Заячьи лапы тема рассказа


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Тема этого произведения — спасение деда Лариона из лесного пожара маленьким зайцем. Этим рассказом автор поднимает несколько проблем, а именно: тесная взаимосвязь человека и природы, доброта одних людей и равнодушие других. Главной идеей, на мой взгляд, является то, что человек должен ощущать ответственность за те поступки, которые совершает по отношению к природе, должен быть добрым и отзывчивым не только к людям, но и к животным. Данное произведение имеет драматический пафос, т.к. мы видим успешную борьбу человека, как со стихией природы, так и с человеческим равнодушием.

Если рассматривать сюжет данного рассказа, тов сюжете произведения лежит история о деде Ларионе Малявине, который пошел охотиться жарким августовским днем в лес и был застигнут врасплох лесным пожаром, который чуть не унес его жизнь, но благодаря зайцу, который вывел его из огня, он был спасен. Конфликт в произведении скрытый: мы видим внутренние переживание в душе деда Лариона – с одной стороны он рад и благодарен зайцу за его спасение, но с другой он чувствует огромное сожаление и вину за простреленное ухо животного. В композиции рассказа выделяются все структурные элементы. В экспозиции повествуется, как Ваня Малявин принес маленького зайца с прожженными лапами к местному ветеринару, но тот отказался его лечить и выгнал их вон. Развитие действий: по рекомендации бабки Анисьи, Ваня и дед Ларион отправились в город на поиски Карла Петровича, но после того как они его нашли, тот наотрез отказывается лечить зайца, ссылаясь на то, что он специалист по детским болезням, который не практикует уже больше 3 лет. В конце концов, поддавшись, уговорам деда Лариона, и выслушав его историю про зайца, он соглашается. В итоге лесного жителя благополучно вылечили. В кульминации Ларион Малявин рассказывает историю о том лесном пожаре и героическом поступке зайца. Развязка же помогает нам понять о том, какую вину испытывает дед Ларион перед зайцем.

Анализ внутренней формы произведения: Повествование безличное, ведется от лица повествователя. Основным приемом создания образа персонажа является характеристика героев через их действия и поступки в системе сюжета. Автор не очень подробно описывает внешние черты героев, можно сказать, что они достаточно скудны. Ларион Малявин – это дед с растрепанной бородой в онучах, ходит с посохом. Представляется нам, как добрый и отзывчивый человек, с высоким чувством долга и ответственности. («Что ребенок, что заяц – все одно, — упрямо пробормотал дед. – Все одно! Полечи, яви милость! Этот заяц, можно сказать спаситель мой: я ему жизнью обязан, благодарность оказывать должен, а ты говоришь – бросить!»). Если рассмотреть характер поступков Вани Малявина, внука деда Лариона, то можно увидеть, что он добрый, отзывчивый и заботливый мальчик, который также чувствует ответственность и благодарность перед зайцем. («Ты чего, серый? — тихо спросил Ваня. — Ты бы поел. Заяц молчал.- Ты бы поел, — повторил Ваня, и голос его задрожал. — Может, пить хочешь? Заяц повел рваным ухом и закрыл глаза. Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес — надо было поскорее дать зайцу напиться из озера»). Зайца нам автор описывает, как маленькое животное с красными от слез глазами, с прожженными лапами и животом, и рваным левым ухом.

Также на протяжении всего рассказа мы видим второстепенных персонажей, которые или помогают, или остаются равнодушными к просьбе о помощи, например, ветеринар, который отказывается лечить зайца и прогоняет Ваню; бабка Анисья, которая дает совет, отправится в город на поиске Карла Петровича. Также не стоит забывать аптекаря, который помогает найти дом с Карлом Петровичем. И самого Карла Петровича, который оказался отзывчивым человеком и помог вылечить раненого зайца. Образы персонажей эпические, т.к. автор последовательно описывает героев и их поступки.

Пейзаж в этом произведении имеет особое место, на протяжении всего рассказа мы можем его условно разделить на два типа: это горячая неслыханная жара с жарким ураганом, которая создает иллюзию пожара над городом. И второй тип пейзажа – это осень: холодные созвездия, шум сухого тростника и непроглядные октябрьские ночи, в которых приятно выпить чай, дождаться далекого и нерешительного рассвета и обсудить прошедшие события. Пейзаж помогает нам лучше прочувствовать атмосферу рассказа и окунуться в его события вместе с героями.

Также мы видим, что автор нарушил хронологический порядок рассказа, чтобы читатель смог представить себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце.

Константин Паустовский хотел нам сказать о том, что даже на зло природа может ответить нам добром ( До пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел его из огня.), что не во всех жизненных ситуациях мы можем положиться только на себя или на людей (Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»Заяц вывел деда из огня.) Человек, должен относиться бережно к природе и к ее лесным жителям. Человек должен нести ответственность за те поступки, которые совершает по отношению к природе.

Мне кажется, что данный рассказ мало кого оставит равнодушным. В нем вы видим прекрасный пример того, что доброта, отзывчивость, сочувствие — это чувства, которые человек может испытывать не только к людям, но и к животным. Дед Ларион это прекрасный пример человека старой закалки, для которого чувство долга и ответственности, это не пустой звук. Он не делает различий между человеком и животным, для него даже маленький заяц, это живое существо, которому нужно помочь. Он не жалеет, ни сил, ни времени на то, чтобы отдать долг за спасенную жизнь лесному жителю. Это прекрасный пример того, что человек должен жить в сфере добра и эта сфера создастся им самим, она создаётся из его добрых дел и поступков. И в заключение можно сказать что, на мой взгляд, подобный рассказ будет всегда актуален, ведь тема, ответственности человека перед природой не изживет себя никогда.

Тема урока:

«Нравственные ценности
рассказа К. Г. Паустовского «Заячьи лапы».5
класс(16.02.21г.)                                                                                                                                                                                                                                           

                                     
ПодготовилаХушкелдиева Д.Ш.,

 учитель русского языка и
литературы

Цель урока:

Развитие
способностей учащихся полноценно воспринимать художественный текст, умения
определять тему и главную мысль произведения.

Задачи:

Образовательные:


Содействовать формированию навыков осознанного чтения произведения;


Формировать навыки анализа текста, определения авторской позиции.

Развивающие:


Развивать умение выделять основную мысль, определять тему, идею произведения;


Развивать умения и навыки всех видов речевой деятельности;


Развивать воссоздающее воображение;


Развитие навыков работы в группе;


Совершенствование умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный
запас учащихся;


Развитие мыслительных операций.

Воспитательные:


Воспитывать чувство сострадания, сопереживания, милосердия;


Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые
результаты:

Личностные:


фомирование чувства сопереживания героям, чувство сострадания, милосердия;


формирование умения адекватно оценивать свою работу.

Метапредметные:

Познавательные УУД:


развивать творческое мышление;


развивать умение выполнять учебно-познавательные действия, осуществлять для
решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать
причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные УУД:


уметь принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия и
операции;


уметь контролировать свою речь при выражении собственной точки зрения по
заданной тематики.

Коммуникативные УУД:


развивать умение работать в парах, группах;


вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей
беседе, соблюдать правила речевого поведения.

Оборудование:Портрет
К. Г. Паустовкого, иллюстрации.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Стадия «Вызов». В начале нашей беседы
давайте я вам прочитаю отрывок из стихотворения

Добрых людей, как всегда, не хватает, 
Добрых людей, как всегда, дефицит. 
Добрых людей не всегда понимают, 
Сердце у добрых сильнее болит. 
Добрые – щедро больным помогают, 
Добрые – дарят тепло и уют, 
Добрые – в ногу со слабым шагают
И никакого спасибо не ждут.

 «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу»)-пословица

-Как вы ее понимаете?

— А что такое доброта? Какие ассоциации у вас возникают со словом
«добрый»?  ( групповая работа )

Доброта:
любовь, забота, сострадание, соучастие, милосердие, помощь, отзывчивость_)

-А только ли к знакомым людям нужно проявлять доброту?

2.Мотивация

— Ребята, а что значит слово «сострадание»? Сострадание
— особое качество души человека, готовность без раздумий оказать помощь
ближнему

-Как вы думаете, почему я урок начала с этой пословицы? «Доброму
человеку и чужая болезнь к сердцу»

-Что вы читали дома?

-Дома вы прочитали рассказ Паустовского «Заячьи лапы».

— Как пословица связана с темой нашего урока? (Рассказ
Паустовского «Заячьи лапы» о людской доброте и отзывчивости, о способности
человека откликаться на чужую боль)

Почему К.Г.Паустовский назвал свой рассказ «Заячьи лапы»?

— не правда ли оно странное?

— Ведь если вдуматься, то при чем тут лапы? Ведь автор именно о
них, обожженных заячьих лапах говорит в названии, а мы с вами знаем, что в
названии произведения часто содержится ее идея или главная мысль рассказа
.

  • (показать
    на примере героев рассказа такие черты характера человека, как
    «равнодушие» и «великодушие»)

-Зачем Паустовский нам рассказывает эту историю о зайце?(. Это
произведение показывает благородство простых людей, один из которых оступился,
но потом исправился
._

3.Актуализация знаний

Сегодня мы продолжим знакомство с произведением писателя

— Какие рассказы К.Паустовского вы читали?

-О чем он пишет?

-Он пишет о природе, о животных. — Он любил природу во всех её
проявлениях.

Герои его произведений – обычные люди, животные, они живут в
обычных домах, занимаются привычными делами, но писатель рассказывает о них
очень эмоционально, по-доброму, показывает союз природы и человека.

– Сегодня нас ожидает новая встреча с героями К.Г.Паустовского.

4.Новая тема

-Кто главный герой рассказа ? (заяц)

-Что случилось с зайцем?

-Кто такие Дед Ларион и Ваня?

-Почему Ваня пришел к ветеринару?

-Чем был болен Заяц?

— Какие чувства испытывал мальчик, неся обожженного зайца?

– Каким вы представляете себе зайца? Опишите его.

(Он маленький, завернут в засаленную куртку. Лапы у зайчика
пожженные, а ухо – рваное. Глаза у него красные, а из них катятся слезы. Зайчик
часто моргает. Когда особенно больно, он дрожит.)

Вступительное слово учителя

-Повествование ведется от имени самого Константина Георгиевича. Он
рассказывает, что осенью был у деда Лариона, ночевал у него в доме на озере.
Старику не спалось, и тот поведал о происшествии.

Чтение
с остановками.

1.Чтение рассказа от «начала до слов …под засаленной курткой».

— Почему лапы зайца пожженные?

— Кого называют ветеринаром?

— Почему ветеринар прогнал Ваню?

-Как он назвал Ваню?(оголец)

Что означает слово оголец?

— Какие чувства испытывал Ваня.

– Как вел себя заяц?

-Как автор показывает, что зайцу было плохо?

Вывод: Каким человеком был ветеринар? (Грубиян,
только кричит, его речь свидетельствует о равнодушии к людям и животным).

Как относится к нему автор?

2.Чтение рассказа «до слов …под маленький кратер».

— Что такое маленький кратер?

— Кого встретил мальчик у ветеринара?

— Что рассказал ей Ваня?

-Что она посоветовала ему? Как вы думаете, зачем? Какие слова
употребляла в своей речи Анисья?

-Какие это слова?

— Как Ваня дошел до своего дома? ( бежал)

— Какие чувства испытывал Ваня, когда нес зайца домой?

3. Чтение рассказа до конца.

— Куда и зачем пошли дед и Ваня?

-Как дед собирался в дорогу?

-На чем они добравлись?

— Как вы думаете, поможет ли им Карл Петрович?

— Как Ваня относится к зайцу? (Он пришёл к ветеринару, завернув
зайчишку в куртку; плакал, когда ветеринар отказался лечить зайца, бежал к
озеру по жаре, чтобы дать ему напиться, и нес зайца в город к Карлу Петровичу
.)

— Какое стихийное бедствие послужило началом этой истории? (пожар)

— Согласны ли вы с мнением, что лесной пожар – это стихийное
бедствие?

Подтвердите свои слова текстом.

(“Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной
скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня… Смерть
настигала деда, хватала его за плечи…”)

— Какие качества героев рассказа проявились при пожаре?

(Доброта одних и равнодушие других)

  • Работа в группах

— Назовите действующих лиц этого рассказа. (Ваня, дедушка,
ветеринар, бабка Анисья, аптекарь, детский врач Карл Петрович)

— Сейчас мы должны выяснить, кто из них положительный герой, а
кто вызывает осуждение.

-Составляют характеристику героям.( написать каждому герою его
качества на листочках)

1 . Каким вы представляете
ветеринара?

(Ветеринар равнодушный, злой, невоспитанный, жестокий, грубо
кричит) 

2 .Какая бабка Анисья? (Бабка
Анисья  жалостливая, любопытная, душевная, добрая. Речь её напевная, она
шамкает

3.   Каким
вы представляете Ваню?

(Ваня беспокойный, выносливый, упорный, заботливый, старательный,
шустрый, очень добрый)

4 .Скажите,
что собой представляет аптекарь? (Аптекарь нервный, сердитый, строгий,
раздраженный, но добрый. Говорит сердито)

5.Какой был Карл Петрович?

Д октор
Карл Петрович интеллигентный, образованный, строгий, добрый. Разговаривает
строго.)

6 .Охарактеризуйте деда. Каким вы
его представляете?

(Дед Ларион отзывчивый, робкий, добрый. Речь: упрямо
бормочет)

-вывод: В этом рассказе природа — страшное
стихийное бедствие, которое трудно остановить. Лесной пожар уничтожает
растения, портит почву, угрожает жизни животных и даже людей. Вот почему очень
важно осторожно обращаться в лесу с огнем.

— Скажите, пожалуйста,
последовательно ли расположены события в рассказе?

 Почему писатель нарушил последовательность событий в рассказе.

 (Автор хотел, чтобы читатели представили себя на месте
рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой
необычной заботы деда о больном зайце.).

— Что понял рассказчик, заметив рваное ухо зайца?

( До пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с
рваным ухом, который потом вывел его из огня. Человек хотел нанести зло
природе, но природа не помнит зла, она готова прийти на помощь человеку, если
только её не уничтожать.).

Вывод:

-Какие качества проявили наши герои?

А)Ветеринар- БЕЗДУШИЕ

Чёрствый, безразличный

Не помог, не стал лечить, нагрубил

Не оказал помощи больному зайцу

Б)Заяц- СПАСИТЕЛЬ

Догадливый, сообразительный

Обжёгся, бежал, спасался

Вывел из горевшего леса деда

В) ДЕДУШКА- ОТЗЫВЧИВОСТЬ

Совестливый, ответственный

Переживает, сострадает, помогает

Дедушка выходил зайца больного

Г) МАЛЬЧИК- ДОБРОТА

Добрый, отзывчивый

Сочувствует, заботится, помогает

Мальчик чувствует ответственность и благодарность перед зайцем

Полож.герои: дед ларион, Ваня, Карл
Петрович, бабка Анисья

Отриц.герои: аптекарь, ветеринар

5. Выборочное чтение

  •  Найдите отрывок к этой
    иллюстрации и прочитайте.( слайд)

Читают со слов «Карл Петрович играл на рояле». 

Что рассказал дед?

  • Найдите
    и прочитайте в рассказе слова и выражения, с помощью которых автор
    показал, что заяц болен, что ему очень плохо.

Вывод:Ваня умеет сострадать. Он не просто жалел
зайца, а сделал все, чтобы спасти его. Отношение Вани к больному зверьку похоже
на отношение к другу, к человеку.

— Несмотря на грубость ветеринара, раздражение аптекаря,
первоначальный отказ врача лечить зайца, Ваня и дед добились своего: заяц был
спасён.

-Перечитайте конец рассказа со слов « Да,- сказал дед, разглядывая
самовар…»

-Что же понял рассказчик из рассказа деда? (ответы детей)

6. Дискуссия

-О чем этот рассказ?

— Это рассказ о зайце

— Это рассказ о страшной беде: лесном пожаре

— Это рассказ о людской доброте и отзывчивости.

-Как считаете вы? Обоснуйте свой ответ.

-это рассказ о людской доброте , любви и отзывчивости. Но почему
на рисунках центральное место занимает заяц? (ответы детей)

Действительно,  больной заяц в центре  событий, а
каждый персонаж проходит проверку на доброту, человечность и сопереживание.

— Лесной пожар послужил началом истории, которая выявила доброту
одних и равнодушие других.

-А как возникают в лесу пожары?

-Давайте вспомним это лето, какие беды натворил пожар этим летом …
Сколько гектаров леса, деревень и сел уничтожило ужасное пламя, сколько погибло
зверей, птиц. Это настоящая экологическая катастрофа, последствия которой будут
восстанавливаться не один десяток лет. Вот почему очень важно осторожно
обращаться с огнем в лесу.

Послушайте стихотворение, которое подтверждает ваши ответы.

Забывчивый охотник на привале не разметал, не растоптал костра

Он в лес ушёл, а ветки догорали и нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы, и ожил потухающий костёр.

И, сыпля искры посреди поляны, багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами выжег, кусты спалил, в зелёный лес пошел.

Как вспуганная, стая белок рыжих, он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели, со страшным треском падали стволы,

И как снежинки, искры с них летели над серыми сугробами золы.

— Огонь — страшный враг леса.
После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на
многие километры лежат обугленные трупы деревьев.

— Можете ли вы объяснить эту фразу: “1 дерево — 1 млн. спичек, 1
спичка — млн. деревьев”.

VI.Рефлексия

-Как вы думаете, зачем Паустовский рассказал нам эту историю?

(чтобы мы задумались, какое бедствие для леса пожар и были
осторожны в лесу.ит.д)

-нужно уметь видеть и чувствовать боль другого, проявлять
сострадание к братьям нашим меньшим…..)

— Животные тоже иногда приходят человеку на помощь. Добро, которое
мы делаем другим, добром же служит нам самим.

— И закончить урок я хочу словами немецкого философа Артура
Шопенгауэра «Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что
можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с
животными»

Домашнее задание:

— напишите письмо
ветеринару.

Рассказ «Заячьи лапы» Паустовский написал в 1937 году. Это трогательная история о том, как старый охотник вылечил зайца, который спас его от лесного пожара. Произведение учит читателя любить природу и заботиться о беззащитных животных. Краткое содержание «Заячьи лапы» поможет подготовиться к изложению или сочинению по уроку литературы в 5 классе.

Оглавление:

  • Герои и их характеристика
  • Сюжет в сокращении
  • Тема и основная идея

Рассказ «Заячьи лапы» Паустовского

Герои и их характеристика

В сказке действующих лиц несколько. Есть как и добрые персонажи, так и те, кто безразлично относится к чужому горю. В число героев рассказа входят:

  • Заяц.
  • Охотник Ларион Малявин.
  • Ваня Малявин — внук деда.
  • Анисья.
  • Ветеринар.
  • Карл Петрович.

Ваня Малявин — один из главных героев рассказа. Это дружелюбный и отзывчивый ребенок, любящий своего дедушку. Отличительной чертой его характера было сострадание к животным.

До слез Ване было жалко раненого зайчика, которого он всеми силами пытался спасти. Он воспринимал боль звереныша как личную трагедию.

Дед мальчика Ларион Малявин

Дед мальчика Ларион Малявин был добрым и справедливым человеком. Всю свою жизнь он занимался охотой. От него внуку передалась искренняя любовь к природе. Как-то в лесу старик чуть не убил зайца, который, как оказалось, спас его от гибели. В благодарность за это он вместе с внуком приложил все усилия, чтобы вылечить зверя.

Сказочного персонажа Зайца автор описывает как храброго и ловкого героя. Именно о нем произведение Паустовского. Он пострадал в лесном пожаре и обжог задние лапки с брюхом. Ему удалось выбраться из огня и побороть смерть.

В повествовании, кроме главных героев, присутствуют и иные образы, проживающие свои жизни. Деревенский ветеринар проявил бесчувствие по отношению к животному, когда того привели на лечение. Он был человеком грубым и не любил зверей. Предложить даже зажарить обожжённого зайца, чтобы тот не мучился.

Противоположностью ветеринара был пожилой педиатр Карл Петрович. Он уже три года не принимал больных, но за лечение косого взялся. У него получилось привести лапы зайца в порядок. И после лечения зверь уже смог бегать.

Не было бы в сказке чуда без бабки Анисьи. Она привела свою козу к ветеринару и столкнулась с Ваней. Ей стало жалко мальчика с больным зайцем, который плакал, как дитя. И женщина подсказала, что можно обратиться к Карлу Петровичу.

Сюжет в сокращении

Обычно в сюжетной композиции история передается от начала до конца. Но писатель перестроил части повести, чтобы получилась неожиданная кульминация, как в новелле. Для описания сюжета «Заячьи лапы» необходимо составить план пересказа:

Ваня Малявин принес к сельскому ветеринару зайца с обожжёнными лапами

  1. Ваня принес зайца к ветеринару.
  2. Неприятный отказ.
  3. Подсказка бабки Анисьи.
  4. Путь в город и поиски Карла Петровича.
  5. Встреча с врачом.
  6. Коварный пожар.
  7. Бег от пламени и спасение старика.
  8. Заяц с рваным ухом у деда.

Однажды мальчик Ваня Малявин принес к сельскому ветеринару зайца с обожжёнными лапами. Зверь вел себя спокойно, но красные глаза были наполнены слезами. Врач отказался осматривать ушастого и вытолкнул обоих за дверь. Отчаявшийся Иван не знал, как дальше следует поступить. Он облокотился на стену и горько заплакал.

С козой на прием пришла бабка Анисья. Ваня рассказал ей, что в лесу произошел пожар, и это дедушкин пострадавший заяц. Ей тоже стало жалко косого, и она посоветовала мальчишке везти его к городскому доктору Карлу Петровичу.

С надеждой и верой Иван поспешил домой. Животное постоянно стонало, и он решил положить его на землю. Когда зайчьего стона стало почти не слышно, Ваня отнес его к озеру, чтобы напоить водой.

В невыносимую жару дед с внуком на следующий день собрались в дорогу. Зайчика завернули в куртку и понесли. Но героям никак не удавалось найти адрес врача. Только в ближайшей аптеке старый мужчина сообщил им, что Карл Петрович уже вышел на пенсию и не принимает больных. Заглянув в тетрадь, он сообщил адрес лекаря, и дедушка с Ваней поспешили к нему.

Ларион жалобно молил его о помощи

Когда незваные гости вошли в дом, доктор играл на рояле. Он очень рассердился, узнав причину его посещения. Ведь как может детский врач лечить зайцев? Но Ларион жалобно молил его о помощи и рассказал историю о том, как ушастый спас его во время пожара. Он считал, что обязательно обязан был спасти зверька. Выслушав рассказ, педиатр принялся за лечение.

Зайчика выходили, а по всему городу об этой истории разошлись слухи. К детскому врачу даже журналист приехал, чтобы из первых уст услышать рассказ от начала до конца. Ваня отнес звереныша домой и вскоре все забыли о случившемся. Только один профессор из Москвы упрашивал деда продать ему зайца, но старик отказался.

Как-то повествователь сюжета гостил у Лариона. Они провели ночь в лесу за душевными разговорами. Вот тогда дедушка и поведал историю, которая с ним приключилась.

Однажды он ушел охотиться. В лесу заметил косого с рваным ухом и выстрелил в него. Но неожиданно вспыхнул пожар, охватывающий с большой скоростью все лесные участки.

Растерянный дед снова увидел зайца и побежал за ним. Он знал, что животные лучше понимают, где спрятаться от огня. Так заяц спас Лариона, выведя его к озеру, где они вместе упали без сил. Только лапы и брюшко у зверя были сильно обгоревшие. Тогда дед вместе с внуком вылечили зайца, и с тех пор он живет у них в доме.

Тема и основная идея

Рассказ Константина Паустовского «Заячьи лапы» вызывает у читателя много эмоций: сочувствие, гуманность, необходимость отплатить добром за добрый поступок. Главной темой произведения является спасение деда из сильного пожара храбрым зайцем. Писатель в своем рассказе поднимает несколько проблем: общение человека и природы, сострадание одних людей и безразличие других.

Сострадание людей к животным

Каждый человек обязан нести ответственность за те действия, которые он совершает по отношению к природе. Анализируя сюжет произведения, читатель познает историю о старом Ларионе Малявине, который пошел на охоту в самый разгар лета. Но из-за лесного пожара чуть не лишился жизни. А простой маленький заяц его спас от огня.

Писатель описал конфликт, связанный с душевными переживаниями главного героя, — сначала Ларион был благодарен ушастому за свое спасение, но потом он почувствовал большое сожаление и вину за больное животное. Многим читателям покажется, что зайцу никакого дела не было до лесного пожара. В нем сыграл природный инстинкт — выбежать из огненного пламени. Но дед рассматривает косого как объект своего спасения.

Паустовский рассказал о том, что природа не всегда отвечает на зло злом. В описываемой ситуации она ответила добром. Это говорит о том, что человек не всегда может надеяться на свои силы или на силы людей. К природе и ее обитателям нужно так же бережно относиться, как ко всему ценному.

Сегодня
мы…

·                  
Рассмотрим рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Заячьи лапы».

·                  
Увидим, как изображает писатель отношения человека и природы.

·                  
Поговорим о мастерстве Паустовского как художника.

В
творчестве каждого писателя есть отличительные черты.

Например,
произведения Гоголя пронизаны любовью к таинственному. Часто в них встречается
юмор или сатира.

А в
сказах Бажова много описания быта камнерезов и народных уральских легенд и
преданий!

Признаком
же творчества Константина Георгиевича Паустовского стала бесконечная любовь
к живой природе
.

Особенно
к природе родного края.

«Я не
променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного
шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за
мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку
Таруску…»
— писал Паустовский.

Писатель
не только любовался пейзажами. В его сердце находилось место и всем животным –
диким и домашним. Паустовский мог подолгу наблюдать за их повадками, относился
к животным очень бережно и действительно считал их нашими меньшими братьями.

Так что многие
произведения Паустовского посвящены как раз отношениям человека и природы.

Это и
сборники рассказов – для детей и для взрослых. Это и повесть «Мещёрская
сторона», наполненная описаниями природы…

А совсем
недавно мы познакомились с рассказом «Тёплый хлеб», написанным
Паустовским в 1954 году. В этом рассказе мальчик учится душевному теплу
благодаря истории с конём.

А природа
откликается своим волшебством на причинённую коню обиду.

И теперь
пришло время знакомства с ещё одним рассказом, который называется «Заячьи
лапы». Написан этот рассказ был в 1937 году.
В то время Паустовский был уже
признанным писателем.

На этот
раз ничего сказочного в истории нет.

Но есть –
загадочное! Мы видим в сюжете произведения, что Ваня и его дед Ларион изо всех
сил пытаются вылечить обожжённого зайца.

Они всё
время повторяют, что заяц особенный. Но не поясняют – что же он такого совершил
и как спас деда.

И только
в конце мы узнаем, как заяц вывел деда из пожара.  

Есть в
тексте и финальная загадка – о вине деда Лариона перед своим спасителем.
Она раскрывается в последних строках.

Но автор
щедро рассыпал по тексту подсказки для читателей.

Внимательный
читатель может заметить, что в тексте всё время упоминаются жара и пожары. И мы
знаем, что заяц обгорел. И ещё в начале текста мы узнаем, что у зайца рваное
левое ухо, так что ещё в начале рассказа деда можно догадаться – в чем дело.

Но что
же показывает нам автор в рассказе?

Для
начала – разное отношение людей к живой природе.

Посмотрите,
как переполнен жалостью Ваня, как он изо всех сил старается спасти обгоревшего
зайца.

«Заяц
стонал.

Ваня
нашёл по дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал
их, положил под сосенку и развернул зайца. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в
них головой и затих.

– Ты
чего, серый? – тихо спросил Ваня. – Ты бы поел.

Заяц
молчал.

– Ты
бы поел, – повторил Ваня, и голос его задрожал. – Может, пить хочешь?

Заяц
повёл рваным ухом и закрыл глаза.

Ваня
взял его на руки и побежал напрямик через лес – надо было поскорее дать зайцу
напиться из озера».

Но вот
ветеринар – тот, кто лечит животных – Ваню понять не способен. Для него заяц
просто дикий зверёк, который годится только на то, чтобы его зажарить и съесть.

Поэтому
дед Ларион и называет ветеринара коновалом. Так говорят о плохом,
невежественном враче.

А вот
бабушка Анисья относится с равной жалостью – и к Ване, и к зайцу, которые
плачут вместе. И даёт полезный совет.

Аптекарь
в городе сердится и любопытствует. Он не до конца понимает героев. Но всё же
даёт им нужный адрес.

А вот
врач Карл Петрович тоже сжалился над зайцем и понял чувства Вани и деда Лариона.

Что же
это за чувства?

Во-первых,
дедушка Ларион искренне благодарен зайцу за спасение.

И он не
считает зайца просто животным, ради которого не стоит стараться:

«
Что ребёнок, что заяц — всё одно, — упрямо пробормотал дед. — Всё одно! Полечи,
яви милость! Ветеринару нашему такие дела неподсудны. Он у нас коновал. Этот
заяц, можно сказать, спаситель мой: я ему жизнью обязан, благодарность
оказывать должен, а ты говоришь
бросить!»

Дед
Ларион и чувствует перед зайцем свою вину за то, что стрелял в него. Он
раскаивается перед своим спасителем, как будто тот человек.

Посмотрим
на чувства, которые главные герои испытывают к зайцу.

Это
благодарность, вина, жалость, раскаяние. Они проявляют к зайцу заботу.

Герои
чётко осознают, что заяц – «живая душа», что любая жизнь – драгоценна.

Вспомним,
что говорил в рассказе «Тёплый хлеб», мельник: «Не только человеку извинение
требуется».

Здесь
Ваня под диктовку деда пишет профессору: «Заяц не продажный, живая душа, пусть
живёт на воле».

Получается,
что речь опять идёт об уважительном и бережном отношении к животным и
вообще к природе
. Потому что иногда это может спасти тебе жизнь.

И эту
историю Паустовский рассказывает своим читателям правдиво, увлекательно и
художественно.

Ведь он
создал несколько книг о литературном творчестве. И много размышлял о том, как
сделать свою прозу совершенной.

Как же
автор добивается, например, правдивости?

Ему
помогает, например, речь героев. В которую он добавляет диалектизмы,
устаревшие и разговорные слова и выражения.

Тут и оголец
– обозначение мальчишки.

Не
лайтесь – не ругайтесь.

Онучи
– обёртки на ногу.

Название
ветра – суховей.

Шибко
– быстро.

Выдь –
выйди.

И
выражение шут их разберёт.

Вот как
звучит иногда речь персонажей.

«– Не умрёть,
малый, – прошамкала Анисья. – Скажи дедушке своему, ежели большая у него
охота зайца выходить, пущай несёт его в город к Карлу Петровичу».

А
увлекательность?

Она
достигается при помощи необычной композиции и скорости повествования.

В тексте
сразу же начинается действие. И это действие развивается стремительно.

Нет
длинных рассуждений или описаний, постоянно сменяются персонажи и действия,
читатель не успевает заскучать.

А и композиция
рассказа не совпадает с хронологией
.

В тексте
мы сначала видим попытки спасти зайца, потом видим, что заяц спасён. А историю
о спасении дедушки зайцем автор оставил на потом, чтобы заинтриговать читателя.

На самом
деле сначала заяц спас дедушку, потом уже его пытались спасти, а потом мы
видим, что заяц спасён.

Наконец,
Паустовский делает свой текст очень художественным. Во-первых, он настоящий
мастер деталей.

Все
описания у него краткие и меткие.

Всё
становится зримым, слышным, ощутимым.

•             
рваная ватная засаленная куртка

•             
запах гари и сухой гвоздики

•             
пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья

•             
толстый старый человек в пенсне и в коротком белом халате 

•             
улица, заросшая гусиной травой.

Всё это
позволяет нам увидеть героев и то, что с ними происходит.

Есть и
такая меткая деталь, как лошади в шляпах от жары. Они иронически
сравниваются дедом Ларионом с невестами.

Но художественность
обеспечиваются ещё и средствами художественной выразительности.

Такими,
как сравнения, метафоры, олицетворения.

Например:

•             
…облака стремительно рвались вверх…

•             
Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде.

•             
Леса стояли сухие, как порох.

•             
Смерть настигала деда, хватала его за плечи.

Посмотрите,
насколько образным выходит это небольшое описание:

«Ленивый
гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач распрямлял плечи и нехотя
потряхивал землю. Серая рябь пошла по реке.

Бесшумные
молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за Полянами уже
горел стог сена, зажжённый ими. Крупные капли дождя падали на

пыльную
дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла
в пыли маленький кратер».

Что же
мы должны запомнить?

·                  
Рассказ «Заячьи лапы» был написан К. Г. Паустовским в 1937 г. В
рассказе поднимается тема человека и природы.

·                  
Автор говорит о необходимости беречь любую жизнь, относиться ко всему
живому с участием, быть благодарными.

·                  
Автор создаёт увлекательное и правдивое повествование. Паустовский
мастерски пользуется в тексте деталями, сравнениями, метафорами.

  • Заячий хвост китайская сказка
  • Званые обеды как пишется
  • Заячий хвост как пишется
  • Званые на ужин гости как пишется
  • Заячий домик марийская сказка