Заяц хваста вопросы по сказке

  • Главная
  • Игры
  • Викторины
  • Викторины для детей с ответами
  • Познавательные викторины для детей
  • Литературные викторины для детей
  • Викторины по литературе для детей по форме
  • Викторины по сказкам
  • Викторины по сказкам народов мира
  • Викторины по русским народным сказкам

Викторина по русской сказке «Заяц – хваста»

Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»

Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.

Технологическая карта занятия

ФИО : Шумова Марина Александровна

Образовательные области:  познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

Тема занятия: знакомство с русской народной сказкой «Заяц – хваста» (в обработке А.Н.Толстого).

Возрастная группа: старшая

Цель занятия:Определение последовательности событий в русской народной сказкой «Заяц-хваста» (в обработке А.Н.Толстого), через выявление поступков героев «хорошие» и «плохие», высказывая свое отношение и давая им оценку

Задачи занятия: 

Обучающие задачи:

  • Рассказать о своем восприятии поступков литературных персонажей (лиса, ворона);
  • Отвечать на вопросы о поступках персонажей;
  • Определять последовательность действий сюжета в произведении.

Развивающие задачи:

  • Развивать умение оценивать действия героев и давать анализ их поступкам.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение договариваться между собой, приводя примеры из личного опыта по теме произведения.

Дополнительные задачи:

Игровая задача:

  • Успешно выполнить задания дидактической игры «Определи последовательность сказки по картинкам», набрав максимальное количество очков и победить.

Словарная работа: активизация в речи детей новых слов —  крестьяне, гумно, кокорона.

Планируемый результат занятия:  выполнение заданий, решение проблемной ситуации, закрепление результатов детей.

Подготовительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним, беседы по сказкам.

Материалы и оборудование: сказка «Заяц хваста» ноутбук, интерактивная доска, , интерактивная игра «Третий лишний» жетоны.

№ 

Этапы, продолжительность 

Задачи этапа 

Деятельность педагога 

Методы, формы, приемы 

Предполагаемая деятельность детей 

Планируемые результаты 

1. 

Организационно – мотивационный этап 

Привлечь внимание детей, создать интерес к предстоящей деятельности

 Колокольчик озорной,

Ты детей в кружок построй.

Собирайтесь дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся!

Дети, колокольчик не просто так появился у нас сегодня. Он приглашает нас в сказку. Вы не против оказаться в сказке?

Колокольчик, зазвени, в сказку нас сопроводи.

Художественное слово

Колокольчик

Отвечают на вопросы воспитателя, включаются в общение

Дети совместно с воспитателем проходят за столы.

 Интерес детей к предстоящей деятельности

2. 

Основной этап 

2.1. 

Этап постановки проблемы 

 Погрузить детей в проблемную ситуацию:

-Послушайте загадку и угадайте, о ком будем наша сказка:

Он по полю ловко скачет,
Как пушистый белый мячик.
Летом бел, зимою сер.
И немножко окосел.
Кто Он?  Угадай — ка!
Ну, конечно, — ….

— Правильно, ребята! Заяц – герой многих сказок. Какой чаще всего бывает заяц в сказках?

— А я вот знаю одну сказку, в которой заяц хвастался. Это русская народная сказка «Заяц – хваста» в обработке А.Толстого. В ней говориться о том, что в лесу жил  Заяц.

 В лесу зайцев много, а этот без удержу все хвастается. И усы у него не обыкновенные , как у всех зайцев, а прямо усищи, не зубы, а зубищи, и не лапы, а лапищи.

Ворона пристыдила Зайца за хвастовство. А вот что было дальше сейчас мы узнаем из сказки.

 Словесные:загадка

вопросы

 Внимательно слушают воспитателя

Ответы детей

Включаются в беседу, предлагают варианты ответа

 Воспитанники Проявили  интерес к проблеме, предложили вариант ответа  

2.2. 

Этап ознакомления с материалом 

 Познакомиться с содержанием произведения(прочитать фрагмент

 Ребята, а теперь садимся все красиво, что бы спины у нас были у нас прямые.

(Воспитатель читает сказку)

Ребята, вот мы с вами прочитали сказку, а хотите я вам открою один маленький секрет.

Это одна из моих любимых сказок. Она мне очень нравиться, так как ее мне читала моя бабушка , когда я была маленькой.

Мне кажется мы немного приустали. Давайте с вами поиграем.

Физминутка:

Молодцы, ребята!

 Метод: чтение

 Дети внимательно слушают, воспринимают

 Воспитанники ознакомлены с содержанием произведения.

2.3. 

Этап практического решения проблемы 

 Решать проблемную ситуацию. Отвечать на проблемный вопрос.

 Кто мне напомнит, о чем была сказка?

-А кто ее автор, кто ее обработал ?

-Кто главный герой сказки?

-Кому пожаловались Зайцы?

-Что случилось дальше в сказке?

-Кто спас Ворону?

-Как заяц повёл себя, когда ворона попала в беду?

-Какие качества характера он проявил?

-Чему нас учит эта сказка?

Ребята , в сказке нам встречались не знакомые слова.

Давайте, узнаем , что они обозначают.

Крестьяне» — жители сел и деревень, которые занимаются хозяйством.

«Гумно» — огороженный участок земли для хранения зерна.

«Кокорона» — коряга, дерево, вывороченное с корнями.

У меня для вас есть интересная игра.

Но прежде, чем, мы начнем играть, давайте вспомним правила работы с доской.

Напоминаю ,  вам что мы будем работать на интерактивной доске, к экрану подходим на расстояние вытянутой руки, двигаем изображения указательным пальцем, руки должны быть чистыми и сухими.

(Воспитатель открывает «шторку» на рабочем поле игры)

Вам, по очереди, нужно восстановить сюжет сказки, проговаривая действия, за правильный ответ вы будете получать жетон. С помощью кубика мы сейчас определим, чей ход будет первым. У кого больше выпадет число на кубике, тот первым и будет начинать. Чтобы определить, кто первый пойдет крутить кубик, нам поможет считалочка:

А сейчас мы подойдем к доске и выполним задания игры на восстановление последовательности действий

-Ребята, наши глазки устали, давайте сделаем разминку для глаз. Повторяйте движения за мной:

 -Мы с вами отдохнули, присаживайте на стульчики. Спинки у нас прямые, сидим красиво.

-Ребята , а давайте вспомним как заяц хвастался «Я начну , а вы продолжите»

не усы — а (усищи),

не лапы — а (лaпищи),

не зубы — а (зyбищи)

Молодцы!

 Метод: наглядный, практический. Приемы: вопросы на понимание текста(анализ, синтез, оценка);

Выборочное чтение, уточняющие вопросы.

Дидактическая игра

 Выполняют задания с текстом,  участвуют в игровой деятельности

Дети осуществляют игровые действия, выполняют правила игры и

соблюдают технику безопасности

 Дети проявляют инициативу и самостоятельность в решении проблемной ситуации

Дети  ответили на вопросы и закрепили содержание произведения через дидактическую игру

3. 

Заключительный этап 

 Подвести итоги и провести рефлексию

 Ребята, а теперь давайте вспомним кому какой момент в сказке понравился.

-Чему вас научила эта сказка?

Какое задание вы выполнили в игре?

Как вы думаете, вы справились? Конечно справились, вы большие молодцы.

Ну что, пришло время возвращаться из волшебного мира сказок.

-Колокольчик,зазвени.в детский сад нас возверни.

А сейчас.я предлагаю пройти в театральный уголок и проиграть  эту сказку.

 Словесный, наглядный, игровой

 Дети совместно с педагогом подводят итоги, высказывают свое мнение

 Дети подвели итоги, высказали свое мнение

МБОУ «Школа №71»

Внеурочное занятие во 1 классе:

по сказке «Заяц-хваста»

Комарова Ирина Ивановна,

воспитатель

МБОУ «Школа № 71»

г. Рязани;

Федорова Людмила Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Школа № 71»

г. Рязани;

Рязань – 2016 г.

Цели занятия

Воспитательные — формировать у детей умение внимательно слушать рас­сказ взрослого, соблюдать правила подвижной игры; участвовать в коллективном пересказе.

воспитывать скромность, понимание, что хвастаться некрасиво.

Обучающие — совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику; закрепить знания детей о том, как зимуют дикие животные; познакомить детей с новыми словами: «ко­ра», «ветки», «грызть», «зимовать», «хвастун», «храбрец»; ввести в активный словарь детей существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличи­тельными суффиксами, закреплять знания о геометрических фигурах.

Развивающие — развивать у детей слуховое и зрительное внимание, умение отгадывать за­гадки, осмыслять события сказки.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас занятие не совсем обычное, к нам сегодня пришли гости. Посмотрите, пожалуйста, на них, поздоровайтесь и тихо садитесь.

2. Знакомство со сказкой.

— Ребята, сегодня мы с вами опять отправляемся в гости к сказке. Какие бывают сказки? Назовите, какие это сказки?

Сегодня мы будем слушать русскую народную сказку про одного из этих животных. А про какое животное, отгадайте загадку:

Комочек пуха, Длинное ухо. Прыгает ловко, Любит морковку. (Заяц)

— Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Заяц – хваста».

3. Словарная работа. Чтение сказки.

Хваста – хвастун, хвастунишка — то есть восхваляющий, преувеличивающий свои достоинства

Цепочки слов. Посмотрите на рисунок «Три зайца» и расскажите о трех зайцах: среднем, маленьком и большом:

«У среднего зайца нос, у маленько­го — носик, а у большого — носище».

У среднего зайца усы, у маленького —… (усики), а у большого —… (усищи).

В дальнейшем достаточно показывать на картинки и называть соответствую­щие части тела:

Глаза—… (глазки, глазищи).

Хвост —… (хвостик, хвостище).

Лапы —… (лапки, лапищи).

При/хо/ди/лось

Гум/но

Кресть/я/нин

Рас/ска/за/ли

Ра/зыс/ки/вать

Ко/ря/га

пот/ре/па/ла

подх/ва/ти/ли

встре/ти/ла

у/си/щи

ла/пи/щи

зу/би/щи

Крестьянин – сельский житель

Гумно – место, где крестьяне молотили сжатое зерно. Сарай, где хранится урожай зерна. Коряга – суковатый кусок сваленного дерева.

— Что такое «хвастовство»?

— Как вы считаете хорошее это качество или плохое? Докажите?

— А в нашей сказке помогают показать это качество животные.

4. Игра «Любопытный мячик». Вопросы по содержанию сказки.
Кто жил в лесу?

Хорошо зайцу было зимой в лесу или плохо?

Куда пошел заяц?

Кого он там встретил?

Что стал говорить заяц своим товарищам?

Кому зайцы рассказали про хвастуна?

Что сказала зайцу тетка ворона?

Кто напал на тетку ворону?

Как заяц-хваста спас тетку ворону?

Как после этого тетка ворона назвала зайца?

5. Отгадай загадки про всех героев сказ­ки «Заяц-хваста».

У кого хороший нюх? Сама вся сероватая,

Кто помчался во весь дух? Походка мешковатая,

По следам она идет — Важная персона,

Все отыщет, все найдет. (Собака) Зовут ее… (ворона).

Что за трусишка:

Хвост-коротышка,

Уши вдоль спинки,

Глаза с косинкой,

Одежда в два цвета —

На зиму и лето. (Заяц)

  1. Артикуляционная гимнастика.

Изобразите перед зерка­лом всех героев сказки «Заяц-хваста» с помощью мимики и артикуляции. (Для этого дети встают в ряд перед настенным зеркалом или получают индивидуаль­ные зеркала.) Продемонстрируйте детям артикуляционные позы.

Ворона — губы вытянуть вперед трубочкой — «клюв».

Заяц — поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы-резцы.

Собака — оскалиться, обнажив крепко сжатые зубы.

(Когда дети разучат все артикуляционные позы, можно показать артикуляционные позы в следующем порядке: заяц, собака, ворона, заяц, ворона, собака, ворона, соба­ка, собака, заяц.

  1. Игра «Будь внимателен».

По команде «зайцы» дети должны изображать зайцев — прыгать в разных направлениях по комнате, держа руки перед грудью, как лапки; по команде «собаки» — бежать мелкими, легкими шажками, так же держа руки перед грудью; а по команде «вороны» — «летать», размахивая руками, как крыльями.

8. Совместный пересказ по картинкам на кубике.

Ребенок находит нужную картинку на гранях кубика и говорит 2-3 предложения.

9. Работа с пословицами

— На доске вы видите пословицы. Какая из этих пословиц подходит к нашей сказке?

«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». (Не стоит браться за несколько дел сразу, толку будет мало)

«Доброе дело само себя хвалит». Почему так утверждает народ? (Маленькое дело люди все равно замечают, а кто сам выставляет свои дела на показ, тот хвастун)

— Какое маленькое дело сделал заяц?

10. Физминутка с зайцем

Найди ошибку. Теперь вы знаете о том, как тяжело жи­вется зайцам зимой в лесу: холодно и голодно, вокруг много опасностей и врагов.
Посмотрите рисунок «Зайцы зимой» и найдите на нем ошибку, которую допустил художник (один из зайцев в серой шубке).

Мне очень жаль зайцев, которым голодно зимой. Всюду снег лежит, нет нигде ни травинки — приходит­ся бедным зайцам грызть кору на деревьях да жевать жесткие ветки. Зайцы любят кору осинок.

11. Конструирование из счетных палочек и геометрических фигур.

Сложите из счетных палочек два дерева – осину и ель из девяти палочек. Предварительно отсчитайте нужное количество палочек. Обратите внимание, куда направлены ветки у каждого из деревьев (у елки — вниз, а у осинки — вверх).

Поместите между деревьями фигурку зайца-хвасты. Выложите из геометрических фигур фигурку зайца: из фигур выкладываются голова, туловище, хвост и уши; в процессе работы дети сами называют фи­гуры и их назначение: «Овал будет у зайца туловищем, большой круг — головой, маленький кружок — хвостом, а овалы ушами».

Когда композиция будет готова, задайте детям несколько вопросов по ней.

У какого дерева веточки подняты вверх, а у какого опущены вниз?

Что выше — елка или осинка?

Что ниже — осинка или елка?

Какое дерево справа от зайца, а какое слева?

12. Поможем зайцам зимовать.

1) Ребята, разгадайте ребус и узнаете, что больше всего любят зайцы?

ПУСАТАК — капуста

АКВОКРОМ — морковка

2) Давайте нарисуем для зайцев угощенье.

3) Сосчитайте, сколько всего овощей вы нарисо­вали: одну морковку, две морковки, три морковки, четыре морковки, пять мор­ковок и так далее (обращаем внимание на то, чтобы дети правильно произноси­ли окончания существительного «морковка», согласуя его с числительными.
Затем сделайте вывод: «Вот как много моркови вы нарисовали».

Так же посчитайте и кочны капусты. «Один кочан капусты, два кочна капусты… пять кочнов капусты». Сравните количест­во капусты и моркови и сделайте вывод, чего больше. Молодцы, теперь зайцам до весны хватит этих запасов, а весной вырастет травка, появятся на деревьях и кустах молодые зеленые листочки, и зайчикам будет, чем подкрепиться.

13. Рефлексия.

Ребята, понравилось вам наше занятие?

Если понравилось, давайте нарисуем (приклеим) в зимнем лесу заячьи следы.

Если не понравилось, нарисуем собачьи следы.

Давайте хором закончим наше занятие словами: «Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!»

Цели.

1. Познакомить учащихся с произведением.

2. Развивать умение работать с текстом.

3. Показать, что хвастовство – порок человека.

4. Воспитывать любовь к животным.

I. Организационные моменты.

II. Проверка домашнего задания, конкурс чтецов
(оценка учащихся).

— На протяжении нескольких уроков мы с вами
знакомились с авторскими произведениями
Л.Толстого и Н. Рубцова о зайцах, об их жизни.

— На какие группы делятся зайцы? (Лесные,
полевые, гуменники)

— Чем они питаются?

— В стихотворении Николая Рубцова о каком зайце
идет речь? (О лесном)

— Какие слова или словосочетания доказывают,
что это лесной заяц? (Докажите)

— Что вы узнали о лесном зайце?

— Какой он? (Трусливый, бестолковый, всего
боится)

III. Милые зверюшки, герои народных
сказок и детских песенок- славные, добрые
зайчишки! В сказках заяц – трусишка. Ну,
перехитрит иногда волка, обманет лисицу и все. А
так – всего боится. И ведь не только в сказках
подобная репутация у зайца. Заяц стал также
символом трусости, боязливости.

— А сегодня мы познакомимся с русской народной
сказкой «Заяц – хваста».

— Кто автор этой сказки?

1. Словарная работа.

При/хо/ди/лось
Гум/но
Кресть/я/нин
Рас/ска/за/ли
Ра/зыс/ки/вать
Ко/ко/ри/ной

пот/ре/па/ла
подх/ва/ти/ли
встре/ти/ла

у/си/щи
ла/пи/щи
зу/би/щи

— Значение каких слов вам не понятно?

Гумно – площадка, где крестьяне молотили
сжатое зерно. Сарай, где хранится урожай зерна.

Кокорина – суковатый кусок сваленного дерева.

Усищи, лапищи,зубищи – увеличительное значение
слов «лапы, зубы, усы». — Сравните, чем отличаются?

Физминутка.

Лесная лужайка

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал-
Не столкнулся, не упал.

2. Первичное знакомство с текстом

(Читает учитель)

— О чем эта сказка?

— Кто главные герои этого произведения?

— Какой заяц?

3. Вторичное знакомство с текстом

— Сейчас сказку вы прочитаете про себя и
ответите мне на вопросы.

— Каким заяц предстает в начале сказки?
(Хвастливым)

— Почему зайцам приходилось ходить на гумно?
(прочитайте)

— Как отреагировала ворона на рассказ зайцев?
(Прочитайте)

— Как вы понимаете выражение «маленько
потрепала»? (Трепать – дергать, трясти (приводить
в порядок))

— Зачем ворона его потрепала? (Потому что
хвастаться не красиво)

— Что однажды произошло с вороной? (Прочитайте)

— Как вы понимаете словосочетание « собаки ее
подхватили» (подняли, уцепились в нее, кусали ее)

— Как вы понимаете словосочетание «давай мять»?
(Давить, тискать, сжимать в давке, т.е. обижать)

— Как заяц повел себя в этой ситуации?
(Прочитайте)

— Почему народ не написал «пришел на горку или
выбежал», а написал «выскочил»? (Потому, что народ
вложил в это слово определенное значение, он
хотел подчеркнуть стремительные действия зайца,
его желание оказать вороне бескорыстную помощь.
Ведь зайца тоже могли разорвать собаки, но он не
задумываясь бросился на выручку вороне.)

— Найдите в тексте слова подтверждающие это.

— Заяц бросился на выручку вороне как?
(Молниеносно, мгновенно)

— Какие качества зайца мы видим в конце сказки?

— Вспомните, каким заяц был в начале сказки и
каким мы видим его в конце?

— В чем главная мысль этого произведения?
Найдите предложение в тексте раскрывающее
основную идею сказки. («Вот ты молодец, не хваста,
а храбрец!»)

— Подберите синонимы к слову храбрец (смелый,
отважный, мужнственный).

Физминутка

Заинька

Утром заинька проснулся,
Потянулся, улыбнулся.
Раз умылся
Два прогнулся
Три нагнулся и присел,
У сосны остановился
И легонько покружился.

IV. Работа с рисунками

— На интерактивной доске вы видите рисунки,
расположите их в порядке возрастания сюжетной
линии.

— Найдите в тексте сказки образ соответствующий
первой картинке (прочитайте), (2-ой, 3-ей, 4-ой).

V. Работа с пословицами

— На доске вы видите пословицы. Какая из этих
пословиц подходит к нашей сказке?

«За двумя зайцами погонишься – ни одного не
поймаешь». (Не стоит браться за несколько дел
сразу, толку будет мало)

«Любишь кататься – люби и саночки возить». (Эта
пословица о труде)

«Доброе дело само себя хвалит». Почему так
утверждает народ? (Маленькое дело люди все равно
замечают, а кто сам выставляет свои дела на показ,
тот хвастун)

— Какое маленькое дело сделал заяц?

VI. Путешествие в театр

— Посмотрим как эту сказку можно разыграть на
сцене.

VII. Вывод

— Какое качество в человеке высмеивает народ в
этой сказке? (Хвастоство)

— Что такое «хвастовство»? Подберите синонимы к
этому слову.

— Как вы считаете хорошее это качество или
плохое? Докажите?

— А в нашей сказке кто помогает нам показать это
качество? (Животные)

— Какие сказки вы знаете?

— Так какая это сказка? К какой группе мы можем
отнести эту сказку?

VIII. Чтение сказки по ролям

  • Звание мастер спорта россии как пишется
  • Заяц рассказ по окружающему миру 2 класс
  • Звание герой советского союза как пишется
  • Заяц рассказ для детей 2 класса
  • Звание ветеран труда как пишется