-
December 27 2010, 13:00
- Музыка
- Образование
- Литература
- Cancel
Волшебное слово
Алексей Битов (poziloy)
23 года назад умер радиоволшебник Николай Владимирович Литвинов.
Мы росли под его сказки. Любую из них он начинал примерно так: «Здравствуй, дружок. Сейчас я расскажу тебе сказку. Присаживайся поудобнее и слушай». А конце неизменно говорил: «До свидания, мой маленький дружок. Пиши мне по адресу…».
В детстве мы слушали Литвинова почти каждое утро. Особенно любили «Буратино»: «Был поленом, стал мальчишкой, обзавелся умной книжкой. Это очень хорррошо, даже очень хорррошо… » – таким буррратинистым голосом.
Хотите услышать ещё раз – пожалуйста: http://www.staroeradio.ru/collection.php?l=%D0%9B (там всё на букву «Л», и Литвинова вы найдёте быстро). Для кого-то, уверен, это будет отличный новогодний подарок.
Ещё можно зайти на http://www.staroeradio.ru/sr-player.php?id=11120;. Там Литвинов рассказывает о себе («Радио – моя жизнь»). Пересказывать не буду.
На сцене у Николая Владимировича почему-то не сложилось. Зато на радио… В «Золотом ключике» он не только буррратинничал, он был всеми по очереди, говорил на разные голоса и даже пел в дуэте с самим собой. А ещё были «Сказка о рыбаке и рыбке», «Стойкий оловянный солдатик», «История о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», Бажов, Гайдар и многое другое. Кем только не был Литвинов – волком и ёжиком, поросёнком и муравьём, всего не упомнишь. И он не читал, он именно играл. Играл только голосом, всегда разным. Радиоволшебник будто и не нуждался ни в пластике, ни в костюме, ни в гриме, ему было достаточно голоса. Играл зачастую не на запись, а прямо в эфир, без права на ошибку – случись что, никто не поможет. Не знаю, кто сумел бы это повторить, Литвинов был уникален.
Перевоплощения – это утром. А днём: «Радионяня, радионяня, есть такая передача…» Её давно уже нет, этой передачи, а многие до сих пор помнят. Волшебник Литвинов сотоварищи легко и весело учили нас, детей, всему на свете – от законов физики до правил дорожного движения. Эх, если бы нас в школе так учили! Там, в школах, встречались замечательные педагоги, вот только волшебников среди них, увы, не было.
Волшебники попадаются редко, а такие – тем более.
Свою последнюю запись Литвинов сделал 24 декабря 1987 года. Через три дня его не стало.
Волшебство ушло.
Сегодня ещё одна грустная дата: год назад умер Исаак Шварц. Он был автором музыки к более, чем 100 фильмам («Белое солнце пустыни», «Соломенная шляпка», «Звезда пленительного счастья»). Он умел превращать слово в песню, а это ведь тоже волшебство…
Перро Шарль — Кот в сапогах
Инсценировка сказка с уч. Н. Литвинова
Радиопостановка по сказкам Шарля Перро в исполнении выдающихся артистов советской эпохи. Спектакль «Кот в сапогах» радует новым прочтением старой сказки — с искрометно юморным Котом и уморительно недалеким маркизом Карабасом.
Кот — Н. Литвинов
Маркиз Карабас — Ю. Волынцев
Король Бубей 2-й — С. Цейц
Повар — М. Баташов
Принцесса — К. Румянова
Слуга — Д. Бородин
Людоед — Р. Плятт
Либретто: Д. Самойлов
Режиссер озвучания: А. Ильина
Композитор: Б. Чайковский
Музыка: инструментальный ансамбль под управлением Л. Гершковича
1964
«Кот в Сапогах» — сказка созданная Шарлем Перро в семнадцатом веке. В сказке «Кот в Сапогах» рассказывается о том, как младшему сыну мельника достался по наследству от отца, лишь кот. Но, этот кот оказался не простым, а предприимчивым и хитрым малым. Своей деловой хваткой, он повернул дело так, что его молодой хозяин, очень скоро стал богатым и титулованным господином, и самое главное, смог жениться на прекрасной принцессе…
Николай Владимирович Литвинов
«Здравствуй дружок! Хочешь я расскажу тебе сказку?…»
Это не из анекдота. Этот голос помнят те, кто был ребенком при только трех программах телевидения и трехпрограмном радиоприемнике……
Жил-был некогда такой артист – Николай Литвинов. Мало кто его помнит, мало кто его видел, а вот слыхали его все, кто жил со мной в одно и то же время, то есть лет сорок тому назад. Недавно тихо-скромно отметили столетний юбилей артиста, а надо бы было отметить как следует, поскольку на Литвинове, его сказках, историях и на сопровождавшей их хорошей музыке выросло не одно поколение. Это поколения не столько единомышленников, сколько одинаково в детстве ориентированных. Более всего актер Литвинов работал на радио, всего-то сказки читал, начиная так: « А сейчас, дружочек, я расскажу тебе сказку…» Числился артистом, а был, по большому счету, большим просветителем….
Биография Шарля Перро.
Так вот, давным-давно, в одной стране (она называется Францией) жили-были пятеро братьев. Они были так похожи друг на друга, что даже писали одинаковым почерком. Старшего брата звали Жан Перро, и он стал адвокатом. Пьер Перро стал главным сборщиком налогов. Клод выучился на врача. Никола Перро стал учёным богословом и математиком. А младший – Шарль Перро – посвятил себя делам государственным. Член французской Академии, физик, анатом, языковед…
Но государственные заслуги Шарля Перро скоро забылись, потому что запомнилось совершенно другое – сказки господина генерального секретаря. И запомнились они так крепко, что спустя много лет люди любят, ценят и снова и снова с удовольствием читают эти сказки.
Шарль Перро придумал необыкновенные истории и невероятные приключения, в которых участвовали и добрые феи, и злые ведьмы, и прекрасные принцессы, и простые добродушные девушки. И вот уже многие– многие годы эти героини знакомы людям всего мира. Люди ценят и любят сказки этого доброго и вдохновенного художника. Да и как не любить, как не ценить их, если в них, простых и ясных по сюжету, чувствуется душа великого мастера слова. Его сказки учат ценить подлинную красоту жизни, любить труд, добро, мужество, справедливость.
|
Перро Шарль — Рике с хохолкомЧитает Владимир Ларионов 1967 |
00:13:14 |
|
Перро Шарль — Кот в сапогахСказка в стихах муз. Чайковского |
00:38:09 |
|
Перро Шарль — Красная шапочкаИнсценировка сказка |
00:06:32 |
|
Перро Шарль — ЗолушкаМузыкально-литературная композиция З. Чернышевой 1978 |
00:46:41 |
«Мы рады вас приветствовать, товарищи ребята!
Конечно, если дома вы, а не ушли куда-то.
И просим вас немедленно оставить все дела:
«Радионяня» сегодня к вам пришла»…
И пускай эта передача предназначалась не только пионерам, но процентов 90 именно этих ребят в красных галстуках с удовольствием слушали радио. Я и сама из этих процентов :). Незабываемый голос Николая Владимировича Литвинова до сих пор в моей памяти. Хотя в то время и знать не знала, как зовут этого радиоволшебника, но всегда с улыбкой слушала его мягкое «Крибле, крабле, бумс!».
Литвинов родился 19 мая 1907 года в Тифлисе. Сын обрусевшей гречанки и кубанского казака из станицы Дондуковка и подумать не мог, что когда-нибудь он станет большим артистом, голос которого будут узнавать все советские мальчишки и девчонки. До 17 лет Коля жил в Тифлисе, естественно, что его речь была, как говорится, с «кавказским акцентом». Потребовалось немалое упорство в речевых тренировках, изучение русской сценической речи, чтобы избавиться от дефектов произношения. Коля уехал в Москву вместе с прибывшими в Тифлис на гастроли знаменитыми братьями Адельгейм, учился в институте (сейчас это ГИТИС), работал в разных театрах.
С 1932 года начал работу на радио. В качестве актёра он записал тысячи передач, в качестве режиссёра — подготовил множество радиоспектаклей по книгам Андерсена, Гайдара, Гоголя. Много лет Литвинов был главным режиссёром редакции радиовещания для детей Всесоюзного радио и участвовал в создании передач «Сказка за сказкой», «Моя любимая книжка», «Радиотеатр «Малыш», «В стране литературных героев», «Клуб знаменитых капитанов»…
1 января 1972 года в эфир вышел первый выпуск передачи «Радионяня». Литвинов говорил, что аудитория передачи — «дети от 8 до 80 лет». Он сам, и два его ученика Саша и Алик (актёры Лившиц и Левенбук), весело рассказывали о правилах математики, физики, русского языка, дорожного движения, этикета. Правила из учебников очень запоминались, ведь ведущие озвучивали их в виде задорных песен. «Если буква гласная вызвала сомнение, ты немедленно её ставь под ударение» и другие подобные стихи из песен, возникали в процессе глубокого изучения школьных учебников.
«Дорогие друзья мои, это я, сказочник. Со мной случилось чудо. — Я жил, жил на свете и все мне казалось, что я — добрый молодец. А как-то утром проснулся, оглянулся назад — у.. какая длинная дорога. И чего только на ней не было. И радости, и лихие беды, и тяжкие утраты, и дивные находки. Так, однажды я нашел светлую тропинку к вашим сердцам, да так и бреду тихохонько, радуюсь на вас. Как бы я хотел поблагодарить каждого из вас в отдельности и всех вместе. И как же хорошо, что на свете есть радио. Как отрадно мне думать, что вы меня сейчас слышите. А вы меня слышите?» (из письма радиослушателям).
Почему такой артист не снимался в кино? Когда-то, в 1937 году, Николай Владимирович исполнил эпизодическую роль в фильме «Пётр Первый», в дальнейшем постоянно отказываясь от предложенных ролей. «Я должен остаться невидимкой. Для каждого слушателя я выгляжу таким, каким он меня придумал. И я не имею права разрушать этот образ…» — так он объяснил свои отказы. И ведь он был прав! Слушая его голос, я представляла себе доброго седого дедушку, который обращался именно ко мне: «Хочешь, я расскажу тебе сказку, дружок?».
В период, когда Николай Литвинов руководил редакцией вещания для детей, объем детского вещания на советском радио достиг 255 часов в месяц, а весёлые стихотворения из «Радионяни» вошли во многие учебные пособия. Ну, а ещё, артист озвучил просто огромное количество мультфильмов!
Здравствуй, дружок!
Вот снова мы и встретились с тобой!
Сегодня я расскажу тебе сказку про мальчика, который не ел манную кашу. И не потому что не любил. А потому что ему не доставалось.
Всю кашу съедала мама мальчика.
Бывало наварит себе чуть-чуть, а сыну побольше, и как начнет есть свои чуть-чуть…
Так незаметно и всё сыночкино побольше съедает.
И выросла мама большая-пребольшая.
И глупая-преглупая.
Потому что манная каша ума-то не даёт! Она только тельце увеличивает…
И все смеялись над мамой мальчика.
Бывало, выйдет она во двор, а мальчишки ей кричат:
— Тётя, достань воробушка!
А то ещё хуже:
— Жир-трест-колбаса-на-веревочке-оса!
Мама горько плакала и убегала домой. А сыночка её успокаивал и всё думал, как маме помочь.
Однажды идёт он по улице, а навстречу ему таинственная старушка.
Она была одета во всё черное, а ногти на руках были синие! Старушка посмотрела на мальчика леденящим взглядом и сказала:
— Всё про беду твою знаю! И знаю, как помочь!
Мальчик очень испугался, но виду не подал, потому что очень любил свою маму.
— Как бабушка? Помоги? Я тебе так благодарен буду! Я тебе все запасы манной каши отдам!
Старуха ещё раз пронзительно пронзила его сверлящим взглядом, поковыряла в носу синим ногтем и, наклонившись к уху, прошептала:
— Пусть твоя мама пойдет на место силы. И там приложится. И всё как рукой снимет.
Мальчик ничего не понял, но подумал, что главное слова запомнить и маме передать. А мама взрослая, она поймёт.
Он горячо поблагодарил бабушку и вприпрыжку побежал домой. Обрадовать маму.
Мама как всегда ела манную кашу.
Прямо из кастрюльки.
Ладошкой.
Чтобы посуду не пачкать.
Думала, что никто не видит.
Увидев сына, она смутилась и говорит, ой, а я вот муху в каше нашла, сейчас её поймаю и выпущу в чисто поле!
Но мальчику было наплевать на муху и на кашу, и он быстро протараторил:
— Мама, тебе надо пойти на место силы, и там приложиться. И всё пройдет.
Мама так испугалась, что выронила кастрюльку из рук и пробормотала:
— А где это место силы?
Мальчик посмотрел на неё укоризненно и сказал:
— Мама, я ещё маленький, мне это знать нельзя. Это только для взрослых. Ты ведь взрослая…
Мама застеснялась. Ведь и вправду взрослая. И пошла искать место силы.
Вообще-то об этом месте все в городке знали.
Знали, но боялись туда ходить.
Люди поговаривали, что если пойдешь на место с плохими намерениями и приложишься….навек дураком станешь! Потому что это место нечистой силы!
Вот одна девочка пришла на место силы и стала новый телефон просить. А потом пришла домой и легла спать. А потом проснулась и ничего не понимает. В одном ухе тётенька всё время говорит, что абонент временно недоступен, перезвоните позже. А в другом, что абонент вне зоны доступа. И никак эта тётенька не затыкалась. Ни днём, ни ночью. И ничем девочку вылечить не могли. Пришлось её в психушку сдать!
Место нечистой силы мама нашла быстро.
Оно было прекрасно!
Красивая чёрная-чёрная ограда, клумба с цветами, урны без мусора. Дорожка, поросшая травой. А вдоль дороги фонари без света стоят! И тишина….
Мама застеснялась. Она всегда, когда что-то красивое видела, начинала стесняться. И даже близко подходить боялась… а вдруг не так подойдёт?
Но тут надо было сделать ЭТО! И надо было так сильно, что мама зажмурила от страха глаза, оставив маленькую щелочку, и осторожно вошла в место силы.
Ничего не изменилось. Ничего не колыхнулось. Не покачнулось.
Урны, фонари, тротуарные плитки, трава…
Давно здесь не ступала нога человека!
Мама озадаченно огляделась. Она искала к чему приложиться….
Вариантов было много.
Можно было приложиться к урне, фонарю, к дорожным плиткам, к траве.
На худой конец, можно было прильнуть к чёрной-чёрной ограде!
К чему, к чему прикладываются страждущие люди? Маме очень хотелось хоть с кем-то посоветоваться, но спрашивать было некого.
Мама была совершенно одна и в ближайшие триста лет место силы никто посещать не собирался…
И тут маму осенило. Что это за странная распупыженная раскоряка посреди места силы? Раскоряка, увешанная ленточками и прочей фигней?
Мама подошла поближе и увидела…да, наверное, скорей всего и определённо это было дерево силы.
И, наверное, надо было приложиться к нему и попросить горячо-горячо.
Мама стала приседать и подпрыгивать, чтобы приложиться как можно тщательней.
Чтобы уж приложиться так наверняка!
Чтобы без обману!
Пока мама прикладывалась, она напрочь забыла, что хотела попросить у места силы.
Знаешь, дружок, так бывает.
Когда волнуешься сильно, к чему-то готовишься, то как-то забываешь, а к чему ты, собственно, готовишься, и зачем волнуешься… У взрослых это часто происходит…
Так и мама, совсем забыла, зачем она на место силы пришла.
И припав к раскоряке, она с ужасом поняла, что все умные слова забыла, а помнит только какую-то глупость…фразу дурацкую: «Ну, чтобы всё!»
А что всё, куда всё, зачем всё – не помнит.
В страшном смущении, мама припала к раскоряке и закричала:
— Ну, чтобы всё!
И ринулась бежать из места силы, по которому не ступала нога человека.
Мама бежала очень сильно.
Ей казалось, что какая-то злобная сила хватает её за все места и тянет назад.
Мама дрыгала руками и ногами, пытаясь отбиться от гнусной прилипалы. Крутила головой и попой. Пыталась покрутить грудью, но не получилось.
Было тяжело.
Ведь последние 10 лет мама вообще ничем не крутила. Она целый день ела манную кашу и теряла интерес к жизни.
Когда мама прибежала домой, было уже поздно.
Над городом занималась заря.
Усталая, но счастливая мама пнула дверь ногой.
Мальчик не спал. Он ждал маму.
— Мама! Какая ты красивая! – только и успел вскрикнуть мальчик.
А мама подбежала к зеркалу и не узнала себя.
Пока она бежала, крутя всем, чем можно крутить, её фигура подтянулась, лицо раскраснелось, глаза засверкали яростным огнём.
— Место силы, место силы помогло, — лепетал потрясённый малютка.
— Это ты мне помог! – прошептала мама-красавица и обняла своего мальчика.
И стали они жить-поживать и добра наживать.
Вот и всё, дружок.
Напиши, понравилась ли тебе сказка.
Лучшие комментарии мы отправим в «Пионерскую зорьку» и о тебе узнают все пионеры страны.
До свидания.
Твой добрый Сказочник.
Прим. редакции.
Место силы – реально существующий в г.Сосновый Бор сквер культуры и отдыха трудящихся.
Без скамеек, без света, без деревьев, без культуры и без трудящихся.
Построен в 2004 г. Долгое время находился под замком.
За это время в сквере побывали 15 пар новобрачных, которые нацепили на малую архитектурную форму какие-то символы и убежали.
Местонахождение новобрачных до сих пор неизвестно.
Не охраняется государством.
Не посещается населением.