Заяц бурят монгольская сказка какой характер у зайца в этой

👉 Ответы к странице 139. Литературное чтение 3 класс учебник Климанова 1 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.

Задание 1

Почему Заяц начал хвастать: ему хотелось показаться храбрым или он действительно не боялся волка?

Ответ:

Зайцу хотелось показаться храбрым перед другими зайцами.

Задание 2

Прочитай выразительно, как хвастался Заяц. Подумай, придавали ли ему силы хвастливые слова. Почему смеялись над ним зайцы?

Ответ:

«Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес. — Вот не боюсь нисколько, и всё тут!», «И волка не боюсь, и лисицы, и медведя — никого не боюсь!».

Заяц верил в собственные хвастливые слова, поэтому они придавали ему уверенность. Но когда он увидел настоящего Волка, «язык у хвастуна точно примёрз». Он понял, что ему только казалось, будто он никого не боится. Другие зайцы не верили ему, понимали, что он хвастун и поэтому смеялись.

Задание 3

Опиши последовательно события сказки. Как ты понимаешь последнее предложение? Изменился ли Заяц? Стал ли он храбрецом? Почему автор назвал Зайца храбрым? Какой художественный приём использовал автор?

Ответ:

Зайчонок боялся всего вокруг, а когда вырос, решил ничего не бояться. Он громко хвастался остальным зайцам своей смелостью. В ответ они смеялись над ним.

Вдруг появился настоящий Волк. Увидев его, язык Зайца «точно примёрз». Это означает, что он лишился дара речи, то есть от страха не мог говорить. На самом деле Заяц продолжал бояться Волка.

Автор назвал Зайца храбрым в переносном значении, с иронией. В сказке использован прием противопоставления. Хвастливые заверения Зайца противопоставлены его настоящему страху.

Задание 4

Расскажи, что необыкновенного случилось с героями сказки дальше. Чем похож этот эпизод на народную сказку «У страха глаза велики»? К кому из героев произведения Д. Мамина-Сибиряка можно применить эту поговорку?

Ответ:

Хвастливый Заяц, увидев Волка, с перепугу прыгнул прямо на него и бросился наутек. А Волк тоже испугался и убежал. Другие зайцы решили, что хвастун на самом деле прогнал серого хищника. Они принялись хвалить его. А Заяц тут же приободрился и сам поверил, что он никого не боится.

Этот эпизод похож на народную сказку «У страха глаза велики» тем, что герои обеих сказок от испуга сильно преувеличили опасность и «увидели» то, чего на самом деле не было.

В сказке Д. Мамина-Сибиряка эту поговорку можно применить к Волку. Когда на него упал Заяц, ему показалось, будто в него выстрелили.

Задание 5

Расскажи о Зайце, его характере и поступках. Какой вывод ты можешь сделать, прочитав сказку?

Ответ:

Заяц родился трусливым и всего боялся, пока не вырос. Затем ему надоело бояться, и он стал хвастаться своей смелостью. Но когда появился Волк, заяц испугался и бросился бежать. На самом деле он не был храбрым, а только считал себя таким.

Случайно получилось, что он напугал Волка, когда прыгнул на него с перепугу. Остальные зайцы решили, что он действительно храбрец. После их слов хвастливый Заяц по-настоящему поверил в собственную смелость.

Прочитав сказку, можно сделать два вывода:

  1. Нельзя хвастаться тем, что не умеешь или не можешь.
  2. Когда окружающие верят в тебя, твои силы и возможности увеличиваются.

Урок литературного чтения 3 класс. Тема:Бурятская сказка «Снег и заяц». Хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»

Цели: учить анализировать название текста и его содержание с целью выявления принадлежности к временному периоду создания сказки, обращать внимание на то, какой народ создал сказку, учить сравнивать сказки разных народов, находить сходство и отличительные черты этих сказок.

Задачи: 1.     Формировать технику чтения и приемы понимания и анализа текста; развивать интерес к самому процессу чтения, потребности читать; формировать эстетический вкус; 2.     Развивать устную речь, творческие способности детей; 3. Воспитывать любовь к чтению, любовь к своему родному краю.

Формирование УУД:

 Познавательные УУД: формировать умение представлять информацию в виде схемы;  умение выявлять сущность, особенности объектов;формировать умение на основе анализа делать выводы; умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме;формировать умение работать в паре и группе.

 Регулятивные УУД: формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  умение прогнозировать предстоящую работу;формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 Личностные УУД: формировать умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Оборудование: ноутбук, презентация, карточки с названиями стран и сказок, иллюстрации с изображениями птиц, карта России, Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: М.: Академкнига/Учебник, .

Использованные ресурсы:

Захарова В.В., Серова М.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. — М.: ВАКО, 2012. — 288 с. — (В помощь школьному учителю).

https://ru.wikipedia.org/wiki/

http://daler.ru/wallpapers/ïòèöû/3.html

http://muzofon.com/search/

Ход урока

  1. 1. Организационный момент.

-Я хочу ,чтобы ваше настроение было таким же хорошим, как у этого солнышка (слайд). Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.

-Я прошу вас послушать отрывок из музыкального произведения. (Звучит аудиозапись песни «В мире много сказок».)

-О чём эта песенка? Как вы думаете , почему мы слушали эту песню?

В мир сказки музыка нас позвала,

На чудеса настроить нас смогла.

А кто герои сказки? Попробуйте узнать.

Для этого сказку нужно прочитать.

2. Актуализация знаний.

Но прежде чем читать новые сказки , давайте вспомним, сказки народов каких стран мы уже читали?

Игра «Найди Родину сказки»

  1. — Определите, из какой страны сказка. Найдите пару (дети выходят к доске и соединяют стрелками названия стран и сказок)

Америка «Откуда пошли болезни и лекарства»

Венгрия «Два жадных медвежонка»

Индия «О собаке, кошке и обезьяне»

Африка «Гиена и черепаха»

Корея «Как барсук и куница судились»

Индия «Золотая рыба»

Америка «Вихио»

Индия «Хитрый шакал»

Самопроверка по содержанию учебника. (слайд )

Вспомните все эти сказки и ответьте, что их объединяет? (о животных)

Для чего мы выполняли это задание?(вспомнили прочитанные сказки и страны , из которых они к нам пришли)

3. Постановка цели урока.

Мы прочитали уже много сказок, сегодня мы заканчиваем изучать этот раздел. Вспомните название раздела. (Постигаем секреты сравнения) Слайд .

Что мы учимся сравнивать? (Сказки разных народов).

Какую же цель поставим для себя на этом уроке?(Сравнить новые сказки)

Что предстоит нам сегодня открыть?

Сказки разных народов сравнить.

Какие отличия сказки таят?

Какие тайны они хранят?

Есть ли схожие в них черты?

На эти вопросы ответим мы.

Откройте учебник на с. 98—99. Прочитайте названия двух сказок.

Можно ли по названию определить, волшебные это сказки, или сказки о животных? Определите их жанровую принадлежность. (Сказки о животных.)

Как вы думаете, можно ли сразу определить, к какому временному периоду создания они относятся: самые древние, просто древние или менее древние?

Какую задачу мы ставим перед чтением сказки? (определить, в какой период времени появилась эта сказка)

4. Работа по теме урока

-Посмотрите в учебнике , откуда пришла к нам эта сказка?(из Бурятии)

Сообщение о Бурятии — показ на карте (подготовленный ученик).

Республика Бурятия является субъектом Российской Федерации. Она расположена в южной части Восточной Сибири, в Забайкалье. Протяженность территории с севера на юг — 600 км, с запада на восток — 420 км. Граничит: на юге — с Монголией, на западе — с Республикой Тыва, на севере — с Иркутской областью, на востоке — с Читинской областью. В Бурятии 6 городов, 29 посёлков и 614 сёл и деревень.

Откройте учебник на с. 98 и прочитайте бурятскую сказку «Снег и заяц» по цепочке.

Кто герои сказки?(заяц , хозяин леса, снег)

Какая беда приключилась с зайцем?

Кто и как ему помог? (Помог хозяин леса, поменял шкурку.)

Какую задачу ставили перед чтением сказки?

К какому временному периоду создания относится эта сказка? (Эта сказка самая древняя, так как объясняет причину, почему заяц меняет цвет шерсти зимой.)

5. Физкультминутка

6. Продолжение работы по теме урока.

— Найдите в учебнике название Родины второй сказки.

Сообщение о Хакасии-показ на карте (подготовленный ученик).

Республика Хакасия является субъектом Российской Федерации и расположена на юге Восточной Сибири. Протяженность территории с севера на юг — 400 км, с запада на восток — 200 км. Граничит: с Красноярским краем, с Республикой Тыва, с Алтаем, с Кемеровской областью. Всего на территории республики 271 населённый пункт.

Чтение сказки «Как птицы царя выбирали» на с. 99-100 по цепочке.

О чем эта сказка? (задание одному ребенку- найти значение слова Филин, другому- Кулики в словаре учебника )

Кто метил в цари?(птицы)

Назовите всех кандидатов. (Галка, филин, журавль, сокол, орёл — изображения птиц — на доску)

По какому признаку птицы выбирали царя? Найдите в тексте.

Подходили их кандидатуры под эти критерии?(нет)

Прочитайте, как выглядел сокол. Мог ли он стать царём птиц?

Почему же выбрали орла? (Орел прикормил ворону и сороку, и они громче всех кричали — предлагали его кандидатуру.)

К какому временному периоду создания относится эта сказка? (Самая древняя, так как в ней рассказывается, почему орла считают царем птиц, почему ворона и сорока питаются тем, что не доест орел, почему сокол затаил злобу на всех птиц.)

7. Закрепление изученного материала.

Мы познакомились с двумя сказками. Какая задачу ставили перед чтением сказок? (определить, к какому временному периоду появления относится сказка)

Эту задачу мы выполнили?

А теперь вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

Верно! Сравнить новые сказки! Давайте сравним их.

(Составим таблицу: Три колонки — заготовки: 1-названия сказок, 2-в чём сходство, 3- в чём отличие)

В чём сходны эти сказки? (самые древние)

В чём между ними разница? (разные герои , разный сюжет)

Читали ли мы сказки с похожим сюжетом , или похожими героями?(читали похожие сказки — Бурят-монгольская сказка «Заяц»)

Можем ли мы сказать,что эти сказки с бродячим сюжетом?

Работа в группах.

Давайте проверим, как вы поняли, в чем заключаются отличительные особенности древних сказок. Вспомните, на какие группы можно разделить все сказки, в зависимости от времени их создания? (Самые древние, просто древние, менее древние, а ещё познакомились с бродячими сказками).

В конвертах карточки с названием временного периода создания сказок ( жирным шрифтом) и карточки с их основными, отличительными признаками. Вам нужно соединить правильно карточки.

Повторим правила работы в группах (высказываются, проверка на слайде)

1 группа

Назовите признаки древних сказок.

2 группа — найдите ошибки в карточках, соедините их так, чтобы стало верно.

-Повторим правила работы с ножницами (проверка на слайде)

Выполняют задание, командиры отчитываются о работе в группе, проверка на слайде:

Самые древние сказочные истории

Почему у животных такая внешность?

Откуда все в мире происходит?

Менее древние сказочные истории Учат быть добрым и справедливым Просто древние сказочные истории Учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость Бродячие сказочные истории Рассказывают похожие истории, созданные в разных уголках земного шара.

8. Подведение итогов урока.Сказки прочитали? Сказки сравнили? Цель выполнили?

  • 9. Рефлексия.

Самооценка каждого по «Светофорчику» .

— Посмотрите на солнышко, чего ему не хватает? (лучей)

Давайте добавим к нему лучики вашего настроения (рисуют на лучах улыбку)

10. Домашнее задание.

1) Пересказать сказку «Снег и заяц» (уч. с. 98).

2) Т. ? 11 (с. 22—24).

3) Нарисовать рисунок к любой сказке

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шегарская средняя общеобразовательная школа №2»

Самостоятельные работы по литературному чтению

2 — 3 класс

Составила: Богданова Анна Владимировна

учитель начальных классов

Мельниково 2008

Самостоятельная работа № 1

Прочитай сказку.
Земляничка

Светит солнышко. На поляне созрела ягода земляничка.

Увидал её комар и запищал: «Ягодка созрела: красная, душистая!»

Услышала комара птичка, полетела на поляну. Хочет съесть земляничку.

Услышала комара мышка, побежала на поляну. Хочет съесть земляничку.

Услышала комара лягушка, поскакала на поляну. Хочет съесть земляничку.

Услышала комара змея, поползла на поляну. Хочет съесть земляничку.

Набежала на солнышко туча. Увидел её комар и запищал: «Дождь пойдёт: мокрый, холодный!»

Услышала комара птичка, скорей — на дерево.

Услышала комара мышка, скорей – в норку.

Услышала комара лягушка, скорей – под листок.

Услышала комара змея, скорей – под корень.

А ягодка земляничка под дождём купается да радуется, что её никто не тронул.

(Нина Павлова)

Выполни задания:

  1. Раздели сказку на две части по смыслу.
  2. Подчеркни строчку, с которой начинается вторая часть.
  3. Какая строчка полностью повторяется в первой части? Закрась её жёлтым карандашом.
  4. Какая строчка повторяется с небольшими изменениями на протяжении всей сказки? Закрась её голубым карандашом.

^

Прочитай стихотворение.
Дерево.
Дерево смолистое,

Ветвистое, стволистое,

Пятнисто-густолистое,

Ветвями в небо взвитое,

Корнями в землю вбитое.

Листочки – дочки юные,

А ветви – сыновья,

А корни – деды древние,

Стоит в лесу семья.
(Пересказ Л. Яхнина)

Выполни задания:

  1. Найди строчки, из которых видно, что дерево огромное – от земли до неба. Подчеркни эти строчки одной чертой.
  2. В каких строчках жизнь дерева сравнивается с жизнью человека? Подчеркни эти строчки двумя чертами.

^

Прочитай отрывок из сказки.
Необыкновенная весна

Это была самая необыкновенная весна из всех, которые помнил Ёжик.

Сначала цвели голубые подснежники. И пока они цвели, Ёжику казалось, будто вокруг его дома – море, и что стоит ему сойти с крыльца – и он сразу утонет. И поэтому он целую неделю сидел на крыльце, пил чай и пел песни.

Потом зацвели одуванчики. Они раскачивались на своих тоненьких ножках и были такие жёлтые, что, проснувшись однажды утром и выбежав на крыльцо, Ёжик подумал, что он очутился в жёлтой-прежёлтой Африке.

«Не может быть! – подумал тогда Ёжик. – Ведь если бы это была Африка, я бы обязательно увидел Льва!»

И тут же юркнул в дом и захлопнул дверь, потому что прямо напротив крыльца сидел настоящий Лев. У него была зелёная грива и тоненький зелёный хвост.

— Что же это? – бормотал Ёжик, разглядывая Льва через замочную скважину.

А потом догадался, что это старый пень выпустил зелёные побеги и расцвёл за одну ночь.

(Сергей Козлов)

Выполни задания:

  1. Какие растения наблюдал Ёжик весной около дома? Закрась строчки, в которых об этом говорится, голубым карандашом.
  2. Какие чудесные образы родились в воображении Ёжика? Строчки, из которых это видно, закрась жёлтым карандашом.


^

Прочитай стихотворение.

Кузя кот

Рыжий кот у нас живёт,

Спинка рыжая, живот.

Любит бегать по забору

От колодца до ворот.
Хвост у Кузи – золотистый,

Ус – короткий, бок – пятнистый;

Кот, когда войдёт в азарт,

Прыгает как леопард.
Он бежит сперва за мною,

А потом – за стрекозою.

Не догонит стрекозу –

Примется ловить осу.
Промахнётся, огорчится,

На мосточки прибежит,

Пучеглазой грустной птицей,

Пригорюнясь, посидит.

Бедный Кузя, до чего ж

Ты на филина похож!

(Сергей Козлов)

Выполни задания:

  1. Найди в двух первых частях стихотворения описание кота. Подчеркни нужные строчки одной чертой.
  2. Найди в стихотворении строчки, из которых видно, что Кузя очень подвижный, проворный и смелый кот. Подчеркни эти строчки двумя чертами.
  3. Герой стихотворения внимательно относится к своему коту? Чувствует ли он, как меняется настроение кота? Закрась жёлтым карандашом строчки, которые это подтверждают.
  4. С кем поэт сравнивает кота в последней части стихотворения? Подчеркни строчки, из которых это понятно, волнистой линией.
  5. Нарисуй кота, которого ты представил(а) себе после чтения этого стихотворения.

^

Прочитай текст.

Уточки

Сидит Вася на бережку; смотрит он, как уточки в воде кувыркаются: широкие носики в воду прячут, жёлтые лапки на солнышке сушат. Приказали Васе уточек стеречь, а они на воду ушли – и старые и малые. Как их теперь домой загнать? Вот и стал Вася уточек кликать:

— Ути-ути-уточки! Прожоры-тараторочки, носики широкие, лапочки перепончатые! Полно вам червячков таскать, травку щипать, тину глотать – пора вам домой идти!

Уточки Васю послушались, на берег вышли, домой идут, с ноги на ногу переваливаются.

(Константин Ушинский)

Выполни задания:

  1. Какое задание получил Вася? Подчеркни одной чертой строчки, из которых это понятно.
  2. С какой трудностью он столкнулся? Подчеркни строчки, где об этом говорится, волнистой линией.
  3. Найди ту часть текста, в которой Вася зовёт уточек домой. Какие ласковые названия придумал мальчик для уточек? Подчеркни эти слова двумя чертами.
  4. Если любишь животных по-настоящему, они это всегда понимают и откликаются. Найди в тексте рассказа подтверждение этим словам и закрась нужные строчки жёлтым карандашом.

^

Прочитай сказку

ЗАЯЦ

(Бурят-монгольская сказка)

В давно-давние времена заяц всех боялся: летающих по небу птиц, ходящих по земле зверей, даже перед серыми мышами дрожал в страхе. Заплакал с горя заяц.

— Нет на свете зверя пугливее меня. Пойду, утоплюсь в быстрой реке или сгорю в огне.

Побежал заяц умирать. Выскочил из кустов, слышит, кто-то испугался его и бросился в сторону. Зашумели сухие листья.

Видит заяц: бегут от него перепуганные овцы. Обрадовался:

— Ага, есть звери пугливее меня!

И от радости так расхохотался, что верхняя губа у него лопнула. Вот и стал заяц с раздвоенной губой.

Выполни задания:

  1. Какой характер у зайца в этой сказке? Найди и закрась жёлтым карандашом все слова и выражения в тексте, которые помогают это понять.
  2. Похож ли заяц из этой бурят-монгольской сказки на зайцев из русских народных сказок: ДА или НЕТ? Обведи нужное.

Если похож, то какое качество роднит этих зайцев? Напиши:_____________________________________________________


Самостоятельная работа № 7

Прочитай сказку

^

(Сказка народов Сибири)

Села ласточка отдохнуть на ветку. Видит, сидит недалеко какое-то чучело: ростом больше вороны, на шести высоких тонких ногах, крылья прозрачные, нос длинный, как вязальная спица. В те времена таким был комар.

Спрашивает он ласточку:

— Откуда летишь?

— Из южных стран, тороплюсь на север.

— Зачем ты каждый год кочуешь с юга на север?

— Прилетаю птенцов выводить: на юге сильная жара, не могу яички откладывать.

— Нет, я не такой дурак, мне и здесь хорошо! Не буду я тратить силы на глупые перелёты!

— А чем, ты, комар занят?

— Узнаю, чья кровь слаще…

— Узнал?

— Ничего на свете нет слаще человеческой крови! Переселюсь поближе к юртам.

— Ты, комар, однако, врёшь! Покажи-ка нос, я узнаю правду!

Комар вытянул свой длинный нос. Ласточка его откусила и улетела. От горя комар сжался, стал малюткой, от стыда спрятался в болотистые места, а ласточка поселилась возле человека.

Выполни задания:

  1. Внешний вид какого животного объясняет эта сказка? Напиши__________________
  2. Как это животное выглядело сначала? Закрась строчки, в которых об этом говорится, голубым карандашом.
  3. В этом описании комара есть правдивые и фантастические подробности. Найди правдивые подробности и подчеркни их одной чертой, а фантастические – двумя чертами.
  4. Какой вид приобрёл комар в конце сказочной истории? Закрась нужные строчки жёлтым карандашом.
  5. Нарисуй ласточку и комара.

Самостоятельная работа № 1
Прочитай стихотворение

^

Ходит солнышко по кругу,

Спит в лесу лосиха,

Мы идём с тобой по лугу

Тихо, тихо, тихо.

Мы походим по опушке,

Мы найдём тропинку.

Вон сорока на верхушке

Клювом чистит спинку.

Вон на камне придорожном,

Словно вросшем в землю,

Осторожно, осторожно!

Ящерица дремлет.

Слышишь, звякнул колокольчик

На лесной лужайке.

Есть у нас магнитофончик ,

Маленький всезнайка.

Он на тоненькую плёнку

Пишет разговоры:

Что сказал комар зайчонку,

Лягушачьи споры…

Целый день он с нами ходит,

А настанет вечер,

Разговоры переводит

В звуки нашей речи.

Тихо, тихо. Ни словечка.

Мы нажали кнопку.

Так о чём спросила речка

Узенькую тропку?

И о чём поведал ветер

Листьям дикой груши?

Мы узнаем всё на свете.

Посиди. Послушай.

(Ирина Токмакова)

Выполни задания:

  1. Раздели стихотворение на четверостишия простым карандашом.
  2. Каких животных видели герои стихотворения на лугу и в лесу? Подчеркни их названия.
  3. Какие природные явления и растения представляются героям живыми? Закрась жёлтым карандашом слова и выражения, из которых это видно.
  4. Как называется этот приём: а) сравнение, б) олицетворение, в) контраст? Обведи нужную букву.
  5. Закрась голубым карандашом строчки, из которых понятно, что герой-рассказчик и его друг не хотят нарушать покой лесных обитателей.
  6. Подчеркни волнистой линией все разговоры, которые героям удалось записать на магнитофончик.
  7. Нарисуй рисунок к этому стихотворению.

^

Прочитай текст

ЛИСТОБОЙ
Ночью дул листобой – холодный, октябрьский ветер. Он пришёл с севера, из тундры, уже прихваченный льдом.

Листобой завывал в печной трубе, шевелил на крыше осиновую щепу, бил, трепал деревья, и слышно было, как покорно шелестели они, сбрасывая листья.

Раскрытая форточка билась о раму, скрипела ржавыми петлями. С порывами ветра в комнату летели листья берёзы, растущей под окном.

К утру берёза эта была уже раскрыта настежь. Сквозь ветки её текли и текли холодные струи листобоя, чётко обозначенные в сером небе битым порхающим листом.

Паутина, растянутая в ёлочках строгим пауком-крестовиком, была полна берёзовых листьев. Сам хозяин её уже скрылся куда-то, а она всё набухала листьями, провисая, как сеть, полная лещей.

(Юрий Коваль)

Выполни задания:

  1. Раздели текст простым карандашом на две части по смыслу. Как можно назвать первую часть? Запиши____________________________________________________
  2. А какое название подойдёт для второй части? Запиши_________________________________________________________________
  3. Какие звуки слышит герой-рассказчик осенней ночью? Закрась голубым карандашом те слова и выражения, в которых об этом говорится.
  4. Найди во второй части текста такие выражения, которые нельзя понимать в прямом смысле, а можно понимать только в переносном значении. Закрась эти выражения жёлтым карандашом.
  5. Автор придумал необычное, интересное сравнение. Найди это сравнение и подчеркни его волнистой линией.


^

Прочитай текст

Б У К Е Т

Я вошёл в дом и застыл на пороге.

По полу разливалось молочное озеро. Вокруг него валялись осколки чашек, бутылка, ложки.

— Кто тут?! Кто же тут?!

В комнате всё было вверх дном. Только букет стоял на столе, целый и невредимый. Среди разгрома он выглядел как-то нагловато.

Показалось, что это букет во всём виноват.

Заглянул под печку, заглянул на печку – ни на печке, ни под печкой, ни в шкафу, ни под столом никого не было. А под кроватью я нашёл бидон, из которого вытекал белоснежный ручеёк, превратившийся в озеро.

Вдруг показалось: кто-то смотрит!

И тут я понял, что это на меня смотрит букет.

Букет – подсолнухи, пижма, васильки – смотрел на меня наглыми зелёными глазами.

Не успел я ничего сообразить, как вдруг весь букет всколыхнулся, кувшин полетел на пол, а какой-то чёрный, невиданный цветок изогнул дугой спину, взмахнул хвостом и прямо со стола прыгнул в форточку.

(По Юрию Ковалю)

Выполни задания:

  1. Рассердился ли герой, увидев беспорядок в комнате? Найди строчки, которые помогут тебе ответить на этот вопрос и подчеркни их одной чертой.
  2. Закрась голубым карандашом те строчки, которые делают события рассказа таинственными.
  3. Из каких строчек становится понятно, кто был виновником разрушений? Закрась их жёлтым карандашом.
  4. Как описывает зверька герой-рассказчик? Подчеркни нужные строчки волнистой линией.
  5. Что произойдёт, если этот текст будет называться по-другому – не «Букет», а «Зверёк»: а) изменится смысл текста, б) исчезнет таинственность повествования? Обведи нужную букву.

Самостоятельная работа № 4

Прочитай текст

^

В деревне Тараканово живёт лошадь Тучка, рыжая, как огонь. Её любят галки.

На других лошадей галки внимания не обращают, а как увидят Тучку, сразу садятся к ней на спину и начинают выщипывать шерсть.

— У неё шерсть тёплая, как у верблюда, — говорит возчик Агафон. – Из этой бы шерсти носки связать.

Прыгают галки по широкой спине, а Тучка посапывает, ей приятно, как щиплются галки. Шерсть-то сама лезет, то и дело приходится чесаться о забор. Набрав полный клюв тепла, галки летят под крышу, в гнездо.

Тучка – лошадь мирная. Она никогда не брыкается.

Возчик Агафон тоже добрый человек. Задумчиво глядит на лошадиный хвост. Если б какая нахальная галка села ему на голову, он, небось, и глазом бы не моргнул.

(Юрий Коваль)

Выполни задания:

  1. Почему галки так любят лошадь Тучку? Куда, по-твоему, галки унося выщипанную шерсть? Закрась жёлтым карандашом слова и выражения, которые это объясняют.
  2. Почему галки совсем не боятся садиться на спину лошади? Найди две причины этого и подчеркни волнистой линией те строчки в разных местах текста, которые это объясняют.
  3. А ещё почему галки так смело садятся на Тучку: дело только в самой лошади? Закрась голубым карандашом те строчки, которые помогут ответить на вопрос.

^

Прочитай текст

В лесу

Как-то вечером бабушке пришлось идти через густой незнакомый лес. Быстро стемнело. И тут же из разных нор, из-под валежника и из-за кустов повылезали дикие звери. Они сверкали глазами, рычали, выли и стучали зубами…

— Да не бойтесь меня! – сказала им бабушка. – Ничего вам не сделаю. Я в темноте так же дружелюбна, как и при солнечном свете. И спокойно пошла дальше.

Выполни задания:

  1. Раздели текст на две части по смыслу. Границы частей обозначь чёрточками простым карандашом.
  2. Почему тебе смешно: а) здесь есть преувеличение; б) здесь всё наоборот; в) здесь есть контраст. Обведи нужную букву.
  3. Прочитай первую часть. Как бы поступил в такой ситуации обычный человек? Продолжи мысль: Он бы_______________________________
  4. Прочитай вторую часть. Как ты думаешь, какое качество помогает бабушке так говорить с дикими зверями: а) смелость; б) любовь к окружающему миру; в) хитрость? Обведи нужную букву.


^
Прочитай текст

Крестьянские дети

(отрывок)

Однажды, в студёную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

— Здорово, парнище! – «Ступай себе мимо!»

— Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки? – «Из лесу, вестимо,

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

(В лесу раздавался топор дровосека.)

— А что, у отца-то большая семья? –

«Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я…»

— Так вон оно что! А как звать тебя? –

«Власом».

— А кой тебе годик? – «Шестой миновал…

Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

(Николай Некрасов)

Выполни задания:

  1. Сколько лет мальчику? Подчеркни строчку, где об этом говорится.
  2. Найди и обведи в тексте описание мальчика.
  3. Как разговаривает мальчик с незнакомцем: а) как с равным (как взрослый со взрослым); б) как со старшим (как ребёнок со взрослым). Обведи нужную букву. Найди и подчеркни двумя чертами ту фразу мальчика, которая подтверждает твой ответ.
  4. Из каких строчек видно, что мальчик чувствует себя взрослым, ответственным за семью? Закрась эти строчки жёлтым карандашом.
  5. А как герой-рассказчик разговаривает с мальчиком: а) как с ребёнком; б) как со взрослым? Найди подтверждение и тому, и другому. Найди нужные фразы и поставь слева от них соответствующие буквы: а) и б).
  6. Сравни выделенные слова. Почему мальчика называют так по-разному: а) он играет во взрослого; б) он маленький, но выполняет работу взрослого? Обведи нужную букву.

Самостоятельная работа № 7Прочитай рассказ

^

-Алло! Это Геша? Здорово! Это я, Сидоренко Вова! Ну как, ты смотрел «Ментов»? А сказку про рыжих котов? А мультик прикольный? А матч футбольный? А про йогурт рекламу? А «Смехопанораму»? Я тоже смотрел Петросяна, а после включил Джеки Чана. Ну класс! Ну потрясно! Ну здорово! А после включил Киркорова, а после – «Для вас, водители», а после – «Для вас родители», а после – «Новости моды», а после – прогноз погоды… Да, чего я звоню тебе, Геша? Ты задачи решил по матеше? Ни одной не решил? Я тоже. Ничего, завтра спишем у Лёши! Он не слабо задачки решает. И ему ничего не мешает. У него – я недавно слышал – телевизор из строя вышел!

Выполни задания:

  1. Сколько телевизионных программ посмотрел Вова Сидоренко? Посчитай и напиши:__________ А сколько телепрограмм в день обычно смотришь ты? Напиши:_________
  2. Почему, с точки зрения Вовы, Лёше никто не мешает делать уроки? Закрась нужные строчки голубым карандашом.
  3. А кто же (или что же) мешает Вове и Геше? Как ты думаешь? Напиши:_______________________________________________________
  4. Что ты можешь сказать о словах, которые выделены жирным шрифтом: а) они делают нашу речь более выразительной; б) они засоряют наш язык. Подчеркни мнение, которое кажется тебе правильным.
  5. Можно ли по названиям телепрограмм, которые смотрит герой, узнать его вкус, какие у него интересы? ДА или НЕТ? Обведи нужное.
  6. То, что герой постоянно смотрит телевизор, — это: а) вредно или б) полезно? Обведи нужную букву.
  7. У героя в голове будет:

а) большой запас полезных знаний;

б) большой запас бесполезной информации;

в) полная неразбериха.

Какой вывод ты считаешь верным? Обведи правильный ответ.

Заголовок
Аннотация
Ключ.слова

* (звездочка) в конце строки поиска означает любое количество любых символов.

2020 Том XXVI

DOI: 10.17746/2658-6193.2020.26.723-729

УДК 398’54

Заяц в традиционных представлениях и обрядах бурят

Бадмаев А.А.

Полный текст PDF

Аннотация

Образ зайца является одним из значимых и распространенных культурных символов в Евразии. В бурятской этнографии данный зооморфный образ остается пока еще малоисследованным. Целью настоящей работы является характеристика зайца в традиционных представлениях и обрядности бурят. Задачи исследования следующие: дать общую характеристику зайца в воззрениях бурят и выявить образ зайца в мифологических воззрениях и обрядности бурят. Источниками для работы послужили лингвистические, фольклорные и этнографические материалы. Основным методом исследования явился структурно-семиотический метод, предусматривающий выделение символики зайца. Выяснено, что в мифологических представлениях бурят образ зайца был полисемантичным и имел амбивалентную коннотацию. Заяц наделялся космогонической, солярно-лунарной, небесной, метеорологической, огненной символикой, а также являлся знаком обновления Земли. Кроме того, с ним связывались идея оборотничества, мотивы души и пересечения пути. Выделено, что в бурятском фольклоре заяц был олицетворением трусости, имел мужское начало. Определено, что заяц рассматривался как медиатор между мирами, поэтому он был включен в шаманскую обрядность. Выявлено, что семантика заячьего фетиша претерпела некоторую трансформацию от роли покровителя охотников и воинов до оберега младенцев. Выяснено, что в шаманских ритуалах образ этого животного наделяли особой сакральностью: заяц почитался как родовой тотем шаманов; признавалось его первенство среди зооморфных образов духов-помощников шамана; считалось, что он будто бы мог шаманить; его воспринимали как транспорт шамана в иные миры. Мифологические представления бурят о зайце находят параллели в мировоззрении некоторых других народов Евразии (монголов, южносибирских тюрков, русских), что указывает на универсальные и типологические явления в бурятском представленческом комплексе об этом животном.

Ключевые слова

буряты, традиционное мировоззрение, заяц, фольклор, обрядность

Учредитель и Издатель
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (ИАЭТ СО РАН)
Пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

Ежегодник зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 — 73880 от 05.10.2018

ISSN 2227-6548 (Print)

Редакция
адрес: Пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
телефон: 8 (383) 330-22-80
E-mail: sbornik.iaet@gmail.com

В волшебное время празднования Нового года сказочный репертуар в театрах Бурятии зашкаливает, однако на разных сценах республики предпочтение почему-то из года в год отдается сказкам «заморским», в виде вечной «Золушки» или «Буратино».

При этом в бурятском фольклоре есть великолепные нарицательные образы, искрометный юмор и по-настоящему волшебные сюжеты. А самое главное – дух народа и его характер.

Театр Бурдрамы все же с начала следующего года как раз обратил внимание на это. В январе, к примеру, в театре поставят две бурятские сказки – «Волшебную страну предков» и «Сказку о жирном Замае и Мангатхае».  

Кто такой Муу Хара?

На вопрос, почему все же бурятский сказочный материал используется не так часто, как хотелось бы, театральный критик Туяна Николаева говорит: «Сказка — это наиважнейший жанр литературы, повествовательного искусства. А театр — не литература. Для нас главное — действие и действенность. Посему, не всякую сказку поставишь на сценические «ноги». Поскольку сказка — это квинтэссенция народного менталитета, то наши сказки малодейственны, а более созерцательны».

Трудно сказать, почему материал с «квинтэссенцией народного менталитета» нельзя созерцать. Вероятно, людям искусства виднее, однако как раз – таки и задача театральных и прочих мастеров искусства – ставить это на ноги. Ведь ценность народных сказок непреходящая.

В них пересказаны опыт, взгляды, ценности людей – то, что составляет менталитет нации. При этом, как ни печально, в блиц-опросе, который был проведен в одной из социальных сетей, мало кто из живущих в Бурятии смог сходу назвать хоть пару — тройку имен бурятских сказочных героев.    

Никто не вспомнил таких замечательных сказочных персонажей как Найденыш — Олзо хубуун, Бедный Боролзой, Соплячок – Нюhата Нюусхай, Чернявый дурачок — Муу Хара, Дурачок Монто — Муу Монто, Сирота Боро — Уншэн Боро. Они чем-то напоминают русского Иванушку-Дурачка да и ту же самую пресловутую Золушку, но наделенных чисто национальными чертами характера. Часто в бурятских сказках под видом неказистых и жалких персонажей скрываются истинные герои, подлинная сущность которых раскрывается лишь по мере развития сюжета.

При этом многие согласны с тем, что в сказках национальный дух и типичные черты и самая суть характера бурят представлены во всей красе, остроумно и живо. 

А уж совершенно неоспоримо, что сейчас, в критический момент изучения бурятского языка в республике, чтение и демонстрация сказок на языке оригинала — отличное подспорье для его изучения.

Натуралистичность – намек и урок

Кого-то в бурятских сказках смущает некая суровая правда жизни, хотя, соревнуясь с цинизмом современных мультиков, наши сказки как раз выигрывают, потому что наглядно, честно показывают пороки людей.

И при всех леденящих душу подробностях бурятские сказки по сути своей очень добрые, непременно мудрые и оптимистичные. Сказки волшебные, бытовые и о животных порой захватывают читателя покруче иного триллера. Причем, современные люди даже не смогут расшифровать недостижимую мотивацию героев: «Помоги мне оторвать уши, — говорит медведь. Это можно, — сказала лиса и, несмотря на рев и стон медведя, перегрызла уши и положила их ему в рот. А сама, делая вид, что останавливает ему кровь, досыта нализалась медвежьей крови». (Сказка «Лиса, обманувшая смерть»).

В бурятских сказках огромное количество разных невиданных существ. Это и драконы, и гигантские змеи, и диковинные птицы. В изобилии разного рода чудесные и мифические существа, в том числе и «хозяева местности» — воды, леса или неба. Или чудовища, вроде многоголовых людоедов-мангатхаев и злобных шолмосов.

Когда-то бурятские охотники, отправляясь в тайгу на промысел, специально брали с собой онтохошинов-сказителей, только чтобы сказки рассказывали. Бытовало поверье, что это приносит удачу в охоте. А за исполнение сказок и улигеров они получали долю добычи наравне с охотниками. Онтохошин был очень уважаемым в обществе человеком.    

Хоть убогий, но хитрец

Часто в жизни можно услышать такие определения, как «хитрый бурят», «ленивый бурят». Сами буряты это не подчеркивают, конечно, но и не отрицают. Зато в сказках гениально подмечены типичные черты национального характера. «Жил с матерью один бедный человек. Был он ленивым, ничего не умел делать. «Погоди, как же мне прокормить себя и свою мать? Работать я не умею, надо обмануть одного богача», — так он подумал» («Как хитроумный парень стал ханом»).

Положительный герой часто беден и гоним, убогий дурачок, добрый сирота, хоть порой и ленивый. А если уж богат, то это либо «добрый хан», либо удачливый охотник. Однако все они не прочь посостязаться в острословии и мудрости хоть с самим шолмосом.

Соплячок (Нюhата Нюусхай), Чернявый дурачок (Муу Хара), Бедный Боролзой или просто Бедняк – излюбленные сказочные персонажи. А уж приколист Будамшуу – настоящая звезда бурятского юмора.

И, как правило, за счет своей смекалки и ловкости, с шутками –прибаутками находчивый острослов в одночасье улучшает свое материальное положение. При этом выставляет на смех глупых и жадных богачей-нойонов, спесивых тайшей, и часто сам тут же становится ханом.    

Ищите женщину…

А вот девушки и женщины – это отдельная история. Можно смело сказать, что это своеобразный бурятский «домострой» наоборот, ликбез семейных отношений. В отличие от мужчин, женщины предстают в сказках скорее мудрыми, чем хитрыми. Умная невестка – порой единственное спасение для непутевого и бестолкового ханского сына, от нее зависит будущее рода. А бедняк за такой женой богатеет и возвышается.    

Впрочем, иногда представительница прекрасного пола может предстать и гневной божественной девой, карающей недалеких претендентов на ее снисхождение, как суровая Ухин-тэнгэри, или злой вздорной ханшей. 

Но основной мотив женщины – быть «серым кардиналом», шеей, на которой сидит голова-мужчина. Скажем, в эпосе «Гэсэр» одна из центральных фигур – Манзан-гурмэ, небесная бабушка, которая управляет западными тэнгэри, в то время как ее муж, Эсэгэ Малаан, совершенно бездействует.    

Бурятская женщина в сказках — красавица и искусница, каких свет не видывал, и мужа ненавязчиво ведет, и самолюбие его тешит, ведь «слово мужа для жены свято».

Такая подруга жизни всегда ценилась на вес золота, и в сказках за нею отправлялись в самые дальние земли, преодолевая невообразимые опасности, участвуя в труднейших богатырских состязаниях. В бурятских сказках за большое счастье почитается, если в награду за все испытания герой, наконец, «зажил на славу под присмотром мудрой и незлобивой жены».    

Почему у зайца раздвоенные губы

Более «приземленные» сказки о животных. Зато они наглядно объясняют происхождение какого-либо природного явления. («Отчего у ласточки хвост раздвоен», «Почему у зайца раздвоенные губы», «Отчего волки воют» и другие.)

Среди авторов-сказочников популярны Егор Сороковиков-Магай, Аполлон. Шадаев, Сергей Балдаев. Сказку «Почему у зайца раздвоенные губы» написал Аполлон Андреевич Тороев, один из знаменитых улигершинов Бурятии. «Жил на свете один заяц и боялся всего даже, собственной тени. И однажды он решил покончить собой: или утопиться или в огне сгореть. И когда за его спиной зашуршали листья, он увидел, что от него убегает испуганный баран. Заяц засмеялся: «Значит, не я один всех боюсь, но и меня другие боятся. И так сильно он смеялся, что у него лопнули губы. Вот почему у зайца раздвоенные губы».    

«Тяс — няс, иишэ — тиишэ, гэжэ — байжа»

Городские дети родного языка не знают, и изучать его особо не хотят. Считают национальную культуру чем-то далеким и непонятным. Им ближе японские герои аниме или американский Шрек, чем герой бурятской сказки. Но именно сказка с ее чудесными свойствами может пробудить в ребенке тягу к родным истокам при помощи живого языка и ярких иллюстраций.

Именно в сказках заключен живой язык народа во всем его богатстве. У каждого сказителя – свой словарный запас, свой местный диалект. Сказка на известный сюжет в его устах каждый раз звучит по-новому.

Есть издания, стремящиеся на русском языке максимально приближенно к оригиналу передать своеобразие стиля сказителя, с чьих слов записана та или иная сказка. С выразительными звукоподражаниями, парными словами («хард», «нялд-нялд», «бор-бор»), в определенном ритме – со всеми особенностями живой разговорной речи.

А еще в удивительных бурятских сказках дети, да и взрослые, могут увидеть сюжеты и нарицания современной жизни. Конечно, детям не понять перипетий нечестных политиков, разных подковерных интриг, но сказка порой разъясняет все.    

Хитрый кот и благородный конь

«Жил на свете грозный медведь. Был он царем зверей в большом лесу. Но вот постарел он, не может лапой пошевелить. И начали ему досаждать мыши. Сна и покоя лишили, никакого сладу с ними нет. Собрался медведь с силами и издал указ: “Уничтожить всех мышей!”. Нашли звери хорошего кота и приставили к медведю в караульные. Очень хитрым оказался кот: в своей службе сильно не усердствует, поймает для острастки одну мышку — остальные уже и носа не кажут из своих нор. Но стоит коту отлучиться, как мыши вновь досаждают старому медведю. Чтобы такого не случалось, медведь приблизил к себе кота, стал с ним во всем советоваться, стал возле себя держать денно и нощно. Но однажды занемог кот и оставил возле медведя своего сына. Стал котенок охранять медвежий покой: как увидит мышь, так сразу же и поймает. 

За одну ночь он переловил всех мышей. Назавтра пришел кот-отец, увидел передавленных мышей, очень рассердился, но еще больше опечалился.

— Глупая голова! — сказал он сыну. — За многие годы я не убил ни одной лишней мыши, чтобы было от кого охранять царя зверей, а ты за одну ночь 
расправился с ними: За верную службу медведь приблизил меня к себе, а ты — родной сын — лишил меня этой службы.

Через малое время дошел до царских ушей слух: «К великому счастью, в нашем лесу не осталось ни одной мышки!»- А раз так,- сказал медведь, то не 
должно остаться и ни одной кошки, ни одного кота». 
Так или иначе, сказка призвана нести позитив и красоту. Без хитрых котов и жирных медведей.    

В преддверии года Лошади не грех вспомнить о том, что именно в сказке проявляется трепетное отношение к священному животному бурят. Незаменимый напарник в богатырском деле как равноправный герой фигурирует в волшебных сказках. Он и от беды спасет, и козни неприятеля разгадает, и даже мудрым словом вразумит.

«Побежал конь на двух оставшихся ногах. Но старуха и в четвертый раз догнала беглецов, в четвертый раз махнула ножом и отсекла коню последние ноги. Тогда превратился конь в высокое толстое дерево, а парень на его верхушку залез» («Водяная старуха»).    

Прочитав такую сказку, ребенок поймет, что в Бурятии так много «лошадиных» названий и «Сагаан морин» и «Тумэр морин» — не просто названия рынков, но и символ удачи и богатства.     

Источник: ARD

  • Заяц беляк как пишется
  • Заявлено или заявленно как пишется
  • Заявление по поводу клеветы как пишется
  • Заявление на увольнение по собственному желанию образец с отработкой две недели как пишется
  • Заявление как пишется с маленькой или большой буквы образец