Не пропустите увлекательную Олимпиаду Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит с 12 октября по 2 ноября 2021 года. Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров. Олимпиада проходит при поддержке национального проекта «Культура» и знакомит учеников и их родителей с возможностями Национальной электронной библиотеки.
Содержание
- Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 1, 2, 3 и 4 класс
- Сказки
- Книжные памятники
- Краткое содержание
- Средства выразительности
- Жанры
- Писатели спрятались
- Тайный автор
- Исторические книги
- Рифмы
- Сказочная вечеринка
Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 1, 2, 3 и 4 класс
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Недавно на сайте прошла Олимпиада по экологии 2021 год для 1-9 классов
Happy
74
Sad
31
Excited
136
Sleepy
19
Angry
40
Surprise
26
Литературное чтение, 3 класс
Урок 29. В. М. Гаршин «Лягушка -путешественница»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Народная и литературная сказки;
- Биография В.М. Гаршина;
- Творчество В. М. Гаршина.
Цель:
- знакомство с особенностями литературных и народных сказок.
Задачи:
- сравнивать народные и литературные сказки;
- характеризовать героев.
Тезаурус
Сказка – это повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Присказка – это разновидность прибаутки, добавляемой рассказчиком в начале, в середине и в конце сказки.
Аллегория – иносказание, выражение мысли, идеи в конкретном образе.
Ирония – тонкая, скрытая насмешка.
Аллегория – иносказание, выражение мысли, идеи в конкретном образе.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. 3 класс – М.: Просвещение, 2017.
Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М.: «Просвещение», 2013.
А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001.
Мы узнаем об особенностях содержания народной и литературной сказок.
Научимся различать народные и литературные сказки.
Сможем наблюдать за развитием событий.
Основное содержание урока
Сказки делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки переда-ютясь из уст в уста, от поколения к поколению, и первоначальный автор никому не известен.
Сказки можно разделить на две группы: литературные (авторские) и народные.
Народная сказка:
- «Царевна –Лягушка».
Литературная сказка:
- «Лягушка – путешественница».
Всеволод Михайлович Гаршин – выдающийся русский прозаик. Родился 2 февраля 1855 года в имении Приятная Долина (ныне Донецкая область Украины) в дворянской офицерской семье. Пятилетним ребёнком Гаршин пережил семейную драму. Ребёнок стал причиной крепкого раздора между родителями. До 1864 года он жил с отцом, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 году Гаршин поступил в Горный институт. Но литература и искусство интересовало его больше, чем наука. Он начинает печатать, пишет очерки и искусствоведческие статьи. В 1877 году Россия объявила войну Турции. Гаршин в первый же день записывается добровольцем в действующую армию. Произведённый в офицеры, он вскоре вышел в отставку, недолго пробыл вольнослушателем филологического факультета Петербургского университета, а затем всецело отдался литературной деятельности. Гаршин быстро приобрёл известность, особенной популярностью пользовались рассказы, в которых отразились его военные впечатления. Детская сказка «Лягушка-путешественница» – последнее произведение В. Гаршина.
Сказка «Лягушка-путешественница» – это забавная история о предприимчивой лягушке, решившей посетить «славные тёплые болота» на юге и отведать тамошних мошек и комаров.
Сказка создана на основе рассказа индийского учебника, призванного учить человека разумному поведению. Правда, главной героиней древнеиндийского сюжета является водоплавающая черепаха, а её спутниками – два гуся. Черепаха не хочет остаться умирать в пруду, который высыхает. В.М. Гаршин берёт за основу один только фрагмент: гуси несут на палке черепаху, и она, не удержавшись от «реплики», падает и разбивается.
Жила в одном болоте лягушка и наступила осень. Лягушка радовалась дождю и не квакала только, потому, что осенью квакать не солидно.
Вдруг на болото села стая уток и лягушка захотела с ними поговорить.
Утки очень хвалили юг, ведь там тепло, и лягушка решила во чтобы то ни стало побывать на юге.
Лягушка придумала способ долететь до юга на утках с помощью прутика. Утки были в восторге от сообразительности лягушки и согласились.
Лягушка в полёте примиряла разные позы. На третий день попросила уток лететь пониже, чтобы услышать, что говорят люди. Люди удивлялись, видя в небе уток с лягушкой. Лягушка не выдержала и закричала, что это она всё придумала. С этим криком лягушка и упала в местный пруд.
Главная героиня – лягушка. Она находчивая, изобретательная, смелая, но хвастливая.
Автор симпатизирует героине своей сказки, он рассказывает нам о ней с доброй иронией. В. Гаршин так описал нам лягушку: «дождик моросил по её пёстренькой лакированной спинке; капли подтекали ей под брюшко и за лапки».
На протяжении всего повествования автор слегка подшучивает над своей героиней.
В этой сказке мы можем выделить четыре эпизода и вступление. Выделенные эпизоды сказки:
- знакомство с лягушкой;
- прилёт уток к лягушке на болото;
- полёт-путешествие лягушки с утками;
- падение в незнакомое болото и новая жизнь лягушки.
Вступление напоминает нам присказку.
Лягушка показана нам глупенькой и несдержанной. Это мы видим в эпизоде, когда лягушка летела, схватившись ртом за тростинку. Она так сильно хотела похвалиться перед всеми своей идеей лететь на утках, что забыла о своём положение и закричала: «Это я, я придумала!» После чего упала в чужое болото. Автор в своём произведении иронизирует, используя слова: «шлёпнулась», «полетела вверх тормашками», «бултыхнулась».
Ирония – тонкая, скрытая насмешка.
Сама лягушка хвастлива и получает удовольствие, когда её хвалят. Также, когда она рассказывала другим лягушкам о своём путешествии, она всё преувеличивала и рассказывала даже того, чего не было. Например, она сказала, что утки её личные, и что она была на юге, где очень хорошо, хоть она туда и не попала.
Автор видит в ней не только тщеславие и хвастовство, но и хорошие качества: воспитанность, вежливость, смелость, любознательность. Показывая недостатки лягушки, автор всё же испытывает к ней симпатию, вероятно, поэтому он сохраняет ей жизнь в конце сказки.
Образ лягушки из сказки Гаршина – это аллегория хвастовства и нескромности. Автор иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых.
Главная мысль заключается в том, что хвастовство никогда не приведёт к добру.
Сказка учит скромности, сдержанности, умению находить выход в любой ситуации.
Сравнивая сказки «Царевна-лягушка» и «Лягушка-путешественница» можно пронаблюдать, что в литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т.е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей.
В литературной сказке ярко представлен характер персонажей. Читатель понимает, кого из персонажей автор ценит, а кого осуждает.
Литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его духовный мир.
Тема хвастовства актуальна и в наше дни. Многие люди красочно рассказывают о себе и о своих мнимых достоинствах. А узнав их получше, можно разочароваться, так как на самом деле они являются не теми, за кого себя выдают.
Всеволод Михайлович в своей сказке на примере Лягушки показал детям, что не нужно хвастаться о своих поступках, а, наоборот, быть скромным, и тогда задуманное обязательно получится.
«Есть что-то знаменательное в том, что последние слова Гаршина были обращены к детям», – отмечал литературовед, автор книги о творчестве Гаршина Г.А. Бялый, что последнее его произведение светло и беспечально. Это произведение как бы свидетельство того, что радость жизни не исчезнет никогда, что «свет во тьме светит». Гаршин так думал и чувствовал всегда».
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса: Расположите на ленте времени части сказки «Лягушка-путешественница».
Лента времени.
Части сказки:
Стая уток
Находчивость Лягушки
Второй день путешествия
Разбитые мечты
Лягушка в болоте
Прекрасный юг
Первый день путешествия
Падение лягушки
Правильный ответ:
Части располагаются в последовательности:
Лягушка в болоте
Стая уток
Прекрасный юг
Находчивость Лягушки
Первый день путешествия
Второй день путешествия
Падение лягушки
Разбитые мечты
Разбор типового контрольного задания
1 вариант
Текст вопроса: Выделите соответствие термина и определения одним цветом.
Присказка |
Это повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. |
Сказка |
Это разновидность прибаутки, добавляемой рассказчиком в начале, в середине и в конце сказки. |
2 вариант
Текст вопроса: Выделите соответствие термина и определения одним цветом.
Аллегория |
Тонкая, скрытая насмешка. |
Ирония |
Иносказание, выражение мысли, идеи в конкретном образе. |
Ответ
1 вариант
Присказка |
Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому. |
Сказка |
Это разновидность прибаутки, добавляемой рассказчиком в начале, в середине и в конце сказки. |
2 вариант
Аллегория |
Тонкая, скрытая насмешка. |
Ирония |
Иносказание, выражение мысли, идеи в конкретном образе. |
«Лягушка-путешественница» читательский дневник
«Лягушка-путешественница» – увлекательная и поучительная сказка о находчивой лягушке, которая из-за своего хвастовства не достигла задуманного.
Краткое содержание «Лягушка-путешественница» для читательского дневника
ФИО автора: Гаршин Всеволод Михайлович
Название: Лягушка-путешественница
Число страниц: 16. В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Издательство «Детиздат». 2018 год
Жанр: Сказка
Год написания: 1887 год
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Главные герои
Лягушка – хитрая и умная, но хвастливая лягушка, придумавшая эффективный способ передвижения.
Утки – добрые и отзывчивые птицы, пожалевшие лягушку.
Сюжет
В одном болоте жила самая обычная лягушка. С приходом осени зачастили дожди. Лягушка радовалась им, но не квакала, потому что квакать осенью не солидно. Как-то раз на болото села передохнуть стая уток, и лягушка решила поболтать с ними. Узнав, что утки держат путь на юг, она принялась расспрашивать о юге.
Утки красочно рассказывали о тёплых странах, где всегда светило солнышко и было много корма. Лягушка представила себе это чудесное место, и ей так сильно захотелось побывать на юге, что она решила отыскать какой-то способ сделать это. Лягушка была очень сообразительной и попросила уток перенести её на юг при помощи прутика. Добрые утки согласились на это необычное предложение. Лягушка схватилась за прутик, и утки, взяв его в клювы с обеих сторон, взмыли ввысь.
Поначалу лягушка приноравливалась к полёту, затем она догадалась перевернуться, и так ей стало лучше видно всё вокруг. Спустя время лягушка попросила уток лететь чуть пониже, чтобы можно было слышать, о чём говорят на земле. Люди, видя пролетающих уток с лягушкой, очень удивлялись. Не выдержав, лягушка закричала, что это она всё придумала – ей хотелось, чтобы все знали, какая она умная и находчивая. С этим криком лягушка упала в небольшой пруд. Она рассказывала местным лягушкам о своём необыкновенном путешествии и о том, что утки непременно вернутся за ней весной, но утки так и не прилетели.
План пересказа
- Знакомство с утками.
- Лягушка узнаёт о юге.
- Лягушка придумывает способ добраться до тёплых стран.
- Начало путешествия.
- Катастрофа.
- Разбитые мечты лягушки.
Главная мысль
Хвастовство – не самое лучшее качество, оно никогда не доводит до добра.
Чему учит
Сказка учит скромности, выдержке и умению находить выход в любой ситуации, настойчиво идти к своей цели.
Отзыв
Если в голову приходит какая-то идея, пусть даже необычная, обязательно стоит попробовать воплотить её в жизнь. Это сделала лягушка, но, к сожалению, она так и не осуществила свой замысел до конца.
Пословицы
- Хвастовство до добра не доведёт.
- Хотел чёрт на Луну взлететь, да сорвался.
Что понравилось
Очень понравилось, что лягушка не боялась мечтать. Она рискнула покинуть родное болото, чтобы посмотреть мир. Пусть у неё это и не получилось из-за чрезмерного хвастовства, но она стала единственной лягушкой, которая летала вместе с птицами.
Рейтинг читательского дневника
А какую оценку поставите вы?
В болоте под осенним дождичком нежила пеструю лакированную спинку толстая лягушка-квакушка. Жила она спокойно, боялась только аиста. Но в тот день целое стадо уток, со свистом рассекающих крыльями воздух, спустилось на болото перекусить. Любопытная лягушка вежливо расспросила их про юг, куда они летят. Утки ответили, что на юге тепло и тучи комаров. Лягушка, приквакнув от удовольствия, решила лететь с ними. В пять минут придумала, как: пусть утки в клювах несут прут, а она за него челюстями уцепится. Утки поразились ее уму.
Лягушку подняли на высоту. Хоть и страшно, и плохо видно, а ей все интересно. Крестьяне в полях глядели на них. На другой день, чтобы показать себя во всей красе и послушать, что скажут люди, лягушка попросила уток лететь пониже. Так и сделали. Люди изумлялись: ну и чудо! И кто придумал такую хитрость? Лягушка не вытерпела, разжала челюсти и заорала: «Это я!» К счастью, шлепнулась она в деревенский пруд. И здешним лягушкам сразу похвасталась, что здесь ненадолго, что у нее есть свои утки, на которых она особым способом летает на юг. Но зря она поджидала птиц весной. Те пролетели мимо, думая, что бедняжка разбилась о землю.
Читательский дневник по сказке «Лягушка-путешественница» Гаршина
Сюжет
Болотная лягушка захотела лететь с утками на теплый и сытный юг. Она велела двум птицам держать прутик, а сама посередине повисла на нем на челюстях. Квакушка так хотела, чтобы все восхищались ее умом, что попросила птиц снизиться. И крикнула удивленным людям, что сама все это придумала. Свалилась в пруд – и здесь расхвасталась перед лягушками. Будто чудесным способом летает на юг на утках. Да так в том пруду и осталась. Утки ведь думали, что она расшиблась.
Отзыв
В названии – ирония. Автор смеется над незадачливой путешественницей. Это сказка о хвастливой, тщеславной лягушке-фантазерке, чье путешествие длилось всего пару дней. Похвалы ей оказались важнее юга. Ее способ полета хорош, но без помощи добрых уток у нее ничего бы не получилось. Только чудом она осталась жива. Но и на новом месте взялась сразу врать.
Сказка учит быть любознательным, открывать мир, доводить дело до конца, думать, прежде чем что-то сказать и сделать. Учит скромности, правдивости, благодарности, искренности, смекалке, упорству и отваге.
План «Лягушка-путешественница»
- Квакушка в тихом болоте.
- Осенний перелет уток.
- Мечта о сытом юге.
- Изобретение лягушки.
- Жажда славы.
- Падение хвастливой лягушки.
- Вранье в чужом пруду.
- Забытая лягушка.
Вопросы по сказке «Лягушка-путешественница»
- В какое время года случились события в сказке? (осенью).
- Главный враг квакушки? (аист).
- Куда летела утиная стая? (на юг).
- Почему лягушка захотела лететь на юг? (там тепло и много мошек).
- За сколько минут лягушка придумала способ лететь без крыльев? (за 5 минут).
- Сколько верст утки должны были нести прут? (3 тысячи верст).
- Чем занимались люди в деревне? (уборкой хлеба, молотьбой ржи).
- Куда упала хвастливая квакушка? (в пруд).
- Где, судя по ее рассказам, побывала квакушка? (на юге).
- Вернулись ли птицы за квакушкой весной? (нет).
Дата изменения: 07 ноября 2021 в 18:49
Цель: создать условия для творческой работы над
текстом;
Задачи: — учить выявлять черты характера героя,
наделённые автором;
— развивать умение выборочно читать, читать по
ролям, отвечать на вопросы по содержанию;
— воспитывать интерес к чтению, положительные
черты характера;
Оборудование: рисунки учащихся к сказке,
предметная картинка “Лягушка”, набор карточек
“Черты характера”, телевизор, DVD- плеер, диск со
сказкой, фигуры лягушки;
Ход урока:
I.Организационный момент. Зрительная
проверка рабочих мест, состояние учащихся
II.Психологический настрой. Учитель:-
Пожелайте друг другу удачи улыбкой.
III. Вводная беседа.
Учитель:- Какую сказку вы прочитали на прошлом
уроке? Кто автор? Назовите главных героев
Дети:- Мы прочитали сказку В..М.Гаршина
“Лягушка-путешественница”.
Главные герои: лягушка, утки.
IV.Индивидуальные сообщения.
У.- На свете много видов лягушек. Послушайте
сообщение о самой большой лягушке – голиаф и о
самой маленькой – кокоа. (Приложение 1)
V. Постановка задач.
У.- А какой была наша героиня? Главная задача
нашей работы – выявить, какими чертами характера
наделил автор сказочную лягушку. Что нам поможет
в работе?
Д.- Нам помогут знание содержания сказки, наши
рисунки, наше внимание.
VI. Работа над сказкой (выявление черт
характера).
а) Просмотр видео – сюжета.
У. -Для этого, давайте заглянем в среду обитания
лягушки.
Внимательно посмотрите видео-сюжет и найдите
для него соответствующий отрывок из сказки в
учебнике.
(Смотрят сюжет и находят соответствующий
отрывок в учебнике.)
б) Выборочное чтение.
У.- Прочитайте, что доставляло наслаждение
лягушке?
Д.- Она наслаждалась тёплым мелким дождём.
У. -Что прервало её наслаждение дождём?
Д.- Утки.
У.- Зачем утки сели на это болото? Прочитайте.
Д.- Лететь ещё далеко: надо покушать.
в) Чтение отрывка учителем.
У.- Прослушайте небольшой отрывок, выделите
одну из черт характера лягушки?
Д.- Любопытство.
У.- Благодаря любопытству, что она узнала от
уток?
Д.- Она узнала, что такое юг.
У.- Послушайте, как это происходило.
г) Чтение по ролям. ( Два ученика читают диалог
уток и лягушки.)
У.- А что она придумала, чтобы осуществить свою
мечту? Расскажите.
д) Краткий пересказ. (Дети кратко пересказывают
отрывок из сказки.)
У.- При этом какая черта её характера
проявилась?
Д.- Изобретательность.
У.- Почему утки согласились нести её?
Д.- Её ум привёл уток в такой восторг, что они
единодушно согласились нести её.
е) Работа с выставкой рисунков. ( Приложение
2)
У.- Рассмотрите ваши рисунки. К какой части
сказки можно отнести их?
Д.- Полёт на утках.
ж) Самостоятельное чтение.
У.- Найдите в учебнике как это описано.
Прочитайте про себя и ответьте на вопрос: Какие
чувства испытывала лягушка в полёте?
У.- Какой должна быть лягушка, отправившаяся в
такое путешествие?
Д.- Смелая.
Физ. минутка: Утки стаей летели,
На лужайку тихо сели
Травку пощипали,
Букашек поклевали
И тихонько поднялись,
Полетели дружно ввысь.
з) Выборочное чтение.
У.- Видно ли было лягушке всё, что происходило
внизу?
Д.- Нет, утки летели высоко; она смотрела назад и
немного вверх.
У.- Как опять героиня проявила свою
находчивость, изобретательность, чтобы лучше
видеть то, что делается внизу?
Д.- Нельзя ли нам лететь не так высоко? У меня от
высоты кружится голова, и я боюсь свалиться, если
мне станет дурно.
и) Работа над выразительным чтением (просмотр
видео — сюжета)
У.- Найдите и прочитайте, как реагировали люди,
увидев необычное в стае уток. С какой интонацией
надо читать эти предложения?
Д.- Восклицать, радостно, удивлённо.
У.- Посмотрите видео — сюжет к этому отрывку,
правы ли ваши предположения; обратите внимание
на интонацию звучания голосов.
Д.- Действительно присутствует интонация
радости, удивления, восклицания.
У.- Скажите, что при этом думала лягушка?
Д.- Знают ли они, что это я придумала, а не утки.
У.- Какое качество помешало нашей героине
дальше лететь с утками на юг?
Д.- Хвастовство.
к) Озвучивание видео — сюжета (пересказ от лица
лягушки).
У.- Озвучите эпизод из мультфильма от лица
лягушки, как жилось ей на новом месте. Какое
качество проявляется в этом отрывке?
Д.- Болтливость, хвастовство.
У.- С какой интонацией надо озвучить, чтобы
передать это качество лягушки?
Д.- Быстро, с интонацией восклицания.
VII. Обобщение.
У.- Так какой вы себе представили лягушку?
(Дети обобщают знания по составленной схеме.) (Приложение 3)
а) Работа с пословицей.
У.- Прочитайте пословицу “Хвастовство само
себя наказывает”. Как понимаете пословицу?
У.- Подходит эта пословица к поведению нашей
героини?
Д.- Да, промолчала бы она, не стала кричать,
хвастаться, то долетела бы с утками до юга.
VIII. Творческая работа. ( Приложение
4)
У.- А сейчас давайте заглянем в нашу творческую
мастерскую. Ребята из первой группы будут
писателями и придумают другой конец сказки;
ребята из второй группы напишут письмо лягушке;
третья группа составит задачи про лягушек, уток;
на уроке математике мы их решим.
IX. Проверка творческих работ.
( Дети зачитывают свои работы, обосновывают
свой выбор)
X. Подведение итога урока.
У.- Чему учились сегодня на урок?