- Основная часть.
Сказка
Живет в нашем лесу Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет.
Упражнение 1. Гимнастика для глаз
Дети выполняют движения глазами: а) вправо-влево; б) вверх-вниз.
Движения производятся очень медленно и плавно. Голова при этом совершенно неподвижна, двигаются только глаза.
Бежал как-то Коська по лесу и встретил белку.
— Ты кто такая?
— Я белка.
— А я Заяц-Коська. Пойдем искать где-нибудь чего-нибудь, узнавать у кого-нибудь что-нибудь.
— Да некогда мне, — отвечает белка. — К зиме готовлюсь.
Упражнение 2. Орешки
У. Как белка готовится к зиме?
Д.Запасает семечки, грибы, ягоды, орехи.
У. Белка прислала для вас орешки.
Ведущий выдает каждому ребенку по одному грецкому ореху.
• Дети удерживают грецкий орех поочередно между разными пальцами (указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем) сначала одной, а затем другой руки.
• Дети кладут ладонь на бедро и перекатывают грецкий орех по пальцам руки. Затем то же повторяют с другой рукой.
• Дети врашают орех между ладонями, постепенно увеличивая нажим и темп выполнения.
— Что чувствуют ваши ладони и пальцы? Давайте немного охладим руки, подуем на них.
Упражнение 3. Прохлада
Дети плавно и длительно дуют на руки через слегка вытянутые трубочкой губы, ощущая прохладу воздуха.
— А теперь искупаем ручки в прохладном ручейке, споем песенку водички: с-с-с-с-с-с-с-с.
Бежит Коська дальше. Видит — дупло на дереве, а из него выглядывает кто-то.
— Ты кто? — спрашивает Коська.
— Я филин Сёмка. У-ху! У-ху! Днем сплю, ночью зайцев ловлю.
Упражнение 4. Филин
Дети подставляют ладони рупором ко рту и в заданном ритме «ухают»: у-ху, у-ху…
Внимание концентрируется на мышцах живота, которые втягиваются внутрь в конце выдоха.
Упражнение 5. Страх
Педагог исполняет роль филина, дети — роль зайцев. «Зайцы» прыгают, танцуют. Как только раздается уханье «филина», «зайцы» замирают на месте и изображают испуг. Приоткрывают рот, округляют глаза, поднимают брови, напрягают руки, плечи, шею, «съеживаются» от страха.
После окончания упражнения дети стоя расслабляются, отпускают страх и напряжение.
Бежал, бежал Заяц-Коська по лесу, вдруг увидел Родничок, а из него ручеек течет.
— Ты кто? — спрашивает Коська.
— Я — Родничок. Вот хочу попутешествовать, посмотреть далекие края.
— Вот здорово, — обрадовался Заяц. — Побежали наперегонки.
— Побежали, — согласился Родничок.
Бежит Коська, прыгает через кочки и пни. Родничок уже ручейком стал. Бежит ручеек, изгибается, да все впереди зайца.
Упражнение 6. Ручеек
Дети берутся за руки и под музыку цепочкой бегут по залу, преодолевая разные препятствия: пробегают под мостом (обручем), забегают на холм (лесенку), сбегают с холма, перебегают через дорогу (полоса картона), забегают за гору (за занавеску), выбегают из-за горы.
После упражнения дети садятся на пяточки, расслабляются, успокаивают дыхание и отвечают на вопросы ведущего.
— Когда на вашем пути встретился мост, что вы сделали? (Мы пробежали под мостом).
Аналогичные вопросы ведущий задает про другие препятствия.
Прибежали Родничок и Заяц-Коська к берегу реки, а там множество ручейков сливаются воедино.
— Пропал теперь Родничок! Съест его большая река, — забеспокоился Коська. — Эй, Родничок, где ты?
— А тут я, — ответил Родничок из реки. — Я теперь с другими родничками вместе. Так веселее. Догоняй скорее!
Упражнение 7. Роднички и река
Все дети — «роднички». Они танцуют с ленточками. Как только музыка останавливается, дети берутся за руки и образуют круг («роднички» сливаются в одну «реку»).
Ведущий делает попытки разъединить, расцепить руки детей, но у него не получается: дети крепко держатся за руки. После этого ведущий обращает внимание детей на то, что все вместе они очень сильные, река у них получилась могучая, полноводная.
Снова включается музыка, и «река» распадается на отдельные «роднички».
При соединении в реку ведущий спрашивает детей: «Какие у вас сейчас руки, напряженные или расслабленные, сильные или слабые, мягкие или твердые?»
— Теперь разъедините свои руки, пусть они свободно свисают. Сейчас они какие: напряженные или расслабленные, мягкие или твердые?
Весь день и целую ночь бежал по лесу Заяц-Коська. Наконец наступило утро.
Смотрит Коська по сторонам, а Родничка нигде нет.
— Эй, Родничок, где ты?
— А тут я! Посмотри наверх, — отозвался Родничок. Поднял глаза Коська и видит — в небе облачко покачивается.
— Да как же ты туда попал? — удивился Коська.
Упражнение 8. Удивление
Ведущий исполняет роль «родничка». Дети, по очереди обращаясь к ведущему, спрашивают: «Да как же ты туда попал?»
— Ночью я туманом стал, а утром меня солнышко пригрело — я в облачко превратился.
Упражнение 9. Облачко
— Как двигается облачко, быстро или медленно? Плавно или резко? Напряженно или расслабленно? Свободно, легко или тяжело, грубо?
Вот и вы сейчас будете двигаться как облачко: легко, плавно, свободно и мягко.
Дети плавно передвигаются: приседают, тянутся пальчиками вверх.
Наступила осень. В лесу дождь пошел. Спрятался Заяц. Слышит — шумит что-то.
— Эй, кто там? — закричал Коська.
— Это я, Родничок, обратно вернулся. Из ручейка в речку превратился, из речки в туман, из тумана в облачко. Потом вверху похолодало, я дождем стал и на землю упал. Скоро дожди кончатся, зима придет, и мы снова встретимся.
Так и случилось. Наступила зима. Зайчик к зиме цвет поменял, из серого белым стал, а Родничок из тучи теперь уже снегом вернулся и до весны в сугроб превратился.
Упражнение 10. Сугробы и солнышко
Педагог — «солнышко», дети — «сугробы» и замирают в статичной позе. «Солнышко» рассматривает «сугробы», сравнивает их со знакомыми объектами. Ведущий спрашивает детей, во что или в кого они превратились. Затем «солнышко» мягким и нежным прикосновением помогает «сугробам» растаять.
«Растаявшие сугробы» ложатся на пол, «растекаются» по полу, расслабляются и слушают ощущения в теле.
-
Основная часть.
Сказка
Живет в нашем лесу Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет.
Упражнение 1. Гимнастика для глаз
Дети выполняют движения глазами: а) вправо-влево; б) вверх-вниз.
Движения производятся очень медленно и плавно. Голова при этом совершенно неподвижна, двигаются только глаза.
Бежал как-то Коська по лесу и встретил белку.
— Ты кто такая?
— Я белка.
— А я Заяц-Коська. Пойдем искать где-нибудь чего-нибудь, узнавать у кого-нибудь что-нибудь.
— Да некогда мне, — отвечает белка. — К зиме готовлюсь.
Упражнение 2. Орешки
У. Как белка готовится к зиме?
Д.Запасает семечки, грибы, ягоды, орехи.
У. Белка прислала для вас орешки.
Ведущий выдает каждому ребенку по одному грецкому ореху.
• Дети удерживают грецкий орех поочередно между разными пальцами (указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем) сначала одной, а затем другой руки.
• Дети кладут ладонь на бедро и перекатывают грецкий орех по пальцам руки. Затем то же повторяют с другой рукой.
• Дети врашают орех между ладонями, постепенно увеличивая нажим и темп выполнения.
— Что чувствуют ваши ладони и пальцы? Давайте немного охладим руки, подуем на них.
Упражнение 3. Прохлада
Дети плавно и длительно дуют на руки через слегка вытянутые трубочкой губы, ощущая прохладу воздуха.
— А теперь искупаем ручки в прохладном ручейке, споем песенку водички: с-с-с-с-с-с-с-с.
Бежит Коська дальше. Видит — дупло на дереве, а из него выглядывает кто-то.
— Ты кто? — спрашивает Коська.
— Я филин Сёмка. У-ху! У-ху! Днем сплю, ночью зайцев ловлю.
Упражнение 4. Филин
Дети подставляют ладони рупором ко рту и в заданном ритме «ухают»: у-ху, у-ху…
Внимание концентрируется на мышцах живота, которые втягиваются внутрь в конце выдоха.
Упражнение 5. Страх
Педагог исполняет роль филина, дети — роль зайцев. «Зайцы» прыгают, танцуют. Как только раздается уханье «филина», «зайцы» замирают на месте и изображают испуг. Приоткрывают рот, округляют глаза, поднимают брови, напрягают руки, плечи, шею, «съеживаются» от страха.
После окончания упражнения дети стоя расслабляются, отпускают страх и напряжение.
Бежал, бежал Заяц-Коська по лесу, вдруг увидел Родничок, а из него ручеек течет.
— Ты кто? — спрашивает Коська.
— Я — Родничок. Вот хочу попутешествовать, посмотреть далекие края.
— Вот здорово, — обрадовался Заяц. — Побежали наперегонки.
— Побежали, — согласился Родничок.
Бежит Коська, прыгает через кочки и пни. Родничок уже ручейком стал. Бежит ручеек, изгибается, да все впереди зайца.
Упражнение 6. Ручеек
Дети берутся за руки и под музыку цепочкой бегут по залу, преодолевая разные препятствия: пробегают под мостом (обручем), забегают на холм (лесенку), сбегают с холма, перебегают через дорогу (полоса картона), забегают за гору (за занавеску), выбегают из-за горы.
После упражнения дети садятся на пяточки, расслабляются, успокаивают дыхание и отвечают на вопросы ведущего.
— Когда на вашем пути встретился мост, что вы сделали? (Мы пробежали под мостом).
Аналогичные вопросы ведущий задает про другие препятствия.
Прибежали Родничок и Заяц-Коська к берегу реки, а там множество ручейков сливаются воедино.
— Пропал теперь Родничок! Съест его большая река, — забеспокоился Коська. — Эй, Родничок, где ты?
— А тут я, — ответил Родничок из реки. — Я теперь с другими родничками вместе. Так веселее. Догоняй скорее!
Упражнение 7. Роднички и река
Все дети — «роднички». Они танцуют с ленточками. Как только музыка останавливается, дети берутся за руки и образуют круг («роднички» сливаются в одну «реку»).
Ведущий делает попытки разъединить, расцепить руки детей, но у него не получается: дети крепко держатся за руки. После этого ведущий обращает внимание детей на то, что все вместе они очень сильные, река у них получилась могучая, полноводная.
Снова включается музыка, и «река» распадается на отдельные «роднички».
При соединении в реку ведущий спрашивает детей: «Какие у вас сейчас руки, напряженные или расслабленные, сильные или слабые, мягкие или твердые?»
— Теперь разъедините свои руки, пусть они свободно свисают. Сейчас они какие: напряженные или расслабленные, мягкие или твердые?
Весь день и целую ночь бежал по лесу Заяц-Коська. Наконец наступило утро.
Смотрит Коська по сторонам, а Родничка нигде нет.
— Эй, Родничок, где ты?
— А тут я! Посмотри наверх, — отозвался Родничок. Поднял глаза Коська и видит — в небе облачко покачивается.
— Да как же ты туда попал? — удивился Коська.
Упражнение 8. Удивление
Ведущий исполняет роль «родничка». Дети, по очереди обращаясь к ведущему, спрашивают: «Да как же ты туда попал?»
— Ночью я туманом стал, а утром меня солнышко пригрело — я в облачко превратился.
Упражнение 9. Облачко
— Как двигается облачко, быстро или медленно? Плавно или резко? Напряженно или расслабленно? Свободно, легко или тяжело, грубо?
Вот и вы сейчас будете двигаться как облачко: легко, плавно, свободно и мягко.
Дети плавно передвигаются: приседают, тянутся пальчиками вверх.
Наступила осень. В лесу дождь пошел. Спрятался Заяц. Слышит — шумит что-то.
— Эй, кто там? — закричал Коська.
— Это я, Родничок, обратно вернулся. Из ручейка в речку превратился, из речки в туман, из тумана в облачко. Потом вверху похолодало, я дождем стал и на землю упал. Скоро дожди кончатся, зима придет, и мы снова встретимся.
Так и случилось. Наступила зима. Зайчик к зиме цвет поменял, из серого белым стал, а Родничок из тучи теперь уже снегом вернулся и до весны в сугроб превратился.
Упражнение 10. Сугробы и солнышко
Педагог — «солнышко», дети — «сугробы» и замирают в статичной позе. «Солнышко» рассматривает «сугробы», сравнивает их со знакомыми объектами. Ведущий спрашивает детей, во что или в кого они превратились. Затем «солнышко» мягким и нежным прикосновением помогает «сугробам» растаять.
«Растаявшие сугробы» ложатся на пол, «растекаются» по полу, расслабляются и слушают ощущения в теле.
Заяц Коська и голубой
Родничок
Интегративное занятие с элементами
психологического тренинга, развития речи и
ознакомления с окружающим миром для детей от
пяти лет
Как сделать так, чтобы жизнь ребенка в
детском саду была наполнена позитивными,
развивающими событиями? Каждый педагог находит
свои пути для решения этой задачи.
Мы предлагаем читателям конспект
интегрированного занятия с элементами
сказкотерапии, развития речи и ознакомления с
окружающим миром.
Версия текста была представлена на Фестиваль
«Открытый урок» Издательского дома «Первое
сентября» Галиной КОСКОВОЙ. Ольга Скачкова,
слушательница курсов повышения квалификации по
курсу «Психологические основы дошкольного
воспитания», предложила его с небольшими
изменениями в качестве занятия, ставшего
событием для ее воспитанников.
В основе занятия — разработки ведущих
российских сказкотерапевтов.
Оформление помещения для проведения
занятия
На полу горкой выложены камни, обозначающие
родник. От родника извилистой линией тянется
шнур голубого цвета. Это ручеек. Он «впадает» в
море, изображенное с помощью большого куска
синей ткани.
Необходимое оборудование и атрибуты
В ходе занятия понадобятся: кукла, являющаяся
образом родничка; грецкие орехи, голубые
ленточки на резинке, изображающие ручейки, — по
количеству детей, тюль белого цвета для
изображения большого облака, половинка обруча
для изображения мостика; изображение горы на
картинке, прикрепленное к занавеске; полукруглая
лесенка для изображения холма.
Педагог-психолог: Сегодня мы
отправимся в сказку, в которой речь пойдет о воде.
Давайте вспомним, что мы знаем о воде. Какая
бывает вода?
Дети: Холодная, теплая, жидкая,
текучая, прозрачная, освежающая, свежая, чистая,
мутная, грязная.
Педагог-психолог: А бывает вода
твердой? Когда такое случается?
Дети: Когда вода замерзает, она
превращается в снег, лед, град.
Педагог-психолог: Бывает ли вода легче
воздуха? Когда?
Дети: Когда вода испаряется, то
превращается в пар, туман, облака.
Педагог-психолог: Где вода
встречается в природе?
Дети: В реке, озере.
Педагог-психолог: В нашем зале есть
ручей. Давайте найдем его начало. Как называется
то место, где начинается ручей?
Дети: Родник, ключ, источник.
Педагог-психолог: Откуда в роднике
вода?
Дети: Она вытекает из-под земли.
Педагог-психолог: А теперь посмотрим,
где ручей заканчивает свой путь.
Дети: Он вливается в реку, или в озеро,
или в море.
Педагог-психолог: Вот мы и подошли к
началу сказки. Для путешествия по сказке
необходима особая сила. Эту силу даст нам
волшебный ручеек.
Включается аудиозапись с журчанием ручья.
Дети на носочках проходят по «ручью» (по голубому
шнуру), вслушиваясь в журчание, «наполняясь
волшебной силой».
Пройдя по «ручейку», каждый садится на пяточки
— в позу расслабления.
Педагог-психолог: Наполнились
волшебной силой? Готовы к сказке? «Живет в нашем
лесу Заяц Коська — шкурка серая, уши длинные.
Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все
стороны косит, все на свете разузнать хочет».
Педагог предлагает детям представить, что
они сами — как зайчики. Зайчики тихонько сидят
под кустом, прислушиваются и приглядываются, нет
ли опасности.
Дети выполняют движения глазами вправо-влево и
вверх-вниз.
Педагог-психолог: «Бежал как-то Коська
по лесу и встретил белку.
— Ты кто такая?
— Я — белка.
— А я — Заяц Коська. Пойдем искать где-нибудь
чего-нибудь, узнавать у кого-нибудь что-нибудь.
— Да некогда мне, — отвечает белка. — К зиме
готовлюсь».
Кто из вас знает, как белка готовится к зиме?
Дети: Запасает семечки, грибы, ягоды,
орехи.
Педагог-психолог: Белка прислала вам
орешки.
Педагог раздает детям орехи и предлагает
сделать с их помощью себе массаж.
Упражнения с орехами
-
Дети удерживают грецкий орех
поочередно между разными пальцами (указательным
и средним, средним и безымянным, безымянным и
мизинцем) правой, затем левой руки. -
Дети кладут орех на бедро и
перекатывают его пальцами руки. Затем то же
движение повторяют другой рукой. -
Дети вращают орех между ладонями,
постепенно увеличивая нажим и темп выполнения.
Вначале упражнения с орехами (самомассаж)
могут вызывать смех. Но в конце дети будут
выполнять их с наслаждением, прислушиваясь к
себе.
Педагог-психолог: Что чувствуют ваши
ладони и пальцы? (Дети делятся своими
впечатлениями.) Давайте немного охладим руки,
подуем на них.
Дети осторожно дуют на руки с помощью
длительного выдоха, через слегка вытянутые
трубочкой губы.
Педагог-психолог: А теперь искупаем
ручки в прохладном ручейке, споем песенку
водички.
Дети подражают звуку текущей воды.
Педагог-психолог: «Бежит Коська
дальше. Видит: дупло на дереве, а из него
выглядывает кто-то.
— Ты кто? — спрашивает Коська.
— Я — филин Семка. У-ху! У-ху! Днем сплю, ночью
зайцев ловлю.
Бежал, бежал Заяц Коська по лесу, вдруг увидел
Родничок, из него ручеек течет.
— Ты кто? — спрашивает Коська.
— Я — Родничок. Вот хочу попутешествовать,
посмотреть далекие края.
— Вот здорово, — обрадовался Заяц, — побежали
наперегонки.
— Побежали, — согласился Родничок.
Бежит Коська, прыгает через кочки и пни. Родничок
уже ручейком стал. Бежит ручеек, изгибается, да
все впереди зайца».
Педагог предлагает детям превратиться в
ручеек. Они берутся за руки и под музыку цепочкой
бегут по залу, преодолевая разные препятствия:
пробегают под мостом (обручем), поднимаются и
сбегают с холма (полукруглая лесенка), перебегают
через дорогу (полоса картона), забегают за гору
(за занавеску, на которой укреплена картинка с
изображением гор), выбегают из-за горы.
После упражнения дети садятся на пяточки,
расслабляются, успокаивают дыхание и отвечают на
вопросы педагога.
Педагог-психолог: Когда на вашем пути
встретился мост, что вы сделали?
Дети: Мы пробежали под мостом. (И т.д.)
Следующая игра тоже связана с
перевоплощением.
Игра «Филин и зайцы»
Один из детей исполняет роль филина,
остальные — роль зайцев. «Зайцы» прыгают,
танцуют. Как только раздается уханье «филина»,
«зайцы» замирают на месте и изображают испуг:
приоткрывают рот, округляют глаза, поднимают
брови, напрягают руки, плечи, шею, съеживаются от
страха.
После окончания упражнения дети стоя
расслабляются, отпускают страх и напряжение.
Потом педагог предлагает детям «поухать», как
филин. «Ухают» все вместе, в заданном ритме: «У-ху,
у-ху…». При этом внимание концентрируется на
мышцах живота: их нужно втягивать в конце выдоха.
Педагог-психолог: «Прибежали Родничок
и Заяц Коська к берегу реки, а там множество
ручейков сливаются воедино.
— Пропал теперь Родничок! Съест его большая река,
— забеспокоился Коська. — Эй, Родничок, где ты?
— А тут я, — ответил Родничок из реки. — Я теперь
с другими родничками вместе. Так веселее. Догоняй
скорее!»
Педагог предлагает детям побыть
«родничками».
Игра «Стань родничком»
Дети танцуют с ленточками. Как только музыка
останавливается, дети берутся за руки и
образовывают круг: «роднички» сливаются в одну
«реку». Педагог делает вид, что пытается
разъединить, расцепить руки детей, но у него
ничего «не получается»: дети крепко держатся за
руки. Педагог говорит, что все вместе дети очень
сильные, река у них получилась могучая,
полноводная.
Педагог-психолог: «Весь день и целую
ночь бежал по лесу Заяц Коська. Наконец наступило
утро.
Смотрит Коська по сторонам, а Родничка нигде нет.
— Эй, Родничок, где ты?
— А тут я! Посмотри наверх, — отозвался Родничок.
Поднял глаза Коська и видит: в небе облачко
покачивается.
— Да как же ты туда попал? — удивился Коська».
Во время следующей игры роль «родничка»
исполняет педагог.
Игра «Как ты туда попал?»
Дети по очереди обращаются к педагогу с
вопросом: «Да как же ты туда попал?», стараясь
придать голосу интонационную выразительность.
Педагог отвечает (тоже с разными интонациями —
басом, тоненьким голоском, шепотом, скрипучим
голосом): «Ночью я туманом стал, а утром меня
солнышко пригрело — я в облачко превратился».
Педагог-психолог: Как двигается
облачко, быстро или медленно? Плавно или резко?
Напряженно или расслабленно? Свободно, легко или
тяжело, грубо? Вот и вы сейчас будете двигаться,
как облачко: легко, плавно, свободно и мягко.
Игра «Двигаемся с облаком»
Двое взрослых поднимают над головами детей
полотно белого тюля и передвигают его то вправо,
то влево, то вниз, то вверх. Дети плавно
передвигаются вслед за движением ткани:
приседают, если ткань опускается слишком низко,
тянутся пальчиками вверх, если ткань поднимается
высоко.
Педагог-психолог: «Наступила осень.
В лесу дождь пошел. Спрятался Заяц. Слышит: шумит
что-то.
— Эй, кто там? — закричал Коська.
— Это я, Родничок, обратно вернулся. Из ручейка в
речку превратился, из речки в туман, из тумана в
облачко. Потом вверху похолодало, я дождем стал и
на землю упал. Скоро дожди кончатся, зима придет,
и мы снова встретимся.
Так и случилось. Наступила зима. Зайчик к зиме
цвет поменял, из серого белым стал, а Родничок из
тучи теперь уже снегом вернулся и до весны в
сугроб превратился».
Игра «Растопи сугроб»
Один из детей становится «солнышком»,
остальные превращаются в «сугробы» и замирают в
статичной позе. «Солнышко» рассматривает
«сугробы», пытается догадаться, на что они
похожи: «Этот большой сугроб похож на цветок. А
этот — на дерево» и т.п. Затем «солнышко» мягким и
нежным прикосновением помогает каждому
«сугробу» растаять. «Растаявшие сугробы»
ложатся на пол, «растекаются» по полу,
расслабляются, прислушиваясь к ощущениям в своем
теле.
Педагог-психолог: Сказка закончилась.
Давайте припомним все превращения и изменения
Родничка и назовем их.
Дети по очереди рассказывают о превращениях
Родничка, делятся впечатлениями о собственных
превращениях. Педагог помогает им вопросами.
По мотивам сказки Николая ГРИБАЧЕВА
«Заяц Коська и Родничок»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение № 38 города Липецка
Методическая разработка Storysack
по сказке Н. Грибачёва «Заяц Коська и Родничок»
Подготовила:
воспитатель ДОУ №38 г. Липецка
Т.В. Шубина
-
Выбор книги
Николай Матвеевич был прекрасным детским писателем. В рассказах и стихах для детей, которые Грибачёв начал писать ещё в 30-е годы, он – борец за чистоту души ребёнка. Детская душа для Грибачёва – нетронутая почва, ждущая духовного семени, и он борется за то, чтобы в эту почву попадали качественные семена, и чтобы возможность попадания в неё сорняков была предотвращена. Это одна из причин, которая заставила Николая Матвеевича взяться за столь тонкое дело, как литература для детей. Дети в стихах и прозе Грибачёва постоянно делают что-то доброе для людей, природы – трав, цветов, птиц, зверей, осуждают безнравственность в поведении сверстников… Произведения Грибачёва для детей воспитывают людей высоконравственных, чистых душой и ответственных за свои поступки.
Детские произведения Николая Грибачёва хорошо подходят для детей дошкольного и младшего школьного возраста, они просты, приятны, интересны, учат только хорошему.
Сказка «Заяц Коська и Родничок» входит в серию историй «Заяц Коська и его друзья». Веселый и озорной, искренний и наивный, сообразительный и безумно любопытный зайчонок, который нашел однажды в лесу Ручеек. Они вместе отправились в путешествие к большому озеру, где наутро Ручеек превратился в облачко и улетел в далекие края. А к осени он вернулся сначала дождиком, а затем и белым снегом в свой лес.
Сказка Николая Грибачёва «Заяц Коська и Родничок» выбрана потому, что она интересная, веселая, добрая, развивающая и в увлекательной форме знакомит детей с понятием круговорота воды в природе.
-
Подготовка мешка для комплекта
ДляStorysack будет использоваться мешок из плотной, непрозрачной ткани. Возможно проведение предварительного мастер-класса с родителями по изготовлению и украшению мешка. Не исключается использование готового мешка.
-
Подбор компонентов для мешка
-
Книга и ее аналог.
-
Игрушки – заяц серый, заяц белый, облачко.
-
Картинки – ручеек, река, облако, туман, дождь, снег, лето, весна, осень (в лесу).
-
Научно-популярная книга – Энциклопедия «Животные средней полосы», «Животные России», «Вода вокруг нас»
-
Флеш-накопитель с мультфильмом «Заяц Коська и Родничок» студия «Союзмультфильм», 1974 год. (режиссёр: Юрий Прытков, автор сценария: Николай Грибачёв, художник-постановщик: Татьяна Сазонова, оператор: Михаил Друян). Мультфильм выпускался на DVD в сборнике мультфильмов «Зайчишка — плутишка», «Союзмультфильм», дистрибьютор — «Союз».
-
Игры:
Кроссенс по сказке (Вода, заяц).
Подборка загадок (ручеек, заяц, река, облако, дождь, туман, осень, зима, снег, сугроб, белый зайка).
Скороговорки
«Заяц, заяц, чем ты занят? Кочерыжку разгрызаю!
А чему, ты, заяц рад? Рад, что зубы не болят!»
«Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу».
Чистоговорки
Ал-ал-ал – заяц по полю скакал,
Ол-ол-ол – там морковку он нашел,
Ил-ил-ил – друг его попросил,
Ись-ись-ись – ты со мной поделись,
Ал-ал-ал – он морковку другу дал.
Ча, ча, ча – зайцы дали стрекача.
Айка-айка-айка – скачет серый зайка
Айка-айка-айка – лисы боится зайка
Игра «Назови ласково» (заяц, облако, ручей, снег, река, дождь)
Игра «Как у тебя?» (картинки пары – заяц серый и белый, дерево в лесу, река)
Игра «Объясните, почему…?»
Игра «Составь предложение»
Игра «Что сначала, что потом»
-
Биография автора – Николая Матвеевича Грибачёва.
-
Перечень содержимого.
Ход мероприятия
За лесами, за степями,
За бездонными морями,
Есть волшебная страна,
Сказкой названа она!
— В мире много сказок, а сочиняют их добрые волшебники. С одним из них мне бы хотелось вас познакомить!
Николай Матвеевич Грибачёв
Родился 19 декабря 1910 года в селе Лопушь, которое в настоящий момент находится в Брянской области. Известно, что родители были крестьянами.
Закончив школу он поступил в техникум села Брасово, обучение в котором завершил в 1932 году. После этого до 1941 года, пока не началась Великая Отечественная война, работал журналистом: сначала в городе Петрозаводск, затем в Смоленске.
В первые годы войны был командиром саперного батальона. В 1943 году Грибачев стал военным корреспондентом фронтовых газет.
Николай Грибачев является обладателем около 15 различных наград, премий и орденов. Большинство из них было присуждено ему за военную службу (орден Красного знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды и др.).
После Великой Отечественной войны Николай Грибачев продолжил работать в различных газетах и журналах.
Он был поэтом и писателем для взрослых и детей.
Мне бы хотелось познакомить вас с одной его замечательной сказкой!
Просмотр БУК-ТРЕЙЛЕРА «Заяц Коська и Родничок»
— Интересная сказка? Хотите ее послушать?
Для этого давайте отгадаем главных героев сказки
Проводится игра «Кроссенс»
Чтение сказки
Вопросы:
Ребята, какую сказку мы сейчас прочитали? Кто ее автор?
Кто в сказке были главные герои?
Какие они были по характеру?
Где заяц Коська встретился с Родничком?
В какую игру решили они поиграть?
Куда Родничок привел зайца сначала? А затем?
В кого Родничок превратился утром?
Когда заяц Коська и Родничок снова встретились?
В кого превратился Родничок зимой?
Почему они оба стали белыми?
Физкультминутка
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы
А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)
Игра «Назови ласково»
Даем перечень слов: заяц — зайчик, облако — облачко, родник — родничок, снег — снежок, река — речка, дождь – дождик.
Игра «Что сначала, что потом»
Дети раскладывают сюжетную линию из картинок по сказке, рассказывая о ее частях (возможно использование раскраски по сюжетной линии).
Просмотр мультфильма
После просмотра подводится итог мероприятия.
-
Дальнейшая работа
На следующих этапах работы с мешком используются загадки, скороговорки, проводятся игры (индивидуальные или групповые). Дети знакомятся с энциклопедиями и научными фактами в них о зайце и воде.
-
Завершающий этап
На конечном этапе организуется деятельность на выбор педагога и детей:
-
Подготавливается альбом по сюжету сказки, с использованием техники оригами и объемной аппликации.
-
Театрализованное представление по сюжету сказки.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/471698-metodicheskie-rekomendacii-po-tehnologii-stor
Цель: развитие умения у детей преодолевать барьер в общении , тонко чувствовать друг друга.
Коррекционно-развивающее занятие с элементами сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста «Заяц Коська и Родничок»
Воспитатель: Мышанская Н.В.
Ст. Тацинская
Июль 2018г.
Коррекционно-развивающее занятие с элементами сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста «Заяц Коська и Родничок»
Цель: Развитие умения у детей преодолевать барьер в общении , тонко чувствовать друг друга.
Интеграция с областями: художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Задачи: Развивать умение у детей быстро переключаться с активной деятельности на пассивную, концентрироваться на зрительных образах.
Формировать умение детей произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц ,способность вспоминать свои действия в сказке и называть их.
Расширять представление об эмоциях и связанных с ними физических состояниях.
Развивать воображение и фантазию, память , координацию движений.
Воспитание чувства ритма.
Материал: лента голубого цвета , синяя ткань, тюль белого цвета, игрушки: заяц, филин, муляж горы.
Ход занятия.
(дети входят в зал становятся в круг)
Воспитатель: Предлагаю поприветствовать друг друга.
Мы дружные ребята , не ссоримся ни с кем
Мы дружные ребята – это скажем всем.
Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости .Давайте преподнесем им подарки, но только с помощью пантомимы, то есть с помощью мимики и жестов.
(дети показывают : букет цветов, часы, зеркало, ручку, книгу, торт)
А сейчас мы отправимся в сказку, где речь пойдет о воде. Давайте вспомним…..
Какая бывает вода?(холодная, чистая, прозрачная, теплая, светлая, грязная)
А бывает вода твердая? (бывает)
Когда такое случается? (когда вода замерзает)
Где встречается вода в природе? (в море, реке, озере)
Для путешествия по сказке нам необходима особая сила. Посмотрите, в нашем зале есть ручеек. Если мы пройдем вдоль него и найдем его начало- родничок, то зарядимся особой силой. А вот и родничок: вода здесь вытекает из- под земли. Давайте протянем руки к родничку , пусть он питает нас особой силой.
(пройдя на носочках по «ручейку» дети садятся в позу расслабления)
Все готовы к сказке?(ответы детей)
Живет в нашем лесу заяц Коська, шкурка серая, длинные ушки . Целыми днями он по лесу бегает, глазами во все стороны глядит, все на свете узнать хочет.(появляется заяц)
Заяц: Здравствуйте, добро пожаловать в мою сказку.
Воспитатель: Ребят, давайте скажем зайке комплименты.
(дети говорят какой он красивый, какие у него длинные ушки, красивая шерстка как он им нравится )
Заяц: Спасибо, ребята, мне очень приятно. Чтобы отправиться со мной в путешествие , давайте потренируемся.
(дети повторяют за зайцем)
Упражнение на движение глазами.
Вправо- влево, вверх-вниз, а теперь закройте глазки и отдохните.
Упражнение для мышц рук ног и расслабление.
Что чувствуют ваши ладони и пальцы? Давайте немного их охладим, подуем на них.
Упражнение «Прохлада»
А теперь искупаем ручки в прохладном ручейке. Ну а теперь побежали.
(дети бегут за Зайцем и останавливаются перед деревом)
Заяц: (смотрит на дерево): Ты кто?
Филин: Я –филин Семка. Ух! Днем сплю, а ночью зайцев ловлю.
Заяц: Давайте поиграем. Сема будет филином а мы зайцами.
Упражнение «Страх»
Зайцы прыгают , танцуют, а заслышав голос филина замирают на месте изображая как им страшно.
Воспитатель: Бежал зайчик бежал и вдруг увидел родничок.
Заяц: Ты кто?
Родничок: Я –родничок, хочу попутешествовать, посмотреть далекие края.
Заяц: Вот здорово , побежали наперегонки. Ребята и вы с нами. Только хочу вас попросить , будьте внимательны запоминайте все на своем пути.
(после упражнения дети садятся на пяточки и отдыхают, отвечая на вопросы , что заметили в пути?)
Упражнение «Ручеек»
Дети змейкой бегут по залу, преодолевая препятствия : пробегают под мостом, забегают за гору, перебегают через дорогу.
Воспитатель: Прибежали Родничок и Заяц к берегу реки, а там много ручейков сливаются воедино.
-Пропал теперь родничок, сьест его большая река , забеспокоился Коська .
Заяц: Эй , родничок ты где?
Родничок: А тут я.
Воспитатель: Ответил родничок.
Родничок: Я теперь с другими родничками вместе. Так веселей.
Воспитатель: Ребята , давайте превратимся в роднички и покажем , какое у них настроение .
(раздаются ленточки , дети танцуют под музыку. Как только музыка останавливается , дети собираются в круг и крепко берутся за руки)
Я сейчас проверю , какая у вас получилась река, сильная или нет.
(пытается разьединить руки детей в нескольких местах. Обращает внимание на то, что все вместе они сильные , река у них получилась могучая)
А теперь расслабьте руки, почувствуйте какие они мягкие.
Весь день и целую ночь бежал по лесу Заяц. Смотрит утром а родничка не видно.
Заяц: Эй родничок , ты где?
Родничок: А я тут! Посмотри вверх!
Воспитатель: Поднял глаза Коська и увидел в небе облачко.
Заяц: Да как ты туда попал?
Родничок :Ночью я туманом стал , а утром меня солнышко пригрело –и я в облачко превратился.
Воспитатель: Как двигается облачко? Быстро или медленно, плавно или резко, легко или тяжело? Вот мы сейчас попробуем с вами так подвигаться.
(дети плавно двигаются в такт движению ткани, если ткань опускается – дети приседают, если ткань поднимается –встают на носочки)
Осенью родничок дождиком на землю вернулся, а пришла зима- он из тучки снегом выпал и до весны сугробом лежал. Покажите зайке, какие получились сугробы.
Игра «Солнышко и сугробы»
Педагог дотрагивается волшебной палочкой до сугробов- ребят, дети отвечают, в кого они превратились. Затем солнышко помогает сугробам таять. Растаявшие сугробы ложатся на пол, расслабляются и слушают возникшие ощущения в теле.
Релаксация «Волшебный луч»
Воспитатель: Светлый лучик коснулся головы, погладил лоб, носик, щеки, пробежал по плечам, затем по рукам(руки стали легкими),погладил грудку , животик, ноги. Прислушайтесь , что вы чувствуете . Вам легко, спокойно, вас ничего не тревожит . А сейчас тихонько поднимаемся. Наша сказка закончилась. Давайте припомним все изменения родничка и назовем их. Что вам больше всего понравилось?(ответы детей)
Сценарий спектакля «Заяц Коська и Родничок»
Сказка для ознакомления детей дошкольного возраста с круговоротом воды в природе
Действующие лица (дети подготовительной группы):
Заяц Коська (белый и серый костюмы с масками)
Родничок (белая и голубая накидки)
Ручейки (синие накидки) 5 человек
Белка Ленка (рыжий костюм белки с маской)
Медвежонок Миша (костюм медведя с маской)
Декорации:
Деревья
Кусты
Река (синяя ткань)
Камыши
Сугробы
Тучи
Луна, звезды на черной ткани
Ширма
Реквизит:
Муляжи орехов или грибов в корзинке
Банка с «медом»
Схема круговорота воды в природе, прикрепленная на ширму
Магнитофон
Музыка:
Веселая мелодия для выхода зайца
Журчание ручья
Плеск реки
Шум дождя
Завывание вьюги.
Действие первое
Лес, звучит веселая мелодия. Под музыку из-за ширмы выбегает Заяц Коська.
Заяц Коська (подпрыгивая): Какой сегодня чудесный день! Так и тянет на приключения!
Из-за дерева выходит Белка Ленка, собирая грибы и орехи.
Заяц Коська: Привет, ты кто?
Белка Ленка: Я белка Ленка.
Заяц Коська: А я заяц Коська. Давай с тобой играть! Побежали наперегонки!
Белка Ленка: Некогда мне бегать, мне нужно запасы собирать.
Заяц Коська: Да времени еще много, ты успеешь!
Белка Ленка: Конечно успею, потому, что бегать с тобой не буду
Белка Ленка уходит за деревья.
Заяц Коська: Ну вот, ушла. Ладно, может еще кого-нибудь встречу!
Из-за дерева выходит Медвежонок Миша с банкой меда.
Заяц Коська: Привет, ты кто?
Медвежонок Миша: Я Медвежонок Миша.
Заяц Коська: А я заяц Коська. Давай с тобой играть! Побежали наперегонки!
Медвежонок Миша: Некогда мне бегать. Я пчелиное дупло нашел, мед есть буду.
Заяц Коська: Потом поесть можно. Сейчас такая хорошая погода, давай поиграем.
Медвежонок Миша: Нет, я мед очень люблю.
Медвежонок Миша уходит за деревья.
Заяц Коська: Ну вот, ушел. Опять я один остался.
Слышится журчание ручья. Из-за ширмы доносится голос Родничка.
Родничок: Привет, Коська!
Заяц Коська: Кто меня зовет?
Родничок: Это я!
Заяц Коська: Кто ты?
Из-за ширмы под запись журчания ручья выбегает Родничок.
Родничок: Я — Родничок.
Заяц Коська: А откуда ты знаешь, как меня зовут?
Родничок: Я много знаю, потому что много путешествую.
Заяц Коська: Вот здорово! А побежали с тобой наперегонки!
Родничок: Догоняй!
Заяц Коська и Родничок убегают за ширму.
Действие второе
Заросший камышом берег реки, слышен плеск реки. Из-за камышей выбегает Заяц Коська.
Заяц Коська: Родничок! Ты где? Он, наверное, в камышах запутался.
Прислушивается к плеску реки.
Заяц Коська: А может река его проглотила? Родничок!
Из-за ширмы выбегают Ручейки и Родничок, бегают друг за другом, кружатся под плеск реки.
Родничок: Не бойся, Коська, река меня не съела. Я тут встретился со своими друзьями – Ручейками. Все Ручейки бегут к реке. Побежали с нами!
Заяц Коська: Догоняйте!
Заяц Коська, Родничок и ручейки убегают за ширму.
Действие третье
Ночь.
Заяц Коська: Вот уже и ночь настала. Как темно! Лучше я утра подожду.
Действие четвертое
Заросший камышом берег реки, слышен плеск реки. Из-за камышей выбегает Заяц Коська.
Заяц Коська: Ура! Снова утро!
Ищет Родничка.
Заяц Коська: Родничок, ты где?
Из-за ширмы поднимается облако. Родничок озвучивает.
Родничок: Привет, Коська! Я у тебя над головой!
Заяц Коська: Родничок! Ты превратился в облако! Как это получилось?
Родничок: Сначала я бежал вместе с Ручейками, ночью плыл вместе с рекой. А утром солнышко меня пригрело, я стал совсем легким и поднялся в небо. Теперь буду летать с ветром. До свиданья, Коська!
Заяц Коська: прощай, Родничок, с тобой было весело.
Действие пятое
Лес, шум дождя Заяц Коська прячется под кустом.
Заяц Коська: Ну, когда же этот дождь закончиться? Вся шерстка промокла!
Из-за ширмы доносится голос Родничка.
Родничок: Привет, Коська!
Заяц Коська: Родничок! Ты где?
Из-за ширмы выбегает Родничок.
Родничок: Я здесь!
Заяц Коська: Как я рад! Но ты был облаком на небе! Как снова стал родничком?
Родничок: Я летал вместе с ветром так высоко, что совсем замерз. На большой высоте очень холодно. Из облака я стал превращаться в тучку. А потом капельками дождя вернулся на землю, помыл тебе шерстку.
Заяц Коська: А ты на самом деле путешественник! Но что ты будешь делать зимой?
Родничок: Увидишь! А сейчас, давай наперегонки! Догоняй!
Заяц Коська и Родничок убегают за ширму.
Действие шестое
Зимний лес, кусты и деревья покрыты снегом, сугробы, слышно завывание вьюги. Из-за ширмы выходит Заяц Коська (в белом костюме).
Заяц Коська: Как холодно! Чтобы согреться, надо побегать, а одному бегать скучно. Где же сейчас Родничок? Наверное, спит в реке.
Из-за ширмы выбегает Родничок (в белой накидке).
Родничок: Привет, Коська!
Заяц Коська: Родничок, здравствуй! Тебя не узнать! Ты превратился в снежинки!
Родничок: Да, зимой все ручейки и роднички превращаются в снег или лед. Некоторые остаются на дне реки. Но мне там скучно. Я решил превратится в снежинки и летать вместе с ветром. Ты замерз, давай побегаем наперегонки.
Заяц Коська: Догоняй!
Заяц Коська и Родничок убегают за ширму.
Конец
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО
УРОКА ПО ЛОГОПЕДИИ И СКАЗКОТЕРАПИИ
НА ТЕМУ: «Заяц Коська и Ручеёк».
«Круговорот воды в природе».
3 класс.
Составили и провели: Боровинская Л.В.- логопед
Рябокобылинко Е.Н.- учитель начальных классов
Цели: образовательные – познакомить со сказкой «Заяц Коська и Ручеёк», обобщать знания о воде, обогащение словаря признаками.
Коррекционные – коррекция артикуляционного аппарата, речевого дыхания, мелкой и общей моторики, памятки, внимания связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов, мышления, устной и монологической речи, чувства ритма, развитие эмоционально волевой сферы, развитие связной речи при ответах на вопросы, пробуждение интереса к заданиям, развитие умения концентрироваться на зрительных образах, развитие умения красиво и артистично действовать с различными предметами – лентами.
Воспитательные – воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, любви к природе, воспитывать положительную мотивацию к занятиям логопедии и сказкотерапии.
Ход урока
Организация начала урока. Психологический настрой на занятие. Под музыкальное сопровождение дети входят в класс.
Логопед. Оглянитесь все вокруг,
Слева друг и справа друг!
Поскорей замкните круг,
Улыбнитесь друг другу!
Сегодня у нас с вами необычное занятие логопедии вместе со сказкотерапией. Говорить мы будем о воде и ее невероятных превращениях.
Пед.сказочник. И познакомимся со сказкой «Заяц Коська и Ручеёк».
1. (волшебным зеркалом в руках) совершает «Ритуал вхождения в сказку».
— Ребята, а вы хотите побывать в сказке? Сегодня мы побываем в сказке «Заяц Коська и Ручеёк». Для этого вам необходимо произнести волшебные слова перед зеркалом.
«В зеркале я отражусь, где захочу, там окажусь!»
Логопед. А перед долгой речевой работой следует размять и потренировать свои органы речи.
2. Выполним артикуляционную гимнастику.
*Язык широки положи
И спокойно удержи. «Лопатка».
*Молоток стучит: «Тук – тук».
Язычку я лучший друг. «Автомат».
*Красить комнаты пора
Пригласили маляра
Ротик шире открываем,
Язычку мя помогаем. «Маляр».
*Подражаю я слону:
Губы хоботком тяну. «Хоботок».
*Губы сложим в трубочку –
Подудим на дудочке:
Ду, ду, ду – ду – ду. «Трубочка».
*Посмотри, как я красива:
Хороши и хвост и грива. «Лошадка».
*Утром рано на лесной поляне
Звонок, зайчик барабанит:
«Д-д-д-д, да – ды, да – ды». «Барабан».
3. Каждое наше утро начинается с воды. Когда же это происходит?
Массаж.
Кран откройся,
Нос умойся,
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь ушки,
Мойся шейка,
Мойся, мойся хорошенько!
Мойтесь руки,
Мойтесь ноги,
Мойтесь плечи и живот!
Чистым станет весь народ!
3. Речевая разминка.
Да-да-да- чистая вода.
Оду-оду-оду- принесли мы воду.
Ды-ды-ды- принесли мы воды.
Дой-дой-дой- умылись мы водой.
Де-де-де- купались в воде.
Ды-ды-ды- очень плохо без воды.
4. Пед.сказочник. Так как без воды не может жить ни одно живое существо и, конечно же человек, нам очень важно узнать о ней, как можно больше.
Логопед. – А что вы знаете о воде?
— Какая бывает вода?
— А бывает твердая вода? Когда?
— Бывает ли вода легче воздуха? Когда?
— В каком виде мы встречаем воду в природе?
5. Пед.сказочник. (под аудиозапись журчания ручья предлагается пройти по «ручью»).
— Ребята, вслушайтесь в журчание ручейка и «и наполните волшебной силой». Почувствуйте, как вы становитесь бодрее, сильнее, энергичнее. Наполнились волшебной силой? Готовы к сказке?
Сказка читается педагогом по ролям.(просмотр презентации)
6. Разбор сказки по этапам. По наводящим вопросам педагога – сказочника дети осуществляют пересказ.
По ходу пересказа сказки логопед выполняет с детьми коррекционные логопедические упражнения.
— Ребята вам понравилась сказка?
— С каким сказочным героем мы встречаемся в самом начале сказки? Как его зовут?
Почему его так прозвали?
· «Заяц Коська». Гимнастика для глаз.
· «Заяц встретил Ручейка» — Кого встретил заяц? Что хотел сделать Ручеек? Что предложил Ручеек зайцу Коське?
Подвижная игра «Непоседа ручеек».
· «Ручеек с другими ручейками» — Куда прибежал ручеек?
Упражнение на развитие мелкой моторики «Кто быстрее!»
· «Коська и облачко». – Во что превратился ручеек? С ком разговаривает Коська?
Дыхательная гимнастика. «Сдуй облачко».
· «Превращение ручейка». – Ребята, а как Ручеек превратился в облачко?
Дидактическая игра на развитие логического мышления «Построй цепочку».
· «Коска и сугроб». – Когда Ручеек может превратиться в сугроб?
Так и случилось. Наступила зима. Зайчик к зиме цвет поменял, из серого белым стал, а Ручеек из тучки теперь уже снегом вернулся и до весны в сугроб превратился.
( по мере чтения педагогом сказки на панно поочередно выставляются иллюстрации к сказке.)
7. Заключение: подведение итогов урока.
— Понравилась вам сказка? Кто дал нам волшебную силу?
А сейчас мы все превратимся в настоящие ручейки.
Пед.сказочник. Закройте глаза и повторите за мной волшебные слова.
Как волшебная вода превратимся без труда в ручей.
8. Танец с лентами.
9. Пед.сказочник. «Ритуал выхода из сказки». Дети садятся в круг: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, что мы узнали». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как-будто что-то берут из круга и прикладывают руки к груди.
Презентация к уроку (заяц Коська и Ручеек)