К последним относится экспозиция, которая встречается далеко не во всех рассказах и повестях. Завязка – обязательный элемент. Исключить ее из сюжета невозможно. Несложно понять, что такое завязка в литературе. Сам термин дает ответ на вопрос. Автор запутывает сюжетную нить, а затем, постепенно, развязывает ее.

жанры литературы

Определение

Завязка в литературе – это событие, которое можно считать началом действия. Но эта деталь не всегда находится в начале повествования. Завязка может быть и в конце.

Любое произведение основано на столкновении взглядах героев, двух или нескольких точек зрения. В каждом рассказе, повести или романе есть конфликт. Что такое завязка в литературе? Это зарождение, обнаружение конфликта в повествовании. Она может быть в начале, середине или конце повествования. Понятие завязки в литературе знакомо не всем. Но каждый, кто прочел хот бы одну книгу, сталкивался с этим элементом.

Не стоит думать, что завязка исключительное событие, будоражащее воображение читателя. Такой деталью может служить какой-то, на первый взгляд, непримечательный диалог между героями. Четко выявить завязку можно в произведениях детективного жанра. Здесь, как правило, события начинаются с преступления, на раскрытие которого уходит большая часть повествования. Эту деталь сложно не заметит в триллере. В произведениях других жанров завязка не бросается в глаза. Но как уже было сказано, она присутствует в каждой книге. Именно благодаря этой детали читатель не закрывает книгу на первых страницах, а окунается в мир, созданный писателем.

кульминация произведения

Композиция

Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, послесловие. Первая и последняя детали необязательны.

Для того чтобы понять, что такое завязка в литературе, стоит вспомнить сюжет любимой книги. Независимо от жанра, повествование строится по такой схеме: герои оказываются в трудной ситуации, а затем постепенно выбираются из нее.

О том, что такое завязка в литературе, примеры, приведенные ниже, дадут четкое представление.

Особенности завязки

Эта деталь увлекает читателя. Скучную экспозицию он может простить автору. Неинтересную завязку – отнюдь. Это интрига, вызывающая интерес у читателя и заставляющая его дочитать книгу до конца. В завязке всегда присутствует главный герой, по крайней мере, он имеет отношение к ситуации, после которой начинаются основные события.

«Мастер и Маргарита»

Роман начинается с развязки, причем с явной (бывают также и неявные). Третья глава заканчивается смертью Берлиоза. Но главный герой — Мастер, и его нет в тот вечер на Патриарших прудах. Он находится в клинике Стравинского. Главный герой романа Булгакова, действительно, отсутствует в развязке. Но, как мы помним, во второй главе Воланд читает книгу, написанную Мастером, после чего председателя МАССОЛИТа и настигает внезапная смерть.

Завязка гармонично вписывается в основную сюжетную линию. Она не выделяется на фоне остальных деталей, это органическая часть повествования. Завязка – это основа авторского замысла, то есть идея, которую писатель пытается донести до читателя.

мастер и маргарита иллюстрации

«Собачье сердце»

Вспомним еще одно произведение Михаила Булгакова. Где здесь завязка? В первой главе, там, где Шарикова подбирает на холодной московской улице профессор Преображенский? Нет, завязкой в этом произведении служит операция, после которой пес постепенно превращается в человека. И этот процесс, который ни к чему хорошему не привел, иллюстрирует главную мысль автора.

классическая литература

Шахматная новелла

Очень яркие завязки присутствуют в произведениях малой прозы. Новелла мало чем отличается от рассказа. Все же некоторые литературоведы их различают. Они утверждают, что в новелле завязка более яркая, интригующая.

Мастером в создании увлекательных сюжетов был Стефан Цвейг. Завязка в «Шахматной новелле» даже самого вялого читателя заставит дочитать произведение до конца. Главный герой, рассказчик, встречает на проходе невероятную личность. Необычность этого человека заключается в том, что ему легко удается обыграть в шахматы гроссмейстера.

Кто он? Где он научился так хорошо играть? Ведь знаменитого шахматиста никто не может обыграть на протяжении многих лет. А этому чудаку, возникшему из неоткуда, удается это сделать с легкостью. Почему во время партии у этого странного человека так болезненно горят глаза? Такие вопросы автор ставит перед героем. И перед читателем. А затем постепенно раскрывает историю человека, охваченного шахматной горячкой.

Такая же важная деталь в сюжете – развязка. Автор должен не только заинтриговать читателя, но и раскрыть постепенно все карты. При этом между завязкой и развязкой неизменно присутствует кульминация.

Завязка

Завязка
Завязка

       

ЗАВЯЗКА — одна из начальных стадий в развитии сюжета поэтического произведения. В З. создаются («завязываются») те конфликты, к-рые будут углубляться в процессе дальнейшего развития действия, вплоть до развязки, эти конфликты разрешающей. Так напр. З. «Гамлета» является встреча героя трагедии с тенью и последовавшее за нею решение Гамлета отомстить королю за убийство отца.
       Виды З. могут быть чрезвычайно разнообразными. При логически ясной диспозиции художественного произведения З. следует непосредственно за экспозицией действующих лиц; таковы напр. З. классических трагедий, новелл итальянского Ренессанса и пр. Иногда З. идет впереди экспозиции; вспомним динамическую З. «Анны Карениной» Л. Толстого: «Все смешалось в доме Облонских». Романы ужасов и детективные романы характеризуются так наз. аналитическим строением сюжета: причина открывается читателю после порожденного ею следствия («Баскервильская собака» Конэн Дойля). Далее развязка одного эпизода может одновременно включать в себя З. нового эпизода (приключенческие романы типа «Рокамболя» Понсона дю Террайля и т. п.).
       Выбор писателем того или иного типа З. определяется той стилевой и жанровой системой, в плане к-рой он оформляет свое произведение. Т. к. и стиль и жанр в свою очередь детерминированы психоидеологией той или иной классовой группировки, то композиционный прием З. становится социально обусловленным.
       Так, З. рыцарского романа, как и весь этот жанр, и по форме и по существу выражают психоидеологию аристократии с ее культом куртуазных приключений, вереницей следующих друг за другом. З. буржуазного романа эпохи расцвета торгового капитала используют тематику морских путешествий, пиратских набегов, кораблекрушений у необитаемого острова, к-рый герой превратит впоследствии в цветущую колонию. Внезапные и судорожные З. Достоевского, вводящие читателя в самую сутолоку событий, продиктованы упадочной психикой русского мещанства 60-х гг. Лишенные твердых очертаний и острых конфликтов З. чеховских драм вполне соответствуют пассивности и лиризму Тузенбахов, Войницыных и пр. представителей мелкобуржуазной интеллигенции эпохи промышленного капитализма, художником к-рой явился Чехов. Во всех этих случаях З. несет определенные функции в системе поэтического стиля, в структуре лит-ого жанра и соответствует их социальной направленности.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература.

1929—1939.

завя́зка

событие, нарушающее равновесие исходной ситуации, выявляющее в ней противоречие, которое порождает конфликт и приводит в движение сюжет. Завязка может быть подготовлена и мотивирована в экспозиции произведения (напр., в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, где в первых сценах сообщается о вражде семейств Монтекки и Капулетти), но может быть и внезапной, придающей сюжетному действию особую напряжённость и остроту (как в «Ревизоре» Н. В. Гоголя).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн.
Под редакцией проф. Горкина А.П.
2006.

.

Синонимы:

Антонимы:

Полезное

Смотреть что такое «Завязка» в других словарях:

  • ЗАВЯЗКА — ЗАВЯЗКА, завязки, жен. 1. только ед. Действие по гл. завязывать завязать1 в 1 знач. (разг.). Необходимо улучшить и ускорить завязку пакетов. 2. Предмет, служащий для завязывания чего нибудь; то, чем завязывают, тесемка, ленточка. Халаты бывают на …   Толковый словарь Ушакова

  • завязка — обвязка, исходная точка, отправная точка, блат, знакомство, обвязывание, конец, первоначало, старт, пролог, завязочка, начало Словарь русских синонимов. завязка см. начало Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский… …   Словарь синонимов

  • завязка — ЗАВЯЗКА, и, ж. 1. и в зн. сказ. Конец чего л.; состояние, когда с чем л. навсегда покончено. Всё, завязка, больше ни грамма (не пью). 2. Знакомство, блат. Быть в завязке с чем и без доп. бросить что л. делать, навсегда отказаться от чего л.,… …   Словарь русского арго

  • ЗАВЯЗКА — событие, являющееся началом (завязыванием) действия (развития фабулы); часто знаменует возникновение конфликта между действующими лицами …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЗАВЯЗКА — ЗАВЯЗКА, и, жен. 1. см. завязать. 2. То, чем завязывают (тесьма, лента, верёвка). Фартук с завязками. 3. Начало, исходный пункт каких н. действий, событий; начало драматического или иного литературного произведения со сложной фабулой. З. боя. З.… …   Толковый словарь Ожегова

  • Завязка — У этого термина существуют и другие значения, см. Завязка (значения). Завязка  это событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает») конфликты. Так, в трагедии… …   Википедия

  • завязка — событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта, который составляет основу сюжета художественного произведения. Завязка определяет последующее развертывание действия; это важнейший элемент сюжета. Рубрика: композиция и сюжет… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • завязка — и; мн. род. зок, дат. зкам; ж. 1. Разг. к Завязать завязывать (1.З.) и Завязаться завязываться. З. мешков. Найти предлог для завязки курортного романа. 2. обычно мн.: завязки, зок. То, чем завязывают (верёвка, тесёмка, ленточка). Шапка с… …   Энциклопедический словарь

  • завязка — ЗАВЯЗКА, и, мн род. зок, дат. зкам, ж Часть литературного или театрального произведения со сложной фабулой, являющаяся началом, содержащая события, определяющие дальнейшее действие, задающая основной конфликт; Ант.: развязка. Читая «Рославлева»,… …   Толковый словарь русских существительных

  • завязка — užuomazga statusas T sritis augalininkystė apibrėžtis Po žydėjimo pradėjusi didėti mezginė. atitikmenys: angl. acrospire; germ rus. завязка; зародыш; зачаток …   Žemės ūkio augalų selekcijos ir sėklininkystės terminų žodynas

1.3.1. Общая схема сюжета

Исходным в схеме сюжета,
или в последовательности разворачивания
сказочного события, является определенный
порядок испытания в сказке. Сказка
состоит из трех испытаний: провокация,
или испытание-завязка; служба, или
центральное испытание, повторяемое
трижды;
возвращение, или отпускающее испытание.
Три испытания делят сказку
на три этапа. Каждый этап состоит из
двух фаз. Получается схема сюжета из
шести шагов.

1.
Провокация антагониста. Немотивированный
отъезд парня (мир посмотреть),
кража яблок, листьев, нападение
старика-карлика с
бородой на друзей,
похищение невесты…

  1. Развилка. Камень с надписью
    на дороге, спуск в подземелье. Смысл в
    разделении братьев, друзей, попутчиков.
    Развилка задает тип и расположение
    дома противника. Развилка обосновывает
    то, что это место достижимо только
    младшим братом…

  2. Служба. Помощники. Собственно
    волшебное ядро, состязание, но
    до этого герой приобретает помощников,
    соответствующих будущему
    испытанию.

  3. Возвращение. Погоня, птица,
    выносящая героя из подземелья за
    спасение птенцов. Смысл возвращения
    связан с очищением.

  1. Неудача в возвращении.
    Срезан аркан, братья убивают, калечат.
    Предпосылка второго круга службы,
    возврат к новой развилке как второй
    круг.

  2. Возмездие. Герой приезжает.
    Не узнан. Устраивает состязание. При
    его приезде добытые им вещи радуются.
    Бывшие друзья еще делят добычу, сами
    себя наказывают.

Алгоритм
развертывания сказки имеет форму цепи:
1–2–3–4–5–6. Пятый элемент может стать
первым, тогда схема сказки становится
такой:
1–2–3–4–5–1–2–3–4–5–6. Например, сюжет
путешествия в колодец: после того как
герой отправляет последнюю принцессу
наверх, та предупреждает его, как
выбраться. Братья срезают веревку, упав,
он ждет барана, но садится не на того.
Баран его уносит в подземный мир. Герой
убивает дракона. Царь подземного мира
предлагает свою дочь. Герой отказывается
жениться на подземной принцессе. На
птице он вылетает из подземелья.

Баран
становится развилкой последнего типа.
Сказка приобретает черты двойного
круга. Возможно, это художественный
прием. С позиции ритуального
возрастного прототипа это совпадает с
формой разделения сказки на сказку о
парне и мужике.

Богатство
сюжетных форм новой волшебной сказки
связано с фантазией
сказочников, совпадение этих новых форм
с ритуалом заложено воспроизведением
в сказке существенных механизмов и
структур самого
ритуала. Тем не менее сказка часто
искажает намеченную структуру сюжета.
Подвижным являются первое и особенно
третье испытание.

1.3.2. Система действия в сюжете

Первоначальное
испытание героя волшебной сказки связано
с провокацией
антагониста и противника.

Типы провокаций.
Ночная потрава коня на поле (конь, черт),
ночное
похищение яблонь с дерева жар-птицей;
похищение братика или
детей; смерть родителей; смерть или
пленение детей; слух о прекрасном
супруге; простое стремление к путешествию;
болезнь отца и необходимость
достать «молодильные яблоки».

Второе испытание в сказке
связано с развилкой. Развилка является,
во-первых, местом расставания братьев,
и она обосновывает подвиг
младшего брата, совершенный в одиночестве;
во-вторых, развилка –
это место перехода в другой мир, что
определяет ее форму.

Виды
развилок.

Камень, на котором надпись: «пойдешь
туда, жизнь
потеряешь…». Вход в потусторонний мир
в виде трещины, колодца, ямы, куда
спускается младший брат. Старик (старуха),
который встречает братьев, и только
младший с ним делится едой и рассказывает,
куда едет.

Развилка
оборачивается.
Если в пути парень, то встречный волшебник
принимает неуклюжий вид, и только герой
делится, жалеет его,
за что получает волшебную помощь. Если
братья в доме, то карлик или дедок
приходит к ним. Им надо отказать, иначе
они неожиданно
захватывают богатыря и едят приготовленную
им еду. В пути
надо поделиться, а дом – уберечь.
Аналогично в сюжете о калеках: сестра
теряет огонь и идет к ведьме, огонь за
кровь; ведьма посещает ее, та болеет.

Таким
образом, развилка – это не столько
расходящиеся пути в дороге,
сколько адекватный выбор в контакте с
чуждым.

Служба осуществляется с помощниками.

Виды помощников

Сверхпомощники
(видит далеко, стреляет без промаха, ест
неограниченно,
не может согреться, не может напиться,
бегун, слышит
далеко…).

Звери-помощники

1 – набор хищников: ворон, медведь,
орел, волк; домашние животные: собака,
кошка; змея или лягушонок («Волшебное
кольцо»).

2 – свойства животных: льва, собаки,
муравья и ворона.

3 – набор животных, способных достать
предмет: рыба-кит, выдра, ворон, муравей,
рак.

Небесные
помощники (Солнце,
Месяц, Ветер). Эти помощники или мужья
сестер героя, или братья жен. В первом
случае сестра прячет брата и спрашивает
мужа, что бы сделал, если бы кто-то из ее
родных пришел. Муж отвечает, что отца
бы убил, а брата приветил,
после чего сестра зовет брата;
жена
или невеста-помощ­ница;
кони-помощники;
волк
(«Сказка о сером волке»). Варианты, в
которых волк просит после свадьбы
отрубить ему голову. Принц удивлен,
отказывается, но волк принуждает, после
чего из его тела вылетает голубь и
признается, что он его дед, которого
осудили быть волком за грехи. Версия
французская, где волк попадает в капкан,
ранит ногу и вместо себя посылает лиса,
своего брата:

Товарищ. Герой
спасает рыб, хлеб кидает в воду, а когда
приходит время в путь, он встречает
юношу, которых просится с ним, помогает
добыть невесту. В невесте, которая не
могла смеяться или говорить, жил змей.
Юноша просит разделить невесту пополам,
змей выползает.

Зверь-сват
(лиса, кот, шакал, в африканской сказке
– антилопа).

Предмет
(шапка или плащ-невидимка).

Возвращение в ряде сказок
вырастает в отдельный сюжет, существуют
сказки, которые акцентированы только
на возвращении, однако возвращение
связано с основным сюжетом.

Виды возвращения. Погоня
ведьмы. Против нее приходится бросать
волшебные предметы. Бегство за счет
скорости коня. Конь противника скидывает
его и убивает. Перелет в мир на птице,
птенцов которой спас герой. Возращение,
несмотря на козни жен побежденных змеев.
Преодоление ловушек (родник, яблоня,
змея у постели в первую брачную ночь;
собака, конь, змея).

Виды возмездия.
Стрельба в воздух из лука, и стрелы
виновного попадают
в него же. Отец наказывает обманщиков.
Выяснение правды происходит на свадьбе,
невеста объявляет при народе, что было…

Итак, схема сказки приобретает
вид тройной петли. В сказке выделяется
несколько точек усиления события:
провокация, служба и возвращение.
Очевидно, что три ступени сказки должны
тесно связываться между собой по
внутреннему смыслу: для этой провокации
– это испытание; для этих провокации и
испытания – это возвращение.

Характер
испытания по его результату в петлях
различен. По характеру
победы можно развести стадию, даже если
она образует отдельную сказку.

В первой петле характерна
неполная победа героя над противником
либо вообще поражение. На первой стадии
герой терпит поражение, частичный успех
может быть только на второй стадии.

Во второй петле герой только
побеждает, причем победа повторяется
трижды.

Третья петля начинается
поражением, а заканчивается реваншем.
Причем поражение оказывается для героя
неожиданным. Это можно
трактовать как зазнайство либо как
предательство ближнего. Прощание
со старым.

Стадия вторая, выделенная
в отдельную сказку, близка по сюжету к
былине: герой побеждает одного противника
за другим.

Такая структура сказки
предполагает следующие закономерности
модификации сюжетов. Во-первых, сюжет
может разбиваться на три ступень и
редуцироваться будет по ступеням. Сказки
могут усиливать или ослаблять одну из
ступеней. В первом случае возможно
превращение отдельной ступени в отдельную
сказку. Во втором случае – сказка с
редуцированной ступенью, состоит из
двух ступеней.

Схема сказки поясняет
оборачивание персонажей. Герой и его
антагонист могут меняться местами
полностью, а могут частично.

В
провокации герой не побеждает антагониста.
Антагонист в завязке
сталкивается с равным по возрасту
противником, побеждает два раза, а в
третий раз уходит от поединка. В испытании
герой побеждает (причем побеждает врага
на его территории), в возвращении герой
побеждает, но с коллизией (терпит
поражение, часто смерть, а потом
побеждает).

Если
сказка увеличивает элемент первой
ступени, то это приведет к непобедимости
героя. Если сказка преувеличивает третий
элемент, то герой будет вначале терпеть
поражение, а потом брать реванш.

Логика
тройственности петли события сказки
сопровождает и манеру
рассказа сказки.

Кроме тройственной петли,
сказка строится через тройной повтор,
который на деле разделен. Первые два
повтора как пробы. В них нет перехода,
герой справляется с испытанием своими
силами и не нуждается в переходе в иной
возраст. Третья попытка отличается
переходом, необходимостью привлечения
помощников. Третий повтор – это
переход, который невозможен в рамках
первых двух. В «Сивке-бурке» с третьего
раза достиг либо допрыгивал в каждом,
но на третий раз допрыгнул до своей
невесты. Бой на мосту: два змея побеждены,
третий бой на
равных. Таким образом, в тройном переходе
механизм перехода между
возрастами – существеннейший элемент
динамики ритуала.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Завязка в сказке спящая царевна жуковский 5 класс
  • Завязка в сказке снежная королева
  • Завязка в сказке падчерица
  • Завязка в сказке о мертвой царевне и семи богатырях
  • Завязка в сказке иван царевич и серый волк