Завязка в сказке о молодильных яблоках и живой воде

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • «Сказка 
о молодильных яблоках 
и живой воде»

    1 слайд

    «Сказка
    о молодильных яблоках
    и живой воде»

  • Образ Бабы Яги,  стоящий 
на границе миров, служит проводником, позволяющим г...

    2 слайд

    Образ Бабы Яги, стоящий
    на границе миров, служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых благодаря совершению определённых ритуалов, и связан
    с легендами о переходе героя
    в потусторонний мир
    (Тридесятое царство).
    Баба Яга принадлежит сразу к двум мирам – миру мёртвых и миру живых.

  • Избушка Бабы Яги «на курьих ножках» изображается стоящей то в чаще леса (цент...

    3 слайд

    Избушка Бабы Яги «на курьих ножках» изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё – со стороны леса, то есть из мира смерти.

  • И.Я.Билибин. «Баба Яга».

    4 слайд

    И.Я.Билибин. «Баба Яга».

  • Иван-царевич выступает в сказках как положительный персонаж, борющийся 
со зл...

    5 слайд

    Иван-царевич выступает в сказках как положительный персонаж, борющийся
    со злом, помогающий обиженным и слабым. Очень часто в начале сказки
    Иван-царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своём царском происхождении.

  • В.М.Васнецов. 
«Иван-царевич на Сером волке»

    6 слайд

    В.М.Васнецов.
    «Иван-царевич на Сером волке»

  • Русская традиция по-своему толковала образ и символику яблока. Известно, что...

    7 слайд

    Русская традиция по-своему толковала образ и символику яблока. Известно, что
    на могилу умершего клали зелёное яблоко, что должно было свидетельствовать
    о сохранении в памяти живых облика умершего и напоминать о том, что жизнь
    на земле продолжается.

  • Яблоко ассоциируется не только с неразгаданными тайнами рождения и смерти, но...

    8 слайд

    Яблоко ассоциируется не только с неразгаданными тайнами рождения и смерти, но и
    с одним из символов царской власти – державой, тем самым подчёркивается, что правитель держит в руках землю,
    то есть властвует.

  • В экспозиции сказки рассказывается о всех причинах, которые породили завязку...

    9 слайд

    В экспозиции сказки рассказывается о всех причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия.

    Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.

    Развитие сюжета – это поиск потерянного или недостающего.

    Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждает её или разгадывает трудные загадки.

    Развязка – это преодоление потери или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — т.е. приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.
    Композиция волшебной сказки

ЦЕЛИ выявить жанровые особенности волшебной сказки значение образа Бабы Яги значение образа Ивана-царевича символическое значение яблока композиционные и языковые особенности сказки.

ЦЕЛИ

  • выявить жанровые особенности волшебной сказки
  • значение образа Бабы Яги
  • значение образа Ивана-царевича
  • символическое значение яблока
  • композиционные и языковые особенности сказки.

Сказка – произведение волшебного, бытового или аллегорического (о животных) характера с вымышленным сюжетом.

Сказка – произведение волшебного, бытового или аллегорического (о животных) характера с вымышленным сюжетом.

Назовите героев «Сказки о молодильных яблоках и живой воде» царь Фёдор-царевич Василий-царевич Иван-царевич бабушка-задворенка волшебные кони девица Синеглазка и её сыновья Нагай-птица и её птенцы

Назовите героев «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»

царь

Фёдор-царевич

Василий-царевич

Иван-царевич

бабушка-задворенка

волшебные кони

девица Синеглазка и её сыновья

Нагай-птица и её птенцы

 Образ Бабы Яги, стоящий на границе миров, служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мертвых благодаря совершению определённых ритуалов, и связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). Баба Яга принадлежит сразу к двум мирам – миру мёртвых и миру живых.

Образ Бабы Яги, стоящий на границе миров, служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мертвых благодаря совершению определённых ритуалов, и связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). Баба Яга принадлежит сразу к двум мирам – миру мёртвых и миру живых.

Избушка Бабы Яги «на курьих ножках» изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё – со стороны леса, т.е. из мира смерти. Название «курьи ножки» скорее всего произошло от «курных», т.е. окуренных дымом столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» - небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё VI-IX вв.). Герой, встречающий на границе жизни и смерти избушку Бабы Яги, направляется в неведомый мир, чтобы добыть волшебные предметы или освободить пленную царевну.

Избушка Бабы Яги «на курьих ножках» изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё – со стороны леса, т.е. из мира смерти. Название «курьи ножки» скорее всего произошло от «курных», т.е. окуренных дымом столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» — небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё VI-IX вв.). Герой, встречающий на границе жизни и смерти избушку Бабы Яги, направляется в неведомый мир, чтобы добыть волшебные предметы или освободить пленную царевну.

 Пройдя испытания в избушке Бабы Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём.

Пройдя испытания в избушке Бабы Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём.

ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗУ БАБЫ ЯГИ Каково значение «курьих ножек» у избушки Бабы Яги? Почему герой просит Бабу Ягу накормить, напоить, спать уложить? Почему вход в избушку со стороны леса?

ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗУ БАБЫ ЯГИ

  • Каково значение «курьих ножек» у избушки Бабы Яги?
  • Почему герой просит Бабу Ягу накормить, напоить, спать уложить?
  • Почему вход в избушку со стороны леса?

Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 века. Иван-царевич выступает в сказках как положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным и слабым. Очень часто в начале сказки Иван-царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своём царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-царевич получает назад своё царство, трон или находит своих царственных родителей. В конце сказки он обычно получает полцарства, царскую дочь в жёны, волшебного или дорогого коня.

  • Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 века.
  • Иван-царевич выступает в сказках как положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным и слабым. Очень часто в начале сказки Иван-царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своём царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-царевич получает назад своё царство, трон или находит своих царственных родителей. В конце сказки он обычно получает полцарства, царскую дочь в жёны, волшебного или дорогого коня.

Иногда Иван-царевич может быть и отрицательным персонажем, который противопоставляется другим царевичам или персонажам простого происхождения, например, Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлён и наказан.

Иногда Иван-царевич может быть и отрицательным персонажем, который противопоставляется другим царевичам или персонажам простого происхождения, например, Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлён и наказан.

ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗУ ИВАНА-ЦАРЕВИЧА Какие награды получает Иван-царевич за свои добрые дела? В каких случаях Иван-царевич является отрицательным персонажем?

ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗУ ИВАНА-ЦАРЕВИЧА

  • Какие награды получает Иван-царевич за свои добрые дела?
  • В каких случаях Иван-царевич является отрицательным персонажем?

Русская традиция по-своему толковала образ и символику яблока. Известно, что на могилу умершего клали зелёное яблоко, что должно было свидетельствовать о сохранении в памяти живых облика умершего и напоминать о том, что жизнь на земле продолжается. Прижилась на Руси и пословица о том, что «яблоко от яблони недалеко падает», т.е. дети идут по стопам своих родителей, зачастую повторяя их ошибки и просчёты.

Русская традиция по-своему толковала образ и символику яблока. Известно, что на могилу умершего клали зелёное яблоко, что должно было свидетельствовать о сохранении в памяти живых облика умершего и напоминать о том, что жизнь на земле продолжается. Прижилась на Руси и пословица о том, что «яблоко от яблони недалеко падает», т.е. дети идут по стопам своих родителей, зачастую повторяя их ошибки и просчёты.

Яблоко ассоциируется не только с неразгаданными тайнами рождения и смерти, но и с одним из символов царской власти – державой, тем самым подчёркивается, что правитель держит в руках землю, т.е. властвует.

Яблоко ассоциируется не только с неразгаданными тайнами рождения и смерти, но и с одним из символов царской власти – державой, тем самым подчёркивается, что правитель держит в руках землю, т.е. властвует.

КОМПОЗИЦИЯ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи при помощи чудесных средств или волшебных помощников. В  экспозиции  - причины, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия. Завязка   сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу. Развитие сюжета  – это поиск потерянного или недостающего. Кульминация  - главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждает её или разгадывает трудные загадки. Развязка  – это преодоление потери или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» - т.е. приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

КОМПОЗИЦИЯ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ

  • В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи при помощи чудесных средств или волшебных помощников. В  экспозиции  — причины, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия.
  • Завязка   сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.
  • Развитие сюжета  – это поиск потерянного или недостающего.
  • Кульминация  — главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждает её или разгадывает трудные загадки.
  • Развязка  – это преодоление потери или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — т.е. приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

В волшебной сказке  роли  распределяются следующим образом: вредитель, даритель, помощник, царевна или её отец, отправитель, герой, ложный герой. Для волшебной сказки характерны испытания героя сказки дарителем и вознаграждение героя (Баба Яга даёт Ивану-царевичу волшебный клубок за то, что он себя правильно вёл), бой с антагонистом и победа над ним (в роли антагониста выступают в волшебной сказке Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и т.д.). Победа над антагонистом немыслима без помощи волшебного средства, полученного ранее от дарителя.

  • В волшебной сказке  роли  распределяются следующим образом: вредитель, даритель, помощник, царевна или её отец, отправитель, герой, ложный герой.
  • Для волшебной сказки характерны испытания героя сказки дарителем и вознаграждение героя (Баба Яга даёт Ивану-царевичу волшебный клубок за то, что он себя правильно вёл), бой с антагонистом и победа над ним (в роли антагониста выступают в волшебной сказке Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и т.д.). Победа над антагонистом немыслима без помощи волшебного средства, полученного ранее от дарителя.

Элементы композиции Мотив Завязка Пример Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу. Развитие сюжета Поиск потерянного или недостающего. Кульминация Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки. Развязка Преодоление потери или недостачи.

Элементы композиции

Мотив

Завязка

Пример

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего.

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки.

Развязка

Преодоление потери или недостачи.

Элементы композиции Мотив Завязка Пример Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу. Развитие сюжета Царь очень устарел и глазами обнищал… Поиск потерянного или недостающего. Кульминация Фёдор-царевич, Василий-царевич, Иван-царевич отправляются на поиски молодильных яблок. Развязка Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки. Иван-царевич сражается с девицей Синеглазкой, побеждает прекрасную девицу и женится на ней. Преодоление потери или недостачи. Иван-царевич возвращается во дворец, уезжает с Синеглазкой в её девичье царство.

Элементы композиции

Мотив

Завязка

Пример

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.

Развитие сюжета

Царь очень устарел и глазами обнищал…

Поиск потерянного или недостающего.

Кульминация

Фёдор-царевич, Василий-царевич, Иван-царевич отправляются на поиски молодильных яблок.

Развязка

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки.

Иван-царевич сражается с девицей Синеглазкой, побеждает прекрасную девицу и женится на ней.

Преодоление потери или недостачи.

Иван-царевич возвращается во дворец, уезжает с Синеглазкой в её девичье царство.

Персонажи Роли Вредитель Прекрасная девица Дарители Бабушка-задворенка Помощники Волшебные кони, Нагай-птица Царевна Девица Синеглазка Отправитель Царь Герой Иван-царевич Ложные герои Фёдор-царевич, Василий-царевич

Персонажи

Роли

Вредитель

Прекрасная девица

Дарители

Бабушка-задворенка

Помощники

Волшебные кони, Нагай-птица

Царевна

Девица Синеглазка

Отправитель

Царь

Герой

Иван-царевич

Ложные герои

Фёдор-царевич, Василий-царевич

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ Какова композиция «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»? Как распределены роли в сказке? Каковы характерные мотивы сказки?

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ

  • Какова композиция «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»?
  • Как распределены роли в сказке?
  • Каковы характерные мотивы сказки?

ОБРАЩЕНИЕ К ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ Назовите встретившиеся в сказке волшебные предметы. Какую роль они играют в сказочном повествовании? Кувшинец о двенадцати рылец. Плита-камень с надписью: «Направо поедешь – себя спасать, коня потерять. Налево поедешь – коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь – женату быть». Терем под золотой крышей. Плётка нахлёстанная, двенадцать подпруг с подпругою. Избушка на курьей ножке об одном окошке. Яблоня с молодильными яблоками, а под яблоней колодец с живой водой. Палицы боевые, копьё долгомерное, сабельки острые, кинжалище булатный.

ОБРАЩЕНИЕ К ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ

Назовите встретившиеся в сказке волшебные предметы. Какую роль они играют в сказочном повествовании?

  • Кувшинец о двенадцати рылец.
  • Плита-камень с надписью: «Направо поедешь – себя спасать, коня потерять. Налево поедешь – коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь – женату быть».
  • Терем под золотой крышей.
  • Плётка нахлёстанная, двенадцать подпруг с подпругою.
  • Избушка на курьей ножке об одном окошке.
  • Яблоня с молодильными яблоками, а под яблоней колодец с живой водой.
  • Палицы боевые, копьё долгомерное, сабельки острые, кинжалище булатный.

Какова интонация русских народных сказок? Русской сказке свойственна музыкальность. Сказочные обороты речи делают повествование похожим на песню.

  • Какова интонация русских народных сказок?

Русской сказке свойственна музыкальность. Сказочные обороты речи делают повествование похожим на песню.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Что такое сказка? Значение образа Бабы Яги Значение образа Ивана-царевича Символическое значение яблока Композиционные особенности сказки. Чему учит сказка? Сказка утверждает веру в добро и справедливость. Учит самостоятельности, вежливости, осторожности в суждениях, гостеприимству.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

  • Что такое сказка?
  • Значение образа Бабы Яги
  • Значение образа Ивана-царевича
  • Символическое значение яблока
  • Композиционные особенности сказки.
  • Чему учит сказка?

Сказка утверждает веру в добро и справедливость. Учит самостоятельности, вежливости, осторожности в суждениях, гостеприимству.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Читать «Сказания о белгородских колодцах». Составить план вступительной статьи учебника, посвященной древнерусской литературе.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Читать «Сказания о белгородских колодцах».
  • Составить план вступительной статьи учебника, посвященной древнерусской литературе.

Слайд 1«Сказка
о молодильных яблоках
и живой воде»

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»


Слайд 2Образ Бабы Яги, стоящий
на границе миров, служит проводником, позволяющим герою

проникнуть в мир мёртвых благодаря совершению определённых ритуалов, и связан
с легендами о переходе героя
в потусторонний мир
(Тридесятое царство).
Баба Яга принадлежит сразу к двум мирам – миру мёртвых и миру живых.

Образ Бабы Яги, стоящий на границе миров, служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых благодаря совершению


Слайд 3Избушка Бабы Яги «на курьих ножках» изображается стоящей то в чаще

леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё – со стороны леса, то есть из мира смерти.

Избушка Бабы Яги «на курьих ножках» изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на


Слайд 5Иван-царевич выступает в сказках как положительный персонаж, борющийся
со злом, помогающий

обиженным и слабым. Очень часто в начале сказки
Иван-царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своём царском происхождении.

Иван-царевич выступает в сказках как положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным и слабым. Очень часто в


Слайд 6В.М.Васнецов.
«Иван-царевич на Сером волке»

В.М.Васнецов. «Иван-царевич на Сером волке»


Слайд 7Русская традиция по-своему толковала образ и символику яблока. Известно, что
на

могилу умершего клали зелёное яблоко, что должно было свидетельствовать
о сохранении в памяти живых облика умершего и напоминать о том, что жизнь
на земле продолжается.

Русская традиция по-своему толковала образ и символику яблока. Известно, что на могилу умершего клали зелёное яблоко, что


Слайд 8Яблоко ассоциируется не только с неразгаданными тайнами рождения и смерти, но

и
с одним из символов царской власти – державой, тем самым подчёркивается, что правитель держит в руках землю,
то есть властвует.

Яблоко ассоциируется не только с неразгаданными тайнами рождения и смерти, но и с одним из символов царской


Слайд 9 В экспозиции сказки рассказывается о всех причинах, которые породили завязку:

запрещение и нарушение запрета на какие-то действия.

Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.

Развитие сюжета – это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждает её или разгадывает трудные загадки.

Развязка – это преодоление потери или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — т.е. приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

Композиция волшебной сказки

В экспозиции сказки рассказывается о всех причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то


        Тема урока. «Сказка о
молодильных яблоках и живой воде».

        Цель:    

·        
выявить
жанровые особенности волшебной сказки, значения образов Бабы Яги, Ивана-царевича
в русском фольклоре, символического значения яблока, композиционных и языковых
особенностей «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»;

·        
формировать
исследовательские и коммуникативные навыки учащихся,  навыки выразительного чтения, работы с иллюстрациями,
умения выделять главное в прослушанном тексте;

·        
воспитывать
внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

 Оборудование: мультимедийная
презентация.

 ХОД УРОКА.

І.        Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.      Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Анализ содержания «Сказки о
молодильных яблоках и живой воде».

— Назовите героев сказки.

Царь,
Фёдор-царевич, Василий-царевич, Иван-царевич, бабушка-задворенка, волшебные
кони, девица Синеглазка и её сыновья, Нагай-птица и её птенцы.

 3.Сообщение подготовленного ученика о Бабе Яге.
Обращение к репродукции картины И.Я.Билибина «Баба Яга».

Образ Бабы Яги относится к эпохе матриархата, и многое
в нем остаётся загадочным. Нет пока убедительного объяснения имени «Яга».

Образ Бабы Яги,  стоящий на границе миров, служит проводником,
позволяющим герою проникнуть в мир мертвых благодаря совершению определённых
ритуалов, и связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое
царство). Баба Яга принадлежит сразу к двум мирам – миру мёртвых и миру живых.

Избушка Бабы Яги «на курьих ножках» изображается
стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё –
со стороны леса, т.е. из мира смерти. Название «курьи ножки» скорее всего
произошло от «курных», т.е. окуренных дымом столбов, на которых славяне ставили
«избу смерти» — небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный
обряд существовал у древних славян ещё VI-IX вв.).Герой, встречающий на границе
жизни и смерти избушку Бабы Яги, направляется в неведомый мир, чтобы добыть
волшебные предметы или освободить пленную царевну. Пройдя испытания в избушке
Бабы Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам,
наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира
мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную
красавицу и становится царём.

   Каково
значение «курьих ножек» у избушки Бабы Яги?

  Почему герой
просит Бабу Ягу накормить, напоить, спать уложить?

— Почему вход в избушку со стороны леса?

 4. Сообщение подготовленного ученика об
Иване-царевиче. Обращение к репродукциям картин В.М.Васнецова «Иван-царевич на
Сером волке» и «Бой Ивана-царевича со Змеем».

Иван-царевич – один из главных персонажей русского
фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 века.

Иван-царевич выступает в сказках как положительный
персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным и слабым. Очень часто в
начале сказки Иван-царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не
знает о своём царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое
поведение и добрые дела Иван-царевич получает назад своё царство, трон или
находит своих царственных родителей. В конце сказки он обычно получает
полцарства, царскую дочь в жёны, волшебного или дорогого коня.

Иногда Иван-царевич может быть и отрицательным
персонажем, который противопоставляется другим царевичам или персонажам
простого происхождения, например Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае
Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить
положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает
посрамлён и наказан.

Обычно Иван-царевич (как и Иван-дурак) является
младшим из трёх сыновей царя.

 — Какие награды получает Иван-царевич за свои добрые
дела?

— В каких случаях Иван-царевич является отрицательным
персонажем?

 5. Сообщение подготовленного ученика о символическом
значении яблока.

Русская традиция по-своему толковала образ и символику
яблока. Известно, что на могилу умершего клали зелёное яблоко, что должно было
свидетельствовать о сохранении в памяти живых облика умершего и напоминать о
том, что жизнь на земле продолжается. Прижилась на Руси и пословица о том, что
«яблоко от яблони недалеко падает», т.е. дети идут по стопам своих родителей,
зачастую повторяя их ошибки и просчёты.

Яблоко ассоциируется не только с неразгаданными
тайнами рождения и смерти, но и с одним из символов царской власти – державой,
тем самым подчёркивается, что правитель держит в руках землю, т.е. властвует.

 6. Слово учителя о композиции волшебной сказки.

Композиция волшебной сказки включает экспозицию,
завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

В основе сюжета волшебной сказки находится
повествование о преодолении потери или недостачи при помощи чудесных средств
или волшебных помощников. В экспозиции
сказки рассказывается о всех причинах, которые породили завязку: запрещение и
нарушение запрета на какие-то действия.

Завязка сказки состоит в том, что главный
герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.

Развитие
сюжета
– это поиск
потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что
главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда
побеждает её или разгадывает трудные загадки.

Развязка – это преодоление потери или
недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — т.е. приобретает более
высокий социальный статус, чем у него был в начале.

В волшебной сказке роли
распределяются следующим образом: вредитель, даритель, помощник, царевна или её
отец, отправитель, герой, ложный герой.

Для волшебной сказки характерны испытания героя сказки
дарителем и вознаграждение героя (Баба Яга 
даёт Ивану-царевичу волшебный клубок за то, что он себя правильно вёл),
бой с антагонистом и победа над ним (в роли антагониста выступают в волшебной
сказке Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и т.д.). Победа над антагонистом
немыслима без помощи волшебного средства, полученного ранее от дарителя.

  7. Самостоятельная исследовательская работа с текстом
в группах.

Группа 1.

В таблице ученики заполняют третью часть.

Элементы композиции

Мотив

Пример

Завязка

Главный
герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.

Царь очень
устарел и глазами обнищал…

Развитие
сюжета

Поиск
потерянного или недостающего.

Фёдор-царевич,
Василий-царевич, Иван-царевич отправляются на поиски молодильных яблок.

Кульминация

Главный
герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её
или разгадывают трудные загадки.

Иван-царевич
сражается с девицей Синеглазкой, побеждает прекрасную девицу и женится на
ней.

Развязка

Преодоление
потери или недостачи.

Иван-царевич
возвращается во дворец, уезжает с Синеглазкой в её девичье царство.

 Группа 2.

Учащиеся заполняют правую часть таблицы.

Роли

Персонажи

Вредитель

Прекрасная
девица

Дарители

Бабушка-задворенка

Помощники

Волшебные
кони, Нагай-птица

Царевна

Девица
Синеглазка

Отправитель

Царь

Герой

Иван-царевич

Ложные
герои

Фёдор-царевич,
Василий-царевич

Итог работы.
Выявление признаков волшебной сказки.

— Какова композиция «Сказки о молодильных яблоках и
живой воде»?

— Как распределены роли в сказке?

 — Каковы
характерные мотивы сказки?

 8. Обращение к домашнему заданию. 

— Назовите встретившиеся в сказке волшебные предметы.
Какую роль они играют в сказочном повествовании?

Кувшинец о
двенадцати рылец.

Плита-камень
с надписью: «Направо поедешь – себя спасать, коня потерять. Налево поедешь –
коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь – женату быть».

Терем под
золотой крышей.

Плётка
нахлёстанная, двенадцать подпруг с подпругою.

Избушка на
курьей ножке об одном окошке.

Яблоня с
молодильными яблоками, а под яблоней колодец с живой водой.

Палицы
боевые, копьё долгомерное, сабельки острые, кинжалищебулатный.

9.Работа над языком сказки.

— Назовите встретившиеся вам в тексте наиболее
распространённые сказочные обороты речи.

— Какова интонация русских народных сказок?

Русской
сказке свойственна музыкальность. Сказочные обороты речи делают повествование
похожим на песню.

 IV. Подведение итогов урока.

— Чему учит сказка?

Сказка
утверждает веру в добро и справедливость. Учит самостоятельности, вежливости,
осторожности в суждениях, гостеприимству.

 V. Домашнее задание.        

1.Подготовить
художественный  пересказ «Сказания о
белгородских колодцах».

2.Составить план
вступительной статьи учебника, посвященнойдревнерусской литературе.

3.Индивидуальные
задания:

— подготовить
сообщение«искусствоведа» о фресках Георгиевского собора новгородского Юрьева
монастыря,собора новгородского Антониева монастыря, о Николо-Дворищенском
соборе, Спасо-МирожскомЗавеличском монастыре, Георгиевской церкви в Старой
Ладоге, оМстиславовом Евангелии;

— подготовить
сообщение«литературоведа» о «Повестивременных лет» и Несторе;


прокомментировать трудныеслова из текста сказания.

4.Групповое
задание.

Оформить
выставку «Культура Древней Руси» или слайдовую презентацию на эту тему.
 

  • Завьюжить как пишется правильно
  • Журавль и цапля это басня или сказка
  • Жощще как пишется слово
  • Жк горная сказка село эльбрус
  • Жилой квартал лесная сказка