Завязка в сказке теремок

учитель начальных классов МАОУ гимназия №26, г. Томск.

Эксперт: ТРИЗ-педагогика, методика преподавания в начальных классах

Русские народные сказки – это самые первые произведения, с которыми дети начинают знакомиться.

«Теремок» – сказка, где главными героями являются животные. Существует несколько вариантов сказки. В данной разработке рассматривается сказка со счастливым концом. Дружно, сообща герои строят новый просторный дом, в котором вмещаются все животные, в том числе и медведь.

Приведу порядок работы с текстом на уроке или занятии внеурочной деятельности с обучающимися. Кроме этого к каждому заданию дан комментарий:

  • с какой целью дано задание,
  • на что учителю обратить внимание учеников при чтении и анализе сказки.

Материал к уроку (занятию внеурочной деятельности)

Комментарий. Данное задание необходимо предложить обучающимся для того, чтобы доказать, что изучаемое произведение относится к жанру сказка. К признакам обучающиеся могут отнести:

  • Животные разговаривают.
  • Животные заселяются в терем (дом), предназначенный для людей.
  • В маленький теремок заселяются крупные животные.
  • Животные строят сами настоящий дом.
  • Сказка заканчивается хорошо («Добро побеждает зло», хотя в этой сказке медведь и не хотел причинять зла обитателям теремка).
  • Повтор. Ситуация повторяется, повторяются слова «Кто кто в теремочке живёт”.

Некоторые из этих признаков ученики сразу не смогут указать, тогда нужно вернуться к этому заданию после анализа сказки. Ученики могут указать и другие признаки, но в данной сказке нет традиционного зачина и концовки, архаизмов и др.

Комментарий. Данное задание формирует умение объяснять лексическое значение слова. После объяснения школьники понимают, что в сказке теремок является домом для животных, которые собрались «под одной крышей». Учитель делает акцент на этом выражении. «Жить под одной крышей» – это значит жить в одном доме, в одной квартире (про людей). После этой работы учитель предлагает обучающимся приём «Ассоциативный куст».

Об основах работы с текстом можно на вебинаре “Функциональное чтение”.

Комментарий. Обычно дом ассоциируется со словами: мир, покой, радость, уют, родина, тепло, забота, комфорт, безопасность, защита, семья и др. Этот приём помогает детям осознать, что теремок стал для всех животных настоящим домом.
Ученики могут работать сначала самостоятельно, а затем в парах или группах. Данная работа является необходимым этапом перед анализом и выявлением главного смысла сказки. К написанным словам следует вернуться после анализа сказки. Это нужно для того, чтобы ребята дополнили свой список другими важными словами. Возможно, какие-то слова, написанные в начале урока, они вычеркнут.

Комментарий. Данное задание стимулирует словесно-образное мышление, учит ребёнка излагать свои мысли. Целесообразно выполнить задание с разрезными карточками, поскольку располагая карточки в нужном порядке, ребёнок будет восстанавливать цепочку событий. Кроме этого обучающимся наглядно будет видно, что каждый раз в теремок просится более крупное животное. Следует обратить внимание, что у этих животных свои особенности. Под крышей теремка собираются разные животные и живут в нём в мире и согласии.

Что этим хотел показать народ в сказке?

Во-первых, в одном доме, под одной крышей уживаются очень разные животные. Например, заяц мирно уживается с волком, а мышка с лисой.

Во-вторых, сказка учит помогать друг другу, каждому приходящему и просящему о помощи.
Таким образом русский народ через сказку учил своих детей дружбе и взаимовыручке.

Комментарий. При выполнении задания нужно акцентировать внимание обучающихся на размер теремка. В сказке ничего об этом не сказано, но художник показал его очень маленьким. Детям не совсем понятно, как смогли волк и лиса там разместиться? Но это ещё раз доказывает суть данной сказки, которая может быть заключена в поговорке «В тесноте, да не в обиде!». Каждый раз теремок проявляет какие-то чудесные свойства и вмещает крупных животных.

Комментарий. Медведя на Руси считали хозяином леса. Это самый крупный и сильный зверь. Ему противостоять никто не может, только другой медведь. Но М. Булатов, автор обработок текстов русских народных сказок, изменил данный стереотип и изобразил доброго медведя, который хочет подружиться с остальными героями сказки. Медведь не проявляет агрессии к жителям теремка, не хочет причинить им вреда. Если в других сказках медведь называет себя «лесной гнёт», «тяпыш-ляпыш, всем подгнётыш», то в этой интерпретации он «косолапый». На это тоже нужно обратить внимание обучающихся, ещё раз подчеркнуть, что медведь случайно ломает теремок, его обитатели все остаются живыми.

Комментарий. Подобное задание часто встречается и в учебниках литературного чтения, и в проверочных работах. Часто в пословице или поговорке заключена главная мысль произведения. В ходе выполнения данного задания ученик должен проанализировать каждую, объяснить смысл и выбрать ту, которая подходит к данному произведению.

Полезный вебинар для учителей “Функциональное чтение в работе с детьми-инофонами и детьми-билингвами”

Комментарий. В ходе выполнения данного задания ученик ещё раз анализирует и выделяет главное.

Кто и как придумал первую сказку, мы не знаем. Но это совсем неважно для наших учеников. Главное построить образовательный процесс таким образом, чтобы каждый из них понял самую суть даже самой распространённой и известной сказки.

Статьи по теме

  • Как говорить с учащимися о блокаде на уроках литературы: материалы, задания, приложения
  • Грамматика урока: методические рекомендации на основе книги Д. Родари «Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй»
  • Странствия с Одиссеем, или три урока литературы в пятом классе
  • Буктрейлер: развитие монологической речи обучающихся
  • Игра-мастерская «Магисториум-университет мудрости» на уроке литературы в школе
  • Технологическая карта образовательного квеста на примере литературного моноквеста: «Гоголь путешествует во времени»
  • 3 способа закрепить новые знания на занятии

Сказка теремок

Краткое содержание

Общая композиция сказки «Теремок» во всех вариантах остается неизменной: в пустое пространство — кувшин, голова лошади, дом — по очереди заселяются различные звери до тех пор, пока он не выдерживает такого количества жильцов и ломается. Самым первым вариант этой сказки записал А. Н. Афанасьев еще в 1855—1873 гг. Многие русские писатели (Е. Чарушин, М. Булатов, В. Сутеев, В. Бианки) немного меняли ее основное содержание, а в особенности окончание, оставляя неизменными значение, смысл и мораль.

Анализ сказки теремок

Кратко план сказки можно представить так:

  1. Существует изначально пустое пространство (кувшин, дом).
  2. В него последовательно заселяются разные животные (от самых маленьких до достаточно крупных).
  3. Последним в «Теремок» приходит Медведь.
  4. Теремок не выдерживает и разваливается.

Сказка учит детей взаимодействовать с окружающим миром. Она повествует о взаимопомощи, о том, что надо терпимо относиться к другим, независимо от того, насколько все отличаются друг от друга. Ведь при желании все могут жить вместе и успешно взаимодействовать друг с другом. Даже враждующие в дикой природе заяц и лиса в Теремке дружелюбно сосуществуют. Однако главная идея — насколько важно обладать чувством меры.

Смысл сказки теремок

Простота и незамысловатость этого произведения неизменно вызывают интерес у малышей самого раннего возраста. Неслучайно в детских садах она считается одной из самых популярных. Ее уникальность также в том, что, в зависимости от аудитории, ее можно рассказывать кратко либо наполнять различными персонажами и деталями для детей более старшего возраста, а также менять обстановку, где происходят все события. Не зря она рекомендована к обязательному прочтению в 1 классе и присутствует в читательском дневнике.

Эту несложную сказку можно достаточно глубоко интерпретировать. С точки зрения детской психологии, Теремок представляет собой личность ребенка, которая последовательно овладевает различными навыками. С появлением каждого героя ребенок в своем развитии переходит на следующую ступень. Со временем душа и сознание ребенка начинают представлять сложную структуру, в которой взаимодействуют все герои.

Главные персонажи

Животные в сказке подобраны неслучайно. Мышка всегда являлась ключевой фигурой в русских сказках. Стоить вспомнить, к примеру, «Курочку рябу» или «Репку». В первую очередь она искатель. Неслучайно именно она находит Теремок и первой заселяется в него. Следующий персонаж — лягушка — символизирует речевую активность (эта характеристика наиболее важна для взаимодействия с окружающим миром). Потом появляется Зайка — он очень подвижен, но при этом не лишен осторожности.

Чему учит сказка теремок

После этого приходят более крупные звери (лисичка, волк). Они по своей природе хищники, однако вполне мирно уживаются на одной территории с маленькими зверюшками. Лиса и волк как бы выводят развитие ребенка на новый уровень взросления, когда его личность становится многогранной (немного хитрой и не такой простодушной, как раньше).

Но главным событием сказки является приход медведя. Он олицетворяет собой ту самую «точку невозврата», когда общий дом уже не может вместить всех желающих и неизбежно ломается.

Анализ сказки «Теремок»

В момент прихода Медведя происходит полная перестройка личности ребенка, после которой он выходит на новый психологически осознанный уровень развития, проведя самоанализ (в этом случае реконструкция жилища, тема постройки нового Теремка).

Основную мысль повествования можно выразить так: существующий набор различных активностей преобразуется в стройную осмысленную деятельность, заданную единой целью. В этом случае это постройка нового Теремка. Все животные совместно выстраивают себе новый дом, в котором живут мирно и гармонично.

Одна из первых познавательных историй, которые взрослые рассказывают детям — это «Теремок». Анализ сказки знакомит с ее персонажами и композицией, помогает лучше понять основную мысль и идею. Короткое и легкое для восприятия произведение учит ребят взаимодействовать с окружающим миром. Оно повествует о дружбе, взаимной помощи и готовности терпимо относиться к другим людям.

Оглавление:

  • История создания сказки
  • Главные герои и содержание
  • Характеристика произведения
  • Интерпретация сюжета

Русская народная сказка «Теремок»

История создания сказки

«Теремок» — сюжет русских, украинских и белорусских народных сказок. Другие названия истории — «Домок», «Череп-терем», «Вошиная хата», «Решето», «Рукавичка». Всего известно около 40 вариаций знакомого с детства произведения. Общая композиция сказки «Теремок» во всех случаях остается неизменной. В пустое пространство — дом, дупло, рукавицу, кувшин — по очереди заселяются звери. В какой-то момент пространства в нем не хватает, и он ломается.

Первый вариант народной сказки был записан А. Н. Афанасьевым в период с 1855 по 1873 г. Впоследствии русские писатели В. В. Бианки, Е. И. Чарушин, В. Г. Сутеев, М. А. Булатов немного изменяли ее основное содержание, оставляя неизменным смысл и мораль. Каждая из сказок построена по такому идейному плану:

Мышка нашла пустой домик и заселилась

  1. Кто-то из животных первым находит пустое пространство (дом, кувшин, рукавицу) и заселяется в него.
  2. Постепенно к первому жильцу присоединяются другие звери (от мелких до крупных).
  3. Последним в уютно обустроенный домик просится медведь.
  4. Не выдерживая натиска мощного тела, теремок разваливается, и животные остаются без крова.

Легкость и незамысловатость сюжета вызывают интерес детей с самого раннего возраста. Историю рассказывают кратко или увеличивают количество персонажей, выбирают другое место действия, наполняют деталями, интересными детям старшего возраста. Сказка присутствует в списке рекомендованной литературы для учеников 1 класса.

Главные герои и содержание

В доброй и легко запоминающейся истории персонажи подобраны неслучайно. Это дружные звери — Мышка-Норушка, Лягушка-Квакушка, Зайчик-Побегайчик, Лисичка и Волчок-Серый бочок. Их главная черта — трудолюбие и гостеприимство. Краткое содержание сказки займет в читательском дневнике несколько предложений. Мышка находит пустой теремок и поселяется в нем. К ней по очереди просится жить лягушка, зайчик, лиса и волк. Все звери живут в дружбе и согласии. Вскоре приходит медведь, которого тоже впускают. Но он слишком большой и тяжелый, из-за чего домик зверей рушится. Далее сказка делится на 2 версии:

  1. Обитатели домика разбегаются и начинают новую жизнь, каждый сам по себе.
  2. Звери строят другой терем, лучше прежнего. Косолапый друг помогает им и остается жить в новом домике. Аналогичные версии есть про дупло, лошадиный череп и пенек.

«Теремок» — это сказка о жизни и взаимоотношениях животных, которые знакомы всем маленьким читателям. Они доброжелательны по отношению друг к другу и готовы прийти на помощь.

Персонажи народной сказки «Теремок»

Персонажи народной сказки подобраны гармонично. Лягушка — обитательница земли и воды. Заяц — персонаж, олицетворяющий слабость. Значение лисы — хитрость, а волк воплощает зло. Мышь — символ трудолюбия. Медведь не обладает добродетелями. Он стал символом разрушения. Краткий пересказ сказки необходим для подготовки к ответу на уроке, подготовки аннотации или записи в читательский дневник. Его проводят по плану:

  1. Заброшенный домик в саду.
  2. Мышка поселилась в новом месте.
  3. К Мышке попросилась жить Лягушка-Квакушка.
  4. Прискакал Зайчик, и тоже нашел приют в новом доме.
  5. Друзья живут дружно, к ним присоединяется Лиса.
  6. В теремке поселяется Волк, и всем становится еще веселее.
  7. Появление Медведя, который разрушает домик, пытаясь залезть на его крышу.
  8. Звери не унывают и вместе строят новую, более просторную избушку для всех.

Характеристика произведения

Поучительная история показывает ребятам, насколько важно вовремя оказать помощь и проявить заботу об окружающих. На примере знакомых с детства животных она доказывает важность дружбы, взаимовыручки, своевременно сделанных добрых дел. Анализ в читательском дневнике можно выполнить по плану:

Учительница читает детям «Теремок»

  1. Автор. Устное народное творчество.
  2. Название. «Теремок».
  3. Жанр. Литературная сказка о животных.
  4. Главная идея и значение. Нужно беречь свой дом и заботиться об уюте в нем. Нельзя быть равнодушным к чужой беде. Следует помогать по мере возможности всем, кто нуждается. По смыслу сказки все, кого приютили в теремке, были бездомными.
  5. Тема. Все люди должны быть добрыми и помогать друг другу.
  6. Чему учит. Сказка «Теремок» учит трудолюбию и гостеприимности. Мышке было бы скучно одной, а с друзьями было интересно и весело. Вместе легче пережить невзгоды, выжить в голодное и холодное время.
  7. Пословицы. «В тесноте, да не в обиде». «Вместе тесно, а врозь скучно».
  8. Мнение о произведении и вывод. Хорошо, что звери не расстроились и построили новый дом для всех. Общая беда сплотила друзей и помогла им обрести новое крепкое жилище.

Воспитательное послание сказки многогранно. Она повествует о сочувствии и дружелюбии. Звери, которые уже живут в теремке, приглашают бездомных обитателей леса к себе. Каждый из персонажей имеет свои привычки и характер. Однако герои могут существовать вместе. Даже трусливый заяц живет по соседству с лисой и волком, что в природе невозможно. В теремок хочется всем. Однако его обитатели не смогли соблюсти чувства меры, из-за чего происходит разрушение их жилища.

Интерпретация сюжета

Несмотря на простоту сюжета, у сказки есть глубокий психологический подтекст. Аналитики рассматривают пустой теремок как символ человеческого тела, неодухотворенного и незаселенного жизнью. Животные воплощают инстинкты и чувства. Первой в домик заселяется мышка, символизирующая искру жизни. Затем приходит лягушка, образ которой означает чувства и эмоции. Робкий и быстрый зайчик — символ обретения чувства самосохранения. Компания живет весело и беззаботно.

Лягушка заселилась в теремок

Однако покой друзей тревожат новые персонажи, которые ассоциируются со злобой (волк) и хитростью (лиса). Теремок «взрослеет», и возникает ощущение, что он перенаселен. Это выражается в нарастании внутреннего конфликта.

Так и в реальной жизни при кризисах люди ищут способы разрешения проблем. Теряя чувство меры, они не могут остановиться и провести самоанализ. При этом совершают ошибки — накапливают ненужные вещи, вступают в бесперспективные отношения, заводят вредные привычки, усложняют жизнь другими возможными способами. Однако чувство удовлетворения не наступает. Внутренний конфликт нарастает, а чувство меры утрачивается.

В этот момент появляется разрушительный персонаж — медведь. Обитатели теремка принимают его к себе, несмотря на угрозу развала домика. Так и в жизни появляется желание разрешить внутренний конфликт через разрушение. Начиная новую жизнь, человек отрекается от прошлого. Он меняет работу или место жительства, уходит из семьи, пытается навредить себе. Медведь приходит к нему в виде несчастного случая, проблемы со здоровьем или деньгами. Это сила, которой невозможно противостоять.

Животные выстраивают новое жилье

После разрушения любимого дома в распространенном варианте сказки животные выстраивают новое жилье. В реальности кризис также может стать толчком для пересмотра жизненных ценностей, помогает научиться держать под контролем гнев и агрессию. Однако есть примеры, когда хорошая жизнь заканчивается на крахе теремка. Предотвратить негативный исход можно, если применить самоконтроль.

Сложно найти сборник детских сказок, где бы ни присутствовала вариация «Теремка». В этом произведении выражена народная мудрость о том, что все должны жить в согласии. Противоположности могут приспособиться к совместному существованию. Главное — соблюдать во всем чувство меры, чтобы не допустить разрушения одновременно крепкого и хрупкого мира.

Министерство науки и образования Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально – педагогический колледж»

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Конспект (технологическая карта) пробного урока

«Литературное чтение»

Тема: Е. Чарушин «Теремок»

Класс 1 «Г» МБОУ «СОШ №37» г. Астрахани

Допуск к проведению урока:

Студентка 3 «А» группы:

Сафронова О.В.

________________(Подпись)

Учитель:

Галицкая Л.Д.

________________(Подпись)

Методист АСПК:

Шалдаева В.В.

________________(Подпись)

___________(Оценка за урок)

Астрахань, 2021

УМК: Школа России

Класс: 1 «Г»

Учебник: Л. Ф. Климанова,В. Г. Горецкий, Л.А. Виноградская Литературное чтение 1 класс 1 часть

Тема:Е. Чарушин«Теремок».

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: познакомить детей со сказкой «Теремок»; научить различать народные и авторские сказки.

Планируемые результаты:

Предметные:называть героев сказки, характеризовать с помощью учителя их поступки, придумывать различные варианты окончания сказки;выявлять главную мысль сказки на основе пословиц.

Метапредметные:

Регулятивные: умение определять учебную задачу урока, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

Познавательные: умение анализировать и сравнивать произведения,уметь самостоятельно выделять существенную информацию из текстов разного вида.

Коммуникативные: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.

Личностные: проявлять интерес к чтению сказок, умение оценивать свои поступки и знания, внимание к переживаниям других людей, сопереживание.

Оборудование: литературное чтениеЛ. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л.А. Виноградская Литературное чтение 1 класс 1 часть, мультимедиапроектор, презентация.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный этап

— Здравствуйте, ребята, меня зовут Ольга Владимировна. И сегодняшний урок литературного чтения проведу у вас я.

-Прозвенел звонок для нас.

Все вошли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо,

Вижу, класс наш хоть куда!

Мы начнём урок, друзья!

-Ребята, проверьте свою готовность к уроку. На столе должно быть: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные:правильная посадка за партой.

2.Актуализация знаний. Целеполагание.

3. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения

-Ребята, посмотрите на слайд, рассмотрите выставку книг. (на выставке представлены авторские и народные сказки)

-Прочитайте названия на обложке. Что это за произведения? Можно ли назвать эту выставку «Сказки»? Почему?

-Кто написал эти сказки? Найдите имя автора сказки.

-Как называются сказки, у которых нет конкретного автора?

-На какие 2 группы можно разделить эти сказки?

— Почему сказки называются народные?

— Почему сказки называются авторскими?

-Как вы думаете, о чём же пойдёт речь на уроке?

-Прочитайте учебные задачи на стр. 33

— А вы любите сказки? За что?

-Назовите свои любимые сказки.

-Как вы можете отличить сказку от других произведений?

-Итак, обратите внимание на слайд. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы должны будете отгадать, слушайте внимательно. (загадки на слайде)

-1)Зимой белый, летом серый.

-2)Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

-3)Живёт в норке, грызёт корки.

Короткие ножки, боится кошки.

-4)Рыжая с пушистым хвостом,

Живёт в лесу под кустом.

-5)На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

-6)Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

-Угадайте, героями какой сказки являются эти животные?

-Откройте стр. 33 Вспомните, как звали героев сказки «Теремок»?

— Верно, ребята. А вы помните народную сказку «Теремок»?

-Ребята, давайте попробуем ее вместе рассказать, но сначала посмотрите на слайд и расположите героев в порядке их появления в сказке.(на слайде: медведь, лисичка, зайчик, мышка, лягушка, волчок.)

-Верно, ребята. А сейчас я начну рассказывать сказку «Теремок».А вы продолжите. Слушайте внимательно. (учитель начинает рассказывать сказку. А потом привлекает детей по мере появления героев).

-А кто помнит, чем кончилась сказка?

-Давайте прочитаем, как заканчивается сказка в учебнике на стр.33

-Вам понравился такой конец? Чем?

-Как вы думаете, это сказка народная или ее написал писатель?

-Верно, ребята. Это народная сказка, но ее пересказывали многие писатели. Сюжет, который лёг в основу сказки, стал интересен многим писателям. Её пересказывал Алексей Николаевич Толстой, иСамуил Яковлевич Маршак. Поэтому она известна в разных вариантах. А вот чей вариант мы сегодня будем читать, вы узнаете, если внимательно рассмотрите выставку.

-Кто написал все эти книги?

-Какова же тема нашего сегодняшнего урока?

-Как вы думаете, откуда у писателя идеи для написания произведений? Прочитайте об этом в рамке на стр.33

-Вот и Чарушин когда-то услышал народную сказку и решил её переложить в стихотворной форме.

С самого детства его окружала живая природа – родительский дом с огромным садом, домашний зоопарк с поросятами, кроликами, цыплятами и птицами, которых Чарушины вылечивали и выхаживали. Понятно, что в таком доме и в такой семье – его отец был известным архитектором – мог вырасти только удивительный и талантливый человек, каким и был Евгений Чарушин. Евгений Иванович Чарушин вспомнил, как ещё будучи ребёнком он, слушая сказки, держал в руке карандаш и рисовал приходящие ему на ум сюжеты.

Он рос добрым, отзывчивым, любящим животных мальчиком.

Мир животных – был и его миром, вот почему его рисунки были такими живыми, яркими, талантливыми, вот почему не одно поколение юных читателей завороженно рассматривало его рисунки и зачитывалось его рассказами.

Смотрят на слайд.

К. Чуковский Муха-цокотуха, Катаев Цветик-семицветик, Каша из топора, Курочка Ряба.

Да, эту выставку можно назвать «сказки», потому что на одних сказках мы видим автора, а на других сказках нет автора.

Сказку Муха-цокотуха написал –Корней Чуковский

Сказку Цветик-семицветик написал автор – Валентин Катаев

А на сказках каша из топора, и курочка Ряба – авторы не указаны.

Сказки, у которых нет конкретного автора – называются народные сказки.

Авторские и народные

Сказки называются народные, потому что их придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение.

Сказки называются авторскими, потому что их написал определённый человек.

Мы будем говорить о сказках.

Учебные задачи:

1)Определить и назвать героев сказки;

2)Сравнить авторскую и народную сказку.

Мы любим сказки за то, что там есть чудо и волшебство. Они учат нас быть добрыми и показывает на примере победу добра над злом.

Ответы детей.

Отличие заключается в торжестве добра, т.е какая бы не была плохая ситуация, в ней враги всегда оказываются повержены, и всё заканчивается благополучно, а в других произведениях, всё бывает не настолько оптимистично. В сказках очевидна мораль.

Смотрят на слайд.

1) Заяц

2) Лягушка

3) Мышка

4) Лиса

5) Волк

6) Медведь

Сказка «Теремок»

Мышка-норушка, зайчик-побегайчик, лягушка-квакушка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь косолапый

Ответы детей.

Смотрят на слайд, располагают героев.

1)мышка-норушка;2)лягушка-квакушка;3)зайчик-побегайчик;4)лисичка-сестричка;5)волчок-серый бочок;6)медведь косолапый

В поле стоял теремок. Мимо пробегала мышка-норушка решила, что теперь это её домик. Вскоре с ней вместе начинают жить лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок. Однако мимо проходил медведь косолапый и разрушил теремок.

Сказка закончилась тем, что медведь полез в теремок, теремок затрещал, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.

Слушают учителя, читают.

Да, конец понравился тем, что в этом конце сказки не сломлен теремок и что он остался цел.

Это сказка народная.

Эти книги написал Чарушин

Е. Чарушин сказка «Теремок»

Слушают учителя, читают.

Слушают учителя.

Коммуникативные умение выражать свои мысли.

Познавательные: умение строить речевое высказывание.

Регулятивные:определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

4.Этап первичного восприятия

-Ребята, откройте учебник на странице 33, давайте прочитаем сказку.

Комбинированное чтение

-Я начну, а кто-то из вас продолжит, так что следим внимательно.

Слушают учителя, читают выразительно.

Коммуникативные:умение слушать.

5.Этап проверки первичного восприятия

-Вам понравилась сказка Е.Чарушина?

-Вы запомнили имена героев? Проверим.

— Как вы думаете, каких героев не хватает?

-Как вы думаете, сказка закончилась?

-Как вы думаете, чем сказка закончится? Предположите.

Да, понравилась

Мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-увёртыш, лисичка-сестричка.

В сказке не хватает таких героев как: Волк, Медведь

Нет, сказка не закончилась, у неё ещё есть продолжение.

Она закончится тем, что в теремок полезет медведь, и теремок развалится.

Познавательные: умение строить речевое высказывание, анализировать объекты с целью выделения признаков.

6.Физкультминутка

7. Словарная работа

-Ребята, давайте встанем из-за своих парт и немного разомнёмся.

Повторяйте движения за мной:

Вверх на солнце посмотрели,

(поднять голову кверху-подтянуться к солнышку).

И нас лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

(взмахи руками).

Дружно хлопаем,

(хлопки в ладоши).

Ногами топаем.

(топать ногами, только тихонечко).

Хорошо мы погуляли

(шаги на месте, вдох-выдох).

И немножечко устали.

(сесть за парту).

-Присаживайтесь на свои места, продолжаем работу.

-Ребята, обратите внимание на слайд, кто сможет объяснить значение этого слова?

заяц – на гореУВЁРТЫШ

Выполняют физкультминутку.

Увёртыш –умеющий увёртываться от опасности.

Регулятивные: умение соотносить свои действия с действиями учителя;умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную;

Коммуникативные: умение слушать.

8. Этап перечитывания. Анализ произведения.

9. Физкультминутка

-Ребята, вспомните учебную задачу урока.(можно еще раз перечитать)

-Давайте выясним, чем сказка «Теремок» в пересказе Е.Чарушина похожа на народную.

-Название одинаковое или разное?

-Найдите и прочитайте зачин авторской сказки.

-Как начинается народная сказка?

-Сколько героев в народной сказке. А в авторской? Назовите их.

-В одинаковой ли последовательности они появлялись в сказках. Вспомните.

-Выясним, чем сказка «Теремок» в пересказе Е.Чарушина отличается от народной.

-Вспомните имена героев. Есть различия?

-Чем речь героев народной и авторской сказки отличается?

-Как говорят герои авторской сказки? Прочитайте, как говорит мышка. И т.д.

-Такие слова называются звукоподражаниями.

(на слайде: звукоподражание). Прочитайте хором.

-Сравним концовки сказок. Послушайте, я вам прочитаю концовку авторской сказки. А теперь народной. Есть отличия?

-Как ведут себя герои сказки?

-Ребята, так много героев, и все они очень разные. Как же они могли уложиться в таком маленьком теремочке?

-Хорошо, ребята.

-Ребята, давайте встанем из-за своих парт и немного разомнёмся.

Повторяйте движения за мной:

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять – руками помахать

И на место тихо встать.

-Присаживайтесь на свои места, продолжаем работу.

Вспоминают.

Одинаковое

Стоит в поле теремок, теремок,Он не низок, не высок, не высок.

Стоит в поле теремок

В авторской 6 героев (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь), в народной 6 героев (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь)

Да, в одинаковой

Да, в народной зайчик-побегайчик, в авторской заяц-увёртыш; в народной волчок-серый бочок, в авторской волк-из-за кустов хватыш; в народной медведь косолапый, в авторской медведь-тяпыш-ляпыш

В авторской – животные говорят слова звукоподражания, а в народной нет.

1) Мышка – Пик, Пик, Пик!

2) Лягушка – Ква, Ква, Ква!

3) Заяц – Чук, Чук, Чук!

4) Лиса – Тяф, Тяф, Тяф!

Слушают учителя, читают.

Да, есть отличия, в авторской сказке конец: Как навалился Мишка на теремок, так теремок и рассыпался. А все звери разбежались. Стал медведь их ловить, да никого не поймал. Где ему, такому косолапому!

В народной сказке конец: Затрещил теремок, упал набок и развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок – все целы и невредимы. Принялись они брёвна носить, доски пилить – новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

Герои ведут себя дружно.

Они были дружные, и уступали друг другу место.

Регулятивные: умение соотносить свои действия с действиями учителя.

Познавательные: умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли достаточно полно и точно.

Регулятивные: умение соотносить свои действия с действиями учителя;умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную;

Коммуникативные: умение слушать;

10.Обобщение (вторичный синтез)

-Чему можно поучиться у героев?

-Прочитайте пословицы и объясните их смысл:

1)В тесноте, да не в обиде.

2)Знает сорока, где зиму зимовать.

3)Согласие крепче каменных стен.

(на слайде пословицы)

-Какая из пословиц подходит к сказке Е. Чарушина «Теремок»? Почему?

-Молодцы, ребята! Давайте выполним работу в группах.

Работа в группах.

4 героя-4 группы. Каждой группе выдается картинка с героем.

Задание: найдите отрывок, в котором появляется этот герой. Распределите роли. Подготовьтесь выразительно читать.

Проверка. Оценивание групповой работы.

Жить дружно, помогать друг другу.

1) Смысл этой пословицы состоит в том, что добрые и взаимно уважительные отношения между людьми очень важны. Главное – чтобы не было обид, и чтобы всем было хорошо.

2) Смысл этой пословицы говорит в переносном смысле о человеке, который может подстроиться под любые неблагоприятные обстоятельства, приспособиться к любым условиям.Обычно это бывает вызвано необходимостью, чтобы выйти из затруднительного или даже опасного положения.

3) Смысл пословицы заключается в том, что самой крепкой стеной является согласие, ведь на согласии основываются самые крепкие отношения.

Больше всего из пословиц к сказке Е. Чарушина «Теремок» подходит пословица такая как: «В тесноте, да не в обиде». Потому что Е. Чарушин рассказывает о зверях, которые стали дружно жить в одном теремке, хоть и разные были звери в живой природе, они могли съесть друг друга, но в одном домике все ужились мирно.

Выполняют работу в группах.

Познавательные:развивать творческую деятельность.

11. Итог урока

-С какой сказкой мы сегодня познакомились?

— Выполнили ли учебную задачу урока?

-Что интересного узнали на уроке?

Сегодня мы познакомились со сказкой Е. Чарушина «Теремок»

Да, выполнили

Мы узнали и поняли, что нужно жить в коллективе, проявлять заботу о товарищах, помогать людям, относиться с добром к другим.

Регулятивные:умение ориентироваться в своей системе знаний: Осуществлять анализ и синтез; оценка деятельности.

12. Рефлексия

-Ребята, обратите внимание на слайд, если вам понравился урок – поднимите пальчик вверх.

Если не понравился урок – отпустите пальчик вниз.

— Урок окончен, всем спасибо, до новых встреч.

Дети выполняют задание учителя.

Учащиеся прощаются с учителем.

Регулятивные:умение ориентироваться в своей системе знаний: Осуществлять анализ и синтез; оценка деятельности.

Дата________

9 урок

Тема: Русская народная сказка «Теремок»

Цели:
познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить со
сказкой Е. Чарушина «Теремок»; обучать плавному выразительному чтению целыми
словами; учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку
на основе картинного плана, отвечать на вопросы по содержанию текста; развивать
память, речь, мышление.

Задача: учащиеся учатся прогнозировать содержание
раздела; читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные
слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по
содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки;
соотносить иллюстрацию с содержанием текста; рассказывать сказку на основе
картинного плана; различать народную и литературную сказки.

Планируемые результаты образования:

Предметные:
знакомство с понятием «авторская сказка»; умение выразительно читать целыми
словами и по ролям, делить текст на части и пересказывать их, используя
соответствующую лексику.

Личностные:
представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном
содержании собственных поступков.

Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных
действий
УУД):

Познавательные:
умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Регулятивные:
умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: умение использовать речь для сравнения произведений
художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской
точки зрения.

Ход урока

1. Организационный момент

Мы друг друга понимаем?

Хорошо уже читаем?

Буквы все мы тоже знаем?

На уроке мы читаем?

2. Актуализация знаний.

Речевая разминка

-Прочитайте
фразы для чтения:

Жнец жал рожь.  Я вверх вез хлеб.

-Прочитайте
стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией,
сердито, весело.

-Прочитайте
стихотворение выразительно.

3. Постановка целей урока

-Ребята,
какие книги вы любите читать? (Ответы детей.)


загадки вы любите? Отгадайте загадки:

С Колобком и Бармалеем,

С Золушкой и Златовлаской,

С Белоснежкой и Кощеем

Всех нас познакомит… (Сказка)

Вопрос, который требует отгадки,

В фольклоре называется… (Загадкой)

На заборе петушок, бил бубном в рожок,

Пчёл на луг выгонял, в кружке бурю унимал.

Пчёлы на лугу паслись, молоком запаслись,

Молочком сгущённым, яблочком мочённым!  (Небылица) Автор: Леонов В.А.

-Что
получается? (Сказки, загадки, небылицы.)

-Какие
сказки вы знаете?

-Назовите
свои любимые сказки.

-Это
название нашего нового раздела. Как вы думаете, какие произведения помещены в
этот раздел?

-Сегодня
на уроке мы начнём знакомство с произведениями нового раздела. Прочтите, как он
называется.

4. Работа по теме урока

-Откройте
учебник на с. 29 и прочитайте, с чем мы познакомимся, чему мы будем учиться.

-Только
что вы мне сказали, что многие из вас любят читать сказки. Давайте прочитаем,
что пишут авторы учебника об этом. Откройте учебник на с. 30.

-Почему
так говорят: «Сказка -ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок»? (Ответы
детей.)

-Что
отражается в сказках? (Мудрость народа, его мечты и желания.)

-Рассмотрите
обложки книг на с. 30. На всех ли книгах указаны авторы? (Нет.)

-Почему?
(У некоторых сказок нет конкретного автора, это народные сказки.)

-Какие
книги можно поместить на выставку народных сказок?

-Рассмотрите
рисунки на с. 31. Вспомните название этой сказки. («Курочка Ряба».)

Восстановите последовательность событий сказки.
(Дети рассказывают сказку.)

5.
Физкультминутка

В темном лесе есть избушка, стоит
задом наперед.

В той избушке есть старушка, Бабушка-яга живет.

Нос крючком, глаза большие, словно
угольки горят.

Ух, сердитая какая! Дыбом волосы стоят!

6.
Продолжение работы по теме урока

Отгадайте загадки.

Хвост короче уха, быстрые повадки.

Мчусь я что есть духу на
праздник без оглядки.    1

Кто я, угадай-ка! Ну, конечно… (Зайка).

Посмотрите-ка, какая вся
горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой, хвост
пушистый и большой.
(Лиса.)

Скачет зверушка,
н
е рот, а ловушка.         

Попадут в ловушку 
и
комар, и мушка. (Лягушка.)

Эта маленькая крошка рада
даже хлебной крошке
,

Потому что дотемна в норке прячется
она.
(Мышь.)

Вспомните всех животных, о которых были загадки.
Как вы думаете, в какой сказке они встретятся все вместе? (Ответы
детей.)

В этом доме без забот

Жили звери, только вот,

Медведь к ним пришел потом,

Поломал звериный дом.    (Теремок)

Ребята, сказку, которую мы будем читать,
рассказал нам Евгений Иванович Чарушин.

-Сегодня
мы познакомимся  с замечательным человеком —  художником и писателем — Евгением
Ивановичем Чарушиным (воспитатель показывает портрет художника).

Он
одновременно является и автором текста, и автором рисунков к нему.

Чарушин
очень любил природу, животных, понимал их. Это видно из его рисунков —
настолько хорошо, мастерски он их изображает.

Е.И.
Чарушин (1901-1965) писатель и художник. Детство его прошло в обстановке,
благоприятной для развития творческих наклонностей. Отец, главный архитектор
Вятской губернии, передал сыну свою любовь к изобразительному искусству и
незаурядную трудоспособность. Отец много разъезжал, нередко брал с собой
сынишку, и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по
лесному краю.

Рассмотрите иллюстрацию к сказке на с. 32.
Угадайте, как
называется сказка. («Теремок».)

Вы удивлены? Какая эта сказка? (Народная.) Верно,
она народная, ее пересказывали многие писатели. Поэтому она нам известна в
разных вариантах.

(Чтение
сказки. Беседа по вопросам и выполнение заданий.
учебнка.)

7. Рефлексия

—  Скажите,
что на уроке у вас получалось хорошо?

—  Были
ли трудности? Какие?

8. Подведение
итогов урока

—  Как
называется раздел, который мы начали изучать?

—  Как
называется первое произведение этого раздела? Кто его автор?

—  Что
нового вы узнали на уроке?

Литература

·  
Литературное чтение. 1
класс. В 2 частях Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Издательство: Москва, Просвещение Год: 2012 Страниц: 80+80 стр.

·  
Поурочное планирование
Литературное чтение 1 класс. Система уроков по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г.
Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной . «Школа
России» 1 класс.
Составитель
Н. В. Лободина. Издательство: «Учитель»
  Год: 2013. – Страниц: 175 с.

·  
Поурочные разработки по
Литературному чтению к УМК Л.Ф.Климановой и др. «Школа России» 1 класс. Автор:
С.В.Кутявина. Издательство: Москва, «Вако» Год 2018 Страниц: 144.

  • Завязка в сказке спящая царевна жуковский 5 класс
  • Завязка в сказке снежная королева
  • Завязка в сказке падчерица
  • Завязка в сказке о мертвой царевне и семи богатырях
  • Завязка в сказке иван царевич и серый волк