Здесь изображен сюжет сказки дедушка мазай и зайцы

Не пропустите увлекательную Олимпиаду Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит с 12 октября по 2 ноября 2021 года. Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров. Олимпиада проходит при поддержке национального проекта «Культура» и знакомит учеников и их родителей с возможностями Национальной электронной библиотеки.

Олимпиада по литературе для 1-9 классов октябрь 2021

Содержание

  1. Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 1, 2, 3 и 4 класс
  2. Сказки
  3. Книжные памятники
  4. Краткое содержание
  5. Средства выразительности
  6. Жанры
  7. Писатели спрятались
  8. Тайный автор
  9. Исторические книги
  10. Рифмы
  11. Сказочная вечеринка

Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 1, 2, 3 и 4 класс

Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.

В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.

И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»

Сказки

Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.

1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.

2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок

3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами

Книжные памятники

Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.

1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун

2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение

3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой

Краткое содержание

Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.

1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка

2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун

3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв

Средства выразительности

Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».

Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.

1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.

3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.

Жанры

Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.

К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.

1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня

3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла

Писатели спрятались

Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня

1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»

2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»

3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»

Тайный автор

Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.

1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто

2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева

3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки

Исторические книги

Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.

1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.

2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.

Рифмы

Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.

1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал

Сказочная вечеринка

Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.

1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей

2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол

Недавно на сайте прошла Олимпиада по экологии 2021 год для 1-9 классов


Happy

Happy

74


Sad

Sad

31


Excited

Excited

136


Sleepy

Sleepy

19


Angry

Angry

40


Surprise

Surprise

26

«Дедушка Мазай и зайцы» читательский дневник

«Дедушка Мазай и зайцы» читательский дневник

«Дедушка Мазай и зайцы» – замечательное произведение Н. А. Некрасова, которое учит детей добру и бережному отношению к природе.

Краткое содержание «Дедушка Мазай и зайцы» для читательского дневника

ФИО автора: Некрасов Николай Алексеевич

Название: «Дедушка Мазай и зайцы»

Число страниц: 16. Николай Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы». Издательство «Детская литература». 2013 год

Жанр: Стихотворение

Год написания: 1870 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Главные герои

Дедушка Мазай – старик, бывалый охотник, весёлый и добрый человек.

Автор – поэт, охотник, порядочный, добрый человек.

Сюжет

Как-то раз автор отправился на охоту со старым Мазаем. Неожиданно они попали под дождь, который решили переждать в сарае. Мазай был прекрасным рассказчиком, и принялся развлекать поэта историями про родную деревню, местных охотников, собственные приключения.

Однажды Мазай плыл на лодке по реке – после сильных дождей вода затопила низменность и лишь кое-где виднелись небольшие бугорки. На одном из таких островков охотник увидел множество зайцев, которые пытались укрыться от прибывающей воды.

Мазай подплыл к зайцам и стал по одному сажать их в лодку. Старик продолжил свой путь и то тут, то там собирал спасающихся от половодья зайчишек. Ему даже повстречалось плывущее бревно, на котором сидело с десяток зайцев. В лодке уже не было места, и Мазай просто подцепил бревно и поплыл дальше.

Подплывая к деревне, Мазай со своими «пассажирами» вызвал настоящее веселье. Зайцы испугались и, как только лодка подошла к берегу, тут же бросились наутёк. Охотник только улыбнулся и пригрозил, чтобы зайцы не попадались ему зимой под прицел.

План пересказа

  1. Летний ливень.
  2. Рассказы Мазая.
  3. Половодье.
  4. Спасение зайцев.
  5. Спасительный берег.
  6. Напутствие Мазая.

Главная мысль

Любое живое существо заслуживает доброго к себе отношения.

Чему учит

Сказка учит любить животных и бережно к ним относиться. Она учит с умом использовать дары природы и не брать больше того, что понадобится.

Отзыв

Дед Мазай, несмотря на то, что был охотником, не воспользовался бедой, в которой оказались зайцы. Он спас всех, кто попался на его пути, но потом напомнил, что всё равно будет на них охотиться.

Рисунок-иллюстрация к сказке Дед Мазай и зайцы

Рисунок-иллюстрация к сказке Дед Мазай и зайцы.

Пословицы

  • Сам погибай, а товарища выручай.
  • Кто скоро помог, тот дважды помог.
  • Жизнь дана на добрые дела.

Что понравилось

Очень понравился старик Мазай, его отношение к жизни, к природе, к братьям меньшим.

Рейтинг читательского дневника

А какую оценку поставите вы?

Автор: Некрасов Николай Алексеевич

Название: «Дедушка Мазай и зайцы»

Жанр: Стихотворение.

Тема произведения: человек и природа.

Число страниц: 16

Главные герои и их характеристики:

  1. Дед Мазай – главный герой, добрый старик, охотник, любит природу и свой родной край.
  2. Автор – рассказчик, охотник, знакомый деда Мазая, интересуется жизнью людей.

О чем произведение:

Стихотворение о жизни старого охотника, дедушки Мазая, и о его необыкновенном приключении с зайцами.

Сюжет — краткое содержание:

  1. Рассказчик вместе с Мазаем охотились в лесу на дупелей, начался сильный ливень.
  2. Дед Мазай с автором укрылись от дождя в сарае.
  3. Автор рассказывает о жизни Мазая, о том, что он старый охотник, вдов, есть у него только внук. Мазай любит свой родной край, даже по ночам не боится он один ходить по лесу.
  4. Дед Мазай рассказывает автору смешные истории о местных охотниках.
  5. Мазай рассказывает удивительную историю, которая произошла с ним весной, в половодье, как он один на лодке спас много зайцев, которые чуть не утонули.
  6. Зайцев дед Мазай привёл в свой дом, покормил, обогрел, и отпустил их всех в лес.

Понравившийся эпизод:

Мне больше всего понравился эпизод, когда Мазай рассказывает, как он ночью оставался один в лесу. Он даже пытался лешего, которым всех пугают, позвать, но никого он так и не увидел.

План произведения для пересказа:

  1. Ливень в лесу.
  2. Дед Мазай и рассказчик в сарае.
  3. Мазай и его родной край.
  4. Рассказы Мазая об охотниках.
  5. История о спасении зайцев от половодья.
  6. Зайцы снова в лесу.

Главная мысль:

Важно беречь природу, не проходить мимо тех, кому нужна помощь.

Чему учит эта книга:

Стихотворение учит нас тому, что надо любить свою родную землю, родные места. Учит нас, что надо быть добрым по отношению к животным, растениям, не проходить мимо, когда им нужна наша помощь.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Мне очень понравилось стихотворение. Мне удивительно, что главный герой, сам охотник, но при этом спасает зайцев, когда им нужна помощь. Мазай охотится не ради своего удовольствия, как это часто происходит сейчас, в наше время, а для жизни, по необходимости, и понимает, что надо природу беречь, а не уничтожать всё вокруг.

Новые слова и выражения:

Дупель – птица семейства бекасовых.

Кураж – наигранная смелость.

Пуделять – промахиваться.

Гуторить – разговаривать.

Зипун – тёплая верхняя одежда.

Пословицы к произведению:

Умей охотиться, умей и о дичи заботиться.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе сердце лучше богатства.

Другие читательские дневники здесь

Литературное чтение, 3 класс

Урок 25. Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Сюжет и главная мысль стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы.

2. Анализ стихотворения Н. А. Некрасова. «Дедушка Мазай и зайцы»

Глоссарий по теме:

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.

Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.

Повествование – это текст, в котором идёт рассказ о чём-то, ком-то, о каких-то событиях.

Сюжет – система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность.

Ключевые слова:

Стихотворение; эпитет; сравнение; метафора; план; тип текста – повествование; сюжет.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 170-172.

2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

3. Государственный литературно-мемориальныймузей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха» [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://karabiha-museum.ru/index.php/programmy-dlya-detej-i-yunoshestva/muzej-deda-mazaya свободный. — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем:

— об особенностях повествовательного текста в стихах;

— научимся анализировать текст;

— сможем создавать словесные картины по тексту.

Основное содержание урока.

1. Знакомство с произведением происходит в ходе беседы вымышленных персонажей – учителя и учеников (Володи и Ани).

У: Перед вами картина Исаака Левитана «Весна. Большая вода». Какое явление природы изображено на картине?

А: Это половодье. Весной реки выходят из берегов и заливают большие пространства вокруг.

В: Это происходит из-за талого снега. Половодье может принести немало бед животным, которые не могут спастись и погибают.

У: Верно. Николай Алексеевич Некрасов описал половодье в одном из своих произведений – поэме «Дед Мазай и зайцы». Некрасов очень любил охоту. Часто, приезжая в деревню он беседовал с крестьянами – охотниками. В основу поэмы положен действительный случай.

А: Расскажите, пожалуйста.

У: В деревне Малые Вежи жил дедушка – одинокий, добрый человек. Влюбленный в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где он жил, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, ее так затапливало, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Некрасову нравилась эта деревня, и он каждый год приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его спутником был дедушка, который знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошел сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и пока пережидали дождь, дедушка рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение, которое назвал “Дедушка Мазай и зайцы”.

Чтение стихотворения. Продолжение обсуждения.

У: О каком интересном случае из своей жизни рассказывает дед Мазай? Когда произошел этот случай?

В: Дед Мазай рассказывает о том, как весной, во время половодья, он спасал зайцев, которые попали в беду.

У: Что вас больше всего тронуло? Удивило? Рассмешило?

А: Больше всего тронуло то, как дед Мазай спасал зайцев. Удивило то, как зайцы были послушны. Было смешно читать, как автор говорит о зайцах. Особенно о зайчихе: «Еле жива, а толста, как купчиха! Я ее, дуру, накрыл зипуном..»

У: Давайте поговорим о сюжете стихотворения. С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чем он переживает?

В: Мазай переживает о том, что дичь «ловят сетями, силками давят».

У: Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?

А: Весной во время половодья нагоняет много брёвен. Он их собирал.

У: Как Дед Мазай помогал зайцам?

А: Сначала он увидел зайцев, которые спасались на маленьком островке, который ещё не скрылся под водой. Мазаю стало жаль зверьков, и он взял их в лодку.

В: А потом ему ещё встретились зайцы, которые попали в беду. Он не смог их оставить.

У: Из каких слов ясно, что деду Мазаю по-настоящему жаль зайцев, что он любит этих зверьков?

А: Он их называет так: бедные зверьки, зайцы мои, зайчики, зайчишко, горемыка, плуты косые.

У: Какую находку было жаль бросать Мазаю?

В: Ему встретилось бревно, на котором сидели зайцы. Он собирал дрова, и бревно было ценной находкой. Но и зайцев он хотел спасти, а в лодке их было много, поэтому он зацепил бревно вместе с зайцами и повёз их как на буксире.

У: Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай спасал зайцев?

А: Они потешались, подшучивали над ним.

У: Дед Мазай ради потехи прокатил «деревней зайчишек»?

В: Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов.

У: Чем закончилась история?

А: Мазай выпустил зайцев в безопасном месте.

У: Что вы узнали о дедушке Мазае из прочитанного?

А: Он любит свой край, жалеет животных, осуждает деревенских мужиков за жестокость.

У: Мазай – охотник. Почему же он не стрелял в зайцев, а спасал их?

А: Я думаю, он добрый и великодушный человек. Зайцы попали в ловушку из-за наводнения. Мазай не мог обидеть их, потому что они не могли от него убежать. Мазай не мог обидеть того, кто слабее него.

У: О чём же это стихотворение?

В: Я думаю, главная мысль стихотворения – любовь к природе.

А: Некрасов дает нам урок любви к природе, причем любви бережной и разумной.

2.Во второй части урока в ходе беседы персонажей производится анализ произведения.

У: Мы прочитали отрывок из поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Дед Мазай и зайцы». Давайте обсудим, с помощью каких выразительных и языковых средств поэт смог передать свои мысли и чувства.

Начнём со словарной работы. Есть ли в тексте непонятные слова?

А: Когда мы читали текст, я выписывала непонятные слова, а потом нашла в словаре их значение. Кстати, все эти слова устаревшие, в современной речи почти не употребляются.

В: Я нашёл этом стихотворении много народных слов и выражений, которыми насыщена речь деда Мазая. Я тоже выписал их и подобрал близкие по смыслу.

У: Молодцы. Что вы ещё заметили?

А: В стихотворении много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: островок, островочек, дедушка, зайчики, столбик, зайчишко, ребятишки, зверюшки. Они подчеркивают доброе отношение автора к героям.

У: Какие выразительные средства использует Некрасов?

В: Поэт использует эпитеты: «болотистый, низменный край», «бедные зверьки». Метафоры: называет зайцев «команда косая», «плуты косые», зайчишку «горемыка», на бревне зайцы лежат «пластом».

А: Сравнения: зайчиха «толста, как купчиха», зайчик стоит на бревне как «столбик».

У: К какому типу текста можно отнести стихотворение?

А: Оно похоже на рассказ, повествует о событиях, которые произошли с дедом Мазаем и зайцами. Я думаю, это повествование.

В: Я тоже так думаю. В тексте много глаголов, к нему можно задать вопросы: что случилось? что происходит? когда это произошло? чем закончилось?

У: Верно. Составьте план пересказа.

А и В: У нас получился такой план.

У: Нарисуйте словами картины, которыми можно было бы проиллюстрировать ваш план.

А: Мазай с автором-охотником сидит в сарае. Он рассуждает о жестоких обычаях мужиков по отношению к животным.

В: Мазай плывет в лодке по разлившейся реке, вылавливает и складывает в лодку дрова.

А: Мазай видит островок, на котором сидят испуганные зайцы. Он подплывает и забирает их в лодку.

В: На бревне столбиком, скрестив лапки стоит заяц. Мазай забирает и его.

А: Под кустом толстая зайчиха. Она замёрзла и промокла, дрожит. Мазай пересаживает её в лодку и укрывает зипуном, чтобы согреть.

В: Мимо лодки Мазая плывёт бревно, на котором сидят и лежат зайцы. Мазаю нужны дрова и зайцев жалко. Он подцепил бревно багром и потащил как на буксире.

А: Деревня. На берегу стоят бабы и ребятишки, смеются на Мазаем. Дед не обращает на них внимания.

В: Лодка подплыла к безопасному берегу, зайцы спрыгнули на берег и поскакали в лес.

У: Я вижу, вы хорошо научились анализировать стихотворные произведения. Молодцы.

Разбор типового тренировочного задания.

Текст вопроса: Как называется тип текста, в котором идёт рассказ о чём-то, ком-то, о каких-то событиях?

1. Рассуждение.

2. Повествование.

3. Описание.

Правильный ответ: 2. Повествование.

Разбор типового контрольного задания.

Текст вопроса:

Найдите средства выразительности в стихотворении.

1 вариант

Подчеркните сравнение в тексте стихотворения Н. А. Некрасова.

«Только что начал работать веслом,

Глядь, у куста копошится зайчиха —

Еле жива, а толста как купчиха!»

2 вариант

Подчеркните метафору в тексте стихотворения Н. А. Некрасова

«…зайчишко на пне,

Лапки скрестивши, стоит, горемыка,

Взял и его — тягота не велика!»

Ответ

1 вариант

«Только что начал работать веслом,

Глядь, у куста копошится зайчиха —

Еле жива, а толста как купчиха!»

2 вариант

« …зайчишко на пне,

Лапки скрестивши, стоит, горемыка,

Взял и его — тягота не велика!»

Сегодня мы познакомимся со стихотворением Николая Некрасова «Дед Мазай и зайцы». После ознакомления с полным текстом стиха я предлагаю проанализировать сюжетную линию.

Содержание

  1. «Дед Мазай и зайцы»: краткий пересказ в двух словах
  2. Краткое содержание «Дедушка Мазай и зайцы» для читательского дневника
  3. Стихотворение  «Дед Мазай и зайцы» полностью ЧИТАТЬ
  4. Анализ стихотворения «Дед Мазай и зайцы» Некрасова Н.А.
  5. Тест

«Дед Мазай и зайцы»: краткий пересказ в двух словах

Старый охотник Дед Мазай рассказал автору, как однажды во время половодья ему удалось спасти много зайцев.

Животные укрывались на разных сухих местах, но им грозила опасность. Тогда Дед Мазай подплывал на лодке к каждой группе зайцев или одиноким животным и забирал их в свою лодку.

Когда место в лодке закончилось, он подцепил бревно с зайцами к лодке и так доставил косых к сухому берегу.

Зайцы выскочили из лодки под наставление охотника «не попадаться ему на глаза зимой», когда он пойдет на охоту.

После прочтения стихотворения ты, наверное, думаешь, что хорошо запомнил сюжет. Проверь себя, выполнив небольшой, но очень интересный тест по данному произведению.

Краткое содержание «Дедушка Мазай и зайцы» для читательского дневника

Если ты читаешь этот пункт, то тест, рекомендованный тебе чуть выше, ты прошёл с ошибками. Но это не страшно. Прочитав краткое содержание «Дед Мазай и зайцы» в форме пересказа, ты вспомнишь, где допустил ошибки при выполнении теста и при повторном его прохождении на все вопросы теста ответишь правильно.

Произведение Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» призвано научать подрастающее поколение проявлять доброту и заботу об окружающем мире, о живых существах.

Справочная информация

ФИО автора: Некрасов Николай Алексеевич
Название: «Дедушка Мазай и зайцы».
Число страниц: 16.
Издательство: «Детская литература», 2013 год.
Жанр: Стихотворение (по некоторым источникам, сказка в стихах).
Год написания: 1870 год.

Главные герои

Дедушка Мазай — пожилой овдовевший человек, занимавшийся охотой; по характеру добрый и шутливый.

Автор — охотник, поэт, человек любящий поговорить, очень порядочный и доброжелательный.

Сюжет

Однажды Мазай приглашает на совместную охоту автора.

Внезапно начинается сильный дождь и заставляет мужчин укрыться в сарае.

Мазай был любителем рассказывать разные истории, поэтому тут же решил развлечь поэта очередным рассказом о своих краях, местных охотниках.

Не забыл поделиться историями, которые с ним лично приключались.

Как-то раз довелось Мазаю плыть по реке. До этого прошли сильные дожди, и вода затопила низкие места.

По середине воды оставались видны лишь одиночные кочки.

На одном из таких торчащих из воды бугорков Мазай разглядел много зайцев. Вода прибывала, и животные пытались как-то спастись.

Мазай на лодке приблизился к зайцам и стал одного за одним усаживать их к себе.

Когда он пересадил в лодку всех зайцев, то поплыл дальше, собирая по пути напуганных животных.

Несколько зайцев он спас на проплывающем по реке бревна.

Так как лодка была уже полностью наполнена зайцами, места больше не было, то Мазай просто привязал бревно к лодке и так их транспортировал.

Когда Мазай подплыл к деревне, то это было какое-то невероятное зрелище. Но завидев сухой берег, зайцы повыскакивали из лодки и разбежались врассыпную.

Мазай на прощанье лишь успел крикнуть им, чтобы держались от него подальше, когда наступит зима — время охоты.

План пересказа «Дед Мазай и зайцы»

  1. Летний дождь.
  2. Рассказы Мазая.
  3. Половодье.
  4. Спасение зайцев.
  5. Берег спасения.
  6. Напутствие зайцам от охотника Мазая.

Главная мысль

Животные могут оказаться в опасности. Они беззащитны. Человек может помочь маленьким существам. В стихотворении Некрасов показал, что природа будет краше, богатства ее будут приумножаться, если бережно и заботливо к ней относиться. Бездумное же уничтожение живого лишь уничтожит природные богатства.

Чему учит сказка «Дед Мазай и зайцы»

Сказка в стихах помогает понять, что человек может быть добрым по отношению к животным и в состоянии помочь им в трудную минуту жизни.

Стихотворение  «Дед Мазай и зайцы» полностью ЧИТАТЬ

1

В августе, около Малых Вежей,
С старым Мазаем я бил дупелей.

Как-то особенно тихо вдруг стало,
На небе солнце сквозь тучу играло.

Тучка была небольшая на нем,
А разразилась жестоким дождем!

Прямы и светлы, как прутья стальные,
В землю вонзались струи дождевые

С силой стремительной… Я и Мазай,
Мокрые, скрылись в какой-то сарай.

Дети, я вам расскажу про Мазая.
Каждое лето домой приезжая,

Я по недели гощу у него.
Нравится мне деревенька его:

Летом ее убирая красиво,
Исстари хмель в ней родится на диво,

Вся она тонет в зеленых садах;
Домики в ней на высоких столбах

(Всю эту местность вода понимает,
Так что деревня весною всплывает,

Словно Венеция). Старый Мазай
Любит до страсти свой низменный край.

Вдов он, бездетен, имеет лишь внука,
Торной дорогой ходить ему — скука!

За сорок верст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочем:

“Лес не дорога: по птице, по зверю
Выпалить можно”. — “А леший?” — “Не верю!

Раз в кураже я их звал-поджидал
Целую ночь, — никого не видал!

За день грибов насбираешь корзину,
Ешь мимоходом бруснику, малину;

Вечером пеночка нежно поет,
Словно как в бочку пустую удод

Ухает; сыч разлетается к ночи,
Рожки точены, рисованы очи.

Ночью… ну, ночью робел я и сам:
Очень уж тихо в лесу по ночам.

Тихо как в церкви, когда отслужили
Службу и накрепко дверь затворили,

Разве какая сосна заскрипит,
Словно старуха во сне проворчит…”

Дня не проводит Мазай без охоты.
Жил бы он славно, не знал бы заботы,

Кабы не стали глаза изменять:
Начал частенько Мазай пуделять.

Впрочем, в отчаянье он не приходит:
Выпалит дедушка, — заяц уходит,

Дедушка пальцем косому грозит:
“Врешь — упадешь!” — добродушно кричит.

Знает он много рассказов забавных
Про деревенских охотников славных:

Кузя сломал у ружьишка курок,
Спичек таскает с собой коробок,

Сядет за кустом — тетерю подманит,
Спичку к затравке приложит — и грянет!

Ходит с ружьишком другой зверолов,
Носит с собою горшок угольков.

“Что ты таскаешь горшок с угольками?”
— “Больно, родимый, я зябок руками;

Ежели зайца теперь сослежу,
Прежде я сяду, ружье положу,

Над уголечками руки погрею,
Да уж потом и палю по злодею!”

“Вот так охотник!” — Мазай прибавлял.
Я, признаюсь, от души хохотал.

Впрочем, милей анекдотов крестьянских
(Чем они хуже, однако, дворянских?)

Я от Мазая рассказы слыхал.
Дети, для вас я один записал…

2

Старый Мазай разболтался в сарае:
“В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили;
Зайцы вот тоже, — их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, —
Нет! еще мало! бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?.. Я раз за дровами
В лодке поехал — их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет, —
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой —
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, — ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
“То-то! — сказал я, — не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!”
Этак гуторя, плывем в тишине.
Столбик не столбик, зайчишко на пне,
Лапки скрестивши, стоит, горемыка,
Взял и его — тягота невелика!
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится зайчиха —
Еле жива, а толста как купчиха!
Я ее, дуру, накрыл зипуном —
Сильно дрожала… Не рано уж было.
Мимо бревно суковатое плыло,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
“Взял бы я вас — да потопите лодку!”
Жаль их, однако, да жаль и находку —
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок…

Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
“Глянь-ко: что делает старый Мазай!”
Ладно! любуйся, а нам не мешай!
Мы за деревней в реке очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились:
Смотрят, на задние лапы встают,
Лодку качают, грести не дают:
Берег завидели плуты косые,
Озимь, и рощу, и кусты густые!..
К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил — и “с богом!” сказал…

И во весь дух
Пошли зайчишки.
А я им: “У‑х!”
Живей, зверишки!
Смотри, косой,
Теперь спасайся,
А чур зимой
Не попадайся!
Прицелюсь — бух!
И ляжешь… Ууу‑х!..”
Мигом команда моя разбежалась,
Только на лодке две пары осталось —
Сильно измокли, ослабли; в мешок
Я их поклал — и домой приволок,
За ночь больные мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись;
Вынес я их на лужок; из мешка
Вытряхнул, ухнул — и дали стречка!
Я проводил их всё тем же советом:
“Не попадайся зимой!”
Я их не бью ни весною, ни летом,
Шкура плохая, — линяет косой… ”

(1870)

Анализ стихотворения «Дед Мазай и зайцы» Некрасова Н.А.

У Н.А. Некрасова самым известным считается произведение «Дед Мазай и зайцы».

Автор приехал в гости в Малые Вежи к своему знакомому охотнику дедушке Мазаю.

Во время охоты их застал ливень. Укрываяьсь в сарае, охотники начали коротать время за разговорами. Махай рассказал о своем родном крае, какой он богатый, как красивы природные массивы. Также он рассказал историю, которая случилась с ним во время половодья.

Мазай сожалеет, что люди перестреляли животных. Даже во время половодья умудряются переловить бедных зайцев, потому что в такие наводнения животные не могут спастись от жадных охотников.

В одних из дней во время половодья Мазай отправился на лодки за дровами. Река сильно разлилась, оставив лишь местами небольшие сухие островки. На одном из таких островков и укрывались бедные зайчишки.

Они сбились в кучу, перемокшие и продрогшие от холода, зайцы даже не воспротивились, когда Мазай взял одного из них в лодку. Остальные сами попрыгали к нему. Еще бы минута-другая, и их островок накрыло водой, зайчики бы утонули. Вовремя дед спас длинноухих и поплыл дальше.

Потом он увидел еще одного зайчишку на пенечке, взял в лодку к остальным. Дальше была толстенькая зайчишка. И она была спасена дедом. Мазай ласково накрыл ее тулупом и положил в лодку.

Еще несколько зайцев плыли на бревне. Кто сидел, кто стоял, некоторые лежали. Но места в лодки уже не было, и дед привязал бревно багром.

Деревенские жители, увидев лодку Мазая, наполненную зайцами, долго потешались. Лишь почуяв сушу, зайцы начали вставать на задние ножки, вытягиваться в струнку, им не терпелось попасть на берег. От их волнения даже лодка начала раскачиваться. Деду Мазаю стало трудно грести. Так не терпелось зайцам попасть на землю.

Как только лодка подплыла, зайцы повыскакивали и со всех ног наутек. А Мазай похохатывал, да покрикивал, чтоб зимой не попадались к нему на мушку.

Только четыре зайца не смогли выскочить. Они сильно вымокли и промерзли. Поэтому Мазаю пришлось взять их в свой дом, чтобы отогреть. Он их накормил и утром отнес в лес. На прощанье и им сказал, чтобы зимой береглись. А в другое время года он на зайцев не охотится, шкура плохая.

БЛОК ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ПО ТЕМЕ

Где жил Дед Мазай?

Дед Мазай жил в Вёжах.

Как Дед Мазай спас зайцев?

Он загружал их в лодку и одно бревно с зайцами тянул багром.

Как Дед Мазай называл зайцев?

«Команда косая» и «плуты косые».

С кем Дед Мазай сравнивает зайчиху?

Сравнивает с купчихой.

Кто автор «Дед Мазай и зайцы»?

Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» написал Николай Алексеевич Некрасов.

Сколько страниц в книге «Дед Мазай и зайцы»?

10 страниц.

Тест

Проверьте, правильно ли вы усвоили материал в статье

1) Куда за сорок вёрст прямиком через леса бегал дед Мазай?

Нижний Новгород

Кострома

Москва

Вологда

2) Что любил делать дед Мазай?

охотиться

рыбачить

ходить по грибы

бродить по деревне

3) На кого охотился дед Мазай?

на волков

на тетеревов

на зайцев

на кабанов

4) Почему дед Мазай не охотится весной и летом?

слишком жарко ему

уезжает в город к детям

занимается огородом

у зайцев плохая шкура

5) Как относятся к зайцам деревенские мужики?

они их сильно жалеют

они их жестоко убивают

они к ним равнодушны

в деревне нет зайцев

6) Как повели себя зайцы, увидев берег?

повыскакивали в воду

раскачивали лодку

забились на дне лодки

прижались к деду Мазаю

На чтение 6 мин. Опубликовано 26.03.2020

Творчество русских поэтов-классиков дети начинают изучать уже в начальной школе. В 3 классе ребятам предлагается провести краткий анализ стихотворения Некрасова «Дед Мазай и зайцы» для читательского дневника. Описание сюжета или его пересказ в прозе поможет ученикам лучше понять смысл произведения, а также представить общую картинку повествования.

Содержание

  1. Описание сюжета
  2. Воспоминания автора
  3. Спасение зайцев
  4. Характеристика главного персонажа
  5. План для сочинения
  6. Краткий анализ
  7. Отзывы читателей

Описание сюжета

Краткое содержание «Дед Мазай и зайцы», оформленное в формате рассказа, очень важно для общего восприятия сюжета. Многие дети в этом возрасте плохо воспринимают стихотворную форму произведения, поэтому некоторые вещи для них остаются непонятными. Условно всю поэму можно разделить на две части.

Воспоминания автора

В первой части писатель рассказывает о посиделках со своим старинным другом Мазаем. Описывает деревенскую природу и восхищается её красотой. За этими воспоминаниями друзей застаёт непогода, и они вынуждены спрятаться в сарае от дождя.

Дедушка Мазай

Чтобы скоротать время, дедушка Мазай начинает вспоминать разные истории из своей жизни охотника. Побродить по лесу с ружьём или лукошком мужчина очень любил.

Он не боялся ходить далеко и на несколько дней. Мог питаться только дарами леса и всегда жил в ладах с природой.

Возможно, по этому его возмущали некоторые вещи, например:

  • охота на животных весной и летом;
  • нелюбовь местных жителей к их собственному краю;
  • уничтожение зверья ради забавы.

Дома в деревне стояли на сваях, так как река разливалась каждый год. В половодье много погибало лесной живности. Зверей было жалко старику. Когда закончились истории про его не слишком умных коллег-охотников, он и вспомнил один случай, который произошёл с ним в половодье. А автор записал его для детей.

Спасение зайцев

Вторая часть состоит из рассказанной дедом истории. Старик вспомнил, как отправился в обильное половодье на лодке за дровами. Разлившаяся река выносила из чащи леса сухой валежник. Брёвна плыли по течению, оставалось их только собирать в лодку и увозить домой. Вот этим и занимался Мазай, когда увидел небольшой островок, на котором сидели перепуганные зайцы. Вода прибывала быстро, поэтому животных ждала неминуемая гибель.

Спасение зайцев

Мужчине стало жалко зверьков. Он подплыл к островку, схватил одного зайца за уши и посадил в лодку. Остальные ушастые туда запрыгнули сами, так как выхода у них другого не было. Затем дед снял ещё одного беднягу с пня и подобрал беременную крольчиху, которая совсем уже промокла сидя на кочке.

Немного отплыв, Мазай вдруг увидел бревно, на котором плыли ещё несколько зайцев. Мужчине стало жаль зверьков, но у него уже и так была полная лодка. Хорошее бревно тоже терять не хотелось, поэтому дед зацепил его багром и взял на буксир вместе с ушастыми пассажирами.

С таким лесным сопровождением дед заплыл в деревню. Местные жители сильно потешались над причудой деда, ведь большинство людей привыкли бить в половодье зайцев баграми — кто на мясо, а кто и просто на потеху.

Так и проплыл старик через всю деревню под смех и громкие возгласы односельчан. Отвёз он мокрых бедняг подальше, туда, где была твёрдая земля. Они как увидели берег, так все радостно в лес поскакали. Остались в лодке только два самых слабых зайчишки. Мужчина их бережно завернул в мешок, привёз домой и вы́ходил. Затем тоже отпустил в лес с напутствием, чтобы не попадались ему зимой. Он охотник с принципами. Зайцев стреляет только в холода, когда у них шкурка красивая, а летом и весной их никогда не трогает.

Характеристика главного персонажа

Старый охотник является основным персонажем стихотворения. То, что главный герой был хорошим человеком, становится понятно даже из краткого содержания. Дед Мазай обладал такими качествами:

  • доброта;
  • рассудительность;
  • дальновидность.

Он понимал, что от ежегодного полноводья страдают не только люди. Много лесных животных погибало в это время. Именно поэтому он осуждал тех, кто искал себе лёгкую добычу при общей беде: «Зайцы вот тоже, — их жалко до слёз! Только весенние воды нахлынут, И без того они сотнями гинут, — Нет! ещё мало! бегут мужики, Ловят, и топят, и бьют их баграми. Где у них совесть?»

На бревне сидели еще зайцы

Это говорит об уме и дальновидности старика. Он осуждает деревенских мужиков за бездушие и глупость, так как понимает, что такое людское поведение напрямую отражается на популяции животных: «В нашем болотистом, низменном крае Впятеро больше бы дичи велось, Кабы сетями её не ловили, Кабы силками её не давили».

В целом характеристика деда Мазая только положительная. Несмотря на то что он был охотником, но правила соблюдал. Жил в ладах с природой и наслаждался её красотой и щедростью.

План для сочинения

Для того чтобы правильно написать сочинение или сделать удачный пересказ, следует составить небольшой план, согласно которому будет выполняться задание. Для этого стихотворение лучше разбить на 6 частей:

  1. Внезапный ливень.
  2. Истории дедушки Мазая.
  3. Полноводная река.
  4. Погибающие зайцы.
  5. Спасение животных.
  6. Напутствие старого охотника.

Если придерживаться этого плана, будет очень легко описать события сюжета в пересказе или сочинении. Мысли не будут путаться во времени и событиях повествования и работа станет выглядеть более структурированной и лаконичной.

Краткий анализ

Стихотворение входит в образовательную программу начальной школы. В 3 классе не нужно делать полный разбор произведения, достаточно краткого анализа для читательского дневника:

Ученики пишут краткий анализ «Дед Мазай и зайцы»

  • Год написания — 1870.
  • Полное название — «Дедушка Мазай и зайцы».
  • Автор — Николай Александрович Некрасов.
  • Жанр — стихотворение.
  • Тема — любовь к животным.
  • Основная мысль — доброта и взаимовыручка, важные качества для формирования личности человека.
  • Главный герой — дедушка Мазай.
  • Подходящие по смыслу пословицы — «Делай добро, и оно всегда к тебе вернётся» и «Жизнь дана на добрые дела».

Это произведение вошло во множество детских изданий с иллюстрациями и рисунками разных художников. По его мотивам снят мультипликационный фильм и даже написана картина с одноимённым названием под авторством Петра Соколова.

Можно смело утверждать, что стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» входит в список самых читаемых детских произведений. Несмотря на то что это не сказка, а вполне реальная история старого охотника, записанная автором с его слов, сюжет её не менее интересен юным читателям.

Стихотворение учит любить животных, относится к ним с теплотой и заботой. Всегда приходить на помощь беспомощным и слабым. Уметь ценить природу и наслаждаться её красотой и щедростью.

Отзывы читателей

Стихотворение очень понравилось. Оно достойно того, чтобы нарисовать не только картину, но и сделать мультфильм. Некрасов, один из лучших поэтов своего времени.

Кот 2010

Если кратко описать Мазая, то он молодец! Побольше бы таких умных и отзывчивых людей было в реальной жизни.

Настюша

Стихотворение учит добру и любви к животным. Очень полезное произведение для изучения в младшей школе. Дети должны с ранних лет понимать всю ответственность людей за природу на нашей планете.

Знайка

История создания произведения

В июне 1870 г. Некрасов впервые прибыл в Ярославль на поезде (железнодорожное сообщение из Москвы было проложено в губернию в феврале 1870 года) и отправился в свое имение Карабиху. Вскоре после приезда он написал одно из самых известных стихотворений о чудесном спасении во время наводнения.

Текст стихотворения «Дед Мазай и зайцы» автор послал в подмосковную усадьбу Витнево, где проживал М. Е. Салтыков-Щедрин. Очень быстро (17 июля 1870) ему пришел ответ, в котором русский писатель положительно отозвался о сочинении. Его первая публикация состоялась в январском номере журнала «Отечественные записки» в 1871 году.

кратчайшее содержание дед мазай и зайцы

Споры, откуда возникла идея произведения, идут до сих пор. Известно, что Некрасов познакомился с прототипом Мазая гораздо раньше, чем написал свое знаменитое стихотворение. От него он услышал рассказ о весеннем паводке, во время которого пожилому охотнику пришлось спасать зайцев.

Толчком к написанию в 1870 г. послужила идея Салтыкова-Щедрина выпустить книгу для детей, состоящую из рассказов Михаила Евграфовича и стихов Некрасова. Если бы не эти обстоятельства, возможно, занятый поэт так и не нашел бы времени для изложения рассказа приятеля Мазая на бумаге. В красочной форме автор передал историю об охотнике и зайцах, упомянул традиции и особенности крестьянского быта.

Легкое для восприятия произведение впоследствии вошло во множество детских изданий и было дополнено красочными иллюстрациями.

По мотивам стихотворения в 1980 г. снят мультипликационный фильм, информация о котором представлена в Википедии. Почти на век раньше, в 1894 г., художником Петром Соколовым была написана одноименная картина.

Описание сюжета

дед мазай и зайцы краткое содержание

Читая краткое содержание стихотворения Некрасова «Дедушка Мазай», школьники воспринимают сюжет, пересказанный в прозе. В младших классах не всем дается понять стихотворную форму произведения, и некоторые моменты остаются неусвоенными. Проза облегчает восприятие материала.

Произведение можно условно поделить на две части. Первая из них посвящена воспоминаниям автора о совместной охоте на дупелей в районе деревни Малые Вежи (расположена недалеко от Костромы). За этими событиями героев застает непогода, и они прячутся в сарае от дождя.

Чтобы скоротать время, дедушка начинает вспоминать истории из своей охотничьей жизни. Он не мыслил своей жизни без леса, любил побродить по нему с лукошком, заботился об обитателях.

Рассказ Мазая

Хорошо ориентируясь в родных краях, Мазай мог заходить глубоко в чащу, проводить там несколько дней, питаясь дарами природы. Он был противником уничтожения зверья ради забавы, переживал из-за равнодушного отношения местных жителей к родному краю.

Дома в его деревне издавна строили на сваях, поскольку каждую весну в районе начиналось половодье. В это время погибало особенно много лесных жителей, которых было жалко старику. Окончив рассказ о своих нерадивых коллегах-охотниках, Мазай вспомнил случай, который произошел с ним однажды во время разлива реки. Автор запомнил его и записал для детей.

С этого момента начинается вторая часть, в которой пересказана история дедушки. Ему вспомнилось, как в обильное половодье пришлось отправиться на лодке за дровами. Широко разлившись, река выносила из чащи сухой валежник. Мазаю не нужно было прилагать усилий — он доставал бревна из воды, укладывал в лодку и отвозил к дому на просушку.

Спасение зайчат

некрасов дед мазай и зайцы краткое

Во время очередного перемещения по реке пожилой мужчина увидел небольшой островок, который был покрыт перепуганными зайцами. Вода прибывала, и несчастным зверькам грозила гибель. Пожалев лесных обитателей, Мазай подплыл к острову и пересадил одного зайца в лодку, взяв его за уши. Другие зверьки перепрыгнули сами. Попутно спаситель снял еще одного бедолагу с пня и подобрал мокрую беременную крольчиху, которая сидела на кочке.

Плывя к берегу, Мазай увидел большое бревно, на котором также плыли зайцы. Ему пришлось зацепить его багром и транспортировать ушастых пассажиров по воде. Вместе с лесными обитателями дедушка приплыл в деревню. Местные жители потешались над ним. Многие были жестоки и использовали половодье, чтобы убивать несчастных зверьков багром. Кто-то ради шкурки и мяса, а кто-то просто на потеху.

Под крики и возгласы односельчан старик проплыл мимо. Он отвез животных туда, где было безопасно и безлюдно. Увидев берег, зайчики тут же убежали в лес. Остались две пары ослабленных бедолаг, которых Мазай бережно завернул мешок и выхаживал дома. Отпустив впоследствии их в лес, он наказывал, чтобы зайцы не попадались ему зимой. В холода он может тоже пострелять в них ради красивой шкурки, но в теплое время года никогда не трогает.

Характеристика главного персонажа

Основное действующее лицо повествования — старый охотник. Он добрый человек, что становится понятно даже из краткого содержания «Дед Мазай и зайцы». Важные качества главного персонажа:

  • рассудительность;
  • дальновидность;
  • доброта;
  • любовь к природе и благодарность за ее дары.

дед мазай и зайцы краткий пересказ

Мазай понимал, что в половодье приходится туго не только людям из его деревни, которые остаются отрезанными от мира. Много обитателей леса голодает и погибает в это время. Именно поэтому старик осуждал всех, кто наживался на всеобщей беде. Свою боль он выражал в строках: «Только весенние воды нахлынут, И без того они (зайцы) сотнями гинут, — Нет! ещё мало! бегут мужики, Ловят, и топят, и бьют их баграми».

Старик осуждает действия людей из своей деревни, их бездушие и глупость. Легкая добыча всегда желанна. Однако такое поведение сокращает количество животных в лесу, приводит к нарушениям в природе. Старик понимает это и негодует: «В нашем болотистом, низменном крае Впятеро больше бы дичи велось, Кабы сетями ее не ловили, Кабы силками ее не давили».

Мазай заслуживает положительной оценки. Он живет в гармонии с природой и старается помочь ближнему, если это нужно. Отдельно хочется отметить поведение зайцев. Лодка Мазая и бревно оказались для них спасением. Животные безропотно зашли в хлипкое суденышко, доверив человеку свою судьбу и понимая грозящую опасность. Зайцы оказались умными лесными жителями.

План пересказа

Правильно написать сочинение по произведению Некрасова или пересказать стихотворение поможет грамотно составленный план «Дедушка Мазай и зайцы». Он станет ориентиром во время написания творческой работы, напомнит ключевые моменты произведения. Авторский текст для этого удобно разбить на 6 частей:

  1. Внезапный ливень во время охоты.
  2. Воспоминания дедушки Мазая.
  3. Половодье весной.
  4. Погибающие на островке суши зайцы.
  5. Помощь, оказанная дедушкой.
  6. Напутствия старого охотника.

Придерживаясь плана, ученики смогут последовательно изложить свою литературную работу на бумаге или пересказать содержание произведение в понятной для учителя и одноклассников форме. В читательском дневнике также потребуется отобразить кратчайшее содержание. Его можно записать в нескольких предложениях:

дед мазай и зайцы некрасов краткое содержание

  1. Охота автора и старого Мазая на дупелей в конце лета.
  2. Непогода, от которой приятели спрятались в сарае.
  3. Воспоминания дедушки и рассказ о половодье.
  4. Спасение зайцев, застрявших на небольшом острове.
  5. Транспортировка бревна с зайцами багром.
  6. Доставка животных к берегу.
  7. Напутствия Мазая о том, чтобы косые не попадались ему зимой.

Краткий анализ

Стихотворение включено в образовательную программу третьего класса. Школьником нужно не только подготовиться к его пересказу, но и составить небольшой анализ. Сделать это можно по плану:

  1. Автор. Николай Алексеевич Некрасов.
  2. Название произведения. «Дед Мазай и зайцы».
  3. Год написания. 1870.
  4. Жанр. Стихотворение.
  5. Главные герои. Старый охотник Мазай — заботливый и меткий охотник. Веселый и озорной, что видно по его рассказу.
  6. Пересказ кратко. Дедушка Мазай искренне переживает за природу. Зная ее законы, в половодье он отправляется за дровами и легко собирает их в большом количестве. Увидев погибающих на острове зайцев, спасает их и отвозит в безопасное место.
  7. Основная мысль. Любое живое существо заслуживает доброго отношения и поддержки.
  8. Пословицы. «Жизнь дана на добрые дела».
  9. Что понравилось. Отношение главного героя Мазая к природе.
  10. Вывод. В любой ситуации важно вести себя по-человечески. Даже охотник должен помогать животным, которые попали в беду.

Несмотря на то что стихотворение не относится к жанру сказки, его сюжет увлекает юных читателей. Он учит любви ко всему живому, готовности беречь природу и не проходить мимо чужих страданий. Важно учиться разумно расходовать дары природы и не брать от нее больше, чем полагается.

Отзывы читателей

Несколько лет выступаю защитником природы, поэтому стихотворение о дедушке Мазае особенно трогает душу и вызывает гордость за русских людей. Кто, как не мы, поможет животным в трудный момент наводнения, пожара, голода? Считаю, что каждый ребенок должен познакомиться с этим стихотворением и усвоить, что все живое нуждается во внимательном отношении человека.

Недавно мы писали сочинение о любимом стихотворении. Я выбрала про деда Мазая, поскольку оно нравится больше других и имеет счастливый конец. Перечитала произведение еще раз и поняла, что дедушка — настоящий герой. Без его помощи зайчики бы погибли.

Настя, 13 лет, г. Ялта

Я сам охотник, и когда вижу зайцев, вспоминаю о стихотворении Некрасова. Руки опускаются, но потом вспоминаю, что и Мазай-то был хорошим охотником. Выпуская зайцев, он предупредил, что все равно будет рассматривать их как добычу зимой. Это право сильного, но во всем должен быть разум.

Борис Аркадьевич, 54 года, г. Казань

  • Здесь изображен сюжет народной сказки лиса и журавль нажимай на выделенную
  • Здесь изображен сюжет народной сказки гуси лебеди нажимай на выделенную учи ру
  • Здесь ему не место как пишется
  • Здесь изображен сюжет народной сказки гуси лебеди какие условия
  • Здесь все было не так как летом сочинение 5 класс русский язык