Здесь изображен сюжет сказки гаршина лягушка путешественница нажимай на выделенную

Не пропустите увлекательную Олимпиаду Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит с 12 октября по 2 ноября 2021 года. Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров. Олимпиада проходит при поддержке национального проекта «Культура» и знакомит учеников и их родителей с возможностями Национальной электронной библиотеки.

Олимпиада по литературе для 1-9 классов октябрь 2021

Содержание

  1. Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 1, 2, 3 и 4 класс
  2. Сказки
  3. Книжные памятники
  4. Краткое содержание
  5. Средства выразительности
  6. Жанры
  7. Писатели спрятались
  8. Тайный автор
  9. Исторические книги
  10. Рифмы
  11. Сказочная вечеринка

Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 1, 2, 3 и 4 класс

Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.

В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.

И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»

Сказки

Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.

1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.

2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок

3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами

Книжные памятники

Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.

1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун

2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение

3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой

Краткое содержание

Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.

1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка

2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун

3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв

Средства выразительности

Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».

Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.

1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.

3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.

Жанры

Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.

К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.

1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня

3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла

Писатели спрятались

Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня

1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»

2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»

3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»

Тайный автор

Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.

1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто

2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева

3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки

Исторические книги

Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.

1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.

2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.

Рифмы

Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.

1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал

Сказочная вечеринка

Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.

1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей

2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол

Недавно на сайте прошла Олимпиада по экологии 2021 год для 1-9 классов


Happy

Happy

74


Sad

Sad

31


Excited

Excited

136


Sleepy

Sleepy

19


Angry

Angry

40


Surprise

Surprise

26

Литературное чтение, 3 класс

Урок 29. В. М. Гаршин «Лягушка -путешественница»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Народная и литературная сказки;
  2. Биография В.М. Гаршина;
  3. Творчество В. М. Гаршина.

Цель:

  • знакомство с особенностями литературных и народных сказок.

Задачи:

  • сравнивать народные и литературные сказки;
  • характеризовать героев.

Тезаурус

Сказка – это повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Присказка – это разновидность прибаутки, добавляемой рассказчиком в начале, в середине и в конце сказки.

Аллегория – иносказание, выражение мысли, идеи в конкретном образе.

Ирония – тонкая, скрытая насмешка.

Аллегория – иносказание, выражение мысли, идеи в конкретном образе.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. 3 класс – М.: Просвещение, 2017.

Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М.: «Просвещение», 2013.

А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001.

Мы узнаем об особенностях содержания народной и литературной сказок.

Научимся различать народные и литературные сказки.

Сможем наблюдать за развитием событий.

Основное содержание урока

Сказки делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки переда-ютясь из уст в уста, от поколения к поколению, и первоначальный автор никому не известен.

Сказки можно разделить на две группы: литературные (авторские) и народные.

Народная сказка:

  • «Царевна –Лягушка».

Литературная сказка:

  • «Лягушка – путешественница».

Всеволод Михайлович Гаршин – выдающийся русский прозаик. Родился 2 февраля 1855 года в имении Приятная Долина (ныне Донецкая область Украины) в дворянской офицерской семье. Пятилетним ребёнком Гаршин пережил семейную драму. Ребёнок стал причиной крепкого раздора между родителями. До 1864 года он жил с отцом, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 году Гаршин поступил в Горный институт. Но литература и искусство интересовало его больше, чем наука. Он начинает печатать, пишет очерки и искусствоведческие статьи. В 1877 году Россия объявила войну Турции. Гаршин в первый же день записывается добровольцем в действующую армию. Произведённый в офицеры, он вскоре вышел в отставку, недолго пробыл вольнослушателем филологического факультета Петербургского университета, а затем всецело отдался литературной деятельности. Гаршин быстро приобрёл известность, особенной популярностью пользовались рассказы, в которых отразились его военные впечатления. Детская сказка «Лягушка-путешественница» – последнее произведение В. Гаршина.

Сказка «Лягушка-путешественница» – это забавная история о предприимчивой лягушке, решившей посетить «славные тёплые болота» на юге и отведать тамошних мошек и комаров.

Сказка создана на основе рассказа индийского учебника, призванного учить человека разумному поведению. Правда, главной героиней древнеиндийского сюжета является водоплавающая черепаха, а её спутниками – два гуся. Черепаха не хочет остаться умирать в пруду, который высыхает. В.М. Гаршин берёт за основу один только фрагмент: гуси несут на палке черепаху, и она, не удержавшись от «реплики», падает и разбивается.

Жила в одном болоте лягушка и наступила осень. Лягушка радовалась дождю и не квакала только, потому, что осенью квакать не солидно.

Вдруг на болото села стая уток и лягушка захотела с ними поговорить.

Утки очень хвалили юг, ведь там тепло, и лягушка решила во чтобы то ни стало побывать на юге.

Лягушка придумала способ долететь до юга на утках с помощью прутика. Утки были в восторге от сообразительности лягушки и согласились.

Лягушка в полёте примиряла разные позы. На третий день попросила уток лететь пониже, чтобы услышать, что говорят люди. Люди удивлялись, видя в небе уток с лягушкой. Лягушка не выдержала и закричала, что это она всё придумала. С этим криком лягушка и упала в местный пруд.

Главная героиня – лягушка. Она находчивая, изобретательная, смелая, но хвастливая.

Автор симпатизирует героине своей сказки, он рассказывает нам о ней с доброй иронией. В. Гаршин так описал нам лягушку: «дождик моросил по её пёстренькой лакированной спинке; капли подтекали ей под брюшко и за лапки».

На протяжении всего повествования автор слегка подшучивает над своей героиней.

В этой сказке мы можем выделить четыре эпизода и вступление. Выделенные эпизоды сказки:

  • знакомство с лягушкой;
  • прилёт уток к лягушке на болото;
  • полёт-путешествие лягушки с утками;
  • падение в незнакомое болото и новая жизнь лягушки.

Вступление напоминает нам присказку.

Лягушка показана нам глупенькой и несдержанной. Это мы видим в эпизоде, когда лягушка летела, схватившись ртом за тростинку. Она так сильно хотела похвалиться перед всеми своей идеей лететь на утках, что забыла о своём положение и закричала: «Это я, я придумала!» После чего упала в чужое болото. Автор в своём произведении иронизирует, используя слова: «шлёпнулась», «полетела вверх тормашками», «бултыхнулась».

Ирония – тонкая, скрытая насмешка.

Сама лягушка хвастлива и получает удовольствие, когда её хвалят. Также, когда она рассказывала другим лягушкам о своём путешествии, она всё преувеличивала и рассказывала даже того, чего не было. Например, она сказала, что утки её личные, и что она была на юге, где очень хорошо, хоть она туда и не попала.

Автор видит в ней не только тщеславие и хвастовство, но и хорошие качества: воспитанность, вежливость, смелость, любознательность. Показывая недостатки лягушки, автор всё же испытывает к ней симпатию, вероятно, поэтому он сохраняет ей жизнь в конце сказки.

Образ лягушки из сказки Гаршина – это аллегория хвастовства и нескромности. Автор иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых.

Главная мысль заключается в том, что хвастовство никогда не приведёт к добру.

Сказка учит скромности, сдержанности, умению находить выход в любой ситуации.

Сравнивая сказки «Царевна-лягушка» и «Лягушка-путешественница» можно пронаблюдать, что в литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т.е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей.

В литературной сказке ярко представлен характер персонажей. Читатель понимает, кого из персонажей автор ценит, а кого осуждает.

Литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его духовный мир.

Тема хвастовства актуальна и в наше дни. Многие люди красочно рассказывают о себе и о своих мнимых достоинствах. А узнав их получше, можно разочароваться, так как на самом деле они являются не теми, за кого себя выдают.

Всеволод Михайлович в своей сказке на примере Лягушки показал детям, что не нужно хвастаться о своих поступках, а, наоборот, быть скромным, и тогда задуманное обязательно получится.

«Есть что-то знаменательное в том, что последние слова Гаршина были обращены к детям», – отмечал литературовед, автор книги о творчестве Гаршина Г.А. Бялый, что последнее его произведение светло и беспечально. Это произведение как бы свидетельство того, что радость жизни не исчезнет никогда, что «свет во тьме светит». Гаршин так думал и чувствовал всегда».

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Расположите на ленте времени части сказки «Лягушка-путешественница».

Лента времени.

Части сказки:

Стая уток

Находчивость Лягушки

Второй день путешествия

Разбитые мечты

Лягушка в болоте

Прекрасный юг

Первый день путешествия

Падение лягушки

Правильный ответ:

Части располагаются в последовательности:

Лягушка в болоте

Стая уток

Прекрасный юг

Находчивость Лягушки

Первый день путешествия

Второй день путешествия

Падение лягушки

Разбитые мечты

Разбор типового контрольного задания

1 вариант

Текст вопроса: Выделите соответствие термина и определения одним цветом.

Присказка

Это повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Сказка

Это разновидность прибаутки, добавляемой рассказчиком в начале, в середине и в конце сказки.

2 вариант

Текст вопроса: Выделите соответствие термина и определения одним цветом.

Аллегория

Тонкая, скрытая насмешка.

Ирония

Иносказание, выражение мысли, идеи в конкретном образе.

Ответ

1 вариант

Присказка

Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Сказка

Это разновидность прибаутки, добавляемой рассказчиком в начале, в середине и в конце сказки.

2 вариант

Аллегория

Тонкая, скрытая насмешка.

Ирония

Иносказание, выражение мысли, идеи в конкретном образе.

«Лягушка-путешественница» читательский дневник

«Лягушка-путешественница» читательский дневник

«Лягушка-путешественница» – увлекательная и поучительная сказка о находчивой лягушке, которая из-за своего хвастовства не достигла задуманного.

Краткое содержание «Лягушка-путешественница» для читательского дневника

ФИО автора: Гаршин Всеволод Михайлович

Название: Лягушка-путешественница

Число страниц: 16. В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Издательство «Детиздат». 2018 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1887 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Главные герои

Лягушка – хитрая и умная, но хвастливая лягушка, придумавшая эффективный способ передвижения.

Утки – добрые и отзывчивые птицы, пожалевшие лягушку.

Сюжет

В одном болоте жила самая обычная лягушка. С приходом осени зачастили дожди. Лягушка радовалась им, но не квакала, потому что квакать осенью не солидно. Как-то раз на болото села передохнуть стая уток, и лягушка решила поболтать с ними. Узнав, что утки держат путь на юг, она принялась расспрашивать о юге.

Утки красочно рассказывали о тёплых странах, где всегда светило солнышко и было много корма. Лягушка представила себе это чудесное место, и ей так сильно захотелось побывать на юге, что она решила отыскать какой-то способ сделать это. Лягушка была очень сообразительной и попросила уток перенести её на юг при помощи прутика. Добрые утки согласились на это необычное предложение. Лягушка схватилась за прутик, и утки, взяв его в клювы с обеих сторон, взмыли ввысь.

Поначалу лягушка приноравливалась к полёту, затем она догадалась перевернуться, и так ей стало лучше видно всё вокруг. Спустя время лягушка попросила уток лететь чуть пониже, чтобы можно было слышать, о чём говорят на земле. Люди, видя пролетающих уток с лягушкой, очень удивлялись. Не выдержав, лягушка закричала, что это она всё придумала – ей хотелось, чтобы все знали, какая она умная и находчивая. С этим криком лягушка упала в небольшой пруд. Она рассказывала местным лягушкам о своём необыкновенном путешествии и о том, что утки непременно вернутся за ней весной, но утки так и не прилетели.

План пересказа

  1. Знакомство с утками.
  2. Лягушка узнаёт о юге.
  3. Лягушка придумывает способ добраться до тёплых стран.
  4. Начало путешествия.
  5. Катастрофа.
  6. Разбитые мечты лягушки.

Главная мысль

Хвастовство – не самое лучшее качество, оно никогда не доводит до добра.

Чему учит

Сказка учит скромности, выдержке и умению находить выход в любой ситуации, настойчиво идти к своей цели.

Отзыв

Если в голову приходит какая-то идея, пусть даже необычная, обязательно стоит попробовать воплотить её в жизнь. Это сделала лягушка, но, к сожалению, она так и не осуществила свой замысел до конца.

Рисунок-иллюстрация к сказке Лягушка-путешественница

Рисунок-иллюстрация к сказке Лягушка-путешественница.

Пословицы

  • Хвастовство до добра не доведёт.
  • Хотел чёрт на Луну взлететь, да сорвался.

Что понравилось

Очень понравилось, что лягушка не боялась мечтать. Она рискнула покинуть родное болото, чтобы посмотреть мир. Пусть у неё это и не получилось из-за чрезмерного хвастовства, но она стала единственной лягушкой, которая летала вместе с птицами.

Рейтинг читательского дневника

А какую оценку поставите вы?

В болоте под осенним дождичком нежила пеструю лакированную спинку толстая лягушка-квакушка. Жила она спокойно, боялась только аиста. Но в тот день целое стадо уток, со свистом рассекающих крыльями воздух, спустилось на болото перекусить. Любопытная лягушка вежливо расспросила их про юг, куда они летят. Утки ответили, что на юге тепло и тучи комаров. Лягушка, приквакнув от удовольствия, решила лететь с ними. В пять минут придумала, как: пусть утки в клювах несут прут, а она за него челюстями уцепится. Утки поразились ее уму.

Лягушку подняли на высоту. Хоть и страшно, и плохо видно, а ей все интересно. Крестьяне в полях глядели на них. На другой день, чтобы показать себя во всей красе и послушать, что скажут люди, лягушка попросила уток лететь пониже. Так и сделали. Люди изумлялись: ну и чудо! И кто придумал такую хитрость? Лягушка не вытерпела, разжала челюсти и заорала: «Это я!» К счастью, шлепнулась она в деревенский пруд. И здешним лягушкам сразу похвасталась, что здесь ненадолго, что у нее есть свои утки, на которых она особым способом летает на юг. Но зря она поджидала птиц весной. Те пролетели мимо, думая, что бедняжка разбилась о землю.

Читательский дневник по сказке «Лягушка-путешественница» Гаршина

Сюжет

Болотная лягушка захотела лететь с утками на теплый и сытный юг. Она велела двум птицам держать прутик, а сама посередине повисла на нем на челюстях. Квакушка так хотела, чтобы все восхищались ее умом, что попросила птиц снизиться. И крикнула удивленным людям, что сама все это придумала. Свалилась в пруд – и здесь расхвасталась перед лягушками. Будто чудесным способом летает на юг на утках. Да так в том пруду и осталась. Утки ведь думали, что она расшиблась.

Отзыв

В названии – ирония. Автор смеется над незадачливой путешественницей. Это сказка о хвастливой, тщеславной лягушке-фантазерке, чье путешествие длилось всего пару дней. Похвалы ей оказались важнее юга. Ее способ полета хорош, но без помощи добрых уток у нее ничего бы не получилось. Только чудом она осталась жива. Но и на новом месте взялась сразу врать.
Сказка учит быть любознательным, открывать мир, доводить дело до конца, думать, прежде чем что-то сказать и сделать. Учит скромности, правдивости, благодарности, искренности, смекалке, упорству и отваге.

План «Лягушка-путешественница»

  1. Квакушка в тихом болоте.
  2. Осенний перелет уток.
  3. Мечта о сытом юге.
  4. Изобретение лягушки.
  5. Жажда славы.
  6. Падение хвастливой лягушки.
  7. Вранье в чужом пруду.
  8. Забытая лягушка.

Вопросы по сказке «Лягушка-путешественница»

  1. В какое время года случились события в сказке? (осенью).
  2. Главный враг квакушки? (аист).
  3. Куда летела утиная стая? (на юг).
  4. Почему лягушка захотела лететь на юг? (там тепло и много мошек).
  5. За сколько минут лягушка придумала способ лететь без крыльев? (за 5 минут).
  6. Сколько верст утки должны были нести прут? (3 тысячи верст).
  7. Чем занимались люди в деревне? (уборкой хлеба, молотьбой ржи).
  8. Куда упала хвастливая квакушка? (в пруд).
  9. Где, судя по ее рассказам, побывала квакушка? (на юге).
  10. Вернулись ли птицы за квакушкой весной? (нет).

Дата изменения: 07 ноября 2021 в 18:49

Цель: создать условия для творческой работы над
текстом;

Задачи: — учить выявлять черты характера героя,
наделённые автором;

— развивать умение выборочно читать, читать по
ролям, отвечать на вопросы по содержанию;

— воспитывать интерес к чтению, положительные
черты характера;

 Оборудование: рисунки учащихся к сказке,
предметная картинка “Лягушка”, набор карточек
“Черты характера”, телевизор, DVD- плеер, диск со
сказкой, фигуры лягушки;

Ход урока:

I.Организационный момент. Зрительная
проверка рабочих мест, состояние учащихся

II.Психологический настрой. Учитель:-
Пожелайте друг другу удачи улыбкой.

III. Вводная беседа.

Учитель:- Какую сказку вы прочитали на прошлом
уроке? Кто автор? Назовите главных героев

Дети:- Мы прочитали сказку В..М.Гаршина
“Лягушка-путешественница”.

Главные герои: лягушка, утки.

IV.Индивидуальные сообщения.

У.- На свете много видов лягушек. Послушайте
сообщение о самой большой лягушке – голиаф и о
самой маленькой – кокоа. (Приложение 1)

V. Постановка задач.

У.- А какой была наша героиня? Главная задача
нашей работы – выявить, какими чертами характера
наделил автор сказочную лягушку. Что нам поможет
в работе?

Д.- Нам помогут знание содержания сказки, наши
рисунки, наше внимание.

VI. Работа над сказкой (выявление черт
характера).

а) Просмотр видео – сюжета.

У. -Для этого, давайте заглянем в среду обитания
лягушки.

Внимательно посмотрите видео-сюжет и найдите
для него соответствующий отрывок из сказки в
учебнике.

(Смотрят сюжет и находят соответствующий
отрывок в учебнике.)

б) Выборочное чтение.

У.- Прочитайте, что доставляло наслаждение
лягушке?

Д.- Она наслаждалась тёплым мелким дождём.

У. -Что прервало её наслаждение дождём?

Д.- Утки.

У.- Зачем утки сели на это болото? Прочитайте.

Д.- Лететь ещё далеко: надо покушать.

в) Чтение отрывка учителем.

У.- Прослушайте небольшой отрывок, выделите
одну из черт характера лягушки?

Д.- Любопытство.

У.- Благодаря любопытству, что она узнала от
уток?

Д.- Она узнала, что такое юг.

У.- Послушайте, как это происходило.

г) Чтение по ролям. ( Два ученика читают диалог
уток и лягушки.)

У.- А что она придумала, чтобы осуществить свою
мечту? Расскажите.

д) Краткий пересказ. (Дети кратко пересказывают
отрывок из сказки.)

У.- При этом какая черта её характера
проявилась?

Д.- Изобретательность.

У.- Почему утки согласились нести её?

Д.- Её ум привёл уток в такой восторг, что они
единодушно согласились нести её.

е) Работа с выставкой рисунков. ( Приложение
2)

У.- Рассмотрите ваши рисунки. К какой части
сказки можно отнести их?

Д.- Полёт на утках.

ж) Самостоятельное чтение.

У.- Найдите в учебнике как это описано.
Прочитайте про себя и ответьте на вопрос: Какие
чувства испытывала лягушка в полёте?

У.- Какой должна быть лягушка, отправившаяся в
такое путешествие?

Д.- Смелая.

Физ. минутка: Утки стаей летели,

На лужайку тихо сели

Травку пощипали,
Букашек поклевали
И тихонько поднялись,
Полетели дружно ввысь.

з) Выборочное чтение.

У.- Видно ли было лягушке всё, что происходило
внизу?

Д.- Нет, утки летели высоко; она смотрела назад и
немного вверх.

У.- Как опять героиня проявила свою
находчивость, изобретательность, чтобы лучше
видеть то, что делается внизу?

Д.- Нельзя ли нам лететь не так высоко? У меня от
высоты кружится голова, и я боюсь свалиться, если
мне станет дурно.

и) Работа над выразительным чтением (просмотр
видео — сюжета)

У.- Найдите и прочитайте, как реагировали люди,
увидев необычное в стае уток. С какой интонацией
надо читать эти предложения?

Д.- Восклицать, радостно, удивлённо.

У.- Посмотрите видео — сюжет к этому отрывку,
правы ли ваши предположения; обратите внимание
на интонацию звучания голосов.

Д.- Действительно присутствует интонация
радости, удивления, восклицания.

У.- Скажите, что при этом думала лягушка?

Д.- Знают ли они, что это я придумала, а не утки.

У.- Какое качество помешало нашей героине
дальше лететь с утками на юг?

Д.- Хвастовство.

к) Озвучивание видео — сюжета (пересказ от лица
лягушки).

У.- Озвучите эпизод из мультфильма от лица
лягушки, как жилось ей на новом месте. Какое
качество проявляется в этом отрывке?

Д.- Болтливость, хвастовство.

У.- С какой интонацией надо озвучить, чтобы
передать это качество лягушки?

Д.- Быстро, с интонацией восклицания.

VII. Обобщение.

У.- Так какой вы себе представили лягушку?

(Дети обобщают знания по составленной схеме.) (Приложение 3)

а) Работа с пословицей.

У.- Прочитайте пословицу “Хвастовство само
себя наказывает”. Как понимаете пословицу?

У.- Подходит эта пословица к поведению нашей
героини?

Д.- Да, промолчала бы она, не стала кричать,
хвастаться, то долетела бы с утками до юга.

VIII. Творческая работа. ( Приложение
4)

У.- А сейчас давайте заглянем в нашу творческую
мастерскую. Ребята из первой группы будут
писателями и придумают другой конец сказки;
ребята из второй группы напишут письмо лягушке;
третья группа составит задачи про лягушек, уток;
на уроке математике мы их решим.

IX. Проверка творческих работ.

( Дети зачитывают свои работы, обосновывают
свой выбор)

X. Подведение итога урока.

У.- Чему учились сегодня на урок?

  • Здесь изображен сюжет народной сказки лиса и журавль нажимай на выделенную
  • Здесь изображен сюжет народной сказки гуси лебеди нажимай на выделенную учи ру
  • Здесь ему не место как пишется
  • Здесь изображен сюжет народной сказки гуси лебеди какие условия
  • Здесь все было не так как летом сочинение 5 класс русский язык