Заяц хваста смысл сказки

Сказки – универсальный и эффективный способ познания мира и воспитания для ребенка. Легкая форма, увлекательный сюжет, специальные формы и устоявшиеся слова – все это помогает взрослым донести до малыша самые важные истины, используя доступный для него язык.

заяц хвастун русская народная сказка

Сказки про животных составляют большую часть от общего количества и особенно популярны среди детей. Знакомясь с различными жителями морей и лесов, дети лучше воспринимают окружающий мир. «Заяц-хвастун» — известная русская народная сказка. В качестве дидактического материала ее используют даже на уроках в школе.

Особенности

Сказки о животных относят к самым древним видам. В них мир, где звери, птицы, рыбы и насекомые могут говорить, представлен как иносказательное отражение человеческого. Животные нередко становятся воплощением наших пороков – трусости, глупости, хвастовства, жадности, лицемерия, плутовства.

Среди других популярных героев народных сказок отдельную группу занимают заяц, лягушка и мышь. В произведениях они выступают как слабые персонажи. Их незащищенность может быть обыграна как с положительной, так и с негативной стороны. К примеру, в сказке «Заяц-хвастун» (или «Заяц Хваста») беззащитное животное выступает как негативный герой, который должен осознать неправильность своего поведения.

В описании действующих лиц проявляется иносказание: манера поведения зверей часто вызывает ассоциации с человеческим образом жизни, заставляет ребенка находить эти связи и учит его критично оценивать те или иные ситуации, делать выводы.

Сказки содержат свой, особый юмор. Он не всегда ярко выражен, а порой кроется в смешных и нелепых ситуациях (храбрый заяц-хвастун прячется от вороны под кустом).

Этот вид народного творчества передает и некоторые особенности речи: устоявшиеся формы слов (жили-были, вот и сказочке конец и т. д.), своеобразность построения (устная форма нередко способствует тому, что сказка полностью состоит из диалогов).

Сюжет

Произведение «Заяц-хвастун» рассказывает о трусливом зайчишке, который в зимнее время года должен был добывать себе пропитание, воруя овес у крестьян. Когда он в очередной раз прибежал на гумно, то нашел там большое количество своих собратьев.

заяц хвастун

Чтобы выделиться среди них, зайчишка начал громко хвастать: «А у меня, братцы, не усы, а усищи, а у меня не лапки, а лапищи, а у меня не зубки, а зубищи, и я никого на этом белом свете не боюсь – вот какой я молодец!»

Остальные косоглазые, встретив после этого тетушку-ворону, пересказали ей услышанное. Та, в свою очередь, стала рассказывать об этом всем, кого встречала, но никто не хотел верить ей. Тогда ворона решила отыскать хвастуна и понять, не врет ли он.

Встретив зайца, тетушка принялась расспрашивать его и узнала, что косой все выдумал. Ворона взяла с хвастуна слово, что больше он так делать не станет.

сказка заяц хвастун

Однажды тетушка сидела на заборе, когда на нее напали собаки. Заяц решил спасти ее и показался, чтобы псы заметили его и погнались за ним. Бегал он быстро, так что собакам было не угнаться. А ворона после этого стала звать его не хвастунишкой, а храбрецом.

Образ зайца

Заяц-хвастун в начале сказки предстает как отрицательный герой, который ставит себя выше других. Его образ несет особую важность, поскольку дети склонны преувеличивать в своих рассказах окружающую их действительность, дабы казаться интереснее, чем их друзья.

Изменение зайца, осознание своей неправоты поможет ребенку понять, что подобное поведение не приведет ни к чему хорошему, а вот помощь товарищам представляет настоящую ценность.

Выводы

Русская народная сказка «Заяц-хвастун» имеет мораль, которая указана в конце произведения. В ней говорится о том, что слова, не подкрепленные поступками, не могут быть доказательством. Только дела способны лучше всего рассказать о человеке. Добрая сказка с легким, но поучительным сюжетом станет лучшим союзником в воспитании ребенка.

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Оргмомент

Создать комфортную психологическую атмосферу урока, осуществляя
межличностный контакт:

— осуществить эмоциональный настрой на работу;

— настроить детей на веру в себя, свои знания и умения;

— пожелать детям успехов и удачи на уроке.

Садитесь.

Начинаем
урок литературного чтения

Прочитайте
пословицу. 

Знание
— не водица, в рот само не станет литься.

Как
понимаете пословицу?

Пожелайте
друг другу удачи на уроке

Приветствуют учителя.

Читают пословицу на слайде и объясняют её смысл

Дети
хлопают друг друга по ладошке и говорят: «Желаю удачи!»

Л.: самоопределение

(мотивация учения);

смыслообразование (какое значение, смысл имеет
для меня учение),

личностное принятие образа
хорошего ученика.

II. Проверка домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность выполнения
дз уч -ся

С
чего начинаем урок?

Какое
произведение читали дома?

Открываем
учебник. Приготовились следить.

Что
узнали о зайцах из этого рассказа?

Ещё
что надо было делать дома?

Закрыли
учебник.

Проведём
небольшой конкурс чтецов. Послушаем несколько человек и решим, у кого
получилось лучше.

Памятка анализа  ответа

1.      Знание
текста

2.      Выразительность

3.      Удалось
ли передать настроение стихотворения

4.      Громкость

Отвечают на вопросы учителя

Во время чтения следят за чтением и исправляют
ошибки друг у друга. Дети  рассказывают наизусть стихотворение, слушают
и анализируют ответ товарищей по памятке

Р.:  контроль (в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона),
оценка (осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы)

К.:  контролируют действия партнёра и используют
речь для регуляции действия,
умение
слушать и понимать других.

III.  Постановка темы и целей урока

Определить вместе с учениками тему и цель
урока; нацелить каждого ученика на решение уч.задачи.

В
данных рядах букв найдите «спрятавшиеся слова»

атвезаяцатве

меньхвастаркба

Назовите
слова, которые вы отыскали. (Заяц-хваста)

Догадайтесь,
почему именно эти слова я зашифровала?

Возьмите
карточки, прочитайте и восстановите цепочки слов, связанных друг с другом,
используя стрелки. 

Автор

Жанр

Название

Н.Рубцов

сказка

«Зайцы»

Русский народ

стихотворение

«Заяц-хваста»

Л.Толстой

рассказ

«Про зайца»

Кто
может назвать тему сегодняшнего урока?

Сегодня
на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой «Заяц-хваста»

Продолжим
работу над правильным, выразительным чтением, чтением целыми словами. А также
будем учиться понимать прочитанное, читать выразительно

Находят в записи слова

Называют слова

Высказывают свои предположения по заданным
вопросам с аргументацией

Восстанавливают связи.

Высказывают свои предположения

Осознают цели своей деятельности.

Принимают участие в целеполагании, выдвигают
гипотезы.

П: анализ объектов с целью выделения признаков.

П: ориентироваться в своей системе знаний; установление
причинно-следственных связей, представление цепочек объектов.

П: выдвижение гипотез.

Р.: в сотрудничестве с учителем ставят новые
учебные задачи.

IV. Подготовка к первичному восприятию текста

Актуализация опорных знаний

Кто
такой заяц вы знаете. Кто скажет?

 А
кто такой хваста? (тот,  кто хвастается)

Что
такое хвастовство?

Какой словарь поможет узнать значение слова?

 Слайд

Словарь С. И. Ожегова: — «
Хвастовство — неумеренное восхваление чего-нибудь своего, своих достоинств».

Высказывают свои предположения по заданным
вопросам с аргументацией

Читают значение слова по
слайду

Р.: прогнозирование

V. Первичное восприятие литературного текста

Обеспечить
эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому произведению.

1.      Словарная
работа

В
тексте нам встретятся трудные слова

Прочитаем
хором, выполняя задания (слайд)

·        
Читай
целыми словами

Ход –
приход – приходил – приходилось

·        
Читай
слова слитно

              
По-тре-па –ла – потрепала

              
Под-хва-ти-ли – подхватили

              
Гум-но – гумно

Кресть-я-нин –
крестьянин

Рас-ска-за-ли –
рассказали

Ра-зы-ски-вать –
разыскивать

Ко-ко-ри-ной –
кокориной

Встре-ти-ла –
встретила

·        
Читай
внимательно

Усѝщи

Лáпищи

Зубѝщи

Значение каких слов
вам не понятно?

Какой словарь
помогает узнать значение слов?

Соедини пары

Гумно                        
сельский житель

Крестьяне                
площадка, где крестьяне молотили сжатое зерно; сарай, 

                               
где хранится урожай зерна

Кокорина                
суковатый кусок сваленного дерева

Усищи, лапищи,
зубищи – увеличительное значение слов «лапы, зубы, усы»

Сравните, чем
отличаются?

2.     
Первичное
восприятие

(Приём чтение с
остановками)

Читают хорошо
читающие дети до слов «А заяц это увидел»

Придумайте
завершение сказки

(А ты как бы
поступил? Как вы думаете, что было дальше?)

Поднимите руку,
кто хочет узнать, что было дальше?

Продолжаем
читать

Сравним наши
предположения с окончанием сказки. Что скажите о наших предположениях.

Какой вывод
сделаем?

Чтобы понять
сказку, надо дочитать её до конца

Выполняют упражнения

Во время чтения следят за чтением

Высказывают свои предположения

Следят за чтением

Сравнивают свои предположения с окончанием сказки

Делают выводы

Р.: принимать и выполнять поставленную учебную задачу.

Л.: приобщаться к национальной культуре

VI. Проверка качества первичного восприятия

Оценка
качества  восприятия текста

Понравилась
сказка?

Что понравилось?

Кто главные
герои этого произведения?

Было смешно?
Когда?

А с вами было
такое как с зайцем?

Отвечают на вопросы учителя

Л.: нравственно-этического оценивания (оценивание
усваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей,
обеспечивающее личностный моральный выбор)

К.: формулируют
собственное мнение и позицию.

VII.Физкульт-

минутка

Утром
заинька проснулся, 
Потянулся, улыбнулся. 
Раз умылся 
Два прогнулся 
Три нагнулся и присел, 
У сосны остановился 
И легонько покружился.

Выполняют движения и проговаривают слова

VIII. Вторичное восприятие текста

Пробудить
интерес к перечитыванию текста, потребность в аналитической работе.

Чтение
по-цепочке

Перечитаем
сказку. Ваша задача запомнить как можно больше информации о зайце.

Читают «по-цепочке» друг за другом, следят.

Р.: саморегуляция (как способность к
мобилизации сил и энергии, к волевому усилию)

IX. Анализ текста

Углубить
восприятие произведения, освоение идеи произведения.

 —
Где жил заяц? (он жил в лесу.)


Каким заяц предстает в начале сказки? (Хвастливым)


Почему зайцам приходилось ходить на гумно? (прочитайте)


Как отреагировала ворона на рассказ зайцев? (Прочитайте)


Как вы понимаете выражение «маленько потрепала»? (Трепать – дергать, трясти
(приводить в порядок))


Зачем ворона его потрепала? (Потому что хвастаться не красиво)


Что однажды произошло с вороной? (Прочитайте)


Как вы понимаете словосочетание «собаки ее подхватили» (подняли, уцепились в
нее, кусали ее)


Как вы понимаете словосочетание «давай мять»? (Давить, тискать, сжимать в
давке, т.е. обижать)


Как заяц повел себя в этой ситуации? (Прочитайте)


Почему народ не написал «пришел на горку или выбежал», а написал «выскочил»?
(Потому, что народ вложил в это слово определенное значение, он хотел
подчеркнуть стремительные действия зайца, его желание оказать вороне
бескорыстную помощь. Ведь зайца тоже могли разорвать собаки, но он не
задумываясь бросился на выручку вороне.)


Найдите в тексте слова подтверждающие это.


Заяц бросился на выручку вороне как? (Молниеносно, мгновенно)


Вспомните, каким заяц был в начале сказки?

Какие
качества зайца мы видим в конце сказки?


В чем главная мысль этого произведения?


Найдите предложение в тексте раскрывающее основную идею сказки. («Вот ты
молодец, не хваста, а храбрец!»)


Подберите синонимы к слову храбрец (смелый, отважный, мужественный).


Как вы думаете, с каким чувством ворона говорила эти слова?


Прочитаем слова вороны выразительно.


А чему ещё хотел нас научить народ?

(Не
держи зла на того, кто тебя проучил)

 Вывод

Какое
качество человека высмеивается в сказке? (хвастовство)

Что
такое «хвастовство»? Подберите синонимы.

Как
вы считаете, хорошее это качество или плохое? Докажите.

В
нашей сказке кто помогает нам показать это качество? (животные)

Дают ответы по содержанию прочитанного,
перечитывают фрагменты, анализируют поступки героев, делают выводы

П.:осуществляют поиск необходимой информации в
учебной литературе.

П: добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию
(понимание содержания прочитанного, поиск необходимой информации в тексте)

Р.: учиться работать по предложенному плану,  принимать и сохранять учебную задачу; выделять необходимую
информацию из
текста.

Л.: нравственно-этического оценивания (оценивание
усваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей,
обеспечивающее личностный моральный выбор)

К.:
слушать и вступать в диалог, формировать собственное мнение и позицию;

учувствовать
в коллективном обсуждении,

строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем, 
умение оформлять свои мысли в устной форме
,
аргументировать высказывания.

X. Творческая работа с литературным
произведением

Обеспечить
более глубокое целостное восприятие произведения.

Найдите
ту часть, которая относится к 1 картинке с.138 Прочитайте

(2-3
уч.читают)

«У
меня не усы, а усищи, не зубы, а зубищи – я никого не боюсь»

Как
её можно озаглавить?

«Заяц-хвастун»
или «Заяц хвастается»

С
какой интонацией надо читать слова зайца?

Прочитайте
ещё раз слова зайца выразительно

Найдите
ту часть сказки, которая относится ко второй картинке.

«Зайцы
и рассказали тётке вороне про эту хвасту. … Больше не хвастай!»


Как нужно читать слова зайца? А вороны?

(заяц
– испуганно, ворона – с укором, назидательно)

Попробуем.
Читают несколько пар . Анализ чтения. Аплодисменты артистам.

Прочитайте
третью часть произведения

Что
в ней главное?

Придумайте
к ней такое название, чтобы по нему было понятно о чем в ней рассказывается

Физминутка

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы — серые клубочки.

Прыг — скок, прыг – скок

Стал зайчонок на пенёк.

Всех построил по порядку,

Стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе,

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На «четыре» потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд

Зашагали как отряд.

Словесное рисование


К какой части сказки нет иллюстрации? Давайте её создадим. Вы будете
«рисовать» словами, а я красками (учитель показывает чистый экран)


В какое время года происходят события в сказке? (Зимой; кругом снег)


Что нарисуем на переднем плане? (Забор)


 Где находится забор? Где происходит действие? (В деревне, значит,
вдалеке виден деревенский дом)


Кого нарисуем около забора? (на снегу ворона, около неё собаки; одна из
них увидела зайца)


Где нарисуем зайца? (на горочке)

-Закройте
глаза, представьте себе эту картинку (на экране появляется чёрно-белая
картинка)


Откройте глаза. Такую картинку представили себе? Теперь давайте раскрашивать
её.


Закройте глаза, представьте себе цветную картинку.


Такую картинку представили себе?

Словесное
рисование ничуть не хуже чем у художника на холсте.

Соотносят иллюстрации с фрагментом произведения. Озаглавливают
эпизод.

Упражняются в выразительном чтении

Читают по ролям

Учащиеся
рассказывают, кого и где они нарисуют.

П.: анализировать произведение с целью соотношения иллюстраций с
текстом.

П.: Выделять главное в содержании эпизода.

XI. Работа в парах

Выполнять
учебное

действие в соответствии  с учебным
заданием;

 подбирать пословицы к содержанию текста.

Работа с
пословицами

Какая из этих
пословиц подходит к сказке? Объяснить. Почему.

1.      За двумя 
зайцами погонишься – ни одного не поймаешь

2.      Любишь
кататься – люби и саночки возить

3.      Доброе
дело само себя хвалит.

Почему
так утверждает народ?

Работают в парах

К: инициативное сотрудничество (умение работать в паре), адекватно взаимодействовать в
паре   при выполнении учебного задания,
вступать
в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила
общения

Р.: принятие и сохранение учебной задачи.

XII. Итог урока. Рефлексия.

Соотносить
полученный результат с поставленной целью;
оценивать результат

своей деятельности;
оценивать результат
учебной деятельности.

С
каким литературным произведением мы познакомились сегодня?

Что
вы можете сказать о герое этой сказке?

Чему
учит эта сказка?

Что
вы для себя возьмёте из этой сказки?

Ответьте
на вопросы

Как
я работал?

Что
я понял?

Чтобы
сделал по-другому?

У
вас на столах есть зайчики. Чего у них не хватает? Правильно, ротика.

Если
вам урок понравился, нарисуйте улыбку, а если нет, то грустное лицо.

Спасибо
за работу на уроке

П.: строят сообщения в устной форме.

К.: использовать
речевые средства

для представления результата деятельности.

Р.: самостоятельно
оценивают свою деятельность на уроке

XIII. Домашнее задание

С.136-138,
читать по ролям

Записывают задание в дневник

Цели урока:

  • Образовательные: закреплять понятие о
    жанрах произведений; формировать умение
    анализировать характер героя с опорой на план.
  • Развивающие: развивать воображение,
    обогащать словарный запас; учить строить
    собственное суждение, анализировать и делать
    выводы, развивать речь, память, внимание.
  • Воспитательные: прививать интерес к
    самостоятельному чтению; воспитывать умение
    работать в паре, умение слушать товарища.

Ход урока

Орг. момент

Учитель:

— Послушайте цепочку слов, и кто определит общий
признак, сядет на место.

  • стихотворение
  • рассказ
  • повесть

Дети:

— Это жанры произведений.

Обобщающее повторение

Учитель: Какими словами можно продолжить мою
цепочку? Выберите.

Басня сказка персонаж

Дети: Басня, быль

Учитель: Возьмите карточки, прочитайте и
восстановите цепочки слов, связанных друг с
другом, используя стрелки. Работаем в паре. Один
ученик у доски.

Автор Жанр Название
Н. Рубцов сказка “Зайцы”
русский народ стихотв. “ Заяц-хваста”
Л. Толстой рассказ “ Про зайца”
Учитель: Проверяем.
Автор Жанр Название
Н. Рубцов стихотв. “Про зайца”
русский народ сказка “ Заяц-хваста”
Л. Толстой рассказ “ Зайцы”

Учитель: А что обозначает слово персонаж?

Дети: Герой произведения.

Учитель: Как можно назвать слова персонаж и
герой?

Дети: Синонимы.

Учитель: Кто является героями произведений?

Дети: Героем произведений является заяц.

Проверка домашнего задания

Учитель: Откройте учебники и прочитайте
задание, которое выполняли дома.

Дети: с.52 №9

1.

Думал, горестно вздыхая,
Что друзей-то у него
После дедушки Мазая
Не осталось никого…

2.Выборочно читают предложения

Учитель:

— А какое произведение — “добрым молодцам
урок…”мы скажем в конце урока.

— А сейчас физминутка.

Вышел зайчик погулять, начал ветер утихать (ходьба
на месте)

Вот он скачет вниз по склону, забегает в лес
зеленый.
И несется меж стволов, средь травы, цветов,
кустов.(прыжки)
Зайка маленький устал, хочет спрятаться в кустах.
(ходьба)
Замер зайчик средь травы, а теперь садимся мы.

Постановка темы и цели урока.

Анализ характера героев.

Учитель:

— Сегодня мы продолжим работу с русской
народной сказкой “ Заяц-хваста” и попробуем
узнать характер героев сказки.

— Что нам в этом поможет?

Дети: Досье на героя.

Учитель: Что такое досье?

Дети: Сбор информации о ком-то или о чём-то.

Учитель: Мы будем собирать информацию на
героев сказки по плану.

1. имя

2. место

3 время

4. предметы

5.действия

6. цель

7. характер

8.результат + —

— Работать продолжим в парах.

Самостоятельная работа

Дети работают в паре, обсуждая героя по плану.
Действия героя помечают в учебнике.

Проверка

Учитель: Итак, проверяем по плану, какое
досье вы составили на героя сказки.

Дети:

-Имя – заяц; место — лес, гумно. Время – зима;
предметов не было. На 1 этапе действия зайца —
жил-был, приходилось ходить, воровать. Поэтому
его цель — выжить зимой. Заяц добился своей цели,
но его могли схватить собаки. Следовательно, заяц
— везучий воришка.

На втором этапе действия зайца: приходит, начал
хвастать, не боюсь, испугался, не буду хвастать.
Его цель — показать зайцам, что он никого не
боится. Следовательно, заяц хвастливый.

Учитель:

-Сейчас мы попадем в мир воображения.
Всмотритесь в мой браслет, пройдите глазками
через камни и закройте глаза. Постарайтесь
увидеть зайца, когда он хвастался. Рассмотрите
его мордочку, в какой позе он стоит, как говорит.

Если вам станет смешно, посмейтесь. Поделитесь
впечатлениями.

— Вы не такого зайца представили? Приложение
1

Дети: Заяц на третьей картинке подходит по
описанию и характеру.

Учитель: А посмотрите, как изобразил зайца
художник в книжке. А вы хвастали когда-нибудь или
нет? Расскажите. Попробуем прочитать реплику
зайца, когда он хвастает. ( Дети надевают маски и
они читают.)

Учитель: Еще, какой заяц?

Дети: Трусливый, потому что боится ворону. Он
достиг цели – похвастаться, что никого не боится,
но его натрепала ворона. На третьем этапе
действия зайца — увидел, помочь, выскочил, сел,
ушёл. Его цель — помочь вороне. Поэтому он
заботливый, догадливый, храбрый. Заяц добился
цели, но его могли схватить собаки.

Учитель: Назовите мораль сказки.

Дети: Кто хвастать любит, тот
наказан будет. Кто другим помогает, тот удачлив
бывает.

Учитель: Выберите пословицы, которые
подходят к поступкам героев.

  • Хвастовство до добра не доводит.
  • Сам погибай, а товарища выручай.
  • Одна голова хорошо, а две лучше.

Дети: Хвастовство до добра не доводит. Сам
погибай, а товарища выручай.

Учитель: Прочитайте досье на ворону.

Дети: имя – ворона, место —
забор, лес. Время – зима. Предметов нет. Действия —
пошла, разыскивать, нашла, потрепала. Цель —
наказать зайца за хвастовство. Значит ворона
справедливая. Она сидела, встретила, говорит.
Цель — поблагодарить зайца. Значит она
благодарная.

Учитель:

— Как надо прочитать слова вороны? Читаем.

— Назовите мораль сказки.

Дети: Не держи зла на того, кто тебя проучил.

Учитель: Ребята, составление досье на героев
нам помогает их лучше узнать и выразительно
прочитать их роли. Попробуем прочитать сказку по
ролям. Обратите внимание на ударение в словах:
усищи, лапищи, зубищи.

Обобщение.

Учитель: Итак, какие черты характера
осуждается в сказке?

Дети: Хвастовство.

Учитель: А какие поощряются?

Дети: Храбрость, взаимопомощь.

Учитель.

— Дома вам предлагается задание научиться
выразительно читать сказку по ролям.

— Когда вам на уроке было легко, а трудно?

— Какая из пословиц подходит к нашей работе на
уроке?

Дети: Одна голова хорошо, а две лучше.

Учитель:

— Поблагодарите друг друга за работу в паре.

— Урок окончен.

Сказки – универсальный и эффективный способ познания мира и воспитания для ребенка. Легкая форма, увлекательный сюжет, специальные формы и устоявшиеся слова – все это помогает взрослым донести до малыша самые важные истины, используя доступный для него язык. Сказка Сказки про животных составляют большую часть от общего количества и особенно популярны среди детей. Знакомясь с различными жителями морей и лесов, дети лучше воспринимают окружающий мир. «Заяц-хвастун» — известная русская народная сказка. В качестве дидактического материала ее используют даже на уроках в школе.

Особенности

Сказки о животных относят к самым древним видам. В них мир, где звери, птицы, рыбы и насекомые могут говорить, представлен как иносказательное отражение человеческого. Животные нередко становятся воплощением наших пороков – трусости, глупости, хвастовства, жадности, лицемерия, плутовства.

Среди других популярных героев народных сказок отдельную группу занимают заяц, лягушка и мышь. В произведениях они выступают как слабые персонажи. Их незащищенность может быть обыграна как с положительной, так и с негативной стороны. К примеру, в сказке «Заяц-хвастун» (или «Заяц Хваста») беззащитное животное выступает как негативный герой, который должен осознать неправильность своего поведения.

В описании действующих лиц проявляется иносказание: манера поведения зверей часто вызывает ассоциации с человеческим образом жизни, заставляет ребенка находить эти связи и учит его критично оценивать те или иные ситуации, делать выводы.

Сказки содержат свой, особый юмор. Он не всегда ярко выражен, а порой кроется в смешных и нелепых ситуациях (храбрый заяц-хвастун прячется от вороны под кустом).

Этот вид народного творчества передает и некоторые особенности речи: устоявшиеся формы слов (жили-были, вот и сказочке конец и т. д.), своеобразность построения (устная форма нередко способствует тому, что сказка полностью состоит из диалогов).

Сюжет

Произведение «Заяц-хвастун» рассказывает о трусливом зайчишке, который в зимнее время года должен был добывать себе пропитание, воруя овес у крестьян. Когда он в очередной раз прибежал на гумно, то нашел там большое количество своих собратьев.Сказка

Чтобы выделиться среди них, зайчишка начал громко хвастать: «А у меня, братцы, не усы, а усищи, а у меня не лапки, а лапищи, а у меня не зубки, а зубищи, и я никого на этом белом свете не боюсь – вот какой я молодец!»

Остальные косоглазые, встретив после этого тетушку-ворону, пересказали ей услышанное. Та, в свою очередь, стала рассказывать об этом всем, кого встречала, но никто не хотел верить ей. Тогда ворона решила отыскать хвастуна и понять, не врет ли он.

Встретив зайца, тетушка принялась расспрашивать его и узнала, что косой все выдумал. Ворона взяла с хвастуна слово, что больше он так делать не станет.Сказка

Однажды тетушка сидела на заборе, когда на нее напали собаки. Заяц решил спасти ее и показался, чтобы псы заметили его и погнались за ним. Бегал он быстро, так что собакам было не угнаться. А ворона после этого стала звать его не хвастунишкой, а храбрецом.

Образ зайца

Заяц-хвастун в начале сказки предстает как отрицательный герой, который ставит себя выше других. Его образ несет особую важность, поскольку дети склонны преувеличивать в своих рассказах окружающую их действительность, дабы казаться интереснее, чем их друзья.

Изменение зайца, осознание своей неправоты поможет ребенку понять, что подобное поведение не приведет ни к чему хорошему, а вот помощь товарищам представляет настоящую ценность.

Выводы

Русская народная сказка «Заяц-хвастун» имеет мораль, которая указана в конце произведения. В ней говорится о том, что слова, не подкрепленные поступками, не могут быть доказательством. Только дела способны лучше всего рассказать о человеке. Добрая сказка с легким, но поучительным сюжетом станет лучшим союзником в воспитании ребенка.


Просмотры:
148


4

Чему учит сказка «Заяц хвастун»?

10 ответов:



3



0

Сказка эта очень коротенькая, но в ней много чего поучительного, при чем абсолютно для любого возраста, от мала до велика. Итак. Чему же можно научиться, прочитав эту сказку?

Прежде всего это то, что хвастаться, мягко говоря, некрасиво, а ведь именно это и делал заяц.

С другой стороны, когда ворона его пристыдила, он покорно выслушал её и обещал, что больше не будет хвастаться, думаю, он сдержал своё слово. Получается, что сказка учит ещё и смирению, то есть необходимо признавать свои проступки, либо наличие отрицательных качеств в себе и готовность меняться.

И более того, заяц ведь по-настоящему в конечном итоге стал очень смелым, поскольку спас ворону от неминуемой смерти.

К сказке подходит пословица:

«Доброе дело само себя хвалит».



2



0

В сказке «Заяц хвастун» имеет очень простой смысл и учит по сути простым и понятным вещам.

По сюжету главный герой это заяц, который хвастался своими заслугами. Все его слушали и верили. А как настал критический момент, так сразу стадо понятно, что это всего лишь слова.

Сказка учит нас подкреплять свои слова делами. Автор показывает ничтожность зайца, по сути труса и вруна. Как же глупо он выглядит в это время. Таким образом автор заставляет читателя заметить этот неловкий момент, который может произойти с каждым, если делать как этот заяц.

Вранье и хваставство до хорошего не доведут. Ведь ложь в конце концов открывается, тогда вы рискуете оказаться в дураках.



2



0

Суть сказки, в том, что нам представлен главный герой, в этом случае заяц, который должен по мере развития событий осознать всё неправильность своего поведения, и показать нам о том, что просто хвастаться своей смелостью, а по факту быть трусливым, нельзя. Здесь хвастовство рассмотрено на примере храбрости и трусости, но не важно на каком примере и под каким углом смотреть, это может быть что угодно. Хвастать и хвастаться это очень некрасиво, даже если ты и сделал доброе дело, то нельзя и неприлично выставляться напоказ как этот заяц, собирать всех вокруг и вещать об этом, оно уже не будет добрым делом.



1



0

Русская народная сказка «Заяц-хвастун» учит подкреплять свои слова делами, а не заниматься голословным хвастовством, как это сделал Заяц. Он хвастался перед другими зайцами, что «у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!», но те пересказали его слова Вороне. А та нашла Зайца, узнала, что это обман и потрепала Зайца, чтобы впредь неповадно было хвастаться. Но в следующий раз Заяц заступился за Ворону. Собаки поймали Ворону, а Заяц выскочил и увел собак за собой. Те бросили Ворону и побежали за Зайцем, но не поймали его. А Ворона, встретив его похвалила:»Вот ты молодец, Заяц, не хвастун, а храбрец!». Это была действительно заслуженная похвала. Только поступком Заяц смог доказать, что он храбрец, а не хвастливыми словами, которым никто не поверил. Также и среди людей, помощь другим людям представляет настоящую ценность, а не хвастовство.



1



0

Сказки — эффективный способ воспитания детей. Они учат детей главным положительным качествам.

Их создано очень большое количество, но все они учат, что добро побеждает зло.

Рассмотрим сказку Заяц-хвастун.

В ней рассказывается о зайце, который всегда хвастался, но на деле его слова оказались пустыми.

Главная мысль сказки — неправда всегда откроется и будет стыдно за свои слова. Нужно слова подтверждать делом, чтобы заработать уважение среди знакомых. Вот так и зайчик — расхвалил себя, но правда вскрылась. Но все же позже он оправдал свою репутацию — действительно проявил храбрость и получил уважение.

Но даже если совершил доброе дело, не нужно рассказывать всем какой ты хороший — другие люди сами тебя расхвалят и будут благодарны за твой поступок.



1



0

Сказка «Заяц хвастун» не смотря на то, что коротка имеет глубокий смысл.

В сказке главным героем является заяц, который превозносил себя, как храброго и смелого, но на самом деле был просто хвастливым.

Услышал рассказ о необычном зайце, ворона решила посмотреть на него. Когда она увидела обычного зайца, то взяла с него обещание больше не хвастаться.

Однажды на ворону напали собаки, а заяц выручил её, отвлёк на себя. С тех пор ворона стала его звать зайцем храбрецом.

Сказка учит читателя скромности, не быть хвастливым и горделивым. Если же ты что-то наговориться, то подтверждай свои слова делом, не будь пустословен.

Ещё сказка учит всегда приходить к другу на выручку, даже если тебе страшно, как этому зайцу.



0



0

Эта сказка учит детей не хвастаться, а показывать делом свою удаль, бесстрашие. Заяц хоть и хвастался, но все же ему удалось защитить Ворону, которая потрепала его, узнав, что он хвастун. Вот так он показал на деле, что он все же храбрый и готов прийти на помощь к тому, кто в ней нуждается. Так и дети, прочитав сказку, будут учиться поменьше хвастать и побольше делать добрых дел.



0



0

В сказке «Заяц хвастун» главным героем является трусливый хвастливый заяц, который любил расписывать, какой он на самом деле бравый и храбрый. Но однажды настало время подтвердить свои слова, чего он сделать не смог.

Тогда все вокруг поняли, что это были только слова. А на самом деле заяц просто заврался. Не стоит приукрашать себя и в жизни. Именно этому учит нас сказка. А хвастовство и вранье не принесет вам ничего хорошего.



0



0

Эта сказка довольно простая и понятная, зато очень поучительная и может многому научить не только детей, но и взрослых. А в-первую очередь, сказка «Заяц хвастун» учит не хвастаться, а совершать настоящие поступки. А в сказке вышло так, что заяц похвастался своей храбростью и смелостью, а сам побоялся придти на помощь.



0



0

Сказка на мой взгляд очень понятна, тут даже почти нет некого скрытого смысла.

Сказка учит не словами, а делом показывать свои умения, учит не быть хвастуном, показывает насколько это иногда даже смешно.

Учит тому что слова с делами ходят парой (не расходятся).

Читайте также

Кто-то будет пить больше. Потому что три литра можно осилить, хотя и с напрягом. А два с половиной уже не купить. А кто-то придет к выводу, что пиво без водки — деньги на ветер. И перейдет на чистую водку с минералкой для запивона.

Сказка «Приключения Чиполлино» известного итальянского писателя Джанни Родари любима детьми разных стран мира. Главными героями этой сказки являются овощи и фрукты.

Сказка является протестом против угнетения одних людей другими, власть имущими. Произведение изобличает и осуждает социальное неравенство, разделение общества на богатых и бедных.

В сказке показывается, что против несправедливости можно и нужно бороться. Главное — не терпеть, не сидеть, сложа руки, ведь все мы знаем, что вода под лежачий камень не течет. Один поднимется, его поддержат остальные.

Также автор показывет, что вместе легче бороться с врагом и преодолевать трудности, чем водиночку.

Рассказ «Зима в лесу» Соколова-Микитова очень короткий. В нем речь о том, что звери и птицы оставляют на белоснежном покрывале снега узоры из своих следов, которые сможет легко прочитать опытный охотник. В рассказе упоминаются следы зайца, лисицы, лося и волков.

Главная мысль рассказа в том, что зима сурова и все обитатели леса ищут себе пропитание. Пока люди еще спят, они ночами оставляют свои следы, переходя от одного места к другому в поисках пищи.

Рассказ «Зима в лесу» учит быть внимательными, наблюдательными, учиться опознавать следы, все знаки природы. это увлекательно. Не обязательно быть охотником, для них такое умение очень важно. Можно просто любить природу, стремиться познавать ее.

План к рассказу смотрите здесь.

Краткое содержание для читательского дневника вот.

А если нужен текст рассказа, то вуаля, читайте:

Не возникнет ни у кого сомнений , что за последнее время необходимо создать памятник и человеку , и профессии — журналист. Я вижу такой памятник : умирающий журналист протягивает руку к упавшей камере. Анатолий Клян. На его родине нашлось бы достойное место , что бы навеки запечатлеть величайшую преданность своей профессии. Герой , отдавший жизнь за то , что бы люди знали правду. Путь рядового журналиста стал образцом для подражания молодому поколению. Герои живут среди нас , оглянитесь !

Написать детский рассказ так, чтобы дети могли из него чему-то научиться — это настоящее мастерство. Николай Носов овладел им полностью.

Что касается рассказа «Затейники», то автор хотел им сказать, ИМХО, что воображаемые страхи иногда пугают не меньше, чем реальные. Однако бояться их не нужно. Со стороны, то есть для читателя, эта история выглядит забавной, вызывает улыбку. Этого, наверное, и хотел добиться автор — если ребенок посмеется над чужим страхом, который, впрочем, вполне реален и для него, то и собственные страхи у него получится преодолеть, и даже не только те (страх темноты и др.), о которых речь идет в рассказе. Автор сумел забавно и с юмором рассказать о чем-то страшном, пусть и для детей, и попытался научить такому же отношению и своих читателей.

  • Звание мастер спорта россии как пишется
  • Заяц рассказ по окружающему миру 2 класс
  • Звание герой советского союза как пишется
  • Заяц рассказ для детей 2 класса
  • Звание ветеран труда как пишется